Принципы русской пунктуации. Пунктуация, как особый раздел языкознания

  • Дата: 25.09.2019

Пунктуация (от лат. punktum - точка) - система правил постановки знаков препинания. Знаки препинания (препинание - остановка, перерыв) - это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

«Знаки препинания - ноты при чтении» - так определил А. П. Чехов пунктуацию в одном из своих писем. Знаки препинания служат важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит её членение.

Пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Основные знаки препинания были предложены типографами братьями Мануцци в середине XV в. и затем были приняты в большинстве стран Европы.

В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отнести и кавычки. Кроме того, для удобства чтения используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.

По своей функции знаки препинания делятся на две группы: разделительные (отделительные) и выделительные . К разделительным знакам препинания относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире.

Эти знаки употребляются для отделения одних отрезков речи от других и выступают как одиночные знаки, например: Я видел всё, что было. (А. Тарковский)

Выделительные знаки препинания - это двойные (парные) знаки. К ним относятся скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяются различные отрезки и смысловые единицы речи, например: Ручей, бурля, бежал к ручью. (А. Фет)

Знаки препинания помогают расчленить речь на смысловые части, имеющие значение для выражения мыслей (смысловое членение), выделяют отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), отражают интонационное оформление высказывания.

Таким образом, в основе правил русской пунктуации лежат три основных принципа: смысловой, структурный и интонационный.

378. Прочитайте фрагмент работы великого русского языковеда Ф. И. Буслаева. Как учёный определяет назначение знаков препинания? Подтвердите высказанные им положения своими примерами. Найдите в предложении архаизм.

Так как посредством языка одно лицо передаёт свои мысли и чувствования другому, то знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему...

379. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Укажите выделительные знаки препинания в этом тексте. Каким принципам русской пунктуации подчиняется употребление знаков в последнем предложении первого абзаца? Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства.

Я подладил костёр. Он вспыхнул на минуту и тут(же) унялся. Дым откачнуло к воде туда(же) загнуло яркий гребень огонька. Придвинувшись к костру я выт..нул руки сж..мая и разж..мая пальцы будто срывал л..пестки с громадного сибирского жарка. Руки особе..о левая зан..мели по плечу и ниже его холодным пластом лежала вкра..чивая боль сказывалось долгое городское сидение и такая сразу нагрузка да и вчерашн..я духотища.

Серебристым харюзком 1 м..лькнул в вершинах леса месяц задел за остриё высокой ели и без всплеска сорвался в гущу. Сеево звёзд на небе..густилось потемнела речка и тени дерев об..явившееся при месяце опять и..чезли. Лиш(?) отблескивала в перекатах Опариха катясь по пропаха..ой бороздке к Енисею. (В. Астафьев)

380. Прочитайте стихотворение. Какая фигура речи лежит в основе его построения? Проанализируйте знаки препинания во второй строфе (укажите их тип и функции). С какими принципами пунктуации связано употребление знаков в последней строфе?

      Я помню руки матери моей,
      Хотя её давно уж нет на свете.
      Я рук не знал нежнее и добрей,
      Чем жёсткие мозолистые эти.

      Я помню руки матери моей,
      Что утирали слёзы мне когда-то,
      В пригоршнях приносили мне с полей
      Всё, чем весна в родном краю богата.

      Я помню руки матери моей,
      И я хочу, чтоб повторяли дети:
      «Натруженные руки матерей,
      Святее вас нет ничего на свете!»

(Н. Рыленков)

381. Прочитайте. Найдите случаи ипользования авторских знаков препинания. С чем, на ваш взгляд, связано их употребление? Какой знак препинания проявляет наибольшую активность?

1) Мать - творит, она - охраняет, и говорить при ней о разрушении - значит говорить против неё... Мать - всегда против смерти. (М. Г.) 2) Петербургская улица осенью - проницает; и леденит костный мозг, и щекочет... (А. Бел.) 3) Зори - свежей. Небо - в новом, осеннем, блеске, голубеет ясно. Ночами - черно от звёзд и глубоко-бездонно. (Шм.) 4) Где-то в городе горело - крупно, высоко, упорно. (Солж.) 5) Он [Кирша] молчал, - и чёрные глаза его горели тоскою и страхом. Подошёл к окну, смотрел, - и казалось, ждал чего-то. (Ф. Сологуб)

1 Уменьшительное название рыбы.

