История становления и этапы развития ГО в РФ. Понятие, принципы организации и ведения ГО. История развития гражданской обороны россии

  • Дата: 13.10.2019

Гражданская оборона – это система мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей военного времени, но и от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и террористического характера.

С детства хорошо знакомые слова «гражданская оборона» тесно связаны со всем, что касается безопасности жизнедеятельности человека в условиях постоянного риска экстремальных и военных угроз. В таких ситуациях население любой страны не смогло бы ощущать уверенность в быстром восстановлении стабильности, когда отсутствует специально разработанный режим противодействия.

В нашей стране датой официального признания данной сферы деятельности признан день 4 октября 1932 года. Это дата публикации Совнаркомом первого нормативного Положения, а 2017 год – это год 85-летнего юбилея.

Становление и развитие

О том, почему история развития гражданской обороны в России началась с осуществления действий противовоздушной направленности и о том, как зарождались основы грамотного поведения человека в экстраординарных ситуациях, следует знать каждому, кто живет в XXI веке. Ведь это век подвержен экологическим, техногенным, межнациональным, межэтническим и другим потенциальным опасностям.

Человечество воюет на протяжении всей своей сознательной истории существования. По подсчету историков только за последние пять с половиной тысячелетий прошло около 15 тысяч войн. За этот же период – всего 292 года были для планеты кратковременными периодами относительно мирной жизни.

Эволюция и технический прогресс, помимо объективной пользы, подвергают гражданское население еще и опасности. Статистика погибших на протяжении XX века гражданских лиц свидетельствует, что если в Первую Мировую их процент равнялся пяти, то во время Второй Мировой цифра выросла в десять раз, а во время военных действий во Вьетнаме дошла до 90%.

Почему общегосударственные функции стали общегражданскими?

Государство во все времена принимало на себя обязанности осуществлять оборонные действия в случае угроз со стороны иностранных захватчиков. По мере совершенствования и роста разнообразия видов оружия, а также – стратегических и тактических технологий, возникла необходимость привлечения гражданского населения к участию в оборонительных мероприятиях. И, если в Древнем Риме император Август набирал свою гвардию из профессиональных воинов, не доверяя местному населению, которое считал «развращенным» культурой, то XX век внес свои коррективы в данный вопрос.

В Великобритании времен Первой Мировой войны уже применялось понятие «гражданская оборона», потому что усилий воинских подразделений было явно недостаточно.

Развитие авиации поставило Советское государство перед необходимостью деятельности специальных точек, в которых граждане снабжались инструкциями о том, что делать, чтобы не отравиться ядовитыми газами, было организовано обеспечение противогазовой жидкостью и защитными масками. Предпосылки для дальнейшего формирования и развития будущих пунктов ГО были заложены в 1915 году в дореволюционном Петрограде, а продолжены в 1918-ом.

Не только Петроград стал форпостом деятельности оборонных мероприятий, в которых принимало участие мирное население. Одесским военным округом были предприняты важные шаги. С появлением аэростатов во многих местах были сформированы пункты службы воздушного наблюдения, позволяющие информировать граждан о приближающейся опасности и необходимости принятия мер.

Молодая ГО СССР решает самые насущные задачи!

После выхода «Положения» от 1932 года история развития гражданской обороны в России в мировом сообществе стала набирать обороты.

Уже тогда задачами данного вида деятельности становились следующие мероприятия:

  • организация обучения населения действиям во время бомбежек (тушение пожаров, укрытие в , оказание первой медицинской помощи);
  • подготовка запасов топлива для детских учреждений;
  • изучение возможностей эвакуации нетрудоспособных граждан;
  • организация восстановительной деятельности коммунальных служб, разборка завалов;
  • освоение основ ;
  • захоронение тел.

Многие функции добавились с началом II Мировой войны. В ее начале более 200 законодательных актов, направленных на совершенствование структуры МПВО утвердили правительство совместно с Госкомобороны. Например, изданное в начале июля 1941 года Постановление призывающее к всеобщей обязательной подготовке населения в области местной противовоздушной обороны. Этот документ стал важным шагом становления и развития гражданской обороны в нашей стране.

