Ортостатическая проба и другие способы контроля за здоровьем. Ортостатическая проба и другие способы контроля за здоровьем Гемодинамические функциональные пробы для исследования регуляции периферического кровообращения

  • Дата: 19.07.2019

Экология здоровья: Самоконтроль осуществляется субъективными (основанными на личных ощущениях) и объективными методами, в объем самоконтроля входят данные (показатели) ежедневных, еженедельных и ежемесячных наблюдений.

Субъективные и объективные методы самоконтроля

Самоконтроль осуществляется субъективными (основанными на личных ощущениях) и объективными методами , в объем самоконтроля входят данные (показатели) ежедневных, еженедельных и ежемесячных наблюдений.

Субъективный самоконтроль

Показатель "самочувствие" - отражает состояние и деятельность организма в целом , состояние физических и духовных сил, оценивает субъективно состояние центральной нервной системы. При умелой и регулярной тренировке самочувствие человека обычно субъективно хорошее: бодр, жизнерадостен, стремится к деятельности (учеба, работа, спорт), работоспособность высокая.

Показатель "работоспособность" .

Для самоконтроля отмечается продолжительность рабочего дня (в разделении на производственную и бытовую занятость) и дается раздельная оценка работоспособности.

Показатель "сон" .

Нормальным считается сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, с пробуждением, дающим чувство бодрости и отдыха. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания или ранним пробуждением, пробуждением среди ночи. После такого сна нет ощущения бодрости и свежести.

Физические упражнения и правильный режим способствуют улучшению сна. Хорошее влияние на организм оказывает час сна днем, особенно это хорошо для пожилых и старых людей. Фиксируется длительность сна, его качество: нарушения, засыпание, пробуждение, бессонница, сновидения, прерывистый или беспокойный сон.

Показатель "аппетит" .

Очень тонко характеризует состояние организма. Фиксируется хороший, нормальный, пониженный, повышенный аппетит или его отсутствие. Отмечаются и другие признаки нарушения пищеварения, если они имеются, а также повышенная жажда.

Объективный метод контроля

Вес (масса) тела .

Вес взрослого человека рассчитывается по критерию Брока - из показателя роста тела (в см) вычитается число 100 для мужчин и 105 для женщин (при росте до 175 см); число 110 (при росте больше 175 см). Масса тела может изменяться в течение дня, поэтому необходимо взвешиваться в одно и то же время, в одной и той же одежде, лучше утром, натощак.

Антропометрические измерения .

Размеры тела - параметры состояния здоровья, связанные с массой тела, но показывающие ее распределение по объему тела. Измерение окружностей тела - грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени и живота производят с помощью сантиметровой портновской ленты.

При измерении окружности грудной клетки лента накладывается сзади - под углами лопаток, а спереди - по нижнему краю околососочковых кружков (у мужчин и детей) и над грудными железами (по месту прикрепления 4-го ребра к грудине у женщин). Измеряют или при глубоком вдохе, или глубоком выдохе, либо во время дыхательной паузы, но всегда в одной фазе. Разница между окружностью груди на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки.

Окружность шеи.

При определении ленту накладывают горизонтально под щитовидным хрящом - кадыком. Размеры плеча определяют в его средней трети (в расслабленном состоянии); окружность бедра и голени измеряют стоя, ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой и вокруг наибольшего объема голени.

Размеры тела в области живота являются очень важным и информативным показателем состояния.

Измеряется объем живота на уровне пупка (в норме он не должен превышать объема груди на уровне сосков).

Пульс - исключительно важный показатель.

Подсчет частоты пульса и оценка его качества отражают деятельность сердечно-сосудистой системы. Пульс здорового нетренированного мужчины в состоянии покоя - 70-75 ударов в минуту, женщины - 75-80. Чаще всего пульс определяют нащупыванием тремя пальцами у основания кистей рук снаружи над лучевой костью или на основании височных костей. Обычно пульс считают в течение 6 или 10 секунд и умножают соответственно на 10 и 6 (счет в течение 6 секунд применяют на высоте нагрузки).

При физической нагрузке здоровому человеку не рекомендуется превышать максимального числа сердечных сокращений , рассчитываемого по формуле : ЧССмакс = 220 - возраст человека. У больных имеются соответствующие ограничения в частоте.

Сразу после физической нагрузки пульс может учащаться в два раза по сравнению с состоянием покоя, что вполне естественно, но уже спустя 2 минуты частота его не должна превышать полуторного отклонения, а спустя 10 минут должна приблизиться к исходной. Подсчитывая частоту пульса, нужно одновременно обращать внимание и на его ритмичность, любые сомнения по этому поводу должны разрешаться с лечащим врачом.

У тренированных людей в состоянии покоя пульс реже, чем у людей, не занимающихся физической культурой, в том числе и спортом.

Понижение числа ударов пульса в результате тренировки может отметить каждый, кто начал регулярно тренироваться (после 6-7 месяцев пульс может снизиться на 3-4, а после годичного - на 5-8 ударов и более в минуту).

Частота дыхания.

Частоту дыхания удобно подсчитывать, положив руку на грудную клетку. Считайте в течение 30 секунд и умножьте на два. В норме в спокойном состоянии частота дыхания у нетренированного человека равна 12-16 вдохов и выдохов в минуту. Стремиться надо дышать с частотой 9-12 вдохов в минуту.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это количество воздуха, которое можно выдохнуть после того, как сделан самый глубокий вдох. Величина ЖЕЛ характеризует силу дыхательных мышц, эластичность легочной ткани и является важным критерием работоспособности органов дыхания. Как правило, ЖЕЛ определяется при помощи спирометра в поликлинических условиях.

Функциональная проба - это способ оценить тренированность тех или иных систем организма с помощью контрольного испытания .

Используются стандартные нагрузки с последующим анализом результатов измерений параметров и характеристик состояния организма (например, частоты пульса, дыхания и др.) непосредственно до и после испытания. В результате сравнения со стандартными нормами изменений и судят о степени тренированности, приспособленности к данному фактору.

Для оценки тренированности сердечнососудистой системы используются следующие пробы.

Ортостатическая проба.

При изменении положения тела из горизонтального в вертикальное происходит перераспределение крови. Это вызывает рефлекторную реакцию в системе регуляции кровообращения, обеспечивающую нормальное кровоснабжение органов, особенно головного мозга.

Здоровый организм реагирует на изменение положения тела быстро и эффективно, поэтому колебания пульса (и артериального давления) в различных положениях тела невелики. Но при нарушении механизма регуляции периферического кровообращения колебания пульса и АД (артериального давления) при переходе из горизонтального положения в вертикальное выражены более значительно. При вегетососудистой дистонии возможен ортостатический коллапс (обморок).

Проба проводится следующим образом. Многократно подсчитывают пульс (если есть возможность, то измеряется и АД) до получения стабильного результата в положении стоя и лежа, затем встают и стоя производят те же измерения - сразу после изменения положения тела и через 1, 3, 5 и 10 мин.

Измерения эти необходимы, чтобы оценить быстроту восстановления частоты пульса. Обычно пульс достигает первоначального значения (частоты, которая была в положении стоя до проведения пробы). Переносимость пробы считается хорошей при учащении пульса не более чем на 11 ударов, удовлетворительной - на 12-18 ударов и неудовлетворительной - на 19 ударов и более.

Проба с приседаниями (проба Мартинэ) .

Подсчитывается частота пульса в покое. После 20 глубоких (низких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед), которые нужно проделать в течение 30 с, определяется процент учащения пульса от исходного уровня.

Оценка пробы. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более чем на 25 %, удовлетворительное - на 50-75%, неудовлетворительное - более чем на 75 %.

После пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое (верхнее) артериальное давление возрастает на 25-40 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) или остается на прежнем уровне, или незначительно (на 5-10 мм рт. ст.) снижается. Восстановление пульса длится от 1 до 3, а АД - от 3 до 4 мин.

Проба с "одышкой" .

Недостаточность кислорода в организме сопровождается резким учащением дыхания и ощущением нехватки воздуха (одышкой). По уровню нагрузки, вызывающей одышку, судят о физической работоспособности человека.

Простейший способ определения физической работоспособности - по возникновеиию одышки при подъеме по лестнице. Если вы поднимаетесь в спокойном темпе на 4-й этаж без остановок и затруднений - у вас хорошая работоспособность.

Если же подъем сопровождается одышкой - поднимайтесь, контролируя свой пульс. После подъема на 4-й этаж пульс ниже 100 уд/мин оценивается как свидетельство отличной работоспособности, от 100 до 130 - хорошей, от 130 до 150 - посредственной, выше 150 - неудовлетворительной, свидетельствующей, что тренированность почти полностью отсутствует.

Рассмотрим пробы на психологическую устойчивость (волевую подготовленность) состояния дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Проба с задержкой дыхания .

Стоя, сосчитайте пульс в течение одной минуты. Затем после вдоха выдохните воздух, зажмите пальцами ноздри и задержите дыхание так долго, как сможете. Это и есть задержка дыхания - апноэ. Данные своего пульса и апноэ (в секундах) запишите в виде дроби: пульс/апноэ.

Проба с задержкой дыхания и приседаниями.

Сделайте 10 приседаний или 10 вставаний со стула (если позволяет общее состояние здоровья). Темп движения - средний (секунда на приседание, секунда на вставание, вдох и выдох соответственно). Выполнив пробу, отдохните сидя в течение 4 мин, свободно дыша. Проведите пробу с задержкой дыхания, оцените апноэ. Если показатель будет меньше зарегистрированного, скажем, месяц назад, то значит устойчивость организма под влиянием ваших тренировок возрастает. Если же показатель увеличивается, следует временно уменьшить нагрузку, а иногда и посоветоваться с врачом.

Учет здоровья?

Да, ответил я моим подопечным на вопрос о необходимости вести скрупулезный, "бухгалтерский" учет показателей в дневнике самоконтроля. Дело не в форме, а в существе.

Самоконтроль - это, пожалуй, единственный способ самому разобраться в "секретах" оздоровления, практически ориентироваться в состоянии своего организм а, а главное, обеспечить действительно индивидуальный подход к профилактике, к тренировкам .

Самоконтроль - это и самодисциплина, волевая закалка, осмысление своего образа жизни. Во всем этом можно убедиться, взглянув на приведенную здесь примерную схему дневника. Что касается содержания записей, ежедневно оцениваются самочувствие, работоспособность, аппетит, характер пульса и др. Функциональные пробы - объект ежемесячных наблюдений, а в качестве еженедельных можно рекомендовать оценку самочувствия за неделю (общую), веса тела.

Пример записи в дневнике самоконтроля

Показатели самоконтроля

Дневник

Самочувствие

Хорошее

Работоспособность

Хорошая

Аппетит

Хороший

Удовлетворительный

Плохой

Сон

(8 ч) крепкий

(6 ч) долго не засыпал

(7 ч) чуткий

Желание заниматься физическими упражнениями

С удовольствием

Нет желания

Безразлично

Характер физической тренировки

Ходьба 1 км 0,83 м/с

Бег трусцой 1 км 1,3 м/с

УГГ (25 упражнений)

Степень физической активности

Невысокая

Повышенная

Повышенная

Закаливание

До пояса, вода + 17°С, 1 мин

Все тело, вода + 15°С 1 мин

Разме ры, см

окружность шеи

грудной клетки

живота

бедра

голени

плеча

Пульс (в покое), мин

69 (ритмичный, полный)

в конце нагрузки

105

100

через 1 мин

через 3 мин

через 5 мин

через 10 мин

Частота дыхания, мин

Жизненная емкость легких, см3

3900

Вес тела, кг

Сила кисти, кг

правой руки

левой руки

Другие данные

Боли в области живота

Разгрузочный день

Домашнее задание.

Научитесь заполнять дневник самоконтроля, проделайте простейшие контрольные пробы и определите степень вашей физической подготовленности, не забудьте взвеситься и измерить антропометрические показатели. опубликовано

Литература для прочения: Амосов Н. М. Раздумье о здоровье (М.: ФиС, 1987); Аронов Д. М. Сердце под защитой (М.: ФиС, 1985), Пропастин Г. Н. Через века... (М.: ФиС, 1979).

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

При вертикальном положении тела кровь по закону тяжести опускается вниз, что приводит к уменьшению давления в каротидном синусе . Это вызывает появление рефлекса саморегуляции кровообращения в двух направлениях:

а) В венозном русле в области чревного нерва кровь мобилизуется из депо и подводится к сердцу ; при этом поддерживается нормальный пульсовой объем и обеспечивается артериальное кровоснабжение, особенно головного мозга; систолическое давление почти не изменяется. Сокращение мускулатуры ног также содействует оттоку крови .

б) В артериальной системе наступает сокращение коллатеральных сосудов, что клинически проявляется повышением диастолического давления.

Методика выполнения. При горизонтальном положении тела ноги бинтуют эластическим бинтом снизу вверх и многократно определяют пульс и артериальное давление. После этого больной встает, и у него проводят все измерения, как при пробе Шеллонга I.

Рис. 13. А - ортостатическая проба (Шеллонг I) в норме. После вставания незначительное снижение систолического давления с быстрым обратным подъемом. Подъем диастолического давления. Учащение пульса на 20 ударов в минуту. Б - ортостатическая проба при нарушении регуляции. Отчетливое снижение систолического с меньшим снижением диастолического давления. Значительное уменьшение амплитуды. Резкое учащение пульса свыше 100 ударов в минуту.


Через 5 минут стояния бинты удаляют. Артериальное давление сразу скачкообразно снижается, и больные при этом обычно жалуются на головокружение.

Примечание. Подобным же образом поступают, когда хотят выяснить роль расслабления брюшных мышц в гипотоническом симптомокомплексе.

Для этого туго бинтуют туловище, начиная снизу, широкой полосой материи и затем дальнейшее исследование проводят так же, как и в случае пробы при варикозном расширении вен.

Результаты этих проб позволяют прийти к терапевтическим выводам (ношение эластических бинтов, резиновых чулок, правильно наложенного бандажа).

Ортостатическая проба, методики проведения, оценка результатов

К пробам с изменением положения тела в пространстве относятся ортостатическая (прямой, вертикальный) и клиностатическая (наклонный). В обеих пробах речь идет об изменении положения тела относительно вектора гравитации. Переход из положения лежа в положение стоя носит название ортостатическая проба, изменение положения из вертикального на горизонтальное - клиностатическая проба. Различают два варианта проведения этих проб, в частности активную и пассивную ортостатические пробы. Активная ортопроба: человек встает сам с помощью своего кинестетического анализатора, сам поддерживает вертикальную позу. Пассивная ортопроба: перевод в вертикальное состояние осуществляется с помощью специальных поворотных столов, когда участие скелетной мускулатуры в изменении положения тела исключается.

Определение физической работоспособности по тесту PWC-170. МПК как важнейший показатель аэробной возможности организма, процедура его определения

Международная биологическая программа (МБП) по изучению адаптивности человека рекомендует для суждения о физической работоспособности использовать информацию о величине аэробной производительности, показателем которой является МПК (максимальное потребление кислорода). Величина МПК весьма надежна характеризует физическую работоспособность спортсмена, или, точнее, так называемую аэробную работоспособность. Исследования этого показателя особенно важно для оценки функционального состояния организма спортсменов, тренирующихся на выносливость. В настоящее время в соответствии с рекомендациями ВОЗ принята методика прямого определения МПК.

Испытуемый после 5-10 минутной интенсивной разминки на велоэргометре выполняет последовательно ступенчато возрастающую по мощности работу. Недостатки этого метода. Определение методически непросто, сама процедура порой опасна для жизни. Во время нее спортсмены могут терять сознание, у некоторых появляются судороги, рвота. Тренеры должны знать, что определение МПК процедура врачебная при ее проведении должен присутствовать врач (эксперимент на грани жизни и смерти). Вместе с тем, потребности практики спорта таковы, что надо часто определять физическую работоспособность, чтобы следить за динамикой роста функционального состояния спортсмена. Поэтому наиболее широкое распространение получило биологическое тестирование физической работоспособности по ЧСС. Методы непрямого определения МПК. Под непрямыми или косвенными методами определения МПК понимают такие, в которых при использовании однократных или двукратных субмаксимальных нагрузок определяют различные показатели, по которым с помощью формул или номограмм определяют аэробные возможности: Номограммы Астранда, Формулы расчета МПК через значение PWC 170. Формула Добельна.

Проба PWC170. Это субмаксимальная функциональная проба рекомендована для углубленного медико-биологического обследования квалифицированных спортсменов. Испытуемые выполняли на велоэргометре 6 последовательно ступенчато-возрастающих нагрузок, через каждые 6 мин работы. В конце каждой работы определялось ЧСС. Чем больше мощность работы, тем меньше прирост ЧСС, т.к. синусовый узел исчерпывает свои возможности вырабатывать импульсы все чаще. У каждого из нас есть свой предел мах значения ЧСС, во многом он определяется возрастом.

Синоним – активный тилт-тест.

Показания:

1. Определение адекватности процессов адаптации к переходу в вертикальное положение с помощью оценки реактивности обоих отделов ВНС.

2. Дифференциальная диагностика синкопальных состояний.

3. Контроль эффективности и безопасности применения лекарственных средств, влияющих на ССС.

4. Дифференциальная диагностика нейроциркуляторных расстройств.

Методика проведения пробы:

После проведения фоновой пробы пациент из горизонтального положения по команде быстро переходит в вертикальное положение и стоит по стойке «смирно», но без напряжения 5 минут. В те- чение всей пробы производится непрерывная запись ЭКГ.

Изменения ВСР при проведении пробы:

В норме в ответ на ортостаз происходит перераспределение значительной части объёма циркулирующей крови с временным застоем её в ёмкостных сосудах. Это приводит к снижению притока крови в правые отделы сердца и уменьшению сердечного выброса. В результате снижается АД, за- пуская компенсаторные механизмов регуляции, реализующиеся в виде 4 фаз.

1. Повышение ЧСС в ответ на раздражение барорецепторов дуги аорты и снижение тонуса блуждающего нерва. Обусловливает появление на ритмограмме ортостатической пробы характерной «ямы». Продолжительность этой фазы – до 20 секунд. Максимальное учащение ЧСС обычно возникает на 15-й секунде ортостаза.

2. Снижение ЧСС в ответ на восстановление тонуса блуждающего нерва. Обусловливает появление на ритмограмме ортостатической пробы характерного «пика». Продолжительность этой фазы варьирует достаточно широко – до 1-2 минут. Максимальное урежение ЧСС обычно возникает на 30-й секунде ортостаза.

3. Повышение ЧСС за счёт активизации симпато-адреналовой системы и выброса в кровь катехоламинов. На ритмограмме наблюдается появление низкочастотных волн LF. Начало этой фазы – 1-2 минута записи, продолжительность варьирует достаточно широко, иногда до 5-10 минут.

4. Активизация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы. Приводит к относительному повышению мощности волн очень низкой частоты (VLF%).

Промежуток времени с момента принятия обследуемым вертикального положения до окончания визуально определяемого на ритмограмме участка нестационарности называется переходным периодом (ПП). Обычно продолжительность ПП составляет 1-2 минуты. Учитывая наличие существенных недостатков в работе алгоритмов автоматического определения его продолжительности, в ряде коммерческих систем для анализа ВСР предусмотрена возможность визуального определения момента окончания ПП по ритмограмме.

Интерпретация результатов:

Применяются три метода оценки результатов активной ортостатической пробы:

1. Расчёт и интерпретация двух показателей – коэффициента 30:15 (К 30:15) и коэффициента реакции (Кр).

2. Спектральный анализ.

3. Оценка ритмограммы.

1 метод. При анализе ПП производится оценка коэффициента 30:15, который вычисляется как отношение самого продолжительного интервала R-R, соответствующего «пику» ритмограммы, к самому короткому интервалу R-R, соответствующему «дну ямы».

Производится оценка реактивности ПСНС. В норме K 30:15 более 1,35. Значения в диапазоне

1,35-1,2 считаются пограничными, ниже 1,2 – патологическими.

Кр рассчитывается по формуле:

(R-Rmax - R-Rmin)x 100%

Кр =-----------------------

С учётом величины данного коэффициента различают 3 вида реакции на ортостатическую пробу.

Нормальная реакция (Кр=46.1%) Нормальная реакция (Кр=33%)

Сниженная реакция (Кр=12,4%) Сниженная реакция (Кр=19,3%)

2 метод. Оценка ортостатической пробы производится с помощью спектрального анализа сравнением мощностей высокочастотных и низкочастотных компонентов спектра (HF и LF). Ритмо- грамма оценивается с исключением ПП. В норме происходит снижение мощностей всех компонентов спектра, однако снижение мощности низкочастотных компонентов выражено в наименьшей степени. Это приводит к относительному преобладанию мощности волн LF во время проведения пробы.

Диаграммы мощностей показателей спектрального анализа при проведении активной ортостатической пробы

ТР = 2480 мс2 ТР = 1256 мс2

Фоновая проба Ортостатическая проба

4 метод. Наиболее полно реакцию обследуемого при проведении ортостатической пробы можно изучить с помощью оценки ритмограмм. Д. И. Жемайтите в 1981 г. были предложены 10 основных типов (классов) ритмограмм. Приводим модифицированную нами интерпретацию.

Целью тестирования на занятиях физической культурой и спортом является оценка функционального состояния систем организма и уровня физической работоспособности (тренированности).

Под тестированием следует понимать реакцию отдельных систем и органов на определенные воздействия (характер, тип и выраженность этой реакции). Оценка результатов тестирования может быть как качественной, так и количественной.

Для оценки функционального состояния организма могут быть использованы различные функциональные пробы.
1. Пробы с дозированной физической нагрузкой: одно-, двух-, трех- и четырехмоментные.
2. Пробы с изменением положения тела в пространстве: ортостатическая, клиностатическая, клиноортостатическая.
3. Пробы с изменением внутригрудного и внутрибрюшного давления: проба с натуживанием (Вальсальвы).
4. Гипоксемические пробы: пробы с вдыханием смесей, содержащих различное соотношение кислорода и углекислоты, задержка дыхания и другие.
5. Фармакологические, алиментарные, температурные и др.

Помимо этих функциональных проб используются также специфические пробы с нагрузкой, характерной для каждого вида двигательной деятельности.

Физическая работоспособность - интегральный показатель, позволяющий судить о функциональном состоянии различных систем организма и, в первую очередь, о производительности аппарата кровообращения и дыхания. Она прямо пропорциональна количеству внешней механической работы, выполняемой с высокой интенсивностью.

Для определения уровня физической работоспособности могут быть использованы тесты с максимальной и субмаксимальной нагрузкой: максимальное потребление кислорода (МПК), PWC 170 , Гарвардский степ-тест и др.

Алгоритм выполнения задания: студенты, объединившись попарно, выполняют нижеперечисленные методики, анализируют результаты, делают выводы по результатам тестирования и разрабатывают рекомендации по оптимизации работоспособности. Перед выполнением заданий проработать терминологию (см. словарь) по разделу "Функциональные пробы...".

3.1. Определение уровня физической работоспособности по тесту PWC 170

Цель : освоение методики проведения теста и умение анализировать полученные данные.
Для работы необходимы : велоэргометр (или ступенька, или беговая дорожка), секундомер, метроном.
Тест PWC 170 основан на закономерности, заключающейся в том, что между частотой сердечных сокращений (ЧСС) и мощностью физической нагрузки существует линейная зависимость. Это позволяет определить величину механической работы, при которой ЧСС достигает 170, путем построения графика и линейной экстраполяции данных, либо путем расчета по формуле, предложенной В. Л. Карпманом и сотр.
ЧСС, равная 170 ударам в минуту, соответствует началу зоны оптимального функционирования кардиореспираторной системы. Кроме того с этой ЧСС нарушается линейный характер взаимосвязи ЧСС и мощности физической работы.
Нагрузка может быть выполнена на велоэргометре, на ступеньке (степ-тест), а также в виде специфической для конкретного вида спорта.

Вариант № 1 (с велоэргометром).

Испытуемый последовательно выполняет две нагрузки в течение 5 мин. с 3-минутным интервалом отдыха между ними. В последние 30 сек. пятой минуты каждой нагрузки подсчитывается пульс (пальпаторно или электрокардиографическим методом).
Мощность первой нагрузки (N1) подбирается по таблице в зависимости от веса тела обследуемого с таким расчетом, чтобы в конце 5-й минуты пульс (f1) достигал 110...115 уд./мин.
Мощность второй (N2) нагрузки определяется по табл. 7 в зависимости от величины N1. Если величина N2 правильно подобрана, то в конце пятой минуты пульс (f2) должен составить 135...150 уд./мин.




Для точности определения N2 можно воспользоваться формулой:

N2 = N1 · ,

Где N1 - мощность первой нагрузки,
N2 - мощность второй нагрузки,
f1 - ЧСС в конце первой нагрузки,
f2 - ЧСС в конце второй нагрузки.
Затем по формуле вычисляют PWC170:

PWC 170 = N1 + (N2 - N1) · [(170 - f1) / (f2 - f1)]

Величину PWC 170 можно определить графически (рис. 3).
Для увеличения объективности в оценке мощности выполненной работы при ЧСС, равной 170 уд/мин, следует исключить влияние весового показателя, что возможно путем определения относительного значения PWC 170 . Значение PWC 170 делят на вес испытуемого, сравнивают с аналогичным значением по виду спорта (табл. 8), дают рекомендации.




Вариант № 2. Определение величины PWC 170 с помощью степ-теста.

Ход работы. Принцип работы такой же как в работе № 1. Скорость восхождения на ступеньку при выполнении первой нагрузки составляет 3...12 подъемов в минуту, при второй - 20...25 подъемов в минуту. Каждое восхождение производится на 4 счета на ступеньку высотой 40-45 см: на 2 счета подъем и на следующие 2 счета - спуск. 1-я нагрузка - 40 шагов в минуту, 2-я нагрузка - 90 (на эти цифры устанавливают метроном).
Пульс подсчитывается за 10 сек, в конце каждой 5-минутной нагрузки.
Мощность выполняемых нагрузок определяется по формуле:

N = 1,3 h · n · P,

где h - высота ступеньки в м, n - количество подъемов в мин,
P - вес тела. обследуемого в кг, 1,3 - коэффициент.
Затем по формуле вычисляют величину PWC 170 (см. вариант № 1).

Вариант № 3 . Определение величины PWC 170 с помещаю специфических нагрузок (например, бега).

Ход работы
Для определения физической работоспособности по тесту PWC 170 (V) со специфическими нагрузками необходима регистрация двух показателей: скорости движения (V) и частоты сердечных сокращений (f).
Для определения скорости движения требуется по секундомеру точно зафиксировать длину дистанции (S в м) и длительность каждой физической нагрузки (f в сек.)

Где V - скорость движения в м/с.
Частота сердечных сокращений определяется в течение первых 5 сек. восстановительного периода после бега пальпаторным или аускультативным методом.
Первый забег выполняется в темпе "бега трусцой" со скоростью, равной 1/4 от максимально возможной для данного спортсмена (примерно каждые 100 м за 30-40 сек).
После 5-минутного отдыха выполняется вторая нагрузка со скоростью равной 3/4 от максимальной, т. е. за 20-30 сек. каждые 100 м.
Длина дистанции 800-1500 м.
Расчет PWC 170 производится по формуле:

PWC 170 (V) = V1 + (V2 - V1) · [(170 - f1) / (f2 - f1)]

где V1 и V2 - скорость движения в м/с,
f1 и f2 - частота.пульса после какого забега.
Задание: сделать заключение, дать рекомендации.
После выполнения задания по одному из вариантов следует сравнить полученный результат с таковым в соответствии со спортивной специализацией (табл. 8), сделать заключение об уровне физической работоспособности и дать рекомендации по ее увеличению.

3.2. Определение максимального потребления кислорода (МПК)

МПК выражает предельную для данного человека "пропускную" способность системы транспорта кислорода и зависит от пола, возраста, физической подготовленности и состояния организма.
В среднем МПК у лиц с разным физическим состоянием достигает 2,5...4,5 л/мин, в циклических видах спорта - 4,5...6,5 л/мин.
Способы определения МПК: прямой и непрямой. Прямой метод определения МПК основан на выполнении спортсменом нагрузки, интенсивность которой равна или больше его критической мощности. Он небезопасен для обследуемого, так как связан с предельным напряжением функций организма. Чаще пользуются непрямыми методами определения, основанными на косвенных расчетах, использовании небольшой мощности нагрузки. К косвенным методам определения МПК относятся метод Астранда; определение по формуле Добельна; по величине PWC 170 и др.

Выбери задание, кликни по картинке.

Вариант № 1

Для работы необходимы: велоэргометр, ступеньки высотой 40 см и 33 см, метроном, секундомер, номограмма Астранда.
Ход работы: на велоэргометре обследуемый выполняет 5-минутную нагрузку определенной мощности. Величина нагрузки подбирается с таким расчетом, чтобы частота пульса в конце работы достигала 140-160 уд./мин (примерно 1000-1200 кгм/мин). Пульс подсчитывается в конце 5-й минуты в течение 10 сек. пальпаторным, аускультативным или электрокардиографическим методом. Затем по номограмме Астранда (рис. 4) определяют величину МПК, для чего, соединив линией ЧСС во время нагрузки (шкала слева) и вес тела обследуемого (шкала справа), находят в точке пересечения с центральной шкалой величину МПК.

Вариант № 2

Студенты выполняют тест попарно.
Испытуемый в течение 5 минут производит восхождение на ступеньку высотой 40 см для мужчин и 33 см для женщин со скоростью 25,5 цикла, в 1 минуту. Метроном устанавливается на частоту 90.
В конце 5-й минуты в течение 10 сек. регистрируется частота пульса. Величина МПК определяется по номограмме Астранда и сравнивается с нормативом со спортивной специализации (табл. 9). Учитывая, что МПК зависит от веса тела, вычислить относительную величину МПК (МПК/вес) и сравнить со средними данными, написать заключение и дать рекомендации.


Вариант № 3 . Определение МПК по величине PWC 170 .

Ход работы: расчет МПК производится с помощью формул, предложенных В. Л. Карпманом:
МПК = 2,2 PWC 170 + 1240

Для спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта;

МПК = 2,2 PWC 170 + 1070

Для спортсменов, тренирующихся на выносливость.
Алгоритм выполнения: определить величину МПК по одному из вариантов и сравнить ее с данными в соответствии со спортивной специализацией по табл. 9, написать заключение и дать рекомендации.

Вариант № 4 . Определение работоспособности по тесту Купера

Тест Купера заключается в пробегании максимально возможного расстояния по ровной местности (стадион) за 12 мин.
При возникновении признаков переутомления (резкая одышка, тахиаритмия, головокружение, боли в сердце и др.) тест прекращается.
Результаты теста, соответствуют величине МПК, определяемой на беговой дорожке.
Тест Купера можно использовать при отборе школьников в секции по циклическим видам спорта, в ходе тренировок для оценки состояния тренированности.


Вариант № 5 . Тест Новакки (максимальный тест).

Цель: определить время, в течение которого испытуемый способен выполнять работу с максимальным усилием.
Необходимое оборудование: велоэргометр, секундомер.
Ход работы. Испытуемый выполняет нагрузку на велоэргометре из расчета 1 Вт/кг в течение 2-х минут. Каждые 2 минуты нагрузка возрастает на 1 Вт/кг до достижения предельной величины.
Оценка результата. Высокая работоспособность по этому тесту соответствует величине 6 Вт/кг, при выполнении ее в течение 1 мин. Хороший результат соответствует значению 4-5 Вт/кг в течение 1-2 мин.
Данный тест может быть применен для тренированных лиц (в том числе в юношеском спорте), для нетренированных и лиц в периоде рековалесценции после болезни. В последнем случае начальная нагрузка устанавливается из расчета 0,25 Вт/кг.

3.3. Определение уровня физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту (ГСТ)

Оценка физической работоспособности производится по величине индекса ГСТ (ИГСТ) и основана на скорости восстановления ЧСС после восхождения на ступеньку.
Цель работы: ознакомить студентов с методикой определения физической работоспособности по ГСТ.
Для работы необходимы: ступеньки различной высоты, метроном, секундомер.
Ход работы. Выполняется студентами попарно. Сопоставляется с нормативами, делаются рекомендации по оптимизации работоспособности средствами физического совершенствования. Предварительно, в зависимости от пола, возраста, выбирается высота ступеньки и время восхождения (табл. 11).
Далее обследуемый выполняет 10-12 приседаний (разминка), после чего начинает восхождение на ступеньку со скоростью 30 циклов в 1 мин. Метроном устанавливается на частоту 120 уд/мин, подъем и спуск состоит из 4-х движений, каждому из которых будет соответствовать удар метронома: на 2 удара - 2 шага подъем, на 2 удара - 2 шага спуск.
Восхождение и спуск всегда начинаются с одной и той же ноги.
Если обследуемый из-за усталости отстает от ритма в течение 20 сек., тестирование прекращается и фиксируется время работы в заданном темпе.


Примечание. S обозначает поверхность тела обследуемого (м2) и определяется по формуле:

S = 1 + (Р ± DН) / 100,

Где S - поверхность тела; Р - вес тела;
DН - отклонение роста обследуемого от 160 см. с соответствующим знаком.
После окончания работы в течение 1 мин. восстановительного периода испытуемый, сидя, отдыхает. Начиная со 2-й минуты восстановительного периода, за первые 30 сек. на 2, 3 и 4-й минутах измеряется пульс.
ИГСТ вычисляется по формуле:

ИГСТ = (t · 100) / [(f1 + f2 + f3)· 2],

Где t - длительность восхождения, в сек.
f1, f2, f3 - частота пульса, за 30 сек. на 2, 3 и 4-й минуте восстановительного периода соответственно.
В случае, когда обследуемый из-за утомления раньше времени прекращает восхождение, расчет ИГСТ производится по сокращенной формуле:

ИГСТ = (t · 100) / (f1 · 5,5),

Где t - время выполнения теста, в сек.,
f1 - частота пульса за 30 сек. на 2-й минуте восстановительного периода.
При большом числе обследуемых для определения ИГСТ можно использовать табл. 12, 13, для чего в вертикальном столбце (десятки) находят сумму трех подсчетов пульса (f1 + f2 + f3) в десятках, в верхней горизонтальной строке - последнюю цифру суммы и в месте пересечения - значение ИГСТ. Затем по нормативам (оценочным таблицам) оценивается физическая работоспособность (табл. 14).
Рекомендации к работе. Вычислить ИГСТ по формуле и таблице. Сравнить ее с рекомендуемыми величинами.



3.4. Модифицированная ортостатическая проба

Цель: оценить состояние ортостатической устойчивости организма.
Теоретическое обоснование. Ортостатическая проба используется для выявления состояния скрытой ортостатической неустойчивости и в целях контроля за динамикой состояния тренированности в сложнокоординационных видах спорта. Проба основана на. том, что при переходе из горизонтального положения в вертикальное в связи с изменением гидростатических условий уменьшается первичный венозный возврат крови к правому отделу сердца, вследствие чего возникает недогрузка сердца объемом и уменьшение систолического объема крови. Чтобы поддержать минутный объем крови на должном уровне рефлекторно учащается ЧСС (на 5-15 уд. в мин.).
При патологических состояниях, перетренированности, перенапряжении, после инфекционных заболеваний, либо при врожденной ортостатичес-кой неустойчивости депонирующая роль венозной системы оказывается столь значительной, что изменение положения тела приводит к головокружению, потемнению в глазах, вплоть до обморока. В этих условиях компенсаторного учащения ЧСС оказывается недостаточным, хотя оно значительно.
Для работы необходимы: кушетка, сфигмоманометр, фонендоскоп, секундомер.
Ход работы. Выполняется студентами попарно. Результаты сопоставить с рекомендуемыми, разработать способы оптимизации ортостатической устойчивости средствами физического воспитания. После предварительного отдыха в течение 5 мин. в положении лежа определяется ЧСС 2-3 раза и измеряется АД. Затем испытуемый медленно встает и находится в вертикальном положении в течение 10 мин. в ненапряженной позе. Для обеспечения наилучшего расслабления мышц ног необходимо, отступив от стены на расстояние одной ступни, прислониться к ней спиной, под крестец подкладывают валик. Сразу после перехода в вертикальное положение в течение всех 10 мин. на каждой минуте регистрируют ЧСС и АД (за первые 10 с - ЧСС, за оставшиеся 50 с - АД).
Оценка состояния ортостатической устойчивости производится по следующим показателям:
1. Разница пульса, на 1-й мин. и на 10-й мин. по отношению к исходной величине в положении лежа. АД увеличивается на 10-15 %.
2. Время стабилизации ЧСС.
3. Характер изменения АД в положении стоя.
4. Самочувствие и выраженность соматических расстройств (побледнение лица, потемнение в глазах и др.).
Удовлетворительная ортостатическая устойчивость:
1. Учащение пульса невелико и на 1-й мин. ортоположения колеблется в пределах от 5 до 15 уд./мин., на 10-й мин. не превышает 15-30 уд./мин.
2. Стабилизация пульса наступает на 4-5 мин.
3. Систолическое АД остается неизменным либо незначительно снижается, диастолическое АД увеличивается на 10-15 % по отношению к его величине в горизонтальном положении.
4. Самочувствие хорошее и нет каких-либо признаков соматического расстройства.
Признаками ортостатической неустойчивости являются увеличение ЧСС более, чем на 15-30 уд./мин., выраженное падение АД и различной степени выраженности вегетосоматические расстройства.
Задание: провести исследование ортостатической устойчивости, используя методику модифицированной ортостатической пробы.
Полученные результаты занести в протокол, дать заключение и рекомендации.


3.5. Определение специальной работоспособности (по В.И. Дубровскому)

Вариант № 1 . Определение специальной работоспособности в плавании.

Проводится на пружинно-рычажном тренажере в положении лежа на животе в течение 50 сек. Тест выполняется по 50-секундным отрезкам в виде гребковых движений. Подсчитывается пульс, измеряется АД до и после теста.
Оценка результата: о хорошей функциональной подготовке пловца говорит увеличение количества гребков в динамике теста и времени восстановления ЧСС и АД.

Вариант № 2. Определение специальной работоспособности у хоккеистов.

Испытуемый выполняет бег на месте в максимальном темпе. Всего 55 сек. (15 сек. + 5 сек. + 15 сек. + 5 сек. + 15 сек.). 15-секундные отрезки выполняются с ускорением.
До и после теста определяются ЧСС, АД, ЧД. В ходе теста отмечаются внешние признаки утомления, определяется тип ответной реакции организма на. нагрузку и фиксируется время восстановления.

3.6. Определение анаэробных возможностей организма по величине максимальной анаэробной мощности (МАМ)

Анаэробные возможности (т. е. возможность проводить работу в бескислородных условиях) определяются энергией, образуемой при распаде АТФ, креатинфосфата и гликолиза (анаэробного расщепления углеводов). Степень адаптации организма к работе в бескислородных условиях определяют величину работы, которую человек может выполнить в этих условиях. Эта адаптация важна при развитии скоростных возможностей организма.
При массовых обследованиях для определения МАМ используется тест Р. Маргария (1956). Определяется мощность бега вверх по лестнице с максимальной скоростью за небольшое время.
Методика. Лестница, длиной примерно 5 м, высотой подъёма - 2,6 м, наклоном - более 30° пробегается за 5-6 сек. (примерное время максимального бега).
Испытуемый находится на 1-2 м от лестницы и по команде выполняет тест. Фиксируется время в сек. Измеряется высота ступеней, подсчитывается их количество, определяется общая высота подъёма:

МАМ = (P · h) / t кгм/с,

Где Р - вес в кг, h - высота подъёма в м, t - время в сек.
Оценка результата: наибольшее значение МАМ отмечается в 19-25 лет, с 30-40 лет оно уменьшается. У детей оно имеет тенденцию к повышению.
Для нетренированных лиц МАМ составляет 60...80 кгм/с, у спортсменов - 80...100 кгм/с. Для перевода в ватты необходимо полученное значение умножить на 9,8, а для перевода в килокалории в минуту - на 0,14.

3.7. Контрольные вопросы по разделу

Вопросы к коллоквиуму по теме
"Тестирование в спортивно-медицинской практике"
1. Основы тестирования в спортивной медицине, цели, задачи.
2. Понятие о "черном ящике" в спортивно-медицинских исследованиях.
3. Требования к тестам.
4. Организация тестов.
5. Классификация тестов.
6. Противопоказания к тестированию.
7. Показания к прекращению выполнения теста.
8. Одномоментные пробы, методика, анализ результата.
9. Проба Летунова. Типы ответной реакции на физическую нагрузку. Анализ результата.
10. Гарвардский степ-тест. Методика, оценка результатов.
11. Определение физической работоспособности по тесту PWC170. Методика, оценка результатов.
12. Определение МПК. Методика, оценка результата.
13. Особенности медицинского контроля за юными спортсменами.
14. Особенности медицинского контроля за лицами среднего и пожилого возраста, занимающимися физкультурой.
15. Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом.
16. Особенности медицинского контроля за женщинами при занятиях физкультурой и спортом.
17. Организация врачебно-педагогического контроля за физическим воспитанием школьников, учащихся ПТУ, средних и высших специальных учебных заведений.

3.8. Литература по разделу

1. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М.: ФиС, 1981. 250 с.
2. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. С.126-161.
3. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. М.: Медицина, 1980. С.171-189, 278-293.
5. Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС, 1988. С.20-129.
6. Марготина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие. М.: Флинт, 1997. 240 с.
7. Спортивная медицина / Под ред. А.В.Чоговадзе. М.: Медицина, 1984. С.123-146, 146-148, 149-152.
8. Спортивная медицина / Под ред. В.Л.Карпмана. М.: ФиС, 1987. С.88-131.
9. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. М.: ФиС, 1982. С.44-81.

3.9. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН)

Цель: овладение методикой проведения ВПН и анализа полученных результатов для коррекции двигательной нагрузки и совершенствования методики учебно-тренировочных занятий.
Теоретическое обоснование: ВПН является основной формой совместной работы врача, преподавателя или тренера. Наблюдая за школьником (спортсменом) в естественных условиях учебных (спортивных) занятий и соревнований, они уточняют: функциональное состояние организма, степень напряжения при конкретной физической нагрузке, особенности его реакции в том или ином периоде тренировки или на соревнованиях, характер и течение восстановительных процессов.
В зависимости от цели и задач ВПН проводятся:
1. В покое - для изучения исходного состояния организма, что важно для оценки последующих изменений в организме в процессе выполнения нагрузки и для оценки течения восстановления после предыдущих занятий, тренировок.
2. Непосредственно перед тренировкой или соревнованием - для определения особенностей предрабочих сдвигов в организме в предстартовых состояниях.
3. В ходе учебно-тренировочных занятий (после отдельных его частей, сразу после завершения отдельных упражнений, после окончания занятий в целом) - с целью изучения влияния выполняемой нагрузки на организм и адекватности применяемой нагрузки.
4. На различных этапах восстановления.
Для работы необходимы: секундомер, сфигмоманометр, динамометр, сухой спирометр, пневмотахометр, миотонометр, протоколы исследования.
Алгоритм выполнения задания. В течение первого часа занятия студенты знакомятся с задачами и методами ВПН. Затем группа распределяется по бригадам по 1-2 человека и получает одно из заданий, изучает методические указания по его выполнению и проводит наблюдения во время учебно-тренировочных занятий в зале.
На следующем занятии каждый исследователь делает заключение по результатам своих наблюдений и рекомендации о коррекции нагрузки.

Выбери задание, кликни по картинке.,

Задание № 1 . Визуальные наблюдения за влиянием занятий на занимающихся, хронометрирование урока.

Цель работы: пользуясь визуальными наблюдениями, оценить физическую подготовленность, влияние занятий на группу, а также построение и организацию занятия.

Ход работы. Приготовить карту наблюдения, в которую нужно внести следующие данные.
I. Общие данные о группе:
а) характеристика группы (спортивная специализация, квалификация, спортивный стаж, период тренировки);
б) количество занимающихся (из них мужчины и женщины);
в) число освобожденных от занятий в группе (с указанием причин).
II. Характеристика занятия (тренировки):
а) наименование занятия;
б) основные задачи, цель;
в) время начала занятий, окончания, длительность;
г) моторная плотность занятия в процентах;
д) относительная интенсивность нагрузки в процентах;
е) гигиенические и материально-технические условия занятия.
Примечание. Моторная плотность занятия оценивается в процентах. Плотность 80...90 % следует считать очень высокой, 60...70 % - хорошей, 40...50 % - низкой.
Относительная интенсивность J вычисляется по формуле:
J = [(ЧСС нагрузки - ЧСС покоя) / (ЧCС макс - ЧСC покоя)] · 100 %,
где ЧСС покоя - до начала занятий;
ЧСС макс - определяется в ступенчато возрастающем велоэргометрическом тесте или на тредбане или на ступеньке с работой до отказа (можно со слов спортсмена).
III. Визуальные наблюдения за влиянием занятий на занимающихся.
1. Состояние в начале урока (бодрое, вялое, работоспособное и т. д.).
2. В процессе занятия (поведение, настроение, отношение к работе, координация движений, дыхание, одышка, окраска кожных покровов, походка, выражение лица).
3. Технические показатели, организация и методика проведения занятия (техника выполнения упражнений - хорошая, удовлетворительная, плохая; технические показатели - высокие, средние, низкие; недостатки в построении и организации занятия).
4. Степень утомления к концу урока (по внешним признакам).
5. Оценка выполнения поставленных задач.
На основании визуальных наблюдений по плотности занятия и интенсивности нагрузки дать общее заключение, практические предложения и рекомендации по методике и организации занятия.

Задание № 2 . Влияние занятий ФК на организм занимающегося по изменениям частоты пульса.

Цель работы: определить по реакции пульса интенсивность применяемых нагрузок и их соответствие функциональным возможностям занимающегося.
Для работы необходимы: секундомер, протокол исследования.
Ход работы. Перед тренировкой из группы выбирается один испытуемый для проведения исследования, у которого собирается анамнез и регистрируется частота пульса пальпаторным методом на лучевой или сонной артерии. Далее частота пульса определяется непрерывно в течение всего занятия, после отдельных его частей, непосредственно после отдельных упражнений и в период отдыха между ними, а также в течение 5 минут после окончания занятия. Всего нужно сделать не менее 10-12 измерений. Результат каждого исследования пульса сразу же обозначается точкой на графике. Кроме того следует отметить, на какой минуте, после какого упражнения и в какой части занятия сделано измерение.
Оформление работы
1. Вычертить физиологическую кривую занятия.
2. Определить по данным пульсометрии интенсивность применяемых нагрузок, правильность их распределения во времени и достаточность отдыха.
3. Дать краткие рекомендации.


Задание № 3. Оценка влияния занятия на занимающегося по изменениям АД.

Цель работы: определить по изменению АД интенсивность выполняемых нагрузок и соответствие их функциональным возможностям организма.
Для работы необходимы: сфигмоманометр, фонендоскоп, секундомер, карта исследования.
Ход работы. Выбирается один испытуемый, у которого собирается анамнез. Желательно исследование пульса и АД проводить у одного и того же испытуемого.
Частота изменения АД такая же, как и пульса. При каждом измерении АД в графике отмечаются две точки: одна для максимального, другая для минимального давления. Одновременно необходимо отметить, на какой минуте, после какого упражнения и в какой части занятия сделано измерение;
Оформление работы
1. Вычертить кривую изменений максимального и минимального АД.
2. Определить по ней интенсивность нагрузок, правильность распределения интервалов отдыха, состав, характер и степень изменений пульса и АД. Сделать заключение о функциональном состоянии организма и дать практические предложения по коррекции нагрузки.

Задание № 4 . Определение реакции занимающегося на физические нагрузки по изменениям ЖЕЛ и бронхиальной проходимости.

Цель работы: определить степень воздействия нагрузки на организм человека на основании данных наблюдений за изменением ЖЕЛ и бронхиальной проходимости.
Для работы необходимы: сухой спирометр, секундомер, спирт, ватные тампоны, пневмотахометр, протокол исследований.
Ход работы. Перед занятием у испытуемого собрать анамнез. Затем до начала занятий измерить ЖЕЛ по обычной методике, провести пробу Лебедева (4-кратное измерение ЖЕЛ с интервалом отдыха в 15 сек.) и определить бронхиальную проходимость. В течение занятия провести 10-12 измерений. Повторная проба Лебедева проводится после окончания занятия. Данные измерений наносятся точкой на графике.
Оформление работы
Вычертить график. Дать оценку влияния нагрузок на функциональное состояние системы внешнего дыхания.
При оценке учитывать, что важное значение имеют сдвиги в величинах ЖЕЛ, состоянии бронхиальной проходимости. После обычных тренировочных занятий при пробе Лебедева снижение ЖЕЛ составляет 100-200 мл, а после очень больших тренировочных и соревновательных нагрузок может быть снижение ЖЕЛ на 300-500 мл. Поэтому значительное снижение этих показателей и замедленное восстановление свидетельствует о неадекватности применяемой нагрузки.


Примечание: указать время (мин.), часть занятия, после какого упражнения проведено исследование.

Задание № 5 . Определение реакции занимающегося на физические нагрузки по изменению силы рук.

Цель работы: Определить по изменениям силы рук соответствие выполняемых нагрузок возможностям обследуемого.
Оборудование: ручной динамометр, секундомер, протокол исследования.
Ход работы. Выбрав испытуемого из группы, собрать у него анамнез. Затем измеряется сила левой и правой кисти. Порядок определения тот же, что и на занятии № 4. Данные наносятся на график. Внизу указывается, после какого упразднения сделано измерение и в какой части занятия.
1. При каждом измерении на графике откладывается две точки: одна - сила правой, другая - сила левой кисти.
2. По кривой изменений силы кистей и ее восстановлению в периоды отдыха оценить тяжесть нагрузки, степень утомления, величину интервалов отдыха и др.
При оценке учитывать, что значительное уменьшение силы кистей наблюдается у недостаточно подготовленных спортсменов. Одним из характерных признаков утомления является уменьшение разницы в показателях силы правой и левой кисти за счет снижения силы правой и некоторого увеличения силы левой.


Примечание. Указать время (мин.), часть занятия, после каких упражнений исследовалась сила кистей. Силу правой кисти отметить сплошной линией, силу левой - пунктиром.

Задание № 6 . Определение влияния занятия на организм по изменениям координационной пробы Ромберга.

Цель работы: определить по изменению координационной пробы соответствие нагрузок физическим возможностям занимающегося, выявить степень утомления.
Для работы необходимы: протокол исследования, секундомер.
Ход работы. Для проведения работы выбирается испытуемый, у которого собирается анамнез. Затем проводится усложненная поза пробы Ромберга (II - III позы). Порядок, определения тот же, что и в занятии № 2.
Характер изменения длительности сохранения равновесия во II и III позах следует оформить в виде графика: одна линия характеризует динамику II позы; вторая - III. Внизу указывается, после какого упражнения проведено исследование и в какой части занятия.
Рекомендации к выполнению работы
1. Вычертить кривую длительности сохранения равновесия во II и III позах Ромберга в течение занятия.
5. Оценить по пробе Ромберга степень утомления и адекватность тренировочной нагрузки уровню подготовленности организма.
Недостаточная устойчивость в позах Ромберга является одним из признаков утомления, переутомления и перетренированности, а также заболеваний ЦНС.

Протокол исследования координационной функции нервной системы
в течение занятия

(1. Ф.И.О. 2. Возраст. 3. Спортивная специализация. 4. Спортивный стаж. 5. Разряд, 6. Период тренировки и основные ее особенности (систематичность, круглогодичность, объем, интенсивность тренировок). 7. Были ли тренировки в прошлом. 8. Особенности предстартового состояния. 9. Дата последней тренировки. 10. Самочувствие, жалобы. Травмы ЦНС - когда, какие, исход)

Примечания. Указать время (мин.), часть занятия, после какого упражнения проведено исследование. Длительность сохранения равновесия во II позе Ромберга отметить сплошной линией, в III - пунктиром.

