Что такое лечебно-трудовые профилактории в беларуси. Лечебно трудовые мастерские

  • Дата: 01.10.2019

История

Первый ЛТП на территории Советского Союза был открыт в 1964 в Казахской ССР. Затем такие заведения стали открываться в РСФСР и других республиках. В марте 1974 вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 1 года до 2 лет, решение о направлении в него принимал местный судья.

В 1994 году система принудительного лечения была отменена в России указом Бориса Ельцина . Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Владимира Путина . В настоящее время ЛТП продолжают работать в таких странах бывшего СССР как Беларусь и Туркмения . В Беларуси в 1991 году было принято специальное законодательство, сохраняющее ЛТП как институт, но не предусматривающее обязательного принудительного лечения. Закон действует в отношении алкоголиков и наркоманов, нарушающих законные права и интересы других лиц в связи со злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Фактически речь идет об алкоголиках и наркоманах, которые терроризируют собственные семьи. Суд направляет таких людей в ЛТП в целях изоляции от общества и медико-социальной реабилитации. В противном случае к таким людям следовало бы применять уголовный закон, что далеко не всегда является лучшим способом решения проблемы. Принудительная изоляция с последующей реабилитацией по решению суда существует и в некоторых европейских странах (например, в Германии).

ЛТП в фольклоре

Обитатели ЛТП, преимущественно алкоголики и безработные, в народе получили прозвище «пятая бригада». Тема лечебно-трудовых профилакториев присутствовала в творчестве рок-групп «Сектор газа », «Автоматические Удовлетворители », «Пятая бригада», «Лесоповал » и «Звуки Му ». Также песня на тему ЛТП притсутствовала в репертуаре Юрия Шевчука .

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лечебно-трудовой профилакторий" в других словарях:

    Учреждение для лечения и трудового перевоспитания лиц, злоупотребляющих алкоголем; направление в Л. т. п. осуществляется судом на срок до 2 лет; судимости не влечет … Большой медицинский словарь

    профилакторий - , ия, м. Профилактическое, лечебно оздоровительное учреждение. Верещагин, Костомаров, 1976, 77. == Ночной профилакторий. МАС, т. 3, 540. ** Лечебно трудовой профилакторий. Медицинское учреждение, где лечение от алкоголизма сочетается с… … Толковый словарь языка Совдепии

    ЛТП - лечебно трудовой профилакторий … Словарь сокращений русского языка

    Список пенитенциарных учреждений Украины составлен по материалам сайта Государственной пенитенциарной службы Украины, а также на основе других, в том числе и неправительственных источников. По состоянию на 1 марта 2012 года в 183… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гамово (значения). Село Гамово Страна РоссияРоссия … Википедия

    Страна … Википедия

    За время существования СССР на его территории проводился ряд антиалкогольных кампаний, включавших в себя правительственные меры по снижению потребления алкоголя среди населения. Содержание 1 Кампания 1918 года 2 Кампания 1929 года … Википедия

Http://сайт/ru/news/66186 2013 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-01T18:13:24+0300 2013-10-02T09:44:28+0300 ru http://сайт/files/images/sources/ltp-1.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»

Правозащитный центр «Весна»

В рамках проведения мониторинга за местами принудительного содержания граждан в Республике Беларусь, Правозащитный центр «Весна» предлагает к вниманию данный материал о системеЛТП, законодательстве о принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, а также практике его применения. В статье также приведен краткий анализ соответствия норм действующего национального законодательства, регулирующих принудительную изоляцию лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, положениям Конституции страны и международным нормам в области прав человека.

I. Исторический контекст

Система, унаследованная от СССР

Первый Лечебно-трудовой профилакторий появился в СССР в 1967 году на территории Казахской ССР. В дальнейшем система ЛТП активно использовалась для принудительной изоляции лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, нарушающих общественный порядок и правила "социалистического образа жизни". Граждане направлялись в ЛТП по постановлению районных судов сроком от 6 месяцев до 2 лет. Решение суда являлось окончательным и обжалованию в кассационном порядке не подлежало. За побег из ЛТП была установлена уголовная ответственность. Правозащитники в СССР называли ЛТП частью советской карательной системы.
25 октября 1990 г. Комитет Конституционного надзора СССР принял Заключение, в соответствии с которым некоторые нормы действующего тогда законодательства СССР в этой сфере, в том числе и союзных республик, были признаны несоответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека. Комитет Конституционного надзора пришел к выводам, что, согласно законодательству, принудительное лечение в ЛТП (т.е. ограничение свободы, близкое к уголовному приговору) распространяется на лиц, которые не совершали никаких преступлений.
После распада СССР система ЛТП была ликвидирована в большинстве бывших советских республик. В 1993 году Указом Президента России Бориса Ельцина лечебно-трудовые профилактории были ликвидированы в России (Указ вступил в законную силу 1 июля 1994 года). В настоящее время ЛТП существуют только в Беларуси, Туркменистане и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике.
В Беларуси система ЛТП после 1991 года фактически не применялась. Возрождение практики началось в конце 90-х годов, и в последние годы получило широкое распространение. ЛТП находятся в компетенции Министерства внутренних дел (МВД). Изоляция граждан в ЛТП регулируется Законом Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 104-3 "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", нормами ГПК Республики Беларусь (параграф 12 главы 30 (особое производство) ГПК), Правилами внутреннего распорядка в ЛТП, утвержденными Постановлением МВД от 09.10.2007 г. № 264.

II. Национальные правовые основы

Долгое время процедура направления и содержания в ЛТП регулировалась Законом "О мерах принудительного воздействия в отношении алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц", который был принят Верховным Советом БССР 21 июня 1991 года, с изменениями и дополнениями, которые были внесены в этот Закон в 1994, 2000 и 2008 гг. В декабре 2009 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят новый Закон "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", вступившего в законную силу 4 января 2010 г. Согласно принятому Закону были внесены изменения в ГПК Республики Беларусь, глава 30 которого (особое производство) была дополнена параграфом 12 "Особенности рассмотрения дел о направлении гражданина в ЛТП, продолжения срока пребывания в ЛТП, прекращение пребывания в ЛТП."

Лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, направлению в ЛТП подлежат:

Граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три или более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с действующим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

Граждане, которые обязаны компенсировать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в ЛТП:

Граждане, не достигшие 18 лет;
Мужчины старше 60 лет;
Женщины старше 55 лет;
Беременные женщины;
Женщины, которые воспитывают детей в возрасте до одного года;
Инвалиды 1 и 2-й групп;

Граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их пребыванию в ЛТП.

В соответствии со статьей 5 Закона, лица, привлеченные три и более раза в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, направляются в учреждения здравоохранения для обследования и установления диагноза о хроническом алкоголизме или наркомании. Согласно ст. 5 Закона, гражданин имеет право обжаловать данное направление вышестоящему начальнику органа внутренних дел или прокурору, или в суд.

В случае установления диагноза о хроническом алкоголизме, наркомании или токсикомании соответствующее медицинское заключение передается начальнику органа внутренних дел, который в течение 10 дней после его получения выносит предупреждение о возможности направления в ЛТП. Данное предупреждение объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено с вручением письменной копии. Согласно ст. 6 Закона, гражданин имеет право обжаловать вынесенное ему предупреждение вышестоящему начальнику органа внутренних дел, прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 7 Закона начальник органа внутренних дел в течение 10 дней после получения информации о привлечении лица, которое было предупреждено о возможности направления в ЛТП, к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванным употреблением наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих средств, в течение года после указанного предупреждения направляет этого гражданина на медицинское освидетельствование.

Начальник органа внутренних дел или его заместитель в течение 10 дней после получения медицинского заключения о том, что указанный гражданин является больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также о том, что у него отсутствуют заболевания, препятствующие его пребыванию в ЛТП, подают в суд заявление о направлении этого гражданина в ЛТП.

Например. Гражданин А. выражался нецензурно в общественном месте, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения. После этого он был задержан милицией, предстал перед судом и получил административное наказание в виде 15-суточного административного ареста за мелкое хулиганство. Через несколько недель после его освобождения органы внутренних дел задержали его во время распития алкогольных напитков в общественном месте, в результате чего он был оштрафован. После этого, на протяжении года он ещё дважды привлекается к административной ответственности в виде штрафов за появление в пьяном виде, оскорбляющем общественную нравственность в общественном месте. Все эти события произошли в течение года, и районный орган внутренних дел направил его на медицинское освидетельствование в целях установления наличия заболевания алкоголизмом. После получения соответствующего медицинского заключения гр. А в течение 10 дней был официально предупрежден начальником РУВД о возможности его направления в ЛТП, если в течение года после предупреждения он будет привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном употреблением наркотических веществ или других одурманивающих веществ.

В следующий раз, когда его задержат в состоянии алкогольного опьянения за совершенное в таком состоянии правонарушение, и он будет привлечен к административной ответственности в течение года после вынесенного предупреждения, представители правоохранительных органов еще раз доставят гр. А. в больницу, чтобы подтвердить у него наличие хронического алкоголизма. Представитель правоохранительных органов передаст все документы в районный суд общей юрисдикции, который в рамках особого гражданского судопроизводства (согласно ст. 361 - 393.12 ГПК Республики Беларусь) вынесет решение о направлении в ЛТП (изоляции) гр. А. сроком на 1 год. Дело рассматривается с участием прокурора и лица, подлежащего направлению в ЛТП. В случае неявки последнего судья оформляет принудительный привод данного лица в суд. Решение суда по делу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, имеет право пользоваться юридической помощью адвоката.

Таким образом, изоляция в ЛТП не является санкцией за совершение конкретного административного правонарушения, а выносится в связи с болезнью гр. А хроническим алкоголизмом и совершенными им прежде правонарушениями в состоянии алкогольного опьянения, за которые он уже понёс наказание в рамках административного судопроизводства.

Суды, в соответствие со ст. 393.9 ГПК Республики Беларусь, должны рассматривать дела в течение 10 дней, в открытом заседании с участием заинтересованного лица. Лицо может быть представлено адвокатом. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в вышестоящем суде. Согласно ст. 8 Закона срок изоляции в ЛТП составляет 12 месяцев. Однако в ряде случаев, указанных в ст. 55 Закона (наличие нескольких дисциплинарных взысканий, отсутствие в ЛТП более суток без уважительной причины, несвоевременно возвращение в ЛТП из социального отпуска), пребывание гражданина по решению суда может быть продлено на срок до 6 месяцев.

Правовой статус лиц, изолированных в ЛТП, остается непонятным. Они не являются осужденными к лишению или ограничению свободы и не находятся под административным арестом.

Закон предусматривает, что лица, содержащиеся в Лечебно-трудовых профилакториях, пользуются теми же правами, что и граждане Республики Беларусь, но с некоторыми ограничениями. Эти ограничения вытекают из необходимости обеспечения принудительной изоляции и медико-социальной реабилитации с принудительной работой, как это предусмотрено законом. На практике это означает, что лица, содержащиеся в ЛТП, не имеют права самовольно его покидать, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, за ними устанавливается контроль и надзор. Лица, содержащиеся в ЛТП, согласно ст. 47 Закона, обязаны работать, отказ от трудоустройства или самостоятельное прекращение работы влекут наложение мер дисциплинарного воздействия применительно к таким лицам (размещение в дисциплинарной комнате сроком до 10 суток). Наличие нескольких дисциплинарных взысканий влечет за собой увеличение срока пребывания в ЛТП до 6 месяцев по решению суда. В отношении изолированных лиц используется личный досмотр, досмотр личных вещей. Лицам, которые содержатся в ЛТП, не разрешается держать личные документы, деньги (либо другие запрещенные предметы); администрация профилактория обеспечивает сохранность их личных документов и денег.

