Что такое психика. Определение психики. Возникновение психологии как науки. История развития психологического знания

  • Дата: 26.06.2020

О «черном ящике» обычно говорят в двух случаях: на передаче «Что? Где? Когда?» и после автокатастрофы. Парадокс в том, что внутри каждого человека есть его личный «черный ящик» – его психика. И никакие усовершенствованные методы не могут приблизить ученых к его расшифровке. Почему психика – самый загадочный предмет для науки и почему ее нельзя отождествлять с сознанием? Как красивые картинки из соцсети провоцируют психические поломки? Что первично в проблеме тело-психика? Об этом наша статья.

Что такое психика

Психика - это специфический способ функционирования человеческой души, который проявляется сложной совокупностью осознаваемых и неосознаваемых процессов, определяющих основные свойства . Она не является врожденной, но формируется на протяжении жизни через обучение и общение. Психика – чрезвычайно сложная для понимания система, которая состоит из иерархически организованных подсистем и элементов. Все они взаимосвязаны друг с другом, порой изменчивы и неустойчивы.

Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Это все информационные процессы и структуры, необходимые для ориентации и взаимодействия человека с внешним миром, способы отражения реальности, органы и функции, происходящие внутри организма. Главный орган психической деятельности – мозг.

Основные свойства психики – целостность и системность работают на то, чтобы:

  • Регулировать поведение и деятельность.
  • Помочь человеку осознать свое место в окружающем мире.
  • Проявляться в особых формах осознанной и неосознанной .
  • Формировать эмоционально и чувственно окрашенный субъективный образ реальной (объективной) картины мира.
  • Уравновешивать конфликт собственных потребностей и требований социума.
  • Обеспечивать взаимодействие человека с окружающей средой.

Термин «психика » происходит от греческого слова, которое переводится как «душевный, жизненный ». Термин распространен в психологии, медицине, философии, поэтому его значение может меняться. В течение долгого времени психика обозначалась терминами «душа», «душевные явления» и была центральным предметом философствования. В качестве психических также рассматриваются чувственные восприятия, ощущения и образы, эмоции, переживания, сновидения, трансы, намерения, интуиция.

Знаменитыми исследователями человеческой психики были П. К. Анохин, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов. Один их крупнейших психологов С. Л. Рубинштейн утверждал, что психика и сознание не самодостаточны, а принадлежат человеку или конкретно – личности. Возможно, поэтому эти два понятия часто используются как синонимы. Но такое обозначение не совсем корректно. Понятие психики намного шире , поскольку кроме сознания включает бессознательное и сверхсознание (Супер-Я). Тем более, что проблема «Мы управляем сознанием или сознание – нами? » в XXI веке остается открытой.

Как сказал профессор медицины В. Ф. Ясенецкий-Войно: «Я много раз делал трепанацию черепа, но никогда не видел там ума ». Несмотря на сложности изучения человеческой психики, исследования в этой области не прекращаются. Наоборот, разрабатываются новые методы 3D-сканирования и моделирования мозга, усовершенствуется МРТ-технологии. Ученые получают новые цифры о нейронах, синапсах, нейронных связях. Но это всего лишь данные о «материи». Понять, как формируются мысли, гипотезы, новые идеи, речь, как работает , не удалось никому.

Тело или психика: что первично?

В отличие от других высокоорганизованных живых существ, человек устроен сложнее. Человеческая психика наделена , бессознательным, эмоциями, воображением. В человеке все так совершенно и идеально «подогнано», что полностью отделить физическое от психического невозможно. Поэтому если в организме случились неполадки, помогать ему нужно на всех уровнях.

Понять взаимосвязь тела и психических процессов поможет простое упражнение-эксперимент . Что нужно сделать:

  • Сесть на стул, широко развести руки в стороны, откинуть голову назад. Глубоко вдохнуть, глубоко выдохнуть.
  • Попробовать вспомнить что-то печальное, погрустить. В таком положении долго сохранять невозможно. Либо печаль начнет уходить, либо захочется опустить плечи, зажать мышцы шеи и туловища.
  • Дело в том, что грусть удерживается на физическом уровне с помощью мышечного зажима. Удерживать его в таком «развернутом» положении невозможно. Поэтому нет мышечного напряжения, нет грусти.