Основными мероприятиями МПВО было осуществление ликвидации очагов возгорания, необходимая помощь раненым, предупреждение населения о скорых воздушных налетах. Когда была оборона Москвы (1941-1942 г.) люди входящие в МПВО обезвредили около 40 тысяч зажигательных бомб, ликвидировали свыше 2 тысяч пожаров и 3 тысячи крупных аварий, спасли большое количество людей из завалов. Только в Москве силы МПВО насчитывали 650 тысяч человек.

Этапы послевоенной деятельности

Российская организация ГО претерпела значительные изменения в июле 1961 года, когда стала реальной ядерно-ракетная угроза. Масштаб функционирования возрос до общегосударственного, структура действия распространилась на все территории страны. Необходимо было решать, какие меры способствуют эффективной эвакуации людей и их спасению в тех случаях, когда оружие массового поражения будет применено.

Правительство конструктивно реагировало на все социально-политические перемены. Март 1976 г. стал годом реформационного «Положения о Гражданской обороне СССР». Масштаб деятельности принял широкий охват, в министерствах и ведомствах на местах была проведена реструктуризация, в результате которой образовались новые отделы, призванные решать задачи бесперебойного функционирования всех хозяйственных отраслей даже в ситуации войны.

Трагедии в Чернобыли и Спитаке потребовали активного участия всех структурных единиц ГО СССР в ситуации крайнего экстрима и последующего рассмотрения методик сотрудничества с представителями зарубежных стран, имеющих подобный опыт. Нормативные акты и рекомендации по дальнейшей оптимизации деятельности отрасли интенсивно видоизменялись, как изменялась и сама отрасль.

Издавалась специальная литература и ОГП (общегосударственная подготовка) шла полным ходом. Наконец, в 1987 году, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. «О мерах по коренной перестройки». Как следствие – еще один важный шаг: организация региональных и областных постоянно действующих чрезвычайных комиссий, регулирующих вопросы специальных мобильных отрядов и соединений, всегда готовых к принятию экстренных мер.

На современном этапе

Дальнейшее становление и развитие гражданской обороны, соотносится с развитием общеполитической системы страны. Распад Союза совпадает с ликвидацией существующего формирования и последующим возникновением Гражданской Обороны Российской Федерации. 1996 год становится временем воплощения мер по формированию системы в ее новом облике. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» дает информацию по контрольным показателям численности и состав войск, определяет возможности доукомплектования, предусматривает меры по деструктуризации и обновлению идейного содержания деятельности.

Структурные изменения в корне изменили статус ГО: из структуры корректирующей направленности она становится контролирующей структурой.

Дальнейшие изменения в тактике и стратегии разрешения военных конфликтов (появление высокоточного инфразвукового оружия, беспилотников, роботизированных морских судов и так далее) стали толчком для последующих преобразований в системе ГО РФ.

Сегодняшние перспективы и задачи дальнейшего развития данной деятельности определены Указом Президента РФ № 696.

В последние годы Россия особенно активно сотрудничает с Международной организацией ГО по таким направлениям, как сбор и анализ данных о масштабных ЧС, мониторинг и прогнозирование потенциальных угроз, дистанционное обучение специалистов.

Конспект по данной теме Вы можете скачать .

Основные задачи

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №-28 ФЗ «О гражданской обороне» выделяют 15 основных задач в области гражданской обороны:

  1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.
  10. Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение погибших в военное время.
  14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  15. Обеспечение постоянной готовности СиС ГО страны.

Ищите дополнительную информацию? В этом Вам поможет в нашей библиотеке

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Ее развитие имеет почти вековую историю.

Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны. В документе говорилось о создании штаба воздушной обороны, сети наблюдательных пунктов, отрядов для оказания пострадавшим первой медицинской помощи, о правилах поведения при воздушном на­падении.

Вторым этапом развития гражданской обороны (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) стал комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. Советом народных комиссаров СССР 4 октября 1932 года было принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые были определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны (МПВО), предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО - начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий, а также Днем гражданской обороны России.

Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы войны успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения. Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна сделала в 1961 году. Была создана качественно новая система – Гражданская оборона, ставшая одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.

Гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие?

Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.

Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.

В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так, в число основных задач ГО вошло обеспечение устойчивой работы промышленности в военное время.

В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника.

Пятый этап развития гражданской обороны страны (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями системы ГО. С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.

Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача в то время не стояла.

Седьмой этап развития системы ГО (август 1987 - декабрь 1991 г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем.

На данном этапе на гражданскую оборону были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.

Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). В связи с этим в 1990 году был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 году в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.

Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания. Благодаря успешному функционированию МЧС России и системы РСЧС сегодня в нашей стране обеспечивается полноценная гражданская оборона.


Размещена на сайте Главного управления МЧС России по РС(Я) – 24.01.2012г.

Первоначально необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий, как в России, так и за рубежом было связано с ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения, бурным развитием авиации и возросшими ее возможностями по нанесению бомбовых ударов в тылу страны.

В нашей стране решение этих вопросов в 1932 году было возложено на созданную систему местной противовоздушной обороны (МПВО). Днем создания МПВО, а в последующем и гражданской обороны считается 10 октября 1932 года .

С появлением оружия массового поражения в арсенале некоторых государств – потенциальных противников СССР, в Советском Союзе в 1961г. МПВО преобразуется в ГО, составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий.

За основу построения ГО был принят территориально-производственный принцип , введена должность начальника Гражданской обороны СССР.

В историческом плане в развитии ГО выделяют три этапа .

На первом этапе (1961-1972гг.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупнейшим городам и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения в загородную зону из городов – вероятных целей нападения.

Для обеспечения защиты персонала, который оставался работать на пред­приятиях этих городов, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого были созданы войска ГО, массовые невоенизированные спасательные и аварийно-восстановительные формирования.

На втором этапе (1972-1992 гг .) появились новые аспекты в подготовке гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление средств защиты населения от оружия массового поражения. В этот период ежегодно в стране строилось убежищ общей вместимостью на 1,0 млн. человек и противорадиационных укрытий на 3,0 - 4,0 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и подземных горных выработок. Создавался запас средств индивидуальной защиты на все население страны.

Особую актуальность приобрела в эти годы проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на гражданскую оборону.

С 1992г . начался третий этап развития ГО. Гражданская оборона в январе 1992г. Была выведена из структуры Минобороны России и объединена с созданным в декабре 1991г. Государственным комитетом Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России). Органы управления и войска ГО были нацелены на решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.


С появлением в 1994 г. Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России ) войска ГО становятся составной частью МЧС.

Вступивший в силу в феврале 1998г. Федеральный закон № 28 «О гражданской обороне» дает следующее определение ГО.

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей возникающих при ведении военных действий или, вследствие этих действий а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Этот закон так же определил:

Задачи гражданской обороны,

Правовые аспекты их осуществления,

Полномочия, обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников граждан­ской обороны всех уровней, органов управления ГО,

Состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.

Организация и ведение ГО, в соответствии с законом, являются одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

Принципы организации ГО:

1. Принцип правовой обусловленности. Заключается в том, что ГО осуществляется в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями, действующим законодательством и другими нормативными актами РФ, внешней и внутренней политикой страны, концепцией национальной безопасности и военной доктриной государства.

2. Территориально-производственный принцип.Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях всех республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению РФ. Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте. Эти два принципа находятся во взаимосвязи и неразрывности.

3. Принцип всеобщей обязанности. Заключается в том, что ГО в соответствии с Конституцией страны является обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина РФ.

4. Дифференцированный подход к организации ГО. Заключается в том, что ГО организуется на всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций, в экономическом, политическом, стратегическом, военном и других отношениях.

5. Государственный характер ГО закреплен соответствующими законами и постановлениями правительства.

