Презентация - Античная культура (3 части). Античная культура культурное наследие Рима

  • Дата: 16.02.2024

Cлайд 1

Cлайд 2

Еще в конце неолита в Европе начался переход от стадии дикости и варварства к первым цивилизациям. Проявления такого перехода прослеживаются уже в третьем и втором тысячелетиях до новой эры. Но все же временем расцвета древних цивилизаций принято считать первое тысячелетие до новой эры и первую половину первого тысячелетия новой эры. Это объясняется последствиями неолитической революции, наступлением медного (достаточно вспомнить Гомера, в поэмах которого почти на каждой странице упоминается то медноострое копье, то медный щит, то даже «меднобогатый град»), а затем бронзового века. Но особенно большую роль в наступлении этапа древних цивилизаций сыграл переход к железному веку, произошедший как раз в начале первого тысячелетия до новой эры. Применение железа дало новый стимул развитию производства, вызвало к жизни новые формы хозяйственной деятельности людей.

Cлайд 3

Не меньшие изменения произошли в этот период и в духовной сфере, касающейся образа жизни человека, его быта, обычаев, нравов, представлений о морали, переоценки ценностей. Изменились и взаимоотношения в семье и обществе, возник новый тип сознания. Произошло становление государственности, связанное с переходом к первому классовому обществу - рабовладельческому. Впрочем, все сказанное никак нельзя отнести к Европе в целом, поскольку большая ее часть по-прежнему находилась на стадии варварства. Когда говорят о переходе к этапу цивилизации, обычно имеют в виду только район европейского Средиземноморья, где сложилась греко-римская цивилизация, которую итальянские гуманисты эпохи Возрождения назвали античной (от лат. «антиквис» - древний).

Cлайд 4

Точнее, видимо, было бы вести речь о трех последовательных цивилизациях в этом регионе. Во-первых, о древнегреческой (третье тысячелетие - конец IV в. до н.э.) с подразделением ее на древнейший, гомеровский, архаический и классический периоды. Во-вторых, об эллинистической (конец IV - I в. до н.э.), представлявшей своего рода симбиоз греческой культуры с культурами Древнего Востока и территориально вышедшей далеко за пределы Европы. И, в-третьих, о римской цивилизации (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), которую в свою очередь подразделяют на этрусский, царский, республиканский и императорский периоды. Античная цивилизация оказала огромное влияние на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами Всемирного наследия. И хронологически, и территориально их можно подразделить на памятники Древней Греции и эллинизма и памятники Древнего Рима.

Cлайд 5

ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.

Cлайд 6

ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО РИМА Памятники Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей европейской цивилизации. И вполне можно согласиться с профессором-географом Е.Н. Перциком, что в искусстве Древнего Рима - архитектуре, скульптуре - как бы «оживает» география величайшей рабовладельческой державы, заложившей вместе с Древней Грецией, по словам Энгельса, «фундамент современной Европы».

Cлайд 7

Памятники Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.

Античная культураЧАСТЬ 2
Амурская область, Бурейский р-он.
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ МХК МОБУ Новобурейской СОШ № 3, Рогудеева Лилия Анатольена составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2010г. 2015 год

Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.
Живопись Древней Греции
Древнегреческая живопись. Чернофигурные вазы

Вазы чёрнофигурного стиля. Архаика.
Вазопись

Краснофигурная амфора

5 век до н.э. Ранняя Высокая Поздняя
Классика

Храмы дорического ордера

1. Храм Зевса в Олимпии (468-456 гг. до н. э.).

Массивный и величественный Храм Зевса
Руины храма Зевса в Олимпии

В святилище Зевса находилась и его знаменитая статуя работы Фидия, выполненная из золота, слоновой кости и дерева. Некогда она считалась одним из семи чудес света. Сегодня же среди шедевров высокой античной классики таким чудом света предстает афинский Акрополь (V в. до н.э.).

Статуя Зевса в Олимпии

В древности греки вели летоисчисление на основании регулярных спортивных состязаний - олимпийских игр, получивших свое название от города Олимпии на Пелопоннесе.

