Самые необычные школы. Самые крутые школы планеты, в которые даже хочется ходить

  • Дата: 24.09.2019

Школа, где можно ругаться и ничего не делать, школа приключений, плавучая школа и другие диковинные учреждения по всему свету

В преддверии 1 сентября Мария Иванова внештатный автор Forbes выбрала 10 самых необычных школ в мире.

1. Подземная школа

Terraset Elementary School PTA (США)

Адрес: 11411 Ridge Heights Road, Рестон, Вирджиния

Ученики американской школы Террасет - почти дети подземелья. Школа была построена в середине 1970-х годов, когда США потряс энергетический кризис. В стране был введен режим экономии энергии, которая использовалась в том числе и для отапливания школ. В городе Рестон построили школу Террасет: разровняли холм, возвели на этом месте здание, а потом засыпали его землей. Естественное земляное покрытие давало тепло и сберегало энергию.

Перед проектировщиками стояла еще одна непростая задача: помещение нужно было не только подогревать, но и охлаждать. А это требовало новых энергетических затрат. Проблему решили солнечные коллекторы. Сегодня Террасет - это не только самая энергосберегающая школа в стране, но и одна из главных туристических достопримечательностей Рестона.

В отличие от истории создания Террасет процесс обучения в школе вряд ли можно назвать оригинальным. Это младшая школа с традиционным для США набором предметов. Правда, время от времени школа проводит мероприятия для детей и родителей вроде семейного забега по улицам города или вечернего бинго.

2. Школа без дисциплины

ALPHA Alternative School (Канада)

Адрес: 20 Brant Street, Торонто, Онтарио

В школе ALPHA, открывшей свои двери в 1972 году, царит вечный праздник непослушания. Здесь нет ни оценок, ни строгого расписания, ни домашних заданий. Никто не накажет за написанное мелом на доске ругательство и не будет стоять над душой. Ученики сами решают, как провести учебный день и какие занятия посетить. Классы формируются не по возрасту, а по интересам: наряду с математикой и правописанием предусмотрены занятия по лепке, кулинарии и даже элементарной философии. Задача учителей - просто не мешать.

Если в школе возникает какая-то конфликтная ситуация, то созывается специальный комитет, состоящий из учеников и учителей. Сторонам позволяют высказаться и обосновать свою точку зрения, после чего комиссия предлагает варианты решения проблемы. Главное - найти решение, которое понравится всем.

Еще одна традиция ALPHA - проводить собрания, во время которых дети наравне со взрослыми имеют право высказаться о необходимости внесения изменений в сетку предметов и систему управления школой.

3. Кочевая школа

«Кенэлэкэн» (Россия)

Адрес: Оленекский эвенкийский национальный район, Якутия

В прошлом дети кочевников-оленеводов либо вовсе не получали систематического образования, либо были вынуждены оставаться в школах-интернатах и месяцами не видеть родных. Сегодня эта проблема решается с помощью кочевых школ, которых в России с каждым годом становится все больше и больше. В Якутии подобных школ уже больше десятка.

Одна из таких кочевых школ - «Кенэлэкэн». Она является филиалом Харыйалахской средней школы Оленекского эвенкийского национального района. На каждой новой стоянке кочевников помимо привычных сооружений теперь появляется еще и школьная палатка. Учеников можно пересчитать по пальцам. Однако, несмотря на малочисленность, впоследствии они мало в чем будут уступать своим сверстникам, которым повезло учиться в более стабильных условиях. Дети занимаются по специально составленному расписанию. Домашние задания и контрольные получают по интернету - все школы для детей оленеводов в рамках национального проекта имеют доступ к спутниковому интернету. После выполнения - отсылают их обратно, на проверку.

фото предоставлено пресс-службой губернатора ЯНАО

4. Школа поиска общего языка

Busan International Foreign School (Южная Корея)

Адрес: 798 Nae-ri, Gijang-eup, Gijang-gun, Пусан

Ученики школы для иностранцев в южнокорейском Пусане трудятся не покладая рук круглый год. Здесь учатся дети эмигрантов или тех, кто приехал в Корею работать на продолжительный срок, а также мальчики и девочки, которые были переведены по обмену в одну из корейских школ и нуждаются в адаптации. Интенсивный режим необходим для того, чтобы быстрее приспособиться к новым жизненным условиям и впоследствии успешно поступить в один из корейских вузов.

Юным эмигрантам непросто подружиться с новыми одноклассниками в обычной школе. Незнание местных традиций часто становится поводом для насмешек, которые способны нанести ребенку психологическую травму. Многие учителя пусанской школы для иностранцев по образованию - психологи. Они учат своих воспитанников находить общий язык друг с другом, несмотря на то, что многие из них никогда не слышали о существовании страны, из которой приехал их новый одноклассник.

Большинство детей изучают сразу три языка: корейский, английский, испанский. В программе также предусмотрены тематические занятия, которые не позволяют забыть культуру родной страны.

Поликультурные школы есть во многих странах. В Москве работает школа №1650, в которую специально набирают детей разных национальностей, чтобы воспитать в учениках толерантное отношение к тем, кто чем-то отличается от них, а также помочь больше узнать о традициях других народов.

5. Школа приятного взаимодействия с миром

Mountain Mahogany Community School (США)

Адрес: 5014 4th Street NW, Альбукерке, Нью-Мексико

Чтобы попасть в школу Mountain Mahogany, нужно выиграть в лотерею. С официального сайта школы надо скачать специальную форму, заполнить ее, отправить по факсу или почте и ждать, когда пройдет розыгрыш и будет объявлен список счастливчиков.

Подход к процессу обучения в школе не менее оригинальный. Три принципа, на которой строится школьная политика, - удовольствие, безопасность и эмоциональное развитие. Программа основана на последних неврологических исследованиях, согласно которым залогом хорошей обучаемости являются позитивная атмосфера и активная вовлеченность. В школе есть стандартные общеобразовательные предметы, но в первую очередь детей в ней учат взаимодействию с окружающим миром и бытовым навыкам: шитью, кулинарии, садоводству. Учителя в шутку называют учеников «маленькими садовниками». И неудивительно: на территории школы высажены сотни деревьев, о которых необходимо заботиться. Дети питаются органическими фруктами, которые сами вырастили.

6. Школа познания всего через музыку

Choir Academy of Harlem (США)

Адрес: 2005 Madison Avenue, Нью-Йорк

Отдавая ребенка в Хоровую Академию Гарлема, родители обеспечивают им не только тренировку голосовых связок, гастроли и приобщение к духовным ценностям, но и базовое образование с гуманитарным уклоном.

Миссия учителей этой школы - поспособствовать развитию в ребенке его скрытых талантов. Поэтому основная программа состоит из различных видов исполнительских искусств: пения, танцев, игры на музыкальных инструментах. Во время вступительного собеседования потенциального ученика проверяют на чувство ритма, ориентацию во времени и концентрацию внимания. Однако первостепенной все-таки остается любовь ребенка к музыке. Если родители не могут позволить себе купить музыкальный инструмент, школа предоставит его ребенку во временное пользование.

Без внимания не остается и физическое развитие учеников: в школе есть бейсбольная и футбольная команды и, конечно, группа чирлидеров.


7. Школа для беженцев и нелегалов

«Бьялик-Рогозин» (Израиль)

Адрес: HaAliya, Тель-Авив

В феврале 2011 года «Оскар» за лучший короткометражный документальный фильм достался картине «Здесь нет чужих» Карена Гудмана и Кирка Саймона. Сорокаминутный фильм рассказывает об израильской школе «Бьялик-Рогозин», где учатся дети беженцев и нелегальных эмигрантов. Они приезжают со всех концов земли, происходят из разных семей и поклоняются разным богам, но на короткую жизнь каждого из них выпало немало испытаний. Многие потеряли родных и истощены как физически, так и эмоционально. Некоторые дети раньше никогда не ходили в школу.

«Бьялик-Рогозин» дает детям не только необходимые элементарные знания. Учеников там кормят, поят и одевают. А самое главное, что получают ученики от своих наставников, - искреннее участие и забота. Здесь детей не считают чужими или ненужными, поскольку все они стали израильтянами.

Подробнее: www.schooly.co.il

8. Плавучая школа

Школа Компонг Луонг (Камбоджа)

Адрес: озеро Тонлесап, деревня Компонг Луонг

Камбоджийское озеро Тонлесап, неподалеку от которого находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, считается самым крупным пресным водоемом Индокитайского полуострова. Его даже называют «внутренним морем». На поверхности озера находится знаменитая достопримечательность Камбоджи - плавучая деревня Компонг Луонг: жилые дома, кафе, магазинчики и школа.

Для учеников плавучая школа стала вторым домом в прямом смысле этого слова - учатся в ней в основном сироты. Здесь же они и живут. Родители многих из них погибли во время рыбной ловли: в сезон дождей уровень воды в озере существенно поднимается и ходить по нему на лодках становится довольно опасно.

Обеспечивать детей помогают туристы: каждая новая группа скупает все товары с прилавков местных лавок и буквально заваливает школьников игрушками, канцтоварами и сладостями.

9. Школа по принципу open space

Ørestad Gymnasium (Дания)

Адрес: Ørestads Boulevard 75 2300, Копенгаген

Здание гимназии Орестад в Копенгагене, спроектированное компанией 3XN, настоящее произведение современного искусства как изнутри, так и снаружи. В 2007 году гимназия была названа лучшим зданием Скандинавии. Это первое учебное заведение, открытое в Дании в рамках национальной образовательной реформы.

Ученики Орестада - старшеклассники, которые собираются получать высшее образование в области СМИ. Слово «коммуникация» звучит здесь на каждом шагу. Аудитории школы отделены друг от друга весьма условно - все классы практически занимаются в одном огромном помещении. Во всем здании работает беспроводной интернет, поэтому старшеклассники постоянно взаимодействуют не только в реальном, но и в виртуальном пространстве.

Роскошную винтовую лестницу, которая соединяет четыре уровня гимназии, ученики называют сердцем здания. Во время перемен они валяются на ярких подушках и разглядывают украшенный круглыми лампами потолок, напоминающий звездное небо.

10. Школа приключений

Watershed School (США)

Адрес: 1661 Alpine Avenue, Боулдер, Колорадо

Упадок фермерской культуры в США беспокоит не только самих фермеров и правительство, но и школьных работников. Иначе чем объяснить тот факт, что в школе Watershed ввели программу Farm to Table, в рамках которой ученики отправляются на одну из шести местных ферм и учатся тому, как работает ферма.

В целом обучение в Watershed напоминает грандиозное приключение длиной в несколько лет. Конечно, дети занимаются и обычными предметами вроде математики и английского, однако эти занятия можно стерпеть ради обучающих экспедиций, которые здесь считают самым продуктивным методом образования. Так, архитектуру дети изучают не в душных классных комнатах, а на улицах города. Вместо уроков географии и биологии - сплавляются на байдарках по близлежащим рекам и бродят по лесу.

Учителя Watershed помогают школьникам писать песни, создавать рок-группы, собирать роботов и придумывать сценарии для видеоигр. Помимо традиционных видов спорта вроде футбола ученики занимаются йогой, катаются на горных велосипедах и играют во фрисби.

Подробнее: www.watershedschool.org

Говорить с Вадимом Мошковичем об образовании легко: мы оба учились не в простых школах. Он — в легендарной 57-й московской школе, я — в не менее легендарной школе-интернате новосибирского Академгородка. Однако владелец группы компаний «Русагро» строит ни то и ни другое. Классическое, пускай и очень хорошее, образование сейчас не работает. Либо детям надо затолкать в голову раз в десять больше информации, что невозможно, либо надо что-то менять в системе. В своей школе-пансионе «Летово», строительство которой завершается в Новой Москве, Вадим Мошкович собирается сделать последнее.

Собственная школа

Идея создать собственную школу пришла в голову владельцу группы компаний «Русагро» лет десять назад. И все эти годы он методично шел к ее реализации, собирая команду единомышленников и оценивая лучший мировой и отечественный опыт. «Мы изучили опыт 20 лучших школ мира, — говорит заместитель директора школы «Летово» по академическим вопросам Мадлена Шагинян, — таких как сингапурская Raffles, британская Winchester College и американская Montgomery Bell Academy. Но «Летово» не будет их калькой: это невозможно, потому что у нас другой менталитет». Из британского опыта решили взять систему пансиона. Мошкович считает, что это самая правильная организация: дети не тратят по несколько часов в день в пробках, и гораздо проще формируется командный дух. А умение работать в команде — один из основных навыков, который хотят привить ученикам «Летово». Из американской системы переняли очень богатый опыт внеакадемических занятий — разнообразных кружков, спортивных секций и ученических клубов. С Сингапуром интереснее: в этой стране ничего не создавали, а с успехом адаптировали и переработали лучшие практики со всего мира. Например, систему оценки результатов, которая была создана в Америке, но в Сингапуре используется более эффективно. Еще один плюс сингапурского образования — билингвальность, ведь английский там не родной, что сближает эту систему с нашей. Кроме того, в преподавании естественнонаучных дисциплин много времени отводится на экспериментальную работу — до 80%.

Школа «Летово»

Обучение: бесплатное для тех, кто не может платить.

Открытие: сентябрь 2018 года.

Набор: 175 учеников.

Независимые

Большинство частных учебных заведений в России — это дорогие школы для детей элиты. С таким подходом рассчитывать на верхние строки рейтингов не приходится. В «Летово» детей отбирают со всей России на основе системы очных и заочных тестов, и любой из вас может подать заявку прямо сейчас на сайте школы. Тесты абсолютно независимые. Вадим утверждает, что его младший сын, которому сейчас девять лет, когда придет время, будет сдавать их на общих основаниях. Сдаст тесты — прекрасно, нет — пойдет учиться в другое место. После зачисления специалисты из партнерских банков проверят финансовое состояние родителей и определят, какую часть от стоимости обучения они могут потянуть — система аналогична проверке при получении ипотеки. Полная стоимость — около 20 тыс. долларов в год. Недостающая часть будет покрываться из специального фонда, эндаумента, в который Мошкович вложил 120 млн долларов. За счет дохода от этой суммы и будет формироваться бюджет «Летово» — в этом году от составил полмиллиарда рублей. Еще 80 млн долларов Вадим вложил непосредственно в строительство школы и оборудование корпусов на самом современном уровне.


Городок

«Летово» — небольшой город, который раскинулся на 60 гектарах. Там есть все для счастливой жизни и учебы: учебные корпуса, дома для учеников и педагогов, спортивные площадки и даже фруктовый сад. Архитектурное бюро, как и все в «Летово», выбиралось на конкурсной основе. Мошкович об этом рассказывает просто: «Мы взяли 15 лучших архитектурных бюро мира, специализирующихся на проектировании зданий для образования. И провели тендеры в три этапа. Внимательно послушали их концепции. Сначала выбрали пять, из пяти осталось три, ну и в финале остановились на голландском бюро atelier PRO». Выбор оказался правильным: в декабре 2016 года проект кампуса «Летово» получил премию Архсовета Москвы. Школа действительно получается необычной и удобной, многие помещения могут легко трансформироваться под разные задачи. В мое время о таких зданиях можно было только мечтать.


Слева направо: Михаил Геннадьевич Мокринский, директор; Мадлена Львовна Шагинян, заместитель директора по академическим вопросам; Вадим Николаевич Мошкович, основатель.

Люди

Мадлена Шагинян говорит, что высокие требования в «Летово» выдвигаются не только к ученикам, но и к преподавателям: экзамены постоянно сдают и дети, и взрослые, которые обязаны непрерывно учиться. Главное — не просто найти лучших преподавателей и студентов, а собрать команду единомышленников. Учебные программы строятся исходя из конечной задачи — кого мы хотим получить на выходе. Считается, что к 9-му классу ребенок должен точно определить, куда он собирается поступать («Летово» ориентируется на топ-10 российских и западных университетов), и под эти задачи готовятся индивидуальные учебные планы. Если в штате нет собственных педагогов для какой-то узкой специальности — их пригласят извне. Особые планы у Мадлены на школьные олимпиады: команда учителей настроена на участие и победы не только внутри страны, но прежде всего вовне. Международные олимпиады — это спорт высоких достижений, считает академическая команда. Сложно найти талантливых детей, но еще сложнее подобрать для них тренеров мирового класса. Тут нужны даже не блестящие в академическом плане преподаватели, а невероятные харизматики, за которыми дети пойдут в прорыв. «И я таких людей знаю», — уверенно говорит Мадлена. Михаил Геннадьевич Мокринский, директор: «Не люблю, когда говорят, что нужно соревноваться с соседями по рейтингу и по району. У хороших соседей надо учиться, а соревноваться нужно с собственной мечтой».

Аргументы

Одна из важнейших кафедр — словесности и иностранных языков, ответственная за освоение вербальных средств коммуникации. В «Летово» большое значение будет уделено развитию речи, особенно публичной. Самое интересное, что почерпнула Мадлена Шагинян из тренингов Стэнфордского университета, это организация академической дискуссии учащихся. «Для меня раньше эти слова ничего не значили, но сейчас мне кажется, что это одна из самых интересных технологий, — говорит Мадлена. — В правильно организованной дискуссии, где роль учителя минимальна, прекрасно видно, как мыслят дети и как развивается их мышление. Ребенок находит ответы на вопросы самостоятельно, выслушав и проанализировав мнения, аккумулируя точки зрения других». В реальной жизни мы постоянно что-то презентуем — результаты своей работы, проекты, себя, наконец, и презентационные навыки тут очень важны. В «Летово» ученик должен уметь представить не только себя, но и свои мысли и идеи. Это сложно — правильно и логически выстраивать аргументы, ссылаться на правильные источники, приводить факты. Говорить интересно, понимать быстро, оценивать аудиторию. И делать это как минимум на двух языках. Мадлена Львовна Шагинян, заместитель директора по академическим вопросам: «Возможно, вы забудете, в каком году было татаро-монгольское нашествие, но вы точно научитесь работать с историческими и критическими источниками информации».

Интересную идею подсмотрели в одной из топовых школ. Там не принимают ответ «я не смог». Должно быть шесть попыток. Не может быть одной, даже удачной попытки, этого мало, ученик должен попытаться справиться с задачей шестью разными способами. Только так прививаются навыки изобретательства, воспитывается умение находить необычные новые решения.


Страсть

Мерилом успешности школы Вадим Мошкович считает успехи детей. Базовый измеритель успеха — когда ребенок после окончания школы поступает туда, куда хочет поступить. Второй измеритель — внутренняя удовлетворенность от того, чем ты занимаешься, что не менее важно. Свою работу надо любить. «У нас полно ребят, которые куда-то поступают, но потом по специальности не работают, — говорит Мошкович. — Моя задача — помочь ученику определить на максимально раннем этапе, что его «драйвит», к чему у него есть интерес. Если у вас нет страсти к выбранному делу, никогда успешным не будете». Часто получается, что ребенку для того, чтобы понять, где лежит его зона интересов, не хватает маленького толчка. Поэтому в «Летово» будет много междисциплинарных и развивающих предметов — выбирай, смотри, пробуй. Вадим Николаевич Мошкович, основатель: «Моя задача — помочь ученику определить на максимально раннем этапе, что его «драйвит», к чему у него есть интерес. Если у вас нет страсти к выбранному делу, никогда успешным не будете».

Сейчас идет первый набор в «Летово» — 175 человек, конкурс как в космос, около 30 человек на место, и это при том, что заявки еще принимаются. Через несколько лет в «Летово» будут учиться около тысячи детей. Надо полагать, счастливых детей. Прощаясь, я задаю вопрос, который хотел задать в самом начале разговора: «Вадим, а ваши внуки будут учиться в «Летово»?" «Это не моя проблема, а их родителей, — отвечает Мошкович. — Я сформировал в себе навык ничего не ожидать не то что от внуков, но и от детей, ведь это их жизнь, а не моя. Моей задачей было научить их думать, а не думать за них. И у меня это, судя по всему, получилось».

Набор на первый учебный год продлится до 1 декабря 2017 года. Заявки на обучение в 7−9 классах можно подавать на сайте letovo.ru . По результатам тестов будет зачислено 200 учеников на первый учебный 2018/19 год. На полную загрузку школа выйдет за три года, когда в «Летово» будет учиться тысяча детей.

В день знаний «Блог нашего города» решил отправиться в виртуальный тур по самым необычным школам мира.

Сейчас в Тобольске насчитывается 21 школа. Ни одна из них не подпадает под категорию необычной, что может и к лучшему. В России со странными учебными заведениями тоже туго, поэтому большинство школ в нашем списке находятся за границей.

Но одна удивительная школа в России все же есть – кочевая школа «Кенэлэкэн» в Якутии.

Она является филиалом Харыйалахской средней школы Оленекского эвенкийского национального района. На каждой новой стоянке кочевников помимо привычных сооружений теперь появляется еще и школьная палатка. Дети занимаются по специально составленному расписанию. Домашние задания и контрольные получают по интернету - все школы для детей оленеводов в рамках национального проекта имеют доступ к спутниковому интернету. После выполнения отсылают их обратно, на проверку.

В городе Рестон, штат Вирджиния, США находится подземная школа «Террасет».

Учебное заведение появилось в середине 1970-х годов, а под землю его загнал энергетический кризис, бушевавший тогда в Северной Америке. В стране был введен режим жесточайшей экономии энергии. Городок Рестон тем не менее нуждался в новой школе. Местные власти пригласили проектировщиков и те придумали чудо-школу. Разровняли холм, возвели здание, а потом засыпали его землей. Естественное земляное покрытие прогревает стены. А чтобы, напротив, охлаждать помещение, над холмом установили солнечные коллекторы. В отличие от истории создания Террасет процесс обучения в школе вряд ли можно назвать оригинальным. Это младшая школа с традиционным для США набором предметов.

Пещерная школа. Провинция Гуйчжоу, Китай.

Сейчас эта школа закрыта, но с 1984 по 2011 она активно работала. Столь необычное учебное заведение появилось не от хорошей жизни. Провинция Гуйчжоу – одна из самых бедных в Китае. В условиях тотальной нищеты жители сумели организовать школьный досуг для детей. Соорудили в пещере нехитрые бараки, поставили парты и класс был готов. Трудились в пещерной школе восемь педагогов, за 27 лет они обучили несколько сот ребят. Но в 2011 чиновники посчитали, что первобытный вид школы наносит непоправимый урон имиджу страны. Образовательное учреждение закрыли. Теперь его посещают только туристы. А школу взамен, так и не построили.

Перевозная школа «De Kleine kapitein» из промышленных контейнеров находится в голландском Амстердаме.

Школу построили в 2009 году как временную. Застроили новый микрорайон, и срочно нужно было помещение для учащихся. А когда нашлись время и деньги для возведения фундаментального здания, жители единогласно высказались за то, чтобы школу оставили. Да и экономически выгодно: вдруг надумают ещё один дом построить, так контейнеры можно легко и быстро перевезти. И на глобальный ремонт тратиться не нужно, освежил цвета и порядок.

Плавучая школа «Компонг Луонг» находится в озере Тонлесап в Камбодже.

Компонг Луонг – не только название школы, а и всей маленькой деревушки. Уникальность этого населенного пункта в том, что дома, магазины, кафе и школа располагаются на поверхности озера. Для учеников плавучая школа стала вторым домом в прямом смысле этого слова - учатся в ней в основном сироты. Здесь же они и живут. Родители многих из них погибли во время рыбной ловли. Заведение существует только лишь на пожертвования местных жителей и туристов. Каждая новая группа заваливает школьников игрушками, канцтоварами и сладостями. Ученики устраивают ярмарку, где продают излишки подаренных вещей. Вырученные деньги тратят на поддержание домашне-школьного очага.

Школа из монолитных куполов, Аризона, США

Если посмотреть на эту школу, кажется, что она была построена внеземной цивилизацией, слишком уж она не похожа на обычные земные здания. И название у нее самое что ни на есть подходящее — «пограничная начальная школа». Ее структура — монолитный купол — в недавнем времени была очень популярным методом строительства из-за дешевизны материалов и прочности конструкции. Сначала была установлена круглая бетонная основа, на которой потом выдули купол необходимого размера и зафиксировали его с помощью различных материалов, в том числе и бетоном.

В Нью-Мексико находится школа приятного взаимодействия с миром.

Чтобы сюда попасть, нужно выиграть в лотерею. Подход к процессу обучения в школе не менее оригинальный. Программа основана на последних неврологических исследованиях, согласно которым залогом хорошей обучаемости являются позитивная атмосфера и активная вовлеченность. В школе есть стандартные общеобразовательные предметы, но в первую очередь детей в ней учат взаимодействию с окружающим миром и бытовым навыкам: шитью, кулинарии, садоводству.

В канадском городе Торонто есть школа без дисциплины «ALPHA».

В учебном заведении нет ни оценок, ни строгого расписания, ни домашних заданий. Ученики сами решают, как провести учебный день и какие занятия посетить. Классы формируются не по возрасту, а по интересам: наряду с математикой и правописанием предусмотрены занятия по лепке, кулинарии и даже элементарной философии. Задача учителей - просто не мешать.

В датском Копенгагене находится гимназия «Орестад» в стиле open space .

Здесь учатся старшеклассники, которые собираются получать высшее образование в области СМИ. Отдельных классов в здании нет. Все ученики занимаются в одном огромном помещении. Роскошную винтовую лестницу, которая соединяет четыре уровня гимназии, ученики называют сердцем здания. Во время перемен они валяются на ярких подушках и разглядывают украшенный круглыми лампами потолок, напоминающий звездное небо. На всей территории школы работает беспроводной интернет.

Онлайн-колледж магии расположен в штате Калифорния, США.

71-летний Оберон Зелл-Равенхарт – основатель, директор и преподаватель школы Волшебства, которая официально признана академическим учреждением. Учеников распределяют, сообразно характеру, по четырем факультетам: Ветра, Русалок, Саламандр и Гномов. Школьный курс рассчитан на семь лет обучения. Обязательных дисциплин – 16. Среди них: алхимия, разговоры с животными, заклинания и работа с волшебной палочкой. Есть ещё специальный курс для продвинутых магов – защита от темных сил. На сегодняшний день в школе обучаются 735 студентов. Чтобы поступить туда нужно точно знать, что вы чародей и заплатить вступительные 25 долларов. Пока все преподавание ведется дистанционно, но в планах у директора купить пустующий замок в штате Монтана и открыть там школу Волшебства.

Всех, с международным Днем знаний.

Подготовлено по материалам forbes.ru и blog.repetit.ru.

Вконтакте

Конечно, красота здания школы – последнее, что надо учитывать, записывая туда ребенка. Тем не менее необычная проектировка может сделать учебу чуточку интереснее. Мы изучили московские школы и составили список из 10 нестандартных школьных зданий.

ШКОЛА № 1945 «СИНЯЯ ПТИЦА»

Итак, одна из самых необычных школ располагается в районе Северное Бутово. Школа, начавшая работу в 1998 году, имеет два уровня – три основных этажа и два цокольных. В цокольных этажах находится спортблок, крытый теннисный корт и бассейн с двумя чашами – «лягушатником» и большим бассейном глубиной 190 см. Вход стилизован под римский амфитеатр, с обратной стороны – «внутренний двор», на котором проходят школьные линейки, по сторонам от него расходятся лестницы, ведущие в музыкальный блок и спортблок. В застекленной части третьего этажа высота потолков – около 8,5 м. По проекту там должен был находиться зимний сад, но кризис 1998 года не дал этому проекту реализоваться до конца, поэтому и «амфитеатр» остался незавершенным. Рядом – открытый теннисный корт и футбольное поле. Название школа получила от расположенного в районе ТСЖ «Синяя птица».

Адрес: Старокачаловская улица, вл. 22.

ШКОЛА № 480 ИМ. В.В. ТАЛАЛИХИНА

Несколько школ из нашего списка находятся в Таганском районе Москвы. Школа была построена в 1936 году, в годы войны в ней располагался военный госпиталь, но работать она не переставала. На первых двух этажах шли занятия, на третьем и четвертом в это время лечили раненых. Девочки помогали в уходе за больными, а мальчики работали на подшефном подшипниковом заводе. С 2006-го по 2009 год на месте старого здания построили новое. Сам проект не отличается ничем особенным, кроме огромной стеклянной шарообразной сферы по центру здания. В 2010 году школа получила статус «Ассоциированная школа ЮНЕСКО».

Адрес: Средняя Калитниковская улица, 22, стр. 1

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 2030

Эту школу, открывшуюся в столице в 2007 году, называют «Школой будущего». При создании центра учитывались самые современные технические тенденции, начиная от электронных досок, которые на сегодняшний день внедрены по всей Москве, заканчивая наличием солнечных батарей и ветряных мельниц. Школа сотрудничает с Курчатовским институтом, на ее базе действует Курчатовский Центр непрерывного междисциплинарного образования. Здание строилось по индивидуальному проекту, на его территории есть два бассейна, музей и много еще чего интересного.

Адрес: 2-я Звенигородская улица, 8. Пресненский район

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Н.А. АЛЕКСЕЕВА

Одна из самых красивых московских школ находится на пересечении Николоямской улицы и Пестовского переулка в Таганском районе Москвы. Построена она была на средства директора Русского музыкального общества, городского головы и мецената Николая Александровича Алексеева и в 1884 году передана в дар Москве. Изначально в здании, построенном по проекту архитектора Д.Н. Чичагова, размещалось Рогожское начальное училище для девочек и мальчиков. Алексеев сам был его директором, затем это место занял его двоюродный брат – Константин Сергеевич Станиславский. В конце-концов в здании обосновалась Детская музыкальная школа имени Н.А. Алексеева. Внутри двухэтажного здания, отделанного кирпичом и украшенного оконными решетками – лирами, находится Большой концертный зал, Малый концертный зал, музей Н.А. Алексеева, библиотека и классы.

Адрес: Николоямская улица, 42

ШКОЛА № 1270

Еще одна любопытная школа в Таганском районе Москвы – школа № 1270 с углубленным изучением английского языка. Школа как школа, если бы не странная архитектура. Здание эклектично: к главному входу ведет высокая арка, а щипцы по периметру крыши еще больше вытягивают конструкцию, напоминающую крепость или сказочный замок. С правой стороны выстроена башенка с винтовой лестницей (судя по ряду источников, это проект архитектора С. Гужева). Школа открылась в 1936 году и тогда имела номер 477. Она не переставала работать и в годы Великой Отечественной войны. Одновременно с классами в помещении разместили цеха, обеспечивающие фронт теплой одеждой и обмундированием. Многие школьники с войны не вернулись, в 2005 году в школе открылся собственный «Музей истории», который сегодня насчитывает более тысячи экспонатов, включая фотографии, солдатские письма, рисунки, личные вещи учеников, солдат и преподавателей.

Адрес: Товарищеский переулок, 21

ШКОЛА № 183

Здание этой школы отсылает к конструктивизму и привлекает, в первую очередь, цветовым контрастным решением. Отдельные блоки, часть из которых были пристроены к старому зданию, имеют ярко- и светло-оранжевый, темно- и светло-фиолетовый цвета. Четырехэтажное здание кажется совсем невысоким за счет конструктивных решений, колонн, разноуровневых конструкций. На территории школы есть большое футбольное поле, спортплощадка, много деревьев, кустарников и клумб.

Адрес: Дубнинская улица, 41. Бескудниковский район

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Это одна из самых красочных московских школ, небольшое здание словно сложили из разноцветных кубиков, а акцентами сделали нестандартные окна. Проект центра разработала мастерская Андрея Чернихова. В центре обучаются дети с ранним детским аутизмом, которые могут получить общее начальное и дополнительное образование.

Адрес: Кашенкин Луг, 7. Район Марфино

ШКОЛА № 446

Первая энергоэффективная школа в Москве была образована в 1938 году, а в 1998-м ей присвоили статус «с углубленным изучением экологии». В 2011 году на месте старого здания открыли новое, сохранив произрастающую рядом липовую аллею. Школа построена с учетом «зеленых» технологий: в ней использованы энергосберегающие стекла, энергоэффективное покрытие кровли, теплоизоляция фасадов и вытяжная вентиляция с подогревом воздуха. Круша первого этажа превращена в площадку для занятий на свежем воздухе – выход на крышу есть из хореографического и спортивного залов.

Адрес: Нижний Журавлев переулок, 3

SEYMOUR HOUSE

Это частная общеобразовательная школа, обучение в которой ведется на английском языке по специальной программе, подготовленной для поступления в вузы США. Школа находится в одном из домов уникального московского поселка Сокол, или Поселка художников. По сути поселок – это деревня в центре Москвы. Его замысел появился под впечатлением от идеи города-сада, но ограничился небольшим кусочком в городе из-за войны. В поселке не было одинаковых домов – все строились по индивидуальным проектам для максимального удобства жильцов. Так, кухню и гостиную делали на солнечной стороне, а спальню – на тенистой. Дома, расположенные в солнечной части, строили деревянными и фасады у них были темного цвета...

Адрес: улица Верещагина, 3. Район Сокол

ГИМНАЗИЯ № 1529 им. А.С. ГРИБОЕДОВА

Заведение, ранее известное как школа № 59 им. Н.В. Гоголя, ныне является структурным подразделением №4 гимназии № 1529 им. А.С. Грибоедова. Здание школы в центре Москвы является памятником архитектуры, хоть и находится в весьма плачевном состоянии. Когда-то классическая гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых было одним из самых известных средних учебных заведений дореволюционной России. Гимназия была учреждена в 1901 году по высочайшему повелению Николая II, сначала она располагалась на Поварской, а несколькими годами позже переехала в Староконюшенный переулок. Проект здания с элементами модерна разработал архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Здание было не только красивым, но и прогрессивным, в нем даже была создана система вентиляции с пылеосадочными камерами, трижды в час обновляющая воздух в классах, а шинели в раздевалках нагревались и просушивались. Гимназии покровительствовали крупные промышленники-меценаты. После революции гимназия стала обычной школой, в годы войны занятия продолжались, а здании также размещались курсы медсестер. Сегодня уникальный памятник архитектуры и российского образования явно нуждается в профессиональной реставрации: во многих местах отвалившаяся штукатурка оголила кирпичную основу здания, постепенно разрушаются декоративные элементы.

Адрес: Староконюшенный пер, 18-20. Район Хамовники

Если вас заинтересовала тема школьной архитектуры, советуем вам также посмотреть фотографии школы № 10 в Ногинске, созданной в стиле модерн, и сказочной школы № 5 «Обыкновенное чудо» в Йошкар-Оле.

Мария Аль-Сальхани

В представлении большинства из нас школа – это серое здание, с классными комнатами, длинными коридорами, спортзалом и столовой. В лучшем случае это скучное строение оживляет сообщество творческих и неравнодушных людей, которых мы именуем учителями, в худшем, но не будем о грустном. При этом в мире не все так серо и однообразно, есть школы, которые можно представить себе только в самых смелых фантазиях.

Итак, включайте воображение - самые необычные школы мира:

1. Террасет – школа под землей (Terraset Elementary School PTA (США)

Террасет – школа под землей

Несмотря на всю фантастичность данного проекта, школа Террасет действительно находится под землей, в городе Рестон, штат Вирджиния. Этому учебному заведению уже более 40 лет и построено оно было в середине 70-х годов. Это период, когда Америку постиг энергетический кризис, и городские власти не придумали ни чего более экономичного, чем построить школу, которая сама бы себя согревала. С этой целью сняли земляной холм, построили здание и снова засыпали его землей, предусмотрев не только то, что школа сама себя будет согревать, но и систему охлаждения здания.

Учеников данной школы, по праву можно назвать «дети подземелья». По всем остальным параметрам – это самая обычная школа, в которой происходит классическое, по американским меркам, обучение, не считая того, что данное учебное заведение является еще и туристической Меккой города.

2. Плавучая школа в Камбоджи.

Следующее, не менее экзотическое, учебное заведение располагается на воде. Впрочем, в этом регионе данное явление никого не удивляет, так как и дома, и магазины, и другие здания тут, в прямом смысле, плавают.


Плавучая школа в Камбоджи

Речь идет о плавучей деревне Кампонг Луонг, которая находится на озере Тонлесап, в Камбоджи. В школе насчитывается около 60 учеников, 40 из которых - дети-сироты, родители которых погибли во время рыбной ловли. В учебном заведении находится всего один большой класс, где ребята учатся и проводят свободное время. В школу дети плавают в специальных тазиках, слабо напоминающих лодку.


В школу дети плавают в специальных тазиках


Туристы, посещающих данный регион, часто наведываются в это необычное учебное заведение, поэтому школьники не знают недостатка в сладостях и учебных принадлежностях и выглядят, абсолютно счастливыми и радостными детьми.

3. Альтернативная школа Альфа (ALPHA Alternative School (Канада)

Это одно из старейших учебных заведений Канады, существует с 1972 года и является поистине уникальным. Особенным его делает отношение к ученику, а также использование в обучении прогрессивных педагогических идей.


Альтернативная школа Альфа

В основе философии школы Альфа лежит признание того, что каждый ребенок индивидуален, у каждого своя скорость обучения и сфера интересов, поэтому в школе отсутствует распорядок дня и расписание уроков, а правила поведения диктуют сами ученики. В этом учебном заведении учащиеся не получают оценок и у них отсутствует домашнее задание. Деление на классы происходит не по возрастному критерию, а по сфере интересов детей.

Основные вопросы управления учебным заведением решаются на ежемесячных собраниях учеников, учителей и родителей. При этом родители, на волонтерских началах, являются активными участниками образовательного процесса и помощниками учителя в течение учебного дня. Девиз Альфа – Совместное образование.

4. Открытая школа Орестад в Копенгагене (ؘrestad Gymnasium)

Данную школу поистине можно отнести к произведению современного архитектурного искусства. И не только здание, но и характер обучения тут отличается от классической школы. В помещении этого учебного заведения практически отсутствуют внутренние перегородки, и нет классов, в их привычном представлении.


Открытая школа Орестад в Копенгагене

Сердце школы – огромная винтовая лестница, которая соединяет 4 этажа здания. По всей школе стоят мягкие диваны и пуфы, на которых ученики отдыхают и делают домашние задания. «В нашей школе практически нет стен, которые бы нас разъединяли, зато мы имеем высокие потолки» - говорят граждане этого необычного детского государства. И в этих словах заключается не столько архитектурная особенность здания, сколько философия этой уникальной страны Знаний. Школьники учатся работать в пространстве без границ, используя свои умения и навыки для решения поставленных задач. В школе отсутствуют классические учебные пособия, ребята учатся по электронным книгам и используют информацию, полученную в Интернете.


ؘrestad Gymnasium


5. «Кенэлэкэн» - кочевая школа (Оленекский эвенкийский национальный район, Якутия, Россия)

А вот ребятам, которые учатся в этой школе, несказанно повезло. И это не потому, что у них современное учебное заведение, а вследствие того, что они имеют возможность жить с родителями и получать классическое школьное образование. До недавнего времени дети из кочевых племен Северных регионов России вынуждены были либо учиться и жить в школах-интернатах, месяцами не видя родных, либо вовсе не получали образования.


«Кенэлэкэн» - кочевая школа

Кочевую школу по праву можно назвать самой маленькой школой по численности учеников и персонала. Подобное учебное заведение насчитывает от 6 до 8 учеников, где работают 2-3 педагога. Однако это не мешает ребятам получать такие же знания, умения и навыки, как и их оседлым сверстникам. Кочевая школа оборудована спутниковым Интернетом, что дает возможность общаться с внешним миром. В планах у правительства оптимизировать учебный процесс, создав адаптированные учебные электронные пособия, на смену классическим школьным учебникам.

6. Приключенческая школа Watershed (Watershed School (США)

Школа приключений - не это ли мечта любого мальчишки и девчонки школьного возраста. И эти мечты сбываются в американской школе Watershed.

Приключенческая школа Watershed

Образовательный процесс здесь построен как одно большое путешествие по просторам страны Знаний. Если это география, то изучение ее происходит на местности, биология – в заповеднике, в непосредственном контакте с живой природой, архитектура – на улицах города. Обучающие экспедиции – вот самые продуктивные методы получения крепких знаний, по мнению педагогов этой школы. Не смотря на то, что ребятам приходится изучать и математику, и языки, ожидание долгожданного похода и ярких впечатлений дает стимул отлично учиться. А, кроме того, - занятия спортом, йога, участие в рок-группе делают школьные годы незабываемыми. И поистине прав был немецкий писатель Эрнст Хайне, когда сказал: «Вы найдете больше знаний в буках и дубах, чем в книгах. Звери, деревья и камни хранят такие знания, которые не передаст вам никакой ученый».

7. Пещерные школы Китая.

Китай не перестает удивлять нас экономическими чудесами и одной из предпосылок данного явления по праву можно считать тягу этих людей к знаниям. Подтверждением тому служит уникальная школа в провинции Гуйчжоу (Guizhou). Народность мяо (Miao), коренное население этого региона, живет достаточно скромно. Низкий уровень жизни не позволял этим людям долгое время получать образование. И только в 1984 году была открыта первая школа. Так как средств на строительство школы не было, учебное заведение было решено разместить в ближайшей пещере. Здесь были оборудованы классы, спортивная площадка и зона отдыха.


Пещерные школы Китая


Поначалу школа была рассчитана на один класс, однако сегодня ее воспитанниками являются 186 детей. И это несмотря на то, что до школы ученикам приходится добираться по шесть часов каждый день. Как тут не вспомнить армянскую пословицу: «Не тот больше знает, кто больше жил, а тот, кто дальше ходил».


Спортивная площадка


И в заключение, какой бы необыкновенной не была школа, где бы она не находилась, основным ее предназначением остается воспитание подрастающего поколения.