Так или иначе, все душевные явления сопровождаются телесными процессами. Они приводят к едва заметным переменам в кровообращении, частоте дыхания, сокращении мышц, деятельности желез даже в тех случаях, когда это совершенно незаметно. Более существенные проявления этой взаимосвязи – болезни и наоборот, лечение заболеваний через внушение или психотерапию. Поэтому проблема тело-психика сродни вопросу: «Что первично – яйцо или курица?». Однозначного ответа нет.

Что такое психологическая (не)устойчивость

Крепкая психика поможет выдержать любое давление, перенести любые катаклизмы и успешно пережить неблагоприятные обстоятельства. Для этого нужно развивать данные природой возможности. Но делать это правильно, чтобы укрепить свой дух, а не сломать его.

Как ломается психика

Среди наиболее очевидных причин поломки психики большинство назовет травмирующие события, насилие, . Это действительно так. Но есть другие, незаметные на первый взгляд причины душевного нездоровья.

Нарушение в работе внутренних биологических часов

Внутренние часы «тикают» практически в каждой клетке организма, а также устанавливают свой ритм работы органов и тканей. Они сильно влияют на работу всего тела, гормональный фон, температуру, обмен веществ. Особенно это влияние проявляется у подростков и людей преклонного возраста.

Доказано, что нарушение внутреннего ритма не просто утомляет, но приводит к (депрессии, неврозам, нестабильному поведению, острым приступам одиночества.). Дело не только в смене часовых поясов или ночной активности. Биологические часы сбиваются при использовании гаджетов ночью. Белый свет экрана приглушает выработку гормона сна мелатонина, нарушает привычный ритм работы остальных органов.

Выгорание

Состояние хронического стресса приводит к физическому и эмоциональному истощению. Для него даже придумали термин «выгорание миллениалов» – людей, настроенных только на успешную карьеру. Их мозг с установкой на решение новых задач все время работает, а одна мысль об отдыхе вызывает страх.

На первых этапах выгорания людей разных профессий, возраста и достатка объединяет одна черта – они настолько истощены под давлением неотложных дел, что не справляются с простыми бытовыми делами. Далее стресс провоцирует бессонницу, вынуждает нервничать из-за всего на свете. Им на смену могут прийти , фибромиалгия. В критических случаях можно уработаться до смерти – в Японии и Китае такое уже случалось.

Излишнее доверие к соцсетям

В заточенных под изображения соцсетях зачастую создается иллюзия . Постановочные сцены из жизни выглядят так красиво, что создается ощущение большей реалистичности, чем . Это заставляет людей чувствовать свою неполноценность, вызывает тревогу.

Ученые провели опросы среди жителей Британии и доказали, что соцсети могут усиливать психические проблемы . В группе риска находятся подростки и молодые люди, которым еще сложно отличить «жизнь с картинки» от реальности. По мнению ученых их неустойчивая психика может не выдержать такого дисбаланса. Поэтому онлайн-ресурсам нужно предупреждать пользователей, что выложенные фотографии обработаны.

Травмирующие события рано или поздно приводят к тому, что психика закольцовывается на самой себе, уходит в сторону от многократных попыток «переварить» болезненный жизненный опыт. В один момент происходит что-то такое, что психика говорит «стоп». Иногда перед этим она посылает нам тревожные «звоночки».

Признаки того, что нужно уделить себе особое внимание:

  • Постоянно хочется спать . Даже после 12-часового отдыха чувствуется . Сразу заснуть не удается, во сне мучают кошмары, преследуют плохие сны.
  • Физическое недомогание . Без физиологических причин мучают головные или мышечные боли, головокружение, скачки давления.
  • Непонимание своего состояния . На вопрос «Что с тобой?» не получается ответить даже самому себе. Неясные ощущения тревожат круглосуточно.
  • Резкие перепады настроения . На смену неожиданно может прийти . Все чаще случается слезливость, нервозность, раздражительность, досада и зашкаливают.
  • Энергии нет совсем . Даже после отдыха, общения с друзьями силы не восстанавливаются. Фитнес не помогает, поскольку нет сил даже на простые упражнения.
  • Привычные вещи уже не радуют , зато появился страх перед будущим.