Отчасти русская пунктуация основывается и на интонации: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, многоточие и т. д. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т. е. особая выделительная интонация, диктует и другой знак - восклицательный. В ряде случаев выбор знака зависит целиком от интонации. Ср.: Придут дети, пойдем в парк. - Придут дети - пойдем в парк . В первом случае перечислительная интонация, во втором - интонация обусловленности. Но интонационный принцип действует лишь как второстепенный, не основной. Это особенно наглядно выступает в тех случаях, когда интонационный принцип «приносится в жертву» грамматическому. Например: Морозка опустил мешок и, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошадям (Фад.); Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм, начинает пастись (Арс.). В этих предложениях запятая стоит после союза и, так как фиксирует границу структурных частей предложения (деепричастного оборота и придаточной части предложения). Таким образом, нарушается интонационный принцип, ибо пауза находится перед союзом.

Интонационный принцип действует в большинстве случаев не в «идеальном», чистом виде, т. е. какой-либо интонационный штрих (например, пауза) хотя и фиксируется знаком препинания, но в конечном счете эта интонация сама является следствием заданного смыслового и грамматического членения предложения. Ср.: Брат - мой учитель. - Брат мой - учитель. Тире здесь фиксирует паузу, однако место паузы предопределено структурой предложения, его смыслом.

Итак, существующая в настоящее время пунктуация не отражает какого-либо единого последовательно проводимого принципа. Однако формально-грамматический принцип является сейчас ведущим, тогда как принципы смысловой и интонационный выступают в качестве дополнительных, хотя в отдельных конкретных проявлениях они могут быть выдвинуты и на первый план. Что же касается истории пунктуации, то известно, что первоначальным основанием для членения письменной речи служили именно паузы (интонация).

Современная пунктуация представляет собой новый этап в ее историческом развитии, причем этап, характеризующий более высокую ступень. Современная пунктуация отражает структуру, смысл, интонацию. Письменная речь организуется достаточно четко, определенно и вместе с тем выразительно. Самым большим достижением современной пунктуации является тот факт, что все три принципа действуют в ней не разобщенно, а в единстве. Как правило, интонационный принцип сводится к смысловому, смысловой к структурному, или, наоборот, структура предложения определяется его смыслом. Выделять отдельные принципы можно лишь условно. В большинстве случаев они действуют нераздельно, хотя с соблюдением определенной иерархии. Например, точка обозначает и конец предложения, границу между двумя предложениями (структура); и понижение голоса, длительную паузу (интонация); и законченность сообщения (смысл).

Как раздел науки о языке, как система научных знаний пунктуация имеет свой предмет, свои задачи.

Пунктуация как система знаков препинания и правил их употребления - необходимый компонент письменной формы речи. Пунктуация имеет обязательный и общественный характер; значение и употребление знаков препинания определяются нормой, одинаковой для пишущего и читающего. Текст, написанный без знаков препинания (и без прописных букв!), читается в три - пять раз медленнее, чем текст грамотно оформленный. С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основные особенности интонации:

Далеко над морем блеснула молния и послышались глухие раскаты грома.

  • - Как душно перед грозой! - сказал фон Корен. - Бьюсь об заклад , что ты уже был у Лаевского и плакал у него на груди.
  • - Зачем я к нему пойду? - ответил доктор , смутившись. - Вот ещё! (Ч.)

Принципы пунктуации

Надо помнить, что назначение знаков препинания - помогать отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов. Задача очень сложная. Знаки препинания отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение.

Принципы русской пунктуации - это основы современных пунктуационных правил, определяющих оптимальное использование знаков препинания.

Вряд ли можно построить все правила на одном принципе - смысловом, формальном или интонационном. Например, стремление отразить все структурные компоненты интонации очень осложнило бы пунктуацию, так как пришлось бы отмечать знаками все паузы: Мой отец || был бедный крестьянин ; Над лесом || взошла луна; Дед попросил Ваню || нарубить и принести дров и т.д. Отсутствие знаков в таких предложениях не затрудняет чтение текстов, воспроизведение их интонации. Не отражается пунктуацией с полной последовательностью и формальное строение предложения, например, однородные сочинительные ряды при одиночном союзе: Приметы связаны со всем: с цветом неба , с росой и туманами , с криком птиц и яркостью звёздного света (Пауст.).

Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение высказывания в их взаимодействии.

Знаки препинания - это графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию. Знаки препинания употребляются по правилам, которые необходимы, чтобы пишущий и читающий одинаково понимали смысл и строение текста.

Русские знаки препинания включают:

  • 1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак - это знаки конца предложения;
  • 2) запятую, тирс, двоеточие, точку с запятой - это знаки разделения частей предложения;
  • 3) скобки, кавычки (парные знаки), которые выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парный знак; если выделяемая конструкция стоит в абсолютном начале или конце предложения, то употребляется одна запятая или одно тире: Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.); Кроме рек, в Мещорском крае много каналов (Пауст.); "Эм, а ты куда , мамаша?" - "Л туда ж , - домой, сынок" (Тв.);
  • 4) многоточие; будучи знаком "смысловым", оно может ставиться в конце предложения - для указания на особую значимость сказанного: Что такое ужин? Проза. Вот луна , звёзды... (Остр.) или в середине - для передачи сбивчивой, затрудненной либо взволнованной речи: "Отец, не кричи. Я тоже скажу... ну, да! Ты прав... Но твоя правда узка нам..." - "Ну да! Вы... вы! Как же, вы образовались... а я дурак! Л вы..." (М. Г.).

Особое, "сложное" значение передают сочетания знаков препинания. Так, употребление вместе вопросительного и восклицательного знаков оформляет риторический вопрос (т.е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской: Кто же из нас не думал там о войне?! Конечно, все думали (Сим.); Негодяй и вор, одним словом. И за такого человека выходить замуж? Жить с ним?! (Ч.)

Соединение разных значений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым знаком препинания (чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу: например, тире в бессоюзном сложном предложении после запятой, не отмечающей обособление). Например: Над лесом небо прояснилось, - бледное солнце пролилось на серые колокольни Белоомута (Пауст.) - грамматическая однородность, перечисление отмечается запятой, а с помощью тире подчеркивается значение следствия-результата; ср.: Ты, брат , - это батальон. Полк. Дивизия (Тв.) - тире употреблено между подлежащим и сказуемым (перед частицей-связкой это), а запятыми выделено обращение.

Пунктационными правилами предусмотрены варианты употребления знаков препинания. Если допускается постановка разных знаков, то обычно один из них является основным, т.е. ему предоставляется преимущество. Так, вставные конструкции выделяются, как правило, скобками: Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.). Допускается выделение вставной конструкции с помощью двух тире: А в середине мая была гроза и такой ливень, что по улице - она была не ровная, а покатая - бурно катилась целая река жёлтой воды (С.-Ц.). Для скобок данное употребление является основным, а для тире - одним из многих и второстепенным.

Варианты употребления знаков препинания предусмотрены правилами оформления бессоюзных сложных предложений. Например, при пояснении или мотивации вместо основного знака двоеточия употребляется тире: Разлука призрачна - мы будем вместе скоро (Ахм.). При обособлении определений и приложений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Море - седое, зимнее , невыразимо угрюмое - ревело и неслось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень - вечер года - мне улыбается светло (Марш.). Возможно выделение обособленных определений и приложений двумя знаками - запятой и тире одновременно: Долетел спокойный мужественный гудок, - океанский, в три тона (Пауст.). Варианты постановки знаков допускаются и некоторыми другими правилами: в частности, запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении, запятой и восклицательного знака при обращении, восклицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопросе и др.

В некоторых случаях проявляется вариантность в возможности употребления/неупотребления знаков препинания. Например, оборот с предлогами кроме, наряду с и др. ("обособленное дополнение") может быть не выделен, если использован со значением включения; непоследовательно выделяются вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно и др. (они могут выделяться вместе с присоединяемым существительным).

Факультативные (необязательные) знаки препинания - это знаки, постановка которых четко не определена правилами пунктуации. Их употребление связано с передачей на письме паузы, которая или отражает пропуск слова (в месте пропуска ставится тире): Нет, товарищ, не забудь на войне жестокой: у войны короткий путь , у любви - далёкий (Тв.); Есть захотелось , пояс - потуже , в винтовку и на фронт (М.), или подчеркивает отсутствие грамматической связи между стоящими рядом словоформами, не составляющими словосочетания (в этом месте ставится тире): В этом крике - жажда бури (М. Г.); За городом - поле. В полях - деревеньки. В деревнях - крестьяне (М.).

Устойчивость русской пунктуационной системы объясняется в первую очередь тем, что определяющие ее принципы позволяют передавать на письме и смысловую, и синтаксическую, и в значительной степени интонационную структуру речи. Знаки препинания в большинстве случаев членят текст на связанные по смыслу и интонационно оформленные синтаксические единицы. Например: Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: просто парень сам собой он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе. В этом тексте вопросительный знак и точки обозначают границы самостоятельных синтаксических единиц - предложений, выражающих в каждом случае относительно законченную мысль. Эти знаки препинания характеризуют также цель и интонацию высказывания и обозначают большие паузы в конце предложения.

Тире в первом предложении соединяет именительный темы (Теркин) со второй развивающей частью предложения (кто же он такой?) и указывает на предупредительную интонацию и паузу между частями предложения. Двоеточие соединяют вторую часть сложного бессоюзного предложения с первой, и указывает на пояснительную интонацию и пояснительные смысловые отношения между частями предложения. Запятая выделяет вводное слово впрочем, и соответствует паузе и интонации, сопровождающей вводные слова. Запятая в последнем предложении отделяет присоединительную конструкцию (да и в каждом взводе) и тоже соответствует паузе. Принципы, на которых основана вся система правил пунктуации, осмыслялись постепенно. Так, В.К. Тредиаковский считал, что « препинание есть слов, членов и целые речи разделение, определенными знаками изображаемое, во чтении к понятию содержания и к отдохновение служащее, также и порядок сочинения указывающее».

Иными словами, В.К. Тредиаковскии видел назначение пунктуации («препинания») в смысловом, интонационном и синтаксическом расчленение речи. М.В. Ломоносов подчеркнул смысловые и синтаксические функции знаков препинания: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположения к союзам». В русском языкознании различают три основных направления в понимании принципов пунктуации: логическое (смысловое), синтаксическое и интонационное. Сторонники логического направления считают основным назначением пунктуации смысловое членение речи и передачу смысловых отношении расчленённых частей. К ним относятся Ф.И. Бусулаев, Д.Н. Овсянико-Куликовский, П.Н. Сакулин. Ф.И. Бусулаев в вопросе об употреблении знаков препинания писал, - «Так как посредством языка одно лицо передаёт мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему.» Синтаксическое понимание слов пунктуации находим у Я.К. Грота и С.К. Булича, которые считали, что пунктуация делает наглядным синтаксический строй речи.

В работах Грота важным является указание на связь пунктуационной системы с общим характером синтаксического строя предложения и письменной речи. Он обращает внимание на заметную в современной ему литературе тенденцию к отказу от «слишком сложных или распространённых предложений» и к использованию «более отрывистой речью». «Отрывистая же речь состоит в том, чтобы для большей простоты и ясности изложения выражаться по возможности краткими предложениями и тем давать читателю чаще приостанавливаться. В отношении к употреблению знаков препинания это значит: между двумя точками не накоплять слишком много предложений, находящихся во взаимной зависимости или тесной между собой связи и при том располагать их так, чтобы они могли одно от другого определять по крайней мере точкою с запятой или двоеточием. Неумеренный набор придаточных предложений между главными запутывает и затемняет речь».

Грот изложил пунктуационные правила со знаками препинания: для каждого знака указываются все случаи его употребления; каждое правило иллюстрируется одним или несколькими примерами из произведений конца 18 века и первой половины 19 века, но вследствие не расположенности Грота к авторам более позднего периода некоторые его правила к концу 19 века устарели. И всё же Гротовские правила пунктуации вместе с его орфографическими правилами, как уже сказано выше, вошли в обиход школы, а через неё и в практику печати. Для повседневного пользования они оказались достаточно ясными и удобными, так как основывались на синтаксической структуре предложения, которые пишущие усваивали в школьном курсе грамматики. Но фактически все пишущие в дополнение к известным им правилам пунктуации руководствуются при постановке знаков препинания также некоторыми показаниями ритмомелодии, идущими от устного произношения. Пишущий мысленно (а иногда и вслух) произносит предложение или часть его, чтобы уяснить себе, какой в том или ином случае следует поставить знак препинания. Так как паузы и интонация устной речи во многих случаях действительно выражают те отношения, которые заключены в предложении, то обращение к этим показателям вполне естественно.

Передача интонационной стороны речи представляется основной задачей пунктуации А.Х. Восткову, И.И. Давыдову, А.М. Пешковскому, Л.В. Щербе. Пунктуация тесным образом связана с интонацией. Однако нельзя утверждать, что пунктуация подчинена интонации и что интонация представляет собой главную основу пунктуации, хотя подобного мнения поддерживались некоторые русские лингвисты. Рассматривая вопрос о соотношении пунктуации и интонации, мы суживаем понятие «интонация» до паузиторики и ритма речи, учитывая в первую очередь наличие или отсутствие интонационных пауз, их длительность, повышение или понижение тона, место логического или фразового ударения. В таком понимании интонации предложения мы разделяем точку зрения учёных, считающих, что интонация - это грамматическое средство выражения смыслов в устной речи (наряду со структурными особенностями предложения), и на этой основе различаем интонации перечисления, сопоставления, контрастного противопоставления, предупреждения, пояснения, обусловленности и пр. Пунктуация в письменной речи, а интонация в устной служат одним и тем же целям - смысловому чтению текста; они придают речи осмыслённый характер.

Произнесение одних и тех же выражений с различной интонацией, как и различное пунктуационное оформление, может в корне изменить их смысловое значение. В случаях, когда выбор знака препинания определяется дифференциацией смысловых связей слов или смысловых отношений между частями сложного предложения, имеют место пунктуационные варианты, которым в устной речи соответствуют различные интонационные особенности высказывания. В подобных ситуациях знаки препинания в письменной речи и интонация в устной взаимосвязаны, однофункциональны - выполняют смыслоразличительную функцию. Однако смысл высказывания неразрывно связан с грамматическим построением и интонацией предложения. Этим объясняется то, что действующие в современном русском письме правила расстановки знаков препинания не могут быть сведены к какому-либо одному из перечисленных принципов, а отдельные знаки препинания в каждом конкретном случае употребления подчеркивают то логическую, то синтаксическую, то интонационную структуру речи или являются синтаксическими - одновременно членят текст на смысловые и синтаксические отрезки, характеризуют его смысловую и интонационную структуру и т.д.

Вернувшись к историческим аспектам данного вопроса, мы рассмотрим работы А.М. Пешковского и Л.В. Щербы, которые представляют несомненную ценность в области пунктуации. Хотя работы эти и не являются научными исследованиями, основанными на изучении значительного количества литературных текстов различных жанров и стилей, они всё же представляют собой интересные попытки осмысления действующих в нашем письме пунктуационных норм и содержат оригинальные мысли относительно построения новой системы пунктуации для русского литературного языка. Первые выступления А.М. Плешковского по вопросам пунктуации, в которых определились его взгляды в данной области, как и в ряде других областей, относящихся к преподаванию русского языка, имели место в годы наивысшего подъёма дореволюционной русской общественно- педагогической мысли, непосредственно предшествовавшие революции 1917 года. Речь идёт о докладе «Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания», прочитанном на Всероссийском съезде преподавателей русского языка средней школы, состоявшемся в Москве в декабре 1916 - январе 1917 года, и статье «Знаки препинания и научная грамматика».

Следует иметь в виду, что Плешковский как учёный-теоретик и как методист был убеждённым и горячим сторонником того направления в русском языкознании, которое выдвинуло положение о необходимости строго различать в научных исследованиях и соответственно при обучении языку в школе речь устную и речь письменную, ставя на первое место живую, звучащую речь. Об этом постоянно и неутомимо говорили в своих университетских лекциях и публичных докладах такие крупнейшие русские учёные-языковеды, как Фортунатов и Бодуэн де Куртенэ и их последователи и ученики, поднявшие на небывалую до того времени высоту изучение фонетики, как общей, так и русской исторической, и впервые поставившие на строго научную почву прикладные дисциплины - орфографию и орфоэпию. Знаки препинания отражают в огромном большинстве случаев «не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи». Ритм и интонация только потому являются вспомогательными синтаксическими средствами, что в определённых случаях могут приобретать значения, аналогичные тем, какие создаются формами слов и их сочетаний. «Но в то же время признаки эти могут на каждом шагу и противоречить собственно грамматическим признакам, ибо всегда и везде отражают в основе своей всё-таки не грамматическую, а только общепсихологическую стихию речи».

Для овладения умением ставить знаки препинания следует всегда сознательно читать знаки, т.е. «приводить в связь ту или иную произносительную фигуру… с тем или иным знаком», в результате чего «образуется прочная ассоциация каждого знака с соответствующей произносительной фигурой (или фигурами, если знак их имеет несколько) - ассоциация, протекающая, конечно, в обоих направлениях». Только для усвоения существующих правил об употреблении запятой потребуется координация показателей выразительного чтения и грамматики. Для Пешковского такая постановка вопроса о пунктуации и методике обучения ей была частью общей большой проблемы - взаимоотношения письменного и живого устного языка. Поэтому он закончил свой доклад «Роль выразительного чтения в обучении знакам препинания» следующими словами: «Замечу ещё, что такое сближение выразительного чтения с пунктуацией послужит на пользу не только одной пунктуации. Мысленно слышать то, что пишешь! Ведь это значит писать красиво, живо, своеобразно, это значит заинтересоваться тем, что пишешь! Как часто учителю достаточно прочесть с кафедры нескладное выражение ученика, чтобы автор ужаснулся собственному выражению. Почему ж он его написал? Потому что не слышал, когда писал, потому что не читал самого себя в слух. Чем больше ученик будет читать себя в слух, тем лучше он будет вникать в стилистическую природу языка, тем лучше он будет писать.

Воссоединение письменной верхушки языкового дерева с его живыми устными корнями всегда животворит, а отсечение всегда мертвит». Л.В. Щерба отчасти был близок к позиции А.М. Пешковского. Он так же видел роль пунктуации в обозначении ритмомелодической стороны речи. «Пунктуация - правила употребления дополнительных письменных знаков (знаков препинания), - писал он, - служащих для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации».

Но в то время как Плешковский считает, что все знаки препинания, за исключением отчасти запятой, обозначают, прежде всего, и непосредственно только ритмомелодическую сторону живой речи, Щерба, заглядывая в существо самой ритмомелодии, не ограничивается сказанным, а добавляет: «Поскольку одна ритмика и мелодика речи выражают членение потока нашей мысли, а иногда ту и другую связь отдельных её моментов и, наконец некоторые смысловые оттенки, поскольку можно сказать, что знаки препинания служат собственно для обозначения всего этого на письме. Этим определяется двойственный характер всякой пунктуации: фонетический, поскольку она выражает некоторые звуковые явления, и идеографический, поскольку она непосредственно связана со смыслом». Долее Щерба указывает на то, что «членение речи-мысли, а в ещё большей мере связь между отдельными её частями и разные смысловые их оттенки выражаются в речи не только интонационно, но и отдельными словами, формами слов и порядком слов, и если справедливо, что членение и аффективные оттенки всегда находят себе выражение в интонации (хотя не всегда это обозначается на письме), то связь между отдельными частями речи только очень суммарно выражается интонационно, а логические их оттенки и очень редко». В некоторых случаях, как указывает Щерба, интонация выступает в качестве единственного показателя, как членения, так и характера связи между отдельными частями предложения.

Современная русская пунктуация строится на смысловой и структурно-грамматической основах, которые взаимосвязаны и обуславливают друг друга, поэтому можно говорить о единой семантико-грамматической основе русской пунктуации. Пунктуация отражает смысловое членение письменной речи, указывает на смысловые связи и отношения между отдельными словами и группами слов, на различные смысловые оттенки частей письменного текста. Но те или иные смысловые связи слов и частей текста находят своё выражение в определённой грамматической структуре. И не случайно формулировка большинства правил современной русской пунктуации опирается одновременно и на смысловые особенности предложения (на смысловую основу), и на особенности его структуры - особенности построения предложения, его частей, наличие или отсутствие союзов, способы выражения членов предложения, порядок их расположения и т.п., что и составляет структурно- грамматическую основу пунктуации.

9–10-е классы

Принципы русской пунктуации.
Функции знаков препинания

Учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.»
(М.: Просвещение, 2007)

Цели: совершенствование умения использовать основные приемы информационной обработки текста; совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

Структура урока:

Для достижения поставленных целей будут использованы приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Этапы урока:

II. Осмысление содержания (получение новой информации)

ХОД УРОКА

I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

– Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?

Задание 1

Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.

(Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.)

– Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?

Какую функцию выполняет в этом предложении тире? Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но ).

Задание 2

В данном стихотворении расставлены знаки препинания, но иные, чем в авторском варианте. Восстановите авторскую пунктуацию.

– Вы заметили, что строение предложения как бы программируется заданным смыслом? Знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

– Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания в данном случае?

Главные вопросы сегодняшнего урока:

Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?

Какова функция каждого из 10 знаков препинания?

Попробуем найти ответы на эти вопросы, проводя диалог с текстом.

II. Осмысление содержания (получение новой информации).

Работа с текстом учебника (с. 114–115, № 225).

Читая про себя, учащиеся делают пометки карандашом (прием инсерта – маркировка текста значками по мере его чтения) («V» – знал(а); «+» – новое, «–» – вызывает сомнения, «?» – вопросы по ходу чтения).

Приводим текст (отрывки из книги С.И. Абакумова «Методика пунктуации»):

Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. <…>

Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическими (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Употребление запятой при однородных членах предложения, для выделения приложений, обособленных причастий и деепричастий и т.д. обычно определяется именно синтаксической структурой предложения. Частично на грамматической основе строятся также правила употребления точки с запятой, двоеточия, особенно в сложноподчиненных предложениях, тире при составном сказуемом с опущенной связкой. Однако во всех этих и подобных случаях в основе правил все же лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.

Возможные вопросы:

– Каковы принципы русской пунктуации? Структурный, смысловой, интонационный.

– Какой принцип является ведущим?

Следует обратить внимание учащихся на тот факт, что настоящее осмысление пунктуации, ее роли в понимании написанного начинается при работе над связным текстом.

Знаки препинания служат для обозначения такого расчленения письменной речи, которое не может быть передано ни морфологическими средствами, ни расположением слов.

Современная пунктуация исторически сложилась в стройную систему знаков, достаточно совершенную и гибкую для служения своему назначению. Системность пунктуации заключается прежде всего во взаимодействии ее принципов, условно расчленяемых, – структурного, смыслового и интонационного.

Заполняем таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров предложения из текста Н.Рериха (упражнение № 208, с. 110).

Комментарий для учителя: предлагаемая таблица может быть предъявлена учащимся (в зависимости от уровня подготовки класса) заполненной частично:

– только перечисление знаков препинания, чтобы учащиеся могли вспомнить и записать функции знаков препинания и примеры самостоятельно;

– перечисление знаков и указание функций тире и многоточия, так как речь на уроке идет в основном о предложениях с этими знаками;

– заполненной полностью, кроме колонки, в которую предлагается вписать примеры.

Вспоминаем, что знаки делятся на отделяющие и выделяющие. Внимание обращаем на функцию тире в данном тексте (так как из 10 предложений 6 организованы при помощи этого знака). Читаем текст Н.Рериха, параллельно заполняем таблицу. Примерный комментарий:

Многоточие подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания. Какую функцию еще может выполнять многоточие? Объясняем отсутствие тире в данном предложении (наличие отрицательной частицы и частицы только).

2) Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.). Налицо логическое подчеркивание сказуемого, пример того, как взаимодействуют структурный и смысловой принципы русской пунктуации.

3) Отмечаем параллелизм в строении предложений 5–8. Тире также означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.).

4) В 9-м предложении тире выполняет не отделяющую, а разделяющую функцию – обособление приложения, стоящего в конце предложения, дается его разъяснение.

III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Изучение правил постановки знаков препинания начинается с первого класса. Что принес сегодняшний урок? Придумайте вопрос, который мог бы стать темой для сочинения-рассуждения.

Как пригодятся эти знания для выполнения заданий ЕГЭ?

Задания А21–27, предлагаемые в тесте, позволяют проверить пунктуационную подготовку выпускников: знание правил и умение расставлять знаки препинания в простых предложениях, осложненных обособленными, однородными членами, вводными конструкциями, а также в сложных предложениях различных видов.

«Вооруженные» систематизированными знаниями о функции тире, приступаем к выполнению тестовых заданий, предлагаемых в ходе ЕГЭ.

Задание 1

Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.

2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.

4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

Комментарий:

1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака. (Должно быть двоеточие, так как в первой предикативной части следствие того, о чем говорится во второй; между частями можно вставить союз потому что, так как…)

2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Посредством глагола взглянул дается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта, допускается вставка и увидел, что .)

3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны. (Передача значений следствия в БСП.)

4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии. (Означает пропуск связки в сказуемом.)

Задание 2

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении:

Земля (1) кругла (2) на ней не скроешь тайны.

1) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится запятая (2). В первой части ставится тире между подлежащим и сказуемым (1).

2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится двоеточие (2). В первой части запятая отделяет уточняющий член предложения (1).

3) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2), так как вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части. В первой части запятая не нужна (1).

4) Предложение простое. Тире (2) разделяет подлежащее и сказуемое. Запятая (1) не нужна.

Таблица

Функции знаков препинания

Знаки препинания Функция знаков Пример
1 Точка
2 Восклицательный знак A. Передают соответствующую интонацию
B. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску
3 Вопросительный знак
4 Многоточие A. Отделительная
B. Знак эмоционального напряжения
C. Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания
D. Сигнал преднамеренного пропуска частей
1) Россия не только государство…
5 Запятая A. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части
B. Выделение в предложении особо значимых частей
6 Точка с запятой Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части
7 Тире A. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.)
B. Означает пропуск членов предложения
C. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП
D. Отделяет однородные члены от обобщающего слова
E. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность
F. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)
2) Она – сверхгосударство, океан…
5) Россия – это океан земель…
6) Россия – это семь синих морей… Россия – меховая щетина…
7) Россия – это бесконечные снега…
8) Россия – страна… сокровищ…
9) Россия есть страна византийских куполов… и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима
8 Двоеточие Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП)
9 Скобки Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)
10 Кавычки Выделение цитат, «чужой речи»

Домашнее задание:

1) продолжите заполнение таблицы «Функции знаков препинания», определяя функции запятой в тексте упражнения 208 (текст Н.Рериха);

2) напишите сочинение-миниатюру «Многофункциональность тире в лирике М.Цветаевой»; «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).

Текст упражнения, с которым идет работа на уроке (упражнение 208, с. 110).

Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу предложения, укажите, чем она выражена. Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.

1. Россия не только государство... 2. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. 3. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. 4. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

5. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

6. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов ветреных и цветущих.

7. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. <…>

8. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в ее глухих недрах.

9. Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. 10. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. <...>

(Н.Рерих)

И.Н. ДОБРОТИНА,
г. Москва