Психологические расстройства у детей симптомы. Список распространенных психических заболеваний с описанием

  • Дата: 06.05.2019

Откладывают визит к психиатру. Они опасаются постановки ребенка на учет. В результате заболевание оказывается запущенным, а признаки психических отклонений сохраняются и во взрослом возрасте. Как распознать такие нарушения? И как их отличить от детских капризов и недостатков воспитания? На эти вопросы мы ответим в статье.

Причины

Возникновение расстройств психического здоровья у детей и подростков может быть спровоцировано следующими причинами:

  1. Наследственной предрасположенностью. Если у родителей или близких родственников имеются психические заболевания, то недуг может передаться и детям. Это не означает, что ребенок обязательно будет страдать патологиями психики, однако такой риск существует.
  2. Травмами головы. Повреждения головного мозга вследствие ушиба или удара могут иметь отдаленные последствия. Нередко психические расстройства у детей проявляются спустя годы после перенесенной травматизации.
  3. Инфекциями. Дети, переболевшие менингитом, нередко страдают психическими нарушениями. На состоянии нервной системы ребенка могут отразиться и инфекции, перенесенные матерью во время беременности.
  4. Вредными привычками у родителей. Если мать выпивала или курила во время беременности, то это может крайне негативно повлиять на развитие центральной нервной системы плода. Психические нарушения могут проявиться только в старшем дошкольном или школьном возрасте. Имеет большое значение и образ жизни будущего отца. Если мужчина страдает алкоголизмом, то велик риск зачатия больного ребенка.
  5. Нездоровой обстановкой в семье. Если мать и отец часто ссорятся при ребенке, то у малыша возникает сильный стресс. На фоне постоянного эмоционального напряжения у детей появляются отклонения в психике. Возникает беспокойство, нервозность, плаксивость или чрезмерная замкнутость. Это яркий пример того, как родители провоцируют психические расстройства у детей.
  6. Неправильное воспитание. Причиной развития патологии может стать и чрезмерная строгость, частая критика ребенка или подростка, а также гиперопека или отсутствие должного внимания со стороны родителей.

Вышеперечисленные причины далеко не всегда приводят к развитию патологии. Обычно психические нарушения развиваются под воздействием нескольких факторов. Например, если у ребенка имеется неблагоприятная наследственность, и он при этом страдает от частых стрессов или получил травму головы, то риск возникновения психопатологий существенно увеличивается.

Психическое развитие детей

Развитие психики ребенка можно подразделить на несколько периодов:

  • младенчество (до 1 года);
  • раннее детство (от 1 года до 3 лет);
  • дошкольный возраст (3-7 лет);
  • младший школьный возраст (7-11 лет);
  • пубертатный период (11-15 лет);
  • юношество (15-17 лет).

Психические расстройства у детей чаще всего возникают во время перехода от одного этапа развития к другому. В эти периоды нервная система ребенка становится особенно уязвимой.

Особенности психических нарушений в разном возрасте

Пик психических нарушений приходится на возрастные периоды 3-4 года, 5-7 лет и 13-17 лет. Многие психопатологии, которые отмечаются у взрослых людей, начинают формироваться еще тогда, когда пациент был подростком или ребенком.

Психические расстройства у детей младшего возраста (до 1 года) отмечаются крайне редко. Грудничку необходимо, чтобы его естественные потребности (в пище, сне) были удовлетворены. В этом возрасте очень важен режим и правильный уход за малышом. Если физиологические потребности младенца вовремя не удовлетворяются, то это вызывает сильный стресс. В будущем это может спровоцировать развитие патологий психики.

Психические расстройства у детей в 2 года могут быть вызваны чрезмерной опекой родителей. Многие мамы продолжают относиться к подросшему ребенку, как к грудничку. Это тормозит развитие малыша и формирует чрезмерную пассивность и боязливость. В будущем эти качества могут привести к невротическим нарушениям. Это еще один пример того, как родители провоцируют психические расстройства у детей.

После 3 лет дети становятся очень активными и подвижными. Они могут проявлять капризность, упрямство, быть непослушными. Необходимо правильно реагировать на такие проявления и не подавлять подвижность ребенка. Малыши этого возраста очень нуждаются в эмоциональном контакте со взрослыми. Психические расстройства у детей 3 лет чаще всего бывают спровоцированы отсутствием внимания со стороны родителей. может привести к задержке речи, а также к аутизму.

В 4 года у детей могут возникать первые невротические проявления. Дети этого возраста болезненно реагируют на любые негативные события. Невроз может выражаться в непослушании, такие дети часто все делают наперекор требованиям родителей.

Психические расстройства у детей 5 лет нередко выражаются в чрезмерной замкнутости. При неблагоприятной наследственности именно в этом возрасте могут обнаруживаться первые признаки детской шизофрении. Ребенок становится неопрятным, теряет интерес к играм, его словарный запас ухудшается. Это довольно опасные симптомы психических расстройств у детей дошкольного возраста. Без лечения такие патологии неуклонно прогрессируют.

У детей школьного возраста психогенные расстройства чаще всего бывают связаны с учебой. Причиной этого могут стать затруднения в обучении. Если родители предъявляют чрезмерно высокие требования, а ребенку учеба дается с трудом, то это приводит к сильному стрессу. Такие дети часто страдают неврозами. Из-за страха получения низкой оценки ребенок может бояться посещать школу, отказываться от еды, плохо спать.

В подростковом и юношеском возрасте психические расстройства - нередкое явление. В пубертатный период отмечается эмоциональная нестабильность, связанная с гормональной перестройкой организма. У детей часто меняется настроение, они крайне чувствительны к словам окружающих, но при этом могут быть заносчивыми и слишком самоуверенными. На фоне нестабильного эмоционального состояния у подростков могут возникать психические нарушения. В этот период родителям надо быть особенно внимательными к душевному состоянию ребенка.

Когда необходимо обращаться к врачу

Как отличить проявления психических расстройств у детей и подростков от особенностей характера? Ведь нередко родители принимают начальные признаки патологии за плохое поведение. Настораживать должны следующие симптомы:

  1. Жестокое поведение. Если малыш дошкольного возраста мучает животных, то он чаще всего не понимает, что причиняет боль живому существу. В этом случае можно ограничиться воспитательными методами. Однако если такое поведение регулярно отмечается у школьника, то это ненормальное явление. Нередко такие дети проявляют жестокость не только по отношению к окружающим, но и к самим себе. Признаком психического расстройства у детей школьного возраста является стремление наносить себе повреждения.
  2. Постоянный отказ от еды. Этот симптом отмечается обычно у девочек возраста 12-17 лет. Подросток недоволен своей фигурой и необоснованно полагает, что страдает лишним весом. Это может быть следствием низкой самооценки или неосторожных слов окружающих. Девочка намеренно голодает или садится на чрезмерно строгие диеты. Результатом этого может стать тяжелое истощение.
  3. Паника. У детей возникают странные фобии. Чувство страха свойственно каждому человеку, но в данном случае оно ничем не обосновано. Если ребенок боится высоты, стоя на балконе, то это не говорит о патологии. С такой фобией можно справиться психологическими методами. Но если этот страх проявляется, когда ребенок находится в квартире на высоком этаже, то это уже ненормальное явление. Такие панические приступы существенно осложняют жизнь детей.
  4. Депрессия. У любого ребенка может быть плохое настроение, связанное с внешними обстоятельствами. Но если депрессия возникает безо всяких причин и держится более 2 недель, то родителям следует насторожиться. Необходимо срочно показать ребенка психиатру. Затяжная депрессия нередко становится причиной суицида у подростков.
  5. Перепады настроения. В норме настроение ребенка может меняться в зависимости от обстоятельств. Однако у некоторых детей бывают приступы безудержного веселья, которые быстро сменяются периодами сильной печали и плаксивости. Перепады настроения при этом не связаны ни с какими внешними причинами, они возникают спонтанно и внезапно. Это является признаком патологии.
  6. Резкая смена поведения. Такой симптом чаще всего проявляется в пубертатный период. Ранее спокойный и доброжелательный подросток может проявлять беспричинную агрессию. Или разговорчивый и общительный ребенок замыкается в себе и постоянно молчит. Родители часто списывают такие перемены на сложности переходного возраста, но это может быть и признаком патологии.
  7. Гиперактивность. Многие дети очень подвижны. Однако бывают случаи, когда ребенок чрезмерно непоседлив, его внимание постоянно переключается с одного объекта на другой. Он не может долгое время заниматься одним и тем же видом деятельности и быстро устает даже от подвижных игр. У таких детей всегда возникают большие трудности в учебе из-за неусидчивости.

Если у ребенка имеются вышеперечисленные особенности поведения, то необходимо срочно обращаться к детскому психиатру. Такие проявления невозможно скорректировать воспитательными методами. Это признаки развивающейся патологии, которая без лечения будет прогрессировать и приведет к негативным изменениям личности.

Виды психических нарушений

Какие виды расстройств психического здоровья у детей и подростков отмечаются чаще всего? Ребенок может страдать такими же патологиями, что и взрослые люди, например, шизофренией, неврозами, нарушениями пищевого поведения (анорексией или булимией). Однако есть расстройства, характерные именно для детского и подросткового возраста. К ним относятся:

  • умственная отсталость;
  • задержка психического развития;
  • аутизм;
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
  • смешанные расстройства школьных навыков.

Умственная отсталость (олигофрения)

При тяжелой и средней признаки психического расстройства у детей заметны уже в первые годы жизни. Легкая степень олигофрении может проявиться только в младшем школьном возрасте. Симптомы этой патологии следующие:

  • плохая память;
  • снижение познавательных способностей;
  • нечеткая речь;
  • скудный словарный запас;
  • низкая внимательность;
  • неспособность продумывать последствия своих действий;
  • слабое эмоциональное развитие.

Обучение детей с психическими расстройствами такого типа проводится в коррекционных школах по специальной программе или на дому. Также ребенку необходимо наблюдение детского психиатра. Это нарушение невозможно вылечить или скорректировать полностью. При легкой степени олигофрении ребенка можно научить навыкам самообслуживания и развить в нем умение общаться с окружающими. При сильной умственной отсталости пациент нуждается в постороннем уходе.

Задержка психического развития

Эта патология относится к пограничным нарушениям психики. У ребенка нет явных признаков умственной отсталости, но его развитие все же ниже возрастной нормы. Врачи называют также это отклонение психическим инфантилизмом.

Симптомом психического расстройства у детей дошкольного возраста является задержка развития речи, моторики и эмоций. Это указывает на задержку развития. Ребенок поздно начинает ходить и разговаривать, с трудом осваивает новые навыки.

Дети с пограничными психическими расстройствами такого типа нуждаются в развивающих занятиях. Если уделять ребенку должное внимание, то по мере взросления признаки патологии исчезают. Однако у части детей некоторые проявления психического инфантилизма сохраняются в подростковом и юношеском возрасте.

Смешанные расстройства школьных навыков

Нередко ребенок имеет нормальный интеллект, но при этом он не в состоянии овладеть навыками письма, счета и чтения. Это создает большие трудности при обучении в обычной школе. В таких случаях врачи говорят о смешанном психическом расстройстве у детей.

Во время диагностики у ребенка не выявляется никаких неврологических нарушений или умственной отсталости. Память и познавательные способности остаются в пределах нормы. Такая патология связана с медленным созреванием определенных структур мозга, отвечающих за способность к освоению школьных навыков.

Дети с подобными расстройствами нуждаются в специальном обучении в санаторных школах или на дому. Им рекомендуется учиться по индивидуальной программе. Вылечить такое нарушение медикаментозными способами невозможно. Это расстройство подлежит коррекции только педагогическими методами.

Аутизм

Это нарушение психики носит врожденный характер. У ребенка нарушен контакт с окружающими и отсутствуют социальные навыки. Аутисты с трудом осваивают речь и не стремятся к общению. Они полностью погружены в свой внутренний мир.

Для этой патологии характерны также стереотипные действия. Ребенок может часами раскладывать кубики в определенном порядке и при этом не проявлять интереса ни к каким другим занятиям.

Здоровый ребенок обычно учится различным навыкам у взрослых. Аутисту сложно получать информацию из внешнего мира из-за плохой коммуникации с другими людьми. Кроме этого, дети с аутизмом очень болезненно переносят любые перемены, из-за этого им сложно осваивать что-либо новое.

Вылечить аутизм полностью невозможно. Однако это нарушение подлежит частичной коррекции. С помощью медикаментозных и педагогических методов можно развить у ребенка речевые и коммуникативные навыки.

СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности чаще всего отмечается у детей 6-12 лет. Эта патология характеризуется следующими проявлениями:

  • неусидчивостью;
  • трудностями с концентрацией внимания;
  • повышенной отвлекаемостью;
  • высокой подвижностью;
  • несдержанностью;
  • импульсивностью;
  • чрезмерной разговорчивостью.

Гиперактивные дети имеют нормальный интеллект. Но из-за неусидчивости и невнимательности они, как правило, плохо учатся. Если не лечить эту патологию в детстве, то некоторые признаки СДВГ могут сохраняться и во взрослом возрасте. Зрелые люди с гиперактивностью склонны к вредным привычкам и конфликтам с окружающими.

Нарушения пищевого поведения

Чаще всего страдают подростки. Эти психопатологии подразделяются на 2 вида:

  • анорексия;
  • булимия.

При анорексии ребенку постоянно кажется, что он имеет лишний вес, даже если его масса тела находится в пределах нормы. Такие подростки чрезвычайно критичны к своей внешности. Из-за стремления похудеть дети полностью отказываются от еды или соблюдают чрезмерно строгие диеты. Это приводит к падению веса до критического уровня и серьезным проблемам с физическим здоровьем.

При булимии у ребенка отмечается патологически повышенный аппетит. Подросток поглощает огромное количество еды большими порциями. Нередко переедание происходит после стрессовых ситуаций. При этом ребенок ест очень быстро, практически не пережевывая пищу. Последствием этой патологии может стать ожирение и болезни органов ЖКТ.

Детская шизофрения

В детском возрасте шизофрения отмечается довольно редко. Большую роль в возникновении этой патологии играет наследственный фактор. Поэтому родителям следует внимательно присмотреться к поведению ребенка, если среди его ближайших родственников отмечались случаи шизофрении. Это заболевание у детей чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрасте. Настораживать должны следующие симптомы:

  • замкнутость;
  • безволие и апатия;
  • неопрятность;
  • потеря интереса к прежним любимым занятиям;
  • нелогичные высказывания;
  • внезапная агрессивность;
  • застывание в странных неудобных позах;
  • бред;
  • галлюцинации.

Если у ребенка постоянно отмечаются вышеперечисленные признаки, то необходимо посетить детского психиатра. Шизофрению нельзя вылечить полностью, но можно длительное время поддерживать больного в ремиссии. Без терапии эта патология неуклонно прогрессирует и может привести к инвалидности.

Лечение

Выбор метода лечения психогенных патологий у детей зависит от вида заболевания. В некоторых случаях с проблемой удается справиться быстро. При хронических патологиях может потребоваться длительный, а иногда и пожизненный прием препаратов. Используются следующие способы терапии:

  1. Психотерапевтические методы. Врач регулярно беседует с ребенком и его родителями. Он выясняет причину проблемы и рекомендует способы ее разрешения. Также во время беседы врач может обучать ребенка контролю за своим поведением. В легких случаях значительного улучшения можно добиться только психотерапией без применения лекарств.
  2. Медикаментозное лечение. В более сложных случаях необходимо назначение лекарств. При повышенной агрессивности, перепадах настроения, подавленности показан прием антидепрессантов, нейролептиков и седативных средств. При задержке развития психиатр может рекомендовать ноотропные препараты. При лечении детей врачи стараются подбирать наиболее щадящие лекарства в минимальных дозах.
  3. Стационарное лечение. В очень тяжелых случаях может потребоваться лечение в условиях детской психиатрической больницы. Госпитализация необходима, если у ребенка отмечается склонность к самоповреждению, попытки суицида, бред, галлюцинации, сильная агрессия. Такие дети должны находиться под постоянным медицинским наблюдением.

Если родители замечают у ребенка признаки психических отклонений, то затягивать с визитом к врачу нельзя. Без лечения такие болезни прогрессируют и существенно затрудняют адаптацию человека в социуме.

Основные виды психических расстройств, которые характерны для взрослых людей, встречаются в детском возрасте и у подростков. Своевременное установление диагноза в этом случае имеет огромное значение, поскольку влияет на лечение и дальнейший прогноз развития тяжелой психопатологии. Расстройства психики у детей школьного возраста чаще всего ограничиваются следующими категориями: , шизофрения, тревожность и нарушения социального поведения. Также у подростков нередки психосоматические нарушения, не имеющие под собой органических причин.

Наиболее часто в подростковом возрасте встречаются расстройства настроения (депрессии), которые могут иметь самые опасные последствия. В это время все его существование кажется подростку безнадежным, он все видит в черных тонах. Неокрепшая психика является причиной возникновения суицидальных мыслей среди молодежи, и эта проблема приобрела важное медицинское значение.

В большинстве случаев депрессия начинается с жалоб ребенка на свое нервно-психическое состояние и субъективные ощущения. Подросток изолируется от окружающих и уходит в себя. Он чувствует себя неполноценным, подавлен и зачастую агрессивен, при этом его критичное отношение к себе еще больше усугубляет тяжелое психическое состояние. Если подростку не оказать в этот момент медицинскую помощь, то можно потерять его.

Указать на проблему могут ранние симптомы заболевания:

  • У ребенка меняется поведение без видимых причин.
  • Ухудшается успеваемость.
  • Появляются и постоянное чувство усталости.
  • Ребенок отдаляется, уходит в себя, может целыми днями лежать без дела.
  • Подросток проявляет повышенную агрессивность, раздражительность, плаксивость.
  • Не делится переживаниями, становится отрешенным, забывчивым, игнорирует просьбы, все время молчит, не посвящает в свои дела и раздражается, если у него спрашивают.
  • Подросток страдает булимией или полным отсутствием аппетита.

Список можно продолжить, но если у подростка наблюдается большая часть перечисленных признаков, то следует безотлагательно обратиться к специалисту. Детские психические расстройства надо лечить у врача, специализирующегося на лечении подростковых психопатологий. Лечение депрессии чаще всего включает комбинацию фармакологического и психотерапевтического воздействия .

Шизофрения

Своевременное выявление и фармакотерапия начальной стадии шизофрении в детском и подростковом возрасте способствует улучшению прогноза в будущем. Ранние признаки этого расстройства расплывчаты и схожи с обычными проблемами переходного возраста. Однако через несколько месяцев картина меняется, и патология становится более отчетливой.

Считается, что шизофрения всегда проявляется бредом или галлюцинациями, но в реальности ранние признаки шизофрении могут быть самыми разнообразными: от навязчивостей, тревожных расстройств до эмоционального обеднения и т.д.

Признаки психического расстройства у детей школьного возраста и подростков:

  • У ребенка ослабевают теплые чувства по отношению к родителям, меняется личность. Возникает беспочвенная агрессия, злоба, раздражение, хотя взаимоотношения со сверстниками могут оставаться прежними.
  • Начальные симптомы могут выражаться в виде утраты былых интересов и увлечений, при этом новые не появляются. Такие дети могут бесцельно слоняться по улице или бездельничать, не выходя из дома.
  • Параллельно ослабевают низшие инстинкты. Пациенты утрачивают интерес к пище. Они не чувствуют голода, могут пропустить прием пищи. Кроме того, подростки становятся неряшливыми, забывают менять грязные вещи.

Характерным признаком патологии является резкое снижение успеваемости и потеря интереса к школьной жизни, немотивированная агрессия и изменение личности. По мере прогрессирования заболевания симптомы становятся более явными, и специалист сможет без труда распознать признаки шизофрении.

Психосоматические нарушения

В подростковом возрасте нередко возникают психосоматические нарушения: боли в животе или голове, расстройства сна. Эти соматические проблемы вызваны психологическими причинами, связанными с возрастными изменениями в организме.

Стрессы и нервное напряжение, вызванное школьными и семейными неурядицами, выливаются у подростка бессонницу и плохое самочувствие. Школьник с трудом засыпает вечером или слишком рано пробуждается в утренние часы. Кроме того, он может страдать кошмарными сновидениями, энурезом или лунатизмом. Все эти расстройства являются показанием для обращения к врачу.

Школьники, как девочки, так и мальчики, часто страдают упорными головными болями. У девочек это иногда связано с определенным периодом менструального цикла. Но в основном они возникают без органических причин, как при респираторных заболеваниях, а вызваны психосоматическими нарушениями.

Эти болезненные ощущения вызваны повышением тонуса мышц, и мешают ребенку нормально заниматься в школе, выполнять домашние задания.

Обследование малышей до 6 лет

Оценка является более сложной задачей, чем обследование взрослого пациента. У малышей не хватает языковых и когнитивных возможностей, чтобы описать свои эмоции и ощущения. Таким образом, врач должен опираться в основном только на данные наблюдения за ребенком родителей и воспитателей.

Первые признаки болезни у детей дошкольного возраста:

  • Нервные и психические расстройства после 2-х лет возникают из-за того, что мать ограничивает самостоятельность ребенка и чрезмерно опекает его , продолжая грудное вскармливание подросшего малыша. Такой ребенок пуглив, зависим от матери, нередко отстает от сверстников в развитии навыков.
  • В возрасте 3-х лет нарушения психики выражаются в повышенной утомляемости, капризности, раздражительности, плаксивости, нарушениях речи. Если подавлять общительность и активность трехлетнего ребенка, это может привести к замкнутости, аутичности, будущим проблемам во взаимодействии со сверстниками.
  • Невротические реакции у детей 4-х лет выражаются в протесте против воли взрослых и гипертрофированном упрямстве.
  • Поводом для обращения за помощью к врачу по поводу нарушений у 5-летнего малыша является возникновение таких симптомов, как обеднение словарного запаса, утрата ранее приобретенных навыков, отказ от ролевых игр и совместных занятий со сверстниками.

При оценке психического состояния малышей, нельзя забывать, что они развиваются в семейных рамках, а это сильно влияет на поведение ребенка.

Ребенок с нормальной психикой, живущий в семье алкоголиков и периодически подвергающийся насилию, на первый взгляд может иметь признаки психических нарушений. К счастью, в большинстве случаев детские психические расстройства имеют легкую степень и хорошо поддаются терапии. При тяжелых формах патологии лечение проводится квалифицированным детским психиатром.

Считается, что отклонения в психическом развитии ребенка различить в раннем возрасте невозможно, а любое неадекватное поведение рассматривается как детский каприз. Однако сегодня многие психические расстройства специалисты могут заметить уже у новорожденного, что позволяет вовремя начать лечение.

Нейропсихологические признаки психических отклонений у детей

Врачами выделен ряд синдромов – психических особенностей детей, наиболее часто встречающихся в разном возрасте. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований головного мозга развивается во внутриутробном периоде. Его характеризует:

  • Эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частой смене настроения;
  • Повышенная утомляемость и связанная с ней низкая трудоспособность;
  • Патологическое упрямство и лень;
  • Чувствительность, капризность и неуправляемость в поведении;
  • Длительный энурез (часто – до 10-12 лет);
  • Недоразвитие тонкой моторики;
  • Проявления псориаза или аллергии;
  • Нарушения аппетита и сна;
  • Замедленное формирование графической деятельности (рисование, почерк);
  • Тики, гримасничанье, вскрикивания, неконтролируемый смех.

Синдром достаточно трудно поддается коррекции, поскольку из-за того, что лобные отделы не сформированы, чаще всего отклонения в психическом развитии ребенка сопровождаются интеллектуальной недостаточностью.

Дисгенетический синдром, связанный с функциональной дефицитарностью стволовых образований головного мозга, может проявиться в детском возрасте до 1,5 лет. Его основными чертами являются:

  • Дисгармоническое психическое развитие со смещением этапов;
  • Лицевые асимметрии, неправильный рост зубов и нарушение формулы тела;
  • Трудности с засыпанием;
  • Обилие пигментных пятен и родинок;
  • Искажение моторного развития;
  • Диатезы, аллергии и нарушения в работе эндокринной системы;
  • Проблемы в формировании навыков опрятности;
  • Энкопрез или энурез;
  • Искаженный порог болевой чувствительности;
  • Нарушения фонематического анализа, школьная дезадаптация;
  • Избирательность памяти.

Психические особенности детей с таким синдромом трудно поддаются коррекции. Педагоги и родители должны обеспечить неврологическое здоровье ребенка и развитие его вестибулярно-моторной координации. Также следует учитывать, что эмоциональные расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.

Синдром, связанный с функциональной несформированностью правого полушария головного мозга, может проявиться с 1,5 до 7-8 лет. Отклонения в психическом развитии ребенка проявляются как:

  • Мозаичное восприятие;
  • Нарушение дифференциации эмоций;
  • Конфабуляции (фантазирование, вымыслы);
  • Нарушения цветоразличения;
  • Ошибки при оценке углов, расстояний и пропорций;
  • Искажение воспоминаний;
  • Ощущение множественности конечностей;
  • Нарушения постановки ударений.

Для коррекции синдрома и уменьшения выраженности психических расстройств у детей необходимо обеспечить неврологическое здоровье ребенка и уделять особое внимание развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, пространственного представления, зрительного восприятия и памяти.

Также выделяют ряд синдромов, которые развиваются от 7 до 15 лет из-за:

  • Родовой травмы шейных отделов спинного мозга;
  • Общего наркоза;
  • Сотрясения мозга;
  • Эмоционального стресса;
  • Внутричерепного давления.

Для коррекции отклонений в психическом развитии ребенка необходим комплекс мер, направленный на развитие межполушарного взаимодействия и обеспечение неврологического здоровья ребенка.

Психические особенности детей разных возрастов

Самым важным в развитии маленького ребенка до 3 лет является общение с матерью. Именно недостаток материнского внимания, любви и общения многие врачи считают основой развития различных психических отклонений. Второй причиной врачи называют генетическую предрасположенность, передающуюся детям от родителей.

Период раннего детства называют соматическим, когда развитие психических функций напрямую связано с движениями. К наиболее типичным проявлениям психических расстройств у детей относят расстройства пищеварения и сна, вздрагивание при резких звуках, монотонный плач. Поэтому если малыш продолжительное время встревожен, необходимо обратиться врачу, который поможет или диагностировать проблему, или развеять страхи родителей.

Дети в возрасте 3-6 лет развиваются достаточно активно. Психологи характеризуют этот период как психомоторный, когда реакция на стресс может проявляться в виде заикания, тиков, кошмарных сновидений, невротизации, раздражительности, аффективных расстройств и страхов. Как правило, этот период достаточно напряженный, поскольку обычно в это время ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.

Легкость адаптации в детском коллективе во многом зависит от психологической, социальной и интеллектуальной подготовки. Психические отклонения у детей этого возраста могут возникать из-за повышенных нагрузок, к которым они не подготовлены. Гиперактивным детям достаточно сложно привыкать к новым правилам, требующим усидчивости и сосредоточенности.

В возрасте 7-12 лет психические расстройства у детей могут проявляться как депрессивные расстройства. Довольно часто для самоутверждения дети выбирают друзей со схожими проблемами и способом самовыражения. Но еще чаще в наше время дети заменяют реальное общение виртуальным в социальных сетях. Безнаказанность и анонимность такого общения способствуют еще большему отчуждению, а существующие расстройства могут быстро прогрессировать. Кроме того, длительное сосредоточенное нахождение перед экраном оказывает воздействие на головной мозг и может вызвать эпилептические припадки.

Отклонения в психическом развитии ребенка в этом возрасте, при отсутствии реакции со стороны взрослых, могут привести к довольно серьезным последствиям, включая расстройства сексуального развития и суицид. Также важно следить за поведением девочек, которые нередко в этот период начинают быть недовольными своим внешним видом. При этом может развиться нервная анорексия, которая является тяжелым психосоматическим расстройством, способным необратимо нарушить обменные процессы в организме.

Также врачи отмечают, что в это время психические отклонения у детей могут перерасти в манифестный период шизофрении. Если вовремя не реагировать, патологические фантазирования и сверхценные увлечения могут перерасти в бредовые идеи с галлюцинациями, изменениями мышления и поведения.

Отклонения в психическом развитии ребенка могут проявляться по-разному. В некоторых случаях опасения родителей к их радости не подтверждаются, а иногда действительно необходима помощь врача. Лечение психических отклонений может и должен осуществлять только специалист, имеющий достаточный опыт для постановки правильного диагноза, а успех во многом зависит не только от правильно подобранных лекарственных средств, но и от поддержки семьи.

Видео с YouTube по теме статьи:

Психические нарушения раннего детского возраста (первых 3 лет жизни) изучаются относительно недавно и недостаточно исследованы, что во многом связано с особой сложностью оценки ранней детской психики, ее незрелостью, абортивностью проявлений, трудностями в разграничении нормы и патологии. Существенный вклад в разработку этого направления детской психиатрии внесли работы Г.К.Ушакова, О.П.Парте (Юрьевой), Г.В.Козловской, А.В.Горюновой. Было показано, что у детей раннего возраста, начиная с младенческого, эпидемиологически выявляется широкий круг психических нарушений (эмоциональных, поведенческих, умственного развития, речевых, двигательных, психовегетативных, пароксизмальных и др.) на пограничном и психотическом уровне в виде реакций, фаз и процессуальных расстройств. Их частота незначительно отличается от распространенности у взрослых. По данным Г.В.Козловской, распространенность психической патологии (болезненность) у детей до 3 лет составила 9,6%, психическая заболеваемость - 2,1%. Накопленные знания о психической патологии У детей раннего возраста дают основания рассматривать микропсихиатрию (по терминологии известного детского психиатра Т.П.Симеон) как самостоятельную область детской психиатрии.

Психопатология раннего детства имеет ряд характерных особенностей: полиморфизм и рудиментарность симптоматики; сочетание психопатологических симптомов с теми или иными формами нарушенного развития психических функций; тесная спаянность психических расстройств с неврологическими; сосуществование начальных и конечных проявлений болезни.

Нарушения эмоций

Снижение общей эмоциональности в раннем возрасте может проявляться отсутствием комплекса оживления, улыбки при виде ухаживающих за ним; успокоения на руках у близких; реакции недовольства на несвоевременное кормление, невыполнение должного ухода. Снижение настроения часто сопровождается нарушением аппетита, сна, общим недомоганием, дискомфортом и нередко жалобами на боли в животе. Для первых лет жизни характерна анаклитическая депрессия возникающая при разлуке с матерью: ребенок часто плачет, не гулит, недостаточно активно берет грудь, отстает в прибавлении веса, склонен к частым срыгиваниям и другим проявлениям диспепсий, подвержен респираторным инфекциям, отворачивается к стене, вяло реагирует на игрушки, при появлении знакомых лиц не обнаруживает положительных эмоций.

У дошкольников часто встречаются жалобы на скуку, лень, снижение настроения, сопровождающиеся пассивностью, медлительностью, психопатоподобным поведением. Повышение эмоций в виде гипомании или эйфории обычно проявляется моторной гиперактивностью и нередко уменьшением продолжительности сна, ранними вставаниями и повышением аппетита. Встречаются и такие эмоциональные нарушения, как эмоциональная монотонность, тусклость и даже выхолощенность в качестве проявления эмоционального дефекта. Бывают и изменения эмоций смешанного типа.

Выраженное снижение аппетита у грудных детей и детей младшего возраста встречается при резких изменениях привычных условий жизни с периодическим отказом от еды и рвотой. У более старших детей известны однообразные предпочтения в еде, сохраняющиеся длительное время (едят только мороженое или картофельное пюре в течение ряда лет 3 раза в день), упорное избегание мясных продуктов или поедание несъедобных вещей (например, шариков поролона).

Задержка психомоторного развития или его неравномерность (задержанное или асинхронное умственное развитие) может быть неспецифической (доброкачественной), проявляющейся запаздыванием ста¬новления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов. Подобный тип задержки не связан с повреждением мозга, легко поддается коррекции. С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.

При специфической задержке психомоторного развития нарушения становления двигательных, психических и речевых функций, связанные с повреждением мозговых структур, проявляются патологическими синдромами и не компенсируются самостоятельно. Специфическая за¬держка психомоторного развития может возникать в результате воздействия гипоксически-ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов, нарушения обмена веществ, наследственных заболеваний, раннего начала шизофренического процесса. Внача специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций.

Характерна повышенная общая нервность с чрезмерной возбудимостью, склонностью к вздрагиваниям, раздражительностью, непереносимостью резких звуков и яркого света, повышенной утомляемостью, легко возникающими колебаниями настроения с преобладанием гипотимных реакций, плаксивости и тревожности. При любых нагрузках легко возникают вялость и пассивность или беспокойство и суетливость.

Страх темноты часто бывает у маленьких детей, особенно нервных и впечатлительных. Обычно он возникает во время ночного сна и сопровождается кошмарными сновидениями. Если эпизоды страха повторяются с определенной периодичностью, наступают внезапно, во время них ребенок отчаянно кричит, не узнает близких, после внезапно засыпает, а проснувшись, ничего не помнит, то в таком случае необходимо исключить эпилепсию.

Дневные страхи очень разнообразны. Это страх животных, персона¬жей сказок и мультфильмов, одиночества и толпы, метро и автомобилей, молнии и воды, изменений в привычной обстановке и любых новых людей, посещения дошкольных учреждений, телесных наказаний и т.д. Чем более вычурны, нелепы, фантастичны и аутистичны страхи, тем более они подозрительны в плане их эндогенного происхождения.

Патологические привычки порой диктуются патологическими влечениями. Это упорное стремление грызть ногти (онихофагия), сосать палец, соску или кончик одеяла, подушку, раскачиваться, сидя на стульчике или в кровати перед сном (яктация), раздражать половые органы. Патология влечений может выражаться и в упорном поедании несъедобных вещей, игрушек, сосании грязного пальца, испачканного калом. В более выраженных случаях нарушение влечений проявляется в виде ауто- или гетероагрессивности уже с грудного возраста, например, в упорном стремлении биться головой о край кроватки или в постоянном кусании груди матери. У этих детей часто появляются потребность мучить насекомых или животных, агрессия и сексуальные игры с игрушками, стремление ко всему грязному, отвратительному, дурно пахнущему, мертвому и т.д.

Ранняя повышенная сексуальность может заключаться в стремлении к подглядыванию, желании касаться интимных мест у лиц противоположного пола. Для оценки психического состояния детей младшего возраста показательны особенности игровой деятельности, например, склонность к стереотипным, странным или аутичным играм или играм с бытовыми предметами. Дети могут часами перебирать или перекладывать из одной емкости в другую луковицы или пуговицы, рвать на мелкие кусочки бумажки и складывать из них кучки, шуршать бумажками, играть струей воды или переливать воду из одного стаканчика в другой, по многу раз выстраивать паровозик из обуви, делать башенку из кастрюль, сплетать и завязывать узлы на веревочках, катать взад и вперед одну и ту же машинку, рассаживать вокруг себя только мягких зайчиков разных размеров и цветов. Особую группу составляют игры с воображаемыми персонажами, и тогда они тесно спаяны с патологическими фантазиями. В таком случае дети оставляют на кухне корм или молочко «для динозавриков» или кладут на тумбочку около кровати конфету и мягкую тряпочку «для гномика».

Чрезмерная склонность к фантазированию возможна начиная с одного года и сопровождается яркими, но отрывочными образными представлениями. Она отличается особой охваченностью, затрудненным возвращением в реальность, стойкостью, фиксацией на одних и тех же персонажах или темах, аутистической загруженностью, отсутствием желания в свободное время рассказать о них родителям, перевоплощением не только в живые, но и в неодушевленные предметы (калитку, домик, фонарик), сочетанием с нелепым коллекционированием (например, экскрементов птичек, грязных целлофановых пакетов).

И психологические, и биологические, и социопсихологические факторы относятся к списку того, от чего может быть психическое расстройство в раннем возрасте. И то, как проявляется заболевание, напрямую зависит от его характера и степени воздействия раздражителя. Психическое расстройство у несовершеннолетнего пациента может вызвать генетическая предрасположенность.

Часто врачи определяют расстройство, как следствие:

  • ограниченности интеллектуальных способностей,
  • поражений головного мозга,
  • проблем внутри семьи,
  • регулярных конфликтов с близкими и сверстниками.

К серьезному психическому расстройству могут привести эмоциональные травмы. Например, случается ухудшение психоэмоционального состояния ребёнка в результате события, вызвавшего потрясение.

Симптомы

Несовершеннолетние пациенты подвержены тем же психическим расстройствам, что и взрослые. Но, проявляются заболевания, как правило, по-разному. Так, у взрослых людей наиболее распространённым проявлением нарушения является состояние печали, депрессии. Дети в свою очередь чаще демонстрируют первые признаки агрессии, раздражительности.

То, как начинается и протекает заболевание у ребёнка, зависит от типа острого или хронического расстройства:

  • Гиперактивность - главный признак расстройства, вызванного дефицитом внимания. Нарушение можно определить по трем ключевым симптомам: неспособности концентрировать внимание, чрезмерной активности, в том числе эмоциональной, импульсивному, порой агрессивному поведению.
  • Признаки и тяжесть симптомов аутистических психических расстройств изменчивы. Однако, во всех случаях нарушение оказывает влияние на способность несовершеннолетнего пациента к общению и взаимодействию с окружающими.
  • Нежелание ребёнка принимать пищу, чрезмерное внимание к изменениям веса указывают на нарушения пищевого поведения. Они мешают повседневной жизни и вредят здоровью.
  • Если ребёнок склонен к потере связи с реальностью, провалам в памяти, неспособностью ориентироваться во времени и пространстве - это может быть симптомом шизофрении.

Лечить болезнь, когда она только начинается, проще. И для того чтобы вовремя определить проблему, важно также обращать внимание на:

  • Изменения в настроении ребёнка. Если на протяжении долгого времени дети находятся в состоянии грусти или тревоги, необходимо принять меры.
  • Чрезмерную эмоциональность. Повышенная острота эмоции, например, страха - тревожный симптом. Эмоциональность без обоснованной причины может также провоцировать нарушения сердечного ритма и дыхания.
  • Нетипичные поведенческие реакции. Сигналом о расстройстве психики может быть желание принести вред себе или окружающим, частые драки.

Диагностика психического растройства у ребёнка

Основой для постановки диагноза является совокупность симптомов и степень влияния расстройства на повседневную деятельность ребёнка. При необходимости диагностировать заболевание и его тип помогают смежные специалисты:

  • психологи,
  • соцработники,
  • поведенческий врач и т. д.

Работа с несовершеннолетним пациентом происходит в индивидуальном порядке с использованием утверждённой базы данных симптоматики. Анализы назначаются преимущественно при диагностике нарушений пищевого поведения. В обязательном порядке изучается клиническая картина, история заболеваний и травм, в том числе психологических, предшествующих расстройству. Точных и строгих методов, позволяющих определить психическое расстройство не существует.

Осложнения

То, чем опасно психическое расстройство, зависит от его характера. В большинстве случаев, последствия выражаются в нарушении:

  • способности к общению,
  • интеллектуальной деятельности,
  • правильной реакции на ситуации.

Часто расстройства психики у детей сопровождаются суицидальными наклонностями.

Лечение

Что можете сделать вы

Для того чтобы вылечить нарушение психики у несовершеннолетнего пациента, необходимо участие и врачей, и родителей, и преподавателей - всех людей, с которыми контактирует ребёнок. В зависимости от типа заболевания, лечить его можно психотерапевтическими методами или с применением медикаментозной терапии. Успех лечения напрямую зависит от конкретного диагноза. Некоторые заболевания являются неизлечимыми.

Задача родителей - вовремя обратиться к врачу и дать подробную информацию о симптомах. Необходимо описать наиболее значимые несоответствия текущего состояния и поведения ребёнка с прежними. Специалист обязательно рассказывает родителям, что делать с расстройством и как оказать первую помощь во время домашнего лечения, если ситуация обострится. На период терапии, задача родителей - обеспечить максимально комфортную обстановку и полное отсутствие стрессовых ситуаций.

Что делает врач

В рамках психотерапии психолог беседует с пациентом, помогая ему самостоятельно оценить глубину переживаний и разобраться в своем состоянии, поведении, эмоциях. Цель - выработка правильной реакции на острые ситуации и свободное преодоление проблемы. Медикаментозное лечение предусматривает прием:

  • стимуляторов,
  • антидепрессантов,
  • успокоительных,
  • стабилизирующих и антипсихотических средств.

Профилактика

Психологи напоминают родителям, что обстановка в семье и воспитания имеют большое значение, когда речь идет о психологической и нервной стабильности детей. Например, развод или регулярные ссоры между родителями могут провоцировать нарушения. Предотвратить психическое расстройство можно, оказывая постоянную поддержку ребёнку, позволяя ему делиться переживаниями без стеснения и страхов.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании психическое расстройство у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг, как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как психическое расстройство у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга психическое расстройство у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить психическое расстройство у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания психическое расстройство у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание психическое расстройство у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!