Эмоциональный компонент общительности. Эмоциональное общение

  • Дата: 24.09.2019

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Контрольная работа

по дисциплине Социальная психология

Пилякова А.Ю.

Руководитель работы:

Бойченко В.В.

Введение

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга -- эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Понятие "эмоция" используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент - переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos - сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические - ослабляющие её. Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Филогенетически наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты. Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

Собственно эмоции -- это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Актуальность исследования определила тему контрольной работы: "Роль эмоций в общении"

Цель контрольной работы - изучить роль эмоций в общении.

1. Роль эмоций;

2. Управление эмоциями.

В качестве теоритической базы исследования были использованы работы авторов: Д.Майерс, Р.С. Немов, Е.И. Рогов.

Объект исследования: роль эмоций в общении.

Предмет исследования: роль эмоций в общении.

1. Роль эмоций

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болельщиков же команды соперника -- радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: "На вкус и цвет товарища нет" Майерс Д. Психология., Мн., 2008. С. 304.

Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи.

Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость Майерс Д. Психология., Мн., 2008. С. 306.

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов Крылов А.А. Психология., М., 2009. С. 118.

Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания).

Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели, во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоция­ми, а отрицательная -- с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые -- явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

2. Проявление эмоций

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания).

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека Рогов Е.И. Психология для студентов вузов., М., 2009. С. 256.

Г. Н. Ланге, один из крупных специалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-за чего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее. При печали происходят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).

У разных людей проявление эмоций различно, в связи, с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья. Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одни эмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие -- только на очень сильные Рогов Е.И. Психология для студентов вузов., М., 2009. С. 257.

Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти -- эмоциональную память.

3. Управление эмоциями

Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:

Сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;

Снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу "не очень-то и хотелось";

Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, "если не поступлю в этот институт, то пойду в другой");

Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;

Физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно "страсть вогнать в мышцы"); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;

Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение, этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных;

Слушание музыки, музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ);

Изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);

Активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;

Мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется вещество, возбуждающее центральную нервную систему Немов Р.С.. Психология., М., 2009. С. 214.

4. Эмоции и личность

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.

К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.

Простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). Такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно, содержит в себе побуждение к деятельности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало. Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и, особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть Немов Р.С.. Психология., М., 2009. С. 223.

Юмор -- это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония - это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном виде.

Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Трагизм - это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. Много интересных наблюдений, красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает.

Вот что в свое время писал Спиноза: "Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и... относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого...".

"Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому..."

"Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом..."

"Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно уничтожается, то... он будет питать к нему большую ненависть, чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь..."

"Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему ненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его..."

"Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод... то он со своей стороны будет любить его..."

"Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью..."

"Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем, если бы ненависть ей вовсе не предшествовала..."

Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, - это любовь. Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот "дубликат" ни был Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций., М., 2009. С. 109.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, псих-органические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством. Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение -- о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается. На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом плане Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций., М., 2009. С. 112.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

эмоциональный поведенческий психический радость

Заключение

Какова же роль эмоций?

Эмоции, во - первых, отражают в своём качестве характер протекания различных жизненных процессов. Во- вторых, они управляют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости от необходимости. Под жизненными процессами здесь понимается то, что связано с удовлетворением потребностей человека.

Эмоциональная жизнь человека, его переживания стали сегодня объектом исследования физиологов и врачей. Не только потому, что человек в силу своей природной любознательности стремиться проникнуть в самые заповедные уголки своего существа, не только потому, что моделирование эмоций обещает новый этап в развитии кибернетических машин. Но ещё и потому, что большое число заболеваний современного человека мы зачисляем в разряд неврогенных.

Это гипертония, атеросклероз, инфаркт Миокарда, многие желудочно-кишечные заболевания, кожные и другие заболевания.

Роковую роль в возникновении этих заболеваний играют отрицательные эмоции.

Как мы выяснили, роль эмоций велика. Они, как цвета радуги, окрашивают мир, только окрашивают в эмоциональные состояния. Без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Мне кажется, что без эмоций закончилась бы и жизнь на земле, т.е. привела бы к вымиранию человечества. Эмоции являются частью человека, жизни. Ведь какое счастье - любить, радоваться, веселиться. Но даже такие эмоции как грусть, ненависть, горе и обида важны для человека. Они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умение достигать цели и умение переживать.

Список используемой литературы

1. Крылов, А.А. Психология / А.А. Крылов. - М.: Проспект, 2009. -584с.

3. Немов, Р.С.. Психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2009.- 688с.

4. Рогов, Е.И. Психология для студентов вузов / Е.И. Рогов. - М.: МарТ, 2009. - 560с.

5. Симонов, П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В. Симонов. - М.: Наука, 2009.- 324с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюционный путь развития эмоций, эмоциональные проявления. Классификация и вид эмоций. Виды эмоциональных процессов и различная роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Многообразие эмоциональных переживаний у человека.

    реферат , добавлен 13.10.2011

    Эмоции - психологический процесс средней интенсивности. Отличительные черты и формулы эмоций. Особенности и характеристики эмоциональных переживаний. Мимические проявления эмоций. Психологические теории эмоций. Критерии оценки эмоционального отклика.

    презентация , добавлен 16.01.2012

    Характеристика эмоциональной сферы человека: определение эмоционального состояния. Виды чувственной среды и состояние личности при переживании эмоций. Положительное и отрицательное влияние переживаний и исследование уровня эмоциональности сотрудников.

    реферат , добавлен 28.10.2010

    Эмоции как особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям. Состояния гнева, страха, отвращения, печали, радости и удивления.

    презентация , добавлен 04.03.2015

    Виды и роль эмоций в жизни человека. Формирование в восприятии аффективных комплексов. Психологические теории эмоций. Телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний. Интенсивность эмоциональных переживаний человека.

    реферат , добавлен 19.04.2012

    Влияние эмоций на человека и его деятельность. Характеристики эмоционального процесса. Информационная теория эмоций. Павловское направление в изучении высшей нервной деятельности мозга. Возникновение эмоционального напряжения. Мотивирующая роль эмоций.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Определение эмоционального состояния. Основные виды эмоций, их роль в развитии человека. Характеристика факторов, вызывающих эмоции. Положительное и отрицательное влияние эмоций и чувств на человека.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2014

    Сущность эмоций и их роль в жизни человека. Психологические теории эмоций. Эмоциональные выражения как основные виды эмоций. Функции эмоций в жизнедеятельности человека. Отражение психической деятельности человека. Информационная теория эмоций.

    реферат , добавлен 06.01.2015

    Виды и роль эмоций в жизни человека. Классификация эмоций по силе длительности и качественным параметрам. Теории эмоций и их содержание. Самооценка эмоциональных состояний. Положительные и отрицательные эмоции. Составляющие компоненты эмоций человека.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Характеристика и функции эмоций. Эмоции и деятельность как взаимосвязанные и взаимообусловленные психические процессы. Влияние эмоций на познавательную деятельность человека. Оценка эмоционального состояния как важный аспект в изучении эмоций личности.

Первые 6 месяцев ведущей формой общения является эмоционально-личностное общение .

Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него внимания или уходит по своим делам - громко и обиженно плачет. Самое обидное для младенца, у которого уже есть потребность в общении, - когда взрослые не обращают на него внимания, просто не замечают. Даже недовольство взрослого, его гнев они воспринимают радостно, потому что в этом - внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого - первая и основная потребность в общении - остается у ребенка на всю жизнь.

Эмоционально-личностное общение

Потребность в общении у младенца возникает под воздействием определенных условий. Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек - его мать. Все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.

В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению.

Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками.

Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (оторванность от матери, занятость родителей), это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, жестокими и агрессивными.

Что касается средств общения, то они на данном этапе носят исключительно экспрессивно-мимический характер. Внешне такое общение выглядит как обмен взглядами улыбками, вскрики и гуление ребенка и ласковый разговор взрослого, из которого младенец улавливает только то, что ему нужно, - внимание и доброжелательность.

К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь экспрессивную сторону речи:

· улыбается;

· вокализирует;

· активно реагирует на происходящее вокруг него.

Несмотря на это, мать общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее воздействие. Это выражается в том, что она:



· разговаривает с ним;

· ищет ответные знаки на свое обращение;

· удовлетворяет его потребности;

· оценивает его поведение: поощряет, порицает и т. д.

Дж. Брунер отмечает, что уже в доречевой период у ребенка формируется несколько способов общения. Первоначально это «требующий способ» - врожденные реакции дискомфорта, требования без пауз, предполагающих ответ. Затем - «просящий способ», при котором крики менее настоятельны и появляются паузы во время ожидания ответа. Затем - «обменивающий способ», когда вокализация используется, чтобы привлечь внимание матери к объекту. Наконец, «взаимодействующий» способ, при котором в совместной деятельности наблюдается разделение позиций.

