Медицинская помощь детям. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям Основные мероприятия по оказанию медицинской помощи детям

  • Дата: 01.07.2020

Принцип единого педиатра - то есть одним врачом обслуживаются дети от 0 до 17 лет 11 мес. 29 дней.

Принцип участковости . Основная фигура - участковый педиатр.

Принцип профилактической работы.

Патронаж к новорожденным на следующий день после выписки из род.дома (охват 100%);

Наблюдение на дому в течение 5 дней, на 14-й, 21-й, 28-й дни после выписки из роддома,

Осмотр врачом до 1 года жизни -1 раз в месяц, м/с 2 раза. в месяц;

На 2 году жизни -1 раз в 3 месяца;

На 3 году жизни -1 раз в 6 месяцев;

После 3 лет - 1 раз в год;

Принцип чередования медицинского обслуживания : на дому, в поликлинике, в дневном стационаре, санатории.

На амбулаторный прием в поликлинику приходят только здоровые дети либо реконвалесценты, больные обслуживаются на дому.

Принцип преемственности. Осуществляется между женской консультацией, роддомом и детской поликлиникой в виде

Дородового патронажа.

В детскую поликлинику поступает информация из женской консультации, что на участках есть беременные со сроком более 28 недель

Женская консультация.

Структура женской консультации.

1. регистратура;

2. кабинеты участковых акушеров-гинекологов;

3. кабинеты по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам;

4. кабинеты: терапевта; онкогинеколога; венеролога; стоматолога;

5. физиотерапевтический кабинет;

6. комната молодой матери;

7. манипуляционная; операционная;

8. клинико-диагностическая лаборатория;

9. эндоскопический кабинет и цитологическая лаборатория;

10. рентгеновский кабинет; кабинет функциональной диагностики;

11. социально-правовой кабинет.

Задачи женской консультации:

1. проведение профилактических мероприятий с целью снижения осложнений в беременности;

2. проведение профилактических осмотров всех женщин;

3. диспансерный учет беременных, а также больных с хроническими гинекологическими заболеваниями;

4. организационно-методическая работа;

5. санитарно-гигиеническое воспитание, пропаганда здорового образа жизни.

Организация медицинской помощи беременным:

1. своевременное (до 12 нед) взятие их на учет,

2. динамическое наблюдение за их здоровьем,

При нормальном течении беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую половину беременности, после 20 недель беременности - 2 раза в месяц, после 32 недель - 3-4 раза в месяц.

Каждая женщина в период беременности должна быть осмотрена терапевтом 2 раза, стоматологом, окулистом, эндокринологом, др. специалистами по показаниям.



Беременным, вставшим на учёт своевременно, в 30 недель беременности выдают «дородовый сертификат» рамках Национального проекта «Здоровье».

«родовый сертификат»

1 талон - остаётся в женской консультации (60% на оплату труда медработникам, 40% на медикаменты, перевязочный материал);

2 талон - передаётся родильному дому (40% на оплату труда, 60% на медикаменты, перевязочный материал);

3 талон – детской поликлинике

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Особенности организации оказания медицинской помощи сельскому населению.

1. Этапность. (1 – ФАП,2 – ЦРБ, 3 – Обл. Больница)

2. Выздные формы работы.

3. Развитие общеврачебной практики

4. Высокая роль и значение среднего медицинского персонала.

5.Сочетание лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Организация работы на ФАПе

Организация работы фельдшерско-акушерского пункта определена нормативным документом - приказом Минздравсоцразвития от 15.05.2012 г. № 543н.

В штат ФАПа может вводиться медицинская сестра. (в зависимости от численности обслуживаемого населения)

Для организации работы фельдшерско-акушерского пункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:

Процедурная;

Комната фельдшера и акушерки;

Комната экстренного приема родов;

Комната временного пребывания пациентов;

Санузел для персонала;

Санузел для пациентов;

Санитарная комната.

Задачи ФАП:

1. Лечебно-профилактическая помощь взрослому населению:

Амбулаторный приём и помощь на дому,

Участие в проведении профилактических осмотров и диспансеризации,

Оказание доврачебной помощи,

Выполнение врачебных назначений,

Медико-санитарное обслуживание населения в период полевых работ,



Проведение мероприятий по профилактике сельскохозяйственного травматизма и снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

2. Медицинское обслуживание женщин и детей:

Наблюдение за беременными и роженицами,

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам,

Оказание помощи роженицам и родильницам,

Организация школы матери и ребёнка,

Оказание медицинской помощи гинекологическим больным,

Диспансерное наблюдение за детьми,

Оказание лечебно-профилактической помощи детям.

3. Санитарно-противоэпидемическая работа:

Текущий санитарный надзор,

Противоэпидемические мероприятия,

Мероприятия по снижению инфекционной заболеваемости,

Проведение профилактических прививок,

Санитарно-просветительная работа,

Санитарный актив и работа с ним.

Функциональные обязанности медсестры ФАПа:

· проводить перепись населения;

· готовить кабинет к приему;

· выполнять лечебные и диагностические назначения фельдшера;

· измерять температуру и АД пациентам;

· осматривать на педикулез;

· информировать фельдшера о нарушениях режима, назначения пациентами;

· осуществлять патронажные посещения на дому;

· приглашать на проф.прививки согласно плану;

· приглашать и контролировать за ходом проф.осмотров и диспансерных осмотров;

· соблюдать правила этики и деонтологии;

· соблюдать правила техники безопасности;

· осуществлять условия транспортировки и хранения мед. иммунобиологических препаратов согласно требованиям;

· санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения.

