Является началом для физического развития. Open Library - открытая библиотека учебной информации

  • Дата: 21.09.2019

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, ᴛ.ᴇ. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ - ϶ᴛᴏ комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

Соматометрические;

Физиометрические;

Соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся :

  • Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

  • Вес – правильнее говорить «масса тела».

Вес тела является объективным показателœем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целœесообразно проводить утром натощак.

Для определœения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

  • Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

  • Диаметры – ширина тела в различных его зонах.

К физиометрическим показателям относятся :

  • Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

Средние показатели ЖЕЛ:

У мужчин 3500- 4200 мл,

У женщин 2500-3000 мл,

У спортсменов 6000-7500 мл.

Для определœение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :

Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

где L – рост в см, P – вес в кᴦ.

К примеру, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.

  • Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

  • Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, принято называть максимальным потреблением кислорода (МПК ).

  • Динамометрия – определœение сгибательной силы кисти.

Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кᴦ.

У правшей средние значения силы правой кисти :

Для мужчин 35-50 кг;

Для женщин 25-33 кᴦ.

Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, ᴛ.ᴇ. соотнесенную с массой тела.

Для определœения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

К примеру, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кᴦ.:

52 х 100 / 75 = 69,33%

Средние показатели относительной силы:

У мужчин 60-70% массы тела;

У женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся :

  • Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята͵ нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

  • Тип телосложения – характеризуется шириной скелœетных костей.

Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

  • Форма грудной клетки

Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).

Рис 3. Формы грудной клетки:

а - коническая;

б - цилиндрическая;

в - уплощенная;

Надчревный угол

Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.

Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.

Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.

  • Форма спины

Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.

Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. принято называть кифозом, вперёд – лордозом.

В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.

Одними из базовых причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

  • Форма ног

Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.

развития костей и мышц нижних конечностей.

  • Форма стопы

Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.

Рис. 6. Формы ступней:

а – полая

б – нормальная

в – уплощённая

г – плоская Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

  • Форма живота

Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.

Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).

Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

  • Жироотложение

Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Вместе с тем, определяют равномерность и локальное отложение жира.

производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения. 3. Оценка функциональной тренированности

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ – состояние систем организма (костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку.

При изучении функциональной подготовленности организма к физическим нагрузкам наиболее важно состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Изучение данных систем проводится с помощью различных физиологических и функциональных проб :

  • Пульс покоя (ЧСС)

Измеряется при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку. Как правило, замеряется по 15-секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 минуту (число ударов в минуту) путём умножения на 4.

ЧСС в покое в среднем :

У мужчин 55-70 уд/мин;

У женщин 60-75 уд/мин.

При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – редким (брадикардия).

  • Артериальное давление

Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) артериальное давление:

Систолическое давление (макс) - ϶ᴛᴏ давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сер­дечного цикла.

Диастолическое давление (мин) – определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протя­жении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Формула идеального давления для каждого возраста:

макс. АД = 102 + (0,6 х кол-во лет)

мин. АД = 63 + (0,5 х кол-во лет)

Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются:

Систолическое – от 100 до 129 мм рт.ст.,

Диастолическое – от 60 до 79 мм рт.ст.

Артериальное давление выше 130 мм рт.ст. для систолического и выше 80 мм рт.ст. для диастолического принято называть гипертоническим (ᴛ.ᴇ. повышенным), ниже 100 и 60 мм рт.ст. соответственно –гипотоническим (ᴛ.ᴇ. пониженным).

  • Ортостатическая проба

При проведении ортостатической пробы выявляется реакция организма на спокойный переход из положения лёжа в положение стоя. Определяется разница ЧСС в положении лежа и после спокойного вставания.

Проба проводится следующим образом:

Занимающийся лежит на спинœе, у него определяют ЧСС (до получения стабильных значений). После этого занимающийся плавно встает, и вновь измеряется ЧСС.

В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 уд/мин. Считается, что учащение его более чем на 20 уд/мин свидетельствует о недостаточной нервной регуляции сердечно-сосудистой системы.

  • Тест Руффье-Диксона

При проведении этого теста выявляется реакция сердечно-сосудистой системы на умеренную нагрузку.

Тест проводится следующим образом:

Занимающийся отдыхает в положении сидя 5 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 10 сек. Далее выполняется 20 глубоких приседаний за 40 сек. Сразу после приседаний в положении сидя вновь подсчитывается ЧСС за 10 сек. В третий раз ЧСС подсчитывается через минуту отдыха, также в положении сидя. Показатели определяются следующим образом:

индекс = 6 х (P 1 + P 2 + P 3) – 200
10

где P 1 – пульс в покое; P 2 – пульс после 20 приседаний; P 3 – пульс через минуту отдыха.

Оценка для мужчин и женщин :

атлетическое сердце – 0;

«отлично» (очень хорошее сердце) – 0,1-5,0;

«хорошо» (хорошее сердце) – 5,1-10,0;

«удовлетворительно» (сердечная недостаточность) – 10,1-15,0;

«плохо» (сердечная недостаточность сильной степени) – более 15,1. 4. Самоконтроль

САМОКОНТРОЛЬ – метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья. Чтобы самоконтроль был эффективным, крайне важно иметь представление об энергетических затратах организма при нагрузке, знать временные интервалы отдыха, а также приемы, средства и методы эффективного восстановления функциональных возможностей организма.

Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета субъективных и объективных показателœей. 4.1. Субъективные показатели самоконтроля

К субъективным показателям самоконтроля относятся:

  • Настроение

Настроение является существенным показателœем, отражающим психическое состояние занимающихся.

Хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен;

Удовлетворительным при неустойчивом эмоциональном состоянии;

Неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

Занятия физической культурой оздоровительной направленности всœегда должны достав­лять удовольствие.

  • Самочувствие

Самочувствие является одним из важных показателœей физического состояния, влияния физических упражнений на организм.

Самочувствие может быть:

Хорошим (чувство силы и бодрости, желание заниматься);

Удовлетворительным (вялость, упадок сил);

Неудовлетворительным (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое);

Плохим (как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки).

  • Болевые ощущения

Характеризуются болями в мышцах, головными болями, болями в правом или левом боку и т.д.

При характеристике сна отмечается его продолжительность, глубина, наличие нарушений (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).

Сон является наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями. Он имеет решающее значение для восстановления нерв­ной системы. Глубокий, крепкий, быстро наступающий сон вызывает чувство бодрости, прилив сил.

  • Аппетит

Аппетит может быть оценен как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой.

Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит неустойчив – он легко нарушается при недомоганиях, болезнях, переутомлении. В случае чрезмерной интенсивности нагрузки аппетит может резко снизиться. Самочувствие человека по субъективным показателям может быть оценено следующим образом:

Таблица 1

Внешние признаки утомления при занятиях физическими

упражнениями (по Танбиану Н.Б.)

Признак утомления Степень утомления
небольшая значительная резкая (большая)
Окраска кожи небольшое покраснение значительное покраснение резкое покрасне­ние или побледнение, синюшность
Потливость небольшая большая (плечевой пояс) очень большая (всœе туловище), появление соли на висках, на ру­башке, майке
Движение быстрая походка неуверенный шаг, покачивание резкие покачи­вания, отставание при ходьбе, беге
Внимание хорошее, безошибочное выполнение указаний неточность в выпол­нении команды, ошибки при пере­мене направлений замедленное вы­полнение команд, воспринимаются только громкие команды
Самочувствие никаких жалоб жалобы на усталость, боли в но­гах, одышку, сердцебиение жалобы на уста­лость, боли в но­гах, одышку, головную боль, «жжение» в груди, тошноту, рвоту

Физическое развитие– это комплекс морфологических и функциональных расстройств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил. При изучении физического развития детей не только исследуются морфологические и функциональные признаки, но и определяется уровень биологического развития организма.

Изучения физического развития включает в себя:

1. Изучение физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени;

2. Динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;

3. Разработку мер региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физического развития детей;

4. Оценку эффективности оздоровительных мероприятий.

Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Физическое развитие является одним из важнейших показателей состояния здоровья и зависит от условий жизни, воспитания подрастающего поколения, служит объективным методом контроля эффективности оздоровительных мероприятий.Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения, однако показатели физического развития не являются обязательными для официального статистического анализа и не отражаются в отчетности, что не позволяет повсеместно и постоянно следить за уровнем и динамикой развития отдельных групп населения.

Основными признаками физического развития являются :

1. Антропометрические, т.е. основанные на изменении размеров тела скелета человека и включающие:

· соматометрические – размеры теле и его частей;

· остеометрические – размеры скелета и его частей;

· краниометрические – размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.

3. Физиометрические признаки, т.е. признаки, которые определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно, они измеряются с помощью специальных приборов. К ним относятся: жизненная емкость легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра и др.

Перечисленные показатели, взятые в отдельности, не могут характеризовать физическое развитие ребенка. Оценка должна проводиться комплексно при одновременном учете всех показателей.

Физическое развитие, отражая процессы роста и формирования организма, находится в непосредственной зависимости от других показателей здоровья. Заболевания, связанные с эндокринными расстройствами, нередко сопровождаются значительным нарушением физического развития (гигантизм, акромегалия, гипофизарный нанизм, инфантилизм и др.). Такие хронические заболевания, как ревматизм, туберкулезная интоксикация, также оказывают влияние на физическое развитие. Доказано, что рахит, хроническая дизентерия у детей в раннем возрасте задерживают физическое развитие. Вместе с тем, течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.

На уровень физического развития влияет комплекс социально-биологических, медико-социальных, организационных, природно-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Физическое развитие зависит и от социальных условий. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях в образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска неблагополучия семей, требующих мер медико-социального воздействия. Физическое развитие имеет выраженную социальную обусловленность. Уровень социального благополучия отражается на показателях физического развития населения, и в первую очередь детей. В период после революции 1917 года и Гражданской войны показатели физического развития населения улучшались. В годы Великой Отечественной войны наблюдалось снижение уровня физического развития. Особенно значительное отставание наблюдалось у детей в районах временной оккупации. Специальные меры государства по ликвидации санитарных последствий войны году способствовали быстрому восстановлению уровня физического развития. К 1950 году почти по всем возрастным группам было отмечено восстановление показателей довоенного уровня. Многочисленными исследованиями, проведенными в последующие годы, было установлено не только улучшение показателей физического развития детей и подростков, но и ускорение темпов роста и развития, получившее название акселерации. Наблюдается она у детей с раннего детства. Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармонической и дисгармонической акселерацией. При гармонической акселерации имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства. При дисгармонической акселерации ускорение созревания может не сопровождаться ускорением роста, полового развития, что создает тенденцию к грацилизации.

Причины акселерации не совсем ясны. Существуют различные гипотезы причин акселерационных сдвигов .

1. Алиментарная теория: улучшение питания детей (увеличения потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);

2. Радиоволновая гипотеза (влияние электромагнитных полей от радиостанций)

3. Более интенсивная инсоляция (стимулирующее влияние физического воспитания и спорта на рост и развитие молодого поколения);

4. Урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активирует тропные функции);

5. Генетический эффект (постоянное смешивание населения, гетеролокальные браки и ускорение развития потомства в связи с гетерозисом, т.е. со свойством гибридов первого поколения превосходить по ряду признаков лучшую из родительских форм.

Однако не вызывает сомнения, что в происхождении акселерации имеет значение суммарное взаимодействие биологических и социальных факторов.

Анализируя антропологические показатели у населения в различные эпохи, ученые отмечают, что периоды увеличения и уменьшения роста и скорости созревания наблюдались, очевидно, и в прежние времена, но интенсивность этих процессов была меньше.

В 80-х годах стали появляться сообщения о стабилизации процесса акселерации. Вначале эту тенденцию отметили ученые Норвегии, Германии, Чехословакии, Италии, Японии, а затем и других экономически развитых стран. Прогнозируя процесс акселерации, можно предложить, что в экономически развитых странах произойдет заметное замедление акселерации (появился даже термин «десельрация» - явление, обратное акселерации). Однако в развивающихся странах ожидается значительное ускорение индивидуального развития детей.

Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем:

Более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности;

Необходимость в установлении новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;

Нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития и созревания, усложнение дифференцировки между нормой и патологией;

Диссоциацией между предельным ростом и ростом поперечников тела создает тенденцию к грацилизации тела и росту числа осложнений в родах.

Оценка физического развития имеет важное значение для многих областей медицины. Клинико-диагностические значения оценки физического развития нашли свое место в «конституциональной» диагностике: для определения конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания. Некоторые показатели физического развития используются для выявления антропометрических признаков риска ряда заболеваний и патологических состояний. Например, в акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов. Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных возможностей ребенка. В статистике некоторые антропометрические показатели являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность» и др. В гигиене показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск.

Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются генерализирующий(поперечного сечения популяции) и индивидуализирующий (продольный) методы наблюдения. Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются, и при обработке получают средние данные физического развития на определенный момент, характеризующие данную группу.

Индивидуализирующий метод представляет собой тип «продольного» длительного наблюдения за развитием каждого отдельного ребенка.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние показатели являются возрастными стандартами физического развития соответствующих групп населения.

Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в различных климато-географических зонах. В городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают различный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные и региональные стандарты физического развития. Местные должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни. Теоретически доказана возможность выведения так называемых зональных стандартов (включение в одну зону территориально близких, сходных по экономическим и географическим условиям районов страны).

Стандарты физического развития широко используются в практической деятельности медицинских учреждениях, обслуживающих детские и подростковые контингенты. Они необходимы как для оценки физического развития коллективов, так и для индивидуальной оценки.

Оценка физического развития коллектива проводится путем анализа возрастных изменений средних арифметических взвешенных, годичных приростов показателей в различные возрастные периоды. Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива в динамике производится путем вычисления средних арифметических взвешенных основных признаков в однородных возрастно-половых группах и определением достоверности разности средних величин.

Наблюдение за физическим развитием детей начинается с момента рождения и регулярно продолжаются в детских поликлиниках, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки, установленные специальными приказами. Детальная оценка показателей физического развития проводится при углубленных медицинских осмотрах. Обязательному освидетельствованию физического развития подлежат новорожденные, дети первого года жизни (ежемесячно), перед поступлением в школу и школьники «декретированных» классов (3-и,6-е,8-е классы). Для детей до 3-х лет предусмотрена оценка роста, массы тела, окружности груди и головы с учетом возраста и соответствия массы тела росту. У недоношенных детей при этом используются специальные таблицы.

Этапы оценки физического развития детей

Iэтап. Определение возрастной группы ребенка.

IIэтап. Измерение параметров и взвешивание детей по общепринятой методике.

IIIэтап. Оценка конституционных особенностей телосложения и полового развития.

IVэтап. Выбор необходимых оценочных таблиц.

Vэтап. Выявление динамики показателей и фиксация в медицинской карте ребенка.
VIэтап. Оценка физического развития.

Результаты оценки вносятся в первичную медицинскую документацию. Антропометрические данные ребенка необходимо сопоставить со стандартами физического развития, разработанными с использованием различных методов статистического анализа.

Для индивидуальной оценки физического развития детей используются:

· метод индексов;

· метод сигмальных отклонений;

· метод по шкалам регрессии;

· центильный метод.

В настоящее время успешно применяется центильный метод. Преимущество этого метода по сравнению с другими методами состоит в том, что центильные шкалы составлены по 10 признакам, которые позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, выявить детей, склонных к ожирению, оценить функциональное состояние организма, выявить детей с изменением сосудистого тонуса. Поскольку центильные шкалы разработаны для определенных возрастно-половых групп детей, необходимо, прежде всего, установить возраст ребенка с точностью до дней, чтобы отнести его к соответствующей возрастной группе.

У взрослого населения регулярная оценка физического развития не производится .

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Интенсивность изменения его показателей зависит от возраста и тем значительнее, чем моложе ребенок. Отмечается неравномерность развития на протяжении всего периода роста. Выявлены различия в состоянии здоровья детей с разным уровнем физического развития. Гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие свидетельствует о благоприятном течении процессов роста и развития. Отклонение от нормального развития свидетельствует о неблагополучии. У детей, отстающих в физическом развитии от своих сверстников, чаще отмечается дисгармоничность морфологического статуса за счет дефицита массы тела и снижения функциональных показателей, у этой группы детей чаще наблюдаются хронические заболевания сердца, легких, почек. В особом внимании педиатров нуждаются дети с отклонениями в физическом развитии в результате избыточной массы тела. Как отмечалось, данные физического развития необходимо учитывать в первую очередь при обследовании и оценке здоровья детей, но и физическим развитием взрослых не следует пренебрегат

54. Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах.

Комплекс профилактических мер, реализуемый через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой . Медицинская профилактика по отношению к населению бывает индивидуальной , групповой и популяционной (массовой). Индивидуальная профилактика – это проведение профилактических мероприятий с отдельными лицами; групповая – с группами лиц со сходными факторами риска; популяционная – охватывает большие группы на- селения (популяцию) или население в целом. Кроме того, различают первичную, вторичную и третичную профилактику, или реабилитацию.

Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Первичная профилактика включает в себя комплекс мер, преду-сматривающих:

Снижение влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни);

Формирование здорового образа жизни; предупреждение профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте;

Проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление заболеваний, а также предупреждение их обострений, осложнений и хронизацию. Вторичная профилактика включает в себя:

Целевое санитарно-гигиеническое обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием (организация школ здоровья для больных, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.);

Проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития;

Проведение курсов профилактического (противорецидивного) лечения.

Третичная профилактика , или реабилитация, – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных физиологических, социальных функций организма, качества жизни и трудоспособности больных и инвалидов. Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений. Одним из важнейших компонентов первичной профилактики является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уро-вень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни. Важнейшими направлениями формирования ЗОЖ являются:

Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья: личная гигиена, гигиена труда, отдыха, питания, физкультура, гигиена половой жизни, медико-социальная активность, гигиена окружающей среды и др.;

Пропаганда мер по профилактике факторов, пагубно влияющих на здоровье: избыточного потребления пищи при недостаточной физической нагрузке, злоупотребления спиртными напитками, употребления наркотиков, курения табака, соблюдения некоторых этнических обрядов и привычек и т.д. Для пропаганды здорового образа жизни используют различные методы: Вербальные формы пропаганды– лекции, беседы, теле- и радиовыступления; печатные формы – листовка, брошюра,газетные и журнальные публикации и тд; наглядные формы-фотографии, слайды, микро и макропрепараты.

Первичными подразделениями службы формирования здорового образа жизни являются отделения (кабинеты) профилактики.Они организуются в составе территориальных поликлиник, поли- клинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей.Организационно-методическое руководство деятельностью отделений (кабинетов) медицинской профилактики осуществляет региональный Центр медицинской профилактики. Отделение (кабинет) медицинской профилактики возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики. Основными задачами отделения (кабинета) медицинской профилактики являются координация взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с региональным центром медицинской профилактики, организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, про-паганде медицинских и гигиенических знаний, здорового образа жизни.

«Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено решение следующих задач:

Формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового об- раза жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения. Привлечение граждан к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения

Разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

Создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

Обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

Внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями. Таким образом, рационально построенная система профилактики дает высокий социальный и экономический эффект за счет предотвращения преждевременной смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, сокращения расходов на выплату социальных пособий и др.

Цель профилактики, ее задачи, уровни (Государственный, коллективный, семейный, индивидуальный) и виды: социальная, социально-медицинская (медико-социальная), медицинская. Стадии профилактики. Критерии оценки эффективности профилактики.

Профилактика – это комплекс государственных, общественных и медицинских мероприятий направленных на предупреждение развития конкретных заболеваний или патологических состояний. Т. о., профилактика в широком смысле означает мероприятия по создание оптимальных условий, направленных на укрепление здоровья, повышение трудовой активности и долголетия людей, включая условия труда, отдыха, жилищно-бытовые условия, развитие физической культуры и т.п.

Задачи:
1. Укрепление здоровья человека. Улучшение параметров функционирования органов и систем организма в целом
2. Сохранение нормального функционирования органов и систем у лиц с факторами риска
3. Профилактика прогрессирования болезней и их осложнений

Уровни профилактики:

1. Государственный – осуществляется законодательными и исполнительными органами власти. Сюда входит охрана окружающей среды, трудовое законодательство, социальное, пенсионное, мед страхование, законодательство об охране здоровья и здравоохранении.

2Профилактические мероприятия на уровне трудового коллектива предусматривают меры по обеспечению санитарно-гигиенического контроля производственных условий, гигиены жилища, торговли и общественного питания, по созданию рационального режима труда, отдыха, благоприятного психологического климата и взаимоотношений в коллективе, санитарно-гигиеническому воспитанию.

3.Профилактика в семье неразрывно связана с индивидуальной профилактикой и является определяющим условием формирования здорового образа жизни, она призвана обеспечить высокий гигиенический уровень жилья, рациональное питание, полноценный отдых, занятия физической культурой и спортом, создание условий, исключающих появление вредных привычек.

4. Индивидуальный – состоит из здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, соблюдение гигиены и др.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.

Виды профилактики:

1) Социальная- это вид социальной работы, направленной на предотвращение сложным жизненным обстоятельствам семей, детей и молодежи, аморальной, противоправной поведении в семьях, среди детей и молодежи, выявление любого негативного влияния на жизнь и здоровье детей и молодежи и предотвращения такого воздействия и распространению социально опасных болезней среди детей и молодежи
2)Социально-медицинская- это пр-ка направленная на охрану здоровья коллектива, общества. Основное в соц- мед пр-ке – устранить причины и условия, вызывающие возникновение заболеваний, на основе комплекса социально-экономических и медицинских мероприятий, осуществляемых государственными, общественными организациями, органами и учреждениями здравоохранения.

3) Медицинская- комплекс профилактических мер, реализуемых через систему здравоохранения. Медицинская профилактика по отношению к населению бывает индивидуальной, групповой и популяционной (массовой)

3.1 индивидуальная – профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами. Индивидуальная медицинская профилактика – личная гигиена – научно-практическая медицинская деятельность по изучению,разработке и внедрению в повседневную индивидуальную жизнь гигиенических знаний, требований и принципов сохранения и укрепления здоровья. Это понятие используют также для определения соответствия жизнедеятельности человека медико-гигиеническим нормам и медицинским рекомендациям – сознательное активное гигиеническое поведение;

3.2 групповая – профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющими сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);

3.3 популяционная (массовая) – профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.

Стадии:

Первичная профилактика – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья. Первичная профилактика включает в себя комплекс мер, предусматривающих: снижение влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни); формирование здорового образа жизни; предупреждение профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте; проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление заболеваний, а так- же предупреждение их обострений, осложнений и хронизацию. Вторичная профилактика включает в себя: целевое санитарно-гигиеническое обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным з болеванием (организация школ здоровья для больных, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.); проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития; проведение курсов профилактического (противорецидивного) лечения.

Третичная профилактика , или реабилитация, – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных физиологических, социальных функций организма, качества жизни и трудоспособности больных и инвалидов. Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений.

Одним из важнейших компонентов первичной профилактики является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни.


Похожая информация.


В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

Остановимся на определении таких понятий, как "физическое развитие", "физическое совершенство", "физическая подготовленность" и определим их взаимосвязь.

Физическое развитие -- динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.

Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать большее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость лёгких, мышечная сила кистей рук и др.; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.

  • 1. Аэробная выносливость -- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
  • 2. Скоростная выносливость -- способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
  • 3. Силовая выносливость -- способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
  • 4. Скоростно-силовая выносливость -- способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
  • 5. Гибкость -- способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счёт эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
  • 6. Быстрота -- способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
  • 7. Динамическая мышечная сила -- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объёма и плотности мышц -- «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
  • 8. Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
  • 9. Состав тела -- соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
  • 10. Росто-весовые характеристики и пропорции тела -- эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определённых двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определённых спортивных достижений.
  • 11. Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность -- это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью .

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и её цели.

Физическое совершенство -- исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества.

физическое воспитание развитие

В узком значении термин физическое развитие используется для обозначения антропометрических и биометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д.).

В широком понимании термин «физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие). В детском саду не менее двух раз в течение года проводится специальное обследование физического развития детей, определяется гармоничность развития, соответствие его возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическое развитие человека - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и другое; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя,), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния

Аэробная выносливость -- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.

Скоростная выносливость -- способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.

Силовая выносливость -- способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.

Скоростно-силовая выносливость -- способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.

Гибкость -- способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.

Быстрота -- способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.

Динамическая мышечная сила -- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц -- «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.

Ловкость -- способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

Состав тела -- соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.

Росто-весовые характеристики и пропорции тела -- эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.

Важным показателем физического развития человека является осанка -- комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

На физическое развитие влияет природная (биологическая) основа, передаваемая по наследству, и социальные факторы (воспитание, труд, быт).

В этой совокупности факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. С помощью средств и методов физического воспитания можно направленно воздействовать на физическое развитие человека.

физический развитие выносливость дети

Закономерности физического развития.

Анатомо-физиологические особенности детей грудного, раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Медико-психологические особенности работы с детьми грудного и раннего возраста

Под физическим развитием (ФР) понимают динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. Скорость роста и созревание органов и систем запрограммировано наследственными механизмами.

Закономерности физического развития.

Процессы роста подчиняются определенным законам.

1. Замедление скорости роста с возрастом. Наибольшая скорость в раннем возрасте. Чем старше ребенок, тем интенсивность роста меньше, за исключением пубертатного периода.

2. Неравномерность скорости роста:

Максимально в 1-4 г. масса

Рост ребенка ускоряется ночью и летом. Темпы роста снижаются при избыточном или длительном влиянии неблагоприятных факторов.

3. Непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.

4. Половая специфичность роста. Девочки растут и развиваются быстрее, пубертатный период наступает на 2 года раньше, но мальчики имеют более высокие показатели роста.

Критические периоды. Влияние факторов внешней среды на физическое развитие.

Для роста плода: - здоровье матери, полноценное питание, образ жизни матери, нормальная транспортная функция плаценты.

После рождения ребенка: - рациональное вскармливание, адекватная физическая активность, достаточный сон, эмоциональный комфорт, доброжелательность окружающих, оптимальная информационная нагрузка.

Средние показатели физического развития. Для зрелого доношенного ребенка при рождении характерны:

масса 3300 (девочки)

масса 3500 (мальчики)

50-52 см – рост

34-35 – голова

33-35 – грудь.

Индивидуальные различия могут быть значительными (например вес 2500-4000 и др.).

Динамика показателей расчетным методом. Ориентировочно можно рассчитать основные антропометрические показатели массы m

Масса тела = m 6мес + 400 г. (на каждый след. месяц)

(для детей 1-го года) (8200-8400) - 800 г. (на каждый недостающий)

M тела = m 5лет + 3 кг (на каждый последующий год)

(после года) с 2-11 лет (19 кг) - 2 кг (на каждый последующий год)

m тела = (возраст х 5) – 20 кг

Длина тела

L тела = L 6мес. - 2,5 см (на недостающий месяц)

(до 1 года) (66см) + 1,5 см (на каждый последующий)

L тела = L 4года - 8 см (на недостающий год)

после 1 года (100см) + 7 см (последующий год)

L тела = L 8лет - 7 см (на недостающий)

(после 6 лет) (130см) + 5 см (на последующий)

Окружность груди

О к гр. = О к гр.в 6мес. - 2 см (на недостающий месяц)

(первого года) (45 см) + 0,5 см (на последующий год)

О к гр. = О к гр.10 лет - 1,5 (на недостающий год)

(после 1 года) (63 см) + 3 (на последующий год).

Окружность головы

О к гол. = О к гол.6мес. - 1,5 см (недостающий месяц)

(1 года жизни) (43 см) + 0,5 см (последующий)

О к гол. = О к гол 5лет. - 1 см (на недостающий)

(после года) (50 см) + 0,6 см (на последующий).

Основные показатели ФР можно оценить центильным методом с помощью стандартных таблиц. Они позволяют определить уровень и гармоничность ФР.

В срединной зоне (25-75 цент.) располагаются средние показатели изучаемого признака. В зонах от 10 до 25 и от 75 до 90 – величины, свидетельствующие о ниже среднем или выше среднем ФР, и в зоне от 3 до 10 и от 90-97 – показатели низкого или высокого развития.

Величины < 3 и > 97 центилии - область очень низких и очень высоких показателей.

Для оценки ФР необходимо:

1. Провести антропометрию.

2. Определить и дать оценку признака по его положению в одной из 7 центильных зон (определяют центильный коридор) – 2 наиболее близкие величины.

3. Определить гармоничность по таблице.

4. Сделать запись: дата измерения, возраст ребенка, результат измерения в см и кг, а в скобках (номер центильной зоны), дать заключение о физическом развитии.