Как лечить аутизм у детей: причины, симптомы, рекомендации. Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "журавлики" Излечивается ли аутизм у детей

  • Дата: 26.06.2020

Аутизм - патология, имеющая врожденный характер. При данном недуге у ребенка снижена способность к установлению социальных контактов. Пациенты испытывают трудности в общении, распознавании и выражении эмоций, понимании речи. Сегодня специалисты активно изучают такое заболевание, как аутизм. Лечится ли эта патология? Данный вопрос является очень актуальным для родственников пациентов. В статье говорится о методах борьбы с недугом, его симптомах и диагностике.

Общие сведения

Заболевание возникает из-за недостаточно слаженной деятельности различных участков мозга. У пациентов имеются трудности с установлением адекватных взаимоотношений. Интеллект остается нормальным у многих людей с аутизмом. Лечится ли патология полностью? Согласно медицинским исследованиям, ответ на данный вопрос отрицательный. Однако выявление расстройства на раннем этапе и адекватная терапия помогают многим больным вести относительно нормальную и самостоятельную жизнь.

Причины возникновения недуга

На сегодняшний день специалистам не удалось установить, какие факторы способствуют его развитию. Существует несколько гипотез о том, почему появляется болезнь. Например, некоторые ученые полагают, что аутизм возникает у детей, которые растут в определенных условиях окружающей среды. Например, мать, жесткая и подавляющая либо страдающая депрессией, не способна создать условия для нормального воспитания младенца. В результате у малыша возникают нарушения развития и поведения.

Другая гипотеза основана на генетической предрасположенности. Она так и не была подтверждена.

Некоторые специалисты предполагают, что патология развивается в результате влияния таких факторов, как инфекции или интоксикации организма матери в период вынашивания плода, тяжелое родоразрешение. Есть еще одна гипотеза, которая появилась недавно. Она заключается в том, что признаки болезни возникают у ребенка после проведения вакцинации. Исследования показали, что данная теория не соответствует действительности. Кроме того, отказ от прививок отрицательно влияет на здоровье малыша. Сегодня у многих детей диагностируется аутизм. Лечится или нет это заболевание? Как вовремя распознать его? Эти вопросы волнуют родителей пациентов.

Когда и как проявляется заболевание?

Симптоматика, как правило, возникает у детей примерно в 3 года. Но время начала недуга может варьироваться. Родственники замечают у малыша признаки отсталости в развитии. Его речь и манера поведения нетипичны для данного возраста. Иногда ребенок начинает говорить вовремя, но затем быстро теряет приобретенный навык. Затем родители замечают у малыша нарушение способности к общению, однообразие игр, поведения, жестов и увлечений.

Патологию, о которой идет речь в статье, ученые начали исследовать сравнительно недавно - около 70 лет назад. У многих детей, которым был поставлен диагноз «шизофреническое расстройство» или «умственная отсталость», на самом деле присутствовал аутизм. Лечится ли данный недуг? Специалисты утверждают, что чем раньше выявлено заболевание, тем эффективнее мероприятия по борьбе с ним. Многие препараты, которые применяются при шизофрении или олигофрении, оказываются не только бесполезными, но даже вредными для пациентов с аутизмом. Иногда состояние, о котором идет речь, является не менее тяжелым, чем другие душевные расстройства. Его итогом становится инвалидность.

Признаки патологии в детском возрасте

Типичных проявлений заболевания, характерных для всех пациентов, не существует. Для каждого человека, в зависимости от его индивидуальных особенностей, свойственны определенные сочетания симптомов. Специалисты говорят о том, что заподозрить аутизм в раннем возрасте можно при наличии таких признаков:

  1. Малыш не испытывает привязанности к близким, не плачет, если мама или папа уходят.
  2. Его интеллектуальное развитие задерживается.
  3. Ребенок не стремится к коммуникации со сверстниками. Может демонстрировать необоснованную жестокость, вспышки злости. Любит играть один, избегает ровесников.
  4. Малыш испытывает стойкую привязанность к определенным предметам. При этом он не замечает других вещей. Например, пользуется одной игрушкой, отказываясь от всех остальных.
  5. Аутист болезненно реагирует на яркий свет и громкий звук. Он не переносит шума пылесоса или кухонной техники. Для здорового ребенка такие вещи кажутся естественными. У аутиста они вызывают испуг, истерику.
  6. Малыш не отличает одушевленные предметы от неживых вещей.
  7. Он не стремится поддерживать телесный контакт, не просится на руки, не любит прикосновений.

Обнаружив у сына или дочери такие проявления, родители обращаются к специалистам. Аутизм у детей лечится или нет? Эта проблема сегодня волнует многих.

Другие признаки расстройства

Об аутизме могут свидетельствовать и другие симптомы:

  • Игры и развлечения малыша имеют необычный характер, часто они однообразны.

  • Ребенок не интересуется прогулками, познанием окружающего мира. Он кажется замкнутым, отстраненным.
  • Малыш плохо распознает язык жестов, выражение лиц.
  • Он избегает прямого взгляда, не смотрит в глаза окружающим.
  • Речь ребенка и его жесты отличаются странностью, манера поведения - нервозностью.
  • Голос малыша монотонный.

Многие родители, заметив у сына или дочери подобные симптомы, задают вопрос о том, лечится ли аутизм у ребенка 3 лет. Специалисты советуют внимательно отнестись к ранним признакам расстройства и вовремя показать ребенка доктору. Тогда есть надежда на то, что нарушения развития можно будет корректировать.

Особенности речи больных

Следует отметить, что многие малыши с данной патологией почти не разговаривают до 3 лет. Пациенты могут придумывать слова. Они также любят копировать речь других. Ребенок говорит о себе в третьем лице, не обращается к людям по именам. Когда кто-то пытается заговорить с аутистом, он не реагирует. Такие малыши производят впечатление глухих. Отсталость в развитии и приобретении новых умений - черта, характерная для многих детей с аутизмом. Лечится ли подобное расстройство? Можно ли избежать тяжелых последствий? Эти вопросы волнуют родителей. Доктора утверждают, что особый подход к обучению и развитию ребенка, специальные занятия с педагогами помогают скорректировать проявления расстройства.

Нарушения взаимодействия

Аутисты боязливы и робки. Не умеют играть с ровесниками, дружить. Такие дети не способны усваивать нормы поведения. Не любят, когда кто-то беспокоит их. Если другой малыш подходит к аутисту и пытается наладить общение, тот может убежать, спрятаться. Кроме того, пациент склонен к приступам злости. Больной направляет агрессию на себя или окружающих. Малыши с подобным отклонением боятся изменений. Если передвинуть мебель, переставить книги или выбросить сломанную игрушку, аутист бурно отреагирует на это. Еще одной чертой таких больных является неразвитое абстрактное мышление. Они могут повторять лишь то, что слышали или видели. Эти малыши совершают странные движения (раскачиваются, прыгают, трясут руками, вертят пальцами). Подобное поведение затрудняет пребывание в обществе. Социальная адаптация - проблема, которая волнует родителей пациентов с аутизмом. Лечатся ли такие нарушения? Сможет ли ребенок нормально жить в обществе?

Родители часто задают данные вопросы специалистам. К сожалению, нет лекарств, которые бы позволили аутистам адекватно общаться. Однако есть методики, позволяющие скорректировать расстройства поведения и помочь ребенку лучше взаимодействовать с окружающими.

Проявления недугов у подростка

С возрастом у пациента возникают новые признаки. Например, многие испытывают трудности в учебе. Они плохо усваивают навыки чтения и письма. Однако некоторые аутисты демонстрируют глубокие познания и хорошие способности к отдельным дисциплинам. Это может быть математика, музыка, изобразительное искусство. К 12 годам дети все-таки приобретают элементарные коммуникативные навыки. Но они предпочитают находиться в одиночестве. В пубертатном периоде пациенты могут испытывать тревожность.

Нередко наблюдается подавленное эмоциональное состояние, вспышки злости, повышение полового влечения. Судорожные припадки - еще одно типичное явление для подростков с аутизмом. Лечится ли подобный симптом? С приступами можно бороться при помощи препаратов. В тяжелых случаях применяется оперативное вмешательство. Иногда припадки проходят сами по себе, без использования медикаментов.

Аутизм у совершеннолетних

Симптоматика во взрослом возрасте зависит от тяжести патологии. Для пациентов с этим расстройством характерно следующее:

  1. Бедность жестов и мимических проявлений.
  2. Несоблюдение норм поведения в социуме.
  3. Причинение неосознанного вреда окружающим.
  4. Плохая способность к установлению дружеских, семейных отношений.
  5. Невыразительность речи, повторение одних и тех же фраз.
  6. Боязнь перемен.
  7. Привязанность к предметам, четкое соблюдение распорядка дня.

Известно, что при легком аутизме пациенты могут относительно нормально приспосабливаться к условиям окружающей среды и общаться с людьми. Есть индивиды, которые создают семьи, работают.

Если патология протекает тяжело, пациент не способен обслуживать себя самостоятельно.

Выявление расстройства

Для того чтобы диагностировать заболевание, необходимо показать ребенка специалистам: педиатру, неврологу, психиатру. Они способны определить наличие недуга. Необходимо помнить, что признаки патологии во многом сходны с проявлениями других отклонений - ДЦП, умственной отсталости. И хотя на вопрос о том, лечится ли аутизм у детей полностью, доктора не дают положительного ответа, существуют методы коррекции расстройства.

Терапия

Специфических медикаментов, которые могли бы устранить проявления недуга, пока не существует. К таким пациентам просто требуется определенный подход.

Специалисты рекомендуют обучать их в особых учреждениях (детсадах и школах). Важно помогать детям преодолевать трудности, связанные с общением, контролировать вспышки злости, тревожность и другие симптомы. Если заболевание сопровождается судорожными приступами, назначаются лекарства.

Аутизм хотя бы частично? Это зависит от своевременной диагностики. В странах, где болезнь определяется в раннем возрасте, пациенты могут вести нормальный образ жизни. Такие люди заканчивают учебные заведения, занимаются умственной работой.

Лечится ли детский аутизм другими методами?

Патология считается одним из типов душевных расстройств. Но не все доктора используют антипсихотики в качестве терапии. Конечно, эти лекарства способны уменьшить проявления недуга. Однако их использование сопряжено с побочными эффектами. Здоровье малыша может ухудшиться.

Некоторые родители полагают, что детский аутизм лечится при помощи диеты, исключающей молочную продукцию и глютен. Однако доктора утверждают, что такой рацион не способствует уменьшению симптомов. Специалисты рекомендуют уделить внимания другим аспектам. Например, надо хвалить сына или дочь даже за небольшие достижения.

Важно соблюдать четкий распорядок дня. Ответ на вопрос о том, лечится ли ранний аутизм полностью, отрицательный. Но и особый подход к обучению и воспитанию помогают пациентам лучше адаптироваться в обществе.

Расстройства аутического спектра — комплекс расстройств развития , каждое из которых по-разному проявляется и неодинаково влияет на развитие и поведение человека.

Говоря об аутизме, важно рассматривать их все в комплексе.

Люди, стремящиеся узнать о расстройствах аутического спектра побольше, первым делом задаются вопросом: аутизм лечится или нет ?

Ответ на этот вопрос достаточно прост: лечится, но полностью вылечить его на настоящий момент невозможно. Однако помочь аутичному человеку адаптироваться в обществе более чем реально.

Как родителям понять, что у ребенка аутизм?

Родителям, у которых подрастает маленький ребенок, необходимо внимательно следить за тем, как он развивается , как взаимодействует с миром, с людьми, чем интересуется, насколько быстро приобретает навыки и умения.

Это позволит вовремя заметить отклонения в развитии и обратиться к специалистам, чтобы они осмотрели ребенка, провели ряд обследований и тестов, а после поставили диагноз и назначили лечение.

Зачастую родители не замечают до определенного момента. В отдельных случаях диагноз выставляется, когда ребенок уже пошел в школу .

Характерные признаки расстройств аутического спектра, на которые важно обратить внимание родителям:


Также у аутичных детей часто наблюдаются различные нарушения сна: они хуже засыпают, могут просыпаться по нескольку раз за ночь.

Если хотя бы часть из перечисленных симптомов наблюдается у ребенка, его важно показать специалистам. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем проще будет помочь ребенку адаптироваться.

Как диагностируется?

Если родители заметили, что у ребенка присутствуют признаки аутизма, важно отвести его к педиатру и внятно, с примерами рассказать о том, как он себя ведет, как развивается, как общается с окружающими, перечислить симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что у него есть нарушение.

Педиатр задаст уточняющие вопросы, осмотрит ребенка и направит его к детскому психиатру.

За ребенком, у которого предположительно есть аутическое расстройство, некоторое время наблюдают следующие специалисты :

  • педиатр;
  • психиатр;
  • психолог;
  • логопед;
  • невролог.

Диагноз выставляется, если у ребенка наблюдается симптоматическая триада аутизма :

  • выраженные расстройства общения;
  • выраженное нарушение социальных взаимодействий;
  • стереотипность, которая проявляется в поведении, в активности и интересах ребенка.

Также ребенка направляют на исследования, которые покажут состояние его соматического здоровья: в некоторых случаях симптомы, сходные с аутизмом, могут наблюдаться при других патологиях.

Обычно ребенка направляют на :

  • электроэнцефалографию;
  • магнитно-резонансную и компьютерную томографии.

В случае необходимости ребенка осматривают гастроэнтеролог, сурдолог, офтальмолог и генетик.

Широко используются различные диагностические тесты , которые определяют уровень интеллекта ребенка, его умение оперировать абстрактными понятиями, способность понимать материал.

Тесты подбираются с учетом возраста ребенка и позволяют специалистам не только диагностировать аутизм и отличить его от сходных патологий, но и определить наиболее подходящую схему лечения: если у ребенка, помимо аутизма, есть олигофрения , методы лечения будут отличаться от тех, которые используются, если олигофрении нет.

Диагностические критерии по возрасту

Характерные диагностические признаки аутизма в разных возрастных периодах:

  1. Ранний возраст. Ребенок не произносит отдельные слова в возрасте 1,4 года, к двум годам не способен сложить два слова в фразу, в возрасте года не использует указательный жест.
  2. Дошкольный возраст. Нарушения речевого развития, специфические особенности зрительного контакта (ребенок либо смотрит очень недолго, или очень долго и избегает смотреть в глаза), выполнение повторяющихся действий с предметами, нарушено умение реагировать на эмоции окружающих и изменять поведение в соответствии с ситуацией, нестандартная реакция при контакте с определенными раздражителями, стереотипное поведение.
  3. Школьный возраст. Ребенок не интересуется окружающими людьми, практически не общается со сверстниками, не имеет друзей. В сфере его интересов — неодушевленные объекты. Ему не нужна эмоциональная поддержка в ситуациях, когда не аутичные дети в ней нуждаются. Он увлечен одной определенной сферой (это называется «специальный интерес»), и не всегда его заинтересованность поможет ему реализоваться где бы то ни было, поскольку специальным интересом аутичных детей могут быть как квантовая физика, так и собирание пуговиц.

    Аутичным школьникам сложно поддерживать беседу с кем-либо, они с трудом понимают, когда нужно закончить диалог и когда уместно его начать.

Как отличить от олигофрении?

Аутизм имеет сходные с умственной отсталостью черты, особенно в случаях, когда речь идет о ребенке младше 4-5 лет.

Поэтому специалистам важно провести дифференцированную диагностику .

Сходные с олигофренией черты , присущие разным группам аутизма:

  • трудности при усвоении бытовых навыков;
  • игровая деятельность предметно-манипулятивна, ребенок не переходит к сюжетно-ролевой игровой деятельности;
  • речевые отклонения;
  • неразвитость мелкой моторики;
  • безынициативность;
  • маленький словарный запас;
  • невыраженная психическая активность.

Отличия: дети-олигофрены стремятся сохранять зрительный контакт, проявляют заинтересованность в общении, их жизненные потребности сильно выражены.

Также у них отсутствуют характерные для аутизма речевые особенности, эмоциональная чувствительность, уязвимость, заинтересованность в знаках.

Аутичные дети показывают лучшие результаты, если находятся в комфортной для них обстановке, а в случае с олигофренами это не наблюдается.

Лечение у детей

Коррекционная работа с аутичными детьми направлена на смягчение выраженности характерных аутических симптомов, формирование коммуникативных умений. Родителям важно следовать рекомендациям специалистов и регулярно заниматься с ребенком дома , чтобы достичь высоких результатов.

В коррекционной работе участвуют следующие специалисты :

  • психолог;
  • психотерапевт;
  • логопед;
  • дефектолог.

В случае необходимости ребенка следует перевести в специализированное учебное заведение (детский сад, школу) либо обучать на дому. Особенно это важно , если у ребенка есть не только аутизм, но и олигофрения.

Основные методики, которые используются при работе с аутичными детьми:

Психолог помогает аутичному ребенку адаптироваться в коллективе сверстников, формирует навыки и умения, которые позволят ему социализироваться в обществе .

  1. В процессе работы с ребенком психолог должен учитывать его индивидуальные особенности , а его кабинет должен быть адаптирован под нужды аутичных детей: в нем не должно быть ярких, шумных предметов, которые способны вызвать у ребенка сенсорную перегрузку. Также важна звукоизоляция, чтобы ребенок не слышал посторонние шумы.
  2. Общаться с аутичным ребенком нужно тихим, спокойным голосом, в отдельных случаях — шепотом .
  3. Одежда психолога должна быть однообразной и не содержать ярких, привлекающих внимание элементов.
  4. Психолог должен уметь вовлечь ребенка в совместную деятельность и применить его интересы в своих целях. К примеру, если ребенку нравится рвать бумагу, можно предложить ему сделать аппликацию на основе оторванных кусочков бумаги.
  5. Психологи, работающие с детьми-аутистами, используют в работе игры с водой, с песком, пальчиковые игры, расслабляющие упражнения, музыкотерапию.

В большинстве случаев специалисты стремятся избегать использовать медикаменты при терапии. В приоритете всегда обучающие методики и приемы, которые помогут ребенку в развитии и адаптации.

Обычно препараты назначают в тех случаях, когда длительная работа с ребенком не показала значительной эффективности.

Могут быть назначены препараты следующих групп :

  • антидепрессанты (Флуоксетин, Сетралин);
  • антипсихотики (Клозапин);
  • транквилизаторы (Атаракс);
  • нормотимики (Рисперидон).

Коррекционные занятия на дому

Родителям прежде всего нужно набраться терпения и осознать, что они сумеют помочь ребенку, если будут внимательны к нему и учтут все его особенности.

Важно :

  • следовать ежедневному расписанию и следить, чтобы все, что окружает ребенка, было для него привычным;
  • подмечать его особые интересы и использовать их для продвижения в обучении;
  • приучить ребенка к каждодневным привычкам;
  • сопровождать его при посещении различных мероприятий;
  • создать ему комфортную зону, где будет удобно заниматься и отдыхать;
  • наблюдать за его поведением, подмечать признаки усталости.

Эти советы важны при работе с аутичным ребенком любого возраста .

Также важно помнить, что ребенок достигнет больших успехов в комфортной обстановке. Избегайте вносить радикальные изменения в его жизнь.

Домашние задания для аутичных детей:

  1. Головоломки и пазлы. Эта деятельность завязана на последовательности действий, поэтому понятна аутичным детям и вызывает заинтересованность.
  2. Игры. Благоприятно на развитие аутичных детей влияют сенсорные игры, которые заставляют его анализировать сигналы, которые он получает через сенсорные органы. Подойдут игры по типу «Где звенит колокольчик?», «Волшебный мешочек», «Узнай по голосу», «Слуховое лото», «Тактильные бусы». Также важно оставлять ребенку время на его собственные стереотипные игры: они помогают ему успокоиться и почувствовать себя лучше.
  3. Рисование. Аутичным детям проще дается рисование, а не лепка, поскольку оно не сопряжено с тесным сенсорным воздействием. Обычно дети переходят к лепке позднее. Чтобы ребенку было проще, предлагайте ему фотографии предметов и мест, которые ему нравятся, чтобы он срисовывал. Важно, чтобы рисование не вызывало у ребенка отторжения. Также в процессе рисования можно развивать знания и умения ребенка, стимулировать его к коммуникативной активности. К примеру, можно задавать ему вопросы по типу «Какого цвета этот карандаш?».
  4. Коллекционирование. Аутичное стремление к систематизации можно применить для получения пользы: предложите ребенку начать собирать что-либо. Это могут быть фантики, фотографии, камни, ракушки. Важно, чтобы работа с коллекцией соотносилась с ежедневным планом.
  5. Деятельность, построенная на повторении. Аутичным детям легко приспособиться к плану и совершать определенные действия в соответствии с ним. К примеру, можно предложить ему вести календари, кормить животных в одно и то же время.

Высокофункциональные аутисты и дети с обычно рано учатся читать , поскольку им интересны знаки, символы. Важно поощрять их интерес к чтению и давать книги, предлагать читать вслух и рассказывать о прочитанном.

Диета

Распространено мнение, что безглютеновая и безказеиновая диеты позволяют уменьшить выраженность симптомов аутизма у детей.

Но это не так: нет никаких официальных данных по поводу эффективности данных диет при лечении расстройств аутического спектра.

Более того: соблюдение безказеиновой диеты приводит к нарушению процессов развития костной системы : кости у детей, соблюдавших такую диету, более тонкие, чем у тех, кто ее не соблюдал.

Единственная «диета», которой действительно стоит придерживаться — правильное питание . Аутичному ребенку, как и любому другому, важно получать необходимое количество полезных веществ с пищей ежедневно.

Как лечить у взрослых?

Коррекция, помогающая детям адаптироваться и приобрести необходимые навыки, в случае со взрослыми практически не работает. Поэтому необходимо начинать ее как можно раньше.

Существуют программы и учреждения, помогающие взрослым аутичным людям адаптироваться, предлагающие им поддержку, но в России подобная сфера не развита.

Некоторая часть аутичных людей, даже несмотря на работу с ними в детском возрасте, не в состоянии существовать в обществе, поэтому им подойдет жизнь в специализированных интернатах (в случае с Россией — в коммерческих интернатах ).

Аутичным людям важна поддержка окружающих, важно принятие . Несмотря на то, что они, казалось бы, не заинтересованы в социальных контактах, общение им нужно, особенно с близкими: с родственниками, друзьями, с людьми, которые помогут.

Некоторым аутичным людям назначают антидепрессанты, нормотимики, антипсихотики, транквилизаторы, которые помогают им лучше себя контролировать, справляться с , .

Прогноз

Итак, излечим ли аутизм у детей?

Расстройства аутического спектра неизлечимы, но их выраженность можно смягчить .

У части детей (3-25%, в зависимости от выборки), с которыми активно занимались, наступает ремиссия, и диагноз снимается .

Прогноз во многом зависит от того, насколько старательно занимались с человеком в детском возрасте, когда был поставлен диагноз, какой тип и какая группа аутизма у него, есть ли олигофрения и сопутствующие заболевания.

Часть людей с аутизмом адаптируются в обществе, работают, даже имеют семью и детей.

Чтобы аутичный ребенок сумел адаптироваться в обществе , нашел свое место в нем, важно регулярно заниматься с ним, поддерживать, учитывать его индивидуальные особенности.

Лечение аутизма дома:

Возможно ли вылечить аутизм?
После выхода одноименного фильма их стали называть «люди дождя». Они не похожи на других, совсем не похожи. Без эмоций, без общения, они живут на «своей волне», в загадочном мире образов и фантазий. Они не глупы, но понять, какой у них интеллект невозможно, потому что такие люди не идут на контакт. Аутисты - особенные люди, но как жить с ними, как правильно общаться и как пережить, когда врач произносит диагноз: «У вашего ребенка аутизм…»?!
История аутизма начинается с легенд и сказок о живых и веселых детях, которых похищали эльфы, оставляя взамен детей не говорящих и замкнутых. В 1911 году швейцарский психиатр Е. Блейлер впервые ввел термин «аутизм» для описания клинической картины ухода больного в мир фантазий.
Аутизм - это психическое заболевание, связанное с ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в мир исключительно личных переживаний. Таких людей называют неполноценными. В мозге аутистов при передаче сигнала происходит «сбой», вызывающий искажение получаемой информации. Отсюда появляются проблемы с общением, неумение выражать и осознавать свои чувства и эмоции в привычном для нас понимании. Такие люди все делают по определенному распорядку, понятному только им, и, как только этот порядок нарушается, впадают в панику.

Откуда берется это заболевание?
К середине XX века количество научных трудов, посвященных теме аутизма, начинает увеличиваться буквально лавинообразно. Психиатры приходят к выводу, что в возникновении у детей этого заболевания виноваты родители. Только в середине 70-х годов прошлого века новые исследования в этой области убедительно доказали всю абсурдность этого подхода. Детская психиатрия начала более взвешенно и ответственно относиться к вопросам диагностики детского аутизма, принимая во внимание все многообразие форм этого заболевания.
Аутисты в каком-то смысле уникальны, недаром, про них говорят: это люди, с которыми разговаривает Бог
К сожалению, даже современные достижения и возможности медицины не позволяют выявить причины появления аутизма. Наиболее правомерной считается биологическая теория, нарушения могут быть вызваны одним или несколькими биологическими или генетическими факторами.

Возникает ли аутизм от прививки?
Аутизм - очень тяжелое заболевание, которое, согласно утверждению врачей, неизлечимо, - можно только частично повлиять на развитие больного ребенка с помощью психологии и поведенческой терапии. Однако в конце 80-х годов прошлого века зародился миф о том, что аутизм появляется от прививки. Возник он в Великобритании: английский гастроэнтеролог Эндрю Вэйкфилд вместе с коллегами опубликовали статью, в которой говорилось, что введение вакцины против кори, краснухи и паротита (аналог нашей вакцины АКДС) может вызвать симптомы, ассоциированные с аутизмом. По европейским странам прокатилась волна протестов против обязательной вакцинации: родители предпочитали воздерживаться от прививок, результатом стали сотни госпитализаций и 3 смертельных случая. Происхождение аутизма стало объясняться очень просто - наличием в вакцинах препаратов ртути, которые применяют для консервации. Появилось масса частных клиник, которые за большие деньги якобы лечили аутизм хелатированием - применением препаратов, способных связывать и выводить из организма тяжелые металлы. К сожалению, победить аутизм подобным образом не удалось, многие семьи потратили значительные суммы на лечение, которое, как выяснилось совсем недавно, могло убить детей или причинить значительный вред их здоровью (вплоть до отказа почек и обезвоживания). К счастью, миф о связи прививок, аутизма и «пользе» хелатной терапии был полностью разрушен: в 2000 году в Европе было проведено 18 широкомасштабных исследований с одними и теми же результатами: никакой связи между вакцинацией и риском развития аутизма у детей не существует.

Они другие…
Многие родители, которые впервые сталкиваются с тем, что их ребенок страдает проявлениями аутизма, впадают в шок. Вначале они тешат себя надеждой, что все можно исправить, но со временем понимают, что в этом нет смысла. Надо научиться жить с таким человеком, понимать и принимать его, полюбив таким, какой он есть. Аутисты в каком-то смысле уникальны, недаром, про них говорят: это люди, с которыми разговаривает Бог. Нередко аутисты гораздо умнее любых профессоров, они могут выполнять задания повышенной сложности, запоминать такое количество информации, которое обычный человек не в состоянии выучить. Научитесь восхищаться такими людьми и понимать: аутисты не хуже и не лучше нас, они просто ДРУГИЕ. Кто знает, может быть, мир фантазий аутистов гораздо ярче и интереснее, чем тот, в котором живем мы с вами…

Справка
В большинстве случаев аутизм развивается у детей до 3 лет. Врачи утверждают, что, если аутизм возник у взрослого, это в чистом виде шизофрения. Существует несколько типов аутизма, каждый из которых отличается степенью выраженности нарушения и рядом симптомов, влияющих на жизнь больного. Например, люди с синдромом Аспергера (аутистическая психопатия), не обращают внимания на окружающих, но могут проявлять большой интерес к встречам и установлению дружеских отношений, у них развивается чувство привязанности к членам семьи или близкому кругу друзей. Также при данном синдроме отсутствуют аномалии речи.
Аутизм при синдроме Ретта встречается только у девочек - в более чем 1 случае на 10000. Синдром Ретта и ранний детский аутизм (РДА) имеют разный прогноз: дети с аутизмом при своевременной соответствующей коррекции могут со временем развить необходимые им навыки, дети с синдромом Ретта наоборот проявляют ухудшение в физическом и психо-эмоциональном развитии.

Аутизм не лечится, можно скорректировать поведение ребенка с РАС, чтобы приблизить его к нормотипичному(или нейротипичному). Как верно отметила Ксения Козлова, АВА-терапия является одним из самых эффективных и, что немаловажно, научно доказанных методов.

Психологи, которые утверждают, что ребенок с аутизмом вдруг "проснётся", понятия не имеют о природе расстройства, зря обнадёживают родителей и теряют драгоценное время ребёнка. Без ежедневной и последовательной работы чуда не случится, как бы не хотелось в это верить.

Как мама ребенка с РАС, хочу поддержать всех родителей, детям которых поставили диагноз совсем недавно.

Во-первых: вы не виноваты в том, что у ребенка аутизм и точка. Родители, особенно мама, начинают искать причины в прошлом, во время беременности (понервничала, не то съела, не так посмотрели, сглазили). Одной маме сказали, что у ее ребенка аутизм, потому, что она мало кормила грудью. Другой - что она рано вышла на работу и не общалась со своим чадом 24/7. Куда ни плюнь - одни эксперты... Чувство вины не поможет ни маме, ни ребенку. Прекратите самобичевание и сосредоточьтесь на настоящем.

Во-вторых: не стыдитесь диагноза, не стыдитесь своего ребенка. Берите его с собой в магазин, водите на детские площадки, катайте на троллейбусе, не ограничивайте его круг общения только детьми с РАС, и, тем более, не держите его дома в заточении. Чем раньше ребенок с аутизмом "выйдет в люди", тем быстрее привыкнет, адаптируется. Конечно, это делать надо постепенно, смотреть на реакцию ребенка, отмечать, что ему нравится, а что вызывает дискомфорт. Ищите опытного тьютора, или человека, готового обучаться этой профессии, готовьте малыша, налаживайте сотрудничество, коммуникацию и отправляйте с тьютором в садик/школу. Специнтернат поставит крест на социальной адаптации ребенка и успешной интеграции в общество.

В-третьих: лучше перебдеть, чем недобдеть. Если Вы видите признаки РАС у своего ребенка, не ждите официального диагноза (до 3-х лет большинство психиатров ставят диагноз "аутизм" со скрипом, надеясь, что ребенок "перерастёт, выговорится, обтешется"). Занятия по АВА в любом случае не принесут вреда, а только пользу, даже если у ребенка не РАС, а ЗПР или другое расстройство.

И в-четвёртых: не стыдитесь обратиться к психологу. Вам, родителям, сейчас нужна поддержка и понимание. Не критика, а принятие Вас как хорошей мамы/папы. Возможность выговорится, поплакать и, в конечном итоге, принять ребенка и принять аутизм, как неотъемлемую часть своего ребенка. Удивительно, но после данной "процедуры" дела пойдут активнее и ребенок начнет развиваться быстрее. Проверено на себе:)

Аутизм – серьезное заболевание, которое вызывает нарушение социальных навыков человека, а также негативно сказывается на речевой функции и психическом развитии, ухудшая работу головного мозга. Чаще всего болезнь диагностируется у малышей от 1 до 2 лет, при этом появиться она может не позднее достижения пятилетнего возраста. Родителей, чьи дети столкнулись с такой проблемой, волнует лишь то, можно ли вылечить аутизм.

Аутизм. Причины, симптомы

Болезнь начинает развиваться именно в первые годы жизни. Пострадать от нее может даже младенец. Иногда аутизм протекает малозаметно, из-за чего обнаруживается в более позднем возрасте. Он считается неизлечимым, но хорошо поддается коррекции, благодаря которой удается свести проявления болезни к минимуму. Аутизм бывает нескольких видов. Как правило, врачи делят его проявления на формы:

  • Отвержение окружающего мира – считается ранним, проявляется у младенцев, усиливается с возрастом, больной не способен взаимодействовать с окружающими, его поведение стереотипно, он может бояться привычных для остальных людей вещей, часто проявляет агрессию;
  • Захваченность интересами – проявления схожи с ранним аутизмом, но ребенок имеет хорошую логику, при этом слишком упорный в достижении целей, но не может концентрироваться на неинтересных вещах и осваивать большинство коммуникативных способностей;
  • Полная отрешенность – развивается постепенно, ухудшая состояние ребенка, относится к тяжелой форме, на поздних стадиях может серьезно влиять на интеллектуальные способности, из-за чего некоторые дети даже забывают то, как правильно ходить, или не понимают чувства голода.

У некоторых встречается атипичный аутизм. Он протекает в легкой форме, что делает его обнаружение затруднительным. Иногда болезнь начинает проявляться более заметно, когда ребенок уже подросток. Людей с легким аутизмом легко вернуть к полноценной жизни, причем даже в случаях, когда болезнь была обнаружена уже во взрослом возрасте.

Причины

Риск развития аутизма связан воздействием некоторых факторов на плод во время вынашивания или на ребенка сразу после рождения. Поэтому каждая будущая мама должна быть особенно внимательна к своему здоровью во время беременности.

Основные причины следующие:

  • Поражение ;
  • Влияние вирусов или бактерий;
  • Воздействие ртути или химических веществ;
  • Злоупотребление антибиотиками;
  • Гормональные нарушения;
  • Сбой обмена веществ.

Считается, что спровоцировать развитие аутизма может даже сильный испуг малыша или иное серьезное воздействие на его психику.

Симптомы

Распознать аутизм у своего ребенка можно по симптомам. Если болезнь протекает не в атипичной форме, то чаще всего заметить отклонения удается на ранних этапах. Это позволяет повысить шансы на успешное лечение.

Какие симптомы возникают при аутизме:

  • Речевые нарушения – ребенок не говорит вообще либо может разговаривать с заметным отставанием от сверстников, в раннем возрасте такие дети издают одинаковые звуки, при взрослении могут придумывать свои слова;
  • Невозможность социализации – при общении с другими людьми больные дети испытывают дискомфорт и тревогу, они пытаются избежать контактов, не проявляют эмоций и привязанности, могут вообще не замечать, что с ними кто-то пытается заговорить, иногда они агрессивны;
  • Отсутствие интереса к развлечениям – дети не понимают, как именно нужно играть какими-либо игрушками, они не могут рисовать, чаще всего не пытаются экспериментировать и не проявляют никакого внимания к чему-то интересному;
  • Стереотипность поведения – аутисты могут выполнять только привычные действия, часто они повторяют одно и то же движение или слово в течение длительного времени, для них неприемлемы перемены, в психике происходит привыкание к строгому стереотипному поведению, при нарушении которого дети испытывают грусть или злость.

У некоторых детей появляются и другие симптомы: судороги, снижение иммунитета, проблемы с ЖКТ, измененное сенсорное восприятие (зрение, слух, обоняние). Зачастую их наличие осложняет постановку диагноза, т.к. появляются подозрения на другие болезни.

Для взрослых, чьи дети больны таким расстройством, Институт изучения аутизма создал бесплатное специальное руководство, которое помогает в лечении малыша.

Основная терапия

Идеального способа, как вылечить аутизм у ребенка, не существует. При любых стараниях избавляться от него полностью не удается никому. Тем не менее применение нескольких методов терапии позволит добиться коррекции состояния больного, что позволит ему чувствовать себя обычным человеком, который способен общаться с другими людьми. Для этого потребуется сначала пройти диагностику, после чего больному будут назначены медикаментозное лечение и работа с врачами. Эти три элемента станут отправной точкой в борьбе с болезнью. После их реализации также стоит обратить внимание и на другие методы, т.к. без них добиться хорошего результата будет тяжело.

Диагностика

Подтвердить наличие аутизма – не такая простая задача. Врачу потребуется провести беседу не только с ребенком, но и с его родителями. При этом взрослые должны заранее записать свои наблюдения, чтобы подробно изложить все, что им кажется необычным. Также мама и папа малыша должны будут ответить на специальные вопросы из опросника, который применяется для диагностирования этой болезни.

Очень часто родители и врачи не придают значения небольшим отклонениям в поведении ребенка, из-за чего начало лечения затягивается, а ребенку может стать хуже. Также сложность выявления аутизма в том, что некоторые симптомы могут относиться к другим болезням. Иногда детям диагностируют шизофрению, умственную отсталость или нарушения отдельных органов, даже не думая о развитии аутизма.

Медикаментозное лечение

Первым методом борьбы с аутизмом является медикаментозная терапия. Ее применяют сразу после постановки окончательного диагноза. В некоторых случаях необходимость лечения лекарствами вообще отсутствует. Однако чаще всего к ней все же прибегают.

Этот метод лечения направлен на устранение проявлений аутизма. Особое внимание уделяют поведенческим отклонениям, среди которых — неадекватные реакции на различные события, стереотипность действий, агрессия, . Для борьбы с ними назначают психостимуляторы с нейролептиками, которые постепенно нормализуют психику больного. Однако принимать такие препараты регулярно не рекомендуется, т.к. это может негативно сказаться на интеллектуальных способностях ребенка.

Работа с врачами

Обязательным условием для нормализации состояния больного ребенка является работа с врачами. Родители должны обратиться за помощью к психотерапевту и логопеду.

Во время занятий с психотерапевтом ребенок будет постепенно улучшать функции мозга. Задачей врача становится правильное направление терапии и помощь малышу. Сначала психотерапевт будет применять упражнения для избавления от симптомов аутизма, а потом постарается добиться максимального развития социальных навыков у ребенка. Существует большое количество специальных программ, которые позволяют добиться результата за несколько сеансов. Чаще всего применяются следующие типы терапии: поведенческая, социальная, развивающая, игровая.

Логопед работает с детьми старше 5 лет. Он помогает им развивать речевые навыки, которые при аутизме очень часто нарушены. Для этого применяют специальный комплекс упражнений, затрагивающий язык, губы и мелкую моторику. Сначала ребенка учат полноценно разговаривать, а уже потом начинают развивать социальные навыки с помощью общения с другими людьми.

Дополнительная терапия

К дополнительной терапии относят методы лечения, которые нормализуют психику ребенка, возвращают его интеллектуальные способности и помогают улучшить их социальные навыки. Большинство методов довольны просты и могут применяться для всех детей. Но перед этим рекомендуется провести беседу с врачом, чтобы подобрать наиболее подходящий вариант.

Эффективные способы лечения детского аутизма:

  1. Пет-терапия. Такой метод подразумевает покупку для ребенка домашнего животного. Кошка способна вылечить малыша своим покоем, а собака простимулирует в нем проявление физической активности.
  2. Иппотерапия. Верховая езда – еще один вид терапии. Он применим для детей школьного возраста, подростков или взрослых. При иппотерапии у больного происходит восстановление психики, устранение стереотипности поведения, а также обучение взаимодействию с окружающими через общение с лошадью.
  3. Дельфинотерапия. Терапия с помощью общения с дельфинами помогает восстановить психику ребенка, развить интерес к окружающему миру и помочь ему в социализации. При этом эхолокация дельфинов оказывает положительное воздействие на клетки организма.
  4. Арт-терапия. Основой арт-терапии является творчество. Регулярные занятия по рисованию помогают развить у ребенка навыки коммуникации и эмоционального восприятия, сделать его более открытым для общения, а также избавляют от агрессивности и напряжения.
  5. Музыкальная терапия. В лечении очень эффективна терапия с использованием музыки. При еженедельных занятиях у ребенка начнут развиваться социальные навыки, он станет более общительным, сможет концентрироваться на любых вещах, а также перестанет испытывать чувства тревоги и агрессии. Большое значение в такой терапии играет опытность специалиста, с которым будет заниматься больной.
  6. Остеопатия. Такой метод восстанавливает функции мозга, а также нормализует социальные навыки. При осторожном физическом воздействии специалиста у ребенка через несколько процедур полностью изменится самочувствие. Остеопатия позволяет не просто развить социальные навыки, но и помочь аутисту полностью адаптироваться в обществе. Параллельно с этим у него улучшаются интеллектуальные способности.
  7. Йога. Во время занятия йогой у больного улучшается сенсорное восприятие, его поведение становится менее стереотипным, а психика постепенно успокаивается и приходит в норму. Заниматься ею можно в домашних условиях, но перед этим потребуется пройти обучение у квалифицированного специалиста.
  8. Эрготерапия. С помощью такого типа терапии ребенку помогают развивать навыки для повседневной жизни. После нескольких занятий у больного появится способность самостоятельно делать привычные для обычных людей вещи, которые раньше для него были недостижимы.
  9. Визуальная и сенсорная терапия. Первый вид лечения подразумевает обучение ребенка воспринимать окружающий мир с помощью изображений. Второй тип терапии учит больного лучше ощущать и понимать мир с помощью сенсорных функций организма.
  10. Стволовые клетки. Использование стволовой клетки для лечения болезни стало довольно распространенным методом терапии. Такой способ помогает ускорить развитие у ребенка социальных навыков, а также избавить его от неприятных симптомов. Вводятся стволовые клетки интратекальным и внутривенным путем.

Вылечивать ребенка, больного аутизмом, такими методами довольно просто. Нужно лишь правильно подобрать варианты терапии, сочетая их с основным лечением.

Комбинировать слишком большое количество методик не рекомендуется, т.к. это может оказать негативное влияние на ребенка. В лечении аутизма важно не переусердствовать.

Необычные методы

Дополнить основное лечение можно и другими методами. Некоторые врачи относят их к экстремальным. Такие варианты терапии очень специфичны и могут оказывать крайне негативное влияние на здоровье. Однако лечебный эффект с их помощью достигается довольно легко. А родители, думающие, как лечить аутизм у их детей, все чаще обращают на них внимание.

Применение таких способов лечения на практике не рекомендуется. Это связано с большим количеством возможных побочных эффектов, а также отсутствием научных доказательств эффективности любого из указанных методов.

Гомеопатия и народные средства

Многие предпочитают пользоваться растительными препаратами. Таким людям стоит обратить внимание на гомеопатические и народные средства. Они способны оказать дополнительный эффект, усилив действие основной терапии.

Гомеопатия

Эффективность гомеопатических средств ставят под сомнение многие врачи. Однако после их применения у некоторых детей, страдающих от аутизма, состояние начинает улучшаться. Не стоит забывать, что любые таблетки должны быть прописаны лечащим врачом. Гомеопатия не является исключением. Если сделать неправильный выбор, то есть риск столкнуться с неприятными и даже опасными последствиями. Поэтому перед их приемом следует обратиться к гомеопату.

Существует большое количество гомеопатических препаратов, которые могут ускорить избавление от симптомов аутизма. Наиболее популярными являются:

  • «Тарентула»;
  • «Силицея»;
  • «Сульфур»;
  • «Страмониум»;
  • «Цина»;
  • «Алюмина»;
  • «Медорринум».

Если врач все же посоветует принимать те или иные таблетки из категории гомеопатии, то следует проявлять особое внимание к самочувствию ребенка. У некоторых могут проявляться побочные эффекты даже от безобидных препаратов.

Народные средства

Растения помогают избавиться от многих болезней. Но лечится ли аутизм у детей таким методом? Если травы использовать против этой болезни, то вскоре симптомы начнут пропадать, а ребенок перестанет испытывать проблемы с социализацией. Лечение таким методом может потребовать большого количества времени, но эффекта достичь удастся практически каждому. Однако это не означает, что можно отказаться от основного лечения, отдав предпочтение народным средствам.

Лучшего эффекта можно достичь с помощью мелиссы, душицы, валерианы, багульника и родиолы. Какие рецепты можно использовать против аутизма:

  1. Мелисса. Порезать сушеную мелиссу на маленькие кусочки, залить их (15 г) кипятком (500 мл), дать настояться примерно 2 часа. Принимать по одному стакану утром натощак, а также вечером перед сном. Курс лечения – один месяц.
  2. Валериана. Измельчить корневище валерианы, залить их (1/2 ч. л.) кипятком (500 мл), оставить на полчаса. Принимать по одному стакану утром, днем и вечером. Перед приемом смесь следует процеживать.
  3. Душица. Измельчить душицу, взять немного от общего количества (30 г), залить кипятком (300 мл), дать настояться 2 часа. Принимать утром, днем и вечером по 50 мл. Желательно пить после приема пищи.

Допустимо использовать другие рецепты, которые основаны на растениях, помогающих при аутизме. Перед приемом следует консультироваться с доктором, чтобы исключить появление осложнений или побочных эффектов.

Если пытаться излечивать аутизм народными средствами, то не стоит ими злоупотреблять, т.к. это окажет обратный эффект.

Домашняя коррекция

Терапия будет бесполезна, если не заниматься коррекцией аутизма в домашних условиях. Именно родители играют важнейшую роль в излечении своего ребенка. От них требуется повышенное внимание к аутисту и постоянная забота. Но более важным будет следование простым правилам, которые помогут добиться результата, а также поддержание особого диетического меню.

Правила включают следующие пункты:

  1. Научиться настраивать контакт с малышом путем многократных обращений к нему, при этом запрещено проявлять по отношению к нему негатив или кричать.
  2. Уделять ребенку много внимания, часто брать его на руки, играть с ним, общаться, хвалить или ласкать.
  3. Проводить с больным много времени, стараться общаться настолько много, насколько это возможно.
  4. Помогать ребенку развивать привычки, связанные с повседневными навыками. Поддерживать повторение этих действий даже после их изучения.
  5. Сделать специальные карточки, которые малыш сможет использовать для общения с окружающими.
  6. Составить четкий распорядок дня, где будет указано, что и когда делает ребенок. Нарушать план нельзя.
  7. Избегать резких перемен, стараться не менять внезапно обстановку или привычки ребенка.
  8. Позволять ребенку отдыхать столько времени, сколько ему требуется. Нельзя заставлять его заниматься через силу.
  9. Обеспечить малышу возможность проявлять физическую активность, заниматься вместе с ним простым домашним спортом.
  10. Отказаться от давления на ребенка, не торопить его и не позволять себе прерывать какие-либо его действия.

Правила следует дополнить особым диетическим рационом. Это позволит подавить многие симптомы аутизма, т.к. часть из них связана с питанием и наличием некоторых веществ в организме ребенка. Как построить меню:

  1. Постараться сделать так, чтобы ребенок пил больше чистой воды.
  2. Наполнить меню белковой пищей с клетчаткой, снизив количество углеводов.
  3. Минимизировать присутствие в еде сахара.
  4. Отказаться от молока, пшеницы, ячменя, а также дрожжевой пищи.
  5. Исключить из рациона еду с консервантами или красителями.

Сложно ли лечиться

При правильных назначениях врача лечение аутизма у детей приводит к практически полному устранению симптомов болезни. Поэтому стоит приложить все усилия, чтобы добиться желаемого результата. Для этого достаточно следовать рекомендациям врача и придерживаться правил по домашней коррекции состояния. Положительный эффект не заставит себя ждать.