Правила рационального питания детей. Рациональное питание детей, или как сформировать правильные вкусовые привычки

  • Дата: 02.05.2019

Рациональное питание детей и подростков

Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.

Питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.

Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.

В основу меню должно быть положено ежедневное использование таких продуктов как хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, овощи, фрукты.

Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.

Фактический рацион питания ребенка-школьника во многом зависит от того, какие навыки здорового питания родители успели привить своим детям. Ведь именно в школьном возрасте начинается повальное увлечение детей «фаст-фудом», а у девочек-старшеклассниц - еще и нездоровыми диетами для снижения веса.

Физиологические потребности детей школьного возраста в энергии

и основных пищевых веществах

Возраст детей

Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки

общее количество

6 лет (школьники)

11-13 лет (мальчики)

11-13 лет (девочки)

14-17 лет (юноши)

14-17 лет (девушки)

для школьников

Название блюд

Масса порций в граммах для обучающихся двух возрастных групп

С 7 до 11 лет

С 11 лет и старше

Каша, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо

Напитки (чай, какао, сок, компот молоко, кефир и др.)

Мясо, котлета

В режиме младшего школьника должно сохраняться 5-разовое питание. Старшеклассники могут переходить уже на 4-х разовый прием пищи. Важно, чтобы ребенок не отказывался от обязательного горячего завтрака в школе, который должен проводиться после 2-го или 3-го урока.

При разработке меню для питания школьника предпочтение следуетотдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.

В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. В качестве закуски допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир). Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты.

Особое внимание в питании школьника нужно уделять белковой составляющей рациона, при этом на долю белков животного происхождения должно приходиться не менее 60%. Потребностям растущего детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, в связи с чем, молоко и молочные продукты рассматривают как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока (кефира и др.) - 500 мл. Следует учитывать, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного. Отдавать предпочтение лучше обогащенным молочным продуктам – с добавлением витаминов, йодированного белка, лактулозы, бифидобактерий.

Самыми важными ростовыми аминокислотами являются лизин, триптофан и гистидин, поэтому важно, чтобы в рационе школьника были их источники - мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кальмары, бобовые.

Рационально употреблять мясо (птицу) 2-3 раза в неделю, чередуя его с рыбой. При этом лучше готовить блюда из филе говядины, телятины, нежирной свинины в отварном и запеченном виде.

Школьникам, особенно младшего возраста, стоит жестко ограничивать, а лучше исключить жареное, копченое, колбасные изделия (последние богаты солью, «скрытыми» жирами и содержат нитрит натрия). Перед готовкой с мяса лучше обрезать видимый жир и снимать кожу с птицы. И, если иногда жарите мясо ребенку, то лучше это делать на сковороде с решеткой, чтобы жир стекал в сковороду или после жарения выкладывайте продукт на чистую салфетку для впитывания излишков жира.

Важным преимуществом мяса является большое количество в нем легкоусвояемого железа (в отличие от железа овощей и фруктов), которое особенно необходимо девочкам-старшеклассницам, иначе возрастает риск развития железодефицитной анемии.

Еще одним обязательным белковым продуктом в рационе школьника является рыба. Белки рыб расщепляются пищеварительными ферментами быстрее и легче, чем белки говядины, т.к. не содержат соединительнотканных белков (эластина). Рыба богата высокоценными 3-омега жирными кислотами, витаминами Д, А, группы В, минеральными веществами K, S, P, J, Zn, Fe, Cu и др. В рыбе много метионина, который улучшает правильное усвоение (а не накопление) жиров.

Школьникам следует ограничивать в питании соленую, консервированную, вяленую, копченую рыбу, т.к. она богата солями мочевой кислоты и натрием, что может способствовать заболеванию суставов и развитию гипертонической болезни у ребенка. Отдавать предпочтение следует морской рыбе и морепродуктам (если у ребенка нет аллергии), так как они источник йода, который необходим для улучшения интеллектуального развития школьника и профилактики зоба.

Оптимальным в рационе школьника должно быть содержание жира (см. таблицу). Недостаток жиров может приводить к снижению иммунитета, а избыток - к нарушению обмена веществ, ухудшению усвоения белка, расстройству пищеварения.

Лучшими источниками углеводов в питании школьников являются фрукты, овощи и каши. Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи зеленого, желтого (оранжевого), красного (бордового) цвета, тогда в организм ребенка будут поступать почти все необходимые организму витамины, микроэлементы и биологически активные вещества (индолы, полифенолы, ликопин, хлорофилл и др., которые и придают тот или иной цвет растению и при этом выполняют важные функции в организме). В целом, школьник должен употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день.

С мясными и рыбными блюдами в качестве гарнира ребенку лучше давать сочные овощи: салат, шпинат, мангольд (листовая свекла), все виды капусты, спаржу, кабачки, тыкву, лук, редис, огурцы.

Обязательно нужно контролировать потребление ребенком кондитерских изделий и булочек (часто дети покупают их во время перемен и по пути из школы): избыточное содержание их в рационе может способствовать развитию нарушения обмена веществ, что приводит к аллергии, сахарному диабету и ожирению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Когда речь идет о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», - часто цитируем мы, и формируется представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку топлива, а уж когда и как оно будет доставлено - это имеет второстепенное значение. Между тем А.П. Чехов - вот уж кого можно считать образцом подлинно культурного человека - утверждал, что тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться интеллигентом и достоин всяческого осуждения в "приличном обществе".

А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья. В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.

Регулярность . Рекомендации соблюдать режим питания - не прихоть гигиенистов и диетологов , потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма. Все процессы, протекающие внутри нас (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, в том числе и работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность - непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы.
Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В дошкольном и младшем школьном возрасте - 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась).

Надо сказать, что еда " по часам" важна в любом возрасте. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и… благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих "вольный график" приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться. Но согласитесь, мало, кто из взрослых, столкнувшись с подобного рода проблемами у собственного ребенка, задумается - а не режим ли питания (или, вернее, его отсутствие) тому причиной?

Привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее - организация питания в семье, позволяющая сформировать "рефлекс на время". Цель - появление у ребенка желания есть в "нужные" часы. А что надо знать и уметь самому ребенку? Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда - это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин.

Разнообразие . Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества - все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: белки - основной строительный материал, из которого формируется и "ремонтируется" (в случае возникающих неполадок) тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины - важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т.д. Так что, перефразируя поэта, можно сказать: "вещества всякие нужны, вещества всякие важны!" Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма.

Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий - залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание. В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов - мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз.

Нередко взрослые сталкиваются с проблемой необъяснимого на первый взгляд консерватизма ребенка в отношении еды. Мальчик или девочка готовы целый день питаться одной картошкой или макаронами, или, не прекращая, есть сосиски. Идти у них на поводу ни в коем случае не стоит (несмотря на то, что приверженность одному и тому же блюду в значительной степени облегчает жизнь маме), ведь такое питание никак нельзя назвать полноценным. Но вряд ли удастся решить проблему с помощью "диктаторских" мер, заставляя, есть то, "что положено" (вообще, насилие в деле питания - прием запрещенный). Попытайтесь помочь ребенку "распробовать" вкус разных блюд. Как этого добиться? Один из рецептов - предоставить возможность экспериментировать и самостоятельно создавать вкус и внешний вид блюда. Так, к примеру, в кашу (очень полезную, но не очень популярную у детей) можно добавлять варенье, сок (изменится цвет), сухофрукты, орехи, семечки… Картофельное пюре может быть выложено на тарелку скучной горкой, а может - в форме мишки, Чебурашки с глазками-горошинками и т.д. Такие эксперименты занимательны для ребенка, а практика показывает: интерес эстетический в скором времени превращается в интерес гастрономический.

Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые - ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Так, очевидно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом , должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни - от питания в обычное время. Летний стол - от зимнего стола и т.д. вкусовой адекватность питание гигиена

В деле контроля адекватности питания основная ответственность - на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно. Важно, чтобы мальчик или девочка понимали, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Ребенку можно предложить самостоятельно контролировать количество сладостей, которое он съедает в течение дня. При этом любимые лакомства не ставятся вне закона, их не относят к вредным продуктам, как порой рекомендуют некоторые методические пособия. Конечно, количество их должно быть ограничено, однако любой взрослый знает, как нелегко остановить сладкоежку. В этом случае мы рекомендуем переложить контролирующие функции на самого ребенка (задача взрослого - придумать для этого занимательную и интересную форму самоконтроля). Практика показывает, что ребенок в роли контролера самого себя очень успешно справляется с поставленной перед ним задачей.

Безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия - соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять. Желудочно-кишечные расстройства - одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте. В последние годы все чаще отмечаются вспышки гепатита, основная причина - несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков. Причем, подчеркнем, именно навыков, а не знаний о том, как это важно и полезно.

Уже к 5-6 годам ребенок получает некоторую самостоятельность в отношении собственного питания - может самостоятельно достать из холодильника и съесть йогурт, взять из вазочки печенье, яблоко и т.д. А значит, уже к этому возрасту у него должно быть сформировано представление о признаках, свидетельствующих о несвежести продукта (изменение запаха, цвета). Важно, чтобы ребенок знал: если есть даже небольшие сомнения в свежести продукта, есть его нельзя.

Такое же осторожное отношение должно быть сформировано и к незнакомым продуктам. Сегодня, когда от обилия ассортимента продуктовых магазинов рябит в глазах, порой трудно удержаться от соблазна попробовать что-то новенькое. В самом по себе желании нет ничего плохого. Но дело в том, что новые, нетрадиционные для нашей культуры питания продукты могут содержать незнакомые для нашего организма вещества, которые могут стать для него аллергенами. Поэтому важно, чтобы ребенок запомнил, что знакомство с новым продуктом или блюдом должно происходить только в присутствии взрослого.

Удовольствие . Почему-то, когда пишут о роли и значении питания, часто забывают об этой, весьма важной функции еды - доставлять удовольствие. А ведь приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги - это есть нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, тем выше уровень защиты его организма.

Призыв к получению удовольствия от еды - это не призыв к обжорству. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного (скорее, здесь обратная зависимость - переедание "убивает" приятные ощущения), а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т.д. Понятно, что сформированность таких умений зависит от того, насколько разнообразна пища, которую ест ребенок и насколько вкусно она приготовлена (еще раз повторим: разнообразие, и вкусовые качества блюда напрямую не определяются его стоимостью, гораздо большее значение имеют тут кулинарные способности и кулинарный кругозор повара).

Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют "мягким", "кисло-сладким", "горько-сладким" и т.д.

И еще удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом . Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений (какое уж тут полноценное переваривание, когда кровь пульсирует в висках, бешено сокращается сердце и кипят африканские страсти!) и воспитательные беседы! Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление - семейный стол - это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!

Как организовать процесс формирования навыков правильного питания ?

Итак, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. Но как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов?

Традиционный воспитательный прием взрослых, стремящихся сформировать у ребенка те или иные полезные привычки - объяснение их пользы для здоровья. «Будешь есть кашу - вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «Не будешь есть фрукты (заниматься физкультурой, закаляться и т.п.) - заболеешь…». Но является ли этот довод убедительным для ребенка? Нет! Ведь ему сейчас, в данный момент нужно отказаться от того, что приятно и вкусно, для того, чтобы когда-то в будущем получить «награду» (силу, рост, красоту). Как правило, здоровье для ребенка - это то, что дано ему от рождения, ему сложно осознать, почему нужно заботиться и укреплять его, если оно и так есть. Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на далекую перспективу способен далеко не каждый взрослый (что уж говорить о ребенке). Что же делать?

