Как подобрать себе очки для зрения. Предпочитаемый стиль в одежде. Защитные очки для компьютера

  • Дата: 02.05.2019

Ультрамодный «кошачий глаз» идет далеко не всем, круглые тишейды ─ тем более. Рассказываем, как не попасть впросак и выбрать оправу солнцезащитных или корректирующих очков, идеально подходящую именно вашему типу лица.

Есть семь типов форм лица. Объясняем, чем они отличаются друг от друга, и какие «обрамления» им больше всего подходят. Просто подойдите к этому вопросу ответственно (а к зеркалу вплотную) и навсегда забудьте о проблеме выбора безупречной оправы. Наши рекомендации подходят как для солнцезащитных, так и корректирующих очков.

Круглое лицо

Джеки Чан

Жаклин Кеннеди

Такой тип лица отличают широкий лоб, «невыдающийся» подбородок и пухлые щеки. Длина и ширина овала соразмерны, словно круг провели при помощи циркуля. Обычно обладатели такого типа лица мечтают немного поубавить округлости и привнести в лицо больше геометрии. Добиться «угловатого» эффекта помогут очки без закругляющихся элементов: подойдут прямоугольные оправы или легендарные вайфареры. При этом важно, чтобы очки не были квадратными – в ширину они должны быть значительно уже, чем в длину (иначе вы добьетесь того же эффекта, как если бы надели круглые «леноны» – еще сильнее подчеркнете щеки и подбородок). Очки оверсайз тоже не совсем ваш вариант: они закроют большую часть лица и создадут неправильную геометрию.

Подходят: прямоугольные и трапециевидные, «кошачий глаз», авиаторы, вайфареры.

Не подходят: круглые и оверсайз оправы.

Квадратное лицо

Джонни Депп

Оливия Уайлд

Обладателям угловатых черт лица нужно обратить внимание на модели, которые будут визуально смягчать острые скулы, сильно выдающуюся линию подбородка и широкий лоб. К таким вариантам относят круглые и овальные оправы, а также «кошачий глаз» ─ они визуально округлят линии. В этом случае также показаны оверсайз модели. Не стесняйтесь выбирать самые необычные из них, вроде пятиугольника или с аппликациями, выходящими за контур оправы ─ вся геометрия будет играть лишь на пользу.

Подходят: «кошачий глаз», круглые, овальные.

Не подходят: квадратные и прямоугольные.

Овальное лицо

Джастин Тимберлейк

Принцесса Диана

Вам крупно повезло: этот тип отличает сбалансированность форм и пропорций ─ не очень широкий лоб, высокая благородная линия скул, узкий подбородок и, благодаря всему вышеперечисленному, распахнутый взгляд. Такому лицу подойдут практически любые варианты формы, а вот на ширину оправы при выборе нужно будет обратить внимание: она должна сидеть как влитая, иначе очки будут постоянно спадать. Округлые очки будут прибавлять женственности и мягкости, угловатые варианты – брутальности и жесткости. В любом случае, комплементарны овальному лицу будут все. Единственная ремарка: слишком массивные «на половину лица» очки могут убить все очарование ─ будьте с ними поаккуратнее.

Подходят: «кошачий глаз», круглые, квадратные, авиаторы и вайфареры.

Не подходят: слишком крупные оправы оверсайз.

Сердцевидное лицо

Брэд Питт

Рэйчел Харрис

Главные приметы такого лица – широкий выдающийся лоб, высокие скулы и острый подбородок. Ваша задача ─ сбалансировать небольшую непропорциональность, утяжелив «низ» лица и убрав акценты с «верха». Самая идеальная форма очков для такого лица – авиаторы (тонкая металлическая оправа и углы линз, направленные от лица, буду смотреться крайне выигрышно). Подойдут и вайфареры, которые аналогично подчеркнут угловатость, но при этом одновременно немного смягчат и сбалансируют форму лица (попробуйте, если влюблены в свои скулы).

Подходят: круглые и овальные очки, «кошачий глаз», авиаторы и вайфареры.

Не подходят: квадратные и прямоугольные.

Треугольное лицо

Райан Рейнольдс

Леди Гага

Для такой формы лица (ее еще называют грушевидной) характерна острая выдающаяся линия подбородка и чуть расширенный лоб. В целом, она очень привлекательна, просто немногие умеют ее любить, ценить и выгодно подчеркивать. Главное правило при выборе очков для треугольного лица – отдавать предпочтение моделям с облегченным «низом», то есть таким, которые будут сверху более «активными» (это может касаться как формы, так и цветовых акцентов или рисунков). Определенно подойдут очки с вытянутыми вверх углами, типа «кошачьего глаза». Попробуйте поэкспериментировать с моделями оверсайз, но только круглых форм ─ слишком геометричные и с острыми углами будут старить.

Подходят: «кошачий глаз», авиаторы, оверсайз.

Не подходят: квадратные.

Продолговатое лицо

Кэти Перри

От овальной формы продолговатая отличается большей вытянутостью по вертикали. Таким лицам показаны все «горизонтальные» модели ─ те, что акцентируют внимание на ширине лица, а не на его длине (например, те же тишейды). Интересно будут смотреться очки необычных форм: традиционно они укорачивают лица, но в данном случае это, наоборот, пойдет на пользу. Можно попробовать примерить очки в форме сердец или цветов, которые нежно любимы поклонниками музыкальных фестивалях. Но если рискнете сделать ставку на еще что-то более оригинальное – честь и почет.

Подходят: «кошачий глаз», круглые.

Не подходят: узкие и прямоугольные.

