Великое предназначение вашего пушистого любимца. Кошка — священное животное

  • Дата: 03.05.2019

Пожалуй, ни одно животное не вызывало у людей такие противоречивые чувства, как кошка - её то возводили в ранг божества, то ненавидели, как исчадие ада. Если бы кто-нибудь создал альбом, иллюстрирующий отношения людей и кошек за всю историю цивилизации, - мы могли бы с его помощью совершить поистине головокружительное путешествие из доисторических времен к современности по разным эпохам, странам и континентам.

Но, безусловно, апогея поклонения и славы достигли кошки в Древнем Египте. Именно там они были причислены к богам и считались олицетворением двух главных небесных светил - Луны и Солнца.

Богиня кошек Баст - символ радости, любви и плодородия

Пожалуй, самый известный «кошачий персонаж» в Египте - богиня кошек по имени Баст, или Бастет (второй вариант произношения), многие из нас её видели хотя бы на картинках в школьных учебниках. Бастет покровительствовавшая красоте, любви и плодородию. Расцвет её культа пришёлся на время между Средним и Новым царством, центром поклонения стал город Бубастис. А посвящённый ей храм Бубастейон был возведён в Саккаре, недалеко от Мемфиса - столицы Древнего Царства.

Священные кошки Египта принимали непосредственное участие в ежегодных торжествах, неудивительно, что в этот период их специально разводили, выкармливая рыбой, выловленной в Ниле, и хлебом, вымоченным в молоке. Простые смертные могли приносить хвостатым свои дары, лишь когда тех выставляли напоказ. Двери храма, в котором стояли корзины с кошками, открывались для всех на второй месяц после того, как разливался Нил. Именно в это время проходили бубастиды - празднества, посвященные Баст как покровительнице урожая.

Кошка-солнце

Чем же заслужили кошки такой почёт и славу? Ведь Баст, ни много ни мало, считалась дочерью самого Ра - бога Солнца, обладала властью давать начало заре каждого нового дня и вместе со своей сестрой Сехмет выполняла роль всевидящего ока. В основе этого поклонения, оказывается, лежит… кошачий охотничий дар. Точнее сказать, способность кошек успешно бороться со змеями. Ведь именно змей Апоп, согласно египетской мифологии, был олицетворением ужаса и мрака, а кошка, священное животное Древнего Египта, побеждая его, тем самым освобождала Солнце из леденящего холода ночи, давала ему возможность освещать мир.

По легенде, борьба тьмы и света повторялась из ночи в ночь. Светоносный Ра 12 часов плыл на ладье по небу, озаряя землю, а ближе к сумеркам, когда уставший бог засыпал, лодка пересекала границу царства мёртвых, чтобы следующие 12 часов находиться в загробном мире. В решающий час на пути ладьи с неподвижным Ра вставал из сумерек Апоп, но каждый раз змей встречал отпор отважного священного кота - Атума. Обращаясь к душам мёртвых, хвостатый защитник Света обещал прогнать духов зла в преисподнюю и обезглавливал змея, давая солнечной ладье возможность продолжить путь.

Кстати, мифические кошки, победительницы тьмы, есть даже на иллюстрациях «Книги мёртвых»: картинки изображают кота, который приготовился дать отпор ужасному Апопу. Там же описано сражение под священным деревом сикоморой между змеем и богом Ра, принявшим обличье рыжего кота.

Изображение усатого змееборца встречается и на культовых палочках сенет. Доказательства прямого отношения кошки к культу дневного светила есть и на камнях Нового Царства. Вывод один: египтяне были уверены, что исключительно благодаря зоркости и смелости кошек наш мир каждый день может радоваться животворящему свету Солнца.

Кошка-луна

Интересно, что в те же самые времена культ Баст ассоциировался одновременно и с ночным светилом, так как считалось, что именно Луна отвечает за оплодотворение и покровительствует будущим мамам и детям. О связи кошки-богини с лунным диском упоминает Плутарх в своём труде «Об Изиде и Осирисе». Египтяне были уверены, что кошка способна зачать 7 раз в жизни и дать жизнь 28 котятам. И именно столько дней насчитывает лунный календарь.

Примечательно, что олицетворение Луны, греческая богиня Артемида, убегая от чудовищного змея Пифона, также обернулась кошкой и укрылась от преследователя… в Египте!

Священные кошки Египта - объект поклонения

Слепое почитание кошек египтянами само по себе стало притчей во языцех. Так, все члены семьи, в которой умирал питомец, должны были сбривать себе брови в знак скорби и траура. Ещё один факт, подтверждающий благоговение жителей Египта перед хвостатыми, известен благодаря Птолемею. Историк описал, как в VI веке до нашей эры воины правителя Персии Камбиза II пошли на хитрость, осаждая пограничный город Пелузий. Наступавшие в первой линии солдаты несли перед собой кошек, и их противникам ничего не оставалось, как сдаться, чтобы не навредить объектам своего поклонения.

Убийство кошки и вовсе каралось смертью виновника, и спорить с этим законом не мог даже фараон. Так, по преданию, в 47 году до нашей эры один из римских воинов убил в Александрии кошку, за что местные жители устроили над ним самосуд. Птолемей XII Авлет, отец знаменитой Клеопатры, не смог отстоять котоубийцу.

На самом деле, это событие, даже если оно и не является историческим фактом, имеет весьма символическое значение. Ведь в это время Цезарь со своим войском уже подходил к берегам Нила, и совсем скоро в результате победоносной войны подчинил Египет власти Рима. В качестве одной из многочисленных провинций империи, древнее государство утратило своё могущество, а вместе с ним отошли в историю египетские божества, в том числе и богиня-кошка Баст.

Какие консервы вкуснее для кошек?

ВНИМАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ! Вместе со своей кошкой Вы можете в нём участвовать! Если вы живёте в Москве или Подмосковье и готовы регулярно наблюдать, как и сколько ест ваша кошка, а также не забывать всё это записывать - вам привезут БЕСПЛАТНЫЕ НАБОРЫ ВЛАЖНЫХ КОРМОВ.

Проект на 3–4 месяца. Организатор - ООО «Петкорм».

Жители Древнего Египта считали, что вселенная создана пантеоном богов – всевластных и непримиримо жестоких к непослушанию. Животные и растения – множественные воплощения высших сил, их плоть и даже части их тел. Животные, считавшиеся священными, «настроены» на определенный канал, через который они могли общаться с богами, а те в свою очередь, могли через них взирать на человечество. Бог Ра и богиня Бастет смотрели на мир кошачьими глазами, и именно через кошек можно было обратиться с молитвой к создателям и охранителям всего сущего.

Но не только кошка священное животное Египта. Помимо грациозных охотниц, египтяне считали священным черного быка, сокола, крокодила, шакала, ибиса, барана и некоторых других зверей и птиц. Однако кошке повезло быть приближенной к Бастет и Ра, а потому этим животным оказывались особые почести. А как иначе? Ведь Ра – верховный бог, а Бастет – богиня плодородия и защитница семейного начала.

В 17 главе книги мертвых сказано: «Я Атум, единый, существующий. Я – бог солнца Ра в его первом восходе. Я – великий бог, создавший себя сам…». Атум когда-то был богом богов, создав из своего тела великую девятку божеств, правящую миром. В числе девяти глав пантеона был и бог Египта Ра, впоследствии сместивший «родителя» с небесного трона. Ра стал верховным божеством, в его историю люди вплели многие события из легенд об Атуме, позабытом во времена Древнего Царства (3200гг-2060гг до нашей эры). Например, бог солнца Ра, подобно Атуму, создал из собственного тела девять верховных богов.


Кошки в истории Египта часто отождествлялись с Ра. Вероятно, такой чести усатые жители древнейшего государства были удостоены благодаря строению глаз. Согласно книге мертвых, бог Ра изменял глаза в зависимости от времени суток (око Ра – солнце или луна). Кошки тоже проделывают этот «фокус» – при ярком свете зрачки сужаются, превращаясь в почти невидимые щелочки. Считалось, что днем кошка впитывает солнечный свет глазами, а ночью, даря благосклонность Ра людям, отдает солнечный свет – очевидно, речь идет о ночном мерцании кошачьих глаз. Кошки считались посланниками Ра еще и потому, что эти животные ненавидят змей, уничтожая любую, поселившуюся на их территории. Согласно мифологии, Ра еженощно спускается в подземное царство, где убивает своего заклятого врага змея Апопа, а затем вновь возвращается в воды небесного Нила (т.е. наступает утро). Священным животным, связанным с Ра, является и жук скарабей, который читается на груди или на лбу кошки окраса табби (а именно полосатые и пятнистые кошки жили в Древнем Египте, унаследовав этот окрас от диких предков). Иногда бог Египта Ра, убивая Апопа, действует в образе огромного рыжего кота (животное, ненавидящее змей плюс рыжий цвет – цвет солнца).

