Качества руководителя ведущие организацию к успеху. Профессионально важные качества руководителя

  • Дата: 15.10.2019

Введение..................................................................................................................

Профессионально важные психологические качества руководителя............

Принципиальная модель современного руководителя.....................................

Важнейшие функции руководителя.....................................................................

Целеполагание и целеосуществление.................................................................

Профессионализм и инновации............................................................................

Лидерские качества руководителя......................................................................

Заключение.............................................................................................................

Список использованной литературы..................................................................

Введение

В современных условиях нужны не просто квалифицированные руководители, а психологически мыслящие, мудрые в управлении профессионалы. Сейчас, как никогда прежде, требуется выработка у руководителей знания психологических основ управления, высокой управленческой культуры.

Одними из первых российских исследователей данной проблемы являются Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский, которые обозначили основные направления психологии управления: социально – психологические аспекты производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров. Дальнейшее развитие данной проблемы была развита А.Г. Ковалевым. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения.

Наиболее актуальной задачей психологии управления в современных условиях является разработка критериев эффективности работы руководителя трудового коллектива и определение профессионально важных качеств руководителя. Данная проблема исследовалась В.М. Шепелем, выделившим важность психолого-педагогических качеств руководителя, Л.В. Фаткиным, разработавшим системно-факторный подход. Наиболее современные подходы по определению профессионально важных качеств руководителя разработаны Р.Л. Кричевским.

Объектом исследования данной работы является - психологические качества личности руководителя.


Профессионально важные психологические качества руководителя

Диагностика и прогнозирование оптимальной личности руководителя – проблема, не решенная с точки зрения психологии до сих пор. Трудность заключается в том, что в условиях чрезвычайно быстрого технического и экономического развития не представляется возможным точно определить условия оптимального поведения в ситуациях, которые в настоящий момент еще неизвестны и прогнозировать которые весьма сложно.

Кроме того, разработка универсального набора требований к личности эффективного руководителя затрудняется существованием различий в понимании сущности хорошего руководства, его критериев, целей, преобладающих методов.

В профессиограмме руководителя, разработанной В. М. Шепелем, были выделены специфические личностно – деловые качества, представленные прежде всего психолого-педагогическими качествами:

коммуникабельность - умение быстро устанавливать контакт с людьми;

эмпатичность - умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания;

способность к психоанализу, то есть самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков;

стрессоустойчивость, то есть физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

красноречивость - умение в совершенстве владеть своим словом, то есть умение внушать и убеждать словом;

визуальность - внешняя привлекательность личности.

Наиболее удачным нужно признать подход Р.Л. Кричевского. Он выделяет следующие качества современного руководителя:

1. высокий профессионализм. Каковы бы ни были организаторские качества руководителя, все-таки главным для него был и остается высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специальности. В этом - основа формирования и поддержания авторитета руководителя, от этого зависит качество выполнения порученных заданий;

2. ответственность и надежность. Дефицит этих управленческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной действительности, пожиная плоды многолетней удручающей безответственности. В настоящее время весьма актуальными, направлениями деятельности будут следующие два. Во-первых, возрождение лучших традиций российского предпринимательства, среди которых слово, данное руководителем, как синоним ответственности и надежности. Оно считалось самым важным мерилом человеческих качеств и сути служебных взаимоотношений. Во-вторых, важным направлением деятельности является изучение и внедрение передового зарубежного опыта;

3. уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Ее проявление находит живой отклик у подчиненных. Во-первых, потому, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться. Тем самым создается соответствующий эмоциональный настой у подчиненных. Во-вторых, уверенность руководителя по закону психологического заражения передается подчиненным, и они действуют соответствующим образом. Поэтому руководителю, как бы ни складывались обстоятельства, следует всегда держать себя достаточно спокойно и уверено.

В-третьих, уверенность руководителя в себе важна при его контактах с другими руководителями равного или более высокого положения. Сомнительно, чтобы колеблющийся, мечущийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие и достойно представить и защитить интересы своей организации.

При влиянии на подчиненных явно недостаточно опоры лишь на властные, должностные полномочия. Влияние должно обязательно подпитываться эмоциональным, психологическим компонентом. Только в этом случае руководитель может рассчитывать на отдачу подчиненных. Кроме того, любое влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных;

4. самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это в своих подчиненных. Как бы хороши ни были заместители и консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конкретное решение он должен принимать сам.

Развитие этого качества требует известных пределов, за которыми независимость переходит в волюнтаризм и самодурство. Руководитель, не замечающий этих рамок в проявлении самостоятельности, подрывает эффективность своей управленческой деятельности, создает нервозную обстановку и в организации, и в отношениях с вышестоящим руководством;

5. способность к творческому решению задач, стремление к достижениям. Здесь мы вплотную касаемся проблемы интеллекта руководителя. Как отмечал известный психолог Б.М. Теплов в работе «Ум полководца», у человека существуют как бы две разновидности интеллекта: теоретический и практический. Для руководителя большое значение имеет именно практический интеллект, то есть способность творчески решать ежедневные проблемы управленческой деятельности. Представляет интерес проблема зависимости интеллекта руководителя и эффективность его деятельности.

В стремлении к достижениям отражена фундаментальная потребность в достижении цели. Особенностями руководителей, стремящихся к достижениям, являются следующие:

* для них наиболее предпочтительны ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы;

* они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был заранее просчитан и предсказуем;

* они хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с задачами;

6. эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю крайне важно уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими, независимо от настроения и личного расположения, он обязан строить ровные и деловые отношения. Доказано, что в большинстве случаев эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах, а тем самым и его управленческую активность.

Важно уметь сбрасывать эмоциональное напряжение. Ведь руководитель - живой человек, он может раздражаться, негодовать, предаваться унынию. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их часто ведет к неврозам и к различным психосоматическим заболеваниям. Средства разрядки следует искать в структуре деятельности и досуга личности руководителя, формы которого чрезвычайно разнообразны. Здесь и рациональная организация управленческой деятельности, и отведение достаточного времени физическим упражнениям, прогулкам и физическому труду, и общение с друзьями и близкими, и наконец, всевозможные культурные увлечения (книги, музыкальные пристрастия, коллекционирование и др.).

7. коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным. По данным ряда авторов, управленец тратит на общение более 3/4 своего рабочего времени. Большинство руководителей считают, что главная причина, по которой способному управленцу не удается хорошая карьера, кроется в том, что он плохо взаимодействует со своими коллегами и подчиненными. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, когда он знает реальное положение дел, активно взаимодействует со своими подчиненными, опирается на них. Все это возможно лишь при развитии в себе коммуникабельности, общительности.

В указанном наборе профессиональных важных качеств руководителя можно обнаружить различие с набором качеств, определенных в данной работе, на основании анализа современных критериев эффективного управленческой деятельности.

Такое же различие можно проиллюстрировать и на примере наборов профессионально важных качеств для американских и японских руководителей.

В результате обследования 1500 менеджеров американские исследователи выделили следующие качества:

Выраженная способность к стратегическому планированию;

Принятие оптимальных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении работников и ресурсов;

Стремление увеличить число своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;

Умение принимать решения творчески и рационально в условиях повышенного риска;

Исключительная уверенность в собственных силах;

Стремление иметь значительные права и нести большую ответственность;

Смелое принятие решений, требующих определенных жертв;

Стремление к самообучению в контактах и общении;

Склонность к интуитивному предвидению и абстрактному анализу хода развития сложных процессов и критических ситуаций;

Отношение к работе, как к главней ценности, в которую вкладываются все способности и силы;

Концентрация внимания на решение проблем, а не выявлении виновников, желание работать с подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;

Собственническое отношение к реализуемым идеям и результатам их внедрения.

По итогам опроса президентов 41 крупной японской компании был получен свой набор качеств, которые должны быть присущи менеджерам высшего звена:

А. Концептуальные способности и стандарты поведения:

Широта взглядов, глобальный подход;

Долгосрочное предвидение и гибкость;

Энергичная инициативность и решительность, в том числе и в условиях риска.

Упорная работа и непрерывная учеба.

Б. Личностные качества:

Умение четко формулировать цели и установки;

Готовность выслушивать мнение других;

Беспристрастие, бескорыстие и лояльность;

Способность полностью использовать возможности сотрудника с помощью правильной расстановки и справедливых санкций;

Личное обаяние;

Способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем.

В. Здоровье.

Сравнивая приведенные перечни, можно заметить, что в деятельности японских руководителей в большей степени акцентируется внимание создании социально-психологических условий эффективной совместимости работников, а у американцев - на индивидуальной инициативе.

2) умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;

3) умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их решать;

4) умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

7) умение проявлять деловые качества предпринимателя:

ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия;

Эти качества являются необходимой составной частью деятельности управленца.

Здесь следует отметить факт некоторого расхождения указанных качеств и качеств, выявленных в данной работе, в результате исследования особенностей и содержания управленческой деятельности. Это подчеркивает противоречивость психологии управления и актуальность данной проблемы.

При этом для создания универсального набора профессионально важных качеств руководителя, было проведено значительное количество исследований, нацеленных на выявление индивидуальных характеристик, позволяющих человеку проявлять себя хорошим руководителем практически в любом виде деятельности. Но оказалось при обобщении данных, что только 5 % выделенных качеств были общими для всех исследований. Чаще всего выделяют следующие черты:

Интеллект, прежде всего как способность решать сложные и абстрактные проблемы, должен быть выше среднего, но не на самом высоком уровне;

Инициатива, способность осознавать потребность к действию и соответствующие мотивы;

Уверенность в себе, высокая оценка компетентности и уровня притязаний.

Таким образом, при выявлении профессионально значимых качеств руководителя, речь в первую очередь идет о показателях общих способностей и мотивации. Эти же качества входят в состав профессионально важных свойств, выделенных Л.И. Уманским в результате изучения эффективных руководителей и организаторов, таких как:

Психологическая избирательность (направленность на работу с людьми, интерес к ним);

Психологический такт (в работе с людьми);

Склонность к организаторской деятельности;

Требовательность;

Критичность;

Практически - психологический ум (умение решать проблемы при работе с людьми).

Принципиальная модель современного руководител я

Руководитель, его личные качества сильно влияют на процесс управления, на его эффективность, которая обеспечивается прежде всего соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организации, самым главным из которых является человек.

В связи с этим необходима разработка общей модели современного руководителя.

Знания и умения руководителя.

Современный руководитель во всём мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель = лидер + власть + стиль работы + карьера. Руководитель должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней взаимосвязи, факторов организации и взаимодействия последних с внешней средой. Он должен иметь высокие общечеловеческие качества и психологические способности, уметь планировать и реализовывать планы.

Личные качества руководителя. Руководителю необходимо иметь:

жажду знаний, профессионализм, новаторство и творческий подход к работе;

упорство, уверенность в себе и преданность делу;

нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и способность генерировать идеи;

психологические способности влиять на людей;

коммуникабельность и чувство успеха;

эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;

открытость, гибкость и лёгкую приспосабливаемость к происходящим изменениям;

внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;

энергичность и жизнестойкость;

склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;

ответственность за деятельность и за принятые решения;

потребность работать в коллективе и с коллективом.

3. Этические нормы руководителя. Руководитель в своей деятельности руководствуется общепринятыми нравственными правилами и нормами.

4.Личные ресурсы руководителя. Основными ресурсами руководителя являются: навыки и способности,информация и информационный потенциал, время и люди, которые он должен умело использовать.

На эффективность управления могут влиять:

способность управлять собой;

разумные личные ценности;

чёткие личные цели;

упорный постоянный личный рост;

навыки и упорство решать проблемы;

изобретательность и способность к инновациям;

высокая способность влиять на окружающих;

знание современных управленческих подходов;

умение обучать и развивать подчинённых;

6. Ограничение саморазвития руководителя.

К таким недостаткам следует отнести:

неумение управлять собой;

размытые личные ценности;

смутные личные цели;

остановленное саморазвитие;

недостаточность навыка решать проблемы;

недостаток творческого подхода;

неумение влиять на людей и их консультировать;

недопонимание особенностей, процессов управления;

слабые навыки управления людьми и ресурсами;

неумение обучать и устанавливать требование на саморазвитие;

низкая способность формировать коллектив.

На эффективное управление оказывает действие оперативная информация, коммуникации, т.е. способность обмениваться информацией. Руководитель должен понимать важность коммуникации, постоянно совершенствовать коммуникацию.

Важнейшие функции руководител я

Все же важнейшим требованием к руководителю любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим руководителем Вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык руководитель сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное.

Кроме того, хороший руководитель должен быть и организатором, и другом, и учителем, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Руководитель должен знать условия, связывающие организацию и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности деятельности организации.

Целеполагание и целеосуществление

Как и всякая деятельность, работа педагога немыслима без целеполагания. Целевая деятельность - высшая степень ценности акта (жизнь, сознание, деятельность, страдание, сила, свобода воли), которая придает ценность личности, обусловливает ее этическую значимость. «Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть квалифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс»

Профессионализм и инновации

Профессионально-педагогическая компетентность включает в себя не только знание предмета. Она исключает отсутствие специальной подготовки или поверхностные знания. Однако для профессионального роста крайне важна постоянная педагогическая рефлексия. Немецкий философ Ф. Шеллинг рассматривал процесс воспитания как весьма длительный, постоянный. Он отмечал, что воздействие, которое составляет условие сознания, - это не отдельный акт, а нечто повторяющееся. Посто-янное воздействие, отмечает Шеллинг, требуется для того, чтобы вновь и вновь обретать ориентацию в интеллектуальном мире. Поэтому рефлектируется не бессознательная, а сознательная и свободная деятельность, которая лишь мерцает сквозь объективный мир. «Это постоянно продолжающееся воздействие есть то, что называют воспитанием в самом широком смысле слова; такое воспитание никогда не завершается, но, будучи условием постоянно действующего сознания, продолжается постоянно. Однако непонятно, как такое воздействие может быть необходимо постоянным, если для каждого индивидуума еще до того, как он становится свободным, не отрицается известное количество свободных действий...»

Инновация (англ. innovation) - термин, который широко используется в социологии, В теории американского исследователя Р. Мертона, - это тип. индивидуальной адаптации, реакция индивида на нарушение культурного единства норм, когда индивид принимает цели куль-туры, но отвергает конституциональные средства их достижения. В современном лексиконе инновацией нередко называют всякое нововведение. «Образование не справляется с функцией воспроизводства, т.е. не осуществляет процесс социализации. Тогда естественным образом рождается инновационный опыт, теория и практика инновационной деятельности... Рождаются новые образцы».

Лидерские качества руководител я

Руководитель должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо остановиться и рассказать подробней. Главная задача руководителя – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего руководителя всегда заботят и интересы всей организации. Он стремится сбалансировать интерес группы, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, сочетать интересы организации с человеческими потребностями подчиненных.

Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие – обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.

В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые характерные черты, все же присущи лидерам различных стилей.

Лидер предан своей организации, он не принижает свою организацию в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства.

Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, т. к. ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что оба подхода обычно оказываются правильными.

Лидер любит людей. Если работа руководителя состоит в управлении людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.

Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру.

Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: “Это не мое дело”. Если Вы ожидаете, что Ваши подчиненные энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что Вы сами готовы взяться за новое дело, когда Вас об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности организации.

Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая информация, то правильное решение всегда лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.

Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы.

Справедливость – тоже важная черта лидера. Когда подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.

Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим руководителям то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – это говорить когда они правы, и когда они неправы. Быть честным – это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага – фирмы и ее сотрудников – всегда должна быть превыше всего.

Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе.

Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки.

Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия – вот отличительные черты сильного лидера.

Таким образом, личные качества руководителя сильно влияют на процесс управления, на его эффективность, которая обеспечивается, прежде всего, соединением воедино 5 факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организации, самым главным из которых является человек. Руководитель должен быть лидером, достойным подражания.


Заключение

В заключении следует подчеркнуть, что российский рынок выявил потребность в новом типе руководителей - в "инновационных менеджерах", это не начальник в традиционном смысле этого слова, а партнер в своем коллективе. Его деятельность направлена на передачу знаний, групповое принятие управленческих решений, на формирование механизмов стимулирования эффективной работы. Он ведет коллектив к поиску новых целей, обеспечивает идентификацию каждого работника с целями организации. Инновационный менеджер достигает цели путем развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепенном переходе к широкомасштабной кооперации сотрудников, постановке высоких честолюбивых целей, поиске, выявлении и использовании все новых инновационных возможностей внутри своей коммерческой организации.

Основные требования рыночной экономики к труду современного руководителя позволяют считать его аналогичным труду менеджера фирм в странах, где уже сложились цивилизованные рыночные отношения. И вполне правомерным будет перенесение в российские условия наиболее эффективных форм и методов организации управления, присущих лучшим фирмам Запада и Японии.

Основой управленческой деятельности являются общие принципы государственного управления, и она будет успешной только тогда, когда опирается на общие принципы, приемы и методы работы государственного аппарата.

Профессионально значимые качества руководителя следует определять с учетом содержания и условий руководящей деятельности, с одной стороны и психологических особенностей конкретного руководителя - с другой, при этом руководитель является целостно – самобытной индивидуальностью.

Результаты проведенного анализа позволили установить, что требования, предъявляемые к управленческой деятельности руководителя (менеджера), обусловлены сложным комплексом реальных условий и факторов. Они во взаимосвязи детерминируют управленческую деятельность руководителя на психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном уровнях. Социально-ценностные и личностно значимые требования руководителя являются наиболее важными в настоящее время.

Сформированный на основе новейших достижений научного знания личностно - деятельностный подход позволяет руководителю осуществлять управленческие функции как самостоятельный приоритетный вид профессиональной деятельности. Ее оптимальное состояние достигается в рамках акмеологической модели, алгоритма и технологии. В конкретных управленческих ситуациях они наполняются конкретным содержанием.

В психологии управления выделяют восемь основных групп качеств специалиста, составляющих мастерство управления:

1) умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;

2) умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;

3) умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их решать;

4) умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

5) умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

6) умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;

7) умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия;

8) умение практически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

Эти качества являются необходимой составной частью деятельности управленца и определяют значимые психологические качества руководителя. Однако в профессиограмме они в полной мере еще не представлены.

Поскольку в жизни организаций все больше требовательности и нестабильности, им необходимы в качестве руководителей более способные люди. Поэтому от менеджера во все большей степени требуется способность опираться на самого себя, учиться с большей ответственностью относиться к себе, своей карьере и потенциалу. Ответственность за себя, таким образом, увеличивает полезность каждого менеджера, его могущество и способность уцелеть, а организация получает важный ресурс, который будет оставаться ценным и в будущем. Этому способствует отмеченная в данной работе методика саморазвития менеджера.

Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будут способствовать появлению корпуса управленцев нового типа, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий и организаций, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию М. Международная практическая академия, 1995.

2. Дружинин В., Коваленко Г. Руководитель корпорации - новый социально-психологический тип личности //Российский экономический журнал. 1994. №12 (с данными зарубежных исследований).

3. Друкер Питер Ф. Эффективный управляющий. М., 2000.

4. Забродин Ю.М. Модель личности в психодиагностике (для практических психологов) М., 2003.

5. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело, 1993.

6. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993.

7. Курицын А. Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М., 1994.

8. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. М., 1995.

9. Машков В.И. Психология управления – СПб., 2000.

10. Малышев К.Б. Психология управления Научно – методическое пособие М. ПЕР СЭ, 2000.

11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М, 2001.

12. Обозов Н.Н. Психология делового общения. СПб.: Прикладная психология, 1993.

13. Таранов С.П. Золотая книга руководителя: законы, советы, правила. М., 1993.

14. Травин В.В. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия М. Дело, 2000.

15. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 2001.

16. Урбанович А.А. Психология управления Учебное пособие Минск Харвест, 2001.

17. Хьелл Л. Зиглер Д. Основные положения, исследования и применения Теории личности Санкт-Петербург Питер, 1999.

Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Но требования и качества личности руководителя нельзя рассматривать отдельно от рода его деятельности. Так, например, некоторые качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют в характеристиках руководителей научных коллективов, и наоборот. Кроме того, взаимные соответствия личности руководителя и его деятельности характеризуются определенной динамикой. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя и его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Однако сказанное не исключает возможности и необходимости определить в самом общем виде те требования, которым должен соответствовать руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях.

Основные свойства руководителя:

1. Социальная направленность деятельности

Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные, нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций. Он должен хорошо понимать основные тенденции в развитии современной политики, экономики, права и других сфер жизни государства.

2. Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство, правоохранительная система и др.), так как руководитель не вообще управляет людьми, а управляет их деятельностью по решению профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен владеть системой знаний и в ряде смежных областей: современной экономики, права, философии, педагогии, психологии и др. Такие руководители умеют общаться с людьми, соединяя слово и дело. Они часто ставят цели деятельности, умеют их обосновать, заставить людей верить в необходимость их достижения.

3. Организаторские способности

Одно из основных качеств руководителя — умение организовать совместную работу людей. Однако совмещать решения организационно-технических задач с людьми не так просто. Многим руководителям бывает легче сделать что-либо самому, чем добиться исполнения этого от других. Это самый легкий, но самый бесперспективный путь, поскольку самому всего не сделать, и со временем руководитель обнаруживает, что его подчиненные отвыкли от самостоятельности, не могут или уже не хотят самостоятельно принимать решения. А между тем в настоящее время одна из центральных задач, которую приходится решать руководителям в своих коллективах, -это создать условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации.

В ряде исследований показано, что организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:

  • способность отражать с достаточной полнотой психологию управляемой группы в ходе решения совместных задач;
  • практическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в области практической психологии, готовность применять их в процессе решения организаторских задач;
  • психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми;
  • наличие энергичности — способность заряжать своей энергией организуемых людей;
  • требовательность — способность предъявлять к людям адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
  • критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей;
  • склонность к организаторской деятельности — потребность в ней.

4. Высокие моральные качества : справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность. Не только в плане своей деловой компетенции, но и в своих моральных качествах руководитель должен быть образцом для подчиненных. Ошибочно было бы ограничивать общение с подчиненными только служебными вопросами. Надо интересоваться их личными проблемами, семьей, бытовыми условиями, здоровьем, мнением сотрудников по различным вопросам, внимательно выслушивать их, даже если их мнение кажется ошибочным.

Характер руководителя проявляется в стиле руководства, ибо он служит также эталоном поведения для подчиненных. Поэтому так важно учитывать свойства характера при назначении человека на руководящую должность. Работник производственных коллективов считают, что трудно и неприятно работать с руководителем, если он не уравновешен, груб, несправедлив. Это значительно снижает производительность труда.

5. Эмоционально-волевые черты характера : целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой. Волевые качества человека издавна считались основными его умениями управлять. Сократ, например, считал, что главное достоинство руководителя — уметь повелевать людьми, а главными врагами руководителя являются чревоугодие, лень, страсть к вину, слабость к женщинам. К волевым качествам можно отнести самокритичность, необходимую для осознания своих слабостей, и самоконтроль, необходимый для их подавления. Важную роль в структуре этих качеств занимает чувство ответственности, которое руководитель должен постоянно испытывать, за моральное и физическое состояние своих подчиненных, за результаты деятельности руководимого им коллектива.

6. Интеллектуальные способности : наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания. Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять свои знания и уметь творчески, оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных ситуациях, характерных для его не стандартной деятельности. Так, А.В. Суворов считал, что знания в памяти полководца должны быть систематизированы, как бы разложены по ящикам так, чтобы их можно было быстро отыскать и использовать в определенной ситуации. Наполеон высоко ценил ум, но считал, что люди имеющие много ума и мало характера меньше всего пригодны для военной профессии, ибо для этого нужно иметь больше решительности и меньше размышлять.

Существует мнение, что люди, обладающие высоким творческим интеллектом предпочитают работать в уединении. Люди средних способностей более склонны к работе в коллективе, к руководству людьми. В сложных современных условиях у человека, претендующего на руководство, должно быть высоко и гармонично развиты характерологические и интеллектуальные свойства.

  • занимаемом руководителем официальном статусе (должность и власть);
  • признании его превосходства и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности.

8. Имидж руководителя — важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные требования к внешнему облику руководителя, который не только общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций. Поэтому внешность руководителя, культура речи, манеры — все это элементы его имиджа. В современных условиях существуют имиджмейкеры, которые создают облик руководителя, формируя этот облик в соответствии с ожиданиями публики.

9. Крепкое здоровье . Деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервным и физическим напряжением. Причинами профессиональных заболеваний руководителей становятся повышенная нервная возбудимость, нарушение сна, сердечно-сосудистые расстройства. Поэтому считается, что, каким бы сильным ни был человек, его здоровья на управляющей должности хватит не более чем на 8 лет. Но многие руководители относятся к своему здоровью пренебрежительно, стремясь показать коллективу пример служебного рвения, не учитывая, что их здоровье является фактором, который в значительной мере определяет эффективность деятельности руководимых ими коллективов. Кроме того, что руководитель должен вести здоровый образ жизни, он должен проходить систематические медицинские обследования. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя — это не только его личное достояние, но и общественная ценность для коллектива, организации и государства.

Современный мир бизнеса устроен так, что он делится на людей, которые принимают решения, руководят всем процессом производства, и людей, которые осуществляют этот процесс. Первых называют руководителями, а вторых - исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими качествами должен обладать руководитель, чтобы направить бизнес к росту и процветанию.

Кто такой руководитель?

Это прежде всего человек, который официально уполномочен управлять коллективом предприятия и организовывать всю его деятельность. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование всего предприятия. Основные его задачи перечислены ниже.

  • Направить деятельность как всего коллектива, так и каждого сотрудника в отдельности, в нужном направлении.
  • Создать такие условия труда, чтобы работа выполнялась наилучшим образом.
  • Контролировать весь процесс выполнения поставленной задачи.

Руководители бывают разные - хорошие и плохие, талантливые и не очень, высшего звена и низшего и т. д. Даже если человек занимает такую небольшую должность, как руководитель отдела, качества лидера помогают ему не только справляться с поставленными задачами, но и в целом успешно строить карьеру и отношения с окружающими. Также руководитель должен быть харизматической личностью. Только так он сможет добиться того, чтобы его слушали и исполняли принятые им решения. Для того чтобы разобраться, какими качествами должен обладать руководитель, нужно рассмотреть наиболее важные составляющие его личности, учитывая спрос и требования современного делового общества. Также важно учитывать род деятельности, например, требования к главе научного коллектива будут предъявляться несколько другие, чем к управленцу на производстве.

Качества хорошего руководителя включают: индивидуальные особенности личности человека, его темперамент и характер, особенности памяти, профессиональный опыт, теоретическое и практическое мышление, интеллект, стрессоустойчивость. Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности.

Индивидуальные особенности личности человека

Поскольку главной особенностью руководящей работы является огромный объем информации, то способность ее воспринимать и перерабатывать является неотъемлемой составляющей личности руководителя. Информация поступает разнообразная. Это данные о сотрудниках предприятия, новые технологии, поставщики, состояние рынка, будущие прогнозы, текущие внутренние процессы и многое другое. Важно, чтобы руководитель мог охватить всю информацию в целом, также смог вычленить и увидеть необходимые детали, осмыслить и систематизировать полученную информацию. Все это является особенностями восприятия человека, а также внимания, профессиональной наблюдательности, логического и аналитического мышления. Важно отметить, что восприятие информации руководителем имеет непосредственно отношение к его профессиональному опыту и знаниям. Чем более опытен и образован лидер, тем быстрее он способен принимать адекватные решения.

Темперамент

Качества хорошего руководителя непосредственно зависят от его темперамента. Так, управленец с холерическим темпераментом способен прекрасно ладить с людьми, отличается инициативностью, живостью ума, решительностью. Но его склонность к авантюрам может поставить под угрозу всю работу предприятия. Лидер с сангвинистическим темпераментом деловит, энергичен, общителен и отзывчив. Он обладает высокой работоспособностью, но ненавидит кропотливый труд. Поэтому, если он потеряет интерес к работе, то её качество тоже пострадает. Руководитель-флегматик не способен проявлять свои эмоции, но его работоспособность феноменальна. Его подход к работе чисто деловой, не терпящий фривольных отношений. Если глава коллектива - меланхолик, то ему противопоказано переутомляться. Он очень чувствителен к критике, мнителен и необщителен.

Особенности памяти

Нельзя сказать, что память начальника должна быть просто хорошей. Многие люди обладают прекрасной памятью, но они не в состоянии взять в свои руки руководство большим заводом или другим предприятием. Память руководителя должна прежде всего соответствовать требованиям управленческой деятельности. Для эффективной работы лидер должен быть способен не только охватить большой объем информации, но сохранить его в памяти долгое время, уметь выделить главное и связать воедино разносторонние факты, быть способным быстро вспомнить необходимую информацию в нужное время, легко переключаться с одной задачи на другую.

Профессиональный опыт

Профессиональный опыт руководителя формируется на основе всей его деятельности и личной жизни. Все, что когда-либо делал человек, навсегда запечатлевается и хранится в его памяти. Также все свои действия так или иначе человек оценивает как хороший или плохой опыт, придавая им эмоциональную окраску, затем систематизирует и упорядочивает. Таким образом, при возникновении специфической ситуации руководитель способен извлечь из свой памяти и выбрать нужный способ поведения для решения управленческой проблемы.

Теоретическое и практическое мышление

Благодаря теоретическому мышлению руководитель способен разрабатывать тактику и стратегию управления предприятием, а с помощью практического мышления он осуществит все свои планы.

Интеллект

Когда говорят об интеллекте человека, то имеют ввиду все его личные и общие познавательные способности в совокупности. Очень часто такие способности зависят от особенностей его личных психических познавательных процессов - памяти, мышления, восприятия и других. Также качества руководителя должны включать креативный подход к решению нестандартных ситуаций, хорошую обучаемость, активность. Руководитель с высоким уровнем интеллекта обладает гибким поведением, то есть способен менять свои взгляды в случае необходимости, адекватно воспринимает все новое.

Стрессоустойчивость

Для начальника стрессовые ситуации - это неотъемлемая часть его работы. Огромные информационные перегрузки, а также большая ответственность являются основными причинами стресса. Негативное воздействие оказывают отсутствие времени на решение проблем и конфликтные ситуации в коллективе. Психологи считают, что умеренный стресс иногда полезен, он заставляет человека находиться в состоянии мобилизации, концентрируя силы. Однако если напряжение от работы становится слишком длительным или постоянно усиливается, это может привести к психическому переутомлению. Постоянный стресс способен спровоцировать невроз, что, в свою очередь, ведет к более серьезным последствиям. Таким образом, стрессоустойчивость - это то качество, которым руководитель просто обязан обладать.

Успешный руководитель - его качества

Специалисты разделили все качества руководителя на три большие группы: личные, деловые и профессиональные. Сочетание качеств всех трех групп является необходимым требованием, которому должен соответствовать руководитель любого ранга любой организации.

Личные качества руководителя - это те, которые помогают приобрести уважение и авторитет среди сотрудников. Среди них можно назвать отзывчивость, готовность прийти на помощь, уверенность в себе, благожелательность и оптимизм в любых ситуациях, культуру и высокие моральные ценности, заботу о своем физическом и психическом здоровье.

Деловые качества руководителя - это умение организовать работу, распределять обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль. Все вместе эти характеристики показывают уровень компетентности и организаторских способностей управленца, насколько хорошо он готов справиться с поставленными перед ним задачами.

Профессиональные качества руководителя - это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу. Именно эти качества обеспечивают ему успешность на конкретной занимаемой должности.

Чем выше уровень руководства, тем больше предъявляется требований и к таким психологическим качествам начальника, как настойчивость, целеустремленность, ответственность.

Все эти качества руководителя в совокупности создают именно тот образ, которому стремятся соответствовать эффективные лидеры. Этот образ, в свою очередь, ведет к формированию позитивного имиджа управляющего.

Влияние качеств руководителя на стиль руководства

Личностные качества руководителя выражаются также в его стиле руководства. В зависимости от того, какая на предприятии установлена структура управления, какой преобладает социально-психологический климат среди сотрудников, какая сложилась социально-политическая ситуация, а также согласно свойствам своей нервной системы, темпераменту, характеру, опыту, убеждениям, способностям, воспитанию, начальник выбирает методы и форму управления.

Психологи выделили 3 основных стиля руководства: авторитарный, либеральный и демократический. Все они представляют собой реальные способы управления, в которых качества руководителя будут играть решающую роль.

Лидеры, которые выбирают авторитарный или директивный стиль, отдают распоряжения и приказы подчиненным единолично. Сотрудники находятся в полной власти начальника, их мнение его не интересует. Руководитель также определяет конкретные методы и способы решения поставленных задач. В качестве стимула к действию используется наказание.

Противоположным является демократический стиль руководства. Здесь подчиненные имеют возможность советоваться с начальником, самостоятельно выбирать способы реализации принятых решений. Тотальный контроль отсутствует, поскольку сотрудники хорошо знают свою работу и полномочия. Есть система проверки результатов работы и поощрения успехов. При демократическом стиле управления очень важны все профессиональные и личные качества руководителя, так как именно они позволят найти правильный подход к сотрудникам, создать атмосферу кооперации и получить кредит доверия. Сегодня многие современные корпорации выбирают такой стиль руководства. Он также дает возможность карьерного роста и творческой реализации.

Главным отличием либерального стиля руководства является то, что руководитель не принимает активного участия в процессе управления предприятием. Он ставит перед коллективом общую задачу и определяет правила ее решения, а в итоге только проверяет результат. Что касается всех действий подчиненных, то они имеют полную свободу творчества. Эффективен этот стиль только лишь, если коллектив готов работать самостоятельно, а начальник способен грамотно сформулировать задачу и распределить полномочия.

Очень редко какой-либо из этих стилей руководства применяется в чистом виде. Сочетая все лучшее, присущее каждому из них, эффективный руководитель может гибко координировать работу людей. Опытный лидер способен использовать каждый из стилей управления, а также свои профессиональные и личные качества руководителя для достижение поставленных задач в нужное время.

  • Какой навык самый важный для генерального директора и как его развить.
  • Какие качества руководителей ценят сами сотрудники.
  • Что значит быть высокопрофессиональным руководителем.
  • Как развить управленческие и лидерские качества.

Важнейшее качество руководителя, даже застенчивого, – умение принимать решения и брать на себя ответственность. Можно ли этому научиться?

Одни считают, что лидерские качества в человеке – это от природы, другие уверены, что их можно в себе воспитать.

Самые важные качества руководителя

Мы честно спросили генеральных директоров, какими качествами, по их мнению, должен обладать современный руководитель. И вот что получилось.

  • коммуникабельность – 57,5%;
  • устойчивость к стрессу – 48,4%;
  • умение определять приоритеты – 47,1%;
  • уверенность в себе – 44,3%;
  • энергичность, выносливость и запас жизненных сил – 43,4;

В нашем опросе респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа.

А вот какими качествами своих руководителей на самом деле восхищаются современные сотрудники:

  • наличие стратегического видения – 71%;
  • уверенность в себе – 69,2%;
  • способность создавать команду – 66,5%;
  • умение определять приоритеты – 58,8%;
  • коммуникабельность – 58,8%.

Насколько вы хороший руководитель: экспресс-тест

Даже если вам кажется, что знаете всё о работе руководителя и о том, как привести компанию к успеху , предлагаем пройти этот несложный тест. Проверьте себя с помощью теста от редакции журнала «Генеральный Директор».

Деловые и профессиональные качества руководителя

Эмоциональная уравновешенность относится к числу ключевых. Руководитель должен оставаться психологически устойчивым в любой ситуации, подавая пример подчиненным.

Уверенность в себе тоже относится к числу главных качеств руководителя, необходимых при взаимодействии с подчиненными. Уверенный человек отражает уравновешенность и спокойствие, что тоже становится примером для сотрудников.

Стрессоустойчивость считается основополагающим личностным качеством. Вам необходимо всегда сохранять» трезвую голову», не поддаваться стрессами и панике, не позволять сотрудникам быть излишне эмоциональными. Способность принимать решения при любых неожиданных обстоятельствах имеет, напомним, главное значение.

Как руководителю справиться со стрессом (7 советов)

Стремление к победе – чтобы руководитель мог заряжать работников энтузиазмом. Именно стремление побеждать позволяет руководителям продвигаться по карьерной лестнице, поскольку данная способность соседствует с уверенностью в себе.

Положительными деловые качества руководителя считаются при условии, что не скрываются с ними отрицательные цели. Например, за предприимчивостью может скрываться недобросовестный руководитель, который может легко прикрывать отношение к работе.

В числе основных профессиональных (деловых) качеств, которые любой руководитель может развить, также можно отметить:

  • Практический интеллект - способность логичного и критического мышления, с гибким, быстрым и эффективным использованием своего опыта, знаний для решения конкретных практических задач. Обязательное, однако недостаточное качество. В равной мере на эффективность управления влияет умение работать с информацией и умение общаться с людьми.
  • Социальный интеллект - способность понимания и правильной интерпретации чувств других людей, ставя себя на место другого, с пониманием – что требовать от конкретного человека, а что не стоит. Заключается в способности себя вести согласно ситуации, с созданием атмосферы, которая будет создавать благоприятные условия для ведения дел.
  • Адекватная самооценка - способность самонаблюдения, самоконтроля, критичность, коррекция в своем поведении. Проявлением неадекватной самооценки становится избирательное восприятие информации. Неумение правильной оценки своих возможностей, профессиональной компетентности, завышенная самооценка становятся причиной ситуации, когда менеджер берется за непосильные для себя задачи.

По мере приближения к вершине управленческой пирамиды снижается объем нужных узкоспециальных знаний. В частности, не обязательно для президента компании либо директора завода доскональное понимание производственной технологии настолько, как её знает главный технолог. Но топ-менеджеру необходимо понимать – соответствуют ли свои процессы производства мировым стандартам, требуется знание экономических и технологических связей предприятий отрасли, самых перспективных вариантов продукции.

Для менеджеров и руководителей высшего звена необходимо наличие профессиональных качеств, создающих основу для:

  1. Выявления проблемы, учитывая взаимосвязи с другими управленческими задачами.
  2. Принятия оптимальных решений, учитывая мнение разных специалистов.
  3. Оперативного управления и контроля работы подчиненных.

С ростом уровня управления также будут возрастать необходимые требования в отношении психологических качеств руководителей – включая умение перспективно мыслить , чувство ответственности , целеустремленность и настойчивость . Важное значение отводится и способности социальной активизации других людей, заряжая их должной энергией, уверенностью в своих силах, волей.

Для более низких уровней управления внимание уделяется склонности к систематической повседневной работе , способности быстро переориентироваться к переменам сложившейся ситуации .

Жесткое и мягкое лидерство

В современном мире в теорию и практику управления прочно вошло понятие «управленческое лидерство», а лидерские качества руководителей стали обязательным элементом управленческих. В зависимости от жесткого или мягкого подхода к управлению персоналом от управленческих лидеров, прежде всего генеральных директоров, требуется жесткое или мягкое лидерство.

Мягкое лидерство

Мягкий подход к управлению кадровыми ресурсами основан на принципе совпадения интересов компании и работника. Этот принцип поддерживается системой управления персоналом: компания ищет, привлекает на работу своих сотрудников. Такие сотрудники обладают не только знаниями, навыками и опытом, которые необходимы для успеха в выполнении должностных обязанностей, но и личностными характеристиками, определяющими эффективность бизнес-процессов и положительную атмосферу в компании (в одном случае – инновационную, в другом – командную, в третьем – нацеленную на развитие и самосовершенствование и пр.). Такая система управления персоналом создает и поддерживает довольно эффективную обратную связь и активно применяет метод делегирования полномочий.

При мягком подходе к управлению персоналом делается акцент на качественных аспектах управления, таких как приверженность работников компании и их удовлетворенность. Цель – создание оптимальных условий для раскрытия потенциала и усиление мотивации сотрудников к достижениям.

Компаниям, выбравшим такой подход, нужны руководители, обладающие чертами мягкого лидера, способного оказывать своим сослуживцам поддержку, обучающую и коучинговую помощь, поощрять их активное участие в решении задач, воодушевлять на поступки, вдохновлять на творчество. Особенности мягкого лидерства – короткая дистанция между лидером и последователями, широкое участие последователей в разработке и принятии решений, постоянный диалог. Условия сохранения руководителем своего лидерства – это его авторитет как эксперта в предметной области, внушающие уважение личностные качества (последовательность, честность, открытость, порядочность) и безусловная сила личности, но главное – совпадение ценностей лидера и последователей. Как достичь такой гармонии и стать безусловным лидером для своих подчиненных, вы узнаете на .

Жесткое лидерство

Жесткий подход к управлению кадровыми ресурсами основан на принципе несовпадения интересов компании и работника. В данном случае система управления персоналом не предусматривает траты времени, сил и ресурсов на поиск своих сотрудников: работа ведется с теми, кто принят в компанию. Поэтому поддерживающая жесткий принцип система управления персоналом фокусируется не столько на приверженности и удовлетворенности персонала, сколько на показателях деятельности, которые легко поддаются измерению. Цель управления персоналом в данной системе – получение максимальной выгоды при минимальных издержках.

Компании, которые придерживаются данного подхода, нуждаются в руководителях, обладающих чертами жесткого лидера, способного оказывать влияние, убеждать, брать и единолично нести ответственность за самостоятельно принятые решения. При этом подходе «сантименты» уходят на второй план. Особенности жесткого лидерства – большая дистанция между лидером и последователями, сосредоточение власти и ответственности в руках руководителя, бесспорное послушание последователей, замена диалогов на монологи (принцип взаимодействия руководителя и подчиненного – «хочешь со мной разговаривать – тогда молчи!»). Жесткое лидерство для успеха нуждается в харизматичных руководителях – способных внушать окружающим иррациональную веру в себя. Условия лидерства руководителя – это не столько его харизма (ею мало кто обладает), сколько контроль ресурсов и перевес власти («административный ресурс»).

Какую роль играть

В рейтинге лидерских компетенций, востребованных в современных условиях управления, доминируют компетенции, связанные с жестким лидерством, необходимым для решения не столько стратегических, сколько тактических задач управления. Показательно, что сами руководители ценят лидерские компетенции, которые до поры до времени не востребованы их компаниями и связаны со стратегическим управлением и мягким лидерством.

Конечно, легче быть жестким, чем мягким лидером. Но практика управления персоналом, применяемая в компаниях-лидерах, убедительно показывает, что устойчивые конкурентные преимущества имеют компании, руководители которых построили систему управления, основанную на доверии, поддержке и развитии, а не на страхе, высокой ответственности руководителей при безропотности персонала.

Как руководителю развивать лидерские качества

Следите за «чистотой рук». Главная проблема, стоящая перед лидером, – соблюдать баланс между стремлением быть в курсе дел и масштабом решаемых задач. Лидер, который не боится «испачкать руки», может в конце концов безуспешно пытаться проконтролировать всё и всех. Если ваши руки слишком запачкались, значит, вы выполняете работу за подчиненных. Одни сотрудники с превеликим удовольствием отправятся попить кофейку, пока босс занимается их работой, но другие будут чувствовать себя обманутыми и ограбленными.

Рисуйте. Чтобы идея стала более доступной, попробуйте ее зарисовать. Если для вас это трудно, изучите детские рисунки: дети превосходно умеют переносить на бумагу мысленную модель мира.

Предложите сотрудникам покритиковать вас. Без провокации невозможно узнать ничего нового. Автор книги пришел к выводу, что самый быстрый способ понять, как стать лучше, – прислушаться к критическим высказываниям окружающих. Но как добиться, чтобы люди поделились своим мнением, тем более негативным? Начните очередное совещание с вопроса: «Как я справляюсь с делом?». Когда Джон Маэда так поступал, его собеседники нередко удивленно переспрашивали, не шутит ли он. Однако, предупреждает автор, не стоит тут же действовать в соответствии с замечаниями. Надо научиться выделять самое ценное из сказанного. Ведь у всех мнения разные, и советы одного сотрудника могут противоречить рекомендациям другого.

Общайтесь с сотрудниками лично. Если у вас нет возможности встретиться с каждым работником, попросите руководителей подразделений распространить нужную информацию. Этот способ менее эффективный, но все же сведения будут сообщены в нужном контексте.

  • Стратегическое лидерство: 6 качеств, отличающих хороших руководителей

Как руководителю развить управленческие качества

Экс-президент компаний Coca-Cola и Revlon Джек Сталь в 2008 году написал книгу «Семь базовых управленческих навыков для руководителей всех уровней», в которой поделился секретами управления. Успех любого руководителя, уверен он, зависит от способности влиять на людей. Этому и нужно учиться в первую очередь. Предлагаемые в книге методы не всегда гуманны, зато всегда эффективны. Мы прочли книгу и выписали главные рекомендации по эффективному управлению.

Ставьте себе сверхзадачи. Лучше выполнить на 80% задачу-максимум, чем перевыполнить не слишком амбициозный план. Например, североамериканское подразделение компании Coca-Cola поставило себе задачу расти на 8% каждый год. Реальный рост составил всего 6%, но все равно это было больше, чем можно было ожидать при менее жестком планировании. Найдите подход к людям. Придя в 2002 году в компанию Revlon, я понял, почему раньше не удавалось извлечь из этого бренда соответствующий финансовый результат. У шести тысяч сотрудников компании не было представления о том, к чему стремится их корпорация и какова их роль в этом процессе. Помогли дискуссии между подразделениями, в ходе которых рядовые сотрудники предложили хорошие идеи относительно упаковки и мерчандайзинга продукции.

Помогайте сотрудникам повышать квалификацию. Владелец небольшого ресторана позволил студентам учиться в рабочее время. Сначала они обслуживали посетителей, а потом готовились к учебе в подсобных помещениях. Это обходилось дешевле, чем срочные замены «заболевших» сотрудников, которые на самом деле догоняли учебные планы.

Сформулируйте главное преимущество бренда. Изложите в одном абзаце, в чем заключается особенность Вашей продукции или услуги. Эти фразы – основа маркетинговой стратегии. Маркетинговые ресурсы всегда ограниченны, поэтому старайтесь точно определить, кто входит в Вашу целевую аудиторию, и воздействуйте именно на этих потребителей.

Разговаривайте с клиентами. Спрашивайте их о работе и планах развития бизнеса, старайтесь понять, чем Вы можете быть им полезны в достижении намеченных целей. Однажды мы узнали, что один из крупных клиентов нашей компании (Coca-Cola) готовится запустить свои акции на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Мы предложили свои консультации, поскольку имели подобный опыт и хорошо разбирались в вопросе. Наша заинтересованность в успешном развитии компании-клиента упрочила партнерские отношения.

Говоря о достижениях, оперируйте цифрами. Сотрудники не всегда способны понять, как их действия влияют на изменение стоимости бизнеса. Помогите им увидеть связь между их повседневной деятельностью и повышением капитализации компании. Не ограничивайте также Ваше общение с инвесторами. В 1980-х годах Coca-Cola дала инвестиционному сообществу подробную информацию о своих предприятиях в США и за рубежом. Я считаю, что именно эта открытость способствовала росту капитализации компании в течение следующих десяти лет.

Кто вы: исполнитель или руководитель? Какие качества важны для успеха лидера, порталу сайт рассказала Светлана Нефедова , консультант международного кадрового холдинга.

Не секрет, что в компаниях сотрудники делятся на две категории: на тех, кто принимает решения, руководит всеми процессами бизнеса, и тех, кто внедряет эти изменения. Первых называют руководителями, а вторых - исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими личными и деловыми качествами должен обладать руководитель, чтобы направить компанию к росту и процветанию.

Качества лидера одинаковы как для руководителей корпораций, так и начальников небольших отделов. Это то, что помогает справляться с поставленными задачами, успешно строить карьеру и отношения с окружающими.

Основными составляющими успешного руководителя являются три категории качеств:

Личные (психологические) качества - с помощью них завоевывают уважение и авторитет среди подчиненных и вышестоящих коллег;

Деловые качества - умение организовать работу и распределить обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль;

Профессиональные качества - это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу.

Рассмотрим основные личные и деловые качества руководителя. Подчеркну, что пункты, указанные ниже, больше применимы к руководителям в международных компаниях с хорошо организованной системой управления бизнеса, четкими целями и стандартами.

1. Системное мышление является основой личных качеств руководителя. В процессе практической деятельности необходимо уметь мыслить - заранее определять возможные трудности и способы их преодоления. Навык системного мышления помогает охватывать все стороны дела и влияющие факторы.

2. Способность принимать решения. Руководители ежедневно сталкиваются с великим множеством проблем, и нужно делать это, основываясь не только на понимании ситуации, но и на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для лидера и окружающих, они будут восприниматься в искаженном виде.

В результате эффективность принятия и реализация управленческих решений снизится. Руководитель, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен этой нечеткостью.

3. Творческое мышление. Умение мыслить нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами управления. Необходим навык разработки нестандартных управленческих решений в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.

4. Результатоориентированность. Успешный лидер быстро реагирует на изменения обстановки, самостоятельно принимает эффективные решения в условиях дефицита времени, последовательно и целеустремлённо добивается поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке.

5. Способность к самоанализу , трезвая оценка своих действий, умение максимально использовать положительный опыт других. Человек должен понимать роль лидера в организации, уметь видеть, какое влияние он оказывает на организацию.

6. Коммуникабельность. Эффективный лидер строит систему коммуникаций в организации, получает надёжную информацию и эффективно её оценивает. Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловые коммуникации с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.

Он должен контролировать своё поведение - негативное отношение к кому-либо не может влиять на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику срабатывает как дополнительный стимул повышения активности.


7. Лидерство. Руководитель поощряет участие сотрудников в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не эффективна. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.

Предоставляет им как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности. Грамотный руководитель вызывает к себе расположение.

8. Стрессоустойчивость . Современный лидер должен обладать высокой сопротивляемостью к фрустрации, быть в какой-то степени хладнокровным. Те, кто не умеет управлять собой, бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки, ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.

9. Постоянное саморазвитие. Профессионализм - это самовозрастающая величина. Лидер призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.

10. Ответственность за свои действия и делегирование. Иными словами, руководитель подает пример окружающим. Стандарты, применяемые для оценки качества работы, должны быть едиными для всех. Руководитель делит со своими подчиненными и радость победы, и горечь поражения.