2. Афинский Акрополь состоял из нескольких великолепных строений. Он был поставлен на возвышении, как будто специально созданном природой – крутом холме с плоской вершиной.
Реконструкция афинского Акрополя

В облике Акрополя воссоздан художественный идеал, отражающий дух высокого и благородного эллинизма. Гордо вознесшись над окружающим миром, этот архитектурно - скульптурный ансамбль поражает свободной живописной планировкой зданий при сохранении единства композиции всего комплекса. Он прославляет волю и интеллект человека, его способность творить стройный порядок и красоту в хаосе природы.

В ансамбль афинского Акрополя входит несколько мраморных сооружений. Над крутым склоном холма воздвигнуты знаменитые Пропилеи, торжественно предваряющие вход на Акрополь. На выходе из Пропилей возвышался 17,метровый колосс Афины Промахос (Афины воительницы), изваянной Фидием. Главный храм Акрополя - Парфенон - совершеннейшее творение архитекторов Иктина и Калликрата при руководстве Фидия. Образ Парфенона поражает безупречной ясностью и простотой.

Горожане, поднимающиеся сюда в дни больших праздников, сначала проходили через Пропилеи. Это здание с колоннами служило парадными воротами. В боковых пристройках находились духовные сокровища Афин: старинная библиотека и картинная галерея. Тут же был устроен маленький но очень красивый храм богини Победы – Ники.

Пройдя через ворота, афиняне выходили на большую площадь, посреди которой стояла бронзовая статуя почетной горожанки, богини Справедливости – Афины.

Созданный в дорическом стиле, храм окружен легкими колоннами (восемь по фасадам и семнадцать по боковым сторонам); стройность и соразмерность частей и целого в этом огромном сооружении кажутся идеальными. Следует добавить, что в древности для афинян Парфенон не только олицетворял религиозную идею, но и был символом торжествующей демократии: по преданию, небожительницу Афину греки почитали первой гражданкой города и сами избрали ее своей покровительницей.

Ей же был посвящен и главный храм Акрополя – Парфенон, жемчужина мировой архитектуры.. Он как бы парил в воздухе над Акрополем так же, как Акрополь возвышался над столицей Греции.

В. Поленов. «Парфенон. Храм Афины Парфенос»

На первом выступе скалы к Пропилеям прилегает храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Афиняне решили навечно сохранить победу в городе и поэтому лишили богиню крыльев. Небольшой храм со стройными ионическими колоннами отличается легкостью и изяществом.
3. Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос, зодчий Калликрат, 449-421 до н.э. Афины.

Последним шедевром Акрополя был храм Посейдона и Афины - Эрехтейон.

1. Повторите по курсу истории и расскажите, когда возникла древнегреческая цивилизация. Как развивалась общественная жизнь в городах Древней Греции? Что такое рабовладельческая демократия? 2 Какие мифологические сюжеты отражают основы религиозного миро понимания древних греков? Какое из великих античных творений воплотило миф о борьбе богов и титанов? Назовите имена боговолим пийцев и расскажите, какими сферами жизни они ведали? Подготовьте сообщение об Аполлоне и его музах (домашнее задание). 3. Какие мифологические сюжеты отражают основы религиозного миропонимания древних греков? Какое из великих античных творений воплотило миф о борьбе богов и титанов? Назовите имена богов-олимпийцев и расскажите, какими сферами жизни они ведали? Подготовьте сообщение об Аполлоне и его музах (домашнее задание).

4. Почему древний этап развития античной художественной культуры Древней Греции назван гомеровским? 5. Какие виды ордера изобрели греки? Расскажите о древнегреческой архитектуре. 6. Что скрывается под «архаической улыбкой» куроса и коры? 7. Расскажите о древнегреческой вазописи. 8. Расскажите об афинском Акрополе. Какие памятники Парфенона дошли до наших дней?


























1 из 25

Презентация на тему: Античная культура

№ слайда 1

Описание слайда:

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА Античностью называется полуторатысячный период от возникновения в 1 тыс до н.э. Древней Греции до гибели Римской империи в V в. н.э. Античной культурой называют культуру Древней Греции Древнего Рима в соответствующий исторический период. Эгейская (крито-микенская культура) – III-II тыс. до н. э. Культура Древней Греции – XI-I вв до н.э. - гомеровский период – XI-VII вв до н.э. - архаический период – VII-VI вв до н.э. - классический период –V-IVвв до н.э. - эллинистический период – IV- I вв до н. э. 3. Культура этрусков - VIII-VI вв до н.э. 4. Культура Древнего Рима - V в. до н.э.- V в. н.э. - период республики V – I вв. до н.э. - период империи I в. до н.э. – V в. н.э.

№ слайда 2

Описание слайда:

Эгейская культура. Крит. Микены. Эгейское искусство, которое иногда называют крито-микенским, - плод культуры, возникшей в бронзовый век в бассейне Эгейского моря: на островах этого моря, в материковой Греции (на полуострове Пелопоннес) и на западном побережье Малой Азии. Главным центром его был Крит, а затем - Микены.

№ слайда 3

Описание слайда:

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТСКАЯ МИКЕНСКАЯ (минойская) (ахейская) Остров Крит Материковая Греция Малая Азия Города Кносс, Фест города Микены, Тиринф город Троя 1. Вам наверняка знакома фраза «Платон мне друг, но истина дороже». Кто и по какому поводу её произнёс? 2. В каких греческих легендах и мифах упоминается остров Крит?

№ слайда 4

Описание слайда:

Микены достигли наивысшего подъема между XVI и XIII в. до н. э., значит, процветали и после крушения Крита, где, по-видимому, возникло эгейское искусство. Но Микены были раскопаны до критских дворцов, и потому человека, открывшего Микены, следует считать первооткрывателем эгейского культурного мира. Этот человек -немец Генрих Шлиман (1822- 1890). Увлеченность его принесла успех делу, в которое, кроме него, долго никто не верил. Еще ребенком Генрих Шлиман объявил отцу: - Я не верю, что ничего не осталось от Трои. Я найду ее. И нашел... Но до этого он еще совершил много дел. Сын скромного пастора, оставшегося под конец жизни без всяких средств, Генрих Шлиман был вынужден бросить школу, чтобы зарабатывать на пропитание. Затем он мало-помалу преуспевает в коммерции, становится обеспеченным человеком и, наконец, наживает значительное состояние. Другим его достижением в это время было знание языков. По своей собственной системе он изучает язык за языком. Знание языков помогло Шлиману в его торговых операциях, а нажитые им миллионы позволили ему приступить к осуществлению заветной мечты: из-под пластов земли, нагроможденных тысячелетиями, открыть развалины великого города вместе с сокровищами его царя. Он приступил к раскопкам в месте, которое наиболее соответствовало описаниям Гомера. То был Гиссарлыкский холм на малоазиатском побережье Эгейского моря. Он нашел золотой клад, решил, что это сокровища царя Приама, и объявил, что нашёл Трою.

№ слайда 5

Описание слайда:

Впоследствии оказалось, что Шлиман ошибся: град Приама лежал выше того, который он принял за Трою. Но подлинную Трою, хоть и сильно попортив ее, он все же откопал. Найденный же Шлиманом клад принадлежал царю, жившему за тысячу лет до Приама. А затем Шлиман отправился на Пелопоннес, опять-таки следуя указаниям Гомера, чтобы открыть Микены, где царствовал некогда победитель троян, вождь ахейцев и предводитель союзного войска, «владыка мужей» Агамемнон. Шлиман откопал Микены и нашел там в царских могилах сокровищницу с грудой бесценных золотых украшений. Быть может, не самого Агамемнона, но Шлиман мог объявить с полным правом: «Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и не подозревал». Славы Шлиман достиг беспримерной, можно сказать, что он был одним из самых знаменитых людей своего времени. А на Крите английский археолог Артур Эванс продолжил и завершил его дело.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Кносский дворец В начале II тыс. до н. э. на Крите строили много дворцов. Дворец представлял собой большую группу построек, возведенных вокруг внутреннего двора и предназначенных как для религиозных, так и для светских надобностей. Дворец мог служить резиденцией правителя и центром управления всей области. Он был одновременно и городом, и крепостью. Дворцы были в нескольких критских городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Мали и Като-Заро. Для всех критских дворцов характерен целый ряд общих черт. Внутренний двор представлял собой прямоугольник со сторонами 52 на 28 метров. Почти все дворцы ориентированы по сторонам света - их внутренний двор вытянут с севера на юг. Каждый дворец ориентирован на «священную гору», хорошо видимую из него.

№ слайда 8

Описание слайда:

Критское искусство избегает неподвижности, тяжелых опор, подчеркнуто стабильных конструкций. Несмотря на громадные размеры дворцов и кажущуюся простоту конструкций, эти сооружения довольно сложны. Разнообразные внутренние помещения соединяются между собой самым причудливым образом, а длинные коридоры неожиданно приводят в тупики. Этажи соединяются множеством лестниц. Путешествие посетителя по дворцу - с его контрастами света и тьмы, замкнутости и открытости, сумрака и звучных, сочных красок, беспрестанных подъемов и спусков - напоминает саму жизнь с ее непредсказуемостью и безостановочным движением.

№ слайда 9

Описание слайда:

Перед западным фасадом Кносского дворца располагалась театральная площадка для ритуальных сценических действ, там же устраивались многолюдные праздники. По всей вероятности, дворцы считались земным отражением мест обитания небожителей, к последним причисляли богинь, которым поклонялись в святилищах. В святилищах совершали жертвоприношения, обрядовые трапезы, богам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток. Хотя во дворцах жили цари, не исключено, что сооружения эти считались собственностью богинь. Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга (а зачастую сына-супруга) богини. Жена правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.

№ слайда 10

Описание слайда:

В Кносском дворце главный вход, Коридор Процессий, был украшен росписью, на которой богине подносят дары и новое одеяние. Праздники, которые устраивались в связи с началом нового года, были весьма популярны в древности. В Кноссе в шествии дароносцев принимали участие, по большей части, юноши. Они несли драгоценные сосуды и специальный дар - критскую юбку-брюки для «новорожденной» богини. Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках критские символы власти - двойные секиры (лабрисы), от которых, видимо, и произошло название дворца - Лабиринт (Дворец Лабрисов).

№ слайда 11

Описание слайда:

МИКЕНСКИЕ ДВОРЦЫ Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес, сложенные из огромных глыб природного камня. Такая кладка называется «циклопической». Микенские дворцы по своей структуре значительно отличаются от критских - их формы просты и строги. Дворцовое здание представляет собой мегарон - вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имеющее внутреннего двора. Здание состоит из трех основных помещений, нанизанных на основную ось.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

К числу величайших достижений микенского искусства принадлежат памятники погребального искусства. Рядом с микенским дворцом находился царский некрополь (гробница). Некрополь находился ниже уровня дороги и имел форму круга, обнесенного каменным кольцом. В этих некрополях, датируемых XVI в. до н. э., хранились все богатейшие сокровища микенских царей. В каждом «круге» имеется несколько глубоких шахтовых гробниц, где были погребены члены царского рода. Гробницы имеют прямоугольную форму, сделаны весьма грубо, не имеют даже внутренней обкладки стен камнем. В погребениях найдены золотые маски, сильно стилизованные, но ясно передающие черты микенских правителей. Ярко выраженные индоевропейские черты иногда по-настоящему благородны (маска Агамемнона).

№ слайда 14

Описание слайда:

Образы критян на фресках во дворцах соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, словно готовые переломиться. Участники священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув головы и отклонив торс назад. Мужские фигуры покрашены в оттенки коричневого, женские – в белый. ШЕДЕВРЫ ЭГЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Описание слайда:

Богиня появлялась из подводного мира, где переживала временную смерть, о чем свидетельствуют изображенные в простенках срезанные лилии. Сама богиня изображена как бы в «переходном» состоянии - в простенке у двери, соединяющей комнаты. Жрица торжественно шествовала в угол комнаты, где на одном из восьми окон помещался алтарь, украшенный в критском стиле дельфинами, ныряющими среди коралловых рифов. Сюда же, к алтарю, юноши-жрецы несли связки рыб. соответствующий исторический период.

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

На фреске, изображающей «Таврокатапсию» - ритуальный бой с быком - с быком сражаются не только мужчины, но и женщины. Богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сына-супруга. Она ежегодно приносила его в жертву на подобном празднике - чтобы он, отживший годичный цикл, мог родиться вновь. Фреска с таврокатапсией показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Ему чужды застывшие позы, остановившиеся взгляды и самоуглубленность - т. е. все то, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья. Для критского искусства важен момент, верно схваченное движение, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спиной быка, вот бык уже пронзил рогом одну из своих противниц.

