Лечение дислексии, или как избавиться от дислексии? Наследственное отклонение — дислексия: что это такое? Способы коррекции проблем с чтением, речью, восприятием звуков и букв

  • Дата: 20.04.2019

Дислексия – это нарушение способности человека к обучению, которое продолжается на протяжении всей его жизни. Дети с дислексией вырастают во взрослых с дислексией. Некоторые методы оказания помощи детям будут эффективны и для взрослых, даже при том, что их ситуация может быть другой. Детям приходится ориентироваться в школе, взрослому же придется ориентироваться на работе, в обществе и повседневных делах.

Шаги

Часть 1

Адаптация взрослых с дислексией
  1. Предоставляйте написанную информацию доступным способом. Дислексия, как и прочие нарушения обучаемости, не имеет видимых признаков, поэтому вы можете и не знать, страдает ли от этого нарушения ваш коллега, сверстник, начальник или подчиненный. Общая рекомендация заключается в том, чтобы использовать понятный формат текста.

    • Взрослым с дислексией трудно читать текст, выровненный по ширине, так как он образует неравномерные пробелы между буквами и словами. Чтобы сделать текст более доступным для понимания, выравнивайте его не по ширине, а по левому краю.
  2. Спросите человека с дислексией, что ему нужно. Так как дислексия влияет на каждого по-разному, лучше всего узнать о потребностях человека, спросив его об этом самого. Некоторым труднее всего читать карты, другие же испытывают трудности при переключении с цифр на слова.

    • Не предполагайте, что вы знаете, что необходимо взрослому с дислексией. Возможно, он не желает или не нуждается в вашей помощи.
    • Обязательно поговорите с человеком тайно и наедине, и уважайте конфиденциальность всего им сказанного.
  3. Предоставьте список возможных удобств. Заблаговременное составление списка возможных удобств позволит человеку с дислексией понять, что вы можете и готовы помочь ему/ей на работе или в школе. После этого он сможет выбрать для себя те варианты, которые лучше всего подходят для его стиля обучения. К привычным удобствам, который могут помочь, относятся:

    • Предпочтительный выбор места (например, место, откуда он сможет видеть доску или лицо учителя)
    • Отсрочки
    • Изменение при выполнении контрольной (например, чтобы кто-то мог прочитать ему тестовые вопросы вслух)
    • Учебники с выделенными основными моментами
    • Специализированное программное обеспечение
    • Преобразование документов, например, преобразование печатного материала в аудио формат
    • Наличие секретаря-стенографиста, лаборанта или младшего библиотекаря
    • Индивидуальные удобства, не упомянутые выше
    • Чтобы человек с дислексией мог официально получить все необходимые удобства для работы или учебы, он должен получить подтверждение о наличии нарушения. Получение официального подтверждения может выйти затратным как по времени, так и по деньгам. Если вы пытаетесь помочь взрослому с дислексией, знайте, что есть множество изменений, которые вы способны сделать самостоятельно.
  4. Взрослый с дислексией может не знать о своем диагнозе. Если ему в детстве не поставили диагноз, взрослый может не осознавать о наличии у себя нарушения. Возможно, ему никогда не диагностировали такое нарушение, как «дислексия», а оно все равно влияет на его повседневную жизнь.

    • Вы можете помочь ему, посоветовав побольше узнать об этом нарушении и о тех шагах, которые он может предпринять, чтобы помочь себе.
    • Если он решит отказаться от диагностирования и помощи, уважайте его выбор.
  5. Защитите конфиденциальность его диагноза. Если вы работодатель или учитель, вы юридически ответственны за сохранение конфиденциальности о нетрудоспособности своего сотрудника или ученика. Если к вам подойдет ученик и попросит предоставить ему некоторые удобства, скорее всего, его диагноз будет отсутствовать в личном деле.

    • Из-за клейма, которое связывают с нарушениями обучения, очень важно, чтобы диагноз другого человека всегда оставался конфиденциальным.
    • Человек сам решает, говорить ему о своей проблеме или нет.

    Часть 2

    Подгонка печатного материала для человека с дислексией
    1. Используйте шрифт, пригодный для людей с дислексией. Человеку с дислексией намного проще прочитать текст, написанный простым и равномерным шрифтом без засечек, вроде Arial, Tahoma, Helvetica, Geneva, Verdana, Century-Gothic и Trebuchet. Несмотря на то, что некоторые люди с дислексией отмечают, что им легче читать крупный шрифт, большинство предпочитают текст, напечатанный 12-14 шрифтом.

      • Не используйте шрифт с засечками (например, Times New Roman), так как засечки размывают форму букв.
      • Не используйте курсив для выделения информации, так как из-за этого все слова кажутся более тонкими и их становится труднее читать. Вместо этого делайте акцент на каком-то одном моменте, выделяя его жирным шрифтом.
    2. Старайтесь избегать визуальных искажений. Если вы блоггер, учитель или работодатель, внесите несколько изменений, дабы избежать визуального искажения, к которым можно отнести размытость или побледнение слов (эффект выцветания). Эти изменения будут полезны как вашим обычным читателям, так и страдающим от дислексии. Например, длинные массивы неразбитого текста большинству читать не так уж и легко, а для людей с дислексией – практически нереально. Вместо этого пишите короткими абзацами, описывая по одной идее за абзац.

      • Вы также можете разделять длинные куски текста заголовками или названиями разделов, которые подводят итог темы каждого раздела.
      • Не делайте фон белым, из-за него труднее сосредоточиться на шрифте.
      • Темный текст на светлом фоне намного легче читать. Не делайте фон зеленым, красным или розовым, так как людям с дислексией намного труднее читать текст на таком фоне.
    3. Выберите бумагу, подходящую для чтения. Бумага должна быть достаточно плотной, чтобы сквозь страницу не проглядывался текст, напечатанный на другой стороне. Используйте матовую бумагу, а не глянцевую. Глянцевая бумага может отражать свет и усиливать визуальное напряжение.

      • Не используйте цифровую обработку печати, так как из-за этого поверхность будет блестеть.
      • Поэкспериментируйте с различными цветными бумагами, чтобы найти такой оттенок, на котором человеку с дислексией будет проще читать.
    4. Предоставляйте четко написанные указания. Избегайте долгих и подробных объяснений. Предложения должны быть написаны кратко и четко. Старайтесь избегать аббревиатур и технического языка.

      • Добавьте диаграммы, изображения и схемы, где это возможно.
      • Вместо плотных абзацев, используйте отдельно выделенные тезисы и нумерованные списки.

      Часть 3

      Воспользуйтесь преимуществом современных технологий
      1. Воспользуйтесь программами для расшифровки речи в текст. Возможно, человеку с дислексией легче говорить, нежели писать. Людям, которым трудно подобрать слова, имеющим нарушение графомоторных навыков или которым трудно излагать свои идеи на бумаге, использование программ для распознавания речи может оказаться необычайно полезным.

        • К примерам подобных программ можно отнести Dragon Naturally Speaking и Dragon Dictate.
        • С помощью этих программ можно составлять письма, писать эссе или бродить по интернету, используя для этого голосовые команды.
      2. Воспользуйтесь функцией расшифровки текста в речь. Многие электронные книги сейчас содержат функцию перевода текста в аудио и могут проигрывать аудиокниги. Многие издательства при продаже цифровой книги включают опцию перевода текста в речь. Тремя основными цифровыми платформами расшифровки текста в речь являются планшеты Kindle Fire HDX, iPad и Nexus 7.

        • Kindle Fire HDX имеет функцию под названием Immersion Reading, которая синхронизирует выделенный в электронной книге текст с профессионально записанным аудио из Audible.
        • Nexus 7 позволяет нескольким пользователям подгонять настройки под себя, что довольно полезно, если вы делите его с другими членами семьи.
      3. Ознакомьтесь с приложениями. Существует широкое разнообразие приложений, направленных помогать людям с дислексией разных возрастов. Например, существуют приложения перевода текста в речь. К ним относятся Blio, Read2Go, Prizmo, Speak It! Text to Speech и Talk to Me. Flipboard и Dragon Go являются поисковиками, работающими от голосовых команд, что позволяет пользователю работать с ними, ничего при этом не печатая.

        • В напоминалках, вроде Textminder или VoCal XL, вы можете создавать текстовые напоминания событий, занятий, встреч, приемов лекарств и прочего.

      Часть 4

      Что собой представляет дислексия
      1. Обработка информации происходит по-разному. Основным нарушением взрослого с дислексией является то, как его мозг обрабатывает информацию. Наиболее очевидной проблемой, с которой встречаются больные на дислексию, является интерпретация написанной информации. Так как большинство учится читать еще в детстве, диагноз дислексия чаще всего ставится именно в этом возрасте.

        • Также может быть задета и обработка услышанного, так что люди с дислексией не всегда могут сходу понять сказанную им информацию.
        • Иногда скорость, с которой больные дислексией обрабатывают сказанное, может быть медленней.
        • Речь может быть истолкована буквально, из-за чего шутки и сарказм могут быть истолкованы неправильно.
      2. Узнайте о различиях памяти. Краткосрочная память часто является слабым местом у людей с дислексией, поэтому им может быть трудно запомнить некоторые факты, события, планы и тому подобное. Рабочая память или умственная способность удерживать одновременно несколько кусочков информации, например, делать заметки во время лекции, может быть ухудшена.

        • Люди с дислексией могут ошибиться даже с самой простой информацией, например, неправильно сообщить свой возраст или возраст своих детей.
        • Без дополнительной помощи взрослому с дислексией иногда тяжело что-то вспомнить.
      3. Узнайте о нарушениях общения. Человеку, страдающему от дислексии, иногда тяжело подобрать слова и трудно правильно выразить свою мысль. Поэтому часто присутствует недопонимание устной информации, а без должного понимания общение может оказаться довольно затруднительным.

        • Громкость или тон голоса человека с дислексией может быть заметно громче или мягче большинства людей.
        • Иногда присутствует разница в речи и неправильное произношение.

– парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Общие сведения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии .

Причины дислексии

В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию . Перинатальное повреждение головного мозга может носить гипоксический характер (при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца плода, фетоплацентарной недостаточности , аномалиях развития пуповины , преждевременной отслойке плаценты , затяжных родах, асфиксии в родах и т. д.). Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода , ядерной желтухе новорожденных . Причинами инфекционного поражения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут выступать заболевания беременной краснухой , корью , герпесом , ветряной оспой , гриппом и т. д. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами , внутричерепными кровоизлияниями .

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может вызывать черепно-мозговая травма , нейроинфекции , цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.), истощающие заболевания. Дислексия (алексия) при алалии , дизартрии , афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. Дислексия часто встречается у детей с ЗПР , тяжелыми речевыми нарушениями, ДЦП , умственной отсталостью.

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма », педагогическая запущенность , неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи - ФФН или ОНР .

Механизмы дислексии

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы зрительного восприятия, узнавания и различения букв; соотнесение их с соответствующими звуками; слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение; понимание, осознание прочитанного. Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика дислексии

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи , и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР , подготовке к освоению грамоты.

Заседание Консультативного Совета по неврологии
Москва, 22 февраля 2008 Профессор Заваденко Николай Николаевич
Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета РГМУ

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

Определение дислексии

  • Дислексия - частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией - сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями
  • Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки "учебного чтения", необходимые в процессе обучения.

    Дети не "перерастают" дислексию!

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер
  • Shaywitz et al., 1999

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению
  • Ноотропил ® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил ® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    Авторы Группы детей с дислексией Суточная доза Ноотропила Сроки лечения Результаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al 46 мальчиков 3,3 г 8 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al 257 мальчиков 3,3 г 12 недель Увеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi 127 мальчиков 3,2 г 20 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al 225 мальчиков и девочек 3,3 г 36 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout 36 мальчиков 1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет) 12 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил ® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза - от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 - 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память - по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)
  • По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил ® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 - 3,2 г/день) и длительный курс применения - в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку
  • Эту проблему порой называют дислексией, а иногда специфической неспособностью к чтению. Оба эти выражения означают одно и то же.

    Дислексия - это расстройство, вследствие которого ребенок испытывает трудности при обучении чтению, причем гораздо более серьезные, чем можно было бы предположить, исходя из его общего уровня развития. Если проблему удается устранить, купив ребенку новые очки, то это не дислексия. Если проблему удается решить, избавив ребенка от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или эмоционального расстройства, то здесь тоже речь не идет о дислексии.

    Некоторые дети, страдающие дислексией, меняют местами буквы при письме или жалуются на то, что у них сильно устают глаза при чтении. Эти проблемы являются следствием дислексии, а не ее причиной. У детей зачастую и без дислексии наблюдаются те же самые явления. Многие дети в возрасте до 7-8 лет переставляют буквы - и это совершенно нормально.

    Другие виды неспособности к обучению. У ребенка может отсутствовать та или иная способность, необходимая для успешной учебы. Ниже приводится краткий перечень способностей и те последствия, которые наблюдаются в случае их отсутствия.

    • Чтение . Дети должны уметь преобразовывать письменные символы (буквы или группы букв) в соответствующие звуки, а затем складывать в известные им слова. Неумение оперировать звуками лежит в основе большинства случаев дислексии.
    • Письмо . Дети должны писать буквы автоматически, не задумываясь над их начертанием. Если ребенку приходится останавливаться и задумываться над каждой буквой, темп письма существенно замедляется, а почерк получается неустойчивым. Ребенок не будет успевать выполнять письменные работы.
    • Математика . Способность оперировать простейшими арифметическими действиями - сложением и вычитанием - связана со способностью представлять предметы в пространстве и оценивать их количество. Если ребенок при этом испытывает трудности, то следствием может стать дискалькулия, то есть специфическая неспособность к математике.
    • Память . Способность запоминать включает в себя получение информации, удержание ее и выдачу в нужный момент в ответ на поставленный вопрос, например «Кто изобрел электрическую лампочку?». Проблемы на каждом из этих этапов - вводе информации, ее хранении и выводе - становятся причиной неспособности к обучению.

    Существует множество других специфических способностей и навыков, которые могут представлять собой проблему. К ним относятся, например, понимание устной речи, способность систематизировать объекты, умение координировать свои движения и так далее. Часто у ребенка наблюдаются трудности в выполнении сразу нескольких из этих действий (хотя какие-то другие навыки у него могут быть развиты лучше, чем у других).

    Никто из нас не бывает одинаково силен во всех областях. Если разница между теми умениями, в которых мы преуспели, и теми, которыми владеем в недостаточной мере, слишком заметна, то это, возможно, и есть то, что называется неспособностью к обучению

    Дислексия является общим термином для первичного расстройства чтения. Диагноз ставится на основании оценки интеллектуальной деятельности, образовательной среды, речи и языка, медицинских и психологических данных. Лечение в первую очередь направлено на управление образованием, состоящим из инструкций по распознаванию слов и компонентов навыков.

    Общепринятого определения дислексии не существует, таким образом, заболеваемость не установлена. По оценкам, 15% учеников государственных школ получают специальное инструктирование по причине проблем с чтением; около 1/2 этих детей могут иметь стойкие нарушения чтения.

    Неспособность выучить языковые правила печатного языка часто рассматривается как часть дислексии. Пострадавшие дети могут испытывать трудности в определении корневых слов или основы слова, последовательности букв в словах.

    Проблемы с чтением, отличные от дислексии, как правило, вызваны трудностями понимания языка или низкой когнитивной способностью. Проблемы визуального восприятия и аномальные движения глаз не являются дислексией. Тем не менее эти проблемы могут помешать дальнейшему словесному обучению.

    Причины дислексии у детей

    Проблемы фонетической обработки вызывают нарушения в дискриминации, объединении, запоминании и анализе звуков. Дислексия может повлиять на производство и понимание письменной речи, которая часто ограничена проблемами слуховой памяти, речи, названия или поиска слов. Основополагающие слабости устной речи также часто присутствуют.

    Патофизиология дислексии у детей

    Дислексия имеет тенденцию развиваться в семьях. Дети с семейным анамнезом трудностей чтения или обучения подвергаются более высокому риску. Поскольку в головном мозге людей с дислексией были выявлены изменения, эксперты считают, что она развивается преимущественно в результате дисфункций коры, вытекающих из врожденных аномалий нервной системы. Подозревают наличие поражений, влияющих на интеграцию или взаимодействие конкретных функций мозга. Большинство исследователей соглашаются, что дислексия связана с левым полушарием мозга и ассоциирована с нарушениями в областях мозга, ответственных за языковые ассоциации (область моторной речи Вернике) и выработку звуков и речи (зона Брока). Дисфункции или дефекты в угловой извилине медиальной затылочной области и правом полушарии вызывают проблемы распознавания слов. Исследования показывают некоторую пластичность систем мозга в ответ на тренировку.

    Симптомы и признаки дислексии у детей

    Дислексия может проявляться в виде:

    • задержки речи,
    • трудностей артикуляции,
    • трудностей запоминания названий букв, цифр и цветов.

    Дети с проблемами фонематического слуха и восприятия часто испытывают трудности с соединением звуков, сегментацией слов на произносимые компоненты. Задержка или колебания в выборе слов, замена слов или названий букв и картинок часто являются ранним признаком. Распространены кратковременная слуховая память и трудности с распознаванием последовательности на слух.

    Менее 20% детей с дислексией испытывают трудности с визуальным запоминанием графического изображения букв. Однако некоторые дети путают буквы и слова с похожими конфигурациями или испытывают трудности визуального выбора или идентификации буквенных моделей и кластеров (ассоциации звук-символ) в словах. Может возникнуть полная перестановка или визуальная путаница, чаще всего из-за наличия вышеперечисленных нарушений, которые приводят к забыванию или путанию названия букв и слов, имеющих одинаковую структуру; в дальнейшем d становится b, т становится w, h становится п, was (было) становится saw (пила), on (на) становится по (нет). Однако такие реверсии нормальны у детей <8 лет.

    Диагностика дислексии у детей

    • Оценка чтения.
    • Оценка речи, языка и слуха.
    • Психологические оценки.

    Большинство детей с дислексией не выявляют до детского сада или 1-го класса, когда они сталкиваются с символическим обучением. Дети, у которых трудности овладения языком появились в раннем возрасте, которые с трудом усваивают программу обучения в 1-м классе или они не читают на уровне, ожидаемом от их устных или интеллектуальных способностей, на любом уровне должны быть оценены. Часто лучшим диагностическим показателем является неспособность ребенка реагировать на традиционные или типичные подходы к чтению во время 1-го класса, хотя большую вариацию навыков чтения все еще можно увидеть на этом уровне. Демонстрация проблемы фонематической обработки имеет большое значение для диагностики.

    Дети с подозрением на дислексию должны пройти оценки чтения, речи и языка, слуха, когнитивных и психологических особенностей для определения их функциональных сильных и слабых сторон и предпочтительных для них стилей обучения. Такие оценки могут быть запрошены у работников школ учителем ребенка или семьей на основе Закона о лицах с нарушением обучаемости (IDEA), специального закона США об образовании. Результаты оценки помогают сформировать наиболее эффективный учебный подход.

    Всеобъемлющая оценка чтения проверяет распознавание и анализ слов, беглость речи, чтение или аудирование и уровень понимания лексики и процесса чтения.

    Оценки речи,языка и слуха проверяют устную речь и дефицит в обработке фонем (звуковых элементов) в разговорном языке. Рецептивная и выразительная функции языка также оцениваются. Проверяются познавательные способности (например, внимание, память, мышление).

    Психологические оценки направлены на эмоциональные проблемы, которые могут усугубить нарушение чтения. Собирают полный семейный анамнез психических расстройств и эмоциональных проблем.

    Врачи должны убедиться, что дети имеют нормальные зрение и слух, либо при помощи скрининга во время приема,либо направив на специализированную проверку слуха и зрения. Неврологические исследования могут помочь обнаружить вторичные признаки и исключить другие заболевания (например, судороги).

    Лечение дислексии у детей

    • Образовательные мероприятия.

    Лечение состоит из образовательных мероприятий, в т.ч. прямого и косвенного обучения распознаванию слов и их компонентов. Прямое инструктирование включает обучение конкретным фонетическим навыкам отдельно от других инструкций чтения. Косвенное обучение включает интеграцию акустических навыков в программы чтения. Инструкция может учить чтению целых слов или целого языкового подхода или следовать иерархии навыков от произношения звуков к словам и предложениям. Затем рекомендуются мультисенсорные подходы.

    Инструкция по компонентным навыкам состоит из обучения детей смешивать звуки, составляя слова, разбивать слово на части и определять расположение звуков в словах. Многим детям может помочь компьютер, который изолирует слова в тексте или обрабатывает тексты письменных работ.

    Эффективность других методов лечения (например, оптометрическое обучение,тренировка восприятия, тренинг по интеграции в аудиторию) и лекарственной терапии не подтверждена, их проведение не рекомендуется.

    Дисграфия и дислексия – заболевания достаточно серьезные. Ведь нарушение происходит на уровне нервной системы, что приводит к проблемам не только с речью и письмом, но еще и с общением с другими детьми, успеваемостью и т.д. Поэтому оба этих заболевания требуют очень грамотного подхода к лечению.

    Ребенку, у которого диагностировано одно из двух этих заболеваний, ни в коем случае нельзя не то что говорить, но даже и показывать внешним видом, что он неполноценный. Ведь уверенность в себе – залог успеха.

    Дисграфия

    Дисграфия в переводе с греческого означает «не пишу/рисую». Медики определяют данное заболевание как неспособность овладения письмом на фоне нормально развитого интеллекта. При дисграфии у человека нарушается письмо по фонетическому принципу. Это проявляется в большом количестве ошибок, искажающих звуковой .

    Как правило, дисграфия не приходит одна. На ее фоне отмечаются также расстройства устной речи, проблемы с другими психическими функциями, в зависимости от того, какая часть нервной системы недозрела.

    Диагностировать дисграфию можно при помощи специальных тестов. Как правило, в качестве них предлагаются диктанты и банальное переписывание текстов. Именно такое исследование позволяет максимально точно определить степень расстройства.

    Побочным эффектом дисграфии может стать полный отказ человека от письма. Так, например, дети начинают отказываться ходить в школу, взрослые переходят на физический труд, не требующий письма.

    Лечение дисграфии должно быть комплексным и успех мероприятия напрямую зависит от того, насколько тесно и продуктивно будут взаимодействовать между собой пациенты и лечащие специалисты. Лечением дисграфий различного рода занимаются логопеды и психологи. Естественно, желательно выбирать не первых попавшихся специалистов, а именно тех, которые уже давно практикуют работу с такими пациентами. Наравне с коррекцией письма нужно будет развивать память, улучшать концентрацию внимания и т.д.

    Следует помнить, что дисграфия – не приговор. Желание избавиться от нее и упорство помогают избавиться от такой патологии навсегда и без следа.

    Дислексия

    Дислексия в переводе все с того же греческого означает «невозможность говорить правильно». Данное заболевание представляет собой нарушение сопоставления человеком звука , которое выражается в ошибках при чтении и приобретается из-за нарушения или недозрелости нервной системы.

    Определяется дислексия довольно просто. Человек не усваивает буквы, т.к. у него в мозгу не проходят связи между ними и звуками, которым они соответствуют. Также может отмечаться смешение и замена близкими с фонетической точки зрения звуками и т.д. Кроме того, графически схожие буквы пациентами с дислексией отождествляются.

    Чаще всего дислексия выражается в нарушениях процедуры чтения: постоянно повторяющиеся ошибки, непроходящие оговорки. Человек может неправильно употреблять или проговаривать префиксы, окончания, суффиксы и т.д.

    Но, несмотря на это, диагностировать дислексию достаточно сложно. Для этого проводят несколько разных тестов, направленных на изучение порядка чтения, с параллельным сравнением с другими.

    Дислексия самостоятельно не рассасывается, поэтому ее необходимо лечить, чтобы устранить коммуникативные проблемы человека. Лечение такой патологии обычно комплексное. Направлено оно в большей степени на тренинг познавательных функций, участвующих в формировании проблемы. Как вариант, иногда применяют методики закрепления этих функций как компенсаторных механизмов.

    В программу реаблитации входят навыки управления голосом, расширение словарного запаса и беглость его использования, а также фонем. Обычно в качестве реабилитационных программ пациенту с дислексией предлагают чтение, письмо и обсуждение усвоенной информации. Естественно, под наблюдением врача. Заниматься лечением должны неврологи, логопеды и психологи.