Польза физической культуры для здоровья. ​Десять доказанных фактов о пользе физкультуры. Улучшению функции сосудов и сердца

  • Дата: 26.07.2020

Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может, этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?

Такой радикальный подход к решению данной проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.

Роль физкультуры в развитии школьников

Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.

С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.

Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.

Многие родители предпочитают видеть свое чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции. Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще больше усугубляет их отставание в физическом развитии.

Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины в этом лежит на школе. Ведь низкий уровень физической культуры большинства населения – это следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. Родители, с детства усвоившие, что урок физической культуры – это нечто неважное, второстепенное, и в детях своих будут воспитывать пренебрежительное отношение к «физре».

Однако неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой, плодотворной.

Именно в детские и подростковые годы закладывается здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.

Проблемы в преподавании физкультуры

На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем, это:

  • устаревшие методики обучения;
  • недостаток профессиональных, добросовестных специалистов;
  • недостаточное финансирование.

Если забота о здоровье подрастающего поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.

Устаревшие программы и методики

Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.

Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые, к сожалению, происходят все чаще.

Решением этой проблемы мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций, только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики. Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитывая недостаточность времени, выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом, направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Кадровый вопрос

Профессионализм и ответственное отношение к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры – особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.

Увлеченность своей профессией и способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе. Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность профессии учителя.

Повысив оплату труда школьных учителей физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего труда.

Материальная база

Сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям. Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком финансирования:

  • отсутствие в школах шкафчиков для хранения спортивной формы;
  • отсутствие душевых;
  • устаревшее оборудование спортзалов;
  • нехватка разнообразного спортинвентаря.

Отсутствие персональных шкафчиков для хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными костюмами и обувью.

Для многих детей, в особенности – подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться от посещения уроков физкультуры.

Но самым неприятным следствием плохой оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.

Из-за недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок, силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна, который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.

Освобождение ребенка от физкультуры – благо или зло?

Причины, по которым родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры в школе, могут быть разными: от беспокойства за его здоровье до нежелания портить аттестат низкой оценкой. Но в основе каждой из этих причин – слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Но на самом деле для таких учеников физическая активность еще более необходима, чем для тех, у кого нет подобных проблем.

Систематические, грамотно подобранные физические упражнения вместе с правильным питанием способны творить чудеса. Это утверждение справедливо для всех, но для детей – особенно, ведь растущий организм наиболее податлив к благотворному влиянию физкультуры.

Вместо того чтобы доставать заветную справку, позволяющую избегать физических нагрузок, лучше договориться с учителем о занятиях в группе здоровья или лечебной гимнастики, и сделать физкультуру неотъемлемой частью жизни своего ребенка. Если родителям проявлять настойчивость, прикладывая усилия в этом направлении, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии ученик получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку. А вместе с ней – крепкое здоровье и прекрасную физическую форму, что является неизмеримо более ценной наградой.

Все вышесказанное особенно касается родителей полных детей. Понятно желание мам освободить детей с лишним весом от физкультуры, чтобы оградить их от насмешек одноклассников, однако для ребенка это может стать «медвежьей услугой». Регулярная двигательная активность, подвижные игры на уроках физкультуры полным школьникам нужны, как никому другому. Лишний вес ребенка – это большой урон его здоровью и самооценке. И это большая ошибка родителей, которую обязательно нужно постараться исправить с помощью физкультуры, изменения образа жизни и стиля питания.

Екатерина Тимошенко
В чем польза занятий физкультурой

Физкультура не менее важна , чем здоровое питание и полноценный отдых. Она не только предупреждает множество заболеваний, но и также благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние человека, что на самом деле, очень важно. Польза физкультуры для детей выражается в следующем :

Активные нагрузки способствуют поддержанию крепости костей у ребенка и подростка. Таким образом, костные ткани более плотными и могут лучше «впитывать» в себя кальций.

Физические упражнения благоприятно отображаются на осанке, ведь они укрепляют не только кости, но и также мышцы. Таким образом, ребенок защищает сам себя от дальнейшего развития сколиоза и прочих видов искривления позвоночника.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма.

