Социально-психологические теории личности и их характеристика. Теории личности в социальной психологии

  • Дата: 10.10.2019

Подходы к пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический, социально-психологический.

Личность – социализированный субъект, ансамбль общественных отношений. Проблема социальных связей личности, роль социального в формировании личности – вопросы социальной психологии.

Индивид – человек – личность

Социально-психологические теории личности

1) Интеракционизм представлен следующими направлениями:

Символический интеракционизм (Дж.Мид, Кун, МакПартленд)

Ролевые теории (М.Вебер, Г.Зиммель, Т.Парсонс, Р.Линтон, И.Гоффман)

Теории референтной группы (Г.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф, Г.Келли, Р.Мертон).

Теория «зеркального Я» или символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж.Мид)

Ролевая теория личности (Морено, Парсонс)

Личность – производное от определенной роли. Статус личности выражает степень успешности освоения роли.

Роль – это функция личности, определяемая ожиданиями окружающих.

Существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенной положение, в его взаимодействии с другими.

Система специфических ожиданий по отношению к себе индивида

Роль как открытое наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.

Двойной аспект роли: наше восприятие роли и ролевые ожидания. Выбранные и предписанные.

Ролевое напряжение возникает, когда слишком много требований или слишком сложная роль.

Ролевой конфликт – при противоречиях между ожиданиями и восприятием, несовместимостью нескольких ролей между собой.

2) Необихевиористские теория личности (Скиннер)

Личность – совокупность паттернов поведения (реакций на стимулы)

Центральная идея – научение посредством подкрепления. Общество формирует нужный тип людей, создавая потребность в определенных подкреплениях (вторичные стимулы).

Халл – теория промежуточных переменных (ожидание, установка, восприятие) – Миллер, Доллард (теория фрустрации-агрессии и подражания)

Бандура – влияние социальных образцов поведения на агрессию. Эксперимент по научению через наблюдение агрессивному поведению. 2 фактора – НП 1: образцы поведения взрослых (агрессивное обращение с игрушками и неагрессивное), НП 2: последствия такого поведения (вознаграждение, наказание). ЗП – поведение детей.

Выделяют научение как основной процесс социализации. Научение через наблюдение.

В этих теориях личность рассматривается как пассивный объект, определяемый внешними факторами.

Теории межличностного взаимодействия (Тибо, Келли), социального обмена (Хоманс). Человеческое поведение как «функция его платежей». Взаимный обмен вознаграждениями и издержками.

3) психоаналитический подход (Фрейд)

Менее распространен в соц.психологии, нежели бихевиоризм.

Мотивирующим звеном является бессознательное. Личность представлена тремя компонентами: Оно, Я, Сверх-Я

Сверх-Я – заложенные в процессе социализации моральные нормы и установки . Человек и общество – антогонистические непримиримые силы. Соц-психол.проблема – конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами.

4) когнитивизм (Пиаже, Найсер, Тернер, Тэджфел)

Социальное поведение личности как результат принятых решений на основе ее когниций (восприятия, интерпретации, ценностей).

Впечатления индивида о мире организуются в связные интерпретации, в результате образуются идеи, ожидания, верования, которые и выступают регуляторами социального поведения.

В основе – теория поля К.Левина и гештальтпсихология.

Гештальт – целостность восприятия, модель баланса, соответствия.

Левин помимо когниций включает понятие мотивационный аспект субъект-объектных отношений. Идея взамидействия индивида и окружения, валетности. «Групповая динамика» - лидерство, сплоченность, групп.дискуссия.

К когнитивистиским теорям относятся: 1) теория когнитивного соответствия (Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестингер, Ч.Осгуд, М.Розенберг); 2) теории С.Аша,

Когнитивного соответствия – человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной системы.

Социализация личности

Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя 1) усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в соц.среду, систему соц. связей; 2) активное воспроизводство системы соц. связей индивидом в ходе его жизнедеятельности.

Выготский – об интериоризации внешнего опыта и последующей его экстериоризации.

Формирование конвенциальных значений – одно из условий социализации. Согласие относительно физических свойств объектов (стол твердый для обыкновенных людей и с протезом руки), норм поведения, способов действия.

Институты социализации – группы, в которых личность включается в систему социальных связей, и которые являются носителями и трансляторами социального опыта.

Механизмы социализации – способы усвоения опыта

1. Подражание, имитация – копирование внешних поведенческих аспектов модели. Отличается рефлекторным характером, малой долей осознанности. Присуще и животным.

Пример: выработка навыка (двигательного) – речь, мимика, атрибуты взрослости у подростка, пародии, подражание пению птиц, имитационное искусство.

2. Идентификация – отождествление с моделью, его значимыми характеристиками. Носит более целостный характер усвоения.

Социальный контроль – способ достижения согласованного поведения.

Каким образом независимые физически индивиды способны координировать друг с другом свои действия так, чтобы вклад каждого соединялся вместе в целое?

Основное – это достижение согласия с общепринятыми представлениями – групповыми нормами.

Социальная фасилитация – облегчение следования социально подкрепляемым образцам поведения, норме в присутствии других.

Пример: следование моде, чтение популярных авторов, оттачивание ораторских способностей

Социальная ингибиция – торможение нежелательного поведения в присутствии других.

Пример: утаивание своей склонности.

Социальные ожидания – экспектации . «Прокрустово ложе».

Социальные санкции – способы контроля поведения с помощью общественного порицания, наказания или поощрения.

Этапы социализации, по А.В.Петровскому, на основе активности субъекта в выработке норм и ценностей поведения:

1. адаптация – приспособление, стремление соответствовать. Потребность – найти нишу, включиться, быть принятым.

2. индивидуализация – самовыражение, выработка собственных взглядов. Способы: усиление собственного авторитетав группе, оппозиция, нигилизм.

3. интеграция – нахождение оптимального способа взаимодействия и взаимовлияния, баланс «Я и группа».

По Фрейду, выделяются 4 стадии социализации:

1) первичная – прохождение этапов психосексуального развития

2) маргинальная (промежуточная, псевдоустойчивая) – социализация подростка.

3) Устойчивая – совпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей. Адаптированность личности, достижение социальной идентичности.

4) Утрата статуса – дезадаптация после выхода на пенсию, или утраты близких людей.

Лекция 5. Проблема общения в социальной психологии: социальная перцепция, интеракция, коммуникация

Вопросы плана

1. Общение в деятельностной парадигме

2. Психологическая структура общения (социальная перцепция, интеракция, коммуникация)

Конспект лекции

Общение в деятельностной парадигме

Общение – деятельность. Роль общения в становлении человечества (в филогенезе).