№ слайда 21

Описание слайда:

ЭГЕЙСКАЯ КИКЛАДСКАЯ СКУЛЬПТУРА В III тыс. до н. э. высокого расцвета достигло искусство островов Эгейского моря и побережья Малой Азии. Всеобщую известность приобрели так называемые кикладские идолы («Арфист»). Это мраморные статуэтки, найденные в погребениях Киклад, а также на Крите и в Балканской Греции. Идолы - иногда миниатюрные, а порой достигавшие полутораметровой высоты - представляют собой фигуры обнаженных людей, стоящих в скованных позах («Великая богиня»). Эти боги должны были помочь умершим обрести новую жизнь. Статуэтки с соединенными ногами, слабо намеченными руками и грудью завершаются весьма условным изображением головы, на которой выделяется только нос. Исследователи предполагают, что остальные черты лица наносили красками, однако их следы не сохранились.

Описание слайда:

ВАЗЫ СТИЛЯ «КАМАРЕС» Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту. В пифосах хранили зерно, воду, вино. У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам. Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично.

№ слайда 24

Описание слайда:

Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы - лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Замечательны композиции, представляющие цветы, склонившие свои головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название - вазы «камарес».

Вопросы для рассмотрения Природные, социальные и религиознодуховные факторы развития
древнегреческой культуры
Основные черты, достижения и мировое
значение культуры Древней Греции
Особенности культуры Древнего Рима

Античность

от лат. antiquus – древний
греко-римская древность, культурное
наследие Древней Греции и Рима.

Античный мир

цивилизация в бассейне Средиземного моря,
Причерноморья и сопредельных стран
Конец 3 тысячелетия до н.э. – сер. 5 века н.э.

Переодизация истории и культуры Древней Греции

Крито-Микенский – к.III – II тыс. до н.э.
Гомеровский – XI-IX вв. до н.э.
Архаический – VIII-VI вв. до н.э.
Классический – V-IV вв. до н.э.
Эллинистический – к. IV в. до н.э. – 30-е гг. I
в. до н.э.

Территория Древнегреческой цивилизации

Балканское, Фракийское, Малоазийское
побережья Эгейского моря + острова

Греческая народность

Ахейцы
Дорийцы
Ионийцы
Эолийцы
один язык
осознание
принадлежности
к одной цивилизации

параметры новой системы духовных ценностей

рационализм мышления древних греков,
осознание ценности человеческой
личности,
прославление активности, смелости и
умения человека в борьбе с природой,
чувство неразрывной связи гражданина и
полиса,
понятие свободы, как высшей
нравственной ценности.

Религиозная система

политеизм,
антропоморфизм,
различные культы
космизм,
природное начало.

Греческие Боги

могущественны, но не всемогущи,
подчиняется высшей силе – судьбе.
близки человеку, (антропоморфные
образы, могут вступать с людьми в брачные
отношения.
главное назначение – помогать человеку в
его трудной жизни, а не использовать его
лишь для служения себе

Олимпийский Пантеон (от греч. pan - все и theos – бог)

Зевс и Гера,
Посейдон и Деметра,
Гермес и Афина,
Арес и Афродита,
Аполлон и Артемида,
Гефест и Гестия.

статуи победителей Олимпийских игр.

Полис

город-государство,
экономическая основа - земледелие,
автаркия,
развитые товарные отношения
по площади 10 на 10 км.,
5-10 тыс. населения,
социально-неоднороден

Главная особенность полиса

наличие гражданского коллектива –
объединения полноправных граждан.
гражданином полиса мог быть лишь
человек, имеющий земельный участок в его
границах
Высший орган власти и управления
полисом – народное собрание (агора)

Особенности культуры Древней Греции

полнота, разнообразие и известная
законченность всех составных частей
культуры (литературы, искусства,
философии);
гуманитарная направленность культуры;
большой вклад греков в сокровищницу
мировой культуры, создание шедевров,
обогативших культурное творчество
последующих поколений.

Древнегреческий театр

возник на основе народных песен и плясок
в честь бога Диониса.
Из обрядовых песен, которые пели,
одевшись в козлиные шкуры, родилась
трагедия (трагос – козел, ода – песня);
из озорных и веселых – комедия.

Составляющие театрального сооружения

Театрон – места для зрителей
Скена – «гримерка»
Орхестра - сцена

Авторы - классики

Эсхил (трагик) - «Персы», «Прикованный
Прометей»;
Софокл (трагик) - Царь Эдип», «Антигона»,
«Электра»;
Еврипид (трагик) - «Медея», «Ипполита»,
«Ифигения в Авлиде»
Аристофан (комедиограф) - «Мир»,
«Женщины в народном собрании»,
«Всадники»

Ордерная система архитектуры

Ордер – определенное сочетание несущих
и несомых частей стоечно-балочной
конструкции, их структура и
художественная обработка
Архаический период - дорический и
ионический.
Классический период - коринфский

Дорический орден

Ионический ордер

Коринфский ордер

Ордеры

храм Парфенон (храм Афины-девы - воздвигнут в 447-438 гг. архитекторами Иктином и Калликратом)

храм Парфенон (храм Афиныдевы - воздвигнут в 447-438 гг.
архитекторами Иктином и
Калликратом)

Эрехтейон (храм Посейдона Эрехтея – воздвигнут в 421-406 гг. до н. э.).

Греческая скульптура

Материал: мрамор, бронза, слоновая кость,
дерево, золото, глина
Изобразительный канон: лицо –
продолговатое, прямая переносица, глаза
миндалевидной формы, пухлые губы,
серьезное, спокойное выражение
Идея мимесиса (подобия)

Мирон «Дискобол»

Фидий «Зевс», «Афина-дева»

Пракситель «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом»

Леохар «Аполлон Бельведерский», «Артемида»

Живопись

открытие правил линейной перспективы
обогащение живописных приемов
светотенью
Зарождение станковой картины
(использование темперы (краска,
смешанная на основе яйца или желтков,
соков растений, или вода+клей) для письма
по грунтованным доскам).

Наука

Философия -материалистическая
концепция Демокрита, идеалистические
системы Сократа и Платона, философская
теория Аристотеля.
История – Геродот («отец истории») описывает греко-персидские войны,
Фукидид - «История Пелопонесской войны»
в восьми книгах

эллинистическая культура

греческое оформление в сочетании с
местными традициями
общегреческий язык – койне, как средство
межнационального общения
новое мировоззрение – космополитизм (от
греч. слова «космополитес» - гражданин
мира)

культура древнего Рима

период Республики (с 509 г. до н.э. по 31 г.
до н.э.)
период Империи (30 г. до н.э. по 476 г. н.э.)

этруски

искусство градостроения,
настенная монументальная живопись,
скульптурный и живописный портрет.

культурное наследие Рима

скульптурный портрет
монументальные инженерные сооружения
многоэтажные сооружения со сводчатыми
и купольными перекрытиями
высокохудожественные стенные росписи
(Помпейские)

Тосканский ордер

Помпейские росписи стили

инкрустационный, (II в. до н.э.) - имитирует
облицовку стен квадратами разноцветного
мрамора и яшмы
Архитектурно – перспективный (80 – е гг. до н. э.) стены оставались гладкими и расчленялись
живописно – иллюзорно
Ориентализирующий(период империи) строгость, изящество и чувство композиции
декоративный стиль(с сер. I в. н.э.) –пышность,
декоративность, богатство орнаментальных
мотивов

Характерные черты древнеримской культуры

широкое использование достижений покоренных народов
наряду с собственной культурной традицией;
динамизм и изменчивость;
воплощение идеи величия Рима, культа императора,
военно-исторической памяти;
гигантизм; утилитарная или развлекательная
направленность при меньшей художественности;
большая зависимость художника от заказчика;
рациональность, функциональность, прикладной характер
меньше одухотворенности и эмоциональности (по
сравнению с Греческой культурой)


Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. В представлении римлянина каждый предмет, каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов.


Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями – храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима.


Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика, обработка драгоценных металлов и бронзы.


Античная культура - уникальное явление, оказавшее огромное влияние на развитие всей европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.