Помогают детям удерживать оптимальный вес. При физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира.

Благодаря занятиям спортом улучшается состояние сердечно - сосудистой системы; улучшается внимание и познавательные способности детей, а также благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции.

В условиях современного мира, когда большую часть времени мы проводим в сидячем положении, каждому необходимо уделять время ФИЗМИНУТКАМ, чтобы элементарно поддерживать себя и свою опорно-двигательную систему в тонусе.

"А в лесу растёт черника"

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придешь домой.

"А над морем - мы с тобою!"

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Физическая активность помогает ребенку расти здоровым, предоставляет безграничные возможности для физического и социального развития. Занятия физкультурой – это не только веселое времяпровождение. Регулярные тренировки снижают заболеваемость, повышают уровень физической и эмоциональной устойчивости, ускоряют процесс адаптации детей в новых условиях жизни и деятельности.

Публикации по теме:

Мероприятие к Дню семьи «С физкультурой дружим мы» Цель. Пропагандировать значимость физической культуры и спорта, развивать интерес к ним. Задачи. 1. Воспитывать у детей смелость, внимание,.

Фотографии, день семьи "С физкультурой дружим мы!Цель. Пропагандировать значимость физической культуры и спорта, развивать интерес к ним.

Консультация для родителей «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой» Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «На чем и чем можно рисовать» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; Вид деятельности: непосредственно образовательная Возрастная группа: подготовительная.

Конспект спортивного развлечения в подготовительной группе «С физкультурой мы друзья!» Цель: Укрепление здоровья детей в совместных командных игр, развитие умения действовать в интересах команды, воспитание чувства взаимопомощи.

Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Оригами из бумаги. В чем польза для детей? Оригами из бумаги. В чем польза для детей? Искусство оригами – древнее искусство, зародившееся в Китае, со временем перешедшее в Японию.

Предлагаем Вашему вниманию отрывки из статьи профессора Игоря Брязгунова о необходимости осознанного отношения к занятиям физкультурой и спортом для получения оптимальной физической нагрузки.

Будут ли дети заниматься спортом, вести активный образ жизни - во многом зависит от того, как к спорту, физкультуре относятся в их семье. Если у вас после прочтения этой статьи сложится осознанное отношение к занятиям физкультурой, оно обязательно отразится на жизни ваших детей: вы их будете к каким-то физическим нагрузкам побуждать, а от каких-то - уберегать. И конечно, сделаете так, чтобы жизнь их стала здоровее.
С древности было известно о пользе физической культуры для здоровья.
«Жизнь требует движений», - утверждал Аристотель. Гиппократ писал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Авиценне принадлежат слова: «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни». Гораций говорил: «Не хочешь бегать, пока здоров, будешь бегать, когда заболеешь».

На чем же основывали свои утверждения мудрецы? Если древние опирались на интуицию, личные наблюдения, то современные используют данные науки.
Есть достаточно убедительные доказательства того, что, если постоянно заниматься физическими упражнениям и , риск заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями снизится на 30-40%.
Результаты исследований свидетельствуют, что малоподвижный образ жизни сочетается с более высокой частотой заболевания коронарных сосудов сердца.
У мужчин, которые отличаются повышенной двигательной активностью, очень маленький шанс умереть внезапно от остановки сердца.
Регулярные занятия физическими упражнениями могут снимать повышенное артериальное давление. Одно исследование убедительно показало, что половина больных с повышенным артериальным давлением, которые получали препараты, снижающие давление, могли прекратить прием лекарств после 4-месячной программы физических упражнений.
Регулярные физические упражнения увеличивают содержание в крови липопротеинов низкой плотности (так называемый хороший холестерин), что является профилактикой атеросклероза - широко распространенного заболевания. Правда, физическую активность надо сочетать с уменьшением жиров в диете.
Так как физические упражнения снижают уровень сахара в крови (повышенный при сахарном диабете), то их можно использовать для лечения этого заболевания.
А недавно установлен механизм улучшения углеводного обмена под влиянием физических упражнений. Механизм заключается в том, что физические упражнения приводят к увеличению содержания тех белков, которые переносят глюкозу внутрь клетки, где она и утилизируется. Таким эффектом обладают многие лекарства, которые используют для лечения сахарного диабета.
Больные сахарным диабетом, которые регулярно вводили себе инсулин, отмечают, что им требуется меньшее количество инсулина после нескольких месяцев регулярных физических тренировок.
Профилактикой остеопороза (истончения костей) тоже является оптимальная физическая нагрузка. Из-за остеопороза ломают кости пожилые люди. Одной из причин того, что космонавты на орбите занимаются физическими упражнениями, является профилактика остеопороза, так как физическая бездеятельность приводит к вымыванию кальция из костей.
Психологические исследования показали, что у людей, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, снимаются проявления стресса, они чувствуют себя комфортно, повседневные заботы не приносят им чувства усталости, у них высокая работоспособность.
Рациональные, регулярные физические тренировки могут даже замедлить старение. Ученые считают, что наступление старости хотя и нельзя предотвратить, но можно в значительной степени замедлить. Есть такая точка зрения, что жалобы на недомогания ошибочно приписывают процессам и болезням, связанным со старением, скорее всего эти недуги возникают из-за недоразвитости мышц и хронической недогрузки сердца.
Исследования отечественных ученых показали, что люди, которые в течение двух десятилетий занимаются в группах здоровья, по состоянию двигательной сферы моложе своих сверстников на 10-15 лет.
По мнению немецких ученых, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы сохраняется на уровне 30-летнего возраста у людей 50-60 лет, тренирующихся по специальной программе.

Как объясняется благоприятный эффект физических упражнений? Известно, что существует два вида упражнений : аэробные, которые вырабатывают выносливость (к ним относятся бег, ходьба, велосипед, лыжи, коньки), и изометрические упражнения, которые увеличивают силу и мышечную массу, например занятия штангой. Количество клеток, образующих мышцы, остается относительно постоянным на протяжении всей жизни. Мышечные клетки не размножаются, могут только увеличиваться в размерах. При этом они накапливают большое количество белков для формирования сократительных волокон, то есть тренировка осуществляется через избыточную функцию, регулирующую синтез белка.
Мышечная работа тренирует все органы, поскольку требует производства энергии для мышц и доставки ее к ним.
Рациональная физическая тренировка характеризуется двумя основными параметрами - объемом и интенсивностью. Объем выражается в килокалориях (ккал). Для взрослых оптимальной двигательной активностью, благоприятной для здоровья, является 3500 ккал в неделю. По мнению американских ученых, которые проводили специальные исследования, при трате энергии в этих пределах заболеваемость и смертность минимальны.
Это средняя нагрузка, причем она должна проводиться ежедневно летом и зимой. Достаточно сделать перерыв на 2-3 месяца, как эффект тренировки исчезнет, наработанные белки распадутся.
Важно перемежать спокойные упражнения пиковыми нагрузками. Именно пики наращивают мышечный белок и тренируют регулирующие системы, в частности выброс адреналина и кортизона надпочечниками.
Интенсивность физической тренировки отражается частотой сердечных сокращений (ударов в минуту).
Идеальная, по мнению экспертов, физическая тренировка должна проходить с уровнем частоты пульса 70% от максимального уровня. В среднем это чаще, чем 120-130 ударов в минуту. Хотя цифры зависят от возраста человека.
Тренировочный эффект достигается при достаточно высокой интенсивности занятий. Наибольшую пользу приносят такие физические нагрузки, как например, бег.