Общение – процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Виды общения

1) непосредственное – прямое естественное общение лицом к лицу – в данном месте в данное время.

Формальное

Межличностное

характерно только для малой группы.

Полное, двустороннее, оперативная ОС.

2) Опосредованное – в отрыве от субъекта, места и времени.

Неполный психологический контакт, ОС затруднена, отдаленность.

Массовое общение:

Прямое – митинги, демонстрации, собрания в больших группах, толпе, публике, аудитории, массе.

Опосредованное – СМИ, Интернет

Тенденции общения в современном мире

1) увеличение массового опосредованного общения

2) вынужденное непосредственное общение – особенно в больших городах (общественный транспорт, посещение кино, театра, метро) – становится многочисленным и поверхностным. Экзистенциалисты - одиночество

3) увеличение квазиобщения (мнимое общение) – обуч. Технологии, виртуальный мир – игры, секс и т.п.

Человек при поверхностном общении становится более одиноким, избегает реальности непосредственного общения.

20. Социально-психологические теории личности

1. Специфика социально-психологических теорий личности.

2. Характеристики социально-психологических теорий личности.

1. В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и др.

В соответствии с первым подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы. По существу, это фатальный подход к личности, признание неизбежности судьбы человека.

С точки зрения социологического подхода личности представляет собой продукт культурно-исторического развития. Обоснованием данного подхода служит бихевиористская модель развития личности «St - R», где St – стимул, а R – реакция. Основной недостаток данного подхода заключается в том, что при этом личность лишается активности, субъектности.

С точки зрения индивидуально-психологического подхода на развитие личности оказывают влияние такие особенности как конституция, тип нервной системы и т.д.

Здесь важно различать близкие, но не тождественные понятия: «индивид», «человек», «личность».

Индивид – понятие, которое изучается в рамках психогенетики, психофизики, дифференциальной психологии и т.д. Человек – понятие биосоциальное. Оно шире и в психологическом, и в юридическом смысле понятия «личность». «Личность» - это человек как носитель сознания.

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем: он объясняет механизмы социализации личности, раскрывает ее социально-психологическую структуру, позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на это.

Социально-психологическая структура личности – это ценностно-смысловая сфера, мотивационная сфера (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные характеристики (картины мира), Я-характеристики (Я-концепция, Я-образ, самоотношение, самооценка), локус контроля, социально-психологическая компетентность личности, статусно-ролевые характеристики личности, эмоциональные психические состояния и социальные чувства личности.

2. Существуют различные социально-психологические теории личности. Выделяют американские, европейские, восточные, отечественные социально-психологические теории личности.

Из числа многих современных социально-психологических теорий личности можно выделить следующие: психодинамические теории личности, бихевиористские теории личности, когнитивные теории личности, ролевые теории личности, теорию А. Маслоу о самоактуализации Я, экзистенциальные теории личности.

Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установок Д.Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности, теорию интегральной индивидуальности.

Психодинамические теории личности

Психоанализ З.Фрейда

З.Ф. выделяет три сферы психического: сознание, предсознание, бессознательное. В бессознательном находятся основные детерминанты личности, психической энергии, побуждения и инстинкты. Существуют два основных инстинкта: либидо , или стремление к сексуальному удовлетворению, и танатос , инстинкт агрессии и стремления к смерти. В структуру личности входит 3 основных компонента: ОНО (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно – это основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна, не знает ценностей, добра и зла, не знает морали. Я, с одной стороны, подчиняется требованиям реальности, это часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к их ослаблению, вытеснению в область подсознания. Для того, чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание Я использует разнообразные способы защиты (рационализация, сублимация, проекция, избегание). Однако, несмотря на наличие защиты. Вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные стадии развития (оральная, анальная, латентная, фаллическая, генитальная). «Застревание» на одной из этих фаз может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.

Бихевиористский подход к пониманию личности

Бихевиоризм использует для объяснения поведения два основных понятия: стимул и реакция. Бихевиоризм стремится иметь дело только с наблюдаемыми фактами. По Б. Скиннеру, личность – сумма паттернов поведения (целостная совокупность поведенческих реакций). Различные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каждая индивидуальная реакция основана исключительно на предыдущем опыте и генетической истории. Павлов открыл механизм образования условных реакций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым сигналом, Скиннер расширил эту модель – принцип награждения за желаемые и наказание за нежелательные реакции.

Понимание личности с позиции гуманистической психологии

Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его Я-концепции. Роджерс полагал, что в каждом человеке есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько это возможно для него биологически, становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Пирамида фундаментальных потребностей А. Маслоу: физиологические, потребность в безопасности, потребность в любви принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.

Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа

Э. Берн постулирует три возможных состояния Я человека – Родитель, Взрослый, Ребенок. Берн утверждает, что большинство людей в своей жизни в основном занимаются играми, очень мало посвящая подлинной жизни, искренней человеческой близости, дающей истинное удовлетворение. Как правило, игра усваивается в детстве, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. Главной неосознаваемой целью игры является пребывание в том или ином состоянии Я, которое приносит внутреннее удовлетворение, иногда «патологическое».

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Крупнейший представитель В. Франкл. Основным сугубо человеческим стремлением, по Франклу, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию, или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным. Не человек ставит вопрос о смысле жизни – сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и ему приходится постоянно отвечать на него не словами, а действиями. Этот смысл всегда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек свободен найти и реализовать смысл жизни всегда, смысл жизни может быть найден при любых обстоятельствах. В поисках смысла жизни человека направляет его совесть, совесть – это орган смысла. Нормальное чувство счастья, по Франклу, представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели, следование смыслу жизни.

Теория – это система взаимосвязанных идей, принципов и принципов, которая направлена на объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теории личности – это система тщательно выверенных умозаключений или гипотез о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и причинах их поведения конкретным образом.

Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они выявляют относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия, объясняют, как эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом,прогнозируют появление новых взаимосвязей, не изучавшихся до этого.

Исходные положения глубоко влияют на взгляды персонологов на природу личности.

§ ролевая (Дж. Мид)

Ролевая теория личности –личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Мид выделял стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Существуют различные теории ролевого поведения личности (например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

§ теория А. Маслоу о «самоактуализации Я»

С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды. Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно А. Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности.

Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления - это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.

Но несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок. Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или “здесь и сейчас”. В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.

он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как “желающее существо”, который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека.

Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности: n физиологические - 85%, n безопасность и защита - 70%, n любовь и принадлежность - 50%, n самоуважение - 40%, n самоактуализация - 10%.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.

§ теории «Я-концепции»

Важнейший вклад в развитие проблемы идентичности в целом и идентичности подростков в частности внес Э.Эриксон (1996), поэтому данную проблему будем рассматривать в соответствии с го теорией. В качестве основополагающего он использовал понятие эго-идентичности, которое понимал как ощущение человеком собственной целостности и тождества, наличие веры в то, что внешние обстоятельства помогут ему, а присутствие некоторого напряжения заставит действовать. Следует особо отметить, то эго-идентичность предполагает доброжелательность мира по отношению к человеку и в то же время необходимость постоянного развития его самого.

Как считал Э.Эриксон, эго-идентичность развивается на протяжении всего жизненного пути человека. Особое значение для ее развития имеют нормативные кризисы; их проживание необходимого для полноценного развития эго-идентичности, каждый из них носит в него свой определенный вклад. Эриксоном развитие идентичности понимается одновременно как интеграция и дифференциация различных взаимосвязанных элементов. И всякий раз, когда возникают какие-либо изменения в человеке, вызванные биологическими или социальными факторами, происходит некоторое разрушение имеющейся структуры идентичности, а затем последущая интеграция уже с включением появившихся изменений.

По мнению Э.Эриксона, сущностью каждого кризиса являет­ся выбор, который должен сделать человек. Это относится не только к подростковому, но и ко всем возрастным кризисам.

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний беспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.

2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта.

3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения. Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.

Из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

1. Образ Я - представления индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я- концепции.

1. Когнитивная составляющая Я-концепции или Образ Я.

Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных: “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка - не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции.

2. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или самооценка. Самооценка подразумевает под собой “известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”. Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом.

Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе

установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с

образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.

§ когнитивные и гуманистические теории личности (К. Роджерс)

В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.

Свой метод терапии он назвал недирективным, т.е. сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к другу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности - единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощущения воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспекты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных переживаний.

Разработанный Роджерсом метод терапии соответствует его представлениям о формировании личности и механизмах ее развития. В дальнейшем идея Роджерса о недирективной терапии переросла в психологическую теорию недирективного поведения. Согласно этой теории, общение здоровых людей между собой также должно быть недирективным.

Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о самом себе.

Однако формирования самооценки не проходит без конфликтно. Часто оценка окружающих не соответствует самооценке. Человек стоит перед дилеммой, принять ли оценку окружающих либо остаться при своей, иными словами, обесценивать себя либо других. Происходит сложный процесс «взвешивания», который Роджерс называет «органическим оценочным процессом», поскольку источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма ребенка.

Таким образом, у Роджерса развитие личности определяется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль лишь внешнего, чуждого природе человека фактора давления.

§ экзистенциализм и др.

Экзистенциальная психология РоллоМэя, бесспорно, можно назвать одной из ключевых фигур не только американской, но и мировой психологии. До самой своей смерти в 1994 году он был одним из ведущих экзистенциальных психологов в США. За последние полвека это направление, чьи корни уходят в философию Серена Кьеркегора (Seren Kierkegaard), Фридриха Ницше (Friedrich Nietzsche), Мартина Хайдеггера (Martin Heidegger), Жана Поля Сартра (Jean-Paul Sartre) и других крупных европейских мыслителей второй половины XIX и первой половины XX века, широко распространилось по всему миру. Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.

За годы работы в качестве психотерапевта Мэй разработал новую концепцию человека. Его подход опирался в большей степени на клинические эксперименты, нежели на кабинетную теорию. Человек, с точки зрения Мэя, живет настоящим, для него актуально в первую очередь то, что происходит здесь и сейчас.В этой единственной подлинной реальности человек формирует себя сам и ответствен за то, кем он в конечном счете становится. Проницательные догадки о природе человеческого существования, получающие убедительное подтверждение в ходе дальнейшего анализа, способствовали популярности Мэя не только среди профессиональных психологов, но и среди широкой публики. И дело не только в этом. Работы Мэя отличаются простотой и глубиной основных положений, культивирующих здоровый прагматизм и рациональность в поведении конкретного индивида.

Задумываясь о коренных отличиях между психически здоровым, полноценным человеком и больным, Мэй пришел к следующим выводам. Многим людям, полагал он, недостает храбрости встретиться лицом к лицу со своей судьбой. Попытки избежать подобного столкновения приводят к тому, что они жертвуют большей частью своей свободы и пытаются уйти от ответственности, заявляя об изначальной несвободе своих действий. Не желая делать выбор, они теряют способность видеть себя такими, какие они есть на самом деле, и проникаются чувством собственной незначительности и отчужденности от мира. Здоровые же люди, напротив, бросают вызов своей судьбе, ценят и оберегают свою свободу и живут подлинной жизнью, честной по отношению к себе и другим. Они осознают неизбежность смерти, но им хватает смелости жить в настоящем.

Характеристика социально-психологических типов личности.

Теории личности – это различные предположения, комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития. Теория развития личности стремится не только истолковать ее суть, но и предвосхитить человеческое поведение. Она предоставляет исследователям и теоретикам возможность разобраться в природе человеческого субъекта, помогает отыскать ответы на вопросы риторического характера, которыми они постоянно задаются. Теории личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения. Всего насчитывается около сорока подходов и концепций, направленных на изучение личности человеческого субъекта.

Теории личности в психологии

Считается, что человеческий изначально появляется на свет человеком. Данное утверждение на первый взгляд является истинным. Однако оно основывается исключительно на генетической обусловленности возникновения врожденных предпосылок для формирования человеческих качеств и признаков. Так, например, новорожденного крохи форма тела предполагает способность прямохождения, строение мозга обеспечивает возможность интеллектуального развития, конфигурация рук – перспективу применения орудий труда. Этим всем перечисленным новорожденный малыш разнится с детенышем животного. Таким образом, младенец изначально относится к человеческому роду и именуется индивидом, тогда как детеныш животного будет называться на протяжении всего существования исключительно особью.

Понятие «индивид» содержит родовую принадлежность человека. Младенца и взрослого человека, мудреца и олигофрена, аборигена, живущего в племени далеком от цивилизации, и высокообразованного жителя развитой страны можно считать индивидом. Другими словами, охарактеризовав человека индивидом – означает ничего конкретного о нем не сказать. Появляясь в этом мире в качестве индивида, человек приобретает специфическое социальное качество и становится личностью.

