Принципы реанимации у детей: ИВЛ и НМС. Как должна выглядеть правильная техника выполнения непрямого массажа сердца

  • Дата: 17.04.2019

Найдите правильное положение для рук: - нащупайте пальцами углубление на нижнем крае грудины и держите свои два пальца в этом месте; - положите основание ладони другой руки на грудину выше того места, где расположены пальцы; - снимите пальцы с углубления и положите ладонь первой руки поверх другой руки; - не касайтесь пальцами грудной клетки.

Непрямой массаж сердца основан на том, что при нажатии на грудь спереди назад сердце, расположенное между грудиной и позвоночником, сдавливается настолько, что кровь из его полостей поступает в сосуды. После прекращения надавливания сердце расправляется и в полости его поступает венозная кровь. Непрямым массажем сердца должен владеть каждый человек. При остановке сердца его надо начинать как можно скорее. Наиболее он эффективен, когда начат немедленно после остановки сердца. Для этого пострадавшего укладывают на плоскую твердую поверхность - землю, пол, доску (на мягкой поверхности, например, постели, массаж сердца проводить нельзя). Спасатель становится слева или справа от пострадавшего, кладет ладонь ему на грудь таким образом, чтобы основание ладони располагалось на нижнем конце грудины. Поверх этой ладони помещает другую для усиления давления и сильными, резкими движениями, помогая себе всей тяжестью тела. осуществляет быстрые ритмичные толчки с частотой один раз в секунду. Грудина при этом должна прогибаться на 3-4 см, а при широкой грудной клетке - на 5-6 см. Для облегчения притока венозной крови к сердцу ногам пострадавшего придают возвышенное положение. При проведении непрямого массажа соблюдайте следующие правила: - при проведении надавливаний плечи спасателя должны находится над его ладонями; - надавливания на грудину проводятся на глубину 4-5 см; - за 10 секунд следует делать приблизительно 15 надавливаний (от 80 до 100 надавливаний в минуту); - производить надавливания плавно по вертикальной прямой, постоянно удерживая руки на грудине; - не делать раскачивающих движений во время проведения процедуры (это снижает эффективность надавливаний и напрасно расходует ваши силы); - прежде чем начинать следующее надавливание, дайте грудной клетке подняться в исходное положение.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину одним-двумя пальцами. Для этого спасатель укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает ребенка так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их - на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладывает под спину. Детям в возрасте старше 1 года и до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим - обеими кистями (как взрослым). Во время массажа грудная клетка должна пригибаться на 1,0-1,5 см у новорожденных, на 2,0-2,5 см - у детей 1-12 мес., на 3-4 см - у детей старше 1 года. Число надавливаний на грудину в течение 1 мин должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которая составляет у новорожденного 140, у детей 6 мес. - 130-135, 1 года - 120-125, 2 лет -110-115, Злет - 105-110, 4 лет - 100-105, 5 лет - 100, 6 лет - 90-95, 7 лет - 85-90, 8-9 лет - 80-85, 10-12 лет - 80, 13-15 лет - 75 ударов в 1 минуту. Непрямой массаж сердца обязательно сочетают с искусственным дыханием. Их удобнее проводить двум лицам. При этом один из спасателей делает одно вдувание воздуха в легкие, затем другой производит пять надавливаний на грудную клетку. Непрямой массаж сердца - простая и эффективная мера, позволяющая спасти жизнь пострадавшим, применяется в порядке первой помощи. Успех, достигнутый при непрямом массаже, определяется по сужению зрачков, появлению самостоятельного пульса и дыхания. Этот массаж должен проводиться до прибытия врача.

Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года – способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине. Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают. Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок. У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям – к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

Запомните!

Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

У новорожденных и детей до 4 месяцев – 40

У детей 4-6 месяцев – 35-40

У детей 7 месяцев – 35-30

У детей 2-4 лет – 30-25

У детей 4-6 лет – около25

У детей 6-12 лет – 22-20

У детей 12-15 лет – 20-18 лет.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их – на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям – обеими кистями рук (как взрослым).

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

У новорожденных – 140

У детей 6 месяцев – 130-135

У детей 1 года – 120-125

У детей 2 лет – 110-115

У детей 3 лет – 105-110

У детей 4 лет – 100-105

У детей 5 лет – 100

У детей 6 лет – 90-95

У детей 7 лет – 85-90

У детей 8-9 лет – 80-85

У детей 10-12 лет – 80

У детей 13-15лет – 75

Основной целью первичных реанимационных мероприятий является восстановление проходимости дыхательных путей, дыхания и работы сердца ребенка, путем механического удаления предметов (или жидкости, или рвотных масс и др), препятствующих дыханию, проведения искусственной вентиляции легких методом «рот в рот» или «рот в нос», непрямого массажа сердца.

Этапы ИВЛ по способу «рот в рот» и «рот в нос». Приемы очищения глотки

1, 2 - отгибание головы ребенка назад, вдувание в рот (в нос) больного и наблюдение за движением грудной клетки; 3, 4 - способы открывания рта; 5 - поворот головы набок перед очищением ротовой полости; 6, 7 - очищение ротовой полости при помощи платка (или отсоса).

С целью восстановления проходимости верхних дыхательных путей ребенка нужно перевернуть вверх ногами или опустить его голову и грудную клетку вниз таким образом, чтобы под действием силы тяжести жидкость или инородное тело были удалены. Также можно применять метод сдавливания живота и грудной клетки: обхватить пострадавшего сзади и сильно сжимать грудную клетку и живот. В результате давление в легких резко повышается и воздух, выходя через трахею, выталкивает инородное тело.

Если инородное тело остановилось при входе в глотку, его можно попробовать удалить пальцами. С этой же целью можно применить грушу-спринцовку, которая отлично помогает отсосать слизь или рвотные массы, причем не только изо рта, но и из носа.

Когда проходимость дыхательных путей восстановлена, ребенка следует уложить на горизонтальную поверхность, стать у изголовья и запрокинуть голову ребенка таким образом, чтобы дыхательные пути были максимально распрямлены, и, одновременно зажимая нос пострадавшего и плотно охватив его рот своим ртом, сделать максимальный вдох. Показателем эффективности проведения искусственного дыхания является движение (экскурсия) грудной клетки ребенка (с целью гигиены на рот пострадавшего можно наложить носовой платок или марлевую повязку). В случае, когда рот пострадавшего плотно закрыт, т.е. надавливанием на углы нижней челюсти его открыть не получается, искусственное дыхание можно проводить методом «рот в нос». В этом случае, в отличие от первой методики, нужно зажимать рот пострадавшего (вдыхаемый воздух не должен выходить через рот), а вдувание проводится через нос.

Если ребенок, для которого возникла необходимость в проведении реанимационных мероприятий, очень маленький, искусственное дыхание можно проводить одновременно в рот и нос.

Для новорожденных детей частота вдуваний при проведении искусственной вентиляции должна составлять примерно 40 вдохов в минуту, для детей младшего и школьного возраста - 30-35, для взрослого - не менее 20-25 вдуваний в минуту. Критерием эффективности искусственного дыхания является порозовение кожи ребенка и его видимых слизистых оболочек.

Не стоит забывать о том, что у маленьких детей объем легких значительно меньше, чем у взрослых (если у взрослого человека объем легких составляет в среднем 2,5-3,5 литра, то у новорожденных - 50-100 мл).

В случае отсутствия сердцебиения ребенку срочно нужно проводить непрямой массаж сердца. Суть непрямого массажа сердца заключается в том, что при надавливании на грудную клетку сердце сдавливается между грудиной и позвоночником. В результате кровь из сердца выбрасывается в аорту и легочный ствол, что дает возможность поддерживать кровообращение.

1 - место расположения при проведении непрямого массажа сердца; 2 - правильное положение рук при проведении непрямого массажа сердца (вид сверху); 3 - правильное положение рук при проведении непрямого массажа сердца (вид сбоку)

Для проведения непрямого массажа сердца пострадавшего следует уложить на твердую поверхность (оптимально твердой поверхностью может служить пол), реаниматор находится сбоку. Для лучшего притока крови к сердцу ноги пострадавшего должны быть приподняты. Реаниматор кладет свою ладонь на грудину пациента таким образом, чтобы она была на 2 поперечных пальца выше нижнего конца грудины (мечевидного отростка). Вторая рука реаниматора ложиться на первую его руку так, чтобы пальцы обеих рук были параллельно друг другу (также допускается вариант накладывания ладоней относительно друг друга под прямым углом). Желательно, чтобы пальцы рук реаниматора не касались грудной клетки, так как при сильных надавливаниях могут сломаться ребра. Руки реаниматора должны быть выпрямлены в локтях. После этого начинают надавливать на грудину пострадавшего так, чтобы она сместилась на несколько сантиметров (2-4 см) к позвоночнику. После давление на грудную клетку ослабляют (не отрывая рук), чтобы она вернулась в исходное положение. При надавливаниях следует использовать не силу рук, а вес собственного тела.

Если остановка сердца произошла у новорожденного, непрямой массаж сердца выполняют III и II пальцами обеих рук, положенными друг на друга и установленными в области границы средней и нижней трети грудины. Надавливания производят так, чтобы грудина смещалась на 1-2 см по направлению к позвоночнику.

Частота надавливаний при непрямом массаже сердца для новорожденных составляет примерно 150 раз в минуту, для детей дошкольного и школьного возраста - 120-130 надавливаний в минуту, для взрослых - примерно 100 надавливаний в минуту.

Показателем эффективности непрямого массажа сердца является появление пульса на сонной и бедренной артерии, а также сужение расширенных зрачков.

Как правило непрямой массаж сердца сочетают с проведением искусственной вентиляции легких. Желательно, чтобы реанимационные мероприятия проводили два и более человек, так как это очень тяжело физически.

Соотношение в вдуваний к нажатиям составляет 1:4 - 1:5, но как показывает практика, если реанимацию проводит один человек, то проводится 2-3 вдувания и 8-12 нажатий на грудную клетку. Когда реаниматоров двое, тогда каждый из них работает в своем ритме (один проводит вдувания, второй непрямой массаж сердца). При этом если нажатие на грудную клетку совпадает с моментом вдувания, это значительно улучшает сердечный выброс (ведь легкие тоже являются своего рода резервуаром крови).

Бывают случаи, когда применяют резкий и сильный удар по грудине в область сердца. Такой удар не способен заменить непрямой массаж сердца, но у взрослого человека он способен прекратить аритмию (прервать неправильный ритм сердца и восстановить правильный). Новорожденным и грудным детям удары не применяются.

Реанимационные мероприятия эффективны только в том случае, если они начаты в течение 5 минут после остановки дыхания и сердцебиения. Этот период еще называют клинической смертью. Если пострадавший находится в состоянии гипотермии (охлаждения), период клинической смерти может длиться до 30 минут.

Признаки клинической смерти

  1. Отсутствие сознания
  2. Отсутствие пульса на магистральных сосудах (бедренной или сонной артерии)
  3. Отсутствие дыхания
  4. Отсутствие реакции зрачков на свет и их расширение
  5. Отсутствие мышечного тонуса
  6. Отсутствие рефлексов на болевые раздражители

Во время проведения искусственных мероприятий нужно немедленно вызвать «Скорую помощь»!!!

Реанимация ребёнка

При возникновении таких ситуаций, когда ребёнок не дышит и у него отсутствует пульс, Вы должны знать, как оказать ему первую помощь. Всегда срочно вызывайте скорую помощь!

Зафиксируйте время наступления клинической смерти, и сообщите затем врачу, это поможет более точно определить объём необходимых лечебных мероприятий.

Если ребёнок не дышит

Очень маленькому ребёнку, в возрасте до 1 года, искусственное дыхание можно проводить, захватывая сразу рот и нос. Ребёнку старшего возраста искусственное дыхание проводится изо рта в рот.

  • положите ребёнка на спину на твёрдую поверхность
  • освободите дыхательные пути платком или куском чистой материи от слюны, остатков пищи и т. д.
  • рукой разогните шею ребёнка, чтобы голова немного откинулась назад, под шею можно что-то подложить, например, плотно свёрнутую небольшую одежду или полотенце, в этом случае одна Ваша рука будет лежать на лбу ребёнка и закрывать при необходимости нос, а другая на подбородке. Шею не разгибают при подозрении на травму шейного отдела позвоночника(падение с высоты, ныряние, авария).
  • нажмите на подбородок вниз, чтобы ребёнок открыл рот, выдвините подбородок максимально вперёд и вверх, чтоб предупредить западение языка, а если это сделать невозможно проводите дыхание через нос.
  • ребёнку старшего возраста зажмите нос
  • сделайте вдох и плотно приложите свой рот ко рту ребёнка
  • медленно выдохните, как только грудная клетка ребёнка приподнимется, выдох прекращается (т.к. ваш объём лёгких больше чем ребёнка)
  • освободите рот и сделайте новый вдох, за это время ребёнок непроизвольно выдохнет
  • делайте искусственное дыхание с частотой 20 вдохов в минуту ребёнку старшего возраста и с частотой 30 вдохов маленькому ребёнку

Если вы проводите искусственное дыхание очень маленькому ребёнку, проводите выдох особенно осторожно, не выдыхайте до конца, чтобы не повредить лёгкие малыша. Обратите внимание, поднимается ли грудная клетка у ребёнка во время Вашего выдоха. Если грудная клетка не поднимается, слегка увеличьте силу выдоха.

Если нет пульса

Если нет дыхания и пульса, проводите искусственное дыхание одновременно с закрытым массажем сердца.

  • делаем 3-4 вдоха.
  • если ребёнок грудного возраста поместите указательный и средней палец одной руки на ширину одного пальца ниже линии сосков, ребёнок должен находиться на твёрдой поверхности
  • проводите пять нажатий на глубину 1-2 см, после чего делайте один вдох, затем опять пять нажатий и т. д. Частота нажатий 100 раз в минуту.
  • если ребёнок от 1 до 7 лет расположите нижнюю часть своей ладони в нижней трети грудины, проводите пять нажатий на глубину 2-3 см и один вдох, скорость нажатий приблизительно должна быть 80-100 раз в минуту
  • если ребёнок старше 10 лет, то массаж сердца проводится обеими кистями выпрямленных рук, расположенных в нижней трети грудины,сила нажима 4-5 см. Частота 80 в минуту.

Если обе процедуры выполняет один и тот же человек, то можно сделать два вдувания подряд, а затем 10-12 нажатий на грудную клетку. Эффективность оценивается через 1 минуту от начала реанимации, а затем каждые 2-3 мин. до приезда скорой.

Реанимацию следует прекратить при появлении регулярных самостоятельных дыхательных движений и пульса.

Особенности проведения непрямого массажа сердца для детей разного возраста

Точка нажатия

Глубина нажатия

Соотношение вдох/нажатие

Дети до года

1 поперечный палец ниже сосковой линии

Г. Грин, Г. Карлович, Э. Кароткин

Асфиксия новорожденного может возникать вследствие различных перинатальных осложнений и характеризуется гипоксемией и гиперкапнией. Нарушения сердечной деятельности и дыхания (в частности, ЧСС ниже 100 мин–1, артериальная гипотония, гиповентиляция или апноэ) наблюдаются у многих новорожденных. Однако настоящая асфиксия новорожденного возникает только в 1,0-1,5% родов. Среди недоношенных риск асфиксии возрастает до 9%, среди доношенных - не превышает 0,5%. Асфиксией обусловлено 20% смертельных исходов у новорожденных.

I. Цель СЛР- как можно скорее устранить гипоксемию, гиперкапнию и нормализовать микроциркуляцию. Это позволяет предотвратить гипоксическое поражение головного мозга и других органов. Реанимационные мероприятия проводят в следующем порядке: 1) для уменьшения потребности в кислороде ребенка быстро вытирают насухо и укладывают на обогреваемый столик; 2) восстанавливают проходимость дыхательных путей - отсасывают их содержимое (слизь, меконий); 3) обеспечивают поддержку дыхания; 4) обеспечивают поддержку кровообращения. В данной главе описаны основные реанимационные мероприятия у новорожденных. Особое внимание уделено ряду физиологических изменений, имеющих место при асфиксии новорожденного и после ее устранения.

II. Угнетение дыхания и сердечной деятельности, асфиксия новорожденного

А. Этиология.Причинами асфиксии новорожденного могут служить действие лекарственных средств и наркотиков, травма, кровоизлияние, пороки развития, инфекции и диагностические вмешательства (см. табл. 32.1).

Б. Патогенезасфиксии новорожденного изучали экспериментально, вызывая асфиксию у млекопитающих (см. рис. 32.1). При недостатке кислорода первоначально возникают кратковременное повышение АД и одышка. Если гипоксия нарастает, развивается первичное апноэ с одиночными агональными вдохами. Затем, если недостаток кислорода не восполняется, развивается вторичное апноэ. Дальнейшее снижение ЧСС с падением АД сопровождается гипоксическим поражением головного мозга и других органов. Если на этой стадии не начать реанимационные мероприятия, ребенок погибает. Снижение мозгового кровотока и гипоксемия приводят к отеку головного мозга и гипоксической энцефалопатии. Может развиться геморрагическое пропитывание ишемизированной ткани мозга.

III. СЛР.В данном разделе кратко изложены указания по СЛР новорожденных, разработанные Американской кардиологической ассоциацией совместно с Американской академией педиатрии.

А. Основные принципы

1. Подготовка.Важны предварительная оценка клинической ситуации и заблаговременная подготовка медперсонала.

2.В родильном отделении всегда должен быть неонатолог, владеющий навыками СЛР новорожденных.

3.Всегда должны быть наготове оборудование и лекарственные средства, необходимые для проведения реанимационных мероприятий (см. табл. 32.2).

4. Реанимационные мероприятияпроводят в строго определенном порядке.

а. Обеспечение проходимости дыхательных путей.Ребенка укладывают так, чтобы облегчить движение воздуха при дыхании. Отсасывают содержимое носо- и ротоглотки. В некоторых случаях могут потребоваться интубация и санация трахеи.

б. Дыханиестимулируют при помощи тактильного раздражения. В отсутствие дыхания начинают ИВЛ дыхательным мешком через маску или эндотрахеальную трубку.

в. Для поддержания кровообращенияиспользуют непрямой массаж сердца. Начинают инфузионную терапию.

Б. Прежде чем приступить к СЛР, ребенка укладывают на обогреваемый столик и вытирают насухо.

1. Оценку состоянияребенка проводят в течение первых секунд его жизни. При определении показаний к СЛР в первую очередь учитывают частоту дыхания, ЧСС и окраску кожных покровов. Если с помощью этих параметров асфиксию диагностируют уже в течение первой минуты жизни ребенка, СЛР начинают сразу, до оценки состояния ребенка по шкале Апгар (см. табл. 32.3). Если на 5-й минуте состояние ребенка по шкале Апгар ниже 7 баллов, оценку повторяют каждые 5 мин в течение 20 мин или до тех пор, пока она не составит 7 баллов или выше. Оценка состояния ребенка по шкале Апгар на 5-й и 10-й минуте жизни помогает судить о риске острой полиорганной недостаточности.

2. Первые мероприятияне должны занимать более нескольких секунд.

а.Ребенка укладывают на обогреваемый столик и насухо вытирают заранее подогретыми пеленками. Придавать ребенку положение Тренделенбурга не рекомендуется.

б.Ребенка укладывают на спину или на бок. Голову слегка запрокидывают. Отсасывают содержимое носо- и ротоглотки. Чтобы предупредить попадание содержимого верхних дыхательных путей в нижние, сначала очищают рот при помощи резиновой груши. Для облегчения движения воздуха через дыхательные пути под плечи ребенка подкладывают сложенное в несколько раз полотенце.

в.При большом количестве содержимого в ротоглотке голову ребенка поворачивают набок во избежание аспирации.

г.Обтирание тела и санация дыхательных путей рефлекторно стимулируют дыхание. Если после этих манипуляций ребенок не начал дышать, его слегка похлопывают по стопам и растирают спинку теплым полотенцем. Другие методы стимуляции дыхания применять не следует из-за опасности осложнений. Если в течение 10-15 с дыхание не появилось, начинают ИВЛ.

В. Дальнейшие этапы СЛР

1.Оценивают частоту дыхания, ЧСС и окраску кожных покровов. Проводят постоянную регистрацию ЧСС и сердечного ритма.

2.При нарушении частоты и ритма дыхания начинают ИВЛ 100% кислородом при помощи дыхательного мешка и маски. При нормальной экскурсии грудной клетки оценивают ЧСС.

3.Если ЧСС ребенка выше 100 мин–1, оценивают окраску кожных покровов. Если ЧСС ниже 100 мин–1, начинают ИВЛ.

4.Центральный цианоз при ЧСС выше 100 мин–1 - показание к увеличению содержания кислорода (более 80%) во вдыхаемой смеси.

5.При падении частоты дыхания, отдельных агональных вдохах и полном отсутствии дыхания либо при падении ЧСС ниже 100 мин–1 начинают ИВЛ. Используя ингаляцию кислорода и надеясь стимулировать самостоятельное дыхание, можно упустить время для эффективных реанимационных мероприятий (см. рис. 32.2), что приведет к гипоксическому поражению головного мозга и других органов.

Г. ИВЛ дыхательным мешком через маску. В родильном зале должно быть все оборудование для СЛР новорожденных (см. табл. 32.2). Дыхательный мешок с маской подходящего размера, подсоединенный к источнику кислорода, всегда должен быть наготове и в исправном состоянии. При падении частоты дыхания, отдельных агональных вдохах, полном отсутствии дыхания либо при ЧСС ниже 100 мин–1 начинают ИВЛ с помощью дыхательного мешка и маски. Перед началом вентиляции голову ребенка слегка запрокидывают. Маска должна прикрывать нос и рот ребенка. Несколько раз нажав на дыхательный мешок, проверяют плотность прилегания маски. Эффективность вентиляции оценивают по экскурсии грудной клетки. Если амплитуда движений грудной клетки недостаточна, необходимо: 1) изменить положение маски; 2) изменить положение головы ребенка; 3) проверить проходимость дыхательных путей, при необходимости - провести их санацию; 4) убедиться, что рот ребенка приоткрыт; 5) увеличить давление на вдохе. Если экскурсии грудной клетки не отмечается, показана немедленная интубация трахеи. ЧСС определяют после вентиляции 100% кислородом в течение 15-30 с. ЧСС регистрируют в течение 6 с и умножают полученное число на 10. Если ЧСС более 100 мин–1, проводят мероприятия, описанные в табл. 32.4.

Д. Непрямой массаж сердцаначинают, когда после 15-30 с ИВЛ 100% кислородом ЧСС остается ниже 60 мин–1 либо постоянно остается в пределах 60-80 мин–1. Массаж сердца проводят одновременно с ИВЛ 100% кислородом. Ребенка укладывают на обогреваемый столик на жесткую поверхность и проводят массаж, надавливая на грудину с частотой не менее 90 мин–1, смещая ее на глубину 1-2 см. Если ИВЛ проводит один из реаниматоров, то ее продолжают с частотой 30 мин–1. Соотношение частоты надавливаний и вдуваний должно составлять 3:1. Реаниматор, проводящий массаж сердца, должен вслух считать надавливания, чтобы реаниматор, проводящий ИВЛ, знал, в какие моменты осуществлять вдох. Рекомендуется следующий ритм: «и - раз, и - два, и - три, и - вдох…». Если через 30 с ЧСС становится более 80 мин–1, непрямой массаж сердца прекращают и продолжают только ИВЛ, если ЧСС ниже 80 мин–1, продолжают и то, и другое. На рис. 32.3 показаны разные методы непрямого массажа сердца.

Е. Интубация трахеи

1. Показания. Интубация трахеи может потребоваться при неэффективности ИВЛ дыхательным мешком (нет повышения ЧСС или недостаточная экскурсия грудной клетки), при необходимости санации трахеи, непрямом массаже сердца, обструкции дыхательных путей увеличенным языком (например, при синдроме Беквита-Видемана), а также при грыже Бохдалека.

Подготовка

а.Размер эндотрахеальной трубки подбирают в соответствии с гестационным возрастом или весом ребенка (см. табл. 32.5). Трубку обрезают на уровне 13 см и надевают на нее переходник. Для облегчения интубации используют проводник для эндотрахеальной трубки.

б.Ребенка кладут на спину на обогреваемый столик, слегка запрокидывают ему голову.

в.Ларингоскоп держат левой рукой, а правой удерживают голову. Клинок ларингоскопа проводят за корень языка и подводят под надгортанник, отодвигая его кверху так, чтобы была видна голосовая щель.

г.Эндотрахеальную трубку продвигают вдоль клинка и вводят между голосовыми связками. Глубину введения трубки (от ее дистального конца до губ ребенка) рассчитывают следующим образом: к весу ребенка в килограммах прибавляют 6. Результат выражают в сантиметрах.

д.Проксимальный конец введенной трубки придерживают, а ларингоскоп и проводник удаляют.

е.К эндотрахеальной трубке подсоединяют дыхательный мешок и начинают ИВЛ.

ж.Убеждаются в том, что дыхание хорошо проводится, а экскурсия грудной клетки достаточна.

з.Трубку закрепляют пластырем.

и.Положение трубки проверяют при помощи рентгенографии.

Ж. Медикаментозное лечениевключает кровезаменители и инотропные средства. Они улучшают сердечную деятельность и кровоснабжение тканей, восстанавливают кислотно-щелочное равновесие. Медикаментозное лечение назначают в случаях, когда эффекта от ИВЛ 100% кислородом и непрямого массажа сердца не наблюдается в течение 30 с (сердечные сокращения отсутствуют либо ЧСС остается ниже 80 мин–1).

1. Вводить лекарственные средстваудобнее в пупочную вену, поскольку в нее легче установить катетер. Адреналин можно вводить через эндотрахеальную трубку. Особое внимание, особенно у недоношенных, уделяют скорости введения лекарственных средств, поскольку резкие перепады АД и осмоляльности крови могут вызвать у них нарушение мозгового кровообращения. В табл. 32.6 дана характеристика отдельных лекарственных средств, применяемых для СЛР новорожденных.

2. Первоочередные мерынаправлены на улучшение функции миокарда, кровоснабжения тканей и устранение ацидоза. Если после 30 с непрямого массажа сердца и ИВЛ 100% кислородом ЧСС остается ниже 80 мин–1, назначают адреналин, 0,1-0,3 мл раствора 1:10 000. При необходимости введение повторяют каждые 3-5 мин. В отдельных случаях указанную дозу адреналина вводят эндотрахеально. В связи с тем что всасывание препарата слизистой трахеи и бронхов происходит неравномерно, как можно скорее устанавливают венозный катетер (особенно при неэффективности реанимационных мероприятий). Атропин и препараты кальция на этом этапе реанимации новорожденных противопоказаны.

3. Введение кровезаменителейпомогает устранить гиповолемию и улучшить доставку кислорода тканям. Острая кровопотеря может развиться вследствие фето-материнской трансфузии до родов. Гиповолемию следует заподозрить в случаях, когда реанимационные мероприятия неэффективны или наблюдается артериальная гипотония. Обычно используют физиологический раствор, раствор Рингера с лактатом, 5% раствор альбумина или другой кровезаменитель. Вводят 10 мл/кг в/в в течение 5-10 мин.

4. Нарушения кислотно-щелочного равновесия. Метаболический ацидоз следует заподозрить при неэффективности СЛР, введения адреналина и кровезаменителей. При подозрении на метаболический ацидоз вводят бикарбонат натрия (см. табл. 32.6). Этот препарат применяют только в отсутствие респираторного ацидоза. При недостаточной вентиляции легких не происходит полного удаления углекислого газа, развивается смешанный ацидоз. Добавление бикарбоната натрия в этой ситуации может усилить смешанный ацидоз в венозной крови и усугубить снижение pH в тканях.

5. Налоксон - блокатор опиатных рецепторов. Препарат используют при угнетении дыхания у новорожденного, вызванном введением матери наркотических анальгетиков в течение последних 4 ч перед родами. При угнетении дыхания в первую очередь начинают ИВЛ, затем вводят налоксон, 0,1 мг/кг в/в или эндотрахеально, можно повторять каждые 2-3 мин. Допустимо также п/к или в/м введение. Поскольку длительность действия наркотических анальгетиков может превышать длительность действия налоксона, после введения препарата за ребенком наблюдают в течение по крайней мере 6 ч. Введение налоксона противопоказано при подозрении на наркоманию у матери, поскольку у ребенка может развиться синдром отмены, сопровождающийся тяжелыми судорогами. В этих случаях новорожденному проводят ИВЛ до тех пор, пока ребенок не начнет дышать самостоятельно.

IV. Ведение в постреанимационном периоде. Новорожденных, которым проводили интенсивные реанимационные мероприятия, оцененных по шкале Апгар ниже 7 баллов на 5-й минуте жизни, переводят в отделение реанимации. В отделении за ними тщательно наблюдают по меньшей мере в течение суток для своевременной диагностики и лечения осложнений асфиксии. Лабораторные исследования включают общий анализ крови, определение глюкозы плазмы, уровня кальция в сыворотке, газов артериальной крови. Кроме этого, проводят рентгенографию грудной клетки.

А. Артериальная гипотония.Назначают кровезаменители и вазопрессорные средства. Улучшить микроциркуляцию и нормализовать АД удается при помощи длительной инфузии дофамина. В течение инфузии контролируют ЧСС и АД. Дозы и метод расчета концентрации раствора дофамина приведены в табл. 32.6. Инфузию начинают с дозы 5 мкг/кг/мин, постепенно повышая ее до максимальной - 20 мкг/кг/мин.

Б. ОПН - частое осложнение тяжелой асфиксии. Следят за диурезом и регулярно определяют уровень электролитов и креатинина в сыворотке. ОПН вследствие асфиксии редко сопровождается олигурией и, если не контролировать уровень креатинина ежедневно, может остаться недиагностированной.

В. Гипогликемия - частое осложнение асфиксии. Назначают 10% глюкозу, 2 мл/кг (200 мг/кг) в/в струйно или в/в капельно со скоростью 6-8 мг/кг/мин.

Г. Гипокальциемияобычно возникает в первые 24-48 ч после реанимационных мероприятий. Может потребоваться введение препаратов кальция.

Д. Метаболический ацидоз.После нормализации дыхания, сердечного выброса и кровоснабжения тканей вводят бикарбонат натрия.

Е. Поражение ЦНС. Могут развиться отек головного мозга, внутримозговое кровоизлияние, судороги и синдром гиперсекреции АДГ. Первоочередные меры включают ограничение жидкости до 50-60 мл/кг/сут. Дальнейшую тактику ведения определяют индивидуально, в зависимости от состояния ребенка.

Ж. Стойкая легочная гипертензияобусловлена спазмом легочных сосудов. Возникает сброс крови справа налево с последующим развитием гипоксии и ацидоза. Проводят ИВЛ 100% кислородом, в отдельных случаях используют экстракорпоральную мембранную оксигенацию.

З. Документация.Все назначения, результаты наблюдения и обследования заносят в медицинскую карту.

V. Прогноз

А. Продолжительность СЛР.Насколько долго следует продолжать СЛР при тяжелой асфиксии новорожденного, точно не установлено. Небольшое количество исследований по этой проблеме не позволяет сформулировать четкие сроки. В одной из работ описаны 93 случая асфиксии новорожденного. СЛР начинали в отсутствие сердечных сокращений. 61% из 23 выживших детей развивались нормально. Среди 58 детей, у которых сердцебиение отсутствовало в течение 10 мин, выжил только один и в дальнейшем страдал детским церебральным параличом. Результаты исследования свидетельствуют о том, что при неэффективности СЛР ее можно прекращать через 10 мин. Некоторые исследователи рекомендуют продолжать СЛР в таких случаях в течение 15-20 мин.

Б. Детский церебральный паралич.В большинстве случаев детского церебрального паралича анамнестические указания на асфиксию отсутствуют. Хотя известно, что асфиксия новорожденного приводит к стойким неврологическим нарушениям, они обычно появляются вскоре после рождения. Характерно следующее.

1.Низкая оценка по шкале Апгар на 10-15-й минуте жизни.

2.Проявления ишемической энцефалопатии - мышечная гипотония, вялое сосание и снижение рефлексов.

3.Судороги в первые 36 ч после рождения.

За последние 20-30 лет, несмотря на значительные достижения в акушерстве и неонатологии, распространенность детского церебрального паралича среди доношенных детей не изменилась. Эпилепсия и умственная отсталость, как правило, не связаны с асфиксией новорожденного.



infopedia.su

Алгоритм сердечно-легочной реанимации у детей и взрослых: правила оказания неотложной помощи | ОкейДок

Нечасто, но бывают такие случаи: шел человек по улице, ровно, уверенно и вдруг упал, перестал дышать, синеет. В таких случаях обычно окружающие вызывают «Скорую» и долго ждут. Через пять минут прибытие специалистов уже не нужно - человек умер. И исключительно редко рядом оказывается человек, знающий алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации и способный применить свои действия на деле.

Оглавление: Причины остановки сердца Этапы сердечно-легочной реанимации Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация у взрослых и подростков Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

Причины остановки сердца

В принципе любая болезнь может вызвать остановку сердца. Поэтому перечислять все те сотни заболеваний, которые известны специалистам, бессмысленно да и незачем. Однако наиболее часто к остановке сердца приводят:

  • сердечные заболевания;
  • травмы;
  • утопления;
  • удары электрическим током;
  • интоксикации;
  • инфекции;
  • остановка дыхания в случае аспирации (вдыхания) инородного тела - эта причина чаще всего возникает у детей.

Впрочем, независимо от причины, алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации всегда остается одинаковым.

Этапы сердечно-легочной реанимации

В фильмах очень часто показывают попытки героев реанимировать умирающего человека. Обычно это выглядит так - к неподвижно лежащему пострадавшему подбегает положительный персонаж, падает рядом с ним на колени и начинает интенсивно давить ему на грудь. Всем своим артистизмом он показывает драматичность момента: подпрыгивает над человеком, дрожит, плачет или кричит. Если дело происходит в больнице, врачи обязательно сообщают, что «он уходит, мы его теряем». Если по замыслу сценариста пострадавший должен жить - он выживет. Однако шансов на спасение в реальной жизни у такого человека нет, так как «реаниматор» все сделал неправильно.

В 1984 году австрийский анестезиолог Петер Сафар предложил систему АВС. Этот комплекс лег в основу современных рекомендаций по сердечно-легочной реанимации и уже более 30 лет этим правилом пользуются все без исключения врачи. В 2015 году Американская ассоциация кардиологов выпустила обновленное руководство для практических специалистов, в котором детально освещены все нюансы алгоритма.

Алгоритм АВС - это последовательность действий, дающих максимальный шанс пострадавшему на выживание. Суть его заключена в самом его названии:

  • Airway – дыхательные пути: выявление их закупорки и ее устранение, чтобы обеспечить проходимость гортани, трахеи, бронхов;
  • Breathing – дыхание: проведение искусственного дыхания по специальной методике с определенной частотой;
  • Circulation – обеспечение кровообращения при остановке сердца путем его наружного (непрямого массажа).

Сердечно-легочная реанимация по алгоритму АВС может проводиться любым человеком, даже не обладающим медицинским образованием. Это - те базовые знания, которыми должен владеть каждый.

Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация у взрослых и подростков

В первую очередь вам следует обеспечить безопасность пострадавшего, не забывая и о себе. Если вы извлекли человека из попавшей в аварию машины, немедленно оттащите его подальше от нее. Если рядом бушует пожар - сделайте то же самое. Переместите пострадавшего в любое ближайшее безопасное место и приступайте к следующему этапу.

Сейчас нужно убедиться, что человек действительно нуждается в СЛР. Для этого спросите его «Как вас зовут?» Именно этот вопрос лучше всего привлечет внимание пострадавшего, если он находится в сознании, пусть даже помутненном.

Если он не отвечает, потормошите его: слегка ущипните за щеку, похлопайте по плечу. Не перемещайте пострадавшего без лишней необходимости, так как вы не можете быть уверены в отсутствии травм, если обнаружили его уже в бессознательном состоянии.

При отсутствии сознания убедитесь в наличии или отсутствии дыхания. Для этого приложите ухо ко рту пострадавшего. Здесь действует правило «Видеть. Слышать. Осязать»:

  • вы видите движения грудной клетки;
  • вы слышите звук выдыхаемого воздуха;
  • вы осязаете щекой движение воздуха.

В кино часто для этого прикладывают ухо к груди. Этот метод сравнительно действенен, только если грудная клетка больного полностью обнажена. Даже один слой одежды исказит звук и вы ничего не поймете.

Одновременно с проверкой дыхания вы можете выяснить наличие пульса. Не ищите его на запястье: лучший способ выявления пульса - пальпация сонной артерии. Для этого поместите указательный и безымянный палец на верхушку «адамова яблока» и сместите их в сторону задней части шеи, пока пальцы не упрутся в мышцу, проходящую сверху вниз. Если пульсация отсутствует, значит сердечная деятельность остановилась и необходимо приступать к спасению жизни.

Внимание! На проверку наличия пульса и дыхания у вас есть 10 секунд!

Следующий этап - убедитесь, что во рту у пострадавшего нет никаких инородных тел. Ни в коем случае ищите их наощупь: у человека могут начаться судороги и ваши пальцы попросту откусят либо вы можете случайно сорвать искусственную коронку зуба или мост, которые попадут в дыхательные пути и вызовут асфиксию. Удалять можно только те инородные тела, которые видны снаружи и находятся близко к губам.

Теперь привлеките внимание окружающих, попросите их вызвать «Скорую», а если вы одни - сделайте это сами (звонок в тревожные службы - бесплатный), после чего начинайте проводить сердечно-легочную реанимацию.

Положите человека на спину на твердой поверхности - земля, асфальт, стол, пол. Запрокиньте его голову, выдвиньте нижнюю челюсть вперед и приоткройте рот пострадавшего - это предотвратит западение языка и позволит эффективно проводить искусственное дыхание (тройной маневр Сафара).

При подозрении на травму шеи или если человек был обнаружен уже без сознания, ограничьтесь только выдвижением нижней челюсти и приоткрыванием рта (двойной маневр Сафара). Иногда этого оказывается достаточным, чтобы человек начал дышать.

Внимание! Наличие дыхания практически стопроцентно свидетельствует о том, что сердце человека работает. Если пострадавший дышит, его следует повернуть набок и оставить в таком положении до прибытия врачей. Наблюдайте за пострадавшим,каждую минуту проверяя наличие пульса и дыхания.

При отсутствии пульса начинайте наружный массаж сердца. Для этого, если вы правша, то поместите основание правой ладони на нижнюю треть грудины (2-3 см ниже условной линии, проходящей через соски). Наложите на него основание левой ладони и переплетите пальцы, как показано на рисунке.

Руки должны быть прямыми! Нажимайте всем телом на грудную клетку пострадавшего с частотой 100-120 нажатий в минуту. Глубина нажатия - 5-6 см. Не делайте больших перерывов - отдыхать можно не более 10 секунд. Давайте грудной клетке полностью расправиться после нажатия, но не отрывайте рук от нее.

Наиболее эффективный метод искусственного дыхания - «изо рта в рот». Для его проведения после тройного или двойного маневра Сафара накройте рот пострадавшего своим ртом, зажмите его нос пальцами одной руки и произведите энергичный выдох длительностью 1 секунда. Дайте больному выдохнуть.

Эффективность искусственного дыхания определяется движениями грудной клетки, которая должна подниматься и опускаться при вдохе-выдохе. Если этого нет, значит у человека закупорены дыхательные пути. Проверьте еще раз ротовую полость - возможно, вы увидите инородное тело, которое можно извлечь. В любом случае не прерывайте сердечно-легочную реанимацию.

ВНИМАНИЕ! По рекомендациям Американской ассоциации кардиологов вы можете отказаться от проведения искусственного дыхания, так как компрессии грудной клетки обеспечивают организму необходимый минимум воздуха. Однако искусственное дыхание повышает на несколько процентов вероятность положительного эффекта от СЛР. Поэтому по возможности его все-таки следует проводить, помня о том, что человек может быть болен инфекционным заболеванием типа гепатита или ВИЧ-инфекции.

Один человек не способен одновременно и нажимать на грудную клетку и проводить искусственное дыхание, поэтому действия следует чередовать: после каждых 30 нажатий должны производиться 2 дыхательных движения.

Каждые две минуты следует останавливаться и проверять наличие пульса. Если он появится - нажатия на грудную клетку следует прекратить.

Подробный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации взрослым и подросткам представлен в видео-обзоре:

Когда прекращать сердечно-легочную реанимацию

Прекращение сердечно-легочной реанимации производится:

  • при появлении самостоятельного дыхания и пульса;
  • при появлении признаков биологической смерти;
  • спустя 30 минут после начала реанимационных мероприятий;
  • если реаниматор полностью истощен физически и не способен дальше производить СЛР.

Многочисленные исследования показывают, что проведение сердечно-легочной реанимации более 30 минут может привести к появлению сердечного ритма. Однако за это время кора головного мозга погибает и человек не способен прийти в себя. Именно поэтому установлен получасовой интервал, в течение которого у пострадавшего есть шанс на выздоровление.

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей

В детском возрасте более частой причиной клинической смерти является асфиксия. Поэтому этой категории пациентов особенно важно проводить весь комплекс реанимационных мер - и наружный массаж сердца, и искусственное дыхание.

Обратите внимание: если взрослого человека допускается оставить на очень короткое время для того, чтобы позвать на помощь, то ребенку сначала надо в течение двух минут проводить СЛР, и лишь после этого можно отлучиться на несколько секунд.

Проводить нажатия грудной клетки у ребенка следует с той же частотой и амплитудой, что и у взрослых. В зависимости от его возраста нажимать можно двумя или одной рукой. У грудничков эффективен метод, при котором грудную клетку малыша обхватывают обеими ладонями, помещая большие пальцы на середину грудины, а остальные плотно прижимают к бокам и спинке. Нажатия производят большими пальцами.

Соотношение нажатий и дыхательных движений у детей может быть либо 30:2, либо если реаниматоров двое - 15:2. У новорожденных соотношение составляет 3 нажатия на одно дыхательное движение.

Остановка сердца - не такое редкое явление, как кажется, и своевременно оказанная помощь может дать человеку неплохой шанс на дальнейшую жизнь. Обучиться алгоритму действий в экстренных ситуациях может каждый. Для этого даже не нужно поступать в медицинский институт. Достаточно просмотра качественных обучающих видео по сердечно-легочной реанимации, нескольких уроков с инструктором и периодического обновления знаний - и вы сможете стать пусть непрофессиональным, но спасателем. И кто знает, может быть, когда-нибудь вы дадите кому-то шанс на жизнь.

Бозбей Геннадий Андреевич, врач скорой медицинской помощи

okeydoc.ru

Алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации у детей, ее цель и разновидности

Восстановление нормального функционирования системы кровообращения, сохранение воздухообмена в легких – первоочередная цель сердечно-легочной реанимации. Вовремя проведенные мероприятия по реанимации позволяют избежать отмирания нейронов в головном мозге и миокарде до тех пор, пока не восстановится кровообращение, и дыхание не станет самостоятельным. Остановка кровообращения у ребенка вследствие кардиальной причины происходит крайне редко.


Для грудных и новорожденных детей выделяют такие причины остановки сердца: удушение, СВДС – синдром внезапной детской смерти, когда вскрытие не может установить причину прекращения жизнедеятельности, пневмония, бронхоспазм, утопление, сепсис, неврологические заболевания. У детей после двенадцати месяцев смерть наступает чаще всего из-за различных травм, удушений из-за болезни или попадания инородного тела в дыхательные пути, ожогов, огнестрельных ранений, утопления.

Цель СЛР у детей

Медики разделяют маленьких пациентов на три группы. Алгоритм проведения реанимационных действий для них различен.

  1. Внезапная остановка кровообращения у ребенка. Клиническая смерть на протяжении всего периода проведения реанимационных действий. Три основных исхода:
  • СЛР завершилась положительным итогом. При этом невозможно предугадать, каким будет состояние пациента после перенесенной им клинической смерти, насколько восстановится функционирование организма. Происходит развитие так называемой постреанимационной болезни.
  • У пациента отсутствует возможность самопроизвольной ментальной активности, происходит отмирание клеток головного мозга.
  • Реанимация не приносит положительного результата, врачи констатируют смерть пациента.
  1. Неблагоприятен прогноз при проведении сердечно-легочной реанимации у детей с тяжелой травмой, в шоковом состоянии, осложнениями гнойно-септического характера.
  2. Реанимация пациента с онкологией, аномалиями развития внутренних органов, тяжелыми травмами по возможности тщательно планируется. Незамедлительно переходят к проведению реанимационных действий при отсутствии пульса, дыхания. Первоначально необходимо понять, находится ли ребенок в сознании. Сделать это можно с помощью крика или легкого встряхивания, при этом исключаются резкие движения головы пациента.

Показания к реанимации - внезапная остановка кровообращения

Первичная реанимация

СЛР у ребенка включает три стадии, которые еще называют АВС – Air, Breath, Circulation:

  • Air way open. Требуется освобождение дыхательного прохода. Рвота, западание языка, инородное тело может являться препятствие при дыхании.
  • Breath for victim. Проведение мероприятий по искусственному дыханию.
  • Circulation his blood. Закрытый массаж сердца.

Когда проводиться сердечно-легочная реанимация новорожденного ребенка, первые два пункта наиболее важны. Первичная остановка сердца у маленьких пациентов встречается нечасто.

Обеспечение проходимости дыхательных путей у ребенка

Самым важным в процессе СЛР у детей считается первый этап. Алгоритм действий следующий.

Пациента кладут на спину, шея, голова и грудь при этом находятся в одной плоскости. Если травма черепа отсутствует, необходимо запрокинуть голову. Если у пострадавшего травмирована голова или верхний шейный отдел, необходимо выдвинуть вперед нижнюю челюсть. При потере крови рекомендуется приподнять ноги. Нарушение свободного тока воздуха по дыхательным путям у грудного ребенка может усилиться при чрезмерном перегибании шеи.

Причиной неэффективности мероприятий по легочной вентиляции может стать неправильное положение головы ребенка относительно туловища.

При наличии в ротовой полости инородных предметов, затрудняющих дыхание, их необходимо извлечь. Если возможно, осуществляется интубация трахеи, вводится воздуховод. При невозможности интубировать пациента производиться дыхание «рот в рот» и «рот в нос и в рот».


Алгоритм действий при вентиляции легких «рот в рот»

Решение проблемы запрокидывания головы пациента относится к первоочередным задачам СЛР.

Обструкция дыхательных путей приводит к остановке сердца пациента. Это явление вызывает аллергия, воспалительные инфекционные заболевания, инородные предметы в ротовой полости, горле или трахее, рвотные массы, кровяные сгустки, слизь, запавший язык ребенка.

Алгоритм действий при ИВЛ

Оптимальным при осуществлении искусственной вентиляции легких будет применение воздуховода или лицевой маски. При отсутствии возможности использовать данные способы, альтернативный вариант действий – активное задувание воздуха в нос и рот пациента.

Чтобы желудок не растянулся, необходимо следить, чтобы не было экскурсии брюшины. Только объем груди должен снижаться в перерывах между выдохом и вдохом при проведении мероприятий по восстановлению дыхания.


При осуществлении процедуры искусственной вентиляции легких проводят следующие действия. Пациента укладывают на твердую ровную поверхность. Голову слегка запрокидывают. Наблюдают за дыханием ребенка в течение пяти секунд. При отсутствии дыхания делают два вдоха продолжительностью полторы – две секунды. После этого выдерживают несколько секунд для выхода воздуха.

При реанимации ребенка вдыхать воздух следует весьма аккуратно. Неосторожные действия способны спровоцировать разрыв тканей легких. Сердечно-легочная реанимация новорожденного и грудного ребенка осуществляется с использованием щек для вдувания воздуха. После второго вдоха воздуха и выхода его из легких прощупывают сердцебиение.

Воздух в легкие ребенка вдувают восемь – двенадцать раз за минуту с интервалом в пять – шесть секунд при условии того, что сердце функционирует. Если сердцебиение не установлено, переходят к непрямому массажу сердца, иным действиям по спасению жизни.

Необходимо тщательно проверить наличие посторонних предметов в ротовой полости и верхнем отделе дыхательных путей. Такого рода препятствия помешает попасть воздуху легкие.

Последовательность действий следующая:

  • пострадавшего укладывают на согнутую в локте руку, туловище малыша находится выше уровня головы, которую придерживают двумя руками за нижнюю челюсть.
  • после того, как пациент уложен в правильном положении, осуществляется пять аккуратных ударов между лопатками пациента. Удары должны иметь направленное действие от лопаток к голове.

Если ребенка невозможно уложить в правильное положение на предплечье, то в качестве опоры используется бедро и согнутая в колене нога человека, занимающегося реанимацией ребенка.

Закрытый массаж сердца и компрессия грудной клетки

Закрытый массаж сердечной мышцы используется для нормализации гемодинамики. Не проводится без применения ИВЛ. За счет увеличения внутригрудного давления происходит выброс крови из легких в кровеносную систему. Максимальное давление воздуха в легких ребенка приходится на нижнюю треть грудной клетки.

Первая компрессия должна быть пробной, она проводится для определения эластичности и резистентности грудной клетки. Грудная клетка продавливается при массаже сердца на 1/3 часть ее размера. Компрессия грудной клетки проводится по-своему для разных возрастных групп пациентов. Она осуществляется за счет давления на основание ладоней.


Особенности сердечно легочной реанимации у детей

Особенности сердечно легочной реанимации у детей заключаются в том, что использовать для проведения компрессии необходимо пальцы рук либо одну ладонь ввиду маленького размера пациентов и хрупкого телосложения.

  • Младенцам надавливают на грудную клетку только большими пальцами рук.
  • Детям от 12 месяцев до восьми лет массаж выполняется одной рукой.
  • Пациентам старше восьми лет на грудь кладут обе ладони. как и взрослым, но соизмеряют силу давления с размером тела. Локти рук при проведении массажа сердца остаются в выпрямленном состоянии.

Есть некоторые различия в СЛР кардиальной по природе у пациентов старше 18 лет и возникшей в результате удушения у детей сердечно-легочной недостаточности, поэтому реаниматологам рекомендуется использовать специальный педиатрический алгоритм.

Соотношение компрессия - вентиляция

Если в реанимационных действиях участвует только один врач, он должен производить два вдувания воздуха в легкие пациента на каждые тридцать компрессий. Если одновременно работает двое реаниматологов – компрессия 15 раз на каждые 2 вдувания воздуха. При использовании для ИВЛ специальной трубки проводят безостановочный массаж сердца. Частота вентиляции при этом составляет от восьми до двенадцати ударов в минуту.

Удар в сердце или прекардиальный удар у детей не применяется – может серьезно пострадать грудная клетка.

Частота компрессий составляет от ста до ста двадцати ударов в минуту. Если массаж проводится ребенку младше 1 месяца, то начинать следует с шестидесяти ударов в минуту.


Помните, что жизнь ребенка в ваших руках

Реанимационные действия нельзя прекращать на срок дольше пяти секунд. Через 60 секунд после начала реанимации врач должен проверить пульс пациента. После этого сердцебиение проверяется каждые две – три минуты в момент прекращения массажа на 5 секунд. Состояние зрачков реанимируемого указывает на его состояние. Появление реакции на свет указывает на то, что мозг восстанавливается. Стойкое расширение зрачков – неблагоприятный симптом. При необходимости интубировать пациента нельзя прекращать реанимационные мероприятия более чем на 30 секунд.

lechiserdce.ru

Лечение Асфиксия новорожденных - терминальное состояние, выведение из которого требует использования общепринятых реанимационных принципов, сформулированных П. Сафаром (1980) как ABC-реанимация, где: А - airway - освобождение, поддержание свободной проходимости воздухоносных путей; В - breath - дыхание, обеспечение вентиляции - искусственной (ИВЛ) или вспомогательной (ВВЛ); С - cordial circulation - восстановление или поддержание сердечной деятельности и гемодинамики. В родзале или около него круглосуточно должен быть готов к оказанию помощи новорожденному «островок реанимации», который состоит из нескольких блоков: 1) блок оптимизации окружающей среды и температурной защиты - обогреваемый столик, источник лучистого тепла, стерильные теплые пеленки; 2) блок восстановления проходимости дыхательных путей - электроотсос, резиновые груши, оральные воздуховоды, эндотрахеальные трубки, детский ларингоскоп; 3) блок оксигенотерапии - источник сжатого воздуха, установка для увлажнения и подогрева воздушно-кислородной смеси, набор соединительных трубок и приспособлений для введения кислорода; 4) блок искусственной вентиляции легких (дыхательный мешок типа Амбу, аппараты для автоматической вентиляции легких); 5) блок медикаментозной терапии - одноразовые шприцы, перчатки, наборы медикаментов, наборы катетеров для пупочной вены; 6) блок контроля жизнедеятельности - кардиомонитор, аппарат для измерения артериального давления, секундомер, фонендоскоп. Алгоритм первичной помощи новорожденному, родившемуся в асфиксии, включает несколько этапов. I этап реанимации начинается с отсасывания катетером содержимого полости рта в момент рождения головки или сразу после рождения ребенка. Если после отсасывания из ротоглотки ребенок не дышит, надо провести нежную, но активную тактильную стимуляцию - щелкнуть ребенка по подошве или энергично обтереть его спину. Ребенка принимают в стерильные подогретые пеленки, быстро переносят на реанимационный столик под источник лучистого тепла. При укладывании головной конец ребенка должен быть несколько опущен (примерно на 15°). Околоплодные воды, слизь, иногда материнскую кровь с кожи ребенка обтирают теплой пеленкой. При тяжелой асфиксии и наличии в околоплодных водах или ротоглотке мекония проводят незамедлительную интубацию с последующей санацией дыхательных путей. Доношенный ребенок отделяется от матери сразу после рождения, а недоношенный через 1 минуту. В конце I этапа реанимации, длительность которого не должна превышать 20-25 секунд, оценивают дыхание ребенка. При адекватном дыхании, частоте сердечных сокращений выше 100 в минуту и небольшом акроцианозе кожи реанимационные мероприятия прекращают, за ре¬бенком организуют наблюдение. По возможности надо стремиться, как можно раньше начать кормить ребенка молоком матери. II этап реанимации, задачей которого является восстановление внешнего дыхания, проводят детям с отсутствием или с неэффективностью самостоятельного дыхания (редкое, наличие генерализованного цианоза или бледности и др.). Мероприятия начинают с вентиляции легких с помощью маски и дыхательного мешка. Частота дыхания 30-50 в минуту. Чаще используют 60%-ную кислородно-воздушную смесь (у недоношенных 40%-ную). Хорошие экскурсии грудной клетки свидетельствуют о достаточной вентиляции альвеол, а также об отсутствии серьезных нарушений проходимости дыхательных путей. Неэффективность вентиляции мешком и маской, подозрение на аспирацию меко-ния, ЧСС менее 80 и необходимость наружного массажа сердца, длительной дыхательной поддержки являются показанием для эндотрахеальной интубации. Одновременно с ИВЛ стимулируют дыхание внутривенным введением налорфина или эти-мизола. Через 20-30 секунд после начала ИВЛ необходимо подсчитать частоту сердечных сокращений, если она находится в пределах 80-100 в минуту, продолжают ИВЛ до тех пор, пока ЧСС не возрастет до 100 в минуту. III этап реанимации - терапия гемодинами-ческих и метаболических расстройств. При ЧСС менее 80 в минуту необходимо срочно начать наружный массаж сердца на фоне ИВЛ маской со 100%-ной концентрацией кислорода. Если в течение 20-30 секунд массажа эффекта нет - интубировать и начать аппаратную ИВЛ в сочетании с массажем. Надавливают на нижнюю треть грудины (но не на мечевидный отросток из-за опасности разрыва печени) строго вниз на 1,5-2,0 см с частотой 100-140 раз в минуту. Оценивать эффективность непрямого массажа сердца надо по окраске кожи и пульсу на бедренной артерии. Если в течение 60 секунд массажа сердца нет эффекта, то следует стимулировать сердечную деятельность адреналином, который вводят в дозе 0,1 мл/кг массы тела 0,01%-ного раствора либо эн-дотрахеально, либо в вену пуповины. Введение можно повторить через 5 минут (до 3 раз). Одновременно продолжают ИВЛ и непрямой массаж сердца. Затем оценивают цвет кожных покровов и состояние микроциркуляции. Если через 4-5 минут после начала ИВЛ ребенок бледен или цианотичен, то метаболические нарушения можно корректировать ведением 4%-ного раствора бикарбоната натрия, при сохраняющейся брадикардии вводят раствор атропина или 10%-ный раствор кальция глюконата. По показаниям проводят инфузионную терапию (альбумин, натив-ная плазма, изотонический раствор натрия хлорида). При необходимости плановой инфузионной терапии ее начинают через 40-50 минут после рождения. Очень важно помнить, что гораздо более важен темп инфузионной терапии, чем объем. Всем детям, родившимся с асфиксией, в родзале вводят витамин К. В случае очень тяжелого состояния после проведения первичной реанимации и медленного восстановления жизненно важных функций желателен перевод в отделение реанимации новорожденных детской больницы. Если в течение 15-20 минут у ребенка не появляется самостоятельное дыхание и у него сохраняется стойкая брадикардия, то высока вероятность тяжелого поражения мозга, и необходимо решать вопрос о прекращении реанимационных мероприятий витамин К. В случае очень тяжелого состояния после проведения первичной реанимации и медленного восстановления жизненно важных функций желателен перевод в отделение реанимации новорожденных детской больницы. Если в течение 15-20 минут у ребенка не появляется самостоятельное дыхание и у него сохраняется стойкая брадикардия, то высока вероятность тяжелого поражения мозга, и необходимо решать вопрос о прекращении реанимационных мероприятий


Проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом