Как заявить работодателю о себе в случае смены направления своей карьеры.  профессиональный инструмент для выбора професси - профикс - профессиональная позиция

  • Дата: 22.09.2019

Если сравнивать периодизации, предлагаемые различными авторами, анализирующими взрослые периоды жизни человека, то нередко в качестве главного критерия перехода от одной стадии к другой выступает готовность человека пересматривать смыслы своей жизни и профессиональной деятельности, а также готовность перестраивать свою систему ценностей. Для многих людей взрослые периоды жизни - это периоды максимальной самореализации именно в профессиональной и трудовой деятельности.

«Профессиональное самоопределение» уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

В последнее время все чаще высказывается мнение, что и профессиональное самоопределение, и профессиональное самосознание формируются много позже подросткового возраста. Частично с этим можно согласиться, но важно понять и то, что сами по себе профессиональное самоопределение и профессиональное сознание проходят разные этапы в своем развитии, и, естественно, более зрелые уровни развития мы можем наблюдать лишь во взрослой жизни человека.

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга: в современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения.

Переживаемый людьми среднего возраста переход середины жизни оказывается одним из факторов, который может вынуждать их резко изменить свое отношение к работе, да и саму работу. После 40 лет у взрослых людей могут измениться ценности и цели, что заставляет их думать об изменении направления своей профессиональной карьеры. Эти изменения объясняются возвращением мечты - стремлений, идеалов и целей молодости. Некоторые исследователи полагают, что взрослые лучше всего справляются с этим периодом переоценки, если они систематически оценивают свои способности, а также плюсы и минусы их текущего профессионального положения.

Лишь малая часть людей резко изменяет свою профессиональную карьеру в середине жизни. Это делают, как правило, те, кто чувствует, что их способности не используются полностью в той работе, которая у них есть. Причиной этого могут быть изменения характера работы или снижение трудности задач за счет достигнутого человеком высокого уровня профессионализма.

Э.Ф Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;

Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);

Вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, в аттестациях);

Полная поглощенность профессиональной деятельностью («трудоголики» характеризуются как специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными; специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях);

Изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова в числе факторов, обусловивших кризис социально-профессиональной актуализации (38-42 года) выделяют:

Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации;

Коррекция «Я-концепции», связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы;

Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом;

Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья;

Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.

Способы преодоления кризиса:

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). К этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему экспериментировать и рисковать без сильного ущерба делу.

Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом.

Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным «кормильцем», может сопротивляться выходу такого «кормильца» на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремление своего «кормильца» к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. В данном возрасте это серьезная причина многих разводов.

Несообразности в субъективной картине профессионального жизненного пути, дисбаланс представлений о прошлом, настоящем и будущем могут выражаться в более или менее тяжелых кризисных переживаниях, существенно отражающихся на реализации, построении жизненного пути. В связи с этим требуется, в частности, компетентный самоанализ кризисных ситуаций и поиск исхода из них, что в итоге дает эффекты развития профессионала.

В частности, Р.А. Ахмеров приводит варианты так называемых «биографических кризисов»:

Кризис нереализованности . Он возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Возникают переживания такого содержания, что жизненная программа не выполнена, «не удалась», «не повезло»; человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забросило», с которой он считается, и которая может не ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию.

Здесь хорошо бы или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» - кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемы средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений («бегство в работу»).

Кризис опустошенности . Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. И несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он - «уже выкуренная сигарета», и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, профессии. В этом случае оправданны существенная передышка, отстройка от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант - при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможна затрудненность ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределенности, непредсказуемости будущего. Здесь полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ» и обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.

Кризис бесперспективности . Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполне определенным - картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки» впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личностные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации в тех или иных возможных ролях.

Компетентные люди, друзья должны помогать друг другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают и дальнейшее развитие человека как личности и как профессионала.

Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту, их возникновение и протекание очень индивидуально.

В одной из советских газет была опубликована замечательная карикатура: стоит на распутье богатырь и с озадаченным видом чешет в затылке. Как и полагается, перед ним лежит камень, а на камне высечено: "Направо пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь - надо работать!" Это утверждение не потеряло актуальности и в наши дни. Не менее важны и вопросы о том, где и кем работать.

Смена места работы - явление очень распространенное. Специалисты переходили и переходят из одной организации в другую в поисках какой-либо выгоды (чаще всего материальной), при этом их профессиональные обязанности и методы остаются неизменными. Однако перемещение по организациям без смены рода деятельности не всегда безоговорочно полезно.

Психологи доказали, что человек добьется большего успеха, если с периодичностью в пять-семь лет будет менять специальность, получать новые знания и встречать в своей профессиональной жизни совершенно новые, необычные для него задачи. Ведь даже в случае планомерного построения карьеры от рядового работника до старшего менеджера в конкретной компании новые обязанности не заменяют старые, а добавляются к ним. Другими словами, суть деятельности не меняется - увеличивается только сфера ответственности. Человек продолжает работать в той же профессиональной области.

Как ни парадоксально это звучит, но по прошествии нескольких лет работник скорее теряет квалификацию, чем приобретает ее. Накапливается усталость от привычного круга трудовых обязанностей, человек выполняет их автоматически, без интереса. Поэтому психологи считают, что любому профессионалу необходимо время от времени менять не место работы, а ее содержание. Рональд Рейган, как известно, был в свое время уволен с киностудии "Уорнер Бразерс". Вряд ли он стал бы великим актером, если бы продолжал там работать, и совершенно точно мир не узнал бы 40-го президента Соединенных Штатов Америки.

Обычно руководители компаний и их кадровики совершают одну и ту же ошибку: ищут на вакантные места специалистов "с опытом работы в аналогичной должности не менее года", практически не рассматривая переквалифицировавшихся или вовсе не работавших ранее претендентов. Они не учитывают, что у неопытных кандидатов есть значительные преимущества перед теми, кто уже съел собаку в том или ином деле: отсутствие профессиональных штампов, готовность к самосовершенствованию, интерес к новой работе и др.

Тем не менее, в наше время на российском рынке труда наметилась позитивная тенденция: все чаще люди стали менять не место работы, а саму профессию. Массовая переквалификация началась в период экономического кризиса 90-х годов, когда успешно приспособились к изменениям только те, кто не боялся учиться, приобретать новые знания и начинать свою профессиональную жизнь с нуля.

Юлия Ведмеденко, специалист кафедры социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, считает: "Сегодня все больше людей добровольно меняют специальность. Это явление в социальной психологии принято называть "профессиональной реориентацией". Современный человек свободен во взглядах и поступках (по сравнению с человеком советской эпохи), он стремится к высокому уровню жизни и готов нести личную ответственность за события собственной жизни, за ее качество. Однако профессиональная реориентация наиболее характерна для молодежи. Мышление зрелых людей менее гибкое - на их профессиональную жизнь влияют уже сложившиеся стереотипы, требования к себе слишком высоки. Зрелые люди боятся рисковать".

Действительно, люди старше 35 лет менее активны, чем молодежь. Даже в случае разочарования в своей деятельности они редко меняют профессию. Мысль о кардинальной переквалификации кажется зрелым людям бессмысленной и даже опасной. У большинства из них нет возможности или желания тратить время и деньги на получение дополнительного образования. Исключение составляют только две категории граждан: домохозяйки, у которых уже выросли дети, и появилась возможность заниматься карьерой, и военные, уволенные в запас. И те и другие сталкиваются с массой трудностей как объективных (нежелание работодателей предоставлять место неопытному человеку, ограничения по возрасту при поступлении в высшие учебные заведения и т. п.), так и психологических (боязнь сделать ошибку, неверие в свои силы, отсутствие поддержки со стороны близких и т. п.).

Специалисты разных профилей (социологи, психологи, экономисты) считают страх смены профессии одним из самых вредных заблуждений российских граждан. Многие люди ощущают, что полностью потеряли интерес и творческий подход к своей деятельности, но боятся перемен из-за возможности потерпеть неудачу. Наталья Самоукина, кандидат психологических наук, бизнес-тренер, отмечает: "К сожалению, говоря о карьере, люди чаще всего имеют в виду ее вертикальную составляющую - повышение в должности или рост заработной платы. Но существует еще и горизонтальная динамика. Сотрудник, исчерпав содержательные возможности в решении задач, которыми он давно занимался, начинает осваивать новое направление профессиональной деятельности - стремится получить новые знания, налаживает новые контакты, накапливает опыт решения новых задач. Возраст не помеха для переквалификации. Доказано: стремление человека после пятидесяти лет получить новую профессию активизирует его интеллект, способствует здоровью и долголетию".

Психологи признают, что решиться на резкое изменение своей профессиональной жизни способны только люди с определенным складом характера. Согласно так называемому термометру стрессов американского психиатра Томаса, вынужденная смена профессии лежит приблизительно на том же уровне, что и , - около 73 градусов (для сравнения: смерть одного из супругов - 100 градусов).

Способность пойти на разумный риск в своей профессиональной жизни - важнейший фактор успеха. И наоборот - страх перед изменениями или боязнь провала часто не дают человеку достичь хороших результатов. Тот, кто научится смотреть на учебу и смену профессии как на естественную часть трудовой биографии, никогда не останется без дела. Более того, современный уровень развития экономики фактически вынуждает людей к переквалификации. Недаром даже в благополучной Швеции практически каждый человек в течение своей жизни два-три раза меняет профессию.

Положительной особенностью нашего времени является наличие консультационных центров, в которых желающим сменить профессию помогают компетентные специалисты. Но это не единственный способ найти себе новое предназначение. Один из методов предписывает не кардинально менять квалификацию, а расширить круг своей деятельности. Для этого необязательно оставлять работу, приносящую деньги, просто нужно найти себе дополнительное занятие, как говорится, по душе. Это может быть репетиторство, написание статей, шитье, столярничество и др. Часто новое дело становится впоследствии не только любимым, но и основным.

Например, Д. Р. Толкиен, автор легендарной книги "Властелин колец", был профессором в области англосаксонского языка и литературы. Для своих четверых детей он начал сочинять сказку про хоббитов. Сперва он рассказывал им ее на ночь, позже записал и опубликовал, а издательство, оценив, насколько хорошо произведение приняли читатели, заказало продолжение. Так была создана трилогия "Властелин колец", которая имела колоссальный успех. В 62 года к скромному профессору пришли слава и богатство. И он наконец смог отказаться от многолетней необходимости вести списки расходов.

"Есть экспресс-способ для определения того, в какой профессиональной сфере лежат истинные интересы человека, - говорит психолог Алена Скалкина. - Представьте себя молодым, здоровым и сказочно состоятельным человеком. У вас есть все материальные блага, какие только можно выдумать, и нет сложностей с приобретением новых вещей или услуг. Свое богатство вы получили по наследству, поэтому тащить на себе бремя семейного бизнеса от вас не требуется. Отбросив все реалистичные возражения, которые подкидывает воображение, представьте себе главное: работать необязательно . Чем вы стали бы заниматься? Конечно, несколько месяцев или даже лет можно потратить на курорты, бассейны, казино и прочий активный отдых. А потом, устав отдыхать? Как вы будете бороться с неизбежным чувством бессмысленности жизни, скуки и безысходности? Какое дело увлекло бы вас по-настоящему? Честно и обдуманно ответив на этот вопрос, вы поймете, какой профессиональный путь - ваш".

Необходимо заниматься тем делом, которое будет приносить не только финансовое благополучие, но и внутреннее удовлетворение, а также признание со стороны окружающих. Отлично сформулировал эту мысль известный американский предприниматель Харви Маккей, автор нескольких книг по психологии бизнеса: "Человек, который непрерывно учится, найдет нечто такое, что ему по душе, и добьется того, что оно станет на него работать (даже если на первый взгляд это не имело отношения к его роду занятий). Не стоит всю жизнь работать на одном месте ради того, чтобы вас наградили золотыми часами при выходе на пенсию".

Обсуждение

Абсолютно согласен с Кити Щербацкой, что необходимы практические рекомендации.Тем более, что именно сменой профессии я и собираюсь заняться в ближайшее время. Работать в системе образования стало совсем уж тяжело...

01.04.2005 15:31:44, павел

Цены б не было этой статье, если бы были даны практические рекомендации как сменить профессию человеку, полностью отвественному за свою семью. Не отправив ее при этом жить на вокзал или в долговую яму.
А то и правда, засиделись...

Я бы, наверно, если бы была наследницей фамильного бизнеса и о деньгах могла бы не думать вообще, все время бы только училась:-) Работать мне нравится только пока я в стадии активного обучения - много нового, сама чувствуешь как растешь. Как только общие контуры становятся более-менее ясны, интерес угасает. К деталям не тянет. Плохо это:-(Интересно, это лечится?

Надо же, даже не зная о выводах психологов, я на практике убедилась, что пять лет для меня как раз тот период, за который интерес к деятельности совершенно угасает и требуется смена.

Комментировать статью "Смена профессии в зрелом возрасте, или как стать президентом"

Это семейные занятия для детей от 4 до 11 лет по десяти различным профессиям в течение учебного года. Мороженщик, Спортсмен, Строитель, Искусствовед, Декоратор, Ветеринар, Судья, Диктор, Часовщик, Астроном станут гостями Школы в 2016/2017 учебном году. Школа Профессий - это живое общение с уникальными профессионалами, которые нашли своё призвание, возможность сделать что-то своими руками, проверить себя во взрослом деле, почитать детские книги по теме и поиграть с детскими психологами. В...

Смена профессии. Скажите честно.. Серьезный вопрос. Образование взрослых. Для смены сферы деятельности в возрасте, когда главное преимущество - опыт, нужно именно этот опыт конвертировать. Правда, сейчас всего меньше стало, но все же.

Обсуждение

Есть специальность, освоив которую можно и за 60+ лет отлично зарабатывать и жить активной жизнью, а уж в 40 лет жизнь вообще только начинается;)
Главное - было бы желание обучаться новому.
Я точно знаю.
Всего Вам наилучшего!

Я считаю, если хотите то все получится.

Дорогие родители старшеклассников! Идет сбор заявок на участие в уникальном проекте для школьников «Всероссийский Ломоносовский Конкурс», успейте к нему присоединиться! «Мы ищем юных «Ломоносовых», талантливых ребят, где бы они ни жили, - говорит один из основателей Международного Ломоносовского Клуба Дмитрий Пунин, - и готовы дать тем, кто пройдет все этапы конкурса, прямую дорогу в научную и интеллектуальную элиту страны. Для этого мы организуем подготовку в лучших московских школах, что...

Первый раз ушла из юридической профессии в журналистско-издательское дело, второй Во втором, честно говоря, вступать на этот путь лучше в чуть зрелом возрасте, а не в совсем это физически тяжелая работа с ночными сменами. я вот как-то стала понимать, что хочу спать...

Обсуждение

я вас понимаю и поддерживаю:) по теме могу сказать только, что имею образование в одной сфере, огромный успешный опыт работы в другой, и сейчас тоже рассмтриваю вопрос об обучении ремеслу.

Я дважды начинала с нуля. Первый раз ушла из юридической профессии в журналистско-издательское дело, второй раз - в преподаватели вуза.
В первом случаев я уходила, имея 4 года опыта работы журналистом-фрилансером. Во втором, честно говоря, вступать на этот путь лучше в чуть зрелом возрасте, а не в совсем юном, особенно в наше время. С журналистикой, кстати, полностью и не порвала, продолжаю работать фрилансером, но это уже подработка в дополнение к основной профессии.
Правда, оба этих раза были, когда мне не было еще 30-ти и не было ребенка, так что условия не такие, как у вас.

Кто сказал, что возможности человека ограничены? Стать настоящим Президентом детской республики? Создать свой собственный бизнес? Стать олимпийским чемпионом? Сняться в главной роли в фильме? Защитить научную работу и получить степень магистра Академии наук? Выйти в открытый космос или спуститься на дно затонувшей Атлантиды? Все это и не только возможно за одну только смену в нашем лагере! Невозможное возможно! Программы Детского творческого лагеря «СОЗВЕЗДИЯ» летом 2015 года будут проходить...

Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом. С МЛАДЫХ НОГТЕЙ Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы - кем же...

Существует распространенный стереотип, что с возрастом наши профессиональные способности снижаются. Это неправда. Сегодня многие научные исследования подтверждают обратное - с годами профессиональные способности только растут, обогащаясь приобретенным опытом. По современным меркам, именно после 50 наступает самое плодотворное, профессионально успешное время в жизни. Начать новую карьеру, с нуля запустить бизнес, найти работу своей мечты, освоить незнакомую профессию - все это более чем...

Вопрос профориентации остро стоит для многих родителей детей подросткового возраста. Чем будет заниматься ребенок в будущем, как найти профессию именно его мечты? Предлагаем вам рассмотреть возможность поездки в детский профориентационный лагерь. О работе с детьми рассказывает профориентационный лагерь "Нить Ариадны" [ссылка-1] "Многие родители интересуются, дает ли эффект профориентационная направленность нашего лагеря, часто нас просят рассказать о том, какие выводы дети делают в конце...

Кризис середины жизни, кризис 40-летия, получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих...

Здравствуйте мои дорогие читательницы сайта «Мамина карьера» . Итак, мы продолжаем разбирать шаги, позволяющие найти любимую работу. И в этой статье будут рассмотрены методы работы с ограничивающими убеждениями, страхами и недостаточной уверенностью по поводу смены профессии и работы. 5 шаг. Сменить установки и убеждения Начнем мы с из изменений своих мыслей, в частности тех, что ограничивают нас. Их называют «ограничивающие убеждения». Например « женщинам платят меньше, чем мужчинам за ту...

Из этой статьи вы узнаете о том, как меньше сомневаться и научиться принимать даже самые сложные и судьбоносные решения. В том числе и том, какую любимую работу выбрать, выходить после декрета на работу или нет, звонить подруге, которую вы вчера обидели или нет. Прежде чем, перейти непосредственно к приемам помогающим принять решение, поговорим о том, что не все решения одинаково важны и, в связи с этим, подходить к ним можно по-разному. Судьбоносные, важные и рутинные решения Все ситуации...

Бытует мнение, что девочке нужна профессия, работать независимо от мужа, а то мол У меня вот был случай - в соц. сети чисто случайно "задружилась" с вице- президентом одной оч. крупной да-да...нет не могу- есть не хочу. я вот в более зрелом возрасте решила, что это...

Обсуждение

но у Вас хоть стаж есть, профессиональный опыт, представления о коллективах на работе и т.п. А если бы Вы с 20 лет дома сидели, то вероятность устроиться была бы в десятки раз меньше. Считаю, что полезно девушке поработать, не в ущерб всему остальному. Муж может и не уйти, но сам остаться на длительный срок без работы, заболеть сильно, мало ли.

А я все же на стороне бытующего мнения! Лучше все же дать шанс девочке самореализоваться. Конечно толк может быть, а может и не быть, как в любом другом жизненном аспекте. И тут не важно девочка или мальчик. А вот, если воспитывать исключительно в девочке сиди смирно - муж обеспечит,вот тут шансы как раз и увеличиваются в сторону варианта "в 40 лет никому ненужная" ибо не привыкла работать, ибо не умеет, ибо образования нет, ибо... ибо...ибо...

8-й с выраженной УО, но там тоже стараются профессию получить. Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие Пошли в 6-ку для того, что опека направила в связи со сменой формы семейного устройства с опеки на приемную семью.

Обсуждение

Я сначала почему-то подумала, что девочка в 11 классе. Пропустила, что ей 6 лет. Для 6-летки, нормальный ребенок. Если она в 11 классе будет делать такие ошибки, тогда задумаеетесь.

Кстати, мой двоюродных брат имеет УО, на том уровне, когда человек понимает сложение, но умножение понять не может. Ничего, стал водителем, и очень хорошим, кстати. Он высокий, представительный, не пьет, очень исполнителен...короче пресональный водитель мечты. А что тупой - так это начальству даже нравится. Москву он выучил наизусть, память хорошая..в церковь ходит. Очень помогает, потому что он не понимает многообразия законов. А так легче - 10 заповедей, он освоил. Жену себе нашел в церкви...ладно, она знала, кого в музья берет.

21.03.2012 02:23:56, masha__usa

У меня приемный ребенок из 8го вида, забрала после 2го класса, отдала в третий массовую школу, пытались не взять, но я настояла, по закону обязаны. Программу он толком не освоил, но зато компанию имел поприличнее, чем в 8м виде. Так что решать этот вопрос будете вы сами, а не комиссия. Другое дело, что я не уверена, что для ребенка благо быть всегда отстающим.

Раздел: Серьезный вопрос (как стать логопедом в 40 лет). Продолжая про смену профессии в 40-50 лет. -) Да, еще xотела сказать про методики - я, наверно в силу возраста, больше доверяю классическим методикам.

Обсуждение

Мне сейчас 38 лет, первый диплом о высшем образовании-социальный педагог, повышение квалификации-управление персоналом. 10 лет работаю в отделе кадров, и уже надоело не то слово. Мне уже работать в этой сфере не интересно, хотя на сегодняшний день работаю в очень хорошей организации. Буду поступать учиться на логопеда. Считаю что смена деятельности раз в 10 лет -это неплохо, а очень даже хорошо.Сейчас в наше время повышают пенсионный возраст до 63 лет. Задаю я себе вопрос-а смогу ли я продолжать работать в кадрах в таком случае еще 25 лет? , а не 17 лет, что тоже очень много надо сказать. И говорит моя душа-25 лет, однозначно нет! Учиться и развиваться никогда не поздно! Что-то менять, чем старше мы становимся -страшно. Но и дальше так долго продолжаться не может. Будет трудно, но развиваться и получать новые знания-это интересно!

20.07.2018 10:13:14, будущий логопед

Чтобы стать логопедом - не совсем гммм.. достаточно на него выучиться. Но если получится - то о материальныx проблемаx можно будет забыть:-)
У меня занятия расписаны на 5-6 месяцев вперед минимум, беру дополнительно только если очень жалко ребенка. Ученики приxодят домой, только по рекомендации, расценки высокие, моя репутация - еще выше:-), результаты занятий родителей радуют очень.
НО - я действительно люблю и детей и свою работу. Абы как и не от души, как банально это не звучит, получаться xорошо не будет. Подумайте.

06.06.2011 00:58:49, Бабулька - практик

Я вообще не знаю ни одного маркетолога, проект- и продукт-менеджера.Ни разу не видела реально.Они существуют или это фантастика? 3) После 8 класса наш "сборный" спортивный класс разогнали по своим районным школам. Я боялась идти в незнакомый 9 класс, и решила поступить в техникум. Листая справочник "Куда пойти учиться", наткнулась на интересную профессию "Программирование для быстродействующих математических машин" в Московском приборостроительном техникуме. Очень заинтересовалась новизной специальности, туда и поступила. В группе было только 2 парня, остальные девчонки:)
Закончив техникум, пошла работать, училась на вечернем в МЭИ.
4) Работаю уже 12 лет по специальности - одна из нашей техникумовской группы:))) Обожаю свою работу.

Мне очень понравилось все то, что там, внизу...Приятно...
О себе добавлю..
1. то, что не физик и не математик - в средней школе, хотя с математикой все было нормально, а с физикой - полнейший ноль. Русский не любила(училка - сволочь жуткая,очень непорядочный человек была -хотя про умерших так нельзя) Французский нравился всегда.
2. Дрессировщицей, наездницей, певицей...Переводчицей.
3. 9-10 - все родственники-учителя решили, что это только пед. Ин.яз. Обломались. тк иняз сдавался на 5, а вот за сочинение - неоднократные 2-3... Поработала 2 года, попала на репетиторшу - осилила литературу - легко сдала на 5, но пошла уже на начальные классы - так было вернее... Возлюбила русский язык, благодаря гениальной русачке...Закончила...
И - пошла работать кассиром - тк наступил 91 год - а кушать хотелось. и дочке - тоже.
4. Прошло 100 лет. И вдруг из закоренелой домохозяйки произрос репетитор французского. Ну надо же! я очень рада. Очень, очень, очень!

Смена профиля деятельности – это серьезный шаг в жизни. Это отбрасывает человека в профессиональной деятельности назад к нулевой отметке, приводит к изменению системы ценностей. Появляется ощущение, что теряешь время, которое наверстать уже никогда не сможешь, как ни старайся. “Но это ложное понимание вещей, нужно просто правильно подойти к делу, - так считает Елена ВИНОГРАДОВА, директор Департамента управления персоналом ЗАО «Международный центр финансово-экономического развития – консалтинг», - и еще неизвестно, кто будет в жизни более успешным: тот, кто выбрал профессию раз и навсегда или тот, кто сменил ее».

– Как Вы считаете, по какой причине люди меняют профессиональную ориентацию?

– По этому поводу существует много мнений, например, не профессию менять, а место работы или направление деятельности в рамках одной специальности и др. Надо сказать, что с последними формулировками я больше согласна, хотя и не рекомендовала бы делать это всем поголовно. Объясню почему.

Во-первых, смена работы, даже в рамках одной специальности и с похожими должностными обязанностями, – это всегда огромный стресс, и людям, не склонным к авантюрным поступкам и каким-то порывистым действиям, очень трудно будет это переносить.

Во-вторых, если человек меняет, тем более кардинально, свой профиль деятельности, значит, его что-то не устраивает в настоящем месте работы. И очень важно самому себе в этом признаться. Соответственно, причины смены профессиональной ориентации, по большому счету, сводятся к ошибкам, которые мы сделали в начале нашего трудового пути, и надо иметь большое мужество, чтобы это признать.

Я лично часто сталкиваюсь с людьми, которые неправильно выбрали профессию и находятся явно не на своем месте, но не желают этого признавать.

– Человек решил сменить профиль работы. С чего необходимо начинать, чтобы карьера сложилась успешно?

– Сначала необходимо определиться, что все-таки вам по душе. Для этого лучше, не уходя с предыдущего места работы, познакомиться со специалистами других профессий, прочесть литературу и вообще постараться посмотреть на мир шире. Возможно, следует получить консультацию по профориентации у психолога. Может быть, удастся выбрать профессию, которая каким-то образом пересекается с полученными вами ранее знаниями.

Таким образом, когда вы определились и сами поверили в то, что способны на большее, остается самая малость – убедить в этом нового работодателя.

Если вы специалист с 10-летним опытом работы, то на начальные позиции все-таки идти не советую, лучше сначала пройти переподготовку, познакомиться с неизвестной областью хотя бы теоретически, чтобы иметь возможность занять более перспективное положение в новой компании. Я уж не говорю, что необходимо тщательно выбирать компанию, но это надо делать всегда, не только в нашей ситуации.

– По какому принципу выбрать вуз, курсы или лучше обучаться в процессе работы?

– Если вы уже имеете высшее образование и не одно – я бы посоветовала пройти обучение на курсах, которые давали бы больше практики, так как с таким багажом знаний как у вас, уже не составит труда понять теоретический материал.

– Без опыта в необходимой области устроиться на работу сложно. Как можно ускорить подъем по карьерной лестнице на новом поприще?

– Сейчас рынок труда таков, что работодатель ориентируется не только на профессиональные качества кандидатов, но в большой степени на личностные. Надо постараться продемонстрировать свое желание работать в этой компании (предварительно собрав информацию), свой потенциал, свою готовность трудиться во внеурочное время и полностью отдаваться работе.

– У человека уже есть одна профессия, и в связи с этим у него, хочет он того или нет, сформировался шаблон, как овладеть специальностью. При смене профиля деятельности это поможет или, наоборот, навредит?

Скорее всего, такого шаблона нет, если ты не узко специализированный работник рабочей специальности, например, токарь. Навыки и опыт человеком приобретаются в процессе работы – поэтому и в новой профессии, чем дольше будешь работать, тем быстрее и полнее будешь овладевать специальностью.

– Елена, что Вы можете пожелать тем, кто решил сменить область деятельности?

– Найти дело, которым готов заниматься всю жизнь. Не ошибиться в выборе, все тщательно взвесить. Но даже если ошиблись – признайте это и ищите дальше – обязательно найдете! Ведь только занимаясь любимым делом, человек может быть по-настоящему счастлив.

Елена МАЛИНАРИ

Горбунова Галина Алексеевна 2007

МОТИВАЦИЯ СМЕНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

© Г. А. Горбунова

Горбунова Галина Алексеевна

кандидат

педагогических наук, доцент декан психологического факультета Самарский филиал Восточного института экономики,

гуманитарных наук, управления и права

Развитие профессиональной мотивации зависит от внешних факторов. Неуловлетворенность материальных и жизненных потребностей работника приволят к изменению профессиональной леятельности. Исслелование показало, что чаше социальные причины являются летер-минантами профессиональной переполтотовки.

Ключевые слова: работа и профессиональная мотивация, факторы развития профессиональной мотивации, смена профессиональной деятельности, причины профессиональной переподготовки, неудовлетворенность материальных и жизненных потребностей.

Вопросы профессиональной специфики мотивации труда, ее структурные характеристики, адекватность мотивов и целей содержанию и условиям деятельности рассматривались в психологии В. А. Бодровым, В. Я. Орловым, В.

A. Ядовым, А. Г. Здравомысловым и др. . Учеными выявлены существенные отличия мотивации в разных видах деятельности.

В рамках теории деятельности А. Н. Леонтьев и

B. И. Ковалев обосновали необходимость разграничения понятий «общетрудовая мотивациям «профессиональная мотивация». Первая обусловливает побудительную активность личности, ее отношение к трудовой деятельности, вторая определяет направленность на конкретную профессиональную деятельность. Таким образом, различие общетрудовой и профессиональной мотивации состоит в том, что мотивация конкретной трудовой деятельности обусловлена ее задачами и особенностями профессиональных целей .

С. Рубинштейн, В. Асеев, М. Магомед-Эминов рассматривают мотивацию как многомерную по содержанию подсистему личности, единство соподчиненных компонетов. Такой подход позволяет наиболее полно раскрыть сущность мотивационной сферы специалиста с учетом особенностей отдельных компонентов внутри подсистемы. Ведущие мотивы побуждают к деятельности, в которой возникают новые мотивы и цели в процессе развития мотивации. Т. Л. Бадоев, В. А. Толочек, Ю. К. Стрелков, рассматривая данные о динамике мотивов у представителей разных профессий, подчеркивают, что различия в изменении отдельных мотивов обусловлены спецификой содержания трудовой деятельности. Условия и способы развития трудовой мотивации могут быть различными: усиление структурированности мотивов, увеличение количества ведущих побуждений, изменение силы отдельных мотивов, повышение адекватности мотивации профессиональной деятельности . А. Маслоу выделял следующие основные мотивы деятельности: стремление к профессиональному успеху, к обеспечению безопасности и сохранения здоровья, к материальному благополучию, к познанию, к общению, к социальным достижениям, к самоопределению.

По мнению С. В. Бажановой, проблема формирования профессиональной деятельности не может решаться без учета акмеологических факторов, способствующих успешному становлению профессионализма. Автор предлагает рассматривать развитие профессиональной мотивации в системе двух групп факторов: внешних и внутренних. К внешним факторам относятся макросредовые (факторы социально-экономического развития общества; факторы, характеризующие современное состояние системы той или иной отрасли экономики, народного хозяйства, образования и т. д.), микросредовые (факторы функционирования трудового коллектива). Внутренние факторы включают в себя относительно постоянные факторы: характерологические и индивидуально-типологические особенности личности, а также динамические особенности: удовлетворенность профессией, профессиональная направленность, социально-психологические установки на саморазвитие и самосовершенствование, профессионально важные качества. Как показывает практика, влияние данных факторов на развитие профессиональной деятельности возможно в двух направлениях: положительном и отрицательном .

Целью нашего экспериментального исследования явилось изучение процесса развития мотивации профессиональной деятельности с учетом влияния на нее внешних и внутренних факторов. Были изучены те стороны, которые повлекли за собой разрушение положительной профессиональной мотивации в одном виде деятельности, так называемое «разочарование» в выбранной в молодые годы профессии, и мотивы, побудившие сменить профиль трудовой деятельности, т. е. мотивы профессионального переобучения. Разработанная и апробированная на практике программа экспериментальнопсихологического исследования включала в себя анкетирование, диагностику мотивационной структуры личности и структуры мотивов трудовой деятельности, а также выявление смысложизненных и ценностных ориентаций личности. Реципиентами выступили люди зрелого периода жизни, возрастной диапазон составил от 25 до 45 лет. Непременным условием

явилось наличие у испытуемых первого профессионального образования и получение ими второго профессионального образования иного профиля. Вид деятельности не играл особой роли, профессии могли быть как технической направленности, так и гуманитарной. Последнее условие связано с тем (здесь мы солидарны с мнением В. А. Бодрова и Ю. В. Бессоновой), что методический аппарат исследования мотивации, имеющийся сегодня в психологии, не позволяет изучить особенности мотивации профессиональной деятельности. Существующие методики предназначены лишь для определения общей направленности личности или уровня выраженности отдельных мотивов, потребностей. Они не предусматривают возможность оценки специфики мотивации конкретной деятельности (в качестве примера можно привести только оценку мотивации деятельности педагогов). Довольно часто методы исследования не выявляют развития профессиональной мотивации, проявления качеств субъекта в связи с профессионализацией деятельности, становлением личности профессионала, изменением самой деятельности, ее содержания и требований к личности на различных этапах профессионального пути. Слабая разработка оценки специфики конкретных видов деятельности в психологической практике побудила нас не акцентировать внимание на какой-либо конкретной профессии .

Для изучения смены профессионального профиля взрослыми людьми в городах Самара, Уфа было осуществлено экспериментальное исследование. В нем приняли участие 232 человека - медицинскиех работники, техники, учителя начальных классов, бухгалтеры, менеджеры, коренным образом меняющие свой профессиональный профиль. Изучение структуры мотивов трудовой деятельности в период осуществления работы по первоначальной профессии показало, что большинство людей, меняющих в зрелом возрасте вид деятельности, недовольны размерами своей заработной платы (81%), примерно половина (44%) не удовлетворена отношением администрации к труду, отдыху и быту работников. Однако у 38% опрошенных смена профессии связана с потребностью реализации своих индивидуальных особенностей, причем 50% респондентов в основном удовлетворяют эту потребность в своей первой профессии. 74% испытуемых стремятся с помощью новой профессии получить более высокий социальный статус, самосовершенствоваться в развитии личности хотят 68% людей, немало и тех, которые желают расширить свой кругозор и повысить эрудицию.

Все участники исследования отметили достаточно большую общественную полезность своего труда. 51% определили свое стремление к продвижению по службе очень большим, 33% - средним, 16% не стремятся занять руководящую должность в своей организации. В целом потребность в реализации индивидуальных особенностей не удовлетворяется у одной трети испытуемых, занятых в сфере медицинского обслуживания; у воспитателей и учителей удовлетворенность либо средняя, либо высокая. Возможности творчества в работе лишены одна треть медсестер и одна треть воспитателей, учителя имеют высокие или средние возможности развития творчества в работе. Удовлетворенности работой в целом не испытывают 33% медицинских сестер и воспитателей, однако вид трудовой деятельности удовлетворяет практически всех участников эксперимента. Совершенно

справедливо возникает вопрос, какова же причина смены вида деятельности? Определяющими в этом вопросе оказались социальные мотивы: непрестижной свою профессию назвали 45% участников, средний престиж - 15%, высоким престижем обладает профессия для 40% испытуемых. Вывод: неудовлетворенность материальных и жизненных потребностей работника приводят к изменению профессиональной деятельности .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бажанова£. В. Акмеологические факторы развития мотивации профессиональнопедагогической деятельности преподавателей высшей школы // Акмеология: личностное и профессиональное развитие. М., 2004.

2. Бодров, В. А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. М. : ИП РАН, 1998.

3. Бодров Д. А. Развитие профессиональной мотивации спасателей / В. А. Бодров, Ю. В. Бессонова // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 45-56.

4. Горбунова, Г. А. Мотивы переоценки профессиональной карьеры личностью на ступени зрелого возраста // Акмеология: развитие личности и профессионала. Самара: Новая техника, 2005. С. 69-76.

5. Горбунова, Г. А. Когнитивная теория мотивации в учебном процессе // Философско-методологические проблемы науки и техники. Самара: СамИИТ, 2000. С. 40-48.

6. Деркач, А. А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы) / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. М. : МААА, 1998.

7. Ядов,В. А. Человек и его работа / В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов. М. : Наука,

The Motivation of Professional Profile Shift

The development of professional motivation depends on both exterior and interior factors. Unsatisfaction in material and life demands of a working person leads to the change of the sphere of working activity. The research showed that most social motives frequently serve as determiners for professional retraining.

Key words: worki ng and professional motivation, interior and exterior factors of development of professional motivation, the change of professional activity, the motives for professional retraining, unsatisfaction in material and life demands.

Процесс выбора ребенком будущей профессии называется профессиональное самоопределение. Реализуется, когда человек начинает анализировать собственные личные качества и предпочтения. Учитываются уже полученные навыки, возможности. Проводится оценка потенциальных профессий по разным критериям. Профессиональное самоопределение тесно связано с самоопределением человека как личности и его жизненной позицией.

Профессиональное самоопределение — выбор ребенком своей будущей профессии

Основные факторы

В психологии профессиональное самоопределение характеризуют как избирательное отношение человека к выбору конкретной профессии и карьерной цели. Основа – осознанное решение в пользу определенного вида деятельности с учетом собственных особенностей, возможностей, предпочтений.

Существуют 2 типа факторов – внешние и внутренние. К внешним мотивационным факторам относятся нижеописанные.

  1. Чужие рекомендации. Это советы от родственников, родителей, старшеклассников, взрослых друзей.
  2. Примеры из окружения. При выборе человек учитывает опыт других людей. Возможно подражание авторитетным личностям. Важную роль играет престиж профессии.
  3. Стереотипное мышление. Это утверждения и нормы, обычно навязанные обществом. Указывают человеку, как себя правильно вести, по каким критериям выбирать профессию. Из-за наличия стереотипов, в будущем человек может разочароваться в своем решении, т. к. реальность может не соответствовать навязанному образу.

Главным внутренним фактором является личная оценка процесса труда. Человек обдумывает, будет ли в рассматриваемой деятельности возможность карьерного роста или другие перспективы. Анализирует привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса. Изучает информацию о том, какую деятельность подразумевает выбранная специальность: разнообразную или рутинную.

Вторая внутренняя причина – условия труда. Рассматривается необходимость в частых командировках, месторасположение потенциальных рабочих зданий. Отдельное внимание уделяется возможному графику работы. Некоторым индивидам особенно важно знать, будут ли они сидеть в офисе с 9 утра до 6 часов вечера или будут иметь свободный или гибкий график.

Последний внутренний фактор – анализ возможности участия в общественной деятельности. Человеку важно понимать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

  1. Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты. Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
  2. Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
  3. Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
  4. Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
  5. Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Вне зависимости от типа человека нужно помнить, что основная психология профессионального самоопределения – свобода выбора.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Этапы формирования

Профессиональное самоопределение личности – процесс, который длится всю жизнь. Человек выбирает профессию, начинает работать по специальности. Но иногда это надоедает или перестает нравиться по определенным причинам. Тогда человек принимает решение о смене профессии. Бывают даже пенсионеры, которые желают что-либо изменить. Поэтому самоопределение является неограниченным по времени процессом.

В дошкольном возрасте (до 6-7 лет) ребенок еще не имеет как такового собственного мнения. На его поведение влияют окружающие. Обычно малыш только подражает старшим.

Возможности и навыки развиваются благодаря посещению творческих кружков, спортивных секций и развивающих клубов. Сейчас есть детские центры, где с ребятами играют в разные ролевые игры. Особенно популярной является «Мир профессий», где малыш может попробовать себя в роли работника определенной сферы.

Профессиональное самоопределение происходит, когда ребенку предлагается осуществить некие трудовые действия: уход за растением или животным, уборка помещения. Это нацелено на развитие интереса у малышей к труду взрослых.

В дошкольном и детском возрасте малыши ориентируются на профессии родных и близких. Еще одна опора – мотивация ребенка к достижению высоких успехов в учебе. Так у него формируются первые представления о будущей профессии.

Маленькие дети не имеют собственного мнения

Подростковый этап

В психологии профессиональное самоопределение в подростковом возрасте определяется как один из самых важных этапов. Ребенок уже более конкретно, чем в дошкольном возрасте, осознает свои возможности, умения. Разделяет трудовую деятельность на ту, что ему нравится, и выполняемую под давлением.

Прочие особенности формирования самоопределения в подростковом возрасте:

  • закладывается нравственное отношение к разным видам труда;
  • формируется определенное мнение о различных видах профессий под влиянием внешних и внутренних факторов;
  • появляется избирательность в специальностях;
  • образ будущей профессии сформирован нечетко.

Происходит некое гендерное разделение профессий на мужские и женские. Мальчики ориентируются на специальности, где важны выдержка, сила, мужество. Это связанно с желанием стать финансово независимым. Причина – образ «настоящего мужчины», созданный разными СМИ. С помощью тяжелой физической работы парни пытаются самоутвердиться и самовыразиться.

Девочки отдают предпочтение профессиям, где ценится не физический труд, а интеллектуальная и творческая составляющие. Большинство подростков в возрасте от 10 до 15 лет хотят стать звездами эстрады, мастерами маникюра, танцовщицами, музыкантами, моделями, телеведущими.

Юношеский этап

В возрасте 16-23 лет молодые люди находятся на грани выбора между учебной и трудовой видами деятельности. Это переломный период, когда старшеклассники вынуждены покидать среднее учебное заведение. Тогда и проявляется профессиональное самоопределение.

Подростку нужно сделать выбор: начать трудовую деятельность или продолжить учится в университете или высшем профессиональном заведении. Психологи утверждают, что второму варианту отдают предпочтение те, кто еще не определился со своей будущей профессией.

Основные характеристики самоопределения в юношеском периоде:

  • романтические мечты о профессии исчезают;
  • человек учится реально оценивать ситуацию и всерьёз задумывается о выборе будущей профессии;
  • выбор специальности происходит под влиянием взрослых.

После того как решение принято, начинается обучение по специальности. Некоторые подростки на данном этапе испытывают разочарование и жалеют о своем выборе. Они могут пытаться изменить ситуацию. У других во время обучения уверенность в правильности выбора только укрепляется.

Этап взросления

В эту категорию входят люди, которые уже закончили учебную деятельность и начали трудовую. Уже имеют опыт и место работы. Проявляется социально-профессиональная активность. Самоопределение происходит тогда, когда человек начинает анализировать свою деятельность на работе и задумывается о карьерном росте (особенно если его нет).

К 30 годам проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной. Она характеризуется так:

  • выбранная профессия не приносит удовольствия;
  • трудовая деятельность не соответствует ожиданиям;
  • человек испытывает психологический дискомфорт;
  • возможен спад продуктивности, эмоциональное выгорание, депрессивное состояние;
  • индивид задумывается о смене работы и поиске себя.

Этот этап длится до выхода на пенсию (до 60-70 лет). Является наиболее продуктивным. За это время человек пытается реализовать себя как личность, осуществить задуманное, достичь самых важных жизненных целей.

Усталость от профессии может проявиться после 30 лет

Пенсионный период

Наступает после 60-70 лет. Большинство людей не успевают до конца реализовать свой профессионально-психологический потенциал. Наступает период уныния, деградации, повышенного чувства тревожности. Если человек не успел добиться поставленных целей, может появиться разочарование, что спровоцирует депрессию.

Пенсионер осознает, что все, к чему он шел всю жизнь, исчезло. Его профессиональные качества и навыки больше никому не нужны. Он начинает считать себя ненужным, растерянным, бесполезным.

Человек снова сталкивается с проблемой самоопределения. Но она уже касается не профессиональной деятельности, а жизненной. Проявляется в общественно полезной и социальной жизни.

Основные проблемы

Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.

Детей мучают такие мысли:

  • «Где я смогу реализоваться»;
  • «В какой области мои умения могут понадобиться»;
  • «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»;
  • «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»;
  • «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.

Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.

Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:

  • сменить место работы;
  • поменять специальность на другую, но в смежной области;
  • изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере;
  • остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.

Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.

Заключение

Профессиональное самоопределение индивида – процесс, который сопровождается выбором профессии и поиском себя в разных сферах жизни. Развивается под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выделяют жизненное, профессиональное и личностное самоопределения. Различают около 5 видов позиций человека по отношению к труду. Самоопределение проходит через всю жизнь человека, включая дошкольный, подростковый, юношеский, взрослый и пенсионный периоды. На каждом из них возникают свои трудности, своевременное преодоление которых сделает жизнь интересной и красочной.