Производство авиадвигателей. уфимское моторостроительное производственное объединение (умпо). Оао "уфимское моторостроительное производственное объединение"

  • Дата: 23.09.2019

ПАО «ОДК-УМПО» (входит в АО «ОДК» Госкорпорации Ростех) завершены работы по созданию производственно-технологического центра № 185 (ПТЦ № 185), занимающегося выпуском компонентов вертолетного двигателя ВК-2500 по программе импортозамещения.

Подписаны акт приемки объекта и разрешение на его ввод в эксплуатацию. Центр получил 52 единицы основного технологического оборудования. Узлы вертолетного двигателя, укомплектованные сделанными здесь деталями и сборочными единицами, успешно прошли типовые испытания на «ОДК-Климов» (г. Санкт-Петербург, также входит в ОДК), головном предприятии проекта, являющемся разработчиком ВК-2500. ВК-2500 предназначен для установки на большинство вертолетов типа «Ми» и «Ка»

Таким образом, ПТЦ-185 полностью готов к серийному выпуску продукции с поэтапным наращиванием объемов производства.

В текущем году на предприятии началось создание еще трех производственно-технологических центров: №№ 180, 181, 182. В предназначенном для них корпусе развернуты полномасштабные строительные работы. Для новых ПТЦ поставлено 150 единиц оборудования. После ввода центров в строй ОДК-УМПО будет готово выпускать необходимое количество моторокомплектов.


  • www.militarynews.ru
  • Российские военные передали более 20 тонн строительного материала школе города Хомса, пострадавшей от боевых действий сообщили в четверг в российском Центре по примирению враждующих сторон в Сирии.

    «Мы доставили груз в школу города Хомса, в общей сложности более 20 тонн, сюда входит дерево — доска обрезная, листы ДСП, металлические трубы, кабель силовой электрический. Данные строительные материалы необходимы для изготовления парт, для того, чтобы сирийские дети полноценно занимались в собственных школах, для электричества — замены воздушных кабелей», — сообщил представитель российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии полковник Сергей Гайдамака. Он подчеркнул, что подобные мероприятия проводятся регулярно, и данная акция не будет последней. Ранее РФ передавала Сирийской Арабской Республике бульдозеры, экскаваторы, строительные краны и продолжает передавать металлические трубы для водопроводов и других жизненно важных сооружений, провода для восстановления электроснабжения и связи, стройматериалы для ремонта больниц, школ и других строений.

    Глава департамента образования провинции Хомс Ахмад Ибрагим отметил, что боевики разрушили 330 школ из 1550 в регионе. «Можете представить, сколько это от общего количества», — отметил он.

    К концу весны 2018 года сирийская армия при содействии российских военных взяла под контроль всю территорию провинции Хомс. Боевики вместе со своими семьями покинули регион, передав армии Сирии в рамках достигнутых договоренностей все тяжелое и среднее вооружение, включая танки и бронетранспортеры.


  • www.aex.ru
  • 12 июля 2018 г., Самолет Ил-76 МЧС России доставил из Армении на аэродром Хмеймим в Сирии более 30 тонн гуманитарной помощи, всего же запланирована доставка 100 тонн, сообщает в четверг российский Центр примирения враждующих сторон (ЦПВС). Об этом пишет РИА Новости.

    «Из Армении в Сирию Армяно-Российским центром гуманитарного реагирования доставлены гречневая и рисовая крупы, растительное масло, а также предметы первой необходимости. Доставленное продовольствие при содействии ЦПВС и Сирийского Арабского красного полумесяца будет передано нуждающимся жителям, в том числе и в труднодоступных районах Сирии», — сказано в релизе.Всего из Армении на аэродром Хмеймим самолетами МЧС России будет доставлено около 100 тонн продуктов и предметов первой необходимости. Гуманитарную помощь оказывают беженцам, возвращающимся в освобожденные от боевиков населенные пункты.Сирия активно восстанавливается после военных действий. Правительство восстанавливает школы, больницы, а также объекты водо- и электроснабжения. Это способствует налаживанию мирной жизни и возвращению людей из лагерей для беженцев. В разминированных районах разбирают завалы и восстанавливают дороги.Иная ситуация в районах, которые находятся под контролем международной коалиции во главе США. В апреле заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Марк Лоукок констатировал, что после завершения операции коалиции только в Ракке были разрушены или повреждены до 80; домов. Тяжелая гуманитарная ситуация, которая складывается в Ракке, уже вызывает серьезную озабоченность у ряда международных правозащитных организаций.


  • www.uecrus.com
  • Работа по производству деталей и сборочных единиц для новейшего российского турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ развернута в рамках кооперации предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации на Уфимском моторостроительном производственном объединении (ОДК-УМПО).


  • umpo.ru
  • Работы по созданию еще трех новых производственно-технологических центров (ПТЦ) по выпуску компонентов турбовального двигателя ВК-2500, предназначенного для большинства вертолетов «Ми» и «Ка», начаты на ПАО «ОДК-УМПО» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех).

    В рамках кооперации ОДК по производству ВК-2500 за ОДК-УМПО закреплено изготовление девяти его узлов, включающих более 900 деталей и сборочных единиц (ДСЕ) (более 34% ДСЕ в составе двигателя).

    На уже функционирующий ПТЦ № 185 ляжет основная нагрузка по изготовлению и сборке таких узлов, как «турбина свободная», «аппарат сопловой III» и «аппараты сопловые турбины компрессора». Площадь этого ПТЦ, где сейчас работает 85 сотрудников (а в будущем — более 130), составляет 7,3 тыс. кв. м. Здесь завершены строительно-монтажные работы, введены в эксплуатацию 36 из 52 единиц оборудования, в том числе с числовым программным управлением, идет освоение ДСЕ.

    Три следующих ПТЦ введут в эксплуатацию в 2019 г. Сейчас идут тендерные процедуры по закупке оборудования и строительно-монтажные работы.


  • muet-ufa.ru
  • Выручка ПАО «ОДК-УМПО» в 2017 году составила, по предварительным данным, 73,6 млрд рублей (компания отчетность еще не публиковала). В разговоре с журналистами на коллегии Минпрома РБ в Стерлитамаке управляющий директор компании назвал этот показатель «рекордным в новейшей истории предприятия». Выработка на работника (численность заводчан — порядка 23 тысяч) составила около 3,2 млн рублей. Завод произвел и отремонтировал также рекордное за последние годы количество авиадвигателей — 422, и собрал 100 комплектов вертолетных двигателей ВК-2500.

    В структуре заказов прошлого года экспорт составил долю в 60%, гособоронзаказ — 40%. В компании надеются на увеличение интереса со стороны зарубежных заказчиков. «В Сирии вся российская авиация летала на уфимских моторах — Су-25, Су-30, Су-35. После этого стало больше интересантов, так, на нашу продукцию обратили внимание ОАЭ», — отметил топ-менеджер.

    Также директор сообщил, что портфель заказов на 2018 год полностью сформирован, на 2019 — собран на 90%. Задача на текущий год — прибавить 8-12% по всем показателям.

    В инновации и развитие было вложено 8 млрд рублей средств учредителей и собственных — в новые проекты, технологии, реконструкцию и строительство помещений.


  • ПАО «УМПО» (входит в АО «ОДК"Госкорпорации «Ростех») обеспечит капитальный ремонт парка турбореактивных двигателей АЛ-31ФП и их агрегатов, установленных на многоцелевые истребители Су-30МКМ Королевских Военно-воздушных сил Малайзии. Объединение произведет эту работу по ряду соглашений, заключенных АО «ОДК» и малазийской компанией ATSC (Aerospace Technology Systems Corp.) в рамках прошедшего 18-23 июля в г. Жуковском Международного авиационно-космического салона МАКС-2017.

    Дополнительные соглашения к ранее подписанному рамочному контракту 2015 года были подписаны генеральным директором Объединенной двигателестроительной корпорации Александром Артюховым и генеральным директором Мохдом Фадзаром в присутствии главнокомандующего КВВС Малайзии Дато Шри Хаджи Аффенди. Стороны также продлили срок действия рамочного контракта до 2023 года. В церемонии подписания принял участие управляющий директор ПАО «УМПО» Евгений Семивеличенко.

    Турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-31ФП с общей форсажной камерой и поворотным реактивным соплом, создан на базе АЛ-31Ф и устанавливается на многофункциональные истребители типа Су-30. Поворотное осесимметричное сопло с отклоняемым в вертикальной плоскости вектором тяги в диапазоне углов ±15° обеспечивает режим сверхманевренности самолета. Управление поворотным соплом интегрировано с системой управления самолетом. АЛ-31ФП разработан и производится в ПАО «УМПО».


  • Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) в обеспечение потребностей государственного заказчика возобновила производство турбореактивных двигателей АЛ-31Ф серии 3 для палубных истребителей Су-33. Партия двигателей уже выпущена ПАО «УМПО» (входит в ОДК) и поставлена заказчику.

    Двигатели АЛ-31Ф серии 3 разрабатывались и производились специально для Су-33. С учетом того эволюционного развития, которое прошло семейство двигателей АЛ-31Ф с момента выпуска последних двигателей серии 3, новые двигатели для морских тяжелых истребителей производятся с внедрением доработок, которые уже применены на двигателях семейства АЛ-31Ф.

    Для укомплектования самолетов Морской авиации Су-33 двигатели поступают после проведения всех этапов испытаний. ОДК также ведет работу по техническому сопровождению находящихся в эксплуатации «морских» АЛ-31Ф.


  • Уфимское моторостроительное производственное объединение (входит в АО «ОДК» Госкорпорации «Ростех») и Уфимский государственный авиационный технический университет приступили к реализации совместного проекта по созданию технологии упрочнения титановых сплавов за счет формирования объемной ультрамелкозернистой структуры.

    Университет получил грант Министерства образования РФ на проведение научного исследования, результаты которого планируется применять при производстве перспективных двигателей в УМПО. На конкурс было представлено более 400 проектов от 125 высших учебных заведений, в Уфе право на поддержку государства получили УГАТУ и УГНТУ.

    На совместную разработку крупнейшего двигателестроительного предприятия России и уфимского вуза выделено 30 млн рублей. Объединение обеспечило дополнительные финансовые вложения в исследование и привлекло к работе специалистов — в группу НИР от УМПО вошли представители бюро ионной имплантации, центральной заводской лаборатории, кузнечного и механосборочного цехов. В УГАТУ проектом будет заниматься Научно-исследовательский институт физики перспективных материалов.

    В течение трех лет партнерам предстоит полностью освоить инновационную технологию и внедрить ее в производство для повышения ресурса перспективных двигателей.


    1. В районы города АЛЕППО, находящиеся под контролем вооруженных формирований, с вертолета Ми-8 десантировано две тонны гуманитарных грузов.
    2. Малообеспеченным семьям населенного пункта ЭЛЬ-БУТМА провинции Хомс доставлено две тонны гуманитарных грузов, основу которых составили мука, рис, мясные и рыбные консервы.
    3. Самолетом российской авиакомпании «Абакан Эйр» в осажденный террористами ИГИЛ город ДЕЙР-ЭЗ-ЗОР десантирован гуманитарный груз ООН — крупа и томатная паста, общей массой 21 тонна.

  • ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) запустило на участке перспективного литья лопаток самую крупную в Европе плавильно-заливочную установку лопаточного литья. Размеры оборудования — 9 метров в ширину, 12 — в длину и 8,5 в высоту. Установка предназначена для изготовления заготовок в ходе производства деталей двигателя перспективного гражданского самолета МС-21. Новое оборудование позволяет плавить от 20 до 150 кг специального сплава, что даёт возможности для заливки большого количества лопаток всего за один цикл.

    Новая ПЗУ будет активно задействована в реализации совместного проекта УМПО и Московского института стали и сплавов (НИТУ «МИСиС») по разработке и внедрению ресурсоэффективной технологии изготовления пустотелых литых турбинных лопаток. Она будет применяться в производстве не только авиационных газотурбинных двигателей, но и станций перекачки нефти и газа, — рассказал куратор перспективной программы, заместитель начальника управления технического развития и перевооружения Павел Алинкин.


  • Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) завершило первый этап проекта по созданию единого информационного пространства для конструкторских служб. В будущем в нем предполагается освоение бесчертежных технологий проектирования.

  • Объем гособоронзаказа в 2015 году составил 1,8 трлн рублей. Сегодня эти колоссальные средства означают не только военный потенциал России, но и функционирование тысяч научно-исследовательских организаций и производственных предприятий. О том, какую продукцию выпускает российский оборонно-промышленный комплекс России, что экспортируют и как справляются с внешнеэкономическими вызовами, сайту телеканала «Звезда» рассказали участники отрасли.

    Введение санкций в отношении России стало импульсом для введения импортозамещения в экономике, и в том числе в оборонно-промышленном комплексе. Нельзя сказать, что прошедший год стал простым для гособоронзаказа в силу его объема и сложности. Об этом еще в начале прошлого года в своем блоге в Twitter писал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Тем не менее, возможности российского ОПК подстроились к внешним условиям благодаря своей истории и программе поддержки, разработанной правительством. Так, Государственная программа вооружений до 2020 года предусмотривает более 19 трлн рублей.


  • ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (входит в АО «ОДК» Госкорпорации Ростех) разработало уникальный испытательный стенд для определения пропускной способности сопловых аппаратов вертолетного двигателя типа ВК-2500, выпускаемого ОДК по проекту импортозамещения.

    Испытательная установка полностью спроектирована и собрана в ПАО «УМПО». В процессе ее создания принимали участие конструкторские службы, отдел главного механика, отдел автоматизированных систем управления технологическими процессами, строительное управление, производственные и вспомогательные цехи. Окончательная аттестация стенда состоялась в декабре 2015-го, а с января 2016 года он заработал в полную силу. Для управления комплексом достаточно одного оператора, процесс полностью автоматизирован.

  • В условиях нестабильных поставок с Украины «Газпром» перенес заказы в Россию и намерен приобрести подрядчика


    После начала кризиса на Украине «Газпром» стал сворачивать взаимоотношения с украинскими поставщиками, в частности компания перестала закупать у них газоперекачивающие агрегаты. Теперь заказы ушли на российские заводы, и в капитал одного из них монополист хочет войти. Как рассказал «Известиям» президент Башкирии Рустэм Хамитов, «Газпром» ведет переговоры с ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (крупнейший акционер — Объединенная двигателестроительная корпорация, входящая в ГК «Ростех») о создании совместного предприятия на базе АО «Уфа-АвиаГаз» (на 100% подчинено УМПО).


  • ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» — крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России. Здесь работают более 20 тысяч человек. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности. УМПО серийно выпускает турбореактивные двигатели АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35С, двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для семейств Су-27 и Су-30, отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми», газотурбинные приводы АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром». Под руководством объединения ведется разработка перспективного двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50). УМПО участвует в кооперации по производству двигателя ПД-14 для новейшего российского пассажирского самолёта МС-21, в программе производства вертолётных двигателей ВК-2500, в реконфигурации производства двигателей типа РД для самолётов МиГ.

  • ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (головное предприятие дивизиона «Двигатели для боевой авиации» Объединенной двигателестроительной корпорации) совместно с Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» успешно провели первый в истории российского двигателестроения опыт по изготовлению высокоточной крупногабаритной тонкостенной детали из титанового сплава.

    На участке титанового литья ОАО «УМПО» были произведены отливки стойки и центральной части разделительного корпуса перспективного двигателя для гражданских самолетов ПД-14.

    Технология, разработанная коллективом МИСиС под руководством заведующего кафедрой технологии литейных процессов, профессора, доктора технических наук Владимира Белова и опробованная на оборудовании УМПО, не имеет мировых аналогов. В отличие, к примеру, от запатентованной во Франции технологии крупногабаритного тонкостенного литья по выплавляемым моделям здесь применяется литье в графитовые стержни. Материал, который используется в работах, — российский, произведён в г. Челябинске.

  • Головное предприятие дивизиона ОДК (входит в ГК «Ростех») «Двигатели для боевой авиации» Уфимское моторостроительное производственное объединение совместно с Уфимским авиационным государственным техническим университетом выпустили первые лопатки газотурбинного двигателя из жаропрочного алюминия.

    В 2013 году удалось получить первые образцы деталей из нового сплава, в этом году из него произведены полноразмерные лопатки компрессора, сообщает пресс-служба предприятия. Следующий шаг — приваривание их к диску методом линейной сварки трением — будет сделан после механической обработки. Все исследования ведутся совместно УМПО и УГАТУ при участии еще одного представителя дивизиона ДБА — НПП «Мотор». Технологию планируется опробовать на разработанном на «Моторе» газотурбинном приводе ГТП-953 и, в случае успешных испытаний, предложить к внедрению в производстве ГТД для боевой авиации.

    Входящей в Ростех) в январе-июне увеличило чистую прибыль на 39,4% к аналогичному периоду прошлого года.

  • Предприятие расположено на пяти изолированных производственных площадках на территориях Калининского района г. Уфы и Благовещенского района Республики Башкортостан.

    В его состав входят: авиационное производство, заводы – автомобильных моторов, машиностроительный и инструментальный.

    Основные направления его деятельности: производство авиадвигателей, приводов для газоперекачивающих и энергетических установок, узлов и агрегатов для вертолетов, автомобильных двигателей, бензодвигателей, снегоходов, водных мотоциклов, мотоблоков, токарных станков, игл для медицинских шприцев разового применения, медицинских инструментов, электрообогревателей, широкой гаммы товаров повседневного спроса.

    За 76 лет существования предприятие выпустило авиационных моторов и двигателей 51 модель и модификацию, разработанных конструкторами В.Я. Климовым, А.А. Микулиным и др. Они устанавливались на 168 типах и модификациях самолетов военной и гражданской авиации – всемирно известных “МИГ – 15”, “ИЛ – 28”, “CУ – 27”, “Ту – 160” и много других.

    В 49 – ти странах мира эксплуатируются авиационные двигатели марки УМПО.

    “Р – 95Ш”, выпускаемый объединением, признан самым надежным двигателем в своем классе, его наработка на отказ в 5 – 10 раз превышает аналогичный показатель подобных изделий.

    C 1958 по 1990 г.г. предприятие выпускало жидкостные ракетные двигатели.

    Объединение имеет лицензию на производство авиационной техники. Производство сертифицировано. Внедрена система качества, отвечающая требованиям международных стандартов серии ISO – 9001.

    Значительную долю составляет выпуск гражданской продукции и наукоемких товаров народного потребления. Объединением изготовлено свыше 150 тыс. комбайновых моторов, более 3,5 млн. малолитражных бензиновых двигателей семейства “ЗИД – 4,5”, “УМЗ – 5”, около 135 тыс. мотоблоков, более 9 тыс. снегоходов.

    С 1965 года предприятие произвело свыше 8 млн. автомобильных двигателей. В последнее время выпускаются двигатели с рабочим объемом 1.6; 1.7; 1.8 и 2.0 л.

    ОАО УМПО имеет около 50 – ти крупных заказчиков в России и за рубежом – в Индии, Китае, Вьетнаме, Южной Корее.

    Сегодня ОАО “Уфимское Моторостроительное Производственное Объединение” является крупнейшим в

    России двигателестроительным предприятием. Это подтверждается неизменно высокими рейтингами,

    которые занимает Общество. По результатам прошлого года авторитетный альманах “Коммерсант-

    признается лучшим отечественным экспортером.

    В 2003 году по объему реализации продукции УМПО заняло 11-е место среди машиностроительных

    предприятий. По тепам прироста объема реализации - в числе 20 наиболее динамично развивающихся

    компаний России.

    Марка серийного авиадвигателестроительного предприятия в мире очень высока. Это наглядно

    продемонстрировали и состоявшийся в прошлом году 45-й авиасалон в Ле-Бурже (Франция),

    МАКС-2003 и международный салон “Двигатель-2004”. Продукция с маркой УМПО всюду вызывает

    повышенный интерес. Это неслучайно. УМПО стал первым и единственным в мире предприятием,

    освоившим выпуск двигателя АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги (успешно завершены длительные

    испытания двигателя АЛ-31ФП с поворотным вектором тяги на ресурс 1000 часов).

    В октябре прошлого года на Международном аэрокосмическом салоне и выставке военно-морских

    УМПО, в составе самолета СУ-30.

    Введен в эксплуатацию газотурбинный привод Д-336-2Т в составе реконструированного

    газоперекачивающего агрегата на компрессорной станции КС “Волхов” ООО “Лентрансгаз”.

    Руководство УМПО создает мощную промышленную основу для выпуска стационарного

    газоэнергетического оборудования. Сейчас возводится новая испытательная станция, которая позволит

    проводить автономные испытания не только полноразмерного газоперекачивающего двигателя, но и

    камер сгорания. Создается промышленный комплекс по производству блочных электростанций, основу

    которых будут составлять газотурбинные приводы АЛ-31СТЭ.

    Значительный объем услуг оказывается зарубежным партнерам. Правительство страны заключило

    контракт на поставку в Малайзию 18 многоцелевых самолетов СУ-30МКМ. С помощью России активно

    наращивает свой потенциал и Индонезия. В прошлом году представители УМПО провели насыщенные

    переговоры с этими двумя динамично развивающимися странами.

    двигателей для учебно-тренировочных самолетов ВВС Индии с французской кампанией ”Snecma”.

    Это убедительно доказывает, что завод может на равных конкурировать с известными иностранными

    фирмами. В 2005 году первый двигатель должен быть поставлен на стендовые испытания.

    Продолжается освоение двигателя Д-436 в вариантах ТП и Т1 для пассажирского самолета ТУ-334 и

    гидросамолета Бе-200.

    Увеличивается выпуск товаров народного потребления. В прошлом году запущен новый снегоход “Рысь-

    500+”, отныне выпускающийся серийно.



    UFA ENGINE INDUSTRIAL ASSOCIATION (UMPO)


    УФИМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (УМПО)

    Открытое акционерное общество «Уфимское моторостроительное производственное объединение» – крупнейшее в России двигателестроительное предприятие. История объединения насчитывает почти девять десятилетий. Сегодня ОАО «УМПО» располагается на двух производственных площадках на территории города Уфы Республики Башкортостан. Здесь трудится около 19000 человек – рабочих, специалистов и служащих.
    В 2011 году УМПО стало головным предприятием дивизиона «Двигатели для боевой авиации» в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО «УК «ОДК»). Дивизион создан в целях объединения научного и производственного потенциала предприятий двигателестроительной отрасли в работе по развитию боевой авиации России. Одним из результатов формирования структуры стало появление у ОАО «УМПО» в 2012 году двух филиалов: «Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки» (г. Москва) и «Лыткаринский машиностроительный завод» (г. Лыткарино).
    Основные направления деятельности ОАО «УМПО»:
    – разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей для истребителей и штурмовиков марки «Су»;
    – производство и ремонт узлов вертолетной техники;
    – выпуск и ремонт оборудования для газовой и энергетической отраслей.
    Основная задача предприятия – выпуск современной качественной авиационной техники. Вся история ОАО «УМПО» связана с авиастроением. За годы существования выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. Значительный объем работ выполняется в рамках исполнения государственных контрактов и договоров на поставку военной техники для Министерства обороны РФ. Производственные мощности позволяют выпускать более 300 двигателей в год.
    Наряду с авиационными объединение выпускает широкий ассортимент продукции в области газотурбинной энергетики и продолжает освоение новых перспективных авиационных изделий с локализацией производства на собственных площадях, а также узлов авиационной техники в рамках кооперации с российскими и зарубежными производителями.
    Продукция объединения востребована на мировом рынке. ОАО «УМПО» экспортирует технику с 1952 года. Сегодня в числе партнеров объединения предприятия из 8 стран мира. Вопросам международной кооперации уделяется первостепенное значение. Объединение активно поддерживает зарубежных партнеров, организуя лицензионное производство двигателей, обеспечивая их ремонт и обучая специалистов из этих стран.
    ОАО «УМПО» обладает пакетом лицензий и сертификатов как для производства и ремонта авиационной техники, так и для проектирования и изготовления газоэнергетического и нефтяного оборудования.
    Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO 9001-2008.
    Благодаря реструктуризации производственного процесса и оптимизации затрат, внедрению принципов бережливого производства и развитой региональной системе подготовки кадров в ОАО «УМПО» обеспечен низкий по сравнению с другими предприятиями отрасли уровень производственных затрат.
    Предприятие имеет свой гимн, флаг, фирменный товарный знак. Девиз ОАО «УМПО»:«Надежность и качество – всегда и во всем».

    ОСНОВНАЯ ПРОДУКЦИЯ:
    АЛ-31Ф Турбореактивный двухконтурный двигатель с общей форсажной камерой
    АЛ-31ФП Турбореактивный двухконтурный двигатель с общей форсажной камерой и поворотным реактивным соплом
    Р195 Турбореактивный двигатель
    Д436ТП, Д436Т1 Турбореактивные двухконтурные двигатели
    Р95Ш Турбореактивный двигатель
    Р25 – 300 Турбореактивный двигатель с форсажной камерой
    Р29Б-300; Р29БС-300 Турбореактивный двигатель с форсажной камерой
    Р13 – 300 Турбореактивный двигатель с форсажной камерой
    Колонка Д2Б для вертолетов Ка-32
    Узлы вертолета Ми-26
    ОАО «УМПО» осуществляет техническое обслуживание:
    - авиадвигателей Р25-300, Р13-300, Р195, Р95Ш, АЛ-31Ф, АЛ-31ФП;
    - узлов вертолёта МИ-26;
    - колонок для вертолётов Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-31, Ка-32.

    МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
    ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» более полувека экспортирует военную авиационную технику. Двигатели производства ОАО «УМПО» нашли широкое признание как надежные и качественные во многих странах мира. Основу экспортной программы объединения составляют двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для самолетов семейства Су-27 и Су-30. Доля УМПО в общероссийском объеме поставок авиадвигателей серии АЛ-31Ф и АЛ-31ФП в 2012 году составила 60% и 100% соответственно.
    Стратегическим партнером ОАО «УМПО» является Индия. На протяжении многих лет объединение осуществляло поставки в эту страну различных типов двигателей (Р11Ф-300, Р13-300, Р25-300, Р29Б-300, АЛ-31Ф, АЛ-31ФП), а также оказывало техническое содействие в организации лицензионного производства двигателей Р25-300, Р29Б-300, АЛ-31ФП. С началом поставок АЛ-31ФП для самолётов Су-30МКИ сотрудничество УМПО с индийскими партнерами вышло на новый уровень. В 2001 году в рамках контракта на лицензионное производство многофункциональных истребителей Су-30МКИ Уфимское моторостроительное производственное объединение было определено головным предприятием по оказанию корпорации Hindustan Aeronauticus Limited технического содействия в производстве двигателя АЛ-31ФП. Индийской стороне были поставлены технологические комплекты двигателей, нестандартизированное оборудование, средства технологического оснащения и техническая документация. При непосредственном участии специалистов объединения в Индии выполнены монтаж оборудования и пусконаладочные работы на объектах заказчика, проведено обучение специалистов.
    В 2012 году СТЦ по обслуживанию двигателей АЛ-31ФП был развернут в Малайзии. Подобный центр уже имеется в Индии (г. Пуна). В финальной стадии обсуждения проекты контрактов на развертывание СТЦ еще на двух базах ВВС Индии, а также в Венесуэле и Алжире.
    В октябре 2012 года заключен контракт с Индией на поставку в эту страну 920 двигателей АЛ-31ФП производства ОАО «УМПО» через ОАО «Рособоронэкспорт». Это крупнейший в постсоветской истории единичный контракт с инозаказчиком. Право приобрести данное количество изделий по опциону индийская сторона получила в 2000 г. согласно условиям генерального контракта на организацию лицензионного производства самолетов Су-30МКИ и двигателей АЛ-31ФП.
    В соответствии с подписанным контрактом в 2007 году в УМПО прошла первая сборка двигателя АЛ-55И для учебно-тренировочного самолета HJT-36 индийских ВВС. В Индии будет организовано их серийное производство.
    Значимые партнеры ОАО «УМПО» – страны Северной Африки и Латинской Америки, в том числе Алжир и Венесуэла.
    Сотрудничество УМПО – КНР, зародившееся еще в середине ХХ века, продолжает оставаться прочным и надежным. ОАО «УМПО» оказывало техническую помощь корпорации «Limin» (г. Шеньян) в организации серийного производства, а также выпуска и ремонта различных типов авиадвигателей. В настоящее время это крупнейшее моторостроительное предприятие Китая освоило ремонт двигателей АЛ-31Ф, которые ОАО «УМПО» поставляло ВВС КНР.
    В августе 2012 года подписаны контрактные документы на поставку в Китайскую Народную Республику 169 авиационных двигателей АЛ-31Ф производства ОАО «УМПО» через ОАО «Рособоронэкспорт». В соответствии с согласованным графиком реализация контракта начнется в четвертом квартале 2013 года с завершением в 2015 году.
    В период с 2008 по 2010 г. объединение принимает участие в качестве соисполнителя в осуществлении внешнеторгового контракта на поставку вертолетов марки «Камов» в Китай – изготавливает колонки Д2Б для вертолетов Ка-28 и Ка-31.
    В рамках заключенного долгосрочного контракта между ОАО «УМПО» и корпорацией Pratt & Whitney, Canada в 2012 году стартовал серийный выпуск комплектующих авиадвигателей семейства PW300, PW200 для корпорации P&WC. Номенклатура производства включает 8 деталей типа «кольцо привода». На сегодняшний день УМПО является официальным аттестованным поставщиком Pratt & Whitney Canada Corp.
    Важным направлением деятельности компании остается обеспечение благоприятных условий для внешних инвестиций, расширение взаимовыгодного сотрудничества и кооперационных связей с ведущими зарубежными компаниями в развитии производства газотурбинного оборудования, вертолетной техники и освоении критических технологий.

    ИСТОРИЯ
    «Как все начиналось»
    Дата рождения предприятия – 17 июля 1925 года. В этот день Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве, на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего «Русского Рено» в Рыбинске, завода по производству авиационных двигателей. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26.
    В 1931-м в Уфе началось строительство завода комбайновых моторов, в 1935-м был собран первый двигатель из уфимских деталей.
    К 1940-му году УМЗ имел все необходимое для выхода производства на полную мощность, но был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером рыбинского завода № 26 по производству авиационных моторов М-105 (до начала Великой Отечественной войны завод успел выпустить 675 штук М-105).
    В начале войны на площади уфимского завода эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе и из Рыбинска. 17 декабря 1941 года рыбинский моторный завод № 26, два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы и два уфимских завода: моторный (384-й) и дизельный (338-й) – объединены в единое целое. Новое предприятие стало правопреемником объединенных заводов и получило номер головного – 26-й. В дальнейшем оно переименовано в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение, в 1993 году ставшее открытым акционерным обществом «УМПО».
    Первым мотором, выпущенным в Рыбинске, стал поршневой М-17. Дальнейшее его совершенствование и разработка различных модификаций осуществлялась заводским СКБ под руководством А.П. Ро. Моторы этого типа, выпускавшиеся в течение 11 лет, устанавливались на 23 типах и модификациях самолетов, в том числе на 18 серийных. Помимо самолетов, М-17 применялся на танках.
    «Один из первых – для Победы»
    В 1936 году завод впервые награжден орденом Ленина за выдающиеся заслуги по укреплению обороноспособности страны и освоение новой техники.
    В этом же году началось серийное производство мотора М-100, положившего начало целой серии: М-103, М-105, М-106, М-107 и других, предназначенных для 58 типов и модификаций самолетов. Если мощность М-17 и его модификаций составляла от 500 до 730 л.с., то в семействе «сотых» впервые были достигнуты показатели от 750 до 1850 л.с.. Индекс «М» впоследствии заменен на «ВК» – по инициалам руководителя ОКБ Владимира Яковлевича Климова. Семейство «сотых» изготавливалось заводом 10 лет, в том числе и в Великую Отечественную войну.
    За годы войны завод выпустил более 51 тысячи моторов для истребителей и бомбардировщиков конструкторов А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, В.М. Петлякова и других. На каждом третьем боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой.
    В 1945 уфимский завод награжден орденом Красного Знамени за выполнение заданий правительства по производству авиационных двигателей.
    «Шаг в сторону реактивности»
    В первый послевоенный год – год коренного перелома в области авиастроения и начала эры реактивной авиации – предприятие одним из первых в отрасли приступило к производству реактивных двигателей РД-10А, применявшихся на истребителях Як и Ла. Производство этого двигателя и его модификации – РД-10Ф – было завершено в 1949 году.
    Годом раньше завод приступил к выпуску принципиально новых турбореактивных двигателей с центробежным компрессором – РД-45Ф, а затем и его модификации – ВК-1 и ВК-1Ф. Они устанавливались на истребители МиГ-15 и Миг-17, Су-15, Як-50, Ла-176 и Ла-200, бомбардировщики Ту-14, Ту-82 и Ил-28.
    С 1954 года завод серийно изготавливает турбореактивные двигатели РД-9Б конструкции А.А. Микулина с осевым компрессором – для истребителей семейства МиГ-19. В историю отечественной авиации этот самолет вошел как первая серийная машина со сверхзвуковой скоростью полета. Одна из модификаций двигателя – РД-9Ф ставилась на истребитель-перехватчик Як-27. Двигатель РД-9Б и его модификации изготавливались на заводе вплоть до 1974 года.
    С 1954 года УМПО известно как изготовитель трансмиссий и агрегатов управления к вертолетам, в том числе к Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ка-27, Ка-32, Ми-6, Ми-10, Ми-26.
    Впервые УМПО вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. С тех пор 49 стран эксплуатируют уфимские двигатели. Помимо поставок экспортной продукции, УМПО имеет опыт организации лицензионного производства за рубежом.
    Для самолетов-мишеней, беспилотных самолетов-разведчиков, крылатых ракет и ракет-мишеней с конца 1950 года на протяжении более чем 30 лет предприятие изготавливало короткоресурсные реактивные двигатели разработки С.А. Гаврилова – РД-9БК, РД-9БКР и семейства Р11-К – модификации двигателей типа РД-9Б и Р11-300, в эксплуатации выработавших полный срок службы.
    В 1961 году для ВМФ начат выпуск турбореактивных двигателей КР-7-300 конструкции С.К. Туманского для крылатых ракет.
    В начале 80-х годов освоен выпуск семейства турбореактивных двигателей разработки С.А. Гаврилова КР-17 для беспилотного самолета-разведчика «Стриж» и КР21-300 для крылатых ракет.
    С 1958 по 1990 годы выпускались жидкостные ракетные двигатели более 25 моделей и модификаций: С2.720, С2.720М, С2.722В, С5.44, С5.83 и другие, которые устанавливались на зенитных управляемых ракетах класса «земля-воздух», морских ракетах класса «вода-вода», стартующих с корабля, ракетах «воздух-земля», сбрасываемых с бомбардировщиков и штурмовиков.
    С 1962 года и на протяжении 25 лет Уфимский моторостроительный завод производил двигатели для семейства одного из самых массовых истребителей мира – МиГ-21: Р11Ф-300, Р13-300, Р-25300 и их модификации разработок С.К. Туманского, Н.Г. Мецхваришвили, К.Р. Хачатурова, С.А. Гаврилова обеспечивали высокие летно-технические характеристики самолетов Су-15 и МиГ-21.
    В 1974 году заводом освоен выпуск турбореактивного двигателя с форсажной камерой Р29Б-300 конструкции К.Р. Хачатурова для истребителя-бомбардировщика МиГ-27, а годом позже – Р29-БС-300 для истребителя-перехватчика Су-22. Производство этих двигателей осуществлялось до конца восьмидесятых годов.
    С 1980 года объединение производит бесфорсажный турбореактивный двигатель Р95Ш разработки С.А. Гаврилова для войскового самолета-штурмовика Су-25. Усовершенствованный вариант – Р195 – обладает низким уровнем инфракрасного излучения. Этот двигатель выпускается объединением с 1988 года и стоит на Су-25 и восьми его модификациях. Штурмовики семейства Су-25 с двигателями Р95Ш и Р195 показали боевую живучесть и устойчивость в случаях серьезных повреждений, а двигатели признаны самыми надежными в своем классе, их наработка на отказ в 5-10 раз превышает аналогичный показатель подобных изделий.
    Также объединение принимало участие в изготовлении деталей и узлов двигателей НК-25 и НК-32 разработки Н.Д. Кузнецова для дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М и стратегического ракетоносца Ту-160.
    «Покоряя небо звуком»
    С 1981 года УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф для одного из лучших истребителей мира – многоцелевого Су-27. Последняя модификация этого двигателя – АЛ-31ФП оснащена системой управления вектором тяги. Это качественно другой двигатель переходного поколения, предназначенный для сверхманевренных истребителей Су-30. УМПО является одним из ведущих производителем подобного двигателя в серийном исполнении.
    В 2000 году освоено серийное производство турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436ТП конструкции Ф.М. Муравченко для многопрофильного, многоцелевого реактивного самолета-амфибии Бе-200, а двигатель Д-436Т1 предназначен для самолета Ту-334.
    Постановлением Правительства Российской Федерации ОАО «УМПО» включено в состав предприятий, задействованных в производстве авиадвигателя пятого поколения.
    В 2006 году в объединении осваивается серийное производство двигателя АЛ-55 для учебно-тренировочного самолета HJT-36.
    В 2010 году в воздух поднялся российский истребитель 5-го поколения ПАК ФА (Т-50) с двигателями, в создании которых принимает участие объединение. Знаменательно, что первый полет этот самолет совершил в том же году, когда УМПО отмечает свое 85-летие.

    У истоков биографии

    Предприятие основано в 1925 году. 17 июля 1925 года Совет Труда и обороны принял постановление о строительстве в городе Рыбинске Ярославской области завода по производству авиационных моторов, получившего №26. За 1928 год завод №26 выпустил первые десять авиационных моторов “M-17”.

    15 июля 1931 года Политбюро ЦК ВКП/б приняло решение о строительстве моторного завода в городе Уфе. Он предназначался для выпуска комбайновых моторов. Руководством республики была выделена площадка под строительство возле села Богородское и 6 августа состоялась закладка фундамента.

    Строительство завода – дело необычайно трудное и сложное. Во всем преобладал ручной труд, сначала не имелось ни машин, ни механизмов. Строительная площадка раскинулась широко. Первыми промышленными объектами были намечены малолитейный, кузнечный и инструментальный цехи. С расчисткой площадки сразу же закладывались их фундаменты.

    Одновременно строились жилье, почта, телеграф, телефонная станция, прокладывалось шоссе до города Уфы, железная дорога до станции Черниковка. За первый же год выстроили почти сто бараков, а также палаточный городок. Многие из рабочих, прибывших на стройку, сначала не имели ни опыта, ни квалификации, но трудились самоотверженно, с энтузиазмом. Новое дело радовало и увлекало.

    С самого начала работ, в октябре 1931 года, приказом по ВСНХ Уфимскому моторному заводу было присвоено имя М.С. Михайлова – Иванова.

    За 1935 год на Уфимском моторном заводе изготовлены первые десять бензиновых моторов “У – 5” и пять дизельных моторов “Коджу”. В то же время завод №26 освоил производство авиационного мотора, который положил начало целому ряду типов и модификаций. С началом серийного выпуска комбайновых моторов постепенно нарастало их производство. Одновременно продолжались и строительные работы. Заметно увеличивались производственные площади.

    В 1936 году выпущено 2000 комбайновых моторов и дизелей. С каждым годом их выпуск нарастал. С 1940 года моторному предстояло выйти на полною проектную мощность и коллектив ударной стройки ударными темпами шел к намеченной цели. В 1940 году Уфимский моторный завод освоил авиационный двигатель “M – 105”, став дублером завода №26. С головного завода в Уфу прибыла группа специалистов. Они принесли на завод большой опыт, знание дела, умение преодолевать трудности.

    В считанные месяцы завод окреп и вырос, стал одним из крупных предприятий страны. Здесь сложился дружный боевой коллектив рабочих и специалистов, способных решать сложные задачи не только в условиях мирного времени.

    III . Грозные годы

    В начале Великой Отечественной войны завод из города Рыбинска был эвакуирован на площади Уфимского моторного завода. В декабре 1941 года они объединились в Государственный завод №26, в состав которого также вошел ряд предприятий Уфы и эвакуированных из Ленинграда, Москвы, Воронежа. Строительство жилья и производсвенных корпусов не прекращалось ни днем, ни ночью. Работники завода проявляли стойкость и выдержку, обеспечивали порядок и дисциплину. Призыв партии сделать все для фронта и победы был воспринят тружениками завода как боевой приказ. Испытывая невероятные лишения и трудности, недосыпая и недоедая, они шли на работу, как в бой, трудились по - гвардейски и добивались выдающихся результатов. Каждый месяц количество выпускаемых изделий нарастало. Процесс сложения сил нескольких предприятий в единый мощный завод – гигант был необычайно сложным. В мирное время на это ушли бы годы. В войну с этим справились за недели. На заводе успешно строились новые корпуса, монтировалось оборудование, постепенно наращивая выпуск продукции для фронта. Рабочие и служащие ежемесячно отчисляли в фонд обороны однодневный и двухдневный заработок. С большим подъемом в цехах завода шла подписка на военные займы. Коллектив завода поддерживал тесную связь с фронтовиками, так эксплутационно – ремонтный отдел посылал своих рабочих и специалистов в боевые части на фронт. Их задача состояла в том, чтобы на месте восстанавливать поврежденные моторы. В самые горячие дни битвы за Москву группа заводских работников была прикомандирована к фронтовому поезду. Каждый из вагонов представлял собою цех – механический, сборочный, испытательный. Работа кипела дни и ночи.

    По заказу маршала К. Е. Ворошилова заводчане изготовили для воинов дивизии одежду, обувь, пулеметные тачанки, повозки и другое снаряжение. Молодые труженики завода день за днем вершили трудовые подвиги. Сердцем они рвались в бой, но их фронт проходил здесь – на заводе, у станка, у автоматической линии. Геройски трудились на заводе и подростки. Рождая массовый героизм, война будила и творческую мысль, активизировала научно – технический поиск, разжигала творческое горение.

    К концу войны наша страна окрепла не только в военном отношении, стало легче и с продуктами питания. Завод начал постепенно передавать свои совхозы Башкирскому тресту совхозов. Позже у завода остался лишь Максимовский совхоз, который именовался подсобным хозяйством.

    Сталинградская эпопея, огненная Курская дуга, битва за Днепр знаменовали собой блестящие успехи советских войск. В их победах уфимские моторостроители с гордостью ощущали и долю своего труда. В Великую Отечественную войну завод 23 раза завоевывал Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета обороны, оставленное ему на вечное хранение.

    . Марш новых пятилеток

    Вот отгремела и отполыхала война. Отпраздновав победу, моторостроители приступили к полной реконструкции цехов, готовили их к выпуску новейшей техники, к массовому производству продукции для народного хозяйства и широкого потребления. Незадолго до окончания войны завод получил задание: одним из первых в стране освоить серийное производство совершенно новых турбореактивных двигателей. Переход к такому производству явился подлинным техническим переворотом, завод столкнулся с новыми технологиями, мало изученными и у нас, и за рубежом. В 1945 году завод удостоен ордена Боевого Красного Знамени “За выполнение заданий правительства по производству авиационных двигателей”. Начато освоение реактивных двигателей “РД – 10”.

    С каждым годом страна требовала все больше и больше новой техники. Более совершенной. Более мощной. Более экономичной. За 1954 год освоено производство узлов к вертолету “Ми – 1”, в дальнейшем к вертолетам “Ка – 26”, “Ми – 6” и др. Увеличивается выпуск товаров народного потребления. В 1956 году завод освоил серийный выпуск токарно – винторезных станков модели “ТВ – 320”. 1958 год ознаменован началом выпуска жидкостных ракетных двигателей. Уже к концу 1962 года завод приступил к изготовлению двигателя семейства “Р11Ф – 300” для самолетов ”МиГ” и “Су”. 1965 год положил начало организации производства моторов к автомобилю “Москвич – 412”. Производство идет успешно, за что завод удостаивается правительственной награды. Начинается конвейерная сборка автомобильных моторов.

    Производство автомобильных моторов – серьезная веха в истории моторного завода. Отличное качество этих моторов находит подтверждение не только у нас в стране, но и за рубежом. В 1969 – 1970 г.г. – автомобили “Москвич – 412” с двигателем УМЗ успешно выступили на международных ралли Лондон – Сидней и Лондон – Мехико. Правительственные награды идут одна за другой: Ленинская юбилейная почетная грамота, второй орден Ленина “За успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники”, Юбилейный почетный знак ЦК КПСС Президиума Верховного совета СССР. На что коллектив

    завода отвечает еще большей производительностью труда и внедряет в производство еще более новые разработки.

    12 января 1978 года Уфимский Моторостроительный Завод преобразован в Уфимское моторостроительное производственное объединение – УМПО. Освоение выпуска новой техники идет полным ходом. Начат выпуск турбореактивного двигателя “P95Ш”, “АЛ – 31Ф” для истребителей. С 1986 – 1988 г.г. на самолетах “Су – 27” с двигателем “АЛ – 31Ф” установлено 17 мировых авиационных рекордов.

    Не отстает в модернизации и производство автомобильных моторов. Также начато освоение изготовления двигателя для гражданской авиации.

    8 февраля 1993 года предприятие зарегистрировано в качестве акционерного общества “Уфимское моторостроительное производственное объединение”.

    . АО УМПО – сегодня.

    Предприятие расположено на пяти изолированных производственных площадках на территориях Калининского района г. Уфы и Благовещенского района Республики Башкортостан.

    В его состав входят: авиационное производство, заводы – автомобильных моторов, машиностроительный и инструментальный.

    Основные направления его деятельности: производство авиадвигателей, приводов для газоперекачивающих и энергетических установок, узлов и агрегатов для вертолетов, автомобильных двигателей, бензодвигателей, снегоходов, водных мотоциклов, мотоблоков, токарных станков, игл для медицинских шприцев разового применения, медицинских инструментов, электрообогревателей, широкой гаммы товаров повседневного спроса.

    За 76 лет существования предприятие выпустило авиационных моторов и двигателей 51 модель и модификацию, разработанных конструкторами В.Я. Климовым, А.А. Микулиным и др. Они устанавливались на 168 типах и модификациях самолетов военной и гражданской авиации – всемирно известных “МИГ – 15”, “ИЛ – 28”, “CУ – 27”, “Ту – 160” и много других.

    В 49 – ти странах мира эксплуатируются авиационные двигатели марки УМПО.

    “Р – 95Ш”, выпускаемый объединением, признан самым надежным двигателем в своем классе, его наработка на отказ в 5 – 10 раз превышает аналогичный показатель подобных изделий.

    C 1958 по 1990 г.г. предприятие выпускало жидкостные ракетные двигатели.

    Объединение имеет лицензию на производство авиационной техники. Производство сертифицировано. Внедрена система качества, отвечающая требованиям международных стандартов серии ISO – 9001.

    Значительную долю составляет выпуск гражданской продукции и наукоемких товаров народного потребления. Объединением изготовлено свыше 150 тыс. комбайновых моторов, более 3,5 млн. малолитражных бензиновых двигателей семейства “ЗИД – 4,5”, “УМЗ – 5”, около 135 тыс. мотоблоков, более 9 тыс. снегоходов.

    С 1965 года предприятие произвело свыше 8 млн. автомобильных двигателей. В последнее время выпускаются двигатели с рабочим объемом 1.6; 1.7; 1.8 и 2.0 л.

    ОАО УМПО имеет около 50 – ти крупных заказчиков в России и за рубежом – в Индии, Китае, Вьетнаме, Южной Корее.

    Сегодня ОАО “Уфимское Моторостроительное Производственное Объединение” является крупнейшим в

    России двигателестроительным предприятием. Это подтверждается неизменно высокими рейтингами,

    которые занимает Общество. По результатам прошлого года авторитетный альманах “Коммерсант-

    признается лучшим отечественным экспортером.

    В 2003 году по объему реализации продукции УМПО заняло 11-е место среди машиностроительных

    предприятий. По тепам прироста объема реализации - в числе 20 наиболее динамично развивающихся

    компаний России.

    Марка серийного авиадвигателестроительного предприятия в мире очень высока. Это наглядно

    продемонстрировали и состоявшийся в прошлом году 45-й авиасалон в Ле-Бурже (Франция),

    МАКС-2003 и международный салон “Двигатель-2004”. Продукция с маркой УМПО всюду вызывает

    повышенный интерес. Это неслучайно. УМПО стал первым и единственным в мире предприятием,

    освоившим выпуск двигателя АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги (успешно завершены длительные

    испытания двигателя АЛ-31ФП с поворотным вектором тяги на ресурс 1000 часов).

    В октябре прошлого года на Международном аэрокосмическом салоне и выставке военно-морских


    УМПО, в составе самолета СУ-30.

    Введен в эксплуатацию газотурбинный привод Д-336-2Т в составе реконструированного

    газоперекачивающего агрегата на компрессорной станции КС “Волхов” ООО “Лентрансгаз”.

    Руководство УМПО создает мощную промышленную основу для выпуска стационарного

    газоэнергетического оборудования. Сейчас возводится новая испытательная станция, которая позволит

    проводить автономные испытания не только полноразмерного газоперекачивающего двигателя, но и

    камер сгорания. Создается промышленный комплекс по производству блочных электростанций, основу

    которых будут составлять газотурбинные приводы АЛ-31СТЭ.

    Значительный объем услуг оказывается зарубежным партнерам. Правительство страны заключило

    контракт на поставку в Малайзию 18 многоцелевых самолетов СУ-30МКМ. С помощью России активно

    наращивает свой потенциал и Индонезия. В прошлом году представители УМПО провели насыщенные

    переговоры с этими двумя динамично развивающимися странами.

    двигателей для учебно-тренировочных самолетов ВВС Индии с французской кампанией ”Snecma”.

    Это убедительно доказывает, что завод может на равных конкурировать с известными иностранными

    фирмами. В 2005 году первый двигатель должен быть поставлен на стендовые испытания.

    Продолжается освоение двигателя Д-436 в вариантах ТП и Т1 для пассажирского самолета ТУ-334 и

    гидросамолета Бе-200.

    Увеличивается выпуск товаров народного потребления. В прошлом году запущен новый снегоход “Рысь-

    500+”, отныне выпускающийся серийно.

    Список используемой литературы.

    1. Иван Сотников, Михаил Воловик. Наша с тобой биография. 1985 год.

    2. ОАО “Уфимское Моторостроительное объединение”. 2000 год.

    ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» — крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России. Здесь работают более 20 тысяч человек. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности. УМПО серийно выпускает турбореактивные двигатели АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35С, двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для семейств Су-27 и Су-30, отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми», газотурбинные приводы АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром». Под руководством объединения ведется разработка перспективного двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50). УМПО участвует в кооперации по производству двигателя ПД-14 для новейшего российского пассажирского самолёта МС-21, в программе производства вертолётных двигателей ВК-2500, в реконфигурации производства двигателей типа РД для самолётов МиГ.

    1. Сварка в обитаемой камере «Атмосфера-24» Интереснейшим этапом производства двигателя является аргонодуговая сварка наиболее ответственных узлов в обитаемой камере, обеспечивающая полную герметичность и аккуратность сварного шва. Специально для УМПО ленинградским институтом «Прометей» в 1981 году создан один из крупнейших в России участок сварки, состоящий из двух установок «Атмосфера-24».

    2. По санитарным нормам рабочий может проводить в камере не более 4,5 часов в день. С утра — проверка костюмов, медицинский контроль, и только после этого можно приступать к сварке. 3. Сварщики отправляются в «Атмосферу-24» в легких космических скафандрах. Через первые двери шлюза они проходят в камеру, им прикрепляют шланги с воздухом, закрывают двери и подают внутрь камеры аргон. После того, как он вытеснит воздух, сварщики открывают вторую дверь, заходят в камеру и начинают работать. 4. В безокислительной среде чистого аргона начинается сварка конструкций из титана. 5. Контролируемый состав примесей в аргоне позволяет получить качественные швы и повысить усталостную прочность сварных конструкций, обеспечивает возможность подварки в самых труднодоступных местах за счет применения сварочных горелок без использования защитного сопла. 6. В полном облачении сварщик, действительно, похож на космонавта. Чтобы получить допуск к работе в обитаемой камере, рабочие проходят курс обучения, вначале они в полной экипировке тренируются на воздухе. Обычно двух недель достаточно, чтобы понять, годится человек для такой работы или нет — нагрузки выдерживает далеко не каждый. 7. Всегда на связи со сварщиками — специалист, следящий за происходящим с пульта управления. 8. Оператор управляет сварочным током, следит за системой газоанализа и общим состоянием камеры и работника. 9. Ни один другой способ ручной сварки не даёт такого результата, как сварка в обитаемой камере. Качество шва говорит само за себя. 10. Электронно-лучевая сварка. Электронно-лучевая сварка в вакууме — полностью автоматизированный процесс. В УМПО он осуществляется на установках Ebokam. Одновременно сваривается два-три шва, причём с минимальным уровнем деформации и изменением геометрии детали. 11. Один специалист работает одновременно на нескольких установках электронно-лучевой сварки. 12. Детали камеры сгорания, поворотного сопла и блоков сопловых лопаток требуют нанесения теплозащитных покрытий плазменным способом. Для этих целей используется робототехнический комплекс ТСЗП-MF-P-1000. 13. Инструментальное производство В составе УМПО 5 инструментальных цехов общей численностью около 2500 человек. Они занимаются изготовлением технологического оснащения. Здесь создают станочные приспособления, штампы для горячей и холодной обработки металлов, режущий инструмент, мерительный инструмент, пресс-формы для литья цветных и черных сплавов. 14. Производство пресс-форм для лопаточного литья осуществляется на станках с ЧПУ. 15. Сейчас для создания пресс-форм нужно всего два-три месяца, а раньше этот процесс занимал полгода и дольше. 16. Автоматизированное средство измерения улавливает мельчайшие отклонения от нормы. Детали современного двигателя и инструмента должны быть изготовлены с предельно точным соблюдением всех размеров. 17. Вакуумная цементация. Автоматизация процессов всегда предполагает уменьшение затрат и повышение качества выполняемых работ. Это относится и к вакуумной цементации. Для цементации — насыщения поверхности деталей углеродом и повышения их прочности — используются вакуумные печи Ipsen. 18. Для обслуживания печи достаточно одного работника. Детали проходят химико-термическую обработку в течение нескольких часов, после чего становятся идеально прочными. Специалисты УМПО создали собственную программу, которая позволяет осуществлять цементирование с повышенной точностью. 19. Литейное производство Производство в литейном цехе начинается с изготовления моделей. Из специальной массы прессуются модели для деталей разных размеров и конфигураций с последующей ручной отделкой. 20. На участке изготовления выплавляемых моделей работают преимущественно женщины. 21. Облицовка модельных блоков и получение керамических форм — важная часть технологического процесса литейного цеха. 22. Перед заливкой керамические формы прокаливаются в печах. 23. Керамическая форма прокалена — далее её ждёт заливка сплавом. 24. Так выглядит залитая сплавом керамическая форма. 25. «На вес золота» — это о лопатке с монокристаллической структурой. Технология производства такой лопатки сложная, но и работает эта дорогая во всех отношениях деталь гораздо дольше. Каждая лопатка «выращивается» с использованием специальной затравки из никеле-вольфрамового сплава. 26. Участок обработки полой широкохордной вентиляторной лопатки Для производства полых широкохордных вентиляторных лопаток двигателя ПД-14 — движущей установки перспективного гражданского самолёта МС-21 — создан специальный участок, где осуществляется вырезка и механическая обработка заготовок из титановых плит, окончательная механическая обработка замка и профиля пера лопатки, включая его механическую шлифовку и полировку. 27. На четырёхкоординатном горизонтальном обрабатывающем центре внедрена технология окончательной обработки торца пера лопатки на приспособлении, спроектированном и изготовленном в УМПО, — ноу-хау предприятия. 28. Комплекс производства роторов турбины и компрессора (КПРТК) — это локализация имеющихся мощностей для создания основных составляющих элементов реактивного привода. 29. Сборка роторов турбины — трудоёмкий процесс, требующий особенной квалификации исполнителей. Высокая точность обработки соединения «вал-диск-носок» — гарантия долгосрочной и надёжной работы двигателя. 30. Многоступенчатый ротор собирается в единое целое именно в КПРТК. 31. Балансировку ротора осуществляют представители уникальной профессии, которой в полной мере можно овладеть только в заводских стенах. 32. Производство трубопроводов и трубок Чтобы все агрегаты двигателя слаженно функционировали — компрессор нагнетал, турбина крутилась, сопло прикрывалось или открывалось, нужно подавать им команды. «Кровеносными сосудами» сердца самолёта считаются трубопроводы — именно по ним передаётся самая разная информация. В УМПО есть цех, который специализируется на изготовлении этих «сосудов» — разнокалиберных трубопроводов и трубок. 33. На мини-заводе по производству трубок требуется ювелирная ручная работа — некоторые детали являются настоящими рукотворными произведениями искусства. 34. Многие операции по трубогибу выполняет и станок с числовым программным управлением Bend Master 42 MRV. Он гнёт трубки из титана и нержавеющей стали. Сначала определяют геометрию трубы по бесконтактной технологии с помощью эталона. Полученные данные отправляют на станок, который производит предварительное сгибание, или на заводском языке — гиб. После производится корректировка и окончательный гиб трубки. 35. Так выглядят трубки уже в составе готового двигателя — они оплетают его, как паутина, и каждая выполняет свою задачу. 36. Окончательная сборка. В сборочном цехе отдельные детали и узлы становятся целым двигателем. Здесь трудятся слесари механосборочных работ высочайшей квалификации. 37. Собранные на разных участках цеха крупные модули стыкуются сборщиками в единое целое. 38. Конечным этапом сборки является установка редукторов с топливно-регулирующими агрегатами, коммуникаций и электрооборудования. 39. Производится обязательная проверка на соосность (для исключения возможной вибрации), центровка, так как все детали поставляются из разных цехов. 40. После предъявительских испытаний двигатель возвращается в сборочный цех на разборку, промывку и дефектацию. Сначала изделие разбирают и промывают бензином. Затем - внешний осмотр, замеры, специальные методы контроля. Часть деталей и сборочных единиц направляется для такого же осмотра в цехи-изготовители. Потом двигатель собирают вновь — на приёмо-сдаточные испытания. 41. Слесарь-сборщик собирает крупный модуль. 42. Слесари МСР выполняют сборку величайшего творения инженерной мысли XX века — турбореактивного двигателя — вручную, строго сверяясь с технологией. 43. Управление технического контроля отвечает за безупречное качество всей продукции. Контролёры работают на всех участках, в том числе — и в сборочном цехе. 44. На отдельном участке собирают поворотное реактивное сопло (ПРС) — важный элемент конструкции, отличающий двигатель АЛ-31ФП от его предшественника АЛ-31Ф. 45. Ресурс работы ПРС — 500 часов, а двигателя — 1000, поэтому сопел нужно делать в два раза больше. 46. На специальном мини-стенде проверяют работу сопла и его отдельных частей. 47. Двигатель, оснащённый ПРС, обеспечивает самолёту большую манёвренность. Само по себе сопло выглядит довольно внушительно. 48. В сборочном цехе имеется участок, где выставлены эталонные образцы двигателей, которые изготавливались и изготавливаются последние 20-25 лет. 49. Испытания двигателей. Испытание авиационного двигателя — завершающий и очень ответственный этап в технологической цепочке. В специализированном цехе осуществляются предъявительские и приёмо-сдаточные испытания на стендах, оснащённых современными автоматизированными системами управления технологическими процессами. 50. В ходе испытаний двигателя используется автоматизированная информационно-измерительная система, состоящая из трех компьютеров, объединенных в одну локальную сеть. Испытатели контролируют параметры двигателя и стендовых систем исключительно по показаниям компьютера. В режиме реального времени производится обработка результатов испытания. Вся информация о проведенных испытаниях хранится в компьютерной базе данных. 51. Собранный двигатель проходит испытания согласно технологии. Процесс может занимать несколько суток, после чего двигатель разбирают, промывают, дефектируют. 52. Вся информация о проведённых испытаниях обрабатывается и выдаётся в виде протоколов, графиков, таблиц, как в электронном виде, так и на бумажном носителе. 53. Испытательные установки и системы, разработанные и внедрённые в ОАО «УМПО», не уступают зарубежным аналогам. 54. Внешний вид испытательного цеха: когда-то гул испытаний будил всю округу, теперь наружу не проникает ни один звук. 55. Цех № 40 — место, откуда вся продукция УМПО отправляется заказчику. Но не только — здесь осуществляется окончательная приёмка изделий, агрегатов, входной контроль, консервация, упаковка. 56. Двигатель АЛ-31Ф отправляется на упаковку. 57. Двигатель ожидает аккуратное обёртывание в слои упаковочной бумаги и полиэтилена, но это не всё. 58. Двигатели помещаются в спроектированную для них специальную тару, которая маркирована в зависимости от типа изделия. После упаковки идёт комплектация сопроводительной технической документацией: паспортами, формулярами и пр.