Коварство бега
Бег доступен везде - как в городе, так и в сельской местности. Но, как показывает практика, бегом может заниматься далеко не каждый. Заболевание сердечно-сосудистой системы, ортопедические проблемы и ряд хронических заболеваний служат противопоказанием к бегу, даже бегу трусцой. Более точные рекомендации всем даст врач. Занятия любыми физическими упражнениями можно проводить только с разрешения врача и под его строжайшим контролем; никакая самодеятельность здесь недопустима, поскольку она может быть опасной не только для здоровья, но даже для жизни.
При регулярной физической тренировке необходимо как минимум раз в год проходить обследование у врача и ежедневно прибегать к самоконтролю.
Важно всегда помнить, что физические упражнения могут приносить пользу, но могут быть и опасными. Смертность среди лиц, которые занимаются бегом трусцой, ниже по сравнению с лицами, ведущими малоподвижный образ жизни. Тем не менее риск внезапной смерти у бегунов трусцой во время бега в семь раз выше по сравнению с тем временем, когда они находились в бездеятельном состоянии.
Описаны случаи внезапной смерти во время марафона, во время игры в хоккей, баскетбол. Но бывают случаи, когда молодой человек, придя с работы, засыпал и не просыпался, и его смерть не была связана с физической нагрузкой.
В свое время Америка была потрясена смертью Джеймса Фикса, одного из наиболее яростных приверженцев и пропагандистов бега трусцой, написавшего книгу о беге, которая стала настольной книгой многих американцев. Фикс умер во время бега...
Люди, которые начинают заниматься бегом, в первую очередь хотят укрепить сердце, сосудистую систему, снять нервное напряжение. О суставах вспоминают несколько позже, когда они сами начинают напоминать о себе. Считается, что 40% людей, занимающихся бегом, вынуждены прекратить занятия из-за боли в суставах. И это касается не только суставов ног, но и суставов позвоночника, особенно его поясничного отдела.
Боль в пояснице - одна из наиболее частых жалоб бегунов, и около 80% любителей бега рано или поздно будут страдать этим недугом, если не станут соблюдать определенных правил. Боли в спине могут наблюдаться у бегунов на длинные дистанции, когда они бегают по твердому покрытию.
Среди лиц, занимающихся бегом, около 70% получают травмы, чаще всего легкие. Легкие травмы локализуются в области сухожилий и мышц и заставляют прерывать тренировки.
Обычно они возникают у новичков, которые не тренируются по 10-20 лет, а затем рьяно пытаются достичь того уровня, который им был доступен в молодости.
Нельзя нарушать главный принцип оздоровительной тренировки - постепенное нарастание нагрузок. Суставы немолодых людей перестраиваются гораздо медленнее, чем внутренние органы.
Разогревающие упражнения перед бегом и упражнения на растяжение являются профилактическими мерами от вышеназванных травм. Перед бегом обязательно надо размять стопу, сгибая и разгибая ее. Полезно после окончания бега растереть голеностопный сустав.
Имеет значение стиль бега, структура беговых движений. Бег - это искусство. Н.А. Бернштейн - один из первых биокибернетиков - посвятил искусству бега серию исследований. Легкость, изящество, грация бега работают не только на эстетику, но и на безопасность суставов, говорил он.
Главные ошибки в технике бега - это излишне вертикальные колебания тела - так называемый прыгающий бег. При нем страдают суставы ног и позвоночника, вынужденные при каждом шаге гасить сильные ударные волны, особенно когда бегущий приземляется на прямую ногу. Малый размах движений при беге трусцой сильно ограничивает работу суставов. Компенсирующая «трусцовая» малоподвижность тренировки является совершенно необходимой.
Другая ошибка - натыкание на собственную ногу, что связано с измененным наклоном туловища вперед. От этого страдают суставы стопы, голеностопный и тазобедренный и особенно коленный. Накапливаются микротравматические повреждения.
При беге следует делать толчок со всей стопы, ни в коем случае не ставить ногу на носок или пятку.
Для бега важное значение имеет обувь . Следует подобрать рациональную обувь - эластичные, гигроскопичные, с мягкой упругой подошвой, соответствующей форме стопы беговые туфли.
После бега надо 5-10 минут выполнять упражнения на расслабление и растяжение. Это могут быть свободные, с широкой амплитудой махи ногами. Затем теплый душ, после него - контрастный.
Вредно бегать как по твердому, так и по мягкому грунту. Следует избегать асфальта тротуаров, равно как и зыбучего песка. Лучше травяное покрытие, зеленый газон.
Для лиц, которым бег противопоказан, и для пожилых людей лучшим видом физической нагрузки остается ходьба . Начинать надо с 10-15 минут 3 раза в неделю, а затем довести занятия до 30 минут 4-6 раз в неделю.
50 минут прогулки в лесопарковой зоне или в лесу приравниваются к 20 минутам небыстрого бега трусцой, а 5 минут быстрой ходьбы равны 2 минутам бега.

Все хорошо в меру
Физическая активность - важная часть нашей жизни. «Недогруз и перегруз» сказываются на здоровье. Второе проявляется не только повышенной частотой мышечно-скелетных повреждений, хронической усталостью, но и депрессией иммунной системы. Все хорошо в меру. Если физические упражнения усиливают иммунную систему (20-30 минут спортивных занятий), то после длительного, в течение нескольких часов, перенапряжения организма система иммунной защиты оказывается слабее, нежели в начале нагрузок. Научно доказано, что после двух-четырехчасовых физических нагрузок количество иммунных клеток находится на низких показателях.
У спортсменов после двухчасовой интенсивной физической нагрузки концентрация антител в слюне снижается на 65%.
Поэтому, если вы решили включить в свою жизнь физические упражнения, подумайте, как свести к минимуму риск заболеваний и к максимуму - благоприятный эффект от спортивной активности.

Главное условие хорошей физической подготовки - сбалансированная и непрерывная программа занятий физкультурой.

Статьи по теме

Поистине всемогуща волшебная сила движений! Так неужели найден тот сказочный родник с живой водой, одно прикосновение к которому способно исцелить страждущего и наделить былинной силой здорового? И да, и нет. Нет - потому, что одного прикосновения бывает недостаточно, а попытка испить второпях нередко вызывает разочарование и даже огорчения. Речь идет о тех повреждениях или даже нарушениях здоровья, которые могут иметь место при нерациональных занятиях физкультурой и спортом. Большинство из них, как правило, не причиняют серьезного вреда здоровью, но способны отвратить от занятий физкультурой надолго, а то и навсегда. Чаще всего это бывают травмы конечностей.

Достаточно часто отмечаются жалобы на тупые боли и тяжесть в мышцах, не проходящие помногу дней. Иногда судороги мышц, субъективно очень тяжело переносимые, причиняют острую боль. Нередки разрывы связок, особенно голеностопных, когда нога при неудачных движениях «подворачивается», возможны даже переломы, чаще лодыжек. Те, кто занимаются с тяжестями, жалуются на боли в спине, которых раньше не было. Многих пугают колющие боли в животе, в подреберье, возникающие во время физических упражнений и исчезающие в покое. Некоторые считают это признаком отрицательного влияния физкультуры на органы брюшной полости и прекращают занятия. И уж, конечно, подрывают веру в целительность физкультуры колики, перебои и боли в сердце.

Боли, судороги, колики, разрывы, переломы... В самом деле, не много ли? И стоит ли овчинка выделки? Детальный анализ травм и заболеваний, возникших во время занятий физкультурой и спортом, показал, что наиболее частой причиной их возникновения бывают неправильно организованные и проводимые занятия, нарушения основных принципов спортивной тренировки, пренебрежение элементарными требованиями гигиены физкультуры и спорта, игнорирование своей физической неподготовленности и состояния здоровья. А боли и даже судороги в мышцах - это чаще всего нормальное, физиологическое явление, связанное с процессами перестройки усиленно функционирующих мышц. Физическая активность никак не может быть вредна, а вот недостаток ее приносит безусловный вред.

Как мы уже выяснили, любая функция раскрывает и развивает свои резервы при одном условии - постоянной тренировке. А вот причин, способных уничтожить «ранние ростки» наших резервов на корню, много: хронические интоксикации, алкоголизм, курение, избыточное или неполноценное питание, нервно-психическое перенапряжение и, разумеется, режим ограниченных движений.

Ограничение количества и амплитуды движений называется гипокинезией, а выполнение их с недостаточным напряжением скелетных мышц - гиподинамией.

Почему понадобилось разграничение этих понятий? К примеру, кто осмелится сказать домохозяйке, что она совершает мало движений («За день так накрутишься на кухне, что ног не чувствуешь».) Казалось бы, в этом случае двигательная активность действительно высокая, однако медицинское обследование таких лиц показывает, что их физическое развитие и функциональное состояние более чем посредственные. В чем же дело? Оказывается, при недостаточном напряжении мышц уменьшается поток тонизирующих импульсов из них во внутренние органы и центральную нервную систему. Это является, по мнению специалистов, пусковым механизмом всех патологических изменений при недостаточной мышечной активности. Кроме того, привычная суетливая работа с малой амплитудой движений и слабым мышечным сокращением не дает оздоровительного эффекта, так как выполняется с частотой пульса не более 90-100 ударов в минуту, а признанный тренирующий рубеж превышает 115-120 ударов в минуту. При этом в движениях участвует лишь незначительная часть мышечных волокон, а не работающие - детренируются.

И наконец, при однообразной работе чувство усталости появляется задолго до истинного утомления мышц, что связано с развитием процессов торможения в коре головного мозга. В мнимости такого физического бессилия часто убеждаются члены группы здоровья. Приход в конце рабочего дня на стадион с ощущением вялости, слабости, опустошения, они через час-полтора занятий преображаются в деятельных, энергичных, жизнерадостных людей. Аналогичный эффект дает и производственная гимнастика.

Вот и получается, что домохозяйки, избежав гипокинезии, остаются во власти гиподинамии.

Первые же проявления гипокинезии и гиподинами нарушают привычное для здорового человека физическое и психическое состояние. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, устают быстрее, чаще жалуются на головные боли и головокружение, апатию, вялость, иногда беспричинную раздражительность, плохую работу кишечника, неприятные ощущения в груди, сердцебиения, утрат интереса к работе и т.д. Позднее, особенно при длительном сидении за столом в неудобной позе, возникают жалобы на боли в спине и затылке, в мышцах, где спустя какое-то время обнаруживаются анатомические изменения мышечного волокна. Эти изменения наиболее вероятны в тех случаях, когда длительное статическое напряжение слаборазвитых мышц не чередуется с динамическим, а также с расслаблением. Дегенеративные изменения в таких мышцах обнаружили в 1972 г. Из обследованных 5 тыс. человек с болями в спине только у 20% виной тому являлась органическая болезнь или перенесенная ранее травма. У остальных боль была вызвана отсутствием динамической работы мышц.

При уменьшении двигательной активности глубокие нарушения развиваются в первую очередь в мышечной системе, а они уже влекут за собой цепь изменений в других органах и системах. В слабо функционирующих мышцах снижается количество сократительного белка, он распадается. Природа по-своему экономна: незачем питать балласт. Уменьшаются также и энергетические ресурсы организма, запасы миоглобина - кислородного резерва. Мышцы становятся дряблыми, слабыми.

Сходные изменения происходят и в сердечной мышце. Ухудшается ее кровоснабжение, значит, уменьшается потребление кислорода, снижаются энергетические резервы, белковый обмен становится неполноценным, сердце работает неэкономно.

Отрицательные изменения происходят и в костях. Многие исследователи отмечают обеднение их солями кальция, гибель остеобластов - молодых, первоначальных клеток, из которых образуется костная ткань, и накопление клеток-разрушителей - остеокластов. Все это способствует морфологической перестройке костей, сопровождающейся разрежением костного вещества, что, естественно, уменьшает его прочность. Дегенеративные изменения наступают и в суставах: откладываются соли, возникает тугоподвижность, артриты.

Патологические состояния могут возникать вследствие нарушений водно-солевого обмена, имеющих место при малоподвижности. Выход кальция в большом количестве в кровь содействует обызвествлению сосудов и ведет к развитию атеросклероза. При выделении кальция через мочевыводящую систему и его оседании в почках значительно увеличивается риск возникновения мочекаменной болезни. Усиленное выделение этого вещества из организма уменьшает прочность скелета, помогает развитию кариеса зубов, снижает силу мышечного сокращения, в том числе и сердца. Изменения кальциевого баланса крови нарушают ее свертывающую систему.

В разрушительный процесс вовлекается и нервная система. Извращается подвижность нервных процессов, ухудшаются память и координация движений, снижается адаптационно-трофическая функция.

Происходящее нарушение липидного обмена способствует отложению жира в тканях, росту пассивной массы тела, развитию ожирения. Из-за ограниченной подвижности грудной клетки и ослабления дыхательных мышц страдают газообмен в легких и легочная вентиляция.

Таков далеко не полный перечень изменений, происходящих практически во всех наиболее важных системах организма человека при гипокинезии и гиподинамии, способных вызвать целый комплекс болезней, зачастую угрожающих жизни человека. Среди них ишемическая болезнь сердца, инсульт, ожирение со всеми его осложнениями, другие болезни обмена веществ, в том числе моче- и желчнокаменная, заболевания кишечника, различные хронические болезни и т.д.

Как видим, малоподвижный образ жизни - это состояние, противоестественное для человека, которому свойственна биологическая потребность в движении. Эта потребность определяется новым научным термином - кинезофилия.

Особенно губительно ограничение двигательной активности на растущий организм. Ведь при этом отстают все показатели развития детей: длина, масса тела, уровень нервно-психической деятельности и т.д. Вот почему необходимо создавать все условия для полноценной мышечной деятельности детей - строить детские дворовые площадки, вовлекать детей в спортивные секции и, возможно, увеличить количество уроков физкультуры в школах. (Это особенно важно сейчас, когда развиты наркомания и преступность среди подростков!)

О пользе физкультуры и спорта.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется работа внутренних органов, что обеспечивает человеку высокую работоспособность и дает ему ощутимый прилив бодрости.

Многие упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств внутренних органов и опорно-двигательного аппарата.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует укреплению здоровья, но далеко
не в одинаковой мере. Тяжелоатлетические упражнения делают сильным, тренировки в беге на короткие дистанции помогают стать быстрым, применение гимнастических и акробатических упражнений влияют на развитие ловкости и гибкости.

Ученые пришли к выводу, что для эффективного оздоровления, профилактики респираторных болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное в оздоровительном плане физическое качество - выносливость, которая в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни обеспечит надежный щит против многих болезней.

Достигнуть высокого уровня выносливости можно, используя упражнения циклического характера, т.е. достаточно длительные, равномерные, повторяющиеся нагрузки. К циклическим упражнениям относятся бег, скандинавская ходьба, плавание, бег на лыжах, езда на велосипеде, а также, с определенными оговорками, такие виды спорта, как баскетбол, теннис, ручной мяч, футбол и др.

Научные исследования и практика во многих странах мира убедительно доказали первенствующее оздоровительное влияние скандинавской ходьбы на здоровье людей всех возрастов. Доказано, что движение улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг, что особенно ценно, так как обеспечивает энергетическую базу для совершенствования мозговой регуляции и психической деятельности.

После систематических занятий в состоянии нервной системы наблюдаются заметные положительные изменения. Улучшаются зрение и слух, преобладает положительное эмоциональное состояние, возрастает объем легких, значительно повышаются мыслительные возможности и лучше запоминается полученная информация. Практически исчезают головные боли, улучшается сон, увеличивается умственная и физическая работоспособность. Все это обусловлено возрастанием в тканях мозга особых веществ - нейропептидов, составляющих биохимическую основу психической деятельности.

Ответ организма на повышенную потребность в кислороде называется тренировочным эффектом или позитивными физическими сдвигами. Вот некоторые такие сдвиги:
общий объем крови возрастает настолько, что улучшается возможность транспорта кислорода, и поэтому человек проявляет большую выносливость при напряженной физической нагрузке;
объем легких увеличивается;
сердечная мышца укрепляется, лучше обеспечивается кровью;
повышается содержание липопротеинов высокой плотности, отношение общего количества холестерина снижается, что уменьшает риск развития атеросклероза;
укрепляется костная система;
аэробика помогает справиться с физическими и эмоциональными стрессами;
повышается работоспособность;
аэробика - реальный путь к похудению или поддержанию веса в норме.
Выбор индивидуальной программы физической нагрузки необходим для того, чтобы упражнения доставляли удовольствие, чтобы сердце стало здоровым, а тело сильным. Физические упражнения улучшают настроение, повышают мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция...