Составитель
: Щипова О.Л.,
педагог-организатор д/о «Веснушки»
«Родное слово является основой
всякого умственного развития
и сокровищницей всех знаний»
К.Д. Ушинский
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Известный психолог Л.С. Выготский пришел к выводу, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.
Существует множество игр, скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать дома или на прогулке. Они помогут малышу тренировать разговорный навык, увеличить словарный запас и учиться выражать свои мысли.
Предложенные ниже игры не только содействуют совершенствованию речи дошкольника, но и расширяют его знания об окружающем мире.
- Игра «Кто больше знает?»
Цель : развитие памяти, речи, расширение знаний детей о назначениях различных предметов.
Вариант 1 . Взрослый показывает предмет обихода ребенку и предлагает перечислить его назначения. Например, стакан - пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….
Вариант 2 . Взрослый называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка, ушко, нос, иголка), а дети вспоминают, у каких предметов есть это. - Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель : развитие слуховой памяти, обогащение словаря.
Взрослый сначала играет роль мамы, которая посылает ребёнка в магазин с поручением купить некоторые продукты (постепенно увеличивается их количество). В этой игре полезно меняться с ребёнком ролями, чтобы он не только запоминал и выполнял поручение, но и запоминал, которое сам и дал. Для разнообразия названий покупок необходимо играть в магазины разных видов («Молоко», «Булочная», «Игрушки», «Одежда», и т.д.) - Игра «День рождения»
Цель : развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных навыков.
Взрослый сообщает ребёнку, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей он знакомит ребёнка с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Ребёнок должен угощать (от имени именинницы) гостей, называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей и изменения их имён. - Игра «Найди связь или что общего?»
Цель : развитие памяти, речи.
Вариант 1 . Взрослый раскладывает 10-12 штук любых предметов (лейка, палочка, миска, помидор, огурец, баночка, полотенце, нож, ложка, линейка, веревочка, полиэтиленовый пакет) на столе. Предлагает ребенку рассмотреть их внимательно и вспомнить, как они могут быть связаны между собой (сделаны из одного материала, величина, цвет, назначение, форма, вкус, запах и т.д.). Например, помидор и огурец – овощи; нож, ложка и миска – посуда и т.д.
Вариант 2 . Все связи необходимо привязать только к помидору. Когда помидор рос, то мы рыхлили землю палочкой, измеряли рост линейкой, подвязывали его верёвочкой, поливали его из лейки, когда он вырос и покраснел, мы его сорвали, положили в полиэтиленовый пакет, принесли домой, помыли, вытерли полотенцем, порезали ножиком, сложили в миску, добавили огурец, ложкой из баночки взяли сметаны, и получился салат. - Игра «Кому что нужно?»
Цель : развитие зрительной памяти, закрепление названий профессий, орудий труда, действий с ними.
Взрослый сообщает, что в гости к малышу пришли люди разных профессий (доктор, учитель, строитель, пожарник, продавец, милиционер …и т.д.), а чтобы им приступить к работе, нужно каждому взять свои инструменты (орудия труда). Ребенок подбирает инструменты к каждой профессии, объясняя свой выбор. - Игра «Звук заблудился»
Цель : развитие слуховой памяти, фонематического слуха.
Взрослый говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)». Например, хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.). - Игра «Словесное дерево»
Цель: развитие памяти, расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании.
Взрослый: «Дерево словесное Голое стоит Дерево словесное Слово говорит …» Называется слово (например «снег»)
«Дерево просит Листья собрать Слова родные Скорей подобрать …»
Ребенок начинает называть слова-родственники слова «снег» (снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход и т.д.).
Каждое слово-листочек взрослый прикрепляет к дереву. Чем больше слов подберут дети, тем пышнее будет крона дерева.
Можно листики собирать по лексическим темам («Посуда», «Мебель»), по подбору прилагательных или глаголов к существительному, со словами, начинающимися на определенный звук. - Игра «Угадай, кто ты?»
Цель : тренировка памяти, внимания, умение задавать поисковые вопросы.
Ребёнок одевает на голову взрослого шапочку «зайца» (животных, овощей, фруктов). Взрослый поисковыми вопросами должен узнать кто он.
- Я живое существо или нет? - Да
- Я большое или маленькое? - Маленькое
- Я живу в лесу или дома? - В лесу
- У меня перья или мех? - Мех
- Я зимой сплю? - Нет
- Я линяю? - Да
- У меня уши, какие? - Длинные
- Чем я питаюсь? - Корой, травой
- Я – Заяц? - Да.
Затем педагог меняется ролями с ребёнком. - Игра в рифмы.
Цель : развитие слухового внимания, фонематического слуха, чувства ритма, словотворчества.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много -…(дыр).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался -…(сом).
На берегу лежала гайка,
Рыбешку утащила -…(чайка).
Дымиться в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).
Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом -…(пальчик).
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский -…(жук).
Темная настала ночка,
Засыпает моя -…(дочка).
Было мишке меду мало,
Пчелка показала -…(жало).
В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен -…(мир). - Игра «Определения»
Цель игры : расширение знаний об окружающем мире, выделение признаков предметов и явлений.
Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
Вариант 1 . Придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. Например, снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д. (Река, медведь, облака и др.)
Вариант 2 . Обдумать перечисленные определения и угадать предмет или явление, которое они характеризуют:
Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий - ветер.
Темная, тихая, лунная, черная - ... (ночь).
Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая - ... (дорога).
Добрая, заботливая, любимая, красивая - ... (мама).
Короткие, длинные, стриженые, блестящие - ... (волосы).
Волшебная, интересная, народная, добрая - ... (сказка).
Крепкий, душистый, сладкий, горячий - ... (чай).
Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное - ... (лето).
Преданная, лохматая, шумная, любимая - ... (собака).
Круглое, яркое, желтое, горячее - ... (солнце). - Игра «Путаница»
Цель : автоматизировать поставленные звуки в словах и фразах, развивать связную речь.
В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены.
Взрослый говорит, что из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
Я купил батон , предъявил его проводнику и сел в поезд. (Билет)
На улице была жара, поэтому Маша надела шубу . (Сарафан)
На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (Труба)
Когда рассвело , мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (Стемнело)
Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (Песке) - Игра «Найди маму малышу»
Цель : учить детей образовывать слова, обозначающие названия детенышей с помощью суффиксов - онок, - енок, -ат, - ят; способствовать запоминанию названий животных и их детенышей.
Перед ребенком раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п., - и отдельно картинки с изображением котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п. Детям предлагается найти маму малышу. - Игра «Назови одним словом»
Цель игры : развитие способности к обобщению и классификации.
Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п. - Игра «Кто где живет?»
Цель игры : развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков.
Карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.) перемешиваются и раскладываются перед ребенком. Взрослый задаёт вопрос: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?». Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания». - Игра «Назови ласково»
Цель : учить применять уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Пример : большое яблоко – маленькое яблочко… - Игра «Один – много»
Цель : учить образовывать множественное число существительных
Пример : груша–груши… - Игра «Весёлый счёт»
Цель : учить детей согласованию существительного с количественными числительными.
Пример : одно яблоко – два яблока - …- пять яблок… - Игра: «Подбери признак»
Цель : учить образовывать прилагательные.
Пример : яблоко (какое?) – красное, большое, румяное, спелое, яркое, вкусное, круглое, полезное…; сок из яблок – яблочный, варенье – яблочное, «шарлотка» - яблочная…. - Игра «Подбери действие»
Цель : учить образовывать глаголы разного времени.
Пример : яблоко (что делает?) – растёт, спеет, наливается, зреет, падает; яблоко (что делало?) – спело, падало, росло…; яблоко – Что будет делать? – расти, зреть, падать… - Игра «Я знаю пять названий»
Цель : развитие памяти, быстроты реакции.
Берётся мяч и отбивается о пол со словами: «Я знаю пять названий овощей: морковка – раз, огурец – два, капуста – три, лук – четыре, помидор – пять…». Игра продолжается, пока есть интерес и темы для перечислений (одежда, посуда, мебель, имена, школьные принадлежности… и т.д.)
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ»
Дидактическая цель : Учить детей соотносить действия людей с различными профессиями
Задачи:
1. Образовательная: Учить детей уважать труд взрослых
2. Развивающая: Продолжать развивать память детей
3. Речевая: Развивать связную речь.
4. Воспитательная: Воспитывать дружелюбие
Игровые правила: называть действие данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, то он ловит мяч и бросает назад ведущему.
Игровые действия: бросание и ловля мяча.
Материал: Мяч
Предварительная работа: Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов, используемых в различных профессиях, действиях.
Ход игры
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на гостей, друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.
Сегодня мы с вами окунемся в мир профессий и поиграем в новую увлекательную игру «Кто больше назовет действий? »
Я буду называть профессии, а вы вспомните все действия этой профессии. А о каких профессиях мы с вами сегодня будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Туда хожу я каждый день.
Так нужно, даже если лень.
Так нужно для моей семьи.
Там хорошо и там свои.
Я всех уже два года знаю,
Я с ними ем и сплю, играю.
Туда ходить я очень рад,
Там мой любимый…….
Дети. Детский сад.
Воспитатель: Молодцы. Мы поговорим о профессиях детского сада.
Игровые правила: называть действия данной профессии. Если вы не может вспомнить, то бросаете мяч назад ведущему. Нельзя перебивать отвечающего.
Воспитатель: Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия.
Что же делает заведующий?
Дети: Заведующий руководит работой детского сада. У неё много важных дел. Делает детский сад красивым.
Воспитатель: Что делает заместитель заведующего?
Дети: Она помогает воспитателям учить малышей. Оформляет много документов. Готовит детей для участия в различных конкурсах.
Воспитатель: Что делает воспитатель?
Дети: Заботится о нас, любит нас и понимает, учит рисовать, лепить, считать, трудиться.
Воспитатель: Что делает инструктор по физической культуре?
Дети: Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия. Он учит детей быть физически сильными, здоровыми, ловкими, выносливыми.
Воспитатель: Что делает музыкальный руководитель?
Дети: учит нас петь, танцевать.
Воспитатель: Что делает помощник воспитателя?
Дети: кормит нас, моет посуду и пол, вытирает пыль.
Воспитатель: Что делает медицинская сестра?
Дети: следит за нашим здоровьем детей: осматривает нас.
Воспитатель: А что делает Алексей Александрович? Как называется его профессия?
Дети: Ремонтирует мебель, мастерит песочницы, поделки. Подстригает траву.
Итог, результат в виде выигрыша. Кто больше всех дал правильных ответов, тот и победил, остальным надо постараться и в следующий раз у них все получится.
Дидактическая игра
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ»
Дидактическая цель : Учить детей соотносить действия людей с различными профессиями
Задачи:
1. Образовательная: Учить детей уважать труд взрослых
2. Развивающая: Продолжать развивать память детей
3. Речевая: Развивать связную речь.
4. Воспитательная: Воспитывать дружелюбие
Игровые правила: называть действие данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, то он ловит мяч и бросает назад ведущему.
Игровые действия: бросание и ловля мяча.
Материал: Мяч
Предварительная работа: Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов, используемых в различных профессиях, действиях.
Ход игры
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на гостей, друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.
Сегодня мы с вами окунемся в мир профессий и поиграем в новую увлекательную игру «Кто больше назовет действий? »
Я буду называть профессии, а вы вспомните все действия этой профессии. А о каких профессиях мы с вами сегодня будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Туда хожу я каждый день.
Так нужно, даже если лень.
Так нужно для моей семьи.
Там хорошо и там свои.
Я всех уже два года знаю,
Я с ними ем и сплю, играю.
Туда ходить я очень рад,
Там мой любимый…….
Дети. Детский сад.
Воспитатель: Молодцы. Мы поговорим о профессиях детского сада.
Игровые правила: называть действия данной профессии. Если вы не может вспомнить, то бросаете мяч назад ведущему. Нельзя перебивать отвечающего.
Воспитатель: Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия.
Что же делает заведующий?
Дети: Заведующий руководит работой детского сада. У неё много важных дел. Делает детский сад красивым.
Воспитатель: Что делает заместитель заведующего?
Дети: Она помогает воспитателям учить малышей. Оформляет много документов. Готовит детей для участия в различных конкурсах.
Воспитатель: Что делает воспитатель?
Дети: Заботится о нас, любит нас и понимает, учит рисовать, лепить, считать, трудиться.
Воспитатель: Что делает инструктор по физической культуре?
Дети: Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия. Он учит детей быть физически сильными, здоровыми, ловкими, выносливыми.
Воспитатель: Что делает музыкальный руководитель?
Дети: учит нас петь, танцевать.
Воспитатель: Что делает помощник воспитателя?
Дети: кормит нас, моет посуду и пол, вытирает пыль.
Воспитатель: Что делает медицинская сестра?
Дети: следит за нашим здоровьем детей: осматривает нас.
Воспитатель: А что делает Алексей Александрович? Как называется его профессия?
Дети: Ремонтирует мебель, мастерит песочницы, поделки. Подстригает траву.
Итог, результат в виде выигрыша. Кто больше всех дал правильных ответов, тот и победил, остальным надо постараться и в следующий раз у них все получится.
Компот из вишни на зиму в банках (8 рецептов)
Компот из облепихи: вкусный защитник здоровья вашего ребенка Можно ли делать компот из облепихи
К чему снится салат из овощей: разбираемся в сновидении
Мифы о сотворении мира египетская мифология
Выручка в зарубежных странах