Древние славянские игры. Русские народные игры и забавы

  • Дата: 23.09.2019

Познание мира начинается с игры. Мы, маленькие, ещё в неосознанном возрасте играем, чтобы познать мир. Поэтому то, во что играют дети, и то, как они играют – говорит, какие из них вырастут взрослые. А если придерживаться выражения “дети – это настоящие люди, а взрослые – то, что от них осталось”– играйте и тогда, когда станете взрослыми, и не останавливайтесь. Лучше, если вы будете играть всю жизнь. Это полезно, и, к тому же, делает нас лучше.

Что же осталось в наше время от древних игр наших маленьких предков? Пусть только для самых маленьких, но всё же любопытных современников остались “Салки-ловишки” всевозможных видов (“Салки-приседалки”, “Колдунчики”, “ Пристеночки”), “Прятки”, поистине бессмертная игра всех без исключения детей, “Казаки-разбойники” в десятках вариантов, “ Двенадцать палочек”, “Лунки”, “ Ножички”, “ Классы”, в которые, кстати, раньше играли только мальчики, “ Волк во рву”, “Гуси-лебеди и волк”, “Колечко”, “На златом крыльце сидели”, “Шёл козёл по лесу”.

Все эти игры популярны ныне разве только в детских садах и младших классах школы, но, тем не менее, они живут, и, надеемся, будут жить и дальше.

“Волк и дети”

Один из играющих — Волк, сидит в стороне, подперев лицо руками. Дети бегают перед ним, распевая песенку и делая вид, что собирают ягоды:

Щипаю, щипаю по ягодку,
По чёрною смородину.
Батюшке на вставчик,
Матушке на рукавчик.
Серому волку
Травки на лопату.

С последними словами дети бросают в волка траву и разбегаются. Он ловит, пойманный делается волком.

“Колдун”

В двух разных местах чертятся два города, шагах в сорока от играющих. Между ними — Колдун. Дети перебегают из одного города в другой, а Колдун их ловит и делает своими пленниками. Первого “запятнанного” Колдун делает Сторожем. Сторож следит за тем, чтобы играющие не освободили пленников, запятнав их. Играющие же, стараются завлечь Колдуна в другую сторону, чтобы он не знал, на кого напасть. Когда все играющие запятнаны, Колдуном становится последний пойманный.

“Горелки”

Сначала выбирают водящего. Он называется Огарыш или Горелка. Позади него на расстоянии 80-160 см парами выстраиваются играющие. Они распевают:

“Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Глянь на небо!
Птички летят,
Колокольчики звенят!”

В это время последняя, задняя пара, отделяется от всех и идёт шагом вперёд, разъединившись, один — направо, другой — налево. Поравнявшись с Горелкой, они бегут со всех ног, стараясь схватиться за руки. Горелка старается поймать кого-то из них или коснуться ладонью. Пойманный становится с водящим в одну пару, а тот, кто остался, становится Горелкой.

Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.

Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов. Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян – один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр. На Руси умели и работать и весело отдыхать.
Славянские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.

Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. “Сундучок с играми” – расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарем для игр. Спортивные отлично сочетаются с интеллектуальными!

Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:

игры, отражающие отношения человека и Природы
игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
игры по религиозно-культовым мотивам
игры на находчивость, быстроту и координацию
игры на силу и ловкость
военные игры

Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то из представленных далее народных игр подойдут сразу к нескольким категориям. Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего. Детские игры – полны смеха, радости и движения

Зазывалки

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
Чижик-пыжик воробушек, По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать….
Или:
Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:
Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить! В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку. Считалки Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре:
Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять Вышел красный месяц А за ним – луна, поводи одна. Шесть, семь, восемь, девять, десять Царь решил меня повесить А царица не дала И повесила царя.

Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена. Современные игроделы могут солидно называть ее “механизмом случайного распределения ролей”. Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос, откуда же берутся для них темы? При их создании дети часто используют мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирается то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, и убирается все лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику. Считалки могут начинаться как загадки:
Сидела баба на пече, на каленом кирпиче, Не могла стерпеть, начала пыхтеть….
Или как сказки:
Жили-были два гуся….
Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” – это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.

Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:
Мати, мати, Что вам дати?
и спрашивают, кто из них кого выбирает:
Какого коня – сивого Или златогривого?
Или:
За печкой заблудился Или в стакане утопился? И т.д.
Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд – своего рода “игра перед игрой”, и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры (даже перед большинством компьютерных).
Конечно, далеко не все нынешние подростки играли в народные игры – хватает иных развлечений. Многие просто не знают, что это такое. Но не утратить народные традиции, сохранить самобытные игры для следующих поколений есть одной из наиглавнейших целей нашей культуры, ведь именно играми Наши Предки воспитывали сильных, ловких, мудрых и храбрых людей.

Игры по религиозно-культовым мотивам

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некое своеобразное мировосприятие, делающее игры подобной тематики живыми и яркими.

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку.
Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
Детали:
Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Черти в аду

Эта игра – разновидность пятнашек. На земле чертят параллельные линии на расстоянии 2 метров, и называется это пространство Адом. Внутри него бегают двое водящих, взявшись за руки - черти. Все остальные участники стоят по разные стороны Ада и стараются перебежать через него на другую сторону. Тех, кого запятнали, тоже становятся чертями.
Детали:
Чертям запрещено отпускать руки друг-друга.

Дедушка-рожок

В наше время игра известна под названием “колдунчики”. Выбранному по жребию водящему, в данном случае дедушке-рожку (колдуну), отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома – на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем.
Дедушка-рожок из своего дома спрашивает:
- Кто меня боится?
- Никто! - отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:
- Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!
Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.

Современный вариант игры в “колдунчики”. На роликовых коньках
Пока дедушка-рожок занят ловлей кого-нибудь из бегущих, пойманных им игроков могут выручать их товарищи. Для этого надо подбежать к дому колдуна и дотронуться рукой до пойманного. Этот игрок считается расколдованным. Он может покинуть дом и присоединиться к своей прежней группе. Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым.
Детали:
Пойманный колдуном игрок, желающий, чтобы его расколдовали, должен вытянуть в стороны руки со словами: “Чай-чай, выручай!”

Другие игры подобной тематики:

Пахари и Жнецы;
Иван-косарь и звери;
Люлька.

Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.
В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

Кулачный бой

Для многих читателей будет удивительным, но в кулачных боях на Руси участвовали и дети. Конечно, они бились не с взрослыми, а между собой, “для затравки”.
В одном из видов подобных игр главное место занимало контактное противоборство “бойцов”. Допускались удары кулаками (обычно из поражаемой зоны исключались лицо и пах), захваты тела и одежды соперников и приемы борьбы. Играющие делились на две команды. Столкновение обеих партий проходило на открытом пространстве, и в итоге надо было захватить противника в плен или обратить в бегство, что делало игру похожей на традиционные кулачные бои взрослых. “Бойцы”, упавшие или поваленные на землю, считались “убитыми” и выбывали из игры.

Как один из вариантов этого вида игры в войну можно рассматривать игру в “снежки”, когда одна команда мальчишек состязалась с другой в кидании друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор, пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдержав обстрела противника. Либо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок, пораженный снежком, мог считаться “убитым” или “раненым” и выбывал из дальнейшей игры. Или продолжал в ней участвовать (в случае “ранения”), но с ограничениями. Тяжесть “ранения” определялась местом попадания снежка. Раненый в ногу мог передвигаться теперь, только скача на здоровой ноге и т.д.

Палочный бой

В еще одной разновидности игры в войну соперники фехтовали деревянным оружием: “шпагами”, “мечами”, палками. Правила “ранений” в этой игре были сходны с правилами “снежков”. Выключались из игры и “пленные”, захваченные соперничающей партией. Категорически запрещалось умышленно поражать “оружием”, голову, шею и пах. Противоборство велось до тех пор, пока все играющие одной из сторон не были “убиты”, “ранены тяжело”, “взяты в плен” или обращены в бегство.

Казаки-разбойники

При игре в еще одну распространенную военную игру – “казаки-разбойники”, одна из команд (“разбойники”) должна была прятаться, а вторая (“казаки”) ее искать и преследовать. “Разбойники” в ходе игры стремилась разными способами запутать противника, усложнить ему поиск. При встрече обеих команд или их отдельных представителей условия игры предусматривали как прямое рукопашное противоборство, так и бой деревянным оружием, “перестрелку”, “взятие в плен”.

Взятие крепости

Последний, рассматриваемый в этой статье вид игры в “войнушку” требовал предварительных приготовлений. Каждая соперничающая сторона возводила неподалеку друг от друга укрепления, “крепости”. Материалы для них могли быть самые разные зимой – снег и куски льда, летом дерево: доски, ветки, бревна. Команды обстреливали друг друга снежками, льдинами, мешочками с песком или травой, либо предпринимали “штыковые” атаки на укрепления противника, в ходе которых допускались рукопашный бой и фехтование палками. Победившая партия старалась, как правило, разрушить “крепость” противника.

Другие игры подобной тематики.

Создавая игры, русский народ вкладывал в них глубокий смысл - это и учеба, и труд, и воспитание. Подвижные игры развивают ловкость, гибкость, силу, воспитывают богатырский дух, к тому же заставляют думать. Народные игры вызывают чувство единения, товарищества.

Взятие городка

Взятие городка - На пригорке люди строят укрепление из дрёвен и сучьев, зимой - из снега. Это будет городок. Все дамы от мала до велика становятся защитниками крепости и находятся внутри городка. Мужчины делятся на всадников и коней и начинают наступать. Задача мужчин разрушить крепость, проникнуть внуть и захватить знамя. Сложность в том, что всё это время нужно быть на коне, если же наездника сбрасывают или он падает сам, то он вылетает из игры. Задача девушек защитить знамя и не дать его захватить. Для защиты знамени женщины могут использовать палки обмотанные шкурами, получается некая дубина, набитые соломой мешки и снежки зимой. Игра продолжается пока атакующие не захватят знамя или же не откажутся от этой идеи. Вбольшинстве случаев игра затягивается, ведь всадник который захватил флаг удостаивается чести перецеловать всех дам в крепости.

Коняшки

Коняшки - игроки делятся на две команды - два войска. Внутри команды происходит деление на всадников и коней. Всадниками чаще всего бывают женщины. Задача игроков - вывести из равновесия другую пару. Выигрывает та команда в кторой всадники останутся в "седле".
Христиане, насмотревшись из-за кустов за подобными игрищами, насочиняли затем страшные сказки о «скачущих ведьмах», загоняющих людей до смерти.

Ящер

В этой игре в роли ящера выступает юноша - он владыка подземного мира. Вкоруг него участники становятся кружком. Ярещеру завязывают глаза и вокруг него начинают водить хоровод, припевая песню:

Сидит ящер,
Орехи лущит
Под ореховым кустом
Чок-чок, пятачок,
Сидит ящер - дурачок.

«Ящер» :
Жениться хочу!

Возьми себе девку
Девку молодую.

«Ящер»:

Кто она такая,
Как её зовут
И откуда привезут?

Хор:
Вот она!

«Ящер», пальцем показывает жертву, не снимая повязки. Если выбранный игрок оказывается юноша, то он занимает место «ящера». Если девушка, то «ящер» несёт «топить» её к ближайшей речке. Пока ящер несёт девушку к воде она может откупиться поцелуем или подождать пока ящер устанет. Всё зависит от желания девушки.

Моргалочки

Участники образуют двойной круг, то есть за каждым человеком стоит второй - его пара. Один участник остаётся без пары.
Цель игрока без пары переманить себе игока стоящего во внутреннем круге, незаметно подмигнув ему. Если же игрок стоящий во внешнем круше не заметит подмигивания то он выходит в центр, а его место занимает водила.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место: -Дорогие, а мы к вам пришли! Другая повторяет этот маневр со словами: -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? Начинается диалог: -Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то: -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается: -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда! Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит . Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой , должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж . В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

...

Все люди, начиная с древности, создавали различные игры для развлечения и для проведения досуга. Древний русский народ, славяне, вкладывали в игры более глубокий смысл. Они создавали их не только для развлечений, но и для обучения и воспитания. Ведь все игры что-то развивают. Подвижные – ловкость и гибкость, воспитывают богатырский и командный дух, а некоторые даже развивают мыслительные процессы.

Обратимся к некоторым таким играм древних славян.

Очень популярной игрой была игра, которая имела название «Взятие городка ». На возвышенности народ строил укрепления из бревен и сучков, зимой, естественно, это были снежные постройки. Эти построения и считались городками. Все женщины были защитниками этой крепости и находились внутри ее. Мужчины же делились на всадников и коней. После того, как все роли были распределены, начиналось наступление. Задача этой игры была такая – нужно было проникнуть в городок противника и заполучить его знамя. На первый взгляд, игра очень простая и увлекательная, но в ней было много сложностей. Во-первых, всадники должны были всегда находиться на своем коне. Если же конь теряет всадника, или всадник теряет коня, то оба они выходят из игры. Задача дам – не дать украсть знамя. Они всячески отбивают его и защищают, используя при этом все подручные средства. Игра считается законченной, если знамя противника захвачена. Но такое состязание может затянуться, потому что приз за выигрыш очень привлекателен. Всадник, который захватил знамя, вправе расцеловать всех девушек-защитниц в крепости противника.

Еще одна не менее веселая игра«Моргалочки» . Игра заключается в том, чтобы переманить на свою сторону другого игрока, подмигнув ему. Люди становятся в два круга, внутренний и внешний, а один человек остается без пары. Он должен встать в середину и подмигивать остальным во внутреннем кругу. Если же человек из внешнего круга не заметил, что его паре подмигнут водила, то тот игрок встает на место водилы.