Комплексная оценка здоровья населения. "общественное здоровье основные понятия, факторы риска, показатели оценки"

  • Дата: 15.06.2019

Введение 3

Оценка состояния здоровья 4

Самооценка здоровья 7

Тесты самооценки здоровья 9

Заключение 15

Список Литературы 16

Введение

На необходимость количественной оценки физического здоровья впервые обратил внимание известный хирург, академик Н. М. Амосов. Он считает, что «уровень здоровья» - это интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма, а «количество здоровья» - это пределы изменений внешних условий, в которых еще продолжается жизнь. Непосредственно «количество здоровья» можно выразить в понятии «резервные мощности». По Н. М. Амосову, здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Очевидно, уровень жизнеспособности организма, его физическое здоровье должны определяться количественно. Количественная характеристика индивидуального физического здоровья - составная часть науки об индивидуальном здоровье человека.

Помимо непосредственной количественной характеристики физического здоровья о нем можно судить и по физическому развитию (его характеристике), и по оценке физического состояния и физической работоспособности организма. Безусловно, эти показатели несут информацию о состоянии физического здоровья.

Все методические приемы оценки физического состояния раскрывают границы приспособительных реакций организма, но именно диапазон этих реакций характеризует здоровье. Поэтому для объективной оценки физического здоровья наиболее соответствуют методики балльной и процентной оценки состояния здоровья, в которые включены как морфологические, так и функциональные показатели и результаты нагрузочных тестов.

Оценка состояния здоровья

Оценка состояния здоровья – это диагностика, мониторинг состояния здоровья при помощи специального оборудования, анализов, проводимых специалистами. Для оценки здоровья используется от 15 (в поликлинике) до 26 (в стацио­наре) критериев. Исследуют массу тела, флюрографию грудной клетки, час­тоту сердцебиений, АД, спирометрию, гемоглобин, эритроциты, лейкоциты и т. д. Кроме того, оценивают:

□ проявление активности;

□ способность работать подолгу, не утомляясь;

□ регулярность и правильность физиологических функций;

□ удовлетворительное самочувствие;

□ отсутствие устойчивых ощущений напряжения;

□ достаточные адаптационные резервы.

Комплектование происходит по следующим критериям:

    Состояние здоровья.

    Уровень физического развития.

    Уровень двигательной подготовленности.

Состояние здоровья определяет врач. При оценке состояния здоровья учитывают всю совокупность морфологических и функциональных признаков и данных анамнеза, особое внимание уделяют особенностям опорно-двигательного аппарата и других органов, затрудняющим или препятствующим выполнению тех или иных физических упражнений.

К основной медицинской группе относятся учащиеся, не имеющие отклонения в состоянии здоровья, с хорошим уровнем физического развития и двигательной подготовленности (не ниже среднего).

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья или не имеют их, но с недостаточным уровнем физического развития и двигательной подготовленности (ниже среднего).

К специальной медицинской группе относят учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и, как результат, низкий уровень физического развития и двигательной подготовленности.

С точки зрения социальной медицины, выделяют 3 уровня оценки здоровья:

    здоровье отдельного человека (индивидуума);

    здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);

    здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на определенной территории.

Для оценки здоровья на каждом из 3-х уровней используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному, с учетом экономических, репродуктивных, сексуальных, воспитательных, медицинских и психологических критериев.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели. I. Медико-демографические показатели.

А. Показатели естественного движения населения: смертность общая и возрастная; средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость, плодовитость; естественный прирост населения.

Б. Показатели механического движения населения: миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

IV. Показатели физического развития населения.

Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья. Показатели здоровья индивидов характеризуют его уровень в обществе.

Валеологи в исследованиях разделяют физическую, психическую и социальную удовлетворенность при оценке качества здоровья

Исследования в области акмепсихологии и акмепсихотерапии показывают, что нереализованность человека в различных сферах деятельности вызывает психосоматические заболевания. Авторы утверждают, что самореализация личности необходима для здоровья человека.

При оценке физического состояния основными его компонентами выступают объективные и субъективные оценки. В большинстве случаев при оценке качества здоровья, а также определении его уровня авторы подразумевают физическое состояние человека. Так, ряд авторов для количественной оценки физического состояния используют адаптационно-приспособительную деятельность, устанавливая донозологический (доболезненный) диагноз в четырех вариантах: 1) физиологическое, 2) состояние напряжения, 3) адаптация, 4) паталогическое

Наиболее интересна энергетическая концепция профилактики хронических неинфекционных заболеваний. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность существования некоего энергопотенциала биосистемы, выше которого у индивидов практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Этот порог количественно охарактеризован по показателям максимальной аэробной способности или производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Систематизация данных, характеризующих психическое состояние, позволила выделить следующие компоненты:

    самочувствие,

    настроение,

    тревожность,

    удовлетворенность,

    эмоциональную устойчивость.

К компонентам социального состояния человека можно отнести готовность к изменению образа жизни и поведения, если это грозит здоровью, наличие сознания и воли, уважение к иным точкам зрения и результатам чужого труда. Данный перечень может быть продолжен, но точки отсчета формирования этих установок у каждого человека разные и зависят от многих факторов.

Наиболее важным фактором формирования социального состояния является самопознание и самоанализ личностью себя и своей деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

1.Оценка и самооценка физического здоровья

тестирование здоровье физический

На необходимость количественной оценки физического здоровья впервые обратил внимание известный хирург, академик Н. М. Амосов. Он считает, что «уровень здоровья» - это интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма, а «количество здоровья» - это пределы изменений внешних условий, в которых еще продолжается жизнь. Непосредственно «количество здоровья» можно выразить в понятии «резервные мощности». По Н. М. Амосову, здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Очевидно, уровень жизнеспособности организма, его физическое здоровье должны определяться количественно. Количественная характеристика индивидуального физического здоровья - составная часть науки об индивидуальном здоровье человека.

