План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект заучивания стихотворения в старшей возрастной группе. Стихотворение Е. Благининой Посидим в тишине. Архив блога "ВО!круг книг"

  • Дата: 20.09.2019

Есть стихи, которые сопровождают нас в детстве, но потом мы вырастаем из них. Проходит время, и мы читаем их своим детям, внукам и снова радуемся им как старым знакомым. Таковы стихи Елены Благининой, 110-летие которой мы отмечаем 27 мая.

Елена Александровна Благинина (1903-1989) родилась в селе Яковлеве Орловской губернии. В этих краях выросли Тургенев и Толстой, Фет и Тютчев, Бунин. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Первые стихи написала в восемь лет. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, который основал поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями. Первая книжка для детей «Осень» вышла в 1936 году. В 1939 – сборник «Вот какая мама!», в 1940 – «Посидим в тишине». После войны появляются книжки «Радуга» (1948), «Огонёк» (1950), «Гори-гори ясно!» (1955).
Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Леси Украинки, Янки Купалы и Якуба Коласа, Натальи Забилы, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко.
Благинина принадлежит к художникам, фантазию которых волнует правда окружающей жизни. Она видит чудо во всём, что её окружает:
Мне жаль суровых и надменных,
Пусть мир их сложен, пусть богат.
Они чудес обыкновенных
Не видят, видеть не хотят.
Им хлеб – не всласть,
Вода – не в милость,
Им ночь – не в отдых,
День – не в свет.
В них как бы радуга затмилась,
Весь пыл её сошёл на нет.
А мы, не мудрствуя лукаво,
Стоим на страже простоты,
Даря налево и направо
Житейской радости цветы.
Высшим светом сияют для неё хлеб, вода, день, ночь, радость ходить по земле, слушать пение птиц, видеть красоту природы, и всё это находит отражение в её стихах.
Радуга
Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.
Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.
Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.
Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу...
Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?

У Благининой есть и сборник стихов для взрослых «Окна в сад». Дом, семья, чувства, которые испытывают дети по отношению к родным и близким – важная сфера лирических интересов Благининой. Одно из лучших семейных стихотворений – «Посидим в тишине»:
Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине…
В своих стихах она говорит нам о счастье любить родину, дом, семью. Есть и стихи о Великой Отечественной войне (сборник «Почему ты шинель бережёшь?»). Она описывала войну глазами детей, живших в то время в тылу, отцы которых воевали на фронте, а матери работали на военных заводах.
Баллада о добром свете.
Когда холодною зимой
враг налетел на нас,
пришёл однажды я домой
и вижу - свет погас.
Я в слёзы: - Мама, ведь темно,
ведь долгой будет ночь! -
Она смеётся: - Всё равно
слезами не помочь!
И керосину в пузырёк
стеклянный налила,
скрутила узкий фитилёк
и огонёк зажгла.
И тихий, тихий добрый свет
прогнал ночную тьму.
- У нас темно, сыночек?
- Нет!
Светло у нас в дому!
А в комнате стоял мороз,
и ветер был в гостях.
Мне стало холодно до слёз,
до ломоты в костях.
Я плачу: - Мама, я продрог,
я больше не могу! -
Она смеётся: - Что ж, сынок,
и тут я помогу.
Печурка весело горит,
и варится кулеш.
- Сыночек, - мама говорит, -
погрейся и поешь!
Я кулеша тарелку съел,
я выпил кипятку
и с книжкой весело подсел
к слепому огоньку.
Да разве долго усидишь -
я разморился весь.
Она опять смеётся: - Чиж!
Под одеяло лезь!
С работы мама прибежит,
а я уж тут как тут;
коптилка на столе дрожит,
по щепкам огонёк бежит,
и в комнате уют.
Я маму супом накормлю
и чаем напою...
И очень я её люблю,
такую светлую мою,
ещё сильней люблю!
В самые тяжёлые дни Елена Александровна не теряла мужества и не переставала творить добро. В дни гонений она не боялась поддерживать гонимых и безвинно репрессированных – Бориса Пастернака, Лидию Чуковскую, Евгению Таратуту и других. Современники Благининой отмечали её редкое обаяние, строгость, честность, достоинство художника, не стремящегося к славе. Она была признанным учителем и образцом для молодых поэтов, примером стойкости и преданности искусству, смирения и милосердия, гордости и независимости.
У Благининой не было детей, но были племянники, которых она очень любила и участвовала в их воспитании. Обращаясь к ним, она писала:
Запишите мой голос на плёнку!
Вдруг в две тысячи третьем году
Вы услышите тетку Алёнку,
Ту, что будет в раю иль в аду.
Или в той беспредельности мрачной,
Что зовётся небытием,
Или в травинке – простой и невзрачной –
Над иссохшим от зноя ручьём.
Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она покинула мир в 1989 году, оставив после себя огромное завещание из своих волшебных, очаровательных, светлых и добрых произведений.

Посидите в тишине, подумайте о жизни, о поэзии, обо всём, что дорого сердцу. Прочитайте своим детям, внукам, выучите с ними что-нибудь из замечательных стихов Елены Благининой. И обязательно познакомьтесь с очень доброй и философской сказкой «Чудесные часы».
Одуванчик
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
…Ветер дунул неосторожно —
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…
С добрым утром!


Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!
Вот как славно мы поём!
Котёнок
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с yтpа стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть, звеpёк несчастный,
Помогy твоей беде!
Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта...
Скоpо стал котёнок мой
Загляденье пpосто!
Шеpсть - как баpхат,
Хвост - тpyбой...
До чего ж хоpош собой!
По малину
Я надела поясок,
Подвязала туесок,
Побежала по малину
Через луг, через лесок.
Я раздвинула кусты -
Ну тенисты, ну густы!
А малина-то, малина -
Самой крупной крупноты,
Самой крупной крупноты,
Самой красной красноты!
Побродила я часок,
Вижу - полон туесок.
Побежала я обратно
Через луг, через лесок.
Солнце бродит в вышине,
Хорошо ему и мне!
Уморилась


Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке.
Я сегодня босиком
Бегала по травке.
Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видала, как цветут
Синие барвинки.
Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.
Я видала гусака
У цветочной грядки.
Он большого червяка
Расклевал у кадки.
Я слыхала соловья -
Вот певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.
Я такому силачу
Два часа дивилась...
А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась...
Черёмуха


- Черёмуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
- А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего,
Для майского денька.
- А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
- Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!
Эхо
Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.
Я спросила эхо: - Замолчишь ты? -
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: "Ишь ты, ишь ты!"
Значит, понимает речь мою.
Я сказала: - Ты поёшь нескладно! -
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: "Ладно, ладно!"
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь - и всё звенит от смеха,
Замолчу - и всюду тишина...
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо...
Огонёк


Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.
Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!
Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!
Про хрустальный башмачок
Верещит в углу сверчок,
Дверь закрыта на крючок.
Я разглядываю книжку
Про хрустальный башмачок.
Во дворце весёлый бал,
Башмачок с ноги упал.
Очень Золушке обидно
Покидать высокий зал.
Но она домой ушла,
Платье пышное сняла
И опять в тряпьё оделась
И работать начала...
Стало тихо и темно,
Лунный луч упал в окно.
Слышу голос мамин милый:
"Спать тебе пора давно!"
Замолчал в углу сверчок.
Повернусь-ка на бочок -
Догляжу во сне я сказку
Про хрустальный башмачок.
Почему они серые?


Мама тесто замесила
Из пшеничной из муки.
Я кусочек попросила,
Стала делать пирожки.
Я леплю,
Я делаю,
Только не пойму:
У мамы-то – белые,
У меня-то – серые…
Не знаю почему.
То-то горе наше!
Мы сварили
Суп, суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша, -
То-то горе наше!
Замесили тесто, -
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах, -
Не удержишь на вожжах!
БАЮ-БАЮ-БАИНЬКИ..


Баю-баю-баиньки,
Прискакали заиньки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки!
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
Улетайте, гуленьки,
Дайте спать дочуленьке!
Завтра встанет солнышко,
Встанет и Алёнушка.
Будет солнце греть,
Будет дочка петь.
Целый день «уа-уа»,
Полюбуйтесь, какова!

Чудесные часы

Давно это было. У высокой горы, на краю бедной деревушки, жила вдова. Звали её Марта.Марта не любила людей. Даже дети раздражали её криком и беготнёй. Любила Марта только свою козочку Белоснежку да её весёлого козлёнка.

Как-то вечером сидела Марта на крылечке и вязала чулок. Вдруг ей послышались голоса:

Начался падёж скота, Эльза! Слышала?

Как не слыхать! Страшно за наших коз, Луиза!

Это разговаривали крестьянки. Они возвращались с пустыми кувшинами из города. Марта посмотрела им вслед, и сердце её сжалось от предчувствия беды.Вдруг звякнула щеколда у калитки. Марта обернулась и увидела опрятного старичка. Старичок приветливо улыбнулся и сказал:

Здравствуйте, фрау Марта. Какой у вас славный домик - ни дать ни взять - сахар на зелёной тарелке. Только уж слишком у вас тихо - хоть бы птица пела, хоть бы часы тикали...

Услыхав про часы, Марта вспомнила, что у неё есть замечательные старинные часы. Только они давным-давно остановились.

А вы не часовщик? - спросила Марта.

Настоящий часовых дел мастер! - раскланялся старичок.

Марта пригласила старичка в дом. Она достала из сундука часы и показала их мастеру.

На другой день часы уже весело тикали на белой стене Мартиной комнаты. Часовщик денег за починку не взял, и Марта отблагодарила его вкусным кофе. С этого дня седой гость частенько появлялся в домике старой вдовы.

Между тем болезнь скота разрасталась, и все в деревне очень беспокоились за своих коз.

Однажды вечером тётушка Марта пошла в лес за хворостом. Она быстро набрала большую вязанку и свернула на знакомую тропу - домой. Но тропа вдруг исчезла. Направо Марта увидела дерево, поваленное грозой, налево - большой круглый камень. Ни камня, ни дерева раньше тут не было. Вдруг слабо потянуло дымком, и Марта пошла в ту сторону, откуда шёл дым. Вскоре она увидела костёр, возле которого сидел часовщик, помешивая грибную похлёбку.

Добрый вечер, фрау Марта! - сказал часовщик. - Поужинайте со мной!

На этом уроке вы познакомитесь с биографией и творчеством Елены Александровны Благининой, прочитаете стихотворение «Посидим в тишине» и разберёте его.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу
(рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к стихотворению «Посидим в тишине» ()

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
Посидим и в тишине!..

В этом стихотворении очень интересны рассуждения ребёнка. Главный герой - разумная девочка, с правильными рассуждениями, которая очень любит свою маму.

Автор назвала своё стихотворение «Посидим в тишине», потому что хотела сказать детям о том, что иногда взрослые устают и надо им дать отдохнуть. Девочка решила не играть, потому что заметила, что её мама уснула. Она стала сидеть тихо-тихо, как мышка. Но вдруг она заметила лучик солнца, который крадётся к маме. Он её напугал, потому что мог разбудить маму, поэтому девочка обратилась к лучу.

Данное произведение - быль, потому что на самом деле луч ни в коем случае не послушался бы девочку. Но каждый ребёнок в такой ситуации тоже оберегал бы сон своей любимой мамы.

Почему девочка решила не играть?

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Что девочка заметила в комнате?

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

Что она сказала лучу?

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Как отреагировал луч на слова девочки?

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..

  • «Вот какая мама» (рис. 3)

Рис. 3. «Вот какая мама» ()

  • «Букварик в стихах» (рис. 4)

Рис. 4. «Букварик в стихах» ()

  • «Гори-гори ясно!» (рис. 5)

Рис. 5. «Гори-гори ясно!» ()

Елена Александровна Благинина (рис. 6) родилась в 1903 году.

Рис. 6. Е.А. Благинина ()

Благинина была уроженкой Орловской деревни. Она не сразу поняла, что родилась поэтом. Елена Благинина была дочерью багажного кассира на станции Курск-1 (рис. 7), внучкой священника.

Рис. 7. Железнодорожная станция Курск-1 ()

Девочка собиралась стать учительницей. Она каждый день в любую погоду в самодельных башмаках на верёвочной подошве шла за 7 км от дома в Курский педагогический институт (рис. 8).

Рис. 8. Курский государственный университет (до 1994 года - Курский педагогический институт) ()

Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Яковлевич Брюсов (рис. 9).

Рис. 9. В.Я. Брюсов ()

В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как С.Я. Маршак, А.Л. Барто, С.В. Михалков, появилось новое имя - Елена Благинина.

Литературовед Евгения Александровна Таратута, работавшая в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями, вспоминает:

«Ребята любили и её, и её стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород, и, конечно, про самих детей».

Рис. 11. Обложка книги «Не мешайте мне трудиться» ()

За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 году почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг.

Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно, она писала стихи, искрящиеся юмором, дразнилки, считалки, скороговорки, песенки, сказки, но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами.

Лучшее из всего созданного Благининой вошло в сборники «Журавушка», «Улетают - улетели» и «Гори-гори ясно!». Последний из них появился, когда Елены Александровны (рис. 12) уже не было в живых. Она умерла в 1989 году.

Рис. 12. Елена Благинина ()

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Lukoshko.net ().
  2. Nsc.1september.ru ().
  3. Infourok.ru ().

Домашнее задание

  1. Что хотела рассказать читателю Елена Александровна Благинина стихотворением «Посидим в тишине»?
  2. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Посидим в тишине» (по желанию выучить его наизусть).
  3. Прочитать несколько других стихотворений Елены Благининой.

«Посидим в тишине» Елена Благинина

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!

Анализ стихотворения Благининой «Посидим в тишине»

Хорошие детские стихотворения, по мнению многих психологов и педагогов, должны не только развлекать малышей, но и воспитывать – прививать важные мысли, знакомить с правилами поведения, а также учить новым словам и выражениям. Произведение Елены Александровны Благининой (1903 – 1989) «Посидим в тишине» удовлетворяет этим условиям.

Повествование в стихотворении ведётся от лица ребёнка, девочки младшего школьного возраста. Автор часто использует местоимение «я», так маленьким читателям легче примерить роль героини на себя.
Девочка рассказывает, что её мама прилегла поспать. Как заботливая дочь, героиня старается не побеспокоить сон уставшей родительницы, хотя ей самой спать не хочется. Поэтесса объясняет состояние девочки в виде беседы с солнечным лучом:
И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу!

Очень подробно лирическая героиня перечисляет, чем бы она могла занять себя, если бы не мамин отдых. Здесь и пение, и чтение, и подвижные игры с мячом, и шутки, которыми она могла бы себя рассмешить. Но девочка очень хорошо понимает, что не должна шуметь, и лучик света с ней соглашается:
— Ничего, шептал он будто,-
Посидим и в тишине!…

Поэтесса делает героиню близкой маленьким читателям с помощью эмоционально окрашенной прямой речи. В тексте много восклицаний: «Да мало ль я чего хочу!», «Ну, и я играть не стала!». Автор использует анафоры: «Я бы…», «Я б…», что придаёт строкам черты настоящей речи ребёнка. Кроме того, автор постоянно упоминает различные детские игрушки (мяч, волчок), занятия, которые любят дети. Это позволяет читателям ассоциировать себя с девочкой, а это в свою очередь помогает автору донести до детей свою мысль.

Главная идея произведения – отзывчивость и забота о матери. То, что родители должны заботиться о своих детях, известно всем. Но не менее важно научить малышей быть внимательными по отношению к тем, кто их любит и кого любят они сами. Поэтому-то маленькая героиня так спокойно соглашается с тем, что ей придётся на какое-то время отказаться от развлечений. Автор не зря приводит так много детских забав, так ярко описывает, как могла бы девочка повеселиться, в то время как отдых мамы обозначен буквально в двух словах. Поэтесса противопоставляет всевозможные игры девочки одному событию – сну матери, подчёркивая тем самым его значимость для ребёнка.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Урок литературного чтения

во 2 классе


Проверка

домашнего задания


Речевая разминка

Павел Башмаков


Елена Александровна

Благинина (1903-1989) - русский поэт, переводчик.

Над рожью, дождиком примятой,

Стоит денёк почти сквозной.

Орловский ветер пахнет мятой,

Полынью, мёдом, тишиной...

Елена Благинина, не сразу поняла, что родилась поэтом.



Училась в Курской Мариинской гимназии и Курском пединституте. В 1921 году уехала в Москву. В 1925 окончила Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова в Москве. Несколько лет работала в экспедиции газеты «Известия».

Была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым. Похоронена на кладбище в подмосковном Голицине - там находился писательский дом творчества.


В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина.

«Ребята любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.



Мама – главное слово в жизни любого человека. А Елена Благинина в своих стихах учила детей любить, ценить, уважать, бережно и заботливо относиться к родному человеку.


Лексическая работа (толковый словарь Ожегова)

  • Волчок- игрушка в виде кружка, шарика на вращающейся оси.
  • Метнулся – резким движением броситься куда-нибудь.
  • Скользнул – быстро и незаметно пройти, промелькнуть.

ЗАГАДКИ

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке...



В ушках маминых сверкают,

Цветом радуги играют.

Серебрятся капли-крошки

Украшения...



Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка -

Есть у мамы нашей...



Назовите-ка посуду:

Ручка прицепилась к кругу.

Блин испечь ей – ерунда



В брюхе у него вода

Забурлила от тепла.

Как разгневанный начальник,

Быстро закипает...



Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник тут как тут –

Разольет в тарелки...



Пыль найдет и вмиг проглотит –

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот-нос,

Коврик чистит...



Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг

Имя у него...




Домашнее задание

стр. 119 выразительное чтение