Задание № 7 . Определение реакции занимающегося на физические нагрузки по изменению тонуса мышц.

Цель работы: определить по изменению тонуса мышц сократительную функцию и степень утомления нервно-мышечного аппарата под влиянием нагрузки.
Для работы необходимы: миотонометр, протокол исследования.
Ход работы. Перед началом тренировки из группы выбирается один испытуемый, у которого собирается анамнез. Затем в зависимости от характера занятий определяется, на какие группы мышц приходится нагрузка. Измерение тонуса мышц производится в симметричных точках конечностей. Определяется тонус расслабления и тонус напряжений.
Измерение тонуса мышц проводятся до занятия, в течение всего занятия, после отдельных упражнений, интервалов отдыха и по окончании занятий. Всего во время занятий нужно сделать 10-15 измерений тонуса мышц.
Рекомендации к выполнению работы
1. Вычертить график: одна точка, соответствует тонусу расслабления, другая - тонусу напряжения.
2. По кривой изменений амплитуды тонуса напряжения и расслабления и по ее восстановлению в периоды отдыха, оценить тяжесть нагрузки и степень утомления.
При оценке полученных данных учитывается изменение амплитуды твердости мышц (разница между тонусом напряжения и расслабления), выраженной в миотонах. Уменьшение ее связано с ухудшением функционального состояния нервно-мышечного аппарата и наблюдается у недостаточно тренированных спортсменов или при выполнении чрезмерных физических нагрузок.

Протокол исследования тонуса мышц в течение занятия

(1. Ф.И.О. 2. Возраст. 3. Спортивная специализация. 4. Спортивный стаж. 5. Разряд. 6. Периоды тренировки и основные ее особенности (систематичность, круглогодичность, объем, интенсивность тренировок). 7. Перерывы в тренировки (когда и почему?). 8. Физические нагрузки, выполненные накануне. 9. Самочувствие, жалобы)

Примечание. Указать время (мин.), после какого упражнения, нагрузки или интервала отдыха измеряется тонус мышц и часть занятия. Тонус расслабления отметить сплошной линией, тонус напряжения - пунктиром.

Задание № 8 . Определение состояния функциональной подготовленности организма. с помощью дополнительной стандартной нагрузки.

Цель работы: определить степень воздействия физической нагрузки на организм занимающегося и оценить уровень его тренированности.
Для работы необходимы: секундомер, фонендоскоп, сфигмоманометр, протокол исследования
Ход работы. Перед тренировочным занятием за 10-15 минут выбирают одного обследуемого, у которого собирают анамнез, измеряют пульс и АД. Затем ему предлагают выполнить первую дополнительную стандартную нагрузку. В виде дополнительной стандартной нагрузки может быть использована любая функциональная проба в зависимости от спортивной специализации и квалификации обследуемого (15-секундный бег в максимальном темпе, степ-тест, 2 и 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту).
После выполнения дополнительной нагрузки пульс и АД определяются в течение 5 минут по общепринятой методике. Эта же дополнительная нагрузка выполняется вторично, спустя 10-15 минут после окончания тренировки, предварительно измерив частоту пульса и АД. После выполнения дополнительной нагрузки ЧСС и АД измеряются в течение 5 минут. Данные наблюдения заносятся в нижеследующую таблицу.


Рекомендации к оформлению работы
1. Построить график по изменений пульса и АД.
2. Сопоставляя типы ответных реакций на дополнительную стандартную нагрузку до и после тренировки, определить степень воздействия тренировочной нагрузки и оценить уровень тренированности.

Протокол к работе по заданию № 8

(1. Ф.И.О. 2. Возраст. 3. Вид спорта, разряд, стаж. 4. Лучшие результаты (когда показаны). 5. Выступления в соревнованиях в последние 1,5-2 месяца, длительность различных периодов тренировки и количество тренировок по периодам, применяемые средства. 6. Перерывы в тренировке (когда и почему). 7. Содержание занятия, на котором проведено наблюдение, время проведения занятия, дата. 8. Самочувствие, настроение, жалобы до занятия, после его окончания)

Разница в показателях ЧСС и АД до и после пробы заносится в нижеследующий график для определения типа ответной реакции на нагрузку. Обозначения на графике: по горизонтали (оси абсцисс) - время; по вертикали (оси ординат) - разница ЧСС, максимального и минимального АД на каждой минуте восстановительного периода по отношению к исходным величинам.

Для оценки воздействия физических нагрузок, выполненных в. течение занятия, необходимо сравнить приспособительные реакции к дополнительной нагрузке до и после занятия. При этом возможны три варианта ответных реакций на дополнительную нагрузку.
1. Характеризуются незначительными отличиями в приспособительных реакциях на дополнительную нагрузку, выполненную до и после тренировки. Могут быть только небольшие количественные различия в сдвигах пульса, АД и длительности восстановления. Такая реакция наблюдается у спортсменов в состоянии хорошей тренированности, но может быть у недостаточно тренированных спортсменов при небольшой тренировочной нагрузке.
2. Характеризуются тем, что на дополнительную нагрузку, выполняемую после тренировки, отмечаются более выраженные сдвиги в реакции пульса, тогда, как максимальное артериальное давление повышается незначительно (феномен "ножницы"). Длительность восстановления пульса и АД увеличивается. Такая реакция свидетельствует о недостаточной тренированности, а в отдельных случаях наблюдается и у хорошо тренированных после чрезмерно большой нагрузки.
3. Характеризуется более выраженными изменениями реакции на дополнительную нагрузку после тренировки: резко возрастает пульсовая реакция, появляются атипические виды (гипотонический, диатонический, гипертонический, реакции со ступенчатым подъемом максимального АД), период восстановления удлиняется. Этот вариант свидетельствует о значительном ухудшении функционального состояния спортсмена, причиной чего может быть недостаточная его подготовленность, переутомление или чрезмерная нагрузка на занятии.
ВПН также проводятся с повторными специфическими нагрузками (в соответствии с видом спорта) для оценки уровня специальной тренированности в естественных условиях подготовки. Методика, подобных наблюдений и анализ результатов подробно изложены в учебной литературе общего списка.

3.10. Контрольные вопросы к теме

"Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН)"
1. Определение понятия ВПН.
2. Цель, задачи ВПН.
3. Формы, методы ВПН.
4. Функциональные пробы, применяемые при ВПН.
5. Пробы с дополнительной нагрузкой при ВПН.
6. Пробы со специфической нагрузкой при ВПН.
7. Анализ результатов ВПН.
8. Оценка оздоровительной эффективности нагрузки во время занятий.

3.11. Литература к теме "ВПН, медицинский контроль в массовой физкультуре"

1. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. С.131-181.
2. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. М.: Медицина, 1980. С.258-271.
3. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М.: Владос, 1998. С.38-66.
4. Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС, 1988. С.129-192.
5. Куколевский Г.М. Врачебные наблюдения за спортсменами. М.: ФиС, 1975. 315 с.
6. Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней: Учебное пособие. М.: Академия, 2001. 315 с.
7. Спортивная медицина / Под ред. А.В.Чоговадзе. М.: Медицина, 1984. С.152-169, 314-318, 319-327.
8. Спортивная медицина / Под ред. В.Л.Карпмана. М.: ФиС, 1987. С.161-220.
9. Физическая реабилитация: Учебник для ин-тов физич. культуры / Под ред. С.Н.Попова. Ростов-на-Дону, 1999. 600 с.
10. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. М.: ФиС, 1982. С.112-137.