Индивид еще в детстве включается в сложившуюся исторически систему общественных взаимоотношений. Дальнейшее развитие субъекта в социуме образует такое переплетение взаимоотношений, которое создает его как личность – системное социальное свойство, приобретаемое человеческим субъектом в процессе коммуникативного взаимодействия и предметной деятельности, характеризующее степень и качество представленности социальных взаимодействий в индивиде.

Поскольку психология предложить единого определения личности не может, активно развиваются теории личности в зарубежной психологии и в отечественной науке, но наиболее значимыми из зарубежных концепций считаются:

— психодинамическая теория личности (основополагающий фактор развития личности – врожденные инстинкты);

— диспозициональная теория личности или теория черт, поскольку ее приверженцы были убеждены, что человеческие субъекты обладают некими диспозициями (предрасположенностями, чертами) к определенному поведенческому реагированию на различные «раздражители», проще говоря, последователи этого направления предполагали, что индивиды устойчивы в собственных мыслях, постоянны в действиях и чувствах не зависимо от событий, обстоятельств, жизненного опыта;

— феноменологическая (заключается в убеждении, что индивид стремиться к и характеризуется позитивной природой);

когнитивная теория личности (на человеческое поведение огромное влияние оказывают познавательные функции и интеллектуальные процессы);

— теория научения или поведенческая теория личности, основной тезис заключается в убеждении, что личность – это приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности.

Все приведенные выше теории личности в зарубежной психологии пытаются ответить на самый важный вопрос современной психологической науки: что собой являет человек, какова его суть, что движет его развитием.

Каждый из перечисленных подходов представляет специфическое видение, отдельный фрагмент целой картины такого сложного и вместе с тем целостного механизма под названием личность.

Поведенческая теория личности основывается на убеждении, что среда является источником развития личности, что сама личность не содержит в себе ничего от психологического либо генетического наследования. Она является исключительно продуктом научения, а личностные свойства представляют собой обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы.

Аналитическая теория личности, в свой черед, сформулированная Юнгом, базируется на убеждении, что врожденные психологические факторы обуславливают развитие личности. Индивид в наследство от родителей получает готовые первичные идеи, которые Юнг называл «архетипами».

В рамках отечественных изысканий в области психологической науки главенствующая роль в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу, базисом которого является разработанный К. Марксом подтип предметной деятельности. Как принцип, объясняющий психические процессы, категория деятельности применяется при исследовании разнообразных областей психической действительности. Поскольку собственно в конкретной деятельности индивида и ее порождении объективное выражение находят не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.

Теории личности в отечественной психологии можно объединить общей главной задачей, которая заключалась в исследовании зависимости составных элементов сознания от характеристик раздражителей, вызывающих их. Позднее эта двухсоставная схема нашла свое отображение в формуле «стимул равняется реакции» (S-R), которую нельзя считать целиком верной, поскольку она исключает содержательный процесс, осуществляющий реальные связи индивида с предметной средой. Концепции научения не принимают во внимание ничего, что попадает под определение сознание, чувствование, воображение и воля. Процессы, реализовывающие жизнь субъектов в окружающей действительности, его социальное существование во всем разнообразии форм, являются деятельностью.

Наиболее известные теории личности в отечественной психологии связаны с научными изысканиями сторонников ученья Л.Выготского, в частности, Л. Божович и А. Леонтьев.

Концепция, предложенная отечественным психологом Л. Божович, охватывает период личностного формирования с раннего детства до юношеского этапа. Для описания личности Божович использует понятия, которые характеризуют внутренние черты и особенности индивидов. Она считала, что личностью становится человек, который достиг определенного уровня развития психических процессов, который обладает способностью воспринимать и переживать собственную «персону» как неделимое целое, отличное от окружающих людей и проявляющееся в понятии «Я». Другими словами, на таком уровне сформированности психических процессов человек способен воздействовать осознанно на окружающую реальность, модифицировать ее и изменять самого себя.

Божович, основываясь на дефиниции «социальная ситуация формирования» и принципе «ведущей деятельности», ранее введенных Л. Выготским, показала, каким образом в непростой динамике взаимодействия и деятельности ребенка на разных этапах его жизни вырабатывается определенный взгляд на окружающую действительность, который именуется внутренней позицией. Такая позиция считалась сторонниками этого подхода одной из самых значимых характеристик личности, предпосылкой ее развития.

Деятельностная теория личности, разработанная А. Леонтьевым, который продолжил развивать теории Л. Выготского и С. Рубинштейна, под личностью рассматривала продукт общественного развития, а базисом ее полагала совокупность социальных взаимоотношений индивида, осуществляемых его деятельностью. Именно посредством деятельности человек может воздействовать на вещи, природу или окружающих людей. По отношению к социуму он выступает в качестве личности, а к вещам – в качестве субъекта.

Таким образом, в соответствии с деятельностным аспектом описываемой концепции, в качестве составляющих личности, выступают отдельные характеристики или свойства личности. Сторонники данной концепции считали, личностные свойства образуются вследствие деятельности, осуществляемой всегда в определенном социально-историческом контексте. Личностные черты, в этой связи, рассматриваются в качестве социально (нормативно) детерминированных элементов. Так, к примеру, настойчивость вырабатывается в таких разновидностях деятельности, где индивид проявляет независимость.

— мотивы характеризуются иерархической структурой;

— мотивы характеризуются зависимостью от уровня, чем выше их уровень, тем менее значимыми и жизненно важными являются соответствующие потребности, следовательно, тем дольше можно их не реализовывать;

— пока потребности на нижних ступенях остаются неудовлетворенными, высшие остаются неинтересными;

— как только низшие потребности удовлетворены, они утрачивают свою мотивирующую силу.

Кроме того, Маслоу отмечает, что недостаток благ, преграда на пути удовлетворения физиологических потребностей, таких как еда, отдых, безопасность, ведет к трансформации этих потребностей в ведущие мотивы. И, наоборот, при удовлетворении базовых потребностей, индивид начинает стремиться реализовать высшие потребности. Другими словами, трудно стремиться к саморазвитию, когда желудок пуст.

К достоинствам рассматриваемого подхода к развитию личности можно отнести ориентированность на индивида как на деятельного строителя собственной жизни, имеющего неограниченные способности и потенциал. Недостатком можно считать индетерминизм, пренебрежение естественной предопределенностью человеческого бытия.

З.Фрейд предложил собственную интерпретацию личности, которая оказала огромное влияние на психотерапевтическую практику и теорию, психологическую науку, а также на культуру в целом.

Согласно воззрениям Фрейда активность индивида характеризуется зависимостью от инстинктивных (подсознательных побуждений), к которым относится, в первый черед, инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом в социуме инстинкты обнаружить себя также свободно, как в мире животных, не могут, поскольку общество накладывает на индивида массу ограничений, подвергает его влечения жесткой «цензуре», что принуждает личность подавлять или тормозить их.

Таким образом, инстинктивные влечения оказываются вытесненными из осознанной жизни индивида, поскольку считаются недопустимыми, позорными, компрометирующими. Вследствие такого вытеснения они переходят в область бессознательного, другими словами, как бы «уходят в подполье». При этом они не исчезают, а сберегают свою активность, что позволяет им исподволь, из области бессознательного, управлять поведением субъекта, сублимируясь (трансформируясь) в различные вариации культуры человечества и продукты деятельности людей.

В области бессознательного подсознательные влечения соединяются в различные комплексы в зависимости от собственной природы. Эти комплексы согласно утверждению Фрейда, являются настоящей причиной личностной активности. Поэтому важной задачей психологической науки считается обнаружение бессознательных комплексов и содействие их раскрытию, осознанию, что приводит к преодолению внутриличностных противостояний (метод психоанализа). Ярким примером таких причин может служить Эдипов комплекс.

Достоинства рассматриваемой теории личности заключаются в изучении области бессознательного, использовании клинических методов, исследовании реальных проблем клиента. Недостатком можно считать метафоричность, субъективизм, ориентированность на прошлое.

Топологическая психология основана на принятом в математической науке термине «поле». Она объясняет личностное поведение тем, что разнообразные точки и зоны жизненного пространства, то есть поля, в которых пребывает, существует субъект, становятся мотивами его поведенческого реагирования вследствие того, что он ощущает потребность в них. При исчезновении потребности в них значение объекта утрачивается. Сторонником данной концепции был К.Левин. Он не видел в потребности предопределенности биологического характера, в отличие от приверженцев психоанализа. Мотивация обусловлена не врожденными свойствами индивида, а его взаимосогласованными действиями с полем, которое характеризуется наличием нескольких объектов по-разному притягательных.

Основные современные теории личности представлены двумя наиболее известными концепциями, помимо теории научения. Эти концепции связаны с именами Э. Берна и К. Платонова.

Суть концепции Платонова заключается в рассматривании личности как структуры, состоящей из отдельных компонентов, таких как: направленность, опыт, особенности психических функций, биопсихические свойства. Эти перечисленные составные части в процессе взаимодействия обуславливают человеческое поведение. Э. Берн же убежден, что человек одновременно объединяет в себе несколько типов поведенческого реагирования, каждый из которых включается вследствие воздействия определенных условий.

— психодинамическая теория личности, разработанная Фрейдом;

— индивидуальная теория личности, созданная на базисе психоаналитического ученья Адлером;

— аналитическая теория личности, сформированная Юнгом;

— эго-теория Эриксона, Фромма и Хорни;

— диспозициональный подход в исследовании личности, который включает структурную концепцию черт личности Кеттела, концепцию личностных типов Айзенка и исследования Олпорта под названием диспозициональная теория личности;

— научающе-бихевиоральный подход, введенный Скиннером;

— социально-когнитивная теория личности Роттера и Бандуры;

— феноменологическая теория формирования личности Роджерса и др.

Д. Зиглер и Л. Хьелл решили охватить в своей книге концепции формирования личности, которые внесли наиболее значимый вклад в современную психологию.

Они убеждены, что ученья о личности должны отражать основные тезисы теоретика о происхождении человека. Именно этим принципом авторы руководствовались при написании книги.

Также в труде описываются основные стратегии, применяемые учеными для изучения феноменов личности. Авторы изложили в книге практические способы применения корреляционного анализа, метода анамнеза, а также формальные эксперименты с целью возможности оценивания валидности теоретических предположений. Кроме того, они описали различные способы оценки (например, метод интервьюирования, проективные тесты), при помощи которых обычно собирают данные об индивиде. Знание этих способов позволит читателям постигнуть значение оценки в измерении различий субъектов.

Главным достоинством данного труда можно считать то, что при изложении каждого подхода авторами приводятся доводы «за» и аргументы «против».

Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теориюМаслоу о самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я-концепцию»), экзистенциальные.

Более подробно содержание этих теорий излагается в книгеА.Хьелла, Д. Зиглера «Теории личности» (СПб., 1997).

Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н.Мясищева, теорию установки Д.Н.Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности.

Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.

В последнее время активно разрабатывается акмеологический подход к изучениличности (акме - вершина в развитии взрослого человека). Наибольший вклад в разработку данного понимания личности внесли такие психологи, как А. А. Бодалев, А. А. Деркач, П. В. Кузьмина и др.

Одним из важных направлений социально-психологического анализа типов личности, в частности поведения в обществе, является сравнение по параметру отношений одних людей к другим.Американский психолог А.Маслоу в своих работах о самоактуализации «Я» неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимаетвещи, и соответственно с ними обращаться.

Конкретизировав это утверждение А.Маслоу, американскийученый Э.Шостром назвал первый тип личности актуализатором, а второй - манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют как в деловом, так и в межличностном общенииактуализаторы, с одной стороны, и манипуляторы - с другой, Э. Шостром обнаружил у первых честность и искренность во взаимоотношениях с людьми, устойчиво проявляемый интерес к ним,самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, верув себя и в тех, с кем они общаются. У вторых он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и опять-таки тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры.

Не отрицая существования в жизни социально-психологических типов личности, которые в одних ситуациях ведут себя как актуализаторы, а в других - как манипуляторы, Э.Шостром оценивает ярко выраженных актуализаторов как цельных, самобытных людей. Манипуляторы, по его мнению, загоняют свою самобытность вглубь и повторяют, копируют, тиражируют чьи-то поведенческие модели. Сравнивая между собой манипуляторов, взявших на вооружение такие модели, он выявил различия между ними, затрагивающие характерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное - форму выражения данного отношенияв повседневном поведении. Исходя из этого, Э.Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов, которые обозначил как «диктатор», «тряпка», «калькулятор», «прилипала», «хулиган», «славный парень», «судья», «защитник».

Для первого, по наблюдениям Э. Шострома, в общении с людьми характерна откровенно силовая манера поведения, для второго - кажущаяся бесконечная игра в поддавки, для третьего - холодная расчетливость, для четвертого - имитация беззащитности ипостоянной нужды в опеке, для пятого - терроризирование окружающих в своих интересах, для шестого - разыгрывание «своего в доску» человека, для седьмого - демонстрация по отношению кобъектам манипуляции обвинительной позиции, для восьмого - лицемерное разыгрывание роли их защитника, но опять же с целью получения желаемого от них.

Представляется, что описание основных характеристик актуализаторов и манипуляторов Э. Шострома применимо и к нашей действительности. Выдающийся немецко-американский психологЭ.Фромм еще в 50-е годы XX в. утверждал, что при нацеленности общества на рынок знаний потребителя манипулирование им становится первостепенной задачей момента. По мнению ученого, из манипулирования рынком логически вытекает желание манипулировать людьми.

Принадлежность каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы - мужчины, учителя, мужа, отца и т.д. Демонстрируя такоеповедение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей. Социолог И. С. Кон, конкретизируя это положение, пишет: «Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях(ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе. Ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, и их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа» (Кон И.С. Социология личности. -М., 1967.-С. 23).

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются безличные (социальные) и межличностные роли. Взаимодействуя друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например учителя, банкира,следователя, матери, люди остаются личностями. Поэтому любая социальная роль не предполагает абсолютно одинаковых для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными или, как их назвал В.Н. Мясищев, психологическими.

Результат воздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не только от особенностей последних, но и от того, какие отношения уже успела «нажить» эта личность, какие ее потребности, интересы, склонности стоят за этими отношениями, а также отвечают ли эти люди своими характеристиками потребностям, интересам, склонностям личности. Именно этот последний параметр преимущественно определяет знак и величину субъективной значимости другого человека или общности для личности, результат их влияния на нее.

Понятно, что результат влияния названных факторов, который оценивается такими показателями, как характер (содержание), широта, глубина, устойчивость, действенность, не может быть одинаковым для всех людей. Если человек, с которым у личности постоянные контакты, или общность, в которую он входит, для него положительно значимы и очень авторитетны, то, по исследованию Е. Б.Старовойтенко, они сильнейшим образом воздействуют на внутреннее становление личности, на ее самодвижение и появление в ней новых ценностных доминант. Влияние, исходящее от авторитетных и значимых для личности людей (общностей), побуждая личность к самоанализу и саморефлексии, позволяет видеть себя не только в настоящем, но и в будущем, выстраивать и осуществлять программы движения к этому будущему.

Приобретая в своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокий уровень социально-психологической зрелости, личность может перерастать те или иные общности, членом которых она до этого была, осуществлять поиск общностей и создавать такие, которые своими характеристиками отвечали бы ее возросшим запросам.

Необходимо заметить, что в результате воздействия личности на личность или общности на личность продвижение последней не всегда происходит по прогрессивному пути развития. Ведь еепотребности, интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытывает тяготение к людям (общностям), подобным себе.

Таким образом, отношению личности к воздействиям извне присущи избирательность и, как правило, нешаблонный характер познавательных, эмоциональных и поведенческих ответов на них.

Содержание деятельности людей либо в целом, либо в отдельных ее компонентах, как правило, в разной степени адекватно свойственным им характеристикам. Обусловлено это широкимсоциально-культурным контекстом, в котором протекает жизнь людей, обменом между ними различными видами деятельности. При этом человек накапливает о себе впечатления, которые помогают ему ответить на вопросы: «Кто я есть?», «Почему я такой?», «Чего я могу и должен достичь и каким образом?»

Более глубокое проникновение в «Я-концепцию» позволяет обнаружить в ней, с одной стороны, «Я» реальное (то, как человек отображает себя, относится к себе и обращается с собой), с другой - идеальное «Я» (каким бы он хотел стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое «Я» (каким он стремится и старается стать), фантастическое «Я» (каким бы он желал стать, если бы это оказалось возможным при особенно благоприятных условиях). Следует отметить, что люди очень сильно отличаются друг от друга «расстояниями», разделяющими их реальное, идеальное, динамическое и фантастическое «Я». Впрочем, столь же сильно они отличаются друг от друга степенью доминирования их «Я» над другими - «Ты» и «Вы» - в ситуациях взаимодействия и принятия совместных решений.

Рассматривая характеристики «Я», нельзя также не заметить, что у одних людей их «Я» обладает большей автономностью по отношению к воздействиям извне и большей способностью отстраняться от переживаний, которые у них возникают в ответ на эти воздействия. У других их «Я» плохо или совсем не дистанцируется от этих переживаний. В результате у первых налицо способность к саморегуляции и самоконтролю, у вторых же эта способность выражена очень слабо или совсем отсутствует.

Психоаналитический подход З.Фрейда (1856-1939) к пониманию личности Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, оказал революционизирующее влияние на всю психотерапию и психиатрию. Можно сказать, что он открыл новую эпоху вэтих науках и оказал огромное влияние на всю западную культуру.

З.Фрейд был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная его заслуга в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.

Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности - психическая энергия, побуждения и инстинкты. Существует два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти. В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Нет точного соотнесения между уровнями сознания и компонентами личности, но что касается Ид, то эта основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бес-сознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали.

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.

Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.

Предложенное Фрейдом понятие вытеснения или подавления нежелательных с точки зрения Сверх-Я мотивов в том или ином виде используется практически в любом современном направлении психотерапии.

Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание.

Однако несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания.

Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек может впасть в истерический припадок или у него появятся другие невротические реакции. По Фрейду, причины любого невроза кроются в воспоминаниях о той или иной травмирующейситуации, связанной обычно с сексуальными чувствами, неприемлемыми с позиций моральных установлений. Например, известны случаи истерии у девушек, связанные с сексуальными посягательствами со стороны отца.

Огромное значение Фрейд придавал детским сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отЦу. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание»на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаллической и генитальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.

Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.

Психоанализ Карла Юнга (1875-1961)

Швейцарский ученый К. Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемыеархетипы, т.е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты данного народа, отличные от черт, приписываемых матери других народов. Есть и более обобщенный архетип матери - один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью.

Юнг выделяет несколько основных (для понимания структуры личности) архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона - это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.

Эго - центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.

Тень - центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащиесоциальным стандартам и идеалам.

Анима и Анимус - идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов.

Самость - центральный архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целостность, которая и есть самость.

С точки зрения Юнга, архетипом является и знаменитый Эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифологии.

Другой известнейшей идеей Юнга было понятие об интроверсии и экстраверсии, характеризующих человека, чья энергия преимущественно направлена либо к внутреннему, либо к внешнему миру. Никто не является чистым интровертом или экстравертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих ориентации.

Психоанализ Альфреда Адлера (1870-1937)

Основные принципы австрийского врача-психиатра А.Адлера - холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес или общественное чувство и направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, и действия каждого мотивированы прежде всего целями превосходства и овладения средой.

А.Адлер ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению, а как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива - стремления к превосходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровом развитии индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни. Однако некоторые люди борются за личное превосходство, они стремятся господствовать над другими, унижать их, а не становиться полезными другим. По Адлеру,борьба за личное превосходство - невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных целей. Процесс этот начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Например, многие врачи избрали свою профессию в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротика всегда имеется весьма значительное расхождение между сознательными целями и бессознательными (играющими роль защит), которые вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.

Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т.е. уникальный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независимыми друг от друга привычки и особенности поведения приобретают единство в контексте жизни и целей индивида, так чтопсихологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни.

А.Адлер подчеркивал творческий, активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о чувстве общности, ощущении родства со всем человечеством.

Одним из важнейших аспектов общественного чувства являетсяразвитие кооперативного поведения. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация - основные черты здорового индивида.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы социально-психологической теории

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет социально-психологической теории, ее значение и местов психологической науке
§ 1. Предмет социально-психологической теории Практически любой учебник по психологии начинается с расшифровки понятия «психология». При этом непременно указывается

Структура социально-психологической теории и ее значение
Социальная психология состоит из двух частей - теории и практики, в связи с чем выполняет соответствующие функции - теоретическую и практическую. Учебные курсы и учебники по социальной психологии о

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности
В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический; 2) социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др. В соответствии с первы

Бихевиористский подход к пониманию личности
Слово «бихевиоризм» происходит от английского behaviour - поведение. Бихевиоризм использует для объяснения поведения два основных понятия: стимул (5) и реакция (R), сознание и прочие субъективные п

Понимание личности с позиций гуманистической психологии
Позитивные силы, направленные на здоровье и рост, естественным образом присущи организму. Основатель гуманистической психологии К.Роджерс полагал, что в каждом из нас естьстремление стать компетент

Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа
Немецкий психолог Эрик Берн постулирует три возможных состояния «Я» человека: Родитель, Взрослый и Ребенок. Человек в процессе взаимодействия (трансакции) с другим в каждый момент времени обнаружив

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии
Экзистенциализм - одно из интереснейших и глубоких направлений западной философии. Впервые термин «экзистенция» («существование», «сущность») был употреблен С.Кьеркегором, труды которого легли в ос

Восточно-психологические теории личности
Медитация (от лат. meditatio - размышления) - метод работы со своей психикой, пришедший к нам из восточных систем совершенствования человека: йоги и буддизма. Как таковая отдельно медитативная псих

Мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение
Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других. Дест

На социализацию личности
В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть объединены в две большие группы: 1) социальные, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагива

Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности
Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию ли

Понятие и факторы, определяющие социально-психологическую компетентность личности
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалифи

Социально-психологическая компетентность делится на два вида: житейская и профессиональная
Житейская социально-психологическая компетентность - результат социализации, т.е. адаптации к конкретным условиям. Быть на высоте в вопросах общения, познания заставляет жизнь. Социально-психологич

Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением
Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в др

Понятие и виды общения
Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией

Функции и трудности общения
Общение - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участник

Характеристика профессионального общения
Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных областях связана с умением психологически грамотно общаться. В социально-психологической литературе обычно используется пон

Сущность и виды деформации социальных отношений
К числу главных критериев, характеризующих нормальное состояние социальных отношений, можно отнести прежде всего их соответствие мировым стандартам в области международного права. Они должны основы

Деформации общения: криминогенный аспект
Криминогенное общение имеет место не только в местах лишения свободы, однако именно здесь оно проявляется наиболее рельефно.Деформация общения осужденных - это количественно-качественная трансформа

Социально-психологический анализ общества
Общность является одним из основных социально-психологических понятий. Вместе с тем в социальной психологии достаточно широко используются и такие термины, как «община» и«общество». Между

Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни
Слово «страт» означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были зал

Понятие и виды малых неформальных групп
В обширном перечне разделов современной социально-психологической науки малые группы занимают особое место. Это не только старейшая, но и наиболее интенсивно разрабатываемаяобласть социальной психо

Возникновение и развитие малой неформальной группы
Возникновение малой группы обусловлено запросами общественно-экономического характера. Можно утверждать, что возникновение группы не зависит от входящих в это сообщество людей (в первую очередь реч

Социально-психологические проблемы семьи
Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного ухаживания являются факторы, влияющие на стабильность будущего брака (так называемые «факторы риска»). Результаты отечественных и зарубежных ис

Этапы психологического переживания супругами процесса развода
Кризис в супру- Переходная Адаптация Автор жеских отноше- стадия к ниях I Валлер В. Стадия 1: отчуж- I Стадия 2: начало I Стадия 4: окон- дение, ломка ста-

Понятие и составляющие организационной культуры
Основой любой организации является культура, которая не только отличает одну орган зацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания. В лите-ратуре последних ле

Характеристика социально-психологического климата различных социальных организаций
Для интегральной характеристики социальной организации часто используются понятия: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный кл

Социально-психологические особенности производственных общностей при переходе к рыночным отношениям
Значительная часть руководителей всех рангов отечественных предприятий в своем обыденном сознании слово «производство» ассоциируют прежде всего с выпуском продукции, оборудованием, технологическим

Психология менеджмента
Менеджмент, или управление социальной организацией, может быть представлен как особый вид деятельности по координации действий участников процесса совместной работы для достижения целей. М

Социально-психологическое понимание организованной преступности
С точки зрения социальной психологии преступность – это прежде всего социальное явление, возникающее в результате деформации социальных отношений, дисфункции социальных институтов и личности. Каждо

Признаки больших социальных групп и движений
Под социальной группой понимается любая совокупность индивидов, находящихся во взаимодействии, объединенных общими интересами и оказывающих друг другу помощь. Внешние отличительные признаки социаль

Характеристика массовых социально-психологических явлений
Психология больших социальных групп формируется и проявляется в ходе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, общественное мнение

Социально-психологическая сущность толпы
Толпа - это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильно

Социально-психологическое измерение безопасности
Безопасность - одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экоиогических и биологических систем. Поэтому анализ системы безопасности невозм