Статья 16 Закона предусматривает применение физической силы и специальных средств сотрудниками ЛТП и военнослужащими внутренних войск в отношении изолированных лиц в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

*Конституция Беларуси

В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь, никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не доказана в порядке, установленном законом и вынесеным приговором суда, вступившим в законную силу. Лишение свободы может применяться только к личности, которая была признана виновной в совершении преступления, т.е., если ее вина была подтверждена приговором суда. Тем не менее, продолжительность и условия изоляции в ЛТП во многом сравнимы с лишением свободы, и в соответствии с международным нормами в области прав человека является ничем иным, как лишением свободы.

Статья 14 Конституции устанавливает работу как право, а не как обязанность. Таким образом, принудительное привлечение к труду граждан, предусмотренное Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в полном противоречии с Конституцией Республики Беларусь, поскольку применяется вне рамок исполнения приговора суда в связи с совершенным преступлением.

* Закон "О здравоохранении"

Принудительное лечение лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией, противоречит Закону Республики Беларусь "О здравоохранении". Согласно этому закону, лечение в Беларуси имеет добровольный характер и не является обязательным. Статья 46 предусматривает одно исключение: принудительное лечение страдающих от заболеваний лиц, представляющих угрозу для здоровья населения, и которые отказываются от лечения. В этом случае принудительное лечение назначается решением суда, принятым в рамках специального гражданского производства (ст.ст. 391 - 393 Гражданско-процессуального кодекса). Официальный перечень заболеваний, которые представляют собой опасность для населения, утвержденный Постановлением Министерства здравоохранения в 2002 году. Хронический алкоголизм и наркомания не включен в него.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает еще два исключения из добровольного характера медицинской помощи. Во-первых, оно позволяет осуществлять принудительное лечение по приговору суда, связанном с уголовным преследованием в связи с совершенным преступлением. Этот вид принудительных мер медицинского характера регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Еще одно исключение касается принудительного психиатрического лечения лиц, страдающих психическими заболеваниями, и представляющих собой угрозу для себя либо окружающих.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые в ЛТП, находятся за пределами существующих положений, которые предусмотрены законодательством Беларуси, упомянутом выше. Практика принудительных мер медицинского характера, установленных Законом Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них", находится в противоречии с Законом Республики Беларусь "О здравоохранении", и нарушает законные права граждан и их личную неприкосновенность.

Такая сверхрепрессивная политика "медико-социальной реадаптации" вызывает особое беспокойство в стране, где деятельность правоохранительных органов вызывает много нареканий. В случае ЛТП эта "реабилитация" применяется к тысячам больных людей (около 4000-5000 человек ежегодно), которые нуждаются в настоящей медицинской или социальной помощи.

На протяжении последних нескольких лет правительство Беларуси ввело ряд новых правил, которые расширили сферу применения этого закона и еще больше ограничили права лиц, страдающих от зависимостей. Например, Декрет Президента № 18 от 24 ноября 2006 года разрешает государству забирать детей из семей алкоголиков или наркоманов без судебного решения. Согласно данному Декрету, такие родители решением районного суда (в рамках гражданского судопроизводства) обязуются компенсировать государству затраты на содержание детей в государственных детских учреждениях и подлежат принудительному трудоустройству. Такие родители получают статус "обязанных лиц", о чем им ставится штамп в паспорте. При систематическом нарушении трудовой дисциплины, связанной с употреблением алкоголя "обязанные лица" подлежат направлению в ЛТП. За уклонение от такой работы эти лица подлежат административному аресту, а затем и уголовной ответственности в виде ограничения свободы с направлением в учреждения открытого типа с обязательным привлечением к труду. Белорусский Президент Александр Лукашенко лично высказался относительно необходимости создания в Беларуси трудовых лагерей для лиц, лишенных родительских прав, и что на таких людей не должны распространяться права человека.

III. Международные стандарты в области прав человека

Закон Республики Беларусь "О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них" и практика заключения граждан в ЛТП, их принудительное лечение и принудительный труд также являются серьезными нарушениями международных договоров в области прав человека, ратифицированных Республикой Беларусь. В частности, они противоречат Статье 8 и Статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах (запрет на принудительный труд и право на личную свободу), Статье 6, которая гарантирует "право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или принимает " и Статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на наивысший доступный уровень здоровья, которое включает в себя право на свободу от принудительного лечения). Так же данная практика включает принудительный труд, что запрещено Конвенцией № 29 МОТ, подписантом которой является Беларусь и которая определяет принудительный труд как "всякую работу или услугу, к которой принуждается лицо под угрозой какого-либо наказания и которую это лицо не принимает добровольно”. Исключения предусмотрены для работы в результате приговора в судебном порядке, однако в данном случае изоляция в ЛТП выносится судом в рамках гражданского, а не уголовного процесса - т.е., не в связи с совершенным правонарушением или преступлением, что не предусмотрено белорусским законодательством.

Таким образом, Правозащитный центр «Весна» считает, что существующая в стране практика принудительной изоляции граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией, находится в противоречии с международными стандартами в области прав человека, а также нарушает права, гарантированные гражданам Беларуси Конституцией страны.

Утвержден

Законом РСФСР

(Ведомости ВС РСФСР,

1974, N 32, ст. 854)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР

О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ И ТРУДОВОМ ПЕРЕВОСПИТАНИИ

ХРОНИЧЕСКИХ АЛКОГОЛИКОВ

(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС РСФСР

от 11.10.1982 - Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 41, ст. 1513;

от 01.10.1985 - Ведомости ВС РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398)

Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

1. Установить, что хронические алкоголики обязаны проходить полный курс специального лечения в лечебно - профилактических учреждениях органов здравоохранения.

Хронические алкоголики, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, подлежат направлению в лечебно - трудовые профилактории для принудительного лечения и трудового перевоспитания на срок от одного года до двух лет.

2. Вопрос о направлении хронических алкоголиков в профилакторий рассматривается по ходатайству общественных организаций, трудовых коллективов, государственных органов, а также членов семьи или близких родственников при наличии медицинского заключения районным (городским) народным судом по месту жительства указанных лиц (в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства, - по месту нахождения в момент возбуждения ходатайства) в срок не свыше десяти дней в открытом судебном заседании с вызовом лица, в отношении которого возбуждено ходатайство, в необходимых случаях - с участием представителей общественных организаций, трудовых коллективов или государственных органов, а также членов семьи или близких родственников.

Постановление суда приводится в исполнение органами внутренних дел не позднее чем в 10-дневный срок со дня его вынесения.

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 01.10.1985)

3. Подготовка и направление материалов, подлежащих рассмотрению в суде, осуществляются органами внутренних дел.

Лица, в отношении которых возбуждено ходатайство о принудительном лечении и трудовом перевоспитании, в случае уклонения от явки на медицинское обследование или в суд подвергаются приводу органами внутренних дел.

4. Срок пребывания в лечебно - трудовых профилакториях лиц, направленных для принудительного лечения и трудового перевоспитания, исчисляется с момента их прибытия в профилакторий.

5. При уклонении от лечения лиц, находящихся в лечебно - трудовых профилакториях, срок их пребывания по представлению администрации, основанному на медицинском заключении, может быть продлен районным (городским) народным судом по месту нахождения профилактория, но не более чем на один год.

6. При успешном лечебно - трудовом воздействии на лиц, помещенных в профилактории, срок их пребывания в нем по представлению администрации, основанному на медицинском заключении, может быть сокращен районным (городским) народным судом по месту нахождения профилактория, но не более чем наполовину. Сокращение срока не применяется в отношении лиц, повторно направленных в лечебно - трудовой профилакторий.

Лица, находящиеся в профилактории, могут быть по постановлению суда досрочно освобождены в случае тяжелого заболевания, препятствующего дальнейшему пребыванию в этом учреждении.

7. Постановления суда по вопросам, перечисленным в статьях 2, 5 и 6 настоящего Указа, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

8. Постановление суда о направлении лица в лечебно - трудовой профилакторий является основанием для его увольнения с работы без выплаты выходного пособия.

Время пребывания в лечебно - трудовом профилактории не прерывает течения трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. Отпуск за этот период не предоставляется.

Из заработной платы или пенсии лица, содержащегося в лечебно - трудовом профилактории, производятся удержания на покрытие расходов по содержанию в профилактории в установленном порядке, а также другие удержания в соответствии с действующим законодательством.

За лицами, находящимися в лечебно - трудовом профилактории, сохраняется право на жилую площадь по их прежнему месту жительства.

Трудовое устройство лиц, возвратившихся из лечебно - трудовых профилакториев, осуществляется, как правило, по месту их прежней работы и возлагается на исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов.

Трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из лечебно - трудовых профилакториев и не имеющих постоянного места жительства, осуществляется исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов по месту нахождения лечебно - трудового профилактория либо по избранному лицом месту жительства в установленном законом порядке.

(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС РСФСР от 11.10.1982; от 01.10.1985)

9. Побег из лечебно - трудового профилактория или с пути следования в профилакторий наказывается в соответствии со статьей 186 Уголовного кодекса РСФСР.

10. Лицо, осужденное к лишению свободы за преступление, совершенное в лечебно - трудовом профилактории или до поступления в него после вынесения постановления народного суда о применении принудительного лечения, после отбытия лишения свободы подлежит направлению в профилакторий на неотбытый срок лечения при наличии медицинского заключения о необходимости такого лечения.

11. Не подлежат направлению в профилакторий:

а) лица, страдающие хроническими душевными болезнями, инвалиды первой и второй групп, беременные женщины и кормящие матери, а также лица с тяжелыми заболеваниями, препятствующими их пребыванию в этом учреждении. Перечень этих заболеваний утверждается Министерством здравоохранения РСФСР;

б) мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также лица, не достигшие 18 лет.

11.1. Хронические алкоголики, страдающие тяжелыми сопутствующими заболеваниями, препятствующими их пребыванию в лечебно - трудовых профилакториях, инвалиды I и II групп, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, подлежат направлению для принудительного лечения в специальные наркологические отделения на срок от трех месяцев до одного года.

Направление указанных лиц в специальные наркологические отделения производится в порядке, предусмотренном статьями 2, 3, 4, 7 и 8 настоящего Указа.

При успешном лечебном воздействии на лиц, помещенных в специальные наркологические отделения, срок их пребывания в них может быть сокращен районным (городским) народным судом по истечении двухмесячного срока лечения по представлению администрации, основанному на медицинском заключении. Сокращение срока не применяется в отношении лиц, повторно направленных для принудительного лечения в специальные наркологические отделения.

(с татья введена Указом Президиума ВС РСФСР от 01.10.1985)

Статья 12 не приводится, как не содержащая норм, подлежащих включению в Свод законов РСФСР.

13. Утвердить прилагаемое Положение о лечебно - трудовых профилакториях для хронических алкоголиков.

Статья 14 не приводится, как не содержащая норм, подлежащих включению в Свод законов РСФСР.

15. Настоящий Указ вводится в действие с момента его принятия.

Утверждено

Указом Президиума

Верховного Совета РСФСР

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛЕЧЕБНО - ТРУДОВЫХ ПРОФИЛАКТОРИЯХ

ДЛЯ ХРОНИЧЕСКИХ АЛКОГОЛИКОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В лечебно - трудовых профилакториях для хронических алкоголиков содержатся лица, уклоняющиеся от добровольного лечения или продолжающие пьянствовать после лечения.

Указанные лица направляются в лечебно - трудовые профилактории по постановлению районного (городского) народного суда.

Срок принудительного лечения исчисляется с момента прибытия их в лечебно - трудовой профилакторий.

2. Основной задачей лечебно - трудовых профилакториев является лечение и трудовое перевоспитание лиц, указанных в пункте 1 настоящего Положения. В этих целях в профилакториях проводится специальное лечение, устанавливается режим изоляции.

3. Лечебно - трудовые профилактории находятся в непосредственном подчинении соответствующих министерств внутренних дел автономных республик и управлений внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов.

4. В лечебно - трудовых профилакториях организуется собственное производство, либо создается производство на основе кооперации с предприятиями отраслевых министерств и ведомств.

Производственная деятельность лечебно - трудовых профилакториев подчиняется выполнению их основной задачи - лечению и трудовому перевоспитанию хронических алкоголиков.

5. Политико - воспитательная работа в лечебно - трудовых профилакториях направляется на воспитание содержащихся в них лиц в духе строгого соблюдения законов, правил социалистического общежития, честного отношения к труду, бережного отношения к государственной и общественной собственности, на повышение культурного уровня указанных лиц, а также на убеждение их в необходимости выполнения лечебных назначений.

К участию в воспитательной работе с лицами, содержащимися в лечебно - трудовых профилакториях, привлекаются представители общественных организаций и трудовых коллективов.

6. Охрана лиц, помещенных в лечебно - трудовые профилактории, надзор за ними, вывод их за пределы жилой зоны для работы и других целей осуществляются органами внутренних дел.

7. Деятельность лечебно - трудового профилактория осуществляется под контролем районной, городской (в городах без районного деления), районной в городе комиссии по борьбе с пьянством, которая оказывает помощь администрации лечебно - трудового профилактория в работе по перевоспитанию и исправлению лиц, содержащихся в профилактории.

8. Лечебно - трудовой профилакторий пользуется правами юридического лица и имеет гербовую печать.

Правила внутреннего распорядка в лечебно - трудовых профилакториях устанавливаются местными органами внутренних дел по согласованию с соответствующими органами здравоохранения.

9. Надзор за соблюдением законности в лечебно - трудовых профилакториях осуществляется органами прокуратуры.

РЕЖИМ В ЛЕЧЕБНО - ТРУДОВЫХ ПРОФИЛАКТОРИЯХ

10. В лечебно - трудовых профилакториях устанавливается режим, обеспечивающий выполнение медицинских предписаний и трудовых обязанностей содержащимися в них лицами, а также постоянный надзор за ними.

12. Лицам, содержащимся в лечебно - трудовых профилакториях, не разрешается иметь при себе личные документы, деньги и предметы, запрещенные к хранению.

Хранение личных документов и денег осуществляется администрацией профилакториев.

При наличии достаточных оснований подозревать лиц, содержащихся в лечебно - трудовых профилакториях, в намерении пронести или получить спиртные напитки и другие запрещенные предметы, такие лица подвергаются личному досмотру, который производится только лицами одного пола с досматриваемым . Их корреспонденция, посылки, передачи и бандероли также подлежат досмотру.

13. К лицам, содержащимся в лечебно - трудовых профилакториях, если они оказывают физическое сопротивление персоналу профилактория, проявляют буйство или совершают другие насильственные действия, допускается в целях предотвращения причинения ими вреда окружающим или самим себе применение наручников либо смирительной рубашки. Смирительная рубашка применяется по указанию начальника профилактория или лица, его заменяющего, и применение ее производится под наблюдением медицинского работника.

МЕДИКО - САНИТАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

14. Медицинский персонал лечебно - трудовых профилакториев организует и проводит весь комплекс специального лечения, дает рекомендации о трудовом использовании содержащихся в профилактории лиц, следит за соблюдением санитарно - гигиенических правил, организует санитарно - просветительную работу.

15. В лечебно - профилактической и санитарно - противоэпидемической работе медицинский персонал лечебно - трудовых профилакториев руководствуется действующим законодательством о здравоохранении, а также приказами, инструкциями и методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР и Министерства здравоохранения РСФСР.

16. Для оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в лечебно - трудовых профилакториях, при необходимости используются лечебные учреждения органов здравоохранения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

17. Исправление и перевоспитание лиц, содержащихся в лечебно - трудовых профилакториях, основывается на обязательном участии их в общественно полезном труде; они обязаны работать по назначению администрации; им оказывается помощь в овладении производственными специальностями.

18. Труд лиц, содержащихся в лечебно - трудовых профилакториях, организуется с соблюдением правил техники безопасности и охраны труда.

19. К лицам, содержащимся в лечебно - трудовых профилакториях, применяется трудовое законодательство в установленном порядке.

ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ,

СОДЕРЖАЩИХСЯ В ЛЕЧЕБНО - ТРУДОВЫХ ПРОФИЛАКТОРИЯХ

20. Содержащиеся в лечебно - трудовых профилакториях лица обязаны: соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, выполнять требования администрации и медицинского персонала, добросовестно работать и лечиться, соблюдать трудовую дисциплину, правила техники безопасности и охраны труда, бережно относиться к социалистической собственности, поддерживать чистоту и порядок в жилых, производственных помещениях и на территории профилактория, соблюдать личную гигиену, без дополнительной оплаты выполнять работы по самообслуживанию и благоустройству профилактория, содействовать администрации в поддержании порядка.

За допущенные правонарушения и причиненный материальный ущерб лица, содержащиеся в профилактории, несут ответственность в установленном законом порядке.

21. Лица, содержащиеся в лечебно - трудовых профилакториях, имеют право:

приобретать по безналичному расчету на деньги, заработанные в профилактории, продукты питания и предметы первой необходимости на сумму до 10 рублей в месяц. В исключительных случаях (период активного лечения, болезнь и т.д.) администрация лечебно - трудовых профилакториев, кроме того, вправе разрешать содержащимся в профилактории лицам приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, на сумму до 10 рублей в месяц;

иметь одно краткосрочное свидание в месяц с родственниками или иными лицами и четыре длительных свидания в год с близкими родственниками;

получать посылку или передачу один раз в месяц, а также не более двух бандеролей в год. Вес одной посылки или передачи не может превышать пяти килограммов;

отправлять и получать денежные переводы. Поступившие денежные переводы зачисляются на лицевой счет получателя;

получать и отправлять письма без ограничения их количества;

приобретать без ограничения за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, литературу, письменные принадлежности, а также подписываться на газеты и журналы, издаваемые в СССР;

приобретать и пользоваться настольными играми, музыкальными инструментами, спортивным инвентарем.

22. К лицам, содержащимся в лечебно - трудовых профилакториях, могут применяться следующие меры поощрения:

объявление благодарности;

занесение на доску передовиков производства;

премирование за лучшие показатели в работе.

При хорошем поведении, добросовестном отношении к труду и выполнении требований медицинского персонала по отбытии половины назначенного судом срока пребывания в профилактории им может быть разрешено:

одно дополнительное свидание с родственниками в месяц;

получение одной дополнительной посылки или передачи в месяц;

дополнительно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости деньги в сумме до 10 рублей в месяц.

23. К лицам, нарушающим установленные в лечебно - трудовых профилакториях правила внутреннего распорядка или уклоняющимся от работы и лечения, применяются меры взыскания, предусмотренные трудовым законодательством. Кроме того, они могут быть:

назначены на внеочередное дежурство по уборке помещений и территории профилактория;

лишены права получать очередную посылку или передачу;

лишены очередного свидания;

лишены права покупать продукты питания на срок до одного месяца;

водворены в изолятор на срок до 10 суток.

24. Правом поощрения и наложения взысканий на лиц, содержащихся в лечебно - трудовых профилакториях, пользуются начальники профилакториев и их заместители.

МАТЕРИАЛЬНО - БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

25. Лица, содержащиеся в лечебно - трудовых профилакториях, обеспечиваются необходимыми жилищно - бытовыми условиями.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ ЛЕЧЕБНО - ТРУДОВЫХ ПРОФИЛАКТОРИЕВ

27. Лица, содержащиеся в лечебно - трудовых профилакториях, освобождаются по истечении установленного судом срока содержания в лечебно - трудовом профилактории или по постановлению суда досрочно.

28. При обнаружении у лиц, содержащихся в лечебно - трудовом профилактории, признаков хронической душевной болезни или тяжелого заболевания, препятствующих их пребыванию в этом учреждении, администрация на основании медицинского заключения возбуждает перед районным (городским) народным судом по месту нахождения профилактория ходатайство об их досрочном освобождении.

При освобождении указанных лиц администрация профилактория организует их доставку в соответствующее медицинское учреждение, если это вызывается необходимостью.

29. С лицами, выбывающими из лечебно - трудовых профилакториев, производится полный расчет, им возвращаются личные вещи, документы и деньги.

Если к моменту освобождения из профилактория лицо, находившееся в нем, не имеет возможности полностью оплатить стоимость полученного имущества, то невыплаченная сумма списывается.

В трудовой книжке делается отметка о времени нахождения в лечебно - трудовом профилактории, а при отсутствии трудовой книжки выдается справка.

30. В необходимых случаях лицу, освобождаемому из лечебно - трудового профилактория, может быть выдано единовременное денежное пособие из фонда материальной помощи, образуемого за счет отчислений от заработка.

31. О лицах, освобождаемых из лечебно - трудовых профилакториев, администрация сообщает исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов по месту их жительства, а в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства, - по месту нахождения лечебно - трудового профилактория либо по избранному лицом месту жительства для оказания содействия в трудоустройстве и республиканскому (АССР), краевому, областному психоневрологическому диспансеру для обеспечения диспансерного наблюдения.

Живущий в семье алкоголик становится проблемой не только для родных и близких - он создает множество неудобств и окружающим людям. Зачастую кодирование либо иные методы воздействия на сознание алкоголика не приносят ожидаемых результатов. Когда не остается сил и желания терпеть ежедневные скандалы, следует направить больного алкоголизмом в специализированное учреждение, где ему помогут вернуться к нормальной жизни.

Новый закон - новый порядок

Несмотря на то, что в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях недавно были внесены изменения, запрещающие распитие пива в общественных местах, вечерних «совещаний» на стадионах и под подъездами меньше не стало. И уж точно введенная санкция не действует на сознание лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, для которых очередной штраф или арест абсолютно ничего не значат. Какие меры воздействия в данном случае могут дать результат?

Год назад вступил в силу Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее - Закон). Из анализа его содержания следует вывод об ужесточении позиций законодателя по отношению к данной категории лиц. Действовавшее ранее Положение о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц, утвержденное постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 21.06.1991 № 888-XII, не устанавливало четкого порядка направления в лечебно-трудовой профилакторий (далее - ЛТП). Такой порядок был описан в специальных методических рекомендациях и предусматривал направление в ЛТП судом лица, страдающего алкогольной зависимостью, в случае совершения им не менее 7 административных правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Закон дает следующие основные понятия и определения:

  • граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией , - граждане, которым по результатам медицинского освидетельствования установлены соответственно диагнозы хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания;
  • гражданский персонал ЛТП - граждане, занимающие штатные должности в ЛТП и не имеющие специальных званий, за исключением технического и обслуживающего персонала ЛТП;
  • лечебно-трудовой профилакторий - организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь (далее - органы внутренних дел), создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  • медико-социальная реадаптация - мера ограничительного характера, осуществляемая в соответствии с Законом, Правилами внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь в отношении граждан, находящихся в ЛТП, направленная на преодоление ими алкогольной, наркотической или токсической зависимости, формирование у них готовности к адаптации в обществе;
  • принудительная изоляция - мера ограничительного характера, осуществляемая в отношении граждан, находящихся в ЛТП, в соответствии с Законом, Правилами внутреннего распорядка ЛТП и другими актами законодательства Республики Беларусь;
  • сотрудники ЛТП - сотрудники органов внутренних дел, занимающие штатные должности в ЛТП.

Направление в ЛТП

Для того чтобы появились основания для направления в ЛТП, необходимо иметь сведения о том, что гражданин, больной хроническим алкоголизмом (диагноз ставит местный врач-нарколог), в течение года 3 раза и более привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, был предупрежден лично под роспись о возможности направления его в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекался к административной ответственности опять же за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения (достаточно одного проступка).

Что же касается лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, они подлежат направлению в ЛТП в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков. Под систематическим нарушением в данном случае понимается нарушение дисциплины не менее 3 раз в течение года.

Не в каждом жизненном случае можно прибегнуть к такой мере воздействия на алкоголика, как ЛТП. Так, к лицам, не подлежащим направлению в ЛТП, согласно Закону относятся:

  • граждане, не достигшие возраста 18 лет;
  • мужчины старше 60 лет;
  • женщины старше 55 лет;
  • беременные женщины;
  • женщины, воспитывающие детей в возрасте до 1 года;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в ЛТП. К данным заболеваниям согласно специально установленному перечню относятся рак и другие злокачественные заболевания, шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, органические психотические расстройства, умственная отсталость (кроме легкой), деменции, расстройства личности вследствие эпилепсии и др.

В отношении граждан, подлежащих направлению в ЛТП, проводится медицинское освидетельствование, призванное установить наличие либо отсутствие у такого гражданина заболевания хроническим алкоголизмом и наличия заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП. Медицинское освидетельствование проводится по постановлению начальника местного органа внутренних дел (по месту жительства лица) или его заместителя.

Если медицинское заключение содержит сведения об отсутствии у гражданина заболеваний, препятствующих нахождению в ЛТП, и сведения о наличии у него заболевания хроническим алкоголизмом, начальник ОВД или его заместитель в течение 10 дней после получения заключения выносит предупреждение о возможности направления данного лица в ЛТП в случае допущения им хотя бы одного правонарушения. Данное предупреждение объявляется гражданину с вручением ему копии и с одновременным составлением протокола. Если гражданин допускает после предупреждения правонарушение, начальник ОВД или его заместитель направляют в суд заявление о направлении данного гражданина в ЛТП.

Встречаются случаи, когда до направления в ЛТП гражданин представляет справку о том, что прошел сеанс кодирования, то есть методики воздействия на подсознание, подавляющей влечение к спиртному. К слову, такую профессиональную помощь зачастую можно получить только после обязательной консультации с врачом-наркологом, на которой пациент информируется о возможных последствиях и дает информированное согласие на лечение. При использовании данного метода также имеется ряд противопоказаний (алкогольный абстинентный синдром, некоторые виды черепно-мозговых травм, некоторые психические расстройства, возраст свыше 60 лет и др.). Однако будет необоснованным считать, что предоставление справки о кодировании позволяет избежать направления в ЛТП. Данная справка может являться лишь основанием для повторного проведения экспертизы, на которой будет решаться все тот же вопрос: страдает ли лицо алкогольной зависимостью? Иногда при повторном исследовании выясняется, что гражданин все еще подлежит направлению в ЛТП.

Порядок нахождения в ЛТП

Гражданин может содержаться в ЛТП 12 месяцев. Но данный срок могут продлить по решению суда на срок до 6 месяцев в случае нарушения условий нахождения в ЛТП (например, отсутствие лица без уважительных причин в ЛТП свыше одних суток, несвоевременное возвращение его из социального отпуска по неуважительным причинам и др.)

Граждане, содержащиеся в ЛТП, размещаются в общежитиях (лица мужского и женского пола размещаются отдельно). Им предоставляется индивидуальное спальное место, место для хранения средств личной гигиены, письменных принадлежностей, одежды, продуктов питания. Они обеспечиваются 3-разовым горячим питанием, средствами личной гигиены (данные нормы устанавливаются Правительством). Конкретный распорядок дня устанавливается администрацией ЛТП. Он в обязательном порядке должен предусматривать 8-часовой сон, время, предназначенное для личной гигиены, время приема пищи, рабочее время, время дежурства, время, предназначенное для медико-социальной реадаптации, личное время, время, предназначенное для осуществления проверок наличия граждан, находящихся в ЛТП.

Среди прав граждан, содержащихся в ЛТП, можно выделить следующие:

  • право на обеспечение их безопасности;
  • право на гуманное обращение и уважение их человеческого достоинства;
  • право на обеспечение лекарственными средствами;
  • право на свидания, переписку, телефонные разговоры и др.

Граждане, находящиеся в ЛТП, с учетом их возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, квалификации трудоустраиваются в самих ЛТП, на республиканских унитарных предприятиях и иных организациях, подчиненных Департаменту исполнения наказаний МВД Республики Беларусь. Граждане имеют заработную плату, начисляемую на их лицевые счета, а также право на трудовой и социальный отпуска. Из заработной платы производятся удержания стоимости питания, одежды, обуви, коммунально-бытовых услуг, а также иные удержания, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь. Независимо от этого на лицевой счет гражданина, содержащегося в ЛТП, перечисляется не менее 25% начисленной зарплаты.

Конечно, заведения, о которых мы рассказали в настоящей статье, не решат полностью проблему алкоголизма. К сожалению, даже после лечения в ЛТП многие возвращаются туда снова и снова. Тем не менее, как мы уже говорили вначале, именно ЛТП в некоторых случаях является единственным средством воздействия на алкоголика и достаточно эффективным способом временной изоляции его от измученного им же общества.

"Личный юрист", № 1/2011

О внесении изменений и дополнений в изложенный порядок

Когда ЛТП и вытрезвители работали, пьяные по улицам не валялись. А сейчас что? Ну, заметите вы алкаша на улице. Куда его девать? Кого вызывать? Милиция его не берет, они сразу скорую вызывают. А медикам деваться некуда, приходится пьянчугу в больницу везти - не бросать же на улице, особенно зимой. А потом мы удивляемся, почему в больницах мест для нормальных людей нет. Да потому что все эти места заняты алкоголиками и бомжами! Пусть бы лучше их в ЛТП забирали. И на улицах порядка больше было бы, и больницы не так загружены, и алкоголики при деле. Ведь кто бы что ни говорил, а трудотерапия достаточно эффективна. Большинство человеческих пороков вырастают из лени и безделья. Пьяниц нужно занять чем-нибудь, может, они и от водки тогда откажутся. Так что, на мой взгляд, нужно возрождать ЛТП. Польза от них все-таки есть.

Анна, 56 лет, повар

У меня муж покойный - алкоголик. В советские годы пару раз был в ЛТП. Ничем там ему не помогли. Первый раз вообще дело больницей закончилось. Кто-то им не то жидкости тормозной принес, не то еще какой-то отравы, так трое мужиков пили, один умер, двое в больнице. Второй раз, правда, ничем он там не отравился. Но как пил до этого, так и после этого продолжил. Так что, на мой взгляд, никому они не нужны. Ведь это же не больница, никто там пьяниц не лечит, никто за ними особенно не следит. Просто зачем-то из дома их забирают, и все. Семье от этого только вред. Мой, хоть и пил много, но работал нормально, имущество не пропивал, какие-никакие деньги в семью приносил. А после того как его в ЛТП отправили, с работы его тут же уволили. На другую с такой биографией не устроишься. Он после этого еще больше пить начал. А что ему? Раньше его хоть мысль о том, что на работу вставать нужно, удерживала, а как уволили, с утра начинал за воротник закладывать. А на что пить? Денег-то не платят. Стал у меня клянчить, вещи из дома таскать. В общем, лучше бы его в покое оставили и никуда не забирали.

Павел, 39 лет, менеджер

Насколько я помню, ЛТП позакрывали потому, что поняли, что пользы от этих заведений никакой. Я не понимаю, как изменилась ситуация и почему теперь кому-то кажется, что ЛТП стали снова нужны? Что поменялось? Алкоголики стали пить по-другому? В них проснулась совесть и они разом захотели трудиться? По-моему, стоит открыть ЛТП заново, и все вернется на круги своя. Алкаши, как и 30 лет назад, будут убегать за территорию, пить денатурат и прекрасно себя чувствовать при этом. Ведь никого в этих заведениях не перевоспитывали. Там даже не работал никто по-настоящему. Все они только вид делали! Я, когда маленький был, несколько раз видел, как алкоголиков выводили на уборку улиц. Они только бестолково толпились, постоянно курили, а потом их просто уводили. После этого приходил дворник, подметал бычки, и на улице снова становилось чисто. И зачем это нужно? У нас что, улицы некому подметать? Безработица в стране, пусть нормальные люди убирают во дворах, от одного трезвого дворника проку больше, чем от десятка пьянчуг.

Ольга, 44 года, домохозяйка

Я поддерживаю идею о возрождении ЛТП. Пусть пьяниц изолируют от общества. Если честно, я не очень верю, что алкоголика можно перевоспитать или вылечить, но семье нужно время от времени давать отдых от такого мужа или отца. Ведь в чем основная беда пьяниц? Даже не в том, что они сами себя губят. А в том, что они мучают своих жен и детей. У меня первый муж запойный был. Так с ним же никакого сладу не было - тащил из дома все подряд, ему все равно было, даже если последнее у меня и ребенка нашего отнимает. Он сам себя не помнил в такие дни. А потом, когда из запоя выйдет, снова нормальный человек. Работает, деньги в семью приносит, меня чуть ли не на руках носит, сынишку обожает - в общем, примерный семьянин. Когда мы с ним поженились, ЛТП отменили уже. Так вот, если бы у меня была возможность куда-то его «сдавать» на время его запоев, мы бы до сих пор вместе жили. Человек он хороший в сущности, да и любовь у нас была. Пьянки его все разрушили, не смогла я больше его запои терпеть, забрала сына и ушла от него. А если бы можно было на время запоев избавляться от него, ни за что бы не развелась с ним. Хороший мужик был. Мой нынешний, хоть и не пьет, в подметки первому мужу не годится.

Ян, 31 год, водитель

А на каком основании алкоголиков нужно где-то запирать и привлекать к общественным работам? Законом у нас пить не запрещено. Хочет человек свою печень гробить, почему ему нужно мешать? Пусть пьет в свое удовольствие! А если он при этом порядок нарушает - мусорит на улице или жену колотит, вот за это его и привлекайте. Только тогда не в ЛТП его нужно запирать, а штрафовать или в тюрьму сажать. А то у нас постоянно путаница какая-то возникает. Нельзя наказывать человека только за то, что он пьян. А для других правонарушений у нас предусмотрены соответствующие наказания. Их и нужно применять.

Принудительное лечение еще никому не помогало. Если человек сам не хочет со своей вредной привычкой расставаться, никто его не заставит! Все равно найдется способ из ЛТП сбежать. А если даже не найдется, так он будет сидеть там и дни считать до освобождения, и как только за территорию ЛТП выйдет, на радостях напьется. Причем напьется так, что мало не покажется. Как же! Столько дней воздержания, нужно наверстать упущенное. Мне кажется, нельзя проблему алкоголизма решить запретами и изоляцией от общества. Нужно сделать так, чтобы человек понял, что пить больше нельзя, что нужно завязывать. Конечно, это сложнее, чем просто запереть его в ЛТП, но, к сожалению, другие способы просто не действуют. Нужна настоящая государственная программа по борьбе с алкоголизмом. В ней должны участвовать и медики, и психологи, а возвращение ЛТП никому не поможет.

Михаил, 60 лет, инженер

Если алкоголику не дают пить в течение какого-то времени - это уже хорошо. Но ведь в ЛТП пьяницы еще и пользу обществу приносили - улицы мели, снег чистили, еще какие-то работы общественные выполняли. Чем это плохо? В конце концов, алкаши постоянно мусорят и на детских площадках, и в подъездах, вот пусть и уберут за собой и такими же, как они. К тому же есть хотя бы небольшой шанс, что кто-то из людей, оказавшихся в ЛТП, все-таки бросит пить. Знаю, что таких будет немного, но все-таки подобное случается. Я в свое время знал человека, который, очутившись в ЛТП, завязал на всю жизнь. Говорит, что, когда был там, насмотрелся на алкашей и увидел себя со стороны. Понял, что превращается в животное, облик человеческий теряет, и пить перестал. Сам, без всяких кодирований и врачей. Так что кому-то ЛТП действительно помогали. К тому же для любого алкаша ЛТП - это реальная угроза была. Боялись попасть туда. Можно было пригрозить пьющему соседу милицией, и он угомонится, потому что знал, что может очутиться за решеткой. А сейчас никакой управы на пьяниц нет. Жалуйся не жалуйся, арестовывать их не за что, а ЛТП закрыты. Так что соседи пьющих людей вынуждены терпеть их ночные гулянки, грязь, пустые бутылки и окурки в подъезде. Деваться-то некуда!