Энергетическая концепция профилактики соматических заболеваний, предложенная Г. Л. Апанасенко, - один из подходов, позволяющих осуществить это. Эта концепция позволяет перейти от планирования мероприятий по предупреждению факторов риска к планированию систем укрепления здоровья. В качестве первого направления работы эта система предусматривает диагностический этап - скрининг уровня здоровья людей. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность, заключающаяся в том, что существует некий обусловленный эволюцией порог энергопотенциала биосистемы (резерв организма - glavsovet.ru), выше которого у людей практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Ниже этого порога (если исчерпаны резервные возможности) развиваются сначала эндогенные факторы риска, а затем и хронические соматические заболевания. Этот порог охарактеризован количественно по показателям максимальной аэробной способности, что позволяет при соответствующих мероприятиях исключить сам риск возникновения заболеваний.

Помимо непосредственной количественной характеристики физического здоровья о нем можно судить и по физическому развитию (его характеристике), и по оценке физического состояния и физической работоспособности организма. Безусловно, эти показатели несут информацию о состоянии физического здоровья.

Все методические приемы оценки физического состояния раскрывают границы приспособительных реакций организма, но именно диапазон этих реакций характеризует здоровье. Поэтому для объективной оценки физического здоровья наиболее соответствуют методики балльной и процентной оценки состояния здоровья, в которые включены как морфологические, так и функциональные показатели и результаты нагрузочных тестов.

Очевидно, количественная оценка функциональных резервов организма весьма затруднительна. Предложены два пути исследования резервных возможностей организма: один связан с определением диапазона функций органа, системы органов и целостного организма при воздействии на организм тестирующих нагрузок, а второй - с исследованиями способности организма человека совершать работу в условиях нарушения гомеостазиса (определение допустимых степеней гетеростазиса).

Учитывая, что при любом функциональном тестировании организма мобилизуется лишь часть физиологических резервов, прямое определение потенциально имеющихся физиологических резервов невозможно - glavsovet.ru. Однако поскольку изменения функций физиологических систем взаимосвязаны механизмами нейрогуморальной регуляции, для оценки функциональных резервов адаптации организма используются косвенные методы в виде дозированных и предельных физических нагрузок с регистрацией различных показателей функционального состояния организма (частота сердечных сокращений, потребление кислорода, секреция гормонов, биопотенциалы головного мозга и т.д.). Такой подход позволяет количественно оценить реальный вклад тех или иных физиологических резервов в формирование физического состояния организма, а поскольку подсистема физиологических резервов является центральной в системе резервов адаптации и от ее функции зависит работа других подсистем, это позволяет приблизиться к оценке возможности мобилизации системы функциональных резервов адаптации организма в целом.

К методам оценки функциональных резервов организма, составляющих основу физического здоровья, относят различные функциональные пробы. По мнению исследователей, для выявления диапазона функциональных резервов организма человека должны применяться интенсивные, кратковременные, строго дозированные физические и умственные нагрузки.

Оценка уровня гибкости

Ниже приведены несколько тестов для оценки уровня гибкости, которые хоть и не покажут филигранную точность, но помогут представить общую картину вашего спортивного здоровья.

Плечевые суставы 1:

Сядьте на стул спиной к партнеру, положив, сцепленные в замок руки, на затылок. Разведите локти в стороны, сильно сведя лопатки. Теперь пусть партнер, упираясь вам в спину корпусом или коленом, плавно и аккуратно потянет ваши локти назад. Когда почувствуете среднюю степень дискомфорта, остановитесь и зафиксируйте результат.

Хорошо: локти прошли линию плеч.

Отлично: плечевые кости расположены под прямым углом другу к другу.

Плечевые суставы 2

Лягте на край обычной скамьи (как в тренажерных залах) так, чтобы ваши плечи чуть-чуть свисали по краям. Ноги согните и поставьте ступнями на скамью. Сильно и жестко прижмите поясницу к скамье. Не отрывая спины от скамьи, не допуская прогиба в позвоночнике, поднимите прямые руки перед собой и медленно опустите их за голову как можно дальше. Руки прямые, в локтях не сгибать! Для увеличения точности возьмите в руки легкую палку.

Хорошо: обе ладони прошли ниже плоскости скамьи.

Отлично: оба локтя прошли ниже плоскости скамьи.

Вращатели плеча:

Сядьте на стул боком к зеркалу. Разведите руки в стороны и согните в локтях под 90 градусов. Не меняя угла сгиба в локтях, разверните руки вверх и назад, стараясь отвести ладони как можно дальше за голову. Теперь максимально разверните руки в другую сторону, опустив их вниз.

Хорошо: ладони поравнялись с уровнем головы в верхней точке и осевой линией корпуса в нижней. Причем оба крайних положения симметричны друг относительно друга.

Отлично: ладони прошли вертикальную линию, проходящую вдоль корпуса и головы в обеих точках. Причем оба крайних положения симметричны друг относительно друга.

Сгибатели бедра:

Лягте на скамью так, чтобы таз оказался на самом крае скамьи. Одна прямая нога свешивается со скамьи, вторую согнуть в колене и руками потянуть к себе, полностью прижав к груди. Одновременно пробуйте опустить прямую ногу (в колене не сгибать!!!) к полу.

Хорошо: колено прямой ноги поравнялось с плоскостью скамьи.

Отлично: колено прямой ноги прошло плоскость скамьи.

Разгибатели бедра:

Сядьте на скамью, положив одну ногу на нее. Корпусом развернитесь в сторону прямой ноги, носок приведите в нейтральное положение - не натягивайте на себя и не оттягивайте от себя. С идеально прямой спиной наклонитесь вперед.

Хорошо: пальцы рук касаются пятки прямой ноги.

Отлично: пальцы держаться за пятку прямой ноги, локти касаются скамьи.

Приводящие бедра:

Встаньте на колени и руками примите позу Сфинкса, положив локти и ладони на пол перед собой, направив их вперед. Теперь разведите колени, как можно шире. Не двигайте таз вперед или назад, при взгляде сверху ваши бедра должны представлять сплошную линию. Голени согнуты под прямым углом по отношению к бедрам. Также можно попробовать вариант, когда руки ставите на фитбол.

Хорошо: бедра располагаются чуть больше прямого углу относительно друг друга (100 -- 110 градусов).

Отлично: бедра под углом 130-150 градусов относительно друг друга.

Snatch-тест:

Этот тест самый сложный, так как зависит не только от гибкости суставов, но и от многих других факторов. На взгляд многих тренеров-методистов его идеальное выполнение свидетельствует о великолепной гибкости тех регионов тела, хорошее состояние которых в первую очередь отвечает за отсутствие спортивных травм у людей, занимающихся силовым тренингом.

Встаньте прямо, ноги поставьте чуть шире бедер и немного разверните ступни в стороны. В руки возьмите палку максимально широким хватом. Поднимите ее над головой, отведя чуть далее за осевую линию корпуса, сведите лопатки и в этом положении глубоко присядьте вниз.

Хорошо: неполный присед, при этом спина прямая, палка не сместилась вперед, ощущается легкий дискомфорт в районе тазобедренных суставов и низа спины.

Отлично: полный присед, прогнутая в пояснице спина, палка не сместилась вперед, отсутствуют дискомфортные ощущения в пояснице, легкое напряжение в середине спины.

Оценка быстроты реакции

Известно, что возраст оказывает прямое воздействие на скорость реакции. Так, реакция пожилых людей по сравнению с молодыми медленнее. Каков механизм реакции человека на внешнее воздействие? Происходит раскодирование перцептивной (поступающей через органы чувств) информации, активизация памяти, принятие решения, выбор ответа (реакции) и исполнение ответа. Конечно, редко удается просчитать количество времени, затрачиваемого накаждую ступень процесса.Для того чтобы улучшить скорость реакции до уровня, скажем, ниндзя, необходимо две вещи: тренировать мышцы, чтобы быстро сокращались их волокна, и увеличить скорость активизации и общения нейронов мозга. Последнее можно представить как повышение скорости работы процессора компьютера. Это будет промежуток времени между посылом сигнала из мозга и получения его мышцами. Если вы будете тренироваться и контролировать результаты, это поможет вам в любом аспекте вашей жизни -- особенно в те моменты, от которых будет зависеть ваша жизнь.Следует натренировать мышечные волокна сжиматься быстрее. Для этого отлично подойдут упражнения с «реактивными» движениями. Обычно все реакции связаны с руками. Именно на увеличение скорости реакции рук вам следует обратить внимание. Помогут в этом отжимания схлопками. С их помощью вы сможете тренировать скорость реакции ваших рук.Немаловажно также увеличить скорость умственных сигналов для ускорения трансмиссии нейропередатчиков. Это можно сделать с помощью некоторых упражнений, развивающих скорость хватки и блокировки (защиты). В боевых искусствах тренер особое внимание уделяет умению ученика выставлять защиту против нападения. Это действие должно дойти до уровня автоматизма, стать бессознательным. Можно тренироваться смячом: резко ударить его об стену, а затем поймать. Особенно хорошо, если стена неровная и таким образом вам будет сложно просчитать траекторию отскока.Для улучшения реакции очень важно развивать умение замечать объекты периферийным зрением. Попросите друга, чтобы он неожиданно напал на вас сзади или сбоку. Полезны в этом плане компьютерные игры -- обычные 2D или 3D. В Интернете можно найти массу игр, направленных на тренировку рефлексов.

Для того чтобы проверить скорость реакции, вам понадобится помощь друга и линейка. Попросите друга держать линейку прямо перед вами, примерно на уровне солнечного сплетения. Выдолжны стоять с опущенными вдоль тела руками. Затем он должен отпустить ее без предупреждения. Успеете ли вы поймать ее прежде, чем она упадет напол? Если успели, не все так плохо. Теперь посмотрите на расстояние, которое пролетела линейка до того, как вы ее поймали. Регулярно тренируйте скорость реакции, чтобы сократить ее падение до минимума.

Тест на психическое состояние

Предназначен для интегральной экспресс-оценки психического состояния в ходе массовых психопрофилактических (скрининговых) и индивидуальных обследований. Разработан в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (Гурвич И. Н., 1992).

Выполнение теста занимает 10--15 минут. Бланки обрабатываются работником среднего медицинского персонала или другим специально проинструктированным лицом. Обработка сводится к подсчету общей суммы набранных обследуемым баллов и занимает не более одной минуты.

Инструкция: В данной анкете представлены явления, которыми, как правило, психика человека отвечает на трудные жизненные ситуации. Внимательно прочитайте и оцените по следующей шкале то, насколько каждое из этих явлений представлено в Вашей жизни:

4 -- есть и было всегда;

3 -- есть уже длительное время;

2 -- появилось в последнее время;

1 -- было в прошлом, но сейчас нет;

0 -- нет и не было.

1. Бессонница, расстройства сна.

2. Ощущение, что окружающие люди относятся к Вам недоброжелательно.

3. Головные боли.

4. Изменение настроения без видимых причин.

5. Боязнь темноты.

6. Чувство, что Вы стали хуже других людей.

7. Плаксивость, склонность к слезам.

8. Ощущение комка в горле.

9. Боязнь высоты.

10. Быстрая утомляемость, чувство усталости.

11. Неуверенность в себе, в своих силах.

12. Сильное чувство вины.

13. Опасение по поводу возможного возникновения тяжелого заболевания.

14. Боязнь находиться одному в помещении или на улице.

15. Опасение покраснеть на людях.

16. Трудности в общении с людьми.

17. Беспричинный, необоснованный страх за себя, за других людей, боязнь каких-либо ситуаций.

18. Дрожание рук, ног, всего тела.

19. Невозможность сдерживать проявления своих чувств.

20. Сниженное, плохое или подавленное настроение.

21. Учащенное сердцебиение.

22. Беспричинная, необоснованная тревога, предчувствие, что может произойти что-то неприятное.

23. Безразличие ко всему происходящему.

24. Повышенная раздражительность, вспыльчивость.

25. Повышенная потливость.

26. Чувство общей слабости, вялости.

Тест позволяет распределить обследуемых на пять групп (уровней) психического здоровья:

I группа, здоровые -- сумма баллов менее 10;

II группа, практически здоровые с благоприятными прогностическими признаками -- 11--20 баллов;

III группа, практически здоровые с неблагоприятными прогностическими признаками (предпатология) --21--30 баллов;

IV группа, легкая патология -- 31--40 баллов;

V группа с существенными признаками патологии -- более 40 баллов.

Заключение

Становление здоровья определяется взаимодействием большого числа факторов - социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют друг с другом.Главным условием сохранения здоровья, бесспорно, является активный образ жизни, который включает в себя личную гигиену, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, активный образ жизни.Здоровый образ жизни и физическая культура органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни, однако, не следует думать, что занятия физической культурой и спортом автоматически гарантируют хорошее здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов, на занятия физической культурой и спортом приходится 15-30%, на сон - 24-30%, на режим питания - 10-16%, на суммарное воздействие других факторе - 24-51%.Систематические занятия физической культурой благотворно воздействуют на все системы функции организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, на деятельность опорно-двигательного аппарата и т.д.

Список использованной литературы

1. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 2007.

2. Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В. Ю. Волкова и В. И. Загоруйко. СПб.: Питер, 2009. - 224 с.

3. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича.-М.: Гардарака, 2008-448с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение различных определений здоровья человека - отсутствие болезней: состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Формирование культуры здоровья. Навыки эксплуатации технических средств обучения и бытовых приборов с ЭМИ.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Профилактика заболеваний и укрепление физического и психического здоровья как основы здорового образа жизни человека. Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание организма. Польза для здоровья прогулок на свежем воздухе. Нарушение режима питания.

    презентация , добавлен 18.01.2013

    Факторы, определяющие состояние здоровья, показатели физического развития в основе определения его уровня. Программа формирования культуры здоровья. Знания и навыки эксплуатации технических средств обучения, бытовых приборов с электромагнитным излучением.

    реферат , добавлен 11.12.2011

    Здоровье как состояние физического, духовного, социального благополучия. Кератин как основа ногтевой пластинки. Основные разновидности форм пластинок, их цвет. Профилактика и коррекция здоровья по состоянию ногтей. Общие правила ухаживания за ногтями.

    презентация , добавлен 27.11.2013

    Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

    реферат , добавлен 09.03.2017

    Описание типового проекта детского комбината. Характеристика служебно-бытовых помещений. Гигиеническая оценка сетки занятий детей. Микроклимат помещений и световой режим. Гигиеническая оценка режима дня. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2009

    Здоровье как естественное состояние организма. Изучение отличительных признаков нравственного, психического и физического здоровья человека. Составление распорядка дня, правильного питания, избавление от вредных привычек. Посещение спортивных секций.

    дипломная работа , добавлен 28.10.2014

    Понятие здоровья и здорового образа жизни, характеристика его составляющих: требования к правильному питанию, признаки психического здоровья, виды закаливания, режим труда и отдыха, необходимость физической активности и отказа от вредных привычек.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Определение сущности здоровья, его основные виды: соматическое, физическое, психическое. Влияние генетических факторов, состояния окружающей среды и медицинского обеспечения на показатели здоровья. Позитивная роль закаливания, личной гигиены и спорта.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Значение физической культуры для человека. Закаливание как своеобразная тренировка терморегуляторных процессов организма. Значение воздушных ванн для укрепления здоровья. Этапы закаливания водой. Польза инсоляции и правила принятия солнечных ванн.

Состояние здоровья

"...17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;..."

Источник:

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Состояние здоровья" в других словарях:

    состояние здоровья - здоровье, самочувствие, здравие Словарь русских синонимов. состояние здоровья сущ., кол во синонимов: 3 здоровье (10) … Словарь синонимов

    Состояние здоровья населения - I Состояние здоровья населения комплексная социально гигиеническая характеристика состояния жизнедеятельности населения. Проводится изучение С. з. н. как всей страны, области, края, района, города, так и его отдельных групп (половых, возрастных,… … Медицинская энциклопедия

    состояние здоровья населения - (син. санитарное состояние населения) комплексная социально гигиеническая характеристика здоровья населения, содержащая или обобщающая ряд демографических показателей, уровень заболеваемости и физического развития населения … Большой медицинский словарь

    I группа практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении, с которыми проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни;... Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н О… … Официальная терминология

    II группа граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них составляется индивидуальная программа профилактических мероприятий, осуществляемых в учреждениях здравоохранения по месту жительства; … Официальная терминология

    III группа граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения (установления) диагноза (впервые установленное хроническое заболевание) или лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения… … Официальная терминология

    IV группа граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях заболевания, выявленного во время диспансеризации;... Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н О проведении в 2008 2009 годах… … Официальная терминология

    V группа граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи... Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N … Официальная терминология

    улучшивший состояние здоровья - прил., кол во синонимов: 2 оздоровивший (12) сделавший более здоровым (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    состояние - СОСТОЯНИЕ1, я, ср Внутреннее самочувствие, расположение духа, настроение, чувство, испытываемое кем л. Я уехал домой в каком то непонятном состоянии. Я испытывал смешанное чувство беспокойства и азарта (Довл.). СОСТОЯНИЕ2, я, ср То же, что… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Демографические факторы здоровья , М. С. Бедный. В монографии с позиций системного анализа рассматриваются такие проблемы, как продолжительность жизни, состояние здоровья супружеских пар. Показана зависимость числа детей в семье от… Купить за 280 руб
  • Язык - зеркало здоровья. Диагностика по языку , Дао Хаолян. Китайской медицине давно известны приемы диагностики различных заболеваний по внешнему виду языка. Ведь язык - зеркало здоровья. С помощью осмотра языка можно: понять и оценить состояние…

47. Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья

Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфо-функциональных отклонений.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или мор-фофункциональные отклонения, реконвалесценты, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Основными группами статистических показателей, используемых для характеристики общественного здоровья контингента детей и подростков, являются следующие:

1) медико-демографические критерии;

2) физическое развитие;

3) распределение детей по группам здоровья;

4) заболеваемость;

5) данные об инвалидности.

Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы.

Из книги Здоровье Вашей собаки автора Анатолий Баранов

Из книги Чайный гриб - природный целитель. Мифы и реальность автора Иван Павлович Неумывакин

Зависимость состояния здоровья от питания Прежде чем мы перейдем непосредственно к теме нашей книги, необходимо ознакомить читателей со строением желудочно-кишечного тракта и особенностями воздействия на него основных продуктов питания, так как эти сведения помогут

Из книги Порча?...А мы с ней поборемся! Исцеление без таблеток и лекарств автора Лариса Владимировна Алексеева

Для счастья и здоровья детей От всех бед и напастей защитит икона Божьей Матери Феодоровской (Костромской).К кому воззову, Владычице; к кому прибегну в печали моей; к кому привнесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и

Из книги Без очищения нет исцеления автора Геннадий Петрович Малахов

Особенности очистительного процесса в зависимости от индивидуальной конституции, возраста и состояния здоровья Все мы разные. Древние мудрецы определяют это различие различной комбинацией жизненных принципов – дош. При преобладании жизненного принципа «Слизи»

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

47. Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный

Из книги Поликлиническая педиатрия: конспект лекций автора Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

48 Оценка состояние здоровья детского населения (продолжение) По данным ВОЗ, если свыше 80 % детей относятся ко II–III группам здоровья, это указывает на неблагополучие населения.Заболеваемость является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье детского

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

ЛЕКЦИЯ № 4. Группы риска нарушения состояния здоровья. Школы будущих родителей Беременные женщины группы повышенного риска по рождению детей с отклонениями в состоянии здоровья:1) беременные в возрасте до 20 лет и первородящие старше 30 лет;2) с массой тела менее 45 кг и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз

Из книги Ходьба вместо лекарств автора Евгений Григорьевич Мильнер

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья.

Из книги Как безопасно родить в России автора Александр Владимирович Саверский

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Субъективная оценка состояния здоровья Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня,

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Антон Ноймайр

Глава 5 Право на охрану здоровья беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и их детей. Льготы и пособия по беременности и

Из книги Красота и здоровье женщины автора Владислав Геннадьевич Лифляндский

Из книги Краткий гид по долгой жизни автора Дэвид Агус

ПЕРВЫЕ НАРУШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ В суматохе музыкальной жизни в Готе впервые появились признаки расстройства здоровья, которые Карл Мария до этого не замечал. Уже в январе 1812 года он пожаловался в своем дневнике на сильные боли в груди, которые он принял, согласно

Из книги автора

Контроль состояния здоровья Здоровье – это состояние полного физического, душевного, социального благополучия. Чтобы сберечь его, человеку необходимо соблюдать правила здорового образа жизни, уделять внимание профилактике заболеваний и следить за своим

Из книги автора

Опросник текущего состояния здоровья * Этот вопрос, пожалуй, самый важный из всех, которые нужно себе задать. Вы можете себя прекрасно чувствовать сегодня, но что было вчера?** Ответьте на вопросы, когда будете отдыхать после физической нагрузки. * Если носки оставляют

Факторы риска для здоровья человека, связанные с загрязнением окружающей среды

Во всем мире начинают понимать, что хорошее здоровье и благосостояние людей не могут быть достигнуты в условиях опасной и постоянно ухудшающейся окружающей среды, а свободный доступ людей к медицинской помощи не дает возможности нейтрализовать отрицательные последствия ухудшения среды обитания человека.

Неблагоприятная экологическая ситуация и низкие показатели здоровья в ряде регионов России, неэффективность природоохранных мероприятий, разрабатываемых без четких количественных критериев оценки потенциального и реального ущерба для здоровья, обусловливают необходимость сосредоточить внимание на количественной оценке опасности воздействия факторов окружающей среды.

В течение последних десятилетий для решения этой задачи активно используется методология оценки и управления рисками влияния факторов окружающей среды на здоровье населения в целях увеличения обоснованности принятия управленческих решений в области здравоохранения.

Основы методологии оценки и управления рисками влияния факторов среды на здоровье населения были разработаны в США в 70-х гг. и в настоящее время она стала научной основой политики Агентства по охране окружающей среды (ЕРА) и государственной природоохранной политики США в целом. Сегодня эта методология получила широкое распространение во всем мире. Она официально признана и развивается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и другими международными организациями и учреждениями.

Методология оценки и управления рисками была успешно апробирована во многих регионах России. (Ангарске, Кирово-Чепецке, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Перми, Череповце и др.). Опыт ее применения для решения важных практических задач показал, что она может существенно усилить эффективность и надежность проводимых мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны.

Здоровье населения является одним из главных показателей и целей социально-экономического развития страны. Неслучайно, что во всех развитых странах оно рассматривается как критерий качества жизни и является одним из ведущих приоритетов в деятельности их правительств.

Важной задачей национальной политики в России должно стать достижение каждым гражданином такого уровня здоровья, который позволит жить продуктивно в социальном и экономическом планах при максимально возможной продолжительности жизни (В. И. Покровский, 1996 г.). В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе предложено значительное количество определений здоровья. Однако наиболее широкое признание получило определение Всемирной организации здравоохранения, которая рассматривает здоровье не только как отсутствие болезни, болезненных состояний или болезненных изменений, а как полное физическое; духовное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил человека.



Состояние здоровья - процесс динамический, тесно связанный с социальной и окружающей средой. Его можно рассматривать и изучать с различных позиций: философских, социально-экономических, социально-юридических и т. д. Однако для непосредственных практических применений важно, чтобы в определение здоровья были включены показатели, которые давали бы возможность измерять его количественно. Для оценки здоровья предложено использовать обобщенные показатели, интегрально отражающие состояние здоровья населения как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях (здоровье семьи, здоровье отдельных групп населения, общественное здоровье).

Индивидуальный уровень здоровья определяется как уровень жизненной активности человека, уровень его возможностей в реализации своих социальных и биологических функций. При этом каждая возможность учитывается с весовым коэффициентом, характеризующим субъективную ценность ее реализации для индивида. Значение h варьирует в диапазоне от 0 до 1, где нулевому значению соответствует тяжелая болезнь, полная неспособность функционировать и радоваться жизни, а 1 - максимальная физическая и умственная работоспособность и эмоциональный тонус.

К данному определению необходимо сделать одно важное уточнение. На самом деле, уровень возможностей реализации функций индивида в значительной степени определяется не только физиологическими возможностями его организма, но и характеристиками социальной и природной среды, в которой находится индивид, накладывающими ограничения на реализацию этих возможностей, а также уровнем его материально-финансового благополучия, предоставляющим дополнительные возможности.

Для оценки индивидуального здоровья предложены критерии, учитывающие уровень и степень гармоничности физического и психического развития: реактивность и резистентность к болезням; оценку возрастных изменений; наличие хронических заболеваний; показатели нетрудоспособности, обусловленной заболеваниями или травмами; потенциал жизнеспособности (количество человеко-лет предстоящей трудоспособности) для лиц трудоспособного возраста и др.

Оценку состояния здоровья на популяционном уровне или для отдельных групп населения предложено проводить по индексам, в основу которых положены данные о заболеваемости и смертности, о группах здоровья, о времени сохранения здоровья в течение определенного возрастного периода. По этим критериям оценивается потенциал трудоспособности с учетом социальных и экономических потерь от заболеваемости, рассчитывается потенциал средней продолжительности предстоящей жизни.

Интегральный уровень здоровья населения для страны в целом можно определить через величину средней ожидаемой продолжительности активной жизни человека, рассчитываемую по специальной формуле.

Он служит главным, основным показателем здоровья нации, главным целевым критерием деятельности органов здравоохранения.

Данный показатель в настоящее время активно используется экономически развитыми государствами и международными организациями для межгосударственных сравнений и управления здравоохранением. В англоязычной литературе этот показатель обозначается как QALYs (Quality-Adjusted Life Years), что в буквальном переводе означает «годы жизни с учетом качества», или DHLY (Discounted Healthy Life Year), что переводится как «дисконтированный год здоровой жизни». Так, например, десятилетняя национальная Программа укрепления здоровья, профилактики заболеваний и национальных целей в этой области до 2000 г. (США) в качестве пяти главных целей программы ставит достижение «средней ожидаемой продолжительности жизни» - 78 лет и «средней ожидаемой продолжительности здоровой (активной) жизни» - 65 лет. Из сравнения этих цифр следует, что различного рода недомогания и болезни отнимают в настоящее время примерно 15% от общего «объема жизни».

Из значительного числа показателей здоровья в практической деятельности обычно считается достаточным выделение 10-20 наиболее информативных показателей, чтобы дать оценку и определить стратегию укрепления здоровья населения.

В большинстве стран мира потенциал здоровья населения принято характеризовать системой статистических показателей, включающих:

Демографические показатели: рождаемость, смертность (общая, перинатальная, младенческая, повозрастная, по отдельным причинам), естественный прирост населения, продолжительность жизни;

Заболеваемость: общая, по отдельным классам, группам, болезням, отдельных возрастных групп, с временной утратой трудоспособности, профессиональная, инфекционная, неинфекционная и др.;

Физическое развитие: всего населения или отдельных возрастных групп;

Группы здоровья;

Инвалидность.

Для оценки здоровья используются и другие показатели. Например, показатели, которые характеризуют условия, обусловливающие возникновение заболеваний. К последним относятся факторы риска: низкий вес при рождении, ожирение, короткие промежутки между родами, низкий уровень охвата иммунизацией, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.

Кроме того, используются показатели, в состав которых входят факторы, обусловливающие формирование здоровья населения и успешность развития человеческих возможностей. Это показатели, отражающие качество деятельности служб здравоохранения, их доступность и степень использования, уровень образования и его вклад в здоровье, условия труда, уровень дохода, обеспеченность водой, качество жилища, показатели санитарно-эпидемиологического благополучия и многие другие.