Один из вариантов - организовать этот процесс в виде игры . Игра - эта наиболее действенный для дошкольника и младшего школьника способ познания и взаимодействия с окружающим миром, в игре мальчик или девочка учатся общаться друг с другом и взрослыми, проверяют свои силы. Даже став более взрослым, подросток продолжает играть, только содержание и форма игры меняются. Итак, играем! Но пусть правила в этой игре будут особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. Вариантов тут множество - вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки, организовать конкурс на самую необычную кашу, провести соревнование знатоков фруктов и овощей и т.д. Здесь можно использовать разные виды игр. Сюжетно-ролевая игра, основанная на каких-то знакомых ребенку эпизодах из жизни, может быть связана с отработкой навыков поведения за столом (к хозяевам пришли гости, нужно накрыть стол и занять гостей). Игра с правилами предполагает соревновательный характер взаимодействия ее участников: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д.

Эффект таких нехитрых с точки зрения взрослого, приемов оказывается очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре.

Формирование культуры питания - это всегда сотрудничество родителей и педагога. Но возникает опасность того, что определенные школой нормы будут идти вразрез с тем, что принято в семье. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями. Первый шаг на этом пути - сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области (вариантов много - лектории, клубы для родителей, выступление медиков, диетологов ). Второй шаг - убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. И третий - не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье. Упоминаемые педагогом продукты, блюда должны быть доступны для семей с различным уровнем достатка, знакомы всем детям. Кстати, нередко родители отрицательно относятся к идеи проведения занятий, связанных с воспитанием основ рационального питания, именно потому, что считают правильное питание весьма дорогим удовольствием, чувствуют свою вину за то, что не могут обеспечить его своим детям. Между тем, рациональное питание не обязательно дорого. Существует огромное количество недорогих, полезных и вкусных продуктов. Простой пример - источником витамина С может быть апельсин, который стоит недешево. А может - смородина, клюква, протертые с сахаром и не менее вкусные, чем заморский фрукт. На завтрак ребенку можно дать бутерброд с колбасой, а можно рисовую кашу с различными добавками (вряд ли стоит выяснять, какой из этих вариантов завтрака полезней).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность гигиены питания - отрасли гигиены, изучающей проблемы полноценного и рационального питания человека в зависимости от пола и возраста, профессии и характера труда, климатических условий и физической нагрузки. Гигиеническая характеристика фруктов.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2010

    Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста (3-7 лет). Режим и принципы рационального питания детей, их потребности в пищевых веществах и энергии. Контроль за технологией приготовления пищи в ДОУ. Основные принципы составления меню.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2010

    Соблюдение санитарных требований и правил личной гигиены. Органолептические методы оценки качества кулинарной продукции, признаки недоброкачественности блюд. Приготовление полуфабрикатов для блюд и кондитерского изделия. Сроки хранения готовых блюд.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2015

    Необходимость организации рационального питания детей. Среднесуточные нормы пищевых веществ и энергии для подростков: углеводов, белков, жиров, витаминов. Основные аспекты рационального питания. Лечебное питание в оздоровительном лагере, пример меню.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Сущность здорового питания. Биологические опасности пищи. Уровни воздействия техногенных факторов на организм человека в процессе поглощения питания. Генно–модифицированные продукты. Обеспечение государством продовольственной безопасности России.

    реферат , добавлен 05.12.2008

    Задачи гигиены питания. Рациональное, нерациональное питание, алиментарные заболевания. Причины и профилактика избыточного веса. Рекомендации ВОЗ по выходу из проблемы недостаточного питания. Формула сбалансированного режима приема пищи, рациона.

    презентация , добавлен 15.02.2014

    Отличия питания детей от питания взрослых. Потребность в пищевых веществах и энергии. Нормы потребности детей разных возрастных групп в пищевых веществах и обоснование наборов продуктов. Отрицательные последствия неправильного питания на развитие детей.

    реферат , добавлен 17.09.2009

    Организация рационального питания школьников. Санитарные правила и нормы, удовлетворяющие принципам рационального питания. Длительность промежутков между приемами пищи. Работа с полуфабрикатами, контейнерная доставка продуктов. Формы обслуживания.

    презентация , добавлен 25.11.2014

    Государственная политика в области здорового питания населения, основной целью которой является сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых. Принципы рационального питания детей.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Индивидуализация, качество и безопасность питания в дошкольном образовательном учреждении, сновные принципы рационального питания. Составление меню, ежедневный рацион ребенка. Санитарные правила устройства и содержания пищеблока. Перечень документации.

Рациональное питание ребёнка.

Известно, что важнейшим фактором, лежащим в основе здоровья и нормального развития ребёнка любого возраста, является полноценное в количественном и качественном отношении питание.

Основные требования к рациональному питанию ребёнка были сформулированы А.А.Покровским. С позиций современной нутрицологии (науки о питании) необходимо соблюдать следующие условия:

  • Обеспечивать поступление достаточного количества питательных веществ (белков, жиров, углеводов, минералов, микроэлементов, витаминов), необходимых для жизнедеятельности ребёнка;
  • Обеспечивать разнообразие, сбалансированность и необходимое соотношение компонентов питания;
  • Соблюдать максимальное соответствие количества и качества пищи физиологическим возможностям ребёнка;
  • На ранних этапах развития кормить ребёнка грудным молоком.

На втором году жизни ребёнок переходит к разнообразному «взрослому» питанию с общего стола. Рациональное, правильное вскармливание малыша на первом году жизни, своевременное введение в его рацион продуктов прикорма подготавливают ребёнка к этому переходу и в значительной мере может облегчить организацию его питания на втором году жизни.

При организации питания ребёнка второго года жизни нужно учитывать его возросшие физиологические возможности. В этот возрастной период происходит нарастание активности пищеварительных соков, совершенствуется вкусовое восприятие, развивается жевательный аппарат. К концу первого года жизни ребёнок имеет уже 8 зубов. Это позволяет разнообразить меню по составу, кулинарной обработке, заменить полужидкую и измельченную пищу на более твердую. Так, мясные и рыбные блюда в питании детей 1 года – 1 года 6 месяцев присутствуют в виде суфле, паровых котлет. К двум годам их заменяют фрикадельками, котлетами. В два года ребёнку можно давать мясо, нарезанное кусочками против волокон (рагу, бефстроганов). Введение в рацион ребёнка пищи, требующей пережёвывания, чрезвычайно полезно и важно для малыша, поскольку нагрузка на жевательные мыщцы, зубы, десны способствует их правильному развитию.

Второй год жизни – это период возрастающей двигательной активности ребёнка, сопровождающийся повышенным расходом энергии. Следовательно, в этот период возрастает потребность ребёнка в основных питательных веществах.

Потребность ребёнка в основных пищевых веществах

Питательные вещества

Суточная потребность

Белки, г

в том числе животные

Жиры, г

в том числе растительные

Углеводы (всего), г

Минеральные вещества, мг:

Кальций

Фосфор

Магний

Железо

Витамины:

В1, мг

В2, мг

В6, мг

В 12, мг

РР, мг

С, мг

А, мкг

Е, МЕ

Д, МЕ

5-10

Энергетическая ценность, ккал

1540

Наибольшую потребность дети раннего возраста испытывают в белке (53 г белка в день). При этом важно выдерживать правильное соотношение белков растительного и животного происхождения. На долю последних должно приходиться не менее 70% всех белков, получаемых с пищей (в среднем 38 г в день).

Белки состоят из аминокислот, восемь из которых являются незаменимыми. Они не синтезируются в организме человека и содержатся в продуктах животного происхождения. Основными поставщиками этих аминокислот являются мясо, рыба, молоко, сыр, творог, бобовые. С этим обстоятельством связана нецелесообразность применения вегетарианских диет в питании детей всех возрастных групп.

Неполноценное белковое питание приводит к нарушению развития костно-мышечной системы, задержке физического развития малыша. Чувствительна к недостатку белка нервная система ребёнка, что может отразиться на уровне его нервно-психического развития и поведении (быстрая утомляемость, слабость). На фоне белковой недостаточности снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, неблагоприятным факторам внешней среды. Потребность в белке возрастает после перенесённого заболевания.

На втором году жизни потребность ребёнка в жирах приближается к уровню потребности в белках (53 г в день). Жиры являются одним из главных источников энергии. При распаде 1 г жира образуется в 2,2 раза больше энергии, чем при распаде 1 г углеводов и белков. Жиры входят в состав клеток и органов, являются пластическим материалом, содержатся в ферментах и гормонах. С ними связано поступление и усвоение жирорастворимых витаминов (А, Д, Е, К, Q).

Особую биологическую ценность представляют растительные жиры, на долю которых должно приходиться 20-25% всех жиров, получаемых с пищей. Именно жиры растительного происхождения содержат полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) - жизненно необходимые вещества, не синтезируемые в человеческом организме. ПНЖК снижают проницаемость кровеносных сосудов, повышают их эластичность. ПНЖК необходимы для роста и хорошего состояния кожи и волос. Потребность в ПНЖК в раннем возрасте существенно выше, чем у взрослых, что обусловлено интенсивными процессами роста и развития.

Среди жиров животного происхождения предпочтение следует отдавать сливочному маслу и жирам, содержащимся в молочных продуктах, поскольку они легко усваиваются.

При недостаточном поступлении жира нарушается нормальное развитие организма ребёнка. Недостаточное поступление ПНЖК приводит к сухости кожи, экзематозным изменениям, снижению сопротивляемости к инфекциям. Превышение норм поступления жира приводит к расстройствам пищеварения, снижает усвояемость белков, способствует формированию избыточного веса.

Углеводы являются ценным источником энергии, входят в состав клеток и участвуют в их построении, регулируют содержание сахара в крови.

Важное влияние на углеводный обмен оказывает клетчатка (пищевые волокна), необходимая для нормального функционирования пищеварительной системы и всего организма. Недостаточное поступление клетчатки является фактором риска развития многих заболеваний (хронический запор, сахарный диабет и др.).

При недостаточном поступлении углеводов с пищей нарушается усвояемость пищевых веществ, ухудшаются процессы пищеварения.

Вместе с тем избыточное их количество является фактором риска развития аллергических реакций, приводит к усиленному образованию жира, который откладывается в подкожной клетчатке.

Важнейшим источником углеводов в питании ребёнка являются фрукты, овощи, крупы, хлеб.

Питание ребёнка раннего возраста должно содержать необходимое количество минеральных веществ. Минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, но они являются необходимым компонентом всех органов и тканей, регулируют внутренние обменные процессы в организме.

Витамины и витаминоподобные вещества являются обязательной составляющей рациона ребёнка. Витамины не обладают пищевой ценностью, однако, действуя в незначительных количествах, являются регуляторами обменных процессов и физиологических функций. В настоящее время известно более 20 различных видов витаминов. Некоторые из них (витамины Д, К, В5, В6, фолиевая кислота) частично синтезируются в организме, однако в недостаточном количестве и поэтому должны поступать с пищей. Источником других витаминов (витамины С, А и др.) являются только продукты питания.

Необходимым компонентом питания ребёнка является вода. Воды в организме ребёнка содержится около 75% (от массы тела). Вода и растворенные в ней минеральные вещества составляют внутреннюю среду организма. Протекание жизненных процессов (особенно поддержание постоянной температуры тела, то есть поддержание теплового баланса, вывод токсинов и продуктов распада и пр.), возможны лишь при достаточном количестве воды.

Водный обмен у детей раннего возраста крайне неустойчив. На него могут оказать влияние температура и влажность окружающего воздуха, характер пищи, одежда, поведение, состояние здоровья ребёнка. Средняя суточная потребность в жидкости ребёнка второго года жизни колеблется от 1150-1300 мл в возрасте 1 года и до 1350-1550 мл в 2 года.

Для удовлетворения потребности малыша в основных пищевых веществах, минеральных солях, витаминах необходимо определённое количество разнообразных продуктов.

Суточный набор продуктов для детей 1-2 лет

Наименования продуктов

Количество (г, мл)

Наименования продуктов

Количество (г, мл)

Хлеб пшеничный

Сахар

Хлеб ржаной

Масло сливочное

Мука пшеничная

Масло растительное

Мука картофельная

Яйца, шт.

Крупа, бобовые, макаронные изделия

Молоко

Картофель

Творог

Овощи

Мясо

Фрукты свежие

Рыба

Фрукты сухие

Сметана

Кондитерские изделия

Сыр

Как видно из таблицы, в питании ребёнка второго года жизни по-прежнему большая роль принадлежит молоку и молочным продуктам. Если малыш не переносит пресное молоко, его можно заменить кисломолочными продуктами (йогурты, кефир и др.). При высокой степени непереносимости белка коровьего молока в качестве его заменителя можно использовать адаптированную молочную смесь на основе козьего молока («Ненни»), либо цельное козье молоко промышленного производства.

Ценнейшим продуктом питания является творог, белок которого легче переваривается, чем белок пресного молока. Несколько раз в неделю в питание ребёнка необходимо вводить острые сорта сыра, который в зависимости от возможностей малыша можно давать в тертом виде.

Белковая часть рациона ребёнка обеспечивается также за счет мяса, птицы, рыбы.

На втором году жизни ребёнок начинает получать цельное яйцо (1/2 яйца в день). Однако следует помнить, что этот продукт может вызвать аллергическую реакцию.

Рацион ребёнка должен включать разнообразный ассортимент круп: гречневую, овсяную, рисовую и др. Полезны и вкусны каши из смеси нескольких злаков.

Существенную роль в питании ребёнка раннего возраста отводят овощным и фруктовым салатам. В рацион детей следует широко включать зелень – петрушку, укроп, лук.

Следует обеспечивать малышу максимальное разнообразие блюд в течение дня и недели. При этом часть продуктов включают в рацион ежедневно (молоко, мясо, хлеб, масло, крупы, овощи, фрукты, сахар), другие (сыр, творог, сметана, рыба, яйцо) – через день. Неправильно, если ребёнок в течение дня дважды получает блюдо из круп – кашу и крупяной гарнир. Следует стремиться, чтобы в рационе ребёнка ежедневно присутствовало не менее двух овощных блюд и одно мучное. Очень часто дети отказываются от каш. В этом случае можно предложить малышу каши с овощами и фруктами. Они не только более привлекательны для ребёнка по внешнему виду, но и более полезны.

Важным моментом в питании малыша является точное соблюдение режима питания, а также длительность отдельных приемов пищи. Так, завтрак и ужин должны длиться не менее 15-20 минут, обед – 25 минут. Ужинать ребёнок должен за 1,5-2 часа до сна. Детям от 1 года до 1 года 6 месяцев перед сном следует давать стакан молока или кисломолочного продукта (йогурт, кефир и др._

Что же является критерием правильно организованного питания ребёнка?

Безусловно, основным показателем правильности и адекватности питания малыша является состояние его здоровья, хорошая динамика физического и нервно-психического развития.

Физическое развитие находится в прямой зависимости от качества питания. Косвенным показателем адекватности питания ребёнка может служить частота заболеваний, особенно острыми респираторными инфекциями, поскольку при неправильном питании происходит снижение сопротивляемости детского организма.


Рациональное питание детей – основа роста и правильного развития детей, фундамент здоровья на всю жизнь.

Витамины, минералы и микроэлементы участвуют в жизнедеятельности кишечной микрофлоры, отвечающей за иммунитет; участвуют в обмене веществ; необходимы для нормальной деятельности всех органов и систем человеческого организма. И родители, зная об этом, стремятся сделать питание своих детей максимально калорийным, часто прибегают к дополнительной искусственной витаминизации пищи, забывают о важности формирования правильных вкусовых привычек у ребенка.

Многие до сих пор верят, что чем толще ребенок, тем он здоровее (и действуют соответственно). Но это далеко не так. Переизбыток калорий, витаминов и микроэлементов зачастую опаснее, чем их недостаток. Организм ребенка, приученный получать витамины в готовом виде (сиропы, таблетки), перестает усваивать их из продуктов питания. Ребенок, приученный обильно питаться, с раннего детства начинает страдать от избыточного веса, а позже – от сопутствующих болезней. Ребенок, употребляющий слишком сладкую, соленую или острую пищу, перестает понимать настоящий вкус продуктов. Вот почему так важно с самого раннего детства формировать у детей правильные вкусовые привычки и рационально организовывать их питание.

Заботясь о рациональном питании детей, старайтесь следовать простым правилам, разработанным педиатрами и диетологами. Так Вы поможете своему ребенку расти здоровым и счастливым.

Старайтесь

  • Не переслащивать и не пересаливать пищу, не увлекаться приправами и пищевыми добавками, важно научить детей пить воду (а не сок, компот, чай и т.п.). Все это нужно для формирования правильных пищевых привычек, принятия естественного вкуса еды.
  • Разнообразить рацион, извлекать максимум пользы из сезонных продуктов.
  • Не кормить насильно, если у ребенка нет аппетита. Всегда важно выяснить причину и устранить ее. Потеря аппетита – симптом многих серьезных заболеваний, например, сальмонеллеза.

Помните

  • Детская еда: молоко, творог, сливочное и растительное масло, сметана, мясо, рыба, яйца, хлеб, крупы, овощи и фрукты. Недетская еда: копченое, соленое, консервы и полуфабрикаты. Консерванты и красители вредны, особенно детям до 3 лет. Приобретите полезную привычку - внимательно читать состав продуктов.
  • Лучшие способы приготовления пищи для ребенка: отваривание, тушение или приготовление на пару.
  • Важно соблюдать баланс между белками, жирами и углеводами в рационе ребенка, соотношение должно быть примерно 1:1:3,5-4,0. Нормы потребления пищевых веществ и энергии легко определить на основе возраста и веса ребенка.

Нормы потребления пищевых веществ и энергии для детей разного возраста
(МЗ РФ 31.05.1991)

  • Важно соблюдать нормы суточного употребления витаминов и минералов, стараться обеспечивать ребенка витаминами и минералами в составе продуктов питания.

Нормы потребления витаминов и минералов для детей разного возраста

Витамины

Дети до 1 года

Дети от 1 года до 4 лет

Дети от 4 до 12 лет

Дети старше 12 лет и взрослые

Витамин А (ретинол), мкг
Витамин Е (токоферол), мг
Витамин D, мг
Витамин С (аскорбиновая кислота), мг
Витамин В1 (тиамин), мг
Витамин В2 (рибофлавин), мг
Витамин В5, мг
Витамин В6 (пиридоксин), мг
Фолиевая кислота, мкг
Витамин В12 (цианокобаламин), мкг
Витамин РР (никотинамид), мг
Минералы
Железо, мг
Медь, мг
Цинк, мг
Марганец, мг
Магний, мг
Йод, мг
Селен, мкг
Хром, мкг

И, конечно, иногда нарушайте все правила рационального питания, балуйте ребенка хрустящим картофелем или газировкой, даже если они Вам кажутся дурацкими. Это тоже нужно для счастья.

До встречи в гостях у Мэри Поппинс!

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Когда речь идет о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», – часто цитируем мы, и формируется представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку топлива, а уж когда и как оно будет доставлено – это имеет второстепенное значение. Между тем – вот уж кого можно считать образцом подлинно культурного человека – утверждал, что тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться интеллигентом и достоин всяческого осуждения в «приличном обществе».
А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья. В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.
Регулярность . Рекомендации соблюдать режим питания – не прихоть диетологов, потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма. Все процессы, протекающие внутри нас (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, в том числе и работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность – непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы.
Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В детском возрасте – 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась).

Надо сказать, что еда » по часам» важна в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей, когда происходит активный рост и созревание организма. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее – организация питания в семье, позволяющая сформировать «рефлекс на время». Цель – появление у ребенка желания есть в «нужные» часы. А что надо знать и уметь самому ребенку? У него должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин.

Разнообразие . Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества - все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: белки – основной строительный материал, из которого формируется и «ремонтируется» (в случае возникающих неполадок) тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины - важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т. д.

Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий – залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание. В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз.

Нередко взрослые сталкиваются с проблемой необъяснимого на первый взгляд консерватизма ребенка в отношении еды. Попытайтесь помочь ребенку «распробовать» вкус разных блюд. Как этого добиться? Один из рецептов – предоставить возможность экспериментировать и самостоятельно создавать вкус и внешний вид блюда. Так, к примеру, в кашу (очень полезную, но не очень популярную у детей) можно добавлять варенье, сок (изменится цвет), сухофрукты, орехи, семечки… Картофельное пюре может быть выложено на тарелку скучной горкой, а может – в форме мишки, Чебурашки с глазками-горошинками и т. д. Такие эксперименты занимательны для ребенка, а практика показывает: интерес эстетический в скором времени превращается в интерес гастрономический.
Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые – ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Питание во время болезни отличается от питания в обычное время. Летний стол – от зимнего стола и т. д.
В деле контроля адекватности питания основная ответственность – на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у ребёнка должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно. Важно, чтобы ребёнок понимал, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Ребенку можно предложить самостоятельно контролировать количество сладостей, которое он съедает в течение дня (задача взрослого – придумать для этого занимательную и интересную форму

самоконтроля).

Безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия – соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.
О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять. Желудочно-кишечные расстройства – одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте. В последние годы все чаще отмечаются вспышки гепатита, основная причина – несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков.

Уже к 5 годам ребенок получает некоторую самостоятельность в отношении собственного питания – может самостоятельно достать из холодильника и съесть йогурт, яблоко и т. д. А значит, уже к этому возрасту у него должно быть сформировано представление о признаках, свидетельствующих о несвежести продукта (изменение запаха, цвета). Важно, чтобы ребенок знал: если есть даже небольшие сомнения в свежести продукта, есть его нельзя. Такое же осторожное отношение должно быть сформировано и к незнакомым продуктам. Дело в том, что новые, нетрадиционные для нашей культуры питания продукты могут содержать незнакомые для нашего организма вещества, которые могут стать для него аллергенами. Поэтому важно, чтобы ребенок запомнил, что знакомство с новым продуктом или блюдом должно происходить только в присутствии взрослого.

Удовольствие . Важная функция еды – доставлять удовольствие. Приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта. Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, тем выше уровень защиты его организма.

Призыв к получению удовольствия от еды – это не призыв к обжорству. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного, а от умения различать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т. д. Сформированность таких умений зависит от того, насколько разнообразна пища, которую ест ребенок и насколько вкусно она приготовлена. Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют «мягким», «кисло-сладким», «горько-сладким» и т. д.
И еще удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений и воспитательные беседы! Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление – семейный стол - это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!

Как организовать процесс формирования навыков

правильного питания ?

Правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. Но как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов?

Традиционный воспитательный прием взрослых, стремящихся сформировать у ребенка те или иные полезные привычки – объяснение их пользы для здоровья. «Будешь есть кашу – вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «Не будешь есть фрукты (заниматься физкультурой, закаляться и т. п.) – заболеешь…». Но является ли этот довод убедительным для ребенка? Нет! Ведь ему сейчас, в данный момент нужно отказаться от того, что приятно и вкусно, для того, чтобы когда-то в будущем получить «награду» (силу, рост, красоту). Как правило, здоровье для ребенка – это то, что дано ему от рождения, ему сложно осознать, почему нужно заботиться и укреплять его, если оно и так есть. Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на далекую перспективу способен далеко не каждый взрослый (что уж говорить о ребенке). Что же делать?

Игра – эта наиболее действенный для дошкольника и младшего школьника способ познания и взаимодействия с окружающим миром, в игре мальчик или девочка учатся общаться друг с другом и взрослыми, проверяют свои силы. Даже став более взрослым, подросток продолжает играть, только содержание и форма игры меняются. Итак, играем! Но пусть правила в этой игре будут особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. Вариантов тут множество – вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки, организовать конкурс на самую необычную кашу, провести соревнование знатоков фруктов и овощей и т. д. Здесь можно использовать разные виды игр. Сюжетно-ролевая игра, основанная на каких-то знакомых ребенку эпизодах из жизни, может быть связана с отработкой навыков поведения за столом (к хозяевам пришли гости, нужно накрыть стол и занять гостей). Игра с правилами предполагает соревновательный характер взаимодействия ее участников: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т. д.

Эффект таких нехитрых с точки зрения взрослого, приемов оказывается очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре.

Формирование основ культуры питания предполагает и знакомство ребенка с народными традициями и обычаями, народной кухней .

И это не просто дань уважения истории. Традиции, прошедшие многовековую проверку временем, всегда выполняли функцию социокультурных регуляторов питания с позиции его рациональности и целесообразности. Блюда народной кухни обычно оптимально соответствуют условиям жизни народа и структуре пищевых ресурсов территории, на которой он проживает. Здесь можно приводить многочисленные примеры – распространение сыроедения у северных народов (сырое мясо и рыба – основной источник витаминов, так как растительные ресурсы невелики), популярность кисломолочных продуктов у жителей Средней Азии (свежее молоко быстро скисает в жаре), обилие жирных и горячих блюд у сибиряков и т. д. На протяжении столетий у различных народностей вырабатывалась определенная адаптация к конкретным продуктам и способам их приготовления. Помните трагикомическую историю про бедного немца из «Железной воли» Лескова, которого погубило традиционное русское блюдо – блины (и, безусловно, особенности характера). Известная поговорка «Что русскому здорово, то немцу – смерть», несколько категорично, но все же отражает биологическую целесообразность традиционного питания.

Конечно, сегодня наш стол становится все более и более универсальным. Чизбургеры и гамбургеры, чипсы, суши, пицца – все это постепенно теряет статус «заморского» блюда. Вряд ли можно и стоит препятствовать процессу взаимопроникновения различных кулинарных традиций. Однако при этом глупо и неразумно забывать о собственной национальной кухне.
Вот почему так важно, чтобы у ребенка было сформировано представление о традиционной кулинарии, ее роли и значении для сохранения здоровья. При этом, кстати, решаются воспитательные задачи, непосредственно не связанные с формированием основ правильного питания. Так, для того, чтобы объяснить, почему различаются народные кухни, нужно, чтобы ребенок обладал определенными краеведческими знаниями - что растет в лесах, какая рыба водится в водоемах, каких животных разводят, особенности климата. Знакомство с традициями и обычаями расширяет представление о культуре и истории народа вообще, а значит, может рассматриваться и как элемент патриотического воспитания. А обсуждение кулинарных традиций разных народов – прекрасный вариант организации интернационального воспитания – близкий и понятный ребенку, лишенный пафоса, которым зачастую «грешат» традиционные методики.

Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности .

Все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Да, наверное, информация о группах витаминов и их значении для тех или иных физиологических функций организма важна, но вряд ли необходима для 5-ти летнего мальчика или девочки. А вот представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, безусловно, полезно, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т. д. Нужно ли рассказывать дошкольнику о технологии приготовления борща, если понятно, что пока ему рано вставать у плиты? Пока он может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и, значит, освоение правил сервировки будет иметь реальное практическое значение. Таким образом, семейное воспитание существенно дополняется и корректируется воспитанием в детском саду.

2.1 Питание. Принципы рационального питания детей дошкольного возраста

Питание ребенка – ведущий фактор, обеспечивающий правильное развитие и функционирование всех органов и систем.

Рациональное..питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. В то же время, правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.

Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо.

Таким образом, во всех ДОУ с продолжительностью пребывания детей более 3,5 часов организовывается горячее питание воспитанников, предусматривающее такое количество приемов пищи и их периодичность, чтобы длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышала 3,5 – 4 часов. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

Дети, посещающие ДОУ, основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) получают именно в этих учреждениях. Поэтому организация питания в ДОУ должна предусматривать обеспечение детей большей частью необходимых им энергии и пищевых веществ. При этом основными принципами организации питания в ДОУ должны служить:

2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

5. Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).

6. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

7. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 4 до 6 лет. Как правило, дети, находящиеся в ДОУ в дневное время (в течение 9-10 часов получают трехразовое питание (завтрак, обед, полдник), которое обеспечивает их суточную потребность в пищевых веществах и энергии примерно на 75-80 %. При этом на долю завтрака приходится 25 % суточной пищевой ценности рациона питания, на долю обеда - 35-40 %, полдника – 15 %. Ужин, на который остается 20-25% суточной пищевой ценности, дети получают дома.

Для детей, находящихся в ДОУ 12 часов, можно организовать как трехразовое (наиболее распространенное), так и четырехразовое питание. В первом случае их питание состоит из завтрака, на который приходится 25 % суточной пищевой ценности рациона питания, обеда (25 %) и более калорийного, чем обычно, полдника (20-25 %), (так называемый «уплотненный» полдник). Реже предусматривается четвертый прием пищи – ужин, составляющий 25 % суточной пищевой ценности (при этом полдник делают более легким из расчета 10 % суточной пищевой ценности).

Основой организации рационального питания детей в ДОУ является соблюдение рекомендуемых продуктовых наборов, а также разработанных на их основе типовых рационов питания (примерных меню). Выход блюд и кулинарных изделий предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией.

Организация питания школьников

При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи, предназначенной для детей и подростков, должны соблюдаться основные принципы рационального, сбалансированного, адекватного питания, подразумевающего:

· удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями (питание, адекватное возрастным физиологическим потребностям);

· сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в т. ч. по аминокислотам, жирным кислотам, углеводам, относящимся к различным классам, содержанию витаминов, минеральных веществ (в том числе микроэлементов);

· максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;

· адекватную технологическую (кулинарную) обработку продуктов, обеспечивающую высокие вкусовые качества кулинарной продукции, и сохранность пищевой ценности всех продуктов;

· исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей и подростков с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание);

· учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимости ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд).

Существуют «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения» утв. Главным госсанврачом РБ № 5789-91, где определены нормы энергозатрат и потребности в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах для различных возрастных групп.

Рекомендуемое соотношение в рационе питания детей и подростков количества основных пищевых веществ - белков, жиров и углеводов составляет около 1:1:4 (по массе). Удельный вес животного белка в рационе детей и подростков школьного возраста должен быть не менее 60% от общего количества белка. Жиры растительного происхождения должны составлять в рационе не менее 30% от общего количества жиров. В рацион включается молочный жир в виде сливочного масла (30-40 г/сутки), сметаны (5-10г). Легкоусвояемые углеводы (сахара) должны составлять около 20-30% от общего количества углеводов. Рацион должен содержать достаточное количество пищевых волокон - не менее 15-20 г/сутки. Оптимальное соотношение в рационе питания детей и подростков солей кальция и фосфора не ниже 1,2:1.

Завтрак детей должен обеспечивать 25%, обед - 35-40%, полдник -15%, ужин - 20-25% от суточной потребности детей в пищевых веществах и энергии (в соответствии с «Нормами физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР», утвержденными коллегией Минздрава СССР 17.04.91).

Рациональное питание детей – основа роста и правильного развития детей, фундамент здоровья на всю жизнь.

Витамины, минералы и микроэлементы участвуют в жизнедеятельности кишечной микрофлоры, отвечающей за иммунитет; участвуют в обмене веществ; необходимы для нормальной деятельности всех органов и систем человеческого организма. И родители, зная об этом, стремятся сделать питание своих детей максимально калорийным, часто прибегают к дополнительной искусственной витаминизации пищи, забывают о важности формирования правильных вкусовых привычек у ребенка.

Многие до сих пор верят, что чем толще ребенок, тем он здоровее (и действуют соответственно). Но это далеко не так. Переизбыток калорий, витаминов и микроэлементов зачастую опаснее, чем их недостаток. Организм ребенка, приученный получать витамины в готовом виде (сиропы, таблетки), перестает усваивать их из продуктов питания. Ребенок, приученный обильно питаться, с раннего детства начинает страдать от избыточного веса, а позже – от сопутствующих болезней. Ребенок, употребляющий слишком сладкую, соленую или острую пищу, перестает понимать настоящий вкус продуктов. Вот почему так важно с самого раннего детства формировать у детей правильные вкусовые привычки и рационально организовывать их питание.

Заботясь о рациональном питании детей, старайтесь следовать простым правилам, разработанным педиатрами и диетологами. Так Вы поможете своему ребенку расти здоровым и счастливым.

Правила рационального питания детей

Старайтесь

  • Не переслащивать и не пересаливать пищу, не увлекаться приправами и пищевыми добавками, важно научить детей пить воду (а не сок, компот, чай и т.п.). Все это нужно для формирования правильных пищевых привычек, принятия естественного вкуса еды.
  • Разнообразить рацион, извлекать максимум пользы из сезонных продуктов.
  • Не кормить насильно, если у ребенка нет аппетита. Всегда важно выяснить причину и устранить ее. Потеря аппетита – симптом многих серьезных заболеваний, например, сальмонеллеза.

Помните

  • Детская еда: молоко, творог, сливочное и растительное масло, сметана, мясо, рыба, яйца, хлеб, крупы, овощи и фрукты. Недетская еда: копченое, соленое, консервы и полуфабрикаты. Консерванты и красители вредны, особенно детям до 3 лет. Приобретите полезную привычку - внимательно читать состав продуктов.
  • Лучшие способы приготовления пищи для ребенка: отваривание, тушение или приготовление на пару.
  • Важно соблюдать баланс между белками, жирами и углеводами в рационе ребенка, соотношение должно быть примерно 1:1:3,5-4,0. Нормы потребления пищевых веществ и энергии легко определить на основе возраста и веса ребенка.

Нормы потребления пищевых веществ и энергии для детей разного возраста
(МЗ РФ 31.05.1991)

Пищевые вещества

Возраст детей (месяцев)

Возраст детей
(лет)

Белки, г/кг
Белки животные, г/кг
Жиры, г/кг
Углеводы, г/кг
Энергетическое обеспечение, ккал/кг
  • Важно соблюдать нормы суточного употребления витаминов и минералов, стараться обеспечивать ребенка витаминами и минералами в составе продуктов питания.

Нормы потребления витаминов и минералов для детей разного возраста

Витамины

Дети до 1 года

Дети от 1 года до 4 лет

Дети от 4 до 12 лет

Дети старше 12 лет и взрослые

Витамин А (ретинол), мкг
Витамин Е (токоферол), мг
Витамин D, мг
Витамин С (аскорбиновая кислота), мг
Витамин В1 (тиамин), мг
Витамин В2 (рибофлавин), мг
Витамин В5, мг
Витамин В6 (пиридоксин), мг
Фолиевая кислота, мкг
Витамин В12 (цианокобаламин), мкг
Витамин РР (никотинамид), мг
Минералы
Железо, мг
Медь, мг
Цинк, мг
Марганец, мг
Магний, мг
Йод, мг
Селен, мкг
Хром, мкг

И, конечно, иногда нарушайте все правила рационального питания, балуйте ребенка хрустящим картофелем или газировкой, даже если они Вам кажутся дурацкими. Это тоже нужно для счастья.