Какие тайны хранит в себе игольное ушко. Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие небесное. Свт. Иоанн Златоуст

  • Дата: 04.03.2020

Выражение из Библии, из Евангелие (от Матфея 19:24; от Луки, 18:25, от Марка 10:25) .

Смысл выражения в том, что большие богатства редко достигаются честным путем. Видимо это древнееврейская пословица.

Вадим Серов, в книге Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». 2003 г. пишет:

"Есть две версии происхождения этого выражения. Некоторые толкователи Библии считают, что причиной появления такой фразы стала ошибка в переводе оригинального библейского текста: вместо «верблюда» следует читать «толстая веревка» или «корабельный канат», который и в самом деле нельзя пропустить через игольное ушко.

С другой стороны, некоторые ученые, занимающиеся историей Иудеи, принимая слово «верблюд», по-своему толкуют смысл слов «игольное ушко». Они полагают, что в древности так называли одни из ворот Иерусалима, через которые тяжело груженному верблюду пройти было практически невозможно."

Отрывок из Евангелия от Матфея, глава 19:

"16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие .
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно."

Отрывок из Евангелие от Луки, глава 18

18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20. знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25. ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие .

Отрывок из Евангелие от Марка, глава 10

17. Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
20. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
21. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24. Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие .

Примеры

"Начинал Яков снова читать и петь, но уже не мог успокоиться и, сам того не замечая, вдруг задумывался над книгой; хотя слова брата считал он пустяками, но почему-то и ему в последнее время тоже стало приходить на память, что богатому трудно войти в царство небесное , что в третьем году он купил очень выгодно краденую лошадь, что еще при покойнице жене однажды какой-то пьяница умер у него в трактире от водки..."

Письмо А. С. СУВОРИНУ 18 мая 1891 г. Алексин - Чехов, поселившись на даче в Богимово пишет своему богатому другу:

"У Рошфор два этажа, но для Вас не хватило бы ни комнат, ни мебели. К тому же сообщение утомительное: со станции приходится ехать туда в объезд чуть ли не 15 верст. Других дач тоже нет, а имение Колосовского будет годиться для Вас только в будущем году, когда отделают оба этажа. Право, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко , чем богатому и семейному найти себе дачу. Для меня дач сколько угодно, а для Вас ни одной."

Роман Маханьков, Владимир Гурболиков

В Евангелии есть слова Христа, которые смущают современного человека – «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». На первый взгляд это означает лишь одно – как верблюду невозможно пройти в игольное ушко, так и богатый человек не может быть христианином, не может иметь ничего общего с Богом. Однако все ли так просто?

Христос произнес эту фразу не просто как отвлеченное нравственное поучение. Вспомним, что ей непосредственно предшествовало. К Иисусу подошел богатый еврейский юноша и спросил: «Учитель! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Христос ответил: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать». Он перечисляет здесь десять заповедей Закона Моисеева, на которых строилась вся религиозная и гражданская жизнь еврейского народа. Юноша не мог их не знать. И действительно, он отвечает Иисусу: «Все это сохранил я от юности моей». Тогда Христос произносит: «Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». О реакции юноши на эти слова Евангелие говорит так: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение «.

Расстроенный юноша уходит, а Христос говорит ученикам те самые слова: «Трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное».

Этот эпизод легче всего истолковать так. Во-первых, богатый человек не может быть настоящим христианином. А во-вторых, для того, чтобы быть действительно настоящим христианином – последователем Христа – надо быть бедным, отказаться от всего имущества, «продать все и раздать нищим». (Кстати, именно таким образом эти слова Иисуса и прочитываются во многих организациях, называющих себя христианскими, призывающих вернуться к чистоте евангельских идеалов. Причем в качестве тех самых «нищих», которым «богатые» должны «раздать все», выступают зачастую руководители этих религиозных организаций).

Прежде чем выяснять, почему же Христос выдвигает такое категоричное требование, поговорим о «верблюде и игольных ушках». Толкователями Нового Завета неоднократно высказывалось предположение, что «игольным ушком» называли узкие ворота в каменной стене, через которые верблюд может пройти с громадным трудом. Однако существование этих ворот – по-видимому, домысел.

Существует и такое предположение, что изначально в тексте стояло не слово «камелос», верблюд, а очень похожее на него «камилос», канат (тем более, в средневековом произношении они совпали). Если взять очень тонкий канат и очень большую иглу – может быть, все-таки получится? Но и такое объяснение маловероятно: при искажении рукописей более «трудное» чтение иногда заменяется на более «легкое», более понятное, но не наоборот. Так что в оригинале, по-видимому, стоял «верблюд».

Но все же не стоит забывать, что язык Евангелия очень метафоричен. И Христос, по-видимому, имел в виду настоящего верблюда и настоящее игольное ушко. Дело в том, что верблюд – это самое большое животное на востоке. Кстати, в Вавилонском Талмуде есть похожие слова, но не о верблюде, а о слоне .

В современной библеистике не существует общепринятого толкования этого места. Но какое бы толкование ни принять, ясно, что Христос показывает здесь, насколько трудно спастись богатому человеку. Конечно, Православие далеко от крайностей вышеуказанного сектантского прочтения Библии. Однако и у нас в Церкви существует устойчивое мнение, что бедные люди находятся ближе к Богу, дороже в Его глазах, чем богатые. В Евангелии красной нитью проходит мысль о богатстве как о серьезном препятствии для веры во Христа, для духовной жизни человека. Однако при этом в Библии нигде не сказано, что само по себе богатство служит поводом к осуждению человека, а бедность сама по себе способна оправдать его. Библия во множестве мест, в разных интерпретациях говорит: Бог смотрит не на лицо, не на социальное положение человека, а на его сердце. Иными словами, не так важно, сколько у человека денег. Чахнуть – духовно и физически – можно как над златом, так и над несколькими монетами-лептами.

Недаром Христос оценил две лепты вдовы (а «лепта» была самой мелкой монетой в Израиле) дороже всех остальных, больших и богатых вкладов, положенных в церковную кружку Иерусалимского Храма. А, с другой стороны, Христос принял огромную денежную жертву покаявшегося сборщика податей – Закхея (Евангелие от Луки, глава 19, стихи 1-10). Недаром царь Давид, молясь Богу, говорил: «Жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; но Ты к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – это сокрушенное и смиренное сердце» (Псалом 50, 18-19).

Что касается бедности, то в Послании апостола Павла к Коринфянам есть ясный ответ на вопрос о ценности бедности в глазах Божьих. Апостол пишет: «Если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (). То есть бедность только тогда имеет реальную ценность для Бога, когда она стоит на основании любви к Богу и ближнему. Получается, для Бога неважно, сколько человек положил в кружку для пожертвований. Важно другое – чем для него была эта жертва? Пустой формальностью – или чем-то важным, что больно отрывать от сердца? Слова: «Сын Мой! Отдай мне сердце твое» (Притчи, 23:26) – это критерий истинной жертвы Богу.

Но почему же тогда Евангелие негативно относится к богатству? Тут прежде всего нужно помнить, что Библия вообще не знает формального определения слова «богатство». В Библии не прописана сумма, начиная с которой человек может считаться богатым. То богатство, которое осуждает Евангелие – это не количество денег, не социальное или политическое положение человека, а егоотношение ко всем этим благам. То есть кому он служит: Богу или Златому Тельцу? Слова Христа: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» иллюстрируют это осуждение.

При толковании евангельского эпизода с богатым юношей есть риск буквального, начетнического понимания того, что сказал Христос – сказал этому конкретному человеку. Нельзя забывать, что Христос – это Бог, а значит, Сердцеведец. Вечное, непреходящее значение слов Спасителя в случае с юношей совсем не в том, что настоящий христианин должен раздать все имение нищим. Христианин может быть нищим, а может и богатым (по меркам своего времени), он может работать и в церковной организации, и в светской. Суть в том, что человек, желающий быть настоящим христианином, должен отдать Богу прежде всего свое сердце . Довериться Ему. И спокойно относиться к своему материальному положению.

Довериться Богу – не значит сразу идти на ближайший вокзал и раздать все деньги бомжам, оставляя голодными своих детей. Но доверившись Христу, необходимо на своем месте, всеми своими богатствами и талантом стремиться служить Ему. Это касается каждого, потому что каждый богат чем-то: любовью окружающих, дарованиями, хорошей семьей или теми же деньгами. Это очень трудно, потому что так хочется хотя бы частичку этих богатств отложить и припрятать лично для себя. Но спастись «богатому» все-таки возможно. Главное – помнить, что Сам Христос, когда было необходимо, отдал для нас все: Свою Божественную Славу и всемогущество и саму Жизнь. Перед лицом этой Жертвы для нас уже нет ничего невозможного.

Притчу Христову о верблюде и игольном ушке часто вспоминают, когда речь заходит о богатстве. Вот как пересказывает эту притчу евангелист Матфей: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.»
В самом деле, верблюд и игольное ушко вещи несоизмеримые. Неужели Христос хотел сказать, что богатый человек не может спастись ни при каких обстоятельствах? В 1883 году в Иерусалиме в ходе археологических раскопок было сделано открытие, проливающее свет на эти загадочные слова Спасителя.
Раскопки проводились на земельном участке, принадлежащем Русской Духовной Миссии. Сегодня это территория Александровского подворья, на котором разместились храм Александра Невского, помещения Православного Палестинского общества и археологический комплекс. А полтора века назад здесь, на земле «Русской Палестины» не было ничего, кроме древних развалин. Именно эти руины и обратили на себя внимание археологов. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.

Комментарий (о. Дмитрий Барицкий):

Землю будущего Алексадровского подворья выкупили у эфиопского духовенства. Первоначально здесь собирались разметить резиденцию консульства. После тщательного осмотра приобретённой территории выяснилось, что работ предстоит немало. Чиновник по особым поручениям писал в отчете: "Очистка подземелья потребует долгих работ и больших расходов, ибо здесь оказалась насыпь из многовекового мусора вышиною более пяти сажен". Одна сажень - это 2метра 16 сантиметров. Получается, что раскапывать было необходимо более 10 метров! Поэтому неудивительно, что обратились за помощью к археологам. Возглавил работы руководитель Русской Духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). Он сам увлекался историей и археологией и был почетным членом нескольких археологических обществ. Возможно, благодаря архимандриту Антонину раскопки были проведены с особой тщательностью.

"Русские раскопки" начались в мае 1882 года и приковали к себе внимание учёного сообщества. Была найдена часть древней крепостной стены высотой более 2,5 метров, Порог Судных Врат, через которые проходил путь Христа на Голгофу. Рядом с Судными Вратами обнаружили узкий лаз. Когда городские ворота закрывались на ночь, этот лаз служил проходом в Иерусалим для опоздавших путников. По форме отверстие напоминало иглу, расширяющуюся кверху. Это и были те самые "игольные уши", о которых говорил Христос! Человек может легко пройти сквозь такой лаз, а вот верблюд – вряд ли протиснется. Впрочем, и это возможно, если верблюд при этом будет без поклажи и без наездника. Так благодаря раскопкам в «Русской Палестине» слова Спасителя об игольном ушке стали более понятны. Но это только одна из загадок евангельской притчи. Есть и вторая – собственно верблюд. С этим образом, оказывается, тоже все не так просто. Пытаясь примирить верблюда и игольное ушко, некоторые ученые высказывают предположение, что речь идёт не о животном, а о верёвке. На этот раз исследование уходит в область лингвистики.

История этого места началась более двух тысяч лет назад. В то время здесь была окраина древнего , и располагалась одна из угловых сторожевых башен с городскими воротами. Строил эти стены царь Ирод. И сегодня здесь можно видеть древнюю каменную кладку с характерной иродианской обтеской по краям камней.

Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие

Александровское подворье было построено на приобретенном Российской Империей участке, который находился в непосредственной близости от . Изначально планировалось на этом месте строительство консульства, но при расчистке местности были обнаружены остатки древних сооружений.

Непосредственно системные раскопки были начаты Императорским Православным Палестинским Обществом в 1882 году. Меценатом выступил его председатель – великий князь Сергей Александрович. Наблюдение и руководство в этом деле было поручено архимандриту Антонину (Капустину), который возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме с 1865 по 1894 годы. Непосредственно раскопки проводил немецкий архитектор и археолог, блестящий знаток Иерусалимских древностей Конрад Шик.

Во время раскопок были найдены остатки городской внешней и внутренней стены, арка с двумя колоннами, остатки церкви, построенной Святой царицей Еленой в IV в. Конрад Шик определил форму ворот в стене. Это сразу вошло в систему христианских святынь , как «порог Судных врат», через которые Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе.

Стало понятно, что на таком месте, ценном для всего христианского мира, а также единственном месте Крестного пути, принадлежащем Русской Православной Церкви, строительство российского консульства неуместно. Было принято решение возвести здесь храм. Но возник ряд проблем, поскольку строительство церкви на подворье требовало согласий Иерусалимского Патриархата, католического духовенства и турецкого правительства. Глава османской империи запрещал любое строительство на подвластных ему территориях, католики стояли на страже своих интересов, а Иерусалимская церковь заявила свой протест официально, опасаясь того, что русская церковь будет находиться рядом с главной святыней христианства – Храмом Воскресения Христова. Одним из условий Иерусалимского Патриарха о принадлежности церкви было категорическое заявление о том, что церковь должна принадлежать царской фамилии, а не Палестинскому Обществу, в доме которого она будет находиться.

Благодаря дипломатическим способностям архимандрита Антонина Капустина и всего дипломатического русского представительства на Востоке согласование было подписано, а церковь на подворье с приютом для паломников общей площадью 1433 квадратных метра была освящена 22 мая 1896 года в честь Святого Благоверного князя Александра Невского.

Храм во имя князя Александра Невского – это самое большое помещение подворья. Украшает его деревянный резной двухъярусный иконостас, ведущий свою историю ещё с византийских времён. Высота литургического зала 10 метров, длина 22 метра. В центре церковного зала перед иконостасом стоит каменный престол, который учёные и археологи относят к придельному храму базилики царя Константина, возведённого им в IV веке. В торце западной стены висят 14 живописных икон в чёрных рамах на подрамниках, открывающих верующим святые лики подвижников веры Христовой.

На восточной стороне храма расположено тройное окно-витраж с изображением Распятия с предстоящими Богоматерью и святым Иоанном Богословом.

Помещения большого двухэтажного Александровского подворья предназначались для храма, комнат паломников, приемных залов, библиотеки и музея с богатой и интересной экспозицией.

На первом этаже Подворья сразу же при входе расположена Приёмная комната или как называют её «Царская». Следует уточнить, что ни император Александр III, ни Николай II никогда здесь не бывали. Возможно, название произошло от интерьера этого зала и царских портретов.

На второй этаж Александровского Подворья ведёт старинная деревянная лестница, выходящая в коридор и объединяющая комнаты для священнослужителей, библиотеку и архив.

В подвальном помещении Подворья два коридора объединяют три небольшие комнаты, предназначавшиеся ранее для проживания служащих и цистерну, вмешавшую 15,760 вёдер воды.

11. На продольных боковых стенах храма Александра Невского находятся 18 живописных образов (3 метра высоты и 2 метра ширины) работы профессора Санкт-Петербургской Академии художеств, члена Императорского Православного Палестинского Общества Н. А. Кошелева.
– Христос в Гефсиманском саду (1890-е)
– Моление о чаше (1891)
– Лобзание Иуды (1890)
– Иисуса Христа ведуть на суд (1892)
– Отречение апостола Петра (1892)
– Обвинение Христа (1894)
– Иисуса Христа ведут к Пилату (1893)
– Пилат умывает руки (1895)
– Иисус Христос на допросе у Понтия Пилата (1895)
– Симон несёт Крест Спасителя (1900)
– Не плачьте, дщери Иерусалимские (1899)
– Перед Распятием (Шествие Иисуса на Голгофу) (1900)
– Распятие (Прободение ребра Иисуса воином) (1900-е)
– Снятие с креста (1897)
– Приготовление к погребению Иисуса Христа (1894)
– Богородица у Гроба Господня (Положение во Гроб) (1894)
– Жены мироносицы у Гроба Господня (Воскресение Христово) (1896)
– Сошествие во ад (1900)

12. Вдоль северной и южной стен храма находятся 16 образов аскетов, праведников и исповедников. Образы святых исполнены в строгой живописной манере в рост, в строгих чёрных монашеских рясах, с нимбами на золотом фоне. Это святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, Андрей Первозванный, Георгий Победоносец и преподобный Харитон Исповедник, Иоанн Дамаскин и Порфирий, архиепископ Газский, великий Варсонофий и архиепископ Кирилл Алевский, преподобные Иоанн Хозевит и Феоктист Постник, Герасим Иорданский и Илларион Великий, Феодосий Великий и Савва Освященный, Евфимий Великий и Великий равноапостольный император Константин и его мать святая равноапостольная Елена.

Подавляющее большинство ошибок при толковании Писания делается не из-за того, что человек не знает греческий язык, или плохо понимает принципы герменевтики, а всего лишь из-за обычной невнимательности. Иногда, маленькое слово, состоящее только из двух букв, может иметь огромное значение. Вот, например, такое слово как «же». Всего-то навсего усилительная частица (так это маленькое слово называется в Русском языке). Она показывает взаимосвязь с предыдущим текстом и помогает правильно его понять. Но оно в состоянии диаметрально изменить наше представления о прочитанном. Конечно, дело не в самой частице, а в контексте, который она побуждает исследовать, дело в вопросах, на которые она может нас навести. Она как крючок, которым можно зацепить весомую рыбку. Какую большую и заметную роль может сыграть такое маленькое и незаметное слово как «же» рассказывает Владислав Насонов.

Есть весьма распространённое неверное толкование относительно «игольных ушей» и чтобы это понять достаточно посмотреть контекст. Хочу дать некоторые пояснения по данному вопросу и предлагаю одно интересное экзегетическое наблюдение по тексту 19 главы Матфея . Мы рассмотрим вопросы про богатого юношу, желающего войти в жизнь вечную, игольные уши и верблюдов, и про тех кто же всё же может спастись.

Давайте ещё раз проследим всю историю. Богатый юноша подходит к Мессии и говорит Ему: «Что сделать мне доброго чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мф 19:16) Я думаю эта фраза очень важна. Подобным образом формулируется вопрос у всех синоптических евангелистов - «что мне делать» у Марка, «что мне сделать» у Луки. Как подмечает Дональд Карсон, юноша не видел взаимосвязи между Иисусом и вечной жизнью. По всей видимости он считал, что вечная жизнь обретается чрез исполнения заповедей Закона. Иными словами, он верил в спасение делами.

Андрей Миронов. “Если хочешь быть совершенным” (фрагмент)

Христос ему отвечает что нужно соблюдать заповеди. На что юноша отвечает, что все заповеди он сохранил от юности. В данном случае неважно правда ли это, или он преувеличил свои способности. Лично я сомневаюсь, что он в полной мере исполнял все перечисленные заповеди. Важно другое - Христос предлагает ему путь спасения – пойди продай всё имение свое и следуй за Мною. Очевидно, что в данном случае повеление о продаже имущества было дано непосредственно данному человеку в данной ситуации, и Бог преследовал определённую цель. Мы ясно понимаем из текста евангелия, что для спасения не требуется полной продажи всего своего имущества, тогда какую же цель преследовал Господь в данном случае?

Довольно часто слышал проповеди осуждающие богатого юношу, мол, он такой-сякой отошел с печатью, трудно что ли было исполнить что ему Иисус повелел? Но давайте вдумаемся: если бы от всех нас для спасения требовать продажи всего, что мы имеем - дома, машины, имущества… и остаться в одной одежде на улице,… много ли было бы тогда спасающихся? Если бы обязательным условием для крещения было условие, которое Христос поставил богатому юноше - много ли было крещаемых? Можно смело сказать, что условие крайне тяжелое, и требовать такого может только лишь Бог. Но прежде чем говорить о целях, которые преследовал Господь, давайте обратимся к последующим действиям. Юноша отошел с печалью и Христос ученикам Своим сказал: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; Также говорю вам: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Всевышнего» . И вот здесь наступает самое интересное.

Генрих Гоффман. Христос и богатый юноша, 1889 г. (фрагмент)

В наше время, в христианских (и не только) кругах бытует распространённое мнение, что чем богаче человек, тем ему труднее прийти к спасению. Это мнение базируется на том, что у богатого много искушений, ему от много надо отказываться, и так далее. А бедному проще. Вспомним слова Агура: «нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: „кто Господь?“ и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30:8-9). В общем с ветхозаветных времен люди понимали, что богатому тяжело идти к Богу. Так вот, в нашем понимании, богатому тяжело, а бедному легче войти в царство Божье. Но так ли думали ученики?

И вот здесь нам поможет частица «же»: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» (Мф 19:25). Это «же» есть во всех Евангелиях, где описывается данная история. Обратите внимание - ученики изумились. Матфей использует слово производное от εκπλασσω , что означает быть вне себя от удивления, поражаться, изумляться. То есть они весьма и весьма удивились сказанному и отвечали «так кто же может спастись?» . В качестве «же» употребляется слово άρα , которое более верное перевести как «тогда» . Мы часто соединяем «же» и «тогда», говорим: «если не он, то кто же тогда?» . Вот, например, чемпион мира по прыжкам не смог взять какую-то высоту и мы говорим: «если уж Хавьер Сотомайор не взял эту высоту, то кто же сможет её взять?». То есть предполагается, что тот о котором так говорится может сделать это лучше других. То есть значение фразы, которую сказали Христу ученики, таково: «Если богатым трудно спастись, то как вообще кто-то может спастись?»

Итак, ученики предполагали, что богатому юноше проще других людей войти в царство Небесное. Тут можно сделать два важных вывода:

Первый: если предположить, что такие ворота как «игольные уши» были в Иерусалиме, то тогда абсолютно никак не согласуется крайняя степень удивления учеников. Ведь по истории, верблюд мог пройти сквозь эти ворота, став на колени. То есть это не невозможное действие. По степени изумления учеников можно лишь сделать вывод, что ворот таких никогда не было. Тем более этот факт подтверждается историческими свидетельствами. Об этом в частности пишет Егор Розенков. Об этом же говорят Гордон де Фи и Дуглас Стюарт, в своей книге «Как читать Библию и видеть всю её ценность». Крейг Киннер также подмечает, что теория относительно ворот не выдерживает никакой критики.

Есть еще один интересный факт, забивающий гвоздь в крышку гроба данной теории: Гордон де Фи указывает, что первый раз данное толкование встречается аж в 11 веке и принадлежит оно монаху Тоефелакту. По всей видимости монах не мог соотнести богатые пожертвования, храмы и земли, принадлежащие церковникам с этим простым и недвусмысленным сравнением, вот и придумал толкование.

Также, все основные комментарии, которыми я пользуюсь указывают на несостоятельность данной теории про ворота. В частности Мак Артур и Макдональд говорят об этом, а Мэтью Генри и Библейские толкования Далласской Богословской семинарии даже не считают нужным что либо доказывать относительно этой теории про ворота. Карсон вообще опускает этот момент. Только лишь Баркли упоминает о воротах в положительном контексте, и то, его аргументация ограничивается лишь словом «говорят, что были такие ворота». Об уровне данной аргументации и говорить не стоит. Справочники, которыми я пользуюсь, также указывают теорию про ворота как альтернативную, или возможную, при этом не приводя никаких исторических свидетельств.

Те самые, современные, «игольные уши» которые показывают туристам

Есть только одно, что смущает: те кто бывал в Иерусалиме, видели своими глазами данные ворота. По крайней мере, гид им рассказывал. С такими людьми бесполезно дискутировать, потому что у них есть мощное основание их веры в чудесные ворота: это собственное впечатление (видели своими глазами), и слова гида, которым они доверяют больше чем серьезным исследователям и контексту Писания. Однако скажу, что Иерусалим со времен Христа многократно переходил из рук в руки разных правителей и империй, его то разрушали, начиная от знаменитой осады Тита в 70 году, то заново отстраивали. Да и современная стена, окружающая Иерусалим была построена при султане Сулеймане Великолепном в средние века. Так что если и есть сегодня в Иерусалимской стене таки ворота, то построили их уже исходя из неверного толкования Теофелакта. Да и нет ничего удивительного, что для туристов в Иерусалиме какую-то бойницу назвали игольными ушами. Ведь как было бы обидно приехать в Иерусалим и не найти там известных ворот, а так одно удовольствие туристам - фотографии, впечатления. Короче говоря, первый вывод из данного текста - таких ворот никогда не было в Иерусалиме. И имеется ввиду обычное ушко от иголки.

Относительно того не канат ли имеется ввиду вместо верблюда, скажу, что я не думаю. Потому что во-первых, это упоминается в трех Евангелиях, а вариант такого искажения сразу в трех Евангелиях стремится к нулю. А во-вторых, подобная фраза встречается в древней литературе, по крайней мере в Талмуде и в Коране. Хотя в данном случае верблюд или канат - все едино, не притолкнуть в ушко иголки. Так что, Христос сказал ученикам: богатому спастись невозможно! Как пишет Макдональд «Господь говорил не о трудности, а о невозможности. Говоря проще, богатый человек просто не может спастись».

Борис Ольшанский. Изгнание торгующих из храма

Второй же важный вывод из этой истории, заключается в том, что в отличие от нас, ученики Христа имели не представление о том, что богатому сложно спастись. Наоборот! Они считали, что богатому проще наследовать жизнь вечную. Думаю, на это есть две причины: во-первых, богатство для современников Христа означало благоволение и расположение Божье (как для некоторых и сегодня) . Хотя, очевидно, что Ветхий Завет этого не подтверждает никоим образом. А во-вторых, богатый человек может больше класть в сокровищницу, может больше делать добрых дел. Соответственно, имеет больше шансов на вечную жизнь, если понимать что билет в Царство Божье покупается делами.

Вспоминаем, какое было представление у богатого юноши: «что сделать мне доброго». Юноша понимал, что вечную жизнь можно заработать добродетелью. Христос показал истинную высшую планку добродетели - продай все и раздай нищим. Планка практически невыполнимая для этого юноши, которая должна была и обратить его взор на Христа. Я думаю, Господь преследовал именно эту цель - разрушить это ложное представление о спасении делами. Повелев продать все Он на эмоциональном уровне донес до сознания юноши простую мысль - ты никогда не спасешься своими делами, ты никогда не сможешь спастись сам без Меня. Никогда. Позже Он вновь указывает ученикам на эту истину - делами невозможно спастись, только лишь через веру и следование за Иисусом (Бог может спасти тебя).

Кстати, обратите внимание на свои чувства, когда вы читаете эту историю - возникает ли у вас удивление и ужас? Как вы воспринимаете себя - вам проще чем юноше войти в Царство Божье или сложнее? Дело в том, что эмоционально мы себя не причисляем к богатым и автоматически понимаем, что это им, богатым надо оставить поклажу и вставать на колени вползая в небо, а мы уж то туда влетим. И если апостолы, слыша это сравнение, воспринимали себя как слона, то мы ощущаем себя как максимум ниткой, которая легко пройдёт в игольное ушко.

Find more like this: