Перкуссия живота в норме. Перкуссия живота. Приемы перкуссии живота

  • Дата: 19.07.2019

Применение ЛФК определяется состоя­нием больного и требует правильного выбора методики проведения занятия. Различают индивидуальный, групповой и самостоятельный ме­тоды проведения лечебной гимнастики . Объем лечебной гимнастики должен соответствовать режиму движений больного. Занятия лечебной гимнастикой могут быть индивидуальными, малогруппо-выми (для 2–3 больных) и групповыми (8–10 больных). При назначении самостоятельных занятий в домашних условиях больному дают специальные указания по самоконтролю. Каждое занятие строится по определенному плану и включает в себя три раздела: вводный, основной и заключительный. В ЛФК придается большое значение дозированию упражнений; для этого определяют их продолжительность, исходные положения, количество повторений, темп, амплитуду движений, рациональное чередование нагрузки и отдыха, учитывают индивидуальные особенности больного, возраст. Игровой метод широко применяют при занятиях с детьми. Включение в ЛФК игр повышает интерес к ним, но требует строгого дозирования нагрузки. Элементы спорта (волейбол, теннис и др.) в ЛФК используют с большими ограничениями, преимущественно в санаторно-курортных учреждениях. ЛФК эффективна при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса лечения, учетом возраста, профессии, двигательной активности больного, особенностей течения болезни.

В основе построения частных методик в ЛФК лежат следующие положения:

1) интегральный подход к оценке состояния больного с учетом особенностей заболевания (принцип нозологии);

2) обяза­тельный учет патогенетической и клинической характеристики заболевания, возраста и тренированности больного;

3) определение терапевтических задач в отношении каждого больного или группы больных;

4) систематизация специальных упражнений, оказывающих направленное воздействие на восстановление функций пораженной системы;

5) рациональное сочетание специальных видов физических упражнений с общеукрепляющими для обеспечения как общей, так и специальной нагрузки.

В ЛФК лечебно-профилактические задачи дополняются воспита­тельными. В связи с этим большое значение имеет ряд дидак­тических принципов в обучении больных физическим упражнениям: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематич­ность и последовательность. Принцип систематичности и последо­вательности предусматривает использование следующих правил: а) от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному.

Дозирование физической нагрузки в ЛФК - установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и др.). Физическая нагрузка должна быть адек­ватной состоянию больного и его физическим возможностям.

Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнасти­ки:

а) подбор физических упражнений;

б) количество повторений;

в) плотность нагрузки на протяжении процедуры (занятия);

г) про­должительность процедуры.

Кроме того, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени. Большая нагрузка (А) - без ограни­чения выбора физических упражнений, применяемых в ЛФК; средняя нагрузка (Б) исключает бег, прыжки и более сложные гимнасти­ческие упражнения; слабая нагрузка (В) допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног в сочетании с дыхательными упражнениями.

Дозировка прогулок по ровному месту определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы. Дозировка терренкура определяется длительностью, рельефом дорожки, коли­чеством остановок для отдыха и номером маршрута. Маршруты ближнего туризма дозируются их продолжительностью, рельефом местности и темпом ходьбы, а также соотношением продолжи­тельности ходьбы и отдыха на привалах. Дозировка оздорови­тельного бега (трусцой) предусматривает сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений с учетом постепенного возрастания продолжительности бега. Дозировка нагрузки при купании и плава­нии зависит от температуры воды и воздуха, активности занимаю­щегося и продолжительности процедуры. Прогулочная гребля дозируется чередованием движений гребца с паузой для отдыха, сменой гребцов и использованием привалов для отдыха на берегу. При прогулках на лыжах и катании на коньках дозировка нагрузки определяется продолжительностью и темпом передвижения, а также паузами для отдыха.

Курс ЛФК подразделяют на 3 периода:

1) вводный (3-10 дней);

2) основной, или тренировочный (время пребывания на лечении);

3) заключительный (3-5 дней).

При построении процедур лечебной гимнастики следует учиты­вать, что она состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. В отдельных случаях лечебная гимнастика может включать 2-5 разделов, отражающих общие и частные особенности методики. Физиологическая кривая нагрузки строится по принципу многовершинной кривой. В первой половине курса лечения уве­личение и уменьшение нагрузки выражены меньше, чем во второй половине. В течение первой четверти процедуры нагрузка возраста­ет, а на протяжении последней четверти снижается. На основной раздел процедуры в первой половине курса лечения приходится 50% времени предназначенного для проведения всей процедуры, а во второй половине курса лечения – несколько больше.

Для более правильного использования физических упражнений при построении методики лечебной гимнастики рекомендуют учиты­вать следующие приемы: 1) выбор исходных положений; 2) подбор физических упражнений по анатомическому признаку; 3) повторяе­мость, темп и ритм движений; 4) амплитуду движений; 5) точность выполнения движений; 6) простоту и сложность движений; 7) сте­пень усилия при выполнении физических упражнений; 8) исполь­зование дыхательных упражнений; 9) эмоциональный фактор.

Методика применения дыхательных упражнений имеет важное значение в практике ЛФК. Дыхательные упражнения, не предъяв­ляя больших требований к больному, стимулируют функцию внешнего дыхания. В лечебной гимнастике дыхательные упражне­ния применяют с целью: 1) обучения больного правильному дыха­нию; 2) снижения физической нагрузки (метод дозировки); 3) спе­циального (направленного) воздействия на дыхательный аппарат. Единственно правильный тип дыхания - полное дыхание, когда в акте дыхания участвует весь дыхательный аппарат.

Одним из методических условий применения дыхательных упражнений является использование оптимального соотношения гимнастических и дыхательных упражнений. Чем тяжелее состояние больного, тем чаще между гимнастическими движениями включают дыхательные упражнения.

Применять упражнения в глубоком дыхании следует после выра­женных физических нагрузок. Задержка дыхания на вдохе не оправ­дана, а на выдохе допустима на 1-3 с, чтобы стимулировать последующий вдох. При сочетании дыхательных фаз с движениями следует принимать во внимание следующее: 1) вдох должен соответствовать выпрямлению корпуса, разведению или поднятию рук и моменту наименьшего усилия в упражнении; 2) выдох должен соответствовать сгибанию корпуса, сведению или опуска­нию рук и моменту наибольшего усилия в упражнении.

Нагрузки в ЛФК

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного.

Для дозировки нагрузки следует принимать во внимание ряд факторов, которые способны увеличивать ее или уменьшать:

Исходные положения лежа, сидя облегчают нагрузку, стоя - увеличивают;

Величина и число мышечных групп: включение небольших групп (стопы, кисти) уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц - увеличивают;

Амплитуда движения: чем она больше, тем больше нагрузка;

Число повторений одного и того же упражнения: его увеличение повышает нагрузку;

Темп выполнения: медленный, средний, быстрый;

Ритмичное выполнение упражнений: облегчает нагрузку;

Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма - уменьшает;

Сложные упражнения на координацию: увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни;

Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения: снижают нагрузку; чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение с общеукрепляющими и специальными может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5;

Положительные эмоции на занятиях в игровой форме: помогают легче переносить нагрузку;

Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку;

Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку;

Использование предметов и снарядов: влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит от интенсивности, длительности, плотности и объема. Интенсивность соответствует определенному уровню пороговой величины: от 30–40 % в начале и 80–90 % в конце лечения. Для определения порога интенсивности применяют нагрузки на велоэргометре с возрастающей мощностью от 50 до 500 кгм/мин. и более, до предела переносимости. Длительность нагрузки соответствует времени занятий.

Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки - это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное, без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий.

При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Режим движений (режим активности) - это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.

Строгий постельный режим назначают тяжелым больным. Для профилактики осложнений применяют упражнения в статическом дыхании, пассивные упражнения и легкий массаж.

Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в положение сидя в постели от 5 до 40 мин. несколько раз в день. Применяют лечебную гимнастику с небольшой дозировкой физической нагрузки, с допустимым учащением пульса на 12 уд./мин.

Палатный режим включает положение сидя до 50 % в течение дня, передвижение по отделению с темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100–150 м, занятия лечебной гимнастикой длительностью до 20–25 мин., с учащением пульса после занятия на 18–24 уд./мин.

При свободном режиме в дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60–80 шагов в минуту на расстояние до 1 км с отдыхом через каждые 150–200 м.

Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия - 25–30 мин., с учащением пульса после него на 30–32 уд./мин. Частота пульса на занятиях должна быть не более 108 уд./мин. у взрослых и 120 уд./мин. у детей.

В санаторно-курортных условиях применяют щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы.

Щадящий режим соответствует в основном свободному режиму в стационаре с разрешением ходьбы до 3 км с отдыхом через каждые 20–30 мин., игр, купания (при подготовленности и закаленности).

Щадяще-тренирующий режим допускает средние физические нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, терренкур, прогулки на лыжах при температуре воздуха не ниже +10… +12 °C, катание на лодке в сочетании с греблей 20–30 м, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.

Тренирующий режим применяют в тех случаях, когда нет выраженных отклонений в функциях различных органов и систем. Разрешаются бег, спортивные игры по общим правилам.

Из книги Лечебное питание при сахарном диабете автора Алла Викторовна Нестерова

Физические нагрузки Данный фактор является одним из важных в процессе лечения СД. При выполнении физической работы производится мышечное усилие, при котором активно расходуется глюкоза. Содержание сахара в крови снижается. Постепенно начинают расходоваться и запасы

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Владимир Федорович Тихонов

Психологические нагрузки Соревнования сильно отличаются от поднимания гирь «для себя» в выходные дни, от тренировок в знакомом спортивном зале. Почти каждый гиревик испытывает беспокойство, которое выражается в вопросах к самому себе: «Какой у меня будет результат?»,

Из книги Аптека здоровья по Болотову автора Глеб Погожев

Физические нагрузки Массаж тела и длительная прогулка по лесу (а зимой на лыжах) сделают ваше сердце здоровым.Массаж. Сеанс общего массажа начинают со спины, шеи и ближней к массажисту руки. Затем в таком же порядке надо массировать другую сторону спины, шеи и другую

Из книги Методика доктора Ковалькова. Победа над весом автора

Физические нагрузки Уровень сахара в крови можно понизить и с помощью физической работы. Для этого через 30–35 минут после еды надо произвести какую-либо работу до средней утомленности мышц. Нормализовать сахар в крови можно обычным голоданием или употреблением пищи

Из книги Ходьба вместо лекарств автора Евгений Григорьевич Мильнер

Аэробные нагрузки

Из книги Фейсформинг. Уникальная гимнастика для омоложения лица автора Ольга Витальевна Гаевская

Величина нагрузки Величиной нагрузки мы называем объем нагрузки, ее продолжительность, километраж. По степени воздействия на организм в оздоровительной физкультуре (так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, а также

Из книги Худеем с умом! Методика доктора Ковалькова автора Алексей Владимирович Ковальков

Интенсивность нагрузки Интенсивность нагрузки зависит от скорости ходьбы и рельефа трассы и определяется по ЧСС и в процентах от максимальной частоты сердечных сокращений (ЧСС макс.). Максимальная частота сердечных сокращений (максимально возможная для данного лица)

Из книги Минимум жира, максимум мышц! автора Макс Лис

Физические нагрузки Жизнь человека неразрывно связана с кислородом, который обязателен не только для производства энергии, но и для синтеза жиров, белков, углеводов и других необходимых веществ. Он способствует построению и сохранению жизнеспособности клеток, органов,

Из книги Ишемическая болезнь сердца. Жизнь продолжается автора Елена Сергеевна Киладзе

Силовые нагрузки Силовые нагрузки, в отличие от аэробных, направлены не на сгорание жиров. Они отвечают за восстановление и частичное наращивание мышечной массы, теряемой на протяжении первого и второго этапов. Заниматься можно как в тренажерном зале под руководством

Из книги Лишний вес. Освободиться и забыть. Навсегда автора Ирина Германовна Малкина-Пых

Нагрузки и проблемный жир Сжигание жира - процесс, зависящий почти исключительно от гормонов надпочечных желез. Очевидно, что баланс между бета- и альфа-адренорецепторами определяет, предрасположена ли жировая ткань к сжиганию жира или нет.Жировая ткань с высоким

Из книги Лечение более чем 100 болезней методами восточной медицины автора Савелий Кашницкий

Физические нагрузки Физические нагрузки являются неотъемлемой частью жизни человека и включают в себя широкий перечень действий – от пеших прогулок до разгрузки вагонов. Любая физическая нагрузка заставляет работать сердце с увеличенной силой. Для здорового сердца

Из книги Лечебная физкультура автора Николай Балашов

4.5. А как же физические нагрузки? А теперь, в самом конце нашей книги, поговорим о физических нагрузках, которым мы совсем не уделили внимания. Да, существует большое количество систем физических упражнений, направленных на достижение стройности. Они весьма разнообразны,

Из книги Сексуальное здоровье мужчины: естественные методы восстановления автора Андрей Молохов

Физические нагрузки Оздоровительная ходьбаДля пожилых людей наиболее естественный и подходящий вид физической активности – ходьба. Ежедневные прогулки пешком по 30 минут могут сократить коронарную заболеваемость. Другая важная закономерность: в пожилом возрасте по

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Андрей Моховой

Нагрузки в ЛФК Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного.Для дозировки нагрузки следует принимать во внимание ряд факторов, которые способны увеличивать ее или уменьшать: исходные положения лежа, сидя облегчают

Из книги автора

Физические нагрузки Невозможно восстановить нормальную работу органов, в том числе и половых, без восстановления микроциркуляции крови, лимфы, энергии. А микроциркуляцию невозможно восстановить без специальных упражнений, массажа, которые, естественно, надо проводить

Из книги автора

Физические нагрузки Хорошее пищеварение невозможно без физических нагрузок. Брэгг рекомендовал людям с запущенным здоровьем начинать свои оздоровительные занятия с ходьбы. «Ходьба – королева упражнений, – утверждал он. – Вы должны, начав с малого, ежедневно

Лечебная физкультура (ЛФК) - это лечебно-профилактический метод, помогающий восстановиться организму и предупредить развитие множества заболеваний. ЛФК используется совместно с другими методиками терапии для получения максимально возможных положительных результатов.

Вся физическая нагрузка подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от заболевания и общего состояния пациента. Она позволяют восстановить не только функциональность органов и систем, но и психическое и эмоциональное состояние.

Движение является биологическим стимулятором и раздражителем, который способствует росту, развитию и восстановлению. Физические упражнения воздействуют на реактивность на различные факторы, изменяя общую и местную реакцию. Исследования показали, что гипокинезия (недостаточная физическая активность) снижает сопротивляемость организма и является фактором риска развития многих заболеваний. Поэтому вынужденная гипокинезия, которая развивается по причине патологического состояния, создает неблагоприятные условия для пациента.

Конечно, покой в период болезни необходим, но если он длительный, то снижение всех функций организма становится стойким, что усугубляет общее состояние, замедляет процессы выздоровления и способствуют развитию осложнений. Поэтому упражнения лечебной физкультуры жизненно необходимы.

Действие ЛФК

Активизирует физиологические функции;

Помогает адаптироваться тканям и органам к новому состоянию;

Стимулирует процессы восстановления;

Восстанавливает водно-солевой баланс;

Нормализует обмен веществ;

Восстанавливает психоэмоциональное состояние;

Предотвращает дальнейшее разрушение и развитие заболевания;

Формирует новые навыки и закрепляет их;

Уменьшает неблагоприятное воздействие факторов внешнего мира и т.п.

Если тщательно подобрать вид физических упражнений, то можно вызвать локализованное воздействие, которое изменяет состояние только там, где это действительно необходимо.

Противопоказания

Лечение физическими упражнениями имеет ряд противопоказаний, как и другие методы терапии:

Тяжелое общее состояние;

Интенсивные болевые ощущения;

Опасность развития кровотечения;

Высокая температура;

Резкое повышение давления;

Онкологические заболевания

Если есть возможность назначить занятия лечебной физкультурой на раннем этапе, то можно добиться максимальных результатов.

Перед применением лечебной физкультуры важно правильно диагностировать заболевание.

Средства ЛФК

Средства ЛФК - это комплекс физических упражнений.

Классификация физических нагрузок:

Идеомоторные;

Гимнастические.

Идеомоторные упражнения - это вид занятий, которые выполняются мысленно. Они показаны при парезах и параличах.

Гимнастические развивают силу, выносливость, равновесие, восстанавливают координацию, подвижность в суставах и другое

Разновидности гимнастических упражнений:

Статические и динамические;

Активные и пассивные;

Растяжение и расслабление;

Для рук и ног, шеи, спины, пресса и т.п.;

По характеру различают дыхательные, подготовительные, корригирующие, на равновесие и т.п.

Статические направлены на напряжение мускулатуры и заключаются в удержании гантелей в неподвижном состоянии, удержании своего веса на тренажерах, на полу и т.п. Они развивают силу, выносливость, укрепляют мышцы и предупреждают развитие атрофии мышечной ткани.

Упражнения на растягивание снимают утомление при перенапряжении мышц и их повышенном тонусе. Так же действуют расслабляющие упражнения.

Пассивные упражнения - это упражнения, которые выполняются инструктором, а пациент не испытывает мышечного напряжения. Эти занятия показаны при парезах и параличах. Они направлены на восстановление двигательной активности и сочетаются с идеомоторными упражнениями.

Дыхательные упражнения благоприятно влияют на все ткани, органы и системы, нормализуют процесс дыхания, способствуют укреплению дыхательных мышц, предупреждают развитие застойных явлений.

Корригирующие упражнения воздействуют на позвоночник и исправляют осанку. Плавание, ходьба, бег, катание на лыжах, коньках или велосипеде, спортивные игры и т.п. - все это виды и методы ЛФК.

Формы ЛФК

Самостоятельные занятия - это наиболее распространенная форма, при которой комплексу упражнений Вас обучает инструктор или врач лфк. Их необходимо выполнять регулярно каждый день в одно и то же время до 3-х раз в день.

Лечебная ходьба подразумевает дозированную нагрузку на бронхо-легочную, сердечно-сосудистую и опорно-двигательную систему. Регулируется скорость движения, расстояние, длительность процедуры и число остановок.

Терренкур - это вид лечебной ходьбы, заключающийся в восхождении в горную местность. Нагрузка зависит от рельефа, типа подъема, его длительности и продолжительности маршрута.

Спортивные игры - групповые занятия, которые проводятся всегда под наблюдением тренера, инструктора, широко распространены в центрах реабилитации.

Утренняя гигиеническая гимнастика - это комплекс упражнений в утренние часы, направленный на укрепление сердца, сосудов и дыхательной системы, нормализацию обмена веществ и тонизирование организма. Длительность занятия составляет не больше 20 минут.

Лечебная гимнастика - это совокупность упражнений, которые несут общеукрепляющее действие на тело. Они должны решать конкретные задачи в соответствии со степенью тяжести заболевания. Длительность занятий варьируется от 10 минут до 45.

Методы лечебной гимнастики:

Индивидуальные занятия. Они показаны пациентам в послеоперационном периоде при ограниченном двигательном режиме;

Групповые. Группа состоит из пациентов с идентичным заболеванием;

Консультативные и самостоятельные. Выполнение специальных упражнений, которым Вас обучают, в домашних условиях.

Все занятия подразделяются на определенные части:

Вводная. По сути, это разминка, которая подготавливает Ваши мышцы, органы и системы к дальнейшим упражнениям. Также она тонизирует Ваш организм;

Основная. Это главный этап занятий, занимающий 80% от всего времени. Он направлен восстановление утраченных функций, улучшение общего состояния и формирование компенсаторных реакций;

Заключительная. Важный период, который позволяет быстро восстановиться после нагрузки и расслабиться.

Под дозировкой физической нагрузки в лечебной физкультуре следует понимать установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и целого комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика и др.).

Физическая нагрузка должна соответствовать функциональным возможностям больного, не снижая или, наоборот, не превышая их: в первом случае она не даст желаемого лечебного эффекта, во втором - ухудшит состояние больного.

В лечебной физкультуре дозировка физической нагрузки осуществляется путем выбора исходных положений тела, подбора физических упражнений, продолжительности их выполнения, количества упражнений в комплексе и повторений каждого упражнения, темпа и амплитуды движений, степени усилия и сложности движений, соотношения общеразвивающих и дыхательных упражнений, использования эмоционального фактора.

Исходное положение тела . При занятиях физическими упражнениями является важным элементом регулирования нагрузки.

В лечебной физической культуре выбор исходных положений зависит от двигательного режима, назначенного врачом. Различают три основных исходных положения - лежа, сидя и стоя. И.п. лежа имеет следующие варианты: лежа на спине, на животе, на боку. И.п. сидя имеет такие варианты: сидя на стуле, сидя в постели, на ковре - ноги прямые; сидя в постели - ноги спущены. И.п. стоя имеет следующие варианты: стоя на четвереньках; основная стойка - без опоры и с опорой на костыли, палки, «ходилки», брусья, перекладину, гимнастическую стенку, спинку стула и т.д. При заболевании сердечно-сосудистой и дыхательной систем могут использоваться и.п. лежа, полулежа с высоким положением головы, сидя и стоя; при повреждении позвоночника - и.п. лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках, полулежа, стоя.

Подбор физических упражнений . Осуществляется с учетом принципа постепенности - от простого к сложному, а также особенностей течения болезни и уровня физической подготовленности больного.

Продолжительность выполнения физических упражнений . Определяется фактическим временем, которое затрачивает больной на их выполнение; в первую очередь зависит от степени сложности упражнений.

Количество упражнений в комплексе и количество повторений каждого упражнения . Зависит от особенностей течения болезни, характера и вида упражнений, входящих в данный комплекс, продолжительности их выполнения. Например, количество повторений упражнений для мелких мышечных групп может быть больше, чем для крупных мышц.

Темп выполнения движений . Может быть медленным, средним и быстрым. В условиях стационара используют медленный и средний темп, на поликлиническом и санаторном этапах реабилитации - медленный, средний и быстрый.


Уменьшение или увеличение амплитуды движений . Позволяет регулировать физическую нагрузку.

Степень усилия при выполнении движений. Влияет на величину нагрузки. На занятиях ЛФК необходимо постепенно увеличивать нагрузки в упражнениях по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма.

Степень сложности движений . Также влияет на величину нагрузки. На занятиях ЛФК необходимо постепенно усложнять упражнения по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма.

Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений . Зависит от периода заболевания. По мере выздоровления уменьшается количество дыхательных и увеличивается количество общеразвивающих упражнений.

Использование эмоционального фактора . Состоит в том, чтобы на занятиях физическими упражнениями вызвать у больного положительные эмоции, что повышает лечебно-оздоровительный эффект и отдаляет наступление утомления.

При дозировке физической нагрузки большое значение имеет также плотность занятия ЛФК . Она определяется отношением фактического времени выполнения упражнений к продолжительности всего занятия. На занятиях ЛФК плотность должна быть 50-60%; в санаторно-курортных условиях, при тренирующем двигательном режиме, она может достигать 75% и более.

Включая в занятия дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц, чередуя упражнения для различных мышечных групп, можно поддерживать высокую плотность занятия и в то же время не вызывать утомления у занимающихся.

Дозировка в ЛФК -- это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии процедуре.

В ЛФК лечебно-профилактические задачи дополняются воспитательными. В связи с этим большое значение имеет ряд дидактических принципов в обучении больных физическим упражнениям: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип систематичности и последовательности предусматривает использование следующих правил:

  • а) от простого к сложному;
  • б) от легкого к трудному;
  • в) от известного к неизвестному.

Дозирование физической нагрузки в ЛФК - установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и др.). Физическая нагрузка должна быть адекватной состоянию больного и его физическим возможностям.

Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики:

  • а) подбор физических упражнений;
  • б) количество повторений;
  • в) плотность нагрузки на протяжении процедуры (занятия);
  • г) продолжительность процедуры.

Кроме того, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени. Большая нагрузка

  • (А) -- без ограничения выбора физических упражнений, применяемых в ЛФК; средняя нагрузка
  • (Б) исключает бег, прыжки и более сложные гимнастические упражнения; слабая нагрузка
  • (В) допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног в сочетании с дыхательными упражнениями.

Дозировка прогулок по ровному месту определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы. Дозировка терренкура определяется длительностью, рельефом дорожки, количеством остановок для отдыха и номером маршрута. Маршруты ближнего туризма дозируются их продолжительностью, рельефом местности и темпом ходьбы, а также соотношением продолжительности ходьбы и отдыха на привалах. Дозировка оздоровительного бега (трусцой) предусматривает сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений с учетом постепенного возрастания продолжительности бега. Дозировка нагрузки при купании и плавании зависит от температуры воды и воздуха, активности занимающегося и продолжительности процедуры. Прогулочная гребля дозируется чередованием движений гребца с паузой для отдыха, сменой гребцов и использованием привалов для отдыха на берегу. При прогулках на лыжах и катании на коньках дозировка нагрузки определяется продолжительностью и темпом передвижения, а также паузами для отдыха.

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

Исходные положения лежа, сидя -- облегчают нагрузку, стоя -- увеличивают.

Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) -- уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц -- увеличивают.

Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.

Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.

Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.

Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.

Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма -- уменьшает.

Упражнения сложные на координацию -- увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.

Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения -- снижают нагрузку: чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим и специальным может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.

Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.

Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.

Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.

Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит, от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки -- это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Опорно-двигательный аппарат занимает особое место в жизнедеятельности человека. Он включает в себя костную систему, суставы, связки, скелетные мышцы и обладает большими анатомическими и функциональными резервами (возвращение способности к движению за счет деятельности здоровых групп мышц при ранениях или атрофии какой-либо мышцы).

Человек начинает двигаться еще в период внутриутробной жизни. Шевеление плода удовлетворяет потребность мышц в движении. После рождения ребенка потребность в движениях проявляется в беспорядочных движениях рук и ног. Но такие движения целесообразны. Это приучает ребенка координировать движения, тренировать мышцы.

Известно, что малоподвижные дети нередко отстают в развитии, их слабым мышцам трудно поддерживать туловище в правильном положении, в связи с чем, обычно в школьном возрасте появляется сутулость, искривление позвоночника, нарушающие нормальную деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхания, пищеварения.

Большинство подростков отличаются подвижностью. Они охотно бегают, много ходят пешком, занимаются спортом. Двигательная активность людей среднего и пожилого возраста значительно снижена, недостаточная мышечная активность стала распространенной у лиц многих профессий и, на их фоне возникают болезни опорно-двигательного аппарата, уменьшается жизненная емкость легких и нарушение сердечно-сосудистой системы, учащаются травмы.

ЛФК - это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго по показаниям и под контролем.

Существует огромное количество разработанных комплексов ЛФК, мы коснемся только тех, которые человек может выполнять по разработанной методике, но самостоятельно.

Как уже упоминалось, малоподвижность характерна для многих профессий. Люди жалуются на разбитость, непонятную усталость (а ведь целый день сидят), боли в пояснице, раздражительность. Таким людям рекомендуют больше ходить пешком вне работы, в выходные дни уделить внимание физическим нагрузкам и спортивным упражнениям и играм. В то же время на работе использовать так называемую невидимую для посторонних глаз гимнастику.

ЛФК используется в сочетании с правильно организованным режимом в клинической, поликлинической, санаторно-курортной практике и в домашних условиях.

Физические упражнения изменяют реактивность организма: в первую очередь влияют на центральную нервную систему, вызывая изменение подвижности нервных процессов в коре головного мозга; корригируют функции основных систем организма (кровообращение, дыхание и др.), процессов обмена; способствуют их компенсации; влияют на эмоциональное состояние больного, отвлекают от мысли о болезни, вызывают чувство бодрости и уверенности.

ЛФК показана при открытых и закрытых переломах, повреждениях мягких тканей с целью более быстрого заживления, образования костной мозоли, при контрактурах различного происхождения, полиартрите, спондилоартрите,спондилезе. Широко используется при операциях на брюшной, грудной полостях и др. (пред- и послеоперационная гимнастика) как средство предупреждения различных послеоперационных осложнений (пневмония, атония кишечника, спайки, ограничения движения в суставах и др.) и борьбы с ними.

Физические упражнения улучшают питание мышцы сердца, усиливают ее сократительную функцию. ЛФК применяется при пороках сердцав начальных стадиях недостаточности кровообращения, миокардитах в подостром и хроническом периоде, кардиосклерозе,стенокардии, инфаркте миокарда, гипертонической болезни, гипотонических состояниях; при заболеваниях сосудов конечностей: облитерирующих поражениях артерий, хронических тромбофлебитах и варикозном расширении вен. Лечебная физкультура показана при заболеваниях легких (пневмонии, плевриты, туберкулез, бронхиальная астма, эмфизема, пневмосклерози др.); желудка и кишечника (гастриты, колиты,энтериты, энтероколиты), при опущении желудка и других внутренних органов, запорах,язвенной болезни, болезнях печени и желчевыводящих путей; при болезнях обмена и эндокринных (ожирение, подагра, сахарный диабет); заболеваниях женской половой сферы (хронические воспалительные процессы, опущение стенок влагалища, неправильные положения матки, расстройства менструального цикла).

ЛФК применяется в послеродовом иклимактерическом периодах. Физические упражнения широко применяются при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы. ЛФК показана как метод восстановительной терапии при параличах и парезах, вызванных нарушением мозгового кровообращения, при последствиях заболеваний нервной системы(энцефалиты, менингиты, полиомиелит, полиневриты, радикулиты, нарушения вестибулярной функции и неврозы). ЛФК широко применяется в комплексном лечении различной патологии у детей (ревматизм, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем и др.). Особенно показана ЛФК как лечебное и профилактическое средство при дефектах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие и др.).

Основное средство лечебной физкультуры -- комплексы физических упражнений -- делятся на гимнастические, спортивно-прикладные (плавание, гребля, лыжи, конькии др.), подвижные и спортивные игры. Они применяются в сочетании с естественными факторами природы (воздух, вода, солнце), которые наиболее полно используются в условиях санаторно-курортного лечения. Из комплекса средств чаще всего назначают гимнастические упражнения в форме лечебной гимнастики. (Упражнения для исправления сколиоза)

При назначении больному самостоятельных занятий в домашних условиях даются специальные рекомендации по самоконтролю

Методические принципы занятий: нагрузку дозируют соответственно физическим возможностям больного, общеукрепляющие упражнения должны чередоваться с дыхательными и специальными. Величина нагрузки в занятиях зависит от исходного положения, продолжительности процедуры, количества повторений упражнений, темпа, объема движений, их сложности, степени усилия в упражнении, применения снарядов, сочетания с дыхательными упражнениями.

Методическое руководство ЛФК осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, в составе которых имеются кабинеты ЛФК со штатом специалистов врачей и инструкторов по ЛФК.

Занятия ЛФК в условиях фельдшерско-акушерского пункта проводит только инструктор (методист) лечебной физкультуры или средний медработник, имеющий специальную подготовку. Кабинеты лечебной гимнастики должны иметь гимнастическую скамейку, стенку, горизонтальную лестницу, палки, булавы, гантели, мячи и др.