Голоса из ниоткуда предупреждают о бедах. Внутренний голос человека, что это — интуиция, прислушиваться ли к нему

  • Дата: 12.10.2019

Как бороться с внутренним критиком, который постоянно оценивает нас, пугает и указывает на промахи, сковывая наши действия? Публикуем отрывки из книги Дэнни Грегори «Заставь его замолчать» , в которой автор рассказывает о власти внутреннего голоса, его ложных принципах и правилах и тех ошибках, которые мы совершаем в борьбе с ним.

Мы постоянно слышим внутри себя голос, который нам что-то говорит. Он каждый раз раздается в голове, когда мы хотим изменить жизнь - предложить идею на работе, решиться на переезд или перемену в отношениях. Он предостерегает, пугает, указывает нам на ошибки и всегда знает, что думают о нас другие. Дэнни Грегори в книге «Заставь его замолчать» называет этот голос обезьяной: он надоедлив, противен и вреден. Грегори рассказывает, почему голос действует на нас деструктивно и как заставить его замолчать.

Кого преследует голос

Обезьяна - страшный противник.

Она более изворотлива, чем вы, и у нее полно времени. Она на месте круглосуточно: ждет, наблюдает, не начнете ли вы что-то делать (или хотя бы задумаетесь о том, чтобы что-то сделать), к тому же вы волей-неволей всюду берете ее с собой. Она может использовать против вас все, что вы знаете, нажимать на все кнопки, тянуть за все рычаги - и она безжалостна. У нее есть ключи от архива, и она знает код сейфа, спрятанного у вас в голове. Пусть это не лишает вас надежды. Но и недооценивать ее не стоит.

Чаще всего ее жертвы - творческие люди. Они часто сомневаются в себе, стремятся к новым горизонтам, поэтому становятся наиболее уязвимы. Каждая новая идея - это повод для обезьяны включить голос на полную мощность, потому что она терпеть не может риск и перемены.

Однако обезьяна не ограничивается творчеством. Она преследует нас даже в быту: когда мы думаем, что подарить, куда пойти, что надеть, она тут как тут. Новое нельзя контролировать, поэтому обезьяна так боится, что события пойдут не по ее сценарию.

Читайте также

Выслушайте свою обезьяну

Заткнуть свою обезьяну - своего рода избавление от некой привычки, после которого вы начинаете по-другому видеть мир. Не позволяйте обезьяне убедить вас, что «либо всё, либо ничего». Она любит впадать в крайности и придумывать правила.

Читайте также

Заставьте обезьяну защищаться. Но на этот раз попросите своего внутреннего адвоката допросить ее с пристрастием, растоптать ее доводы, один за другим. Вы должны действовать спокойно. Пусть говорит обезьяна, не перебивайте ее, просто поддакивайте.

К примеру, на работе вы хотите предложить начальнику хорошую идею.

Обезьяна говорит:

«Твоему начальнику она не понравится. Может, он вышвырнет тебя с работы».

Ладно, продолжим эту мысль. Что тогда?

Ничего себе, и все это всего лишь из-за одной новой идеи? Правда? Это должна быть очень мощная идея.

Садитесь за работу. Прямо сейчас

Мне кажется, что вы тратите слишком много времени на защиту от обезьяньей критики, а борьба с ней помогает лишь частично и на время. Все равно вы с обезьяной стоите лицом к лицу, схватив друг друга за горло.

Вместо этого мы будем использовать совершенно другую стратегию. Секрет ее очень прост и понятен, но у меня ушли годы, чтобы сформулировать его: забудьте про обезьяну и принимайтесь за работу.

Я беру ручку и, не задумываясь, начинаю рисовать. Я не пытаюсь понять, что я рисую. Не думаю, все ли в порядке с пропорциями, интересную ли тему я выбрал. Не размышляю о том, не затек ли мой зад, не просачиваются ли чернила сквозь бумагу.

Я сажусь за клавиатуру и начинаю писать. Что угодно, первые же слова, которые напечатают мои пальцы. Скоро слова потекут свободно и на экране один за другим начнут появляться абзацы. Я не перечитываю их, не правлю, даже не исправляю опечатки. Я просто слушаю чечетку, которую отбивают мои пальцы на пластиковых кнопках. Мои пальцы говорят, они поют, громче и громче, хор десяти - и голос обезьяны затихает.

Попробуйте.

Привычка против обезьяны

Обезьяна борется против перемен, поэтому создайте новую реальность, пусть перемены сопровождают вас постоянно. Установите жесткий режим. Заведите свои ритуалы. Будьте непреклонны в том, что касается самодисциплины. Двигайтесь вперед, к привычке работать творчески.

Что бы ни случилось, всегда садитесь за работу в одно и то же время. Всегда держите под рукой все необходимое для работы. Обустройте уютное рабочее место. Уберите все препятствия.

Заведите будильник. Обезьяна ленива. Просыпайтесь раньше нее. Работайте с утра до вечера. Одно движение - одна задача; на остановки и разговоры нет времени.

Обезьяна каждый день срабатывает, как пистолет в Овер-сюр-Уаз, прерывая карьеры творческих людей. Она душит идеи, ставит преграды на пути к новым горизонтам. Нельзя знать заранее, какое влияние окажет на мир ваша работа. Не позволяйте обезьяне решать за вас.

В переводе означает (англ. implicit speech, inner speech, covert speech) - беззвучная речь, возникающая, например, в процессе мышления в виде внутреннего голоса. Является производной формой внешней (звуковой) речи, приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. Что вы говорите себе, когда вы делаете ошибку или ненарочно что-то испортили? Некоторые в таком случае прокомментируют в слух, а некоторые обратятся к себе «внутренним голосом», некоторые вообще не обращаются к себе.

Для чего нужен внутренний голос?

Хотя речь в основном используется для общения с другими людьми, она также является средством общения с самим собой. Обращение самому себе означает, что мы разделены на две части, на ту которая посылает сообщение, и на вторую половину нас, которая должна принять посланную информацию. Некоторые рассматривают это как обращение одного «я», второму «я».
Во многих случаях внутренний голос фактически является монологом, когда одна часть личности комментирует вторую часть личности. Вторая часть личности слышит комментарий, но не отвечает на него, а более пассивно слушает и позволяет повлиять на неё. Комментарий самого себя и своих действий может включать в себя критику или похвалу.
Очень часто люди себя комментируют с негативной стороны, в определенных ситуациях снова и снова указывают стереотипные унижения самого себя и негативные стороны или действия. Например, когда что-то не так, самому себе могут сказать «ты идиот неспособный» или «ты совсем неспособный, посмотри на других».
Именно в этом и суть, что человек говорит себе в определенных ситуациях, особенно стрессовых, и это указывает на то какое отношение человек имеет к самому себе. Очень часто оказывается, что это очень негативное и пренебрежительное отношение к самому себе. Основываясь на содержание внутреннего голоса, можно предположить что кто-то имеет негативное отношение к самому себе. Отношение к себе безусловно, можно и нужно поменять, особенно если это негативное и пренебрежительное отношение.

  • принять себя как достойного человека это не означает что нужно принимать все свои действия.
  • развить чувство собственного достоинства, быть готовым исправить свои ошибки или неправильное поведение.
  • меняя своё отношение к самому себе, внутренний голос становится другим, более здоровым, потому что включает в себя более реалистичную критику и в нужной ситуации поощряет свои действия.

В отличии от заявлений, содержащих требования, которые заставляют их помнить и повторять, заявления, содержащие вопросы, мотивируют человека думать и искать ответ на этот вопрос. Поэтому, в стрессовой ситуации лучше задать себе вопрос, чтобы помочь себе думать и получить лучший ответ на стрессовую ситуацию. Это могут быть вопросы: Что происходит сейчас? Насколько важно то, что происходит? Что бы другие хотели чтобы я сделал?
Внутренняя речь очень важна, потому что она часто проводит нас дисфункциональным жизненным трудностям. Изучением внутренней речи занимается не только психотерапия, но и различные тренинги личностного роста и развития, а также в спорте для достижения лучших результатов.

(Время чтения ответа - около 5 минут)

Обычно, на этот вопрос отвечают идеями Выготского и Уотсона о микродвижениях голосовых связок, сопровождающихся внутренним голосом, но я считаю, что эти объяснения отталкиваются от предположения, что люди, говорящие что слышат внутренний голос действительно что-то слышат. Но какое поведение подразумевается под "слышать" и чем отличается "слышать внутренний голос" от просто "слышать голос"? Я считаю, что мы говорим о внутреннем голосе не потому что существует нематериальный голос или из-за микродвижений голосовых связок, а потому что проще говорить о событиях, которые уже произошли или еще не произошли, так, как будто они происходят прямо сейчас, но "в голове". Мы слышим внутренний голос, потому что если его не слышать - объяснить поведение, контролируемое отдаленными событиями в прошлом или событиями в будущем будет очень проблематично. Сейчас объясню.

Я считаю, что "слышать" это "вести себя так, как будто есть источник звука", т.е. я говорю "Я слышу", когда могу в ответ на вопрос "А откуда звук?" указать источник в пространстве. Фраза "Он слышит звук" появляется, когда поведение меняется в присутствии источника звука, который можно убрать и вернуть поведение обратно. Например, я говорю "Он слушает музыку" (подразумевая под этим, что расположение "говорить, что он слушает музыку" совпадает с расположением моего тела в пространстве и времени) когда кто-то залипает в окно или не отвечает на мои реплики с воткнутыми наушниками, которые похожи на работающие (подключены к телефону, а телефон выглядит как работающий). Я не говорю "Он слушает музыку", когда в ушах отключенные от телефона наушники или когда человек с наушниками разговаривает со мной (понятно, что применение фразы "Он слушает музыку" не ограничивается только этими ситуациями, но возьмем их в качестве примера). Слышать звук - это вести себя как будто есть звук в присутствии источника звука.

Соответственно, "слышать голос" можно понимать как частный случай "слышать звук" (также как частный случай это "слушать музыку"), т.е. вести себя как будто есть голос в присутствии источника голоса. Я говорю "Джон услышал голос Джейн" когда Джон после какого-то звука ведет себя так, будто этот звук связан с Джейн (например, зовет ее; говорит, что это была Джейн). Я говорю "Я услышал голос Джейн" когда "слышать голос Джейн" (вести себя так, будто звук связан с Джейн (искать ее, звать, говорить, что это была она)) совпадает во времени и пространстве с моим телом.

Я считаю, что "слышать внутренний голос" означает "вести себя так, будто есть голос, когда источник голоса отделен от поведения не в пространстве, а во времени". "Слышать внутренний голос" от "слышать голос" можно отличить только по деталям контекста - я говорю "Джон услышал голос Джейн" когда есть Джейн, которую я могу попросить замолчать и поведение Джона изменится. В случае с "Джону послышалась Джейн" Джон ведет себя так, будто слышит голос Джейн, но нет Джейн, которую я мог бы попросить замолчать, чтобы поведение изменилось. В тоже время, такая ситуация не требует для объяснения отсылаться к ненаблюдаемому голосу в голове Джона.

Почему Джон ведет себя как будто слышит голос Джейн в отсутствие Джейн? Разберем поведение, которое подразумевается под "слышать голос Джейн". Например, я иду рядом с Джоном и вдруг он говорит, что голос Джейн заставляет его вернуться домой. Нужно ли для объяснения этого поведения говорить, что действительно был какой-то ненаблюдаемый голос (Джейн в этом время на другом конце города), который спровоцировал Джона сказать мне, что Джейн заставляет его вернуться домой и пойти домой? Необязательно, это поведение может быть понято, если посмотреть на контекст более широкий не в пространственном (как в случае когда источник звука находится далеко от поведения), а во временном плане.

Например, когда Джон ссорится с Джейн и уходит на улицу - по возвращению Джейн ругает его за то, что он убежал от разговора, соответственно, когда я зову Джона на улицу - он выходит, потому что на попытки отказаться я отвечаю уговорами, но рассказывает мне, что Джейн когда он вернется будет его пилить, чтобы я все же разрешил ему пойти домой и ведет себя как будто Джейн уже его пилит когда я пытаюсь поспорить с тем, что Джейн будет его пилить, потому что 1) это помогает убедить меня, 2) разговоры о Джейн провоцируют поведение, как будто Джейн здесь, потому что слово "Джейн" и события, связанные с Джейн связаны между собой. Соответственно, фразу "Ваня, извини, я домой, я прямо слышу, как она будет меня пилить если я еще погуляю" можно понять как "Ваня, я сейчас веду себя как будто Джейн уже здесь и пилит меня, поэтому я пойду домой, чтобы снизить частоту пиления". Отсылка к внутреннему голосу может быть проанализирована без отсылок к нематериальному внутреннему голосу, ее можно понять как отсылку к материальному голосу, который прозвучал когда-то давно или прозвучит в будущем.

Картинка ниже показывает различие в контексте, провоцирующем разговор о "реальном" и "воображаемом" голосе. Я говорю о реальном голосе, когда вижу голос, контролирующий текущее поведение, рядом с текущим поведением (например, говорят "Иди домой" и я иду домой - поведение и голос находятся почти в одном времени, но в разных точках пространства). Я говорю о воображаемом голосе, когда вижу текущее поведение, а голос, который его контролирует либо еще не раздался, либо раздался давно (см. картинку).

Еще пример. Звук из колонки "реален", потому что если выключить колонку ("убрать звук") - поведение сразу же изменится (если при включенной колонке человек танцует, а при выключенной перестает танцевать - мы говорим, что звук реален). Звук мыслей "воображаемый", потому что неясно, что сделать, чтобы "включить" или "выключить" его, т.е. сделать так, чтобы появилось поведение, соответствующее другим мыслям или отсутствия мыслей. Например, если человек танцует и я не вижу вокруг колонки, которую можно выключить, чтобы он перестал танцевать - я говорю, что у него в голове играет воображаемая музыка. Но есть ли смысл говорить, что в его голове играет какая-то музыка если все, что я вижу это что человек ведет себя, как будто где-то играет музыка? Я не вижу никакой музыки и не могу отличить "танец под воображаемую музыку" и "танец под реальную музыку", посмотрев на само поведение, я прихожу к такому выводу по отсутствию внешнего фактора, на который можно воздействовать чтобы изменить поведение. Это сомнительный критерий, потому что как "танец под реальную музыку" можно объяснить работой колонки (внешним фактором), так и "танец под воображаемую музыку" можно объяснить внешним фактором (например, в рекламе на улице в компании людей за танцем следовали улыбки и смех, поэтому в компании друзей я начинаю танцевать, они улыбаются и смеются). Никакой "воображаемой музыки" для объяснения этого поведения не нужно. Танец в отсутствие звука может быть понят в терминах событий, которые произошли раньше или произойдут позже.

Похожая логика применима и к кажущимся крайне сложными для объяснения без "воображаемого" звука случаев - например, для случаев, когда человек сидит и "слушает мысли". Кажется, что это поведение невозможно объяснить без признания, что звук мыслей нематериален или попыток сделать вид, что он материален, просто у нас нет оборудования, чтобы его зафиксировать (Выготский пытался прибегнуть к такой тактике), но подобное медитативное поведение можно объяснить внешними материальными событиями - например, что "слушание мыслей" это просто неподвижное сидение с закрытыми глазами, которое обозначается словом "слушание мыслей", потому что если сказать "я сижу неподвижно с закрытыми глазами", то это вызывает вопросы ("хаха зачем ты так сидишь?"), а самоотчет о мыслях, которые "слышатся", контролируется задаваемыми вопросами и ситуацией (например, "О чем ты сейчас думаешь?" провоцирует "О том, о чем я сейчас думаю" или "Ни о чем" или "Что поесть на вечер" или еще кучей вариантов, которые контролируются историей взаимодействия вербального поведения и среды, а не "ненаблюдаемыми" мыслями, находящимися внутри головы).

Резюмируя, я говорю о "реальном" голосе когда текущее поведение можно объяснить текущими событиями. Я говорю о внутреннем голосе когда текущее поведение нельзя объяснить текущими событиями; чтобы объяснить его нужно отсылаться к событиям, отдаленным во времени, а не только в пространстве. Практика каждодневного общения поощряет говорить о реальном голосе, который уже прозвучал или еще не прозвучал, как о находящемся в голове, потому что если объяснять свое поведение через подобные сложные пространственно-временные связи - наша речь станет ужасно перегруженной. Мы слышим внутренний голос, потому что если его не слышать - объяснить поведение, контролируемое отдаленными событиями в прошлом или событиями в будущем будет очень проблематично.

У нас есть два голоса: одним мы разговариваем с людьми, и это наш внешний голос, другой голос, который звучит внутри нас и это наш внутренний голос делают свое дело – он перестает принадлежать вам, вы даже внутри себя говорите штампами, голосами других людей, иногда это даже не знакомые вам персонажи, люди из фильмов или с телевидения.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каков тон вашего внутреннего голоса? Если проанализировать по времени то, что вы слышите, то, сколько в процентах, времени вы слышите критикующий, неодобрительный, жесткий голос? Сколько времени, в процентном соотношении, вы слышите одобряющий, поддерживающий голос, который помогает вам справляться с вашими делами?

2. Сравните полученный результат. Посмотрите, что вы слышите большую часть времени у себя в голове? Любовь и поддержку или отрицание и насмешку? Перевод в цифры и измерение в процентном соотношении, поможет вам быстро определить, с каким голосом внутри вас вы имеете дело.

3. Послушайте высказывания внутри вас. Этот голос принадлежит вам или он похож на голос кого-то из важных вам людей? Прислушайтесь к тону и манере высказываться. Кому, если не вам, может принадлежать данный голос?

4. Что на самом деле вы хотите слышать внутри себя? Какой тон голоса и какое содержание вы бы хотели слушать? Представьте, что вы будете внутренним «голосом» ваших детей – что бы вы хотели, чтобы они слышали от вашего внутреннего голоса?

5. Вы уже проходили упражнение на определение своей глубинной ценности. Подумайте, насколько ваш внутренний голос соответствует вашей корневой ценности? Померьте в процентном соотношении совпадение вашей ценности с внутренним голосом? Как вы думаете, ваш внутренний голос ведет вас по жизни, в соответствии с вашей глубинной ценностью или напротив, уводит вас от важных для вас вещей? Куда ведет вас ваш внутренний голос? Вам нравится тот жизненный маршрут, которым вы движетесь?

Проделав данное домашнее задание, посмотрите на ответы, которые вы получили. Подведите итого проведенному анализу – насколько ваш внутренний голос еще принадлежит вам. Это очень важно, так как у каждой из нас есть и внутренний и внешний голоса, которыми мы рассказываем сами себе истории про то, какие мы есть. Чем чаще мы внутри себя слышим голос, который говорит нам, например, что вы не очень хорошая жена или мать, то тем глубже эти истории проникают в ваше подсознание. Обратив внимание на нескончаемый внутренний разговор, вы начинаете сами определять, что вы хотите слушать и какой вы будете. Внушения от постоянно повторяемого диалога могут быть как разрушающими для вас, так и ведущие вас к вашим целям и к жизни, которую вы хотите прожить.

Но мало кто из женщин обращает внимание на качество мыслей, проносящихся в голове. Так как ваш внутренний голос рассказывает вам вашу историю все время, вы редко даже осознаете то, что вам «рассказывают» что-то, что потом оказывает огромное влияние на всю вашу жизнь. Все эти истории внушают вам образ того, какая вы. Проще говоря, мы регулярно, в день изо дня, занимаемся самогипнозом.

Пожалуй, каждый знает, что такое внутренний голос человека. Многие думают, что это нечто сокровенное, истинное, голос подсознания, которое уж точно знает, что нам нужно и что для нас лучше. Между тем, если внутренний голос человека говорит что-то плохое, вовсе необязательно это должно быть истиной в последней инстанции. Так что делать, когда внутренний голос говорит, — слушать его или нет?

Голос в нашей голове

Допустим, вы решили потребовать у начальника повышения по службе. Вы уже почти готовы к жаркому спору, но вдруг слышите где-то в собственной голове голос: «Лучше сиди тихо и не высовывайся, иначе вообще вылетишь с работы». Или, допустим, вам пришла в голову идея записаться на курсы живописи для любителей. Вы подумали, что такие занятия могут стать хорошим отдыхом и внесут разнообразие в серую жизнь. Но ваш внутренний голос шепчет: «Зачем тебе это в таком возрасте, ты же только опозоришься, у тебя нет ни капли таланта». Ваш энтузиазм тут же лопается, как мыльный пузырь…

Знакомая ситуация? Наверное, с чем-то подобным сталкивался каждый. Говорят, что, когда кто-то слышит голоса, ему нужно немедленно обратиться к психиатру. Но речь у нас пойдет совсем не о таком явлении. Наш внутренний голос – это внутренний критик, работающий как эффективная тормозная система. Его задачей является погашение энтузиазма, уничтожение веры в себя, стремление тянуть нас за ноги вниз. При этом он весьма изобретателен в придумывании оправданий, всегда находит какие-то поводы для бездействия.

Если внутренний голос говорит гадости, а мы позволим ему управлять своей жизнью, то проживем ее бесцветно, не попробуем ничего нового, потому что нас парализует страх и сомнения. В 99% он останавливает нас на месте, а, как известно, кто не идет вперед, тот движется назад.

Внутренний голос = интуиция?

Переоценивать значение внутренних монологов или диалогов с самими собой мы склонны потому, что часто принимаем их за свое настоящее «я», сигналы подсознания, интуицию. У некоторых людей действительно проблески интуиции случаются только в виде голосов. Они говорят, что явно слышат что-то в своей голове. Как отличить эту помощь космоса, Вселенной от внутреннего тормоза?

На самом деле это очень просто: проблески настоящей интуиции никогда не критикуют, не ввязывают вас в полемику и ничего не объясняют. Задача интуиции — защищать нас, поэтому «сообщения» от нее будут короткими и простыми: «не ходи туда-то», «пойди по другой улице», «позвони домой» и так далее. Вы не слышите в своей голове, что вам не нужно куда-то идти, потому что вы с чем-то не справитесь или заблудитесь. Интуиция не говорит: «Не ходи туда, потому что тебе угрожает опасность». А у внутреннего критика есть только одна цель — ослабить нас морально и превратить нас в свою жертву. Поэтому стоит избавиться от него или как минимум научиться его контролировать.

Как прекратить войну между ушами?

Многие люди сталкиваются с тем, что у них больше одного голоса. И это вовсе не причина ощущать себя сумасшедшим или из-за внутренних монологов скатиться в депрессию. С этим явлением нужно как-то справляться только потому, что оно блокирует реализацию мечтаний.

  1. Первый шаг к победе — это взгляд на себя с расстояния, взглядом наблюдателя, а также изменение точки зрения. Поверьте в то, что вы не игрушка, не пешка в руках космоса или мира, вы – если не единственная, то одна из главных причин собственных действий. Когда в очередной раз внутренний голос начинает говорить плохое, что нужно делать? Спросите себя, откуда это взялось. Скажите себе, что это ваш внутренний голос, но не вы сами, и верьте в это всем своим сердцем.
  2. Шаг второй – учиться позволять себе слабости, открыто признавать, что что-то пошло наперекосяк, было сделано неправильно. Это дает человеку огромную свободу, потому что ему больше не придется скрывать перед самим собой и миром собственные слабости. В любом человеке есть светлая и темная сторона, ангел и дьявол, герой и злодей. Вопрос только в том, кто победит в конкретной ситуации.

Когда внутренний голос примется нашептывать, что у вас ничего не получится, что вы ничего не умеете, энергично сами себя оборвите и скажите «стоп». Не дайте втянуть себя в эту игру мыслей и разума, отвлеките себя чем-то от них.