Гербы областных городов. Животные в гербах российских городов

  • Дата: 20.09.2019

Животные в гербах российских городов

В серебряном поле на лазоревой оконечности, обремененной двумя парами сообращенных серебряных рыб одна над другой, поддерживаемое по сторонам двумя черными медведями золотое кресло с красной подушкой и спинкой, увенчанной золотым подсвечником о трех серебряных свечах, горящих червлеными пламенами; на подушке поставлены скрещенные золотые увенчанный крестом скипетр и крест.


Утвержден 16 августа 1781 г. Описание герба: В верхней части щита герб Владимирский. В нижней - сидящие два зайца в зеленом поле, каковых зверей в окрестностях сего города изобильно.


На гербе изображены две золотые сельди в чёрном поле «в знак того, что сей оною копченою рыбой производит торг».

Рыбинский герб представляет собой красный щит, разделённый на две части. В верхней - выходящий из-за реки медведь с секирой, показывающий принадлежность города к Ярославской области. В нижней части две стерляди, свидетельствующие об изобилии воды и рыбы. Из воды на холм идут две лестницы, обозначающие пристань.

Геральдическим символом этого подмосковного райцентра уже более 200 лет является павлин! В конце XVIII века по распоряжению упомянутой уже императрицы Екатерины в стране началась кампания по массовому присвоению гербов городам, тогдашний главный герольдмейстер империи, граф Франциско Санти разослал по всем уголкам страны анкеты, желая выяснить, какой в каждом городе и городишке имеется особенного – чтобы его-то и отобразить на гербе. В ответе, полученном из Серпухова, внимание Санти привлекла фраза: «в монастыре одном павлины родятся...» (Имелся в виду Высоцкий монастырь, чьим монахам еще в 1691 г. окольничий Михаил Колупаев в качестве вклада подарил павлина и паву, с которых и начался серпуховской павлиний род.) Столь малозначимая ремарка в анкете и стала причиной «воцарения» павлина на гербе Серпухова.

Утвержден 21 сентября 1781 г. Описание герба: В верхней части щита - герб Воронежский. В нижней - зверек, называемый хорек, в золотом поле, каковых в окрестностях сего города очень много.

Серебряный щит пересекает по диагонали сине-голубая лента-перевязь, на которой изображены три летящие куропатки. Герб утвержден в феврале 1992 года городским Советом народных депутатов.


Утвержден 8 января 1780 г. Описание герба: В первой части герб Курский. Во второй части щита зверек, называемый хорек, в золотом поле, по той причине, что таковых множество в окрестностях оного города ловится.

ЛЬГОВ, в Курской области, областного подчинения, районный центр, в 85 км к западу от Курска. Расположен в южной части Среднерусской возвышенности, по берегам р. Сейм (приток Десны).


Черная лисица в золотом поле - в знак того, что жители того города в ловле тех зверей упражняются. Утвержден 2 октября 1781 г.

Чёрный соболь и куница


Золотые щитодержатели - медведь и соболь с ошейниками из беличьего меха, с серебряной друзой из пяти кристаллов. Медведь - символ европейской части России, соболь - азиатской. При Демидовых соболь был маркой уральского металла.

В серебряном поле на зеленой земле черный пень, имеющий отходящую вправо ветвь с зелеными листьями, на пне - сидящий с воздетыми и обращенными влево крыльями червленый дятел, имеющий золотые глаза и клюв

Герб Чебоксар. В верхней части щита герб Казанский. В нижней - пять летящих, в золотом поле, диких уток, в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно. Высочайше утверждён 18.10.1781


Куница. Часто куньи меха использовались населением для обмена с южными племенами на железо и другие необходимые вещи.


Описание (1785) В верхней части щита герб Тобольский. В нижней - в золотом поле связка разных звериных кож, на которой лежит Меркуриев жезл: в знак того, что в сём городе бывает главная торговля мехами, на которую купечество съезжается из всех мест.

Серебряный медведь - символ природных богатств, окружающих город бескрайних земель, заключающих в себе много «металлов, соляных промыслов, разноцветных мраморов и прочих камней» и «преисполненных лесами», в которых «находится немалое количество и разного рода диких зверей»

Кульминация городских гербов в западноевропейской традиции относится к XV веку. В России о городских гербах как символах самоуправления можно говорить лишь с XVIII века. По мнению известных специалистов в области геральдики, на Руси в домонгольский период существовали эмблемы – «прародители» городских гербов.

Сам термин «городской герб» впервые появился в царском указе 1692 года в связи с гербом города Ярославля.

герб города Ярославля из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

На гербе изображался медведь с протазаном. Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья ещё в IX-X веках. Возможно, изображение соответствует легенде об основании Ярославля на месте, где Ярослав Мудрый убил секирой медведя.

Уже упоминалось, что появление русских городских гербов относится к удельному периоду и их происхождение связано со знаками собственности и княжеского достоинства владельцев уделов. Иллюстрирующая это положение типичная схема такова:

Знак собственности князя ---- Знак земли ---- Знак главного города этой земли ---- Знаки княжеских родов из этой земли.

Герб города Владимира.

Этот древнейший городской герб не только Руси, но и Европы возник в XII веке.

В XII веке, в домонгольский период город Владимир стал первым объединительным центром удельной Руси - столицей владимиро-суздальских князей. Неизбежность появления столичного герба обусловлена возвышением этого города. Великие князья владимирские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо нуждались в символе более масштабном, чем личный геральдический знак Рюриковичей предшествовавшего (киевского) периода – трезубец и двузубец. Новым символом стал лев. По мнению ряда исследователей, лев был эмблемой князя Андрея Боголюбского.

Лев – олицетворял власть, отвагу, силу, милость, великодушие.

В христианской символике лев – символ евангелиста Луки и по библейской традиции – колена Иудина; символ царственной даруемой Богом власти великих князей; символ поверженного зла; символ притязания на царственную власть и символ свидетельства царской власти.

Данная символика совпадала как с проводимой великими князьями владимирскими политикой, имевшей чёткое идеологическое оформление, так и с их самооценкой.

Древний герб города Владимира, описание которого дано в «Титулярнике» 1672 года, представлял идущего на задних лапах льва в профиль, на голове – древняя корона, в передних лапах – длинный 4-конечный крест. С точки зрения правил геральдики древний владимирский лев имел неправильную геральдическую позу, так как не «нападал» на противника, а «убегал» от него. Эта геральдическая неточность была устранена в XVIII веке.

Лев на гербе города Владимира являлся не единичным символом. Культурное окружение ему составляла белокаменная резьба соборов XII-XIII веков Владимира, Суздаля, Юрьева Польского.

В настоящее время часть специалистов в области геральдики придаёт владимирскому гербу статус первого государственного герба в истории отечества.

Герб города Владимира из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:

Герб города Москвы.

Все версии истории герба города Москвы свидетельствуют о долгом периоде его становления.

Первоначально это было изображение белого коня на червлёном поле. Конь останется постоянной фигурой московского герба.

Конь – культовое существо со многими сакральными функциями, в число которых входят: храбрость льва, зоркость орла, быстрота оленя, ловкость лисицы. Конь чуток, предан, благороден.

Известно, что московская идеологическая традиция ставила этот город приемником Киева через Владимир. Тогда гербовой фигурой Москвы логичен был бы владимирский лев. Он мог быть главной фигурой или каким-то образом присутствовать на гербе. Отсутствие льва специалисты с области геральдики объясняют двумя причинами. Во-первых, московские князья в условиях монголо-татарского ига были более скромными чем домонгольские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Во-вторых, Владимир с символом льва всё-таки оказался под татарами, с которыми Москва с конца XIV века научилась вести успешную борьбу.

Затем в гербе города Москвы появился всадник на коне. Всадник оседлал, подчинил своей воле не просто животное, а культовое существо – коня. Отсюда статус всадника очень высок. После Куликовской битвы 1380 года всадник олицетворялся со Святым Георгием на коне, поражающим змея. Позднее – с конным воином с мечом, далее – с со всадником с копьём (ездец), далее – с конным воином, поражающим копьём крылатого змея или дракона, как символ независимости от татар. При этом в силуэте конного воина стали постепенно появляться «портретные» княжеские черты. Во времена правления князя Василия II Тёмного (1425-1462), имевшего титул «Государь всея Руси», всадник превращается в князя. При Иване III (1462-1505) всадник в доспехах, в развивающемся плаще колет копьём распростёртого под копытами его коня змея. Это уже герб государей Московских, государей всея Руси. Он очень близок к государственному. Специалисты по геральдике считают, что московские князья искали символ более государственный, чем династический. В правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог в 1472, на государственной двусторонней печати в 1497 году появилось второе, помимо всадника, изображение коронованного двуглавого орла. Иван III при этом имел уже титул «Божию милостью господарь Всея Руси, Великий князь. И Великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Угорский, Вятский, Пермский, Болгарский». Так московский герб ещё более приблизился к государственному. В XVI-XVII веках существовало чёткое толкование всадника как великого князя, царя или наследника.

Городской герб -- это такое же символическое изображение, опознавательно-правовой знак, составленный по определенным правилам и зафиксированный верховной властью, как и герб государственный. Но если герб государственный отображал мощь государства, его международный имидж, то герб городской преследовал задачи гораздо скромнее. Герб городской чаще всего отображал особенность края, заботы, которыми живет население.

Применялся герб, прежде всего в печатях и при документах. Раскрашенный согласно правилам геральдики, он украшал жалованную грамоту. Если город чеканил свою монету, изображался на монете. Герб вывешивался на стенах ратуши, на городских зданиях.

Символическое изображение составляется на основании определенных правил геральдики. Герб обычно состоит из следующих элементов: щит, шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатели. Щит -- главная составная часть герба. По форме они различаются на такие типы: немецкий (с выемкой на стороне), английский, испанский, итальянский, польский, косоугольный, византийский (круглый) и квадратный. Изображения на щите делаются с помощью геральдических финифтей (цветов), металлов и мехов. Шлем -- геральдический знак, помещается над щитом. Намет -- выходящие из шлема украшения, нашлемник -- верхняя часть шлема, на котором устанавливались фигуры. Щитодержатели -- фигуры людей, зверей или фантастических животных.

Появление герба -- весьма показательно для города. Получая герб, город становился самостоятельной, самоуправляющейся административной единицей, начинал пользоваться привилегиями, представлявшимися верховной властью. А значит, набирал силу. Представители его пользовались особым уважением.

История городского герба

Ученые не раз пытались ответить на вопрос: когда же впервые появились в России городские гербы. Упомянутый выше А.Б. Лакиер искал их в “древней русской жизни”. С ним соглашались далеко не все. Например, известнейший геральдист В.К. Лукомский в начале нашего века без тени сомнения заявлял, что о гербах, в том числе и городских, в Русском государстве можно говорить не ранее XVII в.

Эволюция городской геральдики обусловлена прежде всего, закономерностями развития той или иной страны. Если говорить о России, то истоки городской символики относятся здесь еще к домонгольскому периоду. Так, известно изображение льва как личного знака Владимиро-суздальских и Галицких князей, которое впоследствии становится главной фигурой в гербах Владимира и Львова. Монголо-татарское нашествие затормозило развитие эмблем и символов на Руси, однако не уничтожило их совсем. Об этом свидетельствуют многочисленные эмблемы на русских монетах XIV - XV в, еще слабо изученные, эмблемы княжеских печатей, а также изображения на сохранившихся городских печатях. Монголо-татарское иго сказалось и на эволюции русских городов XIV - XV в, политический строй которых не достиг такой зрелости и полноты, как в некоторых странах Западной Европы. В этих условиях городские гербы как символы самоуправления города и свидетельства каких-то особых привилегий не могли получить распространения. Следует также учитывать, что необходимость избавления от золотоордынского ига вела к усилению великокняжеской власти. Русское городское население в XIV - XV в. не только не получило привилегированного правового положения, как это имело место в странах Западной Европы, но были ликвидированы даже зачатки самоуправления городов. Следовательно, отсутствие на Руси городских гербов в период, когда во многих западных странах это явление начинает расцветать, обусловлено особенностями ее исторического развития.

Ну, а официально впервые термин «городской герб» появился в царском указе 1692 г. по поводу печати Ярославля, на которой кроме царского титула была изображена надпись: «Печать града Ярославля». В центре этой печати был рисунок герба города -- медведь с протазаном на плече. Вот этот медведь и стал основой герба Ярославля. И уже в том же году Ярославль почувствовал на себе заботу царя. Он передавался из Костромской четверти в ведомство Разрядного приказа -- одного из самых крупных центральных государственных учреждений. В ведомство ярославского воеводы поступали Ростов и Переславль-Залесский. Приказную избу Ярославля переименовали в Палату. А все это вело к расширению торговли, производства. Словом, к укреплению города и улучшению жизни населения. И если уж говорить о времени возникновения первого городского герба, то надо учитывать, что он не мог возникнуть по мановению палочки или руки императора или императрицы. Герб рождался долго.

Каждый город России и даже небольшие поселки и деревеньки имеют свой отличительный знак – герб, который является своеобразным нарисованным «паспортом» территории. Само слово «греб» имеет польские корни, и в переводе означает «наследие». И действительно, гербы передаются из поколения в поколения и без надобности в них не вносят изменения.
В гербе красноречиво повествуется история города, раскрывается его прошлое. Однако некоторые гербы вызывают недоумение: почему именно ЭТО изображено на нем? Представляем вашему вниманию самые необычные и интересные, по нашему мнению, гербы городов России.

Челябинск

Челябинск – чугунная столица нашей родины. Казалось бы, причем тут верблюд? Но именно этот двугорбый красавец изображен на гербе города, и это имеет свое обоснование. Много веков назад через Челябинск проходил путь «кораблей пустыни», по которому в столицу и города европейской части нашей страны доставлялись товары из Азии.

Магнитогорск, Челябинская область


Всем знаком «Черный квадрат» Малевича. Но не все видели Черный треугольник, изображенный на гербе Магнитогорска. Описание герба весьма лаконично: «В серебряном поле чёрная пирамида». Трактовать изображение можно по-разному: это и палатка, в которой жили первостроители города, и гора Магнитная, и напоминание о том, что Магнитогорск является центром черной металлургии.

Серпухов, Московская область


А вот у Серпухова все намного радостнее и веселее: на гербе гербе города распустивший хвост красавец-павлин. В XVIII веке императрица Екатерина повелела «всем городам герб иметь», и в каждый была отослана небольшая анкета, где необходимо было указать эксклюзивную и уникальную особенность поселения. Из Серпухова пришел ответ: «в монастыре одном павлины родятся…». Как выяснилось позже, Высоцкому монастырю в качестве подношения была подарена пара этих диковинных птиц, от которых пошел весь серпуховский павлиний род. Однако эта незначительная заметка стала причиной появления хвостатой птицы на главном символе города.

Шуя, Ивановская область


Первое знакомство с гербом Шуи может поставить в тупик. Что это: кирпич в честь строителей или параллелепипед, проставляющий геометрию и правильные формы? Все намного проще – это кусок обычного мыла, «означающий славные мыльные заводы города». Но нынешнее описание герба намного прозаичнее: мыльный кусочек оказался всего лишь «золотым бруском с тремя гранями».

Иркутск


На многих гербах присутствуют животные, и все они легко узнаваемы. А вот что за зверь на гербе Иркутска, разобраться сложно: тигр-афроамериканец с перепонками на лапах и бобровым хвостом, крепко держащий в зубах умерщвленного соболя? Изначально на гербе действительно был изображен тигр, но его редко можно было встретить в тех местах, а само название «тигр» не прижилось у сибиряков, и сильную полосатую кошку звали как «бабр». Со временем чиновники, не блещущие знаниями в области экзотики, перепутали бАбра с бОбром и «подрисовали» иркутскому тигру задние лапы и хвост как у бобра, а полосатую шкуру перекрасили в черный цвет.

Снежногорск, Мурманская область


Пожалуй, самым «мимишным» можно назвать герб Снежногорска. На нем изображена несколько мультяшная нерпа как символ местного судоремонтного завода с одноименным названием. С другой стороны, этот герб – настоящая классика в геральдике: о названии города прямо говорят снежинки, делая тем самым герб «полугласным».

Поселок Епифань, Тульская область


Герб Епифани по современным меркам можно сравнить с запрещенной пропагандой: на нем изображена конопля. Исходя из старинного описания, на гербе «можно видеть поле, из которого растут три былины конопляные, как щит». Естественно, наши предки не подозревали об одурманивающих свойствах этих «былин», а конопля культивировалась исключительно для изготовления канатов и масла.

Железногорск, Красноярский край


Медведь, разрывающий атом… Звучит сильно и даже угрожающе. Однако такой мишка нарисован на гербе Железногорска. Согласно описанию, он является символом единения сил природы и человеческой мысли.

Для создателей гербов часто «подсказкой» служит название города. Не трудно догадаться, как выглядят гербы двух городов Пензенской области Верхнего Ломова и Нижнего Ломова.


А теперь попробуйте сами представить, что бы вы нарисовали на гербе города Духовщина, что находится в Смоленской области? Естественно, «в чистом поле куст роз с приятным духом»!


Герб – это визитная карточка любого города, его лицо и, выражаясь современным языком, штрих-код. Некоторые из них являются настоящими произведениями искусства, а другие выглядят порой и забавно и необычно, однако это нисколько не умаляет их значения для жителей.