Общественная безопасность
Как сказано выше, общественная безопасность напрямую зависит от состояния гражданского общества. Нормальное общество может обеспечить безопасность, деформированное - нет. Общество в целом

Понятие, уровни, причины и механизмывозникновения социальной напряженности
Сложилось два основных подхода к пониманию социальной напряженности: бытовой и научный. Согласно первому социальная напряженность означает «смутное время». С позиции второго подхода социальная напр

Формы проявления социальной напряженности
Форма проявления социальной напряженности неразрывно связана с ее последствиями. С этой точки зрения можно выделить внутренние (скрытые) и внешние (открытые) последствия, а также! масштаб их распро

Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды
Термин «социология конфликта» впервые ввел немецкий философ и социолог Г.Зиммель (1858-1918), именно так назвавший одну из своих работ, изданную в начале нашего столетия. В современной социальной п

Конфликты в различных общностях
Ориентированная на практическое использование классификация конфликтов в зависимости от сфер их возникновения и проявления выглядит следующим образом: - социально-политические, в том числе

Техника снятия социальной напряженности
Социальную напряженность можно снять только с помощью комплекса мер. При этом данная деятельность должна проводиться на разных уровнях: макро-, среднем, микро- и личностном.

Урегулирование конфликтов
Урегулированиеи разрешение конфликтов - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Данной проблеме не уделялось должного внимания ни теорией социал

Сущность социально-психологического воздействия
Психология воздействия - одно из самых традиционных направлений социально-психологического знания. Однако, несмотря на >то, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает остават

Воздействия
Многие научные разработки ориентированы на системный, «синтетический» охват психических явлений и психологического воздействия. Достаточно упомянуть работы в области экологической психологии, психо

Понятие и функции моды
Мода, являющаяся атрибутом повседневной жизни, как социально-психологический феномен представляет собой достаточно сложное образование, с трудом поддающееся какому-либо однозначному определению. Ви

Психология пропаганды
Под пропагандой в широком смысле понимается деятельность по распространению каких-либо знаний, оценочных суждений, убеждений с целью их внедрения в сознание людей. В этом плане можно говорить о про

Заключение
В первой части подведен итог состоянию социально-психологической теории, проведен анализ понятий, очерчен круг реальных проблем, относящихся к предмету социально-психологической теории. Однако буде

Структура и предмет прикладной социальной психологии
Прикладная социальная психология - составная часть социальной психологии. В свою очередь, она выступает в двух аспектах как социальная практика и как теория. Наконец, она представлен виде учебных п

Функции и задачи прикладной социальной психологии
Прикладная социальная психология выполняет разнообразные функции. Классификацию этих функций можно построить с учетом сферы приложения прикладной социальной психологии, а именно: - в рамка

Программное обеспечение социально- психологической диагностики
Социально-психологическая диагностика, по сути, служит фундаментом прикладной социальной психологии. Без нее невозможно осуществить как эффективное консультирование заказчика (клиента), так и эффек

Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики
В прикладной социальной психологии процесс диагностирования начинается с оформления отношений с заказчиком {клиентом). Г,ели заказчиком является кто-то из руководителей практического психолога (т.е

Наблюдение и эксперимент как методы социально- психологической диагностики. Аппаратурные метод диагностирования социально-психологических явлений
Наблюдение и эксперимент - это общенаучные методы, с древних времен применявшиеся как в естественных, так и в гуманитарных науках. Применяя эти методы, психолог-диагност имеет возможность непосредс

Использование опросов в социально-психологической диагностике
Методы опроса являются наиболее распространенными в работе практических социальных психологов. Под опросом в целом понимается метод целенаправленного получения вербальной (устной или письм

Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики
Контент-анализ - специальный метод анализа документальной информации (от англ. «content analysis» - анализ содержания). С формализованным наблюдением этот метод роднит следующее. Практичес

Тестирование социально-психологических явлений
Под тестированием принято понимать кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей. Од

Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики
Социально-психологическая диагностика считалась - и не без оснований - относительно благополучной отраслью отечественной прикладной социальной психологии в отличие от консультирования и социально-п

Социальных отношений и общения
Социально-психологическая диагностика социальных отношений Социальные отношения складываются из различных видов отношений, начиная от политических и кончая межличностными. В основе пониман

Диагностика массовыхсоциально-психологических явлений
Социально-психологическая диагностика стратификации, качества и образа жизни Напомним, что социальная стратификация представляет собойдифференциацию общества или какой-либо совоку

Понятие, виды и организациясоциально-психологического тренинга
Деловое общение можно определить как взаимодействие, слу-жащее способом организации и оптимизации того или иного видапредметной деятельности . В деловом общении предметом об-щения является дело

Социальных организаций
Социальная организация состоит из официальной и неофици-альной (неформальной) структуры. Официальная организация - это система официальных отноше-ний, определенных предписаниями, инструкци

Формирование имиджа социальных организаций
В Большом англо-русском словаре (М., 1972) даются следующие лексические значения слова «имидж»: 1) изображение; 2) идол, кумир; 3) икона, фигура, статуя святого; 4) подобие, копия; 5) мысленный обр

Социально-психологический тренинг делового общения
Традиционно в организационном и методическом плане рассматривают 3 основных этапа проведения социально-психологического тренинга делового общения: 1) подготовительный этап, включающий в себя такие

Прикладная социальная психология и политика
Политическая психология оформилась в самостоятельную теоретико-эмпирическую дисциплину в середине XX в., на стыке таких наук, как психология и политология. Однако основы этой дисциплины закладывали

Прикладная социальная психология в сфере экономики
Прикладная социальная психология взаимодействует с экономи-кой на трех уровнях: макроэкономическом (сопровождение но-вовведений в экономической системе, изучение и формированиеобщественного мнения)

Прикладная социальная психология в образовании
Знания механизмов взаимодействия человека с обществом, за-кономерностей формирования его в различных группах являются средством психолого-педагогического воздействия на ребенка,родителя, м

Прикладная социальная психология в здравоохранении
Роль социально-психологических аспектов в работе врачаосознавалась еще на заре развития медицины. Со времен расцветаперсидской медицины (XI-XII вв. до н.э.) сохранилось описаниеэталонных качеств ли

Экстремальная прикладная социальная психология
Многие сферы жизнедеятельности в силу внутренних и внеш-них опасностей и угроз иногда становятся экстремальными. В на-стоящее время в России практически все сферы находятся в экс-тремальном состоян