Примерно в 2060 гг. до нашей эры (Новое Царство) фараон Ментухотеп, правящий Верхним Египтом, добивается объединения страны, подчинив себе Египет Нижний. Образуется единая религия, и в результате слияний двух культур «рождается» Амон Ра бог солнца египтян. Он соединил в себе двух богов – вышеописанного Ра и Амона, который был главным богом Верхнего Царства. Дабы объединить народ, жрецы наделили новое верховное божество общими чертами Амона и Ра. На начальном этапе Амон Ра бог солнца еще изображался в образе кота и считался покровителем этих животных, однако со временем Амон «взял верх»: Амон-Ра изображали в образе человека в золотой короне или с бараньей головой.

Древние египтяне верили в то, что боги, принимая облик тех или иных животных, окружают их в земном мире и, таким образом, влияют на судьбы людей. Поэтому священные Египта, список которых включал в себя кошек, крокодилов, а также целый ряд птиц и даже насекомых, становились объектами поклонения. На них запрещалась охота, и нарушение этого закона каралось наравне с убийством человека. Исключение составляли лишь ритуальные жертвоприношения и те случаи, когда воплощённые божества начинали размножаться столь бурно, что их численность создавала угрозу людям.

Священные быки в храме и на полях

Поскольку в древности жители берегов Нила кормились главным образом за счёт плодов земледелия (ежегодные разливы великой реки создавали к этому необходимые предпосылки), то при полевых работах им невозможно было обойтись без надёжной тягловой силы, обязанности которой исполнял бык. Соответственно той роли, которую он играл в жизни целого народа, ему отводилось одно из главенствующих мест среди прочих обожествлённых представителей животного мира.

Наиболее почитаемое священное животное Древнего Египта - это бык по имени Апис, регулярно выбираемый жрецами из сотен других животных. Его культ был столь велик, что избраннику отводили место в храме бога плодородия Птаха, находившегося в Мемфисе. Там этот баловень судьбы жил, благосклонно принимая возносимые ему почести, что, впрочем, не избавляло его собратий от тяжёлого каждодневного труда под палящим солнцем.

Жизненный цикл бога Аписа

Согласно верованию, каждую ночь его жена, богиня неба Нут, приняв облик коровы, сходила к нему во храм. После того как бог Апис её оплодотворял, на свет появлялось его очередное воплощение - сияющий лучами теленок-солнце, восходивший на небо и совершавший по нему свой дневной путь. К вечеру, изрядно состарившись, он вновь возвращался в храм и принимал прежний облик. На следующую ночь всё повторялось снова.

Так бог Апис в образе быка был и мужем, и отцом, и собственным ребёнком. Когда же он умирал уже по-настоящему, то жрецам предстояло найти замену. Для выполнения столь важной миссии годилось не всякое животное, а лишь обладавшее определёнными признаками. В частности, претендент должен был иметь на лбу белый треугольник, на боку светлое пятно, по форме напоминающее полумесяц, а на шее ещё одно, но уже в виде орла.

Самого же умершего мумифицировали по всем правилам этого древнего искусства и, уложив в особый саркофаг, украшенный драгоценностями и священными амулетами, помещали в подземный Некрополь, находившийся там же, в Мемфисе, на западном берегу Нила. Если учесть, что срок жизни быка (даже священного) в среднем составляет 15-20 лет, а поклонялись ему столетиями, то понятно, что со временем из таких саркофагов образовался целый город мёртвых.

Почитание коров древними египтянами

Всеобщим почитанием на берегах Нила были окружены не только сильные, а порой и весьма агрессивные быки, но и их более миролюбивые подруги. Священная корова всегда являлась неотъемлемым персонажем египетского пантеона богов и никогда не использовалась для жертвоприношений. Объясняется это тем, что, согласно наиболее древним мифам, она являлась постоянной спутницей другой богини - Хатхор, покровительствовавшей женственности, любви и плодородию. Кроме того, священная корова, как и любая другая, снабжала семью молоком, чем, естественно, заслуживала благодарность.

На протяжении веков египетская мифология включала в себя всё новые образы. В более поздний её период пантеон пополнила Великая белая корова Гелиополя, находившаяся под покровительством богини Изиды, так же, как и Хатхор, ведавшей вопросами любви и продолжения человеческого рода. Именно Гелиополя считается матерью священного быка Аписа, резиденция которого находилась в мемфисском храме.

Пернатые боги Египта

Другим весьма почитаемым представителем египетской фауны была птица ибис, считавшаяся одним из земных воплощений бога мудрости Тота, изображавшегося всегда с её головой и человеческим туловищем. По верованиям древних египтян, именно он являлся создателем письменности и литературы. В лучах славы бога-мудреца купалась и эта набольшая птичка, наделённая природой длинным изогнутым клювом. Согласно закону тех лет, виновный в её гибели подлежал суровому наказанию вплоть до смертной казни, а его жертва бальзамировалась.

В пантеоне пернатых египетских божеств почётное место отводилось также соколу. В ранний период истории он отождествлялся с Гором - богом неба, солнца и царственности. До наших дней сохранилось немало его изображений в виде человеческой фигуры с головой сокола или крылатого солнца. На более позднем этапе египетской истории сокол стал ассоциироваться с понятием человеческой души-Ба, представлявшей собой совокупность его эмоций и чувств.

При жизни человека она могла свободно путешествовать как по миру снов, так и тёмными лабиринтами царства мёртвых. Через некоторое время после смерти своего хозяина душа-Ба впадала в летаргический сон. В представлении египтян, она имела вид сокола с человеческой головой, чем отличалась от изображений бога Гора.

Священные животные Древнего Египта: кошка

Однако пернатые составляли лишь часть пантеона богов. Ещё одно Древнего Египта, являвшееся объектом всеобщего поклонения - это кошка. Известно, что по своему статусу она немногим уступала быку. Вообще, история этих животных напрямую связана с Древним Египтом. Бытует даже мнение о том, что именно там они были одомашнены, и памятником этому стали современные египетские кошки сфинксы - порода, для которой характерно полное отсутствие шерсти.

Когда-то жизнь на берегах Нила была для кошек золотым веком. Их любили и берегли, как ни в одну из других исторических эпох. Кошка считалась хранителем домашнего очага, и если в семье царили мир и благоденствие, именно ей приписывалась сия заслуга. Кроме того, защищая от грызунов урожай, они оказывали людям неоценимую услугу, спасая их от голода. В этом, в частности, и заключалась одна из причин, почему кошки почитались египтянами как священные животные.

Известно, что в случае пожара, землетрясения или иного какого-либо бедствия из дома прежде всего выносили кошку, а уже после заботились о детях, стариках и разного рода имуществе. Не удивительно, что кошачья смерть являлась таким же горем, как и кончина любого члена семьи. В доме объявлялся траур, а усопшую хоронили с теми же почестями, что и любого родственника.

Богиня с кошачьей головой

Тягчайшим преступлением считалось причинить кошке какой-либо вред, независимо от того, был в том злой умысел или нет. Иногда доходило даже до абсурда. Известен, например, случай, когда персидский царь Камбиз во время завоевания Египта приказал каждому из воинов передового отряда привязать к своему щиту по живой кошке. В результате египтяне сдались без боя, так как не могли сопротивляться, рискуя поранить своих любимиц.

Игривость и незлобивый нрав кошек стали причиной того, что богиня радости и веселья Бастет традиционно изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Особенное распространение такие композиции в виде рисунков и статуэток получили в эпоху Нового царства (1070-712 гг. до н. э.). Излюбленным сюжетом в них была Бастет, кормящая своих котят. Хорошо известные нам современные египетские кошки сфинксы своим обликом в чём-то напоминают эту древнюю богиню.

Обожествление крокодилов

Подобно тому, как бык почитался благодаря той роли, которая ему отводилась при возделывании полей, другое священное животное Древнего Египта - крокодил - принимал всеобщие поклонения по причине плодородия земель. Считалось, что эта рептилия являлась живым воплощением ведавшего разливами Нила, которые орошали поля и приносили на них живительный ил.

Как и Апис, священный бык в Древнем Египте, подобный ему по статусу крокодил также выбирался жрецами из сотен своих собратьев. Он селился в специально возведённом храме, и там, живя в сытости и довольстве, скоро отвыкал от дурных наклонностей и становился совершенно ручным. Крокодилов в Египте запрещалось убивать даже в тех случаях, когда их действия угрожали жизни людей.

Лягушки и их связь с загробным миром

Большую симпатию древние египтяне питали также ко всякого рода земноводным и пресмыкающимся. В частности, лягушек они включили в число священных животных, поскольку те входили в свиту богини Хекет, покровительствовавшей роженицам. Кроме того, существовало поверье, что они обладают способностью самозарождения. Это дало повод связывать их с загробным миром, в котором возрождаются все завершившие свой земной путь.

Добрые и злые змеи

К змеям у египтян было двойственное отношение, поскольку в понимании последних эти создания являлись носителями как доброго, так и злого начала. Например, мифический змей Апоп являлся олицетворением зла и мрака. Считалось, что, когда по ночам бог солнца Ра держит свой путь меж берегов подземного Нила, коварный змей пытается помешать ему, выпив из реки всю воду. Между ними завязывается борьба, из которой Ра всегда выходит победителем, но на следующую ночь эта история повторяется.

В то же время покровительницей Нижнего Египта считалась красная кобра, являвшаяся олицетворением богини Уаджит - хранительницы царской власти. Её стилизованное изображение - урей - всегда украшало диадемы фараонов, являясь свидетельством их царствования как в этом мире, так и в загробном.

Бесстрашный мангуст

После разговора о змеях уместно вспомнить ещё одно священное животное Древнего Египта, имеющее к ним самое прямое отношение - мангуста. В Египте эти маленькие хищники водились в изобилии и легко приручались. Часто их держали в качестве домашних животных. Египтянам импонировала та отвага, с которой они бросались на кобр.

Поскольку змеи, как было сказано выше, воспринимались в качестве носителей не только доброго, но и злого начала, считалось, что мангусты истребляют именно тех из них, которые исполнены дурных намерений. За это маленькие зверьки пользовались всеобщим почитанием и также причислялись к священным животным.

Почитание мангуста имело столь широкий размах, что до сего дня среди руин храмовых комплексов встречаются возведённые в их честь памятники. Кроме того, при раскопках на территории Египта обнаружено немало бронзовых изваяний, а также нательных амулетов с изображением зверька. Считалось, что этот аксессуар способен защитить от укуса змей.

Жук, повторяющий путь солнца

И наконец, совершенно невозможно представить Древний Египет без жука-скарабея, ставшего живым символом этой уникальной цивилизации. Такой чести он удостоился благодаря своей особенности перекатывать с востока на запад изготовленные им навозные шары.

Делает он это до тех пор, пока вкраплённые в навоз яйца не созреют и личинки не появятся на свет. Египтяне, полагавшие, что таким образом трудолюбивый жук повторяет путь солнца, считали его символом созидательной энергии этого небесного светила.

Характерно, что своего верховного бога Хепри - творца мира и людей - они изображали в виде человека со скарабеем вместо головы. Всемерному прославлению этого в общем-то обычного жука-навозника способствовало также поверье, согласно которому он, как и лягушка, обладал способностью самозарождения и, подобно ей, наведываясь в царство мёртвых, помогал там воскреснуть всем новоприбывшим.

Обделённые любовью

Неверно думать, однако, что все без исключения животные обожествлялись и принимали почести. Были среди них и исключения. Например, культ широко распространённого в Древнем Египте гиппопотама существовал лишь в Папримитском округе. Остальные жители страны относились к нему весьма настороженно, что, впрочем, не мешало им изображать богиню Таурт - покровительницу рожениц- в виде беременной самки этого животного.

Не приглянулись египтянам и свиньи, считавшиеся нечистыми животными. Существовало даже поверье, что молоко свиней способно вызвать проказу. Раз в год их использовали для принесения в качестве ритуальной жертвы, после чего съедали. Как видно, голод пересиливал суеверный страх.

В Древнем мире представители многих народов приручали кошек и держали их в качестве домашних животных. Однако египтяне, бесспорно, более других восхищались ими, объявив их священными животными.

БАСТ, БОГИНЯ С головой КОШКИ

Богиня Бает, чье имя в буквальном переводе означает «раздирающая», изображалась чаще всего в виде женщины с кошачьей головой. Подобно Хатор, Маат или Сехмет, Бает была дочерью солнца.

Она занимала почетную должность, служа оком Ра, солнечному богу, и участвовала, таким образом, в акте творения, проливая свет на землю и сражаясь с сумерками. Египтяне нередко связывали ее с львицей Сехмет, богиней войны, и обе они, являясь дочерьми солнца, парадоксальным образом воплощали и кротость, и гаев.

В результате археологических раскопок, проведенных на месте Иерихона в Палестине, были обнаружены кости кошек, восходящие к неолиту. Скелет кошки, датирующийся VI тысячелетием до н. э., был найден на Кипре.

Однако ученые не могут прийти к общему мнению по вопросу о происхождении домашней кошки. Некоторые исследователи утверждают, что она произошла от дикой африканской кошки (Felis sylvestris libyca) и была одомашнена древними египтянами около двух с половиной тысяч лет до нашей эры, другие же полагают, что ее предком был дикий азиатский кот (Felis sylvestris manul). Как бы то ни было, судя по всему, кошка была одомашнена около двух тысяч лет до нашей эры, и произошло это в Древнем Египте. До того кошки встречались исключительно в дикой природе.

Разумеется, древние египтяне приручали кошек не только и не столько из-за их красивой наружности, но в первую очередь из-за того, что они охотились на крыс и мышей, эффективно истребляя этих переносчиков чумы, настоящую катастрофу для урожаев зерна.

Роль кошки в повседневной

Начиная приблизительно со второго тысячелетия до нашей эры, дикие кошки, предки кошки домашней, преследовали свою добычу, грызунов, до самого человеческого жилья в долине Нила, привлеченные запахом пищи и теплом от очагов. В ту пору этот край достиг особенного процветания, в основном благодаря развитию сельского хозяйства и хлебным житницам.

Начиная с 1600 г. до н. э. египетские моряки стали брать кошек с собой в плавание, чтобы защитить свои товары и припасы от вездесущих грызунов, нарушая тем самым суровый египетский закон, согласно которому было запрещено вывозить их за пределы страны под страхом смерти. Кроме того, моряки тайно перевозили кошек, чтобы обменивать их из-под полы, как драгоценности, везде, где развивались морские торговые обмены.

Именно так кошки мало-помалу расселились по всему побережью Средиземного моря. Но египтяне использовали кошек не только для ловли грызунов, но и для охоты. Действительно, эти маленькие хищники были незаменимыми помощниками в охоте на птиц. Их держали на поводке, пока охотник убивал птиц при помощи бумеранга, а затем, когда добыча падала на землю, спускали, чтобы они принесли птицу своему хозяину.

И наконец, кошкам приписывали способность защищать людей от огня. Древнегреческий писатель Геродот рассказывал, что египтяне не боролись с огнем, утверждая, что если вдруг начнется сильный пожар, кошки сбегутся к месту происшествия и бросятся в пламя, отдавая жизни, чтобы спасти людей, оказавшихся в огне. Все, присутствующие при этом, оплакивают кошку, и огонь гаснет без чьего-либо вмешательства. Словом, кошки не только играли важнейшую роль в экономической жизни Древнего Египта, но и были настоящими позитивными символами, которым поклонялся целый народ.

Почитаемое животное

Древние египтяне считали, что ко всем животным следует относиться с уважением. Однако кошек, по-видимому, почитали намного больше остальных, потому что египетский закон под страхом смерти запрещал бранить кошек, плохо обращаться с ними и тем более убивать. Ведь египетские кошки были не просто всеми любимыми домашними животными, но прежде всего священными созданиями.

Начиная с 1567 года до н. э. кот был символом солнца, а кошка — символом луны, так что египтяне почитали этих животных, как богов. Египетские кошки, воплощения Бает, богини женственности и плодородия, или сияющего кота, обеспечивающего возвращение солнца после ночи, занимали завидное положение как в мире живых, так и в загробном царстве Осириса.

Богиня Бает считалась воплощенной кротостью, однако она, как настоящая кошка, вполне могла выпустить когти. Египтяне с нескрываемым восхищением относились к этой богине с головой кошки, которую неизменно сопровождал выводок ее котят. Каждый год в честь Бает совершались жертвоприношения узников. В каждом доме была по меньшей мере одна кошка, а когда она умирала, члены семьи выбривали брови в знак скорби и носили траур на протяжении семидесяти дней. Безутешный глава семейства заворачивал умершую любимицу в полотно и относил ее бальзамировщикам, а затем погребал.

Поскольку бальзамирование обходилось очень недешево, у главы семейства было в запасе целых семьдесят дней на то, чтобы собрать необходимую сумму. Одно из наиболее наглядных свидетельств такого поклонения со стороны египтян находится в городе Бени-Хасане, где археологи обнаружили целое кладбище кошек. Здесь покоились тысячи мумий этих священных животных! Кошки жили при каждом храме, и должность смотрителя кошек была очень завидной; она передавалась по наследству, от отца к сыну.

Держать кошку у себя дома могли только очень успешные египтяне, потому что уход за ней стоил дорого. Они питались не только мышами! Действительно, этих животных так почитали, что кормили первыми, и им доставались лучшие куски мяса или рыбы. Кроме того, когда египтянин стремился снискать расположение богини Бает, чтобы она исполнила его просьбу, он относил лучшую рыбу в дар ее земным воплощениям — кошкам.

Проектная работа

Богдановой Юлии

У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества. /Даниель Дефо/
Человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку. /Бернард Шоу/
Только кошки знают, как получить пищу без труда, жилище без замка и любовь без треволнений. /У.Л. Джордж/

Почитание животных можно увидеть во всех основных религиях древнего мира. Священные животные почитались в Древнем Египте, Греции, Риме. Но неповторимое отношение к кошкам, было именно в Египте. Здесь их ценили и обожествляли. Почему же кошки стали священными животными?

Египет 2000 лет до н. э
C одной стороны, это было связано с экономикой страны, которая «специализировалась» на выращивании зерновых культур и для охраны огромных амбаров от всевозможных грызунов кошки подошли как нельзя лучше.

Египет 1550-1425 г. до н.э.


Но, наблюдая за кошками, люди обратили внимание на ее чистоплотность и трогательную заботу о потомстве, а еще кошки отличаются игривостью, и умением ластится к человеку. Все эти качества соответствовали богине плодородия, материнства и веселья – Баст. Поэтому данную богиню олицетворяли с кошкой. БАСТ - считалась в Древнем Египте богиней плодородия и покровительницей любви. Она служила символом Солнца и Луны, оказывала покровительство душам умерших, попавшим в загробный мир, а также отвечала за плодовитость животных и людей. Люди молились ей об излечении от многих заболеваний. У нее была голова кошки и загадочные кошачьи глаза.

Богиня Баст

Поражали повадки и особенности кошки: умение тихо и незаметно исчезать и появляться, сверкать в темноте глазами, оставаясь подле человека иметь независимый нрав. Все это окутывало кошачий род тайной.
Египетские жрецы считали, и это убеждение дошло до наших дней, что кошки способны брать на себя карму человека.
Чтобы обеспечить столь удивительному животному неприкосновенность в Древнем мире был только один способ – провозгласить его священным.


Египет 664-380 г. до н.э.


Жрецы Древнего Египта провозгласили кошек священными, и с тех пор простые смертные не имели права прикасаться к кошкам, а владеть ими мог только фараон. Таким образом, кошка стала для египтян предметом религиозного культа. Это отразилось в том, что этих животных увековечивали в скульптурах и картинах, возносили им почести как божеству. За вред, причиненный кошке, следовало суровое наказание, а убийство животного каралось смертью. По умершей кошке владельцу полагалось носить траур в течение нескольких дней и сбривать брови в знак величайшей печали.



Мумия кошки. Франция. Лувр.

Тело умершего животного мумифицировалось и после сложной торжественной похоронной церемонии подлежало захоронению на специальном кошачьем кладбище. Это подтверждают археологические данные: в 1890 г. при раскопках древнего города Бубас—Тиса, рядом с храмом богини Баст, ученые обнаружили более 300 хорошо сохранившихся кошачьих мумий.
В Древнем Египте кошки пользовались почти таким же почетом и уважением как и фараон (правитель государства).



Также известен случай, когда полководцы использовали кошек в проведении сражений с египтянами. Зная, как жители Египта почитают священных животных, персидский царь Камбиссе приказал привязать живых кошек на щиты своих солдат. Это было жестоко по отношению к животным, зато население Египта сдавалось без боя, чтобы не причинить вреда кошкам.


Египет 3 век до н.э.


Вывозить этих животных, за пределы Египта, было запрещено, но если верить легендам, греки похитили несколько пар кошек. Вскоре животные расплодились и стали очень популярны в Греции. Они с успехом заменили полудиких ласок и хорьков, которые использовались ранее для борьбы с грызунами - вредителями.
Сельские жители оценили пользу, которую приносили кошки, и постарались их приручить. Постепенно кошки привыкли жить рядом с человеком и при этом сохранять свойственную этим животным независимость.



Египет 3 век до н.э.


Из Древней Греции кошки попали в другие страны Европы, где также стали пользоваться заслуженным почетом, так как оказались не только прекрасными охотниками, но и преданными друзьями человека. Кроме того, греки очень ценили красоту во всем, а кошка – красивое и грациозное животное.

Итальянская фреска в г.Помпе я 70 г. н.э.

О кошках писали в научных трактатах античные ученые и философы. Например, знаменитый римский историк Плиний Старший впервые описал анатомические и физиологические особенности кошки в своей книге «Естественная история».
В Европе кошка поначалу считалась хранительницей домашнего очага и олицетворяла свободу и независимость. Хотя европейцы, в отличие от древних египтян, не считали кошку священным животным, но относились к ней с большим уважением. Затем кошку стали воспринимать иначе, потому что мракобесы связывали ее с дьяволом и колдовством и истребляли самыми жестокими способами, якобы уничтожая их сатанинскую силу. Кошки черного цвета считались пособниками сатаны, молва приписывала им качества существ, опасных для людей. Это происходило при поощрении служителей церкви. Через некоторое время в Европе распространились крысы – переносчики страшного заболевания, бубонной чумы, которая унесла жизни больше половины населения европейских стран.



Чума в Европе
После таких обстоятельствах кошка вновь приобрела популярность. Даже церковь изменила свое отношение к этим животным, что также способствовало возвращению всеобщего расположения к кошкам.
Но даже во времена религиозного фанатизма находились просвещенные люди, которые сохраняли способность мыслить разумно. Некоторые монастыри продолжали разводить кошек, чтобы они ловили грызунов, по-прежнему наносивших вред продовольственным запасам людей. Возможно, благодаря этому кошки не были окончательно истреблены, когда их численность в Европе сильно сократилась.
Кошку можно назвать поистине мистическим животным, поскольку с ней связано множество примет, которые бытуют по сей день, причем толкование этих примет часто противоположное в разных странах.

Кошки постепенно заселили страны Азии, когда началось активное развитие торговли между Европой и Азией.

Существует версия о довольно оригинальном способе, каким образом первая кошка попала на Восток: ее обменяли на отрез шелковой ткани.


Древний Китай. Обработка коконов шелкопряда
Отношение к этому животному на Востоке было довольно своеобразным. С одной стороны, кошки по—прежнему охраняли от мышей и крыс урожай коконов шелкопряда, а торговля шелком составляет важную часть экономики Японии и Китая. Но кроме этого, кошки выполняли еще одну функцию – они служили своего рода талисманами, которые неизменно приносили мир, благополучие и семейное счастье. Так на Востоке оценили обаяние этих животных. Даже сегодня, многие люди убеждены в том, что с возрастом мистические качества живого талисмана усиливаются: чем старше кошка, тем больше счастья она приносит своим владельцам.
Каждый китаец должен был иметь маленькую керамическую статуэтку кошки, которая не только украшала дом, но и отгоняла от его обитателей злых духов. Считалось, что присутствие этих животных способствовало медитации.