Трудовые единицы врача стоматолога. Медицинская помощь: взаимосвязь оплаты и трудозатрат

  • Дата: 17.06.2019

0б утверждении Инструкции по расчету

В целях повышения эффективности работы стоматологических учреждений и улучшения качества стоматологической помощи населению, а также соблюдения единых подходов к расчетам условных единиц трудоемкости и финансирования для бюджетных стоматологических учреждений

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить Инструкцию по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей (приложение).

Министр
Ю.Л.Шевченко

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

Приказом Минздрава России
от 15.11. 2001г. № 408

Инструкция по расчету условных единиц трудоемкости работы
врачей стоматологов и зубных врачей

Настоящая инструкция предусматривает медико-экономическую целесообразность использования условных единиц трудоемкости (далее УЕТ) при внедрении новых технологий оказания стоматологической! помощи населению с учетом бюджетного финансирования и финансирования по программам обязательного медицинского страхования.

Финансирование государственных стоматологических учреждений по принципу «условные единицы трудоемкости "УЕТ", предусматривает следующие возможности интенсификации деятельности бюджетных стоматологических учреждений:

  • снижение числа посещении больного- на оказание ему стоматологической помощи, что в свою очередь обеспечения каждому больному экономию его личного и рабочего времени, затрачиваемого на получение данной помощи, в объеме от 30% до 60% за счет сокращения времени на дорогу, регистрацию, ожидание приема:
  • оказание больному; большего объема помощи в одно посещений: лечение 2-3 зубов до поводу кариеса в одно посещение, лечение, пульпита - за одно посещение и др.;
  • экономию рабочего времени врача за счет сокращения времени, затрачиваемого на непроизводительные элементы трудового процесса (вызов больного, подготовка рабочего места, подготовка операционного поля, работа с документацией и пр.);
  • сокращение числа выполнения таких вспомогательных элементов трудового процесса, как подбор инструментария, необходимого для выполнения работ, его стерилизация (сокращение числа направлений инструментария на стерилизацию с 2-5 раз, соответственно числу посещений, до 1);
  • увеличение числа пломб в смену с б (по нормативным ориентированным на оценку по посещениям) до 10-12 за счет рационального использования реального рабочего времени врачей стоматологического профиля.
  • повышение общей производительности труда врачей стоматологического профиля на 15-20%, а в отдельных регионах на 25%.

Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федераций и стоматологические учреждения должны использовать метод, единый для данной административной территории: метод хронометража или метод экспертных оценок.

А. Метод хронометража

При проведении расчета УЕТ с использованием метода хронометража необходимо учесть следующее:

1. Организация рабочего места

1.1. Рабочий кабинет врача, по работе которого проводится исследование с целью расчета УЕТ, должен быть организован с учетом требований и положений санитарных правил устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала.

1.2. Дополнительно привести организацию рабочего места врача в соответствие с требованиями технологии оказания стоматологической помощи, для которой осуществляется расчет УЕТ. Например, при расчете "УЕТ на пломбирование зуба светоотверждающими материалами рабочее место должно быть оборудовано установкой» имеющей безмасленный компрессор, «пистолет», обеспечивающий обработку полости зуба сжатым воздухом и водой, слюноотсос, светильник, не искажающий цветовосприятие, турбинный наконечник с подачей воды.

1.3. Составляется список медикаментов, материалов, инструментария, предусмотренных конкретной технологией оказания стоматологической помощи. И на основании этого "списка проводится соответствующее обеспечение ими объемов труда, необходимого для оказания исследуемого вида помощи. В данных списках по результатам выполнения элементов трудового процесса отмечается количество расходуемых материалов и медикаментов, на основании чего после исследования определяются нормы расхода материалов и медикаментов на УЕТ по конкретному виду стоматологической помощи. (Расход инструментария определяется с учетом существующих нормативов или по срокам, установленным инструкцией и сертификатом на конкретный вид инструментария),

1.4. Создание условий личной защиты врача и помощника от возможности попадания инфекции (вирусных и др.), а также от других вредных загрязнений зоны деятельности персонала(например, слюны, «зубной пыли») путем использования маски, очков, перчаток и др.

2. Кадровое обеспечение исследования

2.1. Врач должен быть обеспечен специально подготовленным помощником в случае, если это предусмотрено требованиями технологии, на которую проводится расчет УЕТ. Например, при использовании светоотверждаемых материалов необходимо организовать рабочий процесс «в 4 руки». Несоблюдение этого и других требований, предусмотренных технологией, приводит к резкому сокращению сроков сохранения пломбы и снижает гарантии качества стоматологической помощи.

2.2. В. процесс, исследования должен быть включен только тот персонал, который прошел специальное обучение по конкретной технологии.

2.3. Оптимальный возрастной ценз для врачей, по работе которых, проводится исследование, устанавливается в пределах от 30 до 50 лет. Стаж работы по специальности - не менее 5 лет, по изучаемой технологии - не менее 1 года. Наличие сертификата; о прохождении подготовки для работы по изучаемой технологий - обязательно.

3. В исследованиe должны быть включены результаты работы не менее 3 врачей (3-х рабочих групп по технологии в «4 руки»). На каждого врача заводится «Kapтa хронометражных наблюдений» по изучаемому виду стоматологической помощи

4. Подготовка пациента.

Общая подготовка больного включает следующие этапы работы:
вызов, посадка в кресло, надевание гигиенической салфетки, сбор анамнеза, осмотр, собеседование (после Постановки диагноза), обсуждение пожеланий пациента, плана лечения и возможные результаты после его проведения. По показаниям: проведение рентгенологического обследования, обучение навыкам соблюдения правил личной гигиены полости рта, гигиеническая чистка зубов, проводимая пациентом перед оказанием ему помощи.

5. Другие требования:

5.1. Подготовка «операционного поля» действий врача осуществляется с учетом требований технологии для конкретного случая.

5.2. Перед проведением исследования должно быть осуществлено четкое и подробное описание всех элементов трудового процесса у врача (или группы: врач и помощник) предусмотренных с учетом технологии оказания помощи по конкретному случаю. (Приложение 2 к Инструкции).

5.3. общая оценка затрат рабочего времени устанавливается по 30-ти завершенным случаям (на всех врачей, включенных в исследование)

  • оказания стоматологической помощи по конкретной нозологии заболевания;
  • выполнения определенного вида работ, манипуляции, процесса;
  • конечного результата (например, изготовление штифтового зуба с использованием стандартного штифта и светоотверждающих материалов).

5.4. Расчет УЕТ, как экономического эквивалента ресурсных затрат, определяется по одному конкретному завершенному случаю и осуществляется по формулам:

Где Т - общее время, затраченное на выполнение 30 завершенных случаев;

T1 - время, затраченное на 1 завершенный случай.

Т1/20 мин=n УЕТ (2)

Где
T1, время затраченное на 1.завершенный случай;

20 мин. - время, установленное на выполнение 1 УЕТ;

n - число условных единиц трудоемкости, определяющих ресурсные затраты на выполнение одного завершенного случая: оказание помощи по нозологии заболевания, выполнение вида работ, манипуляции« процесса, изготовление продукта деятельности (пункт -.5.3)

5.5. Округление цифровых значений до 0,05 УЕТ, осуществляется по общепринятой методике. .

6. На проведение исследования органом управления здравоохранением субъекта Российской.Федерации издается соответствующий приказ, на основании которого осуществляется финансирование данной работы за счет бюджетных средств. ;

7. Данный приказ дублируется руководством стоматологического учреждения, на базе которого проводится исследование и расчет УЕТ по новым технологиям.

8. Проведение исследования и расчетов проводится по протоколу , подписываемому лицом, проводящим исследование при использовании метода хронометража, .врачом, участвующим в исследовании, и, его помощником, а также руководителями учреждения: главным врачом (или его заместителем) и главным бухгалтером.

9. Протокол утверждается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации с установлением сроков его действия (не, менее 5 лет) и обязательного исполнения всеми юридическими лицами, связанными С оказанием и получением стоматологической помощи.

10.B целях упрощения хронометражных исследований расчет времени, затрачиваемого на все виды действий, которые связаны с приемом больного, могут быть определены суммарно по конкретному случаю, а не на отдельно взятые элементы трудового процесса.

11. При расчете УЕТ в бюджете рабочего времени на оказание стоматологической помощи по исследуемому случаю должно быть учтено в соответствующей пропорции время: на отдых - 10 мин., на личные надобности - 10 мин., утренние конференции - 10 мин, санитарно-просветйтельную работу - 11 мин (из расчета - 4 часа в месяц), Так, если врач-стоматолог должен выполнить и смену (6ч.36 мин.) работу в объеме 25 УЕТ, то соответственно, при выполнении исследуемого вида стоматологической помощи в объеме, например -5 УЕТ, доля времени на отдых составит - 2 мин., личные надобности - 2 мин., утренние конференции - 2 мин., санитарно-просветительную работу - 2,2 мин.

Б. Метод экспертных оценок.

1. Организация постоянного рабочего места врачей-экспертов должна соответствовать требованиям раздела 1 данной Инструкции

2.Кадровое обеспечение.

2.1. В исследование должно быть включено не менее 10 врачей, работающих в Стоматологических учреждениях региона, и имеющих соответствующие сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по конкретному виду работ или технологии.

2.2. Стаж работы врачей по специальности - не менее 5 лет, по конкретной технологий -не менее 1 года.

2.3. В группу в обязательном порядке вводится независимый эксперт (представитель аттестационной комиссии органа управления здравоохранением субъекта российской Федерации или представитель от региональной стоматологической ассоциации).

3. Проведение исследования:

3.1.Врачам-экспертам предоставляется четкое описание изучаемого случая (вида работ, технологии и пр.). Врачи-эксперты согласуют данное описание с личным опытом оказания помощи по данному случаю. Вносят свои коррективы.

3.2. Врачи-эксперты на основании своего опыта устанавливают объем рабочего времени, необходимый на оказание помощи по конкретному случаю. Данные вносятся в протокол исследования (Приложение 4).

3.3. Независимый эксперт проводит анализ корректив, внесенных врачами-экспертами, и расчет УЕТ по формулам, указанным в пункте 5.4. и с учетом положения, изложенного в пункте 11 данной Инструкции. И он же составляет общий протокол исследования .

3.4. Протокол подписывается независимым экспертом, главным врачом (или его заместителем) и главным бухгалтером данного учреждения.

4. На проведение исследования органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации издается соответствующий приказ, на основании которого осуществляется финансирование данной работы за счет бюджетных средств.

5. Данный приказ дублируется руководством стоматологического учреждения, на базе которого проводится исследование и расчет УЕТ по новым технологиям.

6. Протокол утверждается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации с установлением сроков его действия (не менее 5 лет) и обязательного исполнения всеми юридическими лицами, связанными с оказанием и получением стоматологической помощи.

Приложение №1
к Инструкции по расчету
условных единиц трудоемкости работы
врачей-стоматологов и зубных врачей

КАРТА ХРОНОМЕТРАЖНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

Приложение №2
трудоемкости работы
врачей-стоматологов и зубных врачей

Описание действий врача (рабочей группы) дня определения объема УЕТ

Пример: Лечение среднего кариеса зуба с использованием светоотверждаемых материалов

Предварительно осуществляется:

А. Выполнение требований Инструкции во пунктам 1-9. ;

Б. Проверка технического состояния оборудования, фотополимеризатора (с использованием тестера), наконечников, пр.

Действия врача и его помощника

1. Вызов пациента, посадка в кресло, надевание гигиенической салфетки

2. Подготовка рабочего места врача и помощника: подготовка документации, раскладка инструментария, надевание перчаток (или их" обработка после предварительного приема), маски, очков, регулирование положения пациента в кресле,

3. Выяснение жалоб (или пожеланий)больного. Сбор анамнеза. 4. Осмотр. Зондирование. Перкуссия. (По показаниям:элетроодонтометрия, определение гигиенических индексов,просмотр рентгенограммы).

5. Постановка диагноза.

6. Собеседование с пациентом по поводу возможностей оказания стоматологической помощи в конкретном случае

7. Дополнительная подготовка рабочего места с учетом поставленного диагноза (подбор необходимого инструментария, материалов, пр.).

8. Проведение анестезии (по показаниям)

9. Подготовка операционного поля, изоляции коффердамом, установка слюноотсоса, удаление зубного налета. Определение цвета поверхности зуба. 10.Подготовка наконечников к работе, выбор боров, их фиксация в наконечнике (Или указывается общее число использованных приприеме больного боров и других инструментов, фиксируемых в наконечнике).

11.Препарированив,полости. Контрольные осмотры обрабатываемой пополости

12.Промывка полости.

13.Остановка кровотечения (по показаниям). Повторная промывка.

14. Высушивание полости.

15.Кислотное протравливание. Повторная промывка полости от воздействия кислоты.

16..Наложение;. лечебной,. и/или изолирующей прокладок (по показаниям).

17.Наложение матрицы и/или клина (по показаниям).

18. Наложение пломбы с. учетом требований инструкции по использованию конкретного дозировочного материала (применение праймера, адгезива, повторное определение цвета,;послойное наложение пломбировочного материала).

19. Снятие коффердама.

20.Проверка окклюзии и его коррекция.

21.Смена шлифовальных и полировочных инструментов в наконечнике. Шлифовка и полировка пломбы

22. Окончательное отсвечивание фотополимеризатором всех поверхностей пломбы. 23. Совет пациенту.

24.Заполнение.дрокументации.

25. Свётрывание рабочего места. Сбор использованного материала и инструментария для последующей обработки и стерилизации, обработка наконечников, смена, слюнотсоса.

26. подготовка рабочего, места в объеме, адекватном общим требованиям к приему следующего пациента.

Примечание 1. Данное описание не определяет необходимость четкого, соблюдения последовательности выполнения действий, а характеризует только, полноту описания действия, включаемых в процесс оказания помощи по технологии. Последовательность действий определяется только технологическими требованиями, изложенными в инструкциях применения пломбировочных материалов,

Примечание 2. Общие ресурсные затраты, связанные с организацией работы кабинета, рабочего места и вспомогательного персонала, дезинфекцией и стерилизацией инструментария, подготовкой перевязочного материала и т.п. определяются из расчета годового расхода ресурсов (по УЕТ) на оказание стоматологической помощи в конкретном учреждении (кабинете, отделении, поликлинике).

Примечание 3. Аналогичное описание всех действия врача составляется на другие случаи оказания стоматологической помощи, по которым проводится исследование.

Приложение №3
к Инструкции по расчету условных единиц
трудоемкости работы
врачей-стоматологов и зубных врачей

Утверждаю: Руководитель
Органа управления здравоохранением
субъекта Российской Федерации

/Подпись/
/Ф.И.О./
Дата

Протокол №

от________2001 г. /Метод хронометража/

Расчет условных единиц трудоемкости (УЕТ) по

(четкое определение случи: нозология заболевания, вида работ, технологии, процесса, пр., «о которому проводится исследование с использованием метода хронометража)

Данные о врачах и другом персонале, включенном в исследование:

Ф.И.О. Возраст Врачебный стаж по специальности Наличие сертификата по изучаемому случаю (нозологии заболевания, виду работ. пр.) Стаж работы по конкретной технологии Наименование учреждения, в котором врач работает
1
2
3
4
5
6


Инструкции Минздрава России от г. № ______________

В исследование включены результаты данных по____________________________________________________

(указать число случаев оказания стоматологической помощи)

Общее время, затраченное на выполнение всех случаев оказания стоматологической помощи____________________ мин.

Число условных единиц трудоемкости на один случай________________________________

Израсходовано:___________________________________

Главный врач___________________________(Подписи) Ф.И.О.

Главный бухгалтер_______________________

Врачи, участвующие в исследовании:

Хронометраж проводил (Ф.И.0.)_________________________

Приложение №4

к Инструкции по расчету условных
единиц трудоемкости работы
врачей-стоматологов и зубных врачей

Протокол

от 2001 г. /Метод экспертной оценки/

Данные экспертной оценки для расчета условных единиц трудоемкости (УЕТ) по_________________
________________________________________________
_________________________________________________

(четкое определение случая: нозологии заболевания, вида работ, технологии, пр., по которому проводится исследование с использованием метода экспертных оценок)

Данные о враче-эксперте и его помощнике:

Организация исследования проводится с учетом требований
Инструкции Минздрава России от..... г. № ....

1. В исследование включены результаты опыта
работы врача-эксперта по ________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________

(указать примерное число случаев оказания стоматологической помощи врачом-экспертом за один год)

2. Экспертная оценка временя, затрачиваемого врачом-экспертом иа выполнение одного случая оказания стоматологической помощи мин.

3. Общее время, затраченное врачом-экспертом яа оказание стоматологической помощи по изучаемому случаю в течение года __ мни. (умножить данные пункта 1 на показатели в пункте 2).

4. Израсходовано:

Врач-эксперт __________________/Подпись/ Ф.И.О.

Приложение №5

к Инструкций по расчету условных единиц
трудоемкости работы
врачей-стоматологов и зубных врачей

Утверждаю:
Руководитель органа управления
здравоохранением субъекта
Российской Федерации
/Подпись/ ___________/Ф.И.0.
Дата_____________________

Расчет условных единиц трудоемкости (УЕТ) по_____________
_________________________________________________________
_________________________________________________________

(четкое определение случая: нозология заболевания, вида работ, технологии, пр., по которому проводится исследование с использованием метода экспертных оценок)

Данные о независимом эксперте:

Организация исследования с учетом требований
Инструкции Минздрава России от...... 2001 г. № .....

1. В исследование включены результаты опыта работы 10 врачей по_____

____________________________________________________________________

(указать примериое общее число случаев оказания стоматологической помощи экспертами за один год).

2. Общее время, затраченное врачами-экспертами на оказание стоматологической помощи по изучаемому случаю в течение года ___ мин. (Общая сумма времени, указанное врачами-экспертами яа все случаи оказания стоматологической помощи).

3. Время, затраченное один врачом-экспертом ва выполнение одного случая оказания стоматологической помощи ___ мин. (указывается средняя арифметическая величина, получаемая от деления показателя по 2 пункту на показатель 1 пункта).

4. Число условных единиц трудоемкости (УЕТ) на _______________________________________________

(дается четкое определение конкретного случая оказания стоматологической помощи: нозология заболевания, вид работ, технология, пр., и указывается показатель числа УЕТ на его выполнение).

5. Израсходовано:

Главный врач _________/Подпись/ _______________Ф.И.О.

Главный бухгалтер

Независимый эксперт

(Примечание: К данному протоколу прилагаются все протоколы, составленные
каждым врачом-экспертом. Протоколы нумеруются по порядку и являются
составной частью общего протокола).

Н.И. Лейман
экономист

Тариф на оплату медицинской помощи в редких случаях покрывает затраты на ее оказание. Чиновники Минздравсоцразвития советуют учиться жить по средствам, муниципальные заказчики настаивают на увеличении норм выработки. На примере стоматологии можно убедиться, что даже в таких условиях изменение алгоритма учета трудозатрат может стать одним из способов повышения мотивации врачей.

Нормативные основы

О прямой зависимости между улучшением стоматологической помощи и системой учета в учреждении впервые было объявлено в решении коллегии Минздрава СССР от 17.04.1987. Первой попыткой устранения несовершенств системы учета стал приказ Минздрава СССР от 25.01.1988 № 50 (далее - Приказ № 50), который определил переход на новую систему учета работы врачей по так называемым условным единицам трудоемкости - УЕТ. При этом был определен перечень из 183 видов работ с соответствующей их оценкой в УЕТ. Указанные работы были в своем роде экономическим эквивалентом трудозатрат на выполнение мероприятий по стоматологическому обслуживанию.
Переход стоматологических учреждений на систему УЕТ стал предвестником бюджетирования, ориентированного на результат. Показатель результативности по системе УЕТ - оказание максимального объема помощи в одно посещение. У врачей появилась мотивация сокращать непроизводительные затраты времени, связанные с повторными посещениями:

УЕТ напрямую зависят от интенсификации работы врачей (применение новых технологий и материалов). В связи с этим был издан приказ Минздрава России от 02.10.1997 № 289 (далее - Приказ № 289), который разрешил руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ самостоятельно разрабатывать и утверждать УЕТ. Основное условие самостоятельности - применение новых технологий производства стоматологических работ, не предусмотренных Приказом № 50 .
Инструкция по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей была утверждена приказом Минздрава России от 15.11.2001 № 408 (далее - Инструкция № 408).

Как стоматологи выбивают себе зубы у государства.

Российские стоматологи предложили главе Минздрава РФ Веронике Скворцовой исключить из программы государственных гарантий и сделать платными обращения к врачу по сложным стоматологическим поводам. По оценкам представителей отрасли, средства ОМС сейчас не покрывают и десятой части себестоимости лечения пульпитов и периодонтитов. Если регулятор согласится с инициативой, коммерческий сектор стоматологии в России увеличится как минимум на 6%, или примерно на 30 млрд рублей.

В ДУПЛЕ ОМС

Стоматологическая ассоциация России (СтАР), объединяющая около 40 тысяч врачей, два месяца назад отправила министру письмо с предложением исключить из перечня стоматологических нозологий, лечение которых осуществляется по программе госгарантий, все виды осложненного кариеса, включая хронические формы пульпита, периодонтита. Стоматологи считают, что система ОМС выделяет недостаточно средств на работу с этими заболеваниями.

По оценкам президента СтАР Владимира Садовского, например стоимость лечения хронического периодонтита зуба с тремя-четырьмя каналами может достигать более 10 тысяч рублей, тогда как государство выделяет на эти цели в 20-30 раз меньше. "По существующим тарифам ОМС на пломбирование трех корневых каналов зуба в большинстве регионов тратится не более 500 рублей. За эти деньги вылечить такой зуб, с хроническим воспалением челюстной кости вокруг корня, невозможно, даже за несколько посещений. Тем не менее врач вынужден с ним работать и тратить силы, которые мог бы направить на лечение более простых случаев кариеса. В результате больной устает ходить к врачу и остается не только с недолеченным периодонтитом, но еще и с неосложненным кариесом на других зубах, до которого у врача просто не дошли руки", - говорит Садовский.

Более целесообразно, рассуждает стоматолог, направить деньги, предусмотренные ОМС для лечения пульпитов и периодонтитов многокорневых зубов, на работу с банальными повреждениями зуба. СтАР предлагает представителям Минздрава и альтернативный вариант - не исключать осложненный кариес из госгарантий, но кратно увеличить объем средств, выделяемых государством на его лечение. "Если нам повысят финансирование до необходимого уровня, мы готовы исполнить этот ≪танец журавля≫ и продолжать лечить периодонтит в системе ОМС", - обещает Владимир Садовский.

Представители ФФОМС не ответили на запрос VM об инициативе стоматологов, а сотрудники Минздрава РФ говорят, что получили письмо из СтАР, но пока оно ≪находится в работе≫.

Главный врач Клиники стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета Сергей Дмитриенко настаивает: заболевания осложненным кариесом составляют сейчас наиболее частую причину обращений пациентов в госсектор стоматологии. ≪Если в крупных городах жители приходят к стоматологу с осложнениями только в половине случаев, то в отдаленных селах, где люди посещают врача чаще всего уже с острой болью, процент лечения пульпита и периодонтита в практике врача может достигать 80%", - считает Дмитриенко.

Генеральный директор калининградской сети клиник "Центродент" Евгений Ахметов предполагает, что около 70% средств ОМС, направляемых на стоматологическую помощь, сейчас уходят именно на лечение случаев осложненного кариеса.

По оценкам старшего аналитика РБК.research Сергея Хитрова, государственные затраты на стоматологию не превышают 50 млрд рублей. Таким образом, если Минздрав согласится с доводами СтАР и выведет сложные случаи из ОМС, то в платную стоматологию может уйти до 50% обращений пациентов государственных зубных клиник, и в денежном выражении коммерческий сегмент вырастет как минимум на 30 млрд рублей.

УЕТ НА ОБА ВАШИХ ЗУБА

В своих расчетах стоимости стоматологических услуг, в том числе лечения осложненного кариеса, специалисты Минздрава РФ и ФОМС опирались на формулу, в основе которой лежит разработанный специально для зубных врачей норматив - условная единица трудоемкости (УЕТ). Одна УЕТ подразумевает объем работы стоматолога, необходимый для лечения среднего кариеса, завершенного наложением пломбы из цемента. Под этот общий знаменатель и подводятся все производимые врачами манипуляции.

Единица была утверждена еще приказом Минздрава СССР №50 от 25 января 1988 года "О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема" - до появления этой нормы учет труда зубных врачей велся по посещениям пациентов. "Внедрение УЕТ имело целью повысить эффективность лечения у стоматолога. В то время пациенты могли ходить в поликлинику бесконечно, были огромные очереди и система записи на прием по талонам. Чтобы дождаться своего талона, люди в Сибири и на Дальнем Востоке жгли костры у входа в медучреждения. Я тогда был назначен главным стоматологом Хабаровского края и еще застал пациентов, ночующих у костра", - вспоминает Владимир Садовский из СтАР. По его оценкам, в среднем на одного 35‑летнего пациента стоматологической клиники тогда приходилось 14 запломбированных или удаленных зубов или зубов с кариозными полостями. "Если учесть, что после вмешательства бормашины зуб живет максимум 20 лет, то к 55 годам в среднем у людей должно было оставаться всего 19 зубов", - говорит стоматолог. Приказ Минздрава СССР установил для врачей норму выработки. Продолжительность лечения среднего кариеса была приравнена к 20 минутам, соответственно, при шестидневной рабочей неделе врач должен был выполнять 21 УЕТ в смену, а при пятидневной - 25 УЕТ.

Правда, уже через два года после внедрения УЕТ российские стоматологи стали искать способы повышения эффективности работы самостоятельно, вне государственных стен. "Частные стоматологические клиники начали активно появляться в начале 90‑х годов, и между ними практически сразу возникла жесткая конкуренция. Сегмент привлек многие компании, емкость рынка увеличилась в разы. Если двадцать лет назад в московских государственных поликлиниках было около 3 тысяч стоматологических кресел, то сейчас общее число установок в городе превышает 6 тысяч за счет роста количества частных клиник", - отмечает управляющий партнер компании DMG Владимир Гераскин.

По данным СтАР, количество государственных зубных клиник с начала 90‑х сократилось почти в два раза - до 700 медучреждений. Более двадцати лет госклиники (а в последнее время - и все прочие, оказывающие услуги по ОМС) ориентировались на продолжавший действовать в рекомендательном порядке документ Минздрава СССР. Лишь два года назад советский приказ (в рамках перехода учреждений здравоохранения на одноканальную систему финансирования) был подкреплен новыми нормами. Минздравсоцразвития РФ приказом №1664н от 27 декабря 2011 года утвердило номенклатуру медицинских услуг, включающую ряд позиций по оказанию стоматологической помощи. Вслед за этим актом в декабре 2012 года Минздрав РФ совместно с ФФОМС разработал действующие до 2015 года методические рекомендации для органов государственной власти ≪Способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико‑статистических групп болезней≫. Пособие содержало в том числе классификатор основных стоматологических нозологий, выраженных в УЕТ. Норматив был определен для каждого вида стоматологической помощи. Например, первичный прием зубного хирурга для взрослых, согласно этому документу, составляет 2.0 УЕТ. А сложный случай инструментальной и медикаментозной обработки канала в одноканальном зубе - 2.0 УЕТ для взрослых и 2.5 УЕТ для детей.

Стоимость одной единицы трудозатрат должны были вычислять региональные отделения ФОМС. Один из авторов рекомендаций Евгений Ахметов из "Центродент" рассказывает, что в документе была прописана формула для расчета: "Нужно было взять за основу норматив стоимости одного обращения к врачу для конкретного региона за счет средств ОМС, применить поправочный коэффициент 1,3 для взрослого населения или 1,6 - для детского, и разделить на среднее количество УЕТ в обращении". При таких расчетах размер одной условной единицы, предполагали авторы рекомендаций, не должен был опускаться ниже себестоимости лечения среднего кариеса в одном зубе или 200-300 рублей.

Но когда в 2013 году появились тарифные соглашения региональных министерств, департаментов здравоохранения и территориальных фондов ОМС, стало ясно, что расчеты в регионах не всегда совпадали с прогнозами авторов пособия. Диапазон одной УЕТ в зависимости от субъекта РФ отличался в два-три раза. Например, по данным ФОМС Архангельской области, размер одной УЕТ по территориям Крайнего Севера для врача‑стоматолога составляет 248,09 рубля. А стоимость одной УЕТ для специалиста такого же профиля в Новосибирской области в три раза ниже - 84 рубля.

ТОНКОСТЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Представители государственных стоматологических клиник говорят, что сейчас средств ОМС, выделяемых по принципу одноканального финансирования, в большинстве случаев им не хватает. "Здесь работает формула "возьмите рубль и ни в чем себе не отказывайте", - горько шутит заместитель главного врача Брянской областной стоматологической поликлиники Елена Сергеева. - По нашим расчетам, чтобы окупить необходимые затраты поликлиники: медикаменты, инвентарь, зарплаты, коммунальные платежи и другое, размер одной УЕТ должен быть не менее 132 рублей. А для нашей поликлиники он составляет 84 рубля. Получается, дефицит бюджета почти 40%".

Покрыть дефицит можно лишь коммерческой выручкой. ≪Наши ежегодные платежи за "коммуналку" составляют 3 миллиона рублей, и примерно половину этой суммы мы оплачиваем из доходов от платных услуг≫, - рассказывает Сергеева.

Главный врач одной из стоматологических клиник Новосибирской области подтверждает: средств ОМС часто не хватает на оплату лечения пациентов, особенно по осложненному кариесу. "Чтобы исполнить обязательства по госгарантиям, до 40% средств, которые мы получаем на платном приеме, направляем на финансирование помощи, которую должны оказать по ОМС", - говорит собеседник VM. И рассказывает еще об одном "экономическом инструменте": приходится увеличивать норму выработки врачей в полтора‑два раза - до 40-50 УЕТ в смену.

На сложный график работы жалуются посетители специализированных интернет‑ресурсов. "Я работаю зубным врачом в районной поликлинике всего год, но меня удивляет нагрузка. Если больше одной ставки, то нам увеличили рабочий день, с 8.00 до 17.00 сдаю не менее 50 УЕТ, меньше не получается. Устаю дико, соответственно, страдает качество, но убедить начальство не можем. Неужели у всех так? Если нет, то подскажите, как аргументировать свои действия начальству?" - обращается к участникам форума в разделе юридических консультаций сайта "Вопрос врачу" стоматолог Нина Кузнецова.
Несмотря на дефицит финансирования, врачи считают, что исключить лечение осложненных видов кариеса из системы государственных гарантий будет сложно. "Это станет социальным взрывом", - говорит Елена Сергеева из Брянска. С коллегой согласен Сергей Дмитриенко из клиники ВолГМУ: "У большинства больных просто нет денег, чтобы самостоятельно оплатить лечение своего пульпита или периодонтита. А у многих есть и врожденные патологии. Как их лишить бесплатной помощи?"

По оценкам Владимира Садовского, с учетом всех видов кассовых поступлений в денежном выражении рынок стоматологических услуг делится примерно поровну между государственными и частными игроками. По данным РБК.research, в 2012 году частные клиники совокупно выручили около 260 млрд рублей. Точнее, никто не считал, но эта оценка позволяет предположить, что весь рынок стоматологических услуг в России в минувшем году превысил отметку в 500 млрд рублей.

Для частных стоматологических клиник возможные изменения в тарифах пока не являются мотивом начать работу с ОМС. Сейчас услуги по тарифам обязательного медицинского страхования оказывают не более 5% игроков негосударственного сектора. "Помимо проблемы тарифов ОМС, не соответствующих реальной себестоимости услуг, работа с системой госгарантий предполагает решение большого количества других вопросов, в том числе разделения потоков пациентов - тех, кто обслуживается по госгарантиям, и тех, кто приходит в клинику с полисом ДМС или оплачивает услуги за счет личных средств. Клиенты наших клиник привыкли к высокому уровню качества и сервиса медицинского обслуживания, а если предположить, что к нам пойдут потоки по ОМС, это может привести к снижению этой планки для основной части пациентов", - опасается коммерческий директор сети клиник "Денто‑Эль" Светлана Королева.

Руководитель сети клиник "КДК Дент" Артак Керопян считает, что работа в системе ОМС могла бы заинтересовать лишь крупные сети стоматологических клиник: "Для таких компаний поток пациентов важнее, чем имиджевая составляющая". Правда, в России еще не было построено ни одной крупной межрегиональной сети

Важнейшим условием повышения качества и эффективности работы стоматологических учреждений является четкое и корректное ведение учетно-отчетной медицинской документации. К основным первичным документам стоматологических учреждений относятся:

  • 1. «Медицинская карта стоматологического больного» (ф.№043/у);
  • 2. «Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога» (ф. №037/у-88);
  • 3. «Сводная ведомость учета работы врача-стоматолога (зубного врача) стоматологической поликлиники, отделения, кабинета» (ф. №039-2/у-88);
  • 4. «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф. №030/у);
  • 5. «Журнал записи амбулаторных операций» (ф. №069/у);
  • 6. «Дневник учета работы врача стоматолога-ортодонта» (ф. №039-3/у);
  • 7. «Дневник учета работы врача стоматолога-ортопеда» (ф. №039-4/у);
  • 8. «Листок ежедневного учета работы врача стоматолога-ортопеда (ф. №039-1/у) (* выделены документы, с которыми работает врач-стоматолог-терапевт).

Данные в вышеперечисленных отчетных формах представляются в абсолютных цифрах, на основе которых ведется расчет показателей, характеризующих работу врача-стоматолога-терапевта и стоматологического учреждения в целом.

Для расчета показателей деятельности МБУЗ «Районная стоматологическая поликлиника № 1» и врача-стоматолога-терапевта, осуществляющего свою профессиональную деятельность на базе данного учреждения, необходимы следующие исходные данные (*поликлиника осуществляет свою деятельность по системе шестидневной рабочей недели! соответственно все врачи, включая рассматриваемого нами специалиста работают шесть из семи дней недели. Продолжительность рабочей недели - 33 часа. Причина введения шестичасовой рабочей недели будет разъяснена в ходе последующего расчета показателей):

Определение показателей деятельности врача-стоматолога-терапевта и МБУЗ «Районная стоматологическая поликлиника № 1» , исходя из подхода А. Донабедиана в оценке качества стоматологической помощи:

1. Структурный подход

Укомплектованность врачами

Укомплектованность врачами = = = 90%

Коэффициент совместительства = = = 1,11

Укомплектованность врачебными кадрами меньше нормы на 10%. Необходим прием на работу врачей-стоматологов с целью компенсации дефицита кадров. Коэффициент совместительства = 1,11 - приемлимое значение, но необходимо стремиться к значению 1.

Укомплектованность средним медицинским персоналом

Укомплектованность средним медицинским персоналом = = = 92%

Коэффициент совместительства = = = 1,09

Укомплектованность средним медицинским персоналом меньше нормы на 8%. Необходим прием на работу медицинских сестер с целью компенсации дефицита кадров. Коэффициент совместительства = 1,09 - приемлимое значение, но необходимо стремиться к значению 1.

Укомплектованность младшим медицинским персоналом

Укомплектованность младшим медицинским персоналом = = = 70%

Коэффициент совместительства = = = 1,43

Укомплектованность младшим медицинским персоналом меньше нормы на 30%!. Необходимо срочное восполнение кадрового дефицита. Коэффициент совместительства равен 1,43, при крайней границы нормы 1,2 - неудовлетворительное значение.

Оценивая данные показатели, можно сделать вывод о нехватке кадров в данной ЛПМО и в результате этого повышении нагрузки на работающий персонал.

Вывод: в МБУЗ «Районная стоматологическая поликлиника № 1» наблюдается дефицит кадров на всех уровнях медицинского персонала, в особенности на уровне младшего медицинского персонала. Необходимо срочное восполнение кадрового дефицита, т.к. сложившаяся ситуация ведет к повышению лечебной нагрузки на персонал и снижению качества оказания медицинской помощи. Возможными причинами сложившейся ситуации могут быть:низкий уровень заработных плат в системе муниципального здравоохранения; большой объем лечебной нагрузки; низкий престиж работы в качестве младшего медицинского персонала; отсутствие системы распределения выпускников ВУЗов по регионам.

Показатели удовлетворения населения стоматологической помощью. К этой группе относятся следующие показатели:

  • - показатель обеспеченности населения стоматологической помощью;
  • - показатель обеспеченности населения врачами-стоматологами;

Показатель обеспеченности населения стоматологической помощью характеризует доступность и степень удовлетворения потребности населения в стоматологической помощи. Этот показатель выражается числом посещений стоматологов и зубных врачей на 1000 населения.

Обеспеченность стоматологической помощью взрослого населения =

963,6 на 1000 населения

Вывод: показатель обеспеченности стоматологической помощью взрослого населения выше нормы по РФ (919,0 на 1000 населения), что говорит об удовлетворенности населения стоматологической помощью.

Показатель обеспеченности населения врачами-стоматологами является одной из характеристик ресурсного обеспечения, которое необходимо для реализации потребности населения в стоматологической помощи. Этот показатель рассчитывается как число врачей-стоматологов на 10 тыс. населения:

Обеспеченность взрослого населения врачами-стоматологами =

1,63 врача-стоматолога на 10 000 населения

Вывод: обеспеченность взрослого населения врачами-стоматологами ниже нормы примерно в два раза (норма = 3,2 на 10 000 населения), что говорит о низком уровне обеспеченности взрослого населения врачами-стоматологами.

2. Процессуальный подход

Показатели нагрузки персонала. Нагрузка персонала стоматологических организаций оценивается следующими показателями:

  • - показатель среднего числа посещений в день на 1 врача-стоматолога;
  • - показатель среднего числа санаций в день на 1 врача-стоматолога;
  • - показатель среднего числа вылеченных зубов в день на 1 врача- стоматолога;
  • - показатель среднего числа удаленных зубов в день на 1 врача- стоматолога;
  • - показатель среднее число УЕТ в день на 1 врача-стоматолога;
  • - показатель среднее число пломб за 1 рабочий день врача-стоматолога;
  • - показатель среднее число УЕТ, затраченных на 1 посещение.

Показатель среднего числа посещений в день на 1 врача-стоматолога используется для оперативного ежедневного анализа нагрузки врача-стоматолога и рассчитывается отдельно для детского и взрослого населения как отношение числа посещений к количеству рабочих дней за отчетный период:

Среднее число посещений в день на 1 врача-стоматолога =

21 посещение на одного врача-стоматолога лечебного профиля в день

Среднее число посещений в час на 1 врача-стоматолога =

3,5 посещений на одного врача-стоматолога лечебного профиля в час

Показатель среднего числа санаций в день на 1 врача-стоматолога является характеристикой полного оздоровления полости рта врачом-стоматологом или зубным врачом и рассчитывается как отношение числа санаций к количеству рабочих дней за отчетный период

Среднее число санаций в день на 1 врача-стоматолога =

2,2 санации на одного врача-стоматолога в день

Показатель среднего числа вылеченных зубов в день на 1 врача-стоматолога характеризует нагрузку на смешанном стоматологическом приеме и рассчитывается как отношение числа вылеченных зубов к количеству рабочих дней за отчетный период:

Среднее число вылеченных зубов в день на 1 врача-стоматолога =

8.3 вылеченных зуба на одного врача-стоматолога в день

Показатель среднего числа удаленных зубов в день на 1 врача-стоматолога также является характеристикой нагрузки на смешанном стоматологическом приеме и рассчитывается как отношение числа удаленных зубов к количеству рабочих дней за отчетный период:

Среднее число удаленных зубов в день на 1 врача-стоматолога =

2,6 удаленных зуба на одного врача-стоматолога в день

Показатель среднее число УЕТ в день на 1 врача-стоматолога. УЕТ (условная единица трудозатрат) - экономический эквивалент трудозатрат на выполнение лечебно-профилактических мероприятий. За 1 УЕТ на терапевтическом и хирургическом приеме принят объем работы, необходимый для лечения среднего кариеса, завершенного наложением пломбы из цемента.

Среднее число УЕТ в день на 1 врача-стоматолога =

23,2 УЕТ на одного врача-стоматолога в день

Вывод: среднее число УЕТ в день на 1 врача-стоматолога в день при шестидневной рабочей неделе должно составлять не более 21 УЕТ. В данном случае показатель превышен, что связано с перегрузкой врачей лечебной работой (даже при осуществлении деятельности по 6-дневной рабочей неделе), вследствие дефицита врачебных кадров.

Среднее число пломб за 1 рабочий день врача-стоматолога. Показатель отражает объем рабочей нагрузки, выпадающей на одного врача-стоматолога, а также эффективность его работы.

Среднее число наложенных пломб за 1 рабочий день врача-стоматолога = = = 8,2

пломбы на одного врача-стоматолога в день

Вывод: среднее число наложенных пломб за 1 рабочий день врача-стоматолога должно составлять 8 пломб, следовательно, показатель соответствует норме.

Среднее число УЕТ, затраченных на 1 посещение. Характеризует трудоемкость выполняемых манипуляций.

Среднее число УЕТ, затраченных на 1 посещение = = = 1,1 УЕТ на 1 посещение

3. Результативный подход

Показатели качества стоматологической помощи являются главным результатом деятельности стоматологических организаций. Наибольшую значимость среди них имеют следующие показатели:

  • - показатель отношения числа вылеченных зубов к удаленным;
  • - показатель удельного веса осложненного кариеса;
  • - показатель удельного веса осложнений после удаления зубов;

Показатель отношения числа вылеченных зубов к удаленным характеризует уровень санитарной культуры населения, внедрения современных медицинских. Этот показатель рассчитывается как отношение вылеченных зубов к числу удаленных:

Отношение числа вылеченных зубов к удаленным на взрослом приеме = = = 3,2

Показатель удельного веса осложненного кариеса характеризует уровень санитарной культуры населения, доступность стоматологической помощи, квалификацию специалистов и обеспеченность стоматологических организаций необходимыми материальными ресурсами. Этот показатель рассчитывается как процентное отношение числа вылеченных зубов по поводу пульпита, периодонтита к общему числу вылеченных зубов:

Удельный вес осложненного кариеса = = = 11,9%

Вывод: значение этого показателя не должно превышать 15%, следовательно, показатель соответствует норме.

Показатель удельного веса осложнений после удаления зубов характеризует уровень профессиональной подготовки врачей-стоматологов, обеспеченность стоматологических организаций необходимыми лекарственными средствами и расходными материалами. Этот показатель рассчитывается как процентное отношение числа осложнений после удаления зубов к общему числу удаленных зубов:

Удельный вес осложнений после удаления зубов = = = 0,77%

Вывод: допустимое максимальное значение этого показателя 1,0%, следовательно, показатель соответствует норме.

Показатели диспансеризации больных стоматологического профиля. Диспансеризация больных, нуждающихся в стоматологической помощи, оценивается следующими показателями:

  • - показатель эффективности диспансеризации;
  • - показатель доли санированных лиц.

Показатель эффективности диспансеризации используется для анализа динамического наблюдения больных, страдающих заболеваниями полости рта. Этот показатель рассчитывается как доля больных, состоящих на диспансерном учете и у которых на конец отчетного периода отмечался один из возможных исходов (улучшение в общем числе больных, состоящих на диспансерном учете по поводу данного заболевания:

90% с улучшением состояния

Эффективность диспансеризации =

5% без изменения состояния

Эффективность диспансеризации =

5% с ухудшением состояния

Вывод: рекомендуемые значения этого показателя для группы диспансерных больных с заболеваниями полости рта следующие: с улучшением состояния- не менее 85%, с ухудшением - не более 15%, следовательно, показатель соответствует норме.

Показатель доли санированных лиц характеризует полноту санации больных с заболеваниями полости рта, выявленных при медицинских осмотрах. Этот показатель рассчитывается как доля санированных лиц из числа первично обратившихся:

Доля санированных лиц = = = 73,3%

Вывод: рекомендуемое значение этого показателя 100% - полнота санации на неудовлетворительном уровне. Возможные причины: перегрузка кадров лечебной работой, отсюда отсутствие возможности полной своевременной санации населения.

Общий вывод по деятельности МБУЗ «Районная стоматологическая поликлиника № 1» и врача-стоматолога-терапевта:

Анализ показателей деятельности стоматологической организации показал, что обеспеченность населения стоматологической помощью, прикрепленного к данной поликлинике, соответствует рекомендуемым нормативам, но в то же время показатель обеспеченности населения врачами ниже нормы в два раза, в результате чего руководством ЛПМО принято решение о переходе на шестидневную рабочую неделю, дабы иметь возможность в полной мере обеспечивать население стоматологической помощью. Несмотря на превышение показателей нагрузки персонала, качество стоматологической помощи, эффективности диспансеризации в данной стоматологической организации соответствуют рекомендованным. Серьезные проблемы выявлены в организации медицинских осмотров населения, свидетельством чего является низкий показатель доли санированных лиц. Дальнейшее оставление ситуации без изменений может привести к снижению качества оказания стоматологической помощи, поэтому необходимо срочная доукомплектация лечебных кадров.

  • МОДУЛЬ 2.3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ
  • МОДУЛЬ 2.4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
  • БЛОК 3. СТАТИСТИКА МЕДИЦИНСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. МОДУЛЬ 3.1. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • МОДУЛЬ 3.2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОЛЬНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • МОДУЛЬ 3.4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ ПОМОЩЬ
  • МОДУЛЬ 3.5. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • МОДУЛЬ 3.6. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
  • МОДУЛЬ 3.7. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • МОДУЛЬ 3.9. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • МОДУЛЬ 3.3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    МОДУЛЬ 3.3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    Цель изучения модуля: подчеркнуть значение статистических показателей для оценки и анализа результатов деятельности стоматологических организаций.

    После изучения темы студент должен знать:

    Основные формы первичной учетной медицинской документации учреждений стоматологической службы;

    Статистические показатели работы организаций, оказывающих стоматологическую помощь;

    Методику расчета и анализа статистических показателей работы стоматологических организаций.

    Студент должен уметь:

    Рассчитывать, анализировать и интерпретировать статистические показатели работы стоматологических организаций;

    Использовать полученную информацию в управлении стоматологическими организациями и в клинической практике.

    3.3.1. Блок информации

    Стоматологическая помощь относится к числу самых массовых видов медицинской помощи. Более 90% больных получают общую и специализированную стоматологическую помощь в амбулаторнополиклинических учреждениях. Стационарную специализированную стоматологическую помощь больные получают в отделениях челюстно-лицевой хирургии многопрофильных больниц.

    Основными формами первичной учетной медицинской документации учреждений стоматологической службы являются:

    Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога (зубного врача) стоматологической поликлиники, отделения, кабинета (ф. 037/у-88);

    Сводная ведомость учета работы врача-стоматолога (зубного врача) стоматологической поликлиники, отделения, кабинета

    (ф. 039-2/у-88);

    Медицинская карта стоматологического больного (ф. 043/у) и др. Специальных отчетных форм по стоматологии нет, данные входят

    в виде различных таблиц в «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» (ф. 30).

    На основании этих и других форм медицинской документации разрабатываются статистические показатели, которые используются для анализа деятельности стоматологических организаций. Эти статистические показатели, способы их расчета, рекомендуемые или среднестатистические значения представлены в разделе 5 главы 16 учебника .

    3.3.2. Задания для самостоятельной работы

    1.Изучить материалы соответствующей главы учебника , модуля, рекомендуемой литературы.

    2.Ответить на контрольные вопросы.

    3.Разобрать задачу-эталон.

    4.Ответить на вопросы тестового задания модуля.

    5.Решить задачи.

    3.3.3. Контрольные вопросы

    1.Назовите основные формы первичной учетной медицинской документации, используемые для анализа деятельности стоматологических организаций.

    2.В чем особенности статистики стоматологической помощи?

    3.Перечислите 4 группы показателей деятельности стоматологических организаций.

    4.Назовите показатели удовлетворения населения стоматологической помощью. Приведите формулы их расчета и рекомендуемые значения.

    5.По каким показателям можно судить о нагрузке персонала стоматологических организаций? Приведите формулы их расчета и рекомендуемые значения.

    6.Перечислите показатели качества стоматологической помощи. Приведите формулы их расчета и рекомендуемые значения.

    7.Назовите показатели диспансеризации больных стоматологического профиля.

    3.3.4. Задача-эталон

    Таблица.

    Окончание табл.

    Задание

    1.На основании исходных данных, приведенных в таблице, рассчитать статистические показатели деятельности стоматологической организации.

    2.Проанализировать полученные данные, сравнив их с рекомендуемыми или среднестатистическими значениями, приведенными в учебнике и рекомендуемой литературе.

    Решение

    Для анализа работы стоматологической организации рассчитаем следующие показатели.

    1. Показатели удовлетворения населения стоматологической помощью 1.1. Обеспеченность населения стоматологической помощью =

    1.2. Обеспеченность населения врачами-стоматологами (зубными врачами) =

    Аналогично вычисляем: обеспеченность населения зубными врачами - 1,3 0 / 000

    2. Показатели нагрузки персонала

    2.1. Среднее число посещений в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача) =

    2.2. Среднее число санаций в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача) =

    2.3. Среднее число вылеченных зубов в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача) =

    2.4. Среднее число удаленных зубов в день на 1 врача-стоматолога (зубного врача) =

    3. Показатели качества стоматологической помощи

    3.1. Отношение числа вылеченных зубов к удаленным =

    3.2. Удельный вес осложненного кариеса =

    3.3. Удельный вес осложнений после удаления зубов =

    3.4. Частота случаев удаления постоянных зубов у детей =

    4. Показатели диспансеризации больных стоматологического профиля

    4.1. Эффективность диспансеризации =

    Аналогично вычисляем: с ухудшением - 8,0%; без изменения состояния - 57,0%.

    4.2. Доля санированных лиц =

    Результаты расчета статистических показателей заносим в таблицу и сравниваем их с рекомендуемыми значениями или сложившимися среднестатистическими соответствующими показателями, приведенными в разделе 5 главы 16 учебника и рекомендуемой литературе, после чего делаем соответствующие выводы.

    Таблица. Сравнительная характеристика показателей стоматологической организации

    Вывод

    Анализ показателей деятельности стоматологической организации показал, что обеспеченность населения стоматологической помощью, прикрепленного к данной поликлинике, 872,7 посещений на 1000 населения ниже рекомендуемого значения, в то же время показатель обеспеченности населения врачами-стоматологами и зубными врачами соответствует нормативам.

    Показатели нагрузки персонала, качества стоматологической помощи, эффективности диспансеризации (на примере болезней пародонта) в данной стоматологической организации соответствуют рекомендованным. В то же время обращает на себя внимание невысокое значение показателя индекса Коллегова - 0,85, что свидетельствует о недостаточном уровне профилактики заболеваний полости рта у детей в организованных коллективах. Серьезные проблемы выявлены в организации медицинских осмотров населения, свидетельством чего является крайне низкий показатель доли санированных лиц - 31,7%.

    3.3.5. Тестовые задания

    Выберите только один правильный ответ. 1. Назовите 4 группы показателей, характеризующих деятельность стоматологической организации:

    1)длительность лечения больного в поликлинике; нагрузка персонала; качество стоматологической помощи; диспансеризация больных стоматологического профиля;

    2)удовлетворение населения стоматологической помощью; нагрузка персонала; качество стоматологической помощи; диспансеризация больных стоматологического профиля;

    3)длительность лечения больного в поликлинике; нагрузка персонала; качество стоматологической помощи; преемственность амбулаторно-поликлинического и стационарного лечения;

    4)занятость врачей-стоматологов в стоматологических организациях; нагрузка персонала; качество стоматологической помощи; преемственность амбулаторно-поликлинического и стационарного лечения;

    5)занятость врачей-стоматологов в стоматологических организациях; нагрузка персонала; частота осложнений; показатель преемственности амбулаторно-поликлинического и стационарного лечения.

    2. Назовите первичную учетную статистическую форму, используемую для расчета нагрузки персонала в стоматологической организации:

    1)медицинская карта стоматологического больного (ф. 043/у);

    2)сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения

    (ф. 12);

    3)талон амбулаторного пациента (ф. 025-12/у);

    4)сводная ведомость учета работы врача-стоматолога (зубного врача) стоматологической поликлиники, отделения, кабинета

    (ф. 039-2/у-88);

    5)Талон на прием к врачу (ф. 025-4/у-88).

    3. Какая отчетная статистическая форма используется для расчета показателей деятельности стоматологической организации?

    1)медицинская карта стационарного больного (ф. 003/у);

    2)сведения о деятельности стационара (ф. 14);

    3)листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара (ф. 007/у-02);

    4)сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения (ф. 12);

    5)сведения о лечебно-профилактическом учреждении (ф. 30).

    4. Укажите данные, необходимые для оценки нагрузки на одного врачастоматолога (зубного врача) в стоматологической организации:

    1)число профилактических осмотров в день; число санаций в день; число вылеченных зубов; число принятых больных в день;

    2)число профилактических осмотров в день; число обслуженных больных в день; число вылеченных зубов; число принятых больных в день;

    3)число посещений в день; число санаций в день; число вылеченных зубов; число принятых больных в день;

    4)число посещений в день; число санаций в день; число вылеченных зубов; число удаленных зубов;

    5)среднее число больных, направленных на госпитализацию; число зарегистрированных больных в день; число санаций в день; число вылеченных зубов.

    5. Укажите данные, необходимые для расчета показателя удельного веса осложнений после удаления зубов:

    1) число осложнений после удаления зуба; общее число больных, которым были удалены зубы;

    2)число осложнений после удаления зуба; общее число удаленных зубов;

    3)общее число удаленных зубов; общее число всех осложнений;

    4)число осложнений после удаления зуба; общее число всех осложнений;

    5)общее число удаленных зубов; общее число больных, которым были удалены зубы.

    6. Назовите показатель, характеризующий нагрузку врача-стоматолога в стоматологической организации:

    1)среднее число рентгенологических исследований по направлению одного врача-стоматолога;

    2)среднее число больных, направленных на удаление зуба одним врачом-стоматологом;

    3)среднее число посещений в день на одного врача-стоматолога;

    4)среднее число лабораторных анализов на одного врача-стоматолога;

    5)среднее число диспансерных больных на одного врача-стоматолога.

    7. Качество стоматологической помощи характеризует показатель:

    1)обеспеченности населения стоматологической помощью;

    2)доли санированных лиц;

    3)отношения числа вылеченных зубов к удаленным;

    4)эффективности диспансеризации;

    5)среднего числа посещений в день на одного врача-стоматолога.

    8. Особенность статистики стоматологической помощи состоит в учете:

    1)как посещений, так и условных единиц трудоемкости (УЕТ);

    2)условных единиц трудозатрат (УЕТ);

    3)посещений и выписанных больных;

    4)посещений и условных единиц трудозанятости (УЕТ);

    5)посещений и условных единиц трудозатрат (УЕТ).

    9. Назовите показатель, характеризующий состояние диспансеризации больных, нуждающихся в стоматологической помощи:

    1)показатель доли санированных лиц;

    2)показатель выполнения плана посещений больными, находящимися на диспансерном учете;

    3)показатель распределения посещений диспансерных больных среди всех больных стоматологической организации;

    4)показатель повторности обращений в поликлинику диспансерных больных;

    5) показатель удовлетворения населения стоматологической помощью.

    10. Что характеризует индекс Коллегова?

    1)распределение посещений больных детей, посещающих дошкольные учреждения;

    2)выполнение плана посещений больными, находящимися на диспансерном учете;

    3)уровень профилактики и лечения заболеваний полости рта у детей в организованных коллективах;

    4)отношение числа вылеченных зубов у детей к удаленным;

    5)профилактику и лечение заболеваний полости рта у населения.

    3.3.6. Задачи для самостоятельного решения

    Задача 1

    Анализируется работа некоторой стоматологической организации. В таблице представлены исходные данные для расчета статистических показателей.

    Таблица. Исходные данные для расчета показателей деятельности стоматологической организации

    Окончание табл.

    Задача 2

    Анализируется работа некоторой стоматологической организации. В таблице представлены исходные данные для расчета статистических показателей.

    Таблица. Исходные данные для расчета показателей деятельности стоматологической организации

    Окончание табл.