Ромбовидное лицо

Доменико Дольче

Кейт Бланшетт

Такую форму лица часто сравнивают с бриллиантом. Ее отличает то, что самая широкая часть расположена по линии скул, лоб довольно массивен, а подбородок острый и узкий. В таком случае главная задача с помощью очков добиться пропорциональности низа и верха лица. Выбирайте очки, которые сгладят линию скул и добавят «веса» нижней части лица ─ например, авиаторы или вайфареры. Очки оверсайз тоже будут уместны, если грамотно подобрать их: за линию овала такие модели должны выступать не больше, чем на пару сантиметров, а по форме быть скорее вытянутыми, нежели круглыми.

Подходят: авиаторы, вайфареры, оверсайз.

Не подходят: круглые.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Если вы впервые заметили у себя проблемы со зрением, не стоит торопиться и приобретать очки в не предназначенных для этого местах (рынки, стойки в супермаркетах, продажа с рук). Прежде чем заказывать очки, следует обязательно записаться на консультацию к офтальмологу: специалист определит причины, которые привели к снижению зрения, и только после этого выпишет рецепт. Если раньше вы уже имели проблемы со зрением, но сейчас стали видеть еще хуже, или зрение ухудшилось с возрастом – вы можете обратиться в оптику, предоставляющую услугу консультации офтальмолога или специалиста по подбору очков - оптометриста.

Проверка остроты зрения

Перед подбором очков всегда производится проверка зрения. Современные клиники и салоны оптики оснащены авторефрактометром - он позволяет ориентировочно определиться с остротой зрения. Однако для получения рецепта на очки этого недостаточно - врач должен провести еще ряд обследований.

Оценка остроты зрения производится по специальным таблицам или с помощью проектора. При этом изображенные знаки находятся на расстоянии пяти метров от пациента. Сначала проверяется острота зрения справа, затем исследуется левый глаз. Следует перечислить все знаки сначала в самой верхней строке, затем каждой последующей. Острота зрения без коррекции определяется последней строкой, которую пациент в состоянии прочитать: вторая строка - 0,2; седьмая - 0,7 и т.д.

После того как врач определится с остротой зрения без коррекции, он предлагает пациенту надеть пробную оправу, в которую по очереди вставляются линзы с разной степенью преломления, до достижения максимальной для каждого глаза остроты зрения. Линзы берутся собирательные (+) или рассеивающие (-) в зависимости от полученных на приборе результатов. Если в салоне нет авторефрактометра, то полярность линз подбирается эмпирически: пробуют слабую плюсовую и минусовую - подходит та полярность, с которой зрение улучшается.

Для близоруких пациентов подбирается линза с минимальной преломляющей силой, при которой будет наибольшая острота зрения; при - наоборот, с максимальным преломлением. Сначала по очереди подбирают линзу так, чтобы острота зрения стала 0,8 для каждого глаза; затем вставляются обе линзы - бинокулярно острота зрения должна быть около 1,0. Если же острота зрения обоих глаз отличается, то максимальная разница преломляющей силы линз не должна быть более 3 Дптр, а может быть и меньше - в зависимости от реакции пациента. Для того чтобы убедиться в нормальной переносимости подобранных линз, следует дать возможность пациенту не снимать их некоторое время, свободно передвигаться по кабинету, почитать.

Видео о том, как подобрать очки по форме лица

Коррекция астигматизма

Наиболее сложной задачей для врача является коррекция . Для этого используются цилиндрические линзы, требующие длительного привыкания. При высокой степени астигматизма подбор линз проводится постепенно в течение длительного времени, начиная с более слабых. Для определения остроты зрения при астигматизме и подбора очков обычно используется фороптер - специальное дополнение к офтальмологическому прибору для диагностики.

Что касается подбора очков для чтения, то для этого используют другие таблицы - для диагностики зрения вблизи. Правила подбора линз здесь такие же: сначала проверяют правый глаз, затем левый, и в конце - зрение обоих глаз (бинокулярное). Необходимо ориентироваться примерно на 5 текст данных таблиц, но окончательное решение принимается с учетом пожеланий пациента.

При проведении подбора бифокальных и прогрессивных очков необходимо диагностировать остроту зрения и вблизи, и вдаль; разница между этими параметрами не должна быть более 3 Дптр, а острота зрения должна быть оптимальной и для дали, и для близких расстояний.

Измерение межзрачкового расстояния

После того как подобраны линзы необходимой преломляющей силы, доктор измеряет межзрачковую дистанцию. Для этого используется прибор пупиллометр; если его нет - обычная линейка. Замер производится по специальной методике. В очках для дали это расстояние должно на 2мм превышать параметр для очков для чтения. Если межзрачковое расстояние измерить неправильно, то при изготовлении очков в них будет нарушена центровка, и их ношение будет доставлять дискомфорт.

Рецепт на очки

После подбора всех параметров офтальмолог выдает рецепт, в котором будут указаны все необходимые данные: сила линз (сферических или цилиндрических, с указанием осей), расстояние между , цель (для дали, близи, постоянного использования). Следует хранить все рецепты, выписываемые офтальмологом, для контроля изменений остроты зрения.

Подбор линз должен осуществлять непременно врач высокой квалификации, потому что при несоблюдении всех необходимых условий ношение очков может вызывать значительный дискомфорт и переутомление, ухудшать зрение, провоцировать головную боль.

Где подбирать очки

Выписать рецепт, подобрать оправу и заказать линзы можно и в обычной оптике. Но, в данном случае, нет никакой гарантии того, что персонал (который, зачастую не обладает высшим медицинским образованием) установит, что причина снижение зрения это именно нарушение , а не серьезное заболевание глаз. Поэтому, рекомендуем обращаться в специализированные глазные клиники - это исключит вероятность ошибки и сохранит Вам зрение!