При ведении военных действий и в ЧС возникают опасности – поражающие факторы современных средств поражения и ЧС, а также вторичные факторы, возникающие при разрушении (повреждении) потенциально опасных объектов, которые могут привести:

К массовой гибели людей;

Потери здоровья и средств к существованию;

Нарушению среды обитания;

Значительному материальному ущербу.

Опасности военного времени имеют характерные, только им присущие особенности:

1. они планируются, подготавливаются и реализуются человеком, и поэтому имеют более сложный и изощренный характер, чем природные и техногенные опасности;

2. средства поражения применяются только человеком, через его волю и замысел, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом месте;

3. развитие средств поражения всегда опережает развитие средств защиты от их воздействия;

4. для создания средств нападения используются самые последние научные достижения, лучшие силы и научно-производственная база, поэтому от некоторых средств поражения практически невозможно найти средств защиты (например, ракетно-ядерное оружие);

5. войны все чаще носят террористический, антигуманный характер, мирное население воюющих стран превращается в один из объектов вооруженного воздействия с целью подрыва воли и способности противника оказывать сопротивление. На это были направлены массированные бомбардировки городов во второй мировой войне, уничтожение японских городов Хиросима и Нагасаки. Об этом же свидетельствуют локальные войны в Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Югославии и т.д.

В историческом плане наблюдается постоянный рост количества возникающих вооруженных конфликтов (свыше 30 ежегодно). После второй мировой войны в локальных войнах и вооруженных конфликтах погибло около 40 млн. человек, что сопоставимо с числом жертв в мировых войнах. В ходе их неуклонно возрастают потери среди гражданского населения.В первую мировую войну они были в 20 раз меньше боевых, во вторую мировую войну – примерно одинаковы, во Вьетнаме – в 9 раз больше боевых; в последующих локальных войнах потери гражданского населения превысили боевые потери в 10-15 и более раз.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно в так называемый угрожаемый период . Этот период характеризуется:

Нарастанием угрозы агрессии потенциального противника;

Возникновением вооруженных конфликтов;

Началом военных действий и войны в целом.

В зависимости от обстановки перевод ГО на военное положение может осуществляться на всей территории РФ или в отдельных ее местностях .

Перевод ГО с мирного на военное положение состоит в последовательном наращивании мероприятий и возможностей ГО по решению возложенных на нее задач военного времени. С этой целью:

Приводятся в готовность органы управления и силы ГО;

Развертываются системы защиты населения;

Осуществляется ускоренная подготовка к ведению АСДНР в возможных очагах поражения.

Ведение гражданской обороны в Российской Федерации в целом или в отдельных ее местностях начинается с момента :

Объявления состояния войны;

Фактического начала военных действий;

С введением Президентом РФ военного положения.

Ведение ГО заключается:

В практической реализации мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

В проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

В первоочередном обеспечении населения, пострадавшего при ведении военных действий;

В обеспечении действий сил ГО;

В восстановлении и поддержании порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В военное время гражданская оборона имеет ту же главную цель, что и Вооруженные Силы – защита тыла страны, снижение людских и материальных потерь.

Необходимо отметить, что ГО нацелена на защиту в первую очередь мобилизационных ресурсов и производственных мощностей. Поэтому, если ГО не выполнит задачи по их сохранению в начальный период войны, то и ВС будут заведомо обречены на поражение.

Государственное образовательное учреждение

«Балаковский автомобильно – электромеханический техникум»

Реферат

История развития Гражданской обороны в России

Выполнил:

обучающийся группы 21ГС

Капитов Александр

Руководитель:

Балаково 2010 г.

Введение

1. Начальный этап (первый)

3. Третий этап (июнь г. г.)

8. Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время)------8

9. История МЧС-9

10. МЧС России: Двадцать лет – юбилейная дата! -10

11. Просторы требуют особого контроля--11

12. Все выше, выше, и выше…----12
13. Катастроф – меньше, спасенных жизней – больше!

14. Этапы большого пути4
15. Слово министра

16. ГО третьего тысячелетия

Заключение

Библиогрфический список7

Введение

В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие, стала способной наносить удары по тылам противника.

Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К насе­лению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны .

1. Начальный этап (первый)

Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения в нашей стране, со­держанием которого явились революционные перемены не только в социаль­но-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся систе­мы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации за­щиты гражданского населения.

На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общего­сударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.

Содержание второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий.

Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территори­альные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось пол­ностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы.

Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к вы­полнению многотрудных задач военного времени.

3. Третий этап (июнь г. г.)

Третий этап (июнь г. г.) охватывает годы Великой Оте­чественной войны. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха.

Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состо­яние войск.

В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты на­селения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последс­твий. МПВО успешно справилась со своими задачами - затруднить фашист­ской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объек­тов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, прово­дить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу стра­ны.

Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г. г.) этап совершенствова­ния МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты насе­ления и народного хозяйства от применения оружия массового поражения.

Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне.

В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура , подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнитель­ные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и ра­йонов.

Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г. г.) характеризуется глу­бокими структурными изменениями ГО.

С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству . Это подня­ло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях.

Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г. г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со сто­роны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО яв­ляется планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит.

Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века.

Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом по­зитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологичес­ких и хозяйственных проблем.

На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от сти­хийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время.

Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества.

Основными причинами роста количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись:

    бурный научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, из-за увеличения числа и сложности последних, роста единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их концентрации; прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения и как результат – растущие последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду и глобальное изменение климата на нашей планете.

О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты: в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек; в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств; в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек.

Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу.

В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР. Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации.

министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Герой Российской Федерации, Генерал армии.
Родился 21 мая1955 года в г. Чадан Тувинской АССР.
В 1977 году окончил Красноярский политехнический институт.
С 1978 работает на руководящих должностях.
В 1991 году назначен председателем Российского корпуса спасателей, позже председателем Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям.
гг. – председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С 1994 года – министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Награжден орденами «За личное мужество», «За заслуги», «За заслуги перед Отечеством» III степени, «Данакер», Почетным гражданским орденом «Серебряный Крест» I степени, Почетной золотой медалью имени Льва Толстого, медалью «Защитник свободной России».

12. Все выше, выше, и выше…

Отдельного упоминания заслуживает авиация МЧС России. Она была образована в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России». Поэтому и для авиаторов МЧС 2010 год – год особый. За 15 лет своего существования авиация МЧС приняла участие в нескольких сотнях спасательных и гуманитарных операциях международного, федерального и регионального уровней. При этом многое из того, что сделано авиацией МЧС – сделано впервые в истории МЧС, России и мира. Недаром сотни летчиков, инженеров и техников награждено высокими государственными наградами.
Так, основу аэромобильных спасательных комплексов авиации МЧС составляет транспортный самолет Ил-76ТД. Он доставляет в район чрезвычайной ситуации вертолеты легкого класса Бо-105 и БК-117, которые могут вести поиск терпящих бедствие и эвакуировать пострадавших из района катастрофы. Сам же самолет Ил-76ТД, превращается в «пожарный бомбардировщик-штурмовик », способный тушить лесные пожары с высоты 50-100 м. Для этой задачи он оборудуется не имеющими аналогов в мире выливными авиационными приборами ВАП-2, которые вмещают 42 тонны воды.
Уникальны и технологии тушения очаговых пожаров с вертолетов Ми-8, Ка-32 и Ми-26 с использованием водосливных устройств ВСУ-5 и ВСУ-15. А для ликвидации последствий крупных разливов нефтепродуктов на морских акваториях МСЧ России была разработана уникальная система ВОП-3 (вертолетный опрыскиватель подвесной) и способы очистки загрязненных участков побережья при помощи специальных диспергентов и биопрепаратов, а также дегазации и дезактивации зараженных участков местности. Так что и авиации МЧС, и МЧС России есть чем гордиться.

13. Катастроф – меньше, спасенных жизней – больше!

Особенно сложным для МЧС России был 2009 год: он вошел в историю как год крупнейших техногенных катастроф. Тем не менее, и в этих экстремальных условиях МЧС России продемонстрировала результативную работу. Цена этой работы – тысячи спасенных жизней и снижение на 18,8% количества чрезвычайных ситуаций. И что еще важнее – в 2009 году количество погибших в результате чрезвычайных ситуация людей по сравнению с 2008 годом было уменьшено более чем на 10 процентов. В целом за год в ходе аварийно-спасательных работ, тушения пожаров и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в России было спасено более 153 тысяч человек и обезврежено более 28,8 тысяч взрывоопасных предметов, в том числе 462 авиабомбы.

При этом МЧС России неуклонно наращивает свой потенциал.
Уже второй год функционирует Национальный центр управления в кризисных ситуациях, объединяющий органы управления на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и обеспечивающий координацию и оперативное управление силами и средствами МЧС России.

14. Этапы большого пути

27 декабря 1990 года – образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается днем основания Чрезвычайной службы России и МЧС России в частности. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС)
19 ноября 1991 года – на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.
30 сентября 1992 года – Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
10 января 1994 года – Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Январь 2002 года – 278 тысяч сотрудников Государственной
противопожарной службы во-шли состав МЧС, имевший до этого численность 70 тысяч сотрудников.
15. Слово министра

Сергей Шойгу: Главное – двигаясь вперед, сохранить наш корпоративный и ощущение спасательного братства – 2010 год для нас особый – в этом году МЧС России отмечает свое 20-летие!
Уже два десятка лет мы с вами, плечо к плечу, создаем нашу систему. Стремимся сделать ее эффективной, мобильной. Шаг за шагом, преодолевая серьезные трудности, нарабатываем бесценный опыт спасения людей, оттачиваем мастерство, укрепляем кадровый потенциал, внедряем новейшие технологии , основанные на передовых научных разработках, совершенствуем техническое оснащение. Тогда, в теперь уже далеком девяностом, корпус спасателей насчитывал несколько десятков человек, настоящих подвижников, готовых противопоставить суровой стихии свое бесстрашие,
мужество, профессионализм.
Сегодня МЧС России – это более 300 тысяч человек личного состава, это суперсовременная техника и оборудование, которые делают нашу структуру эффективной, мощной, способной противостоять любым угрозам природного и техногенного характера, реально помочь людям.
Гордость Министерства – его сотрудники. Человек, безразличный к чужому горю, не сможет работать в МЧС. Спасатель и пожарный –
не просто профессии. Это образ жизни, постоянная готовность к самопожертвованию, к подвигу, который у нас считают просто – работой. Результат этой работы – сотни тысяч спасенных жизней.
Впереди много задач. Главное – двигаясь вперед, наращивая мощь и совершенствуя оперативную систему реагирования, сохранить наш корпоративный дух, то ощущение спасательного братства, которое позволяет каждому из нас с гордостью сказать: «Служу Российской Федерации и МЧС России».

16. ГО третьего тысячелетия

В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с изменившейся военно-политической обстановкой происходит трансформация взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее ведения. Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом особое внимание мобилизационному планированию. Возникла необходимость внесения изменений в теорию и практику гражданской обороны в нашей стране. Диктуется это тем, что до настоящего времени продолжают использоваться теоретические положения, разработанные еще в период 1962 - 1976 годов. Коренные изменения в характере военных конфликтов, средствах вооружения, социально-экономической обстановке требуют нового, более обстоятельного и всеобъемлющего отношения к защитным мероприятиям.

Гражданская оборона XXI века будет существенно отличаться от современной.

Во-первых , должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое значение и сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько участие в достижении военного стратегического успеха, сколько сохранение жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданская оборона, видимо, постепенно отойдет от военной организации и приобретет самостоятельность.

Во-вторых , настает время постепенно отказываться от военных элементов в ее организации, в том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности, согласуется и с одним из направлений военной реформы России. Но делать это надо с большой осторожностью, т. к. части и соединения ГО - это ее самое организованное и боеготовое ядро.

В-третьих , ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как, скажем, кислород для человека. Актуальным и современным станет лозунг: "Все, что делается для укрепления гражданской обороны, полезно народному хозяйству и необходимо человеку".

В-четвертых , она должна стать менее затратной для государства, чем раньше. В XXI веке надо менять принципы защиты населения. Например, защитные сооружения создавать не за счет их специального строительства в мирное время, как это было ранее, а накапливать путем освоения подземного пространства городов, приспособления для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.

Заключение

В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, будет строиться по принципу стратегической мобильности. Все: промышленность, сельское хозяйство , органы управления - должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени.

В перспективе ГО, видимо, примет характер более территориальный, чем ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным и будет решать задачи, как правило, своими силами.

Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.

Библиографический список

1. «Гражданская оборона в ракетно-ядерной войне».Атомиздат,1989г 2. «Наставление по организации и ведению гражданской обороны …».Воениздат,1990г. 3. «Лекции по гражданской обороне».Досааф,1989г. 4. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика. - М., 20Журнал "Право и безопасность" № 1 (30), Апрель 2“Гражданская оборона”. Под редакцией генерала армии - М.: Воениздат, 1982.

7. http://www. /


- список литературы к теме 8, содержание и список литературы к темам 9-12

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тыс. французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами.

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР МПВО). В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР. Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности МПВО, в силы которой вошли в первую очередь женщины, подростки и пожилые люди.

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва - за созидание. Свой вклад в нее вносили органы и силы МПВО. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР..

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Однако опасность вооруженного нападения со стороны вероятного противника резко возросла. Существующая на данный период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер ее мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя обеспечить ее готовность к обороне в условиях ракетно-ядерной войны. Речь уже шла о создании комплекса средств, который позволил бы не только защитить людей, но и обеспечить функционирование системы жизнедеятельности государства в условиях применения оружия массового поражения.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система - Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.

Согласно принятому Положению «О гражданской обороне СССР» гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и строилась по территориально-производственному принципу.

К концу 1980-х годов ориентация на решение задач ГО только военного времени привела к тому, что у многих людей сложилось легковесное отношение и в какой-то мере недоверие к мероприятиям гражданской обороны. Основа для этого была. Гражданская оборона не гарантировала, да и не могла гарантировать абсолютную защиту населения от современных средств поражения и в то же время стояла в какой-то степени в стороне от потребностей жизни мирного времени. Не были своевременно учтены изменения, происходящие в структуре отраслей народного хозяйства, которые требовали расширения задач, решаемых гражданской обороной в мирное время. Впервые с особой остротой они проявились при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986). Опыт этой аварии показал, что готовность системы ГО не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач. Более того, речь зашла не только об участии сил ГО в ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и о переводе задач по предупреждению и ликвидации ЧС из ранга второстепенных в ранг приоритетных. 30 июля 1987 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 866213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны».

Поворот гражданской обороны к решению задач мирного времени означал новый качественный этап ее существования, который оказался не простым. При этом следует иметь в виду, что гражданская оборона одновременно практически готовит себя к действиям в условиях войны. Кроме того, новая задача потребовала осуществления и ряда конкретных мероприятий. Прежде всего тех, которые должны быть ориентированы на повышение ее готовности в условиях мирного времени. Так, одним из важнейших решений того времени было иметь в штабах ГО два оперативных плана гражданской обороны: план ГО на военное время и отдельно план ГО мирного времени на случай возможных ЧС, связанных с возникновением стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

После землетрясения в г. Спитаке (Армения, 1988) на местах стали создаваться добровольные и штатные подразделения спасателей. Все эти спасательные формирования, создаваемые в инициативном порядке, были объединены в единую Союзную Ассоциацию спасателей. Особое значение в деле становления спасательных формирований СССР имело Постановление Совета министров СССР от 30 ноября 1990 года № 1201 «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР». Постановлением подразделения аварийно-спасательных формирований СССР включались в состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других ЧС.
Вполне понятно, что защита от ЧС мирного времени в сознании людей превалирует. Поэтому в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим самым было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России. Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.
В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время. Силы и средства гражданской обороны неоднократно использовались при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.

В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты. В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой - организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

Инспектор СПСЧ № 3 О.В. Лифантьев