Что делать? Срочно начинать заботиться о себе. Постепенно здоровье улучшится, появятся силы, придет душевный комфорт.

Как сделать психику устойчивее

Психическая устойчивость не передается по наследству, но сделать психику более «упругой» вполне возможно. Американская психологическая ассоциация выпустила целое пособие для тех, кто хочет прокачать душевную выносливость. Вот некоторые советы:

  1. Укреплять отношения . Связь с родителями дает человеку и его психике огромный ресурс. Крепкая дружба позитивно сказывается на психологической устойчивости. Поддержка близких в тяжелой ситуации придаст сил, чтобы бороться с обстоятельствами.
  2. Верить в свои силы . Без трудно преуспеть, вести бизнес, творить и вообще начинать любое дело. Укрепить уверенность помогут амбициозные, но реалистичные цели, которые дадут видимые результаты. Понадобится также умение , расставлять приоритеты, организованность.
  3. Использовать дополнительные тренажеры (стрессы, раздражители). Ситуации, когда нужно выходить из зоны комфорта, всегда сопровождаются стрессом. Но без этого невозможно добиться результата. Дозированный стресс поможет не увязнуть в рутине, выйти из проторенной колеи, а заодно укрепить мышцу .
  4. Посетить психотерапевта . Именно он выслушает, задаст правильные вопросы, обратит внимание на сильные или слабые стороны. Психотерапевт поможет разобраться в скрытой части бессознательного, встретиться с «призраками» прошлого.
  5. Отдыхать . Как и мышцам, психике необходимо время для восстановления. Для этого необходимо , обязательно высыпаться, особенно после напряженной работы. Веселится, расслабляться, заниматься приятными делами: горячая ванна, приятная прогулка могут стать полезным дополнением к психотерапии.

Чтобы получше понять сложное устройство психики, можно представить ее N-мерным объектом. Она настолько многогранна, что создает бесконечное множество проекций, в каждой из которых человек видит что-то свое. Можно спорить до хрипоты, отстаивать свою точку зрения, но при этом оказаться на месте. Потому что психика – тайна для всего человечества, она была тайной и тайной, скорее всего, останется.

    Ощущения;

    Восприятия;

    Внимание;

  • Воображение;

    Мышление;

    ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ:

  • Способности;

    Мотивация;

    Темперамент;

    Характер;

Специальные отрасли психологии:

    Генетическая психология

    Психофизиология (нейропсихология)

    Дифференциальная психология

    Возрастная психология

    Социальная психология

    Педагогическая психология

    Медицинская психология

    Патопсихология

    Юридическая психология

    Психодиагностика

Психотерапия.

Определение психики. Понятие психического отражения Определение психики

Психология как научная система знаний начала оформ­ляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неодно­кратно изменялись. Некоторые из основных этапов измене­ния представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подра­зумевались) в различных донаучных направлениях и науч­ных «школах» психологии.

Психика - это душа, не имеющая материальных основа­ний (донаучный период развития представлений о сущно­сти психического).

Психика - это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаб­людения (Р. Декарт).

Психика есть система ассоциаций (связей), формирую­щихся в сознании человека: по мере знакомства с явлени­ями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемы­ми (представляемыми) объектами, а также их свойства­ми по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология).

Психика представляет собой систему ассоциативных свя­зей и отношений между структурными элементами созна­ния: существуют некоторые исходные элементы психиче­ских явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная пси­хология В. Вундта и Э. Титченера).

Психика есть совокупность функций, сложившихся в про­цессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие фор­мы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса).

