Оценка экскурсии грудной клетки. Антропометрия. Функциональные пробы и тесты Как измерить окружность грудной клетки у женщин

  • Дата: 30.06.2019

Изменения формы грудной клетки обусловлены движениями ребер и диафрагмы.

Движения ребер. Ребра соединены подвижными сочленениями с телами и поперечными отростками


Ш ЧАСТЬ VI. ДЫХАНИЕ


позвонков. Через эта две точки фиксации проходит ось, вокруг которой могут вращаться ребра. Когда в результате сокращения инспираторных мышц ребра поднимаются, размеры грудной клетки увеличиваются как в боковом, так и в передне-заднем направлении (рис. 21.2, А). Соответственно, когда ребра опускаются, объем грудной клетки уменьшается.

Ось вращения верхних ребер расположена почти поперечно; что же касается оси поворота нижних ребер, то она занимает более сагиттальное положение . В связи с этим ири вдохе верхние отделы грудной клетки увеличиваются в основном в передне-заднем, а нижние-в боковом направлении. Кроме того, поднятие нижних ребер приводит к большему увеличению объема грудной клетки.

Существует простой способ измерении подвижности грудной клетки. Он состоит в том, что определяют окружность грудной клетки при максимальном вдохе и


максимальном выдохе. Сантиметр проводят непосредственно через подмышечные впадины; при этом исследуемый должен держать руки «по швам». У здоровых молодых мужчин разница между окружностью грудной клетки в положениях вдоха и выдоха должна составлять 7-10 см, а у женщин - 5-8 см.

Поднятие ребер при вдохе обусловлено в основном сокращениями наружных межреберных мышц (рис. 21.2, Б) . Их волокна ориентированы таким образом, что точка прикрепления к нижележащему ребру расположена дальше от центра вращения, чем точка прикрепления к вышележащему ребру. В связи с этим при сокращении таких мышц на нижележащее ребро действует больший момент силы, и оно подтягивается к вышележащему. В результате за счет наружных межреберных мышц грудная клетка поднимается. В нормальных условиях большая часть внутренних межреберных мышц участвует в акте выдоха. Волокна этих мышц ориентированы таким образом, что при их сокращении вышележащее ребро подтягивается к нижележащему, и вся грудная клетка опускается.

Когда требуется усилить деятельность дыхательного аппарата, в частности при затрудненном дыхании, могут включаться кроме основных вспомогательные мышцы . К вспомогательным инспираторным мышцам относятся все мышцы, прикрепляющиеся к костям плечевого пояса, черепу или позвоночнику и способные поднимать ребра. Важнейшие из них - это большие и малые грудные, лестничные, грудино-ключично-сосцевидные и, частично, зубчатые мышцы (рис. 21.3). Для того чтобы эти мышцы могли участвовать в акте вдоха, необходимо, чтобы участки их прикрепления были зафиксированы. Типичным примером служит поведение больного с затрудненным


ГЛАВА 21. ЛЕГОЧНОЕ ДЫХАНИЕ 569


дыханием. Такие больные упираются руками в неподвижный предмет, в результате чего плечи фиксируются, и отклоняют голову назад. К важнейшим вспомогательным экспираторным мышцам относятся мышцы живота, подтягивающие ребра вниз и сдавливающие органы брюшной полости, которые при этом смещаются вверх вместе с диафрагмой.

Движения диафрагмы. Самая важная из основных дыхательных мышц - это диафрагма, иннервируемая дифрагмальными нервами (от сегментов С 3 -С 5). В норме диафрагма имеет форму купола, выдающегося в грудную полость. Во время выдоха она прилегает к внутренней стенке грудной клетки на протяжении приблизительно трех ребер (рис. 21.4). Во время вдоха диафрагма уплощается в результате сокращения ее мышечных волокон и отходит от внутренней поверхности грудной клетки. При этом открываются пространства, называемые ребернодиафрагмальными синусами, благодаря чему участки легких, расположенные в области этих синусов, расширяются и особенно хорошо вентилируются.

Перемещение нижней границы легких можно выявить путем перкуссии грудной клетки. Ниже этой границы определяется глухой звук, что связано с затуханием звуковых колебаний в тканях органов брюшной полости. Выше границы легких, т.е. над насыщенной воздухом легочной тканью, перкуторный звук более ясный. Так можно определить границу легких при максимальном вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей эта граница на максимальном вдохе должна быть по меньшей мере на три межреберных промежутка ниже, чем при максимальном выдохе.

Типы дыхания. Взависимости от того, связано ли расширение грудной клетки при нормальном дыхании


преимущественно с поднятием ребер или уплощением диафрагмы, различают реберный (грудной) и брюшной тины дыхания. При грудном типе дыхание обеспечивается в основном за счет работы межреберных мышц, а диафрагма смещается в известной степени пассивно в соответствии с изменениями внутригрудного давления. При брюшном типе в результате мощного сокращения диафрагмы сильно смещаются органы брюшной полости, поэтому при вдохе живот «выпячивается».

Для определения величины экскурсии грудной клетки необходимо от показателя ОГК - «максимальный вдох» вычесть показатель ОГК – «максимальный выдох».

Данные занесите в табл.1.

Средняя величина показателя соответствует 6 - 9 см. Но, чем показатель выше, тем лучше.

3. Определите пропорциональность развития грудной клетки по индексу Эрисмана (иэ).

ОГК в покое –Р сидя, см

Обозначения: Р – рост

Интерпретация результатов:

Величина ИЭ колеблется: у мужчин от +3 до + 6; у женщин - от - 1,5 до + 2.

Если ИЭ равен указанным цифрам или превышает их, это свидетельствует о хорошем развитии грудной клетки, а также часто о гиперстеническом типе телосложения; при низких и отрицательных результатах - у обследуемого грудная клетка узкая, или при нормостеническом типе телосложения человек высокого роста.

3. Определите степень развития грудной клетки по индексу пропорциональности

Обозначения: Р – рост

Интерпретация результатов:

В норме индекс пропорциональности телосложения соответствует 87 – 92%. У женщин он должен быть несколько меньше, чем у мужчин (табл. 2.).

Таблица 2. Характеристика индекса пропорциональности

5. Определите показатель крепости телосложения по индексу Пинье

Индекс Пинье =

Р стоя, см – (m , кг + ОГК в покое, см)

Обозначения: Р – рост; m – масса тела; ОКГ – окружность грудной клетки

Интерпретация результатов:

Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.

Если данный индекс равен от 0 до 10, то телосложение крепкое,

от 10 до 20 – хорошее,

от 21 до 25 – среднее,

от 26 до 35 – слабое и

более 36 – очень слабое.

М.В. Черноруцкий (1929) величины этого индекса использовал для определения типа конституции. Согласно его классификации у нормостеников индекс Пинье равен 10 – 30, астеников - больше 30, гиперстеников - меньше 10.

Практическая работа № 4 Определение осанки

Ход выполнения работы:

Для выполнения работы студенты делятся на группы по 2-3 человека. Желательна легкая спортивная форма.

Первая методика. Статист (студент) становится спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались стены. Помощник просовывает кулак между поясницей и стеной, не нарушая при этом положение тела. Если это сделать ему не удаётся, он вместо кулака проводит ладонь.

Вывод: Осанка нормальная, если проходит ладонь и, она нарушена, если проходит кулак.

Вторая методика: комплексная оценка нарушений осанки человека и искривления позвоночника методом осмотра. При осмотре обратите внимание на уровень надплечий, положение лопаток, контуры талии, линию остистых отростков позвоночника. Для нормальной осанки характерны: прямое положение головы и позвоночника; симметричность надплечий и углов обеих лопаток, ягодичных складок; строго вертикальное положение остистых отростков позвонков; горизонтальный уровень подвздошных костей; физиологические изгибы позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей.

Если осанка статиста имеет отклонения от нормы, то определите и охарактеризуйте вид нарушения.

Третья методика : определение сколиоза. Обследование статиста проводите в положении сидя, стоя. Для выявления возможных деформаций проведите цветную маркировку костных ориентиров: остистых отростков всех позвонков, нижних углов и верхних остей лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц и яремной вырезки грудины.

В положении сидя определите отсутствие или наличие перекоса таза и боковое искривление позвоночника. В положении стоя оцените расположение остистых отростков. Чтобы определить наличие бокового отклонения позвоночника, прикрепите нить отвеса лейкопластырем к коже у верхушки остистого отростка 7 шейного позвонка. Если нить отвеса с линией остистых отростков позвонков образует угол, то имеется сколиоз. При наличии этой патологии одно плечо выше другого, лопатка на вогнутой стороне расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. Расстояние до угла лопатки меньше на выпуклой стороне искривления, чем на вогнутой. В положении стоя определите длину обеих нижних конечностей, наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

Четвертая методика : выявление структурного сколиоза: статист делает медленно наклон вперёд. Помощник изучает спину, глядя со стороны головы вдоль линии остистых отростков. В этом положении хорошо видно боковое искривление позвоночника, на соответствующей стороне спины чётко вырисовывается рёберный горб или мышечный валик.

Рис. 3. Показатели веса учащихся 10-х классов в %

Рис. 4. Показатели окружности груди учащихся 10-х классов в %

В таблице 1 отражены показатели роста, веса, окружности груди, а также экскурсии грудной клетки учащихся 10-х классов.

Для девочек среднего типа телосложения рост рассчитывается по следующей формуле: Рост=6*возраст+76 , а для мальчиков - Рост=6*возраст+77 . Отклонения от средних физических величин не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см - для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения. Нормальная экскурсия грудной клетки составляет от 6 до 9 см.

Глава II . Определение гармоничности телосложения

Обладателем пропорциональной фигуры считается человек, у которого все показатели меньше половины, а объём талии не больше половины роста. Гармоничность телосложения определяется показателем развития грудной клетки, вычисляемой по формуле:

Окружность груди х 100

Рост

При нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50% - телосложение слабое, а если больше 50% - крепкое.


Анализ результатов расчетов гармоничности телосложения учащихся 10-х классов показали, что большая часть 10-классников – около 60% - имеет нормальное телосложение, 36% - слабое, 4% - крепкое. Данные отражены на рис.5 и в таблице 2.

Рис. 5. Гармоничность телосложения учащихся 10-х классов в %

В таблице 2 приведены не только показатели гармоничности телосложения (ГТ), но также и состояние осанки учащихся 10-х классов, о которой будет рассказано в главе 3.

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально-экономические, так и экологические условия (Е.А.Криксунов, 1997).

Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды. Однако, нельзя забывать и том, что каждый человек способен самостоятельно укреплять свое здоровье и совершенствовать физическое развитие (В.П.Похлебин, 1992).

Из рисунка 6 видно, что 50% учащихся не следят за своим здоровьем – это очень тревожный показатель, особенно для данной возрастной группы. 38% уделяют своему физическому развитию недостаточно внимания: возможно, им не хватает теоретических знаний для использования более совершенных методик; или же на это влияет недостаток времени при значительных школьных нагрузках, отсутствие силы воли. И, наконец, только 4% школьников серьезно относятся к своему образу жизни и используют различные методики для сохранения и укрепления здоровья.

Школьникам, не занимающимся своим здоровьем вообще, можно посоветовать начать с малого: скажем, делать ежедневно утреннюю зарядку, начать программу закаливания и заниматься физкультурой в свободное время. Психологически наиболее трудно сделать первый шаг, но без него немыслимо серьезное отношение к собственному здоровью.

Наибольшему количеству 10-классников следует заняться индивидуальным физическим совершенствованием: заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма. Первый шаг уже сделан, следует продолжать в том же направлении.

Тем школьникам, которые серьезно занимаются своим здоровьем, можно продолжать выполнять свои программы оздоровления.

Рис. 6. Отношение учащихся 10-х классов к своему здоровью в %

Глава 3. Определение правильной осанки

На протяжении жизни человека в костной ткани меняется соотношение между органическими и неорганическими веществами. В костях ребенка больше органических веществ, а у пожилых людей – минеральных.

При искривлении поясничного отдела позвоночника может развиться лордоз (от греч. лордос – выгнутый). При этом позвоночник и грудная клетка выгнуты, что приводит к нарушению функций дыхательной и пищеварительной систем. В результате этих заболеваний у человека снижается обмен веществ, появляется повышенная утомляемость, головная боль (Л. П. Анастасова и др., 1997).

При нарушении осанки возникают различные патологические изменения в опорно-двигательной системе, происходит искривление позвоночника, которое может привести к различным заболеваниям.

Поэтому очень важно соблюдать гигиенические правила поведения, особенно в молодом возрасте (формирование правильной осанки у человека стабилизируется к 18 годам). И в первую очередь человек должен следить за своей осанкой (приложения 2,3).

На втором этапе работы учащиеся 10-х классов определили состояние своей осанки (в антропометрии этот метод называется соматоскопическим). Для этого они использовали формулу:

А = ширина плеч*100%

величина дуги спины,

где А – показатель осанки.

Результаты отражены в таблице 2 (см. Главу 2) и на рис.7.

Было произведено сравнение этих данных со среднестатистическими данными:

100-110% - нормальная осанка;

Менее 90 или более 125% - выраженное нарушение осанки;

90-100% или 110-125% - небольшое нарушение осанки.

Из рис. 7 видно, что 42% учащихся имеют выраженное нарушение осанки.

36% - небольшие нарушения осанки. Нормальная осанка – у 22% десятиклассников.

Причиной может являться то, что в лицее все парты и стулья практически одного стандартного размера (Санитарные правила и нормы, 2001).

Рис. 7. Состояние осанки учащихся 10-х классов в %

Глава 4. Определение физической нагрузки, факторов риска, уровня здоровья и степени адаптации к среде

Физическое развитие и здоровье учащихся зависит от многих факторов. Большое значение имеет отношение подростков к своему здоровью: занятия спортом, утренняя зарядка, правильное питание. Для того, чтобы определить факторы риска в развитии заболеваемости, учащимся 10 классов было предложено несколько тестов: «Факторы риска», «Физическая нагрузка», «Здоровье» - В.А. Иванченко, 1994 г., П.П. Морев, 1993 г., В. Михайлов, А. Палько, 1987 г. (приложение 4, приложение 5, приложение 6). Результаты тестирования - в таблице 3.

Для выявления дисплазии тазобедренного сустава большое значение имеет симптом "щелчка". Ребенок находится на спине, и его конечности сгибают на 90° в тазобедренных и коленных суставах. В этом положении головка бедра выводится из вертлужной впадины кзади. Руки обследующего охватывают область коленных суставов - большие пальцы располагаются на внутренней поверхности бедер, указательные - в области большого вертела, а остальные пальцы - вдоль наружной поверхности бедер (рисунок а).

В следующий момент обследования (например, при обследовании правого тазобедренного сустава) левое бедро фиксируют, а на область правого коленного сустава оказывают давление сверху, по оси диафиза бедра (рис. б). Уже в этот момент обследования головка бедра может войти в вертлужную впадину с характерным щелчком.

Затем правое бедро постепенно отводят в сторону, продолжая оказывать давление на область коленного сустава (рис. в). Когда величина угла пассивного отведения бедер достигает 50-60°, указательным пальцем надавливают на область большого вертела, и в этот момент ощущается отчетливый щелчок. Постепенно бедро вновь приводят в исходное положение (рис. г). В той же последовательности производят обследование левого тазобедренного сустава.

Измерение размера большого родничка.

Находится в месте пересечения венечного и сагиттального швов.

Большой родничок имеет ромбовидную форму. Размер его – это расстояние между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Определение размера проводят пальцами на ощупь.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Нащупать края большого родничка.
  2. Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.
  3. Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.
  4. Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка (у новорождённых в среднем от 1,5-2 см до 3x3).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Можно измерение проводить сантиметровой лентой.

*Закрывается большой родничок к возрасту 1-1,5 лет (в наст. время уже к 9-10-му месяцу жизни)

52. Антропометрия новорожденного.

Измерение роста.

Новорожденные и дети до 2 лет: измерение проводят в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера. Ребенка укладывают на спину, упирая макушку в неподвижную планку ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние от неподвижной до подвижной планки соответствует длине тела ребенка.

Измерение окружностей. Окружность головы измеряют наложением мягкой сантиметровой ленты, которая должна проходить через надбровные дуги и затылок. Ленту слегка стягивают, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды - при спокойном дыхании, на высоте вдоха и при максимальном выдохе. Ленту накладывают под углами лопаток, при отведенных в сторону руках, а спереди проводят над сосками

Массу тела грудного ребенка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 грамма
Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм.

53. Определение экскурсии грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки ребенка проводится на вдохе и на выдохе.
Разница величины окружностей грудной клетки ребенка на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя:

Экскурсия грудной клетки ребенка = Окружность грудной клетки на вдохе – Окружность грудной клетки на выдохе.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 – 9 см – средним, а если 10 см и более - высоким.

для детей до 6 мес. - 45 – 2 (6 – n)
от 6 до 12 мес. - 45 + 0,5 (n – 6)
n – возраст ребенка в месяцах

от 1 года до 10 лет - 63 – 1,5 (10 - n)
старше 10 лет - 63 + 3 (n – 10)
n – возраст ребенка в годах

54. Измерение артериального давления у ребенка – на манекене .

Для измерения АД на руках и ногах используют манжеты, соответствующие возрасту и окружности плеча и бедра ребенка.

Размеры манжеты для измерения АД:

Дети 1 года – 3,5 -7 см; дети 2-4 лет -5,5 – 11 см;

дети 2 года – 4,5 -9 см; дети 4-7 лет 6,5 – 13 см;

дети до 10 лет 8,5 – 15 см.

Выполнение. Обоснование.
1. Объяснить (ребёнку) родственникам цель и ход процедуры. Получить согласие. - Соблюдение права пациента на информацию.
2. Ребёнок лежит либо сидит у стола. - Положение, в котором может быть получен достоверный результат.
3. Рука расслаблена, расположена ладонью вверх, плечо находится под углом к поверхности опоры (в положении сидя).
4. Воздух из манжеты должен быть удален. Зазор между манжетой и поверхностью плеча 1-1,5 см (должен входить один палец). - Подготовка манжеты к началу измерения.
5. Манжета накладывается на плечо на 2см выше локтевого сгиба. - Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
6. Соединить тонометр с манжетой. Закрыть вентиль на груше. Фонендоскоп приложить в локтевом сгибе на проекцию плечевой артерии. - Подготовка тонометра к началу измерения.
7. Воздух нагнетать постепенно до уровня, превышающего на 20 мм.рт. ст тот уровень, при котором исчезает пульс на плечевой артерии. - Пережатие артерии необходимо для измерения давления крови в артерии.
8. Открыть клапан тонометра, выслушать появление первого удара, а затем последнего удара пульса, что будет соответствовать максимальному и минимальному артериальному давлению. - При первом ударе фиксируется давление крови в артерии во время систолы, при окончании пульсации – во время диастолы.

Средние показатели АД при его измерении на лучевой артерии приведены в табл.8-3.

* У девочек АД на 5 мм рт.ст. ниже, чем у мальчиков.

Для определения АД у детей старше года можно пользоваться следующими формулами:
АДсист = 90 + 2п (мм рт.ст.),
АДдиаст = 60 + п (мм РТ-СТ-),
где п - возраст в годах.
У здоровых детей АД в артериях правых и левых конечностей существенно не отличается. На ногах показатели АД на 10-15 мм рт.ст. выше, чем на руках.
Пульсовое давление - разность между систолическим и диастолическим АД (пропорционально количеству крови, выбрасываемой сердцем при каждой систоле). С возрастом пульсовое давление увеличивается: у новорожденных оно составляет, в среднем, 42 мм рт.ст., у детей в возрасте 5-6 лет - 44 мм рт.ст., в 14-15 лет - 52 мм рт.ст.

55. Методика определения пульса на периферических артериях – на манекене.

При пальпации периферических артерий оценивают пульс. Артериальный пульс - периодические толчкообразные колебания стенок периферических сосудов, синхронизированные с систолой желудочков сердца. Пульс прощупывают на обеих руках и ногах и сравнивают. При одинаковых показателях пульс расценивают как синхронный.
Снижение пульсации на периферических сосудах свидетельствует о нарушении в них кровотока.
У детей старше 2 лет основные характеристики пульса определяют на лучевой артерии. Оценивают ЧСС, ритмичность, напряжение, наполнение, величину и форму пульса.
В раннем возрасте на одно дыхательное движение в среднем приходится
3- 3,5 сердечных сокращения, а в старшем - 4.

  • У новорожденного - 140 – 160 ударов в минуту;
  • В 1 год - 120 – 125 ударов в минуту;
  • В 1- 2 года -110 – 115 ударов в минуту;
  • В 2 – 3 года - 105 – 110 ударов в минуту;
  • В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту;
  • В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту;
  • Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Прием Геймлиха.

Приготовьтесь похлопывать по спине. Положите ребенка, находящегося в сознании, лицом вниз на колено, чтобы похлопать его по спине. Держите ребенка крепко в этом положении (лицом вниз) и поддерживайте его голову. Ребенок своей грудью должен крепко опираться на вашу руку; можете придерживать его своим бедром.

  • Затем сомкните пальцы одной ладони вместе, образуя как бы весло, и осторожно похлопайте по спине, прямо между лопатками ребенка. Удары не должны быть настолько сильными, чтобы могли травмировать ребенка.
  • Проверить рот на наличие постороннего предмета. Если такой обнаружите, немедленно его извлеките.

Надавите на грудь. Если ребенок кашляет и плачет, то это хороший знак, означающий, что он дышит. Если ребенок не плачет после выполнения предыдущих действий и предмет откашлять не удалось, значит, похлопывание по спине не помогло. В данном случае, нужно выполнить надавливания на грудь.

  • Положите ребенка лицом вверх на колени, чтобы голова была ниже уровня туловища.
  • Приложите три пальца прямо к центру грудной клетки ребенка (к грудине, чуть ниже линии сосков). Средний палец должен быть прямо на середине грудной клетки, сверху.
  • Расположив пальцы в нужном положении, поднимите средний палец и, используя только оставшиеся пальцы, сильно надавите 5 раз.
  • Снова проверьте рот и удалите видимый предмет.

Повторно проверьте, дышит ли ребенок. Если нет, то чередуйте похлопывания по спине и надавливания на грудную клетку, как описано выше, до прибытия скорой помощи.

Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся ребенку:

  1. Положите ребенка на спину на твердую поверхность и встаньте на колени в его ногах, или держите его на коленях лицом от себя
  2. Положите средние и указательные пальцы обеих рук на живот ребенка на уровне между пупком и реберными дугами
  3. Энергично надавите на эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме, не сдавливая грудную клетку.

57. Определение и обеспечение проходимости верхних дыхательных путей

Восстановление проходимости дыхательных путей - первый и очень важный этап реанимации, так как, не обеспечив проходимости дыхательных путей и возможности ИВЛ, дальнейшие мероприятия становятся бесполезными.

Пальцами одной руки захватывают подбородок, а другая рука находится на лбу по линии волосистой части головы. Подбородок поднимают, выталкивая нижнюю челюсть вперед. Другой рукой разгибают голову, что обеспечивает приоткрывание рта.

Также проводится прием Эсмарха, который дает возможность открыть рот и провести его санацию. Оказывающий помощь становится на колени у головы больного, пальцами обеих рук захватывает углы нижней челюсти и перемещает ее вперед, большие пальцы давят на подбородок и тем самым открывают рот. Указательным и средним пальцами левой руки исследуют ротоглотку и удаляют инородные тела.

Оба приема - разгибание головы и Эсмарха - рекомендуются в качестве единого приема, обеспечивающего приоткрывание рта – триада Сафара . Это тройной прием, включающий в себя три компонента (разгибание головы назад; открывание рта; выдвижение нижней челюсти вперед).

Для того чтобы правильно собрать анамнез, студенты учатся годами учатся опрашивать, осматривать и обмерять пациента. Это целое искусство - быстро и качественно заполнить первичную карту так, чтобы даже врачу, который никогда не встречался с вашим больным, было сразу все понятно. Одним из этапов сбора анамнеза является антропометрическое исследование, включающее в себя определение размеров грудной клетки, объема дыхательных движений, их симметричности и частоты, участие в акте дыхания мускулатуры.

Форма грудной клетки

К чему врач стремится в процессе осмотра? В первую очередь это выявление характеристик грудной клетки в покое и в процессе движения наряду с показателями спирометрии, например, такими как объем вдоха, скорость и объем выдоха и многие другие. Их взаимоотношение поможет дифференцировать пульмонологическую патологию от неврологической, от травмы или отека легких.

В первую очередь при визуальном осмотре мы можем посмотреть Различают правильную или неправильную вариации. Далее смотрим на симметричность обеих ее половин и равномерность дыхательных движений.

Тип грудной клетки

В клинической анатомии выделяют следующие возможные варианты развития событий:

  1. Нормостенический, когда соотношение ширины и глубины правильное, над- и подключичные ямки умеренно вдавлены, ребра идут косо, расстояние между ними сохраняется в норме, лопатки неплотно прижаты к грудной клетке, а угол эпигастрия прямой.
  2. Астенический тип чаще всего бывает у стройных людей. Размер, представляющий глубину грудной клетки меньше, за счет этого создается впечатлением, что она имеет вытянутую форму. Чаще всего ямки около ключицы выражены резко, кожа над ними западает. Ребра расположены скорее вертикально, чем под углом, угол, сформированный мечевидным отростком, острый. У таких людей чаще всего слабо развиты мышцы плеча и спины, а нижний край ребер легко прощупывается при пальпации.
  3. Гиперстенический тип, соответствует какому же Грудная клетка слегка похожа на цилиндр, глубина и ширина одинаковы, промежутки между ребрами узкие, они расположены практически параллельно. Над- и подключичные ямки выделяются слабо, эпигастральный угол тупой.
  4. встречается у больных ХОБЛ и бронхиальной астмой. Она похожа на гиперстеническую, но имеет достаточно широкие межреберные промежутки, ход ребер горизонтальный, практически без уклона, лопатки по отношению к ребрам расположены вплотную, нет явного выделения над- и подключичных ямок.
  5. Паралитическая грудная клетка по внешним признакам похожа на астеническую. Она встречается у больных туберкулезом, хроническими заболеваниями легких, плевры, у сильно истощенных, кахексичных людей и при генетической патологии - синдроме Морфана.
  6. Рахитическая, или килевидная грудная клетка - встречается в основном у детей. Ее отличительные особенности - это вдавление в центральной части в области грудины. А также наличие симптома четок, утолщений в месте перехода костной части ребра в хрящевую из-за неправильного остеогенеза.

Способ дыхания

Экскурсия грудной клетки зависит не только от ее типа и формы, но и от того, как человек дышит: ртом или носом. В этой связи различают разные типы дыхания.

Грудное - встречается преимущественно у женщин. При этом типе основная нагрузка падает на межреберные мышцы и диафрагму. Брюшной тип дыхания больше характерен для мужчин. У них в акте дыхания активно участвует передняя брюшная стенка.

Различают также ритм дыхания (ритмичное или аритмичное), глубину (глубокое, средней глубины или поверхностное) и частоту (количество дыхательный движений в минуту).

Симметричность

Дыхательная экскурсия грудной клетки в норме симметрична. Для того чтобы проверить этот признак, нужно посмотреть на движение нижних углов лопаток во время глубокого вдоха и выдоха. Если одна из лопаток не успевает за другой, это говорит о нарушении и может свидетельствовать о воспалительных процессах, таких как плевриты. Кроме того, асимметрия может наблюдаться после оперативных вмешательств на грудной клетке, при сморщивании легкого вследствие злокачественных новообразований или некроза.

Еще один случай, когда экскурсия грудной клетки может быть нарушена - это патологическое увеличение легкого. Такая ситуация может наблюдаться при эмфиземе, бронхоэктатической болезни, выпотном или экссудативном плеврите, закрытом пневмотораксе.

Техника измерения

Как определить экскурсию грудной клетки? Довольно просто: путем замеров и несложных вычислений.

Обследуемого просят встать лицом к врачу и развести руки в стороны. Желательно, чтобы верхняя часть туловища при этом была освобождена от одежды. Затем доктор берет сантиметровую ленту и располагает ее так, чтобы она проходила через углы лопаток. Исследуемому предлагается сделать глубокий вдох и задержать дыхание. В этот момент производится первый замер. После чего пациент может выдохнуть и снова задержать дыхание, чтобы врач смог еще раз измерить окружность грудной клетки. Собственно, это и была экскурсия грудной клетки. Как измерить частоту вдохов или их глубину в литрах? Тоже достаточно просто, если есть дополнительное оборудование, такое как часы и пикфлуометр.

Деформация грудной клетки

Экскурсия грудной клетки в норме должна быть симметрична над всеми участками, но иногда наблюдается неравномерное сопротивление ее стенок давлению воздуха. И тогда образуются выпячивания или втягивания. Втягивание - это, как правило, следствие фиброза или ателектаза легкого. А одностороннее выбухание грудной клетки может указывать на скопление в этом месте жидкости или воздуха.

Для проверки симметричности врач должен приложить руки к спине больного по обе стороны от позвоночного столба и попросить сделать несколько глубоких вдохов. Отставание одной из половин может говорить доктору о том, что у человека развивается плеврит или пневмония, а равномерное снижение или отсутствие экскурсии легких может натолкнуть на мысль об эмфиземе.

Нормальные показатели

На самом деле, не существует четких критериев, какая должна быть экскурсия грудной клетки. Норма (см) довольно относительна и зависит от возраста, телосложения, пола человека. В среднем она колеблется в пределах от одного до трех сантиметров. - тоже значение относительное, только для детей существуют специальные таблицы, которые отражают динамику и гармоничность их развития.

Частота дыхания

Когда определена экскурсия грудной клетки, врач занимается подсчетом вдохов-выдохов. В этот момент важно отвлечь пациента на что-то другое, иначе он может исказить результаты, дышать более часто или, наоборот, реже.

Поэтому незаметно для больного специалист располагает руку на поверхности грудной клетки. Это удобно делать, когда считаешь пульс и подсчитываешь количество движений в минуту. Нормальная экскурсия грудной клетки предполагает двенадцать-двадцать дыхательных движений. Если пациент не дотягивает до нижней границы нормы, то, скорее всего, у него скоро проявится неврологическая симптоматика, если же частота значительно выше, то вероятный диагноз связан с патологиями, что препятствуют человеку глубоко дышать (жидкость, перелом ребер, невралгии и т. д.). Кроме того, учащение дыхания может наблюдаться по причине лабильного психоэмоционального состояния, на высоте лихорадки либо в предагонии.

Экскурсия грудной клетки (разница ее окружности между вдохом и выдохом) не всегда входит в приоритетное исследование врачей скорой помощи или соматических стационаров. Это считается рутинным занятием, хотя и не заслуженно. Раньше, когда еще не были повсеместно распространены аппараты УЗИ, МРТ и КТ, доктора могли выявить скрытую патологию, просто приложив руку к груди больного.