Папа иоанна правда или нет. Римский папа, ставший мамой

  • Дата: 20.09.2019

Существует несколько версий легенды, созданных в разные века. В некоторых из них даже не указывается имя женщины, ставшей папой. Единственное, что чаще всего совпадает в различных вариантах, это то, что папесса была разоблачена после рождения ею ребенка. Любопытно, что самая распространенная версия была создана в самом Ватикане. Папский капеллан и пенитенциарий (исповедник) Мартин Поляк, живший в середине XIII века, написал «Хронику пап и императоров», в которую поместил пространный рассказ и об папессе Иоанне. «Хроника» имела широкое распространение, в большинстве её вариантов (в самых древних — во всех) существует описание судьбы папессы, различающееся только концовкой.

В обобщенном виде судьба этой удивительной женщины выглядит так. В середине IX века в Афинах появилось двое молодых людей, старательно занимавшихся теологией и философией. Они вели праведный образ жизни, и все время посвящали только учебе и молитвам. Один из них, наиболее преуспевающий в учебе, был женщиной, но об этом не знал никто, кроме её друга. После окончания учебы их пути разошлись. Переодетая мужчиной женщина отправилась в Рим, где вскоре стала преподавать теологию и другие науки и прославилась ученостью, эрудицией и праведностью жизни. После смерти в 855 году папы Льва IV эта женщина под именем Иоанна из Майнца была избрана папой и занимала святой престол 2 года, 5 месяцев и 3 дня. Возможно, она бы руководила церковью и дальше, но, забеременев от одного из своих приближенных, она родила ребенка прямо во время шествия к Латерану от собора святого Петра. Во время родов она умерла и была похоронена на том месте, где все это произошло. Впоследствии римляне на месте её смерти поставили часовню в память о папессе, славившийся мудростью и добротой. После этого папы стали избегать этой дороги. С того времени при проведении процессий с участием пап выбирают такой путь, чтобы не пересечь место смерти легендарной папессы.

В нескольких вариантах «Хроники» Мартина Поляка судьба папессы описывается менее трагично. После рождения сына она была низложена и отбывала епитимью в одном из монастырей, где продолжала пользоваться большим почетом. Её сын, унаследовав от матери религиозность и тягу к знаниям, со временем стал епископом. После смерти от старости Иоанна была похоронена сыном, но место нахождения могилы осталось неизвестным или было специально утаено.

Сюжет жизни и смерти папессы оказался столь интригующим, что его стали широко использовать и светские, и религиозные писатели. Появились новые подробности жизни легендарной женщины. Оказалось, что в девичестве папессу звали Агнессой или Гильбертой. Её отец был миссионером, отправившимся из Англии, чтобы обращать в христианство языческие племена германцев. В Майнце он и прижил девочку, чья мать вскоре умерла. Девочка сопровождала отца в миссионерских поездках. Её с детства отличала прекрасная память и красноречие, она могла наизусть цитировать большие фрагменты Библии, а её проповеди перед простыми людьми, хоть и были в чем-то по-детски наивными, пользовались большой популярностью. Когда девочка начала превращаться в девушку, она стала носить мужскую одежду, чтобы не подвергаться домогательствам мужчин. После смерти отца она так и продолжила играть роль юноши, изучающего теологию. Дальнейшее описание её судьбы у различных авторов примерно совпадает с классическим вариантом Мартина Поляка.

В последующем судьба папессы вызывала интерес и у серьезных писателей. Не избежал этой темы и А. С. Пушкин, который за два года до трагической гибели написал черновой сюжет к трехактной пьесе «Папесса Иоанна». Поэт предполагал изобразить Иоанну дочерью простого ремесленника, которая убегает из дома, чтобы учиться в университете. Затем она защищает диссертацию и становится доктором теологии, а впоследствии и настоятелем монастыря. Судьба приводит её в Рим, где она становится кардиналом, а затем и папой. В последний акт пьесы Пушкин собирался ввести испанского посланника, прибывшего в Ватикан и оказавшегося старым товарищем папессы по учёбе в университете. Естественно, что дальше должна была последовать любовная история, а затем смерть Иоанны во время родов, как и в старинной легенде. Роковая дуэль помешала Пушкину воплотить этот любопытный замысел.

Существовала ли на самом деле папесса Иоанна, не так уж теперь и важно. Эта легенда уже давно живет своей собственной жизнью.

02.10.2014 0 5103


Два года, пять месяцев и четыре дня папой римским была... женщина. Одна из самых известных средневековых легенд возникла в середине XIII века, и в последующие два столетия этот факт никто не подвергал сомнению. Однако начиная с XV века возникли альтернативные версии, и к середине XVI века историки уже не сомневались: история вымышленная.

Одни считают, что легенда возникла в период господства женщин при папском дворе, который продолжался от Иоанна X до Иоанна XII включительно (919-963). Другие переносят существование папы-женщины (папессы) на несколько столетий вперед, когда в 1276 году после смерти Адриана V новый глава католической церкви принял имя Иоанна XXI, а не XX, как следовало по официальной хронологии.

Высказывались предположения, что «исчезнувший папа» сразу после избрания был смещен противниками. Или же он оказался женщиной, поэтому о нем постарались забыть. Но Иоанн XXI по каким-то соображениям посчитал нужным восстановить хронологию и ввести в список «недостающий номер».

Сторонники существования Иоанны в качестве доказательства указывают на множество древних документальных источников, в которых она упоминается. Самое раннее свидетельство встречается в работе хранителя папской библиотеки Анастасиуса (IX век).

В следующих поколениях история об Иоанне приобретает широкое распространение. Стефен из Бурбона (умер в 1261 году) в труде «О семи дарах Святого Духа» тоже подтвердил факт этого события. Наиболее популярной стала версия Мартина Поляка, папского капеллана и историка, жившего в середине XIII века.

Он написал «Хронику пап и императоров», в которой поместил подробный рассказ об Иоанне. Каждый летописец по-своему излагал произошедшие в древности события, и если обобщить все варианты легенды и исключить расхождения, рассказ о женщине на папском престоле звучит приблизительно следующим образом.

ОТ МИССИОНЕРА ДО ПАПЫ

Дело происходило в IX веке. Иоанна была дочерью английского проповедника-миссионера. После смерти матери она вместе с отцом странствовала, проповедуя христианство. Обладая острым умом и выдающимся ораторским талантом, 12-летняя девочка читала проповеди саксам-язычникам не хуже отца.

Иоанне исполнилось 15 лет, когда скончался ее отец и она поселилась в монастыре Блитруды, настоятельница которого назначила ее хранительницей библиотеки, состоявшей из 66 книг и считавшейся одной из богатых библиотек того времени.

Здесь, в монастыре, Иоанна познакомилась с молодым монахом, которого прислали из другой миссии. Ему поручили переписать послание святого апостола Павла на пергаменте золотыми буквами. Когда работа была закончена, Иоанна переоделась в мужское монашеское платье и вместе с юношей покинула монастырь.

Долгое время молодые люди странствовали, читая проповеди, пока не оказались в Греции, где вели праведный образ жизни, посвящая себя учебе и молитве. После окончания учебы пути их разошлись; переодетая мужчиной девушка отправилась в Рим. Два года Иоанна жила в мужском монастыре Святого Мартина под именем Иоанна Ланглуа, продолжая проповедовать и заниматься науками: она усиленно изучала теологию и философию.

Слава о талантах Иоанны росла, и вскоре на «молодого монаха» обратил внимание папа Лев IV и, назначив ее своим секретарем, возвел в сан кардинала, в обязанности которого входило заведование папским кабинетом, финансами, принятие прошений, поддержание связей с иностранными дворами.

Умный и сообразительный, обладающий широким богословским и научным кругозором, кардинал вскоре завоевал всеобщее расположение. Неудивительно, что перед смертью папа назвал Иоанну своим единственным преемником. 17 июня 855 года Лев IV скончался. После его погребения новым главой католической церкви единогласно избрали кардинала Иоанна, получившего имя Иоанна VIII.

Историк папства Лавикомгерий так комментирует этот факт: «Происшествие, весьма долго считавшееся басней, имело в действительности место; множество свидетельств подтверждает его подлинность. В 854 году, по смерти Льва, появилась на папском престоле женщина, совершающая богослужение, назначающая епископов, дающая свои ноги целовать князьям и народам».

Правление Иоанна VIII было недолгим, мягким и гуманным.

«PAPISSAE PRODITO PARTUM»

Описание дальнейших событий у всех историков и летописцев совпадают. Иоанна забеременела. Кто был отцом ребенка, неизвестно. Возможно, это был ее друг, приехавший из Афин. Или же отцом мог оказаться Флорус, племянник папы Льва IV, который в целях безопасности дежурил по ночам у папской спальни. Хотя, скорее всего, женщина вступила в любовную связь под страхом разоблачения.

Долгое время Иоанне удавалось скрывать беремонность под широкими складками сутаны. Однако приближался момент родов. Под видом болезни она уехала из Рима в Остию.

В 857 году благоденствие жителей Апеннинского полуострова было нарушено серией трагических событий. Прибрежные города подвергались нападениям сарацин. В предместьях Рима на караванных путях и главных дорогах свирепствовали шайки разбойников. Панический страх охватил римских граждан. Несметные полчища саранчи обрушились на плодородные земли, опустошая посевы. Риму грозила эпидемия. Казалось, что Создатель отвернулся от жителей Вечного города, обрушив на их головы свою кару.

Обстановка в городе становилась критической. Под гнетом тяжелых обстоятельств измученная и обессиленная Иоанна вернулась в Рим, пообещав народу провести крестный ход во спасение от нахлынувших бедствий.

20 ноября жители Рима высыпали на улицы, чтобы участвовать в торжестве. Иоанн VIII, со всех сторон поддерживаемый кардиналами, едва передвигал ноги. Когда шествие от собора Святого Павла двинулось к Латеранской площади, в проходе между Колизеем и церковью Святого Климентия папа вдруг упал. У Иоанны начались роды.

По одной версии, разъяренная толпа забила женщину и ребенка камнями, а на месте их смерти водрузили каменную плиту, на которой было начертано: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О, Петр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»). По другой версии, мать и дитя умерли при родах, а на этом месте была построена часовня, которую позже приказали разрушить.

По третьей - мальчик выжил, был отдан на воспитание в монастырь и со временем стал епископом Остии. Существует и еще одна версия: Иоанна осталась жива и была отправлена в монастырь, где жила в почете и умерла от старости.

«ГОСПОДИНОМ НАШИМ ИМЕЕМ МУЖНИНУ»

На этом история не закончилась. Начиная с 857 года было введено обязательное половое освидетельствование претендентов на пост главы католической церкви. Для этого даже изобрели специальное кресло с отверстием в сиденье. В присутствии народа два достойных свидетеля осматривали будущего папу и словами «Mas nobis dominus est» («Господином нашим имеем мужчину») громко сообщали о его принадлежности к мужскому полу. Лишь в 1520 году папа Лев X отменил эту унизительную процедуру.

Благодаря Мартину Поляку до XV века Иоанна считалась реальным историческим персонажем. На XVI Вселенском соборе в Констанце богемский проповедник Ян Гус, осужденный за ересь, защищая свои реформаторские доктрины, заявил: «Без главы и без руководителя была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина... Церковь должна быть безупречна и незапятнана, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребенка?»

Ни один из 22 кардиналов, 49 епископов и 272 богословов, присутствовавших на заседании, не протестовал против этого заявления, косвенно подтвердив своим молчанием существование Иоанны.

Однако в «Книге понтификов» о ней ничего не сказано. В 1601 году папа Климент VIII особым декретом объявил легенду об Иоанне VIII выдумкой. А в середине XVII века протестантский историк Давид Блондель попытался развеять миф о женщине-папе, угверждая, что эта легенда - всего лишь сатира на правление папы Иоанна XI.

Стоит отметить, что в 1400 году бюст с надписью «Иоанна, женщина из Англии» украсил стены собора в Сиене и простоял 200 лет, пока при Клименте VIII фигура не была переделана в изображение папы Захария.

В качестве еще одного доказательства сторонники существования Иоанны указывают на статую женщины с младенцем, установленную на узкой улочке между Колизеем и церковью Святого Климента, где в 857 году папская процессия была прервана родами. Статуя эта была удалена только Сикстом V в конце XVI века. А римские папы во время шествий долгое время избегали прямого пути от собора Святого Петра до Латеранского дворца через место, где якобы погибла Иоанна.

Интересно также, что на одной из карт таро изображена женщина с папской тиарой на голове и называется эта карта «Папесса».

Интригующий сюжет о жизни и смерти Иоанны широко использовали и религиозные, и светские писатели. Так, эта история привлекла внимание Пушкина. В 1835 году он на французском языке сделал наброски пьесы в трех действиях «Папесса Иоанна». Однако поэт не успел осуществить свой замысел.

В 1866 году был издан роман «Папесса Иоанна» греческого писателя Эммануила Роидиса, который впоследствии переводился на все европейские языки. В 1972 году британский режиссер Майкл Андерсон снял фильм с таким же названием. Более поздний фильм «Иоанна - женщина на папском престоле», снятый по одноименному роману Донны Вулфолк Крое, вышел на экраны в 2010 году.

Так была ли на самом деле женщина папой римским? Возможно. Истории известно немало курьезных случаев. Однако современные ученые, ссылаясь на бездоказательность рассказа, отрицают возможность ее реального существования. Столь же однозначна и позиция Ватикана.

Ольга ПЕРУНОВСКАЯ, журналист (Санкт-Петербург)

Удивительно, сколько самого невероятного происходило и происходит в мире. Некоторые моменты истории церкви — не исключение. Принято считать, что церковь, с ее устоявшимися правилами и канонами не может допустить ошибку. Однако, некоторые моменты истории церкви это правило опровергают. Папа Римский — женщина. Возможно ли такое? Да, такое было…

Вступление Папы Римского в должность сопровождается большим количеством обязательных и помпезных процедур. Но есть среди них одна, которая была введена с целью не допустить в настоящем и будущем ошибки, которая имела место в истории католической церкви.

Папа Римский — женщина. Возможно ли такое?

Так вот, странная на первый взгляд процедура — сняв нижнее белье, патифик должен сесть на огороженный стул специальной конструкции, снабженный двумя отверстиями. Одно отверстие со стороны сиденья, второе, меньших размеров, между ног. После этого, кардинал, которого выбирают жребием, проверяет пол будущего Папы, просовывая руку в нижнее отверстие. Если кардинал уверен в том, что человек сидящий на стуле мужчина, он громко произносит фразу на латинском языке — «Habet duos testic Ulos et bene penden Tes».

Зачем стоит проверять понтифика, весьма почтенного и пожилого человека. Но данная традиция своими корнями уходит в далекое прошлое, и связана с очень неприятным случаем в истории Католической Церкви и Ватикана в целом. Это произошло в 854 году. Как ни странно, именно тогда римский престол возглавила женщина! Папа Римский — женщина — Иоанн VIII «Английский». Как считают историки, «папессой» была английская девушка, предположительно из Метце, которую звали Агнесса или Гильберта. Эта девушка, после того как прибыла из Рима в Ватикан, чтобы получить образование, вынуждена была сменить женское платье на мужское. Вполне возможно, что в процессе обучения в университете, она стала любовницей или женой действующего Папы Льва IV, приблизившего ее к себе.

Агнесса выделялась среди остальных кардиналов широким богословским и научным кругозором, одним словом, ей не было равных среди кардиналов. Это и стало причиной, по которой после смерти Льва IV ее избрали римским пантификом. Ее правление продлилось довольно не долго — 2 года, 5 месяцев и 4 дня. Вполне возможно, что правление Папы Иоана VIII продлилось и дольше, однако, на свою беду, она имела тайные встречи с одним монахом-бенедектинцем. Результат таких встреч не заставил себя ждать. Однажды во время торжественной процессии, которая двигалась к храму святого Клемента от Колизея, «Папесса» родила ребенка. Разгневанные жители Рима растерзали незадачливую «Папессу» и ребенка. В дальнейшем, место гибели «Папы», было увековечено мемориальной плитой.

Все же, в 16 веке, по решению Пия V «Святого», эта мемориальная плита была уничтожена, и имя Папы Иоанна VIII «Английского» навсегда вычеркнуто из списка Пап. И именно с целью недопущения того, что Папой Римским на Христовом престоле могла оказаться женщина, и был введен ритуал со стулом, на котором под страхом смерти обязан «посидеть» каждый претендент на престол.

А все же, согласитесь, что выражение «Папа Римский — женщина» — звучит как-то завораживающе гордо.

Интересные страницы нашего сайта:

Что такое гостевой брак?

Биологический возраст человека

Самая дорогая картина в мире - картина "Крик" Эдварда Мунка

Коррупция невиданных масштабов. Чиновничий и правовой беспредел. Не дай бог попасть под эти жернова

Легенда это или правдивая история о папесе Иоанне подлинно неизвестно, но она до сих пор интригует многих людей. Учитывая запрет женщине быть священником, некоторые все-же утверждают, что женщина была главой Римско-католической церкви. Что же говорит по этому поводу история?

Считается что папесса Иоанна была главой Римско-католической церкви между 855-858 годами. Некоторые из легенд рассказывают что после Льва IV (10.04.847-17.07.855) под именем Иоанн VIII на папском престоле сидела женщина. В некоторых хрониках указаны другие даты ее правления - около 1099 года.

Согласно легенде она родилась в Майнце или Ингелгейме и была дочерью английского миссионера. В 12 лет она одетая в мужскую одежду она сбежала с монахом в Афины. Там они стали членами литературной школы, но вскоре после смерти своего любовника она отправляется в Рим, где преподает в университете, а затем становится кардиналом.



В восторге от знаний новоиспеченного кардинала, руководство католической церкви выбирает его в качестве папы. Она управляла церковью в течение двух лет, но неожиданно родила. После этого существуют 2 версии - ее забили камнями, по другой версии отправили в монастырь до конца ее дней.

Согласно Хронике пап и императоров (Chronicon Pontificum др. Imperatum) , составленной в 13-веке доминиканским монахом Мартином Опавски - Англикус Иоанн родился в Майнце, был папой в течение 2 лет, 7 месяцев и 4 дня и умер в Риме. Утверждается что Иоанн был женщиной, которая как девушка приехала в Афины, одетая в мужскую одежду своего любовника. Там она стала специалистом в различных науках и ей не было равных. Затем в Риме она изучала гуманитарные науки. Ее слава распространилась по всему Риму и она была избрана Папой.

Забеременна от своего любовника и родила во время шествия Святого Петра на узкой улице между Колизеем и церковью Святого Клемента. Версии этой истории появляются в источниках Мартина Опавски, который цитирует Анастасия Библиотекаря, составителя Liber Pontificalis, современника этих событий. Одна из рукописей Liber Pontificalis Anastasievata содержит примечание о женщинах, бывшими Папой, в качестве сноски в конце страницы в строках и другим почерком, изданным после Мартина Опавски. Вполне возможно что автор, который пишет в записке, которая была основана на истории Опавски учитывает, что она не является надежным источником.

В Хронике Жана Мейли (Chronica Universalis Mettensis) , написанной в 13 веке упоминаются другие даты ее возможного правления, а именно 1099 год. Он пишет: "Об одном Папе или, скорее, женщине Папе, которая не указана в списке пап и епископов Рима, потому что это женщина, которая переоделась и благодаря характеру и талантам, стала секретарем курии, а затем кардиналом и, наконец папой. Днем, сидя на лошади, она родила ребенка.

Сразу же, по римскому закону, она была привязана за ноги к хвосту коня и тащили ее и бросали люди камни в нее. И когда умерл, была похоронена и на месте написано: „Petre, Pater Patrum, Papisse Prodito Partum“ . В то же время был объявлен четырехдневный пост "пост-женщины папа." (Jean de Mailly, Chronica Universalis Mettensis) . Пост, который отметил Жан-де-Мали соблюдается католиками и по сей день. Но что именно было написано на камне, где он сейчас... Есть и другие версии.

Легенда о папессе Иоанне подтверждается тем, что Ватикан использовал SEDIA stercoraria (престол с отверстием) . Один из этих престолов находится в музее Ватикана, а другой в Лувре. Этот престол использовался при коронации на пост Папы Паскаля II в 1099 году. Причина отверстия спорная есть мнение что они римского происхождения и что на самом деле он называется "SEDIA curules" - престолы, на которых сидели консулы.Объяснением их использования является то что высокопоставленные дворяне часто использовали его как туалет. Другие говорят, что они используются для проверки пола кандидатов на Святой Престол.

В поддержку утверждения что эта женщина существовала, говорит то, что в соборе Сиены была статуя с надписью "Johannes VIII, femina ex AngliaJohannes VIII (Иоан. VIII, англичанка) . Бюст стоял в соборе Сиены, вместе с другими святыми отцами до 1634 года. Кроме того, в течение средневековья несколько итальянских скульпторов сделали статуи папессы, особенно популярной становится " Папесата с ребенком ". Существуют различные образы на которых она держит на руках ребенка - некоторые исследователи ассоциируют их с изображениями Девы Марии.

Интересным является тот факт, что одна из карт Таро обозначает: "Papesata" . Образ Papesata появляется впервые среди карт в средние века.
Некоторые подробности на карте отображают непосредственно связь женщины с папством; она изображается с папской тиарой на голове, в других - кроме тиары показана и ссылка на ключ, которые являются традиционным символом Ватикана.

Исторические факты вещь принципиальная. И тщательно исследовав реалии Римской церкви, именитые историки приводят целый ряд неоспоримых доказательств. Одним из самых веских аргументов является тот факт, что спустя целых пятнадцать лет после правления первого Иоанна VIII в римской летописи встречается упоминание об втором Иоанне VIII, правление которого длилось 10 лет начиная с 872 года.

Этот факт можно объяснить как попытку надежно скрыть занятие престола папы Римского женщиной. Именно для уничтожения всех следов женщины в лоне Ватикана произошла «досадная» путаница в « » святейших Иоаннов. Чтобы скрыть следы позорного скандала, Римская церковь официально приписала необыкновенной папессы к годам царствования папы Бенедикта III, который занял престол сразу за Иоанной VIII. По этой сверхсекретной причине историки провели громадную работу в архивах, чтобы из разрозненных источников церковной летописи восстановить приблизительную биографию женщины, севшей на папский престол под именем папы Иоанна VIII .

Путь к престолу

Мать девочки, которую под именем Агнесса, умерла во время родов, и малышку воспитывал отец-миссионер. Скитаясь по Англии, он путем молитвы пытался вернуть еретиков в истинную веру. Однако веры частенько было недостаточно и тогда в качестве основного аргумента в ход шли . В результате одного из кулачных боев отец Агнессы сильно покалечился и вскоре умер, предоставив 14 летней дочери заботиться о себе самой. Имея феноменальную память, Агнесса могла наизусть пересказывать Священное Писание и начала зарабатывать на жизнь проповеднической деятельностью. Но в те времена жизнь женщины была полна опасностей, и чтобы защитить себя, Агнесса переоделась мужчиной, обрезав шикарные косы. Так на свет появился Иоанн Ланглуа, поступивший послушником.

Именно в монастыре она повстречалась с первой любовью в лице молодого монаха. Чтобы тайна Иоанна Ланглуа не открылась, влюбленные бегут из стен обители во Францию, где Агнесса участвует в диспутах на тему богословия, а позже она изучает философию в Афинах. После внезапной кончины возлюбленного Иоанна перебирается в Рим, снова воплотившись в мужчину. В Риме благодаря заведенным знакомствам ей удается получить должность нотария. Выполняя миссию современного секретаря, Агнесса продолжала удивлять папских служителей своими познаниями, ведь тогда далеко не все правители могли писать свое имя.

Тогдашний папа Лев IV поставил высокую оценку работе своего нотария и вскоре произвел Иоанна Ланглуа в сан . Молодой кардинал так запал в душу папы, что тот, умирая, показал на Иоанна как на своего переемника.

Папа Иоанн VIII

Так на папский трон взошла женщина. Как говорят легенды, папессы сопровождалось в разных странах нехорошими приметами - где-то прошел кровавый дождь, где-то или нашествие саранчи.

Вскоре тайну половой принадлежности папы открыл молодой капеллан. Чтобы избежать шантажа, Агнесса поступила как настоящая женщина: соблазнила красавца и превратила его в своего союзника. И все бы было хорошо, если бы не беременность папы. Просторные складки сутаны прекрасно скрывали живот, а родить Агнесса где-нибудь в глубинке. Но 20 ноября 857 года она, как папа, должна была участвовать в крестном ходе по римским улицам. Прямо во время шествия у нее начались роды. До последней минуты Агнесса «держит лицо», прямо на улице рожая мертвого ребенка, и умирает сама под раскаты грома и удары молнии.

Скандальная история с папой-женщиной породила странный ритуал – начиная с 857 года, на протяжении шести с половиной веков было введено обязательное половое освидетельствование кандидатов на звание Папы Римского.