Психика представляет собой систему формирующихся пу­тем научения отношений и связей между внешней стиму­ляцией и поведением (бихевиоризм).

Психика есть особое структурно организующееся и подчи­няющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологиче­ских процессов в мозге (гештальтпсихология).

Психика представляет собой систему процессов и меха­низмов в центральной нервной системе, которые обеспе­чивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма (когни­тивная психология) (8).

Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и адаптироваться к ней.

Психика – свойство высокоорганизованной материи.

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения ; правильность отражения подтверждается практикой.

2 значения слова психика – первое психика как субстанция и второе - психика как субстрат.

Психика как субстанция представляет собой отражение объективного мира в его связях и отношениях, в котором внеположенность и многообразие природы собирается к своему единству (это виртуальное сжатие природы). Данное определе­ние можно отобразить в виде следующей системы: (Отражаемое (весь мир) →Отражающая система (психика) → Отраженное (психические явления)

Психике как субстрат встает проблема: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отражение ее работы или психика имеет свой субстрат, т.е. то из чего она состоит? На сегодняшний день поданному вопросу однозначного ответа нет!

Психику нельзя сводить к нервной системе, поскольку она является только частью психики. (5)

Психика - отражательно-регуляционный механизм приспособительного поведения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, обеспечивает избирательные контакты живых организмов с действительностью в зависимости от системы их потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности; внешние признаки явлений служат сигналом их зна­чения и смысла.

Психика человека - отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром на ос­нове присвоения общечеловеческого опыта. Человеческая психика - это система субъективных образов действительности, внутренний мир че­ловека, имеющий свои законы становления ифункционирования.

Психика человека приобретает особую форму - форму сознания, по­рождаемую общественным способом его существования. Однако созна­ние не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера при­жизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания) (1).

Высокоорганизованная живая материя (Не всякая живая материя обладает этим свойством. Формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств), обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем мире; эта информация служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т.е. способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окруж. среды. .(2)

Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Психика - внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это , и эмоции , и - все органы и функции, когда они происходят внутри нас.

Когда человек для тех же самых целей (для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением) начинает пользоваться чем-то аналогичным внешним - внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется. Смотри Организация собственной жизни внешними средствами

В психике можно выделить управляющую и исполнительную часть. Управляющая часть психики - это то, что называют личностью в естественонаучном подходе. К исполнительной части психики относят мышление, речь и психомоторные процессы.

Сохранная и развитая психика

Сохранная и развитая психика - то, что обеспечивает адекватное поведение человека, возможность понимать окружающих и быть ими понятым. Нарушение психики выводит человека за пределы нормы. С другой стороны, высокое развитие психических процессов - памяти, мышления, речи, внимания - позволяет человеку быть более успешным и творческим. Смотри Психическое здоровье

Психика, сознание, воля

Если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен внутрь и освещает внутренний мир. А воля – это инструмент, который согласовывает психику и сознание. Предположим, сознание говорит: мы должны идти вперед и вверх, а психика нам сообщает – эта вершина далеко, и путь к ней каменистый и через колючки. Между психикой и сознанием возникает конфликт, сознание настаивает, психика сопротивляется... Тогда приходит воля, разбирается и принимает решение. Какое? См.→

Психика и тело

Развитие психики

Психика присуще не всем живым организмом, а формируется только на определённой ступени биологической эволюции. На какой конкретно - специатисты спорят. То, что психика есть у животных и птиц - все согласны. Есть ли она у червей - сомневаются. О наличии психики у простейших и амеб говорят очень редко.

Взгляды на психику других интересных исследователей

По взглядам Ф.Е.Василюка, в типологии жизненных миров психика - это орган, инструмент ориентировки человека в трудном внешнем мире . От психики следует отличать - орган, инструмент ориентировки в

Что такое психика?

Психика - результат взаимодействия мозга с окружающей средой.

В наше время вместо понятия "душа" используется понятие "психика", хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п. С лингвистической точки зрения "душа" и "психика" - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое "психика", рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор "внутрь себя". Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное - элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Что это означает? Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях.

Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир - это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека.

отрывки из книги Гиппенрейтер Ю.Б. "Введение в общую психологию"

ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ ПСИХИКИ.

Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением.

Отражение (реагирование) - это результат взаимодействия чего-то с чем-то.

Виды отражения: физическое, биологическое, субъективное (психика).

Развитие психики стоит в прямой зависимости от способности организма отражать те или иные части / условия / факторы среды.

Возникновение чувствительности связано с усложнением их жизнедеятельности. Это зависит от того, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредующие отношения организмов к свойствам среды, которые напрямую относятся к их выживанию.

Появление раздражимости к воздействиям, выполняющим сигнальную функцию. Так возникает способность отражать внешние воздействия в их объективных связях - психическое отражение. Развитие форм психического отражения происходит в прямой зависимости от развития деятельности животных.

Виды психического отражения на разных стадиях эволюционного развития психики:

1.ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА (или стадия элементарной чувствительности).

На этой стадии появляется способ-ность реагировать только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Происходит реакция на биологически нейтральные раздражители, т.е. животное способно избегать неблагоприятных условий среды и вести активный поиск положительных раздражителей.

Главная особенность этой стадии, то, что ведущую роль играют заложенные программы поведения и инстинкты, а роль научения минимальна. Появляются только элементарные условные рефлексы (простейшие, от прост. до кольчатых червей, брюхоногие моллюски и самые простейшие брюхоногие).


2.СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ (стадия предметного восприятия).

На этой стадии происходит интеграция отдельных воздействующих свойств в целостный образ предмета. (Отражение внешней действительности в предметные формы.)

Появляются разнообразные и сложные виды двигательного поведения, характерен активный поиск положительных раздражителей, развивается защитное поведение, появляются элементарные формы мышления.

Появляются высокоразвитые и сложные инстинкты. Возрастает роль научения. (Насекомые, рыбы, низшие позвоночные, высший уровень беспозвоночных, птицы млекопитающие.)


3. СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.

Появляется способность отражать межпредметные связи и отношения.

Особенности поведения на данной стадии:

А) важнейшие исследовательские…
б) способность решать задачу разными способами;
в) способность переноса найденного решения в новые условия (приспособление).

Роль врожденных программ (инстинкт) поведения минимальна. Преимущественна роль индивидуального опыта (научение). (Обезьяны)


4. СТАДИЯ СОЗНАНИЯ.

Отражается:

Окружающий мир (обобщенно в форме понятий, зафиксированных в языке);

Собственный внутренний мир;

Собственное отношение к себе и к миру.

Особенности поведения:

Характерно вербально (словесное) поведение;

Наличие способности к целенаправленной деятельности, а это дает возможность не только приспосабливаться к среде, но и при-спосабливать среду к себе;

Способность к произвольной регуляции своих психических процессов;

Появляется способность к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Врожденное практически отсутствует.

Решающую роль играет культурно-исторический опыт, который усваивает человек. (Ощущение, мышление, воображение).

Для человека и животных характерны натуральные психические функции.

Для человека - высшие психические функции.

Нарушения интеллекта.

Интеллектом называется система всех познавательных способностей индивида (в частности – способность к познанию и решению проблем, определяющих успешность любой деятельности). Для количественного анализа интеллекта используется понятие IQ – коэффициент умственного развития.

Выделяют три формы интеллекта:

  1. вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
  2. способность решать проблемы;
  3. практический интеллект (умение адаптироваться к окружающей обстановке).

В структуру практического интеллекта входят:

  1. Процессы адекватного восприятия и понимания происходящих событий.
  2. Адекватная самооценка.
  3. Способность рационально действовать в новой обстановке.

Интеллектуальная сфера включает в себя некоторые познавательные процессы, но интеллект не является только лишь суммой этих познавательных процессов. Предпосылками интеллекта являются внимание и память, однако ими понимание сущности интеллектуальной деятельности не исчерпывается. Выделяют три формы организации интеллекта, которые отражают различные способы познания объективной реальности,

в частности в сфере межличностных контактов.

  1. Здравый смысл – процесс адекватного отражения реальной действительности, основанный на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональный способ мышления.
  2. Рассудок – процесс познания реальной действительности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации.
  3. Разум – высшая форма организации интеллектуальной деятельности, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческому преобразованию действительности.
Интеллектуальное познание может использовать следующие способы:
  1. рациональный (требует применения формальнологических законов, выдвижения гипотез и их подтверждения);
  2. иррациональный(опирается на несознаваемые факторы, не имеет строго заданной последовательности, не требует использования для доказательства истинности логических законов).

С понятием интеллекта тесно связаны следующие понятия:

  1. антиципационные способности – способности предвосхищать ход событий и планировать свою деятельность так, чтобы избежать нежелательных последствий и переживаний;
  2. рефлексия-создание представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих.

Сознание есть высшая форма отражения действительности, способ отношения к объективным закономерностям

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации.

Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей). Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях. Побудителем познавательной деятельности человека может быть и интерес, который играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний. Мотивация и активность тесно связаны с двигательными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как двигательно-волевая.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Непосредственная память – это способность воспроизводить информацию сразу же после действия того или иного стимула.

Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих действий.

Инертность мышления характеризуется выраженной затрудненностью переключения с одного вида деятельности на другой. Данное нарушение мышления является антиподом лабильности мыслительной деятельности. В этом случае больные не могут изменять ход своих суждений. Такие трудности переключения, как правило, сопровождаются снижением уровня обобщения и отвлечения. Тугоподвижность мышления приводит к тому, что испытуемые не могут справиться даже с простыми заданиями, требующими переключения (с заданиями на опосредование).

ψῡχικός - «душевный, духовный, жизненный ») - сложное понятие в философии , психологии и медицине .

Психика животных - субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п.

Психика характеризуется такими качествами, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. ; связана с соматическими (телесными) процессами. Появляется на определённой стадии биологической эволюции . Человеку присуща высшая форма психики - сознание . Изучением психики занимается психология .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Психология как наука (рассказывает Олег Глазунов)

    ✪ Наука о мозге и мифы психологии. Андрей Курпатов и Илья Мартынов

    ✪ Все, что нужно знать о психике человека. Факт-карта

    Субтитры

Вопросы происхождения и развития психики

В истории науки высказывались различные точки зрения на место психики в природе. Так, согласно панпсихизму , одушевлённой является вся природа. Биопсихизм приписывал психику всем живым организмам, включая растения. Теория нейропсихизма признавала наличие психики только у существ, имеющих нервную систему. С точки зрения антропопсихизма психика есть только у человека, а животные являются своего рода автоматами .

В более современных гипотезах в качестве критерия наличия психики принимается та или иная способность живого организма (например, способность к поисковому поведению). Среди множества таких гипотез особое признание получила гипотеза А. Н. Леонтьева , предложившего считать объективным критерием наличия психики способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия. Такая способность называется чувствительностью; согласно Леонтьеву, она имеет объективный и субъективный аспекты. Объективно она проявляется в реагировании, в первую очередь двигательном, на данный агент. Субъективно - во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Реагирование на биологически нейтральные воздействия обнаруживается практически у всех животных, поэтому есть основания считать, что у животных есть психика. Эта способность реагирования есть уже у простейших одноклеточных организмов, например, у инфузории .

У растений науке известны реакции только на биологически значимые воздействия. Например, корни растений при соприкосновении с раствором питательных веществ в почве начинают их всасывать. Способность реагировать на биологически значимые воздействия называется раздражимостью. В отличие от чувствительности, раздражимость не имеет субъективного аспекта .

В эволюции форм психики А. Н. Леонтьев выделил три стадии:

  1. стадию элементарной сенсорной психики;
  2. стадию перцептивной психики;
  3. стадию интеллекта.

На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. На стадии перцептивной психики живые существа отражают внешний мир уже в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей .