Государственное казенное предприятие - что это такое? Унитарное предприятие, казенное предприятие. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Казенное предприятие

  • Дата: 11.10.2019

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

унитарные государственные (федеральные) предприятия, обладающие правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. К.п. могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 1 ст. 115 ГК РФ). К ним, в частности, относятся предприятия. осуществляющие производство некоторых видов оборонной\"продукции, и предприятия исправительных учреждений. К.п. реорганизуются и ликвидируются также по решению федерального правительства (п.6 ст. 115 ГКРФ).

К.п. - разновидность унитарных предприятий. В отличие от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, К.п. на закрепленное за

ним имущество собственника приобретает право оперативного управления, которое по содержанию совпадает с аналогичным правом финансируемых собственниками учреждений (ст. 296 ГК РФ). К.п. распоряжается закрепленным за ним движимым и недвижимым имуществом только с предварительного согласия собственника (в лице уполномоченного органа федеральной исполнительной власти). Лишь произведенную продукцию оно вправе реализовать самостоятельно, однако законом или иными правовыми актами могут быть установлены специальные ограничения (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Собственник определяет и порядок распределения.доходов К.п. Он вправе без согласия К.п. изъять у него излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Важная особенность гражданско-правового статуса К.п. - субсидиарная ответственность РФ (собственника имущества) по обязательствам К.п. (в силу чего оно не может быть объявлено банкротом). Однако такая ответственность наступает лишь при недостаточности всего имущества К.п. для удовлетворения требований кредиторов (п. 5 ст. 115 ГК РФ). Этим оно отличается от некоммерческих учреждений, по долгам которых собственники отвечают уже при недостатке находящихся в распоряжении учреждений денежных средств, и от унитарных предприятий, по долгам которых их собственники не несут субсиди-арной ответственности. В остальном на К.п. распространяются общие правила об унитарных государственных предприятиях.

Суханов Е.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" в других словарях:

    Казенное предприятие

    Казенное предприятие - (state owned unitary enterprise) — Казенное предприятие, а также учреждение, ведущее некоммерческую деятельность, обладают правом оперативного управления. В соответствии со ст. 296 ГК РФ они осуществляют в отношении закрепленного за… … Экономико-математический словарь

    казенное предприятие - Казенное предприятие, а также учреждение, ведущее некоммерческую деятельность, обладают правом оперативного управления. В соответствии со ст. 296 ГК РФ они осуществляют в отношении закрепленного за ними имущества (в пределах, установленных… … Справочник технического переводчика

    КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    Казенное предприятие - см. Право оперативного управления; Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления … Энциклопедия права

    Один из видов государственных предприятий. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Казенное предприятие - Разновидность унитарного предприятия. Является коммерческой организацией. Казенное предприятие может быть образовано в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - в соответствии со ст. 115 ГК в случаях, предусмотренных законодательством об унитарных предприятиях, по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, может быть образовано унитарное … Юридический словарь современного гражданского права

    В соответствии с гражданским законодательством РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению… … Энциклопедический словарь экономики и права

    казенное предприятие - по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства… … Большой юридический словарь

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного уп­равления, создается по решению Правительства Российской Феде­рации на базе имущества, находящегося в федеральной соб­ственности. Другое название такого предприятия - федеральное ка­зенное предприятие. Учредительным документом казенного пред­приятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование предприятия должно содержать указа­ния на то, что предприятие является казенным.

Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним иму­щества осуществляет оперативное управление в пределах, уста­новленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назна­чению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено правовыми актами.

Казенное предприятие вправе отчуждать закрепленное за ним имущество лишь с согласия собственника этого имущества. Поря­док распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Правительство Российской Федерации несет субсидиарную от­ветственность по обязательствам казенного предприятия при недо­статочности его имущества, и казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

Формы предприятий автомобильного транспорта

В автопромышленной сфере утвердились стандартные формы пред­приятий, функционирующие в зависимости от собственной специализа­ции. Кроме классификации фирм по организационно-правовым формам, формам собственности и по отраслевой принадлежности, большое практическое значение имеет распределение предприятий (фирм) по количеству персонала. На основе численности персонала фирмы выде­ляют малые, средние и крупные предприятия. Такая градация довольно условна и в значительной степени зависит от отраслевых особенностей. Поскольку законодательство и экономическая политика Правительства России в настоящее время предусматривают определенные меры по стимулированию развития частного бизнеса, малым предприятиям пре­доставляются конкретные налоговые и другие льготы.

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы, в основе кото­рых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры: корпорации, хозяйственные ассоциации, концерны, холдинговые ком­пании, консорциумы.

Корпорация - это акционерное общество, объединяющее деятель­ность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты определенных привилегий. Как юридическое лицо корпорация несет ответственность по датам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предприниматель­ской деятельности.

Хозяйственные ассоциации - договорные объединения предпри­ятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения одно­родных функций и координации общей деятельности. Участники ассо­циации обладают правом входить в любые другие ассоциации.

Концерны - форма крупных договорных объединений, обычно мо­нопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномас­штабного производства. Важнейшим признаком концернов стало един­ство собственности входящих в него фирм, предприятий, банков.

Холдинговые компании - характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний.

Консорциум - временное добровольное объединение предпри­ятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и про­блем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических и экологических проектов.

