Южный Судан: нескончаемая война. Южный Судан – Черная Африка, решившая отделиться от арабского мира

  • Дата: 24.09.2019

Судан может читаться землей древней цивилизации. Точнее, он всегда был землей, которую эксплуатировали всякие другие цивилизации. Еще древние египтяне совершали походы южнее нильских порогов в страну Нубию (от слова «Нуб», то есть золото). Египтян привлекали здесь золоторудные прииски, а также черные рабы, которых они называли «нехси» (отсюда и слово «негр»). Уже в 9 веке до н.э. здесь существовало государство Напата (первое в истории государство чернокожих), которое позднее носило название Мероэ. В дальнейшем здесь получило распространение христианство, так что страна, которую обычно называли Нильской Эфиопией (чтобы не путать с другой), была одним из центров восточного христианства. Впрочем, цивилизованные христианские государства негров располагались на севере современного Судана, в то время как на юге господствовал еще (впрочем, во многом сохранившийся и до нашего времени) родоплеменной строй.

Начиная с 9 века в этот край стали проникать арабы. Они распространяли свой язык, религию, и сами стали селиться здесь. Постепенно они покорили местных негров. К 16 веку христианство на севере Судана полностью исчезло. Здесь стал господствовать ислам и арабский язык, сложились несколько небольших арабских султанатов. В результате смешения арабов с местными неграми в северной части современного Судана стал складываться особый народ, считающий себя частью общеарабской общности, но резко отличающийся от большинства арабов расово-антропологическими чертами. Не случайно этот край получил название «Судан», (по-арабски «билад аль-судан», что переводится как «страна черных»). Суданские арабы в расово-антропологическом плане считаются мулатами, хотя среди них встречаются и «чистые» негры. Собственно белых в арабском Судане примерно 5-7 %. В основном это потомки египтян.

На юге по-прежнему жили самые разнообразные племена, часть из которых пребывала в состоянии каменного века. Большинство жителей суданского юга относятся к нилотской группе народов.

В 1820-22 гг. Судан был завоеван правителем Египта. Египетские чиновники, среди которых преобладали даже не арабы, а турки, черкесы, албанцы и европейские авантюристы самого разного происхождения, создали административное деление на провинции, которое сохраняется в Судане до сегодняшнего дня. В 1869-74 гг. находящиеся на службе у правителя Египта воинские подразделения под командованием англичанина Бейкера завоевали регион Верхнего Нила и область Дарфур. В результате этого границы Судана стали примерно соответствовать современным. Под властью египтян Судан превратился в поставщика чернокожих рабов, слоновой кости и страусиных перьев. Впрочем, распространение в Судане различных западных товаров, идей, и особенно стремление европейцев отменить рабство вызвало взрыв негодования у суданских арабов.

В 1881 году местные мусульмане подняли восстание под руководством некоего плотника Ахмеда, объявившего себя Махди (мусульманским мессией). Англичане, захватившие к этому времени Египет, первоначально потерпели неудачу в борьбе с махдистами. Те создали свое теократическое государство, жившее по законам шариата. Черные рабы и слоновая кость караванами отправлялись к Красному морю, и государство махдистов процветало. После трехлетней военной кампании 1896-98 гг. англичане разгромили махдистов и подчинили себе северный Судан. После этого они еще долго завоевывали языческие племена негров юга.

В 1899-1956 гг. Судан имел странный статус англо-египетского кондоминиума. Иначе говоря, всеми делами вершили англичане, начальниками среднего ранга были египтяне, на местном уровне начальниками были суданцы с севера. Что касается южан, то они были только податной массой. Как видим, Судан был классической иллюстрацией к известному правилу «Разделяй и властвуй»! Впрочем, европейские миссионеры сумели обратить часть племен юга в христианство, так что и здесь появился небольшая прослойка европейски образованной интеллигенции.

При англичанах в Судане были проложены железные дороги, начато судоходство по Нилу, получило развитие хлопководство, по развитию которого страна занимала в 30-е гг. одно из первых мест в мире. Но в целом англичан эта колония интересовала мало, поскольку она была убыточна, и этим объясняется нежелание как масштабных проектов в Британском Судане, так и желания сохранить саму колонию.

В 1952 году в Египте к власти пришел поклонник Роммеля и сторонник социализма полковник Гамаль Насер, который объявил об отказе от совместного с Британской империей управления Суданом. Англичане, которым Судан после потери Индии и Суэцкого канала и даром был не нужен, в 1953 году дали ему самоуправление, предполагавшееся завершиться полным провозглашением независимости, намеченной на 1 января 1956 года.

В преддверии провозглашения независимости северяне объявили арабский язык государственным на юге, стали распространять ислам, наконец, поувольняли почти всех военных и немногочисленных чиновников из южных народностей. Понятно, что южанам это не понравилось, и 18 августа 1955 года на юге началось восстание. Так еще до провозглашения независимости разразилась гражданская война. Против центрального правительства сражались различные племенные формирования, из которых только треть была вооружена огнестрельным оружием. Остальные на первых порах использовали копья, луки и стрелы. Примерно с 1963 года на юге выделилась повстанческая организация с романтическим названием «Анья-нья», что в переводе означает «яд кобры». Анья-нья получала помощь оружием и инструкторами от Израиля, лидеры которого с удовольствием смотрели на ослабление арабской страны. Ряд соседних стран, конфликтовавших с официальным Хартумом, предоставил свои территории для тренировочных лагерей партизан. Постепенно «яд кобры» распространился на большую часть юга.

Тем временем, в Судане политическая история переживала неумолимое повторение циклов - сначала слабая, неэффективная парламентская демократия, потом жестокая диктатура, потом опять демократия, потом вновь диктатура. После эфемерных правительственных кабинетов 1956-58 гг., власть захватил генерал Аббуд, правивший железной рукой и пытавшийся силой оружия раздавить партизан на юге. После его свержения в 1964 году опять было 5 лет ничего не сделавшей демократии, после чего власть в мае 1969 года перешла к генералу Нимейри. Начинал Нимейри как сторонник арабского социализма, и даже его партия называлась ССС (Суданский социалистический союз). Впрочем, Нимейри быстро расправился с местными коммунистами и поменял ориентацию, став исламистом. Он расстрелял большинство своих эсесесовцев и привлек к власти организацию «братья-мусульмане».

Но первоначально для юга, казалось, прекрасное начало дней Нимейри означало надежду на мир и автономию. В 1972 году в Аддис-Абебе был подписан мирный договор, по которому война прекращалась, 3 южные провинции получали широкую автономию. Но недолго музыка играла. Нимейри все дальше заходил в политике исламизации. В 1983 году он ввел законы шариата во всей стране. По распоряжению президента закрыли все питейные заведения, вино вылили в Нил, ввели исламские наказания. Для эффективности приведения приговоров в исполнение придумали даже специальную маленькую гильотинку для отсечения рук воров, а также специальные разборные виселицы.

Понятно, что на христианско-языческом юге шариат встретили в штыки, причем в буквальном смысле слова. С 1983 года там началась новая гражданская война. В том же году на юге страны была образована христианская повстанческая организация «Армия освобождения суданского народа» (SPLA). Существовал еще ряд других группировок, в частности, «Анья-нья-2», но они постепенно были разгромлены SPLA.

Нимейри был свергнут в 1985 году, и опять последовали 4 года демократии, которая ничего не добилась. Война продолжалась. В 1989 году после военного переворота власть перешла к новому президенту по имени Омар Хасан Ахмет аль-Башир. Новый диктатор решил переплюнуть Нимейри в исламизме, публично объявив, что будет жить по заветам аятоллы Хомейни. Юг генерал стремился усмирить и исламизировать привычными ему методами. Для юга обычными явлениями стали массовые расстрелы, сожжение деревень, бомбардировки и тому подобные вещи. Впрочем, если американцы такими методами устанавливают демократию, то почему распространение ислама не может вдохновляться передовыми западными образцами?

Вообще Судан во многом стал напоминать талибский Афганистан. Рабство в Судане существует совершенно открыто. Многие негры юга становятся рабами, преимущественно в качестве домашней прислуги у богатых мусульман. В Хартуме и еще некоторых городах существуют невольничьи рынки. Черный раб на севере Судана стоит не более 15 долларов, в то время как его родственники должны заплатить за его освобождение 50-100 долларов. Столь большая прибыль обусловлена тем, что многих рабов выкупают христианские благотворительные организации, что иногда подталкивает работорговцев захватывать одних и тех же людей по нескольку раз. Маленьких мальчиков часто кастрируют, поскольку для гаремов правоверных требуются евнухи. Впрочем, в самом Судане используется только часть черных евнухов, большинство из них экспортируется в страны Персидского Залива.

Поскольку в районах, населенных «неверными», имеется нефть, то суданские власти даже придумали специфический способ пополнения казны путем «нефтяных рейдов». Прежде чем отправиться на добычу нефти, исламские солдаты проводят зачистку с применением танков, артиллерии и самолетов. При этом главными целями считаются вовсе не лагеря повстанцев, а церкви, школы и больницы. Такая «артподготовка» длится до нескольких недель, после чего следует карательная экспедиция в нефтеносные районы, заготовка нефти, массовые пытки и убийства, разрушение уцелевших строений, и наконец, возвращение с добычей на север.

Кроме того, суданские военные и банды исламистов придумали замечательный способ, как отличить черного правоверного от южного кафира. При зачистке южной деревни со всех жителей снимают штаны, и если находят того, кто не обрезан, немедленно пристреливают. Впрочем, партизаны юга стали применять эти же методы, зачищая юг от мусульман.

Итак, Судан - это несостоявшееся государство. Промышленности, кроме хищнической добычи нефти, нет никакой. На юге, впрочем, вообще преобладает натуральное хозяйство. Средняя продолжительность жизни в стране - 51 год (даже в России выше, так что есть на кого равняться). Заметим, что в этой стране 40% населения имеют доход менее чем в 1 (один) американский доллар в день. По ВВП на душу населения страна занимает 181-е место в мире. Ниже уровня бедности (африканского уровня!) - 40 % населения. Уровень безработицы - 18,7 %. Реально не имеет работу 1/3 населения. Грамотность, по официальным данным - 71 % мужчин, 50 % женщин. Но эти цифры можно поставить под сомнение, поскольку суданские арабы говорят на своих диалектах, весьма отличающихся от литературного арабского. Это примерно то же самое, если государственным языком во Франции сделать латынь. Так что многие выпускники выносят из суданских школ знание наизусть целых сур из Корана, но не в состоянии прочитать инструкцию по пользованию пылесосом, (которых, впрочем, мало кто в Судане имеет).

В конце концов, многолетняя война надоела даже джихадистам, и 9 января 2005 года, было подписано перемирие, положившее конец второй войне на юге, стоившей 2 миллиона жизней, и превратившее такое же количество людей в беженцев. Во исполнение этого перемирия ровно через 6 лет и состоялся референдум об отделении.

Впрочем, мир в Судане не наступил, поскольку с 2003 года началась война в провинции Дарфур. Показательно, что абсолютное большинство дарфурцев, разделенных на сотни племен, исповедуют ислам. Но вопреки всем рассуждениям об исламской солидарности, дарфурцы с энтузиазмом режут друг друга. Однако в Дарфуре много нефти и ее удобней транспортировать, так что не удивительно, что на Западе вдруг вспомнили, что в Судане не в порядке с правами человека. В марте 2009-го Международный уголовный суд признал аль-Башира виновным в геноциде в Дарфуре и выдал ордер на его арест. Разумеется, аль-Башир использовал этот ордер в солдатском сортире по прямому назначению, но важен факт «черной метки» главе режима.

Итак, референдум по отделению Юга Судана начался. Даже если аль-Башир объявит о победе сторонников единого Судана, это не имеет значения. Это только отодвинет юридическое признание уже давно отделившегося юга.

Значение референдума не в том, что распадется страна, которая никогда и не была единой. Более того, даже то, что вслед за югом отделится Дарфур, и, возможно, еще некоторые суданские провинции, также имеет второстепенное значение. Важен прецедент распада страны в 21 веке. Теперь ветер сепаратизма будет дуть в паруса самостийников на всех континентах.

Для России в суданском крахе есть тот позитив, что в отдельно взятой стране терпит полное фиаско исламская модель общественного устройства. Как бы омерзительна не была западная система, мусульманское средневековье вряд ли может стать ей достойной альтернативой. Среди американских негров распространено мнение, что христианство - религия белых, а вот ислам может быть исконной религией черных. Но действительность Судана опровергла эти суждения. Расовая дискриминация арабских мулатов в Судане была ничуть не лучше апартеида в Южно-Африканской республике. «Исламская экономика» и соответствующее «исламское общество» по образцу Хомейни оказалось в Судане (и не только там) кровавым мракобесием.

Итак, на юге Судана после более чем полувековой борьбы рождается христианское государство. Официальные результаты референдума будут объявлены не ранее середины февраля, однако уже сейчас мало кто сомневается в том, что Южный Судан получит независимость: для принятия такого решения необходимо просто большинство голосов. Официально новое государство может появиться 9 июля 2011 года.

Поздравим же мужественных христиан южносуданского государства с победой!

Суда́н (араб. السودان‎‎, англ. Sudan), полное название - Республика Судан, англ. Republic of Sudan) - государство в Северо-Восточной Африке, крупнейшее африканское государство. Граничит с Египтом на севере, Ливией на северо-западе, Чадом на западе, Центральноафриканской Республикой и Демократической Республикой Конго на юго-западе, Угандой и Кенией на юге и юго-востоке, Эритреей и Эфиопией на востоке. На северо-востоке омывается водами Красного моря. Столица - город Хартум.

История

В древности значительную часть территории современного Судана (носившего название Куш, а позднее - Нубия) населяли семито-хамитские и кушитские племена, родственные древним египтянам. Нубийцы торговали с древним Египтом и подвергались грабительским набегам с его стороны. Потомки нубийцев до сих пор населяют долину Нила в Судане и соседнем Египте (южнее Асуана). С юга сюда также проникали негроидные племена (нилоты) - в настоящее время проживают в бассейне верхнего и среднего Нила в Судане, а также в пограничных с Суданом районах Уганды, Кении, Танзании, Конго, Эфиопии, Египта.

К VII веку н. э. Судан представлял собой небольшие разрозненные христианские королевства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х годах с севера, из Египта, начало проникать арабское влияние. Территория между Нилом и Красным морем была богата золотом и изумрудами, и сюда стали проникать арабские золотоискатели. Арабы принесли с собой ислам. Арабское влияние распространилось в основном на север и запад Судана.

XIX век

В 1819-1838 Египет захватил области Донгола, Бербер, Кассала, Сеннар и Кордофан. В соответствии с фирманом Высокой Порты в 1841году управление этими административными единицами, названные «Египетский Судан», было передано вице-королю Египта, таким образом Судан вошёл в состав Османской империи, но фактически стал владением Египта. Продвижению далее на юг помешали тропические болота. На протяжении большей части XIX века Египет претендовал на контроль над всей территорией современного Судана, но на самом деле юг страны оставался местом, которое населяли разрозненные племена, подвергавшиеся частым набегам работорговцев.

Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал англичанин. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью. Религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, провозгласивший себя в 1881 «Махди» (мессией) и попытался объединить племена западного и центрального Судана против англичан и османцев. Восстание завершилось взятием Хартума в 1885 и изгнанием из страны европейских, турецких и египетских чиновников. Предводитель восстания вскоре умер, но созданное им государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 восстание было подавлено англо-египетскими войсками. 19 января 1899 Великобритания и Египет подписали соглашение об установлении совместного управления в Судане (англо-египетский кондоминиум) - к югу от 22ой параллели. Но в этом договоре не были четко очерчены контуры взаимоотношений между двумя правительствами. Во-вторых, он не предоставлял правового основания для продолжения британского присутствия в Судане - англичане управляли там от имени хедива. Верховное военное и гражданское управление в Судане было передано генерал-губернатору - офицеру, которого назначал и отправлял в отставку хедив с согласия лондонского правительства. В каждую суданскую провинцию был назначен губернатор (мудир), два инспектора и несколько окружных комиссаров. Почти на все эти посты были назначены британские офицеры, прикомандированные к египетской армии, но затем (с 1901) в страну стали прибывать гражданские чиновники. Чиновниками среднего звена стали египтяне, а нижнего - представители местного суданского населения. Поначалу британская администрация управляла довольно свободно, но в 1910 при генерал-губернаторе был создан Исполнительный совет, согласие которого требовалось во всех законодательных и бюджетных вопросах. В него входили генерал-инспектор, гражданский, судебный и финансовый секретари и еще 2-4 британских чиновника, назначенных генерал-губернатором.

XX век

Британская администрация для укрепления своей власти, в частности, поощряла этнический и политический сепаратизм населения суданского юга, придерживающегося традиционных верований и исповедующих христианство. Таким образом закладывались предпосылки для будущих этнических и религиозных конфликтов.

В начале Второй мировой войны итальянская армия, действующая с территории Абиссинии, заняла часть территории Судана, но уже в 1941 итальянцы были вынуждены уйти, а Судан стал важной базой британских ВС в Африке. Воинские части, набранные из местного населения, участвовали в боевых действиях в Эритрее, Египте, Ливии, Тунисе.

Участие в войне имело положительные последствия для Судана - рост национальной промышленности, активизация политической жизни, появление политических партий, усиление стремлений к независимости.

Египет после революции 1952 признал право суданского народа на самоопределение. В 1955 суданский парламент провозгласил независимость страны, и в том же году английские и египетские войска были выведены из Судана.

Центральное правительство в Хартуме, ключевые позиции в котором заняли мусульмане, отказалось выполнить обещания о создании федеративного государства, что привело к мятежу офицеров-южан и гражданской войне, продолжавшейся с 1955 по 1972.

Страна за это время пережила несколько военных и государственных переворотов, однако режимы, сменявшие друг друга, были неспособны справиться с проблемами сепаратизма, этнической разобщённости и экономической отсталости. После очередного переворота, совершенного 30 июня 1989 года к власти пришел полковник Омар Хассан аль-Башир, удерживающий ее и поныне. В качестве политической опоры он избрал малопопулярную в то время партию Национальный исламский фронт, провозглашавшую курс на построение истинно исламского общества, возглавлял который известный своими фундаменталистскими взглядами Хасан Абдалла Тураби. С начала 90-х в стране интенсивно проводился курс на исламизацию жизни, каковой процесс приостановился только в начале XXI века, когда Тураби и Башир разошлись во мнениях и первый перешел в оппозицию. Башир является президентом и главой государства, премьер-министром и главнокомандующим Вооруженными силами страны. В 2009 году предполагается провести выборы, однако считается маловероятным, что это начинание воплотится в жизнь.

Во внешней политике Судан придерживался националистического, проарабского и происламского курса. В 1956 Судан поддержал Египет во время Суэцкого кризиса. В ходе арабо-израильской войны 1967 Судан объявил войну Израилю и направил воинские части в помощь Египту. После прихода к власти в стране Башира Судан исповедует прагматичную политику, но склоняется к сотрудничеству с радикальным исламом и консервативными арабскими режимами.

В 1991 по приглашению духовного лидера исламских фундаменталистов Судана, Тураби в страну прибыл саудовский миллионер Осама бен Ладен. В 1996 он был вынужден покинуть Судан и перевести свою организацию в Афганистан.

Южный Судан

Подписание в 1972 Аддис-Абебского соглашения привело к прекращению гражданской войны между враждующими Севером и Югом и предоставлением Югу определённой автономии в вопросах внутреннего управления. Затишье продолжалось примерно десять лет, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана. Поводом для этого послужила политика исламизации страны, в рамках которой в 1983 тогдашний президент Джафар Нимейри разделил южную провинцию Экватория на три отдельные провинции, а в уголовное законодательство страны были введены некоторые виды наказаний, предусмотренных нормами шариата (такие, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук).

По американским оценкам, за два десятилетия, прошедшие с момента возобновления вооружённого конфликта на юге Судана, правительственные войска уничтожили около двух миллионов мирных жителей. В результате периодических засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося вооружённого противостояния на юге страны, нарушения прав человека, более 4 миллионов южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны - Эфиопию, Кению, Уганду, Египет. Беженцы лишены возможности заниматься сельским хозяйством или иным образом зарабатывать себе на жизнь, страдают от недоедания и неправильного питания, лишены доступа к образованию и здравоохранению. Многолетняя гражданская война привела к появлению так называемого «потерянного поколения».

Мирные переговоры между повстанцами Юга и правительством в 2003-2004 дали ощутимые результаты, но вооружённые столкновения в ряде южных районов продолжаются. Стороны договорились, что по достижении окончательной мирной договорённости Южный Судан будет пользоваться автономией 6 лет, после чего вопрос о независимости этой территории будет вынесен на референдум. В течение этого периода доходы от добычи нефти будут поровну делиться между правительством и повстанцами. Наблюдатели, однако, ставят под сомнение способность и желание правительства выполнить свои обязательства.

Конфликт в Дарфуре

Тем временем в начале 2003 вспыхнуло восстание теперь уже на западе страны, в регионе Дарфур. В регионе существуют несколько повстанческих группировок, различающихся в своём подходе к целям борьбы - просто достижение независимости или свержение центрального хартумского правительства. Как правительственные войска, так и повстанцы обвиняют друг друга в зверствах. Большая часть обвинений касается действий проправительственных арабских вооруженных отрядов «Джанджавид». По существующим оценкам, от их рук погибло от 10 до 30 тыс. человек из числа местного чернокожего населения. Этнические чистки привели к тому, что около миллиона человек покинули зону конфликта и укрылись в соседнем Чаде.

Регион Дарфур населяют представители различных народностей, которые в принципе можно объединить в две группы - чернокожие африканцы и арабские племена, населяющие регион примерно с XIII века. И те, и другие исповедуют ислам, однако отношения между двумя этническими группами на протяжении многих веков отличались напряжённостью и приводили к регулярным вооружённым столкновениям. Вплоть до XX века Дарфур представлял собой центр работорговли, причём чернокожие и арабские работорговцы соперничали друг с другом при осуществлении набегов на соседний регион Бахр-эль-Газаль для захвата рабов и последующей перепродажи в прибрежные районы Африки. Этнические группы конфликтовали между собой и в отношении ограниченных земельных и водных ресурсов.

Поводом к современному конфликту стало соглашение между Хартумом и повстанцами Юга о разделе доходов от добычи нефти. Чернокожее население Дарфура считает, что в соглашении не были учтены их экономические интересы.

Пограничный конфликт с Египтом

Между Суданом и Египтом идет спор по поводу принадлежности т. н. «треугольника Халаиба». В 1899 году Великобритания и Египет объявили Судан своим кондоминиумом. Северная граница страны была установлена по 22-й параллели, город Халаиб формально отошел к Египту. В 1902 году Англия в одностороннем порядке изменила границу, передав «треугольник» Судану. 12 ноября 1955 года Судан получил независимость. В 1958 году Египет захватил район Халаиба. Затем «треугольник» отдали в пользование Судана. 1992 году Судан вызвал крайнее недовольство Египта, отдав побережье «треугольника» в концессию канадской нефтяной компании International Petroleum Corporation. В 1993-1994 гг произошли вооруженные столкновения на границе Египта и Судана. В 1995 Египет направил в регион войска и взял под свой контроль все спорные земли, за исключением города Халаиба. В 2000 году Судан вывел войска из Халаиба, земли оказались полностью под египетским контролем. В августе 2002 года президент Судана Омар аль-Башир сообщил прессе, что направил в Совет Безопасности ООН обращение о пересмотре принадлежности земель, поскольку «треугольник Халаиба» является суданской территорией.

Административное деление

В административном отношении Судан делится на 26 штатов (араб.: вилаятов), иногда называемых также провинциями: Белый Нил, Вараб, Верхний Нил, Восточная Экватория, Гедареф, Голубой Нил, Джонглей, Западная Экватория, Западный Бахр-эль-Газаль, Западный Дарфур, Западный Кордофан, Кассала, Красное море, Нил, Озёрный (Эль-Бухайрат), Северный, Северный Бахр-эль-Газаль, Северный Дарфур, Северный Кордофан, Сеннар, Хартум, Центральная Экватория, Эль-Вахда («Единство»), Эль-Гезира («Острова»), Южный Дарфур, Южный Кордофан

Географические особенности

Большую часть территории Судана занимает плато (высоты 300-1000 метров), которое с юга на север пересекает долина реки Нил, образуемой слиянием Белого и Голубого Нила. В районе слияния находится столица страны, Хартум. Все реки относятся к бассейну Нила. Они используются как источники орошения, естественные водные пути, содержат также значительные запасы гидроэнергии.

На севере страны - Ливийская и Нубийская пустыни, почти лишённые растительности. На юге - саванны и тропические болота. На востоке и западе - горы. Высочайшая точка Судана - гора Киньети (3187 метров над уровнем моря).

На юге климат тропический, на севере - жаркий пустынный. Основные экологические проблемы - эрозия почвы и опустынивание.

Население

По переписи 1981, население Судана насчитывало 21 млн. человек. С этого времени всеобщие переписи в стране не проводились в связи с гражданской войной. По современным (2008) оценкам, население должно насчитывать 40 218 456 человек.

Постоянные передвижения народов, торговля рабами, изменение форм существования, распад древних царств и династий, вызванный вторжением арабов и европейцев - привело к появлению населения с сильно разнящимися лингвистическими признаками и разнообразными религиозными и культурными традициями.

Вместе с тем произвольно проведённые границы между соседними странами разделяют такие народы, как нубийцы на севере страны, азанде на юго-западе и лотуко на юге.

Отмечается быстрый рост численности метрополии Хартум (Хартум - Омдурман - Северный Хартум) - уже 6 - 7 млн. человек, включая около 2 млн. перемещённых лиц из районов конфликта на юге страны и сельскохозяйственных районов, поражённых засухой.

Для Судана характерно наличие двух различных культурных традиций - арабской и чёрной африканской. Внутри каждой из них существуют сотни этнических, племенных и языковых отличий, что крайне затрудняет эффективное сотрудничество между ними.

Северные провинции занимают бо́льшую часть Судана. Здесь же находится большинство городских центров страны. Большинство суданцев, проживающих здесь, - арабоязычные мусульмане (сунниты) различного этнического происхождения, при этом большинство из них также пользуется родным языком.

На юге и западе преобладают народы негроидной расы. Большинство южан сохраняет местные традиционные верования или исповедует христианство. Для юга характерна аграрная экономика, основанная на натуральном хозяйстве. Гражданская война, продолжающаяся здесь практически весь период после приобретения страной независимости, имела катастрофические последствия с экономической и демографической точки зрения.

Бо́льшая часть населения сосредоточена в долинах Нила и его притоков. Особенно велика плотность населения в основном хлопководческом районе страны - северной части междуречья Белого и Голубого Нила. Северные и северо-западные пустынные районы почти не заселены.

Города в основном размещены по берегам Нила и его притоков. Крупнейшие города - Хартум, Омдурман, Северный Хартум, Порт-Судан.

Экономика

Преимущества: нефть, газ, хлопок, гуммиарабик, сезам, сахар, золотодобыча.

Слабые стороны: низкая индустриализация. Дефицит валюты для импорта энергии и запчастей. Засухи. Неразвитая транспортная инфраструктура. Большие расстояния между городами. Гражданская война затрудняет нефтедобычу. Отсутствует помощь от арабских стран и инвестиции.

Судан - аграрная страна. Один из основных поставщиков на мировой рынок высококачественного хлопка. На Судан приходится более половины мирового производства гуммиарабика. Основные статьи экспорта также включают арахис, кунжут, шкуры и кожи. Выращивают также сорго, арахис, пшеницу, сахарный тростник. Основные отрасли промышленности - переработка сельскохозяйственного сырья, производство строительных материалов, потребительских товаров.

В последние годы быстро расширяется добыча нефти, экспорт которой стал важнейшим источником валютных поступлений. В 2006 году добыто 132,7 млн баррелей.

Основные промышленные центры - Хартум, Северный Хартум, Омдурман, Порт-Судан, Атбара.

Прирост ВВП в 2006 году составил 9,3 %.

Основные географические данные

Христианство пришло в Судан в 6 веке и было религией раннесредневекового царства Нубия. После захвата страны арабами началась исламизация, практически полностью завершившаяся в 15 веке. Христианство на юге и в Нубийских горах - результат деятельности миссионеров в 19 веке.

Судан в древности

Северный Судан - это библейская страна Куш. Там существовало древнее царство Мероэ, воевавшее с Египтом и даже захватывавшее его.

В конце 4-го тысячелетия до н.э. цари 1-й династии Египта завоевали Верхнюю Нубию к югу от Асуана, распространив египетское культурное влияние на африканские народы, жившие по берегам Нила. В последующие столетия, Нубия подвергалась регулярным военным экспедициям из Египта в поисках рабов или строительных материалов для царских гробниц, уничтожившим большую часть египетско-нубийской культуры. Взаимодействие, возникающие в связи с порабощением и колонизацией Нубии, привело к постоянному увеличивавшемуся африканскому влиянию на искусство, культуру и религии династического Египта.

Во время, известное египтологам как Первый переходный период (с. 2130-1938), новая волна иммигрантов-скотоводов пришла в Нубию из Ливии. Эти люди смогли поселиться на Ниле и ассимилировать живших там нубийцев без противодействия со стороны Египта. После падения 6-й династии (ок. 2150), Египет пережил более ста лет слабости и внутренних беспорядков, давая иммигрантов в Нубии время, чтобы практически беспрепятственно развивать свою собственную отличную цивилизацию с уникальными ремеслами, архитектурой и социальной структурой, потенциально более динамичную, чем цивилизации на севере.

С появлением 11-й династии (2081), Египет восстановил свою силу и начал натиск на юг, в Нубии, сначала посылая только спорадические экспедиции для взимания дани, но при 12-й династии (1938-1756) фактически захватил Нубию до города Семна на юге. Для противодействия сопротивлению нубийцев была построена цепь фортов на Ниле. При этом культурное влияние Египта на Нубию было минимальным.

Египтезация местной культуры произошла во Второй период междуцарствия (ок. 1630-1540 до н.э.), когда множество нубийцев были наёмниками в египетской армии, воевавшей против гиксосов . С другой стороны, присутствие этих наемников в Египте способствовало росту африканского влияния в египетской культуре. После восстановления независимости, при Тутмосе I (правил в 1493-1482 до н.э.), Египет захватил Нубию, которая была разделена на две провинции. Центром северной из них была Элефантина , центром южной - город Напата. Появились египетские колонии в административных центрах и слой египтизированных нубийцев.

Нубия была ценна как территория транзитной торговли между Египтом, побережьем Красного моря и Центральной Африкой. Она также располагала запасами золота и изумрудов и большими площадями плодородной земли.

Когда в Египте произошёл очередной кризис в конце Нового царства (11 век до н.э.), наместники Куша, при поддержке своих нубийских армий, стали царями, практически независимыми от египетского контроля. К 8-му веку до н.э. цари Куша происходили из наследственных правящих семейств египтизированных нубийских вождей, не обладавших ни политическими, ни родственными связями с Египтом. При одном из них, Каште, Куш захватил Верхний (т.е. южный) Египет, а при его сыне Пианхи (750-719 гг. до н.э.) весь Египет до берега Средиземного моря.

В 671 г. до н.э. ассирийцы вторглись в Египет и победили кушитов. В 654 г. до н.э. кушиты были отогнаны на юг до своей столицы Напаты. Страна была отделена от египта бесплодными холмами к югу от Элефантины. Куш продолжал контролировать среднее течение Нила ещё тысячу лет. Его уникальная египетско-нубийском культура с её сильными африканскими наслоениями была сохранена, в то время как Египет попал под персидское, греческое и римское влияние.

Экономика государства была основана на добыче золота и драгоценных камней и на транзитной торговле. Кушиты разработали свою собственную письменность, сначала на базе египетских иероглифов, затем их собственных, и, наконец, алфавитную . Они поклонялись египетским богам, но не отказались от своих собственных. Они хоронили своих царей в пирамидах, но не египетской модели. Вскоре после отступления из Египта, столица была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ, где царство было больше подвержено воздействию устоявшихся африканских культур с юга в то время, когда его связи с Египтом быстро исчезали.

В следующие несколько веков царство приходило в упадок, и в 350 г. н.э. царь Аксума из Эфиопии разрушил его окончательно, уничтожив столицу и все города вдоль Нила. Последующие 200 лет - тёмный период истории. Археологи пока не определили, какие народы жили в это время в Нубии. Но продолжала преобладать материальная культура, унаследованная от кушитов. Местные правители в союзе с кочевниками из пустыни несколько раз нападали на римские поселения в Верхнем Египте, пока римляне не отогнали их очень далеко на юг.

Судан в средние века

В 6 веке в Нубию прибыли христианские миссионеры. В это время страна была разделена на три государства, столица самого южного из которых была на месте современного Хартума. В период с 534 по 575 год эти царства были обращены в христианство благодаря работе миссионера Юлиана и его преемника Лонгина. Христианские церкви возникали вдоль Нила, и древние храмы были отремонтированы, чтобы приспособить их для христианских служб. Записи об этом дают материал об истории Судана в то время.

После захвата Египта в 639 году арабы попытались захватить нубийские царства силами небольших рейдовых отрядов. После нескольких лет пограничной войны на юг было направлено сильное войско, которое понесло тяжёлые потери, но заключило договор о мире с нубийскими царями, продержавшийся почти 600 лет. Арабы не имели никаких намерений захватывать территории к югу от Асуана.

В 9-12 веках правители Египта поощряли кочевые бедуинские племена уходить на юг, чтобы избавиться от них. Исламизированные местные кочевые племена также захватывали территории в этих местах. Мамелюкские правители Египта с середины 13 века были вынуждены посылать военные экспедиции на юг против разбойных бедуинских племён, контролировавших Нубию. Эти племена и египетские войска грабили остатки нубийского царства Макура, подрывая его жизнеспособность.

В 15 веке арабы стали неконтролируемо мигрировать на юг, смешиваясь с местным населением (в основном путём захвата местных женщин). Христианство при этом было вытеснено исламом, а остатки централизованного царства исчезли и были заменены племенными учреждениями. Последнее маленькое христианское царство Алва на крайнем юге сохраняло независимость от арабов. Оно было разрушено около 1500 года в результате нападения союза арабских племён.

На его месте возникло государство племени фандж , происхождение которого неясно, которое в 16-17 веках успешно противостояло арабам. В нём активно работали мусульманские миссионеры, в основном их суфийских сект, обратившие в ислам аристократию и простой народ.

Судан в новое время

В конце 17 и на протяжении 18 века царство фандж постепенно приходило в упадок, распадалось на части и деградировало культурно под влиянием исламизированных кочевых племён, захватывавших власть в его отдельных районах. В 1821 году губернатор Египта Мухаммад-Али завоевал Восточный Судан. Командовавший военной экспедицией сын Мухаммада-Али Исмаил был убит, но к 1826 году сопротивление было подавлено, и весь нынешний Судан оказался под властью Египта. Египетский губернатор Али Хуршид-ага провёл реформу налогообложения, установил цивилизованные порядки, договорился с духовными лидерами и в 1838 году оставил страну в большем порядке, чем она была до него.

В течение 19 века европейские державы давили на египетские власти, чтобы заставить их искоренить работорговлю и обеспечить безопасность европейских купцов в Судане. Эффективность этих мер была очень слабой. В 1869 году правитель Египта послал в Судан военную экспедицию под руководством англичанина Бейкера, которому удалось навести порядок на востоке Судана, но не на его западе. Там работорговцы консолидировались, объединились, и после отставки Бейкера их главарь Зубайр вынудил египетского хедива назначить его губернатором Судана.

Весь конец 19 века египетские власти продолжали бороться с работорговцами и полудикими независимыми царьками в Южном Судане, нанимая для этого английских и других западных специалистов. В конце 19 века в британской администрации работал Эдуард Шницер , вошедший в историю как Эмин-паша. Он был губернатором южной провинции Судана.

В религиозно-политической жизни Судана большую роль играют объединения дервишей - тарикаты . В 1881 году назначенный в Судан губернатором Мухаммад Рауф-паша объявил себя махди - божественным посланником. Вокруг него собралась армия мусульманских фанатиков, уничтожившая египетские войска и английскую администрацию и захватившая всю страну. В результате возникло теократическое государство под управлением исламских фанатиков-дервишей из секты Махдийя , начавшее войну со всеми соседями, атаковало Египет , Эфиопию и соседние британские владения. Лишь к 1894 году объединённым британско-египетским силам удалось очистить от них страну, после чего Судан управлялся их совместной администрацией до 1956 года.

Еврейские географы Л. Г. Бенже (1856–1936) и Р. Франкетти (1890–1935) исследовали Судан в конце 19 - начале 20 веков.

В 1920-х годах возник суданский национализм, тесно связанный с египетским. В 1924 году были организованы антибританские беспорядки, которые пришлось подавлять силой. Во время Второй мировой войны и после неё Судан был одним из мест, куда британские власти посылали на отсидку пойманных бойцов ЛЕХИ . В 1940-е годы тарикаты создали связанные с ними политические партии, определяющие политику страны до наших дней.

В 1956 году Судан стал независимым и вступил в Лигу арабских государств . В 1958 году там произошёл военный переворот, был разогнан парламент и запрещены политические партии. Судан заключил соглашение с Египтом о разделе вод Нила. Суданский диктатор получил поддержку египетского диктатора Насера, в том числе военную. Правительство начало политику исламизации в Южном Судане, что вызвало восстание в 1962 году (см. ниже). Подавлять восстание южан помогали египетские войска. Этот кризис вызвал падение военной диктатуры и приход к власти гражданского правительства; впрочем, оно ничего не изменило ни в политике, ни в экономике.

В 1950-60-х годах Судан стремился поддерживать хорошие отношения с Западом, в связи с чем заявил о признании резолюции ООН №242 после Шестидневной войны . В 1969 году произошёл военный переворот, и диктатор Нимейри послал военный контингент в Египет во время Войны Судного дня (1973) . В 1970 году все банки в стране были национализированы, но в 1975 году правительство было вынуждено разрешить работу иностранных банков.

В 1970-е годы режим Нимейри попытался провести модернизацию страны по социалистическим моделям. Но все попытки провалились из-за некомпетентного руководства и коррупции. К концу десятилетия Судан попал в острый экономический кризис и в крупные долги. Диктатура Нимейри искала поддержки у организации "Братья-мусульмане", насыщая госаппарат её членами и проводя политику исламизации. В 1986 году режим Нимейри был свергнут в результате военного переворота.

Судан не возражал против мирных переговоров президента Садата с Израилем в 1977-78 гг. После заключения мирного договора Судан не разорвал дипломатические отношения с Египтом. Судан выступал против так называемого "вторичного бойкота", то есть попыток арабских стран бойкотировать всех, определённых как "пособники сионистов", то есть стран и фирм, которые торговали с Израилем.

В 1989 году произошёл очередной переворот, и власть была захвачена исламскими экстремистами. Они отменили конституцию, разогнали парламент и запретили политические партии и профсоюзы. В 1990 году Банк Судана объявило о своем намерении исламизировать всю банковскую систему страны. С 1993 года страной правит президент (диктатор) Омар Хасан Ахмед аль-Башир. В 1998 году был официально объявлен курс на введение шариата как основы законов страны. В 1999 году вновь созданы партии - правящая исламистская партия и её сателлиты (партия "Умма", Народно-освободительное движение Судана - Север).

В 1990-х годах Судан превратился в базу исламистских террористических организаций как суннитского направления (Аль-Каеда и другие), так и шиитского, поддерживаемых правительством Ирана . Госдепартамент США официально внёс Судан в список государств, поддерживающих террор . Там базировались группы, пытавшиеся убить президента Египта Мубаррака и существовали промышленные предприятия по производству оружия массового поражения. Поддержка террористических групп, действовавших против правительств других стран Африки привела к ухудшению отношений Судана с этими странами - прежде всего с Египтом .

К концу 20 века Судан был одним из беднейших государств Африки. В начале 21 века до 40% суданцев неграмотны (в сельской местности - до половины).

В начале 21 века в юго-западной провинции Дарфур начался геноцид народа фур, поддержанный правительством. ЛАГ самоустранилась от поисков решения проблемы и защищала исламистского диктатора Судана от международного давления. В 2015 году суданский военный контингент вошёл в межарабские силы для борьбы с шиитскими повстанцами в Йемене .

В 2016 году суданский министр иностранных дел заявил, что Судан "изучит возможность нормализации отношений с Израилем".

Евреи в Судане

В Судане к середине 20 века жили около 1000 евреев. После провозглашения независимости в 1956 году около 500 из них уехали в Израиль , остальные - в другие страны.

Борьба за независимость Южного Судана

Разделение Судана на Северный и Южный.

Мусульманский Северный Судан и населённый немусульманами Южный Судан всегда были различными географическими зонами и большую часть времени были разделены административно. В 1947 году британские власти объединили их, фактически отдав христианское и языческое население Южного Судана под власть арабского правительства.

Сразу после провозглашения независимости Судана в 1956 году началось стихийное восстание южносуданских племен, продолжавшееся до 1972 года.

В 1967 году, после Шестидневной войны , лидеры Южного Судана встретились в Париже с Леви Эшколем и установили связи с Израилем. Израиль помогал Южному Судану наладить хозяйство. Мосад помогал христианским военным формированиям в Южном Судане - естественному союзнику Израиля.

После переворота 1969 года власти Судана усилили попытки исламизации Южного Судана, достигшие пика при исламистском диктаторе Омаре аль-Башире. В 1972 году было подписано соглашение в Аддис-Абебе, признававшее автономию Южного Судана и придававшее законный статус армии и полиции повстанцев.

В 1983 году диктаторский режим Судана нарушил условия соглашения в Аддис-Абебе, ввёл своё управление на юге и продолжил политику насильственной исламизации. После создания Народной армии освобождения Судана (SPLA) в 1983 году последовал второй, ещё более кровопролитный виток борьбы.

Режим Омара аль-Башира применял геноцид против населения Южного Судана. Каратели сжигали деревни и поля, местное население продавали в рабство или поголовно уничтожали. Около 2.5 миллионов человек были убиты, а более 5 миллионов согнаны с обжитых мест. От полного истребления местные племена спасали непроходимые болота.

В 2005 году было достигнуто прекращение огня. Южный Судан фактически получил автономию, на 2011 год был запланирован референдум по вопросу о независимости. На нём большинство населения проголосовало за отделение от Судана.

9 июля 2011 года Республика Южный Судан официально провозгласил свою независимость от Судана. Во время массовых народных гуляний в столице нового государства Джубе многие держали в руках израильские флаги.