Женщина в очках выглядит иногда привлекательно, иногда не очень - многое зависит от выбора оправы. А еще у очков существует целая самостоятельная жизнь: расположение на переносице хозяйки, хранение в футляре, воздействие солнечных лучей, падение на пол и так далее. Как правильно выбрать очки? Как за ними ухаживать, чтобы не причинить вреда себе и окружающим? Обо всем этом вы узнаете из данной статьи.

Нормы и стандарты

На самом главном месте должна стоять аксиома: очки с диоптриями - это прежде всего лечащий прибор, а не средство украшения внешности (иногда ведь женщины носят очки с простыми стеклами для того, чтобы сформировать себе образ деловой леди).

С учетом этого к очкам предъявляются требования:

  • каковы медицинские показания;
  • антропологические данные лица и головы;
  • технологическое соответствие линз и конкретной оправы при сборке;
  • эстетические требования (когда очки смотрятся, это вариант идеальный);
  • удобство ношения (если они еще и «сидят» как влитые - вообще замечательно);
  • прочность.

Нормы ISO 2012 года - международный стандарт

В 2012 году вступил в действие международный стандарт ISO 12870. Он распространяется вообще на любые на оправы для очков (не только женские), затрагивает важные моменты офтальмологии. Регулирует методы и требования, предъявляемые к испытанию оправ.

Их соответствие оценивается по:

  • размерам;
  • физиологической совместимости;
  • устойчивости формы в условиях повышенных температур;
  • устойчивости к повышенной влажности, прямым световым лучам, возгоранию;
  • допускам резьб (имеются в виду винтовые крепления).

Ведущие мировые производители выпускают , у которых высокое качество - неотъемлемая часть характеристик. Такая продукция создана из безопасных материалов, и очки не источают вредных веществ даже при сильной жаре летом. А в зимние холода не ломаются на морозе из-за хрупкости конструкции.

Видео - Как подобрать очки. Формы, оправы, материалы

При замене старой оправы на новую учтите, какую модель вы носили раньше:

  • нет смысла переходить с широкого обзора на более узкий;
  • ограниченное поле зрения приведет к отрицательному эффекту;
  • в отдельных случаях возможна потеря чувства пространства и контроля реальности пропорций (например, при переходе улицы близко находящийся автомобиль покажется удаленным предметом, что неминуемо приведет к трагедии).

Выбирайте очки с большими световыми проемами. Цвета предпочтительны светлые.

Меньше всего хлопот с оправой, если женщина носит линзы:

  • невысокой рефракции (то есть диоптрии не больше 1,12-1,75);
  • не бифокальные (то есть не совмещающие в себе разные корректирующие функции - одновременно для дальнозоркости и близорукости);
  • не астигматические (то есть зрение нарушено в отношении предметов любой удаленности - изображение расплывчато, глаза быстро утомляются).

Практически любая модель подойдет, т. к. на качество зрения после монтажа линз не будет влиять ни размер проемов, ни цвет оправы.

На что обратить внимание при сложных коррекциях:

  • выбирайте оправу, у которой центрация линз максимально приближена к межзрачковому расстоянию;
  • ширина между зрачком и нижним краем ободка должна быть не меньше, чем 21-22 мм;
  • чем больше проемы ободка (и поэтому децентрация линз), тем больше при обзоре задействованы периферические зоны линз. Поэтому качество коррекции снизится.

ВАЖНО. При оправы без ободков противопоказаны вообще. Они не фиксируются на лице четко, а «плавают» на нем. То есть главные сечения относительно глаз в готовых очках не соблюдается.

Особенности некоторых конструкций

Среди популярных моделей часто встречаются такие, которые называются «носовыми». То есть у них опора размещается на носу, а нижние части ободков линз лица не касаются. В чем слабое место и на что обратить внимание:

  • дешевые изделия часто выполнены так, что у оправы точечная посадка. То есть она касается лица только по переносице;
  • линзы (находящиеся внутри ободков после установки) не имеют жесткой фиксации;
  • в результате при большой рефракции и при сложной коррекции глаз дополнительно напрягается из-за того, что приходится «ловить» изображение в «плавающих» линзах;
  • оправа должна прилегать к переносице не точечно, а продолжительным участком нижнего ободка между правым и левым глазом;
  • заушник должен быть длиной от основания ушной раковины до переносицы.

ВАЖНО. Расстояние между внутренней поверхностью линзы и верхней точки роговицы глаза должно быть 1,2 см. Отклонение возможно при малых рефракциях до 5 мм, при больших рефракциях до 1,55.

Выбор красивых очков

После того, как решены вопросы обеспечения лечебных функций, можно подумать и об эстетической красоте оправы. У любой женщины есть своя индивидуальность по форме лица, его полноте, пропорциям частей лица и шеи, по цветотипу. Все это можно и нужно учитывать.

По форме лица

Общие советы:

  • если форма вашего лица прямоугольная - идеально будет смотреться спортивная оправа с обтекаемыми контурами (зрительно уменьшит лицо, сыграв роль поперечной «отвлекающей» линии;

  • при широком лбе и зауженной нижней части лица рекомендуется неширокая, тонкая оправа из металла. Хорошо, если у нее по бокам есть вертикальные линии (или декоративные элементы в виде вертикального штриха - например, темные черточки на светлом основном фоне оправы). Высоко садить оправу на переносицу в этом случае нежелательно;

  • на круглых лицах великолепно смотрятся оправы с акцентированными углами, с геометрической формой ободка (визуально такие модели «скрадывают» полноту);

  • если носик у вас очень маленький, не помешает создать оптический эффект его удлинения (оправа должна сидеть на лице высоко, а ее переносица должна быть ювелирно изящной);

  • женщинам с крупным носом подойдет оправа с заметной перекладиной на переносице - даже двойной. В то же время хорошо помогут делу вздернутые верхние края оправы.

По цветотипу

Грубо, цветотипы бывают холодные (зима, лето) и теплые (осень, весна). Но не думайте, что цветотипическая шкала состоит всего из 4-х категорий. По разным теориям, категорий не меньше. Если не хотите вникать в эти тонкости, сосредоточьтесь на холодном/теплом, это уже будет неплохо с точки зрения эстетической грамотности:

  • итак, что же такое холод в цвете? Это: бледно-серо-голубой, зеленовато-голубовато-стальной, розовый и бордовый оттенка гвоздики, белое золото, серебро, платина, медь;
  • что такое тепло в цвете: персиковый, желто-зеленый, кирпично-коричневый, красные и розовые с уклоном на оранжевый, желтое золото, бронза, латунь.

Но как же быть с глазами? Никак не быть. Главное руководство - это цвет кожи. Он дается один раз на всю жизнь. Меняется оттенок (под загаром или кремами), но не тип. Даже если вы носите одежду теплого цвета, а принадлежите к холодному типу, возникает дисгармония. В слишком грубых случаях она будет заметна всем окружающим. При небольших отклонениях от правил - лишь изощренным специалистам.

Цветотип формируется из нескольких параметров:

  • натуральный (свой) цвет волос;
  • цвет глаз;
  • тон кожи, данный от природы.

Признаки высокого и низкого качества

Отличить изделие низкого качества от высококачественного довольно просто:

  • у первого на оправе вы без труда обнаружите следы пайки;
  • на низкокачественных пластмассовых изделиях почти всегда остаются литники (следы литьевой формы), а также следы от глубокой шлифовки;
  • у качественных оправ винты покрыты веществом, которое не позволяет винтам самопроизвольно выкручиваться;
  • при изготовлении дорогих оправ используются драгметаллы и их сплавы - золото, хром, серебро, титан (поэтому качественные оправы тонкие и легкие по весу, но прочные);
  • у качественных изделий материалы не вызывают аллергию кожи.

При покупке оправы самый лучший вариант - если оправа соответствует вам по фасону, но при этом еще и соответствует международному стандарту ISO. Н спешите, тщательно примеряйте, обследуйте все рекомендуемые расстояния. Чем лучше вы подберете оправу для , тем лучше для вашего здоровья.

Уважаемые пользователи! Мы подготовили данное руководство, чтобы вы смогли с его помощью подобрать себе оправу и солнцезащитные очки, которые наиболее соответствуют вашему типу внешности, стилю жизни и зрительным потребностям. Кроме того, мы надеемся, что представленное руководство расширит ваши представления о тех возможностях, которые сегодня предлагает оптическая отрасль для того, чтобы в любой жизненной ситуации вы смогли и видеть, и выглядеть великолепно.


Что собой представляет оправа и зачем она нужна

С чисто утилитарной точки зрения оправа представляет собой не что иное, как устройство для фиксации линз. Ее задачей является обеспечение правильного положения линз перед глазами. Идеальным считается положение, при котором средняя линия световых проемов (световой проем есть пространство, ограниченное ободком оправы) проходит примерно через центры зрачков или несколько ниже. Оптимально, когда задняя поверхность линз находится на расстоянии 12 мм от вершины роговицы (более подробно см.: Розенблюм Ю. З. Выбор оправы // Веко. 2001. № 5. С. 44-45). Исключение составляют лишь так называемые очки-половинки , облегчающие перевод взгляда с дальних расстояний (поверх очков) на ближние (сквозь очки). На практике посадка оправы часто дает немного завышенное положение зрачка относительно средней линии светового проема.

Положение линз в очках:
слева - идеально, справа - неидеально

Элементы оправы

Оправа состоит из двух основных частей, а именно рамки , обеспечивающей фиксацию линз, и заушников , обеспечивающих заданное положение очков. Ограниченные ободком световые проемы рамки соединены между собой так называемым мостиком , или мостом, или переносицей - носовой частью оправы. В целом вариантов оформления носовой части достаточно много (так, в оправах, выполненных в стиле ретро, она может иметь вид седла, или буквы W, оправы крупных форм нередко имеют двойной мостик). Учитывая то, что максимум веса готовых очков приходится как раз на область переносицы пользователя, важно, чтобы оправа обеспечивала наибольшее прилегание очков в этой части, и вес бы распределялся равномерно. Большинство металлических оправ для лучшей их фиксации на лице дополнительно оснащены подвижными регулируемыми носоупорами , обычно выполненными из силикона или каучука. Специалисты в области производства пластиковых оправ успешно решают проблему фиксации и распределения веса готовых очков за счет конструкции самой оправы.
Соединение рамки и заушников осуществляется с помощью шарнирного соединения . Иногда в производстве очков используют подпружиненные, или флексовые, шарниры . Использование высококачественных шарниров положительно отражается на фиксации очков на голове и их сроке службы. Некоторые производители, как, например, австрийская компания Silhouette, используют бесшарнирные заушники. На металлические заушники во избежание возможных аллергических реакций кожи на металл и сдавливания головы в области висков надевают наконечники , выполненные из гипоаллергенного материала, например из силикона.




