Интересная тема для выступления перед аудиторией. Успешное публичное выступление: пример текста

  • Дата: 15.10.2019

Хорошее публичное выступление влияет на многое в нашей жизни – успешное заключение контракта, привлечение клиентов, общественное признание и прочее. Сильное, уверенное выступление заставляет публику прислушиваться к каждому слову оратора, ловить его жесты и интонации. Как же этому научиться? Подробное руководство в нашей статье.

Вы прочитаете:

  • Какое публичное выступление идеально подходит для конференции
  • Виды публичных выступлений и их различия между собой
  • Как преодолеть внутренний страх перед общественным выступлением
  • Как лучше составить речь публичного выступления

Публичные выступления проводятся не только на стадионах и крупных площадках, но и, к примеру, на телевидении – везде, где необходимо донести информацию широкой аудитории. Также публичное выступление может быть ориентировано на общение с руководством, новым работодателем. Грамотно подготовленное публичное выступление открывает возможности преподнести себя, развивая навыки самореализации.

Какие виды публичных выступлений различают

  1. Информационные выступления . Такое публичное выступление позволяет делиться с аудиторией определенными знаниями. Речь во время информационного выступления должна вызывать у слушателей интерес. В таких выступлениях уместны простые техники описания, рассуждения, повествования. Лучше исключить из выступления спорные моменты, неясности, материал необходимо актуализировать. Распространены информационные выступления в научной области – для организации докладов, лекций, защиты работ. Основная цель – пробудить у слушателей любопытство, донести им новые знания. Классический пример публичного выступления – научный доклад.
  2. Протокольно-этикетные выступления . Особое внимание в таких речах отводится поведению и настроению, а не словам оратора. Для данных выступлений важное значение отводится юмору (хотя во время траурных церемоний юмор лучше исключить).
  3. Развлекательные выступления . Данное публичное выступление предназначено для развлечения слушателей, предоставляя возможность улыбнуться и приятно проводить время. Речь должна быть занимательная и развлекательная, приятная для слушателей во время всего выступления. Главное требование – никого не обидеть критикой. Оптимально, если это будет короткая речь с чередованием серьезных слов и юмора, с личными примерами, некоторой долей самоиронии.
  4. Убеждающее выступление . Это самое сложное выступление – аудиторию необходимо в чем-то убедить. В зависимости от аудитории, нужно прибегать к эмоциональным и логическим доводам. Искусство убеждения является целью в выступлениях большинства ораторов.
  • Уникальное торговое предложение: примеры, советы по разработке

Как выглядит структура публичного выступления

Сложно переоценить важность навыков публичных выступлений, хотя многие не спешат осваивать ораторское искусство . При такой невнимательности в результате приходится удивляться, почему их не слушают. Если хотите научиться общению с аудиторией, если хотите лучше освоить ораторское искусство и публичное выступление, нужно понять, что включает ораторское искусство:

1. Подготовка.

  • особого внимания заслуживает внешний вид. Необходимо опрятно одеться, гладко выбриться и выглядеть эстетично.
  • анализируйте свою аудиторию, акцентируйте внимание на части доклада, которая будет интересна конкретной аудитории.
  • подготовка материалов для выступления. В частности, может требоваться подготовка презентации, раздаточных материалов.
  • репетиция своего выступления. Со временем будет необходимо на это всё меньше и меньше времени. Но для начала предстоит тщательная отработка и репетиция своего выступления.
  • настраиваемся на выступление. Многим психологически сложно настроиться на выступление. Вне зависимости от сферы деятельности, если вам не нравится, чем вы занимаетесь, то и не удастся достичь высоких результатов.

2. Вступление.

Главное на данном этапе запомниться приглашенным, привлечь внимание аудитории. В начале выступления нужно предпринять что-то необычное, удивить собравшихся.

Чему нужно уделить внимание во время выступления? Прежде всего, необходимо представиться. Многие решают сразу говорить о деле, это распространенная ошибка. Нужно немного рассказать о себе, но коротко. Своей аудитории нужно объяснить, почему именно вы лидер в своей отрасли, чем заслуживаете их внимания и доверия.

Затем выступление может иметь несколько вариантов:

  • Анонс . Вводим аудиторию в курс дела, пусть и кратко;
  • Благодарность. Благодарите собравшихся за визит и внимание;
  • Комплимент. Хвалите своих слушателей. Расскажите, что еще не видели такую интересную аудиторию;
  • История. Поделитесь с собравшимися поучительной историей, демонстрирующей важность вашего выступления;
  • Взаимодействие с аудиторией. К примеру, голосование, игра либо другие варианты.

3. Основная часть.

На данном этапе ярко раскрывается тема. Сложно говорить об общих рекомендациях. Старайтесь налаживать взаимодействие со своей аудиторией. Важно учитывать – лекция является устаревшим форматом. Опросы, голосования и игры для взаимодействия с аудиторией способны придать для выступления особый шарм, вызвать интерес собравшихся. Важное условие – грамотное разделение своего выступления на части. Каждая часть должна быть логически завершенным фрагментом, чтобы запомниться собравшимся.

4. Заключение.

В нем повторяются основные моменты, которые были представлены в начале выступления. Уместно показать дальнейшее направление работы – книги, ссылки, нерешенные проблемы. Далее прощаемся. Если ваше публичное выступление предполагает продолжение, об этом следует сообщить. Поблагодарите организаторов, слушателей, дополните заключение чем-то оригинальным.

Заключение должно быть лаконичным, не затягивайте его. Обычно аудитория осознает, что выступление подходит к концу, внимание становится не столь сильным, особенно, если за выступлением следуют обед или кофе-брейк.

Скачайте книгу «Секреты великих ораторов. Говори, как Черчилль, держись, как Линкольн»

Книга Джеймса Хьюмса – известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов – раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приемы, предлагаемые в обзоре по материалам этой книги, вы обретете уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

На что нужно обратить особое внимание во время публичного выступления

  1. Жесты, мимика. Они должны соответствовать словам выступающего. В любом случае не планируйте свои жесты заранее. Это приведет к эффекту неестественности, который пагубно влияет на выступление. Жесты должны быть открытые, искренние, они должны показывать вашу активность и заинтересованность.
  2. Интонация, голос. Необходимо умение манипулировать голосом. Если желаете сделать свои слова запоминающимися, нужно говорить немного тише. Планируете высмеять какие-то моменты – говорите выше. Эффективным упражнением становится чтение стихов то низким, то высоким голосом. Экспериментируйте со скоростью чтения. Верх мастерства – медленное начало с постепенным ускорением, повышением голоса. Так сможете идеально освоить управление голосом и интонацией.
  3. Личные истории. Свои слова следует подкреплять реальными историями из личного опыта. Поэтому подготовьте запоминающиеся и короткие истории.
  4. Эксперименты. Необходимо помнить – публичное выступление является творческим процессом. Поэтому думайте о новых форматах, привнося в него нечто оригинальное, не бойтесь экспериментировать.

5 типов слушателей: как вести себя с каждым из них

Александр Яныхбаш ,

бизнес-тренер компании «Ораторика Групп», Москва

Каждой аудитории присущи своя манера поведения и другие типичные особенности. Рассмотрим основные типы слушателей и способы взаимодействия с ними.

Интеллектуальный . Озвучивает сложные вопросы, уточняя детали и комментируя ваши предложения. Следует признать авторитет такого оппонента, его осведомленность, не прибегая к лести, интересуйтесь его мнением – делайте такого слушателя своим помощником.

Если вы не знаете ответа на вопрос, отложите его рассмотрение до перерыва либо договоритесь продолжить данную дискуссию по электронной почте – не забывайте сдержать свое обещание.

Агрессивный. Отличается напористым поведением с презрением к происходящему. Дает оценки, громко говорит. Не нужно поддаваться на провокации с его стороны, сохраняйте спокойствие и благосклонность. Не забывайте сохранять дистанцию, не нужно начинать с ним разбирательство. Не забывайте благодарить за вопросы и комментарии, отвечая кратко, с юмором, переадресовав его вопросы аудитории.

Властный. Его выдает внешность – такая категория слушателей предпочитает классические костюмы. Людям этого типа нравится находиться на передних либо задних рядах. Проявляется фразами и «Ну, посмотрим, что тут нам расскажут», «Кто может вас порекомендовать?» и прочее.

Разговорчивый. Такие слушатели позитивно относятся к происходящему. Располагаются в первых рядах с готовностью к сотрудничеству. Им не нужно грубить, лучше мягко намекнуть на регламент мероприятия. Можно давать короткие ответы либо пообещать продолжить общение в перерыве.

Творческий. Располагается сзади либо сбоку, где ему спокойно и безопасно. Он любит сидеть возле окна, рисует на бумаге узоры, смотрит по сторонам, а вопросы задает причудливые и даже на отвлеченные темы. Складывается ощущение, что он вовсе не слушает, а думает о своем. Включите внимание такого собеседника, в том числе за счет примеров или интересных слайдов. Желательно обращаться к слушателю по имени, если его знаете.

  • 1 совет. Выступайте как можно чаще.
  • 2 совет. Учитесь у мастеров. Знакомьтесь с записями мастеров, посещайте выступления, мастер-классы, анализируйте успешные жесты, слова и прочее.
  • 3 совет. Посещайте собрания людей, занимающихся публичными выступлениями.

Примеры искусных публичных выступлений из фильмов

1) Общество мертвых поэтов (1989), США

В ролях: Робин Уильямс, Робен Шон Леонард, Итан Хоук, Джош Чарльз, Гейл Хэнсен.

Жанр: драма.

О чем фильм: Джон Китинг стал новым преподавателем английской словесности. Он отличается от большинства преподавателей легкостью общения, пренебрежением к действующей программе обучения, эксцентричным поведением. Однажды он рассказывает подопечным про Общество мёртвых поэтов. Каждый ученик стремится обрести свой голос в окружающем безликом мире, выходя за рамки скучной школьной ограды.

2) Адвокат дьявола (1997), США, Германия

В ролях: Киану Ривз, Аль Пачино, Шарлиз Терон, Джеффри Джонс, Джудит Айви.

Жанр: триллер, драма, детектив.

О чем фильм: Один из фильмов, после которых обязательно остается неизгладимое впечатление. Фильм знакомит с обилием достойных речей, ярких выступлений. Главное оружие героев картины – искусное ораторское мастерство.

3) У зеркала два лица (1996), США

В ролях: Барбра Стрейзн, Джефф Бриджес, Лоран Бэкол, Лдордж Сигал, Мими Роджерс.

Жанр: драма, мелодрама, комедия.

О чем фильм: Один из настоящих шедевров Голливуда. Практически каждое выражение этого шедевра стало крылатой фразой. В главной роли – скучный преподаватель математики, у которого никогда не складывались отношения с дамами. Вскоре его знакомство со скромной коллегой переходит к браку. Женщина не удовлетворена своей личной жизнью и начинает эксперимент – когда муж отправляется на лекцию, супруга начинает активно ухаживать за собой, становясь роскошной красавицей.

4) Большие спорщики (2007), США

В ролях: Дензел Вашингтон, Дензел Уитакер, Нейт Паркер, Джерни Смоллетт, Форест Уитакер.

Жанр: драма, биография.

О чем фильм: Фильм посвящен ораторскому искусству с мощным психологическим уклоном. По сценарию рассматриваются многочисленные приемы, стратегии, факты – каждый оратор почерпнет из картины множество нового и интересного. Главный герой картины – упорный учитель, который из небольшой группы учеников подготовил элитную команду для студенческих дебатов, конкурируя в в красноречии с лучшими спорщиками из Гарварда.

5) Король говорит (2010), Великобритания

В ролях: Колин Ферт, Джеффри Раш, Хелена Бонем Картер, Гай Пирс, Тимоти Сполл.

Жанр: драма, биография, история.

О чем фильм: Каждому известно выражение – «слово может убить, унизить и оскорбить». Но на самом деле слово способно и воскрешать, и побеждать. Этот фильм лишний раз напоминает о силе могучего слова, рассказывая о многочисленных примерах публичных выступлений, как познать себя и обрести уверенность.

Особенности публичного выступления

Елена Вос ,

бизнес-консультант по деловому, международному и общегражданскому этикету и протоколу Success, Неймеген (Нидерланды)

Важное значение во время публичного выступления отводится мышцам ног. Опирайтесь на полную ступню для создания подходящей осанки, чтобы наладить четкое дыхание и эффективную работу сердца.

Выпрямьтесь во весь рост, немного откиньте голову для лучшего контроля голосового аппарата. Во время выступления избегайте зажатого дыхания, напряженной нижней челюсти, вытянутой шеи, прочих телесных перегрузок – всё это мешает голосу. Постарайтесь набрать в легкие побольше воздуха для эффективного контроля голоса.

Если перед выступлением волнуетесь, можно походить. Известно, что ходьба способствует успокоению, поддержанию работы головного аппарата, сердца.

Также необходимо учитывать, что громкость издаваемых звуков зависит от объема воздуха в легких. При выступлении перед публикой с помощью микрофона не говорите громко. В противном случае нарушится качество передачи звука. Также необходимо учитывать – чем голос ниже, тем меньше будет искажаться из-за влияния усилительных приборов.

Чтобы привлечь внимание, подобно выражению искренней симпатии, нужно говорить немного тише, а слова, на которые приходится акцент, произносить нужно на полдецибела выше.

Какие приемы можно использовать в публичном выступлении

1-й прием – открытые вопросы. Закрытые и альтернативные вопросы имеют серьезное ограничение – высока вероятность ответа, не соответствующего вашим ожиданиям. Поэтому открытые вопросы являются более безопасными, ведь противоположная сторона должна сама раскрывать суть позиции, найти доказательства и аргументова. При открытом вопросе предполагается развернутый ответ, что может привести к раздражению аудитории относительно вашего «оппонента».

2-й прием – фокусированное перефразирование. Возможность продемонстрировать – вопрос услышали и поняли, управлять разговором, фиксировать внимание на необходимых акцентах и расставлять необходимые акценты. Спикер в этом случае излагает высказывание оппонента своими словами, с некоторой выгодной для себя, задавая вопрос для подтверждения.

3-й прием – формулировки начала ответа на вопрос. Воспользоваться можно фразами

  • Спасибо за ваш острый вопрос!
  • Спасибо за вопрос!
  • Правильно ли я вас понимаю…

4-й прием – формулировки на сложные вопросы. Можно воспользоваться фразами:

  • Проблема, о которой вы говорите…
  • Чтобы разобраться в этом вопросе…
  • Должен признаться, что вы помогли мне переосмыслить подходы к…

5-й прием – формулировки завершения ответа на вопрос. Основываться можно на таких фразах:

  • Спасибо за ваши вопросы!
  • Ваши вопросы были (по существу, содержательными и пр.).
  • Уверен, что ответил на все ваши вопросы.

Как побороть страх перед публичным выступлением

  1. Быстрые движения челюстью вперед-назад – для расслабления лицевых нервов.
  2. Энергично мотаем кистями, разминаем ладони, шевелим пальцами – для снятия парализующего эффекта волнения, а также стимулирования речевого аппарата и скорости питания реакции, улучшения красноречия.
  3. Энергично пройдитесь, машите руками. Физическая активность будет способствовать избавлению от нервного напряжения.
  4. Движения в спокойном ритме. Руки вытягиваем вверх, не отрывая пятки от пола, потянитесь, бросьте тело вниз, встряхните руками.
  5. Сделайте упражнение «Дыхание квадратом» – вдох через нос, выдерживается пауза, а потом выдыхаем и вновь выдерживаем паузу.
  6. Упражнение «Дыхание на счет» – вдох носом на раз-два, а выдох делаем на 3-4-5-6 через нос. Выдерживаем паузу. Затем увеличиваем продолжительность вдохов и выдохов.
  7. Упражнение «Выдох через рот» – вдох делается носом на 1-2-3, выдох ртом – на 5-6-7-8-9-10-11-12 (пять-семь вдохов и выдохов). Чем сильнее выдох, тем более мелодично, сильно и непрерывно удастся говорить. Выдыхать важно медленнее обычного.
  8. Если дыхание перехватило, нужно делать несколько вдохов, на выдохе произнося любые слова с гласной «у».

19 методов борьбы с внезапно нахлынувшим страхом

Главная причина страха - недостаток информации. Мы боимся непонятного или незнакомого. Проявляться страх может в неожиданных формах. Например, изобретатель Никола Тесла боялся микробов, поэтому предпочитал не касаться людей, предметов и постоянно мыл руки. Подобные страхи мешают общаться с людьми, жить полноценной жизнью.

В статье электронного журнале «Коммерческий директор» шесть ваших коллег поделились своим опытом борьбы со страхом.

Как еще можно побороть страх публичного выступления

Евгений Димитко ,

заместитель генерального директора по продажам и маркетингу, ГК «Алкой», Москва

Публичное выступление характеризуется негативной психологической окраской, из-за чего постоянно откладывается необходимая подготовка. Что предпринять для исправления ситуации?

Несомненно, можно думать о худшем развитии ситуации, возможном невыполнении плана продаж и прочем, но сложно считать негатив достойным значительных переживаний. Лучше представлять позитив – после выступления «заключили контракт», «решили еще одну профессиональную задачу». Любые позитивные мотивы способствуют борьбе со страхом, эмоционально приближая событие.

Какой голос люди считают приятным

Тон. Для большинства людей неприятен высокий голос, больше нравится низкий.

Слышимость. Задача оратора – равномерное распространение голоса обычной громкости.

10 типичных ошибок публичного выступления

Первая ошибка – несоответствие настроя и речи. Если содержание выступления не соответствует тону речи, языку тела и осанке, публика обязательно это заметит.

Вторая ошибка – чрезмерные оправдания. Публике без разницы, волнуетесь ли вы, как долго готовили доклад, имеется ли опыт выступлений. Поэтому не нужно оправдывать себя перед слушателями. На первое место нужно сразу ставить мысли, чувства аудитории и желания слушателей – информируя, развлекая и мотивируя собравшихся.

Третья ошибка – чрезмерные извинения. Начинающим ораторам нравится постоянно извиняться, пытаясь себя оправдать за плохое качество доклада. Извиняться нужно только за одно – за свои постоянные извинения. Поэтому лучше от них отказаться.

Четвертая ошибка – выступающий не следит за бровями и глазами. Большинству новичков только кажется, что способны полностью управлять своей мимикой. Сложно управлять лицевыми мышцами без тренировки,

Пятая ошибка – неправильный подбор слов. Отдельные слова мы понимаем раньше, чем предложение целиком. Поэтому быстрее реагируем на отдельные слова, чем на предложения.

Шестая ошибка – отсутствие юмора в речи. Не будьте занудой с монотонным выступлением, дополните речь оригинальностью.

Седьмая ошибка – демонстрация всезнайства.

Восьмая ошибка – суетливость. Чтобы избежать излишней суетливости, найдите себе подходящее место для выступления, займите позицию, «пустите корни». Главное – наличие зрительного контакта со всеми слушателями. Но не «окапывайтесь» на одном месте. Если оратор постоянно прячется за кафедрой, выходя лишь в конце выступления – это тоже плохой вариант. Поэтому перемещаться нужно, но осознанно, с контролем пространства.

Девятая ошибка – монотонность выступления, всегда скучный и однотипный голос.

Десятая ошибка – тараторить без пауз.

Информация об экспертах

Леонид Смехов , преподаватель в ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, автор курса «Коммуникации бизнес-лидера» на очно-дистанционной программе Integrated MBA (iMBA), телеведущий, управляющий партнер тренинг-центра «Коммуникатор». Автор и ведущий тренингов по ораторскому искусству, публичной речи и бизнес-коммуникации, автор книги «Популярная риторика», а также ряда научных и публицистических статей по различным аспектам коммуникации.

Евгений Димитко, заместитель генерального директора по продажам и маркетингу, ГК «Алкой», Москва. Окончил Уральскую государственную медицинскую академию и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, получил дополнительное образование по программе Нидерландского института маркетинга (NIMA). Имеет 18‑летний опыт работы в сфере продаж и маркетинга. Ведущий эксперт-преподаватель программ МВА в НИУ ВШЭ и Европейской сертификации маркетологов Нидерландского института маркетинга.

«Алкой» - производственная группа компаний. Создана в 1997 году. Выпускает продукцию по более чем 80 позициям: лекарственные средства, нутрицевтики, лечебную и детскую косметику. Среди клиентов: «Ашан», «Детский мир», «Кораблик», «Магнит», аптечные сети «А5», «АСНА», «Имплозия», «Ригла». Подписчик журнала «Коммерческий директор» с 2010 года. Официальный сайт - www.alkoy.ru

Александр Яныхбаш , бизнес-тренер компании «Ораторика Групп», Москва. Окончил Государственный академический университет гуманитарных наук (по специальности «психология»). Проводит мастер-классы и тренинги, посвященные публичным выступлениям и созданию слайдовых презентаций; автор книги «101 совет по тайм-менеджменту» (М.: Альпина Паблишер, 2012).

ООО «Ораторика Групп». Сфера деятельности: организация и проведение тренингов по развитию навыков коммуникации (публичные выступления, деловые переговоры и др.), управлению проектами и формированию лидерской стратегии. Основные клиенты: Сбербанк России, компании «Вымпелком», «Рольф», Adobe, Apple, Autodesk, Castorama, Graphisoft, Ipsen, Merck, Qiwi, Tele2
Количество тренингов: более 200 (свыше 3,5 тыс. слушателей; в 2012 году).

Елена Вос, бизнес-консультант по деловому, международному и общегражданскому этикету и протоколу Success, Неймеген (Нидерланды). В 1995 году окончила Московский экономико-статистический институт, в 2004-м – Университет Гронингена (Нидерланды) по специальности «менеджмент, экономика и право». 12 лет профессионально занимается этикетом и имиджмейкингом. Проводит индивидуальные консультации по созданию корпоративного и личного имиджа, семинары по бизнес-этикету, организует протокольные банкеты. Участвовала в разработке корпоративного стиля представительств зарубежных компаний (в том числе в России). Как бизнес-тренер организовала тематический курс и мастер-класс «Первое впечатление на миллион».

Success . Сфера деятельности: корпоративное обучение, проведение бизнес-тренингов, семинаров, консалтинговые услуги (разработка фирменного стиля, консультации по вопросам современного делового этикета и др.).
Форма организации: международная компания.

Рано или поздно каждому человеку приходится выступать перед публикой. И поскольку последняя настроена весьма эгоистично, это занятие может доставить уйму хлопот. Но как говорил Марк Твен: «Публика изначально от вас ничего не ждет», - так что не стоит нервничать, однако неплохо будет воспользоваться несколькими полезными советами и пересмотреть примеры публичных выступлений.

С чего начать?

Любой пример публичного выступления начинается с правильной подготовки речи. Каким бы чудесным ни казался текст оратора, нужно понимать, что за ним стоит недюжинный труд и долгие часы практики.

Каждый успешный пример публичного выступления начинается с подготовки речи. Марк Твен в свое время не зря говорил, что необходимо около трех недель для подготовки экспромта. Любое выступление, вне зависимости от своего вида и преследуемой цели, должно готовиться заранее. Сперва необходимо сделать так называемый «скелет» выступления. Для этого нужно определиться со следующими позициями:

  • Понять мотивацию людей, которые пришли слушать речь.
  • Определить основную идею выступления.
  • Разделить эту идею на несколько составных частей (подзаголовков).
  • Обозначить ключевые слова. Их необходимо будет повторить несколько раз в выступлении, чтобы слушатели лучше запомнили о чем, собственно, идет речь.
  • Каждая речь должна иметь четкий план и структуру. Выступление должно состоять из вступления, основной части и выводов.

Мускулы

Когда оратор определился с основной структурой своего выступления, на этом «скелете» необходимо нарастить «мышцы». Из чего они могут состоять?

  • Можно воспользоваться яркими примерами из жизни или литературы, главное, чтобы они соответствовали основной тематике.
  • Чтобы помочь слушателю зрительно закрепить полученную информацию, стоит подготовить графики, слайды, картинки, видео и т. д.
  • К аудитории можно обратиться с вопросом в ходе выступления, это поможет удержать внимание публики на основной теме.

Вступительная часть

Особое внимание стоит уделить началу и окончанию выступления. Именно они играют основную роль при общении оратора и слушателя. Введение помогает составить первое впечатление о выступающем, а подведение итогов дает возможность слушателям закрепить полученную информацию.

Во время подготовки выступления может возникнуть множество вопросов. К примеру, как начать публичное выступление? Здесь главное с самого начала заинтересовать публику. Первое впечатление об ораторе будет сопровождать его на протяжении всего выступления, и если допустить ошибку, сложно будет потом ее исправить.

К примеру, вступлением для публичного выступления может стать остроумная шутка или какой-то интересный факт. Можно озадачить публику вопросом или заинтриговать паузой. Главное - привлечь к себе внимание. Только не стоит начинать извиняться за то, что голос охрип, это первое выступление и т. д. Оратор всегда должен был уверенным в себе, а каждую неприятность обернуть себе на помощь. Например, если выступающий действительно заболел, нужно не извиняться, а сказать, что в связи с такими-то обстоятельствами прошу всех сесть ближе, чтобы меня было слышно.

Конец выступления

Что касается окончания, то здесь важно подвести итоги всего выступления, выделить основные мысли и вспомнить затронутые проблемы. Последние фразы должны иметь определенный эмоциональный посыл и быть выразительными, только так слушатель сможет не только наградить выступающего аплодисментами, но и станет приверженцем его идей. Хотя, сколько ни говори о правильном конструировании выступления, проще будет рассмотреть примеры публичных выступлений.

Разновидности публичных выступлений

Примеры публичных выступлений делятся на несколько видов:

  • Информационные . В большинстве своем это доклады, лекции, устные ответы.
  • Протокольно-этикетные. Такие речи используют, когда встречают важных гостей, произносят тосты, траурную речь или открывают новое заведение.
  • Развлекательные. Обычно их используют для приятного времяпрепровождения, они имеют развлекательный контекст, но в то же время передают информацию. В качестве примера можно привести выступления юмористов русской эстрады Е. Петросяна, Е. Степаненко, М. Задорнова и других.
  • Убеждающее выступление. Такой доклад должен обладать неоспоримыми фактами и доказательствами, что склонят аудиторию на вашу сторону. Примерами могут стать выступления известных политиков. К примеру, Авраам Линкольн в 1863-м произнес Геттисбергскую речь, где уверил граждан, что ни один солдат не погиб зря, и это нужная жертва на пути к свободе.

Успеть за три минуты

В целом внимание аудитории сохраняется только 15-20 минут, это обусловлено психофизиологическими причинами. В зависимости от разновидности, устные выступления могут длиться от нескольких минут до 1-2 часов. Однако есть и такие речи, которые нужно успеть произнести за 3 минуты. В большинстве случаев этими выступлениями являются свадебные тосты или пресс-конференции. В общей сложности длина речи должна составлять от 200 до 405 слов. Вот пример публичного выступления на 3 минуты:

«Сегодня Далай-Лама впервые дал уникальное интервью российскому блогеру. Для своего канала на YouTube бизнес-блогер Дмитрий Портнягин первый в СНГ взял интервью у Далай-Ламы. Общение с известным буддистом происходило в отеле Дели, где монах часто останавливается вместе со своими последователями. Прежде чем приступить к общению, помещение дважды проверили: первой это сделала индийская охрана, возглавляемая сикхом, а после - личная охрана его Святейшества.

Интервью длилось всего час. За это время участникам беседы удалось обсудить политические проблемы, включая вопросы компетентности Горбачева, Ельцина и Путина. Спрогнозировать будущее России, поговорить о материальных и духовных ценностях, взаимопонимании между людьми и секретах успеха. Каждый вопрос получил развернутый ответ. Далай-Лама разговаривал открыто и с юмором. В конце он дал несколько советов для предпринимателей и рассказал о личной безопасности.

Дмитрий Портнягин не оставался безучастным во время разговора. Он показал Далай-Ламе фотографию своего дедушки, рассказал, что в его кабинете всегда висела фотография верховного главы Тибета, поэтому он тоже заинтересовался этой темой. Прощаясь с его Святейшеством, Дмитрий подарил Далай-Ламе на память шапку-ушанку. Монах сразу надел на себя обновку и предстал в таком виде перед объективами фотокамер. Полную версию интервью можно посмотреть на канале «Трансформатор».

Подходит или нет?

Этот пример текста публичного выступления соответствует всем правилам. Такая короткая речь полностью раскрывает тему презентации видео на канале YouTube. Здесь рассказано об участниках, месте проведения интервью, вопросах, которые поднимались и общем настроении, которое присутствовало во время разговора.

В конце пресс-релиза оратор зазывает слушателей посмотреть полную версию видео. Хотя концовку можно дополнить еще одним двумя предложениями, сказав, что интервью выдалось успешным и познавательным для каждого.

Александр І

Чтобы речь была эффективной, она должна быть точной и выразительной. И это не всегда могут быть большие объемы текста. Донести свою мысль можно несколькими сильными предложениями и яркими сравнениями. К примеру, публичное выступление Александра І перед французскими послами еще перед началом войны звучало следующим образом:

«Вот маленькая Европа, а это большая Россия (все это он показывает на карте). В случае неудачи вы можете отступить только до Парижа, а я могу бежать до края Камчатки! Но при этом каждый метр этой земли будет враждебен к вам, даже бабы не прекратят борьбу. Россия может проиграть некоторые сражения, но побежденной она никогда не станет».

Сказать, что послы уехали под впечатлением, это ничего не сказать. Пример текста публичного выступления царя Александра I поражает читателей и сегодня. Здесь нет ни капли высокомерия, сплошные факты, поданные под правильным «соусом».

Стив Джобс

Ярким примером современного ораторского искусства могут послужить выступления Стива Джобса. Ораторство определенно не было его коньком - это всего лишь хобби, но каждую презентацию нового продукта он начинал с собственного выступления. Примеры в его исполнении выглядит следующим образом:

Это только небольшие фрагменты одного из его выступлений. Но как человек мотивирует!

Правильное решение

С речью можно выступать на любую тему. Примеры публичных выступлений несложно найти в печатных и других средствах массовой информации. Обычно ораторы затрагивают важные социальные, политические и экономические проблемы. В последнее время стало модным давать тренинги по способам заработка в Сети, презентовать разнообразные обучающие программы или привлекать внимание к рекламным акциям. Иногда спикеры проводят психологические тренинги, обсуждают религию или философию. Но о чем бы ни говорил оратор, его основная цель - увлечь за собой аудиторию.

Оратор - это не тот человек, который профессионально манипулирует пафосными речами, а тот, кто способен вести одновременный диалог с тысячами слушателей. Он должен говорить на языке людей, которые его слушают, понимать их проблемы, находить точки соприкосновения и умело подводить к принятию правильного решения.

Деловая коммуникация

Может показаться, что она разнообразная и не имеет четких границ, эта публичная речь. Примеры выступлений, представленные выше, дают ложное представление о том, что тексты спикеров не имеют ничего общего. На самом деле все они преследуют одну цель: слушатель должен согласиться с точкой зрения говорящего. И сделать это можно совершенно разными методами, вплоть до провокации. Хотя такой метод используется в основном на судебных разбирательствах.

Основатель русской адвокатуры А. Ф. Кони однажды защищал инвалида-горбуна. На протяжении долгих лет над ним насмехался сосед, и вот однажды не выдержав, горбун схватил камень и бросил в него, причинив тем самым тяжкое телесное повреждение. В своем публичном выступлении А. Ф. Кони был оригинален, как никто другой. Он, как и полагается, обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» После выдержал паузу и повторил эту фразу еще четыре раза, делая после каждого обращения минутные остановки. После четвертого обращения один из присяжных не выдержал и яростно выпалил: «Вы что, издеваетесь?!» А. Ф. Кони не растерялся, именно такой реакции он и ожидал: «Я обратился к Вам вежливо и всего 4 раза, и Вы уже начали нервничать. Мой клиент долгие годы выслушивал оскорбления в свою сторону. Что он должен был чувствовать?»

Это выступление достигло своей цели - подсудимого оправдали.

Кто вас, товарищи судьи, кормит?

История знает немало случаев с такими оригинальными выступлениями. Даже в литературе можно найти хорошие примеры ораторских речей, по которым можно учить этому искусству. Так, в романе А. М. Горького «Мать» на судебном заседании выступал осужденный Павел Власов. Он был осужден по политической статье и отказался осуществлять побег, подготовленный его товарищами только ради того, чтобы выступить с речью перед многочисленным народом, который собрался на суде.

Его речь пестрела рефренами, где он говорил от имени народа, но главной «изюминкой» выступления стала кульминация: «Как можно уничтожать рабочих, тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?» Создать такую речь дорогого стоит.

Процветание страны

Заканчивая статью, хотелось бы привести еще один вариант публичного выступления. Пример текста на тему «Воровство в Японии».

«На процветание страны влияет множество человеческих и экономических факторов. Среди них есть один, почти несущественный факт, который нам покажется фантастической нелепостью.

В Японии не воруют. Вообще не воруют. Никак не воруют. Никогда не воруют. Люди не запирают квартиры и автомобили. Магазины без опаски выставляют на улицы лотки с товарами и благополучно о них забывают. Они знают: никто не возьмет чужого.

В этой стране вы можете забыть что угодно и где угодно, а потом прийти за пропажей спустя несколько дней. Она так и останется нетронутой. Каждый японец знает: если что-то пропало, оно наверняка лежит там, где потерялось, а значит, найдется. Будь-то мобилка или кошелек, все равно любая вещь найдется.

В Японии не принимают чаевых. Продавец или официант будут бежать за вами несколько кварталов, чтобы отдать сдачу. Большинство жителей столицы передвигаются на велосипедах, и никто их не привязывает. Угнать велосипед?! Это же смешно!

Здесь знают: брать чужое - позор. После него человеку уже не будут доверять, он от него никогда не отмоется.

И кстати, об экономике. Чиновники свято следуют этому правилу: брать чужое - табу. Не так давно повесился японский министр, которого подозревали в вольном обращении с финансами. Даже не в воровстве. Из-за этой истории ушел в отставку и предыдущий премьер.

Итак, от чего зависит процветание страны? Правильно, от воровства, а если точнее - от его отсутствия».

Оратор - это своеобразный стрелок. Он либо попадает в цель и заставляет всех склонить перед ним головы, либо мажет, и тогда приунывшая толпа начинает заниматься своими делами, игнорируя слова спикера. Поэтому, прежде чем выступать перед публикой, нужно навести прицел на конкретную цель. Примеры публичных выступлений лидеров помогут.

Самый важный аспект любого выступления – его тематика. Часто подобрать точную тему речи бывает сложно, так как выбор направлений очень широк. Интересные темы для выступления можно найти во всех областях знания – главное, чтобы то, о чем идет речь, было понятно и близко слушателю.

Основной критерий, по которому можно определить качество выступления – его простота для восприятия аудитории и увлекательность. Добиться этого можно разными способами.

Среди них:

  • использование интонационных акцентов в речи – важные моменты необходимо выделять голосом или делать паузы;
  • отсутствие волнения, дрожи в голосе;
  • присутствие информации только из достоверных авторитетных источников;
  • введение в речь элементов художественной выразительности (важно притом сохранить информативность изложения);
  • отказ от избыточного употребления отрицаний (частиц «не», «нет» и т. д.);
  • правильное построение доклада – самые увлекательные факты должны стоять в начале, а самые важные – в конце.

Важно также не забывать про чувство юмора – на любую тему с шутками станет красочной и интересной. При этом главное не переборщить с юмористическими вставками, иначе выступление не будет восприниматься серьезно.

Ключевым моментом для интересного изложения также является тема.

Что важно при выборе темы для выступления

Перед тем как выбрать узкую тему, на основе которой будет построен доклад, нужно учесть несколько важных фактов – без этого выступление не будет успешным у слушателей.

Повод выступления

Не только тема, но и информация по ней подбирается в зависимости от повода, который послужил причиной выступления. Это может быть официальное, торжественное, праздничное или печальное событие. Само сообщение, как и тема, зависит от повода встречи:

  • если мероприятие деловое, идея не должна выходить за рамки конкретного рабочего вопроса;
  • если поводом послужило праздничное событие, интересные темы для выступления могут быть разными, но они неизменно должны быть эмоциональными, иногда – юмористическими, а в некоторых ситуациях – серьезными;
  • если событие траурное, направленность должна быть полностью официальной (конкретный ее выбор зависит от повода встречи).

На веселых мероприятиях тема должна быть легкой и интересной, можно включать в речь различные шутки и смешные истории.

Цель речи

Предмет речи неразрывно связан с целью выступления – можно стремиться поднять публике настроение, донести до нее важные факты или в чем-то их убедить. Среди целей преобладают такие:

  1. убеждение;
  2. развлечение;
  3. информирование.

Каждая цель требует своих фактов и своих речевых навыков.

Нежелательные темы

Даже в рамках интересной и актуальной темы могут найтись факты, которые лучше обойти стороной. Они могут показаться аудитории скучными или стать обидными для слушателей.

В вязи с этим полезно отказаться от:

  • непонятных или слишком простых тематик, так как это рассеивает внимание;
  • слишком острых или резонансных тем, так как это может вызвать слишком бурный ответ слушателей;
  • направлений, которые не соответствуют настроению аудитории (то есть поводу встречи).

Аудитория

Важно представлять образ своего среднестатистического слушателя, чтобы правильно подобрать тему – нужно понимать, что интересно этому человеку, чем он увлекается, какого он возраста, пола и к какому социальному слою относится. Тематика должна соответствовать этим критериям, иначе она не будет воспринята должным образом.

Важно также не акцентировать внимание на слишком простых и общеизвестных моментах, о которых слушатели уже имеют представление.

Образование лектора и аудитории имеет важное значение – перед людьми определенной профессии лучше оперировать их специальными терминами, а перед детьми – изъясняться просто, обыденно и понятно.

Ключевым моментом являются интересы аудитории – важно, чтобы основной вопрос выступления с ними соотносился. Для того, чтобы прочувствовать слушателей, говорящий должен поставить себя на их место – например, представить, что он школьник, если доклад адресован детям до 16-17 лет.

Тогда нужно обратить внимание на те моменты, которые интересуют именно эту группу населения, а не самого лектора.

Важно подобрать актуальную тему для слушателей исходя из их демографических данных:

  • пожилым людям лучше подобрать актуальные для них темы (например, о пенсии), а молодым – те, которые будут понятны и близки им (мода, высокие технологии);
  • многонациональной аудитории лучше подобрать нейтральные, но интересные темы для выступления либо те тематики, которые затрагивают межнациональное взаимодействие. Эти темы не будут популярны у слушателей одной национальности;
  • для чисто женской или мужской аудитории лучше подобрать ориентированные на женский либо мужской пол темы соответственно. Естественно нужно учитывать контекст встречи.

Может иметь значение и то, из какого города или страны слушатели и в своем докладе затронуть темы, волнующие представителей этой области проживания.

Аудитория также может быть близкой говорящему (обычно это родственники и друзья), деловой (коллеги) или незнакомой. Проблематика, как и наполнение доклада, может от этого меняться. С друзьями общение более личное, а с начальниками или подчиненными – исключительно деловое.

Как удачно выбрать тему речи

Во-первых, выбранная тематика должна быть интересна самому говорящему – в противном случае он не сможет ее хорошо и увлекательно для слушателей воспроизвести. Даже если тема специфическая и не очень интересная, нужно ее сузить до тех моментов, которые каким-то образом привлекают говорящего. Тогда найти контакт с аудиторией будет намного проще.

Во-вторых, лучше, если лектор очень хорошо знает предмет, о котором он говорит (либо нужно заранее глубоко изучить его перед выступлением). Иначе ораторская речь на любую тему не вызовет ответа даже у тех слушателей, которые ничего о ней не знают, потому что они ощутят, что лектор некомпетентный в той сфере, о которой он говорит.

Даже если человек не очень хорошо изначально знает тему, важно, чтобы ее для него было просто изучить и понять. Обычно это лучше получается, если направление речи связано с профессиональной деятельностью или интересами говорящего.

Не так важна область разговора – это может быть и поэзия, и театр, и политика. Лектор должен сразу спланировать, что интересного он по этой теме может сказать слушателям.

Лучше, если получится найти середину – выбрать тему, в которой говорящий разбирается и которая ему интересна одновременно.

Всегда успешна ораторская речь на тему, которая актуальна для всех, особенно если в этой области есть какие-либо спорные вопросы.

Чтобы актуализировать выступление, можно:

  • просмотреть новостные ленты или послушать радио – так можно узнать о самых последних новостях;
  • обратиться к газетам и журналам, выпускаемым в городе на социальные или политические вопросы;
  • узнать о социальном статусе, возрасте и интересах публики;
  • просмотреть тематические сайты и изучить последние новости оттуда.

Это позволит подобрать информацию, актуальную для конкретной аудитории. Например, будущим студентам можно рассказать про поступление в вузы или рассказать смешную историю из студенческой жизни, а будущим матерям – о новорожденных и проблемах воспитания.

Лучше всего получается говорить о вещах, связанных с личным опытом человека – тогда он сможет более понятно это объяснить на личных примерах.

При этом важно следить за повествованием и не говорить лишних фактов или данных, которые на данный момент аудитории не нужны.

Наиболее интересные темы выступлений

Не так важна конкретная тема, сколько важно то, чтобы лектор ее грамотно преподносил – тогда практически любое направление будет увлекательным и понятным для слушателя.

Аудитория должна получить новые мысли и идеи касаемо вопроса, осознать разные позиции, с которых можно смотреть на проблему.

Формулировать проблему нужно лаконично, четко и интригующе. Всегда интересны темы, затрагивающие запоминающиеся факты:

  • самый легкий металл на Земле;
  • каково состояние самого богатого в мире человека;
  • самый крупный цветок;
  • самые необычные рекорды из книги рекордов Гиннеса;
  • самые дорогие фрукты в мире.

Интересны для людей и темы, основанные на необычных фактах, к примеру:

  • как готовят мороженое из медуз;
  • как проходит самая необычная в мире война без оружия;
  • как резко происходит развитие технологий.

Особую популярность снискали спорные интересные темы для публичного выступления, так как чаще всего они предполагают дискуссию, например:

  • как стать уверенным в себе;
  • что делать при необоснованной критике;
  • можно ли побороть зависимость от алкоголя;
  • как быстро прийти в хорошую физическую форму без диет.

Для школьников и студентов тем может быть очень много – они ограничиваются только предметом занятия. Всегда актуальны такие проблемы:

  • простые способы сохранить экологию окружающей среды;
  • смертность и рождаемость: от чего зависит соотношение;
  • можно ли устранить безработицу;
  • как говорить красиво и убедительно.

Существует много общих интересных тем для выступлений:

  • как преодолеть лень;
  • чему в школе не научат;
  • в чем секрет семейного счастья;
  • как выражается духовность человека;
  • что такое настоящая любовь.

Для праздников подойдут более простые темы, которые можно разбавить анекдотами, смешными рассказами, шутками.

Можно подготовить интересное ораторское выступление на тему из любой области. Главное – четко определить целевую аудиторию и сформировать повествование таким образом, чтобы каждому слушателю это было доступно и интересно.

Многие начинающие ораторы задаются вопросом, о чем говорить . Помните: говорить нужно о том, что интересно вашей аудитории. Игнорирование этого правила – одно из семи “не” для любого оратора . Вот небольшой список тем, которые всегда интересны любой аудитории:

1. Неудача оратора

Страх – это сильнейший активатор внимания. Используйте его, рассказав об ошибках, которые ваша аудитория может совершить в области, в которой вы являетесь экспертом.

Например, так, как спортсменка Светлана Журова рассказывает о досадной мелочи, которая привела к неудаче на Олимпиаде.

2. Как вы чуть не погибли

Истории, случившиеся в самолетах, поездах, в дороге. Мы легко ставим себя на место оратора и погружаемся в его тему, когда речь идет о скорости и экстриме.

Расскажите об этом просто, как актер Андрей Мягков:

3. Как познакомились с супругом

Люди любят сплетничать и подслушивать, этот инстинкт надо использовать.

Например, как рассказывает об этом актер Колин Ферт:

4. Повстречали знаменитость

Это очень интересно для каждого. Люди в зале знакомы с вашей знаменитостью, и поэтому ваш рассказ будет звучать, как продолжение незаконченной истории, которую они уже начали слушать и долго ждали продолжения.

5. Как заработать деньги

Еще лучше, как вы заработали первый миллион. Апеллируйте к простым желаниям людей, и они вознаградят вас вниманием.

Например, миллиардер Герман Стерлигов рассказывает, как заработал первый миллион.

6. Как сэкономить деньги

Ваши слушатели занимаются этим постоянно, помогите им стать лучше в дисциплине, которая уже стала частью их жизни. Вся аудитория будет вовлечена в вашу тему мгновенно.

7. Как вы достигли результатов

Такие истории полезны и мгновенно ставят вас в ранг эксперта, к которому надо прислушиваться.

Например, когда Стив Джобс рассказал, как добиться успеха, его мнение растащили на цитаты:

8. Поделитесь опытом бесплатно

Чем бы вы ни занимались, вы являетесь специалистом в узкой области и обладаете уникальными знаниями. Эти знания могут быть полезны людям и будут с благодарностью ими приняты.

Так делятся знаниями известные футболисты, приезжая в детские футбольные школы. Например, как Робин ван Перси, который учил детей играть в футбол.

Теперь общие советы, которые помогут вам найти свою тему, а возможно и построить карьеру на сцене:

На другом своем популярном тренинге, Формула Дорогих Продаж, Александр Герасименко (ведущий Спикерклуба-VIP) попросил участников рассказать о себе. Один из гостей прилетел в Москву из Германии и сказал, что его бизнес спортивного питания был построен на его увлечении спортом. Он вскользь упомянул, что является обладателем титула чемпион мира по кикбоксингу. В зале повисла пауза, и все стали очень внимательно его слушать.

Даже если вы не были чемпионом мира, у вас есть другие титулы, которыми вы можете гордиться, а значит, вы желанны как оратор. Если у вас их нет, получите их. Стать автором книги, сайта, основателем компании сегодня совершенно не трудно.

4. Локальный авторитет

Если титула еще нет, а выступать надо, то подумайте, для кого вы являетесь авторитетом. Чему вы обучаете этого человека? Найдите способ донести эту тему до ваших слушателей.

5. Лаконичная информация

Люди сегодня мало читают и смотрят в массе своей только развлекательные видео на Youtube. Если вы просмотрите ролик на полезную тему, законспектируете его и найдете личные истории, которые подчеркнут мысли из этого ролика, то у вас есть тема для ораторского выступления.

6. Актуальные вопросы людей

Ораторское искусство – это не просто взмахи руками со сцены или темы о великом, это прежде всего ответы на вопросы в сознании ваших слушателей. Зайдите на сервис Яндекса wordstat.yandex.ru. Здесь крупнейшая интернет компания в России делится информацией о самых частых поисковых запросах. Чтобы быть интересной, ваша речь должна отвечать на вопросы, которые люди задают Яндексу.

7. Постоянная практика

Если выступать постоянно, ваш мозг сам будет предлагать вам интересные темы, потому что вы начнете чувствовать аудиторию. Много времени на сцене откорректирует ваши рефлексы. Полезные привычки подкрепятся поощрением в виде положительной реакции аудитории, а негативные привычки уйдут, потому что будут наказаны зеванием и отвлечением людей в зале. Практика – это самый сильный инструмент развития оратора.

НЕ ДЕЛАТЬ:

Если ваши истории были поучительными, не говорите после них выводы в стиле: “Вы должны…”. Не берите на себя роль всезнающего учителя. Мы не любим таких со школы. Мы расстались со знакомыми, которые думали, что они умнее нас.

История из Спикерклуба

Иногда курсы ораторского мастерства Спикерклуб-VIP устраивают открытые встречи. На одну из таких встреч пришло много людей, и среди них было сразу 7 бизнес-тренеров, которые хотели научиться у Александра выступать публично. Тогда мы собрались в ресторане “Огород” (на фото). Каждый из них рассказал о себе, но при этом пытался научить участников чему-то со своей высокой позиции тренера. Когда пятый человек встал и сказал, что он бизнес-тренер, в зале раздался небольшой гул и было видно, как люди закатили глаза в отсутствии интереса.

Тогда Александр дал нам очень хороший совет: “Если ваша история выливается в полезный для слушателей урок, не говорите людям “вы должны”. Так вы ставите себя выше аудитории. Скажите лучше: “Вот чему эта история научила меня”. Люди сами поставят себя на ваше место и научатся тому, чему вы хотите их обучить. Обучайте людей так, чтобы они у вас учились, а не так, чтобы они вас ненавидели”.

Образовательная: развитие понятия “публичное выступление”, формирование умения строить устное публичное выступление;

Развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать;

Воспитательная: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

II. Словарный диктант с последующей самопроверкой.

Задание. Запишите слова, устно объясните их значения. Проверьте написанное (самопроверка).

Ди скусс ия, а уди тория, о ратор, красноречие, э мо циональность, публи цистика.

Что общего между этими словами? Соответствуют ли они теме “Общение”, “Выступление”?

Подберите однокоренные слова к слову “публицистика” (публичный, публика).

III. Беседа по вопросам. Анализ текста (проверка домашнего задания).

Какова цель оратора (выступающего)? (Воздействовать на слушателя).

О милосердии.

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

(По Д.А. Гранину. Из очерка “О милосердии”)

Вопросы к тексту:

1) Назовите тему и основную мысль текста.

Закончить запись темы урока: “Устное публичное выступление на морально-нравственную тему”.

IV. Сообщение ученика о значении слов “мораль”, “нравственный”.

В.И. Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка” так объясняет слова “мораль” и “нравственный”:

Мораль - нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека.

Нрав - характер, постоянные стремления воли человека.

Нравственный - согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека; духовный.

Мораль и нравственность - это этические категории.

Этика - это раздел философии, который определяет границу между добром и злом, хорошими и дурными поступками.

V. Дифференцированные задания (работа в группах). Задания различаются степенью сложности. Учитель, зная подготовку учащихся, может сам определить, какая группа будет выполнять то или иное задание.

Задание для первой группы

  1. Прочитайте текст.
  2. Ответьте на вопрос: чем тезис отличается от конспекта? Докажите это на примере (можно использовать материалы прочитанного текста).

B. Прочитайте текст.

Про зависть

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.

Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

Завидуете - значит, не нашли себя.

Д.С. Лихачев.

Выполните следующие задания к прочитанному тексту:

  1. Составьте и запишите тезисы прочитанного текста.
  2. Определите, какую роль в тексте выполняет первый абзац.
  3. Подготовьте сообщение: “Тема выступления - тезисы”.

Задания для второй группы

A. Выполните следующие задания.

  1. Прочитайте текст.
  2. Выделите в тексте:
  3. - (красным цветом) совет, который дал Д.С. Лихачев;

    - (синим цветом) причину.

  4. Подготовьте краткое сообщение по теме: “Советы начинающему оратору” (при подготовке используйте материалы прочитанного текста).
  5. Если вы хотите быть культурным и образованным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

    Следите за временем. Это важно, чтобы вас поняли.

    Выступление должно быть интересным. Если выступающий увлеченно рассказывает, то и аудитория это почувствует.

    Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении была одна главная мысль. Тогда слушатели будут догадываться, в чем вы хотите их убедить.

B. Прочитайте текст (Д. Гранин “О милосердии”). Выполните следующие задания к прочитанному тексту:

  1. Выделите фрагмент текста, содержание которого связано с морально-этической проблематикой.
  2. Составьте и запишите план этого отрывка.
  3. Сравните этот фрагмент с текстом Д. Гранина "О милосердии".
  4. Используя материалы этого текста и произведения Д. Гранина "О милосердии", подготовьте тезисы публичного выступления.

Задание для третьей группы.

A. Выполните следующие задания.

  1. Внимательно прочитайте темы публичных выступлений.
  2. Выбери ту тему, которая тебе ближе всего, по которой ты можешь проидумать свои примеры, использовать собственный опыт.
  3. Внимательно прочитай варианты вступлений. Определи, какое вступление в большей степени соответствует выбранной теме.
  4. Запиши план (или тезисы) своего выступления. При составлении плана думай, способствует ли этот пункт раскрытию темы.

Темы для публичного выступления

1. Доброта делает человека красивым.

2. О любви к "братьям нашим меньшим".

3. Быть порядочным хорошо или плохо?

4. Умеем ли мы дружить?

5. Чем опасен равнодушный человек?

6. О человеческой жадности.

7. О необходимости уважительного отношения к людям.

8. "Путь милосердия согревает нашу жизнь!"

9. Хорошо ли быть богатым?

10. Качества, которые я ценю в человеке.

Варианты вступления

б) Очень часто в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, выход из которых ставит человека перед выбором: как поступить?..

в) Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что …

VI. Обсуждение результатов работы (анализ выступления групп), критерии оценки выступления.

1. Соответствует ли содержание теме выступления?

2. Логично ли высказывание?

4. Поддерживает ли выступающий внимание публики?

5. Соответствует ли речь оратора литературным нормам языка?

6. Общая оценка выступления.

VII. Домашняя работа (каждый ученик получает задание).

Внимательно прочитай советы. Подчеркни те из них, которые ты хотел бы запомнить.

Выбери одну из предложенных тем публичного выступления или придумай свою.

Поработай над содержанием своего публичного выступления (задавай себе вопрос: соответствует ли данная мысль, довод теме выступления?).

Продумай интересные примеры, факты из собственной жизни, вспомни примеры из художественных произведений. Все это будет способствовать тому, что твое выступление будут внимательно слушать.

Написав вступление своего публичного выступления, еще раз внимательно его прочитай. Может быть, можно предложить что-нибудь интересное?

Постарайся придумать интересное заключение. Твоя цель - сделать свое выступление незабываемым.

Попробуй выступить со своей темой перед родителями, бабушкой или дедушкой (можно выступить и перед зеркалом). Все это будет способствовать тому, что ты будешь чувствовать себя увереннее.

Подумай, с какой интонацией ты будешь произносить ту или иную фразу.

Помни, что сегодня ты выступаешь перед одноклассниками, перед теми людьми, с которыми ты знаком уже несколько лет. А завтра ты можешь оказаться перед совершенно незнакомыми людьми. И тогда твое умение выступать выразительно, эмоционально, твое умение логически выражать свои мысли помогут тебе.

А теперь можешь приступать к работе. Успехов!