Специализация автотранспортных предприятий

Кроме общих классификационных признаков (по форме деятельно­сти, размерам, организационно-правовым формам), предприятия авто­мобильного транспорта различаются по видам оказываемых услуг:

Пассажирские АТП (автобусные парки по обслуживанию город­ских перевозок, междугородных, экскурсионно-туристических поездок и др.), обычно располагаются в крупных городах и районных цен­трах - местах наибольшего количества маршрутов. АТП располагают таким образом, чтобы максимально исключить нулевые (холостые) пробеги и, как правило, сооружают в виде зданий с встроенной инфра­структурой для хранения и ремонта подвижного состава;

Грузовые АТП (общего назначения, специализированные по оп­ределенным видам перевозок - контейнеров, промышленных изделий, металла, кирпича, сыпучих грузов, железобетонных изделий, нефте­продуктов и ГСМ, товаров народного потребления, хлебобулочных из­делий). Грузовые АТП располагают вблизи грузообразующих промыш­ленных предприятий и железнодорожных грузовых станций, обычно на окраинах города с целью разгрузки его центра от транспортных пробок. Грузовые АТП строят в виде огражденной территории с комплексом зданий промышленного типа, где размещают административные, ре­монтные, вспомогательные участки и цеха, расположенные в одном или нескольких зданиях.

К Прочим предприятиям автотранспортного комплекса относятся:

Транспортно-экспедиционные предприятия;

Автовокзалы и автостанции;

Специализированные предприятия по техническому обслужива­нию и ремонту автомобилей;

Отраслевые учебно-курсовые комбинаты, производящие подго­товку и переподготовку специалистов автомобильного транспорта.

Объективная необходимость и экономические функции казенных предприятий. Государственный сектор - важный элемент смешанной эконо-мики и условие успешного развития современного общества. Мировой и доре-волюционный отечественный опыт показывают, что масштабы и структура огосударствления зависят от состояния народного хозяйства, конкретных исто-рических задач и многих других факторов. Такие изменения происходят в оп-ределенных пределах. Сжатие или расширение государственного сектора без учета этих объективных границ чреваты негативными последствиями для со-циально-экономического развития и безопасности страны.

Существуют общественные потребности в продукции и услугах, произ-водство которых по тем или иным причинам не может быть обеспечено ча-стным сектором или передоверено ему. Это и определяет как необходимость государственных и муниципальных (обобществленных, публичных) пред-приятий, так и их количество, сферу функционирования и объем производ-ства Следовательно, политика приватизации должна базироваться на уточненных и предусмотренных в "законе или иных правовых актах перечне и сферах действия государственных и муниципальных предприятий, что важно для стабилизации народного хозяйства.

Хотя государственный сектор - понятие очень широкое и емкое, основу его составляют государственные предприятия. Опирающийся на федераль-ную собственность и собственность субъектов РФ. вместе с хозяйством ор-ганов местного самоуправления, основанным на муниципальной собствен-ности, он образует общественный сектор экономики. Соответственно госу-дарственные и муниципальные предприятия являются общественными (публичными) унитарными предприятиями.

На общественный сектор экономики может быть возложен ряд функций воспроизводства

обеспечение деятельности предприятий и отраслей народного хозяйст-ва, которые будучи убыточными или малорентабельными, традиционно не представляют интереса для частного капитала, но развитие которых опре-деляет общие условия воспроизводства. Это относится прежде всего к отраслям экономической и социальной инфраструктуры (электроэнергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство и др.);

оздоровление отраслей, переживающих кризисы (черная металлургия, судостроение, угольная промышленность и др.):

помощь жизненно важным сферам экономики в целях достижения нуж-ного уровня жизнеспособности, ускорения НТП и укрепления на этой осно-ве позиций страны в мировом хозяйстве (наука и капиталоемкие отрасли),

охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений в сферах производства, потенциально представляющих опасность в экологическом отношении.

Осуществление этих функций с позиций обеспечения общественных (обще-государственных и местных) интересов является основным мотивом формиро-вания и работы государственных и муниципальных унитарных предприятий, хотя не исключается и их коммерческая деятельность. Частное предпринимательство изначально подчинено задаче получения прибыли и по своей природе не может быть непосредственно ориентировано на общественные интересы. Общественная потребность частного предпринимателя интересует лишь по-стольку, поскольку" ее удовлетворение приносит прибыль.

Действующее законодательство предусматривает два типа унитарных предприятий: основанное на праве хозяйственного ведения имуществом и на праве оперативного управления им. Последний тип принято называть казенным предприятием. Чтобы удовлетворить нужды в отдельных видах уникальной продукции, государство вынуждено использовать общественную собственность для создания предприятий, имущество которых передается им же в оперативное управление. Такие производства выполняют в основном го-сударственные заказы на изделия или услуги особой важности. Здесь экономи-ческой функцией унитарного казенного предприятия является непосредствен-ное удовлетворение общественной потребности в продукции (услугах) особого назначения.

Создание казенных предприятий необходимо не только потому, что су-ществуют социально значимые сферы экономики, которые или не пред-ставляют интереса для частного капитала, или участие его нежелательно с точки зрения государственных интересов. Отсутствие эффективной систе-мы государственного регулирования социально-экономического развития, сложные условия современного воспроизводства дают основание предпо-ложить, что такие предприятия смогут содействовать и структурной пере-стройке, развитию "точек роста". Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / Экономист №9. 1998г., ст.77-84

Критерии казенных предприятий. Критерии создания казенного за-вода, (фабрики, хозяйства) на базе ликвидируемого производства были оп-ределены Указом Президента РФ "О реформе государственных предпри-ятий" от 23 мая 1994 г. Указ предусматривает ликвидацию федерального предприятия и формирование на его основе казенного только в отношении промышленного или сельскохозяйственного производства: осуществляюще-го деятельность, допускаемую федеральными законами исключительно для государственных предприятий; преобладающим (более 50%)) потребителем продукции, работ и услуг которого является государство; приватизация ко-торого запрещена.

