Тесты для умственно отсталых людей. Тесты на айкью. Нарушение концентрации внимания

  • Дата: 29.06.2019

ТЕСТ «Психология умственной отсталости»

1. Назовите основные клинические проявления олигофрении (по Г.Е.Сухаревой) Преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния.

2. Верно ли данное определение (да, нет)

При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер.

ДА.

3. Назовите три внешние и три внутренние причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость.

Внешние причины:

1)тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, - вирусные гриппы, краснуха и др.;

2)различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;

3)тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении.

Внутренние причины:

1)фактор наследственности

2)нарушения белкового обмена в организме

3)воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения)

4. Опишите классификацию умственной отсталости по МКБ-10

В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении:

Легкая - IQ 50-70

Умеренная - IQ 35-50

Тяжелая - IQ 20-35

Глубокая - IQ менее 20

5. Опишите классификацию детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов), предложенную М. С. Певзнер.

Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С. Певзнер. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

    неосложненная;

    олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);

    олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;

    олигофрения с психопатоподобными формами поведения;

    олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

6. Перечислите биологические и социальные факторы, определяющие развитие умственно отсталого ребенка.

К биологическим факторам относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы - это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.

7. В каком возрасте у умственно отсталых дошкольников появляются первые (малочисленные и неточно произносимые) слова

Первые малочисленные слова, неточно произносимые, появляются у умственно отсталых дошкольников в 2-3 года или даже в 5 лет .

8. Кратко охарактеризуйте волевую сферу умственно отсталых дошкольников, особенности её становлении

Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах формирования. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия.

9. Закончите предложение: Экспериментальное изучение СО у умственно отсталых детей в целом показывает ее неадекватность в сторону завышения.

10. В чем основное отличие ведущей деятельности умственно отсталых детей от ведущей деятельности нормально развивающихся?

У детей с общим психическим недоразвитием наблюдается выраженное запаздывание в становлении всех ведущих видов деятельности. Кроме того, они качественно и структурно обеднены по сравнению с уровнем развития тех же видов деятельности у нормально развивающихся сверстников.

Данный тест использует систему оценки интеллекта британского ученого-психолога Ганса Юргена Айзенка.

Красная шапочка Воротник

Когда показатель IQ превышает 150, то этот человек отличается творческими талантами и двигает науку и знания вперёд. Это совершенный гений, разрабатывающий новые теории и создающий новые изобретения. Из известных людей таким показателем обладают Стивен Хоукинг и Билл Гейтс.

Менее 3% населения имеют показатели IQ между 130 и 149. Речь идёт о крайне редком высоком показателе IQ. Люди с таким IQ зарекомендовывают себя хорошими менеджерами или специалистами в конкретных областях, а также успешными учёными и исследователями.

Показатели между 110 и 129 считаются более высокими значениями выше среднего интеллекта. Люди с таким IQ легко заканчивают ВУЗы, а в менеджерских и творческих профессиях они могут достичь выдающихся результатов.

Речь идёт о показателе интеллекта выше среднего. Обучение в ВУЗах не составляет для этих людей трудностей и они заканчивают их без проблем. Если человек трудолюбив, он может получить отличное рабочее место на рынке труда.

Лица с такими показателями без проблем сдают заключительные экзамены и работают, в основном, в среднем менеджменте. Люди с такими показателями с трудом заканчивают ВУЗы, но если человек усидчив и трудолюбив он может получить отличное рабочее место.

Люди с такими показателями IQ, способны закончить начальную школу и неплохо устроиться в профессиях и работах, связанных с физическим трудом.

Лица с показателем IQ меньше 60 способны закончить специальную школу, если им уделяют достаточно времени и усилий. Им под силу позаботиться о себе и справиться с повседневными хлопотами.

07.02.2018 в 01:05, за время: 22:56

Крутой тест, мнне очень понравился.урааа

06.02.2018 в 19:56, за время: 01:24

СПАСИБО ЗА ТАКОЙ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ТЕСТ МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ

06.02.2018 в 19:42, за время: 02:59

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО БЫЛО МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ НОЯ ЛИШЬ НАБРАЛА 80 БАЛЛОВ НОЯ С КАЖДЫМ РАЗОМ СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ СИЛЬНЕЕ И СИЛЬНЕЕ

06.02.2018 в 19:02, за время: 11:05

всё понравилось но только много вопросов

05.02.2018 в 20:51, за время: 20:10

Ну, я понятия не имею, почитал описание, вроде всё отлично для меня, но как-то странно чувствую.

05.02.2018 в 20:14, за время: 04:28

во 1 мне 11 я набрала 70 баллов, а вот мехмед али которому 28 набрал 78 баллов

05.02.2018 в 19:24, за время: 29:35

в некоторых местах сложна, но мне понравилось 16 лет - 125.

05.02.2018 в 17:28, за время: 03:05

Мне очень понравился этот тест, и в конечном итоге мы снова попробуем наш разум

05.02.2018 в 17:05, за время: 23:28

IQ 75 хороший сайт развивает голову мышления логику

05.02.2018 в 16:41, за время: 20:58

Хорошие Тесты, помогают прокачивать мозг

05.02.2018 в 16:39, за время: 23:09

только люди с ай-кью выше 130 понимают, о чем читает Скриптонит. боюсь, что я не из их числа

05.02.2018 в 14:08, за время: 12:49

Первый раз, и правда у меня занижена самооценка.

05.02.2018 в 12:48, за время: 29:05

05.02.2018 в 12:01, за время: 14:48

Нормально, конечно почему такой результат, не показывают

05.02.2018 в 11:36, за время: 13:33

Классно, увлекательно, прикольно, захватывающие

05.02.2018 в 11:21, за время: 17:13

круто прикольно увлекательно прикольно

04.02.2018 в 23:43, за время: 26:52

Первый раз было чуть больше 75, через 15 минут повторила - результат 90 ?

04.02.2018 в 23:14, за время: 22:16

70 лет,первые пробы определить свой уровень, не понимаю логику чисел

04.02.2018 в 19:51, за время: 26:45

Спасибо! Рада,что ещё работают мои мозги, хотя бы на 95, то есть показатель моего интеллекта выше среднего. С уважением С.

04.02.2018 в 18:12, за время: 05:42

Здравствуйте дети и взрослые люди не могут оставлять комментарии в данной ситуации

04.02.2018 в 12:47, за время: 24:25

Неплохо. Оставалось ещё 6 минут. Возможно, если бы не торопилась, было бы больше. А вообще, интересный тест, хоть на некоторые вопросы и не получилось ответить.

04.02.2018 в 11:55, за время: 12:36

раньше было 57 но прошло 2 года и теперь 100

04.02.2018 в 09:54, за время: 08:36

Прошла 2 раз мне 13 учусь в 7 классе прошла за 7 минут 36 секунд в 1 раз было 80

04.02.2018 в 05:44, за время: 17:49

очень интересно решать, мне понравилось))

04.02.2018 в 00:54, за время: 20:20

Ну уж лучше так,чем ничего. Спасибо!

03.02.2018 в 21:09, за время: 03:35

03.02.2018 в 21:00, за время: 21:11

МНЕ 8 ЛЕТ ЭТО БЫЛО ЛЕГКО ПАПА ЗБИЛ НА ПАРУ ВОПРОСОВ

03.02.2018 в 17:25, за время: 01:02

ok very good i’m excited and amazed. thanks for Ayzek

03.02.2018 в 15:47, за время: 03:47

Мне понравилось очень классно у меня 90 балов

03.02.2018 в 13:23, за время: 22:06

Давно хотел пройти и рад результату

03.02.2018 в 12:59, за время: 08:41

А это точно или нет? интеллект 75 это хорошо или плохо? Где объяснение?

03.02.2018 в 10:52, за время: 20:09

мне всего 13 а айкью высокое, я молодец конец

02.02.2018 в 22:15, за время: 12:11

16 лет, иду в 10 класс. Есть шансы жить?

02.02.2018 в 19:16, за время: 10:27

Классс супер спасибо.

02.02.2018 в 14:13, за время: 29:44

нормально 2 года назад вообще было 90 а так стало 95 мне 14 а те кто пишит что им мало лет и большой iq то врут

02.02.2018 в 13:33, за время: 12:30

мне очень понравилась такие тесты влияет на настроению

01.02.2018 в 23:53, за время: 28:58

Учусь в ВУЗе, много математических догадок пригодились при прохождения теста, не знаю как творческие люди могут много баллов набрать тут

01.02.2018 в 21:28, за время: 18:19

у меня 80 IQ потомушто я ребенок 8 лет.Было круто. я просто нажимал все кнопки.Коегде думал

01.02.2018 в 21:18, за время: 10:08

Было тяжеловато! Ведь только 13 лет и многово я не понимала, но всётаки разобралась! Желаю всем удачи

01.02.2018 в 18:46, за время: 38:12

Некоторые задачи я не понял, поэтому задачи четыре тыкнул на угад.

01.02.2018 в 10:50, за время: 11:44

Хмм пойду дам друзьям пройти этот тест))))))

31.01.2018 в 20:34, за время: 04:18

очень хороший умный тест очень советую

31.01.2018 в 18:15, за время: 05:27

мне 11 лет и мой IQ 85!)) я очень блогодарен этому сайту

31.01.2018 в 16:56, за время: 02:19

Класс мне пондавидлсь и я нашимал куда попала и ват iq 170

31.01.2018 в 14:31, за время: 07:44

Круто очень доволен хочу сново пройти

31.01.2018 в 12:25, за время: 12:59

Спасибо за тест,но многое честно не знала.

31.01.2018 в 09:06, за время: 26:26

Прикольно. У меня сложностти были с выбором буквы к последовательности других букв. Так и не понял. где там логика.

29.01.2018 в 20:21, за время: 25:08

Мне 14 лет. Был удивлён результатом. Т. к до этого проходил тест для подростков там был результат 127 IQ здесь же иначе. Допустим у меня 90 IQ нормально ли это для 14 лет.)))

29.01.2018 в 19:34, за время: 29:01

Круто, я умный, спасибо вашему сайту за правду в IQ крутой сайт, респект, подписка!!1!1

29.01.2018 в 19:34, за время: 03:05

в целом у меня айкью 100, где не наугад ставил

28.01.2018 в 22:24, за время: 22:36

У меня 125 вроде не плохо! Я доволен. Желаю всем удачи!

28.01.2018 в 18:34, за время: 11:04

ниже чем в других тестах (но прикольно

28.01.2018 в 16:22, за время: 10:28

Мне очень понравилось было очень интересно

28.01.2018 в 16:19, за время: 13:26

Тест не для детей. Мне 9. Половину я не ответила.

28.01.2018 в 14:58, за время: 14:20

Спасибо, теперь я узнала свой IQ. Впринципе, у меня не плохой интелект, и это меня радует.

28.01.2018 в 00:25, за время: 07:08

Спасибо за тест! Приятно было проходить этот тест. Интересные задачки, головоломки - просто класс! СПАСИБО.

27.01.2018 в 22:12, за время: 06:36

занимательный тест мне очень понравился

27.01.2018 в 20:40, за время: 29:54

В некоторых вопросах не смог найти логику:-/

27.01.2018 в 14:55, за время: 06:32

круто! неделю назад было 76 а мне 11 . Удачи всем

27.01.2018 в 13:51, за время: 01:37

Хороший день сегодня в школе не была на улице дождь в чем не жалею ни

27.01.2018 в 13:36, за время: 19:19

Думаю, для меня не плохо!Среди моих одноклассников я лучший.

27.01.2018 в 13:30, за время: 11:46

мне 11 лет это норм.

26.01.2018 в 21:49, за время: 45:33

Мне понравилось, сижу на пенсии, так хоть такое утешение - ай кью 125

26.01.2018 в 21:21, за время: 01:00

трудно но я прошел

26.01.2018 в 19:34, за время: 07:05

я не тупая.последние 20вопр я не думала

26.01.2018 в 18:34, за время: 04:08

клёво ставлю 5 попробуйте пройти клас пока

26.01.2018 в 18:31, за время: 12:33

Ужас! Стыдно, 20 лет назад IQ был выше на 20.

26.01.2018 в 12:35, за время: 29:04

хороший тест, разносторонний. Обычно с числами я решал тесты легко, но здесь наоборот

26.01.2018 в 12:27, за время: 10:07

хахаха мне 12 лет. Не ожидал.

26.01.2018 в 12:14, за время: 06:38

хз чо на бум писал в основном. жалко не тестит возраст так бы больше. тут самое низкое IQ самое большое 115 у меня вышло плохо комбинирует

25.01.2018 в 23:23, за время: 01:00

Как на мой взгляд - туповатенький слегка, в смысле я а не тест, хотя может просто ленивый.

25.01.2018 в 20:13, за время: 20:26

25.01.2018 в 19:57, за время: 11:07

Это просто класс. Но конечно я на некоторые вопросы отвечала без думно.

25.01.2018 в 18:57, за время: 05:48

Конечно я половино не знала так как мы этого в школе не проходили, по этому так(

25.01.2018 в 00:56, за время: 39:37

интересный тест, мне понравился, посоветую коллегам

24.01.2018 в 22:12, за время: 26:49

Не все вопросы понятны лично мне были. Выбирал наобум.

24.01.2018 в 21:11, за время: 11:19

Прошу прощения, но я не настолько умная.

24.01.2018 в 15:42, за время: 08:09

класно дум аю вам понравится очень очень крутой тест

24.01.2018 в 15:27, за время: 14:29

Я прошла iq тест, и у меня 80 балов,мне 10 лет советую всем пройти!

24.01.2018 в 04:34, за время: 01:22

Мне очень понравился тест, я набрала 70 из 100

23.01.2018 в 23:30, за время: 08:07

да ну я посторался просто так для развлечения

23.01.2018 в 21:20, за время: 14:01

Я думаю, что этот результат для моего возраста довольно хороший 90

23.01.2018 в 20:05, за время: 06:19

класс не знала что такая умная отличный сайт

23.01.2018 в 17:02, за время: 32:35

не понятно сочетания цифр. можно потренироваться.

23.01.2018 в 16:47, за время: 04:33

Мой IQ достаточно высок для детей моего возраста, но IQ не может определить ум. IQ - это тест для ришения логических задачек от автора. Тойсть надо мыслить так же как автор теста.

23.01.2018 в 16:02, за время: 05:42

класс если честно мне 10 лет советую всем этот тест

23.01.2018 в 00:19, за время: 21:07

не ожидал что у меня такой высокий уровень IQ

22.01.2018 в 23:00, за время: 23:22

Тест показался занятным. Провел время с удовольствием.

22.01.2018 в 20:15, за время: 27:39

мне 10 лет и у меня 90 процентов, советую всем очень интересно

22.01.2018 в 19:48, за время: 10:18

это было очень трудно но я справился и всегда верьте в себя и будьте всегда внимательны.

22.01.2018 в 16:54, за время: 30:48

Думаю неплохо для 15 лет, в другом iQ тесте было 109.

22.01.2018 в 16:45, за время: 07:56

тест прикольный понравился скажу что бы друзья тоже прошли

21.01.2018 в 19:50, за время: 23:14

ну для 15 лет круто наверно.Буду стараться больше

21.01.2018 в 19:40, за время: 03:51

я овечал на все вопросы неправильно как специально как может уменя быть айкю 75 не верте лохотрон

21.01.2018 в 19:34, за время: 07:35

круто мне 11 лет а айкю 80 круто всем саветую

21.01.2018 в 18:42, за время: 03:58

спецом ответил не верно отвечал на расслабоне

21.01.2018 в 04:33, за время: 22:29

Очень понравилось, у меня 100, не совсем довольна, но это только моя вина), надо больше работать над собой.

20.01.2018 в 23:27, за время: 33:45

Спасибо за тест.Довольно интересно, правда, хотелось бы узнать правильные ответы)

20.01.2018 в 20:35, за время: 30:22

класс хороший тест для того что бы понять кто ты

20.01.2018 в 19:55, за время: 30:39

Тест сложный, но интересный! Советую всем. Моя оценка теста - 5+

Коэффициент интеллекта достаточно интересное понятие, характеризующее качественную и количественную умственную способность индивида, оперируя также возрастными группами при оценке коэффициента (IQ). Таким образом ребенок из одной возрастной группы может интеллектуально более развит по отношению к другой возрастной группы. Это накладывает некоторые трудности на непосредственно количественную оценку интеллектуальных способностей интеллекта. Разные слои общества и разные возрастные группы не дают возможности точно дать представление об интеллекте человека из той или иной группы. Большинство тестов на IQ основываются на эрудированности и определенных познаний в области математики, что дает не верный результат при оценке интеллекта. Нельзя сказать, что индеец из племени тумба-юмба менее интеллектуально способен чем человек из цивилизованного мира, лишь потому, что он не изучал математику или не знает какие-либо понятия.

Многие ученые-психологи пытались создать модель оценки интеллектуальных способностей (IQ) человека, которая бы могла давать оценку не опираясь на конкретные знания человека или его эрудированность. Одним из таких ученых стал Ганс Юрген Айзенк, который предложил считать уровень коэффициента интеллекта с помощью специальных тестов. По его мнению эти тесты должны быть интуитивно понятны и в тоже время проверять у тестируемых умение находить зависимости в разных ситуациях представленных в графическом, текстовом или цифровом виде.

Данный сборный тест, представленный на сайте, является гипертрофированной версией оценки интеллекта от Айзенка, однако, с помощью этого теста, можно получить усредненное, но достаточно точное значение IQ тестируемого. Тест рассчитан на отсутствие подготовки к подобным тестам, в противном случае такие знания не являются интеллектуальными способностями, а всего лишь эрудиция или «подкованность» в данных вопросах.

Пройдите тест на IQ

от БрейнАппс и узнайте свои способности

IQ – это общепринятый стандарт, по которому измеряется уровень интеллекта. Если вы хотите узнать, насколько вы умны, а также пройти тест на IQ, то устраивайтесь поудобнее и вперед!

Как только вы дадите ответы на 15 вопросов, наша система обработает их и с точностью до 1 балла выдаст результат.

Интересно, что только 3 % людей имеют уровень Ай Кью выше 130 баллов. Среди них, например, Билл Гейтс и Арнольд Шварценеггер. Быть может, вы в их числе? Скорее проверьте, ведь тест не отнимет у вас слишком много времени!

Тест на интеллект: интеллектуальные способности по родовым понятиям

Вам предлагается пройти онлайн тест на интеллект - определение интеллектуальных способностей - анализ родовых понятий.

Тест на интеллект, интеллектуальные способности

Выберите слово из предложенных в каждом варианте теста на интеллект, которое не относится по родовым понятиям к остальным:

Время проведения онлайн теста на интеллект - 3 минуты.

Интеллектуальные способности по анализу родовых понятий

Много полезного Вы найдете в СОДЕРЖАНИИ:

Психологическая помощь, консультация психолога онлайн: психоанализ, психотерапия

Методика проведения теста на умственную отсталость

Для оценки интеллекта в медицинской психологии используются стандартизированные тесты. Они позволяют получить точные количественные показатели уровня интеллекта обследуемого с относительно небольшой погрешностью.

В соответствии с принятыми в России стандартами медицинской и психиатрической помощи, в качестве теста на умственную отсталость используется адаптированный тест Векслера. По сравнению с европейскими и американскими стандартами, у нас приняты более высокие значения нормы. Адаптация теста производилась с учётом соответствия его результатов российским критериям умственного недоразвития.

В отечественной традиции диагноз умственной отсталости выставляется с учётом комплекса клинических и психиатрических показателей и коэффициент интеллекта (IQ) является только одним из них. Окончательный диагноз выставляется только после глубокого психиатрического обследования и всестороннего изучения психической деятельности.

Общая характеристика теста

Тест Векслера для измерения уровня интеллекта был разработан в 1939 году Дэвидом Векслером.

Дэвид Векслер (David Wechsler) – ведущий американский психолог румынского происхождения. Его самыми известными работами стали взрослый и детский тесты для диагностики интеллекта. Он изменил систему оценки интеллекта, разделив его на общий, вербальный и невербальный. Его тест является самым используемым в мире и обновляется каждые 10 лет группой психологов.

В состав опросника Векслера входят 11 групп вопросов. Они разделены на 5 тестов на невербальный интеллект и 6 на вербальный. Отдельный тестовый набор содержит от 10 до 30 вопросов или задач увеличивающегося уровня сложности.

Невербальная группа тестов включает такие задания:

  • поиск недостающей части картины,
  • сложение фигур,
  • шифровка,
  • указание последовательности рисунков.

К вербальным тестам относятся:

  • тесты, выявляющие общий уровень понятливости, осведомлённости, способностей,
  • поиск общих черт,
  • запоминание рядов цифр.

При оценке результатов каждый подтест оценивается отдельно, с последующей унификацией результатов. На итоговый диагноз влияет как общий уровень интеллекта, так и соотношение его вербальной и невербальной частей, а также результаты каждого теста.

По результатам теста можно судить о том, какие сферы интеллекта тестируемого развиты лучше и какие хуже. Нарушения в каждом подтесте специфичны и свидетельствуют о проблемах в разных сферах интеллектуальной деятельности.

Также анализируется качественная сторона выполненного теста, которая может указывать на определённые нарушения.

Виды теста Векслера

Векслер предложил детский и взрослый (WAIS) вариант своего опросника. Второй недостаточно изучался в России и потому для медицинской диагностики используется ограниченно.

Детский тест разделён на WPPSI – тест для детей 4-6 лет и WISC – для детей старшего возраста (до 16 лет).

Невербальный блок теста включает следующие задания:

Вербальная часть теста состоит из следующих подтестов:

Выполнение заданий теста требует от ребёнка около часа. Задания выдаются с нарастающей сложностью. Существуют средние возрастные показатели, по которым и оцениваются результаты теста. Также учитываются скорость и правильность ответов.

Тест на умственную отсталость для взрослых по структуре аналогичен детскому варианту – он включает 11 подтестов, из которых 5 относятся к невербальной шкале и 6 к вербальной.

Характеристика вербальной шкалы

Она включает 6 подтестов. Результаты заданий в этой шкале явно зависят от общего уровня образованности и культуры опрашиваемого. Сильно влияет на результаты знание языка, на котором написан тест. Результаты большинства заданий не изменяются с возрастом.

  • Арифметический. Содержит 14 заданий, рассчитанных на уровень начальной школы и решаемых устно. Оценивается не только правильность, но и скорость решения. Кроме способности к вычислениям оценивается умение концентрировать внимание. На его результаты заметно влияют профессиональные особенности и образование, возраст влияет слабо.
  • Словарный запас. Тестируемого просят объяснить значение слов. Первые 10 – используемые в ежедневной речи, далее 20 понятий среднего уровня сложности, последние 12 – абстрактные термины. Результаты этого подтеста наиболее устойчивы к воздействию внешних факторов и способности испытуемого угадать ответ. Часто на него ориентируются при оценке результатов других шкал.
  • Запоминание цифр. Подтест состоит из двух частей – в одной из них необходимо запомнить и воспроизвести ряд, содержащий от 3 до 9 цифр. Во второй части испытуемому зачитывают от 2 до 8 цифр, которые он должен воспроизвести в обратном порядке. В этом тесте оценивается кратковременная память и активное внимание. С уровнем интеллекта связан слабо, однако имеет большую диагностическую ценность – неспособность воспроизвести 4 числа в прямом порядке указывает на слабоумие. С возрастом ухудшается способность воспроизводить ряды в обратном порядке.
  • Поиск сходства. Тестируемому предлагают 13 пар предметов, для которых он должен найти и указать общие черты. Оценивается способность к понятийному мышлению. Данный тест показателен в отношении способности к абстрагированию, обобщению, логическому мышлению. Его результаты заметно ухудшаются при старении.
  • Понятливость. Тестируемому предлагают 14 фраз, которые он должен объяснить. Оценивается способность рассуждать.
  • Осведомлённость. Содержит 29 вопросов, по которым диагностируют уровень простых, житейских знаний. Специальных знаний не требуется.

Характеристика невербальной шкалы

Данная шкала включает 5 подтестов. Они диагностируют как знания, так и способность испытуемого взаимодействовать с окружающим миром, его моторное развитие. Результаты тестов этой шкалы зависят от опыта деятельности.

  • Поиск недостающих деталей. Состоит из 21 картинки с отсутствующим элементом. Результаты указывают на способность находить важные признаки и внимательность. На решение одной картинки выделяется 20 секунд.
  • Ряды картинок. Состоит из 8 рядов картинок, связанных общим сюжетом. Испытуемому они предъявляются в нелогичной последовательности, и его задача – восстановить порядок сюжета. Оценивается правильность и скорость решения. Результаты характеризуют способность к экстраполяции, умение понять ситуацию, собрать целое из частей.
  • Шифровка. Испытуемому даётся ключ, в котором указаны символы, соответствующие основным 9 цифрам. Далее он должен записать соответствующий символьный код под каждым из данных ему 100 чисел. Оценивается зрительно-моторная взаимосвязь, координация, внимание и восприятие. Результаты этого теста быстро ухудшаются с возрастом.
  • Кубики Косса. Испытуемому предоставляются 40 карточек с красно-белыми схемами и набор кубиков красного и белого цвета. Необходимо собрать из кубиков изображенные схемы.
  • Поиск деталей. Испытуемому выдаются 4 набора карточек с изображением знакомых предметов (рука, слон, человек, профиль человека). Он должен собрать полную картинку из её частей. Результаты характеризуют способность к синтезу.

Порядок проведения тестирования не определён жестко. Начальные задания подтестов и тест «кубики Косса» предназначены для лиц с предполагаемой умственной отсталостью. Остальным испытуемым сразу дают более сложные задания. Если испытуемый не справляется с этими заданиями – переходят к начальным заданиям подтестов.

Подход диагностике умственной отсталости должен быть многосторонним. Необхо­димо тщательно фиксировать наблюдения и опасе­ния родителей. Они дают не меньше информации, чем общепринятые тесты.

Необходимо выявлять факторы риска в индивидуальном и семейном анамнезе, обстановке, в которой живет ребенок. Факторы риска (недоношенность, наркомания у матери, перинатальные повреждения) должны быть отражены в карте ребенка. У детей группы риска следует оценивать отставание от возрастных стандартов развития в первые 2 года жизни и не­обходимость раннего реабилитационного вмеша­тельства. В карте ребенка необходимо фиксировать вехи его развития. При каждом профилактическом осмотре обращают внимание на отклонения от нор­мы функций и внешние проявления аномалий. Что эффективнее - оценивать продвижение в разви­тии или соответствие его уровня ожидаемому для данного возраста, - сказать трудно.

Прежде чем диагностировать умственную от­сталость, надо определить, нет ли у ребенка рас­стройств познавательных функций и адаптивного поведения. Эти расстройства могут имитировать интеллектуальную отсталость или сопутствовать ей. Так, отсталость ума имеет место при церебраль­ных параличах или аутизме. Диагностика церебрального паралича в подобных случаях основывается на более зна­чительном дефиците двигательных функций по сравнению с познавательным, наличии изменений мышечного тонуса и патологических рефлексов. При аутизме задержка речевого развития и навы­ков социальной адаптации выражена больше, чем невербальных навыков, при умственной отстало­сти в равной степени страдают социальные, дви­гательные, адаптивные и познавательные навыки. Имитируют отсталость интеллекта сенсорный дефицит (глухота, слепота), коммуникативные расстройства, плохо поддающиеся лечению судо­рожные расстройства. В то же время умственная отсталость бывает первым проявлением некоторых дегенеративных заболеваний ЦНС.

Диагностика умственной отсталости должна быть подтверждена тестированием интеллекта и адаптив­ных функций. Наиболее распространены в практи­ке шкала развития грудных детей Бейли-П, шкала Стэнфорда-Бине и шкала Векслера.

Тестирование развития грудных детей . Шкала развития грудных детей Бейли-П включает по­казатели речевого развития, навыки достижения желаемого, пользуясь зрением, навыки крупной моторики у детей от 1 мес. до 3,5 года. На основа­нии их оценки рассчитывают индексы умственного и психомоторного развития. Эта шкала позволяет подтвердить диагноз тяжелой умственной отстало­сти, но мало помогает выявить легкую.

Тестирование интеллекта при диагностике умственной отсталости . У детей старше 3 лет используют преимущественно шкалы Векслера для детей дошкольного, младшего школьного возрас­та, позволяющие оценить умственное развитие де­тей 3-7 лет. 3-я редакцию шкалы Векслера исполь­зуют для тестирования детей, умственный возраст которых превышает 6 лет. Обе шкалы содержат ряд тестов для оценки речевого развития и навыков выполнения различных действий. При патологии результаты всех тестов обычно ниже средних, но иногда результаты тестов в 1-2 не­вербальных областях достигают средних. У детей школьного возраста можно использовать и шкалу оценки интеллекта Стэнфорда-Бине. Шкала диагностики умственной отсталости со­держит 15 тестов, с помощью которых оценивают четыре области интеллекта: речевые возможно­сти, осмысление зрительной информации, навыки счетных и способность к кратковремен­ному запоминанию. Тестирование позволяет (с из­вестной осторожностью) судить о более сильных и более слабых сторонах интеллекта. У детей до­школьного возраста шкала Стэнфорда- Бине в диагностике умственной отсталости недостаточно информативна.

Тестирование адаптивных функций при диагностике умственной отсталости . Наиболее широко для исследования адаптивного поведе­ния используется шкала адаптивного поведения Вайнленда (Vineland). Она включает полуструктурированное интервью с родителем или другим ухаживающим лицом или учителем, посвященное четырем аспектам адаптивного поведения: обще­нию с окружающими, повседневным жизненным навыкам, социализации и двигательным навыкам. Используют также шкалу независимого поведения Вудкока-Джонсона (Woodcock-Johnson) и шкалу адаптивного поведения Американской ассоциации умственной отсталости. Обычно (но не всегда) по­казатели шкал оценки интеллекта и шкал оценки адаптивного поведения бывают близкими. Основ­ные адаптивные возможности увеличиваются в от­вет на реабилитационную терапию в большей сте­пени, чем показатель IQ. Кроме того, показатели адаптивных возможностей зависят в определенной мере от причины отсталости интеллекта и ожида­ний ухаживающих за больным лиц. Так, при синд­роме Прадера-Вилли показатели адаптивных воз­можностей остаются на одном уровне вплоть до зрелого возраста, а при синдроме ломкой Х-хромосомы по мере взросления ребенка снижаются.

Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволяет выявить ее наличие, уровень интеллекта , степень выраженности психических нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий. Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов и длительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка, приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.

Естественно успех всех этих мероприятий будет зависеть от того, каков исходный уровень интеллекта ребенка, насколько точно проведена диагностика умственной отсталости, в чем имеющихся расстройств, насколько серьезны психические и соматические нарушения, каково окружение больного и настроенность родных и близких ребенка на длительную кропотливую работу по адаптации его в обществе.

Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы

  • Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение беременности и родов, раннее развитие ребенка)
  • Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости – , эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его соответствия средней возрастной норме
  • позволяет провести диагностику умственной отсталости, выявить наличие сопутствующих неврологических и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических расстройств, эпилепсии, заикания и др.
  • Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических, иммуногенетических исследований
  • Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик, направленных на изучение внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, личностных особенностей, проведение психологической диагностики умственной отсталости
  • Специальные диагностические исследования ( , МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные исследования) для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов, неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.

Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллектуальных нарушений?

1. и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью, игрой. В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки, постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.

2. У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические методики диагностики умственной отсталости у детей, как исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др. Для этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.

3. Уровень невербального интеллекта достаточно информативно определяет методика Равена (цветные матрицы можно использовать с 4,5 лет, стандартные – с 8 лет).

4. Методика Векслера (есть взрослый и адаптированный для детей вариант) – диагностика умственной отсталости основана на определении так называемого коэффициента интеллекта IQ (при нарушениях интеллекта этот показатель ниже 70).

5. Тест Айзенка (с 18 лет и старше).

6. Тесты Амтхауэра, Кеттелла и др.

В большинстве случаев правильная диагностика умственной отсталости у детей возможна в процессе внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы жизни, а вот точная диагностика нарушений интеллекта при легкой умственной отсталости обычно возможна лишь в возрасте 5-7 лет, то есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.

В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволит начать лечение как можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную социальную адаптацию.

Для оценки интеллекта в медицинской психологии используются стандартизированные тесты. Они позволяют получить точные количественные показатели уровня интеллекта обследуемого с относительно небольшой погрешностью.

В соответствии с принятыми в России стандартами медицинской и психиатрической помощи, в качестве теста на умственную отсталость используется адаптированный тест Векслера. По сравнению с европейскими и американскими стандартами, у нас приняты более высокие значения нормы. Адаптация теста производилась с учётом соответствия его результатов российским критериям умственного недоразвития.

В отечественной традиции выставляется с учётом комплекса клинических и психиатрических показателей и коэффициент интеллекта (IQ) является только одним из них. Окончательный диагноз выставляется только после глубокого психиатрического обследования и всестороннего изучения психической деятельности.

Общая характеристика теста

Тест Векслера для измерения уровня интеллекта был разработан в 1939 году Дэвидом Векслером.

Дэвид Векслер (David Wechsler) – ведущий американский психолог румынского происхождения. Его самыми известными работами стали взрослый и детский тесты для диагностики интеллекта. Он изменил систему оценки интеллекта, разделив его на общий, вербальный и невербальный. Его тест является самым используемым в мире и обновляется каждые 10 лет группой психологов.

В состав опросника Векслера входят 11 групп вопросов. Они разделены на 5 тестов на невербальный интеллект и 6 на вербальный. Отдельный тестовый набор содержит от 10 до 30 вопросов или задач увеличивающегося уровня сложности.

Невербальная группа тестов включает такие задания:

  • поиск недостающей части картины,
  • сложение фигур,
  • шифровка,
  • указание последовательности рисунков.

К вербальным тестам относятся:

  • тесты, выявляющие общий уровень понятливости, осведомлённости, способностей,
  • поиск общих черт,
  • запоминание рядов цифр.

При оценке результатов каждый подтест оценивается отдельно, с последующей унификацией результатов. На итоговый диагноз влияет как общий уровень интеллекта, так и соотношение его вербальной и невербальной частей, а также результаты каждого теста.

По результатам теста можно судить о том, какие сферы интеллекта тестируемого развиты лучше и какие хуже. Нарушения в каждом подтесте специфичны и свидетельствуют о проблемах в разных сферах интеллектуальной деятельности.

Также анализируется качественная сторона выполненного теста, которая может указывать на определённые нарушения.

Виды теста Векслера

Векслер предложил детский и взрослый (WAIS) вариант своего опросника. Второй недостаточно изучался в России и потому для медицинской диагностики используется ограниченно.

