Глагол его основные грамматические категории. Грамматические категории русского глагола

  • Дата: 20.09.2019

Глагольной системе старославянского языка были свойственны те же основные грамматические категории, что и современному русскому языку: лицо, число, наклонение, время, вид, залог. Некоторые глагольные формы характеризовались также категорией рода. Кроме того, в старославянском языке достаточно ощущается категория определенности – неопределенности действия, связанная с категорией вида. Разные формы одного и того же глагола, как и в современном русском языке, образовывались от разных основ. По соотношению формообразующих основ глаголы принято делить на классы. Лицо – грамматическая словоизменительная категория глагола, обозначающая отношения субъекта (а также в ряде случаев объекта) действия (процесса, качества) к говорящему лицу, собеседнику или лицу (предмету) описания (обсуждения). Категория лица также присуща личным местоимениям, но у них лицо представлено разными лексемами, а не грамматическими формами одного слова. В старославянском языке было три лица: первое, второе и третье. Изменение глагола по лицам называется спряжением. Различают спрягаемые формы глагола (которые также называются личными) и неспрягаемые формы: причастие, инфинитив и супин. Число – это грамматическая категория, способная выражать количественные характеристики. Как независимая грамматическая категория число свойственно существительным и некоторым местоимениям, остальные части речи имеют синтаксическую категорию числа: формы числа у них согласуются с формой существительного или местоимения. В старославянском языке, в отличие от современного русского языка, было не два, а три числа: единственное , множественное и двойственное . Наклонение – грамматическая категория глагола, выражающая соотнесенность действия с действительностью, с точки зрения говорящего. Оно может передавать оценку реальности отношения между действием и его субъектом, а также волю говорящего к осуществлению или к отрицанию действия. В старославянском языке так же, как и в современном русском, было три наклонения: изъявительное , констатирующее, утверждающее или отрицающее действие в настоящем, прошедшем или будущем; повелительное , выражающее волю говорящего, побуждающее кого-то стать производителем, субъектом действия; условное , обозначающее предположительное или желательное действие. Повелительное и условное наклонение были противопоставлены изъявительному как ирреальные. Ирреальные наклонения характеризовались специфическими грамматическими показателями и не имели временных форм. Морфологическими показателями изъявительного наклонения служили формы времени. Морфологическая категория времени – это система противопоставленных друг другу рядов форм, обозначающих отношение действия ко времени его осуществления. Категория времени характеризует время протекания действия (или состояния) по отношению к моменту речи (абсолютное время) или по отношению к какому-то моменту, принятому за исходный (относительное время). В старославянском языке так же, как и в современном русском, значение времени выражалось синтетическими формами и аналитически – при помощи вспомогательных глаголов. Изучение исторического развития глагольной системы славянских языков показало, что категория времени теснейшим образом связана с категорией вида. В становлении видо-временной системы можно выделить различные этапы. Вид – грамматическая категория, обозначающая границы и характер протекания действия во времени. Категория залога характеризует взаимоотношение субъекта и объекта в процессе совершения действия. Род – грамматическая категория, свойственная разным частям речи и традиционно распределяющая слова по двум или трем классам. В старославянском языке было три рода: мужской, женский, средний . Для существительных категория рода является классифицирующей (грамматической).

Вид глагола – категория, которая выражает различия в протекании действия. Эта категория различает глаголы несовершенного вида (отвечают на вопрос Что делать?: полетать) и глаголы совершенного вида (отвечают на вопрос Что сделать?: прилететь).

Переходность глагола характеризуется по сочетаемости с винительным падежом без предлога: читать книгу, смотреть фильм; непереходность глагола характеризуется несочетаемостью с винительным падежом без предлога: болеть корью.

Особую группу составляют возвратные глаголы, которые обозначены суффиксом -ся: держаться, смеяться.

Залог глагола – это категория выражает отношения между субъектом и объектом действия. Глаголы действительного залога – глаголы, при которых подлежащее называет действующее лицо: папа ест яблоко; глаголы страдательного залога выступают в пассивной конструкции, когда дополнение становится объектом действия: дверь открылась ключом.

Изъявительное – выражает действие, которое существовало, существует и будет существовать: поехал, смотрит. В этом наклонении глаголы имеют формы времени (настоящего, прошедшего и будущего), лица (1, 2 и 3) и числа.

Условное или сослагательное наклонение – действие реально не существует, оно является лишь возможным или желаемым: почитал бы. Оно образуется при помощи глагола в прошедшем времени и условной частички бы.

Повелительное наклонение – выражает просьбу, приказ или запрет, не является реальным. Образуется способом прибавления к основе настоящего времени окончания -и: принеси, подай; окончания -те: возьмите, говорите; прибавлением частиц пусть, пускай: пусть сходит, пускай уйдет.

Время – категория, которая выражает отношение действия к моменту речи. Выделяется три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Время глагола тесно связано с категорией вида: НСВ – продавать – продавал – буду продавать; СВ – продал – продам.

В предложении глагол может быть:

Простым глагольным сказуемым: Саша встал рано.
Сложным глагольным сказуемым: Она захотела спать.
Несогласованным определением: мысль уйти не радовала меня.
Безличные глаголы
В русском языке есть глаголы, которые обозначают действие без деятеля (лица), поэтому они называются безличными. Предложения с такими глаголами тоже называются безличными: В ушах звенит. На улице теплеет. Смеркается.

Понятие об ССЦ

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – это группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, образующих особую синтаксико-стилистическую единицу. Смысловые отношения, объединяющие самостоятельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами:

Лексическими (повторение в последующем предложении отдельных слов из предшествующего предложения, употребление личных и указательных местоимений, местоименных наречий затем, потом, тогда, там, так и др., выполняющих функцию особых скреп),

Морфологическими (соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых в объединяемых предложениях),

Синтаксическими (порядок слов и предложений, союзы зато, однако, так что и многие другие, употребленные в присоединительном значении, параллелизм построения), - ритмомелодическими (интонация частей и целого),

Стилистическими (анафора, эпифора, лексическое кольцо).

Примером сложного синтаксического целого, в котором использованы разные средства объединения самостоятельных предложений, может служить следующий отрывок из “Хаджи-Мурата” Л. Н. Толстого: “Когда на другой день Хаджи-Мурат явился к Воронцову, приемная князя была полна народу. Тут бил и вчерашний генерал е щетинистыми усами, в полной форме и в орденах, приехавший откланяться; тут был и полковой командир, которому угрожали судом за злоупотребления по продовольствию полка. Тут был армянин-богач, покровительствуемый доктором Андреевским, который держал на откупе водку и теперь хлопотал о возобновлении контракта. Тут была, вся в черном, вдова убитого офицера, приехавшая просить о пенсии или о помещении детей на казенный счет. Тут был и разорившийся грузинский князь в великолепном грузинском костюме, выхлопатывавший себе упраздненное церковное поместье. Тут был пристав с большим свертком, в котором был проект о новом способе покорения Кавказа. Тут был один хан, явившийся только затем, чтобы рассказать дома, что он был у князя. Все дожидались очереди и один за другим были вводимы красивым белокурым юношей-адъютантом в кабинет князя.

Какие смысловые типы текстов можно выделить

Различают три основных смысловых типа текстов:

· повествование – такой текст, в котором в основу содержания положены события, действия. Содержание таких текстов позволяет отвечать на вопросы: что делает герой (предмет)? Что делал он раньше? Что случилось потом? Как правило, в текстах-повествованиях в большом количестве представлены глаголы .

· Описание – текст, отвечающий на вопросы: какой предмет, герой и т.п.? Как делается? Ведущими частями речи для текстов-описаний являются прилагательные и наречия , позволяющие описывать предметы, действия, события, давать характеристики.

· Рассуждение позволяет аргументировано доказать мысль, обосновать точку зрения, поэтому более других типов текстов обладает оценочным значением, модальностью. Как правило, текст-рассуждение строится по схеме: тезис (мысль, которая утверждается автором) – аргументы (доказательства, примеры, иллюстрации, приводимые в подтверждение правильности мысли автора) – вывод.

План. Виды плана

План – это необходимый этап работы над текстом, соотнесенность содержания речи (устной и письменной) и ее линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей или читателей.

Планы бывают простые и сложные.

Простой план состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями.

План может быть тезисным то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста

Сложный план представляет собой более совершенную систему которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное представление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты в которых тема раскрывается более детально.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? что сделать?

Основные признаки причастия

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение признака предмета по действию. Думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый.
Б) Морфологические признаки Примеры
Сочетание в одном слове признаков глагола и прилагательного.
Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
  • переходность,
  • возвратность,
  • время.
В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) – думающий, думавший; подумать (совершенный вид) – подумавший .
Причастия имеют следующие признаки прилагательных:
· причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме); Бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие.
· причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже; Потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени.
· страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы. Допитый – допит; потерянный – потерян.
В) Синтаксические признаки Примеры
В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого. Ср.: Увлечённые, мы позабыли обо всём; Всё вокругказалось погружённым в задумчивость.
Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого. Книга раскрыта на восьмой странице.
Полные причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

1)Деепричастие - это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав? Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, вас также заинтересует причастный оборот с примерами. Правило. При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

· Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.

· Она ушла, не закрыв за собой дверь.

· Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

· Гусь, увидя детей, улетел.

· Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

2)Текст может состоять из нескольких предложений или нескольких абзацев, связанных между собой по смыслу и грамматически – формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, синонимами, конструкциями предложений.
Части текста имеют свои правила построения. По определенным правилам строится и абзац.
Слово абзац имеет два значения:
1) отступ в начале строки, красная строка;
2) часть текста между двумя отступами.
Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.
Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.
Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Последующие предложения – комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.
Таким образом, абзац состоит из абзацного зачина (основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения)
Основные фразы абзацев (абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.
Как вы заметили, с абзаца нередко пишется прямая речь (диалог), а также текст, следующий за нею (за ним).
Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное.

3)Одноро́дныечле́ныпредложе́ния - главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. Однородные члены произносятся синтонацией перечисления, как правило, располагаются контактно (непосредственно один за другим) и часто допускают перестановку. Однако перестановка возможна не всегда, поскольку первым в ряду однородных членов обычно называется то, что является первичным с логической или хронологической точки зрения или важнее для говорящего .

Присутствие однородных членов осложняет простое предложение. Отмечается также, что значительная часть предложений, осложнённых однородными членами, может быть представлена как результат «сочинительного сокращения» ряда самостоятельных предложений или сложносочинённого предложения: рус. Миша вышел погулять, и Маша вышла погулять - Миша и Маша вышли погулять [

4)Микротема-это наименьшая составная часть общей темы текста.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.
Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Тема 4.6.

Глагол как часть речи . Основные грамматические категории и формы глагола .

2.Виды глагола.

3.Переходные и непереходные глаголы.

4.Возвратные глаголы.

5.Наклонение глагола.

6.Время глагола.

7.Спряжение глаголов.

8.Безличные глаголы.

9.Мофологический разбор глагола.

Основные понятия и термины по теме : переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, наклонение глагола, время глагола, спряжение глаголов, безличные глаголы.

https://pandia.ru/text/80/016/images/image002_12.png" width="55" height="215 src=">Изъявительное наклонение глагола

Например: смотрим, прибыл, приедут, будем писать

Условное наклонение глагола

Например: пошел бы, предложили бы

Повелительное наклонение глагола

Например: читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:

1) глаголы светит, лежу - употреблены в форме настоящего времени,

2) глаголы пропели, погасил - в форме прошедшего времени;

3) глаголы узнаем, изучим, вырастем, поведем, будем помогать - употреблены в форме будущего времени.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем временах

Настоящее время

Лицо

Ед. ч

Мн. ч

ты пишешь

вы пишете

они пишут

Будущее время

Глаголы, употребляемые в прошедшем времени - изменяются по числам и родам (в ед. числе):

Прошедшее время

Глагол имеет начальную форму , которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Инфинитив не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

Например: ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь.

Глаголы в предложении являются сказуемыми . Неопределенная форма глагола может по разному проявляться в предложении. Инфинитив может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, определением или дополнением и даже обстоятельством.

Например:

Стану сказывать я сказки.

В данном случае – глагол - составное сказуемое.

Учиться - всегда пригодится.

А в этом случае - глагол – подлежащее.

Прошу вас подписать.

Здесь глагол служит дополнением.

Нетерпение дохать до Тифлиса овладело мною.

Здесь глагол играет роль определения.

Ребята побежали прятаться.

Здесь глагол играет роль обстоятельства.

Глаголы в неопределенной форме имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Виды глагола.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? А глаголы совершенного вида - что сделать?

Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат.

А вот глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия , на его конец или результат.

Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару .

Например:

объединить - объединять,

достигнуть - достигать .

При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются разные способы:

Например: приставки - (ехать - уехать),

суффиксы (толкать - толкнуть).

Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Например:

опоздать - опаздывать,

начать - начинать,

победить - побеждать.

Некоторые видовые пары представляют собой разные слова, имеют разные основы.

Например:

взять - брать,

сказать - говорить,

найти - искать.

Отдельные видовые пары могут различаться ударением.

Например:

разрезать - разрезать.

Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными .

Например:

Люблю родную сторону.

Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет : люблю (что?) - сторону.

Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже :

1) если при глаголе имеется отрицание:

Я написал (что?) письмо. - Я не написал (чего?) письма.

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на часть его: выпил (что?) воду - выпил (чего?) воды.

Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах), купаться (в море), претворять (в жизнь).

К непереходным относятся глаголы с суффиксом - ся (сь).

Возвратные глаголы.

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными .

Например: учиться, встречаться, умываться.

Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными.

Например:

причесывать - причесываться,

купать - купаться

Другие глаголы могут быть только возвратными (без суффикса - ся они не употребляются).

Например:

смеяться, надеяться,

бороться, кланяться,

трудиться, стараться,

ложиться, гордиться,

оставаться, становиться.

Суффикс - ся бывает после согласных (удивляться, занимаешься ), а суффикс -сь - после гласных (встречаюсь, горжусь, удивляюсь ).

Наклонение глагола.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.

Например:

строю, строил,

буду строить.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается.

Например:

видеть - вижу,

увидеть - увижу.

В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее (читаю, строим ), прошедшее (читал (-а), строили ) и будущее сложное (буду читать, будем строить ), а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее (прочитал(-а), построил(а) ) и будущее простое (прочитаю, построим ).

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Например:

сделал бы,

принес бы.

Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).

Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами:

Например:

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.

Например:

иди в школу,

идите в школу,

встань пораньше,

встаньте пораньше.

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица: верь в себя.

Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

https://pandia.ru/text/80/016/images/image012_3.png" width="24" height="11 src="> Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-

строить - строил,

строила, строили.

Глаголы в неопределенной форме на -чь, -ти , -нуть (несовершенного вида) образуют формы прошедшего времени ед. числа мужского рода без суффикса - л-

Например:

беречь - берег (но берегла),

нести - нес (но несла).

От глагола идти прошедшее время шел, шла, шли .

От глагола найти прошедшее время нашел, нашла, нашли .

От глагола расти - рос, росла, росло, росли.

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рассказал - рассказали ), а в единственном числе - по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.

Например:

Увидишь, что это за человек! Ты сразу его полюбишь и подружишься с ним, голубчик!

Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида: буду ри­совать, буду стараться .

От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое (прочитаю ), от глаголов несовершенного вида - будущее время составное (буду читать ).

Форма будущего простого глагола совершенного вида образуется так же, как и форма настоящего времени: открою, откроешь, откроет, откроем, откроете, откроют .

В будущем простом глаголы имеют те же личные окончания, что и глаголы несовершенного вида в настоящем времени.

Спряжение глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Окончания -у, - ю, - ешь (ёшь), - ишь, - eт (-ёт), - ит, - ем (ём), - им, - eтe (ёте), - ите, - ут, - ют, - aт, - ят называют личными окончаниями глагола.

По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.

Отличие первого спряжения от второго.

Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Если у глагола безударное личное окончание, то нужно:

1) поставить глагол в неопределенную форму (работаете - работать, делают - делать );

2) определить, какая гласная стоит перед -ть.

При определении спряжения глагола неопределенную форму надо брать от того же вида, что и личная форма: выполняешь - выполнять (несов. вид), выполним - выполнить (сов. вид).

Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные:

лететь - вылететь (I спряжение), учить - выучить (II спряжение).

Глаголы хотеть, бежать изменяются по первому, а частично по второму спряжению. Поэтому они называются разноспрягаемыми. Особо спрягаются глаголы есть (кушать ) и дать.

Безличные глаголы.

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными : смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, вечереет.

Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека .

Например:

Вот уже светает. Но мне не спится.

В предложениях безличные глаголы являются сказуемыми, при которых не может быть подлежащего.

Например:

Сегодня морозит; В лесу легко дышится; Мне нездоровится; Недаром говорится, что дело мастера боится.

Безличные глаголы употребляются:

а) в изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени: форму 3-го лица единственного числа (настоящего или будущего времени) и форму среднего рода единственного числа (прошедшего времени): нездоровится, будет нездоровиться, нездоровилось;

б) в условном наклонении также в одной форме: нездоровилось бы;

в) в неопределенной форме: нездоровиться.

Многие личные глаголы в предложении могут выступать в значении безличных. Ср.:

Пахнет весною. В этом предложении нет подлежащего, глагол пахнет употреблен в безличном значении. Свежее сено хорошо пахнет.

Морфологический разбор глагола.

План разбора

I. Часть речи. Общее значение. Вопрос.

II. Начальная форма (неопределенная форма).

Морфологические признаки:

1. Постоянные признаки:

б) спряжение,

в) переходность.

2. Непостоянные признаки:

а) наклонение,

в) время (если есть),

г) лицо (если есть),

д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Будущее принадлежит людям честного труда (М. Горький).

Устный разбор

Принадлежит - глагол.

Во-первых, обозначает действие предмета и отвечает на вопрос (что делает?).

Во-вторых, начальная форма - принадлежать; имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, II спряжение.

Здесь употреблен в изъявительном наклонении, в единственном числе, в настоящем времени, в 3-м лице - это его непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

Письменный разбор

Принадлежит - глагол, так как:

I. Обозначает действие предмета (что делает?).

II. Н. ф. - принадлежать. Пост. - несов. вида, неперех., II спр.; непост. - в изъявит, накл., в ед. ч., в 3-м л.

III. Будущее (что делает?) принадлежит .

Задания для самостоятельного выполнения

1. Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану:

1) неопределенная форма;

2) постоянные признаки (вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение);

3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.

1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! ().

2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. ().

3. «Ты бы не читал, а спал», - заботливо советовал он. (М. Горький).

2. Распределите глаголы на три группы:

1) несовершенного вида;

2) совершенного вида;

3) двувидовые.

Собирать, ринуться, преследовать, пообещать, сдать, использовать, собрать, подписать, подражать, организовать, перекричать, звать, механизировать, вертеть, опротиветь, наскучит, состязаться, реорганизовать, грянуть, состоять, отгрузить, гарантировать, понадобиться.

3. Распределите глаголы на две группы:

1) I спряжения;

2) II спряжения.

Около каждого глагола укажите форму 3 –го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения.

Образец:

I спряжение II спряжение

колоть – кОлют коптить - коптЯт

Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м.

2. Где стро…шь, тут и ро…шь.

3. Не по словам суд…, а по делам.

4. Работа и корм…т, и уч…т.

5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь.

6. Бездонной кадки водою не наполн…шь.

7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком.

