Методическая разработка на тему: Психологический тренинг для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки

  • Дата: 30.09.2019

Федеральное государственное казенное

дошкольное образовательное учреждение

«Детские ясли – сад «Сказка» МВД России»

Психологический тренинг для педагогов

«Я познаю себя»

Подготовил:

Педагог – психолог

Шай М.С.

г. Симферополь, 2016

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга, осознавать свою роль, функции в жизни коллектива. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Цель:

Развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатия, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и неуверенности).

Задачи:

развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах и умений адекватно оценивать эмоциональные состояния других людей

осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе

повысить коммуникативные навыки педагогов

повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех

развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.

Необходимые материалы:

Листы формата А – 4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры

Спокойная музыка для релаксации

Подготовленные изображения с заданным рисунком для теста «Нарисуем свой характер»

Мягкая игрушка для приветствия.

Ход тренинга:

Участники сидят в кругу.

Педагог-психолог:

Мысль этой встречи сегодня нам с вами очень близка.

Каждый из нас личность, состоявшийся человек со своими взглядами, убеждениями, интересами, целями. Каждый вправе сказать: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы нравиться тебе. Если мы встретились и нам хорошо ладно, а если нет – что ж ничего страшного».

Но мы люди, нам приходиться взаимодействовать и всем хочется, чтоб тебя понимали и принимали. Однако, именно мы сами создаем порой себе любимым проблемы, не подозревая, что и окружающие от этого тоже страдают.

Сегодня разговор будет идти больше о нас с вами - взрослых людях, и мы не будем забывать, что прежде всего мы с вами - МАМЫ, ЖЕНЩИНЫ. А наша профессия - это воспитание детей.

Упражнение « Приветствие ».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение в начале встречи.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Я учусь у тебя».

Участники выходят в круг.

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Нарисуй свой характер».

Нарисуем свой характер.

Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению.

1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5. Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6. Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7. Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8. Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

Заканчиваем тренинг ритуальным прощанием.

«Чему я научилась»

Цель: рефлексия.

Задание: Допишите незаконченные предложения.

Я научилась….

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что….

Мне понравилось…

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Завершение.

Всем спасибо за активное участие!

Использованная литература:

1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с.

2. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. Санкт-Петербург 2006. – 176 с.

3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М., 2005. – 256 с.

4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с.

5. Интернет ресурс.

Как научиться использовать эмоции и чувства в своей работе

Цель встречи: избавиться от негативных эмоций на работе.
Психолог:
Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка».
«От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга зажжется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется»
Приветствие «Улыбка».
В начале нашей встречи я предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе. Обращаясь к своему партнеру с улыбкой, скажите ему несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
Один мудрый человек сказал: «Кто-то другой для нас не может быть ни другом, ни врагом, он может быть для нас только учителем».
Упражнение «Если бы не ты …»
Участники делятся на пары. Далее им предлагается по очереди рассказать про качества другого участника, начиная свой рассказ словами «Если бы не ты …»
Я хочу вам рассказать сказку, а вам, чтобы не было скучно, предлагаю «вжиться» в сюжет этой сказки, и желательно изображать героев сказки после того, как услышите слова «вот так».
Далеко-далеко есть одна замечательная поляна, которая носит название детский сад «Дельфин». Поляна большая и круглая. Над этой поляной небо бывает разным, бывает ясным, но иногда тучи нависают над этой замечательной поляной, вот так. А солнце согревает своими теплыми лучами эту поляну, вот так. На этой замечательной поляне, в детском саде «Дельфин» жили волшебники, похожие на вас. И на Вас …, и на вас…Волшебники были очень дружные и добрые. Они трудились и многое умели, вот так (педагоги перечисляют, что они умеют делать). А если у них что-то не получалось, они знали, что у них обязательно получится, пусть и не сразу. Любили волшебники веселиться, общаться друг с другом, а делали они это вот так. То и дело слышался их звонкий, веселый смех. А смеялись они вот так.
Но бывало волшебникам и грустно, и тогда они грустили вот так. Иногда им хотелось поплакать, и они позволяли себе это. Они плакали вот так. Огромные слезы катились по их щекам, а когда они падали на землю, то превращались в хрустальные бусинки. Звон от них был мелодичным и успокаивающим.
Волшебники любили придумывать разные чудеса с превращениями. Когда кто-нибудь превращался в кого-нибудь, то они удивлялись вот так.
И вот с вами произошло это чудо с превращением. Сейчас Вы все превратились в большущих слонов. У слона четыре мощные ноги. Он ходит важно, не спеша, вот так. Ставит ногу на всю ступню, как бы продавливая землю. Попробуйте ходить вот так.
Слон подошел к стройке, где маленькие волшебники строили дом. Наверное, для нас с вами. Слон – сильное животное, и он принялся помогать волшебникам, поднимать тяжелые камни, вот так Ему было нелегко, и он не скрывал этого. Тяжело дышал, вот так.
Но тут слона постигла неудача: тяжелый камень упал ему на ногу. Слон поднял ушибленную ногу и застонал, вот так
Слон очень разозлился. Он стал размахивать хоботом, вот так.
А затем слон пошел по городу, сотрясая воздух ревом, вот так.
Тут слон увидел газету. Он схватил ее и принялся мять. Он топтал ее ногами, рвал на части, вот так.
Постепенно чувство злости стало покидать слона, он закрыл глаза, расслабился, вот так.
Вскоре слон совсем успокоился, он огляделся вокруг, вот так.
Как хорошо: солнышко пригревает, небо голубое, трава зеленная, в речке вода течет. И ему стало спокойно и уютно. А о злости напоминали только разбросанные по земле обрывки бумаги. Давайте уберем эти остатки «злости», чтобы она нас больше не беспокоила, вот так.
Психолог:
Вот и закончилось наше «превращение». Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть слонами?
Какое чувство переживал слон, когда камень свалился ему на ногу?
Как он выражал свое чувство?
Вы заметили, что слон, несмотря на то, что был очень зол, никого не обижал. Слон – миролюбивое животное. Если вдруг вас когда-нибудь посетит чувство гнева, злости, вспомните слона.
Гнев, злость – это яркое проявление неудовольствия. Мы сердимся на тех, кто причинил нам боль, обидел или подвел нас. Иногда мы сердимся на самих себя. Иногда злость используется как маска, под которой прячется страх или обида. Гнев свойственен человеку, сердятся все без исключения. Гнев, злость съедает изнутри.
Обсуждение приемов освобождения от негативных эмоций.
Не позволяйте гневу заходить так далеко;
постарайтесь не распыляться и успокоиться, вдыхайте спокойствие и выдыхайте гнев;
важно понять, осознать причину гнева, задав себе вопрос: «Для чего мне гнев, злость? Какой будет исход, после того как я проявлю злость по отношению к кому-то или к себе?»;
можно письменно описать свое состояние, а затем ритуально выдохнуть, отрезать, порвать, выбросить;
можно высказать свой гнев своему обидчику, но только в том случае, если вы уверенны, что вас услышат и отнесутся к вас с пониманием и уважением.
Упражнение «Это состояние мне чуждо»
Психолог:
Предлагаю вам сейчас вспомнить последний случай, когда гнев и злость переполняли вас. Вы можете это описать на листе бумаги, можете сделать какие-то зарисовки.
А сейчас попрошу вас избавиться от этого состояния, используя обсуждаемые и предлагаемые ранее приемы.
Быть может, кто-то из вас хочет поделиться своим состоянием после «избавления от негатива»? (обсуждение проводится по желанию).
В такой деликатной сфере, как человеческие эмоции, только сам человек, в конечном счете, является для себя «настройщиком». Бывает и так, что раны слишком тяжелые. И разум, и советы, и время оказываются не в силах их вылечить. В таких случаях на вопрос, что делать, если не можешь никак о чем-то забыть, умные и много пережившие люди тоже имеют ответ: если не можешь забыть – помни.

Включает в себя разделы:

  • Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика, тренинги

Показаны публикации 1-10 из 639 .
Все разделы | Тренинги для педагогов и воспитателей

Конспект сценария тренингового занятия для педагогов «Общение в конфликтных ситуациях» Конспект сценария тренингого занятия Тема : «Общение в конфликтных ситуациях» Цель : представление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций. Длительность : 90 минут Характеристика группы : 16 человек (педагогический коллектив ) Место...

Тренинг педагога-психолога для начинающих воспитателей «Всё в твоих руках!» Цель тренинга : способствовать психологической адаптации начинающих педагогов к условиям работы детском саду. Задачи тренинга : - сформировать умение работать в команде; - сформировать положительную самооценку; - создать позитивный настрой на дальнейшее совершенствование пед....

Тренинги для педагогов и воспитателей - Тренинг для педагогов «На встречу к себе»

Публикация «Тренинг для педагогов «На встречу к...» Тренинг «На встречу к се бе» Ц ель: снятие психологических блоков, обучение овладению приемам релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала педагогов. I Вводная часть 1. Упражнение «Пять добрых слов» Оборудование: листы бумаги, ручки. Форма работы: групповая,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Тренинг «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе» «Что же такое стресс, как мы его переживаем, и как с ним бороться». Стресс – это защитная реакция организма, который должен помочь ему преодолеть сложные жизненные ситуации. Стресс можно ослабить или вообще устранить из нашей жизни посредством изменения своего отношения к...

Тренинг для педагогов «Караоке с шарами» Работа педагога ДОУ важная и нужная и напрямую связана не только с детьми, но и их родителями. Иногда из-за неумения правильно донести информацию до законных представителей, возникают конфликтные ситуации. Регулярное проведение профилактической работы с педагогическим составом...

Тренинг для педагогов. "Мандала из современных журналов." Цель:эмоциональная разгрузка и профилактика синдрома эмоционального (профессионального) выгорания. Оборудование:ватман, журналы, ножницы, клей, музыка для релаксации. 1.Сегодня на нашем тренинге, у нас есть возможность...

Тренинги для педагогов и воспитателей - Коммуникативный тренинг для педагогов

Вступление УПРАЖНЕНИЯ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ» Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4, карандаш и ластик. Первую часть этого упражнения можно выполнять не в кругу, поэтому желательно организовать пространство так, чтобы...

Психологический тренинг «Эмоциональный ресурс личности педагога» Перед презентацией. Мы надеемся, что каждый участник почувствует, что пребывание в данном учреждении может быть для него наполнено особым смыслом, возможностью прислушаться к своему внутреннему голосу и услышать его как бы со стороны. Цель тренинга – раскрытие внутренних...

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я - педагог!»

Цель : Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи:
- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;
- Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
Участники психологического тренинга: воспитатели и специалисты ДОУ.
Материал и оборудование:
запись лёгкой, спокойной музыки;
средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки);
лепестки «ромашки» для игры «Личность педагога»;
тест «Опытный воспитатель» по количеству участников;
бланки «Обратная связь» (на каждого участника + 3 на запас).

Ход занятия

Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.
1. Игра «Поменяйтесь местами… »
Вед : Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.
Меняются местами, например, те кто:
-работает всю жизнь в одном учреждении;
-любит свою работу;
-любит яблоки;
-кто сейчас готовится к аттестации
-работает педагогом более 10 лет;
-кто любит детей
-мечтал быть педагогом с детства;
-кто пришёл в юбке и др.
-кто сейчас учится
-кто работает первый год
Таким образом, участники «перетасовываются».
2. Упражнение «Личность педагога»
Вед: Я предлагаю разделиться на три (4) группы (участники делятся на три-четыре подгруппы). Подгруппам предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога. Следующее подгруппы отвечают на вопросы:
С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

Что вы добавляете в этот список?
Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.
3. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»
Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно Вас - воспитателей. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.
Вам необходимо выбрать один из трех вариантов ответа (а, б или в).
1. Воспитатель детского сада – это.
а) Добрая лошадка всё свезёт
б) Без матки-пчёлки пропащие детки
в) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены
2. Педагогический коллектив – это…
а) В мире, что в море
б) У одной овечки да семь пастухов
в) Склеенная посуда два века живёт
3. Обучать детей – значит …
а) Что посеешь, то и пожнёшь
б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка
в) В дорогу идти – пятеры лапти сплести
4. Воспитывать детей – значит…
а) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет
б) Перемелется всё, мука будет
в) Наказом воевода крепок
5. Развивать детей – значит…
а) Сей день не без завтрака
б) Высоко летаешь, да низко садишься
в) Палка о двух концах
6. Работа с родителями – это…
а) Бумага не купленная, письмо домашнее
б) В добрый час молвить, в худой промолчать
в) По способу пешего хождения
Ключ к тесту
Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.
Если б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.
Если в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.

4. Игра «Подарок»
Вед: А сейчас, я предлагаю игру. Для этого необходимо встать в круг. Каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Например: «Наталья, я хочу подарить вам… », а далее вы руками изображаете подарок, который передаёте названному участнику. Участник, который получает подарок, принимает его и благодарит. Игра продолжается, пока все не получат и не подарят свои подарки.
5. Упражнение «Волна расслабления»
Под музыку.
Вед: Примите удобную позу, глаза закройте. Представьте, что вдоль вашего тела идёт волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабну, станут вялыми и мягкими. Вдохните глубоко, сосчитайте мысленно до 4, выдохните. Ещё раз вдохните – выдохните. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось и готово принимать новую энергию.

6. Анкетирование «Обратная связь»
Вед: Завершением нашего занятия является заполнение анкеты «Обратная связь» (всем раздаются бланки анкет)
7. Упражнение «Прощание»
Вед: Всем, всем до свидания! (Все участники семинара ставят кулачок, на кулачок – получается единый «живой столбик». Громко повторяют слова за ведущим, а затем убирают кулачки).
Завершение работы в группе.

Анкета "Обратная связь"
1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___________________
3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ______________
4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? ____________
5. Ваши мысли после занятия ___________
6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) ___________

Анкета "Обратная связь"
7. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? __________________
9. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ____________
10. Что вам не понравилось на занятии? Почему? _________
11. Ваши мысли после занятия _________
12. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) ______________

Тренинг педагогического общения для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений

Аханькова Светлана Васильевна, Педагог-психолог я/сад «Болашак» Казахстан, г. Петропавловск
Данный материал является частью тренинговой работы с педагогическим коллективом. Направлен на снижение психоэмоционального напряжения, сплочения коллектива. Помогает в разрешении конфликтных ситуаций.

«Тренинг педагогического общения»

Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе общение – это наиглавнейшая черта.
Общение - наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Общение это взаимодействие двух или более партнеров.
Психологическая настройка на работу. Сплочение группы
Упражнение «Огонек». Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра» со словами комплиментами (зажженная свеча).
Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим.
Для того чтобы педагоги прочувствовали значимость установления контакта проводим упражнение “Ты сейчас…”
Инструкция: Понаблюдайте за внешними проявлениями эмоционального состояния окружающих. Я бросаю мячик любому участнику и говорю: “Женя, мне кажется, ты сейчас грустная”. Женя бросает мячик следующему участнику и говорит: “Луиза, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все.
Мини – лекция: «Понятие «Конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях.
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Выделяет следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.
Выделяют негативные последствия и позитивные функции конфликтов:
Как вы считаете, что относится к негативным последствиям? К позитивным?
Негативные последствия:
ухудшение состояния здоровья субъектов,
снижение работоспособности,
большие эмоциональные затраты и др.
Позитивные функции конфликтов:
он служит разрядке напряженности,
получению новой информации,
стимулирует развитие и позитивные изменения,

Преодолевает застой жизнедеятельности,
вскрывает «хроническую болезнь», противоречие,
помогает прояснить отношения и т. д.
Таким образом, конфликт - это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого.
Причиной конфликта может стать различие в целях (родители ждут только положительной оценки о ребенке, а педагог - усвоения знаний и умений ребенком) недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, педагог сам был свидетелем происшествия); некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:
1. Возникновение конфликта (появление противоречия) .
2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.
3. Конфликтное поведение.
4.Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта) .
И если раньше такое положение устраивало обе стороны взаимодействия, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение педагога может вызвать агрессивную вспышку даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Способы разрешения конфликтов:
Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Избегание, конкуренция.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс.
Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Однако зачастую педагоги, общаясь с родителями, сталкиваются со сложными ситуациями. Однако, избегание конфликтной ситуации не решило проблемы, и только переговоры с мамой ребенка, которые помогли выяснить истинные причины ее поведения, способствовали урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон) .
Упражнение «Впечатление».
Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.
Варианты ответов:
- вам все надоело,
- вам неинтересна ваша работа,
- вы не доброжелательны,
- вы не уважаете других.
- вы боитесь
Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Упражнение «Старинная английская игра».
Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.) . Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Педагог- психолог заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.) . Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Педагог- психолог включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот - следующему и т. д.
Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, педагог- психолог задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты?
Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему?
Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом.
Можно было бы обвинить педагога- психолога в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки. Далее педагог- психолог предлагает участникам ответить на вопросы: «Как можно было бы изменить инструкцию к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов? » (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае было бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте?)
Завершающее упражнение. «Круг света»
Психолог: Проходя через «круг света», мы осуществляем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепляем свое здоровье. И сейчас мы с вами будем передавать по кругу сосуд с зажженными плавающими свечами, со словами благодарности друг другу.
Давайте все вместе загадаем желание, но тушить эти свечи не будем. Пусть в каждом из нас горит этот огонек и не потухает никогда.