Исключительно важное место в обеспечении и сохранении здоровья занимает в настоящее время выявление факторов риска и условий, способствующих их возникновению.

Факторы риска - это факторы, которые повышают вероятность возникновения различных нарушений здоровья, в частности развития заболеваний.

К ним могут относиться факторы природной и социальной среды, факторы образа жизни людей и индивидуальные особенности организма. Некоторые факторы риска связаны с наследственностью. Идентифицирован ряд специфических генов, являющихся факторами риска таких заболеваний, как рак толстой кишки, остеопороз, боковой амиотрофический склероз, спондилоартрит и т. д. Другие факторы риска такие, как химические вещества и возбудители инфекций, находятся в окружающей среде. Ряд факторов является частью социального окружения. Установлено, что эмоциональные нагрузки, обусловленные потерей супруга, изменениями образа жизни или неустроенностью в быту, повышают частоту соматических и психических заболеваний. Некоторые из наиболее значимых факторов риска относятся к сфере поведения человека: курение, употребление наркотиков, избыточное потребление алкоголя, пренебрежение ремнями безопасности при езде на автомобиле и др.

Здоровье населения формируется под воздействием внешних болезнетворных факторов и биологических особенностей популяции людей, которые в совокупности составляют медико-экологические факторы. К болезнетворным факторам относятся физические, химические, биологические и социальные факторы. При этом отмечено, что одни факторы препятствуют действию причины и тем самым снижают риск заболеваемости, а другие - способствуют этому действию и повышают риск развития тех или иных заболеваний. Так, неудовлетворительные санитарно-бытовые условия жизни населения способствуют распространению острых желудочно-кишечных заболеваний.

Важную роль в снижении влияния факторов риска на состояние здоровья играет их профилактика. Под профилактикой понимают комплекс разнообразных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или снижение риска заболеваемости. С учетом целей и задач профилактику принято делить на первичную, вторичную и третичную.

Характер и степень выраженности факторов риска в окружающей среде определяют остроту медико-экологической ситуации. Управление медико-экологической ситуацией - это осуществление целенаправленного вмешательства в систему «окружающая среда-здоровье населения» с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, когда отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность рассматривается как стабилизированная на уровне стандартов качества окружающей среды ситуация, без явных патологических экологически обусловленных изменений в состоянии здоровья населения, с приемлемым уровнем риска развития неблагоприятных изменений в состоянии среды обитания и здоровья населения.

Достижение санитарно-эпидемиологической безопасности медико-экологической ситуации является первоочередным шагом к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия создает благоприятные условия и способствует развитию человеческого общества, стимулирует социальную, духовную и физическую активность населения (Е. Н. Беляев, 1996).

В реальных условиях производства весьма важна оценка опасности веществ.

В отечественной литературе различают 4 класса опасности вещества: 1 - чрезвычайно опасные, 2 - высокоопасные, 3 - умеренно опасные и 4 - малоопасные.

В последние годы создана новая классификация опасности химических веществ по целому комплексу различных критериев. В основу данной классификации положен принцип единства системы «химическое вещество-среда-организм-популяция». Данный комплекс показателей открывает возможность дать интегральную оценку опасности любому ингредиенту по так называемому показателю опасности. Величина интегрального показателя тем выше, чем выше опасность химического вещества. Величина интегральногопоказателя колеблется от 100 до 5 000, что практически равняется величине фактора неопределенности, применяемого в US ЕРА и ВОЗ, который может составлять от 10 до 1 000, а в некоторых случаях - до 10 000.

Заметим, что термин «опасность» относится к «источнику» риска. Необходимо понимать, что риск создан опасностью, но эти понятия не являются эквивалентными. Например, радиационное излучение представляет опасность для человека, но рискоблучения возникает лишь тогда, когда человек подвергается его воздействию.

Риск для здоровья человека, связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:

При наличии источника риска (например, токсического вещества в почве, воде, в воздухе, в пище и др.);

При источнике риска, находящегося в окружающей среде и характеризующегося вредной для человека концентрацией или интенсивностью; присутствие человека, контактирующего с источником риска и восприимчивого к его воздействию;

При наличии путей передачи вредного воздействия от источника риска к организму человека.

При оценке рисков часто используется понятие агент риска.

Агент риска - это физический фактор (шум, радиация, электромагнитные поля, вибрация, инфразвук), химическое вещество, биологический организм, потенциально вредные факторы окружающей среды. При соответствующих условиях агент риска становится причиной вреда для человеческого здоровья и окружающей среды.

Гигиеническая оценка системы окружающая среда – здоровье

Актуальной задачей профилактической медицины на современном этапе является системная оценка явлений и факторов в многокомпонентной и многофункциональной системе «среда обитания-здоровье населения».

Известно, что факторы окружающей среды чрезвычайно разнообразны по характеру неблагоприятного воздействия на организм. Характер и глубина его поражения определяются множеством сопутствующих условий, в том числе интенсивностью и длительностью контакта с патогенными агентами, путями и способами проникновения в организм вредных веществ, а также совместным действием их с физическими факторами. Это определяет сложность в определении величины вклада для здоровья каждого из отдельно взятых факторов.

В настоящее время для оценки влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье населения предложен ряд методических подходов. В частности, предлагается проводить оценку, включающую: количественно-пространственно-временную характеристику комплекса факторов окружающей среды; углубленное изучение здоровья с получением его интегральных оценок; построение различных вариантов математических моделей взаимосвязей показателей состояния среды с характеристиками здоровья; сопоставление результатов эпидемиологических и экспериментальных исследований.

На здоровье населения, наряду с загрязнением окружающей среды, значительное влияние оказывает образ жизни, состояние медицинской помощи, биологические факторы. Это обусловливает важность проблемы оценки вклада комплекса факторов в формирование здоровья населения.

Имеющиеся в литературе данные по этому вопросу показывают, что факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья населения, могут быть подразделены на следующие основные группы: факторы, характеризующие генотип популяции, факторы образа жизни и факторы состояния окружающей среды. При этом подчеркивается, что образ жизни влияет на состояние здоровья в 51,2 % случаев, генетические факторы - в 20,4 %, окружающая среда - в 19,9 %, здравоохранение - в 8,5 % случаев.

Приведенные сведения согласуются с данными ВОЗ, где отмечается, что состояние здоровья населения определяется на 50 % образом жизни. На среду обитания (атмосферный воздух, воду, почву, пищевые продукты) отводится примерно 20 %, с наследственностью связывается 20 % и 10 % - с качеством медико-санитарной помощи.

При установлении закономерностей влияния факторов среды на здоровье населения особое внимание должно быть уделено здоровью детских контингентов как наиболее чувствительных ко многим внешним воздействиям. Отсутствие у них вредных привычек и прямого контакта с вредными факторами производственной среды делает детей хорошей моделью для изучения системы «окружающая среда-здоровье населения».

Факторы окружающей среды в комплексе с биологическими и поведенческими характеристиками человека (возрастом, полом, социально-экономическим положением, образом жизни и т. д.) оказывают свое влияние на характер и степень тяжести ответной реакции организма на вредное воздействие окружающей среды. Субъективные факторы могут как ослаблять влияние окружающей среды, так и усиливать ее неблагоприятное воздействие.

Решение задачи по выбору оптимального методического подхода к оценке системы «среда-здоровье» имеет исключительно важное значение в реализации системы социально-гигиенического мониторинга. Одним из важнейших направлений в реализации социально-гигиенического мониторинга всех уровней, повышении его эффективности и надежности, особенно при разработке и принятии управленческих решений, может служить система по оценке и управлению рисками влияния среды на здоровье.

Процесс оценки риска складывается из четырех основных этапов: выявления факторов неблагоприятного воздействия, оценки воздействия, оценки зависимости «доза-ответ», характеристики риска.

Результатом расчетов является доля (%) контингента населения из всей изучаемой выборки, которая с достоверной вероятностью будет вовлечена в патологический процесс за выбранный промежуток времени.

Значительные проблемы возникают при попытке оценить риск опасности загрязнения окружающей среды по уровню заболеваемости на территории этого загрязнения, так как не все население реагирует одинаково - имеются более и менее чувствительные группы населения. Так, отмечено, что, чем менее выражено проявляется эффект, тем больше «размер» группы риска, то есть численность группы населения, которая имеет функциональные изменения, выходящие за пределы физиологической нормы, всегда больше, чем численность группы, заболевшей от неблагоприятного воздействия. Это обстоятельство обусловливает необходимость получения детальной объективной информации о показателях состояния окружающей среды и здоровья населения, включающих характеристики донозологических изменений. Получение такой информации возможно на основе внедрения системы мониторинга загрязнения окружающей среды и здоровья населения.

Опыт создания и эксплуатации в России первых систем слежения за здоровьем населения и средой обитания (системы «АГИС-здоровье», «Пестициды», «Профзаболевания», «Ангара» и др.) показал, что они дали возможность решить целый ряд полезных задач. В частности, была создана система слежения за уровнем заболеваемости населения по нозологиям и состоянием окружающей среды для отдельных городов. Кроме того, на основании полученных данных вносились коррективы в деятельность промышленных предприятий в целях охраны атмосферного воздуха и водного бассейна и др. Однако в этих системах не учитывалось влияние социальных факторов, в них использовалась неполная информация об уровнях загрязнения окружающей среды. Они не позволили получить адекватные модели причинно-следственных зависимостей в системе «среда-здоровье».

В настоящее время взамен указанных систем активно развивается государственная система социально-гигиенического мониторинга.

Социально-гигиенический мониторинг рассматривается как сложная, многофункциональная система длительного наблюдения за изменениями показателей состояния здоровья населения и окружающей среды с целью выявления критических отклонений, требующих определенного вмешательства и осуществления социально-гигиенических и медико-профилактических мероприятий, эффективность которых оценивается по принципу обратной связи.

Целью создания данной системы является:

Выявление приоритетных социальных, экологических, санитарных, медико-социальных проблем охраны здоровья населения;

Разработка обоснованных региональных программ, направленных на снижение заболеваемости или отрицательных последствий загрязнения окружающей среды;

Обеспечение информационной поддержкой органов управления здравоохранением, санитарно-эпидемиологичекого надзора; экологической и социальной защитой по мерам первичной профилактики.

Помимо традиционно используемых критериев здоровья (рождаемости, смертности, общей и инфекционной заболеваемости, инвалидности, физического развития и др.) в системе мониторинга предполагается изучение и оценка распространенности предпатологических состояний среди населения на основе анализа иммунного, психического статуса, функционального состояния систем биохимической защиты, состояния сердечно-сосудистой и респираторной систем.

Важной задачей гигиенической оценки системы «среда-здоровье» является определение комплексной антропогенной нагрузки. Комплексная антропогенная техногенная нагрузка городской среды складывается из пофакторных показателей - количественных характеристик основных факторов среды, определяющих реальную нагрузку на организм человека. Это показатели химического и биологического загрязнения воздушной среды, воды и почвы, а также уровня шума, электромагнитного, ионизирующего излучения и др. Определяемая величина комплексной нагрузки на организм складывается из учитываемых факторов. Она количественно характеризуется одним показателем, отнесенным к гигиеническому нормативу, - в этом случае за допустимый уровень принимается величина, равная или меньше единицы.