Детский тест разделён на WPPSI – тест для детей 4-6 лет и WISC – для детей старшего возраста (до 16 лет).

Невербальный блок теста включает следующие задания:

  • кубики Косса,
  • поиск деталей,
  • шифровка,
  • ряды картинок,
  • сборка фигур.

Вербальная часть теста состоит из следующих подтестов:

  • арифметика,
  • словарный запас,
  • понятливость,
  • осведомлённость,
  • запоминание цифр,
  • поиск сходства.

Выполнение заданий теста требует от ребёнка около часа. Задания выдаются с нарастающей сложностью. Существуют средние возрастные показатели, по которым и оцениваются результаты теста. Также учитываются скорость и правильность ответов.

Тест на умственную отсталость для взрослых по структуре аналогичен детскому варианту – он включает 11 подтестов, из которых 5 относятся к невербальной шкале и 6 к вербальной.

Характеристика вербальной шкалы

Она включает 6 подтестов. Результаты заданий в этой шкале явно зависят от общего уровня образованности и культуры опрашиваемого. Сильно влияет на результаты знание языка, на котором написан тест. Результаты большинства заданий не изменяются с возрастом.

  • Арифметический. Содержит 14 заданий, рассчитанных на уровень начальной школы и решаемых устно. Оценивается не только правильность, но и скорость решения. Кроме способности к вычислениям оценивается умение концентрировать внимание. На его результаты заметно влияют профессиональные особенности и образование, возраст влияет слабо.
  • Словарный запас. Тестируемого просят объяснить значение слов. Первые 10 – используемые в ежедневной речи, далее 20 понятий среднего уровня сложности, последние 12 – абстрактные термины. Результаты этого подтеста наиболее устойчивы к воздействию внешних факторов и способности испытуемого угадать ответ. Часто на него ориентируются при оценке результатов других шкал.
  • Запоминание цифр. Подтест состоит из двух частей – в одной из них необходимо запомнить и воспроизвести ряд, содержащий от 3 до 9 цифр. Во второй части испытуемому зачитывают от 2 до 8 цифр, которые он должен воспроизвести в обратном порядке. В этом тесте оценивается кратковременная память и активное внимание. С уровнем интеллекта связан слабо, однако имеет большую диагностическую ценность – неспособность воспроизвести 4 числа в прямом порядке указывает на слабоумие. С возрастом ухудшается способность воспроизводить ряды в обратном порядке.
  • Поиск сходства. Тестируемому предлагают 13 пар предметов, для которых он должен найти и указать общие черты. Оценивается способность к понятийному мышлению. Данный тест показателен в отношении способности к абстрагированию, обобщению, логическому мышлению. Его результаты заметно ухудшаются при старении.
  • Понятливость. Тестируемому предлагают 14 фраз, которые он должен объяснить. Оценивается способность рассуждать.
  • Осведомлённость. Содержит 29 вопросов, по которым диагностируют уровень простых, житейских знаний. Специальных знаний не требуется.

Характеристика невербальной шкалы

Данная шкала включает 5 подтестов. Они диагностируют как знания, так и способность испытуемого взаимодействовать с окружающим миром, его моторное развитие. Результаты тестов этой шкалы зависят от опыта деятельности.

  • Поиск недостающих деталей. Состоит из 21 картинки с отсутствующим элементом. Результаты указывают на способность находить важные признаки и внимательность. На решение одной картинки выделяется 20 секунд.
  • Ряды картинок. Состоит из 8 рядов картинок, связанных общим сюжетом. Испытуемому они предъявляются в нелогичной последовательности, и его задача – восстановить порядок сюжета. Оценивается правильность и скорость решения. Результаты характеризуют способность к экстраполяции, умение понять ситуацию, собрать целое из частей.
  • Шифровка. Испытуемому даётся ключ, в котором указаны символы, соответствующие основным 9 цифрам. Далее он должен записать соответствующий символьный код под каждым из данных ему 100 чисел. Оценивается зрительно-моторная взаимосвязь, координация, внимание и восприятие. Результаты этого теста быстро ухудшаются с возрастом.
  • Кубики Косса. Испытуемому предоставляются 40 карточек с красно-белыми схемами и набор кубиков красного и белого цвета. Необходимо собрать из кубиков изображенные схемы.
  • Поиск деталей. Испытуемому выдаются 4 набора карточек с изображением знакомых предметов (рука, слон, человек, профиль человека). Он должен собрать полную картинку из её частей. Результаты характеризуют способность к синтезу.

Порядок проведения тестирования не определён жестко. Начальные задания подтестов и тест «кубики Косса» предназначены для лиц с предполагаемой умственной отсталостью. Остальным испытуемым сразу дают более сложные задания. Если испытуемый не справляется с этими заданиями – переходят к начальным заданиям подтестов.

Результаты теста

  • Ниже 69 баллов – уровень умственной отсталости, встречается у порядка 2% обследуемых.
  • 90-110 баллов – средний уровень, характерный для большинства популяции.
  • Более 120 – высокий коэффициент интеллекта.