Хэмминг. «Вы и ваши исследования. Дисциплинированность дисциплинированный

  • Дата: 21.09.2019

Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявля­ется в выдержанности, внутренней организованности, ответствен­ности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina - обучение, воспитание), качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям к.-л. организации. Д. как важнейший компонент культуры человека характеризует его обществ, поведение в разл. сферах.

Дисциплинированность - качество личности, включающее выдержанность, внутр. организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собств. целям (самодисциплина) и обществ, установлениям (законам, нормам, принципам). Обществ. Д. придаёт поведению людей согласованный, упорядоченный характер, обусловливает продуктивность коллективной деятельности, нормальное функционирование социальных институтов и организаций, межличностное общение.

Общечеловеческие нормы поведения и гуманистич. ценности определяют общепланетарную Д., обязательную для всех людей, т. к. обеспечивают биол. и духовное выживание человечества, развитие цивилизации. В столь же широком смысле может рассматриваться Д. граждан того или иного roc-ва, поскольку она направлена на поддержание правопорядка, социальной и нравств. защищённости человека. Существуют и спец. виды Д., обязательные для членов определённых организаций (воинская) или для лиц определённых профессий (врач, учитель и др.). Знание дисциплинарных требований в разл. сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения.

В сферу педагогики входит формирование общественной, шк. Д. и самодисциплины личности.

Шк. Д. - принятый порядок жизни уч. заведения, соблюдение учащимися правил взаимодействия с учителями и товарищами; поведение, не ущемляющее права других и обеспечивающее успешное осуществление образоват.-воспитат. за-зач. Это одна из форм обществ. Д., отражает их характер и направленность.

По направленности личностной мотивации различают Д. внутреннюю и внешнюю. Внутр. Д. (собственно самодисциплина) побуждается потребностями самого субъекта. Ее регуляторами выступают интерес, общая (интериоризованная) цель, убеждение, гуманистич. гражд. сознание, чувства долга, вины, стыда и др. В отличие от внутренней внешняя действует до тех пор, пока существуют стимулы, одобряющие тот или иной вид поведения (материальная выгода, карьера, слава, награда) и тормозящие неодобряемое поведение (санкции, ущемляющие права личности, вызывающие нравств. и физич. страдания). Развитию личности способствует внутр. Д., формируемая гуманными средствами, поощряющими положит, активность личности.

Исходный пункт формирования Д. - убеждённость воспитанников в её необходимости и для обеспечения успешности общей работы, для физич. и нравств. защищённости каждого. В основе поведенческих установок учащихся должны лежать нормы общечеловеческой морали, основанные на уважении к др. человеку. Именно из этих принципов вырастают чувства достоинства, совести, чести и долга, такие волевые качества, как самообладание, сдержанность, организованность.

Разъяснение правил поведения как наилучших способов достижения общих целей, использование при этом ярких примеров из худож. произведений, этич. беседы и диспуты, обсуждение с учащимися последствий тех или иных происшествий из жизни класса, разыгрывание и анализ ситуаций, представляющих возможность нравств. выбора, - всё это помогает воспитанникам освоить общественно одобряемые нормы поведения, убедиться в их разумности, справедливости и необходимости.

Важным средством формирования Д. выступает моральная и правовая оценка поступков (педагогом, родителями, коллективом сверстников), стимулирующая и самооценку. Действенность оценки зависит от авторитетности её источника. Учитель, воспитатель ведут работу по формированию привычек и навыков поведения, опираясь на семью учащегося и ученич. коллектив, его самодеятельность.

Непременным условием зарождения индивидуальной и обществ, самодисциплины является совм. коллективная выработка кодекса правил, законов жизни класса, отряда, школы и заключение своеобразного обществ, договора между учащимися и учителями на их выполнение. «Дисциплина не может быть предписываема, она может быть только вырабатываема всем школьным обществом, т.е. учителем и учащимися; иначе она будет непонятной учащимся, совсем недорогой для них и нравственно необязательной».

Распорядок и нормы жизни уч. заведения устанавливаются не только гос-вом, но и обществ, орг-циями: школьными и т. п. советами, органами ученич. самоуправления. Они берут на себя выработку правил для учащихся и организацию жизнедеятельности школы в соответствии с ними. Коллективный самоанализ жизни коллектива, поступков его членов, выработка обществ, мнения по поводу событий, разрушающих договорный порядок, помогают закреплять положительный опыт отношений, осознавать причины разл. дисциплинарных нарушений.

Одним из гл. стимулов выполнения уч. обязанностей вообще и Д. на занятиях в частности является познават. интерес. Его последоват. развитие формирует самодисциплину учащегося. Д. находится в прямой зависимости от чёткости организации всего уч.-воспитат. процесса, мастерства педагога, его умения подготовить учащихся к занятиям и организовать их.

В процессе трудового воспитания, проф. обучения учащиеся должны увидеть связь Д. с результатами труда. Особого внимания педагогов в связи с этим требует воспитание технол. Д., ответственности за качество труда и продукции. В качестве стимуляторов такой Д. выступают чувство проф. гордости, коллективная ответственность, материальное поощрение.

В практике воспитания наиб, трудности вызывает правильное использование мер воздействия на учащихся, нарушающих Д. Осн. ошибка, к-рой следует избегать, это переносить законы взрослого общества в дет. среду. Большинство дисциплинарных нарушений учащихся не носит злонамеренного характера, связано с естественной дет. активностью и отсутствием возможности индивидуального самоутверждения в коллективе, неразвитостью навыков самоорганизации, чувства ответственности и др. Воспитатель не может действовать по стереотипу нарушение - наказание; он стремится понять причины недисциплинированности, использовать все средства нравств. воспитания, методы убеждения, примера, естеств. последствий, пед. поддержки, поощряющей веру ученика в свои силы. Наказание - крайняя мера - не должно быть следствием пед. бессилия; оно допустимо, если вызывает раскаяние, затрагивая нравств. чувства, совесть, не унижая достоинства человека. Решительного вмешательства педагога требуют действия воспитанника, наносящие физич. или моральный ущерб личности др. воспитанника. Недопустимо использовать ученич. коллектив как инструмент, выполняющий карательные функции по отношению к личности. Такой коллектив не создаёт условий для творческой самореализации растущего человека, держит его в атмосфере страха, разобщает учащихся и тем самым разрушает нравств. основы воспитания.

Проблема Д. решается на демокр., гуманной основе в тех коллективах, где утверждаются сотрудничество, взаимопонимание между воспитателями и воспитанниками, взаимопомощь старших и младших учащихся, увлечённость общей работой, уважение к правам человека, законам и традициям уч. заведения.

Дисциплинированность (лат. – учение) – нравственно-волевое качество личности, проявляющееся как добровольное сознательное соблюдение нравственных норм и установленного порядка жизни и деятельности. Как волевое качество оно выражается в безоговорочном подчинении нормам жизни. Дисциплинированность обеспечивает организованность, повышает работоспособность, воспитывает ответственность – необходимые качества в коллективной жизнедеятельности. Воспитание дисциплинированности и ее поддержание начинается с дошкольного возраста. Ребенок с раннего детства способен понимать предъявляемые к нему требования по выполнению режима дня, по сохранению заведенного порядка, если они предъявляются либо в терминах действия («делай, как я, делай со мной»), либо в терминах чувств («молодец»). Недисциплинированность – обратное качество дисциплинированности. Она основана на непослушании, своеволии, нарушении традиций и норм жизни, что ведет к разрушению жизненных основ, сдерживает развитие личности, снижает успешность деятельности.

Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006 г.

2. Дисциплина и послушание? Послушный и дисциплинированный ребенок.

Послушание - это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.

Послушание это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться невозможна никакая дисциплина . Послушание можно начинать с того времени, как ребенок станет понимать требования окружающих. Однако, есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы, но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребенка, но и окружающих людей, т.е. инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. Эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребенок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования.

Антон Семенович Макаренко писал : “Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6…8 лет”. Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения. Однако, слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее, активное послушание – это сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет.

1. Воспитание послушания требует от родителей, прежде всего спокойствия и терпения. Больше чем, где-либо, здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Ребенку подчас его шалости кажутся невинными, и нужно уметь посмотреть на них глазами малыша. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость, но не теряйте самообладания.

2. При воспитании послушания, важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, т.е. с его интересами, запросами, желаниями. С уважением относитесь к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушайте его вопросы, серьезно и умело ответьте на них, верьте в возможности ребенка, доверяйте ему, проявляйте такт в общении с ним.

3 . Любовь и уважение к ребенку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Опыт показывает, что дети только в том случае легко подчиняются требованиям старших, если они не возбуждены и у них хорошее настроение. Нельзя так же забывать, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребенка надо требовать, что он может сделать наверняка: содержать в чистоте и порядке игрушки, аккуратно складывать свои игрушки и др.

4 . Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. Потому, что если мать предъявляет к ребенку определенные требования, а отец освобождает сына или дочь от их выполнения или наоборот, ребенок будет поступать так, как захочет. Вот почему требования к ребенку должны быть едиными. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда же ребенок ощущает постоянно единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. Очень важно не просто предъявить требование к ребенку, но и попытаться разъяснить ему для чего они нужны, убедить в необходимости определенного поведения. Ребенку можно объяснить много: например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей и др. Беседы с ребенком (иногда очень короткие) помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.

5. В практике семейного воспитания бывает и так, что даже послушный ребенок не всегда выполняет требования родителей. Это объясняется разными причинами. Например, дети реагируют не на то, что вы потребовали, а на то, как вы потребовали. Ребенок отказывается выполнять требование, когда оно предъявлено ему тоном приказа или с раздражением. Повышенный тон нередко вызывает недовольство и сопротивление ребенка. Ему в это время кажется, что вы его не любите, и он переживает отчуждение. Поэтому, чтобы вызвать у ребенка желание выполнить требование, следует обращаться к нему спокойным, ласковым тоном. При этом надо помнить, что в каждом конкретном случае тон должен соответствовать обстановке, характеру поступка, и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

6. Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает у них чувство ответственности за свои поступки. Но контролировать ребенка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Допустим, ребенок в первый раз не послушался вас, не выполнил ваше распоряжение. Следует его повторить еще раз, но уже более категорично. Если в этом случает ребенок вас не послушается, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдет к вам со своими делами, обратиться с вопросом, вы спокойно потребуйте выполнения своей просьбы и, пока он ее не выполнит, не общайтесь с ним. При этом не нужны длинные объяснения, разговоры, нравоучения, а категорические требование – исполни, то о чем я прошу. Это трудно, но надо себя тренировать, перестраивать себя и заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Если ребенок начнет искать поддержки у других членов семьи, то он должен встретить отказ, твердый и определенный. Самое главное – следить, чтобы у ребенка не накапливался опыт непослушания, чтобы он не смотрел на распоряжения родителей как на нечто необязательное.

7 . Недопустимо подменять требовательность упрашиванием: “Ну, будь умником, ты же обещал слушаться!” Следует также избегать распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание: “Сколько раз тебе говорить! Пока сто раз не скажешь, никогда не послушает!” Дети часто выражают много таких желаний, которые по разным причинам не выполним. Поэтому, запрещая, надо быть твердыми, настойчивыми, не поддаваться жалости – ребенок должен научится подчиниться слову “нельзя”.

8. Вместе с тем недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Надо четко определить, что можно, что нельзя. Запрещать надо только то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснить причину запрета. Тогда запрет станет более убедительным, и у ребенка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания. Иногда следует отказаться от прямых запретов. Порой ребенку полезно разрешить то, на чем он настаивает, например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, взять на улицу санки, когда снег только, что выпал и т.п. – пусть на собственном опыте убедиться в неразумности своих желаний.

9 . Послушание ребенка формируется в деятельности, процессе упражнений в хороших поступках. Дети по своей природе активны и деятельны. Очень важно, чтобы эта активность нашла применение в полезной деятельности. Ребенок, который скучает, который должен сидеть тихо и “быть паинькой”, становится капризным, непослушным, т.к. его энергия ищет выхода в шалостях, шумных затеях, бесполезной возни. Покажите ребенку как из природного материала сделать поделки, и вы будете удивлены какой у вас послушный ребенок.

Дети очень любят, когда взрослые с ними играют. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания и помогают родителям добиваться от детей послушания без особого нажима. У ребенка обязательно должны быть трудовые поручения. Привыкнув ежедневно накрывать на стол, приводить в порядок игрушки и т.п. Ребенок делает это все с охотой и без принуждения. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Одобрение, похвала поднимает у детей настроение, укрепляет веру в свои силы, развивают чувства собственного достоинства. Но пользоваться поощрением нужно умело. Недостаточно сказать ребенку “молодец” или “хорошо”, нужно оценить конкретные действия, слова, отмечаю, что хорошо и что плохо. Семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привит ребенку те качества, которыми они сами не обладают и отучить от тех которые сами постоянно демонстрируют.

Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу. В семье, в детском саду ребёнок получает первые представления о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

Возрастные аспекты формирования сознательной дисциплины.

В младшем школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со взрослыми, в первую очередь - учителями и родителями, и в меньшей степени - спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в поведении возникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих потребностей с их помощью побуждает основную массу младших школьников к послушанию.

Но уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживать, развивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленных дел.

К подростковому возрасту ребенок обогащается значительным социальным опытом, начинает осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических общественных отношений. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он стремится действовать на основе собственных представлений об идеале и справедливости, противодействует административно-командному стилю взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний дисциплинарному воздействию. Подросток остро реагирует на отношение к своей личности, требует к себе уважения, считая слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и действие наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирной педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно устойчивые интересы к труду, общественным делам, общению, представителям другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства, укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии и антипатии. Одновременно необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в организационной работе опираться на внутренние психологические механизмы стимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности и воспитания сознательной дисциплины максимум детской активности, самостоятельности и самодеятельности.

Юношеский возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их осуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатывать мужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек, следует опираться на укрепляющееся у большинства из них чувство ответственности, коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости ко лжи, обману, злу. Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в. действие и становятся эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство, в овладение профессией, в ответственность за качество труда и поступки. В этих условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дисциплины, формируется дисциплинированность как морально-политическое качество личности. Отсутствие такой организации жизни порождает политическую инфантильность, безалаберность и безответственность, негативное, неконтролируемое поведение.

Исходя из состава понятий «дисциплина» и «дисциплинированность», можно предложить наиболее общий набор педагогических задач:

Осуществление нравственно-этического просвещения учащихся;

Обучение умению составлять внутренний план действий;

Обучение самоанализу, самоконтролю, самооценке;

Воспитание воли и саморегуляции;

Воспитание культуры чувств;

Формирование навыков культуры общения.

Методов формирования дисциплинированности учащихся очень много.

Прежде всего, это методы разумной и четкой организации всего учебно- воспитательного процесса, соблюдение НОТ преподавателя и учащегося, хорошая организация урока, процесса самовоспитания, создание благоприятного социально-психологического климата, где хорошо организован учебно-воспитательный процесс, гораздо реже проявляются конфликты на почве дисциплины учащихся.

В общеобразовательных учреждениях распространены методы убеждения: индивидуальная беседа, личный пример педагога, опыт известных людей, выражение общественного мнения.

Применяются также методы принуждения: требование неукоснительного выполнения инструкций, правил, уставов, система наказаний за проступки, приказ, задание.

Особую роль в воспитании дисциплины играют методы стимулирования: поощрение и порицание. Видов поощрения много: похвала, награда, подарок, доброе слово. К сожалению, в школе чаще применяются методы порицания. Порицание в смысле наказания призвано охранять от произвольных нарушений нормы. Задача наказания – способствовать послушанию. Но оно ни в коем случае не должно быть местью педагога, ибо педагогическое наказание есть не способ удовлетворения субъективного чувства оскорбленности, а способ достижения объективной цели. В принципе всякое наказание стремится сделать себя излишним в будущем («чтобы больше так не делал»).

Особую группу представляют методы приучения, выработки привычек: организационные игры, повторение, уроки этики, упражнения (например упражнения в технике общения, разбор конфликтных ситуаций, создание ситуации выбора).

Из организационных форм воспитания дисциплины популярностью в школе пользуются беседы, диспуты, собрания по обсуждению поведения.

Дисциплинированность как качество личности – склонность к безоговорочному соблюдению дисциплинарных требований: правил работы, норм поведения и установленного порядка жизнедеятельности.

Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд — символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся и не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждёт приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли. Как оценить поведение труса? Как дисциплинированность, и наградить! Или как трусость, и наказать? Если год прошёл, а он всё сидит и ждёт приказа? Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать — это порядок. Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил — это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил — это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И нестрашно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он производит беспорядок. Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать. Войско панически мечется во внезапном окружении. Никто не слушает командиров. Влетает командир на лошади. Кричит: Вот он — провокатор! Стой, не уйдешь! И рубит пополам первого попавшегося. Все успокаиваются. Восстанавливается дисциплина и боеспособность. Потому что мгновенно вернулась картина мира. Все нашло быстрое объяснение. Подобно тому, как нашёл для себя и быстро успокоился принц. Только он нашёл истинное объяснение, а генерал — правдоподобное на момент. Не поддавайтесь обаянию храбрых, забегающих вперёд, слишком понятливых, сверхинициативных. Иначе ждет дезорганизация. Вот почему из двух кандидатов, одинаково пригодных к данной должности, выбирают более глупого. Умный пусть выполняет иную работу, требующую больше ума.

При описании качеств людей, находящихся под воздействием энергии благости обязательно указывают на дисциплинированность. Иными словами, дисциплинированность – благостное качество личности. Люди в благости живут по высоким моральным законам, проявляют ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, чистоту. Умеют поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, проявляют бескорыстие, уважительность и заботливость к людям.

Дисциплинированность многогранна по формам проявления. Качеством личности она становится только в союзе с осознанностью, сознательностью и чувством долга. Насильно, из под палки человека дисциплинированным не сделаешь. Страх перед наказанием, безусловно, понуждает человека к проявлению вынужденной и неискренней дисциплинированности. Но страх, как мотивация дисциплины, его карательная составляющая выгребает из людей активность, энергичность, инициативность и энтузиазм. Стоит карательной системе дать сбой и от дисциплинированности останется пшик.

А.И. Деникин в «Очерках Русской Смуты» пишет, как палочная дисциплинированность царской армии рухнула под напором «демократизаторов», что привело к полной вакханалии в управлении войсками: «Получен был первый приказ военного министра Гучкова, с изменениями устава внутренней службы в пользу «демократизации армии». Этим приказом, на первый взгляд довольно безобидным, отменялось титулование офицеров, обращение к солдатам на «ты» и целый ряд мелких ограничений, установленных для солдат уставом — воспрещение курения на улицах и в других общественных местах, посещения клубов и собраний, игры в карты и т. д. Последствия были совершенно неожиданные для лиц, не знавших солдатской психологии. Строевые же начальники понимали, что, если необходимо устранить некоторые отжившие формы, то делать это надо исподволь, осторожно, а главное, отнюдь не придавая этому характера «завоеваний революции»… Солдатская масса, не вдумавшись нисколько в смысл этих мелких изменений устава, приняла их просто, как освобождение от стеснительного регламента службы, быта и чинопочитания. — Свобода, и кончено! Нарушение дисциплины и неуважительное отношение к начальникам усилились. В частях начала сильно развиваться карточная игра с дурными последствиями для солдат, имевших на руках казенные деньги или причастных к хозяйству. Командовавший 4-ой армией для прекращения этого.явления принял весьма демократическую меру, запретив на время войны карточную игру всем — генералам, офицерам и солдатам. Временное правительство, обеспокоенное последствиями этого, казалось, мелкого изменения устава в пользу демократизации, сочло себя вынужденным особым постановлением «воспретить военнослужащим на театре военных действий, а также в казармах, дворах, военных помещениях и вне театра войны — всякую игру в карты». Но если все эти мелкие изменения устава, распространительно толкуемые солдатами, отражались только в большей или меньшей степени на воинской дисциплине, то разрешение военным лицам во время войны и революции «участвовать в качестве членов в различных союзах и обществах, образуемых с политической целью»… представляло уже угрозу самому существованию армии».

Сознательная дисциплинированность стоит на платформе добросовестного исполнения своего долга, стремления реализовать свои знания на практике и внести свой вклад в развитие общего дела. А.С. Макаренко подчеркивал, что «дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то не было трудности и неприятности».

Мало проку и от подражательной дисциплинированности, характерной для работников – конформистов. Они не осознали своего отношения к дисциплинарным требованиям и поэтому выбрали самый удобный и легкий путь – подражать начальникам, командирам, старожилам коллектива. Их дисциплинированность не устойчива и не стабильна, ибо подвержено влиянию социально-психологических факторов. К примеру, пришла «новая метла», которая, как известно, по-новому метет и от прежних дисциплинарных требований может остаться либо ностальгическое воспоминание, либо содрогание и негодование людей.

В одном зоологическом исследовательском институте чтобы повысить дисциплинированность сотрудников стали выпускать в рабочее время львов. Они гуляли по коридорам, люди боялись выходить туда, и им ничего не оставалось, как работать. Через какое-то время один лев съел уборщицу, и их перестали выпускать. Сидят они в клетке и старый лев говорит молодому: — Вот зачем тебе понадобилось жрать эту уборщицу? Я вот десятка два научных сотрудников съел и хоть бы кто заметил!

Не может стать качественной особенностью личности дисциплинированность, основанная на корысти и подхалимаже. Посредством прагматичной дисциплинированности работник стремится добиться командирского или начальственного расположения, получить какие-то преимущества и льготы.

Подлинная дисциплинированность произрастает из самодисциплины и самоконтроля, подчиненных разуму. Самоконтроль как качество личности представляет собой способность не погружаться в чувственное наслаждение больше, чем необходимо, отвергать всё, что отклоняет от пути самоосознания, обращаться внутрь себя, осознавать и оценивать собственные действия, психические процессы и состояния. Сознательно вытесняя с помощью самодисциплины и самоконтроля свои низшие качества, человек делается дисциплинированным.

Природа человека так устроена, что стоит потянуть, к примеру, «ниточку» ответственности и распустишь весь клубок добродетелей. Попутно человек станет обладателем заботливости, обязательности, постоянства, словом, всех достоинств, в том числе и дисциплинированности. Зная этот секрет, разумно не распыляться, а сконцентрироваться на одном – двух достоинствах. Например, воспитайте у человека чувство долга и обязательность, и он синхронно будет приверженцем дисциплинированности.

Петр Ковалев

Разница между дисциплиной навязанной обществом и той, которую мы сами себе определяем – огромна, человек находится в совершенно разных мирах, в зависимости от той дисциплины, которой он привык придерживаться. Если говорить начистоту, то конечно внешние условия – это первоочередной фактор, который заставляет нас придерживаться хоть какой-то дисциплины, ибо по натуре человек расхлябан и безответственен, и только суровые внешние факторы, вынуждают его вырабатывать в себе определенные качества, которые делают его сильнее. Дисциплина безусловно является одним из таких качеств, никакой успех не возможен в этой жизни, если вы недисциплинированный человек, если ваши действия не носят принужденный характер, ибо в ряде случаев, нам приходится преодолевать себя, чтобы что-то сделать. Обратитесь к своему телу и спросите его, чего оно хочет, разве оно вам ответит, что хочет работать, да оно хочет валяться где-нибудь в теплом и мягком месте, чтобы никто и ничто не беспокоило его.

То же самое касается и нашего с вами мозга, который тоже не желает трудиться, хотя для человека думать – это основная работа. Все это физическая материя друзья мои, но мы с вами состоим не только из них, в нас сидит нечто именуемое душой, или гордым духом, как лично мне больше нравится, обладающим невероятной силой и энергией. Именно этот дух заставляет наше ленивое тело, этот никчемный кусок мяса, вставать и идти делать великие свершения, именно дух заставляет нас думать, благодаря чему мы и поднялись над остальным животным миром.

Я убежден в том, что наша сущность – это не наше с вами физическое тело, а именно тот самый дух, благодаря которому мы ничего не боимся и порою делаем невозможное, преодолевая все – страдания, боль, страх, холод и жару, но добиваемся своей цели. Для общества полезно держать каждого своего члена под контролем, в то время как наши никчемные тела мы держим под контролем сами, точнее должны держать, если не хотим быть расходным материалом для других. Затачивать свой разум таким образом, чтобы все свои действия считать необходимыми, прежде всего для себя самого, значит снимать с себя оковы общественного контроля.

Свободный человек всегда жил и будет жить только у нас в голове, но никак не снаружи, ибо именно дух должен быть свободным, и только он может дисциплинировать свое тело, а не кто-то другой. Но стоит только отдать власть над собой другим людям, стоит дать им возможность вас контролировать, как ваш дух засыпает, ибо это для него невыносимо. Остается только жалкое и ничтожное тело – эта, простите, ленивая обезьяна, которую постоянно надо подгонять палкой, чтобы от нее был хоть какой-то толк. Такая обезьяна, будет довольствоваться только самыми примитивными удовольствиями в жизни, удовлетворяя свои базовые потребности.

За возможность удовлетворить все свои базовые потребности, жалкое и ничтожное тело обезьяны, готово отдать все что угодно, в то время как наша истинная сущность, наш гордый и сильный дух, просто не в состоянии воздействовать на тело. Почему он не может это сделать? Да потому что это, друзья мои, дело выбора, который мы делаем, руководствуясь своим разумом. Вот она, наша с вами свобода – это свобода выбора. Только мы решаем, быть нам людьми, или той ленивой обезьяной, которая дана нам в качестве носителя нашей личности в этой жизни. И пусть на обезьяну наденут цепи, пусть заключат ее в темницу и любым другим способом ограничат ее действия, сделать то же самое с духом человека, с его разумом, никто не в состоянии.

И только когда вы сами решите, быть или не быть вам свободным, что делать, а что нет, вы можете либо потерять, либо обрести свободу. Дисциплина — безусловно нужна обществу, без нее его бы не было, но подумайте лучше над тем, что нужно именно вам, что лично вас приведет к успеху в жизни, что позволит вам в ней победить и закончить ее на уровне победителя? Самодисциплина естественно отвечает вашим собственным интересам, если не вы сами установите себе цели, за вас это сделают другие, если вы не будете стремиться к достижению своих целей, значит будете преследовать чужие.

Потому если вы не будете ковать своего счастья, тогда будете ковать его другим, тем, кто возьмет вас под свой контроль, кто будет вас дисциплинировать и направлять, кто не побоится отвечать за вас, если вы сами не в состоянии это сделать. Я нисколько не сомневаюсь в том, что даже самый безответственный, расхлябанный и безалаберный человек, может сделать свою жизнь полностью подконтрольной самому себе, он может заняться самодисциплиной и избавиться от внешнего на себя воздействия. Что для этого нужно – да просто разбудить в себе свой гордый дух, и начисто подавить в себе ленивую обезьяну, поняв, что мы — не наше тело, мы — нечто большее, гораздо большее.

Когда вы просыпаетесь утром, для своих новых великих свершений, для того, ради чего вы пришли в этот мир, ваше ленивое тело, требует еще сна, оно просит вас оставить его в теплой постели, оно не хочет ничего. Ведь это ничтожная физическая оболочка, у которой никогда не было и не будет великих целей, кроме одной единственной – пойти на корм червям. Задумайтесь на мгновение, что бы вы делали, если бы в этом мире вас вообще бы ничего не напрягало. Вероятно, вы бы только и делали, что валялись бы целыми днями в кровати, ели, спали, испражнялись, и худо-бедно совокуплялись, если бы было с кем. Ну разве это жизнь, достойная человека? А ведь некоторые люди так живут.

Посмотрите на бомжей – эти люди, полностью похоронили свой гордый дух, вы видите, чего просит их ничтожное тело, как оно себя ведет? И к этому нас всех без исключения призывают наши тела, опуститься ниже плинтуса, жить одним днем, удовлетворять свои жалкие и ничтожные потребности, разлагаться на глазах. Оно не хочет нам служить, не хочет выполнять перед нами свои обязанности, и его можно понять, ведь даже взятая напрокат лошадь, не хочет того, что хочет ее наездник, она хочет мирно щипать травку, а не скакать куда-то для чего-то большего. Так же и наше тело, оно не хочет ничего, но наш гордый дух, может превратить этот кусок мяса в резвого скакуна с характером, сделав тело железным, полностью ему подконтрольным.

И тогда друзья мои, вас никто и ничто не остановит, нет в этой жизни для вас никаких преград, просто нет. Дайте волю своему духу, и он сделает все что нужно, чтобы самому быть полностью удовлетворенным этой жизнью и в полной мере удовлетворить все потребности тела, без которого мы существовать в этом мире не можем. Наш мозг найдет ответ на любой вопрос, если заставить его работать, наше тело преодолеет любые трудности и любую боль, если оно будет слушать бесстрашный гордый дух, который победить невозможно.

Единственная борьба в этой жизни, идет между нашим духом и нашим телом, и это борьба заключается во влиянии на ваш выбор, на чью сторону встать. Выберете свое тело, эту ленивую обезьяну, тогда вы будете подвержены общественной дисциплине, которая будет эксплуатировать эту самую вашу обезьяну, пока та не отдаст концы. Но если вы выберете свой гордый дух, тогда самодисциплина и самоконтроль, будут определять все, что вы будете делать в этой жизни, а они вас непременно приведут к успеху и победам, можете не сомневаться.

Благодать вам и мир от нашего Господа Иисуса Христа!

Я приветствую вас в нашей рубрике «Ежедневное слово для духовного укрепления»!

Мы продолжаем говорить о дисциплине. Мы выяснили, что дисциплина — это подчинение себя определенному внешнему порядку или установленным правилам ради достижения желаемых результатов. Дисциплина является продуктом нашего желания. Если мы достаточно сильно чего-то желаем, то это будет дисциплинировать нас в вопросе нашего выбора.

Например, у вас есть желание или мечта стать лучшей женой, мужем или служителем через год. Или, например, вы хотите через 2 года видеть больший успех в вашем служении, карьере или финансовой сфере. Это видение способно мотивировать и побуждать вас к правильному выбору, так как вы понимаете, что цель сама по себе не исполнится, если с вашей стороны не будет никаких действий. Вы также понимаете, что любой рост требует определённых изменений в вас самих. Поэтому, вам легко принять решение начать учиться, потому что вы хотите понять, что конкретно должно быть изменено в вас для того, чтобы была достигнута поставленная цель. В результате таких решений вы узнаете, каким вы должны стать, какие качества и навыки вы должны в себе развивать, что вы должны начать делать или от чего вам необходимо отказаться для того, чтобы вы могли соответствовать вашей мечте.

Далее, вы устанавливаете для себя определенные правила, законы или ритм жизни, которые помогут вам придти к вашей конечной цели. Это и есть дисциплина. (Мы говорили, что дисциплина — это подчинение себя тем правилам, которые вы устанавливаете сами для себя для того, чтобы достичь поставленную цель).

Дисциплинированный человек подчиняется установленным правилам и порядку. Если для вас не существует никаких правил или законов, если для вас не существует слова «порядок», тогда вы недисциплинированный человек, и духовный рост для вас просто невозможен. Духовный рост, который связан с положительными переменами в жизни человека, не является уделом недисциплинированных людей.

Если у человека нет дисциплины, тогда не важно, сколько правил или законов будет установлено, он всё равно будет их постоянно нарушать.

Запомните, что этот порядок вы устанавливаете сами для себя, потому что хотите достичь определенной цели в своей жизни и развить в себе необходимые черты характера.

Если вы можете контролировать свое поведение так, что никакие обстоятельства и внешние факторы не могут отвлечь вас от поставленной цели, если вы можете воспитывать в себе силу воли и подчинить себя установленному вами порядку, тогда вы можете считать себя дисциплинированным человеком.

Давайте посмотрим на жизнь Павла. В Первом Послании к Коринфянам Павел сказал следующее:

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». (1-ое Корин. 9:25-27).

В этом отрывке Павел говорит о том, что у него есть желание — не оказаться недостойным Бога в конце своего служения. Это был вопрос, который относился к будущему. Когда придет Иисус и будет оценивать жизнь и труд Павла, он не хотел оказаться недостойным. Для того, чтобы этого не случилось, Павел постоянно порабощал свое тело. Иными словами, Павел говорит, что он подчинил себя определенному порядку, то есть он дисциплинировал себя ради достижения желаемого результата. Павел сравнивал это с тяжёлыми тренировками, которым добровольно подвергают себя атлеты (участники Олимпийских игр). Эти люди жертвуют многими благами и воздерживаются от многих вещей ради достижения своей цели.

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного…»(1-ое Кор.9: 25).

Подвижники (спортсмены) воздерживаются от всего этого ради получения тленного венца. Но, у нас есть лучший повод для самодициплины, нежели у спортсменов, — мы имеем вечность в своем сердце и воздерживаемся от всего ради получения нетленного венца.

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы-нетленного». (1-ое Корин. 9:25).

В данном отрывке Павел не упоминает конкретно о том, какому порядку он подчиняет себя, и каким образом он это делает. Однако, мы можем видеть, что Павел был очень дисциплинированным человеком, способным «усмирять и порабощать свое тело» ради достижения своей цели.

Дисциплинированный человек — это тот, который поРАБ ощает себя. Он не является рабом чего-либо, но САМ управляет своей плотью и своими желаниями, указывая им подлинное место в его жизни.

Завтра мы продолжим учиться у апостола Павла вопросу дисциплины!

Обильных вам Божьих благословений!

Пастор Руфус Аджибойе

ТЕМА:ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ И ПОФЕССИОНАЛИЗМ - ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВОИНА.

Экономическая и социально политическая обстановка в современном мире сложна и противоречива. Наряду с развитием интеграционных процессов обостряется борьба за сырьевые ресурсы и рынки сбыта между государств ами и их союзниками. Не прекращаются локальные военные конфликты, в том числе и в близи границы России, наглеет международный терроризм, растет активность сепаратистских, религиозно-экстремистских, других антироссийских организации. Все яснее и понятнее становится тщательно приглаживаемый нашими недругами простой тезис: «Мировому сообществу нужна послушная, предсказуемая, третьестепенная Россия. Великая, сильная, авторитетная нужна только самим Россиянам». За доброжелательными речами дипломатов и «партнеров» из многих государств о дружбе и сотрудничестве стоят попытки снизить роль России в международной экономике и политике, низвести ее до роли сырьевой базы для других развитых стран, заставить идти по пути, начертанном в кабинетах иностранных президентов и премьеров.

Наряду с этим вследствие развала СССР м самороспуска Организации Варшавского Договора у России стало меньше союзников, нарушена кооперация по производству вооружений. В мире нарастают процессы нового перераспределения геополитических пространств, но не в пользу России, о чем свидетельствует санкционная политика западных стран в отношении России, расширение НАТО на Восток.

В этих условиях руководство России целенаправленно и активно реализует комплекс эффективных мер по обеспечению национальной безопасности государства. В числе таких мер - придание качественно нового облика силовым структурам государства, должным адекватно реагировать на любые внешние и внутренние угрозы. Когда эти угрозы динамично меняются, противостоять им может только морально и духовно готовый к этому специалист- профессионал.

Для современного этапа развития Вооруженных Сил РФ проблема формирования профессионализма военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, матросов и старшин, является одной из наиболее актуальных и сложных. Прежде всего, следует уяснить содержание понятий «профессионализм», «профессиональная компетентность», «военно-профессиональная компетентность», ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «Профессионализм» отражается такая степень овладения структурной профессиональной деятельности , которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Актуальны и другие определения профессионализма, утверждающие, что профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях; высокое мастерство, глубокое овладение профессией ит. д.

Понятие профессионализм не ограничивается характеристиками высококвалифицированной служебной детальности; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика, определяющая способность и готовность решать профессиональные проблемы и профессиональные задачи, возникающие в различных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

Под понятием «компетенция» подразумевается круг полномочий и прав, предоставленных законом, уставом или контрактом конкретному лицу в решении соответствующих вопросов, а также совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Следовательно, компетентным можно назвать человека знающего, осведомленного в какой-либо области, а также облагающего соответствующей компетенцией.

Различают следующие виды профессиональной компетентности ;

Специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достойно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

Социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

Личная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

Индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному рост, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости.

Иногда выделяют еще один компонент, который можно назвать экстремальной профессиональной компетентностью, - готовность к работе во внезапно усложнившихся условиях. Люди, владеющие этим и близкими этому качествами, более чем другие готовы к смене профессии, к переучиванию.

Названные виды компетентности могут не сочетаться в одном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую социальную, личностную.

Военно-профессиональная компетентность - это интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

В общем понимании военно-профессиональная компетентность – это военно-профессиональная подготовленность и способность отдельного военнослужащего или воинского подразделения к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы.

В военно-профессиональной компетентности выделяются следующие структурные элементы:

Военно-профессиональные знания;

Система профессионально важных навыков и умений;

Военно-профессиональные позиции;

Профессионально значимые качества;

Готовность и способность решать разнообразные задачи, возникающие в воинской деятельности.

Каждому военнослужащему, стремящемуся стать профессионалом, необходимо представлять м понимать сущность, содержание и структурные элементы их военно-профессиональной компетентности.

Военно-профессиональные знания – это совокупность усвоенных и востребованных общих и военно-профессиональных сведений, понятий и представлений о предметах, явлениях объективной действительности и военной деятельности.

Качественная характеристика знаний военнослужащих определяется: глубиной; гибкостью; прочностью.

Военно-профессиональные навыки и умения представляют собой действия военнослужащего, применяемые им для реализации обязанностей, и выступают исходными элементами целостной системы технологии ратного труда. Строго говоря: навык – это способ выполнения действий в результате упражнений, ставших автоматизированными; умение – это освоенный способ выполнения действий, основанный на знаниях и приобретенных навыках; привычки – действие, выполнение которого стало потребностью.

Профессионально значимые качества военнослужащего – это проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также необходимых для успешного осуществления воинской деятельности: 1. общие качества военного профессионала; 2. морально-боевые качества; 3. качества воинской специализации; 4. служебно-должностные качества.

Профессиональная позиция военнослужащего – это его устойчивые установки и ориентации, система отношений и оценок внутреннего и социального опыта, реальности и перспектива, а также собственные притязания, реализуемые в воинском труде. Они включают общесоциальный, военный и военно-профессиональный аспекты.

Готовность и способность решать разнообразные задачи – такие компоненты структуры военно-профессиональной компетентности, которые обуславливают его активность, инициативу и творчество в достижении более высоких результатов своего труда.

В динамике можно выделить следующие стадии развития профессионализма военнослужащего:

а) стадию допрофессионализма , когда военнослужащий уже выполняет должностные обязанности, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;

б) стадию собственного профессионализма , когда военнослужащий становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты: эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;

в) стадию профессионализма , или мастерства, соответствующую приближению к вершине профессиональных достижений;

г) стадию «после профессионализма », когда военнослужащий может оказаться «профессионалом в прошлом» «экс-профессионалом» а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специальностей.

Критерием оценки эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы выступает уровень сформированности профессионализма: низкий, допустимый, стабильный, высокий .

Таким образом, следует отметить, что профессионализм военнослужащего- контрактника является интегральной личностной характеристикой человека, который на высоком уровне овладел обобщенными приемами профессиональной деятельности, способен решать военно-профессиональные задачи не только в штатных, но и в экстремальных условиях, на высоком уровне овладел нормами профессионального общения, следует военно-профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает воинскую этику, самостоятельно развивает свою личность, стремится вызвать интерес общества к результатам своей военной специальности, любит свою Родину, уважает конституцию РФ, верен воинской присяге и готов защищать интересы своего государства.

С юридической точки зрения принцип профессионализма обязывает военнослужащего контрактника: знать должностные обязанности и быть в постоянной готовности к их исполнению; хорошо знать предмет собственной служебной деятельности; знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функциональные обязанности, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями; владеть правилами и процедурами деятельности в воинских частях и учреждениях.

Завершая изложение первого вопроса, следует отметить, что профессионализм:

Открывает путь к достижению успеха и жизненных благ;

Дает осознание собственных возможностей;

Дает возможности для самореализации, идущей во благо профессии;

Дает освобождение от неуверенности в себе;

Обеспечивает уважение со стороны сослуживцев командиров;

Дает силы для всех поставленных задач.

Можно назвать следующие основные пути и факторы достижения профессионализма:

1.Обучение. Профессионалу в любой области нужны специальные знания, которые можно получить только в процессе обучения.

2. Опыт работы. Профессионализм не рождается - в них вырастают. Желание отлично делать порученное дело, работоспособность и инициативность – ступени для приобретения профессионализма.

3. Общение. Общение с людьми более опытными, умудренными, внимательность к их советам и рекомендациям помогает выработке профессионализма.

4. Повышение квалификации. Не стоит пренебрегать возможностью повысить свою квалификацию – пределов к совершенству, в том числе и в профессиональной области, нет.

5. Ответственность. Профессионализм проявляется в чувстве ответственности за результаты служебной деятельности. Профессионализм не позволит себе относиться к делу халатно, с ленью, небрежностью.

6. Скромность – еще одно качество людей, ставших профессионалами. Такие сотрудники не хвастаются достижениями, потому что иного исхода даже не мыслят.

7. Мудрость. Профессионалу свойственна мудрость, которая приходит с годами. Именно благодаря этому качеству человек способен выбирать кратчайший путь к цели, экономить время, силы и ресурсы.

Профессионализм как система не может находиться в состоянии застоя, стагнация неизбежно приводит к деградации профессионализма, включая все ее проявления как на уровне характеристик личности профессионала, так и на уровне показателей его деятельности. Согласно известному из теории систем « Постулату развития» длительное существование невозможно без ее развития, она деградирует – разрушается. Этот вывод справедлив и для профессионализма военнослужащего.

Отметим, что дисциплинированность явяляется одним из профессионально значимых качеств личности военнослужащего, вспомним, что такое дисциплина.

Дисциплина – это либо обязательное для всех членов коллектива подчинение твердо установленному порядку, либо выдержанность, привычка к строгому порядку.

Дисциплины – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Определяется господствующим общественными отношениями и служит для их поддержания.

Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами, приказами командиров.

Отметим, что существует две формы воинской дисциплины: негосударственная (общественная, профсоюзная, спортивная) и государственная (воинская, трудовая, служебная, учебная). В свою очередь воинская дисциплина подразделяется на подвиды: управления; пограничной службы; боевого дежурства; службы войск; внутренней и караульной службы; личностных и групповых взаимоотношений ; эксплуатации вооружения и военной техники; специальных действий; строя; приказа; уставного порядка

По отношению к другим видам государственной дисциплины воинская дисциплина имеет ряд существенных особенностей.

1. Воинская дисциплина включает в себя как нормативно-правовые, так и морально-нравственные требования к военнослужащим. В уставах и прямой поставке указана обязанность для военнослужащих таких неюридических, а чисто нравственных положений, как добросовестность, уважение, вежливость и других. Т. е. уставы обязывают военнослужащих быть вежливыми, уважать командиров и друг друга.

2. Требования воинской дисциплины распространяются и на военнослужащих, не выполняющих в данный момент служебные обязанности, например, находящихся в отпуске.

3. Требования воинской дисциплины значительно выше и жестче, чем требования других видов государственной дисциплины. Объем дисциплинарных прав у командиров больше, чем у руководителей предприятий, а юридическая ответственность за нарушение военнослужащими положений, законов и уставов очень серьезна - в исключительных случаях командир имеет право применить оружие.

4. В условиях военной службы необходимость неукоснительного выполнения требований воинской дисциплины обусловлена высочайшей ответственностью и исключительной значимостью решаемых служебно - боевых задач.

Воинскую дисциплину можно подразделить на три уровня:

- универсально воинская дисциплина – основывается на нормативных обязанностях военнослужащих, которые зафиксированы в уставах и в равной степени относятся ко всем военнослужащих;

- дисциплина управления – основывается на нормах управления подчиненными, опирается на обязанности командиров и начальников и на нормы, которые должны реализовываться в процессе командования и организаторской деятельности;

- дисциплина подчинения – относится ко всем военнослужащим и имеет межличностный характер. Это дисциплина нормы подчинения командиру. При этом на отношения подчинения всегда влияют личные качества начальника, его авторитет, управленческая компетентность, а также чувства, которые испытывает к нему подчиненный.

Следует обратить внимание на основные функции воинской дисциплины, к числу которых относятся: регулятивно-корректирующая, боевая и мобилизационная и воспитательная.

Наряду с этим важно уяснить социально-психологические черты воинской дисциплины: сознательность, обязательность для всех, правовое и моральное единство, коллективность эстетичность и этичность.

Военнослужащему контрактной службы важно понимать сущность и содержание индивидуальной дисциплинированности военнослужащих.

Дисциплинированность – качество личности военнослужащего, представляющее собой относительно устойчивую структуру, включающую мотивационные, познавательные, эмоциональные и другие компоненты.

Рассматривая психологическую характеристику дисциплинированности военнослужащего, важно уяснить ведущие мотивы поведения военнослужащих, имеющих различные уровни дисциплинированности:

- высокий – принимает и поддерживает требования командиров. Осознает необходимость выполнения своих обязанностей. Следует чувству долга и ответственности. Не попадает под влияние недисциплинированных сослуживцев;

- средний – необходимость уставного поведения осознает недостаточно. Не желает выделяться среди сослуживцев. Активности в соответствии своих взглядов не проявляет

- низкий – требования дисциплины не поддерживает, но соблюдает из-за боязни наказания или не получения льгот. Социальные мотивы ограничены интересами самоутверждения, развлечения.

Дисциплинированность проявляется: в отношении военнослужащего к выполнению служебных обязанностей, к военной службе в целом; отношении военнослужащего к старшим начальникам; отношении военнослужащего к сослуживцам; личном поведении и отношении к самому себе.

Сознательное повиновение командиру – это подчинение, которое мотивируется пониманием того, что это необходимо: всякая совместная деятельность предполагает управление, а значит, и подчинение.

Дисциплинарная мотивация – желание и стремление следовать социально одобренным нормам, воинскому уставу. Мотивы воинской дисциплины обращены непосредственно к нормам, к уставу, к конкретным общевоинским и должностным обязанностям. Зрелая дисциплинарная мотивация базируется на уважении законов, морали, органов власти и управления, на понимании значимости и существа социальной справедливости.

Дисциплинарное поведение военнослужащих может быть следствием ряда вспомогательных мотивов – межличностная идентификация и др.

Дисциплинированное поведение может быть вызвано ложным мотивом , когда нормативное действие военнослужащего является средством, своего рода жертвой, которая расчетливо приносится определенной эгоистической цели.

В повседневной службе с ее четкими ритмами дисциплинарные мотивы могут принять форму привычек. Распорядок дня, личная и общественная гигиена, дисциплина учебного процесса, пограничной, внутренней, караульной служб и многие другие дисциплинарные задачи наилучшим образом решаются благодаря дисциплинарным привычкам.

Дисциплинированность военнослужащего можно оценить по критерию личностной зрелости. Высокая личностная зрелость выражается в смелости и непринужденности общения, соединенных с тактом, в искренности и внутренней честности во свеем, что касается соблюдения требований службы.

Критериями определения уровня дисциплинированности военнослужащего могут выступать: усердие при выполнении служебных обязанностей; отсутствие проступков, характер совершаемых поступков; успехи в оперативно-боевой и профессиональной подготовке; участие в общественной жизни отделения; оказание помощи начальникам в укреплении уставного порядка.

Показателями индивидуальной дисциплинированности у военнослужащего могут быть внешние и внутренние:

- внешние: строгое соблюдение воинского порядка, точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров, добросовестное несение службы, общественная активность, бережное отношение к вооружению и военной технике, грамотное их использование при решении учебных и оперативно-служебных задач, образцовый внешний вид.

- внутренние : убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины, знание уставов, инструкций и наставлений, требований пограничной службы, умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины, навыки и привычки дисциплинированного поведения; самодисциплины.

Каждому военнослужащему важно знать индивидуально-психологические условия формирования и развития дисциплинированности . К ним относятся:

Понимание значимости воинской дисциплины и содержания дисциплинированности;

Наличие положительных мотивов выполнения служебных обязанностей;

Целеустремленная, познавательная и практическая деятельность;

Правильная оценка своей дисципилины;

Правильное восприятие осуждения коллективом неисполнительности;

Самовоспитание дисциплинированности;

Какова роль военнослужащих по контракту в укреплении воинской дисциплины? Что они реально могут и должны сделать непосредственно на своем месте – на службе, на объекте и в казарме?

1. Важнейшим направлением повышения уровня воинской дисциплины является всемерное укрепление единоначалия . Помощь командирам, их поддержка, личный пример исполнительности и дисциплинированности – это конкретный вклад военнослужащего по контракту в укреплении воинской дисциплины.

2. Приведение всего уклада жизни части, подразделения в соответствии с требованиями законов, уставов, приказов, других руководящих документов.

3. Используя свой опыт, знание своих товарищей, военнослужащий по контракту должен оказывать помощь командирам в подборе, расстановке, обучении младших командиров, активистов, способных обеспечить высокий уровень воинской дисциплины среди своих товарищей и подчиненных.

4. Предупреждение гибели и травматизма личного состава. Опыт и знание военнослужащих по контракту могут оказывать очень серьезное положительное воздействие на решение этой задачи, а также их личный пример в соблюдении правил и мер безопасности.

5. Серьезное ответственное отношение к вопросам воинской дисциплины, осознание того, что «уставы написаны кровью».

Таким образом, профессионализм военнослужащего-контрактника является интегральной личностной характеристикой человека, который на высоком уровне овладел приемами профессиональной деятельности, способен решать военно-профессиональные задачи как в экстремальных условиях, следует военно-профессиональным ценностным ориентациям, самостоятельно развивает свою личность и является патриотом своей Родины.

Одной из важнейших составляющих профкомпетентности является дисциплинированность как профессионально значимое качество личности военнослужащего, обеспечивающее его устойчивое поведение в строгом соответствии с нормами морали и требованиями общевоинских уставов, основанное на осознании их общественной и личной значимости, принятии и поддержке.