К какой форме внд относится. Типы высшей нервной деятельности

  • Дата: 10.10.2019

При рождении все живые организмы имеют врожденные реакции, которые помогают в выживании. Безусловные рефлексы постоянны, то есть на один и тот же раздражитель можно наблюдать одну и ту же ответную реакцию. Но окружающая среда постоянно меняется, поэтому организму необходимо иметь механизмы приспособления к новым условиям, а одних врожденных рефлексов для этого недостаточно. Происходит подключение высших отделов головного мозга, обеспечивающих нормальное существование и приспособляемость к постоянно изменяющимся внешним условиям. Эта статья о том, какие типы высшей нервной деятельности бывают и чем они отличаются друг от друга.

Что это такое?

Высшая нервная деятельность обусловлена работой подкорки головного мозга и коры больших полушарий. Понятие это обширное и включает в себя несколько больших составляющих. Это психическая деятельность и поведенческие особенности. У каждого человека есть свои отличные от других особенности в поведении, взглядах и убеждениях, привычках, формирующихся в течение всей жизни. Как основа этих особенностей выступает система условных рефлексов, которые появляются при воздействии окружающего мира, а также обуславливаются наследственными особенностями нервной системы. Длительный период времени над процессами ВНД (это и означает высшую нервную деятельность) работал академик Павлов, который разработал объективную методику для изучения деятельности отделов нервной системы. Также результаты его исследований помогают изучить механизмы, которые лежат в основании этого и экспериментально доказывают наличие условных рефлексов.

Типы высшей нервной деятельности знают не все.

Свойства нервной системы

В основном передача особенностей нервной системы происходит с помощью механизма наследования. К основным свойствам высшей нервной деятельности относят наличие следующих факторов: силы нервных процессов, уравновешенности, подвижности. Самым значимым принято считать первое свойство, поскольку оно характеризует способность нервной системы выдержать длительное действие раздражителей. Например, в самолете во время перелета очень шумно, для взрослого человека это не слишком раздражающий фактор, а вот на маленького ребенка с неразвитыми нервными процессами это может оказать серьезное, тормозящее психику воздействие.

Типы высшей нервной деятельности по Павлову представлены ниже.

Сильная и слабая нервная система

Все люди подразделяются на две категории: у первых сильная нервная система, а у вторых - слабая. При сильном типе нервной системы она может иметь уравновешенную характеристику и неуравновешенную. Для уравновешенных людей характерна высокая скорость вырабатывания условных рефлексов. Подвижность нервной системы напрямую зависит то того, насколько быстро сменяется процесс торможения процессом возбуждения и наоборот. Для людей, которым легко дается переход от одной деятельности к другой, характерно наличие подвижной нервной системы.

Типы высшей нервной деятельности

Протекание психических процессов и поведенческих реакций для каждого человека индивидуально и имеет свои особенности. Типизация процессов нервной деятельности определяется сочетанием трех составляющих факторов. А именно сила, подвижность и уравновешенность в совокупности и составляют тип ВНД. В науке их различают несколько видов:

  • сильный, подвижный и уравновешенный;
  • сильный и неуравновешенный;
  • сильный, уравновешенный, инертный;
  • слабый тип.

В чем состоят особенности типов высшей нервной деятельности?

Сигнальные системы

Протекание нервных процессов немыслимо без функций, связанных с речевым аппаратом, поэтому у людей выделяются типы, характерные только для человека и связанные с функционированием сигнальных систем (их две - первая и вторая). При мыслительном типе организм пользуется услугами второй сигнальной системы гораздо чаще. У людей такого рода прекрасно развита способность к абстрактному мышлению. При художественном типе характерно доминирование первой сигнальной системы. При среднем типе работа обеих систем находится в уравновешенном состоянии. Физиологические особенности нервной системы таковы, что наследственные факторы, влияющие на протекание психических процессов в организме, могут изменяться со временем и под влиянием воспитательных процессов. Это связано прежде всего с пластичностью нервной системы.

Как классифицируются типы высшей нервной деятельности?

Разделение на типы по темпераменту

Еще Гиппократом была выдвинута типология людей в зависимости от их темперамента. Особенности нервной системы и позволяют сказать о том, к какому типу принадлежит человек.

Самый сильный тип высшей нервной деятельности у сангвиника.

Сангвиники

Все система рефлексов формируется у них очень быстро, речь отличается громкостью и четкостью. Такой человек произносит слова с выражением, используя жесты, но без излишней мимики. Процесс угасания и восстановления условных рефлексов проходит легко и без усилий. Наличие такого темперамента у ребенка позволяет говорить о хороших способностях, к тому же он легко подчиняется воспитательному процессу.

Какие еще типы высшей нервной деятельности человека существуют?

Холерики

У людей холерического темперамента процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Выработка условных рефлексов происходит с легкостью, а вот процесс их торможения, наоборот, дается с трудом. Для холериков характерна высокая степень подвижности и невозможность сконцентрироваться на чем-то одном. Поведение человека с подобным темпераментом в большинстве случаев требует коррекции, в особенности если речь идет о ребенке. В детстве холерики демонстрируют агрессивное и вызывающее поведение, что обуславливается высокой степенью возбудимости и замедленным торможением всех нервных процессов.

Флегматики

Для флегматического типа характерно наличие сильной и уравновешенной нервной системы, но с замедленным переходом от одного психического процесса к другому. Образование рефлексов происходит, но в гораздо более медленном темпе. Такой человек разговаривает медленно, при этом у него очень размеренный темп речи с отсутствием мимики и жестов. Ребенок с таким темпераментом усидчив и дисциплинирован. Выполнение заданий происходит очень медленно, но зато это всегда добросовестная работа. Педагогами и родителями должны учитываться особенности темперамента ребенка при занятиях и ежедневном общении. Тип высшей нервной деятельности и темперамент взаимосвязаны.

Меланхолики

Меланхолики имеют слабую нервную систему, плохо переносят сильные раздражители, в ответ на их воздействие демонстрируют предельно возможное торможение. Люди с меланхолическим темпераментом сложно адаптируются в новом коллективе, особенно дети. Образование всех рефлексов происходит медленно, только после многократного повторения воздействия раздражителя. Двигательная активность и речь медленная, размеренная. Они не суетятся и не совершают лишних движений. Со стороны такой ребенок кажется боязливым, не умеющим постоять за себя.

Отличительные черты

Физиологические особенности высшей нервной деятельности таковы, что для человека с любым темпераментом возможно развитие и воспитание тех качеств и свойств личности, которые необходимы для жизни. Представители каждого темперамента имеют свои плюсы и минусы. Здесь очень важным представляется процесс воспитания, при котором главной задачей является не дать возможности развития негативным свойствам личности.

У человека имеется в наличии вторая сигнальная система, что переводит на другой уровень развития поведенческие реакции и психические процессы. Высшая нервная деятельность представляет собой условно-рефлекторную деятельность, приобретаемую на протяжении всей жизни. В сравнении с животными нервная деятельность человека более богата и разнообразна. Это прежде всего обусловлено образованием большого количества временных связей и возникновением между ними сложных взаимоотношений. У человеческого организма высшая нервная деятельность имеет и социальные характеристики. Любое раздражение преломляется в социальном ракурсе, в связи с этим вся деятельность, которая связана с приспособлением к окружающей среде, будет иметь сложные формы.

Присутствие такого инструмента, как речь определяет для человека возможность мыслить абстрактно, что в свою очередь накладывает отпечаток на разные виды деятельности человека. Типичность нервной системы у людей имеет большое практическое значение. Например, заболевания центральной нервной системы в большинстве случаев связаны с протеканием нервных процессов. Заболеваниям невротического характера больше подвержены люди со слабым типом нервной системы. На развитие некоторых патологий оказывает воздействие протекание нервных процессов. Слабый тип высшей нервной деятельности наиболее уязвим.

При сильной нервной системе риск возникновения осложнений минимален, сама болезнь гораздо легче переносится, выздоравливает пациент быстрее. Что касается поведенческих реакций людей, то они в большинстве случаев определяются не своеобразием темперамента, а наличием определенных условий жизни и взаимоотношениями с окружающими. Протекание психических процессов может оказывать влияние на поведение, но нельзя назвать их определяющим фактором. Темперамент может являться только лишь предпосылкой для развития важнейших качеств личности.

Индивидуальные особенности поведения человека, его убеждения, взгляды, привычки складываются постепенно в течение всей жизни. Физиологической основой этих особенностей являются свойства высшей нервной деятельности (ВИД) и сложные системы условных рефлексов, образование которых находится в зависимости от двух факторов: от среды, окружающей человека (семья, школа, общество определенной исторической эпохи, социальный строй, практическая и общественно-историческая деятельность человека), и от наследственных свойств высшей нервной деятельности индивидуума. Этими свойствами ВНД являются сила нервных процессов (возбуждения и торможения), их уравновешенность и подвижность.

Наиболее важным свойством высшей нервной деятельности является сила нервных процессов. Суждение о степени ее выраженности составляется на основании многих критериев. Сила нервных процессов может характеризоваться способностью нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в состояние запредельного торможения при действии сильного или длительно действующего раздражителя. Так, например, шум самолета, не являясь сильным раздражителем для находящихся в нем взрослых пассажиров, вызывает запредельное торможение у маленьких детей, имеющих слабые нервные процессы.

Характеристикой работоспособности нейронов может служить возможность выполнения длительной малоинтересной работы или кратковременной, но большой мощности. Важным показателем силы нервных процессов служит «закон силы», сформулированный И.П. Павловым. Согласно этому закону, величина условного рефлекса возрастает с увеличением интенсивности условного раздражителя. Прослеженная зависимость четко проявляется у индивидуумов, обладающих сильными нервными процессами, тогда как у людей со слабыми нервными клетками «закон силы» нарушается: ответная реакция на условный раздражитель, интенсивность которого повышается либо не изменяется, либо ослабляется (парадоксальный ответ). Одним из важных проявлений силы нервных процессов является также сопротивляемость к тормозящему действию посторонних раздражителей.

Таким образом, о силе нервных процессов можно судить на основании нескольких важных критериев:

  • 1) предела работоспособности нервных клеток, который определяется порогом запредельного торможения, способностью к продолжительной деятельности небольшого напряжения или кратковременной, но очень мощной работе;
  • 2) отношения к «закону силы»;
  • 3) сопротивляемости к тормозящему действию посторонних раздражителей.

На основании этих представлений, по силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый.

Вторым свойством, положенным в основу классификации типов ВНД, является баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешены, но могут и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойства уравновешенности процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделен на уравновешенный и неуравновешенный. Критерием уравновешенности нервных процессов у лиц с сильной нервной системой служат следующие данные:

  • 1) величина ориентировочной реакции;
  • 2) скорость угасания ориентировочной реакции при многократном ее возникновении;
  • 3) скорость образования положительных и отрицательных условных рефлексов;
  • 4) скорость угасания условного рефлекса при его неподкрепле- нии.

У лиц с преобладанием возбудительного процесса величина ориентировочной реакции очень высока, а скорость угасания ее низкая. У этих людей сравнительно быстро вырабатываются положительные условные рефлексы, но зато затруднено формирование всех типов внутреннего условного торможения, особенно дифференцировки. В то время как у людей с уравновешенными процессами возбуждения и торможения как положительные, так и отрицательные рефлексы вырабатываются сравнительно легко. Не возникает особых затруднений и при переделке рефлексов из возбудительного в тормозной и, наоборот, из тормозного в возбудительный.

Наконец, третье свойство нервной системы - подвижность - зависит от быстроты взаимопереходов процессов возбуждения и торможения. Критерием оценки подвижности может служить эффективность выполнения работы скоростного характера, а также быстрота, четкость и точность в выполнении при переходе от одного рода занятий к другому.

Таким образом, использование различных критериев позволяет судить о степени выраженности основных свойств ВНД у различных индивидуумов. Полученные данные легли в основу разделения всех людей на отдельные типы. Выделено 4 типа высшей нервной деятельности (табл. 3). Однако в резко выраженном виде эти четыре типа встречаются относительно редко. Большинство людей относится к промежуточным формам, число вариантов которых весьма велико. Существенное значение при этом принадлежит воспитанию.

Таблица 3

Схема четырех типов ВНД по И.П. Павлову

Тип нервной системы

Характеристика показателей нервной системы по:

Соответствие темпера- ментов(по Гиппократу)

уравновешенности

подвижности

Сильный, неуравновешенный (безудержный)

Неуравновешенный, преобладание возбуждения над торможением

Сильный, уравновешенный, подвижный

Уравновешенный

Подвижный

Сангвиник

Сильный, уравновешенный, инертный

Инертный

Флегматик

Неуравновешенный, преобладание торможения над возбуждением

Меланхолик

И.П. Павлов рассматривал тип нервной системы как сплав генотипа, т.е. наследственной основы нервной деятельности (обусловливающей конституциональные особенности организма, в том числе и темперамент), с фенотипом, т.е. приобретенными в результате воспитания свойствами.

Необходимо отметить, что типы ВНД определяются врожденными качествами. Однако в процессе развития, как известно, наследственные свойства не остаются неизменными, а существенно преобразуются под воздействием внешней среды.

Целенаправленное воздействие факторов окружающей среды может оказать определенное влияние на свойства нервной системы. Так, например, подвижность нервных процессов может быть несколько повышена при действии быстро сменяющихся раздражителей, на каждый из которых требуется новая ответная реакция.

Определенной тренировке поддается также сила нервных процессов. Это достигается при постепенном увеличении силы и времени действия раздражителей.

В связи с рассмотрением типов ВНД детей важное значение приобретает вопрос о практической оценке типа ВНД для решения проблемы о путях формирования характера и поведения человека. Согласно точке зрения И.П. Павлова, между типами нервной системы и характером поведения не может быть простого соответствия, так как поведение - «сплав» из врожденных черт типа и изменений, обусловленных внешней средой. Свойства нервной системы не определяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и труднее - другие.

В этой связи трудно дать практическую оценку каждого из типов ВНД. До известного времени фаталистически неполноценными считались лица со слабой нервной системой. Однако отношение к этому типу в последнее время значительно изменилось. Известно, что лица со слабой и сильной нервными системами имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Например, слабая нервная система обладает малой выносливостью (отрицательная сторона), но характеризуется высокой чувствительностью, реактивностью к действию раздражителей (положительная сторона). В противоположность этому сильная нервная система обладает большой выносливостью (положительная сторона), но имеет малую чувствительность к раздражителям (отрицательная сторона).

Таким образом, каждое свойство нервной системы, с точки зрения его жизненной ценности, можно рассматривать как диалектическое единство противоположных проявлений.

Из сказанного вытекает положение об одинаковой социальной ценности всех типов высшей нервной деятельности. Изучение типов должно быть направлено не на отыскание способов изменения свойств нервной системы, а на нахождение наилучших для каждого типа путей и методов воспитания и обучения (у детей), а также организации труда и жизни (у взрослых).

Типологические особенности высшей нервной деятельности человека в зависимости от соотношения между первой и второй сигнальными системами. Наблюдая за различными формами поведения, а также за особенностями мышления и эмоциональной деятельности людей, И.П. Павлов предложил еще одну классификацию типов ВНД, основанную на взаимодействии первой и второй сигнальных систем. По мнению И.П. Павлова, имеются три основных типа людей: мыслительный, художественный и смешанный.

Для людей художественного типа характерно преобладание конкретного чувственно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди более склонны к синтезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом ВНД И.П. Павлов считал Л.Н. Толстого и И.Е. Репина.

Для людей мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы действительности. Они более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлеченному мышлению. К этому типу внд и.п. Павлов относил известного немецкого философа Гегеля, создателя теории происхождения видов английского ученого Ч. Дарвина и др.

Кроме того, есть категория людей, у которых в равной степени развиты первая и вторая сигнальные системы. Люди с указанным типом склонны как к абстрактному, так и к чувственно-образному мышлению. Их И.П. Павлов отнес к смешанному типу. К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства он относил разносторонне одаренного Леонардо да Винчи - гениального художника и математика, анатома и физиолога. Смешанным типом ВНД, по мнению ученого, обладали немецкий поэт и философ Гете, создатель периодической системы элементов Д.И. Менделеев, выдающийся химик, талантливый русский композитор А.П. Бородин.

Таким образом, у взрослых людей в зависимости от соотношения в деятельности первой и второй сигнальных систем выделяют три типа ВНД. Специальные исследования, проведенные в середине прошлого века в лаборатории А.Г. Иванова-Смоленского, показали, что аналогичные типы ВНД есть и у детей.

Классификация ВНД детей, построенная с учетом функционирования сигнальных систем, содержит четыре типа. В ее основу положена способность нервных процессов у детей к взаимопереходам от одной сигнальной системы к другой, от одной формы мышления к другой. Эта классификация представлена на рис. 5.2.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность основных свойств высших отделов центральной нервной системы (силы нервных процессов, их подвижности и уравновешенности), характеризующих врожденные индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека и животных.

Понятие «типы высшей нервной деятельности» ввел И. П. Павлов. Он считал, что сила нервных процессов определяется уровнем работоспособности нервных клеток, степень уравновешенности - соотношением возбуждения (см.) и торможения (см.), а подвижность - быстротой их возникновения и прекращения. Комбинация этих свойств, их соотношение характеризуют нервную систему конкретного человека или животного и определяют тип его высшей нервной деятельности (см.).

Первоначально в экспериментах на собаках было выделено четыре основных типа в. н. д. Первый тип (сильный, уравновешенный, подвижный) характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, уравновешенными между собой и отличающимися высокой подвижностью. У животных с таким типом в. н. д. быстро вырабатываются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы (см.), к-рые легко переделываются из одного в другой. При этом животные адекватно реагируют на условные сигналы и их быструю смену, легко выдерживают перемену стереотипа, активны, общительны, легко поддаются дрессировке.

Второй тип (сильный, уравновешенный, инертный) характерен для животных с сильными процессами возбуждения и торможения, к-рые также уравновешены между собой, но протекают медленно. Условные рефлексы у животных с таким типом в. н. д. вырабатываются медленно и переделываются с трудом. Выработанный стереотип отличается стойкостью, его разрушение сопровождается сильным эмоциональным напряжением; сами животные обычно медлительны.

Третий тип (сильный, неуравновешенный, безудержный) характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но процессы возбуждения преобладают. У животных с таким типом в. н. д. быстро вырабатываются положительные условные рефлексы и медленно - отрицательные; животные отличаются суетливостью, низким порогом возникновения ориентировочно-исследовательской реакции (см.), агрессивностью, трудно поддаются дрессировке. У таких животных сравнительно легко формируется экспериментальный невроз (см. Неврозы экспериментальные).

Животные с четвертым типом в. н. д. (слабым) отличаются слабостью процессов возбуждения и торможения. У них с трудом вырабатываются положительные и отрицательные условные рефлексы, а выработанные рефлексы характеризуются хрупкостью, неустойчивостью (под влиянием даже незначительных изменений окружающей среды положительные условные рефлексы легко угнетаются, а отрицательные - растормаживаются); переделка условных рефлексов крайне затруднена. Такие животные трусливы; у них наиболее часто регистрируются экспериментальные неврозы (И. П. Павлов животных с таким типом в. н. д. называл «поставщиками» экспериментальных неврозов).

Существует определенная аналогия между павловскими типами в. н. д. и известными со времен Гиппократа четырьмя типами темперамента (см.). Так, сильный уравновешенный подвижный тип в. н. д. соответствует сангвиническому темпераменту, сильный уравновешенный инертный - флегматическому, сильный неуравновешенный - холерическому, слабый - меланхолическому темпераменту. Представления Гиппократа о темпераментах широко использовались психологами для характеристики индивидуальной предрасположенности людей к «душевным движениям», к к-рым, напр., психологи 19 в. относили аффекты и стремления. Однако в допавловский период все попытки классифицировать людей по характеру их поведения не были основаны на строго научных объективных исследованиях и поэтому не могли быть использованы в психологии и медицине для решения вопросов влияния характера и индивидуальных особенностей на течение нервно-психических и других болезней человека.

Кроме основных четырех типов в. н. д., имеются промежуточные, к к-рым, напр., согласно П. С. Ку-палову, относятся животные с сильными процессами возбуждения и торможения, но с преобладанием последнего; животные с сильным (инертным) процессом возбуждения; животные с сильным процессом возбуждения и очень слабым торможением. Особенно большое число вариаций описано для слабого типа в. н. д.

Существует ряд методических приемов определения типов в. н. д., направленных на выявление основных свойств нервных процессов, т. е. возбуждения и торможения. Считается, что быстрая выработка положительных и отрицательных условных рефлексов указывает на силу основных нервных процессов, а их медленная выработка и неустойчивость - на слабость этих процессов. Сила процесса возбуждения оценивается по реакции на усиление интенсивности положительного условного раздражителя, к-рая у животных с сильным типом в. н. д. проявляется возрастанием устойчивости условного рефлекса и хорошо переносится животными; при очень высокой интенсивности раздражителя развивается запредельное торможение (см. Торможение). У животных со слабым типом в. н. д. даже незначительное усиление раздражителя вызывает запредельное торможение, а часто и экспериментальный невроз. При определении силы возбуждения часто предварительно повышают возбудимость головного мозга (напр., путем предварительного голодания или введения животным кофеина) и на этом фоне исследуют реакции животного на раздражители определенной силы. В данном случае при неизменной интенсивности условного раздражителя меняется восприимчивость к нему мозга - у животных с сильным и слабым типами в. н. д. возникают эффекты, аналогичные вышеописанным.

Определение силы тормозного процесса производят путем удлинения времени действия отрицательного условного раздражителя, что усиливает напряжение внутреннего торможения. Животные с сильным типом в. н. д. легко переносят такое воздействие (по нек-рым данным, до 6 мин.), тогда как у животных со слабым типом в. н. д. удлинение действия тормозного раздражителя даже на несколько секунд вызывает глубокое торможение, а нередко и состояние экспериментального невроза. О силе тормозного процесса судят также по его способности к быстрой и полной концентрации.

Свойство уравновешенности нервных процессов определяется соотношением положительных и отрицательных условных рефлексов в ходе их формирования; значительное преобладание одних над другими свидетельствует о неуравновешенности нервных процессов.

Подвижность нервных процессов определяют методом переделки положительного условного рефлекса в отрицательный, частой сменой этих рефлексов с малыми временными интервалами или изменением стереотипа. Во всех случаях животные с высокой подвижностью нервных процессов легко переносят такое воздействие, а животные с малой подвижностью - с трудом, что используется для формирования экспериментального невроза.

Учение о типах в. н. д., созданное И. П. Павловым на основе экспериментального анализа поведения животных, было применено при исследовании условнорефлекторной деятельности человека. При этом были выделены четыре типа в. н. д., общих для животных и человека, и три типа, специфических для человека, обусловленных наличием у него первой и второй сигнальных систем (см.). Благодаря первой сигнальной системе внешний мир воспринимается в виде непосредственных впечатлений от разнообразных раздражителей, воздействующих на рецепторы (см.). Вторая сигнальная система обеспечивает осознание внешнего мира в словесно-образной форме. Исходя из этого И. П. Павлов выделял людей с преобладанием первой сигнальной системы (художественный тин) и с преобладанием второй сигнальной системы (мыслительный тип). Третий тип в. н. д. составляют люди, уравновешенные в отношении как первой, так и второй сигнальной системы. Люди художественного типа в. н. д. проявляют склонность к музыке, живописи, чтению художественной литературы, к рисованию; это проявляется с раннего детства, а с возрастом усиливается. Люди мыслительного типа в. н. д. склонны к абстрактному мышлению, к философии.

Тип в. н. д. отражает только врожденные свойства нервной системы, составляющие конституциональные особенности нервной деятельности (см. Конституция), т. е. генотип, но не свойства, приобретаемые под влиянием окружающей среды. Поэтому в. н. д. человека и животных является сплавом черт типа (генотипа) и изменений, приобретаемых под воздействием извне (со стороны окружающей среды). Этот сплав И. П. Павлов определил как фенотип в. н. д. (ее характер, склад). Нет прямого параллелизма между типом в. н. д. и характером поведения, но определенный тип в, н. д. является той почвой, на к-рой формируется то пли иное поведение.

Дальнейшее изучение проблемы типов в. н. д. требует разработки новых приемов определения тех или иных свойств нервной системы. Кроме того, не всегда характеристики свойств нервной системы при ее изучении разными методами совпадают, что указывает на ограниченные возможности существующих подходов к оценке интегральных свойств нервной системы.

Особенности типов высшей нервной деятельности у детей

Определение типа в. н. д. у детей важно для выработки правильного подхода к решению педагогических и мед. задач. В общих чертах свойства тина в. н. д. ребенка аналогичны свойствам типа в. н. д. взрослого человека, однако имеются различия в уровне его созревания. Исследования типов в. н. д. у детей должны ответить на вопрос, в какой степени индивидуальные показатели в. н. д. ребенка могут быть положены в основу диагностики типов в. и. д. взрослого человека. Очевидно, что при обнаружении в детском возрасте слабости и инертности нервных процессов проведение эффективных воспитательных мероприятий способствует адаптации организма к условиям окружающей среды.

В 1917 г. И. И. Красногорский на основании исследования двигательных пищевых условных рефлексов выделил тип в. и. д. у детей, характеризующийся снижеиной подвижностью процесса торможения. Последующее изучение условных рефлексов у детей, анализ процессов речи сблизил подходы И. И. Красногорского и И. П. Павлова к оценке типов в. н. д. Были даны разносторонние характеристики сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического типов, учитывающие скорость образования, угасания и восстановления условных рефлексов, их соответствие закону силы и скорости; прочность и дифференцированность тормозных реакций, продолжительность тормозных фаз при развитии гипнотических состояний; скорость восстановления оптимальной возбудимссти; величину безусловных рефлексов и т. д.

А. Г. Иванов-Смоленский выделил четыре основных типа замыкательной функции коры: лабильный (быстрое образование как положительных. так и тормозных условных связей), возбудимый (быстрое образование положительных связей и медленное - тормозных), тормозной (медленное образование положительных связей и быстрое - тормозных), инерционный (медленное образование связей обоих типов). При определении типа замыкательной деятельности с помощью различных методик условных рефлексов (ориентировочная, пищевая, оборонительная) у части детей было обнаружено несовпадение типологических характеристик, что рассматривалось А. Г. Ивановым-Смоленским как возможность существования «дисгармонического» нейротипа. Экспериментальное изучение взаимодействия первой и второй сигнальных систем показало четыре варианта: адекватную передачу условных связей из первой сигнальной системы во вторую и в обратном направлении, неадекватную передачу в обоих направлениях, адекватную передачу в одном из двух направлений и неадекватную - в другом.

Методы диагностики типов в. н. д. у детей требуют дальнейшего уточнения и совершенствования - проверки ряда косвенных показателей, предложенных для определения конституционально-типологической принадлежности (характеристика дыхательной и сердечно-сосудистой системы, ЭЭГ и др.).

Важной характеристикой типа в. н. д. ребенка является его поведение, стиль деятельности. Имеет значение наблюдение как в обычных, так и в нестандартных, «экстремальных», условиях, в к-рых типологические особенности могут проявиться наиболее ярко, поскольку не замаскированы ранее выработанными и уже упроченными связями. Специальный интерес представляет соотношение у детей типа в. и. д. и соматических конституциональных особенностей. Между этими вариантами типологии найдены достоверные корреляции.

Исследования типов в. н. д. у детей подтвердили максимальную устойчивость к развитию неврозов у лиц сангвинического темперамента. К бурному течению инфекций и интоксикаций предрасположен возбудимый тип, а к вялому с недостаточной вегетативно-защитной мобилизацией - тормозной тип. При рассмотрении патогенеза и путей профилактики заболеваний в детском возрасте следует учитывать Т. в. н. д. Напр., дети с сильным, уравновешенным и подвижным типом в. н. д. при прочих равных условиях более устойчивы к развитию заболеваний, в происхождении к-рых имеют значение кортико-висцеральные механизмы, а в случаях выраженной наследственной предрасположенности - к их более благоприятному течению.

Библиогр.: Анохин П. К. Биология н нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Иванов-Смолен-с к и й А. Г. Очерки экспериментального исследования высшей нервной деятельности человека, М., 1971, библиогр.; Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, Казань, 1968, библиогр.; К л и о р и н А. И. и Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека, Л., 1979; Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребенка, Л., 1958, библиогр.; Небыли-ц ы н В. Д. Основные свойства нервной системы человека, М., 1966; Очерк теории темперамента, под ред. В. С. Мерлина, Пермь, 1973; П а в л о в И. П. Полное собрание трудов, т. 1 - 5, М.- Л., 1940- 1949; Проблемы генетической психофизиологии, под ред. Б. Ф. Ломова и И. В. Ра-вич-Щербо, М., 1978; Физиология высшей нервной деятельности ребенка, под ред. 3. И. Коларовой, пер. с болг., М., 1968; X а н а н а ш в и л и М. М. Экспериментальная патология высшей нервной деятельности, М., 1978.

М. М. Хананашвили; А. И. Клиорин (пед.).

Типы темперамента И. П. Павлова - классификация темпераментов на основе типов нервной системы.

И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову - сангвинический темперамент;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову - флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову - холерический темперамент);

4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову - меланхолический темперамент).

Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не совсем полноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа - живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи.

Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.

Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

Понятие о типах высшей нервной деятельности. Изучение высшей нервной деятельности у детей и взрослых обнаружило индивидуальные различия основных признаков нервного процесса: 1) силы возбуждения и торможения, 2) их соотношения между собой, или уравновешенности, и 3) их подвижности, или скорости иррадиации и концентрации, быстроты образования условных рефлексов, переделки положительного условного рефлекса в отрицательный и наоборот и т. п.

Схематически различают следующие типы:
первый - нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, быстрый тип;
второй - нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный тип;
третий - повышенно возбудимый, безудержный, сильный, быстрый тип;
четвертый - пониженно возбудимый, слабый тип.

Тип нервной системы - физиологическая основа относительно устойчивой, наиболее общей характеристики поведения человека - его темперамента.

Первый тип высшей нервной деятельности является основой сангвинического темперамента, второй - флегматического, третий- холерического, четвертый - меланхолического. Сдвиги в динамике поведения - переходные формы темперамента. Только у некоторых людей определенный тип высшей нервной деятельности соответствует схеме, а у подавляющего большинства смешанные типы и основные признаки, характеризующие тип, выражены неотчетливо. Это объясняется тем, что врожденные свойства нервной системы изменяются условиями жизни и воспитанием - активным, целенаправленным и систематическим воздействием взрослых на психическое и физическое развитие детей. И довольно часто, в детском возрасте, нужна помощь психолога, которая положительно сможет повлиять на формирование характера. Поэтому врожденные свойства нервной системы могут проявиться в неизмененном виде только непосредственно после рождения. В течение жизни типы нервной системы изменяются, и в результате влияний социальной среды, воспитания и обучения постепенно складывается система поведения детей и взрослых и их отношения к окружающим людям- характер. Характер - понятие социальное и психологическое, так как он определяется отношением человека к общественным явлениям, к другим людям и своим обязанностям. Следовательно, решающее значение в формировании поведения людей имеют не врожденные свойства нервной системы, а социальные условия.


По мнению И. П. Павлова, четыре типа нервной системы - общие у людей и высших животных. Кроме того, предложена схема деления людей на человеческие типы по взаимоотношению первой и второй сигнальных систем, следовательно, по взаимоотношению конкретного и абстрактного мышления. Первый тип - «мыслительный», характеризуется преобладанием второй сигнальной системы над первой; второй - «художественный» - преобладанием первой сигнальной системы над второй; третий - средний, у которого обе системы одинаково выражены. Эта схема имеет практическое значение при выяснении характера некоторых нарушений функций нервной системы (истерия, неврастения), однако она неприложима к подавляющему большинству здоровых людей, так как в зависимости от условий деятельности у одного и того же человека проявляются разные взаимоотношения конкретного и абстрактного мышления.