Умер государственный деятель константин петрович победоносцев. Константин петрович победоносцев биография

  • Дата: 24.09.2019

К. П. Победоносцев «Великая ложь нашего времени».

После убийства Александра II царем стал Александр III. Его учителя лучшие профессора МУ и ПбУ, исключительное влияние имел профессор МУ, специалист в области юриспруденции, историк и богослов К, П. Победоносцев - духовный наставник Александра III.

1882 г. - Победоносцев был введен в состав Государственного совета.

1880 г. - назначен обер-прокурором Священного Синода (до 1905 года)

1894 г. - статс-секретарь императора

Убежденный державник, человек величайшего ума и одаренности, он оказывал огромное влияние на ход исторических событий России последней четверти XIX века. К его имени было приковано внимание всех современников. Одни видели в нем спасителя России, другие - мракобеса и злого гения.

Историк Глинский (XIX в): Победоносцев - историческое знание своего времени, вокруг которого кипели срасти и борьба. И после его смерти имя Победоносцев остается столь же драматичным и таинственным, овеянное огромным шлейфом легенд.

Победоносцев воспроизводит в себе целый исторический период, приняв на себя вполне сознательную ответственность за него. Отдавая себя на суд истории, без страха этого суда.

Полная история Победоносцева сложилась так, что он стал последним выдающимся представителем сильной государственной власти. Своеобразный тип русского мужа, необычайно сильного своим анализом и скепсисом, добрым и уступчивым в личной жизни, Победоносцев в области государственных дел проявлял себя как деятель очень твердый. Непоколебимый поборник идеи «Москва - третий Рим».

Победоносцев был предан русскому народу, православию, был советником 3-х императоров. До возвышения на государственном поприще он выдвинулся в ряды первоклассных отечественных целевистов. Создал курс государственного права - первый в России самостоятельная и детальная разработка права, увязанная с историей и жестко противостоящая германской юридической схоластике. Предельно загруженный государственными делами, Победоносцев, имея недюжинные способности, продолжает активную научную деятельность (юриспруденция, история, богословие). Множество работ публиковалось в «Русском архиве», «Русском обозрении», «Русском вестнике», «Московских ведомостях» и пр. журналах.



Центральный труд, в котором Победоносцев религиозные и политические взгляды - «Московский сборник». С беспощадной логикой, продумав анализ всех основных западно-европейских идей и мыслей, пришел к их отрицанию. По Победоносцеву, европейский идеал основывается на ложном понимании жизни. Он видит панацею о всех русских бед - в приобщении к капитализму, он призывает к поклонению православию.

Устремление русской интеллигенции на запад. Победоносцев призывает интеллигенцию к отвращению от тех ложных европейских материальных благ, к которым она стремилась в своей новой жизни. Русская интеллигенция не понимает, что то, к чему он так стремится, есть ложь. На западе, пишет Победоносцев, ложно все; печать, демократия, просвещение, гласный суд, жизнь без Христа, истины и веры.

В стремлении преодолеть эту ложь Победоносцев переводи на русский язык работу Фомы Кемпийского «О подражании Христу и Новый Завет».

Став обер-прокурором Синода он потребовал от правительства внимания к церковным вопросам и нуждам православия. Заявил, что значение православия должно быть восстановлено, но применительно к современности. Призвал отнесись с благоговением к православному священнику и вручить духовенству духовно-нравственное воспитание русского народа.

Разрабатывает программу своего священослужения.

а) просвещение народа, единение его с церковью и создание в каждом селе церковно-приходскую школу;

б) приближение жизни церкви к жизни народа;

в) восстановление значения духовенства в русской жизни и обеспечение его попечительства со стороны государства

г) строительство православных храмов в православном архитектурном стиле;

д) сохранение исторически обусловленной формы власти;

Важнейшим для себя Победоносцев поставил строительство в каждом селе церковно-православных школ. Это сало главным детищем Победоносцева.

На строительство Александр III выделил огромные средства. 273 школы (последние годы царствования Александра II), 1902 году - 43 696 школы, в которых обучались около 2 млн крестьянских детей.

Восстановление большого значения духовенства и учителей. Со времен Победоносцева народный учитель стал главным проповедником духовно-нравственных начал и национальных русских традиций.

Благодаря влиянию Победоносцева на правительство, были воздвигнуты жесткие заслоны на проникновение в правящие круги либералов. Но Победоносцев никогда не был реакционером; был идейным оплотом самодержавия, был глубоко убежден в том, что русская государственность не нуждается в радикальной логике => направление в политике Александра II в русло постепенного прогрессивного эволюционистского законодательства, не вступил в компромиссы со своей совестью и убеждениями.

а) Министр Внуренних дел Мешков представил Александру III революционный прект Общественной Комиссии (земские деятели и сведущие люди из Государственного Совета) - выработана общественная программа и солидарности действий. Александр III передал его на рассмотрение Совету Министерством - его раскритиковал Победоносцев.

б) Министр Внутренних дел Игнатьев представил противоположный проект - созыв Земского Собора, чтобы парализовать революционно-демократическое положение в стране и вернуть допетровский уклад жизни. Критика Победоносцева.

Победоносцев раскрыл истинное значение правителя и самодержавия - сохранение мощи российского государства, восстанавливает значение духовенства и народного учителя, повышает уровень грамотности. Он был великим государственным деятелем, человеком, чью деятельность можно назвать нравственным образцом служению России.

В русле главных задач и политической ориентации Победоносцевым осуществлялась вся преобразовательная деятельность Александра III.

Александр III как человек отличался спокойным умом, прямотой мысли, стремлением к правде, тверд характером, непреклонной волей, невероятным мужеством и необычной физической силой. Огромного роста он покорял всех королев Европы. Он любил все русское: литературу, живопись, музыку. Имел хорошее музыкально образование, участвовал в оркестровом исполнении. Непритязательный, жил в двухкомнатной квартире. Избегал пышности.

В государственной деятельности лично изучал каждый вопрос, не любил случайных докладов. Все отчеты внимательно сам прочитывал и не терпел в них лжи.

Александр III - Миротворец. Не любил войну, командовал Отдельным Рущинским отрядом в ходе русско-турецкой войны (1877-1878). Его отряду пришлось сдерживать главные турецкие силы (Махмед Али), обил 2 мощных удара главных турецких войск, что позволило русским войскам перейти в контрнаступление и захватить главные силы Турции (Осман-Паша).

Вступив на трон, Александр III принял Россию в великой смуте. Ослабленная русско-турецкой войной, Россия была лишена плодов победы по Берлинскому мирному договору. Но самая большая опасность - последствия либеральных реформ => Главная задача политики -восстановление могущества русской державы. Главная идея - идея общего блага.

Отвергая либерализм как таковой, Александр III в области социальной жизни стал последовательно проводить политику протекционизма. Первый акт, направленный на укрепление экономики страны - утверждение (1881 г) нового таможенного тарифа (повышение денежной пошлины на все иностранные товары). Заключение торгового договора с Германией и Англией, привлечение французского и бельгийского капитала. Основа сотрудничества с другими странами - интересы государства, а не частных предпринимателей.

Особое внимание - укрепление финансовой системы страны. 80-е гг - ряд законов, направленных на усиление контроля над частными банками. Был принят новый устав банка (содействие отечественной промышленности). Новое положение о тарифах - сосредотачивало руководство тарифов в руки государства с мощью специальных инспекций, жесткий контроль над всеми поступлениями в государственную казну.

Монополия на продажу алкоголя (государство) => значительные поступления в государственную казну.

Значительное укрепление финансовой системы страны позволило правительству преступить к решению транспортной проблемы. Протяженность железных дорог выросла в 3 раза, была построена Транс-сибирская железная дорога, государство выкупила железные дороги частных компаний.

Социальные вопросы:

1886 г. - на заводах и фабриках России введена гос инспекция. Труд женщин и детей ограничен. Начало фабричного законодательства (опередили англичан и французов).

Социально-экономической политикой Александра III было заложение фундамента быстрого экономического подъема в XX в. Столь же успешной была и политика в области организации. В день 1881 г Александр III утвердил указ об обязательном выкупе всеми крестьянами отведенных им земельных наделов.

1882 г. - Крестьянский банк. Выдача беспроцентной ссуды. Государственные сберегательные кассы для крестьян.

Александр III освободил о крепостничества район Белоруссии и Киргизии.

Утвердил Общественный переселенческий закон - свободное переселение крестьян по всей России.

1888 г. - отмена подушной подати, введенная Петром I => быстрый рос экономического благосотояния народа.

Мероприятия обще гуманного характера. Срок службы в армии сокращается до 5 лет. Легкие наказания для подростков. Крестьяне получают право ходатайств о запрещении продавать алкоголь и открывать кабаки.

Он утверждает закон Об императорской фамилии. Ограничивает суммы, отпускаемые казной, на содержание лиц императорской фамилии.

Развитие русской национальной культуры - особое внимание - Созданию специального музея, где помещались картины русских художников, строится Московская Консерватория.

Особая государственная важность - разработка мер, ставивших заслон на пути распространения в России либеральных идей. Было принято новое временное правило о печати. (строгий контроль за прессой). Все крайне либеральные журналы были закрыты.

1884 г. - новый устав Университета. Против распространения либеральных настроений.

1889 г. - издано положение о земских участковых начальниках. Создаются Земские участки, осуществляется административный надзор за земствами, которые аккумулировали в своем состоянии либерально-революционные элементы (в большинстве своем).

Упразднен Мировой Суд, как неоправданное возложение функций.

Вся совокупность преобразований Александра III в решающем отношении способствовала предотвращению революции в России в конце XIX в.

Формируются новые системы международных отношений - огромный вклад Александра III. Усиление роли дипломатии в этой системе, возвращение западному слову его истинный смысл. Убедить все правительство Европейских стран прислушаться к слову. Ему удалось установить равновесие между Лигой мира (Италия, Австрия, Германия) и Русско-французским союзом.

Он наметил перспективу, позволяющую сохранять мир в Европе, оттянув мировую бойню до 1914 года.

Неожиданная болезнь и смерть Александра III (1894) стала трагедией не только для российского народа, но и для народов других стран.

«Болезнь царя считалась международным бедствием. Не подлежит сомнению, что перед лицом всего человечества царь представлял собой великий образ силы и мира».

Благодаря ему Россия преодолела кризис самодержавия, церковь вновь стала влиятельным институтом, а император был прозван миротворцем. Два десятилетия ему удавалось сдерживать революционное движение. Что нужно знать об обер-прокуроре Священного Синода.

Задатки просвещенного консерватора

Константин Петрович Победоносцев родился (21 мая 1827 года) и вырос в обволакивающей атмосфере православной семьи патриархальной Москвы. Судя по его воспоминаниям о своем доме в Хлебном переулке, он просто не мог не вырасти консерватором и противником резких обновлений. «Место это родное мне и милое, здесь прошла так тихо и мирно вся моя молодость… Закрою глаза - и вижу перед собой родную церковь и слышу знакомые голоса служения,.. звон колокола… до сих пор отдается в слух мой». Будучи сановником, Победоносцев вот так отзывался о москвичах: «Москва воспитывала и ставила на дело людей особого склада, с характером некоторого идеализма, питавшегося историей и преданием». При этом Победоносцев получил образование в одном из наиболее аристократических, с одной стороны, и одном из наиболее передовых, с другой, вузе Российской Империи – Училище правоведения. Это было место с юнкерскими представлениями о корпоративности, со стремлением создать в России правовое государство, с отвращением к бюрократии.

Учитель царей

Переломом в карьере Победоносцева, который едва ли смог бы добиться таких высот без аристократического происхождения, стало место преподавателя права великому князю Николаю Александровичу в 1861 году. Одновременно с разочарованием в политике реформ («Вокруг совершается такой процесс разложения, что иной раз страх нападает на душу и хочется сказать: довольно») он воспринял это как миссию. Константин Петрович смог найти в наследнике последователя своих взглядов, и был буквально разбит, когда Александр Николаевич скоропостижно скончался в возрасте 21 года от туберкулеза в Ницце. Тогда Победоносцева, которого поддерживали тогда консерваторы, пригласили преподавателем и к Александру, и он смог оказать серьезное влияние на взгляды будущего императора, который согласился с критикой политики отца и представлением об особом пути России. Благодаря Победоносцеву, Александр читал авторов, раскрывающих национальную самобытность России – от Лескова до Достоевского, вел не формальную, а искреннюю церковную жизнь и т.д. И даже когда официально учительство Победоносцева завершилось, влияние продолжалось через переписку, так как цесаревич полностью доверял учителю.

Взгляды и идеалы

«России вовсе неизвестна городская община… с муниципальными учреждениями, с привилегиями автономии и самоуправления, с привычкой к самоуправлению, преимущественно развившейся в среде городского или среднего сословия», - считал Победоносцев.

Важным воззрением обер-прокурора Священного синода было то, что он не считал возможным оценивать деятельность власти с точки зрения нравственности. По его мнению, нельзя считать априори вредными правительственные меры, если они сопряжены с насилием. «Царство духа, мира и любви покуда еще не от мира сего», - говорил он.

«Печальное будет время… утверждал Победоносцев, - когда водворится проповедуемый ныне новый культ человечества. Личность человеческая немного будет в нем значить; снимутся и те, которые существуют теперь, нравственные преграды насилию и самовластию».

Победоносцев ненавидел чиновничество и бюрократию не меньше, чем либералов, так как считал, что бессмысленный аппарат не служит народу и стране, а лишь является орудием того, кто ему приказывает.

Победоносцев считал основой экономики России сельское хозяйство, и стремился создать идеальную на его взгляд хозяйственную единицу - «тип не широкого, но среднего владения, достаточного для удовлетворения нужд семье, так, чтобы члены ее не вынуждены были добывать себе пропитание отхожей работой». Победоносцев очень не любил орудовавших в то время на аграрном рынке «кулаков, жидов и всяких ростовщиков», «несчастной жертвой» которых стали крестьяне.

Когда Александр II был убит и бывший ученик Победоносцева взошел на престол, сановник первым делом обратился к нему с письмом, в котором просил разогнать либералов при дворе, в частности, уволить министра внутренних дел Лорис-Меликова, известного конституционалиста, и связанных с ним министров. Победоносцев писал, что нужно «покончить разом… все разговоры о свободе печати, о своеволии сходок, о представительном собрании». Победоносцев считал себя вправе заменить собой бюрократическую систему. «Я не состою при нем. Но когда происходит что-нибудь весьма безобразное, я пишу к нему со всей откровенностью. Тогда он обыкновенно… благодарит и зовет к себе». Александр III, судя по всему, полностью доверял Победоносцеву, а тот стремился воспользоваться своим положением для пользы государства, как он себе это представлял. При этом обер-прокурор не был тем, что сейчас принято называть «серым кардиналом». Он вполне открыто демонстрировал свои взгляды и проводил довольно активный пиар своей политики. Так, он часто выступал с публичными речами в регионах, и очень ценил этот инструмент. Также Победоносцев отстроил мощную консервативную машину печати, включая и созданную им издательскую структуру Синода.

Всякая нечисть

Так Победоносцев оценивал современное ему развитие культуры. «Ныне в каждом сколько-нибудь значительном городе, - писал Победоносцев Александру III в 1887 г., - есть театры, на которые переходит, развращая нравы праздной публики, всякая нечисть петербургских и московских театров. Завелись по местам театры и в селах». Обер-прокурор считал, что к тому, какую культуру должен потреблять народ, относиться нужно очень строго. Он лично запрещал многие книги, к примеру, «Крейцерову сонату» Толстого, статьи Соловьева и требовал принять к ним меры. Напротив, он поддерживал Достоевского и даже ввел его в царскую семью. Также он очень не любил земские школы, считая, что они занимаются только образованием, но забывают о духовном воспитании. Именно поэтому одной из его первых мер на посту обер-прокурора было создание сети церковно-приходских школ, которые не были подконтрольны Министерству образования. И хотя над ними смеялись и в то, и смеются даже в наше время, они стали хорошей альтернативой земским школам.

Церковь и вера

При Победоносцеве церковь стала получать больше денег от государства, священникам стали выплачивать зарплату, - раньше они жили только на требы, но важнее другое: обер-прокурор использовал систему церкви для влияния в регионах, иерархи оказывали влияние на назначение губернаторов и многие другие дела.

Победоносцев стремился к тому, чтобы православие в России было освобождено от дремучих наслоений, издавал огромное количество духовной литературы. При этом Победоносцев был против восстановления патриаршества, видя в этом опасность создания ненужной структуры влияния.

Обер-прокурор был также врагом любого иноверия, считая это «эпидемической заразной болезнью». Это касалось не только сект, которые в то время стали развиваться, но и традиционных религий. По его мнению, с присоединенными народами нужно поступать максимально строго. Он считал огромной ошибкой закрепление статуса иноверных исповеданий и их иерархии в России.

Еще хуже он относился и к католикам. «До очевидности ясно, - писал он Александру III в ноябре 1881 г., - что противу России и русского дела предпринят теперь с Запада систематический поход, которым руководит католическая церковная сила в тесном союзе с австрийским правительством и польской национальной партией. На западную границу нашу выслана целая армия ксендзов, тайных и явных, действующая по искусному плану для окатоличения и ополячения и пользующаяся искусно всеми ошибками и слепотой наших государственных деятелей, которые с улыбкой готовы уверять, что все спокойно».

В семье профессора Московского университета, дед Победоносцева был священником. В семье было 11 детей, сам Победоносцев характеризовал свою семью как "благочестивую, преданную царю и отечеству, трудолюбивую".

"Исторический вестник" на смерть Победоносцева написал: "К его имени в течение слишком четверти века приковывалось внимание современников, оно не сходило со столбцов нашей печати, одни его ненавидели и проклинали, другие славословили, перед ним преклонялись и его благословляли: одни в нем видели ангела-спасителя России, другие - ее злого гения. Безразлично к нему никто не относился" .

Труды

  • «Письма о путешествии» (1864 г.)
  • «Курс гражданского права» в 3-х чч. (1-е изд. - 1868 г.)
  • «Некоторые во­просы, возникающие по духовным завещаниям»
  • «Юридические заметки и вопро­сы по наследственному и завещательному правам»
  • Судебное руководство (1872)
  • «Историко-юридические акты эпохи XVII и XVIII веков» (1887 г.)
  • «История Православной Церкви до разделения церквей» (СПб., 1891; издана и переиздана позднее без указания автора на титульном листе.)
  • «Праздники Господни» (1893 г.)
  • «Победа, победившая мир». Издание К. П. Победоносцева, девятое. Москва. Синодальная типография, 1898 (Содержание: перевод сочинения английского писателя Лилли (William Samuel Lilly) The Christian Revolution; перевод с латинского I-й и IX-й книг блаженного Августина «Исповедь»; описание жизни первых христиан, извлечённое из сочинений английского Епископа Лейтфута (Joseph Barber Lightfoot)).
  • «Вечная память. Воспоминания о почивших». Издание К. П. Победоносцева. Москва. Синодальная типография, 1896 (Содержание: великая княгиня Елена Павловна, Надежда Павловна Шульц, Баронесса Эдита Фёдоровна Раден, Николай Васильевич Калачов, Аксаковы, Николай Иванович Ильминский, Великая Княгиня Екатерина Михаиловна, Прощание Москвы с Царём своим (Александром III), Речь в заседании Исторического Общества).
  • «Московский сборник», сборник статей о церкви и государстве (1896 г.)
  • «Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета» (1897 г.)
  • «История детской души» (1897 г.)
  • «Новая школа» (1899 г.)
  • «Воспитание характера в школе» (1900 г.)
  • Церковь. Церковь и государство. Московский сборник. Издание К.П. Победоносцева, пятое, дополненное. М: Синодальная типография, 1901

Биография

Родился в Москве в семье профессора словесности и литературы Императорского Московского университета Петра Васильевича Победоносцева, отец которого был священником , и его второй жены Елены Михайловны; был младшим среди 11 детей его отца (от двух браков).

В 1865 году назначен членом консультации Министерства юстиции ; в 1868 году - сенатором ; в 1872 году - членом Государственного совета.

В апреле 1880 года назначен обер-прокурором Святейшего Синода; 28 октября того же года - членом Комитета министров, что явилось беспрецедентным формальным повышением статуса обер-прокурорской должности (его предшественник граф Д. А. Толстой был членом Комитета министров по должности министра народного просвещения). Б. Б. Глинский писал в посмертном биографическом очерке: «<…> Отставка гр. Толстого и назначение на его место в должности обер-прокурора даже рассматривалась многими как либеральная мера, проведённая тогда „диктатором сердца “ в виде уступки общественному мнению, возбужденному консервативным образом мыслей гр. Толстого.»

Вскоре после гибели императора Александра II выступил как лидер консервативной партии в правительстве нового царя; как ближайший советник Александра III явился автором Высочайшего манифеста от 29 апреля 1881 года , провозглашавшего незыблемость самодержавия .

Поддерживал приятельские отношения с М. Н. Катковым и Ф. М. Достоевским . Из его письма Наследнику Цесаревичу Александру Александровичу 29 января 1881 года :

В ночь с 8 на 9 марта 1901 года на него было совершено покушение; сын титулярного советника статистик Самарского губернского земства Николай Константинов Лаговский стрелял в его домашний кабинет; пули попали в потолок . Злоумышленник был схвачен и 27 марта осужден на 6 лет каторги.

Надгробие на могиле К. П. Победоносцева

В октябре 1905 года уволен от должности Обер-прокурора Синода и члена Комитета министров с оставлением в должностях члена Госсовета, статс-секретаря и сенатора .

Кавалер многочисленных орденов: Св. Александра Невского (1883, алмазные знаки к ордену - 1888), Св. Владимира 1-й степени (1896), Св. Андрея Первозванного (Высочайший рескрипт от 16 августа 1898 года, в день открытия памятника Александру II в Москве ; алмазные знаки к ордену при Высочайшем рескрипте - 1 января 1904) и другие. В 1880-1907 годах жил в Петербурге в доме духовного ведомства по адресу Литейный проспект , 62.

Скончался в 6 часов 30 мин вечера 10 марта 1907 года . Вынос тела и отпевание состоялись 13 марта; богослужение в Ново-Девичьем монастыре возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) ; члены императорской семьи не присутствовали, присутствовал обер-прокурор Синода П. П. Извольский и ряд министров. Примечательно, что в правительственном органе «Правительственный вестник » не было напечатано сообщения о его погребении (был только некролог). Был погребён у алтаря церкви Свято-Владимирской церковно-учительской школы в Петербурге, ныне двор дома 104 по Московскому проспекту (двор больницы скорой помощи № 21 им. И. Г. Коняшина). Могила сохранилась до наших дней .

Идеи, идеалы. Оценка

В ранней молодости Победоносцев был сторонником либеральных идей. В дневниках А. А. Половцова есть запись (21 февраля 1901) о разговоре с Николаем II : «<…> упоминаю имя Пыпина и говорю, что он в прежнее время был либералом, но что с годами это прошло; а кто же в молодости не был либералом? Ведь сам Победоносцев писал статьи Герцену в „Колокол “. - Государь. Вполголоса. Да, я это слышал. - Я. Он сам мне это говорил. Он написал памфлет на графа Панина.» Упомянутое сочинение - анонимный памфлет-биография Панина, опубликованный Герценом в седьмой книжке «Голосов из России », автором которого считается двадцатиоднолетний Победоносцев .

Однако либеральные увлечения юности были быстро забыты. Зрелый К. П. Победоносцев - мыслитель консервативно-охранительного направления. Наиболее полное его мировоззрение изложено в «Московском сборнике», опубликованном в 1896 году. Он резко критиковал основные устои культуры и принципы государственного устройства стран современной ему Западной Европы; осуждал демократию и парламентаризм , который называл «великой ложью нашего времени»: всеобщие выборы, по его мнению, рождают продажных политиканов и понижают нравственный и умственный уровень управленческих слоев.

Пытался противостоять распространению либеральных идей; стремился восстановить религиозное начало в народном образовании после внедрения секуляризма в обер-прокурорство графа Д. А. Толстого : в предисловии к своему учебнику «История Православной Церкви до разделения церквей» писал: «Грустно и обидно, если при мысли об „Истории Церкви“ возникает представление о заучивании известных фактов, расположенных в известном порядке <…> История Церкви должна запечатлеться не в одной памяти, но в сердце каждого, как таинственная история страдания, ради великой, бесконечной любви.»

Победоносцев считал, что церковь и вера - основы государства: «Государство не может быть представителем одних материальных интересов общества; в таком случае оно само себя лишило бы духовной силы и отрешилось бы от духовного единения с народом. Государство тем сильнее и тем более имеет значения, чем явственнее в нём обозначается представительство духовное. Только под этим условием поддерживается и укрепляется в среде народной и в гражданской жизни чувство законности, уважение к закону и доверие к государственной власти. Ни начало целости государственной или государственного блага, государственной пользы, ни даже начало нравственное - сами по себе недостаточны к утверждению прочной связи между народом и государственною властью; и нравственное начало неустойчиво, непрочно, лишено основного корня, когда отрешается от религиозной санкции. <…> Религия, и именно христианство, есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной культуры. Вот почему мы видим, что политические партии самые враждебные общественному порядку партии, радикально отрицающие государство, провозглашают впереди всего, что религия есть одно лишь личное, частное дело, один лишь личный и частный интерес.»

Примечательны мысли и терминология его проекта речи для императора Александра III в Большом Кремлёвском дворце , во время первого, в качестве царя, посещения им Москвы в июле 1881 года: «<…> Здесь, в Москве, никогда не истощалось живое чувство любви к отечеству и преданности законным Государям; здесь русские люди не переставали чувствовать, что кто враг русского Царя и законной Его власти, тот враг народа, враг своего отечества. Здесь, посреди живых памятников Божия промысла над Россией, я исполняюсь новою надеждою на помощь Божию и на победу над беззаконными врагами. <…>» Находясь в Москве 17 - 18 июля , император не произнёс предложенных в проекте Победоносцева слов, сказав в заключение своей краткой речи на Высочайшем выходе в Екатерининской зале: «<…> как прежде Москва свидетельствовала, так и теперь свидетельствует, что в России Царь и народ - составляют одно единодушное, крепкое целое.»

По мнению анонимного автора статьи о нём в Энциклопедическом словаре Гранат (Том 32-й; ), «он был скорее глашатаем реакции , лидером же её стал его антагонист гр. Д. Толстой » .

Исследователь истории русской богословской мысли и культуры Георгий Флоровский писал о его воззрениях и политике (): «Есть что-то призрачное и загадочное во всём духовном образе Победоносцева. <…> Он был очень скрытен, в словах и в действиях, и в его „пергаментных речах“ было трудно расслышать его подлинный голос. Он всегда говорил точно за кого-то другого, укрывался в условном благозвучии и благообразии очень и очень размеренных слов. <…> Победоносцев по-своему был народником или почвенником. Это сблизило его с Достоевским . <…> Но вдохновение Достоевского было Победоносцеву духовно чуждо. И образ пророка скоро померк в его холодной памяти… Народником Победоносцев был не в стиле романтиков или славянофилов, скорее в духе Эдм. Бёрка , и без всякой метафизической перспективы. Очень многое в его критике западной цивилизации и прямо напоминает контрреволюционные апострофы Бёрка. Победоносцев верил в прочность патриархального быта, в растительную мудрость народной стихии, и не доверял личной инициативе. <…> Есть что-то от позитивизма в этом непримиримом отталкивании Победоносцева от всякого рассуждения. Умозаключениям он всегда противопоставляет „факты“. Обобщений он избегает не без иронии, и отвлечённых идей боится. <…> И здесь основная двусмысленность его воззрения. Вся эта защита непосредственного чувства у Победоносцева построена от противного. Сам он всего меньше был человеком непосредственным или наивным. Всего меньше сам он жил инстинктом. Сам он весь насквозь отвлечённость. Это был человек острого и надменного ума, „нигилистического по природе“, как о нём говорил Витте. <…> И когда он говорит о вере, он всегда разумеет веру народа, не столько веру Церкви. <…> В православной традиции он дорожил не тем, чем она действительно жива и сильна, не дерзновением подвига, но только её привычными, обычными формами. Он был уверен, что вера крепка и крепится нерассуждением, а искуса мысли и рефлексии выдержать не сможет. Он дорожит исконным и коренным больше, чем истинным. <…> Богословия Победоносцев решительно не любил и боялся, и об „искании истины“ отзывался всегда с недоброй и презрительной усмешкой. Духовной жизни не понимал, но пугался её просторов. Отсюда вся двойственность его церковной политики. Он ценил сельское духовенство, немудреных пастырей наивного стада, и не любил действительных вождей. Он боялся их дерзновения и свободы, боялся и не признавал пророческого духа. <…> Победоносцев не хотел общественной и культурной влиятельности иерархии и клира , и властно следил за выбором епископов, не только по политическим мотивам, не только ради охраны правительственного суверенитета.»

Ему приписывается фраза, сказанная в начале 1900-х Николаю II: «Я сознаю, что продление существующего строя зависит от возможности поддерживать страну в замороженном состоянии. Малейшее теплое дуновение весны, и все рухнет.»

Критика

Согласно мнению энциклопедии Britannica , Победоносцев стремился «защищать Россию и Русскую православную церковь от всех конкурирующих религиозных групп, как то: староверов , баптистов , католиков и иудеев » и был, таким образом, «в значительной степени ответствен за правительственную политику подавления религиозных и этнических меньшинств, а также западнически ориентированной либеральной интеллигенции» .

Победоносцеву рядом научных источников приписывается фраза о будущем живущих в России евреев: «Одна треть вымрет, одна выселится, одна треть бесследно растворится в окружающем населении» . Профессор Университетского колледжа Лондона Джон Клиер, анализируя источники цитаты (он приводит английскую версию «A third will be converted, a third will emigrate, and a third will die of hunger») и взгляды Победоносцева, приходит к выводу, что происхождение этой цитаты «очень сомнительно» в связи с тем, что Победоносцев неоднократно скептически высказывался о возможности обращения евреев в православие .

Оценку роли Победоносцева как проводника антиеврейской политики, давала европейская пресса того времени ; «Краткая еврейская энциклопедия » ( -) называет его «вдохновителем самых жестоких антиеврейских мероприятий Александра III» ; историк В. Энгель в начале 2000-х утверждал: «Укрепление начал православия по Победоносцеву означало отказ от мирного сосуществования с другими религиями, „враждебными“ православию. Самой враждебной религией был признан иудаизм» .

К началу XX века, когда реальное влияние Победоносцева начало ослабевать, в леворадикальной и либеральной среде его фигура превратилась в символ крайней реакции и объект ненависти, иллюстрацией которой может служить характеристика, данная ему одним из деятелей Конституционно-демократической партии (кадетов) В. П. Обнинским в его анонимно изданной в Берлине книге: «[Победоносцев -] злой гений России, советчик реакции трёх императоров, беспринципный бюрократ, неверующий глава духовенства , развратный страус нравственности, подкупной ревнитель честности. Главный виновник разложения православной церкви. <…>» . В первом издании Большой советской энциклопедии (Т. 45, ) о нём говорилось: «[Победоносцев] - реакционер, яростный поборник самодержавия, вдохновитель самой чёрной дворянско-крепостнической реакции 80-90-х гг., вождь воинствующего мракобесия и черносотенства , злейший и активнейший враг не только социализма, но и буржуазной демократии . <…> проводил политику жесточайших преследований старообрядцев и сектантов и притеснения всяких иноверцев.»

В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи
А только - тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи

Стеклянным взором колдуна.

Научное наследие. Библиография его работ

Выступал также в качестве переводчика:

Ряд произведений К. П. Победоносцева переиздан в наши дни.

Примечания

  1. Томсинов В. А. Российские правоведы XVIII-XX веков: очерки жизни и творчества . М.: Зерцало, 2007, Том 1, стр. 368.
  2. Глинский Б. Б. // «Исторический вестник », апрель 1907, стр. 270.
  3. Правила о церковно-приходскихъ школахъ. // «Правительственный вестник ». 25 июля (6 августа) 1884, № 164, стр. 1.
  4. Данные по: Глинский Б. Б. Константин Петрович Победоносцев. (Материалы для биографии) // «Исторический вестник », апрель 1907, стр. 268.
  5. ГА РФ Ф.677. Оп.1. Д.963. Л.12-13. Кат.88
  6. . М., 1925, Т. I, стр. 310-311.
  7. «Московские церковные ведомости», 1901, № 11, стр. 141.
  8. Из писем К. П. Победоносцева к Николаю II (1898-1905) . / Публ. М. Н. Курова // «Религии мира: История и современность». Ежегодник. 1983. - М., 1983, стр. 184-189.
  9. «Правительственный вестник », 16 () августа 1898, № 178, стр. 1.
  10. Свято-Владимирская церковно-учительская школа
  11. Анонс - Панихида по К. П. Победоносцеву
  12. Д. Н. Шилов. СПб., 2002, стр. 580.
  13. Незабытые могилы / Сост. В. Н. Чуваков. М., 2004. Т. 5, стр. 497.
  14. Голоса из России. Сборники А. И. Герцена и Н. П. Огарёва. Выпуск четвёртый (комментарии и указатели). Под редакцией академика М. В. Нечкиной и д.и.н. Е. Л. Рудницкой. «Наука», 1975 г. Тираж 81000 экз. Страница 234.
  15. «История Православной Церкви до разделения церквей». Изд. 3-е, Спб., 1895, стр. I (пунктуация по источнику).
  16. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО // Части IV, V («Московский Сборник»)
  17. Письма Победоносцева к Александру III . М., 1925, Т. I, стр. 349 (проект приложен к письму Победоносцева от 16 июля 1881 года; выделение - по источнику).
  18. «Правительственный вестник», 19 () июля 1881, № 159, стр. 3.
  19. «Московские ведомости », 18 июля 1881, № 197, стр. 3.
  20. Памяти Победоносцева // «Московские ведомости », 13 () 1907, № 59, стр. 2.
  21. Статья подписана «М. П.»
  22. Энциклопедический словарь Гранат . Т. 32, стб. 382.
  23. Прот. Георгий Флоровский . VII. Историческая школа. // Пути русского богословия . Париж, 1937, стр. 410-412 (редакция текста - по оргиналу книги; курсив соответствует выделению в оргинале).
  24. Н. Бердяев . Истоки и смысл русского коммунизма (1937) // Глава VI, 5
  25. Вел. кн. Александр Михайлович . Книга воспоминаний // Глава 11 ()
  26. Керсновский А.А . Глава XII. «Застой» // История Русской армии . Белгад, 1938.
  27. Encyclopedia Britannica, article about Konstantin Petrovich Pobedonostsev
  28. О. В. Будницкий. «От редакции»
  29. Победоносцев Константин - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  30. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Polanld, trans. I. Friedlaender, 3 vols. (Philadelplhia, 1916-20), Vol 3, p. 10
  31. State Policies and the Conversion of Jews in Imperial Russia
  32. «Победоносцев был очень недоволен той ролью, которая ему отводилась в западной прессе в связи с антиеврейскими беспорядками». Рост антиеврейских беспорядков в стране
  33. В. Энгель .Период реакции в царствование Александра III. Погромы. Истоки еврейских национальных движений.
  34. [Обнинский В. П.] Последний самодержец. Очерк жизни и царствования императора России Николая II-го - Eberhard Frowein Verlag, Berlin, , стр. 12 (подпись под фотографией).
  35. БСЭ , изд 1-е, Т. 45-й, 1940, стб. 732.
  36. Александр Блок .
  37. Колбанова Е. А. «Муж истины, правды и чести…» К 100-летию со дня кончины К. П. Победоносцева
  38. Написание имени - по «Предисловию» к изданию, ноябрь 1898 года.
  39. Написания отчества - как в источнике.
  40. Грехнев М. В., Миркина М. А. К вопросу о литературном творчестве К. П. Победоносцева
  41. «Письма Александру III» (некоторые из опубликованных).

Литература

  1. Глинский Б. Б. Константин Петрович Победоносцев. (Материалы для биографии) // «Исторический вестник », апрель 1907, стр. 247-274.
  2. Д. Н. Шилов. Государственные деятели Российской империи. СПб., 2002, стр. 580-591.
  3. R.F. Byrnes. Pobedonostsev. His life and Thought. Bloomington, London, 1968.
  4. Е. В. Тимошина. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К. П. Победоносцев. - СПб: Издательство СПбГУ, 2000. - 204 с. - 1000 экз. - ISBN 5-93333-016-7
  5. «Константин Петрович Победоносцев (1827-1907)» // Томсинов В. А. Российские правоведы XVIII-XX веков: Очерки жизни и творчества . М.: Зерцало, 2007. Том 1, стр. 348-415.
  6. Томсинов В. А. Константин Петрович Победоносцев (1827-1907): человек, государственный деятель и правовед //Победоносцев К. П. Юридические произведения / Под редакцией и с биографическим очерком В. А. Томсинова. М.: Зерцало, 2012. С. 7-216.
Художественная :
  • Голубов С. День Константина Петровича . - М.: «Советский писатель», 1941 (сатирическая повесть).

Ссылки

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (21.05.1827-10.03.1907), государственный деятель, юрист. Сын приходского священника.

Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке “тихого, скромного нрава, благочестивом, с разносторонним образованием и тонким умом”. Отец готовил Победоносцева к священническому званию, но он избрал иную стезю. По окончании Училища правоведения (1846) Победоносцев начал службу в московских департаментах Сената. В 1859 — 65 Победоносцев — профессор-юрист Московского университета. Его курс “Гражданского права”, выдержавший пять изданий, превратился в настольную книгу юристов

В к. 1850-х Победоносцев выступал как писатель-публицист либеральных воззрений. В н. 1860-х принял деятельное участие в разработке судебной реформы (1864), отстаивая принципы независимости суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного процесса.

Оставив профессорскую должность (1865), Победоносцев переселился в Петербург и всецело посвятил себя государственной службе: в 1868 стал сенатором, в 1872 — членом Государственного совета. По свидетельству известного адвоката А. Ф. Кони, речи Победоносцева, произнесенные в Сенате и Госсовете, производили сильное впечатление на слушателей, поражая своей безукоризненной логикой, ясностью и силой убеждения. В тот же период Победоносцев активно занимался и научно-публицистической деятельностью, опубликовал 17 книг, множество статей, документальных сборников, переводных сочинений по истории и юриспруденции..

В 1865 Победоносцев был назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику престола Александру Александровичу (будущему ), a позже — к Николаю Александровичу (Николаю II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований.

В к. 1870-х во взглядах Победоносцева произошел коренной перелом. После убийства Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860-70-х. Победоносцев — автор манифеста 29 апреля 1881 “О незыблемости самодержавия”. Был одним из создателей тайной правительственной организации “Священная дружина” (1881-83), призванной бороться с народническим экстремизмом.

В 1880 назначен обер-прокурором Свящ. Синода (пребывал на этом посту в течение 26 лет). В 1896 в “Московском сборнике” (см. по адресу - ) Победоносцев подверг критике основные устои современной ему западноевропейской культуры и принципы государственного устройства, видя основные пороки в “народовластии и парламентаризме”, ибо они “родят великую смуту”, затуманивая “русские безумные головы”. Политические перевороты в мировой истории Победоносцев объяснял интригами людей.

Как христианский мыслитель Победоносцев полагал, что философия и наука имеют статус вероятностных предположений, не могущих содержать в себе абсолютного, безусловного и цельного знания.

Лишь православная вера, которую русский народ “чует душой”, способна давать целостную истину. С позиции Православия Победоносцев убедительно критиковал материализм и позитивизм. Он последовательно отстаивал идеал монархического государственного устройства, называя современную ему западную демократию “великой ложью нашего времени”.

В н. XX в. влияние Победоносцева на политику правительства стало ослабевать. После принятия, под давлением революционного подъема, Манифеста 17 октября 1905, провозгласившего буржуазные “свободы”, вышел в отставку.

«К его имени в течение слишком четверти века приковывалось внимание современников, оно не сходило со столбцов нашей печати, одни его ненавидели и проклинали, другие славословили, перед ним преклонялись и его благословляли: одни в нем видели ангела-спасителя России, другие - ее злого гения. Безразлично к нему никто не относился».

Так откликнулся на смерть Победоносцева "Исторический вестник". Однако в наше время о его позиции, деятельности во благо России знают немногие, большинство довольствуется той неправдой, которой заклеймили Константина Петровича революционеры и либералы всех мастей - "ретроград", "мракобес" и проч. Победоносцев - один из немногих прозорливцев прошлого века, кто понимал, что происходит в мире и что грозит России, если она изменит Божьему пути и будет подражать Западу. Приведем небольшой отрывок из его знаменитой статьи "Великая ложь нашего времени" (1896) о последствиях парламентаризма для многонационального государства.

«... Эти плачевные результаты всего явственнее обнаруживаются там, где население государственной территории не имеет цельного состава, но заключает в себе разнородные национальности. Национализм в наше время можно назвать пробным камнем, на котором обнаруживается лживость и непрактичность парламентского правления. Примечательно, что начало национальности выступило вперед и стало движущею и раздражающею силой в ходе событий именно с того времени, как пришло в соприкосновение с новейшими формами демократии.

Довольно трудно определить существо этой новой силы и тех целей, к каким она стремится; но несомненно, что в ней -источник великой и сложной борьбы, которая предстоит еще в истории человечества и неведомо к какому приведет исходу. Мы видим теперь, что каждым отдельным племенем, принадлежащим к составу разноплеменного государства, овладевает страстное чувство нетерпимости к государственному учреждению, соединяющему его в общий строй с другими племенами, и желание иметь свое самостоятельное управление, со своею, нередко мнимою, культурой. И это происходит не с теми только племенами, которые имели свою историю и, в прошедшем своем, отдельную политическую жизнь и культуру, -но и с теми, которые никогда не жили особой политической жизнью.

Монархия неограниченная успевала устранять или примирять все подобные требования и порывы, - и не одной только силой, но и уравнением прав и отношений под одной властью. Но демократия не может с ними справиться, и инстинкты национализма служат для нее разъедающим элементом: каждое племя из своей местности высылает представителей - не государственной и народной идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти - и к господствующему племени, и к другим племенам, и к связующему все части государства учреждению. Какой нестройный вид получает в подобном составе народное представительство и парламентское правление - очевидным тому примером служит в наши дни австрийский парламент.

Провидение сохранило нашу Россию от подобного бедствия, при ее разноплеменном составе. Страшно и подумать, что возникло бы у нас, когда бы судьба послала нам роковой дар -всероссийского парламента! Да не будет ».

Победоносцев Константин Петрович (1827, Москва - 1907, Петербург) - государственный деятель. Сын профессора Московского университета. Учился дома, затем в Петербургском училище правоведения, которое окончил в 1846 году, и служил чиновником в департаментах Сената. Образованный, трудолюбивый, склонный к научной работе, Победоносцев в 1859 году защитил магистерскую диссертацию "К реформе гражданского судопроизводства" и в 1860 году стал преподавателем Московского университета. Издал "Курс гражданского права", выдержавший пять изданий. В 1865 перебрался в Петербург и принял участие в разработке судебной реформы, мечтая возвысить Россию до уровня европейской цивилизации: критиковал крепостническую систему, утверждал необходимость верховенства закона и т.д. Реальное пореформенное развитие страны привело Победоносцева к прямо противоположным, государственно-охранительным воззрениям, высказанным им в многочисленных статьях и письмах (см.: Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993, и рец. на это издание - Вопросы философии. 1993. N 8. С. 185 - 190). Победоносцев убеждал в ложности идей парламентаризма, свободы печати, демократии. Видел в православии консолидирующее национальное начало, органически слитое с монархизмом и государством, в укреплении которого Победоносцев видел высший смысл общественной деятельности. Преподавал законоведение великим князьям, в т.ч. будущим имп. и , с чего и началась его стремительная карьера: с 1868 - сенатор, с 1872 - член Государственного совета. В 1880 стал обер-прокурором Святейшего Синода и 25 лет являлся бессменным "министром православия", о деятельности которого написал строки:

"Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла".

Обладая публицистическим даром и огромным влиянием на Александра III, Победоносцев, после убийства народовольцами , сорвал либерализаторские планы, став одним из ведущих представителей консерваторов-государственников, наряду с и . Противостоя социально-политическим последствиям буржуазной эволюции и европеизации России, выдвигая идеи усиления роли церкви (клерикальный характер образования, преследование раскольников и т.д.), демонстративно противопоставил себя происходящим в стране переменам и вызвал неприятие своего курса как левыми деятелями, так и глубоко религиозными людьми , и др. Попытка Победоносцева утвердить безусловное единство, однозначность, максимализм идеологии привели к прямо противоположным результатам. После подписания Николаем II печально знаменитого , 19 октября 1905 ушёл в отставку.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Литература:

Полунов А.Ю.Политическая индивидуальность К.П. Победоносцев а // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8: История. 1991. N 2.