· своевременно и правильное ведение медицинской документации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АО «Медицинский университет Астана»

Тема «Организация лечебно-профилактической помощи детям»

Подготовила - резидент

Наурызбаева А.А.,

гр. 116 неврологии

Проверила - к.м.н., Цой А.Н.

1. Детская поликлиника как первый этап в оказании помощи ребенку

2. Основные задачи детской поликлиники

3. Лечебно-диагностическая помощь детям осуществляется путем

1. Детская поликлиника как первый этап в оказании помощи ребенку

Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются:

1. непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни;

2. преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям;

3. этапность в лечении - поликлиника, стационар, санаторий.

К чреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям относятся: детские городская и районные больницы, специализированные детские больницы, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома), детские бальнеологические и грязелечебницы, санатории, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.

Детская поликлиника -- лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь детям и подросткам до 18 (17 лет 11 месяцев 29 дней включительно) лет. Детские поликлиники организуются в целях обеспечения детей, не нуждающихся в госпитализации, доступной и качественной первичной медико-санитарной, квалифицированной и специализированной помощью, направленной на профилактику, снижение уровня заболеваемости, детской инвалидности, младенческой и детской смертности. В зависимости от числа врачебных должностей выделяют пять категорий городских детских поликлиник. В настоящее время в городах преимущественно функционирую крупные поликлиники (1-2 категории), имеющие достаточный набор помещений, высококвалифицированные кадры, необходимые лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, водолечения, грязелечения и др.).

Детская поликлиника работает по участковому принципу. Вся обслуживаемая поликлиникой территория разделена на участки. На педиатрическом участке в норме проживает 800 детей и для их обслуживания выделяется 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности участковой медсестры. Кроме того, в детской поликлинике предусмотрены должности врачей-педиатров и медсестер (фельдшеров) для оказания лечебно-профилактической помощи в дошкольных учреждениях, школах и отделения специализированной медицинской помощи. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

2. Осно вные задачи детской поликлиники

* Организация и проведение профилактических мероприятий в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах - диспансеризация детей (активное и динамическое наблюдение за здоровьем детей), санитарно-просветительная работа, пропаганда здорового образа жизни, проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН;

* Оказание квалифицированной и специализированной лечебной помощи в поликлинике и на дому;

* Качественное проведение клинико-экспертной работы - экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности;

* Своевременная госпитализация детей, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием;

* Соблюдение преемственных связей с другими ЛПУ: женскими консультациями, родильными домами, детскими больницами и санаториями, диспансерами.

Основным направлением деятельности детской поликлиники, является профилактическая работа, осуществляющаяся путем:

1. проведения дородового патронажа беременных женщин;

2. учета детского населения и диспансеризации здоровых, больных и детей из группы риска соответственно возрасту, особенностям нервно-психического и физического развития;

3. вакцинации детей;

4. подготовки детей к поступлению в дошкольные и общеобразовательные учреждения;

5. предупреждения инфекционных заболеваний;

6. санитарно-просветительной работы с целью гигиенического воспитания и прививания навыков по рациональному питанию, уходу, закаливанию, оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди детей, их родителей и членов семьи.

Детскую городскую поликлинику возглавляет главный врач, который непосредственно руководит всей ее деятельностью: обеспечивает своевременность, доступность и качество всех видов лечебно-профилактической помощи детям, осуществляет планирование, финансирование, устанавливает штат, организует работу сотрудников, анализирует результаты работы, отвечает за оснащение медицинским оборудованием, хозяйственным инвентарем. Штат медицинского и педагогического персонала в детской поликлинике устанавливается исходя из следующих нормативов: на 10 тысяч детей прикрепленных к поликлинике предусматривается - 12,5 должностей участковых педиатров, 0,5 ставки детского хирурга, 0,75 ставки травматолога-ортопеда, 1,25 ставки отоларинголога, по 1,5 ставки офтальмолога и невролога, а также должности других специалистов. Для обеспечения работы в дошкольных и школьных учреждениях дополнительно выделяются 1 должность врача-педиатра из расчета на: 180 -200 детей в детских яслях, 600 детей детских садов, 1200 учащихся образовательных учреждений.

Основной фигурой, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям , является участковый педиатр. На должность врача-педиатра участкового назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности "педиатрия" или "лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности «педиатрия».

Функциональные обязанности участкового педиатра:

* формирует врачебный участок из прикрепленного контингента;

* проводит динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;

* проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;

* осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;

* проводит первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;

* организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки;

* разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;

* обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях - на госпитализацию;

* обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;

* проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;

* обеспечивает подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения;

* обеспечивает поступление информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки, попечительства;

* обеспечивает работу стационара на дому;

* обеспечивает выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

* обеспечивает проведение дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;

* выдает заключение о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения;

* обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции;

* осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;

* своевременно направляет извещения в установленном порядке в территориальные органы санэпиднадзора о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнениях;

* обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;

* проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;

* проводит подготовку медицинской документации по переводу детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;

* руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи;

* ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализируя состояние здоровья прикрепленного контингента к врачебному педиатрическому участку и деятельность врачебного педиатрического участка;

* систематически повышает свою квалификацию

Диспансерный метод широко используется участковым педиатром для улучшения состояния здоровья детского населения. Профилактические осмотры являются первым и обязательным этапом в диспансеризации детского населения. Объем и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному, физическому, функциональному и нервно-психическому развитию ребенка. Проведение профилактических медицинских осмотров детей предусмотрено Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, то есть, гарантировано государством. Рассмотрим на примере патронажа новорожденного, участковый педиатр и медицинская сестра в первые два дня после выписки ребенка из роддома проводят на дому совместный активный профилактический осмотр (патронаж) новорожденного. Первый год жизни ребенка чрезвычайно важен с точки зрения становления функции всех органов и систем организма, нервно-психического развития, поэтому необходимо регулярное медицинское профилактическое наблюдение за малышом. Активные посещения новорожденного на дому проводятся участковым педиатром на 10-й, 14-й и 21-й дни жизни ребенка, далее - ежемесячно мама с малышом посещает участкового педиатра в поликлинике. При осмотре педиатр уточняет антропометрические параметры (массу и длину тела, окружность грудной клетки и головы, оценивает состояния швов и родничков на голове), оценивает нервно-психическое и физическое развитие, функциональное состояние других органов и систем. Даются рекомендации по уходу за ребенком, по его питанию, другие советы для обеспечения здорового роста и развития. В возрасте 1 месяца, наряду с педиатром, малыша осматривают невролог, ортопед, офтальмолог, хирург. Кроме того, в 1 месяц жизни проводится вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая - обычно проводится в роддоме в первые 12 часов жизни ребенка). Прививка выполняется после осмотра педиатром для исключения острых заболеваний. По результатам профилактического осмотра в зависимости от состояния здоровья малыша, врач может назначить дополнительные исследования (общий анализ крови и мочи, исследования кала и пр.). детский поликлиника лечебный педиатр

Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят кабинеты по профилактической работе, в том числе кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет и др.

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии.

3. Лечебно-диагностическая по мощь детям осуществляется путем

1) активного посещения на дому больного ребенка врачом, медицинской сестрой;

2) проведения приема участковыми педиатрами больных детей в периоде реконвалесценции в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники);

3) проведения консультативного приема у специалистов;

4) консультации заведующих отделениями, заместителя главного врача, консилиума;

5) организации стационаров на дому, дневных стационаров;

6) проведения лечебно-диагностических процедур, в том числе восстановительного лечения, реабилитации;

8) выдачи больничных листков матери или иному лицу, непосредственно осуществляющему уход за больным ребенком;

9) проведения отбора и направления больных на восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию в санатории и реабилитационные центры, в специальные организации образования.

О качестве лечебно-профилактической работы в детской поликлинике можно судить по таким показателям как: 1. Уровень общей заболеваемости детей и в том числе 1 года жизни (уровень заболеваемости дифтерией, коклюшем, полиомиелитом, корью, туберкулезом, острыми кишечными заболеваниями и т.д.), 2. Распределение детей по группам здоровья, в том числе 1 года жизни, 3. Доля детей 1 года жизни, находящихся на грудном вскармливании до 4 месяцев, 4. Охват прививками, 5. Младенческая смертность, 6. Неонатальная смертность, 7. Удельный вес детей, умерших в стационаре через 24 часа после поступления и другие.

Детская поликлиника осуществляет плановую госпитализацию детей в стационар детской больницы. Плановая госпитализация ребенка возможна при наличии направления и подробной выписки из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и результатах анализов, проведенных в поликлинике. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях; справка из центра ГСЭН об отсутствии контакта с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и школе (срок действия справки - 24 ч); справка о прививках.

Организация работы стационара детской больницы имеет много общего с организацией работы больниц для взрослых, однако имеются и свои особенности.

Основные задачи детской больницы:

· Восстановительное лечение, которое включает диагностику заболевания, лечение, неотложную терапию и реабилитацию.

· Апробация и внедрение в практику здравоохранения современных методов лечения, диагностики и профилактики, основанных на достижениях медицинской науки и техники.

· Создание лечебно-охранительного режима.

· Проведение противоэпидемических мероприятий и профилактика внутрибольничной инфекции.

· Проведение санитарно-просветительной работы.

· Повышение качества лечебно-профилактической помощи.

Отделения могут иметь: приемно-смотровые помещения, отдельно от общего приемного отделения больницы, палаты- боксы; палату интенсивной терапии; процедурный кабинет; выписную комнату; ординаторскую комнату и комнату заведующего отделением; комнату старшей медсестры и для хранения медикаментов; помещения для сцеживания грудного молока; материнские комнаты, столовая, буфетная, комната отдыха. При наличии боксов - прием больных детей осуществляется непосредственно в боксы. В каждом боксе размещается по 1-2 койки.

В стационаре завершается первый этап реабилитации и восстановительного лечения - клинический. Далее следуют второй этап - санаторный и третий этап - адаптационный, который проводится в санаториях и амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные задачи организации лечебно–профилактической и акушерско-гинекологической помощи женщинам и детям. Роль лечебно-профилактических мероприятий, дородового патронажа, женской консультации и санаторно-курортного лечения в укреплении здоровья нации.

    реферат , добавлен 30.04.2011

    Исследование основных принципов оказания лечебно-профилактической помощи детям. Задачи врача общей практики по обслуживанию детского населения. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми первого года жизни. Профилактические и оздоровительные мероприятия.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Виды лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. Поликлиническая и стационарная лечебно-профилактическая помощь населению. Анализ специфики медицинского обслуживания сельского населения. Организация деятельности фельдшерско-акушерского пункта.

    презентация , добавлен 04.04.2015

    Особенности оказания медицинской помощи сельскому населению. Проблемы и перспективы ее развития. Характеристика медико-санитарной сети сельского здравоохранения. Принципы организации работы лечебно-профилактических учреждений и распределения койко-мест.

    презентация , добавлен 24.10.2014

    Основные задачи лечебно-профилактического питания. Влияние и взаимодействие основных пищевых веществ на организм в условиях воздействия производственных факторов. Показания к назначению лечебно-профилактического питания. Рацион лечебного питания.

    учебное пособие , добавлен 07.03.2009

    Лечебный стационар - подразделение больницы, оказывающее квалифицированную медицинскую помощь населению. Классификация, структура и задачи больницы; виды первичной документации. Функции лечебно-диагностической службы, санитарно-гигиеническое воспитание.

    презентация , добавлен 25.10.2016

    Медико-социальное значение системы охраны материнства и детства. Социальная защита женщин в период беременности. Организация гинекологической помощи. Принципы профилактической работы детских поликлиник. Особенности оказания детям стационарной помощи.

    реферат , добавлен 15.04.2011

    Амбулаторное и стационарное обеспечение охраны здоровья матери и ребенка. Роль акушерско-гинекологической помощи. Совершенствование оказания лечебно-профилактической помощи беременным, роженицам, родильницам, новорожденным и гинекологическим больным.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2017

    Медицинская сортировка, ее организация на этапах медицинской эвакуации. Неотложные мероприятия квалифицированной терапевтической помощи. Лечебно-эвакуационные мероприятия как важнейшая составная часть медицинского обеспечения боевых действий войск.

    реферат , добавлен 13.04.2009

    Организация сестринского ухода в кардиологическом отделении, принцип работы школы здоровья для больных с артериальной гипертонией. Организация лечебно-профилактической помощи в кардиологическом отделении стационара, отношение пациентов к своему здоровью.

Лечебно-профилактическая помощь детям является неотъемлемой частью охраны материнства и детства. Она обеспечивает организацию медицинского наблюдения за здоровыми детьми и подростками и оказывает им при необходимости квалифицированную помощь.

В оказании этой помощи детям принимают участие медицинские учреждения различных уровней, учреждения образования и социального обеспечения (дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, интернаты для детей с дефектами умственного и физического развития).

Среди них есть объединенная детская больница с поликлиническим отделением, стационаром, с лечебно-вспомогательными и диагностическими подразделениями, медицинским архивом и т.д.

Управление больницей осуществляют:

· главный врач;

· заведующий поликлиникой;

· заместитель главного врача по поликлинической работе (при наличии более 20 должностей врачей амбулаторного приема);

· заместитель главного врача по медицинской части.

В городах без районного разделения в штате одной из поликлиник устанавливается должность городского педиатра, а при наличии разделения – должность районного педиатра.

Главный врач организовывает работу соответственно положению о детской больнице. Он имеет право нанимать и увольнять работников, отвечает за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность больницы, планирует ее работу, обеспечивает качество обследования и лечения больных детей, разработку и осуществление профилактических и противоэпидемических мероприятий в воспитательных и учебных учреждениях, размещенных в районе обслуживания, создает условия для повышения квалификации медицинского персонала.

Заместитель главного врача по поликлинической работе обеспечивает лечебно-диагностическую, профилактическую, противоэпидемическую деятельность поликлиники, контролирует организацию работы в детских дошкольных учреждениях и школах, надлежащее ведение учетных документов, изучает состояние здоровья детей, анализирует деятельность подразделений и медицинского персонала, осуществляет производственную связь между детской поликлиникой, подростковыми кабинетами городских поликлиник, роддомом, СЭС.

Заместитель главного врача по медицинской части непосредственно руководит и отвечает за качество лечебно-диагностической работы стационаров, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, осуществляет контроль качества диагностики, контроль питания и ухода за больными, отвечает за ведение учетной документации, анализирует деятельность подразделения.

В общей системе медицинских мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, ведущее место занимает амбулаторно-поликлиническая помощь , которую обеспечивают в поликлинических отделениях детских, городских, центральных районных больниц и в самостоятельных детских поликлиниках.

Основные принципы амбулаторно-поликлинической помощи:

· бесплатное, систематическое, квалифицированное, доступное врачебное, фельдшерское, сестринское наблюдение за здоровыми детьми;

· первичная и вторичная профилактика заболеваний;

· раннее выявление и своевременное лечение больных детей;

· реабилитация больных;

· просветительная работа по вопросам воспитания здорового ребенка, обеспечение его нормального психического и физического развития.

Детская поликлиника является ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи. Качество ее работы влияет на результаты поликлинического и стационарного лечения, а также на уровень госпитализации, продолжительность пребывания в стационаре, на частоту вызовов скорой медицинской помощи.

В детских поликлиниках проводят комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и раннее распознавание патологии, снижение заболеваемости и смертности, особенно новорожденным.

На современном этапе они оказывают медицинскую помощь детям от рождения до 15 лет (14 лет 11 месяцев 29 дней) в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах.

В 1998 г. зарегистрировано 45,6 млн. посещений поликлиники и 12,3 млн. посещений на дому. Современные детские поликлиники обеспечивают проведение комплекса профилактических, лечебных, оздоровительных и др. мероприятий (рисунок №9).

Детская поликлиника имеет достаточно сложную разветвленную систему отделений и кабинетов (рисунок №10).

Рисунок №9. Основные разделы работы детской поликлиники

Рисунок 10 Структура детской поликлиники

Деятельность поликлиники обеспечивают медицинские работники , штаты которых устанавливаются с учетом численности детского населения, особенности его расселения, форм работы подразделения, обусловленных современными условиями хозяйствования.

Согласно указу МЗ Украины №33 от 23.02.00г. в городах с населением более 25 тыс. устанавливают должности врачей для обеспечения приема детей поликлиники, оказания им медицинской помощи на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах и другой работой по амбулаторно-поликлиническому обслуживанию (таблица 3).

Кроме педиатров, в детских поликлиниках работает численная группа врачей других специальностей (хирурги, ортопеды-травматологи, психоневрологи, офтальмологи, отоларингологи, эндокринологи, кардиоревматологи, урологи, аллергологи и др.).

В зависимости от количества специалистов, устанавливаются должности лаборантов – рентгенологов, физиотерапевтов, ЛФК.

Для обеспечения работы в детских учреждениях и школах всех типов устанавливается дополнительно одна должность из расчета:

1. врача-педиатра:

· на 600 детей детских садов (соответственных групп в яслях);

· на 2500 учеников школ;

2. врача-фтизиатра на 200 детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах);

3. детского врача-психиатра на 300 учеников специализированных школ для умственно отсталых детей;

4. детского врача-офтальмолога – в одно из поликлиник города (городского административного района) с численностью детского населения не менее 300 тыс. человек.

Таблица №3. Штатные нормативы врачей детских поликлиник

Наименование должностей Количество должностей на 10 тыс. детей до 14 лет включительно (14 лет 11 мес. 29 дней), которые прикреплены к поликлинике
Врач-педиатр участковый 12,5
Врач-кардиоревматолог детский 0,3
Врач-гинеколог детского и подросткового возраста 0,1 но не менее одной должности на административный район
Врач-хирург детский 0,45
Врач-ортопед-травматолог детский 0,5
Врач-уролог детский 0,2
Врач-отоларинголог детский 1,0
Врач-невролог детский 1,0
Врач-офтальмолог детский 1,0
Врач-эндокринолог детский 0,4
Врач-аллерголог детский 0,2
Врач-иммунолог детский 0,3
Врач-инфекционист детский 0,5
Врач-гематолог детский 0,2
Врач-нефролог детский 0,1 но не менее 0,5 должности на административный район
Врач-гастроэнтеролог детский 0,3
Врач-дерматовенеролог детский 0,2

В зависимости от количества врачей одного профиля могут быть установлены должности заведующего отделением: педиатрического: вместо 0,5 должности врача – при количестве должностей участковых педиатров и педиатров 6,5-9.

Общее руководство работой поликлиники осуществляет заведующий поликлиникой или заместитель главного врача по поликлинической работе.

В самостоятельной поликлинике эту функцию выполняет главный врач поликлиники.

В детских поликлиниках, кроме медицинских, вводятся также должности и педагогических работников для логопедических и сурдологических кабинетов. В сурдологическом - должность заведующего кабинетом, врача-отоларинголога (сурдолога), по одной должности невропатолога, дефектолога, логопеда, медицинской сестры, младшей медицинской сестры.

Указанные должности устанавливаются для одной из детских больниц или поликлиник города, где расположена детская поликлиника.

Должность логопеда в поликлинике в зависимости от объема работы устанавливают из расчета одна должность на 20 тыс. детей и подростков.

Соответственно штату врачей устанавливаются должности среднего и младшего медицинского персонала, работу которых возглавляет старшая медицинская сестра.

Четкость работы поликлиники в значительной мере зависит от деятельности регистратуры.

Основные задачи регистратуры идентичны для поликлиник, которые оказывают помощь взрослому населению (см. раздел «Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению»).

Чтобы освободить врача от выполнения функций не свойственных уровню его подготовки, в поликлиниках функционируют кабинеты доврачебного приема. На квалифицированный средний медицинский персонал положено выполнение следующих функций:

· проведение контрольного кормления новорожденных;

· обработка микротравм;

· выдача свидетельств об эпидемической обстановке по месту проживания, выписок с истории развития ребенка и направлений на обследование в связи с оформлением в дошкольное учреждений, школу, отъезда на санаторное оздоровление;

· проведение антропометрических измерений;

· определение температуры тела и АД перед осмотром педиатра.

Детская поликлиника оказывает лечебно-профилактическую помощь детям в возрасте до 18 лет. Ведущим в работе является участковый принцип, обеспечивающий тесную связь медицинских работников с семьей ребенка.

При знакомстве с основными разделами трудовой деятельности участкового педиатра обращается особое внимание на ведущее значение профилактической работы, составляющей 80% рабочего времени медработников.

Составными частями ее являются: антенатальная охрана плода, динамическое наблюдение за развитием здоровых детей, организация рационального вскармливания, проведение диспансерных осмотров детей врачами-специалистами, профилактических прививок, подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения, школу, санитарное просвещение родителей.

Успех антенатальной охраны плода во многом зависит от преемственности между женской и детской консультациями, родильным домом и детской поликлиникой. С момента взятия беременной женщины на учет детская поликлиника организует проведение патронажей к беременной совместно с женской консультацией, проводит занятия школы молодых родителей. Первый дородовый патронаж осуществляется медицинской сестрой детской поликлиники сразу же после поступления сведения о беременной из женской консультации, второй - на 31-32-й неделе беременности. Цель патронажей - выяснение состояния здоровья беременной, социального положения и психологического климата в семье, а также рекомендации по режиму питания, труда и отдыха, по подготовке предметов ухода и обучения правилам ухода за ребенком.

Профилактическая работа начинается с первичного патронажа к новорожденному, который проводится участковым врачом и медицинской сестрой в первые три дня после выписки из родильного дома, о которой сообщается по телефону в детскую поликлинику.

Дети, родившиеся от первых родов, а также от неблагополучно протекавших беременности и родов, посещаются в день выписки из родильного дома. Во время патронажа выясняется наличие факторов риска в биологическом и социальном анамнезе, условия жизни семьи, оценка характера вскармливания, осмотр ребенка, обратив внимание на состояние пупочной ранки, кожных покровов, оценка состояние здоровья ребенка и анамнестические данные, определение группы здоровья, даются обоснованные рекомендации по режиму, вскармливанию и уходу за ребенком, режиму и питанию матери. В первый месяц врач посещает ребенка три раза, а при необходимости и ежедневно.

Динамическое наблюдение за детьми первого года жизни осуществляется врачом ежемесячно во время профилактических приемов (день здорового ребенка) в поликлинике. Кроме тщательного осмотра, на приеме проводится антропометрия детей, детально уточняется характер вскармливания, оценивается психомоторное развитие. Данные осмотра фиксируются в истории развития ребенка (форма 112). В кабинете здорового ребенка мать получает подробные рекомендации по вскармливанию и уходу за ребенком, обучается комплексу физических упражнений, приемам массажа, соответствующих возрасту.

Под особенно тщательным наблюдением педиатра находятся дети I года жизни из группы «риска» (II группа здоровья). К ним относятся недоношенные дети, из двойни, родившиеся с синдромом дыхательных расстройств, родовой травмой, перенесшие гемолитическую болезнь, с проявлениями дистрофии, диатезов, анемии, находящиеся на раннем искусственном вскармливании и др.

Большинство этих детей нуждается в проведении дополнительных лабораторно-диагностических исследований, консультациях врачей-специалистов, комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий. Наблюдение за детьми группы «риска» является индивидуальным в соответствии со степенью риска, выраженностью функциональных отклонений с учетом социально-бытовых условий жизни ребенка.

В первые три месяца жизни здорового ребенка осматривают хирург-ортопед, невропатолог и офтальмолог. Дважды на первом году у ребенка проводят анализ крови.

На втором году жизни здорового, ребенка наблюдают 1 раз в квартал, затем - 1 раз в полгода. При каждом проф. осмотре врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка в динамике и дает заключение о состоянии его здоровья.

С 3-летнего возраста начинается подготовка детей к обучению в школе, поэтому в этом возрасте дети осматриваются, кроме педиатра, невропатологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом и другими специалистами по показаниям. Участковый педиатр выполняет рекомендации специалистов по оздоровлению детей.

Организационная работа медработников состоит из анализа и планирования деятельности, работы с учетно-отчетной оперативной документацией, внедрения передовых форм работы, повышения квалификации, работы с медицинской сестрой участка.

Работу детской поликлиники характеризует ряд показателей. Среди них наиболее важны такие, как показатель младенческой смертности, перинатальной смертности, показатели заболеваемости (общей, детей до 1 года, инфекционными заболеваниями), распределение детей по группам здоровья, % детей, находящихся на естественном вскармливании до 4 месяцев; % oxвата проф. прививками, удельный вес детей 1 года жизни, число умерших в стационаре в первые 24 часа после госпитализации, количество жалоб населения.

Учитывая то, что большинство острых заболеваний имеет у детей инфекционную природу, в детской больнице должны быть условия для максимальной разобщенности детей, что достигается при полубоксовой и боксовой системе отделений.

Дети направляются в больницы планово по направлениям участковых педиатров или врачами экстренно-дежурной поликлинической службы, неотложной и скорой помощью. Оптимальной для детей является госпитализация с сохранением материнского ухода. В соответствии с приказом МЗ и МП РФ №206 при стационарном лечении детей в возрасте до 7 лет, а также тяжелобольных старшего возраста, нуждающихся по заключению врачей в материнском уходе, матери предоставляется возможность находиться, вместе с ребенком в лечебном учреждении. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности на срок, в течение которого необходимо ее пребывание с ребенком в стационаре.

Основным структурным подразделением детской больницы является отделение.

В связи с развитием специализированной помощи в больницах создаются, кроме хирургических, неврологических, оториноларингологических отделений, и такие, как отделения патологии новорожденных, кардиологическое, гастроэнтерологическое, гематологическое, реанимационное, и многие другие. Лечебные возможности педиатрических стационаров существенно расширились за последнее, время за счет создания в них отделений и палат интенсивной терапии и реанимации.

Одним из главных показателей работы детской больницы и ее отделений является показатель больничной летальности.

Этот показатель принято исчислять по отдельным нозологическим единицам (летальность при пневмонии, менингите и т.д.). Необходимо также выделение показателя летальности в группе детей первого года жизни, показатель досуточной летальности (умершие в первые 24 часа после поступления в стационар).

Оценка статистических показателей является основой для разработки мероприятий по улучшению медицинской помощи детям на всех этапах. В них отражаются все недочеты и резервы улучшения этой работы.

Повсеместно принятой является методика этапного лечения больных детей. Остро заболевший ребенок поступает в стационар, затем после лечения переводится в санаторий, а после санатория поступает под диспансерное наблюдение в детскую поликлинику.

Детская поликлиника

ПМСП и специализированную медицинскую помощь в амбулаторных условиях детскому населению оказывает детская поликлиника, которая может быть самостоятельной или структурным подразделением объединенной детской больницы. В районе прикрепления детская поликлиника обеспечивает лечебно-

профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно (14 лет 11 мес 29 дней). Оказание медицинской помощи предусмотрено в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах (75-85% детей начинают и заканчивают лечение в условиях детской поликлиники).

Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи (участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы). На педиатрическом участке обычно не более 700-800 детей от рождения до 14 лет включительно. Несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи в детской поликлинике (хирург, ортопед-травматолог, отоларинголог, психоневролог, офтальмолог, аллерголог и др.), ведущей фигурой остается участковый педиатр, на которого приходится более 60% всех посещений в поликлинике и более 90% всех посещений ребенка на дому.

В задачи участкового педиатра, кроме оказания лечебной помощи, входит профилактическая работа со здоровыми детьми и детьми с хронической патологией, а также нуждающимися в диспансерном наблюдении. Участковый педиатр должен знать особенности развития и формирования здорового ребенка, условия воспитания здорового ребенка, вопросы профилактики заболеваний и неблагоприятного их течения, особенно в раннем возрасте, роль и значение условий и образа жизни семьи в формировании здорового образа жизни. По существу хороший участковый педиатр - это детский семейный врач.

Участковый педиатр обязан поддерживать постоянную связь с акушерско-гинекологическими учреждениями и обеспечивать преемственность в наблюдении за новорожденными, особенно при наличии факторов риска.

Профилактическая работа в детской поликлинике со здоровыми детьми включает в себя профилактические осмотры участковым педиатром, с рекомендациями родителям по питанию, уходу за детьми, их физическому воспитанию, закаливанию; осмотры врачами-специалистами; проведение лабораторно-диагностического обследования и профилактических прививок.

Комплексные медицинские осмотры дают возможность выявить заболевание на ранней стадии, своевременно провести лечение и соответственно предотвратить развитие хронического процесса.

По результатам комплексных медицинских осмотров определяется группа здоровья у каждого ребенка. Особое внимание должно быть уделено часто (4 заболевания в год и более) и длительно (более 40 дней в году) болеющим детям, поскольку у них чаще развиваются различные хронические заболевания. Дети 3-5-й групп здоровья, имеющие хроническое заболевание различной стадии компенсации, находятся под диспансерным наблюдением педиатра и соответствующих врачей-специалистов (см. также раздел 6.3).

Профилактическая работа как со здоровыми, так и с больными детьми включает в себя санитарно-просветительную деятельность, гигиеническое воспитание, эффективность которых в значительной мере определяются наглядностью и убедительностью. Санитарно-просветительные беседы проводятся и на приеме в поликлинике, и при посещении на дому, и на специальных занятиях. Большую роль в санитарно-просветительной работе играют кабинеты здорового ребенка, где родителей обучают основным правилам воспитания здорового ребенка, пропагандируют основы здорового образа жизни.

В 1952-1953 гг. в нашей стране была введена работа врача по системе "единого педиатра", когда ребенок от рождения до 14 лет включительно наблюдается участковым педиатром в детской поликлинике. До 1953 г. дети первых 3 лет жизни наблюдались микропедиатром, работающим в детской консультации, а дети старше 3 лет - макропедиатром в детской поликлинике. Внедрение системы "единого педиатра" позволило ввести динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей (до 14 лет включительно), но увеличило число контактов детей раннего возраста с более старшими детьми, что, естественно, способствовало росту заболеваемости. В связи с этим в работе детской поликлиники появился ряд принципиальных особенностей.

Во-первых, детскую поликлинику должны посещать только здоровые дети или страдающие хроническим заболеванием и не представляющие опасности в смысле распространения инфекции. Заболевшим детям медицинская помощь должна оказываться на дому до выздоровления.

Во-вторых, при посещении детской поликлиники все дети должны проходить через фильтр, где, как правило, дежурит опытная медсестра. При опросе она выясняет состояние здоровья ребен-

ка и причины посещения им поликлиники, осматривает его кожу и зев, при необходимости осуществляет термометрию и решает вопрос о возможности посещения поликлиники ребенком. В случае необходимости ребенка направляют в бокс, где его осматривает дежурный врач.

В-третьих, детей первых лет жизни, наиболее подверженных различным заболеваниям, целесообразно принимать в определенные дни недели.

В детской поликлинике есть школьно-дошкольное отделение, штаты которого устанавливают из расчета 1 педиатр на 180-200 детей ясельного возраста; на 600 детей дошкольного возраста; на 2000 детей школьного возраста; на 200 детей в санаторных яслях; на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах. Одна должность медицинской сестры предусмотрена на 100 детей, воспитывающихся в детских садах; на 700 детей, обучающихся в школах; на 50 детей, воспитывающихся в санаторных детских садах; на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах.

Рабочие места этих сотрудников находятся в соответствующих учреждениях, где организуют медицинское наблюдение за детьми, а в самой детской поликлинике находится кабинет заведующего школьно-дошкольным учреждением. К сожалению, низкая заработная плата медицинских работников не позволяет укомплектовать штаты детской поликлиники и соответственно обеспечить полноценную работу медицинского персонала в школьных и дошкольных учреждениях.

Важным принципом работы детской поликлиники является оказание лечебной помощи детям с острыми заболеваниями на дому. Во время посещения больного ребенка на дому педиатр ставит предварительный диагноз заболевания, определяет тяжесть состояния ребенка, решает вопрос о возможности лечения на дому или в условиях стационара.

При организации стационара на дому поликлиника обеспечивает больного бесплатными медикаментами, при необходимости организует пост медицинской сестры или посещения медицинской сестрой несколько раз в день; врач посещает ребенка по показаниям, но не реже 1 раза в день до выздоровления.

Большой объем медицинской помощи на дому осуществляет врач скорой медицинской помощи. Ему, как правило, приходится

сталкиваться с довольно тяжелой патологией, поскольку вызовы поступают по поводу внезапного заболевания (гипертермия, боли в животе, рвота, травмы, отравление и т.д.). В ряде случаев заболевшие дети нуждаются в госпитализации.

В последнее время развивается специальность "семейный врач" - ВОП, который наблюдает за здоровьем всех членов семьи - детей и взрослых.

Детские больницы

Эти больницы различают по профилю (многопрофильная и специализированная), по системе организации (объединенная и необъединенная), по объему деятельности (различная коечная мощность). Детская больница включает в себя профильные отделения (педиатрическое, хирургическое, инфекционное), которые, в свою очередь, подразделяются на отделения по возрасту до 3 лет и по полу среди детей старше 3 лет. Кроме того, в больнице имеются лабораторно-диагностическая служба, патолого-анатомическое отделение.

Приемное отделение в детских больницах состоит из приемно-смотровых боксов, число которых должно составлять не менее 3% общего числа коек больницы. Кроме того, при приеме детей необходимо иметь сведения из санэпидотдела (санэпидцентра) о наличии или отсутствии контактов с больными инфекционными заболеваниями и от педиатра - о перенесенных детских инфекциях. Это позволяет правильно решить вопрос о госпитализации ребенка. В целях ограничения распространения внутрибольнич-ной инфекции целесообразно предусматривать палаты для детей до 1 года на 1-2 койки, а для более старших детей - не более чем на 4 койки.

Не меньшее внимание в детских больницах должно уделяться питанию; особое внимание уделяют питанию детей первых лет жизни. Режим дня должен соответствовать возрасту ребенка. Воспитательная и педагогическая работа с больными детьми является неотъемлемой частью лечебно-профилактической деятельности стационара и направлена на создание лечебно-охранительного режима. Матерей следует привлекать к уходу за детьми и шире практиковать госпВ процессе реформирования здравоохранения РФ сокращается число коек не только для взрослых, но и в детских больницах, особенно в инфекционных. В то же время происходит некоторое увеличение числа специализированных коек.

Особое место в воспитании здорового ребенка принадлежит системе общественного воспитания и медицинской помощи в дошкольных учреждениях и школах. Все подобные учреждения подразделяются в зависимости от возраста, состояния здоровья детей и социального положения семьи. Типовым учреждением по воспитанию детей дошкольного возраста является детское дошкольное учреждение ясли-сад.

Существуют учреждения открытого типа (детские ясли, сады и школы), в которых дети проводят часть дня, и закрытого типа (дом ребенка, детский дом и школа-интернат), где дети относительно долго (или постоянно) находятся без родителей. Учреждения закрытого типа предназначены для воспитания и обучения детей-сирот, детей одиноких матерей, подкинутых детей, а также тех детей, родители которых лишены родительских прав.

Врач-педиатр, осуществляющий медицинскую помощь детям в подобных учреждениях, должен:

Осматривать всех вновь поступающих детей и рекомендовать комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на скорейшую их адаптацию;

Проводить лабораторно-диагностическое обследование детей;

Осуществлять постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием детей;

Обеспечить проведение профилактических прививок;

Организовать комплексные осмотры врачами-специалистами;

Принимать активное участие в распределении детей на группы и классы в соответствии с анатомо-физиологическими и нервно-психическими особенностями;

Проводить комплекс профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний.

Среди мероприятий по снижению заболеваемости детей необходимо большое внимание уделять профилактике тяжело протекающей адаптации к дошкольному учреждению.

Медицинская помощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, как и всему населению, оказывается поэтапно.

На 1-м этапе (сельский врачебный участок) обеспечивается в основном профилактическая, противоэпидемическая и в небольшом объеме - лечебная помощь детям. ФАП обеспечивают амбулаторно-поликлиническую помощь в основном беременным и детям первых лет жизни. В этих учреждениях работают фельдшер или патронажная медицинская сестра. В стационар сельской участковой больницы госпитализируют в основном детей с легкими формами заболевания; в тяжелых случаях помощь оказывают в ЦРБ (маломощные сельские участковые больницы недостаточно обеспечены врачами-педиатрами, и помощь детям нередко оказывает терапевт).

На 2-м этапе медицинская помощь детям всего района оказывается в ЦРБ. Работой больницы руководит районный педиатр, а в крупных районах вводится должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению. В соответствии с рекомендациями специалистов в ЦРБ целесообразно сосредоточить около 70% всего коечного фонда для детей, около 10% - в участковой больнице, а оставшиеся 20% коек предусмотреть для госпитализации детей в областном центре (3-й этап).

На педиатров и акушеров областного центра, кроме обеспечения специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, возлагаются функции кураторов проведения организационно-методической и лечебно-консультативной работы в сельских районах.

Одной из важных и далеко не решенных проблем остается организация медицинской помощиподросткам. В последнее время оказание амбулаторно-поликлинической помощи возлагается на детские поликлиники, следовательно, на врачей-педиатров. До этого при поликлиниках для взрослых функционировали подростковые кабинеты, но при ряде поликлиник они не сохранились.