Конспект занятия в средней группе «Кто живет в аквариуме? Конспект НОД в средней группе: «Аквариумные рыбки и азы математики Лидия Васильевна Шигеева

  • Дата: 20.06.2020

Рогачева Майя Петровна

Воспитатель МБДОУ № 8

Цель. Подвести к понятию «рыбы». Учить устанавливать условия, необходимые для жизни рыб, учить сравнивать. Закреплять понятия «целое» и «часть», навыки счета, пространственные представления; развивать логическое и комбинаторное мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности, речь. Учить составлять рассказ по схемам.

Материал и оборудование. Аквариум с декоративными рыбками. Лист белой бумаги и полоски бумаги разного цвета и размера (голубые, желтые, зеленые, серые). Опорные картинки для формирования понятия «рыбы». Карточки с изображением разных видов корма.

Ход занятия в средней группе Часть 1. Аквариум

Дети подходят к аквариуму; рассматривают его и выясняют, что в нем есть кроме рыбок; обращают внимание на красоту аквариума.

П. Скажите, пожалуйста, что есть в аквариуме?

Д. В аквариуме есть вода, растения, песок, моллюски.

П. Зачем на дне нужен песок? Камушки?

Д. В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.

П. Зачем в аквариуме нужны растения?

Д. Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат. Среди растений рыбки прячутся.

П. Посмотрите, где еще в аквариуме есть растения?

Д. Некоторые растут в грунте, а другие плавают сверху.

П. А теперь давайте обустроим каждый свой аквариум.

Дети садятся за столы.

Часть 2. Обустраиваем аквариум.

Перед каждым ребенком на столе лежат лист белой бумаги и набор полосок, которые они должны расположить на листе. Вспоминая «этажи» аквариума, дети располагают разноцветные (голубые, зеленые, желтые, серые) полоски на белом фоне.

У детей должен получиться вот такая модель аквариума:

П. Из скольких частей («этажей») состоит наш аквариум?

Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Семь.

П. Что это за этажи?

Д. Песок, камни, растения, вода, растения, вода, воздух.

Педагог показывает свою модель аквариума, в которой растения расположены на поверхности воды.

П. Сколько частей («этажей») в моем аквариуме?

Д. Один, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть.

П. Куда исчезла одна часть? (Дети объясняют, что педагог поместил плавающие растения сверху воды.) А у кого-нибудь есть другие модели аквариума?

Д. Других моделей у нас нет.

П. Сколько различных частей в аквариуме?

Д. Одна, две, три, четыре, пять. Всего пять различных частей.

П. Почему вы так считаете?

Д. Это вода и это вода (показывают на две голубые полоски). Это растения и это растения (показывают на две зеленые полоски).

Педагог подытоживает: две зеленые полоски означают, что в аквариуме есть расте-ния на дне и в воде, две голубые полоски означают, что в аквариуме есть вода.

Примечание. Если дети затрудняются самостоятельно обустроить аквариум, педагог предварительно проводит беседу такого рода.

П. С какой полоски начнем обустраивать аквариум?

Д. С голубой. Она обозначает воду.

П. Какая она по величине?

Д. Небольшая. Меньше белой.

П. Как вы это определили?

Д. Над ней на белом листе осталось много свободного места.

П. А что есть на верхнем этаже аквариума? Почему рыбки иногда поднимаются вверх с открытым ртом?

Д. Вверху воздух. Они им дышат.

П. Итак, сколько в аквариуме мы определили основных частей? Какие?

Д. Внизу голубая полоска и вверху белая. Две части.

П. Обустройте аквариум с помощью полосок бумаги и сосчитайте, сколько теперь стало частей («этажей») в аквариуме.

Часть 3. Рыбы

  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Тема: «Аквариум»

    Образовательные области:

    Развитие речи

    Познавательное развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Виды детской деятельности:

    Коммуникативная

    Познавательно – исследовательская

    Продуктивная

    Цель :

    1 Развивающая:

    Развивать способность организации действия;

    Формировать умение ставить цель и задавать параметры результата;

    Выбирать материал, инструменты, способ для получения результата;

    Формировать умения детей вступать в коммуникации во время работы;

    Осуществлять рефлексию в понятийной паре цель – результат.

    2 Образовательная:

    Обогащать и систематизировать знания детей через познавательно исследовательскую деятельность;

    Уточнить имеющиеся представления у детей о рыбах;

    Научить детей видеть, оценивать сложившуюся ситуацию, придумывать пути её решения;

    Активизировать и обогатить словарь детей.

    3 Воспитательная:

    Содействовать формированию самостоятельности, аккуратности при выполнении работы.

    Формы и методы работы:

    Сюрпризный момент

    Художественное слово

    Беседа

    Мастерская

    Словарная работа: чешуя, водоросли, аквариум, плавники,

    Ход НОД:

    Приветствие.

    Организационный момент. Ребята возьмитесь за руки, встаньте в круг.

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг и ты мой друг,

    Крепко за руки возьмёмся,

    И друг другу улыбнёмся.

    Ребята, сегодня к нам в гости пришла Катина сестра Снежана. Послушаем внимательно, что она хочет нам сказать.

    Мы с Катей на выходных ходили в зоомагазин. Там мы видели много разных аквариумов и с интересом рассматривали их. Придя домой, нам захотелось своими руками сделать аквариум. В итоге у нас получился вот что (показывает аквариум). Катя предложила отнести его в группу. Мы его дарим Вам и детям. Думаю, что он вам пригодится (дарит и уходит).

    Спасибо, Снежана, какой интересный аквариум у вас получился.

    (Дети садятся полукругом на стульчики)

    Давайте его рассмотрим. Что вы видите? (Водоросли, камешки, песок, ракушки, морскую звезду и т.д.)

    Кто же может жить в аквариуме? (выслушивает предположения детей)

    Послушайте загадку и отгадайте её.

    У родителей и деток, вся одежда из монеток. (Рыбка)

    Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (рыбка)

    Молодцы. Конечно же рыбка.

    (Показываю видео или картинки с аквариумными рыбками.)

    Ребята, посмотрите, какие красивые аквариумные рыбки. Вы узнали их? А как они называются? (Золотая рыбка, петушок, рыбка клоун, бабочка и т. д.)

    Молодцы. Подойдите пожалуйста к столу. У меня есть «волшебные картинки», посмотрите на них внимательно и скажите, что с ними можно сделать? (составить картинку).

    Попробуйте составить картинку. Что получилось? (получилась рыбка).

    Словесная игра (индивидуальная работа по активизации словаря)

    • Что есть у рыбки? (называют части тела рыбы);
    • Чем покрыто тело рыбки? (Чешуёй)
    • Что рыбке помогает плавать? (Плавники, хвост)

    - (Чешуя, а хвост вместо руля)

    • Что умеет делать рыбка? (плавать, нырять, шевелить плавниками, хватать корм, смотреть, поворачиваться и т.д.);
    • Все ли рыбки одинаковые? (Все рыбки разные)
    • Где живёт рыбка? (В воде)

    Давайте с вами превратимся в рыбок.

    Физминутка «Рыбки».

    Рыбки плавали, плескались,

    В чистой светленькой воде.

    То завьются, разовьются,

    То зароются в песке.

    Отдохнули!? Ребята мы сейчас были кем? (Рыбками)

    Нам было весело, мы играли, плавали, резвились. А в нашем аквариуме никто не живёт, не плавает.

    Что же делать?(Один из детей предлагает заселить аквариум рыбками)

    Давайте поселим рыбок в аквариум.

    Что мы можем сделать, чтобы появились рыбки? (предположения детей)

    А у вас есть рыбки? (предположения детей) Где мы их возьмём? (Мы можем сделать сами).

    Конечно, мы можем сделать сами. А как? (своими руками) Хорошо ребята, я согласна с вами.

    Как будет выглядеть наша рыбка? (предположения детей)

    (На столе заготовки силуэты рыбок и другого материала)

    Подойдите к столу и выберите все, что вам необходимо для работы. Обратите внимание на семена, пёрышки, пуговицы и т. д. (продуктивная деятельность детей по изготовлению рыбок.)

    Вопросы, направленные на выстраивание замысла. (индивидуально)

    Что ты хочешь сделать?

    Для чего ты это будешь делать?

    Как выглядеть твоя рыбка?

    Для чего ты это берешь?

    Вопросы, направленные на анализ реализации.

    Что ты сейчас делаешь?

    Что ты уже сделал?

    У тебя получается? В чём трудность? (тебе нужна моя помощь?)

    Вопросы рефлексии в соответствии реализации замысла.

    Что ты хотел сделать?

    У тебя получилось?

    А ты такую рыбку хотел сделать?

    Общий вопрос.

    Для чего мы делали рыбок? (чтобы заселить аквариум)

    Возьмите свои рыбки и подойдите к нашим гостям они вам помогут.

    (дети с воспитателем заселяют рыбок в аквариум) играет музыка

    Итог.

    Ребята, полюбуйтесь, что у нас получилось!

    Мы с детьми другой подгруппы сделаем еще разных рыбок и пополним наш аквариум.


    Лидия Васильевна Шигеева

    онспект интегрированного занятия в средней группе на тему :

    «Аквариумные рыбки » .

    Цель : Развитие творческих способностей детей через синтез художественного слова, музыки, пальчиковых игр и изобразительного искусства.

    Задачи : Развивать речь детей, образное мышление, память, внимание, навыки работы акварельными красками при изображении обитателей аквариума .

    Оборудование : Столы с материалами для рисования, альбомные листы – «аквариумы » с изображением водорослей и дна аквариума , настоящий аквариум с его обитателями , шапочка кота для подвижной игры.

    Ход занятия.

    Дети входят в зал и садятся полукругом перед аквариумом .

    Воспитатель : Дети, послушайте загадку и вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.

    На столе стеклянный пруд,

    А рыбачить не дают.

    Дом прозрачный, как окошко,

    В доме том живут рыбёшки.

    Дети : Это аквариум .

    В : Правильно, это аквариум . Сегодня мы будем говорить об аквариумных рыбках .

    В : Скажите, у кого дома есть аквариумы ?

    В : Кто живёт в аквариуме ? (Рыбки , улитки, водоросли) .

    В : какие рыбки живут в ваших аквариумах ? (называют) .

    В : В аквариумах живут разные рыбки : гуппи, меченосцы, петушки, барбусы, гурами, неоны, золотые рыбки и многие другие . Они очень красивые. Люди любят наблюдать за рыбками , кормить их.

    А чем кормят рыбок?

    Д : Специальным кормом.

    В : Давайте покормим рыбок. (под музыку проводится этюд «Кормление рыбок» .

    В : Дети, что ещё вы видите в аквариуме ? (песок, камешки большие и маленькие, пузырьки воздуха) .

    В : Молодцы! Вы очень внимательные. Рыбкам , как и всем живым существам нужен воздух. В аквариуме есть компрессор , который насыщает воду воздухом. Рыбки заглатывают ртом воду, обогащённую кислородом. Покажите, как рыбки дышат ? (артикуляция : дети размыкают и смыкают губы) .

    В : Что делают улитки в аквариуме ?

    Д : Они очищают водоросли и стёкла аквариума .

    В : Давайте мы превратимся в улиток и поиграем.

    Проводится подвижная музыкальная игра «Улитки» .

    В : Дети, посмотрите, что делают рыбки в аквариуме ?

    Дети : Плавают, догоняют друг друга, веселятся.

    В : Давайте покажем пальчиками, как играют рыбки .

    Проводится пальчиковая игра «Пять маленьких рыбок» .

    В : Дети, а вы хотите нарисовать таких красивых рыбок?

    В : Подойдите к столам, садитесь поудобнее. Посмотрите, какие красивые аквариумы у вас . Давайте нарисуем рыбок и маленьких, и больших, ярких, весёлых.

    Практическая часть : дети рисуют рыбок акварельными красками . После рисования дети размещают свои рисунки на стенде и рассматривают их.

    (В зал бесшумно входит ребёнок в шапочке кота) .

    В : Дети, посмотрите, кто к нам в гости пришёл? (Кот) .

    Кошки любят наблюдать за рыбками в аквариуме .

    У аквариума киска

    К рыбкам подобралась близко

    И пытается опять

    Рыбку хоть одну поймать .

    В : Давайте поиграем с киской. Проводится подвижная игра «Кошка и рыбки » (под музыку дети «плавают» - бегают по залу, а кот их ловит).

    В : Вот какие у нас ловкие рыбки , не удаётся киске поймать их.

    В : Дети, давайте пригласим котика к нам в группу и угостим его вкусным печеньем – рыбками и ароматным чаем .

    Дети выходят из зала. Занятие закончено .








    Публикации по теме:

    Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству. Пластилинография «Аквариумные рыбки» подготовила воспитатель Козаева Т. В..

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи средней группы «Аквариумные рыбки» ЦЕЛЬ: 1. Расширение и уточнение естественнонаучных представлений о фауне аквариума; 2. Формирование представления об аквариумных рыбках,.

    Конспект интегрированного занятия в средней группе «Рыбки играют, рыбки сверкают» Интегрированное занятие в средней группе Рыбки играют, рыбки сверкают…. Цель: развитие творческих способностей детей через продуктивную.

    Конспект интегрированного занятия во 2-ой младшей группе «А» на тему «Аквариумные рыбки» Образовательные области: 1. художественно-эстетическое.

    Конспект открытого музыкального интегрированного занятия (музыка и изобразительная деятельность) «Рыбки в аквариуме» с ИКТ в средней группе.

    Конспект НОД по лепке из соленого теста «Аквариумные рыбки» совместно с родителями Занятие по лепке из соленого теста совместно с родителями «Аквариумные рыбки» Цель: побуждать родителей к участию в образовательной деятельности.

    Подготовительная к школе группа

    Цель: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

    Задачи: Обогащать словарь детей; развивать творческие способности детей на протяжении всего занятия; продолжать учить детей внимательно слушать, понимать и эмоционально откликаться на стихотворную речь; развивать чувство композиции; воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познание, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

    Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, трудовая изобразительная, двигательная.

    Активный словарь: аквариум, рыбы, чешуя, плавники, жабры, гуппи, сомики, золотая рыбка, улитка, водоросли, кораллы.

    Программное содержание:

    Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные - улитки) ;

    Уточнить представления о том, что в аквариуме всё сделано так, чтобы рыбки могли жить в нём, как в естественном водоеме;

    Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование с аппликацией;

    Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различные приемы и материалы;

    Развивать детское творчество.

    Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций морских обитателей, просмотр фотографий с различными рыбками, беседа на тему «Чем рыбы отличаются от животных» , раскрашивание гуашью ватных дисков различными цветами, подготовка сюрпризного момента – на белых листах восковой свечой рисую пузырьки.

    Оборудование и материалы: фотографии морских рыбок, иллюстрация аквариума, ватные диски, гуашь, листы бумаги, восковые мелки, клей ПВА, акварель, баночки для воды, кисти №2, 6, клеенка.

    Методы и приемы:

    • Рассматривание;
    • Беседа;
    • Художественное слово;
    • Объяснение приемов работы;
    • Сюрпризный момент;
    • Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» ;
    • Работа детей;
    • Подведение итогов.

    План занятия:

    1. Мини-экскурсия;
    2. Рассматривание иллюстраций и фотографий морских обитателей;
    3. Отгадывание загадок;
    4. Работа с восковыми мелками;
    5. Работа с акварелью;
    6. Сюрпризный момент – проявляющиеся на листе пузырьки воздуха;
    7. Физкультурная пауза;
    8. Аппликация;
    9. Завершающее оформление работ.

    Ход занятия.

    Дети с воспитателем проходят в холл и располагаются полукругом вокруг аквариума. Даем детям время, чтоб рассмотреть, что находится в аквариуме, помогая вопросами:

    Что вы видите перед собой?

    Что находится в аквариуме? (вода, песок, камушки, рыбки, водоросли, кораллы…)

    Какие рыбки и сколько их?

    Как вы думаете, как чувствует себя рыбки?

    Почему вы так думаете? (в воде, вода чистая, прозрачная)

    Что они делают?

    Что помогает рыбке плавать? (плавники, хвост)

    Где находятся плавники?

    Сколько плавников?

    Какой из них самый красивый?

    Какое тело у рыбки? (тело вытянутое, обтекаемое, отсутствие шеи)

    Чем покрыто тело рыбы? Какая чешуя?

    Какие у рыбки глаза и где они расположены?

    Какой рот? Чем дышит рыбка?

    Почему в аквариуме нет хищных рыбок?

    Дети обмениваются впечатлениями, рассказывают про свои домашние аквариумы. После этого – возвращение в группу.

    В группе подготовлены рабочие места, и на стенде расположены фотографии аквариумных жителей и изображение аквариума.

    Воспитатель загадывает загадки:

    Посмотрите, дом стоит,
    До краёв водой налит,
    Без окошек, но не мрачный,
    С четырёх сторон прозрачный,
    В этом домике жильцы
    Все умелые пловцы.

    1. И представим хорошо мы аквариум большой. Тут поместится у нас с аквалангом… водолаз!
    2. А еще тут спит, храпит, преогромный синий…кит!
    3. Реагируя на храп, боком убегает…краб!
    4. А на дне в песке прилег с щупальцами… осьминог.
    5. Рядом с ним зарыться рад электрический брат… скат.
    6. Не попавшись на крючок, здесь живет морской… бычок.
    7. Ищет лучшие места пятикрылая …звезда.
    8. Рядом только проплыла с плоским телом…камбала.
    9. А за нею, как обуза мчится жгучая… медуза.
    10. В панцире плывет без страха среди рыбок … черепаха.
    11. Где-то челюстью блеснула черноморская … акула.
    12. Здесь на дне, ну как игрушка, лежит чудесная… ракушка.
    13. Рядом камень, как пенек, А за ним морской… конек.
    14. Тут резвится не один умный, ласковый…дельфин!
    15. С ним играют, словно в салки, длиннохвостые … русалки.

    Кто-то головой качает… Что? Русалок не бывает?

    Но ведь я, друзья, мечтала… А игре конец настал.

    Какие вы внимательнее, мне не получилось вас запутать! Сегодня мы будем рисовать аквариум с рыбками.

    Рисовать будем восковыми мелками. Покажите, как мы правильно должны держать мелок.

    Нужны ли растения в аквариуме? Для чего нужны растения в аквариуме? Что еще есть в аквариуме? (водоросли, камешки) .

    Теперь нам нужно заполнить аквариум водой. Какая должна быть вода в аквариуме? (берем большую кисть и рисуем акварелью – проявляются пузырьки, нарисованные заранее) .

    А сейчас мы отдохнем и опять рисовать начнем!

    ФИЗМИНУТКА - Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» .

    Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движений рыб) .

    Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны) .

    Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния) .

    Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем) .

    Третья сказала: «Мне хочется спать» (руки лодочкой под ухо) .

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи) .

    Пятая крикнула: «Здесь крокодил, (руками имитируют пасть крокодила) .

    Плывите скорее, чтоб не проглотил» (убегают) .

    Аквариум готов, теперь нужно поселить там рыбок. Для этого мы возьмем заранее приготовленные диски, которые вы раскрасили, и приклеим их в аквариум.

    Давайте вспомним строение рыбок. Что есть у рыб? (тонкой кистью дорисовываем глаза, плавники и хвост) .

    Ребята, какие замечательные аквариумы у нас получились!

    Есть прозрачный чудо дом,
    Днем и ночью рыбы в нём.
    Вместо воздуха - вода,
    Рыбам без неё нельзя.
    Там ракушки и улитки,
    А растения как нитки,
    Из песка они растут,
    Водорослями их зовут.
    Рыбки плавают по кругу
    Улыбаются друг другу.
    Смотрят рыбы сквозь стекло,
    Им уютно и тепло.
    Ведь аквариум морской
    Для рыбёшек – дом родной.

    Посмотрите, в каждом аквариуме живут веселые дружные рыбки! Давайте повесим наши работы на вставку, чтобы родители тоже смогли ими полюбоваться.

    Дежурные по занятию помогают убирать со столов.