Оправа с W-образной переносицей из коллекции Lunor

Конструкции оправ

Оправы в зависимости от их конструктивных особенностей можно разделить на следующие типы: ободковые, полуободковые и безободковые.
Ободковые, или полноободковые, оправы - оправы, световые проемы которых полностью ограничены ободком. Наряду с металлическими и пластиковыми существуют также комбинированные модели ободковых оправ, для изготовления которых используется и пластик, и металл.
Полуободковые оправы - оправы, в которых ободком ограничена верхняя часть световых проемов (гораздо реже - нижняя). Помимо полуободка для крепления линз в этих оправах чаще всего используется нейлоновая леска. Полуободковые оправы могут быть пластиковыми, металлическими и комбинированными.
Безободковые оправы - оправы, которые не имеют рамки. Линзы в них удерживаются за счет винтовых креплений. В традиционных безободковых оправах, как правило, линзы имеют отверстия в назальной и темпоральной частях, в которые винт вставляется с передней стороны линзы и закрепляется с внутренней. Существуют конструкции, позволяющие производить вставку винта с внутренней стороны, а для закрепления его с наружной стороны применяются специальные декоративные крепежные элементы. Одним из преимуществ безободковых оправ является то, что они малозаметны на лице. Однако следует учитывать, что использование для сборки в безободковые оправы отрицательных и положительных очковых линз высоких рефракций часто сводит это преимущество на нет.
На оправы корригирующих очков, считающиеся изделиями медицинской техники, распространяется ГОСТ Р 51932-2002 «Оптика офтальмологическая. Оправы корригирующих очков. Технические требования», с текстом которого можно познакомиться пройдя, например, по ссылке .

Размеры оправ

Для того чтобы определить свои размеры оправы (солнцезащитных очков), можно идти разными путями. Самое простое - воспользоваться теми очками, которые вы носите в настоящее время (при условии, что они, конечно, вам подходят). С внутренней стороны правого заушника (иногда - на мостике) рядом с наименованием модели вы увидите три числа, которые обозначают (все - в миллиметрах):




1 - размер светового проема;
2 - размер мостика;
3 - длину заушника.

Два первых числа обычно разделяет наклонная черта или изображение квадрата. Бывает так, что числа нанесены слишком мелко или же уже частично стерлись от длительного ношения очков. В этом случае вы можете провести замеры образца самостоятельно.
При выборе оправы, за исключением некоторых случаев, вряд ли есть смысл отталкиваться строго от ее размеров. Прежде всего нужно примерить оправу. Если вам нравится, как она выглядит на вашем лице, то скорее всего и ее размер вам подходит. Тем не менее существует золотое правило, согласно которому общая ширина рамки оправы должна примерно равняться ширине лица. В этом случае комфорт будет идеальным.
Ширину лица можно измерить при помощи линейки. Для удобства к каждому уху нужно приложить карандаши, а затем измерить расстояние между ними на уровне переносицы.

Подбор оправы с учетом ваших индивидуальных особенностей

Выбор оправы - задача непростая. Для того чтобы решить ее, следует учитывать несколько вещей:
  • свой тип лица,
  • свой цветотип,
  • предпочитаемый вами стиль в одежде.

Определение типа лица

Определить тип лица, или, иначе говоря, его форму, несложно. Зафиксируйте волосы ободком либо повязкой, чтобы они вам не мешали, и встаньте вплотную к зеркалу. Обведите контуры лица (начиная от корней волос и заканчивая подбородком) помадой или водорастворимым маркером и оцените результат.


Характеристики типов лиц

При всем многообразии лиц чаще всего выделяют пять основных типов: это овальное, круглое, треугольное (сердцевидное), прямоугольное и трапециевидное лицо.


Овальное лицо. Оно характеризуется плавным переходом ото лба к скулам, а затем к подбородку, самое широкое место находится на уровне скул. Нижняя часть овального лица обычно длиннее верхней.


  • оправы практически любой формы, начиная от классики и заканчивая авангардом;
  • оправы чуть шире, чем размер лица в самой широкой части, для того чтобы уменьшить (как правило, вытянутые лица еще и достаточно узкие);
  • массивные оправы с широкой низкой переносицей, которая может отвлечь внимание от длинного узкого носа, и с низкой посадкой заушников, которые позволяют нивелировать эффект вытянутости (особенно если нижний и верхний ободки рамки образованы горизонтальными линиями).
Не рекомендуются:
  • слишком крупные оправы, которые будут диссонировать с чертами лица.


Круглое лицо. Такое лицо имеет плавные мягкие очертания, при этом его высота практически равна ширине. Нередко, хотя и необязательно, у людей с круглым лицом достаточно короткая шея.


  • оправы с прямыми линиями, образующими ярко выраженные углы с боковыми частями;
  • прямоугольные оправы, визуально делающие лицо менее круглым (если ширина оправы преобладает над ее высотой, то лицо воспринимается как более узкое);
  • оправы с высоко расположенными заушниками;
  • цветные пластиковые оправы, являющиеся, когда речь идет о коррекции формы лица, более предпочтительными, нежели филигранные металлические; оправа в этом случае может быть броской.
  • слишком маленькие оправы;
  • оправы округлой формы.


Треугольное (сердцевидное) лицо. Его отличают широкий лоб, широкие высокие скулы и ярко выраженный, довольно заостренный подбородок.


  • громоздкие оправы, которые усилят эффект тре-уголь-ника: подбородок будет выглядеть еще уже и острее, а область лба — еще шире;
  • оправы формы «кошачий глаз»;
  • оправы с высокой посадкой заушников.

* Подбор безободковой конструкции несколько отличен от подбора ободковой оправы, так как в этом случае первостепенное значение имеет даже не форма лица, а область глаз, верхняя граница которой проходит по линии бровей.

Прямоугольное лицо. Для него характерны четкие параллельные прямые линии от висков до подбородка и резко выраженные углы нижней челюсти.


  • скругленные, овальные оправы, которые помогут сгладить угловатость и облегчить тяжелую нижнюю часть;
  • оправы с заушниками, которые крепятся к рамке по центру или к ее верхней части;
  • оправы с подъемом в их верхней части, благодаря чему область щек будет казаться более узкой, а лицо — менее угловатым;
  • безободковые конструкции, которые несколько смягчат строгие черты лица;
  • цветные пластмассовые оправы, но они уместны при условии, что форма подобрана правильно.
  • угловатые оправы, которые подчеркнут тяжеловесность лица;
  • слишком маленькие оправы, диссонирующие с чертами лица;
  • оправы с низкой посадкой заушников.

Трапециевидное лицо. По своей форме оно напоминает грушу, самое узкое место находится в области висков, самое широкое — в области щек, лоб по сравнению с довольно массивным подбородком кажется узким.


  • оправы формы «кошачий глаз», чтобы добавить ширину верхней части лица и отвлечь внимание от подбородка;
  • оправы с широкими заушниками, которые позволят визуально выровнять переход между широкими скулами и узкой височной частью.
  • любые оправы, которые подчеркивают тяжеловесную нижнюю часть лица;
  • оправы с низко расположенными заушниками.

Азиатский тип лица. Определенные сложности могут возникнуть при подборе оправ людям с азиатским типом лица. Из-за особенностей антропометрии переносицы многие модели «сидят» у них не на носу, как следовало бы, а смещаются на скулы.



Специально для людей с азиатским типом лица некоторые компании производят отдельные линии и даже коллекции оправ и солнцезащитных очков. Такие коллекции, например, присутствуют в ассортименте концерна Rodenstock .

Определение цветотипа

Определение цветотипа является важным при выборе не только декоративной косметики, цвета волос и одежды, но и оправы. Выявить свой цветотип - холодный он или теплый - .
Для тех, кто хочет получить расширенное представление о собственном цветотипе, полезно будет познакомиться с теорией сезонных типов внешности, согласно которой всех людей можно разделить на четыре цветотипа - по аналогии с четырьмя временами года: весна, лето, осень, зима. Два из них являются теплыми: это весна и осень, а два - холодными: лето и зима.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей весеннего типа
При выборе оправы для людей этого цветотипа рекомендуется обратить внимание на все прозрачные тона весенней палитры, например светло-бежевый, нежно-голубой, теплый золотистый, липовый цвет. Приемлемы также ярко-красный и темный беж. Однако оттенок не должен быть холодным или слишком насыщенным. В целом людям весеннего типа хорошо подходят тонкие металлические оправы с покрытием под золото.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей осеннего типа
Цветовая палитра осеннего типа внешности состоит из теплых насыщенных тонов. Естественно, что человеку со светлой прозрачной кожей и ярко-рыжими волосами подойдут несколько другие тона, чем брюнету того же осеннего типа. Вполне нейтрально на его лице будет смотреться оправа коричневого, бежевого или золотисто-медового цвета. Уместны и различные оттенки зеленого. Если речь идет о металлической оправе, то выбор следует остановить на оправе цвета меди или золота, но не серебра.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей летнего типа
При выборе оправы людям летнего типа лучше отказаться от оранжевых и золотистых оттенков. Представителям данного цветотипа со светлой кожей к лицу пастельные тона, если же кожа имеет более темный или оливковый оттенок, подойдут и более насыщенные цвета, например фиолетовый, темно-серый, лиловый, индиго.

■ Рекомендации по выбору цвета оправы для людей зимнего типа
Людям, относящимся к зимнему типу, подходят прозрачные, яркие, чистые холодные тона. Черный - идеальный для них цвет, а вот от оранжевой оправы лучше отказаться, так как в ней представитель цветотипа «зима» будет выглядеть устало и даже скучно. Если же речь идет о металле, лучше остановить внимание на оправе цвета серебра.

Предпочитаемый стиль в одежде

Предпочитаемый стиль в одежде во многом обусловлен образом жизни человека. При всем многообразии стилей выделим три наиболее емких:
  • деловой стиль;
  • экстравагантный стиль;
  • стиль кэжуал (повседневный).
■ Деловой стиль
Основные черты делового стиля, или бизнес-стиля, - строгость, сдержанность, функциональность, лаконичность. Помимо делового костюма важным атрибутом современного бизнес-стиля являются очки для коррекции зрения. Удачным решением для делового человека могут оказаться политкорректные безободковые очки, не ограничивающие поле зрения оправой. Иногда их называют очками политиков в силу особой приверженности к ним последних. Также их нередко выбирают ведущие политических ток-шоу и иных интеллектуальных программ. Для создания безободковых конструкций сегодня часто используют такие материалы, как нержавеющая сталь , титан и сплавы на его основе. В ассортименте некоторых производителей, специализирующихся на так называемой ювелирной оптике, присутствуют безободковые, как, впрочем, и ободковые модели из драгоценных металлов. Для изготовления оправ из драгоценных металлов, призванных подчеркнуть высокий статус их обладателя, сегодня широко используются золото , серебро, платина и металлы платиновой группы: рутений, палладий, родий и некоторые другие.
Стремлению многих деловых людей окружить себя комфортными и престижными вещами в полной мере отвечают и оправы, выполненные из натуральных материалов, например, .
В безободковых очках или в очках формы «авиатор » куда легче прослыть демократом, чем в строгих темных очках из ацетата целлюлозы прямоугольной формы. Однако последние будут вполне уместны, когда деловому человеку требуется усилить свой авторитет, что особенно важно, когда он делает первые шаги в бизнесе. При этом, однако, нельзя оставлять без внимания его тип лица .

■ Экстравагантный стиль
Экстравагантный стиль часто предпочитают студенты и люди творческих профессий (художники, фэшн-журналисты, фотографы, дизайнеры, блогеры). Они любят контрастные сочетания, смелые формы и цвета, неожиданные комбинации фактур, асимметричный крой и яркие аксессуары, в том числе, конечно, и очки. Самым смелым из них, то есть тем, кому не дает покоя слава Леди Гаги, рекомендуем обратить внимание на очки в виде крестов и крыльев марки Jeremy Schott или асимметричные очки от Ic! Berlin. Весьма экстравагантно могут выглядеть и пластиковые очки, выполненные в ретростиле, или же подлинные винтажные очки. Особое внимание при подборе оправы следует уделить цвету. Поклонники экстравагантного стиля часто тяготеют к ярким цветам. Удачным решением могут оказаться оправы из двух- или трехслойного ацетата целлюлозы, в которых сочетаются сразу несколько цветов. В результате наложения может получиться совсем нескучный микс!

Формы оправ

«Авиатор»




«Авиатор» - это, пожалуй, самая главная и самая узнаваемая модель солнцезащитных очков всех времен и народов. Вот уже на протяжении многих десятилетий она занимает первые строчки очкового хит-парада, не давая надолго потеснить себя ни одной другой. Первыми оценить преимущества «авиаторов» с характерными каплевидными линзами (тогда серо-зелеными) смогли летчики военно-воздушных сил США, для которых «авиаторы», собственно, и разрабатывались. А произошло это в 1930-е годы. Однако исключительно достоянием ВВС США «авиаторы», обеспечивающие максимальный обзор и пропускающие минимум рассеянного света, оставались недолго. Внимание общественности они привлекли сразу после того, как в прессе появились снимки мужественного генерала американской армии Дугласа Мак-Артура, запечатленного в «авиаторах» на одном из Филиппинских островов во время Второй мировой войны.
Впрочем, большая слава «авиаторов» на тот момент была еще впереди. Она лавиной обрушилась на них в 1969 году, после того как в прокат вышел американский кинофильм «Беспечный ездок» (Easy Rider) с Питером Фондой, благодаря которому очки с линзами-каплями стали символом стиля унисекс и приобрели статус культовых. В 1980-е годы поддержанию этого статуса способствовал выход на экраны американского фильма «Лучший стрелок» (Top Gun), в котором в «авиаторах» предстал уже Том Круз.

«Вайфарер»



Первые «вайфареры» - солнцезащитные очки с трапециевидными линзами, ставшие впоследствии золотой классикой очковой моды, - были представлены на рынке в 1952 году. Из актуальных вариантов наиболее близка к первоначальной версии модель RB 2140 марки Ray-Ban, под которой «вайфареры», собственно, и появились на свет.
Когда в 1961 году зритель увидел фильм «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s) с Одри Хепберн в главной роли, солнцезащитные очки формы «вайфарер» вмиг стали популярными. Вообще, по части успеха в кино позавидовать «вайфарерам» могла бы любая голливудская звезда. За свою «кинокарьеру» они «снялись» более чем в ста картинах, в том числе в легендарном фильме «Братья Блюз» (The Blues Brothers), который вышел в прокат в 1980 году. Черные солнцезащитные «вайфареры» фигурировали в этом фильме с первой и до последней сцены. Главные герои в исполнении Дэна Эйкройда и Джона Белуши не расставались с ними даже ночью, считая их аксессуаром первой необходимости. Похоже, что после просмотра фильма в это уверовали и многие зрители: продажи «вайфареров» в восьмидесятые вновь стремительно пошли вверх.

«Ленноны»




«Леннонами» сегодня принято называть небольшие металлические очки с круглыми световыми проемами. Своим названием они, как нетрудно догадаться, обязаны Джону Леннону - одному из самых известных пользователей круглых очков за всю их историю. В 60-70-е годы прошлого столетия, подражая своему кумиру, многие молодые люди стремились иметь нечто подобное.
Очки Леннона были, кстати сказать, никелированными. Однако сегодня, говоря о «леннонах», мы имеем в виду в первую очередь их форму, а не материал (так что те, кто страдает аллергией на никель, могут вздохнуть спокойно). После того как в 1980 году лидер ливерпульской четверки, призывавший людей заниматься любовью, а не войной, был убит, круглые очки стали символом мира и движения хиппи. Скандального музыканта Оззи Осборна, который также оказался неравнодушен к круглым очкам, причислить к «детям цветов», конечно, не получится, однако нельзя не отметить, что благодаря ему круглые очки стали еще и достоянием андеграунда, представители которого именуют очки а-ля Осборн «оззи».
Впрочем, у тех, чье детство пришлось на 1990-е годы, «ленноны» ассоциируются отнюдь не с упомянутыми выше музыкантами, а скорее с юным волшебником Гарри Поттером. Этому персонажу принадлежит немалая заслуга в том, что круглые очки пробрели большую популярность у подростков-очкариков, которые перестали наконец чувствовать себя аутсайдерами.

«Кошачий глаз» и «бабочка»




Очки формы «кошачий глаз» - по нашему глубокому убеждению, самой женственной из когда-либо существовавших - появились на рынке в 50-е годы XX века. Есть мнение, что этот «фасон» придумал сам Кристиан Диор (Christian Dior). Якобы в его модном доме долгое время работала манекенщица - наполовину казашка, наполовину русская. И Диор создал форму «кошачий глаз» для того, чтобы подчеркнуть очертания ее раскосых глаз. На наш взгляд, это не более чем красивая легенда; по крайней мере, мы не располагаем ее фактическим подтверждением.
Зато мы вполне можем говорить о том, что самым известным производителем очков формы «кошачий глаз» в 1950-е годы являлась американская компания Tura . На этот факт, в частности, указывают авторы вышедшей в 2007 году книги «Только лишь для ваших глаз? Очки от А до Я» - журналисты Алессандра Альбарелло и Франческа Джопполо , которые, работая в профессиональных оптических изданиях, посвятили изучению истории очков ни один год.
Одними из самых известных очков формы «кошачий глаз», вызывающих ассоциации с эпохой пятидесятых, являются, пожалуй, те, что носила героиня Мэрилин Монро в фильме «Как выйти замуж за миллионера» (How to Marry a Millionaire), который вышел на экраны в 1953 году. Воскресив в памяти очки Полы - экранной героини Монро, иной читатель подумает, что форма модели скорее похожа на «бабочку», чем на «кошачий глаз». Вот очки героини Анук Эме в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita; 1959) - это настоящий «кошачий глаз»!
Действительно, с «кошачьим глазом» и «бабочкой» порой случается путаница, которую можно объяснить тем, что многие полагают, что это две абсолютно разные формы очков. Аргументируя свою точку зрения, сторонники данной теории говорят о том, что очки «кошачий глаз» повторяют форму глаз «домашней хищницы», их уголки резко устремляются вверх, в то время как очки модели «бабочка» напоминают, соответственно, распахнутые крылья бабочки, отличаясь большей площадью рамки и менее стремительным «характером». В теории это объяснение кажется вполне логичным, на практике же, учитывая большое разнообразие решений оправ, деление порой вызывает вопросы, так что строго придерживаться его мы бы все-таки не стали. Понятия «кошачий глаз» и «бабочка» довольно часто выступают в качестве синонимичных, что нам нередко случается наблюдать, читая пресс-релизы производителей очков.

«Панто»




Очки формы «панто» (в перевод с греческого panto означает «всё» или «весь») - это очки, обеспечивающие пользователю полный обзор. Этим преимуществом они обязаны своей форме: нижняя часть ободка абсолютно круглая, а верхняя линия более прямая. Их верхняя граница проходит чуть ниже бровей, что не только эстетически привлекательно, но и практично: брови не пачкают линзы.
Очки этой формы появились на рынке в 30-е годы XX века и сразу же полюбились многим интеллектуалам. С началом Второй мировой войны о них, правда, благополучно забыли (как ни крути, но стрелять из окопов все-таки удобнее в очках с большими круглыми световыми проемами), однако с наступлением мирного времени вновь вспомнили. В 1950-60-е годы «панто» пользовались репутацией едва ли не самой популярной мужской модели очков в США. В 1980-е годы мир моды вновь проникся теплыми чувствами к форме «панто», поклонниками которой стали режиссер Вуди Аллен и актер Джонни Депп - натуры, прямо скажем, незаурядные.

«Стрекоза»




Огромные, как глаза стрекозы, солнцезащитные очки округлой формы приобрели популярность в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века. Предпосылкой к их появлению стало продвижение на рынок полимерных линз - гораздо более легких, чем изготовленных из минерального стекла.
Одной из главных поклонниц «крупногабаритных» очков того времени была вдова президента США Джона Кеннеди, супруга греческого миллиардера Аристотеля Онассиса Джеки Онассис, по праву считающаяся одной из самых элегантных женщин XX века. Во время поездок на Капри Джекки никогда не расставалась со своими «стрекозами», созданными лично для нее парижским оптиком Робертом Пинтоном из ацетатцеллюлозного пластика и натурального черепахового панциря. Вскоре после того, как Джеки Онассис появилась в «стрекозах» в обществе, очки подобной формы вошли в коллекции многих производителей, значительно облегчив девушкам задачу выглядеть, как Джеки.

«Клабмастер»




«Клабмастеры», или «броулайнеры» (brow-liners), как их еще называют, - это очки в комбинированной оправе с округлыми световыми проемами. Верхняя часть «клабмастеров» усилена пластиковыми «дугами», создающими эффект двойных бровей.
В Европу мода на «клабмастеры» пришла из Америки. Одним из самых известных их пользователей середины XX века был борец за права темнокожих Малкольм Икс, у которого было сразу несколько очков этого «фасона» разных цветов. С приходом пластиковой революции, благодаря которой рынок наводнился новыми моделями, привлекательность «клабмастеров» как-то померкла. В восьмидесятые они вновь вернулись на модную сцену, но лишь в качестве солнцезащитных очков, а вот в начале текущего десятилетия в связи с увлечением дизайнерами стилем ретро они пережили настоящий ренессанс.

«Лолита»



Название «Лолита» прилепилось к очкам, выполненным в виде двух сердец, вскоре после того, как в 1962 году в прокат вышел фильм Стэнли Кубрика «Лолита» (Lolita) по одноименному роману Владимира Набокова. Интересно, что ни в самом фильме, ни в книге Лолита очков не носила. Идея надеть их на нее пришла в голову известному американскому фотографу Берту Стерну, который делал рекламные фотографии к фильму.
С легкой руки Стерна очки в форме сердечек у многих стали ассоциироваться в первую очередь с образом набоковской героини и лишь потом с Мадонной, которая также питала слабость к очкам-сердечкам. Именно их суперзвезда шоу-бизнеса выбрала для своего мирового турне 2008-2009 годов под названием Sticky & Sweet.
В нашем XXI веке создать что-то абсолютно новое в дизайне очков, откровенно говоря, вряд ли возможно. Так что, как нам думается, дизайнерам очков не остается ничего иного, как пойти по пути модернизации уже существующих форм. А значит, наши истории непременно будут иметь продолжение.

* Позволим себе напомнить нашим читателям, что впервые очки формы «авиатор» появились на рынке под маркой Ray-Ban (дословно ее название можно перевести как «защита от лучей», «преграда для прохождения лучей»). Производителем этих очков являлась компания Bausch & Lomb.
** До Джона Леннона благодаря своему вкладу в дело мира прославился другой владелец круглых никелированных очков - Махатма Ганди, один из самых известных политических деятелей XX века и отец индийской нации.
*** Интересно, что в качестве материала очков Tura использовала анодированный алюминий, идею применения которого заимствовала у производителей авиационной техники.
**** Albarello A., Joppolo F. For your eyes, only? Eyewear from A to Z. Modena: Logos, 2007. P. 39.
***** Примечательно, что в коллекции компании François Pinton Paris, которой сегодня руководит сын Роберта Пинтона Франсуа Пинтон (Francois Pinton), модель «Джекки O.» присутствует и по сей день.