Характеристика объекта незаконного производства лекарственных средств. Актуальные проблемы российского права

  • Дата: 05.03.2020

Именно в этот день вступит в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок".

Но прежде, чем мы будет говорить о самих изменениях, давайте определимся с терминами. Они уже внесены в федеральные законы и имеют конкретное значение, то есть двусмысленному толкованию не подлежат.

В Федеральный закон от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены изменения в статью 38, она дополнена следующими определениями:

Фальсифицированное медицинское изделие - медицинское изделие, сопровождаемое ложной информацией о его характеристиках и (или) производителе (изготовителе).

Недоброкачественное медицинское изделие - медицинское изделие, не соответствующее требованиям нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) либо в случае ее отсутствия требованиям иной нормативной документации.

Контрафактное медицинское изделие - медицинское изделие, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства.

А теперь приведу примеры из нашей индустрии. Это - про те изделия, которые я встречала в своей практике при проверке салонов красоты и клиник.

Фальсифицированные медизделия - мезонити, продавцы которых утверждают, что у нитевого лифтинга есть терапевтический эффект. Сам термин - терапевтический эффект - означает динамику в развитии некоего заболевания после применения определенного лечебного метода. Пока никто из этих производителей не определил по МКБ-10 заболевание, которое излечивается нитевым лифтингом, и, соответственно, не провел клинических испытаний (по всем ) на положительную динамику.

Недоброкачественное медицинское изделие. В России, как и во многих странах Европы, филлеры регистрируются как медизделия (хотя фармакокинетика их все же доказывает, что эти наполнители ближе к лекарственным средствам, поскольку вступают в биохимические реакции с тканями организма и выводятся через выделительные системы). Но раз уж зарегистрированы, как медизделия, то и клинические испытания не так скрупулезны, как при вводе в обращение лекарственного препарата. Более того, некоторые из них вообще зарегистрированы, как изделия всего лишь второго класса риска, хотя по всем параметрам ближе к третьему. Почему? Читаем : "Медицинские изделия, в составные части которых входит вещество, представляющее собой лекарственный препарат или иное биологически активное средство и воздействующее на человеческий организм в дополнение к воздействию медицинского изделия, относятся к классу 3".

Так что о качестве говорить трудно... И не только мне. Так, по данным МедикФорума, за последние три года в три раза выросло количество осложнений при контурной пластике.

Недоброкачественным может оказаться и вполне законное и качественное медизделие, если его, к примеру, транспортировать или хранить неправильно. Я вот помню случай, когда филлеры везли контрабандой через финскую границу в ходовой части автомобиля зимой...

Ну и контрафактные - с этим все понятно. Два главных нарушения - это контрабандные поставки и отсутствие регистрации в Росздравнадзоре.

Недаром Росздравнадзор теперь при проверке косметологического оборудования проверяет еще и заводской номер (практика "отлова" ворованных машин из Европы пригодилась и в этом ведомстве).

Отсутствие регистрации посетителям нашего портала уже знакомо, мы не раз обсуждали эту .

О недоброкачественных лекарственных средствах можно порассуждать на примере препаратов, которые используются не по назначению. Например, один препарат, который рекомендован косметологам как средство для омолаживания, согласно инструкции по применению назначается при следующих заболеваниях (по МКБ-10): B00.9 Герпетическая инфекция неуточненная, K70.0 Алкогольная жировая дистрофия печени [жирная печень], K76.0 Жировая дегенерация печени, не классифицированная в других рубриках, K76.9 Болезнь печени неуточненная, L20 Атопический дерматит. Сам по себе препарат вполне возможно и хорош, если его применять по показаниям, но назначение его в кабинете врача-косметолога никак не соответствует требованиям фармакопейной статьи.

К контрафактным препаратам можно отнести большую группу мезотерапевтических коктейлей, которые не имеют регистрации лекарственного средства, а ввозятся в страну как косметика для наружного применения. Причем, в данном случае под действие закона попадают не только те, кто ввез мезококтейль, но и те, кто провел его клинические испытания, хотя и не имел на это право.

А кто может проводить такие испытания? Они установлены постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 683 "Об утверждении Правил аккредитации медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения". И вот если проверить по реестру выданных разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения (а такой реестр ведется в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 754н "Об утверждении порядка ведения, опубликования и размещения на официальном сайте в сети "Интернет"), то выяснится, что некоторые институты и научные организации не имели права во многих случаях таких исследований вести.

Кстати, то же самое касается и клинических испытаний медизделий. Они проводятся согласно проведения оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации мед. изделий.

В России нарушаются не только правила ввоза, регистрации и применения (что мы уже доказали выше), но и правила продажи лекарственных средств и медизделий, которые утверждены постановлением Правительства от 19 января 1998 г. .

К нему, между прочим, тоже есть изменения в законодательстве, которые вступили в силу в 2015 году. Они введены Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 "О внесении изменений в Правила продажи отдельных видов товаров". Мы приведем эту часть полностью:

Информация о медицинских изделиях (инструментах, аппаратах, приборах, оборудовании, материалах и прочих изделиях, применяемых в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенных производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека) помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Правил, должна содержать сведения о номере и дате регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в установленном порядке, а также с учетом особенностей конкретного вида товара сведения о его назначении, способе и условиях применения, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения.

Как мы помним, с 2014 года в КоАП Федеральным законом введены:

Статья 14.4.2. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств

Статья 6.28 Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий

теперь к ней добавляется еще :

Статья 6.33. Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок.

Ну вот, а теперь нам осталось только привести новые статьи законов об уголовной ответственности. Не будем их комментировать, сошлемся только на определение, что же такое "обращение" и выделим курсивом слово "применение", непосредственно имеющее отношение к врачам-косметологам. Итак, Федеральный закон :

"Обращение лекарственных средств - разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение , уничтожение лекарственных средств".

А это из Федерального закона :

"Обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, "экспертизу" качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение , эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение".


И, осознав все написанное выше, читаем новые статьи Уголовного Кодекса РФ, которые вступают в силу 23 января 2015 года. Тут пока комментарии излишни:

Статья 235.1. Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий

1. Производство лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные: а) организованной группой; б) в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость лекарственных средств или медицинских изделий, превышающая сто тысяч рублей."

Статья 238.1. Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок.

1. Производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий, либо незаконные производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции, совершенные в крупном размере, - наказываются принудительными работами на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечания.
1. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи незаконных сбыта и ввоза на территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих или ядовитых веществ, а также незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.
2. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость лекарственных средств, медицинских изделий или биологически активных добавок в сумме, превышающей сто тысяч рублей.

Статья 327.2. Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий

1. Изготовление в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных документов на лекарственные средства или медицинские изделия (регистрационного удостоверения, сертификата или декларации о соответствии, инструкции по применению лекарственного препарата или нормативной, технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия), - наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Изготовление в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных первичной упаковки и (или) вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата - наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Совершение деяний, предусмотренных частями первой или второй настоящей статьи, организованной группой - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • (введена Федеральным законом от 31.12.2014 532-ФЗ)
  • 1. Производство лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет или без такового.

  • 2. Те же деяния, совершенные:
    • а) организованной группой;
    • б) в крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость лекарственных средств или медицинских изделий, превышающая сто тысяч рублей.

  • 1. Статья введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок».
  • 2. Объектом преступления выступают общественные отношения, характеризующие законный порядок производства лекарственных средств или медицинских изделий как необходимого условия обеспечения безопасности здоровья населения. Предмет преступления - зарегистрированная медицинская продукция, т.е. лекарственные средства или медицинские изделия.

Лекарственными средствами в и. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность.

Лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности. Они вводятся в обращение (в том числе производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение), если зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Медицинскими изделиями вст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понимаются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

На территории России разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Медицинские изделия, изготовленные по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и предназначенные исключительно для личного использования конкретным пациентом, а также медицинские изделия, предназначенные для использования на территории международного медицинского кластера, государственной регистрации не подлежат.

3. Объективная сторона характеризуется только одним общественно опасным деянием (в форме действия) - производством лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Запрещается производство лекарственных средств: не включенных в государственный реестр лекарственных средств; фальсифицированных; без лицензии; с нарушением правил организации и контроля качества лекарственных средств.

Лицензирование деятельности по производству лекарственных средств для медицинского применения осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ, для ветеринарного применения - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В случае необходимости расширения производства лекарственных средств за счет новых лекарственных форм и видов фармацевтических субстанций производитель лекарственных средств должен получить новую лицензию на производство лекарственных средств.

Лицензирование производства медицинских изделий регулируется Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ).

  • 4. Состав преступления формальный, преступление окончено в момент производства зарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий без разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
  • 5. Квалифицирующими признаками преступления являются: совершение преступления организованной группой (п. «а» ч. 2) или в крупном размере (п. «б» ч. 2). Крупным размером согласно примечанию к данной статье признается стоимость лекарственных средств или медицинских изделий, превышающая 100 тыс. руб.
  • 6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
  • 7. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Основываясь на Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» и Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», им может быть только лицо, зарегистрированное в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Полный текст ст. 235.1 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 235.1 УК РФ.

1. Производство лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -
наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:
а) организованной группой;
б) в крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость лекарственных средств или медицинских изделий, превышающая сто тысяч рублей.

Консультации и комментарии юристов по ст 235.1 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 235.1 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ларичев Василий Дмитриевич

доктор юридических наук, профессор, ВНИИ МВД России (e-mail: [email protected])

Объективная сторона незаконного производства лекарственных средств и медицинских изделий

В статье дается понятие лекарственных средств и медицинских изделий, раскрывается содержание объективной стороны незаконного производства лекарственных средств и медицинских изделий, дается предложение о дополнении ст. 235.1 УК РФ положением о производстве лекарственных средств или медицинских изделий без регистрации, оценивается соотношение ч. 1 ст. 235.1 УК РФ и ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ключевые слова: лекарственные средства, медицинские изделия, фармацевтический рынок, медицинская техника, лицензирование, незаконное производство.

V.D. Larichev, Doctor of Law, Professor, National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

The objective side of the illegal production of medicines and medical products

The article describes the notion of medicines and medical products, reveals the content of the objective side of the illegal production of medicines and medical products, suggests the addition of art. 235.1 of the Criminal Code of the Russian Federation by the provision on the production of medicines or medical products without registration, the ratio of pt. 1 of art. 235.1 of the Criminal Code of the Russian Federation and pt. 2 of art. 14.1 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Key words: medicines, medical products, pharmaceutical market, medical equipment, licensing, illegal production.

Одной из основных задач в области здравоохранения, определенной Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года, является обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными средствами.

Российский фармацевтический рынок является наиболее перспективным в мире благодаря своим размерам и высокой динамике развития. За 2016 г. объем российского фармацевтического рынка вырос на 7,84% по сравнению с 2015 г. и составил 1,21 трлн рублей.

Рост объема российского фармацевтического рынка и высокие доходы, получаемые от этой деятельности, делают сферу обращения лекарственных средств и медицинских изделий привлекательной для отечественных и иностранных криминально ориентированных лиц.

По оценкам Росздравнадзора, изъято из обращения 1938 серий лекарственных средств, качество которых не отвечает установленным требованиям, что составляет 0,81% от общего количества серий, поступивших в обращение

в 2016 г. (по данным автоматизированной информационной системы (АИС) Росздравнадзора - 237968 серий) .

Поддельные лекарственные средства и медицинские изделия как являются опасными сами по себе (они могут причинить вред жизни или здоровью), так и могут создать угрозу жизни и здоровью, поскольку, принимаемые добросовестными потребителями как жизненно необходимые средства, они не дают терапевтического эффекта и могут привести к безуспешному лечению.

До недавнего времени, в отличие от многих европейских стран, уголовное законодательство Российской Федерации было слишком лояльно по отношению к производителям и продавцам лекарственных средств и медицинских изделий.

В следственной и судебной практике для квалификации таких статей применялось более 20 статей Уголовного кодекса РФ. Например, такие деяния квалифицировались по ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвеча-

ющих требованиям безопасности», ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», ст. 180 «Незаконное использование товарного знака» и др. .

Подписание Российской Федерацией Конвенции о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (Конвенция «Медикрим») 28 октября 2011 г., основными целями которой являются установление уголовной ответственности за фальсификацию медицинской продукции и сходные преступления (производство, хранение, предложения по реализации данной продукции, подделка соответствующей документации и др.), защита прав потерпевших вследствие данных правонарушений, развитие международного сотрудничества, способствовало развитию и постепенному приведению отечественной законодательной базы и правоприменительной системы в соответствие требованиям Конвенции.

Одним из результатов данного процесса явилось принятие Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок». Закон дополнил Уголовный кодекс РФ тремя новыми нормами - ст. 235.1 УК РФ «Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий», ст. 238.1 УК РФ «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок» и ст. 327.2 УК РФ «Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий».

Указанные нормы стали применяться с 23 января 2015 г. В настоящее время правоприменительная практика по данным составам незначительна. Так, за 2015 г. по ст. 235.1 УК РФ не было выявлено ни одного преступления, за 2016 г. зарегистрировано 4 преступления, окончено с направлением в суд 2 уголовных дела.

Это явилось следствием отсутствия у работников следственно-судебных органов необходимых знаний, соответствующих уровню развития фармацевтического рынка, необоб-

щенности правоприменительной практики, недостаточной разработки теоретических вопросов применения данных норм, малого количества публикаций по данной теме и др.

Следует отметить, что нормы, устанавливающие ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного производства лекарственных средств и медицинских изделий, являются бланкетными. Поэтому для установления состава преступления необходимо устанавливать нарушения множества законодательных и иных нормативных актов, в том числе ведомственных.

Предметом преступления незаконного производства лекарственных средств могут быть различные виды лекарственных средств, перечень и понятие которых дано в ст. 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» . Под лекарственными средствами названный закон подразумевает вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты:

фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность;

лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности;

лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.

Лекарственные препараты и лекарственные средства бывают различных видов (орфанные лекарственные препараты, биологические лекарственные препараты и др.), перечень которых приводится в ст. 4 указанного выше закона.

Конвенция «Медикрим» определяет термин «лекарственное средство» как лекарственный препарат, предназначенный для человека, или ветеринарный лекарственный препарат, которые представляют собой:

вещество или смесь веществ, обладающие лечебными свойствами и свойствами по предупреждению заболеваний у человека или животного;

вещество или смесь веществ, направленные на восстановление, улучшение и изменение физиологических функций организма человека или животного путем оказания фармакологического, иммунного или метаболического воздействия или на постановку диагноза; исследуемое лекарственное средство. Конвенция также использует понятие «действующее вещество», означающее вещество или смесь веществ, предназначенных для использования при производстве лекарственных средств, которые в ходе использования при производстве лекарственных средств становятся действующим ингредиентом лекарственного средства;

Термин «наполнитель» означает любое вещество, которое не является действующим веществом или готовым лекарственным средством, но входит в состав лекарственного средства, предназначенного для человека, или ветеринарного лекарственного средства и является необходимым для целостности готового лекарственного средства.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским изделиям относятся любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологиче-

ских функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти .

Названная Конвенция Совета Европы под термином «медицинское изделие» подразумевает прибор, аппарат, приспособление, программное оборудование, материал и другие предметы, используемые сами по себе или в совокупности с другими, в том числе программное оборудование, предназначенное производителем для использования в диагностических и/или терапевтических целях и необходимое для надлежащего применения, предназначенные производителем для человека с целью:

диагностики, предупреждения, наблюдения, лечения или облегчения заболеваний;

диагностики, наблюдения, лечения, облегчения или компенсации при травмах или физических недостатках;

исследования, замены или изменения анатомического или физиологического процесса;

контроля за оплодотворением, которые не оказывают основного целевого воздействия на организм человека фармакологически, иммунологически или метаболически, но которыми оказывается содействие этими видами воздействия.

Данная Конвенция выделяет термин «вспомогательный прибор», означающий предмет, который не является медицинским изделием, но создается производителем специально для использования совместно с медицинским изделием, чтобы обеспечить работу медицинского изделия в соответствии с целями его использования, определенными производителем. Также выделяются термины «компоненты» и «материалы», означающие все компоненты и материалы, созданные и предназначенные для использования с медицинским изделием, кото-

рые обеспечивают целостность медицинского изделия.

Таким образом, «вспомогательный прибор», а также «компоненты» и «материалы» не являются медицинскими изделиями. Все зависит от того, как назовут то или иное изделие производители.

Под незаконным производством лекарственных средств или медицинских изделий, согласно ст. 235.1 УК РФ, понимается их производство без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Следует отметить, что в отличие от ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», которая предусматривает уголовную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, ст. 235.1 УК РФ предусматривает такую ответственность только за производство лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), что, по мнению автора, является пробелом. В связи с этим данная статья должна быть дополнена положением о производстве лекарственных средств или медицинских изделий без регистрации.

В данной редакции ст. 171 УК РФ является общей нормой, а ст. 235.1 УК РФ - специальной по отношению к ст. 171 УК РФ. Следовательно, в том случае, когда производство лекарственных средств или медицинских изделий осуществляется без регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, такие действия должны квалифицироваться по ст. 171 УК РФ. При этом должно быть установлено, что данное деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Под крупным ущербом, доходом в крупном размере в соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ признаются ущерб, доход в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - девять миллионов рублей.

Под производством лекарственных средств, согласно п. 31 ст. 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», понимается деятельность по «производству лекар-

ственных средств организациями - производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств».

Конвенция Совета Европы под термином «производство» в отношении лекарственного средства подразумевает любую стадию процесса изготовления лекарственного средства, действующего вещества или наполнителя такого лекарственного средства или доведение лекарственного средства, действующего вещества или наполнителя до его конечного состояния.

Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» в ст. 45 «Производство лекарственных средств» установил требования к производству лекарственных средств, которые должны соответствовать требованиям правил надлежащей производственной практики, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти . Порядок организации и проведения инспектирования производителей лекарственных средств на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики устанавливается Правительством РФ .

Производство лекарственных средств в Российской Федерации осуществляется производителями лекарственных средств, имеющими лицензию на производство лекарственных средств. Подтверждение соответствия лицензиата правилам надлежащей производственной практики осуществляется в рамках лицензионного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом некоторых особенностей.

Деятельность по производству лекарственных средств регламентирована постановлением Правительства РФ и включает в себя работы по перечню согласно приложению к данному положению.

Лицензирование деятельности по производству лекарственных средств, осуществляемой юридическими лицами, для медицинского применения осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ , для ветеринарного применения - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору .

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении деятельности по производству лекарственных средств, являются:

наличие у соискателя лицензии помещений, зданий, сооружений и иных объектов, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявляемых работ, соответствующих установленным требованиям;

соответствие производства лекарственных средств правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств ;

наличие промышленных регламентов, утвержденных руководителем производителя лекарственных средств (соискателя лицензии) и включающих в себя перечень используемых фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ с указанием количества каждого из них, данные об используемом оборудовании и описание технологического процесса и методов контроля на всех этапах производства лекарственных средств и других требований, указанных в пп. 4, 5 Положения о лицензировании производства лекарственных средств.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, документы (копии документов) и сведения, указанные соответственно в ч. 1 и пп. 1, 3 и 4 ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также другие документы, указанные в Положении о лицензировании производства лекарственных средств.

Производство лекарственных средств осуществляется с соблюдением требований промышленного регламента, который утверждается руководителем производителя лекарственных средств и включает в себя перечень используемых фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ с указанием количества каждого из них, данные об используемом оборудовании, описание технологического процесса и методов контроля на всех этапах производства лекарственных средств.

При производстве лекарственных средств используются фармацевтические субстанции, включенные в государственный реестр лекарственных средств, за исключением фармацевтических субстанций, производимых для проведения клинических исследований и для экспорта. К процессу производства фармацевтической субстанции относятся любые стадии технологического процесса, позволяющие получить готовый продукт, соответствующий требованиям фармакопейной статьи, в том числе ферментация, экс-

тракция, очистка, выделение, перекристаллизация, высушивание, измельчение.

Запрещается производство:

1) лекарственных средств, не включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением лекарственных средств, производимых для проведения клинических исследований и для экспорта;

2) фальсифицированных лекарственных средств;

3) лекарственных средств без лицензии на производство лекарственных средств;

4) лекарственных средств с нарушением правил организации производства и контроля качества лекарственных средств.

Производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

1) другим производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств;

2) организациям оптовой торговли лекарственными средствами;

3) аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность;

4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы;

5) медицинским организациям и ветеринарным организациям;

6) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.

Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством РФ , сведения о ходе принятия им решения о предоставлении (переоформлении) лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным настоящим Положением.

Информация, относящаяся к осуществлению деятельности по производству лекарственных средств, размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) информационных стендах в помещениях лицензирующего органа.

В соответствии со ст. 58 указанного выше закона хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.

Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и устанавливают требования к помещениям для хранения, регламентируют условия хранения и т.п.

Нередко эти условия производства нарушаются. Так, в Красноярском крае индивидуальный предприниматель Д. приобрел газонаполнительную станцию и, достоверно зная, что для производства лекарственного средства «кислород медицинский газообразный» наличие лицензии является обязательным, в отсутствие лицензии производил лекарственное средство «кислород медицинский газообразный» с целью его сбыта в лечебные учреждения в соответствии с заключенными договорами (контрактами). Используя труд работника Л., не осведомленного о его преступных намерениях, и газонаполнительную станцию, осуществлял газификацию жидкого кислорода, получая в результате этого лекарственное средство «кислород медицинский газообразный».

Таким образом, ИП Д. совершил преступление, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 235.1 УК РФ, - производство лекарственного средства без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), совершенное в крупном размере.

К незаконному производству незарегистрированных медицинских изделий относится их производство без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Лицензирование деятельности по производству медицинских изделий регламентировано Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспече-

ния собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным постановлением Правительства РФ .

При этом понятие «медицинская техника» означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором) .

В состав деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники входят работы (услуги) по перечню согласно приложению к данному Положению.

Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники являются:

а) для соискателя лицензии: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании помещений, зданий, сооружений по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, необходимых для осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники;

наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании средств измерений, предусмотренных нормативной, технической документацией производителя и соответствующих требованиям к их поверке и (или) калибровке, предусмотренным ст. 13 и 18 Федерального за-

кона «Об обеспечении единства измерений», необходимых для осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники ;

наличие лицензии у соискателя, имеющего намерение осуществлять деятельность по производству медицинской техники, и других требований, указанных в ст. 5 данного Положения.

Так же, как и при производстве лекарственных средств, при производстве и техническом обслуживании медицинской техники соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, к которому прилагаются необходимые документы.

Лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. Информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

Лицензирующий орган обязан обеспечить доступ к размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о ходе принятия предусмотренных законом решений.

В ряде случаев предприниматели осуществляют производство медицинских изделий, не имея соответствующей лицензии. Так, Б., являясь соучредителем (33% доли предприятия) и генеральным директором ООО «БУФА», будучи обязанным соблюдать законодательство Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, предусматривающее обязательное лицензирование производства медицинской техники (медицинских

изделий), не имея специального разрешения (лицензии), незаконно осуществил производство медицинских изделий: штифтов титановых конических; штифтов анкерных внутри-канальных позолоченных; ключей анкерных крестовых; ключей анкерных полых; наборов анкерных штифтов и др., которые в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной вышеназванным приказом Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2012 г. № 4н (п. 15.8) относятся к стоматологическим медицинским изделиям - «Имплантаты стоматологические и сопутствующие изделия».

Тем самым он совершил преступление, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 235.1 УК РФ, -производство медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в крупном размере.

При этом следует отметить, что за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В связи с этим Н.Ш. Козаев задается вопросом, чем отличается состав ч. 1 ст. 235.1 УК РФ от схожих административных деликтов, если криминализации законодатель подверг лишь производство лекарственных средств или медицинских изделий в отсутствие лицензии, не указав, каковы материальные последствия такой деятельности. Поэтому он считает, что в таком виде диспозиция ч. 1 ст. 235.1 УК РФ может представлять собой лишь основу состава административно-правового деликта .

Представляется, что данная статья КоАП РФ неприменима к незаконному производству лекарственных средств и медицинских изделий, поскольку существует специальная статья УК РФ, а именно ст. 235.1 УК РФ.

Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в крупном размере.

Понятие организованной группы дается в п. 3 ст. 35 УК РФ.

Крупным размером согласно примечанию к данной статье признается стоимость лекарственных средств или медицинских изделий, превышающая сто тысяч рублей.

1. Информация о результатах государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств за 2016 год // Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. URL: http:// www.roszdravnadzor.ru

2. Ерохина А.В., Ларичев В.Д. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия производству и обороту фальсифицированных лекарственных средств. М., 2013.

3. Об обращении лекарственных средств: федер. закон от 12 апр. 2010 г. № 61-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий: приказ Минздрава РФ от 6 июня 2012 г. № 4н. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

6. Об утверждении правил надлежащей производственной практики: приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 14 июня 2013 г. № 916. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об определении соответствия производителей лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики: постановление Правительства РФ от 3 дек. 2015 г. № 1314. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств: постановление Правительства РФ от 6 июля 2012 г. № 686. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 438. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

1. Information on the results of state control (supervision) in the sphere of medicines circulation for 2016 // Official website of the Federal Service for Surveillance in the Field of Health. URL: http://www.roszdravnadzor.ru

2. Erokhina A.V., Larichev V.D. Criminally-legal and criminological measures of counteraction to manufacture and an turnover of the forged medicines. Moscow, 2013.

3. On the turnover of medicines: fed. law d.d. Apr. 12, 2010 № 61-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

4. On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation: fed. law d.d. Nov. 21, 2011 № 323-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

5. On approval of the nomenclature classification of medical products: order of the Ministry of Health of the Russian Federation d.d. June 6, 2012 № 4n. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

6. On the approval of the rules of good manufacturing practice: order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation d.d. June 14, 2013 № 916. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

7. On the determination of the conformity of the manufacturers of medicines with the requirements of the rules of good industrial practice: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Dec. 3, 2015 № 1314. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

8. On licensing of certain types of activities: fed. law d.d. May 4, 2011 № 99-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

9. On approval of the Regulation on licensing the production of medicines: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. July 6, 2012 № 686. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

10. Regulations on the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 5, 2008 № 438. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

11. Regulations on the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 30, 2004 № 327. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

12. Regulations on the federal state information system «Unified portal of state and municipal services (functions)»: resolution of the Government of the Russian Federation d.d.

12. Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»: постановление Правительства РФ от 24 окт. 2011 г. № 861. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

13. Об утверждении правил хранения лекарственных средств: приказ Минздравсоцраз-вития РФ от 23 авг. 2010 г. № 706н. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

14. Об утверждении правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения: приказ Минсельхоза РФ от 15 апр. 2015 г. № 145. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Об утверждении положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 469. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Об обеспечении единства измерений: федер. закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».

18. Козаев Н.Ш. Изменения уголовной политики в сфере противодействия злоупотреблениям на фармацевтическом рынке // Рос. следователь. 2015. № 24.

Oct. 24, 2011 № 861. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

13. On the approval of the rules for the storage of medicines: order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation d.d. Aug. 23, 2010 № 706n. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

14. On the approval of rules for the storage of medicines for veterinary use: order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation d.d. Apr. 15, 2015 № 145. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

15. On approval of the provision on licensing of activities for production and maintenance (except for the case if maintenance is carried out to ensure the own needs of a legal entity or individual entrepreneur) of medical equipment: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 3, 2013 № 469. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

16. Regulation on the Federal Service for Supervision of Health: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 30, 2004 № 323. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

17. On ensuring the uniformity of measurements: fed. law d.d. June 26, 2008 № 102-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

18. Kozaev N.Sh. Changes in criminal policy in the field of countering abuses in the pharmaceutical market // Russian investigator. 2015. № 24.

1. Производство лекарственных средств или медицинских изделий без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна);

2. Те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в крупном размере.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость лекарственных средств или медицинских изделий, превышающая сто тысяч рублей.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 236 УК , характеризуется действиями или бездействием, нарушающими установленные санитарно-эпидемиологические правила , содержание которых предусмотрено в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других законах и нормативных правовых актах. Обязательным ее признаком являются общественно опасные последствия в виде массового заболевания или отравления людей. Под массовым понимается заболевание вирусного, кишечного, бактериального и иного характера, распространенность которых значительно превышает среднестатистические показатели на этой территории за сопоставимый период времени. Массовое отравление означает острые или хронические расстройства здоровья в результате токсического воздействия веществ различного происхождения на организм человека посредством их вдыхания, поглощения с пищей и жидкостями, контактов с кожным покровом и слизистыми и т.д.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления специальный - лицо, обязанное соблюдать или обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических правил.

Предмет сокрытия информация об обстоятельствах, создающих опасность для здоровья людей либо для окружающей среды (ст. 237 УК) , указан в самом законе. Открытость такой информации гарантируется Конституцией РФ, закрепившей право граждан на ознакомление с информацией о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни или здоровья людей, а также с информацией о состоянии окружающей среды.

Объективная сторона может выражаться как в сокрытии информации, так и в ее искажении. Это означает либо несообщение населению или органам и организациям, уполномоченным на принятие мер по устранению такой опасности, либо предоставление адресатам ложной или заведомо неполной информации. Преступление признается оконченным с начала бездействия либо с момента совершения действия - сообщения ложной информации.

Субъект преступления специальный - лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей или для окружающей среды.

В ст. 238 УК (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) предусмотрены два самостоятельных преступления, различающихся по предмету посягательства и объективной стороне: незаконные действия в сфере оборота товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также незаконные действия в сфере сертификации товаров, работ и услуг.

Первым преступлением является производство, хранение, перевозка в целях сбыта, сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Такие товары, продукция, услуги, работы подвергают жизнь или здоровье потребителей реальной угрозе. Для признания преступлением производства, хранения или перевозки указанных товаров или продукции обязательной является цель их сбыта.

Второе преступление заключается в неправомерной выдаче или в неправомерном использовании официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ, услуг требованиям безопасности. На товары, работы, услуги, подлежащие обязательной сертификации, выдается сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие товаров, услуг, работ требованиям технических регламентов. Неправомерная выдача официального документа означает его незаконное предоставление без проведения сертификации или несмотря на отрицательный вывод о качестве товара, услуги, работ. Указанный документ выдает сотрудник органа, осуществляющего соответствующую сертификацию.

Неправомерное использование сертификата соответствия означает использование сертификата, полученного незаконным путем, для сбыта товаров или продукции, осуществления работ и предоставления услуг, не отвечающих требованиям безопасности (опасной продукции и услугам придается видимость безопасных).

Статья 238.1. Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок

1. Производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий, либо незаконные производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий, либо производство, сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции, совершенные в крупном размере;

2. Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека;

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.

Примечания. 1. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи незаконных сбыта и ввоза на территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих или ядовитых веществ, а также незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

2. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость лекарственных средств, медицинских изделий или биологически активных добавок в сумме, превышающей сто тысяч рублей.

Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК) , охватывает три преступления:

1) создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением (ч. 1);

2) создание некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента) либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией либо структурным подразделением (ч. 2);

3) участие в деятельности указанной некоммерческой организации, а равно пропаганда деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи.

Признаками объединения и организации, о которых говорится в законе, являются: сопряженность деятельности с насилием, причинением вреда здоровью граждан, побуждение последних к отказу от исполнения гражданских обязанностей (склонение к уклонению от военной службы и др.) или к совершению иных противоправных деяний (например, административных проступков).

Создание объединения, организации или структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации - действия, в результате которых появляется такое объединение, организация или структурное подразделение (как с их регистрацией, так и без нее). Руководство предполагает осуществление властных организационно-распорядительных функций, выработку направлений деятельности объединения, организации или структурного подразделения, осуществление контроля над его членами.

Участие в деятельности объединения, организации или структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации означает применения насилия к гражданам, причинение вреда здоровью, побуждение к уклонению от исполнения гражданских обязанностей, к совершению противоправных деяний. Пропаганда выражается в поддержке идей, распространении взглядов, побуждающих других людей к совершению указанных деяний.

Субъектом пропаганды является лицо, не входящее в объединение, организацию или структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации.