Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Гигиена опорно-двигательной системы. Заболевания опорно-двигательной системы

  • Дата: 15.06.2019

Задачи урока 1. Усвоить понятия: «Осанка»и «Плоскостопие» 1. Усвоить понятия: «Осанка»и «Плоскостопие» 2. Выяснить причины изменений ОДС 2. Выяснить причины изменений ОДС 3. Познакомиться с методами профилактики нарушений осанки и свода стопы. 3. Познакомиться с методами профилактики нарушений осанки и свода стопы.



Типы неправильной осанки 1.Кифотическая (искривление позвоночника назад) 2. Лордотическая (искривление позвоночника вперед) 3. Сколиоз (искривление позвоночника в боковую сторону) Типы неправильной осанки 1.Кифотическая (искривление позвоночника назад) 2. Лордотическая (искривление позвоночника вперед) 3. Сколиоз (искривление позвоночника в боковую сторону)


Наблюдения Наблюдения Обсуждение результатов и выводов В области плечевых суставов на плечах найти наиболее удаленные друг от друга точки. Расстояние между найденными точками со стороны груди надо разделить на расстояние между ними со стороны спины. Расстояние между точками со стороны груди Р гр.= Р гр. : Р сп. 1. Осанка нормальная. Расстояние между теми же точками со стороны спины Р сп.= Р гр. : Р сп.









Нормальная стопа Причины и последствия плоскостопия Угол продольного свода. В норме этот угол равен градусов. Высота продольного свода - это перпендикуляр, опущенный из вершины угла на основание, в норме он равен 39 мм.


Степени продольного плоскостопия I степень: угол свода градусов, высота свода 35-25мм. Деформаций костей стопы нет. I степень: угол свода градусов, высота свода 35-25мм. Деформаций костей стопы нет. II степень: угол свода градусов, высота свода 24-17мм. Имеется деформация костей. II степень: угол свода градусов, высота свода 24-17мм. Имеется деформация костей. III степень: угол свода 156 градусов и выше, высота свода менее 17мм. Небольшой выступ на подошвенной поверхности пяточной кости становится массивным. Отмечается и уплощение и поперечного свода, отводящая контрактура 1 пальца III степень: угол свода 156 градусов и выше, высота свода менее 17мм. Небольшой выступ на подошвенной поверхности пяточной кости становится массивным. Отмечается и уплощение и поперечного свода, отводящая контрактура 1 пальца












Комплекс упражнений при плоскостопии (лечебная гимнастика) Описание упражнений Кол-во повтор. Ходьба а) на носках, руки вверх по сек. б) на пятках, руки на пояс в) на наружном своде стоп, пальцы согнуты, руки на поясе г) с мячом (теннисным) - зажать стопами, ходить на внешней стороне стоп Стоя а) на наружном своде стоп - поворот туловище влево - вправо 6-8 раз б) поднимание на носках с упором на наружном своде стопы раз


Сидя а) сгибание - разгибание пальцев стоп раз б) максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола раз в) с напряжением тянуть носки на себя, от себя (медленно, колени прямые) раз г) соединить стопы (подошвы). Колени прямые раз д) круговые движения стопами внутрь, к наружи раз е) захватывание и приподнимание пальцами стопы карандаша раз ж) захватывание и приподнимание стопами малого мяча, колени прямые 6-8 раз з) подбросить и поймать мяч стопами 6-8 раз и) катание мяча стопой от носка к пятке, обхватывая стопой мяч раз


Тест «Осанка и предупреждение плоскостопия» 1 Вариант 1 Вариант 1. Почему искривление позвоночника, приобретенное в детстве, с трудом исправляется впоследствии? 1. Почему искривление позвоночника, приобретенное в детстве, с трудом исправляется впоследствии? 2. Супинаторы используют при: 2. Супинаторы используют при: 3. Привычное положение тела при стоянии и ходьбе - это… 3. Привычное положение тела при стоянии и ходьбе - это… 4. Что такое лордоз? 4. Что такое лордоз? 5. Что такое плоскостопие? 5. Что такое плоскостопие? 6. Что такое кифоз? 6. Что такое кифоз? 7. Полностью процесс окостенения скелета заканчивается: 7. Полностью процесс окостенения скелета заканчивается: 8. Если школьник, сидя за партой, постоянно сутулится, то развивается: 8. Если школьник, сидя за партой, постоянно сутулится, то развивается: 9)Для лечения и профилактики плоскостопия используют: 9)Для лечения и профилактики плоскостопия используют: 10. Ходьба босиком по неровной поверхности, по песку способствует: 10. Ходьба босиком по неровной поверхности, по песку способствует: 2 Вариант 1. Для лечения и профилактики плоскостопия используют: 1. Для лечения и профилактики плоскостопия используют: 2. Привычное положение тела при стоянии и ходьбе - это… 2. Привычное положение тела при стоянии и ходьбе - это… 3. Что такое плоскостопие? 3. Что такое плоскостопие? 4. Что такое лордоз? 4. Что такое лордоз? 5. Что такое кифоз? 5. Что такое кифоз? 6.Если школьник, идя в школу и обратно домой, всегда несет портфель в одной руке, то может развиться: 6.Если школьник, идя в школу и обратно домой, всегда несет портфель в одной руке, то может развиться: 7. Супинаторы используют при: 7. Супинаторы используют при: 8. Дефекты осанки чаще всего возникаю у: 8. Дефекты осанки чаще всего возникаю у: 9. Лордоз, кифоз, сколиоз – это типы: 9. Лордоз, кифоз, сколиоз – это типы: 10. Может ли при плоскостопии нарушаться осанка? 10. Может ли при плоскостопии нарушаться осанка?



Тема урока: «Профилактика заболеваний

Урок биологии в 8 классе

Учитель: Симонова Галина Юморовна

Цели урока :

    Систематизировать знания о строении и функциях скелета;

    Выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения, воспитание бережного отношения к своему здоровью;

    Стимулирование познавательной активности, развития интереса к предмету,

умений излагать свои мысли, логически рассуждать.

Технология урока: структурно – логическая.

Оборудование: видеоаппаратура, таблицы.

Ход урока.

1.Организационный момент (польза улыбки).

2.Проверка знаний о строении скелета:

Письменная фронтальная проверка (учитель показывает по таблице кости и отделы скелета):

1. Предплечье

2. Пояс нижних конечностей

3. Тазобедренный сустав

4. Бедренная кость

5. Грудная клетка

6. Нижняя челюсть

7. Скелет верхних конечностей

8. Поясничный отдел позвоночника

10. Мозговой отдел черепа

Самопроверка в парах:

« 5 » - 9 - 10 балов

« 4 » - 7- 8 балов

« 3 » - 5- 6 балов.

3. Логические цепочки:

    «Много есть чудес на свете,

Человек - их всех чудесней».

Слова греческого поэта-драматурга Софокла

Демонстрация на экране Эйфелевой башни, проект её строительства связан со строением кости человека, какой?

(большая берцовая)

2) Почему первый шейный позвонок называют «Атлантом»?

(назван в честь героя древнегреческих мифов Атланта, державшего на своих плечах небесный свод)

3) Почему череп называют черепной коробкой?

(демонстрация закрытой нижней части черепа)

4)Почему у взрослых 200 костей, а у младенцев 270?

(с возрастом некоторые срастаются)

4. Формулирование темы урока: «Профилактика заболеваний

опорно – двигательного аппарата» (запись в тетрадь)

Физкультминутка

Прошу всех встать.

Упражнения для шейного отдела (работ с шейным отделом позвоночника нормализует внутричерепное давление, улучшает зрение, слух, память, повышает работоспособность)

    Корпус прямой, голову слегка отклонить назад.

Подбородок направлен в потолок. Тянуться вверх.

    Позвоночник прямой, голову наклоняем вправо затем влево.

    Круговые движения головой.

Упражнения для грудного и поясничного отделов позвоночника.

    Руки на поясе, наклоны в стороны.

    Руки на поясе. Наклоны вперед, коснуться ладонями пола. Вернуться в исходное положение.

    Сели на стулья

Сидя, руки за голову. Прогнуться. Подержать напряжение 3-5 сек.

5. Просмотр видеофильма «Скелет человека. Наука детям»

Кто посещает спортивные секции или бассейн регулярно? (вопрос кклассу)

Занятия физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию скелета и мышц. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становится кости скелета. Физическим трудом, физическими упражнениями и спортивными играми нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. Однако надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому развитию организма. Демонстрация рисунков нарушения и причин нарушения развития опорно – двигательного аппарата.

Последствия нарушений правильной осанки тела:

    Затруднение работы легких, сердца, желудочно-кишечного тракта;

    Уменьшение жизненной емкости легких;

    Снижение обмена веществ;

    Появление головных болей, повышение утомляемости.

Плоскостопие одно из распространенных нарушений формирования стопы

(демонстрация таблицы с упражнениями профилактики плоскостопия)

По последним статистическим данным в России 1 место среди заболеваний призывников занимают болезни костно – мышечной системы, самый распространенный диагноз – плоскостопие III степени.

6. Итог. Для того чтобы правильно сформировалась ОДС необходимо:

(учащиеся самостоятельно формулируют основные правила профилактики, пишут в тетради памятку на основе текста учебника стр. 280)

    систематически заниматься физическими упражнениями;

    при однообразных трудовых движениях полезны корригирующие упражнения;

    в возрасте 6-12 лет вредно увлекаться чрезмерными занятиями одним видом спорта с силовыми нагрузками;

    необходимо вырабатывать и поддерживать хорошую осанку;

    вырабатывать правильную посадку за рабочим столом;

    вредно поднимать большие тяжести;

    вредно носить тесную обувь;

    полезна утренняя зарядка.

7. Рефлексия

Кто решил, что ему нужно и важно заняться спортом? И почему?

8. Домашнее задание по выбору I и II уровня сложности на карточках.

Задания I уровня

    1. По данным российского анатома А. Обысова, бедренная кость человека в вертикальном положении выдерживает давление в 1,5 тонны, большая берцовая кость – до 1,8 тонны, а плечевая – 850 кг.

Что обеспечивает прочность костей?

    1. Отдельные части скелета можно различить уже у 5-недельного зародыша (размером с горошину), у которого наиболее заметной частью является позвоночник, образующий выразительную дугу. Скелет новорожденного ребёнка состоит из более трёхсот косточек, но в результате того что многие из них срастаются в процессе взросления, в скелете взрослого их остаётся около 206.

Указать точное количество костей в скелете человека не представляется возможным. Почему?

    1. Самый подвижный сустав человека – плечевой. Шаровидная форма суставной поверхности позволяет человеку поднимать руку, отводить ее назад, вращать плечо вместе с предплечьем, кистью внутрь и наружу.

Как называются подобный тип соединения костей?

Задания II уровня

    1. Докажите, что кость - это соединительная ткань.

      Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

      У молодого петуха удалили часть бедренной ноги, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

      Почему нога в бедренном суставе может производить круговые движения, а в коленном суставе только назад?

      Даже после прекращения роста скелета взрослый человек должен получать с пищей достаточное количество минеральных солей. Почему?

Анализ урока

«Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата»

Урок по теме «Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата» прошел организованно. Галина Юморовна целесообразно для данного урока применила

структурно – логическую технологию подачи учебного материала. На уроке прослеживалась преемственность с другими уроками по данной теме и логическая последовательность подачи учебного материала. Биологические объекты рассматривались через понятие «системы», которая состоит из взаимосвязанных компонентов. Например, после просмотра видеофильма учащиеся выявили зависимость развития скелета от физической активности. Рассмотрели причины и последствия нарушений осанки тела и плоскостопия.

Принцип «от простого к сложному», на развитие логического мышления с опорой на предыдущие знания, на уроке были использованы:

    фрагмент «Логические цепочки»;

    разноуровневое домашнее задание, которое предусматривает самостоятельный поиск информации обучающимися.

Принцип «от теории к практике» был использован на физминутке, учащиеся выполнили упражнения по снятию усталости шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника и составляли индивидуальные памятки «Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата» на основе приема осмысленного чтения. В конце урока учителем проведена рефлексия, где учащиеся отвечали на вопрос «Кто решил, что ему нужно и важно заняться спортом? И почему?»

При проверке знаний о строении скелета, был применен метод взаимной проверки, что способствует развитию мотивации и самостоятельности обучающихся.

Для развития познавательной активности и интереса к предмету Галина Юморовна демонстрировала наглядный материал: таблицы, натуральный объект, презентацию, видеофильм.

Заявленная структурно – логическая технология была использована на данном уроке учителем продуктивно.

«___»______________ 2017 г.

Члены экспертной группы: _______________ Столярова Светлана Валерьевна

(Подпись)

учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2», высшая квалификационная категория

_____________ Тюкавкина Марина Геннадьевна

(Подпись)

учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 1», высшая квалификационная категория

Зеленова Елена Владимировна

(Подпись)

учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1», высшая квалификационная категория

Болезни ОДС (опорно-двигательной системы) представляют собой обширную группу заболеваний, куда включены как патологические состояния костей, мышц и связок, так и их травмы. Любое заболевание ОДС приводит к неприятным, а подчас инвалидизирующим последствиям. Эти разноплановые патологические состояния были объединены в одну группу по анатомическому признаку.

Опорно-двигательный аппарат человека состоит из большого числа костей (около 300), мышц и связок. Благодаря этой системе человек имеет возможность поддерживать положение в пространстве, совершать различные движения, работать. Кости могут двигаться свободно, однако эта свобода относительна и ограничена окружающими тканями. Например, сустав состоит из 2 костей, суставной капсулы, мышц и сухожилий. Суставная капсула удерживает кости в определенном положении, в то же время позволяя совершать движения в заданных плоскостях.

Основой ОДС является позвоночный столб, состоящий из позвонков, связок и мышц. Структурная единица позвоночника называется позвоночно-двигательным сегментом (ПДС). Каждый из 23 ПДС человека состоит из хрящевого диска, тел двух смежных позвонков, которые удерживают его сверху и снизу, дугоотростчатых суставов, мышц и связочного аппарата. Таким образом осуществляется надежная фиксация позвонков и в то же время возможность производить различные движения корпусом.

Позвоночник защищает важнейшую часть нервной системы - спинной мозг, от которого по нервным стволам идут импульсы ко всем органам, поэтому любые нарушения в позвонках или связочном аппарате сказываются на работе внутренних органов. Травмы опорно-двигательной системы часто приводят к опасным осложнениям, и лечение должно производиться только квалифицированными докторами.

Болезни ОДС можно условно разделить на собственно заболевания и травмы.

Болезни ОДС человека встречаются повсеместно. Самыми распространенными являются артроз и артрит. В последнее время остеопороз, который раньше считался недугом старческого возраста, сильно помолодел. Специальное исследование, денситометрия, проводится в крупных медицинских центрах. Оно позволяет определить стадию разрежения костной ткани, участки, где болезнь развилась особенно сильно. Это помогает докторам предотвратить переломы, поскольку специальной гимнастикой можно укрепить мышцы вокруг проблемных костей.

Остеохондроз, или превращение хрящевой ткани в костную, также поражает не только стариков. В поликлиники часто обращаются люди в возрасте "чуть за 30" с жалобами на боли в спине. При рентгеновском обследовании выявляются патологические процессы в позвоночнике.

Болезнь Бехтерева считается наследственной патологией позвоночника. Лечение ее хотя и разрабатывается, но часто не оказывает нужного эффекта.

Бурситы (воспаление суставной сумки) часто поражают спортсменов, но и в повседневной жизни обычного человека, не подвергающего себя большим спортивным нагрузкам, эти болезни опорно-двигательной системы также встречаются. К счастью, бурсит вылечить намного проще, чем ту же болезнь Бехтерева или остеопороз.

Травмы ОДС - это переломы, вывихи, подвывихи, надрывы и разрывы связок. Растяжение мышц также относится к этой категории. Травмами опорно-двигательной системы занимается врач-травматолог.

Симптомы

Симптомы болезней и травм ОДС настолько разнообразны, что в отрыве от конкретного недуга их разбирать достаточно сложно. Например, при невоспалительном заболевании сустава, артрозе, будут боли в суставе (суставах), ограничение движения. Но если болезнь носит воспалительный характер, как при артрите, то добавится повышение температуры в области суставного сочленения, возможно общее ухудшение самочувствия и распухание сустава (увеличение его в объеме).

Ревматоидный артрит отличается утренней скованностью движений, болью при надавливании на кожу над суставом и припухлостью одного или нескольких суставов. Ревматоидный артрит считается аутоиммунным заболеванием, когда организм вырабатывает антитела против собственных клеток. Это затрудняет постановку правильного диагноза и лечение недуга.

Остеоартрит отличается от ревматоидного артрита тем, что сначала идет разрушение хрящей, а потом уже присоединяется воспалительный процесс. При ревматоидном артрите начало - это воспаление.

При остеоартрите болят коленные и тазобедренные суставы, кроме того, боли есть в больших пальцах ног и в пальцах на руках.

К болезням опорно-двигательной системы относится и остеопороз, при котором костная ткань постепенно теряет плотность, становится пористой. Это приводит к переломам. До того, как произошел перелом, человек может не догадывается, что страдает болезнью ОДС. Хотя симптоматика уже может настораживать: уменьшается рост, появляется сутулость, мучают судороги по ночам. Часто встречается сердцебиение и постоянное чувство усталости.

Болезнь Бехтерева - один из страшных и трудно поддающихся лечению недугов ОДС. Начинается с ночных болей в пояснице, которые днем проходят. Бывают пяточные боли. Дальше позвоночник постепенно искривляется, появляется горб, туловище наклоняется вперед.

Травмы опорно-двигательной системы имеют симптоматику в зависимости от локализации перелома или вывиха. Характерный симптом для всех травм ОДС - боль различной степени силы. Часто встречается ограничение подвижности в суставе, а при сочетанной травме поражается сразу несколько костей или (и) суставов. Боли при травматических поражениях бывают настолько интенсивными, что могут привести к болевому шоку.

Лечение

Травматологические отделения больниц, а также многочисленные травматологические пункты сталкиваются с самыми различными повреждениями опорно-двигательного аппарата. Встречаются как отдельные травмы, так и сочетанные, когда сломано несколько разных костей. Лечение травм заключается в совмещении осколков костей при оскольчатых переломах, наложении гипсовых повязок, вытяжении конечностей при помощи различных приспособлений.

Хирургическое лечение часто используется для имплантации металлических конструкций в кости рук, ног и позвонков. Для восстановления правильной формы конечности врачи используют металлические аппараты, например, аппарат Илизарова.

Лечение артритов проводится при помощи медикаментов: противовоспалительных нестероидных препаратов (НПВП), при необходимости подключается лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры.

Остеопороз лечится приемом витамина Д, гимнастикой, подвижным образом жизни.

Бурситы, тендиниты врачи лечат, используя противовоспалительные препараты, иногда в ход идут гормональные средства.

Для лечения необходимо обратиться к квалифицированному

Профилактика

Профилактические меры против недугов ОДС заключаются в предотвращении травм, подвижном образе жизни. Умеренные физические упражнения предотвращают развитие остеопороза, укрепляют связочно-мышечный аппарат, что уменьшает риск переломов и способствует более устойчивому положению человека при ходьбе и других движениях.

Рекомендуют избегать переохлаждения, чрезмерного напряжения мышц при занятиях спортом. Своевременная диагностика и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата позволяет избежать многих недугов и их осложнений.

План лекции:

Введение.

Дисплазия тазобедренного сустава и врожденный

вывих бедра.

Патогенез,профилактика,ранняя диагностика.

Особенности лечения в разных возрастных группах.

Врожденная косолапость. Клиника,диагностика,лечение.

Врожденная мышечная кривошея.Болезнь Клиппель-Фейля,

Гризеля,шейные ребра.Врожденное высокое стояние лопатки.

Диагностика,лечение.

Врожденные заболевания верхней конечности:синдактилия,

полидактилия,эктрадактилия,косорукость.Диагностика,лечение.

Уметь: оценить соврем.проблемы данного раздела,пользо-

ваться современными способами и методами диагностики и

Врожденные заболевания опорно-двигательбной системы представ-

ляютпрактическийинтерес как для врача-педиатра,так и врача-ле-

чебника,который имеет отношение к выявлению и лечениюпоследствий

врожденных заболеваний в подростковом,юношеском и взрослом возрас-

Средизаболеванийдетскоговозраставсебольшее внимание

привлекают различные патологические состояния,связанные с врожден-

ными пороками развития отдельных органов или целых систем организ-

ма. Многочисленные данные обследования новорожденных детей показы-

вают,что врожденные аномалии (пороки)развития встречаются с часто-

той от 0,3% до 12%-13%, в среднем у 3-4% детей.

По данным М.В.Волкова имеется более 1500 тольконаследствен-

ныхзаболеваний, причем, половина из них - это врожденные заболе-

вания костно-суставной и нервно-мышечной систем.

Среди этиологических факторов врожденных заболеванийпринято

выделять три основные группы:экзогенные,эндогенные и генетические.

Приэтом также следует напомнить Вам о том, что генетические фак-

торы могут быть следствием внешних воздействий или носить наследс-

твенный характер (наследование по рецессивному и доминантномути-

ВрожденныезаболеванияОДС у детей сотавляют около 50% всей

патологии ОДС детского возраста.По данным РБ врожденныезаболева-

ния ОДС составили 25,3%всех ортопедических заболеваний.

Средиврожденныхзаболеваний ОДС доминируют:дисплазия тазо-

бедренного сустава и врожденный вывих бедра (от 30 до 70-80%всех

состоящихспатологиейОДСдетей)Затемследуеткривошея

(10-30%),косолапость(1,3-34,4%),синдактилия,полидактилияидр.

аномалии кисти и стопы,эктромелия и др. (10-15%).

Дисплазиятазобедренногосустава,врожденныйвывих(подвы-

вих) бедра.

__________________________________________________________________

Врожденный вывих бедра отмечается у 5 из 1000новорожденных.

Сложнееопределитьчастоту дисплазии тазобедренного сустава, ибо

это связано с уровнем организации первичноговыявленияпатологии

Насонованииимеющихсяисследований,этупатологию следует

рассматривать,как одно изпроявленийнеправильногоформирования

тазобедренного сустава,которое возникает на ранних стадиях внутри-

утробного развития плода.

Анатомическиеифункциональные изменения в суставе при всех

формах аномалии с возрастомпрогрессируют.Поэтому,эффективным

являетсялечение,начатоевпервые дни или недели жизни ребенка.

Однако,раннее лечение возможно лишь при условии раннейдиагности-

ки,чтоосуществимопри подготовке всех врачей по этому разделу,и

при правильной организации осмотра новорожденных вродильныхдо-

мах.Следует помнить, что особенное внимание врачадолжныпривле-

катьдети,родившиеся в ягодичном предлежании. В этой группе дисп-

лазия тазобедренного сустава встречается примерно в 20%

Извсехмногочисленныхсимптомов следует отдать первенство

следующим,на наш взгляд наиболее достоверным:

Ассиметрия кожных (аддукторных,ягодичных)складок,

Ограничение отведения ножек,

Наружная ротация нижней конечности,

Симптом соскальзывания (Ортолани),симптом"щелчка",симптом

Перечисленныесимптомы позволяют лишь,чаще всего,заподозрить

патологию. К сожалению, рентгеновские методыдиагностикивэтом

возрастемалодостоверны и рентгенография применяется лишь с 3-х

месячного возраста. Новейшие достижения техники интраскопии позво-

ляют надеяться на получение новых методик лабораторной диагностики

(ЯМР-томография,УЗИ-диагностика и пр.).

Ранними рентгеновскимипризнакамидисплазиитазобедренного

сустава и врожденного вывиха бедра являются:

ТриадаПутти - недоразвитие или аплазия ядра окостенения го-

ловки бедра, скошенность крыши вертлужной впадины, высокое стояние

и латеропозиция проксимального конца бедренной кости.

Причем, оценка рентгенограммы трехмесячного ребенка сложнаи

требует значительных навыков. В этом отношении определенная помощь

обеспечиваетсяспециальными построениями на рентгенограмме (схема

Хильгенрайнера и др.).

Лечение дисплазии и врожденного вывиха бедра во многомопре-

деляетсявозрастом пациента. Можно условно пациентов разделить по

возрастам на ряд групп:

Новорожденные и дети до 3 месячного возраста,

Дети от 3 мес. до 9 мес.-1 года,

Дети от 1 до 3 лет,

Дети от 3 до 5 лет,

Дети от 5 до 14 лет,

Подростки старше 14 лет,

Взрослые.

В первой группе диагноз еще не полностью достоверен и носит,в

основном предположительный характер.

Назначают: ЛФК,широкое пеленание,специальные конверты для но-

ворожденного с клином,стремена Павлика, подушечкуФрейка,разщд-

вижные шинки Виленского.

Вовторойгруппе диагноз после анализа рентгенограмм стано-

вится очевидным. Однако, функециональное лечение все ещеостается

достаточноэффективным. Оно аналогично описанному, но требует бо-

лее пристального внимания ортопеда, от чего и зависит, в основном,

его успех.

В более старшем возрасте (группа от 1 до 3 лет), как правило,

мы имеем уже дело с контрактурами,ригидностью мышц ирассчитывать

на центрацию головки в вертлужной впадине простым отведением ножки

едвали возможно. В этом возрасте применяют предварительное вытя-

жение по специальным методикам с послдедующим вправлением бедраи

фиксациейего в отведенном положении с внутренней ротацией в гип-

совой повязке. Ведение больных в фиксирующих повязках может прово-

диться по различным методикам, которых предложено оченьмного.В

свое время был широко известен метод Лоренца, требовавший пребыва-

ниеребенкавфиксирующейповязке длительноре время (9 мес.) в

трех положениях. Однако, при этом было полдучено такоеколичество

осложнений (асептических некрозов головки бедра,рецидивов), что от

методаЛоренца отказались повсеместно, но отдельные его элементы

лежат в основе фиксирующих первые три месяца гопсовых повязках.

В эти сроки вместо гипсовых повязок в некотрых клиникахприменяют

специальные шины (например, пластмассовую шину Волкова М.В.)

Срокилечения в этом возрасте различны, но колеблются в пре-

делах от 4 до 6-7 месяцев. Контроль - по даннымрентгенографиии

клиники. Осложнения 8,9%, неудачи - 1,2% случаев.

Старшетрехлет(но иногда с 9 мес.) прибегают к открытому

вправлению врожденного вывиха бедра. В возрасте5летистарше

простое вправление часто не достигает успеха. Поэтому, его сочета-

ютс деротационными остеотомиями, остеотомиями с укорочением бера

в вертельной области (соеотомия по Заградничеку,Богданову), суг-

лублениемвертлужной впадины и укутыванием головки бедра капсулой

тазобедренного сустава (операция Колонна).

В возрасте 14 лет и старшечастоприбегаютквнесуставным

операциям(Солтера,Хиари, навес по Кенигу, лепестковая и др.ре-

конструкция крыши вертлужной впадины и др.).

В последующем могут возникать проблемыдиспластическихкок-

сартрозов, аваскулярных некрозов головки бедра, конгтрактур, кото-

рыечастично рассматривались нами в других лекциях, а частично не

могут быть умещены в короткую учебную программу Вашей подготовки.

Врожденная косолапость (pes equino-excavato-adducto-varum)

__________________________________________________________

Врожденная косолапость наблюдается чащеумальчиков(68%),

причем, она бываетдвусторонней у 38-40% больных.

Консервативныеметодылеченияврожденнойкосолапости были

разработаны В.О.Орловым (1874) и Н.Ф.Гагманом (1878).

Ранняя диагностика, в общем, не сложна. Ориентируются на сле-

дующие основные симптомы:

Сгибательная контрактура (эквинус)стопы,

Приведение переднего отдела (аддукция) стопы,

Полая стопа,

Варус пятки.

Лечение включает в себя следующие элементы:

Первые две недели ЛФК и бинтование стопы поФинку-Эттинге-

Этапные гипсовые повязки с последовательным устранением пе-

речисленныхвыше деформаций со сменой гипсовых повязок каждые две

местические сведения. Зависит от своевременности,качества и после-

довательности лечения. При правильномлеченииподавляющеечисло

больных выздоравливает.

При неэффективности у детей прибегают к операциям на капсуль-

но-связочномаппарате(операции капсуло-фасцио-лигаментотомии по

Зацепину,Штурму).

На скелете оперируют после 14 лет - серповидная резекция сто-

пы по Куслику, трехсуставной артродез по Лямбринуди и пр.

Последние годы широко используют методы Г.А.Илизарова.Одним

БГМИ, директор Казанского ортопедического центра.

Врожденная мышечная кривошея (torcicolli)

_________________________________________

Врожденная мышечная кривошея является одной из наиболее расп-

ространенных аномалий ОДС. Например, по данным ортопедических ка-

бинетовг.Санкт-Петербурга составили до 31% по отношению врожден-

ных ортопедических заболеваний и 3% относительно всех ортопедичес-

ких заболеваний.

Теории:травматическая,воспалительная,диспластическая и пр.

Приэтойдеформацииукорочениеоднойиз

m.sternokleidomastoideus приводит к наклону головы в сторону изме-

ненноймышцы,поворот-впротивоположную. Кроме ассиметрии ли-

ца,черепа,возникает вторичная деформация туловища,ассиметрия надп-

лечий и сколиотическая осанка, которая может стать началом сколио-

тической болезни.

Грудной сосок на стороне соответствующейукорочениюгрудин-

но-ключично-сосковой мышцы,расположен выше и бывает сдвинут в сто-

рону передней подмышечной линии. Ключица приподнята и смещена.Над-

плечьеи лопатка на больной стороне стоят выше и внутренний край

Диагностика не сложна в возрасте 3 недели и более.Болееран-

няя диагностика затруднительна.

Лечение: на первом этапе - ЛФК,фиксирующие повязки.

В возрасте # года и старше - операции на мышцах шеи. Наиболее

популярныеоперации - операция Т.С.Зацепина с резекцией стерналь-

ной и ключичной ножек грудинно-ключично-сосцевидной мышцы ирасс-

чением фаций шеи.

Болезнь Гризеля,Клиппель-Фейля,шейные ребра.


Теги:
Начало активности (дата):
Кем создан (ID): 1
Ключевые слова: дисплазия тазобедренного сустава

КАФЕДРА ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ

В.В.НИКИТИН. КУРС ЛЕКЦИИЙ ПО ТРАВМАТОЛОГИИИ И ОРТОПЕДИИ.

Основные врожденные заболевания ОДС.

План лекции:

      Введение.

      Дисплазия тазобедренного сустава и врожденный вывих бедра. Патогенез, профилактика, ранняя диагностика. Особенности лечения в разных возрастных группах.

      Врожденная косолапость. Клиника, диагностика, лечение.

      Врожденная мышечная кривошея.

      Болезнь Клиппель-Фейля, Гризеля, шейные ребра.

      Врожденное высокое стояние лопатки. Диагностика, лечение.

      Врожденные заболевания верхней конечности: синдактилия, полидактилия, эктрадактилия, косорукость. Диагностика, лечение.

Цель :уметь оценить современные проблемы данного раздела, пользоваться современными способами и методами диагностики и лечения .

Врожденные заболевания опорно-двигательной системы представляют практический интерес как для врача-педиатра, так и врача-лечебника, который имеет отношение к выявлению и лечению последствий врожденных заболеваний в подростковом, юношеском и взрослом возрасте.

Среди заболеваний детского возраста все большее внимание привлекают различные патологические состояния, связанные с врожденными пороками развития отдельных органов или целых систем организма. Многочисленные данные обследования новорожд енных детей показывают, что врожденные аномалии (пороки) развития встречаются с частотой от 0, 3% до 12%-13%, в среднем у 3-4% детей.

По данным М.В.Волкова имеется более 1500 только наследственных заболеваний, причем, половина из них - это врожденные заболевания костно-суставной и нервно-мышечной систем.

Среди этиологических факторов врожденных заболеваний принято выделять три основные группы: экзогенные, эндогенные и генетические.

При этом также следует напомнить Вам о том, что генетические факторы могут быть следствием внешних воздействий или носить наследственный характер (наследование по рецессивному и доминантному типу).

Врожденные заболевания ОДС у детей составляют около 50% всей патологии ОДС детского возраста. По данным РБ врожденные заболевания ОДС составили 25, 3% всех ортопедических заболеваний.

Среди врожденных заболеваний ОДС доминируют: дисплазия тазобедренного сустава и врожденный вывих бедра (от 30 до 70-80% всех состоящих с патологией ОДС детей) Затем следует кривошея (10-30%), косолапость (1, 3-34, 4%), синдактилия, полидактилия и др. аномалии кисти и стопы, эктромелия и др. (10-15%).

Дисплазия тазобедренного сустава, врожденный вывих (подвывих) бедра.

Врожденный вывих бедра отмечается у 5 из 1000 новорожденных. Сложнее определить частоту дисплазии тазобедренного сустава, ибо это связано с уровнем организации первичного выявления патологии ОДС.

На основании имеющихся исследований, эту патологию следует рассматривать, как одно из проявлений неправильного формирования тазобедренного сустава, которое возникает на ранних стадиях внутриутробного развития плода.

Анатомические и функциональные изменения в суставе при всех формах аномалии с возрастом прогрессируют. Поэтому, эффективным является лечение, начатое в первые дни или недели жизни ребенка. Однако, раннее лечение возможно лишь при услов ии ранней диагностики, что осуществимо при подготовке всех врачей по этому разделу, и при правильной организации осмотра новорожденных в родильных домах. Следует помнить, что особенное внимание врача должны привлекать дети, родившиеся в ягодичном предлежании. В этой группе дисплазия тазобедренного сустава встречается примерно в 20%.

Из всех многочисленных симптомов следует отдать первенство следующим, на наш взгляд наиболее достоверным:

асимметрия кожных (аддукторных, ягодичных) складок,

ограничение отведения ножек,

наружная ротация нижней конечности,

симптом соскальзывания (Ортолани), симптом "щелчка", симптом "поршня".

Перечисленные симптомы позволяют лишь, чаще всего, заподозрить патологию. К сожалению, рентгеновские методы диагностики в этом возрасте мало достоверны и рентгенография применяется лишь с 3-х месячного возраста. Новейшие достижения тех ники интраскопии позволяют надеяться на получение новых методик лабораторной диагностики (ЯМР-томография, УЗИ-диагностика и пр.).

Ранними рентгеновскими признаками дисплазии тазобедренного сустава и врожденного вывиха бедра являются:

Триада Путти - недоразвитие или аплазия ядра окостенения головки бедра, скошенность крыши вертлужной впадины, высокое стояние и латеропозиция проксимального конца бедренной кости.

Причем, оценка рентгенограммы трехмесячного ребенка сложна и требует значительных навыков. В этом отношении определенная помощь обеспечивается специальными построениями на рентгенограмме (схема Хильгенрайнера

Лечение дисплазии и врожденного вывиха бедра во многом определяется возрастом пациента. Можно условно пациентов разделить по возрастам на ряд групп:

      новорожденные и дети до 3 месячного возраста,

      дети от 3 мес. до 9 мес.-1 года,

      дети от 1 до 3 лет,

      дети от 3 до 5 лет,

      дети от 5 до 14 лет,

      подростки старше 14 лет,

      взрослые.

В первой группе диагноз еще не полностью достоверен и носит, в основном предположительный характер.

Назначают: ЛФК, широкое пеленание, специальные конверты для новорожденного с клином, стремена Павлика, подушечку Фрейка, раздвижные шинки Виленского.

Во второй группе диагноз после анализа рентгенограмм становится очевидным. Однако, функциональное лечение все еще остается достаточно эффективным. Оно аналогично описанному, но требует более пристального внимания ортопеда, от чег

В более старшем возрасте (группа от 1 до 3 лет), как правило, мы имеем уже дело с контрактурами, ригидностью мышц и рассчитывать на центрацию головки в вертлужной впадине простым отведением ножки едва ли возможно. В этом возрасте применяют предварительное вытяжение по специальным методикам с последующим вправлением бедра и фиксацией его в отведенном положении с внутренней ротацией в гипсовой повяз. В свое время был широко известен метод Лоренца, требовавший пребывание ребенка в фиксирующей повязке длительное время (9 мес.) в трех положениях. Однако, при этом было получено такое количество осложнений (асептических некрозов головкиа отказались повсеместно, но отдельные его элементы лежат в основе фиксирующих первые три месяца гипсовых повязках.

В эти сроки вместо гипсовых повязок в некоторых клиниках применяют специальные шины (например, пластмассовую шину Волкова М.В.).

Сроки лечения в этом возрасте различны, но колеблются в пределах от 4 до 6-7 месяцев. Контроль - по данным рентгенографии и клиники. Осложнения 8, 9%, неудачи - 1, 2% случаев.

Старше трех лет (но иногда с 9 мес.) прибегают к открытому вправлению врожденного вывиха бедра. В возрасте 5 лет и старше простое вправление часто не достигает успеха. Поэтому, его сочетают с деротационными остеотомиями, остеотомиями с укорочением бедра в вертельной области (остеотомия по Заградничеку, Богданову), с углублением вертлужной впадины и укутыванием головки бедра капсулой тазобедренного сустава (операция Колонна).

В возрасте 14 лет и старше часто прибегают к внесуставным операциям (Солтера, Хиари, навес по Кенигу, лепестковая и др. реконструкция крыши вертлужной впадины и др.).

В последующем могут возникать проблемы диспластических коксартрозов, аваскулярных некрозов головки бедра, конгтрактур, которые частично рассматривались нами в других лекциях, а частично не могут быть умещены в короткую учебную программу Вашей подготовки.

Врожденная косолапость (pes equino-excavato-adducto-varum)

Врожденная косолапость наблюдается чаще у мальчиков (68%), причем, она бывает двусторонней у 38-40% больных.

Консервативные методы лечения врожденной косолапости были разработаны В.О.Орловым (1874) и Н.Ф.Гагманом (1878).

Ранняя диагностика, в общем, не сложна. Ориентируются на следующие основные симптомы:

      сгибательная контрактура (эквинус) стопы,

      приведение переднего отдела (аддукция) стопы,

      полая стопа,

      варус пятки.

Лечение включает в себя следующие элементы:

      первые две недели ЛФК и бинтование стопы по Финку-Эттингену,

      этапные гипсовые повязки с последовательным устранением перечисленных выше деформаций со сменой гипсовых повязок каждые две недели.

При неэффективности у детей прибегают к операциям на капсульно-связочном аппарате (операции капсуло-фасцио-лигаментотомии по Зацепину, Штурму).

На скелете оперируют после 14 лет - серповидная резекция стопы по Куслику, трехсуставной артродез по Лямбринуди и пр.

Последние годы широко используют методы Г.А.Илизарова. Одним из сторонников и авторов метродик является Гафаров - выпускник БГМИ, директор Казанского ортопедического центра.

Врожденная мышечная кривошея (torcicolli)

Врожденная мышечная кривошея является одной из наиболее распространенных аномалий ОДС. Например, по данным ортопедических кабинетов г. Санкт-Петербурга составили до 31% по отношению врожденных ортопедических заболеваний и 3% относительно всех ортопедических заболеваний.

Теории: травматическая, воспалительная, диспластическая и пр.

При этой деформации укорочение одной из m.sternokleidomastoideus приводит к наклону головы в сторону измененной мышцы, поворот - в противоположную. Кроме асимметрии лица, черепа, возникает вторичная деформация туловища, асимм етрия надплечий и сколиотическая осанка, которая может стать началом сколиотической болезни.

Грудной сосок на стороне соответствующей укорочению грудинно-ключично-сосковой мышцы, расположен вышеи бывает сдвинут в сторону передней подмышечной линии. Ключица приподнята и смещена. Надплечье и лопатка на больной стороне стоят выше и внутренний край лопатки дальше отстоит от грудной клетки и пр.

Диагностика не сложна в возрасте 3 недели и более. Более ранняя диагностика затруднительна.

Лечение: на первом этапе - ЛФК, фиксирующие повязки.

В возрасте 3 года и старше - операции на мышцах шеи. Наиболее популярные операции - операция Т.С.Зацепина с резекцией стернальной и ключичной ножек грудинно-ключично-сосцевидной мышцы и рассечением фаций шеи.

Болезнь Гризеля, Клиппель-Фейля, шейные ребра.

Врожденные заболевания верхней конечности.