Офтальмологическое скрининг исследование что такое. Виды офтальмологического обследования. Особенности проведения скрининговых тестов на глаукому

  • Дата: 26.06.2020

Стоимость "Тест скрининг Plusoptix" - 150 грн.-без осмотра врача

Стоимость "Тест скрининг Plusoptix" - 175 грн с проф.осмотром врача

Все родители желают своим детям здоровья . Как известно, предупредить развитие заболевания намного проще, чем лечить его. Избавить малышей и их родителей от неприятностей со здоровьем поможет комплексное профилактическое обследование. Именно с этой целью, за первый год жизни ребенка , один раз в месяц необходимо посещать определенных специалистов. И не случайно, ведь первый год – очень ответственный период в жизни малыша, так как именно в это время происходит становление всех органов и систем организма. В нашей государственной системе здравоохранения врач педиатр ежемесячно осматривая ребенка, только при подозрении на какую-либо патологию отправляет на консультацию к профильным специалистам. Но всегда ли можно увидеть проблему «невооруженным глазом»?

Как оказалось не всегда! Речь идёт о развитии и становлении зрительной системы ребенка. В стенах нашей клиники мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда услышав тот или иной офтальмологический диагноз, родители задают вопрос:«Как давно у нас образовалась эта проблема?», и очень удивляются, когда слышат в ответ: «Этой проблеме не три недели, и даже не несколько месяцев, это врожденная патология». И зачастую мы наблюдаем изумленный и растерянный вид пап и мам. А когда начинаем расспрашивать когда же они посещали офтальмолога , получаем множество вариантов ответа, таких как:

-«А зачем это делать до школы?»
-«Мы были – нам сказали с возрастом все пройдет.»
-«Нас уверили, что до 3х лет ребенка невозможно обследовать», и так далее.

Как же проверить зрение ребенку первого года жизни?

Теперь в нашем центре в Харькове, благодаря аппарату "Plusoptix, Gemany" мы можем с высокой точностью проверить зрение (остроту зрения) ребенку до года.


Так происходит процедура проверки остроты зрения:

  • Врач в течении 15-30 сек производит замер аппаратом "Plusoptix"
  • Далее, в зависимости от результата обследования, врач дает дальнейшие рекомендации и выдает пациенту результат обследования .

Почему же так важно пройти консультацию детского офтальмолога в грудном возрасте?

Особенность заболеваний глазок такова, что они не сопровождаются болезненными ощущениями (кроме травм), поэтому ребенок не в состоянии осознать, что он плохо видит и не может сообщить об этом родителям.

Первый визит к офтальмологу необходимо планировать в 3-4 месяца . Именно в этом возрасте устанавливается правильное положение глаз и уже видны возможные патологии. Врач оценивает состояние зрительного нерва и сосудов сетчатки, которые являются показателем тонуса сосудов головного мозга. В этом возрасте видны признаки таких серьезных заболеваний как:

  • врожденная глаукома (повышение внутриглазного давления),
  • катаракта (помутнение хрусталика),
  • птозы (опущение верхнего века),
  • злокачественные новообразования , требующие срочного оперативного вмешательства.
Если еще добавить паралитическое косоглазие и некоторые аномалии развития рефракции , которые уже можно не только диагностировать, но и достаточно успешно корректировать в возрасте до года, становится очевидно, насколько важен ранний осмотр детского офтальмолога .

Нет сомнений в том, что профилактический осмотр необходим всем малышам. Но существует определенная группа риска, которой показано посещение офтальмолога практически в неотложном порядке.
В каких же случаях визит к окулисту так необходим:

  • беременность проходила на фоне гестоза любой степени тяжести (преэклампсия, эклампсия)
  • случае внутриутробной хронической гипоксии
  • при стремительных или наоборот затяжных родах с длительным безводным периодом
  • кесарево сечение
  • обвитие пуповиной
  • родовые травмы
  • преждевременные роды до 38 недели гестации
  • преждевременная отслойка плаценты
  • оценка по шкале Апгар менее 7-8 балов
  • ЗВУР (задержка внутриутробного развития)
  • TORCH – инфекция (врожденная краснуха, хламидиоз, микоплазмоз, герпетическая инфекция)
  • отягощенный семейный анамнез по офтальмологи: -миопия (близорукость) -гиперметропия (дальнозоркость) -астигматизм -косоглазие -случаи врожденной катаракты, глаукомы, атрофии зрительного нерва.

Подведем итоги:

1) Когда необходим первый визит к офтальмологу? - В 3-4 месяца
2) Что для этого необходимо? - Ребенок должен быть сыт и не хотеть спать
3) Насколько это сложное обследование? - При отсутствии патологии не требует ни дорогой аппаратуры, ни много времени
4) Какая информативность? - 100%, поскольку в 3 месяца ребенок еще не боится врача, хорошо следит за игрушкой и спокоен в течении всего осмотра
5) Что нам это даст в случае обнаружения патологи? - Своевременное выявление проблемы открывает возможность раннего консервативного лечения.
6) Как грудной ребенок сможет носить очки? - Уверяем вас, что дети даже в таком возрасте смогут носить очки, и чем раньше начать решать эту проблему, тем больше шансов, что в школу ребенок пойдет с полностью здоровой и подготовленной к нагрузке зрительной системой.
  • Вздрагивал ли Ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 нед. жизни?
  • Появляется ли замирание ребенка на голос при звуке чьих-либо голосов? в возрасте 2-3 нед.?
  • Оборачивается ли ребенок в возрасте 1 мес. на звук голоса позади него?
  • Поворачивает ли голову ребенок в возрасте 4 мес. в сторону звучащей игрушки или голоса?
  • Оживляется ли ребенок в возрасте 4 мес. при звуках голоса матери?
  • Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5-6 мес. криком или широко открывая глаза на резкие звуки?
  • Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2-4 мес.?
  • Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 мес.?
  • Замечаете ли Вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета как реакцию на появление родителей?
  • Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
  • Замечаете ли Вы у ребенка в возрасте 8-10 мес. появление новых звуков, и каких?

Применение таких анкет позволяет более точно определить патологию слуха в раннем детском возрасте или даже в период новорожденности, а значит, наметить превентивные мероприятия.

Скрининг слуха

Своевременное выявление аудиологических проблем позволяет рано начать вмешательства, нацеленные на увеличение коммуникативных, социальных и образовательных навыков у этих детей. В течение многих лет ведутся дискуссии о ценности избирательного скрининга слуха и о всеобщем аудиологическом скрининге в период новорожденности.

К сожалению, только половина новорожденных со значительным нарушением слуха идентифицируются с использованием селективной скрининговой стратегии, основанной на присутствии или отсутствии факторов риска нарушений слуха: семейный анамнез нарушения слуха в детстве, наличие в анамнезе врожденных инфекций, анатомических пороков развития головы, шеи или ушей, вес при рождении менее 1500 г, наличие в анамнезе гипербилирубинемии, превышающей критический уровень, тяжелой асфиксии при рождении, бактериального менингита; истории использования ототоксических препаратов; длительная механическая вентиляция; присутствие врожденного/наследственного синдрома или его стигм, ассоциированного с нейросенсорной потерей слуха.

Средний возраст, в котором ребенок со значительными проблемами нарушения слуха идентифицируется, например, в США - 14 мес. Ограничения в технологиях скрининга, которые ведут к противоречиям в толковании теста и высокой частоте ложноположительных результатов, проблемы логистики, связанные с доступностью и выполнением, закончились в США в 1999 году подтверждением политики всеобщего скрининга слуха в период новорожденности с целью выявления новорожденных со значительным нарушением слуха к трехмесячному возрасту так, чтобы начать вмешательство к шестимесячному возрасту. В идеале первый скрининг должен проводиться до выписки из роддома. Новорожденные до 6 мес. традиционно исследуются с использованием тестирования реакции ствола мозга.

Более новая физиологическая методика - тестирование отоакустической эмиссии или вызванных потенциалов мозга - является многообещающей как простая скрининговая методика. Однако проблемы со специфичностью и логистические проблемы с последовательным использованием и интерпретацией этого теста поднимают вопрос относительно введения этого метода для всеобщего скрининга.

Некоторые педиатры являются сторонниками двухшаговой скрининговой стратегии, посредством которой детей, имеющих недостаточность при тестировании отоакустической эмиссии, направляют для скрининга с помощью исследования реакции ствола мозга. Пока оптимальный скрининговый метод не появится, специфическая методология скрининга слуха у новорожденных ограничена этими тестами.

Детей старше 6 мес. можно исследовать с использованием поведенческих, слуховых реакций ствола мозга или тестирования отоакустической эмиссии. Независимо от используемой методики скрининговые программы должны быть способны определять потерю слуха в 30 децибел или более в 500-4000 Гц области (речевая частота) - уровень дефицита, при котором нормальное развитие речи может нарушаться. Если дефицит слуха идентифицируется, ребенка следует своевременно направить для дальнейшего обследования и ранней помощи в виде направленного образования и социализации.

Вдобавок к выполнению грубой оценки слуха и опросу родителей относительно слуховых проблем при каждом диспансерном визите должен проводиться формальный скрининг слуха у всех детей. Факторы риска, обуславливающие необходимость формального скрининга вне периода новорожденности, таковы: беспокойство родителей относительно нарушения слуха и/или задержки развития речи; наличие бактериального менингита в анамнезе; неонатальные факторы риска, ассоциированные с потерей слуха; травма головы в анамнезе, особенно с вовлечением в процесс переломов височных костей; наличие синдромов, ассоциированных с нейросенсорной потерей слуха; частое применение ототоксических препаратов; нейродегенеративные заболевания и инфекционные заболевания типа паротита и кори, которые ассоциированы с потерей слуха.

Нарушения зрения

Наиболее частым видом расстройства зрения у детей является нарушение рефракции. При помощи тщательного сбора анамнеза, обследования и тестирования зрительных функций нарушения зрения могут быть рано выявлены, а их проявления уменьшены или полностью устранены.

Факторы риска развития патологии глаз включают:

  • недоношенность, низкий вес при рождении, наследственные заболевания в семье;
  • BHV-инфекцию, краснуху, герпес и заболевания, передающиеся половым путем у матери во время беременности;
  • диатез, рахит, диабет, заболевания почек, туберкулез у ребенка; офтальмологические заболевания в семейном анамнезе (амблиопия, гиперметропия, страбизм, миопия, катаракта, глаукома, дистрофии сетчатки);
  • заболевания в семейном анамнезе, которые могут повлиять на зрение (диабет, рассеянный склероз, коллагенозы);
  • использование медикаментов, которые могут повлиять на зрение или вызвать задержку в развитии зрения (стероидная терапия, стрептомицин, этамбутол и др.);
  • вирусные инфекции, краснуха, герпес у ребенка.

Скрининг зрения

Рутинный скрининг зрения - эффективный путь идентификации иначе не проявляющихся проблем, которые подлежат коррекции. Так как нормальное развитие зрения зависит от получения головным мозгом ясной бинокулярной зрительной стимуляции, а пластичность развивающейся системы зрения ограничена во времени (первые 6 лет жизни), то раннее определение и терапия различных проблем, нарушающих зрение, необходимы для предотвращения постоянного и необратимого дефицита зрения.

Рутинная возрастная оценка зрения должна проводиться при каждом диспансерном визите врача-педиатра первичного звена, начиная с исследования новорожденных, и в любом возрасте включать обзор адекватной анамнестической информации относительно зрительных проблем и семейного анамнеза, грубую проверку глаз и окружающих структур, наблюдение симметрии зрачков и их реактивности, оценку движений глаз, выявление «красного рефлекса» (для обнаружения помутнения и асимметрии зрительной оси) и возрастные методы оценки предпочтения глаз, регулировки и остроты зрения. Специальные офтальмоскопические исследования проводятся в 1, 3, 5, 6, 7, 10, 12 и 14 лет, далее ежегодно до 18 лет в рамках ежегодной диспансеризации детей или по направлению педиатра.

У новорожденных состояние глаз, регулировка и острота зрения могут быть грубо оценены путем наблюдения за способностью ребенка визуально следить за объектом. При этом замечаются любые поведенческие признаки предпочтения глаз путем попеременного закрытия каждого глаза при показе интересующего объекта и наблюдения позиции симметрии света, отраженного от роговиц, когда источник света удерживается в нескольких сантиметрах перед глазами (роговичный световой рефлекс). Зрительная регулировка (взгляд обоими глазами) должна постоянно присутствовать к 4 мес. жизни. Особенно важно оценить «красный рефлекс» в период новорожденности. Идентификация отсутствия дефектов или асимметрии «красного рефлекса» являются ключом к своевременной идентификации и лечению помутнений зрительной оси и многих аномалий задней части глаза.

У грудных детей и дошкольников зрительное предпочтение и регулировка также могут быть оценены путем проведения более сложного теста закрытия одного глаза. Он вовлекает закрытие и открытие каждого глаза в то время, как ребенок смотрит прямо перед собой на объект, находящийся приблизительно в трех метрах. Наблюдение любых движений незакрытого глаза, когда противоположный закрыт, или закрытого глаза, когда окклюзор удаляется, свидетельствует о потенциальном нарушении регулировки глаз (косоглазие) и требует обсуждения с офтальмологом плана дальнейшего обследования. Независимо от этиологии косоглазие, которое остается нелеченным, в конечном счете приводит к корковой супрессии зрительных импульсов от недоминантного глаза и отсутствию пространственного зрения, делая раннюю диагностику и терапию критически важными.

К 3-5 годам жизни стереоскопическое зрение может быть оценено при помощи стереотеста или стереоскопических скрининговых аппаратов. Формальное тестирование остроты зрения должно начинаться в трехлетнем возрасте с методик, соответствующих возрасту. Приблизительно 20-25 % детей имеют идентифицируемые нарушения рефракции, обычно предмиопию или миопию (близорукость) к моменту достижения взрослого возраста. Использование картиночных тестов, типа LH-теста, и карточек с картинками Аллена является наиболее эффективным при скрининге дошкольников. К 5 годам жизни большинство детей можно успешно скринировать с использованием стандартных алфавитных карточек, теста с перевертышами.

У школьников, включая подростков, должны проводиться ежегодные проверки остроты зрения. Обследование дошкольников должно продолжаться, если острота зрения любого глаза снижена. У детей 5-6 лет при невозможности прочесть большинство строк необходимо дальнейшее обследование. В любом возрасте различие в измерении остроты зрения между глазами более чем в одну строку требует дальнейшей оценки.

Периодические осмотры органа зрения и проверка зрительных функций должны проводиться семейными врачами с определенной периодичностью: при выписке из роддома; в возрасте 2-4 мес.; в возрасте 1 года; в возрасте 3-4 лет; в возрасте 7 лет; в школе - 1 раз в 2 года. Детей, включенных в группы риска развития патологии глаз, следует осматривать ежегодно. Новорожденных и грудных детей из групп риска осматривают ежеквартально на протяжении двух первых лет жизни.

Ведь многие полагают, что это заболевание может пройти самостоятельно? Любая глаукома, лечение её - это уровень не домашней медицины, а профессиональной.

Да! Это просто необходимо! Свыше полутора миллионов жителей США страдает от проявлений глаукомы. В списке заболеваний, вызывающих слепоту, глаукома занимает устойчивое второе место.

Самое большее распространение (примерно 90% всех случаев) получила открыто-угольная форма глаукомы (ОУГ), отличающаяся постепенным прогрессом вплоть до наступления полной слепоты. Прочие разновидности глаукомы - врожденная, закрытоугольная и вторичная также опасны, но менее коварны.

Разумеется, статистика всегда условна, поэтому, упоминая больных с открытоугольной глаукомой и с плохим зрением, источники утверждают: слепота прогрессирует у 65% лиц на протяжении 20 лет.

Помимо ухудшения остроты зрения ОУГ может провоцировать появление других сопутствующих заболеваний. Частный случай - нарушение периферического зрения.

Глаукома соотносится с преклонным возрастом и расовыми критериями. Так лица европейского происхождения после 50 лет сталкиваются с глаукомой сравнительно редко. Люди пожилые жалуются на нее гораздо чаще, а в преклонном возрасте от нее страдает более 3% от числа всех пациентов офтальмологических клиник. Негры считаются особой группой риска по заболеванию глаукомой, а большинство случаев слепоты у негроидов вызывается именно этим заболеванием.

Причины глаукомы

Помимо возрастных данных и особенностей рассового происхождения, для развития глаукомы имеют особую важность

  • близорукость;
  • сахарный диабет;
  • наследственность, когда кто-то в семье уже имеет глаукому;

Особенности проведения скрининговых тестов на глаукому

Существует много тестов для определения глаукомы, но чаще всего на практике используются тонометрия, офтальмоскопия и периметрия.

Выбор тонометрии как как тестового метода на глаукому целиком возлагается на врача. В ряде случаев лицам, входящим в группу риска (в возрасте под 70) клинически целесообразно обследоваться на глаукому у врача-окулиста.

Для измерения уровня внутриглазного давления применяются различные типы тонометров - аппланационные и импрессионные. При использовании любого тонометра принято считать по определению, что глаза пациентов имеют сходную ригидность, толщину роговицы и одинаковый кровоток. Результаты тонометрии зависят от выбор модели устройства, тяжести заболевания и квалификации врача-офтальмолога.

Проблемы использования тонометрии связаны с свойствами глазного давления. Под этим подразумевается уровень внутриглазного давления, превышающий 21 мм рт. ст. Несмотря на то, что гипотензивность глаз зачастую предваряет сокращение поля зрения вследствие глаукомы и рассматривается как дополнительный фактором риска (глаукома отмечается в 5-6 раз чаще нормального при ВГД, превосходящем 21 мм рт. ст.), небольшая гипотензивность глаз встречается у пациентов, не страдающих глаукомой.

При этом число лиц, страдающих от глаукомы, составляет примерно 1% от общей численности всего населения, что гораздо меньше, нежели чем число больных, имеющих гипотензивность глаз (порядка 15%). Гипотензивность есть у четверти всех лиц пожилого возраста. Гипотензивность не взаимосвязана с глаукомой. Примерно у 80% больных с ГГ глаукома никогда не диагоностировалась и не прогрессировала.

Высокий уровень внутриглазного давления наоборот имеет важное значение для рисков появления глаукомы. Исходное значение в 35 мм рт. ст. гораздо менее чувствительно при прогнозировании глаукомы. Открытоугольная глаукома может прогрессировать у пациентов, имеющих обычный показатель внутриглазного давления.

Офтальмоскопия - второй вид скрининга на открытоугольную глаукому. Офтальмоскопия обязательно присутствует в стандартном осмотре врача-офтальмолога, будучи одним из важнейших компонентов диагностики глазных заболеваний. В ходе этой процедуры при помощи офтальмоскопа возможно осмотреть глазное дно, оценить состояние сосудов глазного дна, диска зрительного нерва и сетчатки.

Также офтальмоскопия дает возможность обнаружить затронутые атрофией участки, способные вызвать образование новых очагов заболевания, найти места разрывов сетчатки и узнать их количество. Исследования могут делаться в прямом и обратном виде, широким и узким зрачком.

Наряду с заболеваниями глаз офтальмоскопия используется в диагностике других патологий, как то: сахарный диабет, артериальная гипертония и пр.

Третий метод обследования на ОУГ - периметрия, процедура, позволяющая определить границы полей зрения. Периметрия характеризуется большей точностью, нежели тонометрия или офтальмоскопия. Объём поля зрения дает возможность определить остроту периферического зрения, оказывающего влияние на состояние жизнедеятельности пациента.

  • глаукома;
  • дистрофия сетчатки;
  • отслойка сетчатки;
  • гипертония;
  • ожоги глаза;
  • онкологические заболевания глаза;
  • излияние крови в сетчатку;
  • травма, ишемия зрительного нерва.

В стенах нашей клиники мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда услышав тот или иной офтальмологический диагноз, родители задают вопрос: «Как давно у нас образовалась эта проблема ?», и очень удивляются, когда слышат в ответ: «Этой проблеме не три недели, и даже не несколько месяцев, это врожденная патология ». И зачастую мы наблюдаем изумленный и растерянный вид пап и мам. А когда начинаем расспрашивать когда же они посещали офтальмолога, получаем множество вариантов ответа, таких как:

-«А зачем это делать до школы?»
-«М ы были – нам сказали с возрастом все пройдет.»
-«Н ас уверили, что до 3х лет ребенка невозможно обследовать», и так далее.

У нас в центре детки обследуются у офтальмолога с любого возраста . Уже в возрасте до 1 года наш специалист может уверенно сказать, присутствует, или отсутствует у ребенка врожденная патология , не задерживается ли в развитии его зрительная система, нет ли угрозы возникновения косоглазия и т.д.

Как мы быстро и просто проверяем зрение малышам до 1 года?

Т еперь в нашем центре в Харькове, благодаря аппарату «Plusoptix, Gemany» мы можем с высокой точностью просканировать зрительную систему ребенка уже с 3-х месяцев .
Процедура проверки очень проста и не требует от ребенка никаких усилий.

В рач в течении 15-30 сек производит замер аппаратом «Plusoptix». Ребенок в это время находится на руках у родителей, его внимание мы привлекаем специальным звуком. В зависимости от результата скрининга, врач дает дальнейшие рекомендации и выдает пациенту результат обследования .

Почему же так важен офтальмологический скрининг в грудном возрасте?

О собенность заболеваний глазок такова, что они не сопровождаются болезненными ощущениями (кроме травм), поэтому ребенок не в состоянии осознать, что он плохо видит и не может сообщить об этом родителям.

П ервый визит к офтальмологу необходимо планировать в 3-4 месяца . Именно в этом возрасте устанавливается правильное положение глаз и уже видны возможные патологии. Врач оценивает состояние зрительного нерва и сосудов сетчатки, которые являются показателем тонуса сосудов головного мозга. В этом возрасте видны признаки таких серьезных заболеваний как:

    в рожденная глаукома(повышение внутриглазного давления),

    к атаракта (помутнение хрусталика),

    п тозы(опущение верхнего века),

    з локачественные новообразования, требующие срочного оперативного вмешательства.

Е сли еще добавить паралитическое косоглазие и некоторые аномалии развития рефракции, которые уже можно не только диагностировать, но и достаточно успешно корректировать в возрасте до года, становится очевидно, насколько важен ранний офтальмологический скринининг.

Актуальность
Отсутствие оптимального диспансерного контроля зрения у детей влечет за собой несвоевременное назначение лечебных и профилактических мероприятий, что приводит к росту заболеваемости. Разработанная и внедренная в практику программа дистантного скринингового обследования зрения школьников позволяет на ранних этапах эффективно выявлять патологию. Широкий интерес, проявленный к внедрению этой программы на региональном и федеральном уровне, требует дальнейшего программного и методологического совершенствования.

Цель
Провести анализ эффективности дистантного скринингового обследования зрения у школьников, наметить пути эффективного ее внедрения в практику на региональном и федеральном уровне.

Материалы и методы
Создана программа для ЭВМ: Программа для дистантного скринингового обследования зрения (ДВС). Программа позволяет в интерактивном режиме проводить четыре вида обследования:
1. Исследование остроты зрения. Применяется аналог тестовой таблицы оптометрических оптотипов Ландольта. Общепринято, что эти оптотипы являются наиболее достоверными при исследовании остроты зрения. Угловой размер оптотипов задается при количественной верификации тест-полоски перед проведением исследования работником школы, ответственным за проведение скрининга. Количество оптотипов, предъявляемых пациенту и количество допустимых ошибок, строго соответствует мировому стандарту при исследовании остроты зрения в офтальмологическом кабинете.
2. Определение состояния рефракции школьника на момент проведения обследования, ее сдвиг в сторону гиперметропии или миопии. Это дуохромный тест: напомним, что близорукий человек видит четче те оптотипы, которые расположены на красном фоне, а дальнозоркий на зеленом. Тест является весьма значимым с учетом того, что контроль рефракции на фоне школьной зрительной нагрузки позволяет судить о функциональной готовности ребенка к ней. Контрольное полное офтальмологическое обследование в ряде случаев не подтверждает наличие близорукости, но выявленное при скрининге зрительное перенапряжение позволяет судить о высоком риске возникновении миопии.
3. Выявление астигматизма с помощью оценки четкости видения разнонаправленных отрезков лучистой фигуры. Если оптика физиологически относительно симметрична, то обследуемый не будет указывать на эти различия.
4. Тест Амслера позволяет косвенно исключить или выявить патологию макулярной зоны — участка сетчатки, ответственного за состояние центрального зрения.
Результаты обследования автоматически заносятся в базу данных и хранятся в ней. Особенности введения паспортных данных обследуемых позволяют контролировать результаты скрининга вне зависимости от того, продолжает ли ребенок обучаться в этой школе или другой после смены места жительства.
Регламент проведения скрининга подразумевает использование программы, размещенной на сайте нашей клиники с использованием интернета.
Обследование проводится в компьютерном классе одномоментно группе из 5 школьников. В зависимости от количества проводимых тестов обследование занимает от 4 до 8 минут. Таким образом, за один академический урок возможно проведение скринингового обследования зрения всем ученикам одного класса общеобразовательной школы (30–40 человек).
Проведение скринингового обследования школьников согласовано с главными управлениями здравоохранения, образования, связи и информатизации мэрии г. Новосибирска, родительскими комитетами школ.
Проводятся следующие организационные мероприятия:
1. Управление и районные отделы образования:
— координация организационных мероприятий;
— согласование сроков проведения скрининга;
— информационные письма директорам школ.
2. Директора, завучи, учителя информатики:
— инструктаж по использованию программы;
— регламент проведения скрининга;
— приведение в соответствие материально-технического и программного обеспечения.
3. Классные руководители:
— информационное согласие родителей на проведение скринингового обследования;
— доведение до их сведения результатов скрининга и рекомендаций.

Результаты
В пилотном проекте приняли участие
8.средних общеобразовательных школ г. Новосибирска. За три недели было проведено обследование зрения 3017 ученикам. 870 школьникам проверка зрения была проведена дважды (в начале и в конце учебного года, как это планируется при повсеместном внедрении технологии).
Для сравнения, в течение 8 лет выездными бригадами нашего филиала было проведено офтальмологическое обследование 26829 школьникам и учащимся колледжей. Таким образом, предложенная методика дала возможность повысить эффективность скринингового обследования зрения школьников более чем в 9 раз. Теоретически при организованно проведенном обследовании за один месяц можно провести скрининг зрения всех школьников г. Новосибирска (около 1.0 тыс. человек).
Было выявлено нарушение зрения у 1497 школьников (49,6%, в том числе у 7% детей начальных классов). Достоверность скрининга составила
9.% из числа с нарушением зрения и 100% — без нарушения. Это было подтверждено выборочным обследованием остроты зрения и рефракции врачебной бригадой на выезде.
При анализе причин этих артефактов было установлено несколько их причин:
— отклонение от разработанного регламента скрининга, который хоть и протекает в игровой форме, но все же требует соблюдения четких действий от учащихся и должного контроля со стороны ответственного;
— низкий технический уровень оснащения компьютерных классов, в первую очередь использование мониторов 13 дюймов по диагонали на основе лучевых трубок, исчерпавших свой ресурс;
— проблемы с интернет-связью, не обеспеченной интернет-провайдерами на должном заявленном уровне.
Технические проблемы могут быть устранены на этапе тестирования возможностей компьютерных классов.
Регламент четко разработан и прописан в инструкции, и должен неукоснительно соблюдаться при проведении обследования.
Проведено адресное полное офтальмологическое обследование 614 человек из числа учащихся с выявленными нарушениями зрения. Это является вторым этапом в планируемой нами системе мероприятий диспансеризации школьников.
Было установлено, что 450 из них нуждается в хирургическом или консервативном лечении. Фактически было проведено бесплатное для родителей лечение 125 школьникам.
В процессе работы и анализе результатов скрининга были намечены и уже частично воплощены перспективные разработки предложенной нами программы:
1. Скрининговое исследование функций бинокулярного зрения.
Актуальность: высокая вероятность нарушения бинокулярного зрения при высокой остроте зрения.
Привлекаемые средства:
— очки Ланкастера (ведомственная целевая государственная программа (ЦГП), ООО Центр детского зрения «Илария» (ЦДЗ));
— разработка программного обеспечения (Новосибирского филиала ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова Росмедтехнологии»).
2. Скрининговое исследование аномалий переднего отрезка и придаточного аппарата глаз.
Актуальность: визуализация патологии (лейкома, птоз, косоглазие и т. д.).
Привлекаемые средства:
— веб-камера (ЦГП);
— создание специализированного блока программы с базой видеоданных (НФ ФГУ МНТК);
— анализ базы видеоданных офтальмологами (НФ ФГУ МНТК — телемедицина).
3. Контроль соблюдения расстояния до монитора, с которого происходит скрининговое обследование.
Актуальность: Повышение качества скринингового обследования.
Привлекаемые средства:
— веб-камера (ЦГП);
— оправа с тест-полоской (ЦГП, НФ ФГУ МНТК, ЦДЗ);
— разработка программного обеспечения (НФ ФГУ МНТК).
4. Внесение адреса обследуемого.
Актуальность: возможность информирования непосредственно родителей о необходимости полного обследования их детей, разъяснительная и координационная работа.
Привлекаемые средства:
— расширение объема паспортной части программы (НФ ФГУ МНТК — регистрация, выполнено).
5. Расширение базы данных о средних учебных учреждениях Российской Федерации.
Актуальность: высокий интерес к внедрению программы субъектов федерации.
Привлекаемые средства:
— расширение объема паспортной части программы (НФ ФГУ МНТК, выполнено);
— персональный доступ через логин и пароль для каждой школы (НФ ФГУ МНТК, выполнено).
6. Скрининговое исследование зрения дошкольников.
Актуальность: высокий уровень близорукости у детей начальных классов.
Привлекаемые средства: разработка тестовой части программы для детей дошкольного возраста (НФ ФГУ МНТК).
7. Совмещение базовой программы с дополнительным скрининговым диагностическим оборудованием.
Актуальность: объективное выявление аметропии даже при высокой остроте зрения.
Привлекаемые средства:
— бинокулярный рефрактометр Plusoptix (ЦГП, ЦДЗ);
— разработка программного обеспечения совмещающего 2 базы данных (НФ ФГУ МНТК).

Выводы
Предлагаемая комплексная целевая программа позволяет:
— своевременно и в большем количестве выявлять школьников со сниженным зрением;
— адресно, эффективно оказать необходимую специализированную офтальмологическую помощь;
— контролировать в течение всего периода обучения состояние зрения школьников;
— выявлять учреждения с нарушением норм СанПиНа.