Как создать эффективный бизнес на пассажирских перевозках микроавтобусом. Маршрутный бизнес: как открыть маршрутное такси. Бизнес-план маршрутного такси

  • Дата: 15.10.2019

Относительно невысокие вложения, быстрая окупаемость, постоянный спрос на услуги маршрутного такси привлекают тех, кто хочет открыть бизнес на пассажирских перевозках. Однако поставить автобус на маршрут непросто: ниша конкурентная, рынки городских перевозок прочно освоены крупными игроками.

Объективная реальность такова, что в большинстве российских городов «маршрутки» стали самым популярным видом городского транспорта. Так, последний опрос ВЦИОМ от 9 ноября 2018 года показал, что их услугами пользуется 63% горожан, и эта цифра практически не меняется в течение последних десяти лет. На вопрос отвечали участники старше 18 лет, если же прибавить к ним школьников, по крайней мере, старших классов, показатель будет еще выше.

Бизнес на городских пассажирских перевозках считается высокорентабельным, транспорт окупается быстро (микроавтобус в течение года). Лицензию получить не так уж сложно, ее выдают федеральные органы Ространснадзора. Самые «лакомые кусочки» в этом деле - наличная выручка и льготное налогообложение (ЕНВД, ПСН).

Самая сложная задача: вписаться в структуру местного рынка перевозок. Здесь все зависит от масштаба. Поставить на действующий маршрут 1–3 автобуса и получать стабильный доход вполне реально, в некоторых городах можно вывести 5–10 машин. Больший размах означает выход на тропу «конкурентной войны».Задумывая открыть маршрутное такси, нужно хорошо представлять, как организован этот достаточно закрытый бизнес.

Что такое маршрутка с точки зрения закона

Прежде всего, отметим, что «маршрутное такси», или «маршрутка» - народный термин, определения которому в законе нет. В то же время, он имеет вполне конкретное содержание, определяющееся двумя чертами.

  • Это преимущественно микроавтобусы типа «Газель» и импортные аналоги (Форд-Транзит, Hyudai Country, Мерседес-Бенц), а также автобусы малого класса ПАЗ-32054 и их модификации.
  • Транспорт принадлежит частным владельцам, которые получают доход исключительно от своей выручки. Среди них есть ООО и ИП, они не работают по муниципальному заказу и сами несут все расходы.

С 2013 года все виды ТС, перевозящие пассажиров, независимо от вида собственности, приравняли к транспорту общего пользования. Частные предприниматели обязаны соблюдать Автомобильный Устав и Правила перевозок наравне с муниципальными и государственными автотранспортными предприятиями.На практике нередко наблюдается иное: гонки на дорогах, забитые в два ряда остановки, изношенные автобусы, что служит причиной постоянных претензий к маршрутным такси.


Выбора, однако, у пассажиров нет: что везет, на том и едут. За редким исключением городов с метро, или типа Красноярска, где маршруток нет, и никогда не было. Учитывая плачевное состояние муниципальных АТП в большинстве регионов страны, можно уверенно прогнозировать, что частные перевозчики еще долго будут колесить по дорогам.

Что нужно, чтобы открыть маршрутное такси

Этот вид бизнеса отличается от других тем, что в расчетах нужно учитывать два барьера: экономический и административный. Первый подразумевает обычный для любого дела бизнес-расчет: приобретение транспорта, расходы на его обслуживание, налоги, затраты на обеспечение лицензионных требований, определение выручки и чистого дохода.

Второй связан с приобретением права на маршрут. Именно он определяет потенциальный пассажиропоток и доходность бизнеса, за получение права ездить по нему придется платить. Подробно этот вопрос мы рассмотрим ниже, и правильнее начинать бизнес на маршрутках с его решения. Прежде, чем покупать автобус и считать будущую выручку, нужно определиться, на какой маршрут его можно будет поставить, исколько это будет стоить.

Оформление бизнеса и налогообложение

Подавляющее большинство владельцев автобусов , что быстрее, дешевле и избавляет от необходимости вести бухгалтерский учет. Коды деятельности (ОКВЭД) подбираются из раздела 49 справочника «ОК 029-2014 (КДЕС. Ред.2) ».

  • 49.31.21 - регулярные перевозки пассажиров автобусом по городским и пригородным маршрутам;
  • 49.39.11 - та же деятельность в отношении междугородних (межмуниципальных) перевозок;
  • 49.39.1 - перевозки по заказам, экскурсионным и туристическим маршрутам.

При регистрации можно указать любое количество кодов, вести деятельность по каждому из них не обязательно. Обратная ситуация наказуема: фактически осуществлять работу по не предусмотренному виду ОКВЭД нельзя.

Пассажирские перевозки подпадают под самый выгодный режим налогообложения - ЕНВД при условии, что автопарк насчитывает не больше 20 автобусов. Это значит, что не нужно вести учет доходов и расходов, налог рассчитывается от базовой месячной доходности на одно посадочное место (1 500 рублей). Его размер можно уменьшить на 50% за счет взносов на собственное пенсионное страхование. Уплата производится ежеквартально. Например, для Газели на 12 мест, это будет следующая сумма:

1 500 × 12 × 15 % × 1,868 × (К2) = 5043,6 (руб/месяц), где:

  • К2 - местный коэффициент, чаще всего равный 1;
  • 1,868 - коэффициент дефляции на 2018 год;
  • 15 % - налоговая ставка.

Лицензия на пассажирские перевозки

Междугородние, пригородные и внутригородские перевозки пассажиров автомобильным транспортом в количестве свыше 8 человек, относятся к лицензируемой деятельности . Вместимость автобуса определяется его техническими характеристиками. Лицензию (иногда это документ называют разрешением, лицензионной карточкой) выдают органы Ространснадзора, получить ее может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Заявление подается в территориальный УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора), адреса и телефоны указаны на сайте .

К заявлению нужно приложить внушительный список документов (копий), подтверждающих соответствие лицензионным требованиям.

  1. Регистрационные документы ИП или , свидетельство о постановке на налоговый учет.
  2. О наличии транспорта в собственности (арендный договор) со свидетельством о регистрации в ГИБДД и ПТС.
  3. Полис страхования ОСАГО, копии талонов о прохождении техосмотра (диагностической карты).
  4. Уведомление о включении ТС в Реестр категорированных объектов и присвоении категории (с 10 октября 2017 года).
  5. Декларацию о наличии арендованной стоянки для автобусов (собственного гаража).
  6. О наличии помещения, оборудования для ремонта и техобслуживания ТС, либо договор со специализированной компанией.
  7. Трудовые книжки, водительские удостоверения, справки о прохождении медосмотра для водителей.
  8. Об оборудовании автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS (требование приостановлено до 01.01.2019 года).
  9. О наличии штатного медицинского работника (либо договор с медучреждением), проводящего ежедневный предрейсовый контроль.

Список документов может меняться, поэтому перед подачей заявления, желательно уточнить все непосредственно в УГАДН по месту осуществления будущей деятельности. Госпошлина за лицензию составляет 7 500 рублей, оформляется она в течение 45 дней.

До настоящего времени не требовалось специального разрешения для перевозки пассажиров только по заказам и для собственных нужд организации. С марта 2019 года (№386-ФЗ от 31.10.2018) вводится обязательное лицензирование и для этих видов деятельности.

Выбор автобуса, внесение в реестр ТС

Главным преимуществом маршрутного такси всегда была мобильность, потому среди маршрутных такси преобладают автобусы малой и особо малой вместимости. Среди них самыенегативные отзывы заслужила «Газель» серий ГАЗ-32213, ГАЗ-32213 (322132). Она неудобна для пассажиров, и вызывает претензии в плане безопасности. Тем не менее, газели преобладают среди маршруток на дорогах городов-миллионников Омск и Новосибирск, используются даже при междугородней перевозке пассажиров в южных и центральных областях России.

На практике, во всех регионах сложились определенные «исторические» предпочтения. Так, например, в Кемеровской области, преимущественно используются автобусы ПАЗ разной модификации с вместимостью более 40 мест. В Ростовской области предпочитают микроавтобусы Hyundai Country и Ford Transit. Предприниматель сам решает, какой автобус лучше купить на маршрутку с учетом местных условий, финансовых возможностей, расходов на обслуживание. Профессионалы не рекомендуют покупать транспорт старше 3-х лет, новый автобус (в том числе ГАЗель Next) можно приобрести в кредит и в лизинг.


Покупая автобус б/у, узнайте, включен ли он в реестр категорированных транспортных средств. У продавца должно быть соответствующее уведомление, без него будет невозможно получить лицензию. Новый транспорт придется оформлять самостоятельно. Занимается этим Автодор (Федеральное дорожное агентство), и только в Москве. Туда будет нужно направить информацию письмом или в электронном виде, которая включает:

  • регистрационные документы перевозчика (ИП или ООО);
  • копии ПТС и свидетельства о регистрации ТС;
  • сведения о балансовой стоимости автобуса;
  • документы о праве собственности (аренды) на ТС.

Формы заполнения документов, которые нужно приложить к заявлению о включении автобуса в Реестр ТС, есть на сайте Автодора .При отсылке заявления письмом все копии должны быть удостоверены нотариально. Уведомление высылается заявителю в течение 45 дней.

Требования к обслуживанию маршруток

Список документов, которые нужны для получения лицензии, собрать несложно. Однако в список лицензионных требований входят еще два пункта:

  • соблюдение требований ст. 20 закона о безопасности дорожного движения;
  • соблюдение Устава автомобильного транспорта и Правил перевозки пассажиров .

Фактически их выполнение можно проверить только в процессе работы, и контроль над этим осуществляют ГИБДД и Ространснадзор. Если патрульная машина этих служб остановит маршрутку и обнаружит несоответствия или отсутствие необходимых документов, это будет считаться нарушением лицензионных требований. К ним относятся:

  • предрейсовый контроль технического состояния ТС;
  • оформление путевого листа на каждый автобус;
  • предрейсовый медицинский осмотр водителей;
  • страхование гражданской ответственности владельца ТС;
  • оснащение транспорта техническими средствами контроля.

Кроме того, автобусы должны ходить строго по расписанию, в салоне должна быть схема маршрута, все пассажиры должны иметь билет на проезд. При этом функции контрольных служб строго разграничены. Так, например, рядовой патруль ДПС не уполномочен проверять наличие штампов о техосмотре и медосмотре в путевом листе, это могут делать только сотрудники Ространснадзора.

Как поставить автобус на маршрут

За долгие годы в стране сложилась типовая система городских и межмуниципальных перевозок. Главными распорядителями маршрутов (фактически продавцами) выступают администрации регионального и муниципального уровня. Разрешение на их обслуживание давно получили разные АО, ООО, ИП, как правило, приближенные к власти.

Третьи в этой цепочке - непосредственные исполнители, владельцы автобусов, те есть мелкие индивидуальные предприниматели, не являющиеся самостоятельными игроками на рынке перевозок. Они работают с собственниками маршрутов по разным схемам.

  1. Между владельцем маршрута и владельцем автобуса заключается договор, например, о совместной деятельности, те есть - продается право работы на маршруте. Понятно, что каждый из них имеет свою цену.
  2. Посредник заключает фиктивный договор аренды автобуса у его собственника, а его самого оформляет как наемного работника. Реальные отношения сводятся к тому, что водитель ежедневно «отстегивает» долю выручки за маршрутный лист.

Иногда предприниматель, имеющий в собственности несколько автобусов, заключает договор с организацией, имеющей официальное право поставить автобус на маршрут, и нанимает водителей. Но чаще всего заключается договор с ИП, имеющими собственную машину.Именно они являются фактическими владельцами бизнеса: несут расходы на бензин, обслуживание, отвечают за все перед законом, платят налоги и страховые взносы.Посредники лишь собирают «дань» наличными. Для нихмаршрутки - «золотое дно», реальную прибыль они не показывают, а проверить и учесть ее практически невозможно.

В настоящее время продажа билетов для проезда в автобусах, включая маршрутное такси, не требует применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Однако законом № 192-ФЗ от 03.07.2018 внесена поправка, согласно которой льгота отменяется с 1 июля 2019 года.

Насколько реально открыть новое направление

Теоретически это возможно, но на практике нужно преодолеть много препятствий. Во-первых, наиболее выгодные направления уже освоены. Рассчитывать можно только на места с малым пассажиропотоком, или те, где преобладает муниципальный транспорт и очевидно не справляется с нагрузкой. Вопрос решается в управлении транспорта местной администрации.

Отказ чаще всего мотивируется такими причинами: «согласно расчетам на данном направлении не требуется дополнительных ТС» или «потребность в перевозке пассажиров полностью удовлетворена». Реальные причины прозаичнее. Вывод в работу частного маршрутного такси, как правило, уменьшает доходы и так планово-убыточных МУПов, АТП, которым остаются одни только льготники. А это означает еще больший рост субсидирования из местного бюджета на покрытие их долгов. Однако такие отказы часто оспариваются в судах, и иногда решения выносятся в пользу частного перевозчика.

С 2016 года правила установления маршрутов регулирует закон № 220-ФЗ об организации регулярных перевозок. Они сводятся к следующему:

  • подать заявление об установлении маршрута может организация, ИП или простое товарищество перевозчиков;
  • к заявлению прикладывается полная информация: наименование маршрута, схема остановочных пунктов, расписание, перечень транспортных средств;
  • при наличии общих остановок с уже действующими маршрутами, разница во времени должна составлять не меньше 10 минут.

Последнее условие изменилось с января 2018 года (раньше было 15 минут), и при наличии пересечений потребуется представить письменное согласование с уже работающими в этом направлении перевозчиками. Понятно, что это мало чем облегчает задачу, зато полезным может оказаться реестр муниципальных и межмуниципальных маршрутов, который местные власти теперь обязаны вести и публиковать в открытом доступе. Помимо прочего, в нем указываются и те, кто имеет официальное право на них работать (читай владельцы).


Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга , где опубликован реестр муниципальных маршрутов. Если маршрут не внесен в реестр, юридически он не существует.

Сколько зарабатывают на маршрутном такси

Понятно, что реальные заработки «маршрутчиков» подсчитать сложно, в каждом городе и на каждом направлении они разные. Никто особенно этой информацией не делится, однако слухи о «миллионах» сильно преувеличены. Приведем несколько примеров по городам, из которых можно сделать определенные выводы.

В городах среднего масштаба средняя ежедневная выручка составляет 5 500–7 000 (Пенза), 6 000–10 000 рублей (Кемерово) в зависимости от маршрута. В будничные дни может больше, в выходные меньше. При работе «по плану» водитель без своего транспорта отдает посреднику 3 000–3 500 тыс. рублей в день, при наличии своего автобуса 30 000–60 000 в месяц (за маршрут). Если отнять расходы на бензин, чистый доход в день составляет 2 000–3 500 рублей в день. Это при нормальном 8-часовом рабочем дне, а многие работают и по 12 часов.

Средние цифры городам свыше 600 тыс. жителей приводятся в диапазоне 50–60 тысяч рублей в месяц в расчете на одну маршрутку, в Москве до 75 тысяч рублей. Причем в столице не намного меньше средняя зарплата водителя муниципального автобуса. По наиболее выгодным маршрутам доходность может достигать и 150 тыс. в месяц с одного автобуса.

Сколько стоит открыть бизнес на маршрутке

Каждый бизнес-план составляется с учетом цен в своем регионе. Конкретные цифры зависят от того, как покупается транспорт: за свои деньги, с помощью кредита, в лизинг. Так, например, на Авито есть предложения о продаже автобуса ПАЗ-32054 2014 года выпуска с маршрутом за 700 тыс. рублей (маленький городок в Юго-Западной Сибири). В Самаре два автобуса Hyundai Country 2012 года (на действующем маршруте) продают за 1,4 млн рублей, продавец обещает доходность до 80 000 рублей в месяц.

Практичнее исходить из списка первоначальных и постоянных затрат, закладывая в бизнес-план средние цифры по своему региону. Примерный перечень приведен в таблице.

Анализ информации в открытом доступе показывает, что стоимость открытия бизнеса на маршрутном такси с одним автобусом составляет 0,8–1,8 млн рублей. Если планируется автопарк из 3–5 машин, расходы возрастают до 4 млн рублей. Но при этом нужно дополнительно закладывать оплату услуг диспетчера, бухгалтера и аренду небольшого офисного помещения.

Закон № 220-ФЗ: что изменится на рынке перевозок

Ситуация на рынке маршрутного такси поменялась с выходом закона № 220-ФЗ, который вступил в полную силу в середине 2016 года. Фактически это первая попытка на государственном уровне, цель которой вывести из тени хаотичный и скрытый рынок пассажирских перевозок. Закон предоставил право властям устанавливать регулируемые тарифы, и первой это сделала Москва, которая перевела на муниципальный контракт все основные городские маршруты.

В этом материале:

Маршрутное такси – это не только стандартные «Газельки», соперничающие с автобусами в черте города. Сегодня бизнес расширился до средних и малых населенных пунктов, практически полностью вытеснив автобусное сообщение. Объяснение простое – микроавтобус дешевле, комфортнее и быстрее. Несмотря на высокую конкуренцию, грамотный бизнес-план маршрутного такси поможет начать зарабатывать, если предприниматель собирается освоить это дело.

Общее описание проекта

Описание – предоставление услуг в сфере пассажирских перевозок.

Цель – быстрая окупаемость и выход на доход выше 100 тысяч рублей в месяц.

Реализация – приобретение транспорта, регистрация деятельности и постановка автомобилей на маршрут.

Наиболее востребованной нишей является именно перевозка людей в условиях среднего и крупного города. Несмотря на большое количество маршрутных такси, в утренние и вечерние часы каждый наблюдал ситуацию, что машины проезжают мимо остановок не останавливаясь. Это означает, что салон переполнен и мест для новых пассажиров нет.

Для начинающего предпринимателя это означает также то, что актуальность и востребованность услуги на высоком уровне, а конкуренция хоть и присутствует, но необходимость для населения в дополнительном транспорте также имеется.

Анализ отрасли


Анализ будущего вида деятельности – важная составляющая бизнес-плана, которая даст объективное представление о перспективах.

Предприниматель должен выбрать район маршрута, изучив весь план города с передвижением городского транспорта. Нужно определить, где имеется избыток автобусов и маршруток, а где дефицит. Стоит также обратить внимание, почему именно по конкретному маршруту работает малое количество перевозчиков. Возможно, что актуальность бизнеса в данном районе низкая, поэтому не имеет смысла работать в этом направлении.

Имея на руках объективные данные, будет ясно, какой маршрут наиболее выгодный в плане передвижения. Одни предприниматели делают упор на утреннее и вечернее время, зарабатывая за несколько часов дневную выручку. Другие акцентируют внимание на средней проходимости пассажиров, осуществляя перевозки в течение всего рабочего дня.

Оценка уровня конкуренции

Оценивая конкурентов, следует узнать количество машин в автопарке, а также на каких маршрутах работает бизнесмен. Нередко в городе действует монополия, когда более 60% всех маршрутных такси принадлежит одной фирме. Запустить собственный бизнес в таком случае будет несколько сложнее.

Также следует обращать внимание на марки транспорта – отечественные «Газели» стали реже использоваться в качестве маршруток, потому что перевозчики переходят на импортного производителя. В этом плюс и для пассажиров (комфорт передвижения), и для предпринимателей (более качественный транспорт).

Анализ рисков

Основные риски при организации бизнеса маршрутного такси:

  • Высокая конкуренция – организационные действия необходимо провести таким образом, чтобы войти в сферу перевозок с минимальными потерями. К примеру, выбор оптимального времени передвижения по городу с учетом следующих впереди маршруток.
  • Транспорт – касается приобретения б/у машин. Следует уточнить у продавца и по возможности проверить самостоятельно, каким образом использовался автомобиль, какие были повреждения и степень износа деталей. Если транспорт эксплуатировался в условиях маршрутного такси, то риск скорейшего выхода из строя основных узлов приближен к 100%.
  • Водители – отдельное внимание стоит уделить набору персонала. У водителей должен иметься необходимый стаж работы и желательно опыт в данной сфере, иначе в условиях городских пробок неопытный шофер спровоцирует ДТП или попросту не будет укладываться во временные рамки передвижения между остановками.

Справка: не меньший риск представляет неверно выбранный маршрут перевозок. Отсутствие спроса негативно скажется на затратах на ГСМ и заработной плате водителя.

Как организовать маршрутное такси: бизнес-план

Организационные мероприятия следует продумать на максимальном уровне. Это касается как вида предпринимательской деятельности, так и пошаговых действий с покупкой техники, поиском помещения для гаража и офиса, а также финансовых расчетов бизнеса.

Регистрация деятельности, документы

В качестве статуса предпринимателя можно выбрать ИП или ООО. Существенной разницы нет, включая ведение документации и бухгалтерскую деятельность.

Но есть отличия в оформлении и стоимости. Затраты на регистрацию ИП – 800 рублей госпошлина. Для учреждения юридического лица – 4 000. Кроме этого, потребуется уставной капитал компании не менее 10 000 рублей, непосредственно устав и решение о создании общества.

Совет: если автопарк не превышает 5 машин, то ООО не требуется. Если насчитывается большее количество техники, то плюсы юридического лица заключаются в ведении отчетности, подаче налоговых деклараций, а также в статусе предпринимателя перед банками – финансовые структуры охотнее выдают кредит ООО, чем ИП.

Документы на бизнес:

  • лицензия на предпринимательскую деятельность в направлении пассажирских перевозок;
  • страховка на весь транспорт;
  • пройденное ТО всех машин;
  • документация на открытие расчетного счета в банке;
  • договор аренды помещений;
  • заключение пожарной инспекции о соответствии гаража требованиям безопасности;
  • трудовые книжки на каждого сотрудника.

Аренда офиса

В качестве офиса можно снять любое нежилое помещение в черте города площадью 10–15 кв. м. Оно нужно для ведения отчетности, а также для урегулирования рабочих и конфликтных ситуаций. На входе здания следует расположить табличку с наименованием фирмы, юридическим адресом и режимом работы.

Аренда гаража

Гаражное помещение под автопарк выбирается с условием нахождения в черте города и близостью расположения с маршрутом, иначе невыгодно ежедневно оплачивать топливо, которое расходуется впустую. С другой стороны – это можно компенсировать низкой арендной платой помещения в промышленной зоне города. Выбор остается за предпринимателем.

Технические требования к гаражу:

  • площадь – необходимая для размещения всего количества транспорта с запасом места на 3–4 машины;
  • наличие смотровой ямы для ремонта (идеальный вариант – установка подъемника);
  • отсутствие влажности;
  • наличие водопровода и канализации;
  • возможность оборудования места для мойки транспорта;
  • температурный режим – наличие отопления, иначе в зимний период маршрутка может попросту не завестись, что негативно скажется на заработке;
  • подсобные помещения для отдыха и приема пищи водителей;
  • охранная система – иногда достаточно надежного замка, но нередко бизнесмены не брезгуют установкой сигнализации на гараж;
  • хорошее дорожное покрытие от гаража до маршрута.

Закупка оборудования

Для организации маршрутного такси потребуется несколько видов оборудования. В первую очередь это касается офисной техники для предпринимателя:

  • мебель;
  • компьютер/ноутбук;
  • принтер;
  • факс;
  • телефон;
  • принадлежности для подсобного помещения.

Минимальное оборудование для гаража включает в себя:

  • набор инструментов;
  • устройство для мойки;
  • расходные материалы;
  • устройство для балансировки колес;
  • инвентарь для подсобного помещения.

С развитием бизнеса потребуется множество другого оборудования, которое докупается в процессе работы.

Формирование автопарка

  1. Скидки при приобретении машин.
  2. Затраты на запчасти одного ценового сегмента.
  3. Возможность водителей пересаживаться на другую машину без привыкания к особенностям управления.
  4. Собственный стиль всего бизнеса.

Предпочтение отдается зарубежному автопрому, поскольку он надежнее, долговечнее и комфортнее.

Поиск опытных водителей

К водителю маршрутного такси предъявляются следующие требования:

  • открытая категория D для управления транспортным средством по типу маршрутки;
  • стаж вождения от 5 лет (на усмотрение предпринимателя);
  • отсутствие серьезных ДТП за последний год;
  • справка из наркологического диспансера об отсутствии состояния на учете;
  • сдержанный характер;
  • воспитанность;
  • приятная внешность.

Разработка маршрута

Существует 2 варианта – работа по существующему маршруту или разработка собственного.

Работать по действующему маршруту намного проще. Единственное, что нужно учесть – конкуренция и востребованность услуги. К примеру, если путь следования предусматривает высокое количество общественного транспорта, но визуально видно, что его все равно не хватает, то конкуренция практически не скажется на «новичке» в пассажирских перевозках.

С другой стороны – действующий маршрут может не иметь сильной конкуренции, но при этом востребованность в таком направлении минимальна.

Разработка собственного маршрута требует согласования в городском министерстве транспорта. Если предприниматель считает, что это удачный путь следования, и он утверждается чиновниками, а затем оправдывается на практике, то такой маршрут можно назвать «золотой жилой». Пока он обрастет другими перевозчиками, действующая компания способна окупиться в кратчайшие сроки.

Финансовый план

Расчет расходов и доходов – неотъемлемая часть организации маршрутного такси. Чтобы посчитать чистую прибыль и срок окупаемости, необходимо учитывать расходы на обслуживание транспорта и другие затраты.

Инвестиции в проект на старте

Начальные вложения (в рублях):

  • стоимость автомобилей – 7 500 000 (из расчета – 5 машин в автопарке);
  • аренда помещения – 50 000;
  • покупка оборудования – 200 000;
  • дополнительные расходы – 40 000.

Итог: 7 790 000 рублей.

Текущие расходы

Ежемесячные траты (в рублях):

  • обслуживание авто и ГСМ – 225 000;
  • заработная плата – 250 000;
  • расходные материалы – 50 000.

Итог: 525 000 рублей.

Доходы

Валовая прибыль зависит от покупательской способности и конкретно выбранного маршрута. В среднем одна машина в день зарабатывает 5 000 рублей. В месяц – 150 000.

Таким образом, автопарк из 5 автомобилей принесет 750 000 рублей.

Прибыль

Для подсчета чистой прибыли необходимо из валового дохода отнять ежемесячные траты.

750 000 – 525 000 = 225 000 рублей.

Основное преимущество маршрутного такси – отсутствие необходимости в раскрутке бизнеса. Достаточно запустить проект и выйти на маршрут. Граждане не обращают внимание, новый ли перевозчик или старый, поэтому при необходимом количестве пассажиров бизнес начнет приносить прибыль практически сразу же. Стоит акцентировать внимание на высоких вложениях для покупки авто. Но даже если взять кредит, то при имеющемся доходе его можно погасить в 2 раза быстрее или взять ориентир на расширение автопарка.

Заказать бизнес план

неважно Авто Бижутерия и аксессуары Гостиницы Детские франшизы Домашний бизнес Интернет-магазины ИТ и интернет Кафе и рестораны Недорогие франшизы Обувь Обучение и образование Одежда Отдых и развлечения Питание Подарки Производство Разное Розничная торговля Спорт, здоровье и красота Строительство Товары для дома Товары для здоровья Услуги для бизнеса (b2b) Услуги для населения Финансовые услуги

Инвестиции: Инвестиции 2 200 000 - 5 000 000 ₽

Первый и единственный в России сервис личной охраны, доступный в вашем смартфоне. Личная Охрана АРМАДА Мы встретились с совладельцем компании Armada.Vip Александром Алиевым, чтобы узнать, почему важно иметь возможность вызвать телохранителя в течение часа, в каких ситуациях он может понадобиться и как развивается рынок подобных услуг в России. Почему вы решили заняться бизнесом, связанным с…

Инвестиции: Инвестиции 250 000 - 500 000 ₽

«ЯКурьер» - это многофункциональная платформа, которая позволяет эффективно решать задачи внешней и внутренней логистики. С одной стороны, это облачное решение для организаций, имеющих свой автопарк или штат курьеров. С другой -это автоматизированный курьерский сервис, благодаря которому можно быстро найти исполнителя для доставки любых грузов: от документа до 20т. Вы можете разместить заявку на доставку любого…

Инвестиции: Инвестиции 25 000 - 195 000 руб.

S-sms.me – уникальное средство для быстрой и качественной связи клиента с администрацией заведения при помощи СМС. Компания S-sms.me была основана в 2015 году. Основной функцией нашего сервиса является налаживание качественной и быстрой обратной связи с клиентами. В ходе разработки нашей услуги, мы изучили все действующие методы работы с клиентами и «отработки» конфликтных ситуаций и пришли…

Инвестиции: Инвестиции 2 000 000 - 5 000 000 руб.

Компания «ТаксовичкоФ» является лидером на рынке услуг такси Северной столицы. Мы придерживаемся клиентоориентированного подхода при ведении бизнеса и делаем всё, чтобы качество услуг нашей компании соответствовало самым высоким стандартам. Для того чтобы отвечать упомянутым стандартам, мы применяем эксклюзивную методику распределения заказов клиентов, тщательно отбираем сотрудников, которые станут частью нашей команды, заботимся о повышении квалификации каждого…

Инвестиции: Инвестиции 800 000 - 3 000 000 руб.

Компания «ГрузовичкоФ» заслужила репутацию надёжного партнёра, ведь уже более 10 лет мы предоставляем сервис высочайшего уровня. Мы применяем принципы европейской организации бизнеса, поэтому являемся одной из крупнейших компаний, занимающихся перевозками на территории России. Наша компания обладает большим автопарком, и техническое состояние всех машин мы контролируем постоянно, поэтому каждый наш клиент может быть уверен в том,…

Инвестиции: Инвестиции от 50 000 руб.

Инвестиции: Инвестиции от 260 000 руб.

Сервис качественных услуг и рекомендаций WERTAFON Партнёрская сеть работает более чем в 60 городах России, СНГ, Европы, Азии. Основные направления развития сервиса: Качественная городская справочная система Заказ всех популярных услуг ON-LINE: такси, грузоперевозки, билеты, бронирование, помощь любых он-лайн специалистов Отдельные направления с объявлениями по тематикам: Работа, Недвижимость, Выставка товаров, Покупка-продажа-аренда бизнеса, Услуги Фрилансеров. Web журнал,…

Инвестиции: Инвестиции 76 000 - 156 000 руб.

BlackCab уже более 7 лет является одной из самых популярных компаний Европы в сфере пассажирских перевозок. Основанная в 2009 году в Лондоне она быстро заняла лидирующую позицию на рынке таксомоторных услуг в таких странах как: Англия, Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды. За 2015 год технология успешно прошла тестирование более чем в 20 городах России и СНГ.…

Инвестиции: Инвестиции от 100 000 руб.

Компания «TaxiMe» начала свою деятельность в 2011 году в Нью-Йорке, США. За 4 года плодотворной работы компании удалось достичь высочайшего уровня предоставляемых услуг и развить собственную партнерскую сеть по всему миру. На данный момент партнерами компании «TaxiMe» являются более 300 бизнесменов по всему миру. С 2015 года популярный американский бренд «TaxiMe» представлен и на российском…

Инвестиции: Паушальный взнос от 99 000 до 249 000 рублей + затраты на запуск от 30 000 рублей

Единая служба заказа спецтехники СТРОЙTAXI образовалась в мае 2013 года. На момент образования это была единственная диспетчерская служба по заказу строительной и специальной техники, которую можно было назвать компанией, в штате числилось 3 человека. За полтора года работы на рынке мы пережили множество взлетов и падений. К счастью, взлетов на нашем пути было больше, поэтому…

Инвестиции:

Приложение TaxiMe появилось в 2011 году в Нью-Йорке (США). Уже через полгода каждое третье такси в городе вызывалось через TaxiMe. После того, как технология была опробована в ряде крупных городов страны, компания начала развиваться по системе франчайзинга. По официальным данным, сегодня доля рынка TaxiMe в США составляет 24%. Рынок таксомоторных услуг России по всем параметрам…

* В расчетах используются средние данные по России

От 650 000 ₽

Стартовые вложения

100 000 - 250 000 ₽

60 000 - 150 000 ₽

Чистая прибыль

11 мес.

Срок окупаемости

Маршрутные такси - это один из самых прибыльных и ликвидных видов автобизнеса. Однако его запуск сопряжен со многими трудностями, которые нужно иметь в виду начинающим предпринимателям.

В большинстве российских городов нормальное автобусное сообщение не развито. В мороз люди вынуждены простаивать на остановках по полчаса, час, а то и дольше. Приходится выбирать одно из двух зол: либо долго ждать один-единственный, но дешевый автобус, либо быстро добираться до места на дорогом такси. Маршрутки предлагают третий вариант: быстро и недорого. В последние годы маршрутные такси во многих городах России стали чуть ли не главным видом транспорта, кое-где вытеснив крупный общественный транспорт. Они ходят чаще, чем автобусы, они маневреннее, они останавливаются на остановках по требованию, а условия в салоне зачастую более комфортны.

Недостатки городских систем общественного транспорта и растущий спрос на комфортные перевозки со стороны населения делают бизнес на маршрутных такси очень перспективным для малого предпринимательства. Открыть свое небольшое предприятие можно даже при отсутствии своего автопарка и оборудования для обслуживания автомобилей. При работе одного микроавтобуса предприниматель может рассчитывать на прибыль в 3-5 раз выше уровня средних зарплат. Пассажирские перевозки не зря называют одним из самых рентабельных и ликвидных видов автобизнеса, который манит своим пассивным и легким доходом.

Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В бизнесе на маршрутках далеко не все так гладко и сладко, как многим кажется со стороны. Поэтому перед тем, как строить планы о том, сколько тысяч рублей в день вам будет приносить маршрутка, советуем внимательно ознакомиться с рынком в вашем регионе, проанализировать конкурентную среду и пообщаться с людьми, работающими в этой сфере. Стоит иметь в виду, что в некоторых городах страны маршрутки запрещены либо на их деятельность наложены серьезные ограничения.

После того, как такой анализ рынка будет проведен, в голове сложится более четкая картинка относительно правового статуса и структуры предприятия. Маршруточный бизнес возможен во многих вариациях. Можно обзавестись собственным автопарком или работать без него, оказывать исключительно услуги по перевозке пассажиров или осуществлять еще и прочие услуги (диспетчерские, техобслуживание и т.д.). Чаще всего начинают такой бизнес либо с бюджетными автобусами, либо привлекая водителей с собственными автомобилями.


Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

    Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

    Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

Если же говорить о перевозке пассажиров и багажа в целом, то законодательно в России закреплены три вида перевозок: это регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. И, как вы уже поняли, деятельность маршруток попадает под первую категорию. Так что более правильным названием для этого вида транспорта будет не “маршрутное такси”, а “микроавтобус” или “автобус малой вместимости”. Кроме того, под маршруткой обычно подразумевается не муниципальный транспорт, а именно частный, работающий только за счет выручки от продажи билетов.

Что нужно для открытия своего маршрутного такси

В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.

Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.

Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для получения лицензии на пассажирские перевозки необходимо собрать внушительный пакет документов и предоставить их в территориальный орган Ространснадзора. Следует иметь в виду, что отдельные лицензии выдаются на каждый из четырех видов перевозок (городские, междугородные, пригородные и международные).

В перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров, входит:

    свидетельство о регистрации юридического лица;

    заявление на получении лицензии, заполняемое по определенной форме, где обязательно указывается тип перевозок;

    документы, подтверждающие постановку лица на налоговый учет;

    копии документов, регламентированных “Положением о лицензировании”;

    копии учредительных документов предприятия, заверенных в нотариальном порядке.


И это только, скажем так, основные документы. Также понадобятся документы от водителей, которые подтверждают их трудовой стаж (трудовая книжка) и способность управлять транспортом (медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами), сведения о помещениях, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а именно:

    копии документов о наличии в собственности специально оборудованного помещения (выписка из ЕГРП или договор);

    декларация о наличии собственной стоянки;

    документы на техническое оборудование в помещении;

    сертификаты или прочие документы, подтверждающие соответствие помещения общепринятым нормам.

В качестве дополнительных документов понадобится договор на осуществление медицинского предрейсового осмотра водителей, документы о наличии необходимого транспорта, техпаспорт транспортного средства, диагностическая карта или талон о проведении техосмотра и заключения специалиста транспортной комиссии.

Выдача лицензии осуществляется в течение 30-45 дней после подачи заявления. До подачи документов необходимо уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Если до 2011 года лицензии выдавались на 5 лет, то теперь они выдаются бессрочно. Перед сбором документов обязательно уточните перечень на официальном портале Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так как требования могут измениться. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут как индивидуальные предприниматели, так и организации. За деятельность без лицензии ИП грозит штраф в 100 тыс. руб., организациям - 400 тыс. руб. Причем, при повторном нарушении нарушителя ждет не только штраф, но и конфискация транспортного средства.

Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.


Довольно проблематично открыть и новые маршруты. Разрабатываются они Министерством транспорта региона вместе с органами местного самоуправления, а на их утверждение собирается целая кипа бумаг, включая расчеты экономической обоснованности, организационный раздел, технологический расчет и так далее. Выбор же перевозчика осуществляется через тендеры, проводимые местными администрациями. Выиграть тендер без связей практически невозможно, особенно если речь идет о прибыльных маршрутах.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы узнать все особенности получения разрешения на маршрут и входа данный бизнес вообще, предпринимателю лучше всего заблаговременно ознакомиться с его составляющими изнутри: а именно, пообщаться с владельцами и водителями автобусов и другими осведомленными людьми. Вполне вероятна ситуация, при которой легальных путей получения маршрута может и не быть. И тогда от новичка могут потребовать внушительную сумму размером до нескольких сотен тысяч рублей. Причем, надежда на то, что “единоразовый взнос” решит все дела, возможно, также разрушится. Не секрет, что тем организациям, которым удалось войти в этот бизнес, приходится регулярно поддерживать благосклонность проверяющих органов.

И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков. Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок. С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела. Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.

Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек. 18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) - это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County. Причем сборка последнего в России с 2014 года не осуществляется, равно как и прекращены поставки из Южной Кореи, поэтому приобрести можно только б/у вариант.

Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*


МАРКА АВТОМОБИЛЯ

СТОИМОСТЬ, ТЫС. РУБ.

до 2010

2011-2013

2014-2017

Новые (2018)

Mercedes-Benz Sprinter Classic

Volkswagen Crafter

*по данным сайта Avto.ru на 25.01.2018

Единого мнения о том, какая модель однозначно лучше и надежнее, не существует. Разумеется, покупка подержанного автомобиля в качестве маршрутного такси - это всегда риск, поэтому при ограниченных финансовых возможностях следует воспользоваться услугами лизинга. Для юрлиц и ИП лизинг - это отличная возможность не только снизить порог входа в бизнес, но и сэкономить в процессе налоговых выплат, поскольку выплаты по лизинговым контрактам могут быть учтены в виде текущих издержек, относимых на себестоимость.


Какие требования предъявлять к водителям маршрутки

Штат перевозчика может комплектоваться только квалифицированными водителями с удостоверениями категории “D”. При этом стаж вождения по этой категории не должен быть меньше 3 лет. Также необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом. Количество подходящих кандидатов ограничено, поэтому, частники зачастую грешат и нанимают на работу непрофессиональных водителей либо сотрудников, уволенных за провинности из муниципальных транспортных компаний.

Водитель микроавтобуса обязан выполнять указания диспетчерского персонала, соблюдать график движения по маршруту, знать места остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, ориентироваться в расположении медицинских учреждений, заправочных станций и пунктов техобслуживания.

Что касается зарплат водителям микроавтобусов, то окладная система на практике предпринимателями не используется. Фактически, водители работают по установленной норме, которая может различаться по будням и выходным дням, а оклад если и есть, то минимален. В таком случае выручка водителя включает сумму сверх положенной нормы. Минус такой схемы в том, что в погоне за выручкой, следование по маршруту превращается в битву за пассажиров с другими маршрутчиками, с подрезаниями, взаимными оскорблениями, простаиваниями на остановке и езду наперегонки с превышением скорости до следующей остановки. В итоге складывается во многом порочная система: водители думают о пассажирах в последнюю очередь, массово перерабатывают, проводя в кабине по 14-16 часов, а в случае невыплаты “плана” их могут лишить премии или потребовать доплаты из личных средств. Это не говоря уже о нарушении ПДД, авариях и прочем.

Зачастую схема построения бизнеса на маршрутках такова, что владельцем микроавтобуса является сам водитель, который обязан сам отвечать за мойку и заправку, выполнять мелкое обслуживание, включая замену колодок, масла, лампочек и фильтров, а также проводить серьезный ремонт и обеспечивать стоянку в личном гараже. Тот, разумеется тратит на все по-минимуму, так как половину выручки он и так отдает владельцу бизнеса. Как следствие - пассажиры получают “раздолбанные” маршрутки. К сожалению, чаще всего трудовые отношения между водителями и владельцами компаний-перевозчиков оставляют желать лучшего и походят скорее на “сбор дани”. Текучка кадров в этом бизнесе огромна, и в корне большинства проблем, разумеется, лежит человеческая жадность.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Другой вариант, который выбирают более добросовестные перевозчики, заключается в отстранении водителя автобуса от всех прочих обязанностей, кроме вождения на предоставленных фирмой автобусах. В таком случае расходы на бензин, ТО, мойку и ремонт остаются за компанией. С решением же вопроса прозрачности расчетов в общественном транспорте в нашей стране пока не спешат. Проблему могло бы решить введение безналичной системы оплаты с установкой валидаторов, но такая мера эффективна только в том случае, если она несет реальную выгоду для пассажиров и действует на всех видах городского транспорта. Так или иначе, но знать дневной план выручки предпринимателю все равно необходимо, какую бы систему оплаты он не ввел. Лучшим вариантом будет лично проехаться с водителем по маршруту в роли кондуктора и посчитать доходы в разные дни недели.

Возвращаясь к требованиям к водителям, не стоит забывать и об их человеческих качествах. Водители не только не должны лихачить, они должны уметь ладить с людьми. Не секрет, что работа в маршрутке - дело довольно нервное и изматывающее. Здесь крайне важно умение держать себя в руках, потому что практически ежедневно приходится иметь дело с неадекватными пассажирами, буйными, спорщиками и так далее.


Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток

Все автотранспортные средства должны обслуживаться на станции технического обслуживания и проверяться механиком перед каждым выездом на работу на предмет неисправностей. Также перед рейсом водители должны проходить осмотр у врача и получать допуск на выполнение своих обязанностей. Если медицинского работника в штате нет, то потребуется заключить договор с одним из медицинских учреждений на оказание соответствующих услуг.

Маршрутки должны иметь лицензионные карточки транспортного средства. Не обойтись и без оснащения приборами спутникового мониторинга ГЛОНАСС и тахографов. Автомобили должны быть технически исправны, а тип средства должен соответствовать виду перевозок.

Предпринимателю также следует позаботиться о том, где оставлять машины в нерабочее время и каким образом будет осуществляться техническое обслуживание автомобилей: собственными силами или сторонней организацией. Чтобы быть на связи со своими водителями оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Арендная плата может стать серьезной расходной статьей, поэтому желательно найти место на окраине города.

Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси

Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.


Сколько зарабатывают маршрутные такси

Наконец, мы подошли к самому интересному вопросу. А именно, к вопросу о том, сколько зарабатывают маршрутные такси. В среднем маршрут с одним микроавтобусом в автопарке приносит в месяц порядка 85-90 тыс. рублей. Диапазон чистой прибыли варьируется от 60 до 150 тыс. рублей в месяц при оборотах в размере от 100 до 250 тыс. рублей. Соответственно, три микроавтобуса могут приносить прибыль от 180 до 450 тыс. рублей.

Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”. Ставку на выходные и перевозку дачников никто не делает. В выходные показатели выручки и чистой прибыли могут снижаться в 2-3 раза относительно будней.

Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений. На кузов же автобуса наносится специальная пленка с рисунком. Оформление производится сотрудниками рекламных агентств.

Какие тенденции и подводные камни есть в бизнесе на маршрутках

В силу того, что в бизнесе на маршрутках крутятся большие суммы, одной из его главных особенностей является закрытость. Если речь идет о крупных городах, то, скорее всего, все выгодные маршруты уже давно поделены между крупными игроками. Бизнес на маршрутках является очень коррумпированной и высококонкурентной сферой. Даже при желании строго придерживаться буквы закона, начинающий предприниматель может обнаружить, что игра по “честным правилам” на этом рынке не котируется. Кроме того, новичками зачастую недооцениваются текущие издержки перевозок. Ремонт маршруток, которые используются в режиме жесткой эксплуатации, может оказаться не только дорогостоящим, но и долговременным. Недостаток современных станций техобслуживания автобусов может выключить транспорт из работы на недели и даже месяцы. Причем повысить выручку предприниматель чаще всего не в состоянии из-за фиксированных тарифов. Тарифы могут не меняться годами, а услуги на ремонт, обслуживание и бензин тем временем постоянно продолжают расти.

Открывая бизнес на маршрутках, также нельзя игнорировать основные тенденции в этой области. В последние годы в России растет понимание того, что маршрутка - это такой вид транспорта, который губительно влияет на ситуацию с общественным транспортом в целом. Одна из главных проблем маршруток - это малая вместимость. Если маршрутка может уместить 15-20 пассажиров, то трамвай и автобус вмещает 120 человек. Для городов, страдающих от пробок, явно эффективнее заменить 6-8 маршруток на один автобус или трамвай. Маршрутки забивают дороги и остановки, вызывают большее количество ДТП и в целом обостряют ситуацию на дорогах.


Более того, с точки зрения финансов маршрутки - это настоящая удавка для муниципального общественного транспорта. Во-первых, микроавтобусы не требуют дорогой инфраструктуры. Во-вторых, владельцы маршруток экономят буквально на всем, начиная от ремонта состава до уплаты налогов. Они могут без последствий покинуть маршрут в позднее время суток, если посчитают его нерентабельным. У муниципального транспорта, разумеется таких возможностей нет. Изначально неравные условия ставят маршрутчиков в выигрышную ситуацию. Постепенно они вытесняют городские автобусы с самых загруженных маршрутов, а трамваям и троллейбусам остаются одни льготники и нерентабельные направления.

П ростой арифметический подсчет показывает , что эксплуатация линии маршрутного такси – достаточно выгодное, доходное, прибыльное дело. Вся закавыка лишь в том, что в городской администрации – мэрии – тоже в курсе, что при правильной эксплуатации линия маршрутного такси может показывать чудеса рентабельности. Вот и получается, что самое сложное в этом бизнесе – суметь заполучить лицензию на маршрут, поскольку желающих действительно много, и обычно объявляется тендер.

И так, предположим , тендер вы все таки смогли выиграть. Причем на маршрут, скажем так, средненькой «паршивости». Ну, который, скажем, обеспечивает постоянную загруженность пассажирами процентов на 60 – 70.

Итак, дано:

1 Имеем новую, только что купленную пассажирскую «Газель» на тринадцать посадочных мест. Стоимость- от пятнадцати тысяч долларов.
2 Имеем маршрут, по которому наша «Газель» курсирует, скажем, по десять раз в оба конца. То есть – двадцать ходок в день.
3 Имеем семидесятипроцентную загруженность пассажирами (в среднем, на протяжении всего дня) по цене, скажем, в двадцать рублей билет. Итого получается, что каждая «ходка» даже при условии, что в пути никто не сходит и не садится, приносит в кассу рублей двести, если взять в качестве данных десять пассажиров на один рейс в тринадцатиместной машине.

Д вадцать «ходок» в день по двести рублей приносят в кассу компании четыре тысячи рублей. Умножаем эту цифру на тридцать дней – и получаем прибыль в сто двадцать тысяч рублей. Из них, предположим, тысяч тридцать выделяем в качестве зарплаты водителю (неплохая, между прочим, по нынешним меркам, зарплата). Еще столько же будем тратить на топливо и прочие нужды автомобиля. Кстати, изначально предполагается, что работает наша «Газель» на природном газе, а не на бензине. Ведь при нынешних ценах на бензин никакие расходы не окупятся.

В от и получилось , что каждая «Газель» даже с учетом того, что посчитали мы ожидающуюся прибыль с огромными скидками и с минимальным доходом, принесла в месяц 50 – 60 тысяч рублей профита – чистого дохода. А ведь на городскую линию средней протяженности необходимо как минимум с десяток машин.

Н е поленимся , умножим 60 тысяч рублей на десять автомобилей. И видим, что десять пассажирских «Газелей», будучи задействованными на пассажирских перевозках на не самом удачном маршруте (семьдесят процентов средней загрузки – это очень мало), будут каждым месяц окупать затраты на одну машину. То есть проинвестировав немалую сумму в шесть миллионов рублей на приобретение десяти микроавтобусов, мы можем рассчитывать на выход «в плюс» уже на десятом месяце эксплуатации маршрута.

П онятно, что в подавляющем большинстве случаев автомобильный парк закупается не за наличные, а при помощи банковского кредита. Причем на грамотно составленный бизнес – проект нынешние банки весьма охотно выделяют деньги. И подобное отношение со стороны банков является, наверное, одним из самых ярких подтверждений того, что пассажирские перевозки – дело действительно выгодное и перспективное.

Н е все, как правило , получается в жизни так гладко, как выглядит на бумаге. Однако определенное рациональное зерно в вышеперечисленных пунктах по открытию и эксплуатации пассажирской транспортной компании, думается, наличествует. Самое главное – содержать автомобильный парк в идеальном состоянии в смысле безопасности, ведь перевозить то придется людей. А законы на эту тематику в последние годы весьма строги. И не прохождение, скажем, своевременного ТО может повлечь за собой серьезные санкции со стороны автоинспекции.

И еще одно обстоятельство необходимо учитывать, планируя открытие компании по перевозке пассажиров на городских маршрутах. Кадры. Профессиональные водители, желательно, с солидным стажем работы именно на пассажирском транспорте – это непреложное условие коммерческого успеха в подобном бизнес проекте. Ведь профессиональный водитель не только не допустит никакого форс-мажора по пути следования. Он еще и с особой бережностью профессионала будет относиться к самому автомобилю. Который в противном случае прослужит вовсе и не так долго, как хотелось бы.

» » » Как открыть маршрутное такси. Шаг за шагом

1) Раздел "Автолайн". Кроме него - сомневаюсь, что кто-то из частников здесь есть.

2) 1. Минимум ИП; 2. Необходимо иметь хотя бы 1 автобус (любой вместимостью 8+); 3. Необходимо иметь стоянку (документальное подтверждение: право на собственность/договор с владельцем) и только потом Вы сможете обратиться в местный Минтранс чтобы: 1. получить лицензию (за неё полагается оплатить определённую стоимость, в разных регионах - по-разному); 2.1 Получить допуск на маршрут; 2.2 Если маршрут социальный - придётся проходить конкурс (смотрите конкурсную документацию). Здесь еще стоит учитывать, что необходимо создать базовую документацию (в т.ч., паспорт маршрута, если Вы собираетесь открыть новый или аналогичный существующему, по составлению паспорта маршрута существует целая технология), Вам придётся привлечь хотя бы еще одного человека, которого можно назначить начальником службы БД, теоретически, если это ИП, Вы можете сами выступать как владельцем, так и начальником служб, в т.ч. - БД. Так или иначе, Вам нужен грамотный юрист, ну, или заплатить бабла в аудиторскую контору. Если бабла платить не хочется - изучайте всю нормативную документацию по пассажирским перевозкам, особенно вот ЭТОТ .

3) Крытая стоянка? Для автобусов? Вы с Луны свалились? Специализированный сервис? Батенька, да Вы идеалист, а не реалист. ​ В периферии всё делается тут же на коленке, тем более - БУ. Нецелесообразно создавать перепробеги, если автобус уже не на гарантии, всё можно сделать самому, имея механика с прямыми руками или подвязки в хорошем автосервисе по грузовикам, такой есть в каждом городе, тем более - 500+.

4) Начинать с БУ МАЗов, тем более, списаных - очень смело, на Неоплан он похож только внешне. Гнать БУ из Европы - только если Вам нужно взять бОльшее кол-во ПС. Имея 5 лямов, можно взять 3-4 вполне хороших Спринтеров, ну или 2 БВ. Вы определитесь - что Вам надо?

5) Если у Вас есть ИП с хорошей отчётностью и оборотом за последние 6 месяцев - дадут. С таким раскладом можно взять кредит в любом госбанке и оформить лизинг в коммерческой конторе. Потом, через 3-5 лет, можно будет взять кредит для рефинансирования висящего лизинга и кредита и купить еще ПС. В противном случае - без шансов. Хорошо, что Вы не питаете иллюзий.

По поводу P.s. - лицензию-то не отберут, только кто продаст хлеб, который кормит, а если продают, то это уже на что-то намекает.

Вопрос - почему большие автобусы ездят только в определенных городах? Что, организовать эксплуатацию БВ гораздо сложнее, чем мелочевки?

Почему в Перми и Владимире нашли силы - это из-за рельефа чтоль? Вряд ли.

Почему - сложнее организовать? Вы, не в обиду, судя по всему - дилетант в общественном транспорте. Есть такое понятие - конъюнктура рынка. Оно диктует все условия для бизнеса. В нашем примере - тип ПС, объёмы перевозок, стоимость проезда и т.д. и т.п. Нужно знать конкретный регион, исследовать существующую сеть, узнать спрос, узнать внутренние связи региона (деревня - больница, дом - работа, земком - администрация и т.д.), в общем - узнать возможные перспективы и ниши. Также нужно анализировать демографическую ситуацию (рост/спад населения, количество пожилого/рабочего/учащегося населения).

Мой P.s. Искренне советую Вам, для начала, осмыслить всю Вашу мечту - насколько она стыкуется с реальностью. Одного желания мало, нужно хорошо шарить в пассажирских перевозках, если хотите всё сделать легально. Если осмыслили, второй совет - составьте бизнес-план, а затем ищите инвестора.

Мой P.p.s. Ну, Вы, конечно, отожгли, насчёт несильно большой - 500 и менее . Несильно большой - это до 150 000 максимум. Если будут еще вопросы, пишите сюда, мог что-то упустить.