8. Пустая мельница и без ветра мел…т.

9. Правда глаза кол…т.

10 Потерянного времени не ворот…шь.

11. Одной рукой и узла не завяж…шь.

12. Пашню паш..т – руками не маш…т.

13. Ноги нос…т, а руки корм…т.

5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени. Расставьте ударения.

1. Бить, дуть, жать, класть, красть, крыть, мыть, мять, пасть, ржать.

2. Быть, взять, вить, внять, врать, гнать, дать, драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, слать, снять, спать.

3. Дожить, донять, задать, замереть, занять, запереть, нажить, нанять, начать, отнять, отпить, подать, поднять, понять, прибыть, придать, принять, продать, прожить, проклясть, пролить, убыть, умереть.

6. Подготовка доклада на тему: «Синонимия глагольных форм в художественном тексте».

Вопросы для самоконтроля:

1. Глагол. Грамматические категории, роль в предложении.

2. Три времени глагола. Как определить время глагола? Как изменяется глагол в прошедшем времени?

3. Что такое неопределенная форма глагола (инфинитив)?

4. Что называется спряжением глаголов? Как определить лицо и число глаголов?

5. Какие глаголы относятся к первому, второму спряжению?

6. Как спрягаются глаголы в будущем времени?

7. Какие безударные окончания имеют глаголы первого и второго спряжения? Как определить спряжение глаголов с личными окончаниями?

8. Как определить безударное окончание глагола?

9. Назови глаголы-исключения, которые относятся ко второму спряжению.

10. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

11. Как определить, какой суффикс пишется перед суффиксом - л - в глаголах прошедшего времени?

12. Вид глаголов. Глаголы какого вида не имеют настоящего времени?

В большинстве языков глаголы состоят из собственно глаголов и вербойдов (они совмещают свойства глаголов и других частей речи).

Глагол обозначает действие, выражает признак динамический, признак, связанный с говорящим лицом.

Синтаксическая функция – быть сказуемым.

Глагол включает в себя такие категории, как:

    Категория времени – традиционно выделяли три времени. Есть времена абсолютные (настоящее, будущее) и есть относительные (будущее в прошедшем). Служит для локализации во времени того действия, которое обозначено глаголом, выражает отношение между временем действия и временем высказывания.

    Залог – залог активен, если подлежащее соответствует агенсу, страдательный – если подлежащее испытывает действие со стороны, то есть является пациенсом (Агенс – подлежащее соответствует действующему лицу. Пациенс – залог, когда действие испытывает действие на себе).

42. Типологическое языкознание. Понятие и виды языковых универсалий На основе корпоративистики-классификация языков по родственным связям(генеологическая). ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ-основана на сходстве сироения.СХОДНЫЕ ПО СТРОЕНИЮ ЯЗЫКИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ОБЩИЕ ТИПЫ.Никакого значения родство не имеет. Типологическое языкознание имеет дело с родственными и неродственными языками. ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ-теоретическая дисциплина.СФЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ ШИРОКИ: 1.В ДИДАКТИКЕ-в методе изучения иностранных языков. 2.ПРИ СОЗДАНИИ ПИСЬМЕННОСТИ БЕСПИСЬМЕННЫХ ЯЗЫКОВ.Есть соотношение между типом языка и типом письменности,который ему соответствует. 3.ПРИ РАЗНОГО РОДА ДОШИФРОВКАХ(неизвестных языков в неизвестных текстах) 4.ИНФОРМАЦИЯ об устройствах языка включается в лексико-графических статьях-СЛОВАРЯХ. 5.В ТЕХНИКЕ МАШИННОГО ПЕРЕВОДА.ЯЗЫК-ЭТАЛОН,ЯЗЫК-ПОСРЕДНИК-создается искусственным путем.Зная соотношение между языком-посредником с данным языком можно осуществить перевод на несколько языков. МЕТАЯЗЫК-на который мы опираемся,описывая какой-либо другой национальный язык.МЕТАЯЗЫК-язык ОПИСАНИЯ.Это может быть реальный язык(Латынь),может быть искусственный язык-ПРАЯЗЫК. Но в основе типологического языкознания-теоретическая дисциплина. ЕЕ ЗАДАЧИ: 1.ПОНЯТИЕ УНИВЕРСАЛИЙ,УСТАНОВЛЕНИЕ УНИВЕРСАЛИЙ-ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ,ПРИСУЩИХ ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ,ЛИБО-ПОДАВЛЯЮЩЕМУ БОЛЬШИНСТВУ,ЛИБО-ОПРЕДЕЛЕННЫМ ГРУППАМ ЯЗЫКОВ. УНИВЕРСОЛОГИЯ-один из разделов типологического языкознания. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ-когда мы сравниваем между собой языки. СЕМИОТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ-когда сравнивают язык с другими знаковыми системами. ИЗБЫТОЧНОСТЬ ЯЗЫКА-50% по сравнению с другими знаковыми системами. СОБСТВЕННО-ЯЗЫКОВЫЕ УНИВЕРСАЛИИ(в результате сравнения между собой языков): 1.ФОНЕТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ.а)Согласные,гласные.б)Согласные-твердые-мягкие,глухие-звонкие. 2.ГРАММАТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ.Пример:Во всех языках мира существуют личные местоимения и они у всех изменяются по лицам. Если есть в языке СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ,т о есть и СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 3.СЕМАНТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЗНАЧЕНИ!. 1)МЕТАФОРА-значение переносится с одного предмета на другой.Во всех языках мира метафора-перенос.("Кричащие краски") 2)Простые универсалии.(а),Сложные универсалии(б). (а)-констатирует явление,наличие какой-либо характеристики. (б)Связывает 2 лингвистические особенности.По наличию одной,можно предсказывать другую. ИМПЛИКАЦИОННАЯ УНИВЕРСАЛИЯ. Если есть в языке явление"А",то обязательно будет явление"В"Если есть в языке явление рода или падежа-то будет и категория числа.Зависимость 2-х явлений-ОДНОНАПРАВЛЕННАЯ.Если есть "А",то есть-"В",но это не значит,что если есть "В",то есть и "А". УНИВЕРСАЛИИ ВЫДЕЛЯЮТ ПО ХАРАКТЕРУ УТВЕРЖДЕНИЙ: 1.АБСОЛЮТНЫЕ(полные) 2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ(неполные) (1)Имеется во всех языках мира,без исключения: -во всех языках есть имена СОБСТВЕННЫЕ; -есть ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ; -ОСНОВНАЯ единица-ПРЕДЛОЖЕНИЕ. (2)СТАТИСТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ.Знают единичные случаи исключений.Они не умаляют значение статистических универсалий. В подавляющем большинстве языков-2 гласных звука.Исключение составляют 2 языка-ОБОДИНСКИЙ(ОБОЗИНСКИЙ????-уточнить)-один из языков австралийских аборигенов-АРАНТА.Там имеются по одному гласному звуку. УНИВЕРСАЛИИ:1.КОЛДИЧЕСТВЕННЫЕ.2.НЕКОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. В большинстве языков количество фонем находится в пределах от 10 до 70 фонем.Максимальное количество фонем-85.Больше 85-нет..Количество универсалий-по количеству фонем. Выявление универсалий-универсалогия.Выделяют раздел-ХАРАКТЕРОЛОГИЯ.Впервые-в работах пражской школы.В центре внимания лингвистов-особенности конкретного языка-ЛЕВИ.

43. Особенности и соотношение устной и письменной форм языка. Происхождение, развитие и основные типы письма.

Письмо – средство передачи информации с помощью начертательных знаков. Первые виды письменности ориентированы на передачу смысла. Большинство современных языков ориентированы на звучание. До возникновения письменности существовали другие виды передачи информации. Использовалась способность предметов символизировать различные понятия. Примером такого предметного письма может служить письмо скифов, отправленное Дарию, которое включало мышь, лягушку, стрелы. Когда нельзя было передать информацию с помощью предметного письма использовалось символическое письмо. Их фонетическое звучание было похоже на то, которое надо было передать.

Существовали и узелковые письма. Пример: узелковое письмо инков. Они являются своего рода условными знаками. Письмо инков представляло собой некий шнур, к которому крепились дополнительные шнуры, по форме узла и цвету, можно было понять, что стоит за посланием. Белый цвет – благополучие, красный – войну, черный – смерть. Узелковое письмо инков получило название кипу. О значении и форме узла племена договаривались заранее. Подобное письмо существовало и в Китае, эта даже была особая профессия – вязатель узлов. Эта каста была довольно привилегированная. Существовали и вампум – ракушки, к котором крепились другие предметы.

В наши дни мы тоже можем встретить примеры таких писем: дамские туфли на витрине и т.д. Предметное письмо послужило основой появления пиктографии или рисуночного письма. Примеры пиктограмм известны со времен неолита. Значение пиктографии в том, что письмо отрывается от конкретного предмета. Пиктография схожа с живописью, разница в их назначении. Письмо появляется тогда, когда мы можем сказать, какая единица языка стоит за графическим значком.

Любая система письма характеризуется постоянным набором графических знаков.

Виды письма:

    идеографическое письмо (словесное)

    слоговое письмо

    звукобуквенное (алфавитное)

    консонантное

    констонантно-вокалическое

Письмо - дополнительное к устному средство общения. Письмо - вторичный способ общения, появилось после языка. Передача графическими средствами языка с его грамматикой и фонетикой – поздний этап развития письма. Сначала были послания, например, символическая (условная) сигнализация (вещи как условные знаки, об их смысле договаривались заранее. Затем развилось начертательное письмо (для общения использовались графические знаки).

Этапы развития начертательного письма:

Пиктография (письмо схематическими рисунками)

Идиография (письмо понятиями)

Иероглифы (рисунки превращаются в условные значки)

Фонография (письмо передают грамматику и фонетику, первый этап развития фонографии – слоговой. Развитие фонографии привело к созданию греческого алфавита, первого буквенно-звукового алфавита).

44. Грамматические категории имени.

Единство той или иной категории обусловлено не способом выражения,а общим грамматическим значением.Так формы существительных:столу,стене,пути,хотя и имеют разное оформление аффикса:-у,-э,-и,т.е.разную грамматическую форму,но объединены общим значением дательного падежасуществительного.

Категории в грамматике могут быть более широкие,например,части речи,и более узкие,например явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных-категория числа,грамматические категории собирательности,абстрактности,вещественности и т.д.,в пределах глагола-категории залога,вида и т.д.Термины грамматическая форма и грамматическая категория не следует смешивать.

Количество однородных категорий очень различно в разных языках;например,в языках,имеющих склонение,количество падежей может колебаться от трех(арабский),четырех(немецкий),шести(русский)до пятнадцати(эстонский).

Несоответствие грамматических категорий в разных языках-лучшее свидетельство специфичности подбора грамматических категорий в каждом языке.(Например,категория определенности и неопределенности,очень существенная для грамматики романно-германских языков,выраженная в этих языках различием определенных и неопределенных артиклей,отсутствует в русском языке,но это не значит,что русские не могут иметь в сознании этих значений,-они только выражают их обычно лексически,т.е.особыми словами,например местоимениями этот,тот и т.д.8).

Разные слова могут иметь несколько значений: грамматическая категория – понятие более глобальное.

Двучленные, трехчленные (русский язык): грамматическое значение мужского рода противопоставляется грамматическому значению женского рода и среднего и т.д.

Части речи – наиболее общие классы слов, их лесикограмматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями и синтаксическими функциями.

В древне-римской традиции частями речи называли то, что мы называем частями предложения. Они отождествлялись с логическими категориями. Количество частей речи, которые выделяет современная лингвистика различно (от 4 до 14). Мотивируют они тем, что эти части речи могут передавать такие значения, как предметность, процессуальность и признаковость.

Среди знаменательных (существительное, прилагательное, глагол, наречие) выделяют назывные и заместительные (местоимения, местоименные наречия, междометия). Служебные: предлоги, послелоги, союзы, артикли, частицы. Во флективных языках вопрос о частях речи остается дискуссионной.

Грамматическая форма – все материальное в слове, которое осознается в грамматическом аспекте. Грамматическая форма двумерна, как любой грамматический знак. Одно означаемое может иметь несколько означающих и наоборот.

45. Понятие и типы языковой ситуации. В многоязычных странах(полиэтнических) складывается ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ.На ее формирование влияют: 1.Количество языков в стране. 2.Функции,которые выполняют данные языки. 3.Количество говорящих на этих языках. 4.Престижность того или иного языка. ПОД ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИЕЙ понимается функциональная общность языков или форм одного языка,которые обслуживают какой-либо этнос. Формы языка-литературная форма,диалекты и т.д. При определении языковой ситуации выясняется-какие функции выполняют те или иные языки,количество языков.:1.Одноязычность или многоязычность языковой ситуации.2.Сбалансированность и несбалансированность.(2)-какие функции.Если функции,которые выполняют различные языки будут одними и теми же-СБАЛАНСИРОВАННАЯ ситуация..Если одни языки-все функции,а др.-нет-то НЕСБАЛАНСИРОВАННАЯ ситуация. Существует 4 типа языковой ситуации: 1.Одноязычная сбалансированная. 2.Одноязычная несбалансированная. 3.Многоязычная сбалансированная. 4.Многоязычная несбалансированная (1)-только один язык,все формы одного и того же языка выполняют все функции.В современном мире такой ситуации быть не может.Когда литературный язык становится доступным-он выполняет все функции.Все остальные формы выполняют функции речевого общения.Это было возможно в ФЕОДАЛЬНУЮ эпоху. (2)-возможна в однонациональных,одноязычных странах-ДАНИЯ.Наряду с литературным,в Дании еще 3 диалекта.Функции различны (3)Многоязычная сбалансированная.Несколько языков,одна и та же функция.ШВЕЙЦАРИЯ.(ретороманский,французский,итальянский,немецкий-4 государственных языка).Все законодательные акты и документы составляются на всех 4-х языках.Они выполняют одни и те же функции. БИЛИНГВИЗМ.-разновидность(3). Билингвизм-владение 2-мя языками.ДИГЛОССИЯ-владение 2-мя формами одного и того же языка(литературный+диалект) ПОЛУЯЗЫЧИЕ-СУРЖИК,ТРОСЯНКА-смесь русского с украинским.Когда носитель А оторвался от своего языка,поехал в средуВ.Он забывает свой родной язык(Суржик,тросянка). ДВУЯЗЫЧИЕПример гос.политики-ФИНЛЯНДИЯ.2 государственных языка(финский,шведский)Абсолютно равноправны.Оба языка преподаются в школе.На этих 2-х языках-все государственные акты,ср-ва массовой информации-на обоих языках.В Высшей школе студент может выбрать себе язык обучения. КАНАДА и БЕЛЬГИЯ-2 государственных языка.КАНАДА-английский,французский.БЕЛЬГИЯ-.французский,фламандский. В Канаде более престижным языком является английский.Уровень обеспеченности выше.В Бельгии.франкоязычное население пыталось отделиться. БИЛИНГВИЗМ:1.Координативный.2.Субординативный. (1)Человек в равной мере владеет 2-мя языками. (2)Формируется искусственным образом.Человек изучает кроме родного -еще один язык. БИЛИНГВИЗМ:1.Перцептивный.2.Репродуктивный.3.Продуктивный. (1)Человек понимает тексты иностранного языка,но не может воспроизвести или создать самостоятельно.Обычно бывает,когда человек самостоятельно изучает язык по пособиям. (2)Человек не только понимает,но может воспроизвести прочитанный текст. (3)Когда человек понимает,может повторить сам может создавать тексты на иностранном языке. (4)Многоязычная несбалансированная ситуация.Несколько языков,они выполняют различный набор функций.Типичный пример-РОССИЯ.-страна многонациональная и многоязычная.Не может многонациональное многоязычное государство существовать,как единое целое,если не будет языка межнационального общения.Таким языком является РУССКИЙ.Это-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК,язык межнационального общения.В термине государственного языка некоторые лингвисты видят намек на принуждение.Этот язык выполняет,как минимум,на 1 функцию больше,т.к. он-межнациональный язык.В ТАТАРСТАНЕ-татарский государственный.В КАЗАХСТАНЕ-Казахский.Все они выполняют на одну функцию меньше,чем РУССКИЙ.В каждой республике может быть 2 языка.Все равно-ИЕРАРХИЯ.

46. Понятие частей речи и принципы их выделения. Части речи в языках различных типов.

Части речи – наиболее общие классы слов, их лесикограмматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями и синтаксическими функциями. В древне-римской традиции частями речи называли то, что мы называем частями предложения. Они отождествлялись с логическими категориями. Количество частей речи, которые выделяет современная лингвистика различно (от 4 до 14). Мотивируют они тем, что эти части речи могут передавать такие значения, как предметность, процессуальность и признаковость.

Все слова подразделяются на два основных класса: знаменательные и служебные:

Среди знаменательных (существительное, прилагательное, глагол, наречие) выделяют назывные и заместительные (местоимения, местоименные наречия, междометия). Служебные: предлоги, послелоги, союзы, артикли, частицы. Во флективных языках (в русском и многих других индоевропейских языках, характеризующуюся наличием окончаний) вопрос о частях речи остается дискуссионной.

Ф. Ф. Фортунатов (1848-1914), а затем его ученики, представители так называемого формального направления, разработали классификацию слов русского языка, построенную на учете одних только синтетических, различающихся окончаниями «форм словоизменения». Эта классификация не принимала во внимание сложных, аналитических форм, случаев косвенного выражения грамматического значения, а главное смысловых и синтаксических функций частей речи.

Более перспективный путь решения проблемы наметил Л. В. Щерба, подчеркнувший, что в языке «форма и значение неразрывно связаны друг с другом: нельзя говорить о знаке, не констатируя, что он что-то значит

Части речи в языках различных типов.

Наиболее общими и необходимыми в грамматике каждого языка категориями являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.

Впервые стройную схему частей речи применительно к своему языку установили греческие александрийские ученые (II в. до н. э. в г. Александрии); с небольшим изменением эту схему повторили римляне применительно к латинскому языку. Благодаря роли латинского языка для культуры средневековья эта античная схема стала применяться и для описания грамматики новых европейских языков, а позднее и колониальных, что до наших дней сохранилось в школьных грамматиках, где грамматические категории разных языков стараются втиснуть в заранее выбранную античную схему, не считаясь с реальными различиями, которые имеются в различных языках. Отдельные части речи определяются из лексического, а не грамматического значения.

Части речи образуют в каждом языке взаимосвязанную расчлененную систему, где связи разных частей речи различны, поэтому выстраивать все части речи в один безразличный ряд неправильно: один вопрос - это о соотношении глаголов и разного рода именных слов в пределах знаменательных слов, другой - о соотношении друг с другом служебных слов, противопоставленных грамматически в целом словам знаменательным (поэтому, например, предлог не соотносителен с глаголом, местоимения же, наоборот, соотносятся с разными разрядами знаменательных слов; совершенно отдельно стоят междометия; особая роль у числительных и т. д.).

Привычная схема частей речи в русском и других европейских языках не годится для многих языков Азии и Африки

Так, например, в китайском языке то, что мы в языках европейских определяем как прилагательные и глаголы определяется более широким понятием предикативом. Общая схема частей речи в китайском языке может быть показана в следующем виде:

I. Имя Существительное, Числительное

II. Предикатив 1. Прилагательное 2. Глагол 3. Наречие

Тем самым части речи - это грамматические категории (а не лексические или лексико-грамматические), состав и расположение которых в каждом языке особые, и определяются они совокупностью морфологических и синтаксических отличий и возможностей, а отнюдь не своими лексическими свойствами

Имя существительное - выражает грамматическое значение предметности.

Первичные синтаксические функции существительного - функции подлежащего и дополнения. Типичными грамматическими категориями существительного являются падеж и число.

Категория падежа выражается с помощью аффиксов либо с помощью аналитических средств - предлогов (или послелогов) и порядка слов. Система аффиксального выражения падежа может состоять всего из двух членов (например, в английских существительных: общий падеж с нулевой флексией - притяжательный падеж с флексией -s), а может и вовсе отсутствовать.

Категория числа составляет количественные отношения, отраженные сознанием человека и формами языка. В языках мира кроме единственного и множественного встречается двойственное, иногда тройственное число, множественное небольшого количества, собирательное множественное и т. д.

Из других грамматических категорий существительного широко распространена категория определенности/неопределенности (обычно выражаемая артиклем, который может быть служебным словом, как в английском, французском, немецком, древнем и современном греческом, арабском, или же аффиксом - как определенный артикль скандинавских языков, румынского, болгарского, албанского).

Имя числительное . Грамматическое значение числительного - значение количества, представляемого как количество чего-то (пять столов, пять чувств) или же как абстрактное число (пятью пять - двадцать пять); как точно определяемое количество или как количество неопределенное (много, мало столов). Называя количество предметов, числительные вступают в сочетание с существительными, объединяясь с ними той или иной формальной связью.

Предикатив (категория состояния, безлично-предикативные слова, cлова состояния, предикативные слова, предикативные наречия) - слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в функции сказуемого(предиката)безличного предложения. Термин «предикатив» был введён чешскими лингвистами во второй половине XX века и применялся к той группе слов, которая в русской лингвистической литературе ранее получила название «категория состояния».К предикативам относятсяслова(или, реже, формы слов) разных частей речи, но не во всех своих лексических значениях, а только в тех из них, которые закреплены за употреблением этих слов в функции сказуемого. Категория состояния некоторыми лингвистами рассматривается как особаячасть речи.Любое составноесказуемое(то есть выраженное не просто однимглаголом) имеет глагольную часть и именную (то есть предикатив).

Имя прилагательное - выражает грамматическое значение качества или свойства, называемого не отвлеченно, само по себе, а как признак, данный в чем-то, в каком-то предмете: не белизна, а белое что-то, белый (снег, или хлеб, или мел - вообще какой-то предмет, который мог бы быть обозначен существительным мужского рода) или белая (шаль, стена и т. д.- вообще какой-то предмет, обозначенный существительным женского рода) и т. д. Будучи употребленным без существительного, прилагательное само становится названием предмета (по одному из его признаков), т. е. существительным (ср. слепой старик и слепой), либо названием свойства в отвлечении от носителя, Грамматическая подчиненность прилагательного существительному проявляется в одних языках в его согласовании с существительным, в других - в его линейной позиции в составе атрибутивной группы перед существительным (например, в английском языке между артиклем и существительным) или, напротив, после него.

Глагол - в большинстве языков состоит из двух рядов образований: из собственно глагола, например читаю, читал, читай, читал бы, и так называемых вербоидов, например читать, читающий, читанный, читая, совмещающих признаки глагола с признаками некоторых других частей речи.Глагол выражает грамматическое значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени.В русском языке глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки. Непостоянные признаки: Наклонение. Время. Род (кроме настоящего и будущего времени). Лицо. Число.В современном русском языкеначальной (словарной) формой глагола считаетсяинфинитив. Постоянные признаки: категориявида(несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос что делать?) (рисовать, петь), соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос что сделать?) (нарисовать, спеть).

Наречие по его грамматическому значению определяют как «признак признака». Так, в очень сладкий виноград, снаружи красивый дом, поезд шел быстро, существительные называют предметы, прилагательные и глаголы - признаки предметов (данные - сладкий, красивый или возникающие - шел, накаляется), а наречия - признаки этих признаков. Наречия функционируют в предложении как обстоятельства, относимые к глаголу, к прилагательному, к неглагольным предикативам (он спозаранку начекуДля наречия характерно отсутствие каких-либо грамматических категорий (и соответствующего им формообразования), кроме категории степеней сравнения (у качественных наречий).

Указательно-заместительные слова, т. е. традиционные местоимения иместоименные наречия , образуют особую систему, параллельную системе назывных частей речи.

Служебные слова предлоги (или послелоги), артикли, вспомогательные глаголы, слова степени (англ. more, most; фр. plus и т. д.), частицы типа русск. бы и т. д. К ним же примыкают и служебные слова, оформляющие аналитические лексемы, например возвратное местоимение ряда языков как составная часть некоторых глаголов. Синтаксические служебные слова обслуживают словосочетания и предложения.

47. исторические формы существования языка

3 исторических формы языка:

    Родоплеменные диалекты

Основной организацией человеческого общества в его первобытной форе был род – объединяющий в течение длительного времени группу кровных родственников разных поколений, которые пользовались одним языком. Более крупная единица – племя – состояло из разных родов, не характеризовалось общностью языка для всех его членов.

Особенность:

    Дробность (высокое количество родоплеменных диалектов, при меньшем количестве их носителей)

    Изменчивость (вызвана отсутствием письменности). В ходе войн, завоеватели навязывали свой язык, то есть оказывали влияние, миграции, табуирования (имена вождей и пр), то есть вместо настоящих имен вводились эффемизмы (замена)

Человеческий язык существует в виде мелких, сходных диалектов. Постепенно начинается процесс интеграции племен, что приводит к смешению диалектов, которое называется КОЙНЭ – это результат слияния нескольких диалектов.

3 вида древних КОЙНЭ:

    Обиходно-бытовые

  1. Поэтические

    Народные

Языки первых государств – племенные диалекты.

Восточные деспотии (вавилонская, древнеперсидская), афинское, римское государства – конгломераты народов и языков. Античной культуре было свойственно единоязычие, в Риме так же преобладал латинский язык.

С появлением новых государств, стали появляться новые народности и новые языки.

Появилась потребность записать устные знания, так появилась письменность и таким образом, появляются первые литературные языки, но они были языками завоевателей, не родными.

В феодальный период образуются языки народностей.

В раннем средневековье возникают империи. Пестрые по своему составу – племенному и языковому. Складываются поместно-территориальные диалекты из разных подплеменных наречий. Эти диалекты-наречия служили разговорным языком, особым для каждого удела. Но для госуд. нужд требовался общий наддиалектный язык. В качестве такого литературного языка использовались мертвые, закрепленные письменностью языки: язык Корана (арабский), классич. латынь, старославянский.


Вид принадлежит к числу важнейших категорий русского глагола. Эта категория охватывает всю глагольную лексику.
Глагольная категория вида выражает различия в протекании действия: решать - решить, делать - сделать, говорить - сказать. Это глаголы совершенного и несовершенного вида.
Формы несовершенного вида называют действия, длящиеся, развивающиеся, ничем не ограниченные: Он пишет письмо; Он будет писать письмо; Он писал письмо. В последнем примере глагол обозначает действие, которое уже произошло, но указания на достижение предела нет.
Формы совершенного вида называют действия ограниченные, т. е. которые при достижении предела прекращаются: Я написал письмо. Действие, названное глаголом написал, достигло своего результата и после этого прекратилось. Указание на достижение предела может проявляться как в прошедшем, так и в будущем времени: Он написал письмо; Он напишет письмо. В последнем примере действие будет совершаться после момента речи, но говорящий указывает, что действие достигнет предела.
Таким образом, вид - это грамматическая категория, указывающая на ограниченность или неограниченность действия.
Общевидовые значения целостности и процессности в условиях контекста проявляются в частновидовых значениях.
Частновидовые значения несовершенного вида:
конкретно-процессное: пишу (писал) письмо (глагол обозначает конкретное неповторяющееся действие как процесс);
неограниченно кратное: Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу... (А. Пушкин) (неограниченно-повторяющееся действие);
обобщенно-фактическое: «Как? - сказал Нарумов. - У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее каббалистики?» (А. Пушкин) (факт наличия или отсутствия действия);
значение постоянного отношения: Билет стоит недорого.
Частновидовые значения совершенного вида:
конкретно-фактическое: написал письмо, прочитал книгу (глагол обозначает единичное целостное конкретное действие);
наглядно-примерное: Прежде я каждый вечер заходила в папин кабинет. А теперь, когда ни зайдешь, там он (В. Каверин) (целостное, ограниченное пределом действие, являющееся как бы примером подобных фактов).
Основу вида как грамматической категории составляют парные глаголы, т. е. глаголы, образующие видовую пару, или видовую корреляцию (соотношение).
Глаголы, образующие видовую пару, обозначают один и тот же факт действительности. Сравните: писать письмо (несовершенный вид, длительность, продолжительность действия) и написать письмо (совершенный вид, отношение действия к внутреннему пределу). Семантическое совпадение - необходимое условие видовой парности глаголов. Они различаются только грамматически. Поэтому глаголы писать - написать - это видовая пара, а глаголы писать - записать, писать - пописать, писать - отписать не являются видовыми парами.
Все приведенные префиксальные образования отличаются не только видовым значением. Приставки отчетливо сохраняют свои временные значения: префикс за- означает начало действия, по- показывает, что действие осуществляется за ограниченное в своей длительности время, от- выражает значение доведения действия до конца, исчерпанность действия во времени.
В русском языке нет глагола, который бы не имел вид. Однако не каждый глагол образует видовую пару. Так, глаголы совершенного вида опомниться, очутиться, хлынуть и др. не имеют соотносительных форм несовершенного вида, а глаголы несовершенного вида отсутствовать, обитать, бездействовать и т. п. не имеют соотносительных форм совершенного вида. Такие глаголы называются одновидовыми, непарными.
Одновидовые глаголы делятся на две группы:
  1. глаголы, имеющие только формы совершенного вида: встрепенуться, очнуться, ринуться, рухнуть (эти глаголы обозначают мгновенные действия), доиграться, забегаться, перестараться (эти глаголы указывают на исчерпанность действия) и многие другие глаголы, обозначающие действия, ограниченные в своем развитии;
  2. глаголы, имеющие только формы несовершенного вида: расхаживать, приговаривать, бездействовать, преследовать, участвовать, сочувствовать, заискивать, охорашиваться, ухаживать, обитать, зависеть, сожалеть, стоить, значить и др. Эти глаголы обозначают действия, не ограниченные в своем развитии.
Особое место занимают так называемые двувидовые глаголы, т. е. глаголы в одной и той же форме совмещающие значения обоих видов: велеть, женитъ(ся), казнить, крестить, ранить, венчать, обещать, молвить, исследовать, воздействовать, использовать, организовать, арестовать, атаковать, рапортовать, кодифицировать и др. Их видовая неопределенность устраняется в контексте: Я как устроюсь - так женюсь (совершенный вид); Я не женюсь (несовершенный вид) только потому, что денег нету (М. Слонимский); Положение постепенно стабилизируется (несовершенный вид); Положение скоро стабилизируется (совершенный вид).
Двувидовые глаголы распадаются на две группы: глаголы с исконно русской основой (женить, казнить) и глаголы с заимствованной основой (активизировать, асфальтировать). Многие двувидовые глаголы в связи с общим стремлением языка к разграничению видовых значений начинают образовывать параллельные формы, т. е. переходят в разряд парных. Например, вместо двувидового глагола ночевать появляется парный глагол ночевать - заночевать, а вместо двувидового глагола конфисковать - парный глагол конфисковывать.
Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
а) -ыва-, -ива-: списать - списывать, вспахать - вспахивать;
б) -ва-: дать - давать, обуть - обувать;
в) -ева-: застрять - застревать, продлить - продлевать;
г) -а-: подрасти - подрастать, домести - дометать, пропечь - пропекать;
д) чередованием суффиксов -и- и -а-: обучить - обучать, разгрузить - разгружать.
Глаголы совершенногЬ вида образуются от глаголов несовершенного вида следующими способами:
а) с помощью суффикса -ну-: увядать - увянуть, прокисать - прокиснуть, промокать - промокнуть, подсыхать - подсохнуть;
б) с помощью приставок: строить - построить, писать - написать, делать - сделать, крепнуть - окрепнуть.
При образовании видов гдагола в корнях некоторых глаголов наблюдаются чередования гласных и согласных звуков: заработать - зарабатывать, отопить - отапливать, высыхать - высохнуть, разгрузить - разгружать, отметить - отмечать.
Видовые пары иногда образуются посредством перемещения ударения: разрезать - разрезать, насыпать - насыпать, а также от другой основы (супплетивные видовые пары): брать - взять, говорить - сказать.

Еще по теме КАТЕГОРИЯ ВИДА ГЛАГОЛА:

  1. Перфективация: видовая пара «беспрефиксный глагол несов. вида - префиксальный глагол сов. вида» (делать - сделать)
  2. СПЕЦКУРС «ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ВИДА РУССКОГО ГЛАГОЛА»
  3. Петрухина Е.В.. Русский глагол: категории вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований). Учеб­ное пособие. – М,2009. – 208 с., 2009