Эмоциональное общение может быть оптимальным и чрезмерным

Итак, первой в онтогенезе возникает ситуативно-личностная форма общения, которая остается главной и единственной от одного до шести месяцев жизни.

В этот период общение младенца со взрослым протекает вне какой-либо другой деятельности и само составляет ведущую деятельность ребенка. Для ситуативно-личностного общения характерны потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства общения.

Цели занятия:

  1. Учащихся знакомы с понятием "эмоциональное общение".
  2. У учащихся сформировано представление о основных видах эмоционального общения.
  3. Учащиеся владеют навыками психологической защиты от отрицательного эмоционального общения.

Эмоциональное общение - это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.

2 основных вида эмоционального общения.

Положительное эмоциональное общение - поглаживания - это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.

  1. Поддакивание . Например: да, да, ты прав; а как же иначе.
  2. Комплименты .
  3. Виды комплиментов:

      Косвенный.
    1. "Минус-плюс" - сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: "Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист". Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала - ужас от мысли о смерти, а потом радость - "жив!" Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но, отрицательного в нем должно быть меньше, а положительного - больше.
    2. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
      1. Чтобы он выглядел не искусственно необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
      2. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
    3. Помощь критике. Например: "Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!" Т.е. по форме - это комплимент, а по содержанию - критика.

    Ответ на комплимент: "Это благодаря Вам!" Например: "Меня восхищает Ваше остроумие!" - "Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!"

  4. Дружеские жесты и мимика.
  5. Например, хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.

  6. Эмоциональное заступничество.
  7. Например: "Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно."

  8. Похвала (не за внешность).
  9. Проявление нежности.
  10. Например: "Ах, ты мой милый!"

  11. Проявление жаления (не жалости).
  12. Например: "Ах, ты бедненький!"

  13. Успокаивание.
  14. Например: "Не волнуйся, дорогой."

  15. Проявление содружества.
  16. Например: "Ничего мы это преодолеем!"

  17. Использование имени собеседника.
    1. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
    2. Имя начальника. Например: "Интересно, откуда он меня знает?"
  18. Внушайте собеседнику сознание их значительности и делайте это искренне.
  19. Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку, начиная с такой фразы: "Извините за беспокойство!" Это даст вам выгодное положение, т.к. человек почти всегда занят или хочет чтоб так думали другие. Или другая фраза: "Я хотел бы с вами посоветоваться."

Правило: Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных "поглаживаний" соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много - возникает чувство неуютности (или неуместности разговора).

Отрицательное эмоциональное общение, "укол" - это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.

Виды уколов:

  1. Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.
  2. Например: "Меня это не касается!", "Это твои проблемы", "Моя хата с краю", "Не буду я в этом участвовать!".

  3. Выражение демонстративной холодности. Например, "Это тебя должно волновать, а не меня!", "Я тебя не люблю, ты мне надоел" и т.д.
  4. Выражение демонстративного пренебрежения. Например, "Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!".
  5. Выражение демонстративного презрения. Например, "Как же я его ненавижу!", "Еще молоко на губах не обсохло!" и т.д.
  6. Насмешливые высказывания. Например, "Да что её слушать!", "Ну и дурак же ты!", "Это и ежу понятно!" и т.д.
  7. Высокомерные высказывания. Например, "Ты ничего не знаешь и не понимаешь!", "Я самый умный, а все остальные - дураки!" и т.д.
  8. Проявление ехидства. Например, "Ты сегодня такая красивая, как привидение!", "У тебя что, руки не туда пришиты?" и т.д.
  9. Грубые высказывания. Например, "Отстань!", "Сгинь с моих глаз!", "Дурак!".
  10. Унижения с помощью жестов, мимики, позы. Например, "У тебя не все дома!" и т.д.
  11. Стремление отмстить поступком на зло.

Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учиться защищаться от уколов

Психологическая защита.

Психологическая защита - это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.

  1. Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. (Если вы виноваты, постарайтесь показать своему собеседнику, что вы все поняли, осознали и помиритесь с ним. Если вы не виноваты - начинайте пользоваться приемами психологической защиты.
  2. Вызов состояния бесстрастия.
  1. Относится ли к положительному эмоциональному общению преподнесение различного рода подарков человеку?
  2. Какие способы защиты от уколов являются наиболее действенными с вашей точки зрения?

Общительность как социально-психологическое качество имеет свою эмоциональную сторону. Партнеры по общению практически постоянно «говорят» друг другу о своем эмоциональном состоянии, сами часто этого не осознавая. Эмоциональный обмен информацией возникает как результат потребности в выражении чувств, а также как проявление ожиданий почувствовать эмоциональное состояние партнера по общению. Основу этой потребности составляют коммуникативные и альтруистические (бескорыстные) эмоции.

Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание делиться мыслями, переживаниями, чувства симпатии, уважения, расположения. Выражение этих чувств и потребности в их переживании сигнализируют партнеру о стремлении войти с ним в контакт.

К альтруистическим эмоциям относят бескорыстную» потребность приносить людям радость, потребность в сочувствии и сопереживании партнеру, потребность в оказании помощи и т. д.

Индивидуальные способы удовлетворения потребности в выражении чувств формируются под влиянием гласно или негласно существующих в обществе социальных ограничений, сложившегося стиля отношений, национальных и региональных традиций, а также экспрессивных способностей человека. Принято считать, что жители стран Скандинавии неулыбчивы и холодны в сравнении с населением Средиземноморского бассейна. Однако это вовсе не даст оснований полагать, что у шведов или норвежцев отсутствует потребность в эмоциональном проявлении своих чувств. Реакции хоккейных болельщиков во время матчей, национального клуба «Трэ Крунур» как раз свидетельствуют об обратном. Нередко за недружелюбным выражением лица может скрываться добрый и отзывчивый человек, который в силу сложившихся веками представлений о воспитанности, не считает нужным демонстрировать свое отношение к окружающим. Таким образом, способ выражения внутреннего состояния зависит не только от чувств, но и от арсенала средств экспрессии, которыми располагает индивидуальность.

Различают три основные причины неадекватной эмоциональной экспрессии. Одна из них - стремление отвергать либо игнорировать свои или чужие переживания, если они окажутся неприятными или нежелательными. Советы типа: «Успокойся, не расстраивайся, не нервничай» сводятся в общении к желанию избавиться от отрицательных: эмоций, исходящих от партнера, и при постоянном употреблении приводят к ограничению или искажению его» экспрессии.

Вторая причина связана с нежеланием партнеров обсуждать возникающие у них взаимные чувства. Например, ограничение и искажение экспрессии может быть вызвано барьером страха потерять контроль над развитием отношений с партнером. Ожидание иронии или пренебрежения по поводу открытого выражения чувств перед собеседником порождает скованность и дискомфорт в общении.

В-третьих, неадекватная эмоциональная экспрессия может явиться следствием неосознанности человеком своих чувств, следствием неприятия их в себе. Если один из партнеров подавляет в себе чувство, то он будет стараться его скрыть, а эмоциональная реакция будет искаженной.

Несмотря на обилие экспрессивных средств передачи информации, люди стараются передавать свои чувства в неявной, опосредованной форме. Этой цели служат различные речевые приемы, которые камуфлируют истинные переживания партнеров. Е. Мелибруда классифицирует их на группы.

Риторические вопросы , задаваемые одним из партнеров по общению, могут свидетельствовать об эмоциях возмущения, раздражения, досады и о желании вызвать у противоположной стороны ожидаемую реакцию. Например: «Ваша группа когда-нибудь перестанет опаздывать на занятия?» или «Как Вы смеете нарушать установленный график учебного процесса?»

Приказы и запреты ограничивают действия партнера, которые могут вызвать у собеседника нежелательные для него переживания. К таким приемам прибегают лица, обладающие правом контролировать поведение другого: старшие по возрасту, родители, педагоги, лечащие врачи, официальные лица, наделенные властью. Это может проявляться в репликах типа: «Прекратите шуметь в последних рядах!»; «Вы обязаны немедленно извиниться передо мной».

Ругань и проклятия - одна из форм переживания гнева и злости, но истинный их смысл заключается в сокрытии определенных чувств от других людей и в искажении чувств в сознании бранящегося. Например, испытывая чувство вины, человек разряжает внутреннее напряжение в словах, скрывающих от других его настоящие переживания. Вместо своих реальных чувств он демонстрирует замещающий их суррогат.

Выговоры и претензии используются общающимися для выражения недовольства, вызова жалости к себе, сочувствия. В них обычно содержатся неправомерные обобщения, начинающиеся со слов: «никогда», «всегда», «опять» и т. д. Обобщающее заявление «Вы всегда небрежно выполняете задания», как правило, вызывает протест со стороны партнера, на что следует ответ: «Не всегда, а только в этот раз». Выговоры и претензии отражают аккумулированные чувства, разряжающиеся на собеседника при, удобном случае. Они далеко не всегда адекватны реальной ситуации.

Ирония и сарказм используются общающимися сторонами для дискредитации партнера, провоцирования у него чувства стыда и неловкости. Говорящий иронией маскирует свои чувства и с ее помощью вытесняет истинные переживания, отвлекает от них внимание собеседника. Досада и раздражение педагога по поводу невыполненного обучаемым поручения могут быть выражены такими словами: «Я уверен, что не пройдет и года, как Вы все же справитесь с этим заданием».

Похвалы и порицания являются речевой формой эмоциональной экспрессии. В них содержатся наблюдения за другим человеком, выражающиеся в гиперболизации его качеств. За фразами: «Ваше поведение невыносимо» или «Самый рациональный вариант решения предложил Кова­лев» скрывается стремление говорящего в скрытой форме выразить свое отношение к адресату.

Описание искаженных эмоциональных реакций было бы неполным, если не упомянуть об употреблении людьми сравнений для обозначения своих чувств и физического состояния, например: «У меня такое ощущение, словно я обидел невинного ребенка» или «Я чувствую себя как загнанная лошадь». Прибегнув к таким сравнениям, человек контекстуально требует от партнера вчувствования в метафорически описанную ситуацию, т. е. требует сопереживания с ним.

Барьеры общения

Смысловой барьер в общении - это несовпадение смыслов происходящих событий для участников взаимодействия и в частности смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия .

К примеру, смысловой барьер во взаимоотношениях взрослых и ребенка возникает вследствие того, что ребенок, понимая правильность требований взрослых, не принимает этих требований, потому что они чужды его опыту, взглядам и отношениям. Зачастую смысловой барьер появляется вследствие неверной тактики воспитательных воздействий по отношению к ребенку.

Преодоление смысловых барьеров оказывается возможным, если педагог знает и принимает во внимание психологию учащегося, учитывает его интересы и убеждения, возрастные особенности, прошлый опыт, считается с его перспективами и трудностями.

Главная задача, решение которой необходимо для налаживания должного взаимопонимания детей и взрослых, может быть сформулирована следующим образом: научить детей пользоваться языком взрослых и научить взрослых понимать язык детей. Здесь имеется в виду не задача развития речи ребенка, о чем говорилось выше, не увеличение его словарного запаса или усвоение норм произношения и правописания. Использование и развитие языка не ограничивается формированием значений. Помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Соотношение значений и личностного смысла было глубоко исследовано в трудах А.Н. Леонтьева. «В отличие от значений личностные смыслы... не имеют своего "надындивидуального", своего "не психологического" существования. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания». Личностный смысл, т.е. особую значимость для человека приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами ее осуществления , то, в чем оказываются запечатленными его потребности.

Одно и то же слово, действие, обстоятельство может иметь различный смысл для разных людей. Замечание учителя школьнику: «Опять ты подрался с Петровым на перемене» - имеет одно и то же значение для обоих. На уровне значений никаких затруднений во взаимопонимании общающихся нет: и тот, и другой понимают, о чем идет речь. Но личностный смысл их может быть разным. Для учителя драка в школе - нарушение дисциплины. Для ученика, быть может, это еще одна попытка пресечь издевательства Петрова над ним как более слабым.

У взрослых есть все основания добиваться, чтобы ребенок овладевал не только общеизвестными значениями слов, но и системой принятых ими личностных смыслов, ориентированных на соответствующие нравственные и мировоззренческие ценности. Это желание оправдано задачей найти общий язык с детьми, без чего трудно договориться и избежать конфликта. Не теряя из виду эту цель (усвоение детьми языка взрослого с проникновением в систему его личностных смыслом), взрослому следует пытаться проникнуть в глубины личностных смыслов ребенка. Важную роль при этом имеет умение поставить себя на место того, с кем общаешься, идентифицироваться с ним. Неумение и нежелание педагога проникать в систему личностных смыслов школьника - возможное основание межличностных конфликтов в сфере педагогического общения.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию общения в психологии.

2. Назовите основные стороны общения.

3. Каковы основные функции общения?

4. Какие виды и формы общения Вы знаете?

5. Опишите основные механизмы общения. Что такое каузальная атрибуция?

ОБЩЕНИЕ И ЭМОЦИИ

Универсальная значимость эмоций в жизни и деятельности человека подчеркивалась многими исследователями на протяжении всей истории развития психологической науки. Р. Декарт утверждал, что «главное действие всех людских страстей» заключается в том, что они настраивают душу и тело человека, побуждают его к жизни. Функция побуждения или активации организма к действию стала одной из характерных особенностей эмоций. «Активационные» теории подробно описывают, как эмоции обеспечивают оптимальное возбуждение центральной нервной системы и ее подструктур, влияющих на состояние внутренних органов и организма в целом. Выразительные движения, сопровождающие эмоции, становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого животные и человек взаимодействуют друг с другом. Общие проявления эмоций и отдельные эмоциональные состояния имеют свои функциональные специфические характеристики, которые подробно описываются в работах А. Бергсона, П. Жане, З. Фрейда, Э. Линдеманна и других.

Известно, что эмоции различаются по качеству (модальности), интенсивности, продолжительности, глубине, генетическому происхождению, сложности и другим признакам. Затруднения в классификации эмоций связаны и с недостаточно четким различением «внутренних» и «внешних» оснований. Попытки преодолеть эту трудность предпринимали такие видные исследователи, как В. Вундт, Я. Рейковский, однако до сих пор в психологии проблема классификации эмоций считается неразрешенной.

Психологическая наука способна сегодня объяснить далеко не все тайны и загадки, возникающие при исследовании эмоций. Судя по литературе, уходящее столетие означено временным отступлением от комплексного исследования проблемы эмоций, обусловленным неудачами в попытках отыскать средства для объективного их изучения. Сегодня по этой проблеме гораздо больше вопросов, чем ответов. И поэтому исследование такого специфического аспекта, как эмоциональная составляющая общения, представляется и значимым, и актуальным.

В психологической науке известно и единодушно признано положение о том, что эмоции оценивают значимость происходящего и сигнализируют об этом субъекту, указывая на потребность, актуальную для той или иной ситуации. (Расхождения в воззрениях ученых обнаруживаются при уточнении вопросов, что именно и как именно оценивают эмоции и на какой основе происходит эта оценка.)

На основании указанного положения мы можем говорить об оценивающей, сигнальной и побуждающей функциях эмоциональной составляющей стереотипов межличностного общения. Известно, что в критических условиях, в частности в опасных, травмирующих, неожиданных ситуациях, возникают эмоции, которые вынуждают человека к неконструктивным стереотипным действиям. Бегство, оцепенение, агрессия и т. п. - это своего рода «аварийные» способы разрешения ситуаций, усвоенные человечеством в ходе его эволюционного развития. Состояния аффекта, провоцирующие такие способы общения, относятся специалистами к особому классу эмоциональных процессов. Однако не только аффекты, но и другие ситуативные эмоции (например, возмущение, гордость, обида, ревность и др.) могут служить «запускающими факторами» неконструктивных, часто нежелательных поступков. Если некоторые стереотипные действия не всегда оправдывают себя даже в типичных биологических условиях, то в человеческом общении их бессмысленность более чем очевидна. Особенно это характерно для сложившегося на протяжении миллионов лет стереотипа - немедленно удаляться от того объекта, который вызывает страх.

Здесь мы, по сути дела, сталкиваемся с дезорганизующей функцией эмоций. Однако следует учитывать высказываемое некоторыми авторами положение о том, что сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет. Нарушение конструктивного общения является не прямым, а побочным проявлением эмоций. Подобные негативные проявления вызваны тем, что эмоции участвуют в накоплении и актуализации индивидуального опыта.

Функция накопления , называемая П.К. Анохиным «закреплением-торможением», А.Н. Леонтьевым - «следообразованием», П. В. Симоновым - «подкреплением», свидетельствует о том, что эмоции оставляют в опыте человека следы, в которых закрепляются воздействия, их породившие. В эмоциональных экстремальных состояниях следообразующая функция проявляется особенно ярко. Поэтому вполне правомерно предположить, что в ситуации семейного конфликта следообразующая функция эмоций актуализируется по типу экстремальной ситуации. Эмоции актуализируют следы закрепленного опыта.

Здесь нам представляется значимым подчеркнуть, что в обычной ситуации эмоции, актуализируя следы прошлого опыта, помогают предвосхитить события и найти выход из сложившихся обстоятельств. Однако в критических ситуациях предвосхищающая функция эмоций может заблокировать эвристическую функцию: эмоциональная память порой выводит человека на неконструктивные стереотипы. При этом эмоциональные переживания составляют, согласно В. Вундту, синтезирующую основу образа, обеспечивая целостное и структурированное неадекватное восприятие ситуации, запущенное негативной эмоцией.

Ф. Крюгер в своих исследованиях также показывает связь между эмоциями и целостностью отражения . Однако в противоположность вундтовскому «атомизму», выводящему целостные образования из элементарных частиц, Ф. Крюгер развивает подход «от целого к части». Эмоциональные переживания, с его точки зрения, являются изначальным и единственным носителем и мерой целостности и создают единое мироощущение человека. Ярким примером эмоциональных синтезов, проявляющихся на уровне подсознания, могут служить аффективные комплексы, исследованные К. Юнгом.

А. Р. Лурия, развивая идеи эмоционального синтеза, показал, что совокупность образов, связанных с ситуацией, вызвавшей интенсивное эмоциональное переживание, формирует прочный мнемический комплекс. При актуализации хотя бы одного из элементов этого комплекса, зафиксированного в памяти, в сознании немедленно оживают и другие.

Несмотря на попытки психологов советского периода приписать чувственной ткани когнитивную природу, отдельные исследователи проводят в жизнь идею о том, что эмоции позволяют оснастить образ «общим фундаментом», на который проецируются, вступают в общение разнообразные познавательные образования. Здесь уместно будет процитировать положение С. Л. Рубинштейна о том, что целостный акт отражения «...всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов - знания и отношения, интеллектуального и «аффективного», ...из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего».



В психологической литературе мы встречаем небольшое количество развернутых описаний эмоциональных состояний личности. Вероятно, это связано с тем, что не каждая эмоция может выступить в качестве определяющей всю структуру личности в целом, все ее параметры. Задачи нашего исследования побуждают остановиться на описании радости, интереса, тревоги, страха, гнева, фрустрации, апатии.

Радость, возникающая у человека вследствие осознания реализации своих возможностей, включающая в себя эмоциональные состояния возбуждения, интереса, активации, удовлетворенности, комфорта, ассоциируется с состояниями удовольствия, ощущением принятия окружающими, уверенностью в себе и спокойствием, а также с ощущением способности справиться с жизненными проблемами. Радость положительно влияет на все сферы личности - от когнитивной до психосоциальной, выполняет позитивные биологические и социальные функции, устанавливает связь между человеком и миром.

Интерес - эмоциональное состояние, мотивирующее перцептивно-когнитивную деятельность и поведение. Активаторами интереса выступают перемены, новизна, воображение, мышление и одушевленность. Выполняя энергетическую и мотивационную функции, интерес связан со способностью личности устанавливать социальные отношения, со стремлением к достижениям.

Тревога как психическое состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя и как личностная черта, активирующая адаптивные механизмы человека, включает в себя ряд эмоциональных состояний: ощущение внутренней напряженности, гиперестезические реакции, собственно тревогу, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение, переживание которых зависит от ситуационных и личностных факторов. Тревога стимулирует активность личности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям; способствует разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

Страх как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних и внутренних, врожденных или приобретенных причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угроза самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая.

Гнев - одна из важнейших эмоций человека - может быть связан с печалью, депрессией, может взаимодействовать с эмоциями вины и страха. Причины: боль, голод, усталость, стресс, несправедливость, чувство физической или психологической несвободы, препятствие или задержка на пути к достижению цели, т. е. всякое ощущение дискомфорта. Истинные причины часто не осознаются. Осознаются обычно эмоциональные состояния разочарования и безнадежности. Выполняя адаптивную и мобилизующую функции, гнев готовит человека к действию. Действие же, совершаемое в гневе, представляет собой совместную функцию эмоционального переживания и когнитивной оценки ситуации.

Фрустрация - специфическое эмоциональное состояние, возникающее при столкновении с препятствием или сопротивлением, которые либо реально непреодолимы, либо воспринимаются таковыми. Состояние фрустрации достаточно неприятное, связано с большим напряжением. Оно вызывает агрессию - открытую, скрытую или смещенную. Фрустрация может усиливать мотивацию, побуждать человека к переосмыслению или корректировке целей.

Апатия - негативное эмоциональное состояние, сопутствующее гневу, страху, оказывающее негативное влияние на все психические процессы человека. Возникает при длительном напряжении, в случаях неудовлетворенности, разочарования, в личностно значимых ситуациях, при длительном непонимании со стороны окружающих, при конфликтах и одиночестве, при хронических стрессовых состояниях, а также в случае повторяющихся травмирующих или необратимых ситуаций. Две основные стратегии поведения в состоянии апатии: постоянный анализ ситуации и попытка заняться какой-либо деятельностью, т.е. эмоционально заглушить пережитое.

Вина - негативное эмоциональное состояние. Основанием для переживания вины является «неправильный» поступок. Обычно чувство вины напрямую связано с осознанием факта проступка или предательства собственных взглядов и убеждений. Кроме того, переживание вины может возникнуть в связи с безответственным поступком. Существует тесная связь между чувством ответственности и порогом переживания вины. Поводом для вины, как правило, становятся собственные действия человека или неспособность к каким-либо действиям. Несмотря на то что основной причиной вины является проступок, человек может чувствовать себя виноватым даже в тех случаях, когда на самом деле он не совершил никакого поступка или не имел возможности поступить иначе.

Вина стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Если человек чувствует себя виноватым, то у него возникает желание загладить свою вину или хотя бы принести извинения тому человеку, перед которым он провинился. Такое общение - единственно эффективный способ разрешения внутреннего конфликта, порожденного виной.

Обида. Во время общения между людьми очень часто чувство вины, возникающее у одного человека, оказывается непосредственно связанным с чувством обиды у другого, дополняя и перекрывая друг друга. В то время как противоположная сторона апеллирует к чувству вины в надежде получить дополнительные сведения у обиженного о неудавшемся общении, другая сторона активно генерирует возникающую обиду. Если же другой оказывается не способным к переживанию вины, тогда обида становится бесполезной, нефункциональной.

Обида является своеобразной формой деструктивного общения. Нанесение оскорбления, обиды вызывает острый аффект, который нередко ведет к ответному оскорблению действием. Обида возникает, когда задевается чувство собственного достоинства, человек сознает, что его унижают. Она соединяет подчеркнутую жалость к себе с не всегда осознаваемыми мстительными, агрессивными побуждениями. Весьма часто такой неадекватный способ реагирования на мнимое ущемление интересов и потребностей человека является выражением сильной эгоцентрической и инфантильной природы «страдальца».

Пространство действия обиды обязательно включает в себя два источника, двух людей (обидчика и обиженного), которые общаются друг с другом. Это пространство оказывается насыщенным сильными аффективными и эмоциональными стимулами, которые значительно изменяют деятельность людей, участвующих в общении, и серьезно разрушают это общение. При этом со стороны обидчика осуществляется своеобразная агрессия, основная цель которой - это стремление причинить психологическую боль другому человеку. А со стороны обиженного отмечается тенденция к внутреннему или внешнему переживанию нанесенной обиды. Обида вызывает гнев, направленный на себя или на другого человека. Переживание обиды - это тонкое душевное явление, которое определяется специфическими действиями обиженного, направленными на поиск причин возникновения отрицательных эмоциональных ощущений. Обида привносит напряженность и конфликт в общение. При дальнейшем развитии обиды, даже если она основана на реальной несправедливости, она не приносит ни удовлетворения, ни пользы человеку, а со временем становится своеобразной эмоциональной привычкой в виде хронической раздражительности и обидчивости. Постоянно ощущая себя жертвой несправедливости, человек начинает мысленно входить в роль субъекта, подвергающегося гонениям со стороны окружающих людей или же всего мира. В результате чувство обиды у человека формируется в стратегию общения, цель которой - сделать его собственные неудачи удобоваримыми, объясняя их пристрастным отношением и несправедливостью.

Жалость к самому себе. Хроническое чувство обиды неизбежно порождает жалость к самому себе, т. е. формирует одну из сильных эмоционально насыщенных привычек. Когда же обе упомянутые привычки достаточно прочно укоренятся, человек в их отсутствие уже перестает чувствовать себя удобно и нормально. Тогда он начинает в буквальном смысле искать несправедливого к себе отношения.

Сформировавшиеся привычки обижаться и жалеть самого себя идут рука об руку с невыразительным, неполноценным образом собственного Я . В своем воображении человек начинает рисовать себя ничтожной, достойной сожаления личностью, жертвой, которой сама судьба предопределила быть несчастливой.

С затаенной обидой вы просто не в состоянии вообразить себя самостоятельным, независимым и уверенным в своих силах человеком, не можете быть хозяином своей судьбы. Бразды правления переходят в руки других. Теперь они диктуют вам, как вы должны себя чувствовать, как поступать.