Причем основанием для решения о ликвидации государственного предприятия и создании казенного являются: нецелевое расходование федеральных средств; отсутствие прибыли по итогам последних двух лет; использование недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, с нарушением действующих правил. Таким образом, любое из названных выше трех категорий промышленных или сельскохозяйственных предприятий может быть в порядке наказания ликвидировано при наличии хотя бы одного из трех перечисленных условий только на базе наказанных федеральных предприятий предполагается создание казенных заводов.
Отсюда вытекает,. установленные критерии и условия.носят частный характер, а указ; нечетко "определяет;"общий "порядок.создания казенных производств. Во-первых, могут быть сформированы новые казенные предприятия, а не только на базе ликвидированных. Во-вторых, могут и должны создавать-ся не только промышленные или сельскохозяйственные, но и казенные за-воды других отраслей народного хозяйства. В-третьих, государственное предприятие, отвечающее любому из установленных трех критериев, может быть преобразовано в казенное независимо от того, имеется в наличии ка-кое-либо из трех условий наказания или нет В-четвертых, могут и должны создаваться казенные предприятия не только федеральные, но и субъектов Федерации и муниципальные.

Вместе с тем критерии слишком общи, не увязаны с характером дея-тельности предприятия. Показатели убыточности, запрет на приватизацию, поставка государству преобладающей (более 50%) доли продукции сами по себе - не критерии. Например, едва ли могут быть казенными все предпри-ятия, потребителем более 50% продукции которых является государство. Если оно закупает у сельскохозяйственного предприятия свыше 50% выра-щенного зерна или у швейной фабрики более 50% пошитого военного об-мундирования, то вряд ли такие производства нужно переводить в казен-ные. Конечно, казенное предприятие может быть убыточным. Но оно будет отнесено к казенным не из-за убыточности, а потому, что по значимости нуждается в прямом государственном вмешательстве в его деятельность с целью бесперебойного функционирования. Значимое с точки зрения нацио-нальных интересов государственное предприятие может быть казенным не-зависимо от того, приносит оно прибыль или убыток. Юридические лица. Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г. ст.389-394.

То же самое относится к критерию приватизации. Если законодательно определено, что оно не подлежит приватизации, то по всем объективным характеристикам деятельности такое предприятие должно относиться к ка-зенному. Только оно казенное не потому, что не подлежит приватизации, а не подлежит приватизации, потому что по своему значению должно быть казенным. Именно поэтому предприятия, приватизация которых запрещена теми или иными законодательными актами, могут быть отнесены к казен-ным. Так, в соответствии с Указом Президента страны от 13 апреля 1996 г. Правительство РФ постановлением от 12 июля 1996 г. утвердило перечень 480 предприятий и организаций оборонного комплекса, приватизация ко-торых запрещена. Бесспорно, предприятия, вошедшие в этот перечень, должны быть преобразованы в казенные. Именно в таких случаях запрет на приватизацию может быть принят как критерий казенного производства.

Однако Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий определен обширный перечень объектов, приватизация кото-рых запрещена. Вряд ли все они могут быть преобразованы в казенные предприятия. Здесь неизбежно возникает проблема отбора. Нужны иные критерии. По нашему мнению, критерии должны быть основаны на оценке: государственного (общественного) значения предприятия, необходимости прямого вмешательства государства в управление им и контроля за его дея-тельностью. Крайне важно, чтобы эти критерии были максимально конкре-тизированы и привязаны к объективной характеристике общественной зна-чимости функционирования предприятия. Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право, №6.,2000г., ст. 3-12.

Представляется бесспорным, что производства, осуществляющие дея-тельность, допустимую действующим законодательством исключительно для государственных предприятий, должны быть казенными. Это позволит не только устанавливать их профиль и специализацию, но и определять за-дачи, планы производства, строго контролировать их работу. В числе таких прежде всего вполне обоснованно окажутся предприятия военно-промышленного комплекса, так называемых силовых министерств и ве-домств и т. д.

Казенными могут быть гражданские предприятия и объекты, которые в целях безопасности должны находиться в ведении государства. К ним отно-сятся морские и речные порты, аэропорты, атомные и крупные гидроэлек-тростанции, метрополитены и др. Казенными должны быть также предпри-ятия, составляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, на-дежное функционирование и безопасность которой гарантирует государст-во. Имеются в виду железные дороги, почтовая связь, водохозяйственные и мелиоративные системы, гидрометеорологические и санитарно-эпидемиологические службы и т. д. Они решают задачи особой обществен-ной важности, государственный контроль их объективно необходим.

Из сказанного выше вытекает, что казенными могут быть унитарные производства и службы: осуществляющие деятельность, допустимую зако-нодательством исключительно для государственных предприятий; состав-ляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, функциониро-вание и безопасность которой гарантирует государство; имеющие общественное значение и которые в целях их сохранности и безопасности должны находиться в ведении государства.

Эти критерии строго ограничивают количество казенных производств и служб, и с учетом значимости, а также отраслевых и региональных особен-ностей, могут быть конкретизированы для предприятий федеральных, субъ-ектов Федерации и муниципальных.

Экономический и правовой статус. Все государственные предприятия в дореволюционной России имели статус казенных. Государственные и му-ниципальные производства, основанные на праве оперативного управления имуществом, существовали и в социалистической экономической системе. Понятие казенное предприятие (завод, фабрика, хозяйство) впервые было введено Указом Президента РФ "О реформе государственных предпри-ятий". Как новая организационно-правовая форма оно закреплено в новом Гражданском кодексе.

Определен его правовой и экономический статус. Это - юридическое лицо, имеющее в оперативном управлении обособленное имущество, со всеми вытекающими правами и ответственностью. Хотя имущество обо-собляется, учредитель имеет право собственности на него. Вместе с тем ка-зенное предприятие - унитарное. Это означает, что его имущество неделимо и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работни-ками.

Не до конца раскрыто экономическое содержание понятия права опера-тивного управления имуществом, а также права хозяйственного ведения. В отличие от унитарных предприятий, имущество которым передается в хо-зяйственное ведение, за казенными оно закрепляется в оперативное управ-ление. Эти две юридические формы не предполагают какие-либо сущест-венные различия в им\%1ественных отношениях данных типов унитарных предприятий и их учредителей. Во всяком случае из Гражданского кодекса такие различия не вытекают.

Установлено, что предприятия на хозяйственном ведении и казенные предприятия осуществляют права владения, пользования и распоряжения имуществом. Те и другие не могут отчуждать имущество (продавать, сда-вать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капи-тал хозяйственных обществ и товариществ) без согласия собственника. Раз-личия лишь в том, что казенное предприятие вправе отчуждать с согласия собственника любое закрепленное за ним имущество, а предприятие на хо-зяйственном ведении - лишь недвижимое. В данном случае разделение пе-реданного в хозяйственное ведение имущества на движимое и недвижимое противоречит ст.132 Гражданского кодекса, согласно которой предприятие в целом как имущественный комплекс является недвижимостью.

Казенные предприятия признаны коммерческими структурами, но не все из них ставят, главной" целью своей деятельности извлечение прибыли. То же самое относится и к большинству неказенных.унитарных предприятий (имущество которым перёдано в хозяйственное ведение), являющихся бесспорно коммерческими. Среди тех и других типов унитарных предпри-ятий есть нерентабельный. Но это не означает, что они перестают быть коммерческими. Во-первых, убыточность может быть временной. Во-вторых, если даже коммерческая организация не преследует в качестве ос-новной цели извлечение прибыли, то экономию ресурсов, снижение затрат ставит одной из важнейших задач своей деятельности. Для государствен-ных предприятий прибыль и снижение затрат по экономическому содержа-нию - равнозначные показатели. В-третьих, получение прибыли - не един-ственный признак коммерциализации. Казенное предприятие функциони-рует в рыночной среде, вступает в экономические отношения с другими субъектами хозяйствования, участвует в конкуренции... Это и есть коммер-ческая деятельность, конечным экономическим результатом которой может быть не только прибыль.

Гражданский кодекс предусматривает формирование казенного пред-приятия лишь в статусе федерального и только на базе имущества, находя-щегося в федеральной собственности. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. также был рассчитан на создание казенных заводов на базе преобразуемых государственных предприятий. Но все это не исключает, а скорее предпола-гает возможность учреждения государственных (субъектов РФ) и муници-пальных казенных предприятий.

Указом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Фе-дерации осуществить реформу государственных предприятий, относящихся к их собственности, а органам местного самоуправления - муниципальных. Значит, по аналогии федеральных на базе ликвидируемых производств они могут создавать свои казенные предприятия, что вполне логично.

Вместе с тем, согласно Гражданскому кодексу, унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом, имеют статус федеральных, субъектов Федерации и муниципальных. Именно они явля-ются казенными, независимо от статуса собственника имущества, т е. уч-редителя. Следовательно, не только федеральные органы, но и органы вла-сти субъектов Федерации и местного самоуправления могут учреждать ка-зенные предприятия как новые, так и на основе преобразования (ликвидации) действующих производств.

Необходимы законы о государственном казенном предприятии или о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. При этом следует предусмотреть возможность создания и функционирования казен-ных предприятий на основе не только федеральной собственности, но и собственности субъектов РФ, а также муниципальной.

Целесообразно выделить из действующих государственных и муници-пальных предприятий казенные заводы и определить их статус, режим хо-зяйствования, методы и органы управления и т. д. Это необходимо сделатьбезотлагательно в связи с приватизацией и развертыванием процесса банкротства нерентабельных и несостоятельных производств.

Отношения казенного предприятия и собственника по использова-нию имущества. Определяющее значение для взаимоотношений органов власти и казенных производств имеют отношения по использованию иму-щества, закрепленного на праве оперативного управления.

Понятия "хозяйственное ведение" и "оперативное управление" опреде-ляют характер отношений по поводу владения, пользования и распоряже-ния имуществом. Хотя в том и в другом случае предприятия на условия хозяйственного ведения и казенные, как отмечалось, по существу, одинако-во наделяются такими правами, однако имущественные и управленческиеГражданском кодексе обозначены по-разному. .

В нем четко сформулировано, что собственник имущества, находящего-ся в хозяйственном ведении, решает вопросы создания, предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвида-ции, утверждает устав, назначает директора (руководителя), осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного имущества. Ясно, что такие же функции выполняются и по отношению к казенному производству. Однако это не закреплено, но определено, что соб-ственник в лице Правительства РФ утверждает устав казенного предпри-ятия, может принимать решение о его реорганизации или ликвидации, име-ет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назна-чению имущество. То, что функции собственника четко не очерчены, ос-тавляет широкий простор для вмешательства государственных органов управления в деятельность предприятий, которым не ясны их права, преде-лы зависимости от собственника и возможности хозяйственной самостоя-тельности. Поэтому целесообразно законодательно закрепить следующие функции собственника по отношению к казенному производству:

связанные с учреждением предприятия (создание и установление его статуса, определение предмета и целей деятельности, утверждение устава, принятие решения о реорганизации или ликвидации);

связанные с имущественными отношениями (закрепление имущества за предприятием в оперативное управление, установление размера и оплата уставного капитала, определение структуры и назначения имущества, изъя-тие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению, контроль за применением по назначению и сохранностью закрепленного имущества):

связанные с управлением предприятием (назначение директора, уста-новление обязательного задания на производство и поставку продукции для нужд собственника, контроль за его выполнением, определение порядка распределения доходов). Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право, №6.,2000г., ст. 3-12.

Конкретизация функций и их законодательное закрепление помогут создать эффективный механизм взаимоотношений собственника и казенно-го предприятия, очертить границы его самостоятельности, существенно улучшить управляемость производства.

Регулирование деятельности казенных предприятий Гражданский кодекс не предусматривает какие-либо требования к производительному использованию имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Пред-приятие самостоятельно решает вопросы его применения. Право оператив-ного управления предполагает, что казенное производство владеет, пользу-ется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением. Здесь прибавляется существенный элемент - право собст-венника доводить задание и обязанность предприятия его выполнять

Механизм реализации этой правовой нормы определен постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г., утвердившим Порядок планирова-ния и финансирования казенных производств. Предусмотрено функциони-рование их под воздействием двух систем - административной и рыночной Реализация задания государства (собственника) полностью. регламентируется сверху, а разрешенная самостоятельная хозяйственная деятельность организуется по законам рынка.

Государство утверждает предприятию не только план развития и план-заказ на поставку продукции для государственных нужд, но и цены на нее, фонд оплаты труда на объем плана-заказа, лимит численности работников Вместе с тем оно устанавливает тарифную сетку и порядок оплаты труда. Таким образом, казенное предприятие, выполняющее государственное за-дание, не обладает хозяйственной самостоятельностью.

Важно привести Порядок планирования и финансирования деятельно-сти казенных заводов (фабрик, хозяйств) в соответствие с Гражданским ко-дексом. Обязательное задание (план-заказ) следует ограничить объемом по-ставок продукции (в натуральном выражении в конкретной номенклатуре и ассортименте) с указанием сроков поставки. Предприятие должно выпол-нять прежде всего это задание, за него оно несет экономическую и админи-стративную ответственность. Следовательно, целью планирования производства является выполнение задания собственника при минимальных за-тратах ресурсов. Поэтому планирование должно быть компетенцией самого предприятия. Нет необходимости устанавливать сверху фонд оплаты и ли-мит численности, тарифную сетку и порядок оплаты труда работников. Це-ны на продукцию на общих основаниях могут быть оговорены в контракте (договоре), определяющем обязательства и ответственность как заказчика, так и предприятия, разумеется, за исключением случаев, когда установлен единый порядок государственного регулирования цен. Гражданское право. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова.Т.2. М.,2000. ст.317.

Такой подход усилит экономическую заинтересованность предприятия и его ответственность за выполнение задания собственника. Вместе с тем это даст возможность максимально использовать сэкономленные и свобод-ные ресурсы для разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельно-сти.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

необходимости использования имущества, приватизация кото-рого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспе-чения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализа-ции иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотрен-ной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Основным условием создания и функционирования казенных предприятий является необходимость поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд.

Общие требования к договорам поставки для государственных нужд установлены параграфом 4 главы 30 ГК РФ.

В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государ-ственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.

Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Статьей 527 ГК РФ установлено, что государственный контракт зак-лючается на основе заказа государственного заказчика на поставку то-варов для государственных нужд, принятого поставщиком (исполните-лем). Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта является обязательным.

Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта.

Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казен-ного предприятия. Таким образом, при размещении государственного заказа на казенном предприятии соответствующий орган государствен-ного управления освобождается не только от возмещения прямых убыт-ков, но и (что гораздо важнее) от применения штрафных и иных финан-совых санкций. Из этого следует, что привлечение казенных предприя-тий для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных нужд, в конечном счете, имеет целью минимизацию непроизводительных потерь бюджетов всех уровней.

Статьей 530 ГК РФ предусмотрена возможность отказа покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных нужд -- покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

А статья 524 ГК РФ содержит норму (правда, отсылочную), в соот-ветствии с которой (в случаях, предусмотренных законом) государ-ственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от това-ров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отка-зом. Если отказ государственного заказчика от товаров, поставка кото-рых предусмотрена государственным контрактом, повлек расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных нужд, убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменени-ем, возмещаются государственным заказчиком.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., с.30.

В пунктах 1 -3 статьи 8 Закона об унитарных предприятиях, регулиру-ющих полномочия органов управления по учреждению унитарного предприятия, необходимо обратить внимание на следующее:

казенное предприятие теперь может быть не только федеральным, но и региональным (субъекта Российской Федерации) и муниципальным. ГК РФ ранее допускал создание и функционирование только федеральных казенных предприятий -- на базе имущества, находящегося в федераль-ной собственности. Соответствующие изменения в ГК РФ с принятием За-кона об унитарных предприятиях внесены. В данном случае законода-тельная коллизия не возникла. Однако в законодательные акты, устанав-ливающие полномочия органов региональной и местной власти (и содержащие перечень функций, выполняемых этими органами), необхо-димые изменения не вносились. Таким образом, реализация права на соз-дание казенных предприятий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления откладыва-ется, по меньшей мере, до внесения изменений в федеральные законы, ре-гулирующие их деятельность, и, как максимум, до завершения начавшей-ся реформы регионального и местного управления. Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г.

Казенное предприятие как коммерческая структура должно быть самофи-нансируемым. Правительством определен порядок финансирования дея-тельности коммерческих предприятий, в том числе связанной с выполнени-ем плана-заказа и плана развития, за счет собственных доходов. Это долж-но стать нормой в рыночной экономике. Такая норма тем более достижима при выполнении оборонного заказа, когда возможно гарантирование фик-сированного уровня рентабельности по видам продукции, как предусмотре-но Законом "О государственном оборонном заказе".

Разумеется, могут быть исключения из этого общего правила, если предприятию действиями государственных организаций (собственников) наносится ущерб вследствие создания нерыночных условий выполнения обязательного задания, а также принудительных экономических или адми-нистративных ограничений. В таких случаях государство обязано компен-сировать ему реальный ущерб независимо от того, достаточно у предпри-ятия доходов для финансирования производства или нет. Средства из бюд-жета для такой компенсации следует предусматривать в плановом порядке с целью достижения устойчивости финансового положения.

Помимо компенсации убытков, казенное предприятие вправе получать от государства финансовые ресурсы на капитальные затраты, реализацию плана развития, содержание объектов социальной инфраструктуры, однако только в тех случаях, когда у него недостаточно своих средств. Гражданское право. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова.Т.2. М.,2000. ст.323.

Основным источником ресурсов для обеспечения расширенного вос-производства и у казенного предприятия являются доходы и прибыль. По-этому решающее значение для нормального воспроизводственного процесса имеет порядок распределения последних..

Но этот вопрос остается сложным и запутанным;. Гражданский кодекс не вносит в него ясности. Им предусмотрено, что продукциям: доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном.ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управ-ления в порядке, установленном Гражданским кодексом (ст. 299.2). други-ми законами и иными правовыми актами для приобретения права собст-венности. Это означает, что продукция и доходы унитарного предприятия независимо от того, находится имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении, принадлежат учредителю-собственнику. Следо-вательно, порядок распределения доходов казенного предприятия определя-ется собственником его имущества.

В итоге прибыль предприятия, полученная как от выполнения плана-заказа, так и в результате разрешенной самостоятельной деятельности, рас-пределяется по нормативам, централизованно устанавливаемым государст-венным органом (собственником). Так называемый свободный остаток прибыли изымается в доход бюджета.

Для правильного решения вопроса и обоснованного распределения доходов и прибыли необходимо признать ошибочность самой исходной по-сылки, рассматривающей продукцию, доходы как следствие использования имущества (капитала), а не "продуктивности" факторов производства. Со-гласно теории факторов производства, доход любого предприятия, в том числе унитарного, - результат всех факторов производства, т. е. труда, ка-питала, природных ресурсов, предпринимательской деятельности.

Непременным условием эффективности производства является то, что на всех предприятиях каждый из данных факторов получает экономиче-скую реализацию, а субъекты собственности - участники производства при-сваивают соответствующую производительной силе фактора долю дохода в форме заработной платы, процента, ренты, прибыли и др. До такого пер-вичного распределения результаты производства (продукция, доходы) должны поступать в собственность непосредственно производителя-пред-приятия или предпринимателя, который выполняет обязательства перед собственниками ресурсов - участниками производства.

Именно такой подход реализован в ст. 136 Гражданского кодекса, пре-дусматривающей, что поступления, полученные при использовании имуще-ства, принадлежат лицу, применяемому его на законном основании, т. е. предприятию-производителю или предпринимателю. Не сложно понять, что положения ст. 299.2 Гражданского кодекса противоречат ст. 136. Юридические лица. Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г., ст,399.

При определении порядка распределения доходов казенного предпри-ятия надо исходить из того, что доходы и прибыль принадлежат ему. а соб-ственник, в свою очередь, имеет право на получение части прибыли в фор-ме платы за пользование имуществом (процента на капитал). Это резко усилит заинтересованность всех участников производства в результатах хозяйствования, так как собственник имущества, участвующий в деле сво-им капиталом, коллектив предприятия - трудом, предприниматель - органи-заторским талантом, получают долю дохода из общего результата в меру своей эффективности. Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право, №6.,2000г., ст. 3-12.

С учетом сказанного существующий механизм распределения прибыли может быть усовершенствован в различных направлениях. Целесообразно рассмотреть возможность альтернативных способов. В зависимости от форм взаимоотношения с бюджетом реальны нормативный или налоговый варианты распределения. Если прибыль, получаемая при выполнении пла-на-заказа, может быть распределена по нормативному методу, то получен-ная от осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности должна распределяться по налоговому варианту.

Потребность производства в финансовых ресурсах (капитальных вло-жениях, оборотных средствах) зависит от характера выпускаемой продук-ции, от того, насколько часто ее приходится обновлять, от степени освоен-ности изделий, возрастной структуры основных фондов. Поэтому нормати-вы должны быть дифференцированы с учетом особенностей воспроизводст-ва. В зависимости от вида производства и его состояния прибыль, причи-тающаяся собственнику имущества, может изыматься в бюджет или на-правляться в фонды предприятия.

Они находятся под прямым государственным управлени-ем по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимули-рования персонала. Казенные предприятия не вправе отка-заться от заключения государственного контракта на по-ставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с органи-зациями -- потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве опера-тивного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответ-ственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защища-ет от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия пред-ставляют собой фактически бюджетные организации и ис-ключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жест-кой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смо-гут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весо-мую часть государственного бюджета. Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / Экономист №9. 1998г., ст.77-84

Из сказанного следуют по меньшей мере два вывода:

Численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму;

Применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.

Первая проблема выходит за рамки статьи, а вторая со-ставляет ее суть.

Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно найти на путях заимствования опыта управления государственными предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о перенесении на российскую почву соответствующего опыта США или Франции едва ли приемлемы. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую систему органов управления и учитывать собственный исторический опыт.

Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).

В России в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий" решение о ликвидации федерального гос-предприятия и создании на его базе казенного завода, фабрики или хозяйства принимает Правительство РФ. Оно определяет и федеральный орган исполнительной власти, который утверждает устав казенного предприятия и руководит его деятельностью. Сохранив административную подчиненность предприятий, необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки командной системы. К их числу следует отнести прежде всего отсут-ствие у руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых вы-шестоящими органами решений. Современный хозяйствен-ный руководитель казенного предприятия не должен стано-виться передаточной инстанцией для реализации приказов и указаний работников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За выше-стоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль за его де Средством преодоления указанных и иных недостатков существовавшей" ранее системы управления может быть:, во-первых, коллегиальность в принятии важнейших хозяйственных решений высококомпетентными лицами; во-вто-рых, применение конкурсной системы подбора руководя-щих кадров; в-третьих, использование в ряде случаев неза-висимых экспертных оценок. Практическая реализация этих положений видится в следующем:

1. Стратегические решения по управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально.

2. В рамках принятых решений руководителю предприя-тия должна быть гарантирована определенная степень са-мостоятельности, без чего не может проявиться предпри-нимательская активность менеджера.

3. Подбор менеджеров должен проводиться на основа-нии конкурса программ претендентов. Преимущество полу-чают программы, наиболее полно отражающие требования государственной промышленной политики.

4. Заключение с хозяйственным руководителем кон-тракта, в котором реально гарантируются его права и четко установлены его обязанности, а с предприятием -- "контракт-плана", в котором содержится программа его деятельности.

5. Как показывает зарубежная практика, программы де-ятельности государственных предприятий составляются та-ким образом, чтобы государственные субсидии на их реа-лизацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельнос-ти. В этих целях необходима не только определенная сво-бода менеджера, но и создание заинтересованности персо-нала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная организация труда), так и новые (например, участие в прибылях) формы управления произ-водством.

6. Ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а субсидиарной. Суханов Е. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления / Хозяйство и право, №6.,2000г., ст. 3-12.

Исходя из изложенного, один из вариантов схемы управ-ления казенными предприятиями мог бы выглядеть следую-щим образом.

При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по управлению казенными предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казенным пред-приятием требует знания отраслевых особенностей произ-водства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недо-пущения превалирования ведомственных интересов жела-тельно включать не менее 50 процентов независимых спе-циалистов (экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и др.). Сформированная таким обра-зом комиссия могла бы исполнять функции постоянно дей-ствующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу дея-тельности предприятия, осуществлять контроль. Наряду с "внешним" управлением в организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность принимать участие в управ-лении производством.

Попытка установить оптимальный правовой статус руко-водителей госпредприятий (как казенных, так и коммерчес-ких) осуществлена Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1200 "О некоторых мерах по обеспечению госу-дарственного управления экономикой". Им установлено, что правительство или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти заключают с хозяйственным руково-дителем контракт, базирующийся не на трудовом, а на гражданском законодательстве. В Указе перечислены обя-зательные условия, которые должны содержаться в кон-тракте, включая порядок и условия его досрочного растор-жения и -даже ответственность менеджера за ущерб, при-чиненный предприятию в результате его действий или без-действия.

Гражданско-правовой характер контракта в принципе дает возможность федеральным органам устанавливать права и обязанности руководителя по управлению предприя-тием без оглядки на законодательные ограничения, установ-ленные КЗоТ. Ведь ни о каких конкретных правах и обязан-ностях хозяйственного руководителя, кроме его отчетности, порядок и сроки которой должны быть установлены Пра-вительством РФ, в Указе не говорится. Очевидно, вопросы управлений" казенным предприятием должны быть решены в последующих подзаконных актах. До их издания как вновь назначаемые руководители, так и менеджеры, у «которых истек срок трудовых контрактов, оказываются в полной зависимости от усмотрения работников аппарата соответствующего госоргана. Ахмедуев А. Казенные предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования / Экономист №9. 1998г., ст.77-84

Казенные предприятия являются частью государственного . Это предприятия, принадлежащие «казне» государства.

Казенные фабрики, заводы или хозяйства обязательно попадают под государственное управление. Касается это очень многих вопросов, таких как финансовое стимулирование работников, ценовая политика, директивное планирование и т.д.

Казенные предприятия в обязательном порядке должны заключать договора с организациями, на поставку товаров, покрывающих нужды государства. Отказаться от этого они не вправе. В свою очередь, государство тоже должно выполнять свои обязательства, а в частности: защищать предприятие от банкротства, давать льготы по госзакупкам, помогать финансированием и т.д.

Говорить о высокой экономической эффективности подобных предприятий не приходится, даже не смотря на то, что они функционируют под натиском жесткой дисциплинарной ответственности. Фактически они представляют из себя организации, вытесненные из рыночной системы предпринимательства и по сути являются лишь бюджетными.

Определенная часть бюджета государства уходит на расходы по содержанию казенных предприятий. И это автоматически приводит к тому, что по отношению к ним применяются определенные системы управления. Более того, численность казенных предприятия сводится к разумному минимуму.
В разных странах опыт управления подобными предприятиями очень разнится, ведь накладывают свои отпечатки особенности каждой отдельно взятой страны.

Если для наглядного примера взять опыт Франции или США и перенести в Россию, то сразу же станет понятно, что здесь он не приживется. Но, есть то, что объединяет управление казенными предприятиями во всех странах. Это — управление с помощью министерств. Иногда к ним присоединяются специальные комиссии, функционирующие беспрерывно. Например: Федеральная комиссия по атомной энергии (United States Atomic Energy Commission, AEC) в США существовавшая вплоть до 1974 г. Позже ее функции были разделены между двумя другими организациями.

В России решение о создании фабрики или завода на базе ликвидированного федерального госпредприятия принимает Правительство РФ. Это обусловлено вступлением в силу Указа Президента РФ № 1003, от 23 мая 1994 г. «О реформе государственных предприятий».

Деятельностью казенного предприятия руководит тот орган исполнительной власти, которым было произведено утверждение устава. Однако, непосредственный руководитель, например, завода, имеет некоторую самостоятельность, и не является лишь придатком к государственному аппарату.

В связи с таким распределением руководящих функций, на казенных предприятиях должны наблюдаться такие тенденции, как:
присутствие конкурсной системы подбора кадров, занимающих наиболее высокие должности;
использование системы независимой экспертной оценки;
принятие важных решений должно быть коллегиальным;

Образование комитета, совета или комиссии по управлению за казенными предприятиями происходит при отраслевом органе. Это наиболее эффективный вариант, так как образование подобного органа в системе Госкомимущества не обеспечивает знание отличительных особенностей производства. В состав комиссии должно входить более 50% независимых и беспристрастных специалистов. Это должны быть финансисты, экономисты, юристы, представители Государственного комитета РФ по промышленной политике, представители Государственного комитета по антимонопольной политике и др.

Казенные предприятия должны располагаться по месту своей государственной регистрации. У каждого из них обязательно должен иметься почтовый адрес. В случае изменения адреса, предприятие обязано уведомить орган, занимающийся государственной регистрацией юридических лиц.

Казенным предприятиям предписано иметь полное фирменное название, включающее в себя слова «казенное предприятие», «муниципальное казенное предприятие» или «федеральное казенное предприятие», а также указывающее на собственника имущества. Им может быть субъект РФ, муниципальное образование или же Российская Федерация.

Правовая деятельность всех казенных учреждений определяется Законом №161-Ф3.

1. Определение казенного предприятия.

2. Общие положения.

3. Правовой статус казенного предприятия.

4. Общий правовой статус казенного предприятия.

5. Правовой режим имущества казенного предприятия.

6. Организация деятельности казенного предприятия.

7. Компетенция органов управления предприятием.

8. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия.

9. Вопросы налогообложения.

10. Проблемы государственного управления собственностью.

Список литературы.


1. Определение казенного предприятия.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления - по гражданскому праву РФ унитарное предприятие, образуемое в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях по решению Правительства РФ, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления является федеральным казенным предприятием. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование такого предприятия должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются следующим образом: такое предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения, но в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. При этом собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ). Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. При этом казенное предприятие вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию, если иное не установлено законом и иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизацию или ликвидацию по решению Правительства РФ.

2. Общие положения.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), как новая организационно-правовая форма юридического лица появились в нашем законодательстве в мае 1994 года.

Впервые такие унитарные предприятия были упомянуты в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. No. 1003 "О реформе государственных предприятий", в тексте которого в качестве одного из направлений реформы государственных предприятий предусматривалось создание на базе ограниченного круга ликвидируемых федеральных государственных предприятий хозяйствующих учреждений - казенных заводов, казенных фабрик и казенных хозяйств с закреплением за ними на праве оперативного управления всего имущества ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Причем в Указе возможное решение о ликвидации федерального государственного предприятия и создании на его базе казенного завода рассматривалось в качестве определенной санкции в отношении государственных предприятий. Этот вывод следует из анализа положения Указа о том, что для принятия подобного решения требуется наличие следующих оснований: нецелевое использование выделенных федеральных средств; отсутствие прибыли по итогам последних двух лет; использование недвижимого имущества, закрепленного за предприятием, с нарушением действующих правил, в том числе внесение указанного имущества в уставные капиталы предприятий, передача его в аренду; продажа или предоставление в пользование другим юридическим лицам без разрешения уполномоченного государственного органа.

Вместе с тем круг государственных предприятий, на базе имущества которых могли быть созданы казенные предприятия (даже с учетом факта допущенных ими нарушений), определялся довольно узко. Решения о ликвидации государственного предприятия и создании на базе его имущества казенного предприятия могли быть приняты только в отношении следующих федеральных государственных предприятий: осуществляющих деятельность, допускаемую федеральными законами исключительно для государственных предприятий; преобладающим потребителем продукции, работ или услуг которых является государство (более 50%); приватизация которых запрещена Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий. Что же касается иных случаев создания казенных предприятий, то они могли быть установлены лишь федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации "О реформе государственных предприятий" предусматривался следующий порядок создания казенных предприятий. Решение о ликвидации федерального государственного предприятия и создании на его базе казенного завода принимается Правительством Российской Федерации по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти или по инициативе самого предприятия. Принимая такое решение, Правительство непосредственно определяет состав ликвидационной комиссии, выделяет средства на ликвидацию федерального государственного предприятия, определяет федеральный орган исполнительной власти, который будет утверждать устав создаваемого казенного завода.

Обращает на себя внимание положение, содержащееся в Указе, о том, что все расходы по ликвидации федерального государственного предприятия, а также расчеты с его кредиторами осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Правовой статус казенного предприятия по Указу от 23 мая 1994 г. No. 1003 сводился к следующему: созданное в соответствии с Указом казенное предприятие является правопреемником ликвидированного государственного предприятия по ранее выделенным федеральным средствам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр и предоставленных квот и лицензии; казенное предприятие вправе самостоятельно реализовывать производимую им продукцию, работы и услуги, использовать полученную прибыль. Правда, законодательством и уставом предприятия может быть предусмотрено иное. Вместе с тем казенное предприятие не могло отчуждать закрепленное за ним недвижимое имущество, сдавать его в аренду или пользование, а также в залог без согласия Правительства либо уполномоченного им государственного органа. Право на получение кредитов таким предприятием обусловлено наличием гарантии Правительства. Согласие Правительства требовалось также во всех случаях создания казенным предприятием своих дочерних предприятий.

Правительство Российской Федерации наделялось правом изымать у казенного предприятия не используемое им либо используемое не по назначению имущество.

Надо заметить, что ряд положений, содержащихся в Указе от 23 мая 1994 г. No. 1003, сделали невозможной его реализацию. В частности, законодательство (как ранее действовавшее, так и современное) исключает возможность ликвидации предприятия с переходом его прав и обязанностей к другому субъекту в порядке правопреемства. Удовлетворение требований кредитора ликвидируемого предприятия должно осуществляться за счет его имущества, а не за счет денежных средств собственника, не говоря уже о том, что такой способ расчетов с кредиторами ликвидируемого государственного предприятия является непосильной ношей для федерального бюджета. Наделение казенного предприятия правом оперативного управления закрепленным имуществом, идентичным тому, что имеют государственные учреждения, означало, что при недостатке денежных средств у казенного предприятия все расчеты с кредиторами должны были осуществляться за счет федерального бюджета.

Жизнь показала несостоятельность таких подходов. Во всяком случае, нам неизвестны факты создания казенных предприятий на основе требований Указа No. 1003.

Модель казенного предприятия по ГК РФ выглядит несколько по-иному. В соответствии со статьей 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению Правительства Российской Федерации может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Это означает, что в качестве казенного предприятия может быть создано и вновь образованное предприятие. Кроме того, казенное предприятие может быть образовано путем реорганизации (в частности, преобразования) действующего федерального государственного предприятия. Возможность создания казенного предприятия путем ликвидации государственного предприятия ГК РФ исключает.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый непосредственно Правительством Российской Федерации. При этом фирменное наименование предприятия должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Исключительно Правительством Российской Федерации может быть принято решение о реорганизации либо ликвидации казенного предприятия.

В ГК РФ, так же как и в Указе Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. No. 1003, казенное предприятие наделяется правом оперативного управления, закрепленным за ним имуществом. Однако право управления казенного предприятия значительно отличается от права оперативного управления, предоставленного учреждениям.

Суть права оперативного управления казенного предприятия заключается в том, что такое предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.