Ростовский кремль: что посмотреть, какие выставки посетить. Ростовский кремль. История центра духовной жизни

  • Дата: 22.09.2019

Предыдущая фотография Следующая фотография

«Визитная карточка» Ростова туристического - Кремль с его пятью храмами, Успенским собором и комплексом жилых построек, обнесённый мощными крепостными стенами. По своему первоначальному назначению Кремль представлял собой резиденцию архиереев Ростовско-Ярославской епархии. Его можно разделить на три самостоятельные части. Центральная - это собственно архиерейский двор. В северной части расположена бывшая соборная площадь с Успенским собором, а в южной - митрополичий сад.

Архиерейский двор

Обнесенный высокими стенами с красивыми башнями, украшенный многочисленными главами храмов и башенными шатрами, Архиерейский двор, который теперь принято называть Ростовским Кремлем, был заложен в 1660-х годах на месте старого и гораздо более скромного Архиерейского дома, от которого сохранились лишь фрагменты зданий.

Первым построенным храмом, своего рода краеугольным камнем ансамбля, стала церковь Воскресения Христова над северными воротами. Это не просто церковь, а целый сложный архитектурный комплекс, состоящий из пятиглавого храма, ворот в три пролета, галереи и двух башен, обрамляющих ворота. Воскресенская церковь должна была исполнять в комплексе Архиерейского двора роль Святых ворот и была ориентирована наружу, на Успенский собор.

Митрополит Иона Сысоевич не успел достроить свое детище, и заканчивал работы его преемник митрополит Иоасаф. Комплекс получился действительно грандиозным: двое великолепных Святых ворот с надвратными храмами, затмевающими своей красотой и центральный храм двора; множество каменных палат, небольшой прудик посреди двора.

Вторая исполинская надвратная церковь - Иоанна Богослова, расположенная над западными воротами кремля. Если Воскресенская церковь была первым храмом ансамбля, то Иоанновская - одним из последних. К Иоанновской церкви примыкает самая большая и знаменитая палата в Кремле - Красная палата. Еще один замечательный храм Ростовского Кремля - церковь Спаса-на-Сенях. Это - главный, центральный храм Архиерейского двора, задуманный митрополитом Ионой Сысоевичем как парадная церковь. Хотя расположена она не по центру, а слегка прикрыта зданием. К Спасской церкви вплотную примыкает Белая палата, построенная приблизительно в одно время с храмом. Предполагается, что этот комплекс был построен именно так по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле.

Успенский собор

Существующий собор - уже пятый по счету на этом месте; до него в центре древнего города сменилось еще четыре храма. Первым был кафедральный собор Успения Божией Матери «от древес дубовых», деревянный, заложенный еще в 991 году при князе Владимире, один из первых соборов на Руси.

Известно, что на рубеже XII-XIII веков настоятелем собора был отец богатыря Алеши Поповича.

Построенный в начале XVI века Успенский собор - поистине великолепное здание, достойное быть центральным собором Ростова, одного из главных городов средневековой Руси. Его архитектура находится под явным влиянием Успенского собора Московского Кремля - вероятно, зодчие, строившие собор, бывали в Москве и внимательно изучали столичный храм. Мощные стены ростовского Успенского собора разделены лопатками на три прясла с запада и четыре - с севера и юга.

Первоначально главы были несколько иными (возможно, шлемовидными), а в XVIII веке их заменили на нынешние луковичные, крытые лемехом. Во время Смуты собор, как и весь город, был захвачен и разграблен татарами и казаками, находившимися в войске Лжедмитрия, а митрополит Филарет взят в плен и отправлен в стан Тушинского вора.

Роскошный барочный иконостас, сохранившийся до наших дней, был установлен в соборе при архиепископе Иоакиме в 1736 году после очередного пожара. В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и строителя Ростовского Кремля, митрополита Ионы Сысоевича. Во время замены полов в 1884 году в южной апсиде была обнаружена рака Св. Леонтия - дар князя Андрея Боголюбского.

Комплекс Успенского собора - это отдельная часть нынешнего Ростовского Кремля, и гораздо более древняя. Однако все остальные храмы и стены с башнями зодчие смогли поставить так, что все они стали единым и гармонично сочетающимся архитектурным ансамблем, одним из красивейших в России.

Звонница

Знаменитая Ростовская звонница была построена при соборе в 1682-1687 годах в два этапа. Конечно, до нее была более древняя восьмигранная колокольня, фундамент которой обнаружили археологи к югу от собора. «Колокольницы» при Успенском соборе неоднократно упоминались в ростовских летописях. Немного позже для самого большого колокола был пристроен дополнительный столп, и в нем разместили колокол весом 33 тонны, названный Сысоем в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, заказчика колоколов. И сейчас в репертуаре Ростовских звонов есть особый «Звон с Сысоем».

О колокольных звонах Ростова знают все, кто хоть немного интересовался историей России или Золотым кольцом. Сохранились ноты многих звонов, которые исполняются и сейчас: Ионинский, Георгиевский, Колязинский...

Полезная информация

Режим работы: ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме 1 января. Фрески и крепостные стены открыты для обозрения с 1 мая по 1 октября.

Входная плата: единый билет со скидкой для посещения всех экспозиций музея - 700 RUB.


Всего 66 фото

В истории Руси было лишь два Великих города - Великий Новгород и Ростов Великий. Сегодня мы окажемся в Ростове Великом - древнем русском городе, оставившим славный след в нашей с вами истории. Именно Ростовский кремль является одним из самых красивых в мире, определенно вызывающий из глубин бессознательного образ сказочного былинного русского города.

Это историческое место и, захватывающее не только своим древнерусским колоритом, но и чем-то особенным, что заставляло чаще биться сердце от самого осознания, где ты находишься и, что ты видишь. Всем нам с детства знаком образ Ростовского кремля по уже отечественной киноклассике «Иван Васильевич меняет профессию» да и не только. Его величественные стены, башни, храмы вызывают у русского человека архетипный образ светлой, могучей Руси и наполняют безраздельной любовью к своему Отечеству. Озеро же Неро, на берегах которого стоит Ростовский кремль, достойно отдельного упоминания, поскольку оно побудило в моей душе массу самых разных волнующих эмоций, в том числе и при обработке этих фотографий.

На четвертый день моего путешествия по Золотому Кольцу погода стала портиться, с утра начал накрапывать мелкий, противный дождик, так, что белёсые небеса - это фактически те самые, что я и видел в то время. Поскольку в каждом событии всегда есть и позитивная составляющая - такой мрачноватый контекст только способствовал моему торжественному и строгому восприятию этого удивительного архитектурного сооружения в Ростове Великом, равного которому, пожалуй, нет и вовсе.

Одно замечание. Поскольку разного по эмоциональной составляющей визуального материала накопилось как минимум на два поста - я встал перед дилеммой - рассказывать о Ростовском кремле, уделяя выбророчно внимание его архитектурным шедеврам, давая четкую сжатую информацию о них, выкладывая целевые фотографии или попробовать передать Вам, как происходило это моё посещение Ростовского кремля в мельчайших деталях и выложить фото в хронологической последовательности. В конце концов, я решил использовать второй вариант, поскольку для читателя, возможно, важна цельность рассказа, его логическая канва и получаемые в этом непрерывном процессе впечатления.


Сейчас Ростовский кремль - государственный музей-заповедник. Чувствуется, что это святое место сейчас находится как будто в долгом летаргическом сне, но у нас всегда есть возможность услышать и почувствовать его, понять и принять ту информацию и его чувства, что оно нам трогательно и шепотом стремиться передать. Для начала и впоследствии - немного исторической информации без которой будет трудно сделать подобную попытку полностью охватить тот посыл, что несет эта древняя земля.

Еще в самые отдаленные времена здесь - на впадении реки Сары в озеро Неро было основано финно-угорское городище, названное сейчас «Сарским». Четыре высоких вала, разделяли тогда это поселение на три части. Позднее, в X-XI веках в этом месте проживало смешанное население со значительной долей славян (словен и кривичей). Более 20 лет с 988 года в нём княжил Ярослав Мудрый. В конце своей недолгой жизни городом управлял и его младший брат князь Борис, ставший одним из первых русских святых. Здесь был крещен Сергий Радонежский, а одним из настоятелей был отец легендарного русского богатыря Алеши Поповича. Однако, обо всем по порядку.

Столицей северо-восточных владений русских князей Ростов оставался до 1125 года, пока князь Юрий Долгорукий не перенёс центр своих владений в Суздаль. В 1207 году Ростов Великий стал главным городом небольшого удельного княжества. Здесь действовала своя иконописная школа. Местные монастыри - Петровский, Иоанно-Богословский - были центрами книжности. Особенно славился Григорьево-Богословский монастырь под названием «Затвор», в котором учились знаменитые монахи, в том числе Стефан Пермский и Епифаний Премудрый. Несмотря на присоединие в XV веке Ростовского княжества к Московскому, значение города сохранилось.


Святые врата Ростовского кремля. Здесь кассы и вход для посетителей.
02.

Центром архиепископии, а затем и митрополии Ростов оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI веке здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь - Авраамиев, который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII века при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII века - при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо.

Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV века, оно возобновляется. В середине XVI века - в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, - здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве, Кирилло-Белозерском монастыре и других местах. Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это «Архиерейский дом», строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

Возведение кремля было начато после возвращения в 1664 году митрополита Ростовского Ионы III Сысоевича из Москвы, где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном, считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное их строительство. Замысел Ионы предполагал создание на этом месте рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.
04.


По словам заведующего архитектурным отделом Ростовского кремля А.Г.Мельника, «по замыслу митрополита Ионы, ансамбль должен был с небывалой для того времени наглядностью символизировать небесный град - горний Иерусалим». А согласно Апокалипсису небесный Иерусалим «имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот». Резиденция митрополитов представляет собой почти прямоугольную в плане крепость со стенами толщиной 2 метра, высотой до 12 метров и 12 башнями.

Кремль не был предназначен для обороны. Его машикули (навесные бойницы), бойницы и варовые щели, наличники, декоративные пояски и жгуты выполняют декоративную функцию. А многие повторяющиеся элементы традиционной церковной архитектуры - пятиглавие, колончатые пояса (декоративный мотив из небольших арок), щипцовые фронтоны - создают впечатление древности и единства ансамбля, отражающего величие Русской Церкви.


Немного оглядимся вокруг. Это Церковь Одигитрии.
05.

На фото справа от церкви Одигитрии - Успенский собор за высокой каменной стеной и Церковь Воскресения, а под ней - переход к Соборной площади. Церковь очень красива, но в то время когда я там был ее почти полностью закрывали строительные леса.
06.

В центре кремля - открытая площадь с квадратным прудом посередине, рядом с которым красовался в старые времена яблоневый сад. По периметру живописной асимметричной композиции гражданские и церковные постройки.
07.

Первым в 1650-1660-е годы был построен корпус Судного приказа. Он был центром общего управления епархией, а также несло на себе роль судебных функций.
08.

Уже около 1670 года рядом с ним возвели характерную постройку в «стиле Ионы Сысоевича» - северные Святые ворота с надвратной пятиглавой церковью Воскресения, окружённой галереей. Фрески с изящными, стройными фигурами и обилием архитектурных и пейзажных фонов были написаны около 1675 года под руководством Дмитрия Плеханова и Гурия Никитина. Они подробно изображают евангельские события, в том числе страдания Христа. Галерея храма расписана сценами из Ветхого завета и Апокалипсиса.

Церковь Воскресения - справа. "Судный приказ" - виден еще немного правее от церкви Воскресения.
09.

На противоположной, южной стороне двора расположен корпус митрополичьих хором. Первый его этаж был построен ещё в XVI веке, а второй - в начале 1670-х годов. Через 100 лет, в 1770-е - при архиепископе Самуиле Миславском - надстроили третий этаж, здание получило новый классицистический облик и было переименовано в "Самуилов корпус". Рядом расположены Государские хоромы, которые были предназначены для встречи государя. Они построены в 1670-е, частично разобраны в 1840-м и реконструированы в 1968-1969 годах.
10.

За Самуиловым корпусом "спрятано" сложное здание Белой столовой палаты, возведённой в 1672 году. Её одностолпный интерьер восходит к московской Грановитой палате. В 1675 году к ней пристроили одноглавую домовую церковь Спаса на Сенях. Ее мы тоже еще осмотрим.

Левее от Самуилова корпуса - двухэтажный корпус красного цвета так называемый "Дом на Погребах".
11.

«Дом на Погребах» получил свое название из-за того, что стоял он как раз на них. Двухэтажный корпус, примыкающий с севера к Иераршим палатам и Водяной башне. Постройка очень проста и лишена каких-либо декорирующих ее элементов, всего несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, остальные два этажа вообще их лишены. Арочные перемычки заменены плоскими трехцентровыми. Второй этаж выполнен из дерева, поэтому часто подвергался пожарам, после пожара 1758 года, сруб простоял более 200 лет и был заменен окончательно в 1973-1974 годах.
12.


13.

К южной и восточной стенам кремля примыкают хозяйственные постройки XVI- XVII веков: поварня и приспешня, пивоварня, сушила на леднике и кладовых палатах, а также Иераршие палаты, в которых, по преданию, в начале XVII века жил ростовский митрополит Филарет - отец царя Михаила Фёдоровича. Почти все постройки кремля объединялись переходными и «висячими» галереями.
14.

Иераршие палаты на дальнем плане.
15.

Церковь Спаса на Сенях со стороны Иеарарших палат.
17.

18.

В 1683 году были построены западные ворота с двумя башнями и стройной надвратной пятиглавой церковью Иоанна Богослова на высоком подклете. Четыре нижних яруса фресок посвящены житиям Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Особенный интерес представляет расписной каменный иконостас, редко встречающийся в других городах. Кроме церкви Иоанна Богослова, такие иконостасы сохранились в церквях Воскресения и Спаса на Сенях.

Левее на фото - церковь Иоанна Богослова
19.

Считается, что постройка этой церкви стала завершающим звеном в создании неповторимого облика ансамбля владычной резиденции, в воплощении грандиозного замысла заказчика и создателя этого ансамбля - ростовского митрополита Ионы. Среди храмов Архиерейского дома церковь Иоанна Богослова выделяется изысканной гармоничностью своих пропорций и нарядностью оформления фасадов. Еще Ю. Шамурин считал ее лучшей в архитектурном плане из всех кремлевских церквей.
20.

После перевода в 1788 году архиерейской кафедры в Ярославль церковь Иоанна Богослова, как и другие домовые храмы, была оставлена без богослужения. Помещения под ней стали использоваться под винные и соляные склады. При этом были заложены наружные проемы ворот, повреждены конструкции сводов, выпилены железные связи. Стены церкви стали давать осадку, здание в целом получило наклон и к началу XIX века пришло в аварийное состояние.
21.

В 1698 году преемник Ионы Сысоевича митрополит Иоасаф Лазаревич закончил строительство последнего в ансамбле Ростовского кремля храма - церкви Одигитрии. Он пытался продолжить строительную политику своего предшественника, но лучшие времена ростовского митрополичьего дома уже миновали: реформы Петра I подорвали его экономическое могущество.
22.

Храм вплотную примыкает к стене архиерейского дома. Первый этаж использовался по бытовому назначению, благо помещений было множество. В архитектурном стиле, церковь Одигитрии больше подходит для стиля барокко второй половины XVII века.
23.


24.

Уже при преемнике митрополита Ионы - Иоасафе в 1692-1693 годах была построена отдельно стоящая трапезная палата с бесстолпной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери. Своим чуть более поздним оформлением - раскраской в «шахмат», 20-ю лепными картушами и барельефными ангелами и херувимами в духе нарышкинского барокко - это сооружение выделяется из общего ансамбля кремля.

Красная палата получила свое название благодаря своей красоте, от нее и весь дворец получил то же имя.

Красная палата - слева.
25.

Красная палата имеет в своем строении два этажа. На первом, площадью 250 кв.м. существовала «Хлебная», а также восемь жилых палат.
26.

Своды «хлебной» опирались на столб, который располагался в самом центре помещения и пронизывал здание насквозь. Свет давали десять окон, расположенные по обеим сторонам. На втором этаже (был разрушен в XIX веке) располагалась трапезная, расписанная фресковой живописью, пол покрыт чугунными плитами. Рядом с трапезной располагались сени, и, как и на первом этаже - восемь жилых палат, через которые можно было пройти по висячим галереям на южную и западную стены кремля, к церквям Иоанна Богослова и Григория Богослова.
27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.

34.

35.


36.

В 1675 году, на месте деревянной церкви, которая сгорела в 1671 году, была построена церковь Спаса на Сенях. Изначально, церковь была задумана как домовая церковь митрополита, в которой проводили торжественные богослужения и принимали высокопоставленных гостей.
37.

38.


39.

Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома. В «Летописи о Ростовских архиереях», составленной уже в XVIII веке, сообщается, что каменной Спасской церкви предшествовал деревянный храм, построенный «предивным образцом» тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 года.
40.

41.


42.


43.


44.

В 1730 году церковь Спаса на Сенях пострадала от «великого» ростовского пожара, уничтожившего половину города. Тогда сгорела ее деревянная кровля и глава, опаянная белым железом, «свалился» железный крест, покрытый золоченой медью. После пожара на церкви Спаса, как и на других обгоревших домовых церквах, была устроена четырехскатная тесовая кровля, а глава покрыта лемехом.
45.

Период по-настоящему капитальной и для своего времени высококачественной реставрации наступил с началом деятельности Комиссии по возобновлению кремлевских зданий и открытием в 1883 году в отреставрированной Белой палате Музея Церковных древностей.
46.

Сейчас мы отправляемся к Соборной площади к Успенскому собору.
47.

С севера к митрополичьему двору в конце XVII века была присоединена соборная часть городской площади с Успенским храмом. Она обнесена невысокой стеной.

Это Святые Врата с надвратной церковью Воскресения.
48.

В ходе археологических раскопок, проведённых Н. Н. Ворониным в 1939-м и 1954-1955 годах, обнаружили, что современный кирпичный пятиглавый шестистолпный Успенский собор был построен на основании стен предыдущей каменной церкви. Её возвели в 1161-1162 годах почти одновременно с церковью Покрова на Нерли. Помимо хорошо отёсанных каменных блоков от неё сохранились камни с орнаментальной резьбой, поливные керамические плитки пола, остатки фресок 1187 года и бронзовые ручки дверей.
49.
Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие.

57.

Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения.
58.

Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.
59.

На первом этаже магазинчик сувениров...
60.

...с довольно традиционным ассортиментом.
61.

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - «Полиелейный» и «Лебедь».
62.

Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.
63.

А это - Церковь Спаса на Торгу - за пределами Соборной площади - мы ее еще увидим во второй части со смотровой площадки Ростовского кремля.
Сайт vidania.ru Музей-заповедник "Ростовский кремль"
Сайт Русская История
Сайт Туризм в России
«Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», автор Т.Л. Никитина, издательство «Северный паломник», город Москва, 2002 г.
Википедия

Ростовский кремль, история которого началась в шестнадцатом веке, - впечатляющее и грандиозное сооружение. Оно очень красиво со своими пятью храмами, мощными старинными крепостными стенами и Успенским собором. Ростовский кремль имеет и второе название - Архиерейский (или Митрополичий) двор.

История Ростовского кремля

В 1670 г. началось строительство сооружения, заказчиком которого стал митрополит Иона Сысоевич. По его проекту, комплекс построек должен был продублировать в миру рай по библейскому описанию. В литературе он был представлен как сад, окруженный стенами с башнями. В центре построек должен был располагаться живописный пруд. Кремль Ростовский был окончательно достроен только в 1683 году.

Застойные для кремля времена

С 1787 г. он почти перестал использоваться, так как митрополия переехала в Ярославль. Постепенно Ростовский кремль начал приходить в упадок. Богослужения в соборе перестали проводиться. Митрополия хотела даже продать весь комплекс на слом. Но в судьбу архитектурного ансамбля вмешалось городское купечество.

«Каменный Феникс»

Оно выделило средства для реставрации великолепного комплекса. В 1883 г. вновь был открыт Ростовский кремль. Музей-заповедник древностей, в который превратился комплекс, в 1886 г. попал под покровительство последнего императора России Николая Второго. В 1910 г. дореволюционная Госдума окончательно присвоила Ростовскому кремлю общероссийский статус.

Из бюджета страны начали регулярно выделяться средства на содержание архитектурного комплекса. В 1953 г. прошел сильный ураган, в результате кремль Ростовский сильно пострадал. Многие постройки подверглись реставрации. И через небольшое время архитектурный ансамбль вновь восстал в своем великолепии.

Успенский собор

Он состоит из трех основных зон: Архиерейский двор, Соборная площадь и Митрополичий сад, в котором высажены плодовые деревья. На территории комплекса находится 5-главый Успенский собор Ростовского кремля, история которого начинается еще с двенадцатого века. От одного из тех храмов остался только Леонтьевский придел, иначе называемый Пещерным. В нем хранятся мощи епископа Леонтия.

В 1314 г. в соборе крестился Варфоломей, который впоследствии стал преподобным Сергием Радонежским. С 1660-х гг. на стенах храма появились расписные фрески, сделанные руками Гурии Никитиной. От первых творений до наших дней сохранились только отрывочные фрагменты. Сверху изначальные фрески покрывались новыми слоями. Особую выразительность собору придают внешние декоративные детали.

Звонница

Звонница Ростовского кремля была построена в период с 1682 по 1687 год. Находится она на Соборной площади. В звоннице подвешены тринадцать уникальных колоколов, отличающихся весом и размерами. Они были отлиты с семнадцатого по девятнадцатый век. Почти все колокола имеют имена. «Сысой» - самый большой. Вес его достигает почти 32 тонны. «Сысой» был назван во славу митрополита Ионы.

Второй большой по размеру колокол назван «Полиелейный». В него звонили, собирая людей на церковные праздники. Вес «Полиелейного» - почти шестнадцать тонн. Есть колокола с названиями животных и птиц: «Козел», «Лебедь» и «Баран». В Великий пост использовался «Голодарь». Сейчас вход в звонницу платный, а бить в колокола запрещается.

В нижнем ярусе звонницы находятся сувенирный магазинчик и мастерская с названием «Чернолощеная керамика». Этот промысел был освоен (и стал традиционным) на ростовской земле еще в шестнадцатом веке. Керамика обжигается в коптящем пламени без притока кислорода. В результате изделия приобретают угольно-черный цвет, который потом расписывается другими красками. В мастерской показывается и сам процесс изготовления сувениров.

Кремль Ростовский: описание внутренних построек

В Митрополичьем дворе были построены административные здания, в одном из которых размещался Судный приказ. В семнадцатом веке на территории комплекса появилась 2-этажная постройка, рядом с которой построена церковь Воскресения Христова. Она покоится на высоких подклетах с прорубленными в них проемами для асимметричных ворот.

Они двойные - пешеходные и проездные. Под церковью находятся роскошные парадные Святые ворота. Слева от храма стояла Часовая башня. Сейчас от нее осталось только основание, так как еще в девятнадцатом веке появилась опасность обрушения здания.

Кремль Ростовский имел специальные постройки для проживания в них священнослужителей. Комнаты назывались митрополичьими хоромами. Сначала они были двухэтажными, затем появился третий ярус. Через время здание было внешне декорировано. На сегодняшний день хоромы распознаются только по орнаментальному поясу и узким окнам на первом этаже. На территории комплекса были возведены собственные пивоварня и пекарня.

Еще одна величественная постройка - Красная палата. Она имеет два крыльца и завершается двумя шатрами. В ней останавливались по приезде императоры и цари. Еще один уникальный комплекс построек - церкви Ростовского кремля образа Спаса Нерукотворного. Нижний цоколь был возведен в 1675 г. На этаже располагались хозяйственные службы, а Церковные, Трапезная и Отдаточные палаты находились на втором ярусе.

Церковь несколько необычна. На конце каждого ее фасада находится треугольный фронтон. Получается, что здание крыто на восемь скатов. Внутри церковь богато убрана. Больше половины помещения занимает возвышение перед алтарем.

В последнюю очередь была построена Надвратная пятиглавая церковь Иоанна Богослова. В те времена она считалась лучшим сооружением. От всех остальных зданий она отличалась внешним богатым декором. Церковь Одигитрии стала завершающей точкой в строительстве грандиозного Ростовского кремля.

Внешние стены

Кремлевские стены и башни были возведены после завершения основного архитектурного ансамбля. Они имеют настоящие бойницы и широкие оконные проемы, что совсем нехарактерно для крепости. Кремлевские стены стали, скорее, внешним украшением Ростовского кремля, чем защитными укреплениями. Это видно и по общему декору. Бойницы же были добавлены для соблюдения традиций.

Ростовский кремль, музей-заповедник архитектуры, прочно вошел в историю советского и российского кинематографа. Именно на этих крепостных стенах снималась погоня за знаменитыми актерами популярнейшего фильма-комедии «Иван Васильевич меняет профессию». В 2010 г. в Ростовском кремле проходили съемки сериала «Раскол».

На сегодняшний день Ростовский кремль стал музеем государственного значения. В нем хранится крупнейшая коллекция финифти. Для картинной галереи выделено несколько залов. В некоторых выставляются дворянские экспонаты. Внутри Белой палаты (ранее была столовой для священников) находится выставка древностей.

Адрес: Ярославская область, г.Ростов, Кремль. Время работы: ежедневно с 10:00 до 17:00. Осмотр крепостных стен и фресок храмов открыт для туристов с 01 мая по 01 октября. Как добраться: на автомобиле трасса М-8 "Москва - Холмогоры"; автобусы до Ростова Великого отправляются ежежневно с московского автовокзала; электропоездом с Ярославского вокзала г.Москвы до остановки "Ростов Великий".

Главной жемчужиной одного из центров Золотого кольца России - Ростова Великого - является местный Кремль , который называют Ростовским. Строго говоря, само название "Кремль" этому ансамблю не подходит, так как сооружен он был не с оборонительной целью. Но архитектурный стиль, повторяющий подавляющее большинство элементов традиционных крепостей древней Руси, позволяет нам называть церковный комплекс в Ростове Кремлем .

История Ростовского Кремля

Иона Сысоевич - митрополит из Ростова - в 1670 г. задумал построить в городе земное воплощение Рая. В самом центре исторической части поселения предполагалось возвести крупный архитектурный комплекс, который включал бы в себя несколько церквей, дом митрополита и цветущий сад. Все планы были составлены в соответствии с описанием Эдема в Библии - комплекс должен был быть окружен стенами, по углам должны были выситься башни, а в самом центре располагаться цветник с озером. Сооружение этого грандиозного ансамбля проводилось почти 13 лет: только к 1683 г. Ростовский Кремль был закончен.
Чуть более ста лет комплекс процветал и расширялся. Ростов в те годы являлся главным центром региона - как культурным, так и религиозным. Здесь располагался центр епархии Ярославской области, здесь стояло множество церквей и храмов. Город развивался и богател, а главной причиной этого была как раз религиозная жизнь. Но в 1787 г. царской властью принято решение о переносе епархии в соседний Ярославль - в центр области. С того времени как Ростовский Кремль , так и весь Ростов начинают терять свое значение в жизни края. Архитектурный комплекс постепенно забывается, его перестают поддерживать в надлежащем виде, многие постройки приходят в упадок. Все пригодные и устойчивые здания были заняты властями города под складские помещения. Ни в одной из церквей не проводились службы. Архитектурная и историческая доминанта Ростова даже могла быть полностью снесена! Впрочем, сейчас мы можем любоваться шедевром древнерусской архитектуры благодаря сознательным городским купцам. Торговая элита Ростова в 1860-х гг. заступилась за комплекс. Он был полностью восстановлен и отреставрирован на средства все тех же купцов. С этого времени начинается новая страница в истории Ростовского Кремля. Большинство его зданий продолжают использоваться в качестве государственных контор или хозяйских помещений, но теперь это проходит под контролем общины города. Дополнительно в 1883 г. в здании Белой палаты открывается Музей церковных древностей, ставший прототипом будущего музея-заповедника. В 1910 г. - в последние годы царской власти - Государственной думой был утвержден национальный статус музея.
Судьба Ростовского Кремля циклична. В 1953 г. почти все здания использовались для государственных нужд, а на верхних этажах палат располагались квартиры. Во дворе граждане разводили домашнюю птицу, в частности "райский пруд" стал купальней для уток. Но 23 августа того же года стихия сказала свое слово: на Ростов обрушился мощный смерч. В результате Кремль сильно пострадал, были сорваны купола и крыши, уничтожены фрески и разрушены дома. Под видом косметической реконструкции архитекторы провели полноценное восстановление ансамбля с параллельной научной работой. В итоге комплекс постепенно выведен из хозяйственного использования, здесь стал развиваться музей. В 1995 г. он был введен в состав объектов культурного наследия. Сейчас же Ростовский Кремль - это несколько памятников архитектуры в ведении государственного музея-заповедника. И ни о каких утках в пруду речи и быть не может!

Экспозиции музея

Одной их главных выставок музея считается художественная, ее коллекция насчитывает более 92 тысяч картин. Особую гордость вызывает собрание традиционной российской живописи XVIII-XIX веков. Художественная коллекция музея побывала в разных выставочных залах страны и даже в Европе, в США.
Традиционная школа иконописи Ростова также оставила свой след в музее. Тут хранятся иконы, самые ранние из которых были созданы в XIII столетии. Интересна техника и мотивы произведений: на них не встретить подспудного давления, характерного для иных школ. Все фигуры и лица спокойны, а краски приглушены.
Знаменита на всю Россию выставка финифти - традиционного ростовского народного промысла. Финифть представляет собой роспись огнестойкими красками по эмали на металлической основе. В этой технике создаются ювелирные украшения, зеркала, часы. Музей собрал наибольшую в стране коллекцию предметов в технике финифти.
Интересной является и другая традиционная для России выставка. На ней собрана немалая коллекция классических ямских колокольчиков, которые использовались на каретах в XVIII-XIX веках. Колокольчики были привилегией государственных почтовых экипажей.

Архитектурный ансамбль Кремля

Всего в комплекс Ростовского Кремля входит 6 храмов, 1 звонница, 1 ворота, 5 жилых и государственных зданий, а также все башни. Вот список архитектурных памятников комплекса:

- Успенский собор и его звонница;
- Воскресенская надвратная церковь;
- Иоанновская церковь;
- Храм Одигитрии;
- Церковь Спаса Нерукотворного;
- Храм Григория Богослова;
- Судебный приказ;
- Красная палата;
- Белая палата;
- Святые ворота;
- Самуилов корпус;
- "Дом на погребах";
- Башни.

Ныне весь Ростовский Кремль принято делить на три зоны - центральную, архиерейскую и садовую. В архиерейской части, которая ограничена историческими стенами, находится старейшая церковь ансамбля - Воскресенская, новая церковь Иоанна Богослова и Спасская церковь. При этом храм Воскресения построен в комплексе с воротами и галереей, идущей между двумя башнями. Иоанновская церковь строилась как единое целое с одной из палат - Красной. А храм Спаса Нерукотворного возводился одновременно с Белой палатой. Церковь Одигитрии исторически является самой современной, так как была построена в 1693 году.

Главный собор Кремля - Успенский - является пятой по счету постройкой. Первые деревянные и каменные храмы были сильно повреждены пожарами, временем, смерчем и халатным отношением властей, так что их не раз приходилось перестраивать. Возведенный в начале XVI века, Успенский собор гармонично дополняет весь комплекс!

Он также имеет название Митрополичий двор, так как представляет собой бывшую резиденцию митрополита Ростовской епархии.

Музей Ростовский кремль – история, описание и фотографии.

Музей Ростовский кремль был построен по замыслу митрополита Ионы Сысоевича, который захотел рая на Земле. По его задумке все должно было соответствовать Библии, башню должны были окружать стены, а на территории должен был находиться райский сад с прудом в центре. Строительство Ростовского кремля продолжалось тринадцать лет — с 1670 по 1683 год. Стены кремля не имели оборонную функцию и носили чисто декоративный характер.

В Ростовском кремле находилась архиерейская кафедра, но в 1787 году ее перенесли из Ростова в Ярославль. Именно из-за этого решения митрополичий двор опустел и начал понемногу ветшать. Ростовский кремль – это не просто здание, это целый ансамбль зданий. Храмы этого комплекса пустели, в них не велись богослужения, а остальные здания служили ведомствами разных складов.


У архиереев были мысли продать данный ансамбль, но к счастью этого не случилось.

В 1860-е и 1880–е годы появилась возможность отреставрировать музей Ростовский кремль на средства ростовского купечества. С 1883 года по инициативе Шлякова и Титова в Белой палате кремля открыли Ростовский музей церковных древностей. А с 1910 года за Митрополичьим двором закрепили статус общероссийского музея, и на его содержание начали выделять средства из государственной казны.

23 августа 1953 года в Ростове пронесся страшный смерч, который разрушил многие элементы Ростовского кремля, на его реставрацию ушло достаточно много времени.

Что касается современности, то в 2013 году Ростовский кремль победил в медиа конкурсе «Россия-10» и тем самым вошел в десятку «Символов России».


Ростовский кремль включает в себя 14 памятников архитектуры:

  • Святые ворота
  • Церковь Григория Богослова
  • Церковь Иоанна Богослова
  • Красная палата
  • Башни кремля
  • «Дом на погребах»
  • Звонница Успенского собора
  • Церковь Спаса Нерукотворного
  • Белая палата
  • Надвратная церковь Воскресения
  • Церковь Одигитрии
  • Судный приказ
  • Успенский собор
  • Самуилов корпус

Среди этих достопримечательностей особенно выделяется звонница Ростовского кремля. На звоннице и сейчас полностью сохранен комплект из 15 колоколов. У каждого большого колокола есть свое название и тональность. Колокола были отлиты таким образом для того, чтобы разная тональность создавала правильные и гармоничные музыкальные звоны. Звонница Ростовского кремля сооружалась с 1682 по 1687 год. Самые известные колокола этой звонницы:

  • «Лебедь», который весит 500 пудов;
  • «Полиелейный». Он весит как два «Лебедя», а именно 1000 пудов;
  • «Сысой». Это самый большой колокол, его вес составляет 2000 пудов.


Где снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?

Ростовский кремль можно увидеть в советском фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Именно здесь в 1970 году проходили съемки эпизодов для изображения старой Москвы. Именно по этим коридорам уходили от погони знаменитые актеры, игравшие всеми любимых героев. В 2010 году в кремле также проходили съемки сериала «Раскол». И снова Ростовский кремль сыграл роль старого Московского здания.


Сегодня на территории музея проводятся экскурсии. Нередко в музее Ростовский Кремль можно встретить людей, переодетых в персонажей советского фильма: это люди, которые просто фотографируются в таком виде или же участвуют в различных квестах.