Психологические основы реабилитации. Принципы, этапы, методы.
Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.
Реабилитация – система госуд-ых мед-их, ψ-ких, педагогических и т. д. мер, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. Т. е., это меры, способствующие раннему возвращению в общество и к общественно полезному труду. Ψ- кая реабилитация есть гуманизирующий фактор медицины.
Принципы:
1. единство биологических и психосоциальных методов воздействия.
2.принцип партнерства. Апелляция к личности.
3. разносторонности приводимых воздействий, направленных на разные стороны жизнедеятельности больного: ψие, семейные, социальные.
Основа системы реаб.– перестройка системы отношений личностей и приспособление индивидуума к основным сторонам жизнедеятельности.
4.принцип ступенчатости
Этапы реабилитации.
1. восстановительное лечение. Задачи – устранение или смягчение проявлений болезни, предупреждение формирования дефекта, инвалидизации; усиление компенсаторных механизмов, восстановление нарушенных функций и социальных связей. Характеризуется применением сочетания биологических методов лечения с различными психосоциальными воздействиями. Лечение средой, занятостью, психотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия.
2. реадаптация. Задачи: приспособление больного к условиям внешней среды – жизни и трудовой деятельности. Преобладают психосоциальные воздействия, среди коих на первом месте – стимуляция социальной активности. Психотерапия проводится как с больным, так и с родственниками.
3. собственно реабилитация. Задача – восстановление в правах, в индивидуальной и общественной ценности больного; восстановление доболезненных отношение с социальной средой.
Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:
· физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.)
· механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия.)
· массаж,
· традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие),
· трудотерапия,
· психотерапия,
· логопедическая помощь,
· лечебная физкультура,
· реконструктивная хирургия,
· протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь),
· санаторно-курортное лечение,
· технические средства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парэнтерально, другие технические средства),
· информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации
· другие мероприятия, услуги, технические средства.
Психотерапия в работе медицинской сестры
Психотерапия – это лечебный метод воздействия на психику больного для улучшения его самочувствия, соматического состояния и повышения эффективности применения других методов лечения. Основным «инструментом» психотерапии является слово (имеющее смысловое содержание и эмоциональную окраску).
Психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из ведущих задач, решение которой предусмотрено, как известно, в реабилитационных центрах. Ее актуальность определяется тем, что в подавляющем большинстве случаев у детей наблюдаются разнообразные нарушения и расстройства психологического характера, дисгармонии в психическом развитии, которые существенным образом затрудняют возможность их успешной социальной интеграции.
Под психологической реабилитацией понимается система специальных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление (формирование, развитие) различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих инвалиду успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.
Предваряющим любые мероприятия по психологической реабилитации является этап психодиагностики, в ходе которого за счет оценки особенностей актуального психического развития ребенка, прогноза возможностей его развития происходит определение не только показаний к психологической
реабилитации, но и формулируются цели реабилитационных мероприятий, выясняется их содержание, определяются оптимальные варианты методических приемов и средств реабилитации. На основании ее результатов базируется составление программы психологической реабилитации. При этом важную роль в обеспечении адекватности, перспективности, целевых установок психологической реабилитации играют соответствующая клинико-физиологическая информация, характеризующая динамику и прогноз течения заболевания, сведения о социальном статусе ребенка и его семьи.
Таким образом, на диагностическом этапе сопоставления индивидуальной программы реабилитации определяются показания к психологической реабилитации, к которым в первую очередь относятся:
- нарушения в развитии психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, психомоторики и т.п.);
- патологические нарушения на уровне личности (неврозоподобные или психопатоподобные);
- расстройства эмоционально-мотивационной сферы (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость,тревожность и т.п.);
- общие нарушения интеллектуального, умственного развития (умственная отсталость, задержка умственного развития);
- неадекватное отношение к заболеванию, физическому (внешнему) дефекту, обуславливающее нарушения поведения.
Ко второму классу показаний следует отнести те особенности психологического развития ребенка, которые не являются патопсихологическими, но тем не менее, могут существенно затруднять возможность его социальной интеграции. В их число входят:
- недостаточное усвоение навыков общения, низкий уровень коммуникативной активности;
- неадекватность уровня притязаний, самооценки, критики;
- узость круга интересов, недостаточность социальной опосредованности ценностных ориентации;
- чрезмерная психологическая зависимость от ближайшего окружения, социальный инфантилизм.
Третий класс показаний определяется условиями социальной среды, внутрисемейных отношений, непосредственным образом влияющих на особенности психического развития ребенка. К ним относятся:
Дисгармонии во внутрисемейных отношениях в целом, в диадах "ребенок - мать", "ребенок - отец", в частности;
Различного рода нервно-психические расстройства, выявляемые у родителей;
Асоциальное поведение членов семьи;
Нерациональность доминирующих форм семейного воспитания (типичным здесь является гиперопека);
Нерациональность отношения родителей к различным реабилитационным мероприятиям, неадекватность их оценки жизненных перспектив ребенка.
Одной из важных задач, решаемых в ходе диагностического этапа, является определение психологического реабилитационного потенциала, под которым понимается уровень сохранности психологических способностей и задатков, механизмов психических функций, позволяющих при определенных условиях компенсировать или восстанавливать психологические нарушения.
При реализации мероприятий по психологической реабилитации особая роль принадлежит контролю и подведению ее промежуточных итогов.
Завершающим этапом психологической реабилитации является оценка ее эффективности и подведение общих итогов.
Собственно методический аппарат психологической реабилитации включает в себя проведение мероприятий по психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекции и психологическим тренингам. Так в отношении психологической консультации можно отметить, что как метод психологической реабилитации она является наиболее универсальной, может включать в себя элементы диагностики, психотерапии и психокоррекции, не имеет каких-либо противопоказаний и, напротив, показана практически во всех случаях. В принципе, психологическое консультирование необходимо проводить на начальном этапе диагностики заболевания ребенка. Сами дети в роли консультируемых могут, как правило, выступать с 12-14 лет, до этого же консультируются родители.
Использование психотерапевтических методов реабилитации показано при системных расстройствах на уровне личности (неврозоподобных и психопатоподобных), различных психосоматических дисфункциях, нарушениях поведения, эмоционально-мотивационных расстройствах. Их эффективное применение может быть затруднено в ситуациях выраженных интеллектуальных нарушений, на ранних этапах онтогенеза, когда ребенок еще не владеет необходимыми навыками общения и поведения. Как показывает опыт, реальное вовлечение ребенка в психотерапевтический процесс наблюдается ориентировочно с 4-летнего возраста. Существует множество психотерапевтических техник: рациональная психотерапия, психосинтез, гештальттерапия, позитивная психотерапия, поведенческая психотерапия, арттерапия, эстетотерапия, нейролингвистическое программирование. В работе с детьми наиболее целесообразно использование игровых, эмоционально насыщенных форм психотерапии, а также арттерапии (музыкотерапии, танцтерапии и т.п.). Здесь же следует отметить, что проведение семейной психотерапии возможно как с активным вовлечением в ее процесс только родителей, так и родителей совместно с детьми. Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой.
Психокоррекция, в отличие от психотерапии, например, в большей мере ориентирована не на патопсихологические, а
на "нормальные", но недостаточно адекватные для успешной самореализации психологические проявления индивида (см. выше показания к психологической реабилитации второго класса). Но при этом в ее ходе могут широко использоваться и собственно психотерапевтические приемы. Одним из существенных ограничений использования психокоррекционных методов является также возраст ребенка, а наиболее эффективно ее применение в игровой форме.
Психологический тренинг решает более локальные по сравнению с другими методами психологической реабилитации задачи. В зависимости от характера нарушений выделяют тренинг психомоторных функций, тренинг памяти, внимания, тренинг реактивности, коммуникативный тренинг, аутотренинг и т.п. Психотренинговые занятия, как правило, предъявляют незначительные требования к интеллектуальному и культурному цензу ребенка и могут быть использованы на относительно более ранних этапах онтогенеза. В ряде случаев целесообразно обучение родителей приемам тренинговых упражнений в целях их проведения в домашних условиях.
Практически все мероприятия по психологической реабилитации (за исключением консультаций) подразумевают цикличность, последовательность проведения занятий, упражнений, сеансов. Их эффективность в ряде случаев требует до нескольких месяцев целенаправленной работы. Условия РЦ, как правило, соответствуют этому требованию, так, проведение мероприятий возможно в условиях дневного стационара. Как показывает опыт, ряд реабилитационных мероприятий (тренинговых, коррекционных) может успешно проводиться специалистами центра на дому у ребенка.
Индивидуальные программы психологической реабилитации могут подразумевать необходимость использования совокупности различных методов (терапевтических, коррекционных, тренинговых). Это обуславливает и необходимость определенной специализации психологов, психотерапевтов, ответственных за реализацию данных программ. При этом психодиагностическая работа также требует специальной подготовки. Все сказанное позволяет считать целесообразным выделение в РЦ специального психологического отделения, сотрудники которого будут ориентированы на проведение определенного круга необходимых мероприятий.
Существенно важной является оценка эффективности психологической реабилитации. Она может проводиться путем контрольных психодиагностических обследований или психодиагностических оценок поведенческих реакций ребенка. В данном случае предпочтительным является вариант оценки эффективности психологической реабилитации исходя из степени решения ее концептуальных, а не локальных задач, а именно исходя из успешности овладения ребенком различными видами и формами деятельности, адекватности и успешности включения его в различные области социальных отношений, которые соответствуют возрастным нормативам.
Такую оценку целесообразно проводить не чаще 1-2 раз в году, а в качестве ее параметров следует использовать не только конкретные психологические, а социальные и поведенческие показатели.
В заключение, вероятно, следует указать на специфическую роль, особое место психологической реабилитации в общем комплексе реабилитационных мероприятий. Она обусловлена, во-первых, тем, что в качестве объекта реабилитации выступают не только ребенок-инвалид, но и его семья, ближайшее окружение. Во-вторых, во многих случаях результаты психологической реабилитации прямо и непосредственно предопределяют успешность восстановительного лечения, общего и профессионального обучения, бытовой реабилитации, т.е. обеспечивают эффективность других реабилитационных мероприятий. В-третьих, именно результаты психологической реабилитации предопределяют тот или иной социальный эффект различных реабилитационных мероприятий
Педагогическая реабилитация
Педагогическая реабилитация, имея своей основной целью обучение, воспитание и развитие ребенка для подготовки к жизни в обществе и профессиональной деятельности, для детей с отклонениями в развитии предполагает решение общих и специфических задач специальными методами и средствами. Педагогическая реабилитация представляет собой восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания и развития.
В процессе образования детей с ограниченными возможностями кроме общих целей обучения и воспитания решаются также задачи коррекции и компенсации нарушенных функций. Цель педагогической реабилитационной работы заключается в нормализации, исправлении (доразвитии) психических и физических функций ребенка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду и включает коррекционное обучение, воспитание и развитие.
Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического и физического развития ребенка. Коррекционное воспитание - это воспитание типологических
свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционным развитием достигается исправление (преодоление) недостатков развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Компенсация дефекта педагогическими мерами реализуется с помощью специальных пособий, дидактического материала, специальных приборов.
Учитывая сложность и разнообразие задач и средств педагогической реабилитации, а также их зависимость от характера патологии, специфики отклонения в развитии, процесс педагогической реабилитации предваряется этапом диагностики и разработки педагогического аспекта комплексной программы реабилитации.
В процессе диагностики решаются следующие задачи:
- выявляется уровень знаний об окружающем мире и ориентированность в пространстве и времени, уровень знаний и навыков по программному материалу (русский язык, математика, другие предметы), степень обучаемости, отношение к обучению, дефекты речи, социальная и бытовая адаптация и установки;
- производится психологическое обследование (выявляются особенности восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, поведения;
- собираются сведения о родителях, семье ребенка, условиях воспитания.
На основании этого комплексного обследования решается вопрос о необходимом комплексе мер реабилитации, сроках контроля. Принимается решение о необходимости направления ребенка в то или иное специализированное учебно-воспитательное учреждение и о мерах, осуществляемых в условиях реабилитационного центра в зависимости от направлений осуществляемой здесь педагогической деятельности.
Как правило, в реабилитационных центрах находятся дети, воспитывающиеся в детских садах, обучающиеся в школах общего типа и на дому. Также в реабилитационных центрах могут организовываться специализированные группы детского сада, школа или филиал школы со специализированными классами с учетом особенностей контингента детей-инвалидов.
Организуются логопедические занятия, различные развивающие кружки по интересам и по трудовому воспитанию (кружковая работа может быть организована по единой системе), занятия с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогом по развитию зрительных, слуховых функций, интеллекта, социально-трудовой интеграции, внешкольная работа (клубы, экскурсии, летний отдых, праздники). Система кружковой работы должна иметь коррекционную направленность: развитие моторики, слуха, зрения, речи, социально-бытовая адаптация, профессиональная ориентация.
В реабилитационном центре могут быть организованы следующие кружки: рисования, лепки, музыкально-хоровой, рукоделия, шитья, изготовления художественных изделий (из кожи, бересты, соломки, дерева, керамики), ткацкий, вычислительной техники (в настоящее время имеется много интересных и эффективных коррекционных компьютерных программ для развития речи, слуха, зрения, интеллекта). Система кружковой работы может быть построена поэтапно в соответствии с программой трудового обучения для общеобразовательных коррекционных учебно-воспитательных учреждений (детских садов и школ).
1 этап (3-10 лет) - обучение ручному труду и элементарным трудовым навыкам, самообслуживанию.
2 этап (10-14 лет) - общетрудовая подготовка.
3 этап (14-17 лет) - предпрофессиональная и профессиональная подготовка.
При разработке содержания кружковой работы могут быть использованы разделы указанных программ трудового обучения.
Для детей с отклонениями в развитии при реабилитационном центре было бы целесообразно организовать цикл занятий социально-психологической направленности, способствующих их социальной адаптации и интеграции в общество. Этот цикл предполагает решение следующих задач:
- содействие самопознанию, саморегуляции личности;
- формирование образа собственного "Я", формирование адекватной самооценки и обучение саморегуляции;
- обогащение содержания и форм обучения;
- ориентировка в основных видах социальной активности, формирование социальной культуры;
- формирование здорового образа жизни, обучение навыкам доврачебной помощи.
Уровень реализации этих задач меняется в зависимости от возраста и контингента. Цикл проводится совместными усилиями педагогов, психологов, врачей, социальных работников.
При организации групп детского сада и школы педагогическая деятельность организуется в соответствии с действующими программами обучения и воспитания. Внеклассная и внешкольная работа организуется в соответствии с изложенными выше положениями.
Определение эффективности реабилитационных педагогических мероприятий оценивается следующим образом. Результаты обучения, воспитания и развития оцениваются путем выявления уровня усвоения каждым ребенком содержания программ обучения и воспитания (в случае организации групп детского сада и школы) для определения возможности наиболее рационального дальнейшего продвижения в изучении программного материала или по результатам реализациипедагогического аспекта программы реабилитации.
В дошкольном воспитании оценка уровня усвоения программы оценивается по трем уровням: выше нормы, норма и ниже нормы. Оценка производится три раза в год: в начале года, в середине (в целях корректировки индивидуальных программ воспитания) и в конце года для подведения итоговых результатов за год и решения вопроса о возможности перевода в другую группу или учебно-воспитательное учреждение (общее или специализированное) для более эффективной реабилитации, для направления в школу.
Оценка результатов осуществляется в процессе учета успеваемости (текущей, итоговой, на экзаменах) в баллах (отметки от 5 до 1). Отметки отражают уровень усвоения программы, предполагающей обучение, воспитание, коррекцию, посредством определения качества знаний, умений, навыков, сформированность качеств и черт личности, норм поведения учащихся в соответствии с нормативами, установленными образовательным стандартом.
Результаты воспитательной и внешкольной работы оцениваются по соответствию реабилитационной программе степени достижения намеченных результатов по трем уровням и могут быть выражены в баллах: 5 - выше нормы, 3 - норма, 1 -ниже нормы. Эффективность результатов обучения и педагогической коррекции определяется уровнем усвоения программного материала по сравнению с нормативами (заложенными в программу), который выражается в условных баллах: "5" - полное глубокое усвоение программного материала, включая дополнительный материал; «4» - полное усвоение программного материала с незначительными пробелами в дополнительном материале; "3" - усвоение программы на минимальном уровне; "2" - существенные пробелы в усвоении программы; "1" - программа не усвоена.
Суммарный результат определяется по среднему баллу. При среднем балле ниже трех необходим кардинальный пересмотр индивидуальной программы реабилитации. Средний балл выше 4,5 свидетельствует о высокой эффективности реабилитации.
На основании оценки эффективности реабилитационных педагогических мероприятий принимается решение о корректировке программы (в случае неэффективного ее выполнения) или продолжении ее реализации. По завершении каждого этапа программы конкретизируется, пополняется реальным и мерами и сроками следующий этап. Все решения о корректировке и дальнейшей разработке педагогического аспекта программы реабилитации принимаются в координации с другими специалистами центра.
Педагогический аспект имеет очень большое значение для всего процесса реабилитации в целом, для наиболее полной реализации реабилитационного потенциала, интеграции ребенка в общество и вносит ощутимый вклад в повышение эффективности комплексной реабилитации. Прежде всего это коррекция и компенсация отклонений в развитии (слуха, зрения, интеллекта, двигательных нарушений, психологических нарушений) педагогическими методами коррекционной педагогики. Также именно в процессе обучения и воспитания происходят социализация, накопление жизненного опыта, знаний, подготовка к активному участию во всех сферах деятельности, снижение имеющейся социальной недостаточности. При тяжелом течении болезни методы лечебной педагогики позволяют отвлечь ребенка от болезни.
Оптимальные результаты воспитания и обучения влияют на результативность других аспектов реабилитации: на восстановление и компенсацию утраченных функций, их коррекцию (медицинский аспект), на развитие интеллекта и коррекцию психологических нарушений (психологический аспект), на решение проблем социального характера. И не случайно ни одно реабилитационное учреждение не обходится без педагогической службы. И чем лучше и шире организована эта служба, тем эффективнее осуществляются реабилитация и интеграция ребенка в общество.
Проблема помощи больным и инвалидам в их социализации, возращении или доступном приближении к образу жизни и труду здоровых граждан является сложной, требует междисциплинарного подхода, увязывающего компетенции и знания специалистов в области медицины, педагогики, психологии, социальной работы. Рассмотрим те аспекты этой проблемной области, разработка которых соприкасается с опытом, накопленным в психологии труда.
Инвалид - человек с хроническими дефектами трудоспособности.
Такого рода дефекты могут быть обратимыми, временными, в таком случае общество устанавливает для человека статус инвалида на определенный срок, достаточный для восстановления здоровья и трудоспособности. Статус инвалидности присваивается врачами в процессе врачебно-трудовой экспертизы:
первая группа инвалидности предполагает, что человек не способен даже к труду по самообслуживанию;
вторая группа инвалидности устанавливается для лиц, имеющих серьезные заболевания, но способных передвигаться, выполнять несложные трудовые действия, но неспособных к профессиональному труду;
третья группа инвалидности позволяет работать в доступных видах труда, если заболевание или травма, приведшие к потери трудоспособности, затрагивают частные функции организма, не снижающие общую трудоспособность.
Например, в результате длительного труда с нарушениями правил гигиены и охраны труда у работника развивается профессиональное заболевание (вибрационная болезнь). В порядке профилактики дальнейшего развития болезненных проявлений заболевшему рекомендуют освоить другую профессию и сменить вид труда и во время переобучения выплачивают пенсию. Психологи, занимающиеся консультированием в области профессионального самоопределения, могут столкнуться с такого рода ситуациями, поэтому им полезна осведомленность в области профессиональной патологии, они должны знать о социальных службах, компетенции врачей профпатологов для объединения усилий и успешной совместной деятельности.
В 30 - 80-е гг. XX в. в нашей стране сложилась система социального обеспечения: дома престарелых, дома инвалидов, психоневрологические интернаты. Здесь живут и люди с нулевой трудоспособностью, кстати, самыми тяжелыми среди инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, оказываются больные шизофренией.
По оценкам экспертов ООН, инвалиды в настоящее время составляют 10 % от общей численности населения. В России отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Так, на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 8,9 млн. инвалидов, на 1 января 1999 г. – более 9,6 млн. Растет число детей-инвалидов и инвалидов трудоспособного возраста. Показателем реабилитации инвалидов является улучшение их статуса (отмена инвалидности или снижение степени инвалидности) при повторном медицинском освидетельствовании, но уровень реабилитации пока низок – 2,3 %. Первые места среди инвалидов занимают люди, страдающие болезнями сердечно-сосудистой системы, злокачественными новообразованиями, а также пострадавшие от несчастных случаев. Повышается уровень инвалидности в связи с психическими расстройствами, туберкулезом. В целях совершенствования социальной помощи больным и инвалидам в России разрабатываются федеральные программы социальной поддержки инвалидов (1995 - 1999, 2000 - 2005 гг.), определяющие государственную политику в этой области. Так, в стране действуют службы медико-социальной экспертизы, но необходимо развертывание и совершенствование не только диагностики, но и мероприятий по преодолению дефектов здоровья, реабилитационных программ. В нашей стране имеется 42 учебных заведения, осуществляющих профессиональное обучение инвалидов, но им предлагаются обычно профессии, по которым трудно найти работу, или уровень подготовки не обеспечивает конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В стране принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому в 1996 г. было разработано и утверждено Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов. Такого рода программу подготавливают работники медико-социальных центров на основе медицинского освидетельствования больного, и программа реализуется при его согласии.
РЕАБИЛИТАЦИЯ(позднелат. rehabilitatio) – 1) восстановление в правах; 2) восстановление доброго имени, прежней репутации; 3) мед. р. инвалидов – восстановление трудоспособности инвалидов, достигаемое различными методами лечения, а также применением специальных приспособлений.
РЕАБИЛИТАЦИЯпроцесс, цель которого – предупредить развитие инвалидности в период лечения заболеваний и помочь инвалидам в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности в рамках существующего заболевания или телесного недуга.
Таким образом, целями реабилитации являются:
1. Предупреждение развития инвалидности в период лечения заболеваний.
2. Помощь инвалидам в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности в рамках существующего заболевания или телесного недуга.
Выделяют три основных вида реабилитации соматически, психически больных индивидов и инвалидов.
Медицинская реабилитация связана с восстановлением трудоспособности человека посредством лечебных воздействий.
предполагает возвращение больного к трудовой деятельности с учетом последствий заболевания и сохранившейся трудоспособности. В ряде случаев профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию личности, принимающую во внимание образовавшиеся в результате заболевания или инвалидности ограничения, и переквалификацию в случае вынужденной смены вида профессиональной деятельности.
Социальная реабилитация позволяет адаптировать индивида к изменившимся в результате заболевания условиям его семейной и общественной жизни, предотвратить социальную изоляцию и связанные с ней формы девиантного поведения. В случае длительного пребывания человека в условиях клиники социальная адаптация означает ресоциализацию личности, восстановление контактов с окружающими людьми, формирование активной социальной позиции.
Социально-трудовая реабилитация основывается на следующих основных принципах:
Психолог опирается на сохраненные сенсорные и моторные функции и задействует компенсаторные механизмы и возможности индивида;
Организм человека понимается как соматопсихологичес-кое единство, учитываются целостная реакция личности на болезнь или инвалидизацию и индивидуальные способы совладания с болезнью;
Тяжелое соматическое или психическое заболевание, приводящее к снижению или потере трудоспособности и ограничению социальных взаимодействий, субъективно переживается как психологический кризис, связанный с невозможностью реализацией личностью своего жизненного замысла. Психологическая реабилитация призвана помочь индивидууму найти или построить новые жизненные смыслы и раскрыть возможности и перспективы их реализации.
Задачей любого вида реабилитации, а в особенности психологической, является создание равновесия между психикой человека и окружающей средой, повышение уровня адаптивности личности.
При отсутствии возможности проводить реабилитацию нередко развиваются дополнительные психические расстройства, не связанные непосредственно с основным заболеванием и представляющие собой форму психологической дезадаптации. Эти вторичные нарушения усугубляют профессиональную и социальную ограниченность и изоляцию больного. Наиболее распространенными являются следующие ТИПы ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ дезадаптации :
ü формирование комплекса неполноценности, связанного с переживанием больным своей отличности от других, обусловленной заболеванием или инвалидностью, что приводит к социальной изоляции и поведенческим девиациям;
ü формирование психопатологических проявлений невротического уровня возможно на любом этапе соматического заболевания, однако чаще всего эти проявления определяют состояние человека после стабилизации или редукции основных симптомов. От 13% до 50% всех соматических больных и инвалидов страдают вторичной невротической патологией. Наиболее распространены невротические расстройства с неврастенической, истерической или обсессивно-фобической симптоматикой. При длительном течении соматического заболевания или стойкой инвалидизации наблюдаются стабилизация невротической симптоматики, формирование неврозов и невротических развитии личности;
ü развитие депрессивных проявлений и суицидальное поведение при тяжелых соматических заболеваниях и необратимой инвалидности связано с переживанием личностью потери трудоспособности, социальной изоляцией, невозможностью реализации жизненных планов и замыслов. Большое значение в развитии депрессивных проявлений имеют личностные, и в первую очередь характерологические, особенности больного. При наличии склонности к депрессивным реакциям психологу, осуществляющему реабилитирующие мероприятия, следует уделить особое внимание профилактике суицидального поведения.
Программа индивидуальной реабилитации инвалидов включает среди прочего оценку реабилитационного потенциала личности, характеризующего состояние физического развития, психофизиологическую выносливость, эмоциональную устойчивость; оценивается уровень развития профессионально важных знаний, навыков и умений; особенности личности (социально-экономический и социально-психологический статус, направленность личности, круг интересов, уровень притязаний).
Медики и психологи составляют реабилитационно-экспертное заключение , в котором определяется реабилитационный потенциал личности (высокий, удовлетворительный или низкий) и намечается план и направление реабилитационных воздействий по развитию/восстановлению способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации в пространстве, общению, самоконтролю поведения, обучению, трудовой деятельности. При этом отмечаются ограниченные формы активности личности, сохранные или компенсированные, и подлежащие развитию/восстановлению.
Индивидуальная программа содержит три направления реабилитации:
Вид реабилитации | Направления |
Медицинская реабилитация | - изготовление протезов; - информирование по вопросам медицинской помощи; - восстановительная терапия нарушенных функций (массаж, лечебная физкультура, трудотерапия и психотерапия) |
Социальная реабилитация | - помощь в социально-бытовой адаптации (оснащение техническими средствами ориентировки в пространстве); - психологическая помощь семье инвалида; - мероприятия в области психотерапии, психокоррекции и консультировании |
Профессиональная реабилитация | - профориентация (информирование о видах труда, профконсультирование); - профотбор и профподбор; - обучение и переобучение; - организационная помощь в создании рабочего места для инвалида; - помощь в производственной адаптации |
Психологическая реабилитация требуется каждому человеку после серьёзной травмы, приступа или потери привычных физических способностей. Нелегко привыкнуть жить в новых условиях без возможности говорить, ходить, видеть или других обычных функций тела. У медиков существуют эффективные методики помощи пострадавшим людям, восстанавливающим социальный уровень взаимодействия с окружающим миром.
Назначение методик
Психологическая реабилитация помогает обществу возвращать к социальной жизни здоровых детей после аварий, травмирования или стрессов. Полноценное здоровье не ограничивается правильным функционированием тела. Моральное состояние влияет на процесс восстановления.
Психологическая реабилитация помогает обществу исключить будущее больного, которое может привести даже к преступлению. У детей последствия могут быть плачевными: потеря тяги к жизни и неспособность самостоятельно вернуться в социальную среду. Часто наблюдаются осложнения после потери функции конечностей, формируется психологический дискомфорт перед окружающими.
Психологическая реабилитация направлена на решение следующих задач:
- Возврат состояния психики к нормальному.
- Поиск путей лечения, облегчающих реабилитацию пострадавших.
- Врачи помогают пострадавшему найти внутреннюю гармонию с самим собой, убрать противоречия и принять свершившееся событие как неизбежное.
- Помощь по взаимодействию пострадавшего с социальными группами.
Цели всех методик направлены на нормализацию психологического здоровья и социального поведения ребенка.
Классификация
Психологическая реабилитация подразделяется на 3 вида помощи в разных областях:
- Медицинской. В основе помощи лежит подготовка пациентов к операциям, восстановление психики после травм, преодоление боли. Сохранение личности после инвалидности.
- Профессиональной. Чаще сохранение и восстановление утраченных навыков проводится у взрослых. Но для детей упражнения совмещают с психологическими методами для восстановления письма, отработанных движений рук, ног после травматизации тела.
- Социальной. Потеря функциональности тела влечет за собой психологический дискомфорт. Чтобы облегчить период восстановления, проводится психологическая реабилитация детей в условиях группы. Важной составляющей помощи является приспособление пострадавшего к выполнению функций тела в инвалидном кресле, изучение способов преодоления бордюров и других препятствий.
Центр психологической реабилитации создает условия, при которых человек помещается в среду положительных эмоций. Такой подход позволяет ненавязчиво осваивать методы взаимодействия с окружающим миром.
Профилактическая работа с пациентами
Социально-психологическая реабилитация детей может использоваться до наступления тяжелых состояний, когда ребенок уже получает негативный «отпечаток» после неудачной операции. Поэтому до её проведения целесообразно проводить подготовку психики к известному результату. Если уже понятно, что он станет инвалидом, то начинают создавать в его сознании образ успешного человека даже при потере частичной функциональности тела.
Инвалидное кресло не должно становиться для ребёнка приговором. Существует много примеров людей с ограниченными возможностями, ставших спортсменами, руководителями или учеными. Ребёнок должен принять свое новое состояние без переживаний.
Цели методов при работе с ребёнком
Социально-психологическая реабилитация направлена на достижение следующих условий:
- Определение состояния психики пациентов, количественная оценка расстройства.
- Госпитализация детей в тяжелых случаях, когда требуется постоянное наблюдение и существует высокий риск осложнений.
- Полный возврат утраченных психологических возможностей.
- Выбор способа корректировки сознания ребенка, повышение его самооценки.
- Подготовка к операции, новым ощущениям после её завершения.
- Помощь в изучении значимых социальных действий при утраченных способностях ребёнка.
- Быстрое вовлечение пациента в ежедневные обязанности, отрабатывание ослабших моторных функций тела.
В результате медики стремятся получить здорового ребенка с окрепшей нервной системой, чтобы будущие непривычные условия не приводили к внутренним переживаниям. Срабатывает принцип «предупрежден - значит вооружен».
Принципы осуществления помощи
Психологическая реабилитация инвалидов строится на основе ряда принципов. Первым является неотложность помощи, смысловое содержание которого заключается в своевременном оказании после шока, сильного стресса или переживаний. Пара минут терапии избавляет от будущих спадов в нервной системе пациента на длительное время.
Различается педагогическая и медикаментозная психологическая помощь. Реабилитация пациентов может проводиться комплексным методом: одновременная подготовка психологического сознания и избавление от центров физического напряжения с использованием препаратов. При травмах детей, связанных с насилием, принимаются дополнительные меры: оценивается состояние жизни в семье, поведение в обществе, вносятся коррективы путем создания положительных образов. В некоторых случаях ребенка приходится защищать не только психологически, но и юридически.
Вовлечение в общество
Социально-педагогическая реабилитация требуется для развития активной жизненной позиции ребенка. Преодолеть требуется замкнутость сознания от неблагоприятного стечения обстоятельств. Пациенту нужно вернуть представление о самом себе, чтобы направить его силы на положительный настрой. Коллективная терапия не всегда является успешной, но она помогает детям определить свое место в социальной группе.
Групповые занятия среди детей одинакового возраста помогают снять закомплексованность, убрать недоверие к терапевтическим методам. У пострадавшего ребенка часто формируется агрессия к людям, похожим на человека, причинившего вред. направлена на то, чтобы у пациента сложилось другое мнение: люди не все одинаковы при внешнем сходстве.
Что делают в клинике?
Реабилитация ребенка начинается с создания благоприятной окружающей атмосферы. Условия не должны совпадать с обстановкой во время происшествия, травмы. Специалисты стараются предоставить варианты для реализации возможностей ребенка: рисование, обучение школьным предметам, игры и другое. Ему предоставляется сыграть некую роль в группе детей.
Именно самоопределившись со своим положением, ребенок может преодолеть эмоциональные переживания и проявить волю. Эффективной методикой помощи является сказкотерапия, где каждый игрок выбирает себе понравившегося героя. За счет взаимодействия с окружающими в положительном настрое достигаются следующие цели:
- Снижается агрессивность ребенка.
- Преодолевается чувство страха перед окружающим миром.
- Исчезают барьеры, мешающие общаться детям-инвалидам.
- Растет потенциал к творческой работе.
- Реализуются фантазии ребенка, после которых реальная жизнь не кажется мрачной.
Индивидуальные программы
Для каждого ребенка подбирается определенный набор методик согласно его возможностям, интересам и физическим данным. Систематизирование процесса сокращает время на реабилитацию психики. Время нахождения в клинике определяется после учета мнения родителей. Реабилитационный центр может принять малыша в стационар при необходимости.
Обучаться должны и близкие люди ребенка-инвалида, чтобы каждый мог помочь ему в случае необходимости. Осваивать придется методы пользования техническими средствами, а также оказания экстренной помощи при ухудшении самочувствия пострадавшего. Медикаментозная помощь нужна для снижения напряжения в нервной системе из-за травмированного участка тела. Облегчение самочувствия могут осуществлять путем использования обезболивающих средств, антидепрессантов.
Лекция №1
«Общие основы реабилитации»
преподаватель Рыжикова Л.И.
Термин «реабилитация»
от латинского происхождения (ге-повторное, возобновленное действия, противодействия, (habilis- удобный, приспособленный) по определению ВОЗ, реабилитация - это комбинированное и координированное применение социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения его трудоспособности. Мощным импульсом для развития, лечебной физкультуры и трудотерапии явились в начале прошлого века I мировая война, затем II мировая война завершила формирование новой дисциплины, занимающейся восстановительным лечением - реабилитацией.
Восстановлением статуса личности занимается реабилитация реабилитация - это направление современной медицины, которая в своих разнообразных методиках опирается прежде всего на личность больного, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции, а также его социальные связи. Это завершающий этап общего лечебного процесса, где важно оценить эффективность лечения, действия на организм.
Сохранение здоровья людей является важнейшей задачей любого государства. В настоящее в России резко ухудшается здоровье трудоспособного населения. Ежегодно из-за болезни не выходит на работу 3 млн.человек, а 20-25 млн.человек на работе находятся в пред- или пост- болезненном состоянии. Более 70% трудового населения к пенсионному возрасту страдает от различных заболеваний, следует учесть, что граждане России уходят на пенсию на 5-10 лет раньше, чем в развитых странах . Поэтому главной целью системы здравоохранения в России является повышение уровня и качества здоровья населения.
Оценка современного состояния и тенденций здоровья населения свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к ухудшению качества жизни населения, существенным ограничением в реализации им биологических и социальных функций. Понятие качества жизни включает физическое здоровье, его психологический статус, уровень независимости, характерные черты окружающей среды.
Весь комплекс мероприятий реабилитации подразделяется на:
медицинскую реабилитацию, использующую различные методы медикаментозной терапии , физиотерапии, лечебной физкультуры, лечебное питание, хирургическую коррекцию и т.д.
психологическую реабилитацию , включающую мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациентов сознательного активного участия в реабилитационном процессе.
профессиональную реабилитацию , основными задачами которой является восстановление соответствующих профессиональных навыков или переобучение пациентов, решения вопросов их трудоустройства.
социальную реабилитацию, включающую разработку, принятие на государственном уровне соответствующих нормативно-правовых актов, гарантирующих инвалидам отдельные социальные права и льготы.
ЭТАПЫ И ЗАДАЧИ
К этапам медицинской и психологической реабилитации относятся:
этап экстренной реабилитации - поддержание или восстановление работоспособности спецконтингентов в зоне и очаге чрезвычайной ситуации .
стационарный (госпитальный) этап - проводится восстановительная терапия в больнице, госпитале или других лечебных учреждениях.
санаторный - реадаптация в соответствующих санаторно-курортных учреждениях, амбулаторно-поликлинический этап - продолжение или завершение реабилитационных мероприятий в поликлинике или диспансере.
Задачи медицинской и психологической реабилитации определяются её этапом на стационарном (госпитальном) этапе - это выработать наиболее рациональную программу с обеспечением ее преемственности на последующих этапах. Определение адекватности лечебно - двигательного режима; изучение психологического состояния пациента и его отношения к своему заболеванию; формирование у пациента и его родственников адекватного представления о болезни или травме; разъяснение пациенту необходимости соблюдать режим двигательной активности на всем протяжении стационарного периода реабилитации (одно из важнейших условий профилактики осложнений).
Основными задачами санаторного этапа является дальнейшее повышение работоспособности пациентов путем осуществления программы физической реабилитации с использованием природных преформированных физических факторов, подготовка пациентов к профессиональной деятельности, предупреждение прогрессирования заболеваний, его обострений путем проведения на фоне курортного лечения медикаментозной терапии.
К основным задачам амбулаторно-поликлинического этапа реабилитации относятся: диспансерное динамическое наблюдение, проведение вторичной профилактики; рациональное трудоустройство пациентов
Задачи этапа экстренной реабилитацци (за ним будущее) -передовая позиция медицинской и психологической реабилитации и ее задачи актуальные и значимые прогнозирования и анализ возможных патологических состояний в соответствующих ситуациях; разработка методик дифференцированного применения средств, позволяющих предупредить возникновения патологии и быстро ликвидировать появившиеся нарушения.
Реабилитационные мероприятия являются неотъемлемой составной частью лечебного процесса с первых дней заболевания.
Медицинская реабилитация объединяет в себе 3 направления воздействия на человека. Каждое из них, как самостоятельно, так и вместе с другими обеспечивает восстановление здоровья:
медикаментозное направление - использует эффект одного или нескольких лекарственных веществ в определенном взаимодополняющем наборе.
немедикаментозное направление - объединяет различные виды физического воздействия: рефлексотерапии, лечебная физкультура с успехом применяется почти при всех видах патологии. Она оказывает не только общетренирующее, но и специальное терапевтическое действие, стимулируя адаптацию к физической нагрузке. Особое место занимает санаторно-курортное лечение. На курортах изменяются все виды лечения немедикаментозного с использованием природных курортных лечебных факторов климата, бальнео и грязелечение.
инструментальное направление :
проведение лучевой терапии через эндоскоп
плазма и лимфорез
ультразвуковой фонофорез и другие
В связи с этим в настоящее время эффективность и экономичность различных методов лечения целесообразно оценивать не только по критериям выживаемости и продолжительности жизни, но и по показателям качества жизни, все чаще применяемым на практики входящим в специальные методики.
Реабилитация тесно связана с медицинским , социологическим и философским понятием качества жизни. Реабилитация по мнению ВОЗ может оказать очень положительное воздействие на качество жизни.
Общие показания к проведению медицинской реабилитации:
1.Значительно сниженные функциональные способности организма.
3.Особая подверженность воздействиям внешней среды.
4.Нарушение социальных отношений.
5.Нарушение трудовых отношений.
Общие противопоказания к проведению медицинской реабилитации:
1.Сопутствующие острые воспалительные заболевания.
2.Острые инфекционные заболевания.
3.Острые заболевания в периоде декомпенсации.
4.Онкологические заболевания.
5.Психологические и неврологические заболевания ЦНС и расстройства интеллекта.
Компот из вишни на зиму в банках (8 рецептов)
Компот из облепихи: вкусный защитник здоровья вашего ребенка Можно ли делать компот из облепихи
К чему снится салат из овощей: разбираемся в сновидении
Мифы о сотворении мира египетская мифология
Выручка в зарубежных странах